Авторская методика совершенствования педагогической техники: Педагогическая техника и педагогическое мастерство | Статья:
Педагогические технологии | МБОУ «Лицей №8 имени академика Е.К. Федорова»
(Выдержки из учебно-методического пособия Ксензовой Г.Ю. Перспективные школьные технологии — М.: Педагогическое общество России, 2000.)
Принято считать, что у истоков технологизации педагогики стоял А.С.Макаренко, смело использовавший понятие педагогической техники. И все же массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают с реформированием вначале американской, а затем европейской школ.
Технологизация учебного и воспитательного процессов в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом» {Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М., 1989, с.7)
Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.
Педагогическую технологию нельзя отождествлять с применением алгоритмов, ибо в ней действия не могут быть жестко детерминированы. Технология есть отражение закономерного в деятельности. Чем лучше учитель знает педагогические закономерности, тем эффективнее построение его деятельности, поскольку точнее используются технологические требования.
В.П.Беспалько справедливо замечает: «Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя.» (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М, 1989, с.3)
Проектирование педагогической технологии заключается в разработке программы воздействия на замыслы и деятельность участников педагогического процесса путем выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов.
Существует множество определений понятия «педагогическая технология».
Существенными чертами современных трактовок понятия «педагогическая технология» являются следующие:
— Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежат ценностные ориентации, целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата;
— Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем школьникам достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования;
— Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации;
— Поэтапное и последовательное воплощение элементов педтехнологии должно быть воспроизводство любым учителем с учетом авторского почерка педагога;
— Органической частью педтехнологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Среди основных побудительных причин возникновения и практического использования новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
— Необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых;
— Осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;
— Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;
— Потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного учителя.
***
Представление о педагогической технологии как о воплощении на практике заранее спроектированного учебного процесса предполагает, во-первых, ее использование специалистами, обладающими высокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом, а во-вторых, свободный выбор технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и ученика.
***
На пути воплощения инновационных авторских проектов встречается ряд препятствий:
• Консерватизм педагогической системы, во многом объясняемый тем, что педагогическим работникам недостает действенной информационной службы, обеспечивающей адаптацию научных достижений к условиям массовой школы;
• Не все авторские проекты доводятся до уровня технологий, что часто приводит к неожиданным, незапланированным результатам, вызывает недоверие к новациям и провоцирует возврат к хорошо известному старому;
• Развивающие системы начального образования не всегда обеспечивают ее состыковку с последующими этапами школьной жизни ребенка.
Реализация творческой свободы учителя в быстроменяющихся воспитательных актах наряду с ответственностью за конечный педагогический результат возможна только при условии осмысления учебного процесса (вне зависимости от технологии обучения) на четырех уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом.
Как показывают многолетние наблюдения, в массовой педагогической практике новая педагогическая идея обычно успешно прорабатывается на теоретическом и методологическом уровнях, но этап ее непосредственного внедрения (процесс освоения технологии) по различным причинам оказывается замедленным. В настоящее время, в связи с достаточно широким распространением технологий развивающего обучения, возникла и другая крайность, когда учитель пытается освоить новые подходы в обучении только на уровне методики или отдельных дидактических приемов.
Необходимо глубокое профессиональное осмысление вывода о том, что нельзя учить детей по методикам и технологиям, взаимоисключающим друг друга, нельзя детей погружать в смысловое поле, наполненное противоречивыми установками и требованиями.
Именно в этом корень неизбежных и неустранимых конфликтов, возникающих в школах при неточном, часто искаженном использовании в условиях массовой практики методик развивающего обучения. Многим педагогам все еще кажется, что они могут «творчески» (то есть так, как посчитают нужным) использовать новую методику, чей-то передовой опыт, причем характер такого использования зависит только от намерений и желаний учителя. Степень совместимости того, что делалось раньше, с тем, что предстоит сделать, не принимается во внимание.
Приступая к изучению новых технологий обучения, следует уберечься от этой серьезной педагогической погрешности и понять, что совершать ее недопустимо. Активно используемая метафора о необходимости использовать «крупицы» новаторского опыта должна быть окультурена пониманием того, что должна быть совместимость между этими «крупицами». Всем педагогам, приступающим к освоению новых технологий важно глубоко осознать этот вывод, который должен стать фундаментом возводимого всеми нами здания новой педагогической культуры.
Предлагаемая схема взята из книги Левитас Д.Г. Школа для профессионалов или семь уроков для тех, кто учит. — Москва-Воронеж, 2001.
Назад
Зырянова_Введение_в_ППД_пособие
%PDF-1.6 % 1 0 obj > endobj 1139 0 obj >stream GPL Ghostscript 9.022019-11-18T10:00:22+05:002019-11-18T09:18:39+05:00PDFCreator Version 1.2.12019-11-18T10:00:22+05:00094580db-0c16-11ea-0000-9e3af920e9cfuuid:772fa85e-153f-41bb-91a8-bb5a3022a1ecapplication/pdf
Педагогические приемы, которые должен знать каждый учитель
Распространение любви
Эффективное преподавание включает в себя нечто большее, чем содержание, которое вы преподносите учащимся. Вы должны освоить соответствующую технику, чтобы донести значимые знания. Идеальная техника гарантирует, что учащиеся с легкостью усвоят различные концепции и успешно справятся с тестами, не говоря уже о том, как вы значительно улучшите свои навыки преподавания.
Вот несколько педагогических приемов, которые можно использовать в классе:
- Начальная буква
Эта стратегия позволяет учащимся лучше запоминать определенные понятия, запоминая начальные буквы как разные слова.
- Метод локусов
Помимо назначения фраз в список, метод локусов назначает физические местоположения, которые учащийся может легко запомнить, чтобы освоить определенный список.
- Пример правила
Учителя обычно используют примеры, чтобы лучше объяснить определенную концепцию. Этот метод воплощает в себе использование соответствующих примеров для соответствующего объяснения правила.
- Анализ средств и результатов
Это метод решения проблем, при котором учащийся сначала определяет свою цель, свою текущую ситуацию и соответствующие действия, которые необходимо предпринять для достижения конечного результата.
- Сопоставление текстов
При изучении новой концепции учащимся рекомендуется использовать несколько материалов для чтения в качестве справочных материалов. Поэтому при размещении в группах каждый справочный текст представлен в группе, чтобы дать разные точки зрения на тему.
- Массовая практика
Практика делает совершенным, как говорят. Массовая практика реализует этот принцип, когда учащиеся многократно повторяют навык или концепцию в течение определенного периода времени.
- Распространенная практика
Навыки и концепции воспроизводятся через различные промежутки времени в методе распределения, в отличие от массовой практики.
- Обучающие датчики
Лучший способ оценить уровень преподавания — спросить учащихся, чему они научились. Учебные пробы позволяют учителям оценивать эффективность своего обучения с помощью вопросов.
- Семантическая карта
Эта стратегия использует предварительное знание учащимся определенной концепции, чтобы помочь ему лучше понять тему. Обычно учитель начинает с введения определенного слова, а затем позволяет учащимся провести мозговой штурм и придумать соответствующую информацию и разработать карту с дополнительными деталями.
- Схема реализации
Учащиеся используют систематический поток событий, когда они развивают и реализуют свои идеи. Процесс начинается со стадии разработки, когда они рассматривают несколько идей, прежде чем остановиться на соответствующем элементе перед реализацией.
- Аналитический процесс
Педагоги используют этот метод для выявления сильных и слабых сторон учащегося в чтении и других занятиях в классе. Как только учителя узнают ключевые показатели эффективности, они смогут соответствующим образом планировать уроки с учетом потребностей каждого ученика.
- Управляемые изображения
Мысленный образ — мощный инструмент обучения. Учителя могут использовать управляемые образы, чтобы позволить читателям использовать свои предыдущие знания и воображение для визуализации и решения проблемы. Эта стратегия часто сочетается с текстами, богатыми образами.
- Социальный конструктивистский процесс
Изучение новой концепции включает несколько механизмов, которые инициируются как учащимся, так и преподавателем. Обычно учащийся лучше понимает концепцию, если у него есть предварительные знания об этой идее, пусть даже небольшие, и он получает новые детали.
Есть много других стратегий, которые можно использовать в классе. Тем не менее, это очень эффективные процессы за один сеанс.
Улучшение обучения учащихся с помощью эффективных методов обучения: перспективные направления когнитивной и педагогической психологии
. 2013 Январь; 14(1):4-58.
дои: 10.1177/1529100612453266.
Джон Данлоски 1 , Кэтрин Роусон 2 , Элизабет Дж. Марш 3 , Митчелл Дж. Натан 4 , Дэниел Т. Уиллингем 5
Принадлежности
Принадлежности
- 1 Факультет психологии Кентского государственного университета [email protected].
- 2 Факультет психологии Кентского государственного университета.
- 3 Факультет психологии и неврологии Университета Дьюка.
- 4 Факультет педагогической психологии, Факультет учебной программы и инструкций и Факультет психологии, Университет Висконсин-Мэдисон.
- 5 Факультет психологии, Университет Вирджинии.
- PMID: 26173288
- DOI: 10.1177/1529100612453266
Джон Данлоски и др. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2013 9 января0003
. 2013 Январь; 14(1):4-58.
дои: 10.1177/1529100612453266.
Авторы
Джон Данлоски 1 , Кэтрин Роусон 2 , Элизабет Дж. Марш 3 , Митчелл Дж. Натан 4 , Дэниел Т. Уиллингем 5
Принадлежности
- 1 Факультет психологии Кентского государственного университета [email protected].
- 2 Факультет психологии Кентского государственного университета.
- 3 Факультет психологии и неврологии Университета Дьюка.
- 4 Факультет педагогической психологии, Факультет учебной программы и инструкций и Факультет психологии, Университет Висконсин-Мэдисон.
- 5 Факультет психологии, Университет Вирджинии.
- PMID: 26173288
- DOI: 10.1177/1529100612453266
Абстрактный
Многие студенты остаются позади из-за системы образования, которая, по мнению некоторых людей, находится в кризисе. Улучшение образовательных результатов потребует усилий по многим направлениям, но центральная предпосылка этой монографии заключается в том, что одна часть решения включает в себя помощь учащимся в более эффективной регуляции своего обучения за счет использования эффективных методов обучения. К счастью, когнитивные и педагогические психологи разрабатывают и оценивают простые в использовании методы обучения, которые могут помочь учащимся достичь своих учебных целей. В этой монографии мы подробно обсуждаем 10 методов обучения и предлагаем рекомендации относительно их полезности. Мы выбрали методы, которые, как ожидалось, будут относительно простыми в использовании и, следовательно, могут быть приняты многими студентами. Кроме того, некоторые методы (например, выделение и повторное чтение) были выбраны потому, что учащиеся сообщают о том, что они в значительной степени полагаются на них, что делает особенно важным изучение того, насколько хорошо они работают. Методы включают уточняющий опрос, самообъяснение, обобщение, выделение (или подчеркивание), мнемонику ключевого слова, использование образов для изучения текста, повторное чтение, практическое тестирование, распределенную практику и чередующуюся практику. Чтобы предложить рекомендации об относительной полезности этих методов, мы оценили, распространяются ли их преимущества на четыре категории переменных: условия обучения, характеристики учащихся, материалы и критериальные задачи. Условия обучения включают в себя аспекты учебной среды, в которой реализуется методика, например, учится ли учащийся в одиночку или в группе. Характеристики учащихся включают такие переменные, как возраст, способности и уровень предшествующих знаний. Материалы варьируются от простых концепций до математических задач и сложных научных текстов. Критериальные задачи включают в себя различные показатели результатов, которые имеют отношение к успеваемости учащихся, например, те, которые касаются памяти, решения проблем и понимания. Мы постарались дать подробные обзоры для каждой методики, поэтому данная монография получилась довольно объемной. Однако мы также написали монографию по модульному принципу, поэтому ею легко пользоваться. В частности, каждый обзор разделен на следующие разделы: Общее описание техники и почему она должна работать Насколько общие эффекты этой методики? 2а. Условия обучения 2б. Характеристики учащихся 2c. Материалы 2д. Критериальные задачи Эффекты в репрезентативных образовательных контекстах Вопросы для реализации Общая оценка Обзор по каждому методу можно читать независимо от других, а определенные представляющие интерес переменные можно легко сравнивать по методам. Чтобы предвосхитить наши окончательные рекомендации, методы сильно различаются в отношении их обобщаемости и обещания улучшить обучение учащихся. Практическое тестирование и распределенная практика получили высокие оценки полезности, потому что они приносят пользу учащимся разного возраста и способностей и, как было показано, повышают успеваемость учащихся по многим критериям и даже в образовательном контексте. Уточняющий опрос, самообъяснение и чередующаяся практика получили умеренные оценки полезности. Преимущества этих методов действительно распространяются на некоторые переменные, но, несмотря на их обещания, они не достигли высокой оценки полезности, поскольку доказательства их эффективности ограничены. Например, уточняющий опрос и самообъяснение не получили должной оценки в образовательном контексте, а преимущества чередования только начали систематически изучаться, поэтому окончательная эффективность этих методов в настоящее время неизвестна. Тем не менее, методы, получившие средние оценки полезности, достаточно перспективны, чтобы мы могли рекомендовать их использование в соответствующих ситуациях, которые мы подробно описываем в обзоре каждого метода. Низкую оценку полезности получили пять техник: обобщение, выделение, мнемоника ключевых слов, использование изображений для заучивания текста и повторное чтение. Эти методы были оценены как малополезные по многим причинам. Было показано, что обобщение и использование изображений для изучения текста помогают некоторым учащимся в выполнении некоторых задач на критерии, однако условия, при которых эти методы приносят пользу, ограничены, и все еще необходимо провести много исследований, чтобы полностью изучить их общую эффективность. Мнемонику ключевого слова трудно реализовать в некоторых контекстах, и, по-видимому, она приносит пользу учащимся при ограниченном количестве материалов и коротких интервалах запоминания. Большинство учащихся сообщают о повторном чтении и выделении текста, однако эти методы не всегда повышают успеваемость учащихся, поэтому вместо них следует использовать другие методы (например, тренировочное тестирование вместо повторного чтения). Мы надеемся, что эта монография будет способствовать улучшению обучения студентов не только за счет демонстрации того, какие методы обучения, вероятно, будут иметь наиболее общие эффекты, но и за счет поощрения исследователей к продолжению изучения наиболее многообещающих методов. Соответственно, в наших заключительных замечаниях мы обсудим некоторые вопросы того, как эти методы могут быть реализованы преподавателями и студентами, и мы выделим направления для будущих исследований.
© Автор(ы) 2013.
Похожие статьи
Переосмысление одаренности и одаренного образования: предлагаемое направление движения вперед, основанное на психологической науке.
Суботник РФ, Ольшевски-Кубилиус П., Уоррелл ФК. Суботник РФ и др. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2011 Январь; 12(1):3-54. дои: 10.1177/1529100611418056. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2011. PMID: 26168418
Как оценивалось влияние «технологий оказания медицинской помощи» на интеграцию услуг при оказании помощи при инсульте и какова убедительность доказательств, подтверждающих их эффективность в этом отношении?
Аллен Д. , Риксон Л. Аллен Д. и др. Int J Evid на основе Healthc. 2008 март; 6(1):78-110. doi: 10.1111/j.1744-1609.2007.00098.x. Int J Evid на основе Healthc. 2008. PMID: 21631815
Влияние обогащения на когнитивное развитие взрослых: можно ли сохранить и улучшить функциональные способности пожилых людей?
Герцог С., Крамер А.Ф., Уилсон Р.С., Линденбергер У. Герцог С. и соавт. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2008 окт; 9(1):1-65. doi: 10.1111/j.1539-6053.2009.01034.x. Epub 2008 1 октября. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2008. PMID: 26162004
Разработка веб-базы данных вопросов для самооценки учащихся.
Хаммуд М.М., Барклай М.Л. Хаммуд М.М. и др. акад. мед. 2002 г., сен; 77 (9): 925. акад. мед. 2002. PMID: 12228094 Обзор.
Академическая среда: взгляд студентов.
Диварис К., Барлоу П.Дж., Чендеа С.А., Чеонг В.С., Дунис А., Драган И.Ф., Хэмлин Дж., Хоссейнзаде Л., Куин Д., Митрираттанакул С., Монес М., Молнар Н., Перриер Г., Пикап Дж., Равал Н., Шанахан Д., Сонгпайсан Ю., Танева Э., Ягуб-Заде С., Вест К., Вразич Д. Диварис К. и др. Eur J Dent Educ. 12 февраля 2008 г. Приложение 1: 120-30. дои: 10.1111/j.1600-0579.2007.00494.х. Eur J Dent Educ. 2008. PMID: 18289275 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Переключение учащихся на тестирование: влияние обучения и контекста на саморегулируемое обучение.
Simone PM, Whitfield LC, Bell MC, Kher P, Tamashiro T. Симона П.М. и др. Cogn Res Princ Implic. 2023 13 февраля; 8 (1): 14. doi: 10.1186/s41235-023-00470-5. Cogn Res Princ Implic. 2023. PMID: 36781612 Бесплатная статья ЧВК.
Преднамеренная ошибка улучшает передачу знаний больше, чем безошибочная проработка и выявление и исправление чужих ошибок.
Вонг СШ. Вонг СШ. Educ Psychol Rev. 2023; 35 (1): 16. doi: 10.1007/s10648-023-09739-z. Epub 2023 7 февраля. Educ Psychol Rev. 2023. PMID: 36776579 Бесплатная статья ЧВК.
Новая эра в проведении кардиореабилитации: пробелы в исследованиях, вопросы, стратегии и приоритеты.
Beatty AL, Beckie TM, Dodson J, Goldstein CM, Hughes JW, Kraus WE, Martin SS, Olson TP, Pack QR, Stolp H, Thomas RJ, Wu WC, Franklin BA.