Бегство в болезнь – Бегство в болезнь — это… Что такое Бегство в болезнь?

Содержание

БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ - это... Что такое БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ?


БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ

БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ - понятие и психоаналитическая концепция Фрейда, фиксирующие и раскрывающие причины и механизмы ряда психических заболеваний и расстройств (в особенности неврозов), характеризующихся наличием неосознаваемого стремления отчужденного человека к заболеванию и погружению в болезнь. Последняя тенденция выступает как средство и способ защиты от конфликта с реальностью. По Фрейду, Б. в Б. - это способ замещения недостающего удовлетворения, реализующийся путем обратного развития (регрессии), возвращения к прежним формам психосексуальной жизни, которые в свое время доставляли удовлетворение. Эта регрессия двоякая: 1. временная регрессия (возвращение либидо к прежним ступеням развития) и 2. формальная регрессия (когда проявление эротической потребности выражается примитивными первоначальными средствами). Оба вида регрессии направлены к периоду детства и оба ведут к восстановлению инфантильного состояния. Согласно Фрейду, невроз заменяет в наше время монастырь, в который обычно удалялись все те, кто разочаровался в жизни или кто чувствовал себя слишком слабыми для жизни. В современной психологии и психиатрии «Б. в Б.» трактуется преимущественно как одна из форм реакций личности на неблагоприятную, психогенно травмирующую ситуацию, выражающаяся в попытке избежать конфликта путем развития болезненных симптомов и как проявление механизма патологической психической защиты. В общем характеризуется невротической, функциональной, соматической, вегетодистони-ческой симптоматикой и выступает как частая причина возникновения различных ипохондрических состояний.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

  • БАШЛЯР
  • БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ

Смотреть что такое "БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ" в других словарях:

  • бегство в болезнь — согласно З. Фрейду понятие и концепция, фиксирующие и объясняющие причины и механизм ряда заболеваний психических, особенно неврозов, характерных наличием неосознаваемого стремления человека к заболеванию и погружению в болезнь как средство и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Бегство в болезнь — 1. в психоанализе и психопатологии уход в болезнь, понимаемый как способ защиты от проблем реальности или психотравмирующих переживаний; 2. потребность быть больным, «любовь» к болезни, с которой пациенты (обычно страдающие истерией, синдромом… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • бегство в болезнь — форма психогенной реакции, проявляющаяся психическими, соматовегетативными и другими расстройствами, возникающими и сохраняющимися в связи с неблагоприятной для индивидуума ситуацией, предоставляющая ему возможность своеобразного ухода от этой… …   Большой медицинский словарь

  • Бегство в болезнь — Одна из форм реакций личности на неблагоприятную, психогенно травмирующую ситуацию. Проявление механизма патологической психологической защиты. Характеризуется невротической, функциональной, соматической, вегето дистонической симптоматикой.… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • БЕГСТВО — англ. escape; нем. Flucht/Fluchtreaktion. Форма реакции индивида на воздействие негативного раздражителя; стремление уйти от невыносимой соц. ситуации (Б. в наркотики, Б. в труд, Б. в религию, Б. в болезнь и т. д.). см. ЭСКАПИЗМ. Antinazi.… …   Энциклопедия социологии

  • БЕГСТВО — англ. escape; нем. Flucht/Fluchtreaktion. Форма реакции индивида на воздействие негативного раздражителя; стремление уйти от невыносимой соц. ситуации (Б. в наркотики, Б. в труд, Б. в религию, Б. в болезнь и т. д.). См. ЭСКАПИЗМ …   Толковый словарь по социологии

  • Выгода от болезни — 1. в психоанализе – психологический выигрыш,, который симптомы болезни доставляют её пациенту (gain, primary and secundary): а) первичная или паранозная выгода (греч. para возле, при, вне; nosos – заболевание) состоит в уменьшении тревоги от того …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • адаптация — Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Адаптация

    — 1. в эволюционной теории любое структурное или поведенческое изменение, имеющее значение для выживания особи и вида; 2. в социальной психологии изменение системы отношений индивида в социально психологическом и культурном плане, служащее цели… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЦЕЛЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ — – оказание помощи человеку, испытывающему страдания и неспособному самостоятельно разобраться в причинах своего психического расстройства и тем более устранить его.    С точки зрения здравого смысла, любая терапия, включая психоаналитическую,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Homo addictus. Человек зависимый. В рабстве пагубных пристрастий, Н. Бойко. Что такое зависимость? Болезнь, распущенность, малодушие, результат деформации личности? В любом случае - это трагедия не только самого человека и его семьи, но и общества в целом. Каковы… Подробнее  Купить за 290 руб
  • Homo addictus. Человек зависимый. В рабстве пагубных пристрастий, Бойко Н.Н.. Что такое зависимость? Болезнь, распущенность, малодушие, результат деформации личности? В любом случае - это трагедия не только самого человека и его семьи, но и общества в целом. Каковы… Подробнее  Купить за 267 грн (только Украина)
  • Homo addictus. Человек зависимый: в рабстве пагубных пристрастий, Бойко Н.Н.. Что такое зависимость? Болезнь, распущенность, малодушие, результат деформации личности? В любом случае - это трагедия не только самого человека и его семьи, но и общества в целом. Каковы… Подробнее  Купить за 265 руб
Другие книги по запросу «БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ» >>

dic.academic.ru

Бегство в болезнь - Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Принцип реальности заставляет человека считаться с внешней необходимостью. Но в том-то и дело, что бессознательные сексуальные влечения оказывают сопротивление реальному миру, всячески противятся налагаемым извне ограничениям. Тем самым создается благоприятная почва для возникновения внутрипсихических конфликтов. Там, где сексуальные влечения не находят возможности прямого удовлетворения, происходит регрессия либидо к ранним периодам развития с инфантильным выбором соответствующего объекта. На основе психического конфликта возникают невротические симптомы, которые являются замещением несостоявшегося удовлетворения. Будучи средством инфантильного либидозного удовлетворения, они как бы игнорируют тот объект, от которого пришлось отказаться, и, по сути дела, утрачивают связь с внешней реальностью. Тем самым происходит отход от принципа реальности и возвращение на некогда уже проторенный путь реализации принципа удовольствия. Раскрывая возможный путь возврата от принципа реальности к принципу удовольствия, Фрейд считает, что именно этот путь способен привести к психическому заболеванию. Если в силу внешних препятствий и внутреннего неприятия определенных способов снятия напряжения человек не может в реальном мире удовлетворить свои сексуальные влечения, то он уходит от реальности и с помощью болезни пытается найти себе замещение недостающего удовлетворения. Уход от неудовлетворяющей действительности завершается, по выражению Фрейда, бегством в болезнь. Невротические заболевания — типичный пример такого бегства, свидетельствующий о своеобразных попытках разрешения человеком своих внутрипсихических конфликтов. Находясь под влиянием внутренних вытеснений бессознательных желаний, человек находит существующую реальность неудовлетворительной. Он погружаетсяв мир фантазий и путем регрессии, возвращения к инфантильным фазам психосексуального развития, где некогда без особого труда достигал удовлетворения, воображает себе исполнение его желаний. Создаваемые человеком фантазии могут выражаться поразному. Активный, деятельный, обладающий художественным дарованием человек может в своей творческой работе воплотить свои фантазии в действительность. Но если это не удается, если у человека нет соответствующих способностей и дарований, то ему не остается ничего другого, как уйти в созданный им самим и более удовлетворяющий его фантастический мир. Вместо художественных творений возникают симптомы невротических заболеваний. Путем регрессии либидо воскрешает инфантильные желания и соответствующие им способы удовлетворения их, что сопровождается бегством в болезнь. В понимании Фрейда, бегство в болезнь — это одна из возможностей выживания человека, в силу внешних обстоятельств жизни и внутренних конституционных особенностей неспособного полноценно осуществлять свою деятельность в реальном мире. Человек может прибегать к бегству в болезнь потому, что, по мнению основателя психоанализа, предрасположение к неврозу преимущественно отличает его от животного. Однако обратная сторона этого преимущества заключается в том, что нередко человек оказывается пленником самого себя. Загоняя себя в болезнь, он направляет все свои усилия не на то, чтобы от мира созданных им фантазий вновь перейти к реальному миру, как это делает творческий человек, а на то, чтобы путем регрессии и фиксации на ранних этапах своего развития получить эрзац удовлетворения садистского, мазохистского или садистско-мазохистского типа. Психоаналитическое понимание бегства в болезнь основывается на том, что для бессознательных процессов, участвующих в формировании психических механизмов этого бегства, критерий реальности не имеет какоголибо существенного значения. Это означает следующее. Независимо от того, с чем имеет дело человек — с внешней действительностью, реальными событиями жизни или какимилибо мыслительными, психическими продуктами деятельности, будь то фантазии, грезы или иллюзии, — все это может восприниматься им в качестве психической реальности. Фактически любая внутрипсихическая работа может быть приравнена человеком к внешней действительности. По Фрейду, мир фантазий, например, является не менее значимой для человека психической реальностью, чем материальная реальность, воспринимаемая им в процессе его предметной деятельности. Поэтому в его работах можно встретить утверждения, что нет необходимости делать различия между фантазией и действительностью. Разумеется, речь идет вовсе не о том, что Фрейд не видел никаких различий между фантазией и действительностью. Напротив, он подчеркивал, что для нормальных людей действительный мир — это та реальность, в которой они осуществляют свою деятельность, руководствуясь принципом реальности. В то время как для психически больных фантазия является тем миром, который для них не менее значим, чем реальный мир для здоровых людей, и в котором они постоянно пребывают, руководствуясь принципом удовольствия. Но поскольку психоанализ имеет дело с осмыслением не столько материальной, сколько психической реальности и акцентирует внимание не столько на сознательных, сколько на бессознательных процессах, то в своей теоретической и терапевтической деятельности аналитику приходится принимать в расчет специфику и особенности мира фантазий. Больной человек создает себе различного рода фантазии, в мире которых он живет. И это не мистификация, а факт, имеющий для невроза ничуть не меньшее значение, чем то, если бы он действительно пережил содержание своих фантазий наяву. Для Фрейда фантазия оказывается такой формой человеческого существования, в которой индивид освобождается от какихлибо притязаний со стороны внешней реальности и обретает былую свободу, ранее приобретенную им на стадии инфантильного психосексуального развития и позднее утраченную в силу необходимости считаться с окружающим его миром. В фантазии принцип реальности не накладывает свой отпечаток на человека, который наслаждается своей свободой, открыв для себя нечто вроде заповедной пущи, отвоеванной у принципа реальности и ставшей его убежищем от внешнего мира с его различными требованиями, притязаниями и ограничениями. Фрейд проводил параллель между творениями человеком фантазий и устройством заповедных пущ, охраной парков, необходимых людям для сохранения девственной природы, того первоначального вида земли, который претерпевает все 

большие изменения под натиском бурного развития земледелия и промышленности. Фантазия как раз и является такой заповедной пущей, где человек может удовлетворять свои естественные желания, исходящие из его первозданной природы. Ведь эти желания относятся не только к его собственным переживаниям, но и к переживаниям доисторических времен, когда, например, открытое проявление сексуальных влечений не было чемто предосудительным, запретным, постыдным. Та заповедная пуща с ее бессознательными грезами, о которой говорил Фрейд, является источником как сновидений, так и невротических симптомов. Он считал, что мир грез и фантазий особенно характерен для людей, страдающих психическими расстройствами. Бегство в болезнь — это уход от реальности в мир фантазий; в ту заповедную пущу, где невротик стремится удовлетворить свои вытесненные в бессознательное желания. Не оглядываясь при этом на принцип реальности и не попадая под власть социокультурных запретов. В своих фантазиях невротик имеет дело с такой реальностью, которая, будучи вымышленной, тем не менее оказывается реально значимой для него самого. Либидо невротика уходит в фантазию, где открывает для себя путь к вытесненным фиксациям. В результате притока либидо к фантазии энергия сексуальных влечений настолько повышается в количественном отношении, что настоятельно требует своей разрядки. В свою очередь, требование разрядки повышенной сексуальной энергии приводит к столкновению с Я, что с неизбежностью порождает конфликтную ситуацию. При изменении соотношения сил между ними возникает симптом.

Таково фрейдовское понимание отношений между принципом удовольствия и принципом реальности, количеством накопленного либидо и фантазией, внутрипсихическим конфликтом и неврозом. Из него следовало психоаналитическое представление о количественном факторе, который оказывает воздействие на образование невротического симптома. Однако описание психических процессов и динамическое их рассмотрение оказывались недостаточными для раскрытия существа неврозов. Требовалось их осмысление с экономической точки зрения. В результате подобного психоаналитического подхода к изучению этиологии и природы неврозов Фрейд пришел к убеждению, что, несмотря на содержательные предпосылки конфликта между сексуальными влечениями и влечениями Я, его возникновение становится возможным лишь при определенной степени заряженности либидо, требующей соответственной разрядки. Пытаясь понять смысл, этиологию и природу неврозов, основатель психоанализа пришел к выводу, что сексуальные влечения и влечения Я представляют собой сокращенные повторения в развитии человека того, что имело место в развитии человечества, начиная от первобытных времен и кончая сегодняшним днем. Фактически он высказал мысль, что оба вида влечений являются унаследованными. Следовательно, соотношение внешних и внутренних факторов, лежащих в основе этиологии неврозов, требует иного видения, отличного от привычных представлений, ранее предложенных в рамках физиологии, психологии и психиатрии. Это иное, психоаналитическое, видение рассматривало важное значение внутренних тенденций развития человека, некогда в истории развития человечества представлявших собой жизненную необходимость приспособления к реальному миру, но с каждым новым поколением входящих во внутренний мир человека в форме унаследованных психических образований. С точки зрения Фрейда, психическая реальность как раз относится к тем внутренним тенденциям развития человека, которые служат питательной почвой для возникновения неврозов. Это означает, что филогенетические, то есть связанные с развитием человеческого рода, истоки характерны не только для сексуальных влечений, но и для фантазий человека. Как и сексуальные влечения, фантазии имеют древнее происхождение. Их содержание отличается завидным постоянством,сохраняющимся на протяжении многих веков. Фрейд назвал их прафантазиями, являющимися не чем иным, как филогенетическим достоянием человечества.

В своих прафантазиях человек как бы выходит за пределы собственных переживаний, становится сопричастным со всем тем, что ранее имело место в истории развития человечества. Он приобщается к переживаниям предков, в сокращенном виде воспроизводит доисторическое прошлое, которое становится своего рода психологической истиной для него. Фрейд считал, что все обнаруживаемое психоанализом в форме фантазий, будь то вспышка сексуального возбуждения ребенка при наблюдении интимных отношений между родителями, совращение детей, кастрация, инцест или отцеубийство, — все это было реальностью в первобытном обществе, первобытной орде.

Такое понимание связей между филогенетическим и онтогенетическим развитием, прошлым и настоящим, реальностью и фантазией поставило представление об эдиповом комплексе в центр психоаналитического видения этиологии и природы неврозов. Не случайно Фрейд вполне отчетливо и недвусмысленно заявил, что эдипов комплекс со всеми своими производными является основой любого невроза. И хотя аналитическое изображение этого комплекса является увеличением и огрублением того, что в детстве представляется, как правило, в качестве некоего наброска, тем не менее основатель психоанализа считал, что лучше переоценить, чем недооценить его влияние в жизни человека. Поэтому он уделял столь пристальное внимание рассмотрению роли эдипова комплекса как одного из важных источников сознания вины, так часто мучающее невротиков. Той вины, которая возникает в душе человека независимо от того, совершил он какоелибо непристойное деяние или только помыслил о нем. Той вины, которую психологически вобрал в себя современный человек за совершенное его предками в доисторическое время преступление — отцеубийство.

Если, согласно Фрейду, каждому ребенку в процессе своего психосексуального развития предстоит пройти нелегкий путь, связанный с решением задачи эдипальных отношений, то нет ничего удивительного в том, что далеко не всем удается ее решить идеальным образом. Нередко ребенок не справляется с этой задачей, что может привести к возникновению невротических симптомов. Невротикам вообще не удается решение задачи, обусловленной эдипальными отношениями, в результате чего ребенок (а впоследствии и взрослый человек) всю жизнь склоняется перед авторитетом отца или матери, идеализирует их или, напротив, выстраивает свои отношения с другими людьми по типу противостояния родителям, оказывается не в состоянии перенести свое либидо на другой сексуальный объект, что приводит к конфликту между амбивалентными, разнонаправленными психическими процессами, драматически сказывающимися на его дальнейшей судьбе.

С психоаналитической точки зрения невротик застревает где-то в прошлом. Поэтому для понимания истоков возникновения неврозов необходимо обратиться к детству человека, к его инфантильному психосексуальному развитию, к тем травмам, которые могли оказать воздействие на его психику. Психоанализ сосредоточивает свои исследовательские и терапевтические усилия на выявлении этих травм.

При рассмотрении этого вопроса Фрейд исходил из нескольких положений.

Вопервых, он считал, что все травмы, способные в дальнейшем оказать воздействие на жизнь человека, принадлежат раннему детству, примерно до пяти лет. Среди них выделяются те травмы и впечатления от них, которые относятся к возрастному периоду от двух до четырех лет. Это наиболее важный период детства, который требует особого внимания в процессе аналитической работы с пациентами.

Во-вторых, по его представлениям, соответствующие детские переживания, как правило, забываются. Они относятся к периоду инфантильной амнезии, прерываемой лишь отдельными фрагментами воспоминаний. Чаще всего эти фрагменты воспоминаний оказываются не чем иным, как маскирующими воспоминаниями.

Это приходится учитывать при работе с пациентами.

В-третьих, он полагал, что переживания детства восходят к впечатлениям сексуальной и агрессивной природы. Эти впечатления включают в себя соответствующие нарциссические обиды, нанесенные Я. В отличие от взрослых, дети не различают сексуальные и агрессивные действия, следовательно, увиденный ими сексуальный акт между родителями воспринимается ими в качестве некоего насилия папы над мамой. Это означает, что детские впечатления имеют сексуальноагрессивное содержание.

С психоаналитической точки зрения травматические переживания раннего детства, амнезия, то есть забывание этих переживаний, и сексуально-агрессивное их содержание тесно связаны между собой. Все три компонента инфантильного развития участвуют в образовании неврозов. Поэтому важно знать, что представляет собой каждый из этих компонентов. Для Фрейда травмами являлись либо переживания собственного тела, либо чувственные восприятия от увиденного или услышанного. Соответственно, травматическими считаются переживания или впечатления раннего детства. Последствия травмы могут быть двоякими, то есть сопровождаться положительными и отрицательными реакциями человека.

Положительные реакции связаны с усилиями человека возвратить травме ее весомость и значимость. Он стремится вспомнить забытое переживание, сделать его реальным, чтобы заново пережить его повторение и дать ему возродиться в аналогичном отношении к другому объекту. Это ведет к фиксации на травме и навязчивому повторению.

Отрицательные реакции преследуют противоположную цель. Они направлены на то, чтобы не было никаких воспоминаний и никаких повторений забытой травмы. Таковы защитные реакции человека, основное предназначение которых состоит в избегании того, что имело место в прошлом. Это ведет к жизненной скованности человека и к возникновению у него различного рода фобий. Фактически речь идет также о фиксации, но с противоположной тенденцией. Отсюда психоаналитическое понимание невротических симптомов как таких компромиссных образований, которые состоят из вызванных травмой позитивных и негативных стремлений и доля которых в направленности развития может принимать то одно, то другое доминирующее выражение. В результате противонаправленности положительных и отрицательных реакций возникают внутриличностные конфликты, ведущие к невротическим заболеваниям. Инфантильная же амнезия, согласно Фрейду, совпадает с периодом ранней сексуальности. Примерно до пяти лет у ребенка наблюдается раннее проявление сексуальности. Затем происходит затишье, так называемый латентный период, который продолжается до наступления полового созревания, когда вновь пробуждается сексуальность. Отсрочка (амнезия) и второе начало сексуальной активности тесно связаны с историей становления человека. Создается впечатление, что человек является единственным живым существом, у которого наблюдаются период латентности и сексуальное запаздывание.

И наконец, ранние травматические переживания обусловлены, с точки зрения Фрейда, теми детскими впечатлениями, которые имеют сексуально-агрессивную природу. Если на начальном этапе своей исследовательской и терапевтической деятельности основатель психоанализа делал акцент на сексуальной этиологии неврозов, то впоследствии им принимались во внимание и агрессивные проявления человека.

Итак, три компонента инфантильного развития способствуют возникновению невроза. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, пытаясь избежать подстерегающие человека опасности, его Я выстраивает такие защиты, среди которых бегство в болезнь играет далеко не последнюю роль. Согласно Фрейду, невротический симптом не только создается, но и поддерживается Я. Разрешение конфликта посредством образования невротического симптома нередко становится наиболее удобным и желательным выходом из сложного положения, в котором оказывается человек, а бегство в болезнь — его жизненной стратегией.

Представления Фрейда о динамике влечений человека и невротических конфликтах получили дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики вносили уточнения и дополнения в предложенное им понимание природы патогенных конфликтов и невротических симптомов. Другие выдвинули ряд идей, направленных на пересмотр отдельных положений классического психоанализа. Так, Р. Шафер стал рассматривать невротические конфликты не в плане их локализации, обусловленной сшибками между бессознательными влечениями человека, а с точки зрения противоречивости представлений индивида о своих действиях и его неспособности связать воедино разрозненные компоненты своих поступков. Под влиянием идей Х. Кохута, связанных с разработкой концепции нарциссических расстройств и психологии Самости, некоторые психоаналитики стали акцентировать внимание не на невротических конфликтах, а на «нарциссическом дифиците», возникающем в результате переживаний, имеющих место на самых ранних стадиях развития ребенка. В рамках современного психоанализа высказывается также точка зрения, согласно которой психоаналитикам приходится иметь дело не столько с пациентами, обремененными чувством вины, сколько с больными, отягощенными наследием трагического нарциссического развития в раннем детстве. Объектом терапии становится не «виновный» (остро переживающий конфликты эдипальных отношений), а «трагический» человек (имеющий дело с нарциссическими проблемами). Вместе с тем различное понимание природы патогенных конфликтов, этиологии психических расстройств и механизмов бегства в болезнь не устраняет ни необходимости осуществления аналитической терапии, ни использования специфических для психоанализа представлений о сопротивлении, переносе и контрпереносе, как существенных и действенных в рамках аналитического процесса.

К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале "Psychologies"

www.hse.ru

Бегство в болезнь или еще раз о психосоматике | Журнал "По-женски"

«Нет телесной болезни отдельной от души», – сказал Сократ. А, что первично: болезни или конфликты в душе?

Психологи и медики не перестают спорить: сначала стрессы, нервозность, страхи, потом заболевания бронхов, бесплодие, онкоболезни, или наоборот: сначала человек заболевает, и на этой почве начинаются страхи за собственную жизнь, за жизнь близких, нервозность и стрессы.

Иногда в жизни случаются такие ситуации, когда со стороны кажется, что человеку нравится болеть, и даже более того, он наслаждается своей болезнью. Психологи такую ситуацию называют бегство в болезнь. Поговорим еще раз о психосоматике…

Духовный уровень и физиология тела


Духовный уровень и физиология тела взаимосвязаны. Это одна из наиболее сложных проблем современной медицины, хотя о связи здоровья тела и состояния души еще медики древности говорили, в частности Гиппократ и Аристотель.

Гиппократ  считал истоки ипохондрии в проблемах желчного пузыря, а нереализованное желание – повод для истерии.

«Ипохондрия – постоянное ощущение болезненного состояния, убежденность в наличии серьезного заболевания, чрезмерное беспокойство по поводу своего здоровья при отсутствии к тому объективным причин».

«Все жизненные процессы в организме подчиняются законам иерархии», – говорит Александра Хмелевская, преподаватель Национального медицинского университета имени Богомольца.

Все, что происходит в психике человека, отражает тело. Когда в жизни человека случается крупная  неприятность, а он ее старается скрыть и по привычке улыбается, тая в душе боль, в его психике «застревают» тяжелые мысли. А если такое состояние затягивается? Длительное угнетенное состояние подрывает иммунитет, вот и наступает конкретная болезнь, а страдает в первую очередь самый слабый орган.

Провокаторы психосоматических болезней

Что провоцирует психосоматические болезни? Провокаторами психосоматических болезней чаще

всего бывает:
  • Потеря близких людей
  • Развод
  • Предательство
  • Проблемы в общении
  • Отсутствие признания
  • Нереализованные желания
  • Черты характера

Да, черты характера довольно часто подливают масла в огонь и могут быть разрушительны для здоровья. Это, прежде всего:

  • Постоянное недовольство
  • Злость
  • Зависть
  • Агрессия

Бегство в болезнь или вторичная выгода болезни


Иногда в неразрешимых ситуациях болезнь может прийти на выручку. Это как же? Бегство в болезнь или еще раз о психосоматике.

К примеру, намечается важное мероприятие, от которого нельзя отказаться. И вдруг ни с того ни с чего поднимается температура, болезнь пришла на выручку! Можно с чистой совестью остаться дома! Организм разрядил обстановку!

Бегство в болезнь или вторичная выгода болезни часто наблюдается у домохозяек. Это их защитная реакция на невнимание мужа и постоянную его занятость.

Жена находит в себе болезнь, ее возят по разным клиникам, показывают разным докторам. Бегство в болезнь спасает ее от скуки и невнимания.

Болезни детей – реакция на ссоры в семье

Врачи уверены, что болезни детей провоцированы на 99% нервно-психологическими проблемами.

Чтобы ребенок заболел его даже бить не надо, достаточно не обращать на него внимание. Постоянные ссоры в семье провоцируют частые детские болезни.

Кожа граница между организмом человека и внешним миром, поэтому именно она первая принимает на себя «бой». Диатез, экзема, нейродермит – это сигналы проблем в семье.

Психосоматика болезней детей и взрослых людей одинакова.

Бронхи и легкие

Бронхи и легкие – область фикции страхов. Психологи считают, что болезни дыхательных путей не что иное, как неверие в то, что тебя искренне любят.

Жадность

Жадность  – психологическая причина болезни псориаза.

Бесплодие

Если родственники и муж давят на женщину, чтобы она стала матерью и родила ребенка, а сама она увлечена карьерой и в глубине души не желает этого, то навряд ли ей удастся забеременеть. Женщина может лечиться, делать искусственное оплодотворение, но результата не будет. Стоит искренне захотеть женщине стать мамой, ситуация изменится и бесплодия как не бывало.

Онкологические заболевания

Хронический стресс провоцирует онкологические заболевания. Нервозность, негатив, злоба снижают иммунитет и способность организма бороться. У человека за сутки образуется несколько раковых клеток, и если хороший иммунитет, он обезвреживает организм. А когда иммунитет страдает, развивается опухоль.

Лечение психосоматических болезней

Говоря о психосоматике, нельзя не упомянуть о лечение психосоматических болезней. Главное лечение заключается в решении внутреннего конфликта. Что делать? Превратить отрицательные эмоции в позитивные. Опытный психотерапевт, несомненно, поможет в этом.

Поможет избавиться от негатива и психосоматических болезней гомеопатия, аромотерапия, энергетический массаж, лепка и живопись.

Живите легко и болезни будут обходить вас стороной!

 

 

Посмотрите еще по теме:

po-zhenski.ru

бегство в болезнь - это... Что такое бегство в болезнь?


бегство в болезнь

— согласно З. Фрейду — понятие и концепция, фиксирующие и объясняющие причины и механизм ряда заболеваний психических, особенно неврозов, характерных наличием неосознаваемого стремления человека к заболеванию и погружению в болезнь как средство и способ защиты от конфликта и реальности. Выступает как способ замещения недостающего удовлетворения, реализуемый путем регрессии (обратного развития), возвращения к прежним формам сексуальной жизни, кои в свое время доставляли удовлетворение. Эта регрессия двояка: временная — возвращение либидо к прежним ступеням развития, и формальная — проявление эротической потребности с помощью примитивных средств. Оба вида регрессии направлены к периоду детства и ведут к восстановлению инфантильного состояния половой жизни.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • барьер смысловой
  • бегство от свободы

Смотреть что такое "бегство в болезнь" в других словарях:

  • БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ — понятие и психоаналитическая концепция Фрейда, фиксирующие и раскрывающие причины и механизмы ряда психических заболеваний и расстройств (в особенности неврозов), характеризующихся наличием неосознаваемого стремления отчужденного человека к… …   Новейший философский словарь

  • Бегство в болезнь — 1. в психоанализе и психопатологии уход в болезнь, понимаемый как способ защиты от проблем реальности или психотравмирующих переживаний; 2. потребность быть больным, «любовь» к болезни, с которой пациенты (обычно страдающие истерией, синдромом… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • бегство в болезнь — форма психогенной реакции, проявляющаяся психическими, соматовегетативными и другими расстройствами, возникающими и сохраняющимися в связи с неблагоприятной для индивидуума ситуацией, предоставляющая ему возможность своеобразного ухода от этой… …   Большой медицинский словарь

  • Бегство в болезнь — Одна из форм реакций личности на неблагоприятную, психогенно травмирующую ситуацию. Проявление механизма патологической психологической защиты. Характеризуется невротической, функциональной, соматической, вегето дистонической симптоматикой.… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • БЕГСТВО — англ. escape; нем. Flucht/Fluchtreaktion. Форма реакции индивида на воздействие негативного раздражителя; стремление уйти от невыносимой соц. ситуации (Б. в наркотики, Б. в труд, Б. в религию, Б. в болезнь и т. д.). см. ЭСКАПИЗМ. Antinazi.… …   Энциклопедия социологии

  • БЕГСТВО — англ. escape; нем. Flucht/Fluchtreaktion. Форма реакции индивида на воздействие негативного раздражителя; стремление уйти от невыносимой соц. ситуации (Б. в наркотики, Б. в труд, Б. в религию, Б. в болезнь и т. д.). См. ЭСКАПИЗМ …   Толковый словарь по социологии

  • Выгода от болезни — 1. в психоанализе – психологический выигрыш,, который симптомы болезни доставляют её пациенту (gain, primary and secundary): а) первичная или паранозная выгода (греч. para возле, при, вне; nosos – заболевание) состоит в уменьшении тревоги от того …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • адаптация — Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Адаптация — 1. в эволюционной теории любое структурное или поведенческое изменение, имеющее значение для выживания особи и вида; 2. в социальной психологии изменение системы отношений индивида в социально психологическом и культурном плане, служащее цели… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЦЕЛЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ — – оказание помощи человеку, испытывающему страдания и неспособному самостоятельно разобраться в причинах своего психического расстройства и тем более устранить его.    С точки зрения здравого смысла, любая терапия, включая психоаналитическую,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Homo addictus. Человек зависимый. В рабстве пагубных пристрастий, Н. Бойко. Что такое зависимость? Болезнь, распущенность, малодушие, результат деформации личности? В любом случае - это трагедия не только самого человека и его семьи, но и общества в целом. Каковы… Подробнее  Купить за 290 руб
  • Homo addictus. Человек зависимый. В рабстве пагубных пристрастий, Бойко Н.Н.. Что такое зависимость? Болезнь, распущенность, малодушие, результат деформации личности? В любом случае - это трагедия не только самого человека и его семьи, но и общества в целом. Каковы… Подробнее  Купить за 267 грн (только Украина)
  • Homo addictus. Человек зависимый: в рабстве пагубных пристрастий, Бойко Н.Н.. Что такое зависимость? Болезнь, распущенность, малодушие, результат деформации личности? В любом случае - это трагедия не только самого человека и его семьи, но и общества в целом. Каковы… Подробнее  Купить за 265 руб
Другие книги по запросу «бегство в болезнь» >>

psychology.academic.ru

Бегство в болезнь - это... Что такое Бегство в болезнь?


Бегство в болезнь

Одна из форм реакций личности на неблагоприятную, психогенно травмирующую ситуацию. Проявление механизма патологической психологической защиты. Характеризуется невротической, функциональной, соматической, вегето-дистонической симптоматикой. Частая причина возникновения ипохондрических состояний (ипохондрического невроза, развития).

Толковый словарь психиатрических терминов. В. М. Блейхер, И. В. Крук. 1995.

  • Баттаризм
  • Бегство в работу

Смотреть что такое "Бегство в болезнь" в других словарях:

  • БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ — понятие и психоаналитическая концепция Фрейда, фиксирующие и раскрывающие причины и механизмы ряда психических заболеваний и расстройств (в особенности неврозов), характеризующихся наличием неосознаваемого стремления отчужденного человека к… …   Новейший философский словарь

  • бегство в болезнь — согласно З. Фрейду понятие и концепция, фиксирующие и объясняющие причины и механизм ряда заболеваний психических, особенно неврозов, характерных наличием неосознаваемого стремления человека к заболеванию и погружению в болезнь как средство и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Бегство в болезнь — 1. в психоанализе и психопатологии уход в болезнь, понимаемый как способ защиты от проблем реальности или психотравмирующих переживаний; 2. потребность быть больным, «любовь» к болезни, с которой пациенты (обычно страдающие истерией, синдромом… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • бегство в болезнь — форма психогенной реакции, проявляющаяся психическими, соматовегетативными и другими расстройствами, возникающими и сохраняющимися в связи с неблагоприятной для индивидуума ситуацией, предоставляющая ему возможность своеобразного ухода от этой… …   Большой медицинский словарь

  • БЕГСТВО — англ. escape; нем. Flucht/Fluchtreaktion. Форма реакции индивида на воздействие негативного раздражителя; стремление уйти от невыносимой соц. ситуации (Б. в наркотики, Б. в труд, Б. в религию, Б. в болезнь и т. д.). см. ЭСКАПИЗМ. Antinazi.… …   Энциклопедия социологии

  • БЕГСТВО — англ. escape; нем. Flucht/Fluchtreaktion. Форма реакции индивида на воздействие негативного раздражителя; стремление уйти от невыносимой соц. ситуации (Б. в наркотики, Б. в труд, Б. в религию, Б. в болезнь и т. д.). См. ЭСКАПИЗМ …   Толковый словарь по социологии

  • Выгода от болезни — 1. в психоанализе – психологический выигрыш,, который симптомы болезни доставляют её пациенту (gain, primary and secundary): а) первичная или паранозная выгода (греч. para возле, при, вне; nosos – заболевание) состоит в уменьшении тревоги от того …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • адаптация — Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Адаптация — 1. в эволюционной теории любое структурное или поведенческое изменение, имеющее значение для выживания особи и вида; 2. в социальной психологии изменение системы отношений индивида в социально психологическом и культурном плане, служащее цели… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЦЕЛЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ — – оказание помощи человеку, испытывающему страдания и неспособному самостоятельно разобраться в причинах своего психического расстройства и тем более устранить его.    С точки зрения здравого смысла, любая терапия, включая психоаналитическую,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Homo addictus. Человек зависимый. В рабстве пагубных пристрастий, Н. Бойко. Что такое зависимость? Болезнь, распущенность, малодушие, результат деформации личности? В любом случае - это трагедия не только самого человека и его семьи, но и общества в целом. Каковы… Подробнее  Купить за 290 руб
  • Homo addictus. Человек зависимый. В рабстве пагубных пристрастий, Бойко Н.Н.. Что такое зависимость? Болезнь, распущенность, малодушие, результат деформации личности? В любом случае - это трагедия не только самого человека и его семьи, но и общества в целом. Каковы… Подробнее  Купить за 267 грн (только Украина)
  • Homo addictus. Человек зависимый: в рабстве пагубных пристрастий, Бойко Н.Н.. Что такое зависимость? Болезнь, распущенность, малодушие, результат деформации личности? В любом случае - это трагедия не только самого человека и его семьи, но и общества в целом. Каковы… Подробнее  Купить за 265 руб
Другие книги по запросу «Бегство в болезнь» >>

psychiatry.academic.ru

БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ это что такое БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ: определение — Психология.НЭС



БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ это что такое БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ: определение — Психология.НЭС
  • Психология.НЭС
    • Право.НЭС
    • Философия.НЭС
    • Социология.НЭС
    • Экономика.НЭС
    • Педагогика.НЭС
    • Политика.НЭС
    • История.НЭС
О проекте | Правила | Контакты Национальная психологическая энциклопедия β
  • Словари
  • Термины
  • Персоны
  • Новости
  • Каталог
  • Термины
  • БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ

vocabulary.ru

Бегство в болезнь - это... Что такое Бегство в болезнь?


Бегство в болезнь
форма психогенной реакции, проявляющаяся психическими, соматовегетативными и другими расстройствами, возникающими и сохраняющимися в связи с неблагоприятной для индивидуума ситуацией, предоставляющая ему возможность своеобразного ухода от этой ситуации.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

  • Бе́вена разре́з
  • Бе́гство в рабо́ту

Смотреть что такое "Бегство в болезнь" в других словарях:

  • БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ — понятие и психоаналитическая концепция Фрейда, фиксирующие и раскрывающие причины и механизмы ряда психических заболеваний и расстройств (в особенности неврозов), характеризующихся наличием неосознаваемого стремления отчужденного человека к… …   Новейший философский словарь

  • бегство в болезнь — согласно З. Фрейду понятие и концепция, фиксирующие и объясняющие причины и механизм ряда заболеваний психических, особенно неврозов, характерных наличием неосознаваемого стремления человека к заболеванию и погружению в болезнь как средство и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Бегство в болезнь — 1. в психоанализе и психопатологии уход в болезнь, понимаемый как способ защиты от проблем реальности или психотравмирующих переживаний; 2. потребность быть больным, «любовь» к болезни, с которой пациенты (обычно страдающие истерией, синдромом… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • бегство в болезнь — форма психогенной реакции, проявляющаяся психическими, соматовегетативными и другими расстройствами, возникающими и сохраняющимися в связи с неблагоприятной для индивидуума ситуацией, предоставляющая ему возможность своеобразного ухода от этой… …   Большой медицинский словарь

  • Бегство в болезнь — Одна из форм реакций личности на неблагоприятную, психогенно травмирующую ситуацию. Проявление механизма патологической психологической защиты. Характеризуется невротической, функциональной, соматической, вегето дистонической симптоматикой.… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • БЕГСТВО — англ. escape; нем. Flucht/Fluchtreaktion. Форма реакции индивида на воздействие негативного раздражителя; стремление уйти от невыносимой соц. ситуации (Б. в наркотики, Б. в труд, Б. в религию, Б. в болезнь и т. д.). см. ЭСКАПИЗМ. Antinazi.… …   Энциклопедия социологии

  • БЕГСТВО — англ. escape; нем. Flucht/Fluchtreaktion. Форма реакции индивида на воздействие негативного раздражителя; стремление уйти от невыносимой соц. ситуации (Б. в наркотики, Б. в труд, Б. в религию, Б. в болезнь и т. д.). См. ЭСКАПИЗМ …   Толковый словарь по социологии

  • Выгода от болезни — 1. в психоанализе – психологический выигрыш,, который симптомы болезни доставляют её пациенту (gain, primary and secundary): а) первичная или паранозная выгода (греч. para возле, при, вне; nosos – заболевание) состоит в уменьшении тревоги от того …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • адаптация — Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Адаптация — 1. в эволюционной теории любое структурное или поведенческое изменение, имеющее значение для выживания особи и вида; 2. в социальной психологии изменение системы отношений индивида в социально психологическом и культурном плане, служащее цели… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЦЕЛЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ — – оказание помощи человеку, испытывающему страдания и неспособному самостоятельно разобраться в причинах своего психического расстройства и тем более устранить его.    С точки зрения здравого смысла, любая терапия, включая психоаналитическую,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Homo addictus. Человек зависимый. В рабстве пагубных пристрастий, Н. Бойко. Что такое зависимость? Болезнь, распущенность, малодушие, результат деформации личности? В любом случае - это трагедия не только самого человека и его семьи, но и общества в целом. Каковы… Подробнее  Купить за 290 руб
  • Homo addictus. Человек зависимый. В рабстве пагубных пристрастий, Бойко Н.Н.. Что такое зависимость? Болезнь, распущенность, малодушие, результат деформации личности? В любом случае - это трагедия не только самого человека и его семьи, но и общества в целом. Каковы… Подробнее  Купить за 267 грн (только Украина)
  • Homo addictus. Человек зависимый: в рабстве пагубных пристрастий, Бойко Н.Н.. Что такое зависимость? Болезнь, распущенность, малодушие, результат деформации личности? В любом случае - это трагедия не только самого человека и его семьи, но и общества в целом. Каковы… Подробнее  Купить за 265 руб
Другие книги по запросу «Бегство в болезнь» >>

dic.academic.ru