Бихевиористический: бихевиористический | Перевод бихевиористический?

Содержание

Бихевиористические теории личности

Основателем бихевиоризма является Дж. Б. Уотсон (1878–1958), который в 1913 г Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность. Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение, отрицая пользу и достоверность любых видов интроспективного анализа. Согласно его взглядам, задача психологии — предсказывать и контролировать поведение человека. Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций, как непосредственно наблюдаемых, так и неявных; реакции следовало изучать в их связи с изменениями стимулов, возникающих в самом организме или во внешней среде. Конечная цель усматривалась в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании.
В этой статье впервые появились термины бихевиоризм, бихевиорист, бихевиористический.

В своей первоначальной форме бихевиоризм основывался на недостаточно строгой теории образования привычек. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека не наблюдается ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, значит, эти термины не указывают на подлинные феномены психологии. Следовательно, все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека. Этими терминами старая психология продолжала пользоваться потому, что выросла из философии, а философия, в свою очередь, из религии. Этими терминами пользовались потому, что вся психология ко времени возникновения бихевиоризма была виталистической. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить — в замаскированной, правда, форме — старое религиозное понятие «души».

Наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (С) и реакций (Р). Простая схема С — Р вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если известны стимул и реакция. Можно заменить стимул на прикосновение к роговой оболочке глаза, а реакцию — на моргание — и задача бихевиоризма решена, если эти данные являются результатом тщательно проверенных опытов. Задача физиологии при изучении того же явления сводится к определению соответственных нервных связей, их направления и числа, продолжительности и распространения нервных импульсов и т. д. Эту область бихевиоризм не затрагивает, как не затрагивает он и проблему физико-химическую — определение физической и химической природы нервных импульсов. Таким образом, в каждой человеческой реакции имеются бихевиористская, нейрофизиологическая и физико-химическая проблемы. Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризм получает возможность предсказывать эти явления и руководить (овладеть) ими — два существенных момента, которых требует всякая наука Дж.
Уотсон. «Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана» Цит. по: Дж. Уотсон. Совершенно очевидно, что при такой широкой задаче бихевиоризм еще далек от цели. Правда, эта задача очень трудна, но не неразрешима, хотя иным она казалась абсурдной. Между тем человеческое общество основывается на общей уверенности, что действия человека могут быть предсказаны заранее и что могут быть созданы такие ситуации, которые приведут к определенным типам поведения (типам реакций, которые общество предписывает индивидам, входящим в его состав). Церкви, школы, брак — все вообще исторически возникшие институты не могли бы существовать, если бы нельзя было предсказывать (в самом общем смысле этого слова) поведение человека. Общество не могло бы существовать, если бы оно не в состоянии было создавать такие ситуации, которые воздействовали бы на отдельных индивидов и направляли бы их поступки по строго определенным путям.

Бихевиористы очень активно работали с материалами экспериментов на животных. Психология человека не справляется с выполнением требований, предъявляемых к ней как к естественной науке. Изучение человеческого сознания методом интроспекции ошибочно. В ходе этого изучения психология все дальше и дальше уходит от насущных проблем, которые затрагивают жизненно важные интересы человека.
Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая не нуждается в интроспекции. Психология может использовать в своих исследованиях результаты экспериментов с животными, т. к. поведение человека и поведение животных следует рассматривать как в равной степени существенные для общего понимания поведения. Можно обходиться без сознания в психологическом смысле. В этом смысле о сознании можно сказать, что оно является инструментом или средством, с помощью которого работают все науки. Проблема сознания является проблемой философской (или религиозной), но ни в коей мере не психологической;
С предлагаемой в бихевиористской концепции точки зрения факты поведения животных имеют ценность сами по себе без обращения к поведению человека.
В биологии исследование видовых различий и унаследованных черт животных образует отдельный раздел, который должен излагаться в терминах законов, лежащих в основе жизнедеятельности данного вида. Выводы, достигаемые таким путем, не распространяются на какую-либо другую форму. Несмотря на кажущийся недостаток всеобщности, такие исследования должны быть выполнены, если эволюция как целое когда-либо будет регулируемой и управляемой. Подобным образом законы поведения животных (область реакций и определение действующего стимула, образование навыка, устойчивость навыка, интерференция и закрепление навыков) должны быть определены и оцениваемы в себе и для себя, независимо от того, насколько они являются всеобщими и имеющими значение и для других форм, если явления поведения когда-либо войдут в сферу научного контроля.
Кроме этого, Уотсон утверждал, что отказ от состояний сознания как самостоятельного объекта исследования уничтожает барьер, который существует между психологией и другими науками. Данные психологии становятся функциональными коррелятами структуры и сами сводятся к объяснению в физико-химических терминах. Психология у Дж. Уотсона есть наука о поведении. Она должна пренебречь несколькими из действительно существующих проблем, с которыми имела дело психология как интроспективная наука. Уотсон считал, что эти оставшиеся проблемы могут быть сформулированы таким образом, что усовершенствованные методы поведения (вместе с теми, которые еще только будут открыты) приведут к их решению.
Развитие предложенной Уотсоном системы потребовало переформулировки традиционных психологических понятий в терминах унаследованных и приобретенных реакций, явных или неявных, физиологических, двигательных или словесных. Так, эмоции были определены как наследственный способ реагирования, в котором преобладают неявные физиологические и гормональные реакции. Инстинкт рассматривался как явный наследственный способ реагирования. Позднее, проведенные Уотсоном исследования поведения детей не подтвердили наличия таких способов реагирования.
Число сложных незаученных реакций, появляющихся при рождении или вскоре после него, было относительно невелико. Это привело ученого к необходимости совершенно отвергнуть теорию инстинкта. Не найдя больше данных, которые подтверждали бы существование наследственных форм поведения, а также существование наследственных специальных способностей (музыкальных, художественных и т.д.), он полностью отбросил понятие инстинкта. Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснял павловскими условными рефлексами. Он считал, что при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути. «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и людей, и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта, юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессии и расы их предков» Цит.
по: Ждан А. Н. Указ. соч. — С. 241., — говорил Уотсон.
Из своих экспериментов Уотсон сделал вывод о том, что страх, отвращение и прочие эмоции взрослых людей возникают в детском возрасте на основе условнорефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами. Эти взгляды ученый так же изложил в своей книге «Психология с точки зрения бихевиориста».
Принцип «обусловливания» (условно-рефлекторной детерминации) Уотсон распространил также и на мышление, предложив «периферическую теорию», согласно которой мышление идентично субвокальному (неслышному) проговариванию звуков громкой речи, а если эти звуки являются условными сигналами обозначаемых ими объектов. Говоря уотсоновским языком, мышление — это «навык гортани», и его органом служит не мозг, а гортань. В молодости Уотсона воодушевляла мысль о возможности превратить психологию в науку, способную контролировать и предсказывать поведение. Теперь, развивая эту мысль, он выдвинул план переустройства общества на основе бихевиористской программы. Согласно Уотсону, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада, с любыми константами поведения. Отрицалось значение не только прирожденных свойств, но и собственных убеждений личности, ее установок и отношений — всей многогранности ее внутренней жизни. Бихевиоризм изначально призван решать конкретные проблемы американской жизни, о чем свидетельствует утверждение родоначальника этого направления в психологии Уотсона о том, что бихевиоризм предполагает стать лабораторией общества. Бихевиористы задались целью найти такой механизм в человеке, через который можно было бы управлять человеком, побуждать его к действию, и таким образом, использовать человеческий материал в интересах господствующего класса.

… Основные положения теории Б. Ф. Скиннера: • Поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

Основателем бихевиоризма является Дж. Б. Уотсон (1878–1958), который в 1913 г. провозгласил девиз этого направления: «стимул – реакция». С его точки зрения эмоции возникают как условно-рефлекторная связь между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами, а мышление идентично субвокальному (неслышимому) проговариванию звуков громкой речи – сигналов, обозначающих объекты рассуждения (периферическая теория мышления).

Дж. Б. Уотсон отрицал доминировавшее тогда представление о психологии как об уникальной науке, направленной на раскрытие структуры сознания на основе самонаблюдения. Психология, полагал он, должна изучать поведение, используя те же типы объективных техник, что и естественные науки. Используя павловский принцип обусловливания, он утверждал: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев и, создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно, по выбору – врачом, адвокатом, художником, торговцем или, если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей, призвания или расовой принадлежности его предков» (J.  B. Watson, 1926).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Бихевиористические теории личности

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Бихевиористические теории личности

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Бихевиористические теории личности

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

БИХЕВИОРИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СЕМЬИ

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6Следующая ⇒

Методологические основания бихевиористической теории семьи. Здоровая семья. Роль коммуникативных умений и навыков в супружеских отношениях. Причины семейных дисфункций. Бихевиористический и системный подход к семье

Методологические основания бихевиористической теории семьи

В настоящее время поведенческая семейная психотерапия является достаточно распространенным направлением психологической помощи в силу краткости сроков и доступности используемых методов решения се­мейных проблем.

Методологические истоки поведенческой теории семьи восходят к работам Б. Ф. Скиннера, А. Бандуры, Д. Роттера, Д. Келли и др.

Следующие теоретические положения поведенческой психологии имеют существенное значение для понимания концепции семьи, которая лежит в, основе бихевиоральной модели семейного консультирования и психотерапии.

1. Человек рассматривается как организм, который обладает приобретен­ным набором поведенческих реакций (Б. Ф. Скиннер). Окружающая среда ока­зывает сильное влияние на формирование, изменение и длительное сохране­ние поведения. События, происходящие во внешней среде, инициируют, фор­мируют и поддерживают определенное поведение отдельных субъектов.

2. Различают два основных типа поведения: респондентное, как ответ на знакомый предшествующий (антецедентный) стимул или ситуацию, и оперантное, определяемое результатом, следующим за ним (Б. Ф. Скин­нер). При оперантном научении организм воздействует на окружающую среду, производя результаты и вызывая последствия, которые влияют на вероятность того, что данное поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время не оперантная реакция, которая вызывает негативные последствия, стремится не повториться.


3. Поведение контролируется как положительными, так и аверсивными стимулами, такими, как наказание и негативное подкрепление. Позитивное наказание имеет место, когда за той или иной поведенческой реакцией следует приятный стимул, а негативное наказание состоит в том, что за реакцией следует устранение приятного стимула. Негативное подкрепление встречается, когда индивиду удается ограничить или избежать предъявления аверсивного стимула. Таким образом, частота повторения оперантных реакций определяется их последствиями — характером подкреплений. Поведение, которое положительно подкрепляется, будет повторяться более часто, а то, которое наказывается или игнорируется, будет угасать. При этом, поведение, которое частично или периодически подкрепляется, труднее всего устранить.

4. В теории социального научения А. Бандуры оперантное обусловли вание сочетается с демонстрацией социального поведения. Основным принципами теории социального научения, кроме подкрепления, являются моделирование (использование моделей), тайм-аут, угашение. Моделирование используется при обучении сложному поведению. Люди часто учатся, подражая поведению других, особенно, если эти модели воспринимаются ими как успешные, престижные, позитивно подкрепляемые. Это более всего характерно для детей. Они вначале имитируют, а затем осваивают одобряемые родителями образцы поведения. Тайм-аут — это вид наказания Примером может служить принуждение детей стоять в углу или когда детей отправляют в свою комнату.

Угасание происходит, когда за реакцией не следует никакого подкрепления (отсутствие внимания является лучшей реакцией на нежелательное поведение.

5. Теоретическая основа для понимания супружеского конфликт представлена в теории социального обмена (Thibaut & Kelly, 1959). Согласно этой теории, каждый индивид стремится к получению максимального вознаграждения при минимальных затратах. Взаимодействие в паре считается удовлетворительным в той мере, в какой партнеры представляют друг другу вознаграждения, превышающие затраты, и неудовлетворительным если затраты преобладают над выгодами (Thibaut & Kelly, 1959).

 

Здоровая семья

Представителями бихевиористического подхода являются: WeisJ Hops, Patterson, Stuart, Azzin, Naster, lones.

Предметом исследования, вмешательства, изменения психологи-бихивиористы считают поведение, которое доступно наблюдению, то есть то, что можно слышать и видеть. Поведение членов семьи оказывается основным фактором, через который можно понять особенности ее функционирования.

Для бихевиористов прошлое супругов, их поведение в родительской семье не имеет существенного значения для объяснения текущих взаимоотношений. Они сосредоточены на настоящем. Объектами их наблюдений является диадное взаимодействие: муж — жена, родитель — ребенок.

С точки зрения бихевиористов, взаимодействие между членами семьи характеризуется однонаправленностью. Они признают линейную причин­ность в объяснении поведения членов семьи (X является причиной У). Иначе говоря, поведение одного члена семьи инициирует поведение другого.

Структурная единица паттерна взаимодействия в семье может быть представлена следующей цепочкой: антицендентное событие (стимул) > проблемное поведение > событие-последствие.

Иначе говоря, контроль проблемного поведения осуществляется через стимулы, непосредственно ему предшествующие или следующие за ним. Предшествующие (антицендентные) стимулы могут провоцировать опреде­ленное поведение или подавлять его. Например, упреки и претензии со сторо­ны жены за некупленные продукты, за невыполненные обещания тормозят проявление ласки, внимания со стороны мужа. Напротив, весть от мужа о по­лучении премиальных или приобретении путевки дня отдыха подымает на­строение жены, она становится более общительной и заботливой.

Стимулы, появляющиеся после определенных форм поведения, оказывают свое влияние на частоту, повторяемость подобного поведения. Они •югут выступать:

• как положительное подкрепление, вознаграждение, например: похва­ла, подчеркивание приятного;

4 как отрицательное подкрепление, прекращение неприемлемого пове­дения, например: упреки, брань, угрозы, враждебное молчание;

• как наказание: упреки, враждебность, игнорирование приветливости;

• как угасание, отказ от положительных подкреплений: отсутствие ин­тереса, предоставление самому себе и др.

При дифференцированном подкреплении определенные поступки и реакции поощряются, другие — игнорируются. Так, например, жена приго­товила завтрак — похвала, поцелуй, ласковые слова супруга (поощрение). Муж не убрал посуду (обычно были упреки со стороны жены) — прекраще­ние упреков (отрицательное подкрепление). Муж покупает продукты регулярно — никаких реакций со стороны жены, а в начале были слова благодарности (игнорирование).

При сукцессивной аппроксимации последовательно подкрепляется лишь то поведение, которое в большей степени приближается к желаемому; дифференцированное поощрение продолжается до тех пор, пока желаемое поведение окончательно не сформируется.

При выработке новых форм поведения более эффективно позитивное подкрепление (награды) по сравнению с негативным подкреплением. Попытка контролировать поведение с использованием отрицательного подкрепления называется принуждением. Принуждение часто инициирует цепочку взаимодействий, которые затем самовоспроизводятся, несмотря на то, что неприятны обоим партнерам.

Для семейного благополучия важна атмосфера поддержки желательного поведения. Особое значение для развития здоровых отношений в семье имеет преобладание позитивного подкрепления над использованием аверсивных стимулов, особенно наказания (Б. Скиннер).

Согласно теории социального обмена, хорошие отношения создаются тогда, когда во взаимодействии с другим получаешь больше, чем даешь когда «выигрыш» от отношений больше, чем «цена», которую ты платили за них (Thibaut & Kelly, 1959). В семье супруги, родители и дети стремятся как можно больше увеличить «награды» и как можно больше снизить «затраты» во взаимоотношениях. В успешном брачном союзе оба партнера прилагают усилия к тому, чтобы максимально вознаграждать, поощрять другого, при этом сводя к минимуму затраты.

Один из супругов может временами получать больше, чем отдавать и при этом испытывать позитивные эмоции, быть довольным собой и другим. Преобладание позитивных эмоций над негативными играет роль позитивного подкрепления. В таком случае удовлетворенность отношениями возрастает, семья функционирует благополучно (Т. Вилс, Р. Вейс, Г. Патерсон (1974)).

Поскольку в семье всем нельзя постоянно извлекать только пользу, то для гармоничных отношений важно соблюдение баланса между «брать» и «давать», «выгодой» и «ценой». Это означает, что в здоровой семье позитивные эмоции преобладают над негативными, нет «эксплуататоров» и «униженных», однако есть отношения равного вклада и равной выгоды. В противоположном случае, в несчастливых браках партнеры слишком сосредоточены на том, чтобы защитить себя от возможных обид, чтобы думая о том, как сделать друг другу приятное. В таких семьях супруги могут снизив затраты в отношениях, если будут отдаляться друг от друга, прибегать к oтчуждению. Другим способом снижения затрат может явиться использование во взаимодействии преимущественно негативного подкрепления и (или) наказания. Как отмечают Тибо и Келли, поведенческий обмен следует принципу реципрокности (обоюдности): негативная или позитивная стимуляция, исходящая от одного человека, обычно вызывает соответственное поведение со стороны другого. Приятное поведение стимулирует позитивные реакции, а недоброжелательность вызывает недоброжелательность.

Супружеская удовлетворенность в значительной степени связана с «поощрительным» поведением партнеров по отношению друг к другу, то есть удовлетворенность супружеством прямо связана с поведением каждого супруга. Удовлетворенность браком возрастает, если это поведение пртнера радует другого, что не только приводит к увеличению обмена пози­тивными эмоциями, но и укрепляет уверенность в прочности брака.

Итак, представления о принуждении и обоюдности позволяют судить об удовлетворенности или неудовлетворенности браком. То есть степень удовлетворенности супружескими отношениями прямо пропорциональна уровню обоюдности и обратно пропорциональна уровню принуждения.

Супруги могут не воспринимать свой брак с точки зрения обмена вознаг­раждениями или наказаниями. Они могут считать удачным свой брак благода­ря действию какого-либо иного фактора. Тем не менее, брачные отношения не могут быть удовлетворительными без той или иной степени обоюдности.

Следует отметить интересную закономерность, обнаруженную при проведении исследований: оказалось, что удовлетворенность в браке в большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели обменом и частотой удовольствий, доставляемых друг другу.

 

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒



Читайте также:



Техника нижней прямой подачи мяча

Комплекс физических упражнений для развития мышц плечевого пояса

Стандарт Порядок надевания противочумного костюма

Общеразвивающие упражнения без предметов



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.021 с.)

Бихевиористический аспект бухгалтерской деятельности — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности…

Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы…

Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении…

Интересное:

Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным. ..

Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски…

Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 27Следующая ⇒

В последнее время в теории и практике бухгалтерского учета стали уделять значительное внимание вопросам бихевиоризма. Это объясняется возрастанием роли  субъективного фактора в  процессах  при­нятия  решений  при формировании бухгалтерской информации.

Следует сказать, что вообще, основоположником  бихевиоризма  (от англ.  behaviour— поведе­ние)  в конце XIX в.,  в США являлсяЭдуард Торндайк,  который,  на  основе   экспериментальных   исследований  поведения  животных,  рассматривал  человеческую  психику и поведение  как систему реакций организма на внешние раздражения, посылаемые средой, и внутренние раздражители,  возникающие в самом организме.   Основные принципы поведенческой  психологии были  сформулированы Джоном Уотсоном, который в 1913 г. опубликовал манифест «Психология гла­зами  «бихевиориста».   В  предисловии к  книге  «Психология как наука о поведении»  он  говорил о  том,   что   «наиболее  плодотворная от­правная точка для психологии — это изучение не самого себя, а изуче­ние поведения соседа. Таким  путем  мы  сможем объяснить  и  наше  соб­ственное поведение».

Бихевиоризм  рассматривает  человека, как систему в виде «черно­го ящика». В «ящик» подаются сигналы — группа стимулов, представляющих собой воздействие внешней среды на человека. Эти стимулы вызывают соответствующие реакции человека. Данные  реакции  определяют   поведение человека,   которое  представляет  собой совокупность поведенческих реакций   на определенные стимулы. Цепочка «стимул —  реакция»  является  ведущей   в  бихевиоризме.  Как подчеркивал Джон Уотсон: «Психология  как  наука  о поведении занимается предсказанием и управлением действиями человека, а не анали­зом его сознания».

Использование бихевиоризма в бухгалтерском учете, связано с усилением  активной  роли  бухгалтера,  в  процессе управления  хозяйствующим  субъектом,  особенно в  области  финансовой политики.

Родоначальником  применения бихевиоризма в бухгалтерском учете, можно счи­тать  К. Т. Девине.  

Именно он обратил внимание на то, что учетный процесс — это, прежде всего,  процесс поведения бухгал­теров в различных служебных ситуациях, поэтому цель учета — это выработка способов влияния,  воздействия на поведение,  сначала бухгалтеров, а через них и на всех лиц, занятых в хозяйственном процессе. Бухгалтер,  с этой точки  зрения, объясняет,  описывает и предсказывает  поведение  этих людей.   Методы  бухгалтерского  учета  должны выбираться в за­висимости от целей и поведения людей. Последнее  рассматри­вается по схеме S — R (стимул —  реакция) и представлено мо­делью на рис.15.

 

         Рисунок 15 —  Схема поведения бухгалтера

Данные,  поступающие к бухгалтеру, включают множество показателей, каждый из которых оказывает какое-то влияние, вызывая реакцию у бухгалтера. Он обрабатывает эти данные и формирует качественно новый исходящий информационный по­ток. Бухгалтер, строя методологическую концепцию,  анализирует, зачем нужен каждый показатель,   как  различные  люди  его  вос­принимают,  какова  адекватность показателя реальным процессам, сам  или  ожидаемым, каково  влияние альтернативных бухгал­терских процедур на выработку управленческих решений. В связи с составляющими информационной схемы (вход, обработка, вы­ход) выделяются  три  оценки каждого промежуточного этапа,  проходимого учетной  информацией.  Так,  на  входе  принимают  во внимание: объем данных; их содержательные характеристики; способ представления; характеристику задачи; при обработке -личностные особенности бухгалтеров и окружения, влияющего на них  процедурные особенности   бухгалтерских   задач;  на выходе -объем исходящих данных, их содержательную характеристику, самооценку решения бухгалтера (включает удовлетворенность работой).

Поведение бухгалтеров, как всех живых существ,  полностью определяется   последствиями, к   которым  оно приводит. В  зависимости  от того,   будут ли эти последствия приятными или неприятными — живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, или же избегать его повторения в дальнейшем.

Согласно  закону Торндайка,   усилить связь между стимулом  и  реакцией  и тем самым повысить эффек­тивность  процесса  формирования требуемого   поведения  человека,    позволяют так называемые подкрепления.   Для бухгалтера под­крепления могут быть положительными (похвала, материальное вознаграждение и т. д.) или отрицательными (критическое замечание,  выговор,  штраф и т.д.).

Использование технологии поведения на основе механизма
подкрепления также позволяет манипулировать людьми.        

Бихевиоризм  утверждает, что основным инструментом  управления является   использование соответствующих внешних стимулов и подкреплений.

Для анализа эффективности такого подхода используют три модели:

1. Линзовая модель Брунсвика показывает связь между ок­ружающей средой (средой, в которой вырабатывается управлен­ческое решение) и особенностями индивида (бухгалтера).  Мо­дель предусматривает слева перечень сигналов,  справа  реак­ции  на эти сигналы и исчисление корреляции между ними.   Цель  модели — показать предсказуемость принятия управленческих ре­шений.

2.Стохастическая модель основана на байесовском подходе к теории вероятностей и призвана объяснить механизм форми­рования суждений у лиц,  занятых бухгалтерским учетом.

3.Когнитивная модель создана для выявления переменных, имеющих максимальное влияние на процесс принятия решения.

Практический  интерес  представляет использование методов бихевиоризма  для управления отношениями, возникающими между предприятием  (объектом инвестиций) и лицами (субъектами инвестиций), осуществляющими  вложения своего капитала в развитие бизнеса.

Психологическая составляющая учетной работы должна рассматриваться в двух аспектах: с позиции предприятия, являющегося  источником финансовой информации,  и  с, позиции пользователя этой  информации.

Группа  инвесторов   разнородна  по  своему составу,  они  отличаются  друг  от друга  по многим признакам:  социальному статусу,  имущественному положению, характеру интереса к предприятию и резуль­татам его деятельности и т.д., это могут быть: физические  и  юридические лица, вкладывающие денежные суммы, и заинтересованные в долгосрочных ин­вестициях своего капитала; лица,  являющиеся «игроками» на фондовом рынке, произво­дящие краткосрочные вложения в спекулятивных целях.

Каждый инвестор преследует личные корыстные цели и объек­тивно не заинтересован в обогащении других членов группы. Однако это не исключает наличия у них общей цели — обеспечения безопас­ности инвестиций.

На фондовом рынке значимой группой является совокупность акционерных  обществ,  заинтересованных в  получении инвестиций, каждое из них преследует корыстные цели и объективно не заинтере­совано в получении инвестиций другими предприятиями. Однако их общая цель — обеспечить  экономическую  безопасность на государ­ственном уровне,  так  как наличие системных кризисов в экономике государств угрожает экономической безопасности всех предприятий.

При осуществлении процесса инвестирования предприятие и инвес­торы взаимодействуют между собой. Их отношения строятся на базе использования бухгалтерской отчетности.

С точки зрения бихевиоризма,  предприятие  разрабатывает и пред­ставляет инвесторам отчетность, содержание которой должно  стиму­лировать инвестора к принятию положительного инвестиционного решения. Под воздействием стимулов   инвестор принимает реше­ние. 

В случае положительной реакции   инвестор осуществляет инвестирование,  что является стимулом предприятия   для повы­шения качества отчетности.

Реакция  предприятия    на поведение  инвесторов должна быть направлена на улучшение отчетности с точки зрения более полного удовлетворения информационных потребностей  пользователей.  Ос­новным средством при этом является использование достоверной, уместной и прозрачной информации о положении объекта инвестиро­вания.

Система подкреплений для предприятия   включает:  величи­ну инвестиций на первичном рынке, биржевую стоимость компании, подтверждение достоверности отчетности аудитором и т.д.

Система подкреплений для инвесторов   включает: надеж­ность аудиторского заключения,  биржевую стоимость компании,  ве­личину дохода и т.д.

Следовательно, при организации работы на предприятии, связан­ной с процедурами формирования и представления финансовой от­четности, необходимо уделять комплексное внимание таким важным вопросам, связанным с социально-психологической стороной бухгал­терской профессии, как использование профессионального суждения, этика и бихевиоризм. В Международные образовательные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров, разработанные IFAC, в ка­честве обязательных дисциплин  включены  бихевиоризм и этика.

Представители бихевиористического подхода в учете привлекали сложный математический   аппарат для построения бухгалтерских концепций. Так, Дж. Росс и другие использовали закон Вебера — Фехнера для измерения оценки объемов  входящей  бухгалтерской информации.

Ученые Ю. Идзири, Р. К. Ядикке и  К. Е. Найт рассматривали законы функциональной психической закономерности, чтобы  показать невозможность лицом,  принимающим решение,  воздействовать на процесс изменения бухгалтерского учета.  Б. А. Риттс привлек теорию диссонанса  для  выявления  влияния  публикации журнальных бухгалтерских статей на учетную прак­тику.

Вообще, бихевиоризм  требует законченной  теоретической  концепции и подвергается критике за субъективизм, проти­воречивость. К недостаткам бихевиористического подхода к бухгалтерскому учету  относят  то,   что  недооцениваются внутренние  психические  процессы  деятельности   бухгалтера,  игнориру­ются  его  сознание,  внутренняя  познавательная деятельность, намере­ния и желания.

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…



Добавление Подающий надежды бихевиористический монстр. Объективное знание. Эволюционный подход

Добавление

Подающий надежды бихевиористический монстр

Вышеприведенная лекция была прочитана десять лет назад — в 1961 году. Некоторые ее идеи — ключевую теорию бихевиористических мутаций — я развил в работе «Об облаках и часах» («Of Clouds and Clocks»){46}. Однако хотя меня очень интересует теория эволюции, я не эксперт в какой-либо из ее областей, и один человек, являющийся экспертом, отговорил меня от публикации этой моей Спенсеровской лекции.

Тем не менее, все эти годы мне представлялось, что различение генетических основ (1) целей или предпочтений, (2) умений и (3) анатомических исполнительных орудий могло бы стать ценным вкладом в теорию эволюции дарвиновского типа. По-моему, то, что я назвал «генетическим дуализмом» (а следовало бы назвать «генетическим плюрализмом») позволяет объяснить образование генетических тенденций, или «ортогенез».

Эта теория представляется мне более совершенной, чем теория, предложенная Ричардом Б. Голдшмидтом в форме его знаменитых «подающих надежды монстров». Я полагаю, что будет полезно сравнить эти теории между собой. Голдшмидт (1878-1958) в 1940 году опубликовал книгу под названием «Материальный базис эволюции»[276], в которой указывал, что дарвинистское представление о множестве мелких вариаций ведет к большим затруднениям. Во-первых, существует тенденция возврата к средней популяции, даже при наличии мутаций. Во-вторых, очень трудно получить изменения, выходящие за определенные пределы, и эту трудность испытывали все экспериментаторы в области селекции: попытки перейти эти пределы почти неизменно ведут к бесплодию и вымиранию.

Оба эти момента создают большие трудности для дарвиновской теории эволюции, исходящей из очень небольшого числа исходных форм жизни, может быть, даже от одной. Однако именно эту теорию мы стремимся объяснить, реальность этого явления подтверждается огромным количеством эмпирических данных. Традиционное объяснение состоит в том, что за гигантские промежутки времени мелкие изменения могут накапливаться и что географическое распространение часто препятствует восстановлению средней популяции. Голдшмидт нашел эти идеи недостаточными, и, не отказываясь от идеи естественного отбора, отказался от идеи о том, что всякое эволюционное изменение объясняется очень большим числом очень малых изменений. Он предположил, что время от времени случаются крупные мутации, которые обычно оказываются летальными и уничтожаются, но некоторые из них выживают — этим он объяснил как подлинные различия, так и очевидное родство между различными формами жизни. Такие крупные мутации он назвал «подающими надежды монстрами». В этой теории есть своя привлекательность: монстры действительно возникают время от времени. Однако в этой теории есть и большие трудности. Обычно такие мутации оказываются летальными (живой организм слишком тонко сбалансирован, чтобы выдерживать случайные резкие изменения), а если они не оказываются летальными, очень велика вероятность возврата к первоначальной форме. Меня всегда очень интересовали теории Голдшмидта[277], и я обратил на его «подающих надежды монстров» внимание И. Лакатоса, который ссылается на них в своей работе «Доказательства и опровержения»[278].

Но только несколько дней назад при чтении новой критической книги Нормана Макбета «Новый суд над Дарвином»[279] мне пришло в голову, что пора, быть может, возродить «подающих надежды монстров» Голдшмидта в новом виде.

Сам Голдшмидт рассматривал, — в основном, если не исключительно, — анатомических монстров, то есть организмы с существенными или даже коренными отличиями структурного характера по сравнению со своими родителями. Я же предлагаю взять за отправную точку бихевиористических или этнологических монстров — организмы, чье отличие от родителей заключается прежде всего в поведенческих отклонениях.

Конечно, их поведение имеет генетическую основу. Вместе с тем генетический базис, по-видимому, допускает определенный спектр поведенческих реакций, которые, возможно, определяются всего лишь сиюминутным физиологическим состоянием организма, реагирующего на воздействие окружающей среды, или, может быть, необычным сочетанием раздражителей, или, наконец, генетической вариацией его склонности к тому или иному поведению. В любом из этих случаев новое уродливое поведение может возникать и возникает без каких-либо доступных наблюдению анатомических изменений. Новый тип поведения, с одной стороны, может иметь материальную основу в виде изменения какой-то ограниченной части нервной системы, но это может быть результатом ранения или другой травмы и не обязательно бывает вызвано генетическими причинами. С другой стороны, изменение в поведении может объясняться и подлинной генетической мутацией в той части нервной системы, которая отвечает за поведение: такая мутация не обязательно связана с крупными изменениями в анатомии. Наконец, изменения в поведении могут быть связаны с реальными изменениями окружающей среды — с экологией организма.

В каждом из этих случаев поведение бихевиористического монстра может радикально отклоняться от поведения его родителей, но нет никаких непосредственных причин, по которым такое отклонение оказалось бы летальным. Безусловно, отклонения в поведении могут нарушить баланс организма, но это не обязательно должно произойти, или же может возникнуть нарушение баланса, не являющееся летальным для организма (как, например, когда муха, ползая по моему листу бумаги, намочила лапки в чернилах и с немалым трудом отчистила их).

Новый тип поведения и поведенческое уродство (monstrosity) — в смысле Голдшмидта — таким образом с гораздо меньшей вероятностью оказываются летальными, чем анатомические уродства. Вместе с тем посредством естественного отбора уродливое (monstrous) поведение может оказывать сильнейшее воздействие на устранение анатомических вариаций.

Возьмем знаменитый пример с глазом: новое поведение, использующее светочувствительные места (уже существующие), может заметно увеличить их ценность при отборе, которая прежде, возможно, была пренебрежимо мала. Таким образом, интерес к видению мог успешно закрепиться генетически и стать одним из ведущих элементов ортогене-тической эволюции глаза; даже малейшие улучшения его анатомии могли оказаться ценными для отбора, если достаточно активно использовались структурой целей и структурой умений организма.

Итак, я предлагаю такую разновидность дарвинизма, в которой бихевиористические монстры играют решающую роль. Новый тип поведения, если он оказывается успешным, ведет к отбору тех экологических ниш, которые, в свою очередь, функционируют селективно, то есть используют этот новый тип поведения и таким образом оказывают селекционное давление в частично предопределенном направлении — в направлении, определяемом некоторой генетически возможной неопределенной целью, например, вкусом к новому типу пищи или удовольствием от использования светочувствительных участков кожи. Таким образом можно объяснить ортогенез, который — в конечном счете — и интересовал Голдшмидта.

Даже такие свойства живых организмов, как детская игривость, могли оказаться полезными в изменчивом мире, в котором поведенческое уродство, то есть изменчивость вместе с возможностью ортогенеза, может способствовать выживанию.

Так можно объяснить ведущую роль изменений (генетических или даже изменений, не имеющих генетической основы), прежде всего в структуре целей, а затем и в структуре умений, — по сравнению с определяемыми генетически изменениями анатомической структуры. Анатомическая структура в целом может изменяться лишь очень медленно, и именно по этой причине ее изменения останутся несущественными, если не будут следовать за изменениями в структуре целей и в структуре умений. Таким образом, эволюцию генетического аппарата, устанавливающую приоритет структуры целей и структуры умений над анатомической структурой, можно, в принципе, объяснить в духе Дарвина.

Мы увидим, что эта дарвинистская теория подающих надежды бихе-виористических монстров «имитирует» не только ламаркизм, но и витализм Бергсона.

(Добавлено в 1974 г.: Блестящее изложение и исторический обзор воззрений, обсуждавшихся в этой главе, можно найти в книге: Hardy, Sir A. The Living Stream. Collins, 1965, особенно в лекциях VT, VII и VIII, где имеются многочисленные ссылки на более ранние работы, начиная с Джеймса Хаттона [Hutton] (умер в 1797 г.), и более поздние. Рекомендуем также обратиться к книге: Mayr Е. Animal Species and Evolution. Cambridge, Mass., The Belknap Press, and London, Oxford University Press, 1963, особенно pp. 604 и далее, и p. 611.)

Монстр

Монстр Почему «Франкенштейн»? Ведь книга — о философском содержании фантастических фильмов. Зачем же начинать ее с картины о готических ужасах? Вам придется смириться! Роман Мэри Шелли «Франкенштейн» — это первое произведение, написанное в жанре научной фантастики. А

Тяжелые годы (Добавление 1940–46 годов)

Тяжелые годы (Добавление 1940–46 годов) Моя автобиография оборвалась и требует добавления, которое имеет довольно большое значение. За эти тяжелые годы (1940–46 годы) произошло много значительных внешних и внутренних событий. Многое углубилось для меня вследствие пережитых

Добавление 47 года

Добавление 47 года 47 год был для меня годом мучения о России, это было. <…> Я пережил тяжелое разочарование. После героической войны процессы, происходящие в советской России, протекли не так, как можно было надеяться. Свобода не возросла, скорее наоборот. Особенно

Ф. ЭНГЕЛЬС ДОБАВЛЕНИЕ К ПРЕДИСЛОВИЮ 1870 г. К «КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЕ В ГЕРМАНИИ»[417]

Ф. ЭНГЕЛЬС ДОБАВЛЕНИЕ К ПРЕДИСЛОВИЮ 1870 г. К «КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЕ В ГЕРМАНИИ»[417] Предшествующие строки были написаны более четырех лет назад. Они и теперь сохраняют свое значение. То, что было верно после Садовы и разделения Германии, подтверждается и после Седана и

Добавление Замечание к определению истины по Тарскому{56}

Добавление Замечание к определению истины по Тарскому{56}  В своей знаменитой работе о понятии истины[313] Тарский описывает способ определения понятия истины или, точнее, понятия «x есть истинное высказывание (языка L)».Первоначально этот способ применялся к исчислению

136. Надежды на человечество

136. Надежды на человечество Если бы у нас была бодрость духа и надежда, основанная на фактах, мы бы в тысячу раз легче, чем сейчас, преодолели все трудности и привели остальной мир, или по крайней мере его большую часть, к духу энергичного сотрудничества. [а как же притча о

Добавление К §1-му Главы IV С КАКОЙ СТОРОНЫ ПОДХОДИЛ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ К КРИТИКЕ КАНТИАНСТВА? [327]

Добавление К §1-му Главы IV С КАКОЙ СТОРОНЫ ПОДХОДИЛ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ К КРИТИКЕ КАНТИАНСТВА? [327] В первом параграфе четвертой главы мы показали подробно, что материалисты критиковали и критикуют Канта с диаметрально противоположной стороны по отношению к той, с которой

РЕВОЛЮЦИЯ НАДЕЖДЫ

РЕВОЛЮЦИЯ НАДЕЖДЫ О гуманизации технологического общества Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Еккл.

Крах надежды

Крах надежды Если надежда, вера и стойкость неизменные спутники жизни, то как получается, что множество людей теряют надежду, веру и стойкость и начинают любить свое рабство и зависимость? Для человеческого существования характерна именно возможность этой потери. Мы

Безмолвный ангел надежды

Безмолвный ангел надежды В моем кабинете все еще звучит музыка, трогая сердце… Пока я писала статью и общалась с вами, вы для меня стали родными-родными. На душе чисто, трепетно, открыто… и мне захотелось молиться и надеяться… вернее, молиться надеясь… вернее, надеяться

Монстр вырвался…

Монстр вырвался… Но недолго музыка играла! Оказалось, что ультракапитализм уничтожает сам Запад. И признаков этого уничтожения на сегодня все больше и больше.Когда в начале 2000-х Англию поочередно поразили эпизоотии «коровьего бешенства» и ящура, оказалось, что политика

2. Парадокс и сущность надежды

2. Парадокс и сущность надежды Надежда парадоксальна. Она и не пассивное ожидание, но и не лишенное реализма подстегивание обстоятельств, которые не могут наступить. Она подобна припавшему к земле тигру, который прыгнет только тогда, когда придет время для прыжка. Ни

7. Крушение надежды

7. Крушение надежды Если надежда, вера и стойкость сопутствуют жизни, как же получается, что столь многие теряют их, причем людям нравится их собственное рабство и зависимость? Именно возможность такой потери и характеризует человеческое существование. Мы начинаем с

книги. «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» (Н. Винер)

Н. Винер

Оглавление    
Глава 10: «Мозговые волны и самоорганизующиеся системы» Приложение 2: Винер Н. «Машина умнее своего создателя»

Поведение, целенаправленность и телеология

1

Артуро Розенблют, Норберт Винер и Джулиан Бигелоу

 

Настоящий этюд преследует двоякую цель. Во-первых, определить бихевиористический (поведенческий)2 метод исследования естественных событий и классифицировать поведение. Во-вторых, подчеркнуть важность понятия целенаправленности.

Пусть дан некоторый объект, относительно отделенный от окружающей среды для своего изучения. Бихевиористический метод состоит в рассмотрении выхода объекта и отношений между выходом и входом. Под выходом понимается любое изменение, производимое объектом в окружении. Обратно, под входом понимается любое внешнее к объекту событие, изменяющее любым образом этот объект.

Предыдущая формулировка не содержит никакого упоминания о специфической структуре и внутренней организации объекта. Это принципиальное умолчание, ибо на нем основано различие между бихевиористическим и альтернативным функциональным методом. При функциональном анализе, в противоположность бихевиористическому подходу, главную цель составляет внутренняя организация изучаемого образования, его структура и свойства; отношения между объектом и окружением значат сравнительно мало.

Из такого определения бихевиористического метода вытекает весьма широкое определение поведения. Под поведением понимается любое изменение объекта но отношению к окружающей среде. Это изменение может представлять собой преимущественно выход объекта при минимальном, дальнем или побочном входе; или же оно может быть непосредственно приписано определенному входу. В итоге любое преобразование объекта, заметное извне, может быть отмечено как поведение. Термин был бы поэтому слишком общим, чтобы приносить пользу, если бы не возможность ограничения его соответствующими прилагательными, другими словами, возможность классификации поведения.

Изменения энергии, сопутствующие поведению, дают основание для классификации. Активным поведением является такое, при котором объект служит источником выходной энергии, используемой в данной специфической реакции. Объект может аккумулировать энергию, приносимую дальним или относительно близким входом, но вход непосредственно не возбуждает выхода. При пассивном поведении, напротив, объект не составляет источника энергии; вся энергия в выходе должна быть приписана непосредственно входу (пример – бросание предмета), или же объект способен управлять энергией, остающейся внешней к нему в течение всей реакции (парящий полет птицы).

Активное поведение можно подразделить на два класса: нецеленаправленное (или случайное) и целенаправленное. Термин «целенаправленное» здесь означает, что действие или поведение допускает истолкование как направленное на достижение некоторой цели, т.е. некоторого конечного состояния, при котором объект вступает в определенную связь в пространстве или во времени с некоторым другим объектом или событием. Нецеленаправленным поведением является такое, которое нельзя истолковать подобным образом.

Слова «допускает истолкование», употребленные выше, могут показаться настолько туманными, что все различие теряет смысл. Однако признание, что поведение иногда бывает целенаправленным, – дело неизбежное и полезное, как можно видеть из следующего. В основе понятия целенаправленности лежит представление о нашей «произвольной деятельности». Но целенаправленность произвольных действий – это не вопрос субъективной интерпретации, а физиологический факт. Совершая произвольное действие, мы произвольно выбираем специфическую цель, а не специфическое движение. Так, решив взять стакан с водой и поднести его ко рту, мы не приказываем определенным мышцам сократиться в определенной степени и в определенной последовательности – мы просто задаемся целью, и реакция следует автоматически. Экспериментальная физиология была до сих пор по существу неспособна объяснить механизм произвольной деятельности. Мы осмеливаемся связать эту неудачу с тем обстоятельством, что экспериментатор, раздражающий двигательные области коры головного мозга, отнюдь не воспроизводит произвольной реакции; он задаст эффективные, «выходные» пути, по не задает цели, как при произвольном движении.

Часто выражался взгляд, что все машины целенаправленны. Это несостоятельный взгляд. Во-первых, можно сослаться на механические устройства типа рулетки для азартной игры, специально созданные для нецеленаправлепности. Далее, существуют устройства типа часов, созданные, правда, с определенной целью, но обладающие нецеленаправленным, хотя и регулярным, поведением; в самом деле, нет никакого специфического конечного состояния, к которому стремилось бы движение часов. Подобно этому, хотя ружье можно использовать для вполне определенной цели, целенаправленность не присуща внутренне его действию; возможна случайная пальба, нарочито бесцельная.

Некоторые машины, с другой стороны, внутренне целенаправленны. Возьмем, например, торпеду, снабженную механизмом поиска цели. Для обозначения машин с внутренне целенаправленным поведением был специально выкован термин «сервомеханизм».

Эти соображения показывают, что хотя определение целенаправленного поведения остается относительно смутным и лишенным точного операционального значения3, самое понятие целенаправленности полезно и заслуживает сохранения.

Целенаправленное активное поведение можно подразделить на два класса: «с обратной связью» (или «телеологическое») и «без обратной связи» (или «нетелеологическое»). Выражение «обратная связь» употребляется инженерами в двух различных смыслах. В широком смысле оно означает, что часть выходной энергии аппарата или машины возвращается как вход; примером может служить электрический усилитель с обратной связью. Обратная связь в этих случаях положительна: часть выхода, снова поступающая в объект, имеет тот же знак, что и первоначальный входной сигнал. Положительная обратная связь прибавляется к входным сигналам, она не корректирует их. Термин «обратная связь» применяется также в более узком смысле для обозначения того, что поведение объекта управляется величиной ошибки в положении объекта по отношению к некоторой специфической дели. В этом случае обратная связь отрицательна, т.е. сигналы от цели используются для ограничения выходов, которые в противном случае шли бы дальше цели. Это второе значение термина «обратная связь» и имеется здесь в виду.

Можно считать, что всякое целенаправленное действие требует отрицательной обратной связи. Если цель должна быть достигнута, то в какой-то момент необходимы сигналы от нее, чтобы направить поведение. Под поведением без обратной связи понимается такое, при котором сигналы от цели не изменяют деятельности объекта в процессе поведения. Так, можно послать машину сразить светящийся объект, хотя машина может быть нечувствительна к свету. Подобно этому змея может броситься на лягушку или лягушка – на муху, не получая зрительных или иных впечатлений от жертвы после начала движения. Действительно, движение в этих случаях происходит настолько быстро, что нервные импульсы едва ли имеют время сформироваться в сетчатке глаза, дойти до центральной нервной системы и возбудить новые импульсы, которые бы своевременно достигли мышц для эффективной перемены поведения.

В противоположность рассмотренным примерам поведение некоторых машин и некоторые реакции живых организмов включают в себя непрерывную обратную связь от цели, изменяющую и направляющую действующий объект. Этот тип поведения эффективнее, чем предыдущий, особенно когда цель нестационарна. Но управление с непрерывной обратной связью способно привести к весьма неуклюжему поведению, если обратная связь плохо демпфирована и для некоторых частот колебаний вместо отрицательной становится положительной. Предположим, например, что построена машина для поражения движущейся светящейся цели; траектория, описываемая машиной, регулируется направлением и силой света от цели. Предположим, что следуя движению цели в определенном направлении, машина далеко проскочит за цель и что будет приложено чрезмерно большое усилие, чтобы развернуть машину в противоположном направлении. Если это движение вновь промахнется, начнется серия все более сильных колебаний, и машина упустит цель.

Эта картина последствий недемпфированной обратной связи удивительно напоминает то, что наблюдается при выполнении произвольного действия больным, у которого поврежден мозжечок. В состоянии покоя субъект не обнаруживает заметного двигательного расстройства. Если, однако, попросить его поднести ко рту стакан с водой, то рука, несущая стакан, будет совершать, по мере приближения к цели, серию колебательных движений возрастающей амплитуды; в результате вода расплещется, и намерение не будет осуществлено. Этот симптом типичен для расстроенной моторики больных с мозжечковым заболеванием. Аналогия с поведением машины, наделенной недемпфированной обратной связью, столь очевидна, что мы решаемся видеть главную функцию мозжечка в регулировании нервных механизмов обратной связи, участвующих в целенаправленной двигательной активности.

Целенаправленное поведение с обратной связью можно опять подразделить. Оно может быть экстраполирующим (предсказывающим) или неэкстраполирующим (непредсказывающим). Реакции одноклеточных организмов, так называемые тропизмы, дают примеры непредсказывающего поведения. Амеба просто следует за источником, на который она реагирует; нет никаких данных о том, что она экстраполирует его траекторию. С другой стороны, предсказывающее поведение животных – самая обыкновенная вещь. Кошка, начинающая преследование бегущей мыши, не бежит прямо к месту, где мышь в данный момент находится, а движется к экстраполированному будущему положению. Не составит также труда найти примеры предсказывающих и непредсказывающих сервомеханизмов.

Предсказывающее поведение можно подразделить на различные порядки. Кошка, охотящаяся за мышью, – пример предсказания первого порядка; она предсказывает только мышиный путь. Бросание камня в движущуюся мишень требует предсказания второго порядка; здесь необходимо предвидеть пути мишени и камня. Примером предсказания более высокого порядка является стрельба из рогатки или лука.

Предсказывающее поведение требует различения по меньшей мере двух координат: оси времени хотя бы одной пространственной оси. Предсказание, однако, будет эффективнее и гибче, если действующий объект способен реагировать па изменения более чем в одной пространственной координате. Чувствительные рецепторы организма или соответствующие им элементы машины могут поэтому ограничивать предсказывающее поведение. Так, собака-ищейка следует следу; предсказывающее поведение ей не доступно, потому что химический, обонятельный вход приносит только пространственную информацию – расстояние, указываемое силой запаха. Внешние изменения, способные возбуждать слуховые или, еще лучше, зрительные рецепторы, допускают более точную пространственную локализацию; отсюда возможность более эффективных предсказывающих реакций при действии входа на эти рецепторы.

Способность к предсказывающим действиям встречает, помимо того, ограничения во внутренней организации действующего объекта. Так, машина, предназначенная для предсказывающего слежения за подвижной светящейся целью, должна не только быть чувствительна к свету (например, через приданный ей фотоэлемент), но и обладать структурой, пригодной для расшифровки светового входа. Представляется вероятным, что ограничения внутренней организации, особенно организации центральной нервной системы, определяют сложность предсказывающего поведения, которой может достичь млекопитающее. Так, можно подумать, что нервная система крысы или собаки не позволяет им осуществлять интеграцию входа и выхода, необходимую дли предсказывающей реакции третьего или четвертого порядка. Действительно, одна из особенностей скачка, наблюдаемого при сравнении человека с другими высшими млекопитающими, заключается, по-видимому, в том, что последние способны лишь к предсказывающему поведению низшего порядка, тогда как человек потенциально способен к весьма высоким порядкам предсказания.

Ниже приводится таблица предлагаемой классификации поведения:

Нетрудно видеть, что каждая из дихотомий произвольно выделяет одну черту, признаваемую интересной, оставляя аморфный остаток – не-класс. Очевидно также, что критерии отдельных дихотомий разнородны. Понятно поэтому, что существует много других линий классификации, независимых от рассмотренных. Так, можно разделить поведение в целом или внутри каждой из табличных групп па линейное (выход пропорционален входу) и нелинейное. Для многих целей было бы полезно деление на непрерывное и дискретное поведение. Различные степени свободы, свойственные поведению, также могут служить основанием систематизации.

Классификация, представленная в предыдущей таблице, была выбрана по нескольким причинам. Она приводит к выделению класса предсказывающего поведения – особо интересного класса, ввиду открывающейся возможности систематизировать все более сложные критерии поведения организмов. Она делает упор на понятиях целенаправленности и телеологии, понятиях, как мы видели, большого значения, хотя и дискредитированных сегодня. Наконец, она показывает, что единообразный бихевиористический анализ применим как к машинам, так и к живым организмам, независимо от сложности поведения.

Иногда утверждалось, что конструкторы машин просто пытаются воспроизводить действия живых организмов. Это некритическое мнение. В том, что поведение некоторых машин являет грубое сходство с реакциями организмов, нет ничего необычайного. Поведение животных включает много разновидностей всех возможных способов поведения, а изобретенные до сих пор машины еще очень далеки от исчерпания всех этих возможностей. Отсюда значительное перекрытие двух названных областей поведения. Нетрудно, однако, найти примеры созданных человеком машин, поведение которых превосходит человеческое поведение. Взять хотя бы машины с электрическим выходом; ведь люди, в отличие от электрических рыб, неспособны к испусканию электричества. Еще лучше, пожалуй, пример радио: не известно ни одного животного, которое обладало бы способностью к генерации коротких волн, даже если принимать всерьез так называемые опыты по телепатии.

Дальнейшее сравнение животных организмов и машин приводит к следующим выводам. В настоящее время методы изучения обеих групп подобны. Будут ли они столь же близки всегда, зависит, по всей видимости, от существования или несуществования качественно особых, уникальных характеристик, свойственных одной группе и отсутствующих у другой. Покамест таких качественных различий не обнаружено.

Общие классы поведения одинаковы для машин и для живых организмов. Специфические, узкие классы могут принадлежать исключительно одной или другой группе. Так, никакая из существующих машин не могла бы написать санскрито-мандаринский словарь4. С другой стороны, мы не знаем ни одного живого организма, который бы катился на колесах; представим себе, каковы бы были последствия, если бы инженеры настаивали на копировании живых организмов и вместо колес снабжали бы свои локомотивы руками и ногами!

В то время как бихевиористический анализ машин и живых организмов в основном единообразен, функциональное исследование их обнаруживает глубокие различия. Структурно организмы по преимуществу коллоидальны и содержат главным образом белковые молекулы – большие, сложные и анизотропные; машины чаще всего металлические и содержат главным образом малые молекулы. С энергетической точки зрения машины обыкновенно отличаются высокими разностями потенциалов, обеспечивающими быструю мобилизацию энергии; в организмах энергия распределена равномернее и не очень мобильна. Так, в электрических машинах проводимость большей частью электронная, тогда как в организмах электрические изменения обыкновенно ионные.

В машинах широта и гибкость достигаются в основном умножением эффектов во времени; легко получаются и используются частоты в миллион герц и выше. В организмах правилом является не временное, а пространственное умножение; временные достижения бедны – самые быстрые нервные волокна могут проводить только около тысячи импульсов в секунду; пространственное же умножение обильно и изумительно в своей компактности. Это различие хорошо иллюстрируется сравнением телевизора и глаза. Телевизор можно рассматривать как одноколбочковую сетчатку; образы формируются разверткой, т.е. регулярным последовательным детектированием сигнала со скоростью около 20 миллионов в секунду. Развертка – это процесс, который редко, если когда-либо вообще, встречается в организмах, требуя высоких частот для эффективного осуществления5. Глаз же использует пространственный умножитель. Вместо единственной колбочки телевизора мы находим в человеческом глазу около шести с половиной миллионов колбочек и около ста пятнадцати миллионов палочек.

Если бы инженеру пришлось конструировать робота, грубо подобного по своему поведению некоторому живому организму, то сегодня он не стал бы обращаться для этого к белкам и иным коллоидам. Он, вероятно, построил бы его из металлических частей, диэлектриков и многочисленных электронных ламп. Движения робота могли бы быть гораздо быстрее и сильнее соответствующих движений первоначального организма. Зато обучение и память оставались бы весьма рудиментарными. В будущие годы, когда знание коллоидов и белков возрастет, будущие инженеры смогут взяться за конструирование роботов, подобных тому или иному млекопитающему не только по поведению, но и по структуре. Окончательной моделью кошки может быть только другая кошка, рождена ли она еще от одной кошки или же синтезирована в лаборатории.

В нашей классификации поведения термин «телеология» употреблялся как синоним «целенаправленности, управляемой обратной связью». В прошлом телеологию толковали как нечто предполагающее цель и часто добавляли сюда смутное понятие «конечной причины». Это понятие конечных причин вызвало противопоставление телеологии и детерминизма. Обсуждение причинности, детерминизма и конечных причин не входит в нашу задачу. Можно отметить, однако, что целенаправленность, как она здесь была определена, совершенно не зависит от причинности, начальной или конечной. Телеология была дискредитирована главным образом потому, что при прежнем ее определении причина должна следовать во времени за действием. Однако с крушением этого аспекта телеологии было, к сожалению, отказано в признании и всякой целенаправленности. Мы видим в целенаправленности понятие, необходимое для познания некоторых определенных способов поведения, и считаем, что телеологический подход полезен, если только не касаться проблем причинности и довольствоваться исследованием целенаправленности как таковой. Мы ограничили содержание телеологического поведения, прилагая последнее наименование лишь к таким целенаправленным реакциям, которые управляются ошибкой реакции, т.е. разностью между состоянием действующего объекта в данный момент и конечный состоянием, принимаемым за цель. Тем самым телеологическое поведение становится равнозначным поведению, управляемому отрицательной обратной связью, и, теряя соответственно в широте, выигрывает как понятие в точности.

Согласно этому узкому определению, телеология противоположна не детерминизму, а не-телеологии. Как телеологические, так и нетелеологические системы будут детерминистическими, коль скоро рассматриваемое поведение относится к области, где детерминизм вступает в силу. Понятие телеологии имеет с понятием причинности лишь один общий элемент – ось времени. Но причинность означает одностороннюю, относительно необратимую функциональную зависимость, тогда как телеология связана с поведением – не с функциональными зависимостями.

Гарвардская медицинская школа и Массачусетсский технологический институт

Сноски:
  1. Rosenbluelh А., Wiener N., Bigelow J. Behavior, Purpose and Teleology. // Philosophy of Science. – Baltimore, 1943. – Vol. 10. – № 1. – Р. 18–24.
  2. От англ. behavior – «поведение». Напрашивается сопоставление с бихевиоризмом в психологии (Дж. Б. Уотсон н др.), однако по существу речь идет о самостоятельном, отдельном направлении. Насколько можно судить, авторы не применяют специфических положений школы Уотсона и не отрицают, подобно ему, психики и сознания. Впрочем, в современной зарубежной литературе термин «бихевиоризм» употребляется и просто как название науки о поведении. — Прим. ред.
  3. Операциональное определение понятия – определение, допускающее точную проверку через эксперименты или измерение. – Прим. ред.
  4. «Мандаринский язык» – старое название северного (пекинского) диалекта китайского языка. – Прим. ред.
  5. Позже, в связи с исследованием альфа–ритма, Винер пришел к мысли о наличии в зрительном механизме мозга групповой развертки («Кибернетика», гл. 7). – Прим. ред.
Оглавление    
Глава 10: «Мозговые волны и самоорганизующиеся системы» Приложение 2: Винер Н. «Машина умнее своего создателя»

Бихевиористическая педагогика — Студопедия

Поделись  


В основе этого подхода лежит психология бихевиоризма (behavior — поведение), возникшая в начале 20 века. Классический бихевиоризм утверждал, что личность определяет поведение, которое можно наблюдать, в отличие от чувств, мышления, составляющих внутренний мир, не доступный изучению с помощью научных методов. Следовательно, предмет психологии — поведение, активность человека, которые бихевиористы стали называть «реакцией» и в изучении которых старались применять естественнонаучные методы, дающие, как они считали, объективное научное знание о психике человека. Личность, ее психику они сводили к сумме реакций на ситуации-раздражители (стимулы), опираясь в том числе и на учение Павлова об условных рефлексах.

Воспитание и обучение человека поэтому ими рассматривались как выработка социально одобряемых, «правильных» реакций на стимулы, жизненные ситуации.
В дальнейшем понимание поведения личности и управления им усложнилось. Один из крупнейших необихевиористов Б.Ф.Скиннер правильно полагал, что поведение личности определяют не только стимулы, то есть внешние воздействия окружающей среды, но и внутренняя деятельность самого человека: например, представления человека (в виде опыта, установок) о последствиях его «реакций», поступков в определенных ситуациях. Чтобы регулировать поведение личности, вырабатывать желаемые реакции, считал Скиннер, нужно организовать систему положительных и отрицательных подкреплений.

Стремление человека получить положительное подкрепление (одобрение) и избежать отрицательного подкрепления — осуждения, неодобрения — Скинер назвал » оперантным поведением». Человек почти ничего не делает, считает Скиннер, вне системы подкреплений, то есть рациональной ориентации на последствия своего поведения, тем самым выбирая поощряемые обществом поступки и избегая осуждаемого поведения. Такой взгляд на обусловленное подкреплением поведение человека открывает возможность для построения процессов воспитания и обучения. Известно, что Скиннер был одним из создателей программированного обучения, в основе которого лежит пошаговый контроль за результатами обучения.

Скиннер и его сторонники полагали, что его подход позволяет успешно решать проблемы формирования «правильных» граждан, выработки у учащихся школ необходимого поведения. Скиннер предлагал создать специальную науку о поведении «технологию поведения». Согласно его концепции, поведение с помощью подкрепления можно и нужно программировать и через это управлять общественной жизнью, избегая бунтов молодежи, антисоциальных проявлений, формируя членов общества с заданными свойствами. Этот процесс он называл «модификацией поведения», подчеркивая, что его система формирует личность с социально одобряемым поведением.

Он считал также, что оперантное поведение, то есть поведение в соответствии с системой подкреплений, избавляет человека от морального выбора, от нравственных и духовных факторов, которые, по его мнению, не детерминируют поведение. Тем самым оперантное поведение делает человека по-настоящему свободным. Человек будет счастлив и свободен, если будет опираться на положительное подкрепление со стороны общества. И само общество будет от этого функционировать совершенней. Эти идеи он развивает не только в научной литературе, но и в утопическом произведении «Уолден второй».

Учение бихевиоризма об обусловленности поведения человека подкреплением оказало влияние на психологию, психотерапию, педагогику. Последнее выразилось в рекомендациях учителям, социальным работникам, школьным психологам, в обучении учителей профессиональному поведению на основе методик бихевиоризма: учитель должен овладеть и применять в своей практике систему подкреплений — реакций на действия ученика. Более предпочтительными считаются положительные подкрепления, поскольку они вызывают чувство удовлетворения и желание закрепить достигнутые успехи. Учителям рекомендовалось менять лексику. Был составлен список «100 слов, которые нужно употреблять в работе с детьми», например: молодец, я горжусь тобой и пр. В случае невозможности положительной оценки даются рекомендации «мягкого» отрицательного подкрепления, или ухода от оценки, или совета «подумай еще».

Развиваясь, бихевиористическая педагогика сближается с гуманистической: наряду с техникой подкрепления рекомендуется «рефлексия чувств и теплое принятие ребенка психологом, то есть так называемый аффективно-бихевиористический подход» (Е.И.Исенина, Предисловие в кн.: Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994, с. 20). Это означает признание чувств ребенка и учет его состояния во взаимодействии с ним. Однако в целом бихевиористическая педагогика предлагает биоинженерный, технологический подход к воспитанию (неслучайно Скиннер свои выводы делал на опытах с животными).

Бихевиористическая педагогика стимулировала технологический подход к воспитанию. Согласно ему, определяется совокупность заданных свойств личности, модель ученика, и проектируется система средств и методов воздействия. Это отвечает технократическим тенденциям в педагогике: разрабатывать научно-педагогические системы управления формированием личности, тем самым держать под контролем общество. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармокологических препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

Учение Скиннера вызывало и вызывает критику прежде всего за грубое манипулирование личностью. Бихевиоризм сводит жизнь человека к биологическим, механическим реакциям, не принимая в расчет его сознания, ценностей, нравственных принципов, взглядов, мотивов, воли и свободы — всего того, что определяет на самом деле поведение личности. Противники Скиннера обвиняли его в антигуманном отношении к человеку, в том, что он конструирует управляемого индивида, функционера. Наряду с этим есть и сторонники «технологии поведения» (особенно в США). Они выступают за то, чтобы система воспитания, школы формировали бы дисциплинированных, ответственных людей, «послушных» граждан, выполняющих свои роли в обществе.



Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры поведенческих

поведенческих

Первое было установлено вне всяких разумных сомнений десятилетиями исследований в ряде областей, включая психологию, биологию и генетику поведения.

Из журнала Slate