Бихевиористический подход: БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД это

БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД | это… Что такое БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД?

ТолкованиеПеревод

БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД

БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД.

Подход к обучению, сводящий усвоение речи к предъявляемым реакциям на стимулы и ставящий во главу угла формирование навыков путем многократного механического повторения языкового и речевого материала. См. также бихевиоризм. Был использован при психологическом обосновании концепции обучения по аудиолингвальному и аудиовизуальному методам. Основоположником подхода считается американский психолог Б. Скиннер (1904–1990), который развил теорию условных рефлексов И. П. Павлова применительно к обучению. Он ввел понятие «операция», под которым понимал различные варианты поведения человека в ответ на предъявляемые стимулы. Последующее закрепление такого поведения с помощью различных приемов поощрения или наказания способствовало его воспроизведению либо отказу от него.

Предполагалось, что Б. п. обеспечивает самостоятельное выполнение учащимися определенных действий, что приводит к формированию навыков. Скиннер предложил четыре основных принципа, направленных на повышение уровня образования:

1) учитель должен четко объяснять, чему он будет обучать;

2) задания должны носить пошаговый характер, а весь процесс обучения состоять из серии градуированных по трудности заданий;

3) с помощью индивидуальных обучающих программ обеспечивается возможность учащихся работать в индивидуальном режиме;

4) обучение носит «программированный характер» и обеспечивает успех в работе благодаря повторению и закреплению с помощью различных поощрений (Скиннер, 1968; Williams, Burden, 1997). Б. п. имел много сторонников среди преподавателей языка, так как обеспечивал учащихся специально составленными материалами, которые градуировались по степени сложности и выполнялись небольшими порциями.

Выполнение заданий учащиеся могли проверить благодаря наличию обратной связи, предусмотренной обучающей программой. Этот подход получил подробную разработку в рамках программированного обучения и созданных на его основе программированных учебников, популярных в СССР в 60-е гг. ХХ в. до появления компьютерных технологий. В то же время Б. п. подвергался критике в связи с тем, что в нем недостаточно учитывался принцип сознательности, а обучение строилось на имитации и механическом выполнении действий с учебным материалом. Б. п. оказал значительное влияние на обоснование концепции аудиолингвального в США и аудиовизуального во Франции методов обучения. Он также использовался английскими педагогами при разработке ситуативного метода обучения
(Колесникова, Долгина, 2008).

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

  • БИХЕВИОРИЗМ
  • БОГАТСТВО РЕЧИ

Полезное


Бихевиористский (поведенческий) подход

28. 04.2011

В бихевиористстком (поведенческом) подходе фактически ставится под вопрос необходимость понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств. Личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т.е. приобретает навыки поведения в среде, а также определенные рефлексивные реакции. Другими словами, человек рассматривается бихевиористами как чистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний за выполненный им поведенческий акт можно «нарисовать» личность с любыми свойствами.

«Я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником — независимо от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков», — писал в своей книге «Бихевиоризм» основатель подхода Дж. Уотсон.

Он был уверен, что такой тотальный контроль за поведением человека позволит воспитать в нем личность, на которую всегда будет запрос со стороны семьи и общества. Этот подход к исследованию и формированию личности мало чем отличался от стратегии научения животных в виде жесткой дрессировки. Чего стоят лишь советы автора родителям, основанные на идеях бихевиоризма: детей нельзя обнимать, целовать, сажать к себе на колени, допускать сентиментальность в обращении с ними. Самое большее, что допускается, — это погладить ребенка по головке, если тому удалось выполнить выданное ранее задание.

Появлению бихевиоризма способствовали учение И. Павлова об условных рефлексах, законы научения Э. Торндайка, открытие В. Бехтеревым сочетательных рефлексов, отдельные работы представителей функционализма в психологии. Кроме того, бихевиоризм был продиктован самими социальными условиями: жизнь требовала выхода результатов теоретических исследований в психологии за пороги университетских городков. «Психолог. Принимает круглосуточно» — на эти привлекательные дверные вывески работал прагматический механизм бихевиоризма.

Ключевые слова: Бихевиоризм

Материалы по теме

Бихевиоризм

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Субъективный бихевиоризм

Абдурахманов Р.А., История психологии

Социальный бихевиоризм Дж. Мида

Абдурахманов Р.А., История психологии

Бихевиоризм и развитие личности

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Бихевиористская теория Дж. Уотсона

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Радикальный бихевиоризм Б.

Скиннера

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Общая характеристика бихевиоризма

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Бихевиористская (поведенческая) психотерапия: характеристика, методы

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Подход к управлению поведением — объяснение

Что такое поведенческий подход к управлению?

Автор Джейсон Гордон

Обновлено 5 октября 2022 г.

  • Маркетинг, реклама, продажи и PR

    Принципы маркетинга Продажи Реклама Связи с общественностью SEO, социальные сети, прямой маркетинг

  • Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность

    Управленческий и финансовый учет и отчетность Налогообложение бизнеса

  • Профессионализм и карьерный рост
  • Право, сделки и управление рисками

    Правительство, правовая система, административное право и конституционное право Юридические споры — гражданское и уголовное право Агентское право HR, занятость, труд и дискриминация Субъекты бизнеса, корпоративное управление и собственность Деловые операции, антимонопольное право и право ценных бумаг Недвижимость, личная и интеллектуальная собственность Коммерческое право: договор, платежи, обеспечительные интересы и банкротство Защита потребителя Страхование и управление рисками Иммиграционное право Закон об охране окружающей среды Наследство, поместья и трасты

  • Управление бизнесом и операции

    Управление операциями, проектами и цепочками поставок Стратегия, предпринимательство и инновации Деловая этика и социальная ответственность Глобальный бизнес, международное право и отношения Деловые коммуникации и переговоры Менеджмент, лидерство и организационное поведение

  • Экономика, финансы и аналитика

    Экономический анализ и денежно-кредитная политика Исследования, количественный анализ и принятие решений Инвестиции, трейдинг и финансовые рынки Банковское дело, кредитование и кредитная индустрия Деловые финансы, личные финансы и принципы оценки

  • Курсы

+ Еще

Содержание

Что такое поведенческий подход к управлению?

Поведенческий подход к управлению

Поведенческая теория управления, часто называемая неоклассической теорией управления, фокусируется на индивидуальном поведении, мотивах и социальных взаимодействиях. В частности, он включает изучение человеческого поведения с помощью психологии, социологии и антропологии.

Вернуться к:  УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ

Поведенческий подход был реакцией на недостатки классической теории управления, которая фокусировалась на индивидуальной производительности, эффективности и организационной структуре.

Эти подходы не смогли адекватно учесть человеческие аспекты организационной деятельности.

Теория управления поведением может быть разбита на две основные теории:

  • Теория человеческих отношений
  • Теория бихевиоризма

поведенческий подход к управлению поведенческий подход

Была ли эта статья полезной?

Да

Определение автора

0

0

Поведенческий подход к лидерству — объяснение

Содержание

Что такое поведенческий подход к лидерству? Что такое совместное принятие решений? Какие существуют типы совместного принятия решений?Что такое коллективное принятие решений?Что такое демократическое или совместное принятие решений?Что такое автократическое совместное принятие решений?Что такое принятие решений на основе консенсуса?Что такое принятие решений по принципу невмешательства?

Поведенческий подход к управлению

Пожалуйста, включите JavaScript

Поведенческий подход к управлению

Поведенческий подход, как следует из названия, фокусируется на том, как лидеры ведут себя при выполнении своих обязанностей. Эта область изучения лидерства также была сосредоточена на том, как лидеры принимают решения.

Вернуться к:  УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ

Поведение лидера 

Поведение лидера обычно можно разделить на две широкие категории:

  • Поведение, ориентированное на задачу (часто называемая инициирующей структурой) — лидеры, ориентированные на задачу, лучше контролируют и предоставляют подчиненным подробную структуру, правила, директивы и инструкции для определения их ролей и управления их задачами для достижения организационных целей.
  • Поведение, ориентированное на людей (часто называемое вниманием) — Лидеры, ориентированные на людей, сосредотачиваются на благополучии отдельного подчиненного — их чувствах и чувстве уважения. Этот фокус проявляется в принятии решений и действиях лидеров.

Каждая из этих ориентаций эффективна или полезна для организации в определенных контекстах и ​​организационных целях. Например, ориентация на задачи обычно более эффективна в небольших или начинающих компаниях, а ориентация на людей обычно более эффективна в крупных организациях.

Принятие решений лидером

Поведенческие исследования также фокусируются на процессе принятия решений руководителем и на том, как стиль принятия решений связан с эффективностью руководства и реакцией сотрудников.

Ключевой концепцией в этом отношении является наделение подчиненных полномочиями. Расширение прав и возможностей  касается степени, в которой лидер делегирует или делегирует полномочия или полномочия по принятию решений подчиненному.

Расширение прав и возможностей позволяет сотрудникам принимать участие в принятии решений на всех уровнях организации. Расширение возможностей сотрудников широко известно как Совместное управление .

Считается, что расширение прав и возможностей влияет на несколько поведенческих аспектов подчиненных, включая согласование личных целей с целями компании, ответственность за производительность и результаты, а также привязку производительности к вознаграждению.

Организационные эффекты имеют тенденцию к творчеству, отзывчивости и повышению производительности.

К отрицательным признакам наделения полномочиями относятся: 

  • отсутствие координации между организационными подразделениями, 
  • напряженность между уровнями власти и
  • возможность злоупотребления предоставленными полномочиями.

Основные стили руководства в первую очередь характеризуются уровнем полномочий подчиненных.

Что такое стиль принятия решений лидером?

Исследователи обычно группируют стили принятия решений следующим образом:

Что такое авторитарное (автократическое, директивное, монотеистическое) принятие решений?

Лидеры принимают решения без привлечения сотрудников. Руководитель дает прямые указания подчиненным. Подчиненные лишены права голоса при принятии решений и в большинстве случаев не могут подвергать сомнению решения руководителя.

Этот стиль обычно эффективен в очень сложных ситуациях или когда лидер обладает уникальными знаниями или способностями решить проблему или разрешить ситуацию.

Этот стиль, однако, заставляет подчиненных чувствовать себя незащищенными, запуганными, деморализованными и недооцененными. Кроме того, это, как правило, подавляет творческий потенциал и может повредить индивидуальной производительности.

Что такое совместное принятие решений?

Руководители позволяют сотрудникам участвовать в процессе принятия решений. Подчиненные также вносят свой вклад в разработку целей и задач и разделяют ответственность за результаты.

В то время как полномочия по принятию решений остаются у лидера, подчиненные вовлекаются в процесс и наделяются им.

Этот стиль наиболее эффективен, когда решения сложны и требуют уникального взгляда или требуют широкого участия подчиненных.

Недостатком является то, что это требует времени и может задержать принятие решений.

Какие существуют виды участия в принятии решений?

Эффективность каждого из этих стилей принятия решений лидером зависит от обстоятельств. Поведенческий подход подвергался критике за то, что не исследовал среду, в которой происходит поведение.

Обычно понимаемые типы лидерства включают следующие.

Что такое коллективное принятие решений?

Группы сотрудничают, чтобы принимать решения и брать на себя ответственность за результаты.

Что такое демократическое или совместное принятие решений?

Лидер изучает мнения группы, прежде чем принять решение и сообщить о своем решении подчиненным. Процесс принятия решений является более информативным, медленным и ориентированным на людей.

Что такое авторитарное совместное принятие решений?

Руководитель собирает информацию от подчиненных и принимает решение. Решение, как правило, взвешенное, но более быстрое и более ориентированное на задачу или результат.

Что такое консенсусное принятие решений?

Лидер передает полномочия по принятию решений подчиненным — либо на основе консенсуса, либо на определенном уровне большинства голосов.