Бихевиоризм как наука о поведении человека – 23) Бихевиоризм как наука о поведении.

Содержание

23) Бихевиоризм как наука о поведении.

Бихевиоризм — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Методы: Бихевиористами применялось два основных методологических подхода для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Развитие: Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология (наука, изучающая познавательные процессы человеческого сознания), поведенческая терапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

Уотсон: поведение – это система реакция. ( Реакция – новое понятие, введенное бихевиоризмом).

24) Типы реакций по Уотсону:

1) врожденные – поведенческие акты, наблюдаемые у новорожденных детей: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища и т.д.

2) приобретенные

Врожденные р-ции Уотсон описал без труда, т.к. достаточно понаблюдать за поведением новорожденных. Описание законов приобретением врожденных реакций шло труднее. Он обратился к работам Павлова и Бехтерева, где описаны механизмы возникновения условных рефлексов. Уотсон принимает концепцию условных рефлексов как естественнонаучную базу своей теории: все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

25) Инструментальное или оперантное обусловливание в бихевеоризме.

Другое достижение бихевиоризма – изучение особого типа условных реакций – инструментальных или определенных. Инструментальное или оперантное обусловливание – если подкреплять действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью.

Бихевиористы: классическое (т.е. павловское) и оперантное обусловливание – универсальный механизм научения, общий для животного и человека. Процесс научения, представлялся как автоматический, не требующий активности человека. Достаточно использовать 1 подкрепление, что бы «закрепить» в нервной системе успешные реакции независимо от воли или желаний человека.

С помощью S и подкрепления можно «лепить» любое поведение человека, «манипулировать» им. Поведение жестко «детерминировано» и зависит от внешних обстоятельств и прошлого опыта.

Таким образом, игнорировалось существование сознания, т.е. внутреннего психического мира человека, что лишено здравого смысла. Позже это поняли и бихевиористы. С конца 60-ы гг. даже на родине бихевиоризма, в Америке, вернулись к изучению сознания – высшей формы психического отражения объективной действительности.

studfile.net

Психология как наука о поведении: представители

Изучение человеческой психики проводили еще две тысячи лет назад. Правда, тогда доктрина основывалась на философии великих мыслителей. А психология как наука самостоятельная возникла лишь в начале XX века. Ученые занимаются разными отраслями человеческой психики, в том числе и поведением. Как развивалась эта область психологии и кто над ней работал? Узнайте из статьи.

Фото: lifeveda.ru

Психология как наука о поведении кратко

Наука о поведении человека называется бихевиоризм. Это отрасль психологии, которая изучает реакцию индивида на те или иные события.

Бихевиоризм зародился в начале XX века, и это был кардинально новый подход в психологии. Основное задание этой отрасли — изучать поведение человека отдельно от мышления, основываясь на рефлексах. Для этого использовали метод наблюдения и анализа.

Психология как наука о поведении возникла в качестве протеста против гуманитарных умозаключений, которые были основаны лишь на метафорах. В бихевиоризме акцент сделали на практическую, а не теоретическую психологию.

Фото: Life-reactor

Чтобы было понятно, приведем пример. Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон считал, что реакцию человека на те или иные действия можно предсказать. В качестве примера он провел опыт.

В ходе эксперимента ученый собрал небольшую группу детей и несколько кроликов. Естественно, ребята хотели погладить животных. Но как только они пытались это сделать, их било слабым разрядом тока.

На другой день, как только дети видели кроликов, они сразу же начинали плакать, поскольку помнили, что с ними случилось перед этим. Тогда ученый предлагал детям сладости, держа животных на безопасном расстоянии. Впоследствии дистанция между детьми и кроликами сокращалась, и в конце эксперимента дети уже не боялись зверьков и спокойно их гладили.

Таким образом, теория бихевиоризма доказала, что в бóльшей степени поведение человека зависит от безусловных рефлексов. Если знать стимул и реакцию человека на какой-либо фактор, его поведение легко предугадать, поэтому личностью можно управлять.

Фото: Леди

Бихевиоризм широко используется и в наши дни. Особенно популярно это учение среди менеджеров по продажам, политиков. Также этот метод практикуют современные психологи, чтобы, например, помочь человеку избавиться от боязни летать на самолетах.

Однако у бихевиоризма есть и недостатки. Учение основывается на общих реакциях человека, не учитывает его темперамент и особенности характера. Поэтому иногда манипулировать поведением индивида бывает не просто или не получается вовсе.

Читайте также: Память: психология, интересные факты

Психология как наука о поведении: представители

Первым представителем бихевиоризма стал американец Джон Уотсон. Именно он в 1913 году сделал доклад, в котором четко представил свою науку о поведении человека.

Основным открытием ученого была теория о том, что любой стимул вызывает отзыв. Уотсон считал: чтобы понять особенности индивида, за ним необходимо наблюдать, а при верном подходе можно предугадать реакцию на те или иные действия. За основу своих учений Джон взял теорию об условных и безусловных рефлексах.

Фото: Psychologies Today

Джона Уотсона поддержали такие ученые:

  • Уильям Хантер.

Ученый создал теорию «отсроченного поведения». Он считал, что человеку можно предоставить стимул «сейчас», а реакцию получить «потом». Уильям проводил эксперимент на обезьянах: ставил им ящик бананов, отгораживал их ширмой и ждал реакции. Через некоторое время приматы получали желаемое.

Этот ученый изучал взаимосвязь раздражителей и центральной нервной системы. Он проводил эксперименты на животных: учил их чему-то, а затем удалял части головного мозга. Таким образом, Лешли выяснил, что все участки мозга взаимозаменяемы.

  • Беррес Скиннер.

Американский психолог подошел к принципам бихевиоризма с другой стороны и работал над понятием необихевиоризма. Это учение, которое, помимо исследования внешнего поведения человека, признает промежуточные переменные, влияющие на реакцию индивида.

Фото: Google Sites

  • Эдвард Торндайк.

Этот ученый создал теорию, согласно которой сознание рассматривалось как система связей, объединенная ассоциациями. Торндайк предложил закон упражнений и эффекта, который трактуется так: чем чаще повторяется действие, тем больше оно остается в сознании человека.

  • Эдвард Толмен.

Эдвард немного отошел от стандартной теории бихевиоризма, предложенной Уотсоном, и разработал когнитивное учение. В его подходе между стимулом и реакцией существуют «знаки-гештальты», состоящие из различных когнитивных карт.

Он доказывал свое учение на крысах, которые находили путь к кормушке любыми путями, независимо от того, какой дорогой их приучали передвигаться.

Фото: Life-reactor

Психология человека достаточно интересная наука, над которой трудится не одно поколение. И чем больше открытий делают экспериментаторы, тем больше вопросов возникает.

Теория бихевиоризма актуальна и в наши дни, хотя до конца предугадать поведение человека не способен ни один ученый, так как всегда существуют индивидуальные факторы.

Читайте также: Прагматизм — это хорошо или плохо?

www.nur.kz

Бихевиоризм — это… Как появилась наука о поведении? [2018]

 

Бихевиоризм буквально — это наука о поведении.

 

Родилась она в начале прошлого века в противовес «психологии сознания», по мнению основоположника нового течения Джона Уотсона, не способной дать объективную оценку личности.

 

Ее теоретики предложили рассматривать человека как совокупность актов поведения и занялись изучением его реакции на стимулы из внешней среды.

 

Не только чтобы в будущем корректировать личность, но и предугадывать поступки, а значит, управлять.

 

Разбираемся, что за направление в психологии представляет собой бихевиоризм, под каким углом оно рассматривало человека, и что из этого получилось.

 

Содержание:

  1. Основные понятия трудов Джона Уотсона
  2. Бихевиоризм — главные положения направления
  3. Воспитание молотком доктора Уотсона
  4. Самые известные представители течения и их идеи
  5. Бихевиоризм и современная психология

 

 

Бихевиоризм в психологии — это… Основные понятия трудов Джона Уотсона

Сама по себе психология начала формироваться в научную дисциплину только в конце 19 века.

 

А метод интроспекции (самонаблюдения) за собственными реакциями, яркими вспышками сознания, образами и деятельностью разума не был подкреплен точными исследованиями, и потому быстро устарел.

 

Ему на смену пришли попытки ученого Джона Уотсона убедить мир, что человеческое сознание — ничто.

 

Важно лишь поведение, которое, в свою очередь, формируется под влиянием внешних стимулов: окружающей среды, людей, обстоятельств.

 

Уотсон устранял сознание, ликвидировал значение психики и раскладывал наше поведение, как математическое уравнение.

 

Идеолог течения Джон Уотсон

 

С точки зрения ученого, бихевиоризм — это направление в психологии, берущее за основу исследования разных реакций живого существа, будь то человек или крыса, на стимулы, посылаемые из внешней среды.

 

Уотсон намеревался научиться определять их природу и предсказывать реакцию на них. То есть управлять.

 

Разумеется, чтобы в дальнейшем создавать армию универсальных солдат. В этом месте мы обязаны передать привет Джорджу Оруэллу и его роману «1984».

 

Реакции Уотсон поделил на четыре крупных пласта:

 

  1. Видимые — игра на музыкальных инструментах, поездка на велосипеде или отпирание двери
  2. Скрытые — наши внутренние монологи
  3. Видимые наследственные — чиханье, кашель, моргание
  4. Скрытые наследственные — физиологические процессы

 

Из описанного выше понятно, что бихевиористы рассматривали психологию как естественную науку, которая должна была предсказывать поведение человека и контролировать его.

 

Действия homo sapiens в понимании ученого ничем не отличались от действий животных, обусловленных работой рефлексов.

 

  1. «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный особый мир, в котором я буду их растить, и я… выбрав наугад ребенка, смогу сделать его по собственному усмотрению специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, торговцем и даже попрошайкой или вором — вне зависимости от его талантов, склонностей, профессиональных способностей и расовой принадлежности его предков».

 

Цитата Джона Уотсона кратко и емко характеризует, что такое бихевиоризм в широком понимании.

 

Бихевиористы пытались превратить психологию в точную науку

 

Однако это лишь теория, которой не судилось появиться на свет без исследований Ивана Петровича Павлова.

 

Русский ученый доказал, что помимо безусловных рефлексов, путем методичного воздействия на живое можно выработать условные.

 

Вместе с ними сформируются новые модели поведения.

 

Бихевиоризм в психологии — главные положения

По сути, бихевиоризм — это направление в психологии, которое в первой половине 20 века нашло практическое применение в психиатрии, а точнее «коррекции нежелательного поведения».

 

Если человек не умеет строить цепочки социальных связей, решать проблемы и конфликты, его мучают терзания и страхи, нужно научить его правильно себя вести.

 

А разве это не есть идеология всей тренинговой работы над собой и коучинга?

 

Бихевиоризм не слишком задумывался о нашей психологической состоятельности

 

Бихевиоризм — это наука, которая подразумевает, что:

 

  1. Физическая и психологическая деятельность человека зависит исключительно от его поведения
  2. Ее основа — приобретенные и врожденные рефлексы
  3. Если знать характер раздражителя, можно спрогнозировать реакцию на него
  4. Наши речь и мышление — это только навыки
  5. Психика меняется под воздействием внешних факторов, с ними меняется реакция на них и на поступки

 

Бихевиоризм — это наука о поведении, которая пыталась заставить психологию отказаться от всего самого привлекательного, что в ней есть — внутреннего мира человека, ибо не брала в расчет:

 

  1. Душевные переживания
  2. Низводила человека до уровня животного или робота
  3. Не уделяла внимания намерениям и мотивам
  4. Пренебрегала наличием природных склонностей и способностей
  5. Игнорировала категории нравственности и морали
  6. Не могла объяснить творческие достижения в искусстве и музыке
  7. Была антигуманной и антидемократической, поскольку хотела управлять поведением человека

 

Эксперименты проводились и над людьми, и над животными

 

Последние тезисы принадлежат перу одного из главных теоретиков направления Берреса Скиннера, начавшего свою книгу с упреков в адрес бихевиористического взгляда на вещи.

 

Разумеется, чтобы позже их оправдать и доказать. Справедливости ради стоит отметить, что оправдываться ученым-бихевиористам приходилось часто.

 

В середине прошлого века течение переживало глубокий кризис, выбраться из которого ему помог Эдвард Толмен.

 

Он сформулировал основные понятия когнитивного бихевиоризма и развеял миф о существовании цепочки «реакция-стимул», поместив в середину «знак-гештальт» — по его мнению, человек реагирует на стимул не просто так, а осознанно, запоминая предыдущие попытки.

 

Чуть позже родился необихевиоризм и в цепи «стимул-реакция» добавились промежуточные звенья — моменты, которые не доступны внешнему наблюдению, наши внутренние переживания, установки и знания.

 

Последние составили основу социального бихевиоризма.

 

Это значит, что в психологии появилось определение поведения, на которое влияют индивидуальные особенности человека и его жизненный опыт.

 

Бихевиоризм применялся в психиатрии для коррекции поведения

 

Воспитание молотком и другие эксперименты доктора Уотсона

Но вернемся к Джону Уотсону.

 

Вооружившись полученными знаниями, он провел ряд экспериментов, чтобы доказать правоту практическим путем.

 

Сначала подопытными были грызуны и голуби, после — младенцы. Джону удалось установить, что первичными и главными являются три реакции — гнев, страх и любовь, остальные — вторичны.

 

В учебники по психологии вошла история 11-месячного младенца Альберта Б.

 

Ее повторение невозможно сегодня по этическим соображениям — самого доктора не только выгнали бы из института, но и посадили в тюрьму за издевательства над детьми.

 

Ребенку поочередно показывали белую крысу и отдаленно имеющие сходство предметы (бороду, пряжу или мех).

 

Мальчик не боялся, тогда доктор бил тяжелым молотком по куску металла, расположенному над его головой.

 

Альберт этого не видел. Через месяц крыса, кролик, меховое пальто и борода Санты вызывали у малыша страх.

 

Джон Уотсон и Розали Рейнер во время эксперимента с маленьким Альбертом, 1920 г.

 

Реакция закрепилась, и Уотсон обещал так же быстро ее снять, но родители забрали ребенка, не дав продолжить исследования.

 

Вскоре разразился скандал — выяснилось, что данные о быстром предопределении реакции были преувеличены.

 

Уотсон и его ассистентка Розали Рейнер периодически повторяли действия с молотком: малыш боялся не крысы, а громких звуков.

 

Отмотать реакцию назад ученый собирался, одновременно показывая крысу и предлагая конфету.

 

Сегодня Уотсона уволили бы за неэтичное поведение и подтасовки опытов, столетие назад причиной стал роман с Розали, ибо доктор оказался женат.

 

Карьера была закончена — Уотсона на работу не брал ни один институт. Тогда он предприимчиво перебросил знания в рекламу, где, надо сказать, преуспел.

 

Это с его легкой руки бихевиоризм внедрился в мир потребления и научил нас покупать ненужное, а потом нашел применение в политологии, где всегда пригодятся модели управления сознанием избирателей.

 

Нечестные эксперименты поставили точку на карьере доктора Уотсона

 

Только в 2012 году стали известны все детали «дела Альберта Б.» (в реальной жизни Дугласа Мерритта).

 

От рождения ребенок страдал гидроцефалией — болезнью, являющейся причиной неврологических нарушений, поэтому не мог быть предметом объективного исследования. Мальчик умер в шесть лет.

 

Джон Уотсон и Розали Рейнер о заболевании знали и заведомо пошли на подлог ради славы.

 

Представители бихевиоризма были ярыми экспериментаторами и иногда настолько углублялись в исследования, что напрочь забывали об их целях.

 

Самые известные представители течения и их идеи

Эдвард Торндайк

Ученый предпочитал называть себя «коннексионистом» (англ. connection — связь).

 

Наблюдая за крысами и голубями, ввел понятие оперантного поведения, которое осуществляется методом проб и ошибок.

 

Знания доктора Уотсона и его коллег пригодились в мире рекламы и политики

 

За точку отсчета он брал не внешний импульс, а конкретную ситуацию:

 

  1. Точка отсчета — проблемная ситуация
  2. Противостояние организма ей как целой системы
  3. Активный поиск выхода
  4. Процесс обучения через практику и упражнения

 

Торндайк пытался обращаться к сфере сознания человека, за что позже был изгнан из основоположников бихевиоризма недовольными коллегами по цеху. Хотя себя он таковым и не считал изначально.

 

Уильям Хантер

В 1914 году работал над созданием схемы отсроченных поведенческих реакций.

 

Он показывал обезьяне банан, спрятанный в одном из двух ящиков, затем закрывал их ширмой и через время вновь открывал.

 

Обезьяна с легкостью находила банан, что доказывало и непосредственную, и отсроченную реакцию на импульс.

 

Хантер Уильям проводил опыты над животными, за которые сегодня его бы наверняка осудили

 

Карл Лешли

Вырабатывал какой-нибудь навык у мыши, затем экспериментировал с удалением разных частей мозга, пытаясь установить, зависит ли от них рефлекс.

 

В итоге пришел к выводу, что они все доли мозга равноценны и могут заменить друг друга.

 

Беррес Скиннер

Представитель радикального течения. Считал, что выработать условный рефлекс и корректировать поведение можно посредством похвалы или наказания.

 

Это подход применял во всех сферах жизни от процесса обучения до социальной адаптации.

 

И настолько преуспел, что в 70-х годах возглавил американский рейтинг самых влиятельных психологов столетия, обогнав старину Фрейда.

 

Беррес Скиннер в своей лаборатории

 

Бихевиоризм и современная психология

Из всего, о чем мы говорили выше, становится понятно, что постепенно попытки рационализировать сознание человека практически полностью себя изжили.

 

В основе многих поступков и поведенческих реакций лежит тонкая интеллектуальная и, главное, бессознательная работа мозга.

 

Сегодня психология изучает личность и не пытается поставить ее в одну плоскость с подопытным голубем.

 

Однако невозможно отрицать эффективность использования бихевиористских методов в рекламе, политике, социологии и образовании.

 

Например, в педагогической системе США для улучшения показателей успеваемости и социализации проблемных детей успешно применяется изменение условий и прикладной анализ коррекции поведения.

 

Метод поощрения и наказания работает в дрессировке животных.

 

Современная психология признает, что в основе многих реакций человека лежит тонкая интеллектуальная работа мозга

 

А наиболее четкий ответ на вопрос, почему это направление пленило умы миллионов вплоть до 70-х годов прошлого века в 1998 пояснил Джон А. Миллс в книге «Контроль: история поведенческой психологии»:

 

  1. «Бихевиоризм стал почвой для зарождения американской социальной науки. Очевидно же, научно-исследовательская деятельность и теоретические взгляды американских бихевиористов до середины 1950-х годов были обусловлены стремлением создать теорию, которая могла бы помочь при составлении общественно полезных прогнозов».

 

life-reactor.com

Бихевиоризм как наука о поведении


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 36Следующая ⇒

Развитие экономики и социальных отношений в ХХ веке, расширение областей человеческой деятельности привело к постановке новых задач как в технической, так и в научной сфере. Как известно, в ХІХ веке под психологией понималась наука о сознании. Однако ни структурализм, ни функционализм не смогли создать науку о сознании. Их концепция сознания предполагала использование субъективного метода – метода интроспекции, разочарование в котором повсеместно нарастало. Отказ от взгляда на интроспекцию как на единственный канал приобретения психологического знания все отчетливее звучал во всех областях психологии, вступившей в полосу кризиса. Важную роль в этом сыграло развитие опытной психологии. Во-первых, переход от искусственной обстановки лабораторных исследований к моделированию естественных условий деятельности внес существенные изменения в применяемые научные методы. Главное из них – оттеснение на второй план показаний самонаблюдения. Во-вторых, в экспериментальной психологии появились новые испытуемые – животные, которые были неспособны к интроспекции. Эффекты воздействия экспериментатора отслеживались теперь не по самоотчетам участников исследования, а по двигательным реакция, представлявшим собой сугубо объективные проявления. У тех, кто понимал психологию как науку о сознании и его элементах, почва под ногами становилась все более зыбкой. В сложившейся ситуации все яснее ощущалась потребность в новом предмете психологии, новых методах и принципах. Особенно острой эта проблема была для Соединенных Штатов Америки, что объяснялось своеобразием исторического развития страны и господством прагматического подхода к изучению человека, его нервно-психических ресурсов. Об этом свидетельствовал уже американский функционализм, интересы которого во многом были сосредоточены на исследовании эффективности приспособления человека к окружающей его среда. Однако функциональное направление было бессильно в объяснении причин человеческих поступков, построения новых форм поведения. На почве, подготовленной функционализмом, зародилось новое психологическое течение – бихевиоризм. Само слово происходит от английского «behavior» – поведение. Появление бихевиоризма положило начало следующему крупному этапу в развитии психологии, отличительной особенностью которого является направленность на изучение совершенно новых фактов – фактов поведения.

Обратимся к рассмотрению того, что же представляет собой поведение и чем оно отличается от явлений сознания, изучавшихся психологией ранее. В психологической науке поведение традиционно понимается как внешние проявления психической деятельности человека. С этой точки зрения поведение может быть противопоставлено сознанию как совокупности внутренних процессов, которые объективно переживаются человеком. Следовательно, проявление поведения в бихевиоризме и акты сознания в интроспективной психологии – это разные области фактов. Даже методы их выявления различны: поведенческие особенности доступны внешнему наблюдению, тогда как процессы сознания обнаруживаются путем самонаблюдения.

Основоположник бихевиоризма Джон Гродес Уотсон. В 1913 г. он опубликовал свой манифест «Психология с точки зрения бихевиориста», который вызвал бурную реакцию в психологических кругах. Впоследствии это событие назвали «революцией в психологии», означавшей начало новой эпохи в психологической науке.

В своей публикации Дж. Уотсон утверждал, что психология с точки зрения бихевиоризма – это сугубо объективная ветвь естественной науки. Ее теоретическая цель – предсказание поведения и контроль за ним. Интроспекция и самоанализ не являются важной частью ее метода… Бихевиорист, в своем стремлении открыть единую систему реакций и чувств животных, не признает разделения на человека и животное. Похоже, – пишет он далее, – что пришло время, когда психология просто обязана отказаться от ссылки на такое понятие, как сознание».

 

Сноска в рамке

Джон Уотсон (1878—1958)

Американский психолог, основоположник бихевиоризма. В 1903 г. в Чикагском университете защитил докторскую диссертацию, посвященную исследованию связей между развитием центральной нервной системы и развитием поведения белых крыс. До 1908 г. Д. Уотсон оставался в Чикаго ассистентом Энджела, До-и Дж. Дьюи. Именно здесь Уотсон щей функционализма и прагматизм Дьюи (философию которого, как он сам отмечал, никогда не понимал).

В 1908 г. Уотсон переходит в университет Джона Гопкинса в Балтиморе, где заведует кафедрой экспериментальной сравнительной психологии и лабораторией. Здесь он развивает принципы бихевиоризма. В 1913 г. в журнале «Psychol. Rev.» появилась его программная статья «Психология с точки зрения бихевиориста», в которой сформулированы задачи бихевиоризма в противоположность интроспективной психологии как науки о «содержаниях сознания». В 1914 г. вышла книга «Поведение. Введение в сравнительную психологию», в 1919 г.— «Психология с точки зрения бихевиориста». В 1915 г. Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации. Его успехи как ученого и преподавателя обещали длительную и блестящую карьеру. Но по семейным обстоятельствам Уотсон был вынужден выйти в отставку (1920). Ему пришлось заняться рекламным бизнесом, где он и работал до 1946 г. «Бихевиориз», популярная книга Уотсона, вышла в 1925 г., уже после того, как он оставил область академической психологии. Работа вызвала гораздо большую критику, чем какие-либо другие книги того времени. В 20-е годы он выступил с популярными произведениями по воспитанию детей (Psychological care of infant and child (1928), переведена на русский язык в 1929 г. — «Психологический уход за ребенком»). В 1926 г. появилась последняя работа Уотсона «Пути бихевиоризма».

 

Как вы уже поняли, по мнению Дж. Уотсона, психология должна была стать естественнонаучной дисциплиной и ввести объективный метод. Центральным понятием нового психологического направления стало поведение, которое понималось как совокупность реакций человека. Как сторонник естественнонаучного подхода к психологии, Дж. Уотсон объяснял любые формы поведения человека наличием определенного внешнего воздействия стимула. Так появилась известная нам формула «стимул–реакция» (S–R), означавшая, что каждой ситуации (или стимулу) соответствует определенное поведение (или реакция). Соотношение «S–R» бихевиористы провозгласили единицей поведения. Согласно идее Дж. Уотсона, наблюдая какую – либо реакцию, мы можем судить о вызвавшем ее стимуле, и наоборот, зная характер стимула, можно предвидеть последующую реакцию. Это открывало широкие возможности для понимания причинной обусловленности человеческих поступков. Неслучайно именно эти два аспекта были выдвинуты бихевиористами в качестве общих и окончательных задач психологической науки.

Их решение осуществлялось в двух направлениях: теоретическом и экспериментальном. Что же явилось теоретической базой бихевиоризма? Как вы помните, по мнению представителей данного направления, осознание человеком своих субъективных переживаний совершенно бесполезно для исследователя. Поэтому выражения «этот ребенок боится собаки» или «я влюблен в эту женщину» в научном плане ничего не означают. Они должны быть заменены объективными описаниями, дающими возможность «измерить» чувство страха или степень увлеченности. Экспериментальные протоколы бихевиористов содержали бы следующую информацию об описанных выше субъективных переживаниях: «…слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака, и слабеют при ее удалении»; «…при встрече с этой женщиной сердце у меня бьется сильнее, а зрачки расширяются». Примечательно, что даже в личных письмах Дж. Уотсона прослеживается (угадывается) его позиция как бихевиориста. «Каждая клетка моего тела принадлежит тебе, индивидуально и в совокупности, – писал он. – Моя общая реакция на тебя только положительна. Соответственно положительна и реакция моего сердца».

Знакомство с работами И. П. Павлова и его сотрудников позволило Дж. Уотсону объяснить, как человек приобретает новые формы поведения. Сформулированная российскими учеными концепция условных рефлексов становится опорной точкой исследований Дж. Уотсона, естественнонаучной базой его психологической теории, подтверждающей, с его точки зрения, бесполезность концепции сознания. На основании учения об условных рефлексах Дж. Уотсон приходит к заключению, что любая новая форма поведения, любая приобретенная реакция формируется путем обусловливания, то есть на основании механизма возникновения условных реакций.

Вспомнив схему условных рефлексов, мы сможем лучше понять механизм обусловливания в концепции Дж. Уотсона.

 
 

И до И.П. Павлова было известно, что безусловный стимул вызывает безусловную реакцию. Например, при попадании пищи в рот у нас выделяется слюна, при воздействии болевого раздражителя мы отдергиваем руку. Однако именно И.П. Павлов впервые заметил, что связывание безусловного стимула (Sб) с нейтральным условным стимулом (Sу), которое многократно повторяется, приводит к тому, что условный стимул сам начинает вызывать безусловную рефлекторную реакцию (Rб). Схематически этот механизм изображен на рис. 1.

Этот же механизм действует и в социальной сфере. Любовь маленького ребенка изначально не направлена на какого-либо конкретного субъекта, но затем, на основе обусловливания, ребенок приучается любить определенного человека. Лицо матери часто предстает перед ним в процессе покачиваний, поглаживаний, в результате чего оно становится обусловленным стимулом, который сам по себе вызывает добрые чувства по отношению к ней.

 

Сноска в рамке

И.П.Павлова.

Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г. в Рязани, в семье священника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви. Поначалу судьба Ивана Павлова так и складывалась: он стал учиться в духовной семинарии. Годы его учебы совпали с бурным развитием естествознания в России. Большое влияние на мировоззрение Павлова оказали идеи великих русских мыслителей революционеров-демократов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, труды публициста-просветителя Д. И. Писарева и особенно труд «отца русской физиологии» И. М. Сеченова – «Рефлексы головного мозга». Увлекшись естественными науками, Павлов в 1870 году поступил в Петербургский университет. Занимаясь на естественном отделении физико-математического факультета. Он работал в лаборатории под руководством известного физиолога И. Ф. Циона, где выполнил несколько научных исследований. А в 1875 году совет университета наградил его золотой медалью за работу «О нервах, заведующих работой в поджелудочной железе».

По окончании университета он поступил на третий курс Медико-хирургической академии и одновременно работал в лаборатории профессора физиологии К. Н. Устимовича. За время прохождения курса в академии Павлов провел ряд экспериментальных работ, за совокупность которых был награжден золотой медалью. 1879 году Павлов окончил академию и был оставлен при ней для дальнейшего усовершенствования. Тогда же по приглашению выдающегося хирурга С. П. Боткина, он начал работать в физиологической лаборатории при его клинике. В ней Павлов проработал около 10 лет, фактически руководя всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями.

Защитив в 1883 году диссертацию на степень доктора медицины, И.П. Павлов получил звание приват-доцента Военно-медицинской академии. Проработав 45 лет в стенах этого института, он выполнил главные исследования по физиологии пищеварения и разработал учение об условных рефлексах.

В 1897 году И. П. Павлов опубликовал свой знаменитый труд – «Лекции о работе главных пищеварительных желез», ставший настольным руководством физиологов всего мира. За этот труд в 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия.

Труды И. П. Павлова получили признание со стороны ученых всего мира. При жизни ему были присвоены почетные звания многочисленных отечественных и иностранных научных учреждений, академий, университетов и различных обществ. А в 1935 году на 15 Международном конгрессе физиологов Иван Петрович был увенчан почетным званием «старейшины физиологов мира». Ни до, ни после него, ни один биолог не удостаивался такой чести.

 

Данный механизм, по мнению Дж. Уотсона, действует и при образовании сложных реакций. Так, если один безусловный стимул вызывает соответствующую безусловную реакцию, другой – вторую безусловную реакцию, еще один – третью безусловную реакцию, то замена всех этих трех безусловных стимулов на один условный приведет к тому, что он будет вызывать сложные комплексные реакции. Однако необходимо подчеркнуть, что это положение Дж. Уотсона, кажущееся на первый взгляд абсолютно логичным, в действительности неверно. На основе сформированной им схемы невозможно понять, как только с опорой на безусловные реакции могут появиться новые действия человека. В своей жизни мы сталкиваемся с целым рядом явлений, которые не могут быть объяснены с этой точки зрения.

Где Дж. Уотсон действительно был точен, так это в своей экспериментальной работе. В 1916 г. он начал работать с маленькими детьми, став первым крупным психологом, который применил принципы научения к проблемам развития. Он считал, что психолог должен уметь проследить жизнь человека от рождения до смерти. Его самый известный эксперимент (проведенный совместно с Р. Рэйнор) – формирование обусловленной реакции страха у одиннадцатимесячного ребенка, которого он в своих работах называл Альберт Б. Они хотели ответить на вопрос: «Можно ли сформировать у мальчика боязнь белой крысы, которой в начале эксперимента он совершенно не боялся?». С этой целью экспериментаторы показывали Альберту крысу и одновременно сильно ударяли по бруску позади ребенка, что вызывало у него испуг. Когда Альберту в пятый раз просто показали крысу, он заплакал и попытался спрятаться. Такое поведение ребенка означало, что Дж. Уотсону и Р. Рэйнор удалось сформировать условную реакцию страха у мальчика.

Через несколько дней исследователи провели новый эксперимент, в ходе которого они хотели выяснить, будет ли эта условная реакция страха распространяться на другие похожие объекты. Дж. Уотсон и Р. Рэйнор, показывая Альберту различные предметы, обнаружили, что он стал бояться всего пушистого. Мальчик плакал или проявлял беспокойство при виде кролика, собаки, шубы, ваты, хотя раньше они не вызывали у него испуга. Как видим, страх ребенка распространился на все покрытые мехом или пушистые предметы, то есть, говоря научным языком, произошла генерализация стимула.

К сожалению, убрать обусловленные страхи у Альберта не удалось – мальчика усыновили и увезли из города. Однако Дж. Уотсон успешно справился с этой задачей, помогая одной из своих коллег – Мэри Кавер Джонс – справиться со страхами трехлетнего Питера. Как отмечал сам Дж. Уотсон, можно было подумать, что Питер – это просто подросший маленький Альберт. Он боялся белых крыс, кроликов, меховых воротников, птичьих перьев, ваты, заводных игрушек. Что же сделали М. Джонс и Дж. Уотсон? Мальчика усаживали полдничать. Затем приносили клетку с белым кроликом и ставили ее на таком расстоянии от ребенка, чтобы это не вызывало у него беспокойства. На следующий день клетку с кроликом подвигали ближе до тех пор, пока Питер не начинал проявлять легкого беспокойства. Эта процедура повторялась день за днем. В конце терапии Питер мог уже одной рукой есть, а другой – играть с кроликом. Подобным образом удалось снять и другие страхи Питера.

Техника снятия страха путем обусловливания – одна из основных практических разработок Дж. Уотсона. Сегодня она известна под названием систематической десенсибилизации. Ее суть в следующем: человеку в спокойной обстановке демонстрируют пугающие его стимулы, следя за тем, чтобы он не испытывал сильной тревоги. Постепенно человек становится способен ассоциировать с ранее пугающим его объектом ситуацию спокойствия и расслабления. Таким образом, можно преодолеть ряд распространенных фобий, к примеру, боязнь летать на самолете, боязнь больниц, страх перед начальством.

Важнейшим прикладным аспектом бихевиоризма стала педагогическая практика. Дж. Уотсон выдвигал много идей в области воспитания детей, которое он стремился поставить на научную основу. Он подчеркивал особую роль внешних воздействий для развития ребенка. Приоритет окружающей среды в формировании поведения детей провозглашается Дж. Уотсоном в его знаменитом заявлении: «Дайте мне дюжину нормальных, здоровых младенцев и возможность по своему усмотрению выстроить мир, в котором они будут воспитываться, и я гарантирую вам, что, взяв любого, случайно выбранного ребенка, я выращу из него такого специалиста, которого вы назовете: доктора, юриста, художника, торговца, руководителя и, если хотите, даже нищего или вора, независимо от его талантов, склонностей, предпочтений, способностей, призвания или расовой принадлежности его родителей».

 

В рамке


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Бихевиоризм как наука о поведении — Мегаобучалка

Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в иссле­довании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставит­ся решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психо­логию были введены совершенно новые факты — факты поведения, которые от­личаются от фактов сознания в интроспективной психологии.

В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется со­знанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспектив­ной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие — путем самонаблюдения.

Справедливости ради надо отметить то, что помимо практической направлен­ности, обусловленной бурным экономическим ростом, стремительное развитие бихевиоризма определяли и другие причины, первой из которых можно назвать здравый смысл. Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. И он был прав, потому что, в ко­нечном счете, наши переживания, особенности нашего сознания и мышления, т. е, наша психическая индивидуальность, в качестве внешнего проявления отражает­ся в наших поступках и поведении. Но в чем нельзя согласиться с Уотсопом, так это в том, что он, доказывая необходимость заниматься изучением поведения, от­рицал необходимость изучения сознания. Тем самым Уотсон разделил психиче­ское и его внешнее проявление — поведение.

Вторая причина кроется в том, что, по мнению Уотсона, психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Стремление сделать психологию объективной и естественнонаучной дисципли­ной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интро­спективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.



Как вы уже поняли, основная идея бихевиоризма основывалась на утвержде­нии значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необ­ходимости его изучения. Уотсон писал: «Бихевиорист ни в чем не находит дока­зательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джем­сом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющего потока поведения». С точки зрения Уотсона, поведение — это система реакций. Реакция — это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развити­ем бихевиоризма. Поскольку Уотсон стремился сделать психологию естественно­научной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Уотсона поведение или поступок человека объясняются часть технического прогресса. В исследовании психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек—машина». Благодаря деятельности психологов создаются об­разцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможно­сти человека, в противном случае могли бы быть созданы технические образцы, которые в силу своих эргономических характеристик никогда не могли бы экс­плуатироваться человеком.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими наука­ми. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой че­ловека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и прежде всего психических процессов, имеет физиологи­ческую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психиче­ские явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в опреде­ленных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания. И наоборот, хроническое заболевание, как правило, ска­зывается на психическом состоянии больного. Учитывая тесную связь психиче­ского и соматического, в современной медицине активное развитие получили ме­тоды психотерапевтического воздействия, использующие «лечебные свойства» слова.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областя­ми науки и практики. Мы с полным основанием можем утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распро­странение. В свою очередь, бурное развитие психологии, ее внедрение во все сфе­ры практической и научной деятельности привело к возникновению разнообраз­ных отраслей психологии.

 

megaobuchalka.ru

Вопрос 15. Поведение личности с точки зрения бихевиоризма.

Бихевиоризм  (англ.  behavior  —  поведение)  — направление в  психологии  человека и животных, буквально  — наука о поведении. Согласно бихевиористам, такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и т.п. не могут считаться научными; все они – продукт человеческого самонаблюдения, т.е. субъективны; наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами.  Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение, активность. Основателем данного направления в психологии был американский психолог  Джон Уотсон. Важнейшими категориями бихевиоризма являются  стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S—R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом..С этим представлением была связана и научная программа Уотсона – научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека. Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. В поведенческом анализе человек рассматривается как организм, который обладает приобретенным набором поведенческих реакций… [Он] — не порождающий фактор; он локус, точка, в которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии. Как таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой (если у него нет идентичного близнеца) не обладает его генетическими данными, и безоговорочно никто другой не имеет такого же личного прошлого, которое присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет себя таким же образом. Следовательно, по Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его.

Вопрос 16.Представление о личности в гуманистической психологии

Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную целостную систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку. Основатель гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987 г.) в создании своей теории личности исходил из того, что каждый человек наделен способностью к личностному самосовершенствованию. При этом важным компонентом структуры личности, по К. Роджерсу, является «Я-концепция».

Она формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, является интегральным механизмом саморегуляции поведения человека и может быть положительной, отрицательной и амбивалентной (противоречивой).

Насколько человек доволен жизнью, насколько он испытывает счастье от жизни, зависит от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» соотносятся между собой. Если реальный жизненный опыт противоречит «Я-концепции», которая сложилась, то возникает неконгруентность (несоответствие) между представлением о себе и актуальным опытом. Одновременно важнейшая характеристика психологически зрелой личности — ее открытость для опыта, гибкость, усовершенствование человеческого Я.

Другой яркий представитель гуманистической психологии А. Маслоу (1908-1970 г.) выдвинул концепцию целостного подхода к человеку. Согласно его учению, основная потребность человека — это потребность в самоактуализации, реализации потенциальных возможностей человека, его способностей и талантов.

В связи с этим ученый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Итак, по А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека.

Основные положения гуманистической психологии о личности можно сформулировать следующим образом:

1) личность человека следует изучать только в ее целостности;

2) каждый индивид является уникальным, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

3) главной психологической реальностью являются переживания человеком мира и себя в нем;

4) жизнь личности должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

5) индивид является активным, творческим лицом;

6) человек владеет потенциалом к непрерывному развитию и самореализации;

7) личность наделена определённой степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми она руководствуется в своем выборе.

studfile.net