Классный час на тему смысл жизни – Классный час на тему: Конспект занятия «В чем смысл жизни…»
Классный час на тему «Смысл жизни»
Классный час на тему «Смысл жизни».
Внеклассное мероприятие с интерактивными формами работы.
Оформление доски:
«Когда у человека есть цель жизни, смерть ему не страшна» (КФ «Человек с бульвара капуцинов»).
«Каждый сам является хозяином своего жизненного пути» (Народная мудрость).
«Поверь в тот факт, что есть ради чего жить и твоя вера поможет этому факту свершиться» У. Джеймс.
«Горе людям, не знающим смысла своей жизни» (Паскаль)
Класс: 10
Количество детей: 16
Цель: побудить детей к размышлениям об истинных нравственных ценностях
Задачи:
способствовать формированию у учащихся правильных и высоконравственных представлений о жизни;
научить ценить жизнь в любых ее проявлениях;
развивать желание и умение размышлять на философские темы, навыки полемической беседы.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, кластеры с фотографиями учащихся, презентация.
Форма проведения: групповое обсуждение.
Слово учителя: Наш классный час я хотела бы начать с небольшой разминки. Вы внимательно слушаете вопрос и если вы положительно на него отвечаете, то меняетесь местами друг с другом, а если нет, то остаетесь на своем месте. Итак, я предлагаю поменяться местами тем:
· кто знает тему классного часа;
· кто прочитал надписи на доске;
· кто считает, что его настоящая жизнь ещё не началась;
· кто хоть раз задумывался над тем, зачем человек живет;
· кто согласен с М. Ю. Лермонтовым, что жизнь – «такая пустая и глупая шутка»;
· кто размышлял и говорил с друзьями о смысле жизни;
· кому понравилась хоть одна надпись на доске.
Спасибо, ребята, вы можете занять свои места в группах.
Классный час сегодня, как вы уже догадались, будет посвящен теме «Смысл жизни», а проведем его: я — ваш классный руководитель и Ирина Михайловна — учитель обществознания. На её уроках вы говорите и обсуждаете многие вопросы, связанные с темой нашего классного часа. И мы сегодня все вместе попробуем выяснить, в чем же смысл жизни для каждого из вас.
А знаете ли вы, что такое смысл жизни? Сформулируйте, пожалуйста, в группах данное определение (ребята работают в группах, озвучивают ответ).
Да, много умных интересных высказываний. Давайте посмотрим, какое определение дает ВИКИПЕДИЯ. Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Наверное, нет человека, который хоть раз не задумался бы о том, зачем он живет. Для чего? От ответа на этот вопрос зависит многое в жизни человека. В чем же он, этот смысл жизни? Для разных людей он в разном: Слава – Деньги – Дружба – Достижения в спорте, искусстве, музыке – Красивая внешность – Вкусная пища – Красивая одежда, предметы роскоши – Хорошая семья – Хорошее отношение со стороны других людей – Хорошее образование – Власть – Хорошая работа – Уверенность в себе – Счастье и удовлетворенность – Ум – Самоуваженье – Удача – Любовь и уважение семьи – Талант – Уважение друзей, коллег – Хорошее здоровье – и многое другое…
– Именно об этом говорит в своем стихотворении «Счастье» Эдуард Асадов.
Ученик читает стихотворение Э. Асадова «Счастье».
Что же такое счастье?
Одни говорят: «Это страсти:
Карты, вино, увлечения –
Все острые ощущения».
Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это –
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
— Известный психотерапевт, кандидат медицинских наук Михаил Литвак утверждает, что жить надо для себя, ведь самая важная персона для каждого из нас — это мы сами. Жить нужно для себя, это и приносит пользу другим. «Возлюби ближнего своего, как самого себя» — звучит Евангельская заповедь. Это значит, что ты будешь любить ближнего только в том случае, если полюбишь себя. Например, каждый из нас хочет иметь хорошую работу и получать за неё достойную зарплату. А для этого нам нужно хорошо выполнять свои обязанности, поэтому своим трудом мы будем приносить пользу людям.
Учитель показывает весы. На одной чаше весов написано: «Жизнь для других», на другой — «Жизнь для себя».
Ребята, перед вами «весы жизни», назовем их так условно. На одной чаше весов смысл жизни заключается в том, что вы живете для себя, а на другой чаше весов — жизнь для других. Какая позиция наиболее приемлема для вас? У вас у каждого только одна гирька, выберите вашу жизненную позицию. (Ученики кладут на одну из чаш свои гирьки, у каждого в руках только одна гирька.) В нашем случае многие ребята отдали свои голоса за позицию «жизнь для себя» ИЛИ «жизнь для других». Весы послужили прекрасной наглядностью. У каждого свое собственное призвание и предназначение в жизни, каждый должен выносить его в своей душе и попытаться реализовать. Жизнь конкретного человека неповторима.
А теперь давайте рассмотрим более подробно представителей разных эпох. И узнаем, как они отвечают на вопрос о смысле жизни.
Первый философ — это Cократ. Как вы видите на слайде по Сократу смысл жизни – это стремление к счастью.
Следующий представитель — это немецкий философ Иммануил Кант. Он разработал целое философское этическое учение. Кант связывает смысл жизни с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа.
Эрих Фромм делил всех людей на два типа: одни люди ориентированы на «обладание» и для них смысл жизни – иметь, брать. Другие люди ориентированы на «бытие», им важно любит, творить, отдавать, жертвовать собой. В этом и будет заключаться их смысл жизни. Только служа людям, они могут полностью реализовать себя.
Иную точку зрения на смысл жизни и ее предназначение высказал еще один наш соотечественник – Николай Николаевич Трубников. Если кратко, то его основные тезисы о смысле жизни звучат так: Смысл жизни не дан изначально, но задача человека его создавать.
А теперь давайте послушаем мнение по поводу смысла жизни уже нашего современника. Предлагаю прослушать отрывок из выступления Д.А. Медведева в Питтсбуртском Университете (видеоролик).
— У каждого свое собственное призвание и предназначение в жизни, каждый должен выносить его в своей душе и попытаться реализовать. Жизнь конкретного человека неповторима.
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям! Подарить его людям.
— Да, действительно каждый выбирает для себя, какую жизнь он проживает. Представьте себе, что вас попросили бы рассказать о вашей жизни за 2 минуты. О чем вы расскажете. (Варианты детей).
А теперь посмотрите, как представляет себе жизнь ваш сверстник (видеоролик «Смысл жизни за 2 минуты»).
Вопросы к видеоролику:
Над чем вас заставляют задуматься эти видеоролики?
Каких литературных героев вам напоминает человек из 1-го видеоролика? В чем их сходство?
Благодаря чему герой второго видеоролика нашел смысл жизни?
Таким образом, людям свойственно совершать свои поступки, у каждого есть свои мечты и желания. Именно они определяют жизненную позицию человека.
— Есть такой фильм «Четвертая планета». В этом фильме космонавты попали на Марс и столкнулись с чем-то (или кем-то), что исполняло их самые заветные желания, это нечто проникало в мозг космонавтов и само выбирало то, чего им хотелось больше всего. Причем желания эти в реальном земном мире были неисполнимыми. Например, один из героев фильма встретился с дедушкой, который уже умер, другой получил возможность изменить свое прошлое. Я прошу вас подумать, а что выполнило бы это нечто для вас. Какие ваши заветные желания? Запишите, пожалуйста, на кластерах, которые лежат у вас на партах, напротив своей фотографии САМОЕ ЗАВЕТНОЕ ВАШЕ ЖЕЛАНИЕ. ВЫЙДИТЕ ПО ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ОТ КОМАНДЫ И ЗАЧИТАЙТЕ ВАШИ ЖЕЛАНИЯ. А ТЕПЕРЬ синим маркером выделите те ваши желания, которые связаны только с вами «для себя», а красным маркером «для других»).
Таким образом, если бы мы сейчас провели тот же опыт с весами, то они перевесили бы в сторону «Жизнь для других» и нам очень приятно, что в течение классного часа мнение у вас изменилось.
ИЛИ Как мы проживем данную нам свыше жизнь, чем наполним ее, зависит от нас самих. В настоящее время вы молоды, происходит становление личности. Вы еще только в начале пути и ищете себя. И мы надеемся, что этот классный час поможет вам найти верную дорогу.
Мы очень бы хотели, чтобы все вы были счастливы, а для того чтобы быть счастливым, так мало надо (видеоролик «Скрепка»)
До свидания!
Открытый классный час в 9 классе на тему «В чём смысл жизни?»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Матвеевская средняя школа
МО «Старомайнский район» Ульяновской области
Открытый классный час
в 9 классе
на тему: «В чём смысл жизни?»
Выполнила: Козлова Лариса Николаевна
учитель математики
и информатики
I квалификационной категории
с. Шмелёвка
2018
Цель: формирование ценностных ориентаций учащихся.
Задачи:
Попытаться заставить задуматься старшеклассников над тем, что такое смысл жизни и определить его для себя.
Помочь учащимся в личностном росте, самоопределении.
Развитие коммуникативных компетенций учащихся.
Данный классный час дает учащимся возможность задуматься о поиске смысла жизни. В ходе занятия развиваются навыки ведения дискуссии, умение формулировать свою точку зрения, умение поставить себя на место другого, умение работать в группе.
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видео.
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя
В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал:
Дар напрасный, дар случайный
Жизнь, зачем ты мне дана?
Так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным. Сегодня мы уверенно говорим, что смысл жизни великого Пушкина заключался в создании непревзойденных образцов поэзии, прозы, драматургии. И человек должен дать ответ на этот вопрос, ведь от этого ответа будет зависеть очень многое.
О смысле жизни люди задумывались еще в древности. С тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть. «Смысл жизни в служении Богу», — утверждали христиане. «Смысл жизни в служении родине», — говорили мудрецы античности. «Смысл жизни в общественно — полезном труде», — утверждали отцы-правители из нашего недавнего прошлого. В каждом из утверждений содержится лишь доля истины. Вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед человечеством. (фрагмент передачи)
Каждое следующее поколение задастся вопросом: «Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь? Каждый ответит на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной.
II. Опрос учащихся
Напишите в 2-3 словах ответ на вопрос: «В чем для вас заключается смысл жизни?»
III. Беседа с учащимися
Давайте рассмотрим ваши ответы и подумаем над доводами к ним. (Учащиеся приводят аргументы в пользу своего понимания смысла жизни, и, с помощью учителя приходят к следующим ниже выводам).
— Все так живут, не задумываясь, и я проживу.
Во-первых, так живут не все.
Во-вторых, уверены ли Вы, что эти «все» счастливы? И счастливы ли Вы, живя «как все», не задумываясь?
В-третьих, что смотреть на всех, у каждого своя жизнь, и каждый сам ее строит. И когда что-то не заладится, не «всех» винить придется, а себя…
В-четвертых, рано или поздно большинство «всех», оказавшись в каком-либо серьезном кризисе, все-таки тоже задумается о смысле своего существования. Так что может быть не стоит ориентироваться на «всех»?
— Смысл жизни – в том, чтобы понять этот самый смысл. (Смысл жизни – в самой жизни)
Любому человеку понятно, что смысл сна не в том, чтоб спать, а в восстановлении систем организма. Мы понимаем, что смысл дыхания не в том, чтобы дышать, а в том, чтобы могли происходить окислительные процессы в клетках, без которых жизнь невозможна. Мы понимаем, что смысл работы не в том, чтобы просто работать, а чтобы принести пользу себе и людям на этой работе. Так что разговоры о том, что смысл жизни в том, чтобы сам смысл искать – детские отговорки для тех, кто не хочет над этим думать серьезно. Это удобная философия для тех, кто не хочет признаваться в отсутствии у него смысла жизни и не хочет его искать.
— Смысла в жизни нет. (Я не нашел смысла, значит его нет)
Слово «найти» подразумевает, что человек предпринимал некие действия по поиску (смысла). Однако, по правде говоря, многие ли из тех, кто утверждает, что смысла нет, действительно искали его? Не будет ли честнее сказать так: «Я и не пытался найти смысл жизни, но полагаю, что его нет».
— Самореализация как смысл жизни.
Самореализация – это реализация своих возможностей с целью достижения успехов. Реализовать себя можно в разных сферах жизни: семье, бизнесе, искусстве, политике и пр. Человек, конечно, должен реализовать себя. Но делать самореализацию основным смыслом жизни – неправильно.
Почему? Давайте подумаем над этим, учитывая неизбежность смерти. Какая разница – самореализовался человек и умер, или не самореализовался, но тоже умер. Смерть сравняет этих двух людей. Можно сказать, что останутся на земле плоды этой самой самореализации. Но, во- первых, эти плоды не всегда хорошего качества, а во- вторых, даже если они самого лучшего качества, то толку самому человеку, который их оставил, – ноль. Он не может воспользоваться результатами своих успехов, ими могут воспользоваться его потомки.
— Память как смысл жизни. (Чтобы оставить свой след, чтобы меня помнили)
Бывает, что человеку неважно даже, хорошую ли память, или не очень хорошую он о себе оставит. Главное – «чтобы меня помнили!» Ради этого многие люди всеми возможными способами стремятся к известности, популярности, к славе, к тому, чтобы стать «знаменитым человеком». Конечно, добрая память имеет некую ценность для вечности – это благодарная память наших потомков о нас, оставивших им сады, дома, книги. Но сколько продлится эта память? Имеете ли Вы благодарную память о своих прадедах? А прапрадедах?..
— Смысл жизни – сохранение красоты и здоровья.
Хотя древнегреческий философ Метродор и утверждал, что смысл жизни в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться, большинству людей все же понятно, что это не может быть смыслом.
Трудно найти что-то более бессмысленное, чем жизнь ради поддержания собственного здоровья и внешнего вида. Если человек заботится о своем здоровье (занимается спортом, физкультурой, своевременно проходит профилактические медицинские осмотры), то это можно только приветствовать. Мы же говорим о другом, о той ситуации, когда поддержание здоровья, красоты, долголетия становится смыслом жизни. Если человек, видя смысл только в этом, ввязывается в борьбу за сохранение и украшение своего тела, он приговаривает себя к неизбежному поражению. Смерть все равно выиграет это сражение. Вся эта красота, все это мнимое здоровье, все эти накаченные мышцы, все эти эксперименты по омоложению, солярии, липосакции, серебряные нити, подтяжки ничего после себя не оставят.
— Потребление удовольствия как смысл жизни.
Культ удовольствия царит в современном обществе. Нас настраивают на это реклама, статьи в журналах, телевизионные ток-шоу, бесконечные сериалы, реалити-шоу: живи в свое удовольствие, бери от жизни все, лови момент удачи, «отрывайся» по полной…
Таким образом, мы (не без помощи СМИ, однако по своей воле) превращаем себя в обессмысленных полулюдей-полуживотных, чья задача – только есть, пить, спать … Тем не менее, испробовав к определенному возрасту все мыслимые удовольствия, человек пресыщается и чувствует, что, несмотря на разнообразные наслаждения, жизнь его пуста и в ней чего-то важного не хватает. Чего же? Смысла. Ведь в удовольствии смысла не найти. Причем чем больше мы получаем удовольствия, тем больше нам опять хочется. Это напоминает ослика, бегущего за привязанной впереди морковкой: хотим поймать, а догнать не можем… Вряд ли кому-то из нас сознательно хочется быть похожим на такого осла.
— Смысл жизни – достижение власти.
Не секрет, что есть люди, которые живут ради увеличения своей власти над другими. Именно так и пытался объяснить смысл жизни Ницше. Он говорил, то смысл жизни человека в стремлении к власти. Правда, сама история его жизни (сумасшествие, тяжкая смерть, нищета) стала опровергать это утверждение еще при его жизни…
На пороге жизни и смерти, оглянувшись назад, человек поймет, что всю жизнь он прожил зря, то ради чего он жил, уходит от него, и он остается ни с чем. Сотни тысяч имели огромную, а иногда даже невероятную власть (вспомним Александра Македонского, Чингисхана, Наполеона, Гитлера). Но в один момент они ее теряли. И что? Никого еще власть не сделала бессмертным.
— Смысл жизни – жизнь ради близких. Это одна из задач жизни, но не смысл.
Многие люди видят смысл своей жизни в близком человеке, в ребенке, супруге, реже – родителе. Они нередко так и говорят: «Я живу ради него», живут не своей, а его жизнью.
Безусловно, любить своих близких, жертвовать чем-то ради них, помогать идти по жизни – это необходимо, естественно и правильно. Как известно, пребывающий в любви – пребывает в Боге. И жизнь человека должна наполнять любовь, но все же не следует слепо создавать кумира из близкого тебе человека. Мы, создавая себе кумира из любимого человека, по сути дела, проживаем не свою, а его судьбу… Стоит ли посвящать этому свою жизнь?
— Смысл жизни – работа. Вот притча об отношении человека к своему делу.
В далеком средневековье по запыленной улице шел странник. Всякий раз, встречая людей, он останавливался и расспрашивал их, что они делают и зачем. И вот встретились ему три человека, которые сидели на обочине и, согнувшись, били по камню. Странник каждого спросил: «Друг, я уже долго слежу за тем, как ловко ты бьешь по камню. Для чего ты все-таки это делаешь?» Один недовольно проворчал: «Ты сам все видишь. Я обтесываю камни», другой ответил: «Разве ты не видишь, незнакомец? Я делаю угловые тумбы!», третий сказал: «Разве ты не видишь? Я строю кафедральный собор!»
Творчество есть ступень совершенствования – относиться творчески к любому делу, событию жизни позволит наполнить свою жизнь радостью, но не смыслом.
— А нужен ли нам вообще смысл жизни? На что это влияет? Может ли его отсутствие сказаться негативно на нашем существовании? Как вы думаете?
С чем бы вы сравнили человеческую жизнь?
(рост дерева, восхождение, американские горки, череда полос)
Таким образом, в ваших ассоциациях жизнь сравнивается с чем-то трудным, движущимся, постоянно меняющимся.
Что же сделать, чтобы жизнь не казалась пустой, трудной чередой полос, препятствий?
— Итак, мы видим, что непременно должны жить ради чего-то, т.е. нам необходим смысл жизни.
(Учитель обращает внимание на доску, на высказывания великих людей о смысле жизни)
Когда у человека есть цель в жизни, смерть ему не страшна. (К/ф «Человек с бульвара капуцинов»)Отсутствие ясной цели жизни действует угнетающе. (Дж. Рейнуотер)
Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастен, а плохо приспособлен к жизни. (А. Эйнштейн)
Имеет человек в жизни зацепку – и хорошо ему (А.П.Чехов)
Поверь в тот факт, что есть ради чего жить и твоя вера поможет этому факту свершиться. (У.Джеймс)
Горе людям, не знающим смысла своей жизни. (Паскаль).
IV. Просмотр передачи и обсуждение вопросов
— Герои передачи обрели смысл жизни. На что это повлияло? Для чего, ради чего все это нужно?
— Конечно, ради счастья.
V. Заключение
Учитель читает стихотворение Э.Асадова «Счастье»
Что же такое счастье?
Одни говорят: «Это страсти:
Карты, вино, увлечения –
Все острые ощущения».
Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это –
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
Счастье – это высшая цель нашей жизни.
Таким образом, ответ на вопрос: «Зачем мы живем?» зависит во многом от жизни человека. Для разных людей смысл жизни в разном, но главное, чтобы он был, было стремление. Для одних это любовь, для других – дом, дача, квартира, для третьих – любимая работа, для кого-то – семья. Кто-то живет для других, кто-то из любопытства. Одни стремятся к власти, другие живут в общении. А все же главной целью любого стремления является счастье.
VI. Рефлексия
Смысла жизни ищет каждый душевно здоровый человек – смысла прекрасного, жизненного, вечного, всем доступного…
Либо продолжать жизнь ради удовольствий – и тяготиться отсутствием смысла и отсутствием прочного, настоящего счастья.
Либо выбрать путь совершенствования своей души, обучения ее истинной любви и добру, путь богоискательства – и наслаждаться непреходящим внутренним спокойствием, гармонией с собой и с миром, радостью, осмысленностью жизни.
Этот выбор должен сделать в своей жизни каждый человек!
infourok.ru
Классный час «В чем смысл жизни человека?»
«В чем смысл жизни человека?»
Цель: в доступной форме рассмотреть один из философских вопросов о смысле жизни, развитие способности к познанию себя и других людей; формирование ценностного отношения учащихся к жизни.
Задачи:
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
сориентировать на ценности человеческой личности;
формировать представление о смысле и цене жизни.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, стулья по количеству участников классного часа, листы бумаги, фломастеры или ручки.
Участники: классный руководитель, класс
Ход классного часа
К.р.: Добрый день, дорогие ребята! Сейчас я хочу вас спросить:
— кто точно знает, чего хочет от жизни?
— у кого в жизни есть цель?
— у кого хотя бы одна заветная мечта уже сбылась?
Поднимите руку те, кто может назвать ключевые понятия, о которых пойдет речь на классном часе
(мечта, цель, жизнь и др. ключевые слова)
Давайте постараемся объединить, все эти слова в один философский вопрос, который в течение жизни человек задает себе не один раз.
(В чем смысл жизни?)
В нашем вопросе два основных слова – «смысл» или «цель» и сама «жизнь». Давайте поговорим о них поближе. Жизни можно давать самые различные определения, но и можно выразить в картинках. Внимание на экран!
Жизнь – как …
1)зебра – дети комментируют;
2) американские горки — дети комментируют;
3) дерево – дети комментируют.
Жизнь бывает разной: полосатой, страшной, опасной, но очень веселой, она может поднимать нас вверх и опускать вниз, корни дают нам жизнь, а плоды нашего дерева дают новые жизни.
Послушайте притчу.
Притча о мастере по стрельбе.
К Мастеру в стрельбе из лука пришли трое новичков:
— Ты самый ловкий стрелок во всём мире! Мы хотим стать такими же успешными и продолжить твоё дело, – сказали они.
— Я могу научить вас стрельбе из лука! – ответил Мастер. – Рассказать все тайны и премудрости этого дела. Но в свои ученики я возьму только одного! И он сможет стать самыми лучшим стрелком и по-настоящему успешным человеком.
Чтобы выбрать кого-то к себе в ученики, Мастер предложил пройти всем троим небольшое испытание. Он повесил на дерево мишень, и на расстоянии нескольких метров подвёл первого новичка.
— Что ты видишь перед собой? – спросил Мастер.
— Я вижу дерево, на котором висит мишень.
— Что ещё? – спросил Мастер
— Позади зелёная лужайка, на ней растут цветы.
— Хорошо, — сказал Мастер и подозвал следующего претендента в ученики. – А ты что видишь перед собой?
— Я вижу мишень, дерево, поляну, цветы, небо, – ответил второй новичок.
— Хорошо! – ответил Мастер и задал такой же вопрос третьему новичку. – А что видишь ты?
— Я вижу перед собой мишень! – ответил он.
Хорошо, – сказал Мастер, – что ещё?
Больше ничего! Самое главное – это мишень, я вижу только её!
— Молодец! – сказал Мастер. – Ты добьёшься в жизни больших успехов. Я возьму тебя в свои ученики.
— Как вы считаете, почему мастер решил взять в свои ученики последнего претендента?
В любом деле, нужно видеть и понимать именно саму цель и стремиться к ее свершению, не отвлекаясь на какие-либо посторонние факторы.
Так случается и в жизни: мы добиваемся успеха, лишь ставя цели и преодолевая препятствия.
Что может быть смыслом жизни? Целью? Мы не можем подобрать универсального ответа на вопрос, т.к. для каждого он свой: счастье, дети, любовь, карьера.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию короткометражный мультипликационный фильм «Увенчанные огнем» Майко Дако, мультипликатора «Диснея». Прошу вникнуть в суть, быть очень внимательными.
Просмотр мультфильма «Увенчанные огнем»
Обсуждение. Я хочу услышать ваши варианты, о чем был этот мультфильм.
Свой вариант: Думаю главная идея в том, как важна для людей взаимопомощь, взаимовыручка — один в поле не воин. Один бросил всех, побежал от теплой свечи за своими интересами и застыл. Вот, что становится с теми, кто думает только за себя. Следующий был чуть умнее и взял с собой огонь, но допустил ту же ошибку, взяв на себя все лавры, загордился, бросил всех и сгорел от огня. Он пробежал гораздо дальше от их источника и потух. Только один, как я понимаю, выручил последнего, а сам погиб. И из этого последнего началась жизнь снова — так же появился источник, как и вначале.
Думаю, тут есть и глобальный намек на то, что с развитием цивилизации, появляются соблазны и предательства, войны и гибели. А потом, цепляясь за жизнь, когда уже многое потеряно, как за последнюю нитку — начинаем заново возрождаться. И в обще это может касаться многих вопросов.
Так мы устроены — делать ошибки, терять, обижать других и только потом, понимая что результата это не приносит — делаем выводы, собираем осколки, задумываемся и начинаем заново…
Если успеваем: чистый лист????
Мы не можем дать единого ответа, ведь действительно наш мультфильм, так же, как и наш вопрос «В чем смысл жизни человека?» не имеет однозначного ответа. Для каждого он свой.
Ясно одно, что человеческая жизнь должна иметь смысл (цель), что будет делать его сильнее, учить принимать жизненные ситуации и трудности, управлять своей жизнью.
Таким образом, ответ на вопрос: «Зачем мы живем?» зависит от многого в жизни человека. Для разных людей смысл жизни в разном, но главное, чтобы он был, было стремление. Для одних это любовь, для других – дом, дача, квартира, для третьих – любимая работа, для кого-то – семья. Кто-то живет для других, кто-то из любопытства. Одни стремятся к власти, другие живут в общении. А все же главной целью любого стремления является счастье. Быть счастливым – это высшая цель нашей жизни.
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
infourok.ru
Классный час (8 класс) на тему: Классный час в 8 классе «Смысл жизни»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12» города Волжска, республики Марий Эл
Классный час
«Смысл жизни человека: иллюзия и истина»
Номинация: старшие классы
классный руководитель: Белышева Ирина Сергеевна
учитель математики
класс 8 (14 лет)
Цель: приобщение учащихся к осногвам духовной традиции.
Задачи:
— совершенствовать знания учащихся в области художественной и нравственной культуры человечества, православной культуры;
— формировать навыки совершенствования в добре;
— содействовать развитию коммуникативных компетенций учащихся.
Данный классный час дает учащимся возможность задуматься о поиске смысла жизни. В ходе занятия развиваются навыки ведения дискуссии, умение формулировать свою точку зрения, умение поставить себя на место другого, умение работать в группе.
Оснащение: компьютер, проектор, экран, презентация Роwеr Роint, фрагменты из документального фильма: «В чем смысл нашей жизни?» режиссер Игорь Погасий httр://www.yоutubе.соm/wаtсh?v=Е15F2hrfЕWw, фрагмент из программы-интервью с известными людьми «Наедине со всеми» ведущая — Юлия Меньшова http://www.1tv.ru/video_archive/projects/inprivate/p88111 (суммарный просмотр фрагментов составляет 12 мин)
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя
Всем выдан Господом кредит,
По разному (к чему лукавить).
Один лишь в жизни наследит,
Другой же след навек оставит.
Раиса Таранова
Никто из нас не любит бессмысленную работу. Например, носить кирпичи туда, а потом обратно. Копать «отсюда и до обеда». Если нас просят сделать такую работу, это у нас неминуемо вызывает отвращение. За отвращением идет апатия, агрессия, обида и. т. п.
Жизнь – это тоже работа. И тогда становится понятным, почему бессмысленная жизнь (жизнь без смысла) нас толкает на то, что мы готовы бросить всё самое ценное, и убежать от этого отсутствия смысла. Но, к счастью, смысл жизни есть.
В ходе нашего классного часа мы попытаемся ответить на вопросы: «Для чего родился и живет человек? Что такое цель в жизни? Чем измеряется жизнь? В чем смысл жизни человека?»
О смысле жизни люди задумывались еще в седой древности. «Смысл жизни в служении Богу», — утверждали христиане. «Смысл жизни в служения родине», — говорили мудрецы античности. «Смысл жизни в общественно — полезном труде», — утверждали идеологи коммунизма. Неужели все эти утверждения ложны? Нет, но в каждом из них, взятом в отдельности, содержится лишь доля истины. Вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед человечеством. (фрагмент фильма)
II. Опрос учащихся (фрагмент передачи)
Напишите в 2-3 словах ответ на вопрос: «В чем для вас заключается смысл жизни?»
III. Беседа с учащимися
Давайте рассмотрим ваши ответы и подумаем над доводами к ним. (Учащиеся приводят аргументы в пользу своего понимания смысла жизни, и, с помощью учителя приходят к следующим ниже выводам)
— Все так живут, не задумываясь, и я проживу
Во-первых, так живут не все.
Во-вторых, уверены ли Вы, что эти «все» счастливы? И счастливы ли Вы, живя «как все», не задумываясь?
В-третьих, что смотреть на всех, у каждого своя жизнь, и каждый сам ее строит. И когда что-то не заладится, не «всех» винить придется, а себя…
В-четвертых, рано или поздно большинство «всех», оказавшись в каком-либо серьезном кризисе, все-таки тоже задумается о смысле своего существования. Так что может быть не стоит ориентироваться на «всех»?
— Смысл жизни – в том, чтобы понять этот самый смысл (Смысл жизни– в самой жизни)
Любому человеку понятно, что смысл сна не в том, чтоб спать, а в восстановлении систем организма. Мы понимаем, что смысл дыхания не в том, чтобы дышать, а в том, чтобы могли происходить окислительные процессы в клетках, без которых жизнь невозможна. Мы понимаем, что смысл работы не в том, чтобы просто работать, а чтобы принести пользу себе и людям на этой работе. Так что разговоры о том, что смысл жизни в том, чтобы сам смысл искать – детские отговорки для тех, кто не хочет над этим думать серьезно. Это удобная философия для тех, кто не хочет признаваться в отсутствии у него смысла жизни и не хочет его искать.
— Смысла в жизни нет. (Я не нашел смысла, значит его нет)
Слово «найти» подразумевает, что человек предпринимал некие действия по поиску (смысла). Однако, по правде говоря, многие ли из тех, кто утверждает, что смысла нет, действительно искали его? Не будет ли честнее сказать так: «Я и не пытался найти смысл жизни, но полагаю, что его нет».
— Самореализация как смысл жизни
Самореализация – это реализация своих возможностей с целью достижения успехов. Реализовать себя можно в разных сферах жизни: семье, бизнесе, искусстве, политике и пр. Человек, конечно, должен реализовать себя. Но делать самореализацию основным смыслом жизни – неправильно.
Почему? Давайте подумаем над этим, учитывая неизбежность смерти. Какая разница – самореализовался человек и умер, или не самореализовался, но тоже умер. Смерть сравняет этих двух людей. Можно сказать, что останутся на земле плоды этой самой самореализации. Но во- первых, эти плоды не всегда хорошего качества, а во- вторых, даже если они самого лучшего качества, то толку самому человеку, который их оставил, – ноль. Он не может воспользоваться результатами своих успехов, ими могут воспользоваться его потомки.
— Память как смысл жизни (Чтобы оставить свой след, чтобы меня помнили)
Бывает, что человеку неважно даже, хорошую ли память, или не очень хорошую он о себе оставит. Главное – «чтобы меня помнили!» Ради этого многие люди всеми возможными способами стремятся к известности, популярности, к славе, к тому, чтобы стать «знаменитым человеком». Конечно, добрая память имеет некую ценность для вечности – это благодарная память наших потомков о нас, оставивших им сады, дома, книги. Но сколько продлится эта память? Имеете ли Вы благодарную память о своих прадедах? А прапрадедах?.. (фрагмент фильма)
— Смысл жизни – сохранение красоты и здоровья
Хотя древнегреческий философ Метродор и утверждал, что смысл жизни в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться, большинству людей все же понятно, что это не может быть смыслом.
Трудно найти что-то более бессмысленное, чем жизнь ради поддержания собственного здоровья и внешнего вида. Если человек заботится о своем здоровье (занимается спортом, физкультурой, своевременно проходит профилактические медицинские осмотры), то это можно только приветствовать. Мы же говорим о другом, о той ситуации, когда поддержание здоровья, красоты, долголетия становится смыслом жизни. Если человек, видя смысл только в этом, ввязывается в борьбу за сохранение и украшение своего тела, он приговаривает себя к неизбежному поражению. Смерть все равно выиграет это сражение. Вся эта красота, все это мнимое здоровье, все эти накаченные мышцы, все эти эксперименты по омоложению, солярии, липосакции, серебряные нити, подтяжки ничего после себя не оставят.
— Потребление, удовольствия как смысл жизни
«Быть самым богатым человеком на кладбище для меня не важно… Ложиться спать с мыслью о том, что ты создал что-то прекрасное… Вот что имеет значение для меня.»
(Стив Джобс- американский инженер и предприниматель, основатель и генеральный директор американской корпорации Apple Inc.)
Культ удовольствия царит в современном обществе. Нас настраивают на это реклама, статьи в журналах, телевизионные ток-шоу, бесконечные сериалы, реалити-шоу: живи в свое удовольствие, бери от жизни все, лови момент удачи, «отрывайся» по полной…
Таким образом, мы (не без помощи СМИ, однако по своей воле) превращаем себя в обессмысленных полулюдей-полуживотных, чья задача – только есть, пить, спать … Тем не менее, испробовав к определенному возрасту все мыслимые удовольствия, человек пресыщается и чувствует, что, несмотря на разнообразные наслаждения, жизнь его пуста и в ней чего-то важного не хватает. Чего же? Смысла. Ведь в удовольствии смысла не найти.Причем чем больше мы получаем удовольствия, тем больше нам опять хочется. Это напоминает ослика, бегущего за привязанной впереди морковкой: хотим поймать, а догнать не можем… Вряд ли кому-то из нас сознательно хочется быть похожим на такого осла. (фрагмент фильма)
— Смысл жизни – достижение власти
Не секрет, что есть люди, которые живут ради увеличения своей власти над другими. Именно так и пытался объяснить смысл жизни Ницше. Он говорил, то смысл жизни человека в стремлении к власти. Правда, сама история его жизни (сумасшествие, тяжкая смерть, нищета) стала опровергать это утверждение еще при его жизни…
На пороге жизни и смерти, оглянувшись назад, человек поймет, что всю жизнь он прожил зря, то ради чего он жил, уходит от него, и он остается ни с чем. Сотни тысяч имели огромную, а иногда даже невероятную власть (вспомним Александра Македонского, Чингисхана, Наполеона, Гитлера). Но в один момент они ее теряли. И что? Никого еще власть не сделала бессмертным.
— Смысл жизни – жизнь ради близких. Это одна из задач жизни, но не смысл.
Многие люди видят смысл своей жизни в близком человеке, в ребенке, супруге, реже – родителе. Они нередко так и говорят: «Я живу ради него», живут не своей, а его жизнью.
Безусловно, любить своих близких, жертвовать чем-то ради них, помогать идти по жизни – это необходимо, естественно и правильно. Как известно, пребывающий в любви – пребывает в Боге. (фрагмент фильма) и (фрагмент фильма) И жизнь человека должна наполнять любовь, но все же не следует слепо создавать кумира из близкого тебе человека. Мы создавая себе кумира из любимого человека, по сути дела, проживаем не свою, а его судьбу… Стоит ли посвящать этому свою жизнь? (фрагмент фильма)
— Смысл жизни – работа. Вот притча об отношении человека к своему делу.
В далеком средневековье по запыленной улице шел странник. Всякий раз, встречая людей, он останавливался и расспрашивал их, что они делают и зачем. И вот встретились ему три человек, которые сидели на обочине и, согнувшись, били по камню. Странник каждого спросил: «Друг, я уже долго слежу за тем, как ловко ты бьешь по камню. Для чего ты все-таки это делаешь?» Один недовольно проворчал: «Ты сам все видишь. Я обтесываю камни», другой ответил: «Разве ты не видишь, незнакомец? Я делаю угловые тумбы!», третий сказал: «Разве ты не видишь? Я строю кафедральный собор!»
Творчество есть ступень совершенствования – относится творчески к любому делу, событию жизни позволит наполнить свою жизнь радостью, но не смыслом.
IV. Сообщение учителя
Если искать смысл жизни среди вышеперечисленного, то найти его в полной мере невозможно. И неудивительно, что, порой человек отчаивается и приходит к выводу, что смыслав жизни нет. А на самом деле он просто не там искал… (фрагмент фильма)
А в чем же, собственно, видели смысл жизни наши предки? Ведь этот вопрос мучил человечество на протяжении веков. Ответ всегда находился в саморазвитии, в воспитании человеком самого себя, своей вечной души, и в приближении ее к Богу. Так мыслили и христиане, и буддисты, и мусульмане. Все признавали существование бессмертной души. И вполне логичным тогда представлялся вывод: если душа бессмертна, а тело смертно, то неразумно (и даже просто глупо) посвящать свою недолгую жизнь служению телу, его наслаждениям. Как же воспитать человеку самого себя, свою вечную душу, и приблизить ее к Богу?
Каждый должен думать о том, как душу свою не «загрязнить», нельзя чтобы она «питалась» помоями (интернет, компьютерные игры, коммерческие каналы ТВ и т. п.). Начать надо с хорошего: с познания красоты и мудрости мира, которое выражается, в том числе, и в классических произведениях искусства.
Этот путь не только обещает нам блаженство в будущем, он уже сейчас дает нам настоящее счастье, неповторимое спокойствие, душевные и физические силы для каждого благого дела, умение видеть хорошее в любой ситуации, умение по-настоящему, по-детски радоваться, умение в полной мере ценить то, что имеем. И научившись творить добро, мы научимся видеть его в любом человеке, мы сможем разглядеть в своих близких тот свет, который есть в каждом. Благодаря этому, нам станет теплее и радостнее жить: мы увидим людей не такими мрачными, черствыми и грубыми, какими они казались нам раньше, а искренними и по-своему светлыми – потому, что души их раскроются в ответ на нашу радость и тепло. (фрагмент фильма)
V. Рефлексия
Относятся ли эти способы достижения высшей цели (нахождение смысла жизни) к материальным, духовным?
Смысла жизни ищет каждый душевно здоровый человек – смысла прекрасного, жизненного, вечного, всем доступного…
Либо продолжать жизнь ради удовольствий – и тяготиться отсутствием смысла и отсутствием прочного, настоящего счастья;
Либо выбрать путь совершенствования своей души, обучения ее истинной любви и добру, путь богоискательства – и наслаждаться непреходящим внутренним спокойствием, гармонией с собой и с миром, радостью, осмысленностью жизни.
Этот выбор должен сделать в своей жизни каждый человек!
nsportal.ru
Классный час (10 класс) на тему: Внеклассное мероприятие на тему «Цели и смысл жизни»
Тема: «Цели и смысл жизни »
Цель: помочь детям сформировать свои жизненные цели, анализировать свои действия и поступки, обрести уверенность в жизни; воспитывать целеустремлённость и настойчивость в достижении поставленной цели; коррекция развития речи, памяти, мышления, умение работать в группе.
Ход мероприятия.
Эпиграф: 1. Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами.
Уолт Уитмен.
Стихи(заранее подготовленные ученики):
1. Что же такое счастье?
Одни говорят: «Это страсти:
Карты, вино, увлечения –
Все острые ощущения».
2. Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глаза секретарш пленённых
И трепете подчинённых.
3. Третьи считают, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
4. По мненью четвёртых, это –
С милой сидеть до рассвета.
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
5. Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
6. А счастье, по моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
— Мы собрались здесь для общения, для разговора.
Правила общения:
1. Не могу молчать.
2. Уважай ближнего своего.
3. Заговори, чтобы мы тебя увидели.
— Наше занятие я не случайно начала с разговора о счастье
Вопросы к детям:
1. Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?
2. Можно ли научиться быть счастливым?
3. Что необходимо человеку, чтобы стать счастливым?
(Любить; быть добрым, жизнерадостным, хорошим человеком; ценить хорошее, не держать обид; не спорить, а спокойно выслушать собеседника; с желанием ходить в школу; положительно влиять на других; заниматься спортом; самому хочется помочь пожилым людям и т.д.)
— Нет на Земле человека, который не мечтал бы о счастье. Иногда мечта становится целью всей жизни и, достигнув её, человек чувствует себя счастливым.
— Вам постоянно говорят все вокруг – вы уже взрослые. Шаг за шагом вы входите в самостоятельную жизнь. Придёт тот момент, когда ни школа, ни учитель, ни воспитатель, а вы сами должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.
.
— Ребята, как вы думаете, мечта и цели жизни – это одно и то же?
Цель жизни человека – это его планы на будущее. Цель придаёт жизни смысл, помогает осознанно относиться к учению, развитию своего интеллекта, укреплению здоровья, развивать свой талант в творчестве.
Жить – значит, не только удовлетворять материальные запросы организма, но, главным образом, сознавать своё человеческое достоинство
— Наверное, нет человека, который хоть раз не задумался бы о том, зачем он живёт? Для чего? От ответа на этот вопрос зависит многое в жизни человека.
— В чём же этот смысл жизни? Для разных людей он в разном. Для одного – это любовь, для другого – дом, дача, квартира, машина, для третьего – любимая работа, для кого-то – семья, кто-то живёт для других, кто-то из любопытства, одни стремятся к власти, другие – к общению.
— Несколько дней назад вам было предложено ответить на вопрос: «Как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь?». (Каждый должен ответить, можно просто зачитать ответы.)
— Из ваших высказываний мы делаем вывод, что в жизни для вас значимы: создать счастливую, хорошую семью; построить дом и иметь детей; окончить школу, пойти учиться дальше и получить профессию; принести пользу людям, жить для родных; стать мастером своего дела.
* «Если вы удачно выберите труд и вложите в него душу, счастье само вас отыщет».
* «Когда человек чувствует себя на месте, он становится лучше».
— Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе? (Высказывания детей: быть талантливым; быть верным себе, своим идеалам и целям; быть целеустремлённым, трудолюбивым; иметь силу воли, чтобы доводить начатое дело до конца; быть оптимистом – во всём видеть только положительное.)
* «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям» (М. Горький)
* «Уважение к людям – есть уважение к самому себе».
* «Спешите делать добро».
(Детям необходимо объяснить смысл этих высказываний.)
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызвать ваше уважение? (Ответы детей: доброта, смелость, совесть, долг, уважение к людям, сопереживание, сочувствие, жизнерадостность, честность, ответственность.)
Притча:
Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне ближе, он устроил своё жилище на горе, и каждый вечер смотрел на неё, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решился вступить на неё и пошёл к Луне. Он уже прошёл половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз и упал.
— В чём смысл этой притчи? (На пути к своей цели нужно идти только вперёд, не оглядываясь назад.)
— Учёные говорят, что жизненная цель даёт человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и, в конце концов, мечты его сбываются.
— А что вы сейчас делаете для будущей своей цели? (Ответы детей.)
— Достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели, хотя бы, один шаг. Выбирая цель, помните, человек идёт дорогою добра. Выпускник должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживёшь, и без которых, в конце концов, жизнь была бы пуста.
Презентация проектов «Мой выбор».
— Давайте помечтаем, каким вы представляете своё будущее; как бы вы хотели чтобы сложилась ваша жизнь после школы (дети выбирают картинки и клеят их по степени важности: 1-е, 2-е, 3-е места).
Итог:
Эпиграф: «Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами».
«Каждый сам является хозяином своего жизненного пути».
— Смысл жизни нельзя получить готовым из чужих рук. У каждого своё собственное призвание и предназначение в жизни. Каждый должен выносить его в своей душе. Жизнь конкретного человека неповторима.
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённой солнце достать
И подарить его людям!
nsportal.ru
«Цели и смысл жизни» 8 класс
МБОУ «Дохновичская средняя школа»
Классный час на тему:
«Цели и смысл жизни»
8 класс
Подготовила:
классный руководитель:
Приходько М.В.
17.09.2013
Классный час
«Поговорим о смысле жизни»
Цели:
помочь учащимся разобраться в жизненных взглядах, убеждениях, потому что именно от убеждений зависят взаимоотношения с коллективом.
помочь учащимся в личностном росте, самоопределении,
развитие коммуникативных, творческих компетенций учащихся.
Методы: слово учителя, беседа, метод проектов
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступительное слово учителя.
А) В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал:
Дар напрасный, дар случайный
Жизнь, зачем ты мне дана?(Слайд_1)
Так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным. Сегодня мы уверенно говорим, что смысл жизни великого Пушкина заключался в создании непревзойденных образцов поэзии, прозы, драматургии, эпистолярного жанра. И как человек ответит на него, ведь от этого ответа будет зависеть очень многое.
О смысле жизни люди задумывались еще в седой древности. С тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть. «Смысл жизни в служении Богу», — утверждали христиане. «Смысл жизни в служения родине», — говорили мудрецы античности. «Смысл жизни в общественно -полезном труде», — утверждали отцы-правители из нашего недавнего прошлого. Неужели все эти утверждения ложны? Нет, но в каждом из них, взятом в отдельности, содержится лишь доля истины. Вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед человечеством.
Каждое следующее поколение задается вопросом: «Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь? Каждый ответит на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной.
Б) А вот что пишет ваш сверстник:
Из сочинения БЦ: На что потратить жизненную энергию? На завоевание титулов, почестей, сердец или посвятить свою жизнь тем, кто возможно, никогда не узнает счастья? Какова цель жизни: жить для себя или для других? Чему посвятить: силе, милосердию, Богу или дьяволу?
Если сравнивать жизнь человека с восхождением на гору, то цель и смысл жизни в том, что заставляет тебя подниматься на эту вершину и дает тебе силы…
II. А. Эйнштейн: «Стремись к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл» (Слайд_2)
1 Эвристическая беседа
С чем бы вы сравнили человеческую жизнь?
(рост дерева, восхождение, американские горки, череда полос)
Таким образом, в ваших ассоциациях жизнь сравнивается с чем-то трудным, движущимся, постоянно меняющимся
Что же сделать, чтобы жизнь не казалась пустой, трудной чередой полос, препятствий?
(НАПОЛНИТЬ СМЫСЛОМ.
А. Эйнштейн: «Стремись к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл» (Слайд_3)
2. Вспомним жизнь литературных героев, писателей, ученых..
Чем была наполнена жизнь рыцарей Средневековья? (служение Отчизне, вассалу, Прекрасной Даме)
Жизнь Тараса Бульбы и Остапа Бульбы? (Защита Отчизны)
Андрия? (любовь)
М.В.Ломоносова? (служение науке, просвещениюРоссии)
И.С.Флягина? (за Отечество хочу умереть)
Вывод: их мечты, желания, стремления наполняли их жизнь смыслом.
Проектная работа
Чтобы разобраться в своих смыслах, мечтаниях, стремлениях, предлагаю ответить на вопрос :
Что я делаю существенного в своей жизни? При помощи изображения контура фамильного герба.
Гербы в древние времена заменяли визитную карточку. По гербу можно было судить о личности, о родовитости, знатности, о поколениях… В романе В Скотта на щите рыцаря Айвенго был девиз: Лишенный наследства, на щите Буагильбера был изображен ворон…
— (Слайд_4)
(раздать листы с изображением герба) Задания на слайде.
Задания:
Достижение самое значительное в жизни
значительное семейное событие
О чем мечтаете, чтобы стать счастливым?
Девиз в жизни?
Презентация своих проектов (защита)
ВЫВОДЫ: какие вы ставите цели, в чем видите смысл своего существования?
Классики о смысле жизни… Слайд
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. автор: Аристотель
Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше. автор: Золя ЭмильСмысл жизни только в одном — в борьбе. автор: Чехов Антон Павлович
Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. автор: Эйнштейн Альберт
Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. автор: Чехов Антон Павлович
Человек может найти смысл в жизни, только посвятив себя обществу. автор: Эйнштейн Альберт
Сравнение, анализ цитат, точки сближения…
III. Какова высшая цель жизни ( отданная Родине, народу, ближнему, Христу…)
СЧАСТЬЕ…
Счастливы ли вы?
Игра-заполнение таблицы: Способы достижения счастья
Что вам нужно для счастья? (Слайд_5)
Предметы | Абстрактные понятия |
Ж-Ж Руссо считал, что для полного счастья необходимы: : хороший банковский счет, хороший повар, хороший желудок.
Согласны ли?
Американские психологи считают:
1.любить близких
2.любимая работа
3.помощь
4.физическая активность
5.элементы новизны в жизни
6.оптимизм
Относятся ли эти способы достижения высшей цели к материальным, духовным?
Итоговые выводы
ЖИЗНЬ- СМЫСЛ ЖИЗНИ- СЧАСТЬЕ
Материалы к классному часу
Герб заменял визитную карточку, удостоверение личности. По гербу можно было судить о знатности рода, о поколениях предков.
Правила составления гербов
Основа герба – щит:
треугольный – варяжский, норманнский;
овальный – итальянский;
квадратный с округлостью внизу – испанский;
четырёхугольный с заострением внизу – французский;
фигурный – немецкий.
При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы (золото и
серебро), меха (горностаевый и беличий).
Щиты были однотонные или с несколькими частями: глава, пояс, столб, перевязь, крест; пересечённый, рассечённый, скошенный, четырёхчастный, четвероскошенный и т. д.
Символика цветов на гербах:
красный – «мужество», «страсть»;
голубой– «величие, красота, ясность»;
зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;
пурпурный – «власть»;
чёрный – «печаль, скромность», «постоянство»;
серебро – «чистота и скромность», «благородство»;
золото – «богатство, сила, верность», «знатность».
Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его род.
Символика изображений на щитах:
лев – отвага, сила, гнев, великодушие;
журавль – бдительность и осторожность;
лилия – расцвет и успех;
единорог – непобедимость;
гриф – неустрашимость и свирепость;
кошка – независимость;
волк – злость, жадность;
кабан – бесстрашие;
петух – воинственность;
павлин – хвастовство;
розы – чистота, святость;
ключи – открытость.
multiurok.ru
Сценарий классного часа по теме «Смысл жизни и счастье»
Единый Всекубанский урок ОПК в 1 «Б» классе
по теме «Жизнь как абсолютная ценность»
СМЫСЛ ЖИЗНИ И СЧАСТЬЕ
Цели: способствовать формированию у обучающихся понятия жизни как высшей нравственной ценности;
— познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье.
Задачи:
— формирование у обучающихся позитивного и ответственного отношения к собственной жизни, к окружающим, к саморазвитию и творчеству, умению осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности;
— воспитание уважительного отношения к жизненным ценностям через принципы нравственности и морали; умения анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;
— создание условий для осознания детьми жизненных ценностей и формирования ответственного отношения к ним;
— развитие умения оберегать и ценить свою жизнь и жизнь других людей, коммуникативных навыков.
Оборудование:
АРМ, мультимедиа, цветные карандаши, белый лист бумаги формата «А5».
Основные термины и понятия: Смысл жизни, счастье, притча.
Форма проведения: урок – путешествие.
Ход урока.
Организация деятельности обучающихся.
Актуализация знаний.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
И занятие начнем.
Учитель. Сегодня мы с вами проведем необычный урок – путешествие. Нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос. Угадайте, будет нам помогать?
Приплыла я к вам из сказки, Слайд 1
С золотистою окраской.
Можешь мне желанья молвить –
Их попробую исполнить… (Золотая рыбка)
Я красива и мила,
Обаятельна всегда.
В сказке всем я помогаю,
И желанья исполняю! (Золотая рыбка)
Учитель. Сейчас мы отправляемся на первую станцию «ПРИТЧА». Слайд 2
— Знаете ли вы, что такое притча? Рыбка нам поможет узнать.
Притча — это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость).
— Сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?
Слайд 3
(Читает притчу учитель, а обучающиеся слушают её).
Притча о Счастье
Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.
Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал:
— Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив.
Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.
Другой брат, наклонившись к яме, попросил:
— Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтобы была рядом, вот тогда бы я был счастлив.
Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.
Третий брат, подойдя к яме, наклонился:
— А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.
— Что нужно Тебе? — переспросил брат.
— Я бы хотела, чтобы меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.
Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.
А Счастье довольное побежало за ним…
Учитель.
— Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) (Эта притча о счастье).
— Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?
— На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье и смысл жизни?)
— Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье».
2. Первичная проверка понимания изученного.
— Мы отправляемся вместе с рыбкой на следующую станцию «СЧАСТЬЕ».
— Ребята, рассмотрите слайд и скажите: какое состояние души отражают лица этих людей? (Ответы детей: счастливое, довольное, ласковое, улыбающиеся).
Слайд 4
— Как же можно обобщить ваши высказывания одним словом? (Ответы детей: они счастливы)
Работа над стихотворением Слайд 5
Э. Асадов «Что такое счастье»
Одни говорят, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
Учитель.
– Как вы поняли строки этого стихотворения?
– О чём оно? Какова главная мысль?
(визуальный ряд – разное счастье, что это?)
– Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово «счастье»?
— Назовите, какие слова «притягивает» это слово, слова-ассоциации.
Слайд 6
Учитель.
Счастье (праславянское – объясняют: «хороший» и «часть», то есть «хороший удел») — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Счастье — состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо.
Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни.
Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это — и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.
Представление о счастье зависит от возраста.
Для маленького ребенка счастье — это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама — и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет — его счастье исчезает.
Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками — больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.
Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.
Учитель.
— Мы можем много говорить о счастье, но важно знать, что у каждого человека свое счастье.
— Для некоторых людей счастье это – здоровье, для других …., поэтому рыбка приглашает нас на следующую станцию ЗДОРОВЬЕ
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке, (Подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
до лужайке добежим. (Бег на месте).
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на двух ногах)
Стоп. Немного отдохнем
Дальше мы пешком пойдем. (Ходьба на месте)
(Дети рассаживаются на свои места)
Создание проблемной ситуации.
Учитель.
— Наше с вами путешествие продолжается. Следующую остановку рыбка предлагает сделать на станции «СМЫСЛ ЖИЗНИ».
В путешествии важно запомнить, что интересного увидел, что узнал, чтобы потом рассказать об этом своим друзьям и родным, поэтому не забудьте взять с собой в путешествие «наблюдательность».
— Счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни.
— Подумайте что такое смысл жизни?
Просмотр мультипликационного фильма: «Смысл жизни в том, чтобы жить».
Слайд 7
Смысл жизни — то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни — это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.
— Источник — «http://www.psychologos.ru/Счастье_и_смысл_жизни»
Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния — «построить дом». А кого-то больше вдохновляет затея выживания — «вырастить сына».
Может быть, цель нашей жизни в удовлетворении пищей? (Мы принимаем пищу для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть).
— Может цель нашей жизни в богатстве?
— Власть и слава? (Стремление к славе мы не можем считать целью жизни).
— Жизнь ради детей?
— Жить ради знаний? Так ли это?
Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть.
У одного царя был поистине мудрый слуга. Однажды он не смог выполнить какое-то поручение. Тогда царь сказал ему: «За что же я тебе плачу?» « Ты мне платишь за то, что я знаю и умею,- ответил он. – Если бы ты платил мне за то, чего я не умею и не знаю, то тебе не хватило бы денег всей Франции.
— Сохранение здоровья? (Мы можем своими усилиями продлить здоровье).
— Итак, каждый по своему понимает, в чем смысл жизни.
Беседа с учащимися по вопросам.
Учитель. Слайд 8
— А вот как видел смысл жизни Л.Н. Толстой и А.П. Чехов.
— Обсудите смысл их изречений.
— Зачем живёт человек?
— Каково его предназначение в мире?
— Как вы понимаете, что такое счастливая жизнь?
Слайд 9
Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.
Слушание сказки.
«Сказочка о счастье» И.Токмакова. Слушать
detskiychas.ru/audio-skazki/…
Один король решил отправиться за счастьем. Он сел в карету и покатил… Оставил свой трон, перестал хныкать, расстался с грустным настроением…
— Во время путешествия возникает много трудностей. Главное – не унывать, уметь радоваться, чаще улыбаться – и все будет хорошо.
Слайд 10
— Дома, рыбка предлагает вам выполнить интересное задание.
Подумать над вопросами и обсудить их с родителями:
— Зачем живёт человек?
— Каково его предназначение в мире?
— В чём счастье человеческой жизни?
— Сделать коллаж «Счастливые минуты».
Слайд 11
4. Рефлексия.
— С какими новыми понятиями работали сегодня?
— Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни?
— Дети раскрашивают золотую рыбку, загадывают желание и печатают новые понятия: притча, счастье, ЖИЗНЬ ( в это время звучит гимн жизнестойкости Жить»)
Интернет — ресурсы
detskiychas.ru/audio-skazki/..
Мультипликационные фильмы: «Смысл жизни в том, чтобы жить».
https://infourok.ru/
http://festival.1september.ru/
Сказка о счастье skazka.sloweb.ru
Гимн жизнестойкости «Жить»
infourok.ru