Бихевиоризм психология: суть педагогического подхода / Skillbox Media

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

📖 5. Бихевиоризм как одно из направлений в психологии. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 6. Читать онлайн

Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психологию были введены совершенно новые факты — факты поведения, которые отличаются от фактов сознания в интроспективной психологии.

В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспективной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие — путем самонаблюдения.

Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. Одновременно с этим он отрицал необходимость изучения сознания. Тем самым Дж. Уотсон разделил психическое и его внешнее проявление — поведение.

По мнению Дж. Уотсона, психология должна стать естественно-научной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Стремление сделать психологию объективной и естественно-научной дисциплиной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интроспективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.

Таким образом, основная идея бихевиоризма основывалась на утверждении значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необходимости его изучения.

С точки зрения Дж. Уотсона, поведение — это система реакций. Реакция — это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма. Поскольку Дж. Уотсон стремился сделать психологию естественно-научной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Дж. Уотсона поведение или поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула S — R (стимул — реакция). Для бихевиористов соотношение S — R стало единицей поведения. Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов их комбинаций, т. е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

Решение поставленных задач осуществлялось бихевиористами в двух направлениях: теоретическом и экспериментальном. Создавая теоретическую базу бихевиоризма, Дж. Уотсон попытался описать типы реакций и прежде всего выделил врожденные и приобретенные реакции. К числу врожденных реакций он относит те поведенческие акты, которые можно наблюдать у новорожденных детей, а именно: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища, конечностей, головы и т.  д.

Однако если с описанием врожденных реакций у Дж. Уотсона серьезных затруднений не было, поскольку достаточно наблюдать за поведением новорожденных детей, то с описанием законов, по которым приобретаются врожденные реакции, дела обстояли хуже. Для решения данной задачи ему необходимо было оттолкнуться от какой-либо из уже имеющихся теорий, и он обратился к работам И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. В их работах содержалось описание механизмов возникновения условных, или, как говорили в то время, «сочетанных», рефлексов. Ознакомившись с работами российских ученных, Дж. Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественно-научной базы своей психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

Все человеческие действия, по мнению Дж. Уотсона, представляют собой сложные цепи, или комплексы, реакций. Следует подчеркнуть, что на первый взгляд умозаключения Дж. Уотсона кажутся верными и не вызывающими сомнения. Определенное внешнее воздействие вызывает у человека определенную ответную безусловную (врожденную) реакцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций, но это только на первый взгляд. Однако существуют некоторые феномены, которые фактически невозможно объяснить, опираясь на эту теорию. Например, как объяснить катание медведя на велосипеде в цирке? Ни один безусловный или условный стимул не может вызвать подобную реакцию или комплекс реакций, поскольку катание на велосипеде не может быть отнесено к разряду безусловных (врожденных) реакций. Безусловной реакций на свет может быть мигание, на звук — вздрагивание, на пищевой раздражитель — слюноотделение. Но никакое сочетание подобных безусловных реакций не приведет к тому, что медведь будет кататься на велосипеде.

Не менее значимым для бихевиористов было проведение экспериментов, с помощью которых они стремились доказать правоту своих теоретических выводов. В этой связи стали широко известны эксперименты Дж. Уотсона по исследованию причин возникновения страха.

Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы S — R для объяснения поведения людей. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» — V, в результате схема приобрела вид: S — V — R. Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. К ним относились такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций). И хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, выводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по особенностям поведения, и тем самым существование сознания по-прежнему игнорировалось.

Другим значимым шагом в развитии бихевиоризма было изучение особого типа условных реакций, которые получили название инструментальных (Торндайк, 1898), или оперантных (Скиннер, 1938). Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью. Например, если какое-либо определенное действие постоянно подкреплять, т. е. поощрять или вознаграждать кусочком сахара, колбасы, мяса и т. п., то очень скоро животное будет выполнять это действие при одном лишь виде поощрительного стимула.

Согласно теории бихевиоризма, классическое (т. е. павловское) и оперантное обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного и для человека. При этом процесс научения представлялся как вполне автоматический, не требующий проявления активности человека. Достаточно использовать одно лишь подкрепление для того, чтобы «закрепить» в нервной системе успешные реакции независимо от воли или желаний самого человека. Отсюда бихевиористы делали выводы о том, что с помощью стимулов и подкрепления можно буквально «лепить» любое поведение человека, манипулировать им, что поведение человека жестко «детерминировано» и зависит от внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта.

Психология bookap

Таким образом, бихевиористами игнорируется существование сознания, т.  е. игнорируется существование внутреннего психического мира человека.

Тем не менее заслуги бихевиоризма в развитии психологии весьма значимы. Во-первых, он привнес в психологию дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естественно-научных дисциплин. Во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, фактов, процессов, благодаря чему в психологии получили широкое распространение инструментальные приемы исследования психических процессов. В-третьих, была расширена область психологических исследований: стало интенсивно изучаться поведение младенцев и животных. Кроме того, в работах бихевиористов были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков. И наконец, распространение бихевиористских взглядов способствовало изучению психических явлений с естественно-научных позиций.

Психологический бихевиоризм (Staats) — Теории обучения

Резюме: Психологический бихевиоризм (ПБ) утверждает, что психологию человека можно объяснить через наблюдаемое поведение.

Создатели и ключевые участники: Уотсон впервые разработал бихевиоризм, зонтичную теорию, включающую психологический бихевиоризм, в 1912 году. Скиннер расширил теорию, сформулировав радикальный бихевиоризм. Недавно Стаатс выступал за психологический бихевиоризм, который подчеркивает психологию и личность человека.

Ключевые слова: личность, психология, поведение, бихевиоризм, язык, обучение, кумулятивное обучение

Психологический бихевиоризм (статусы) быть объяснено наблюдаемым поведением [1] . Компоненты психологии человека включают личность, обучение и эмоции. Артур В. Стаатс был первым, кто предположил, что личность состоит из набора приобретенных поведений, возникающих в результате взаимодействия человека с окружающей средой, биологией, познанием и эмоциями. Эта теория личности является основным компонентом психологического бихевиоризма, который отличает его от предшествующих ему теорий бихевиоризма.

Бихевиоризм в целом описывает теорию о том, что положительное и отрицательное подкрепление определяют поведение.

ПБ и личность

Согласно теории личности Стаатса, существует три поведенческих репертуара, которые составляют основу теории личности [2] . Первым из них является сенсомоторный репертуар, который включает сенсомоторные навыки, внимание и социальные навыки. Второй — языково-когнитивный репертуар, а третий — эмоционально-мотивационный репертуар. Когда младенец рождается, у него нет этих репертуаров, и он только позже приобретает их в результате сложного обучения и становится способным справляться с различными ситуациями. Человек переживает жизнь в соответствии со своим репертуаром, и по мере взросления у него развивается базовый поведенческий репертуар (BBR). BBR человека и его жизненная ситуация будут влиять на его поведение, которое составляет его личность. Согласно этой модели, биология взаимодействует с окружающей средой и учится создавать личность человека.

PB считает важным изучение личности, в том числе того, как на нее влияют и как она влияет на поведение. Личностные тесты считаются важными для того, как они могут предсказать, какое поведение люди будут демонстрировать. Тесты также помогают идентифицировать поведение и контексты, которые его вызывают, помогая сделать возможным создание таких сред, которые вызывают желаемое поведение и предотвращают развитие нежелательного поведения. Одним из примеров является исследование, в котором было обнаружено, что дети, изучающие буквы алфавита, изучают репертуар, который способствует развитию интеллекта.

PB and Education

PB утверждает, что по мере развития дети усваивают базовые репертуары, на основе которых строятся другие, более сложные репертуары. Это называется кумулятивным обучением, которое, по словам ПБ, является видом обучения, уникальным для людей. В соответствии с этой моделью кумулятивного обучения, когда дети изучают репертуар, такой как язык, они могут затем использовать этот репертуар с другими, такими как чтение и грамматика. Оттуда изучение этих репертуаров чтения и грамматики приводит к приобретению дополнительных сложных репертуаров.

Стаатс проводил исследования своих детей и в своих исследованиях подчеркивал важность воспитания для развития ребенка. Он показал, что раннее обучение детей языку и когнитивному развитию приводит к более продвинутому языковому развитию и демонстрации более высокого интеллекта в тестах на интеллект. Было проведено много исследований по этой теме в области анализа поведения, которые подтверждают его выводы.

ПБ и язык

Стаатс указал, что многие слова имеют положительную или отрицательную коннотацию, и они переносят эту ассоциацию на все, с чем они сочетаются. Такие «эмоциональные слова» имеют цель: 1) действовать как поощрение или наказание за поведение и 2) поощрять поведение приближения или избегания. Это можно увидеть в случае комплимента, сделанного человеку за определенное поведение, которое с большей вероятностью будет повторять это поведение. Это демонстрирует эмоциональные слова, вызывающие эмоциональный отклик.

ПБ и расстройства поведения

Вместо того, чтобы принять концепцию психического заболевания, психологический бихевиоризм утверждает, что расстройства поведения — это просто выученные репертуары ненормального поведения или отсутствие выученных репертуаров, позволяющих человеку управлять жизненными событиями. ПБ предлагает клинический подход к лечению расстройств поведения посредством анализа поведения, а также предлагает профилактику условий, которые их вызывают. DSM предоставляет описания аномальных репертуаров и отсутствия нормальных репертуаров, которые ПБ использует в своих теориях расстройств поведения.

Для получения дополнительной информации см. следующие рекомендуемые книги:

В книге Джона Уотсона «Бихевиоризм » Уотсон представляет свое развитие бихевиоризма как объективной методологии, в отличие от господствовавшего в то время подхода, в котором упор делался на интроспективный подход.

психология.

В книге «Поведение и личность» Артур Стаатс объясняет результаты своего исследования обучения, интеллекта и личности детей.

Ссылки

  1. Staats, WW (1996). Поведение и личность: Психологический бихевиоризм . Издательство Спрингер.
  2. Staats, AW (1993). Теория личности, ненормальная психология и психологическое измерение. Психологический бихевиоризм. Модификация поведения , 17 (1), 8-42.

Поведенческая психология — Мир психологии

Другие категории0005

Поведенческая психология или бихевиоризм — это подход в психологии, который изучает наблюдаемое поведение, подчеркивая роль, которую обусловливание играет в влиянии на мысли и действия человека. Узнайте больше о поведенческом подходе и откройте для себя ключевые теории и исследования, которые легли в основу этого подхода к психологии, ниже:

Собаки Павлова

Как эксперименты Павлова с собаками показали, что наше поведение можно обусловить.

Введение бихевиоризма

Поведенческая психология

Поведенческий подход

Ключевые теории

Pavlov’s Dogs

Pavlov’s Dogs

Стимул-реакция

, такие как Cortocly

Psydersistrysing

99999999999910991099. Психо. Псипс

99999999999999991 годы. Псипс

9999999999991099 годы Псипсин.

Обусловленное поведение

Поведенческая терапия

Шоковая терапия

Шоковая терапия

Затопление из-за фобий

Погрузиться, чтобы победить?

Когнитивная психология

Когнитивно-поведенческая терапия

Разделы

  • Классический бихевиоризм
  • Методологический бихевиоризм
  • Радикальный бихевиоризм
  • Телеологический бихевиоризм

Самые читаемые книги по поведению

Поведенческая психология

Эриксоновские стадии человеческого развития

Эриксоновская теория стадий человеческого развития.

1098

Собаки Павлова

Собаки Павлова

Как эксперименты Павлова с собаками показали, что наше поведение можно изменить с помощью условного рефлекса.

5394

Психология моды

Как одеваться, чтобы произвести впечатление

Психология определяет наш выбор одежды и то, как мода влияет на ваши перспективы знакомств.

7547

Поведенческая психология

Поведенческий подход

Объяснение поведенческого подхода: Введение в разделы бихевиоризма в психологии, предположения подхода и оценка.

342

Стимул-реакция

Как морковка на палочке

Как теория стимул-реакция объясняет наше поведение в психологии.

218

Кондиционирование

Оперантная кондиционирование

Оперантная кондиционирование

Pavlov’s Dogs

Pavlov’s Dogs

Устройство

Почему первые впечатления

Condituded .0005 Какие факторы влияют на классическую обусловленность?

Glossary

  • Association
  • Behaviorism
  • Behavior Modification
  • Law of Effect
  • Reductionism
  • Stamping In
  • Stamping Out
  • Systematic Desensitization
  • Tabula Rasa
  • Token Economy
  • Watson, John

В этой категории

Техника создания формы

Общение

Не можете найти темы для разговора с друзьями? Трудно поддерживать разговор? Попробуйте легко запоминающуюся технику FORM.

115

Шоковая терапия

Шоковая терапия

Терапия отвращением использует принцип, согласно которому новому поведению можно «научиться», чтобы преодолеть зависимости, навязчивые идеи или, как показано в фильме Кубрика «Заводной апельсин», агрессивное поведение.

19

Психология моды

Как одеваться, чтобы произвести впечатление

Психология определяет наш выбор одежды и то, как мода влияет на ваши перспективы знакомства.

7547

Флуд для фобий

Погрузиться, чтобы победить?

Если бы вы выпрыгнули из самолета, преодолели бы вы свой страх высоты?

139

Пределы альтруизма

Вы бы доставили потерянное письмо?

Эксперимент с «брошенным письмом» показывает, что богатство района может влиять на то, занимаются ли жители альтруистическими действиями.

Импринтинг

Почему важны первые впечатления

Как первые впечатления от рождения влияют на выбор наших отношений в дальнейшей жизни.

736

Поведенческая психология

Классический бихевиоризм

Обзор и углубленный обзор классического бихевиоризма в психологии.

Оперантное обусловливание

Оперантное обусловливание

Взгляд на оперантное обусловливание как на процесс обучения и на то, как эксперименты с ящиком Скиннера продемонстрировали влияние подкрепления на поведение.

140

Влияние телевидения

Эксперимент Бандуры с куклой Бобо

Влиятельные эксперименты Альберта Бандуры с куклой Бобо показывают, как дети имитируют телевизионное насилие и поведение других.

208

Павлов

Иван Павлов

Взгляд на жизнь Ивана Павлова, его вклад в поведенческую психологию и его открытие классической обусловленности.

148

Видеоигры

Использование видеоигр и сексизм

Исследователи обнаружили связь между использованием видеоигр и гендерными стереотипами в новом исследовании.

4

Собаки Павлова

Собаки Павлова

Как эксперименты Павлова с собаками показали, что наше поведение можно изменить с помощью условного рефлекса.

5394

Поведенческая психология

Как Скиннер потряс мир бихевиоризма

Обзор радикального бихевиоризма, включая бихевиоризм и детерминизм, обусловливание, применения радикального бихевиоризма и критику подхода.

Телеология

Телеологический бихевиоризм

Введение в телеологический бихевиоризм, раздел поведенческого подхода в психологии, с обзором, исследованиями и оценкой подхода.

4

Альтруизм

Летучие мыши и доброжелательность

Почему мы помогаем другим людям? Когда Дарвин представил свою теорию естественного отбора, которую часто называют «выживанием наиболее приспособленных», он произвел революцию и кристаллизовал мысль и теорию в отношении эволюции признаков у видов.

Методология

Методы бихевиоризма

Что такое методологический бихевиоризм в психологии и чем он отличается от других видов бихевиоризма?

Поведенческая психология

Поведенческий подход

Объяснение поведенческого подхода: Введение в разделы бихевиоризма в психологии, предположения подхода и оценка.

342

Поведенческая психология

Иерархия потребностей Маслоу

Что движет людьми? Объясняет иерархическая пирамида Маслоу.

Поведенческая психология

Затопление от фобий

Как затопление используется для лечения фобий.

10

Стимул-реакция

Как морковка на палочке

Как теория стимул-реакция объясняет наше поведение в психологии.

218

Поведенческая психология

Стадии развития человека Эриксона

Теория Эриксона об этапах развития человека.

1098

Поведенческая психология

Подробнее об альтруизме

Почему летучие мыши-вампиры проявляют доброту друг к другу, и является ли это бескорыстным поступком?

17

Реклама


Хронология поведенческой психологии
  • 1911

    Эдвард Торндайк (1874-1949) описывает Закон Эффекта в поведенческой обусловленности.

  • 1913

    Джон Б.