Цели изучения мотивации учебной деятельности – —
понятие, основные принципы, цели, задачи и примеры
Такое понятие, как мотивация учебной деятельности младших школьников, необходимо для объяснения деятельности и поведения ребенка. Это актуальная проблема в теоретическом и практическом отношении. Занимает центральное место в педагогике и педагогической психологии.
Становление жизненной позиции
Когда ребенок поступает в школу, изменяется его отношение к жизни. Учение является ведущей деятельностью. Школьник узнает о новых правах, обязанностях, системе отношений. Учебная мотивация младших школьников состоит из нескольких элементов. В процессе работы возникают потребности, цели, установки, чувства долга, интересов. Мотивы могут быть внутри школы и за ее пределами: познавательные и социальные. Например, социальный фактор, когда ребенок стремится закончить школу с отличием.
Первая группа включает в себя познавательные мотивы, где школьники овладевают новыми знаниями. Учебно-познавательные помогут добывать знания. Самообразование направлено на самостоятельное совершенствование.
Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников происходит в тот момент, когда происходит влияние социальных мотивов. Учащиеся получают знания, помогающие быть полезными и нужными обществу, своей Родине. Ребенок стремится занять определенную позицию, место в отношении с окружающими. Во время социального сотрудничества происходит взаимодействие с другими людьми, анализ способов и форм своего сотрудничества.
Особенности и характеристики деятельности
Важно обратить внимание на некоторые факторы учебной мотивации младших школьников. В первом классе дети стремятся к знаниям, им нравится учиться. К концу начальной школы число таких ребят сокращается до 38-45%. В некоторых ситуациях становится отрицательным. Доминируют мотивы, связанные с окружающими взрослыми: «Нравится учитель», «Так хочет мама».
Постепенно такой подход изменяется, дети не хотят выполнять школьные обязанности. Они не прилагают усилий, не стараются. Учитель теряет авторитет. Ребенок чаще прислушивается к мнению сверстника. Происходит формирование коллективных отношений. Эмоциональное благополучие зависит от того, какое место учащийся в нем занимает.
Формирование учебной мотивации у младших школьников происходит при влиянии некоторых факторов:
- Необходимо правильно подобрать учебный материал.
- Организовать деятельность на уроке.
- Выбрать коллективные формы деятельности.
- Предложить варианты оценивания и рефлексии.
При здоровой мотивации учебной деятельности младших школьников подтягиваются ученики. К 8-9 годам ученики избирательны в отношении к отдельным предметам. Мотивация проявляется в положительном и отрицательном ключе. Важно учитывать формирование и влияние факторов. Имеет значение возраст, личностные характеристики.
Пути формирования: на что обратить внимание
Чтобы происходило формирование учебной мотивации у младших школьников, необходимо прививать школьникам идеалы и образы. Первый способ называют движением сверху вниз. Представлен он системой нравственного воспитания. Ученики отождествляют свое поведение с мотивами, которые предоставляет общество. Используют второй способ, при котором школьник включается в различные виды деятельности. Так получают опыт нравственного поведения. Мотивы становятся реальными.
Для развития применяют различные способы мотивации младших школьников к учебной деятельности. Однако не все они долгое время удерживают желание работать на уроках, получать знания. У школьника должно формироваться положительное отношение к обучению. Чтобы это происходило, учитель должен знать, чем нравится заниматься учащимся на уроках, что вызывает положительные эмоции.
Одним из примеров мотивации к учебной деятельности младших школьников является создание условий, при которых ученики готовы преодолевать препятствия. Они смогут испытывать собственные силы и способности.
Основными задачами повышения учебной мотивации младших школьников выступают:
- Освоение методов изучения и формирования.
- Изучение возрастных особенностей.
- Внедрение способов, повышающих желание к познанию.
- Ведение внеклассной деятельности.
- Создание банка собственных разработок.
- Обобщение и распространение положительного опыта.
При формировании мотивации учебной деятельности младших школьников появляется способность к смыслообразованию. Актуальность определяется тем, что учитель создает предпосылки. Впоследствии к окончанию школы мотивация приобретает определенную форму.
Какие методы считают эффективными
Выбор способов для формирования мотивации учебной деятельности младших школьников заключается в их использовании. Такой подход поможет избежать безразличного отношения к учению, а прийти к осознанному и ответственному. Объектом выступают все компоненты мотивационной сферы, умение учиться.
Впоследствии формируется положительная мотивация. Если изначально побуждения возникают в беспорядке, отличаются импульсивностью и неустойчивостью, с взрослением они становятся зрелыми. На первое место выходят отдельные мотивы, создается индивидуальность личности. В нее входит целостная внутренняя позиция ученика.
Педагогическая сущность мотивации учебной деятельности младших школьников определяется уже к моменту прихода в школу. На этом этапе происходит включение в новую деятельность, формируется внутренняя позиция. Она является важной для ученика и взрослых. Возникает желание ходить в школу, носить портфель. Наблюдения за учащимися показывают, что влияние оказывают разговоры других детей, которые менее удовлетворены моментом нахождения в школе, получаемыми оценками. Однако рост культуры, телевидения, интернета повышает объективное оценивание происходящего.
Важные моменты: положительные и отрицательные стороны
Важным моментом в актуальности мотивации учебной деятельности младших школьников считают благоприятное отношение к школе. Здесь дети становятся любознательными, у них расширяются интересы, они проявляют интерес к явлениям окружающей среды, принимают участие в творческих играх, проигрывают сюжеты. Они помогают реализовать социальные интересы, эмоциональность, сопереживание.
Кратко о мотивации учебной деятельности младших школьников нужно сказать о любознательности. В качестве благоприятного условия выступает открытость, доверчивость, восприятие учителя в качестве главного человека, желание слушать и выполнять задания. Происходит упрочение мотивов долга и ответственности.
Среди негативных моментов при развитии мотивации учебной деятельности младших школьников выделяют такие характеристики:
- Часто недейственные методы, которые не могут долго поддерживать деятельность.
- Неустойчивость, ситуативность, угасание желания получать знания без поддержки учителя.
- Ученик не может дать точное определение того, что вызывает интерес в предмете.
- Нет заинтересованности в преодолении трудностей в учебном процессе.
Все это приводит к формальному и беспечному отношению к школе.
Результативность в зависимости от используемых факторов
Диагностика мотивации учебной деятельности младших школьников позволяет выявить некоторые основные моменты. Сначала у школьников преобладает интерес к написанию букв и цифр, к получению отметок, а только позднее – к добыванию знаний. Познавательные мотивы проходят путь от некоторых факторов до принципов и закономерностей.
К 8 годам школьники уделяют больше внимания рисованию, лепке, решению задач, но не любят пересказывать, учить наизусть стихотворения. Интерес проявляется к заданиям, где можно проявить самостоятельность и инициативность. Среди особенностей учебной мотивации младших школьников готовность принимать цели, поставленные учителем. Учащиеся самостоятельно выстраивают логическую цепочку из важных заданий, которые необходимо выполнять в определенной последовательности. Называют этапы решения задач, определяют свойства целей. Слабое целеобразование приводит к отсутствию внимания на уроке. Отмечают неуспех на уроках, нежелание учиться, получать новые знания.
Развитие мотивации учебной деятельности младших школьников тесно связано с эмоциональной сферой. Она будет положительной при получении хороших отметок. Ученики впечатлительны, непосредственны в проявлении и выражении эмоций. Они реактивные, быстро переключаются. По мере взросления происходят изменения в сторону содержательности и устойчивости.
Мотивация учебно-познавательной деятельности младших школьников перестраивается. Впоследствии удовлетворяется, перерастает в новый тип отношений, обретает зрелые формы. Возникает интерес к новым знаниям, закономерностям. Формирование новых уровней необходимо для быстрой адаптации в средней школе.
Формирование мотивации: какой путь необходимо пройти
Чтобы повысить уровень учебной мотивации младших школьников, необходимо приучать их к систематичной и упорной работе. Ученик должен усваивать новые знания, овладеть различными способами действия, осмысливать наблюдаемые объекты. Учебная деятельность должна иметь смысл, стать важной целью в жизни каждого ребенка. Он не должен просто выполнять желание своих родителей приносить домой хорошие отметки.
Среди особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников использование адекватного учебного материала. Только подача информации учителем, прочтение ее в учебнике не приводит к какой-либо деятельности. Она должна полностью совпадать с тем, что хочет узнать школьник. Впоследствии материал подвергают умственной и эмоциональной обработке. Не каждая мотивация подходит каждому ученику. Необходимо подбирать упражнения, дающие пищу психической функции, памяти, мышлению и воображению. В эмоциональную сферу входят новые впечатления, положительные и отрицательные моменты.
Учитель разрабатывает тематические планы, планы уроков, подбирает иллюстративный материал, который необходим школьникам. Информация должна быть доступной учащимся, давать возможность проявить их жизненный опыт. В то же время материал подбирают сложный и трудный, чтобы он удовлетворял их потребности в развитии психических функций и ярких эмоций.
Задания для мотивации учебной деятельности младших школьников должны формировать желание и стремление учиться. Они не должны быть легкими, так как у учащихся пропадает интерес. Новые знания покажут, что школьник мало знал раньше. Изучаемые объекты показываются с новой стороны. Каждый урок разрабатывается таким образом, чтобы решить серьезную проблему. Таким образом происходит формирование мотивации, направленной на содержание урока.
Способы организации уроков
При изучении мотивации учебной деятельности младших школьников и ее видов понадобится учебный материал. Чтобы его усвоение было эффективным, важны все части и их соотношение. Результатом выступает качество обучения, развивающие и воспитывающие факторы. Успешность гарантирована при наличии целей, направленных на овладение материалом. Учитель должен правильно организовать деятельность, определить характер и структуру урока.
Важно научить школьников изучению самостоятельно раздела или темы. Для этого придерживаются таких этапов:
- Мотивационного.
- Познавательного.
- Рефлексивно-оценочного.
На первом этапе ученики осознают, для чего им нужны определенные знания. Школьникам рассказывают об основной задаче, что конкретно придется изучать. Под руководством учителя выясняют, достаточно ли уже имеющихся знаний, что необходимо сделать, чтобы решить поставленную задачу.
Этапы проведения урока: постановка целей, задач и пути их решения
Среди примеров мотивации к учебной деятельности младших школьников на этом этапе выделяют несколько моментов. Создают учебно-проблемную ситуацию, с помощью которой вводят учащихся в предмет изучения. Для этого учитель подбирает несколько приемов в зависимости от индивидуальных особенностей ребят. Вместе они формулируют основную задачу, обсуждают проблемы и пути ее решения.
С помощью учебной задачи показывают ориентир, на который ученики направляют свою деятельность. Каждый ставит перед собой цель. В итоге получают систему частных задач, которые постоянно поддерживают мотивационный тонус. Важно подвести школьников к самостоятельной постановке проблемы и возможности найти несколько путей решения.
При правильном подходе учащиеся знают, как контролировать свою деятельность. После постановки учебной задачи, понимания и принятия ее учениками обсуждают, каких пунктов придерживаться для получения положительного результата. Учитель обозначит время и сроки до завершения процесса. Это создаст четкость и понимание того, чем необходимо заниматься. Затем сообщают, какие знания понадобятся для изучения темы. Так каждый ученик сможет оценить свою работу самостоятельно. Некоторым ученикам предлагают задания, которые помогут восполнить пробелы, повторить изученные правила. После этого переходят к получению новых знаний.
На познавательном этапе усваивают тему, овладевают учебными действиями. Важно применить такие приемы, которые позволят дать учащимся максимальное количество знаний для ясного их понимания и решения учебной задачи.
С помощью моделирования понимание новой темы становится осознанным. Учащиеся наглядно представляют, какого плана необходимо придерживаться, чтобы получить новые знания. Учитель с помощью наглядного материала и определенных действий показывает, что нужно запомнить и выполнить для получения результата. Так школьники приобретают опыт творческой деятельности и мышления.
На итоговом рефлексивно-оценочном этапе учащиеся анализируют собственную деятельность. Каждый дает самооценку, сопоставляет результаты своей деятельности с учебными задачами. Организация работы рассчитана на то, чтобы школьники получили эмоциональное удовлетворение. Они должны быть рады тому, что преодолели трудности. Это впоследствии влияет на желание учиться, получать знания, применять их на уроках и в повседневной жизни.
Формирование мотивации: постановка проблемы и способы ее решения
Для положительного эффекта необходимо создавать проблемные ситуации. Это позволит влиять на желание слушать на уроке в процессе осуществления деятельности. Как только ученик начинает действовать, возникают и развиваются мотивы. Процесс должен быть интересен, вызывать радость.
У всех школьников имеется потребность в мышлении, понимании того, что происходит вокруг. Важно помнить, чтобы развивать мышление, необходимо правильно подбирать и дозировать материал. Восприятие органами чувств делает ее нейтральной, поэтому не вызывает желание действовать.
В младших классах учитель не задает вопрос, а предлагает перейти к практической работе. Задача или рассказ не поможет вызвать проблемную ситуацию. После того, как учащийся приступит к действию, можно задавать вопрос.
Мотивация ученика важна настолько, насколько необходимо доступное изложение учебного материала, организация поисковой деятельности. Все методы возбуждают интерес к содержанию учебного материала, формируют положительную мотивацию.
Необходимость коллективного обучения
На уроках важно использовать работу в группах. Это делает учебный процесс эффективным. Становление мотивации происходит только при включении в деятельность. Именно групповые методы вовлекают в работу всех учащихся. Даже слабые школьники выполняют задание.
Чтобы формирование мотивации происходило в положительном ключе, школьник должен быть субъектом процесса. Он должен чувствовать, что он организован лично для каждого ученика, а цели и задачи являются его собственными.
Учитель организовывает личностно-ролевой подход. Тогда каждый учащийся будет выполнять свою роль. Он сможет стать помощником учителя, оппонировать ему, консультировать других учащихся. Роли выполняют на протяжении определенного времени. Учитель является организатором и руководителем.
Использование различных форм взаимодействия на уроке позволяет дифференцировать деятельность. Тогда задания станут посильными для каждого школьника. При выборе формы проведения урока учитывают возраст учащихся, особенности класса.
Важным является вопрос оценивания. С одной стороны, оценка является своеобразной мотивацией, с другой – вызывает постоянные дискуссии. С психологической стороны баллы необходимо выставлять. Однако она не должна иметь преимущественную ценность перед деятельностью. Если отсутствует познавательная потребность, отметка становится неэффективной, перестает выступать в роли мотивации. Все чаще преподаватели ищут новые формы оценивания.
Главное в оценке – качественный анализ работы. Важно подчеркнуть положительные моменты, выявлять причины недостатков. Это необходимо для формирования адекватной самооценки. Баллы должны занимать второе место. Они указывают на имеющиеся пробелы в работе. Рекомендуется использовать формы взаимопроверки и взаимооценивания. Это позволяет формировать разумное отношение к отметке.
Методы исследования мотивации
Учитель использует несколько вариантов методов. Наблюдение часто выбирают для изучения мотивации. Оно выступает и как самостоятельный метод, так и в составе других методов исследования. К ним относится беседа, эксперимент. В процессе наблюдения показателями мотивации выступают признаки активности ученика, умение вычленять способ и результат действий, вопросы к учителю, ответы ученика. Наблюдение используют на уроках и во внеурочной деятельности.
Анкетирование делится на несколько вариантов. Их составляют из прямых вопросов, чтобы выявить осознанные мотивы. Селективный вид предлагает несколько вариантов ответов на один вопрос. Ученик выбирает подходящий. Анкета-шкала представляет собой тест, где необходимо оценить в баллах правильность каждого варианта. Достоинством считают возможность быстро получить материал для обработки и анализа. Анкетирование называют первым ориентиром в мотивах учения.
С помощью беседы или интервью глубоко изучают индивидуальные особенности мотивации. Необходимо установить психологический контакт. Отношения между учителем и учеником доброжелательные.
Среди продуктов деятельности учащихся для изучения учителем находятся продукты творчества. Это стихи, рисунки, сочинения, поделки, что позволяет давать характеристику внешним и внутренним мотивациям. Сочинения и беседы дают психологический материал для выявления индивидуальных, личностных отношений. Учитель делает подборку об особенностях мотивации в различных сферах жизнедеятельности.
Если предмет интересует ученика, у него повышается успеваемость. При изучении показателя учитывают субъективное отношение к отметке. Способ сбора данных отсутствует, основную роль играет психологический анализ. Мотивация учебной деятельности – основное понятие, объясняющее движущие силы поведения и деятельности. Система определяет дальнейшую перспективу развития.
Влияние внешних факторов
Когда наступает время становления ребенка не дошкольником, а младшим школьником, у ребенка меняется внутреннее отношение и объективное положение вещей. Появляется субъективная готовность к школе. Мотивационная сфера перестраивается. Изменяется направленность в познавательной и социальной сфере, появляется конкретизация. Ученик стремится посещать школу, появляются зрелые мотивы.
После проведения педагогических и психологических исследований выявили, что младшие школьники имеют большой запас знаний для формирования мотивационной сферы. От этого времени зависит процесс обучения на протяжении всего школьного периода. Учителю необходимо использовать все методы в одной системе, чтобы в комплексе они помогли в становлении мотивации. Соблюдают индивидуальный подход, так как некоторые методы помогут одному ученику, но не воздействуют на другого. В совокупности методы представляют собой эффективное средство для формирования желания учиться.
Главной задачей учителя остается использование методов, вызывающих любопытство. А оно является причиной познавательного интереса. Для этого создают ситуацию успеха, давая задания с опорой на старые знания. На уроке должна быть доброжелательная атмосфера доверия и сотрудничества. На рефлексии оценивают себя, деятельность других. Используют вопросы: «Что мы узнали?», «Почему было трудно?»
В процессе урока учитель создает ситуацию дефицита знаний, чтобы школьники могли самостоятельно определить цели. Учащимся предоставляется право выбора с использованием разноуровневых заданий. Учебный материал соотносят с конкретной жизненной ситуацией.
Познавательный блок формирует учебную задачу. Школьник может самостоятельно выделить ее на уроке. Он овладевает новыми способами учебной деятельности, самоконтроля, самооценки. Ребятам нравится необычная форма подачи материала. На уроке должно быть сотрудничество, чтобы совместно решать проблемы и разрешать противоречия. Поможет эвристическая беседа, дискуссия, классификация, обобщение.
Для привлечения к оценочной деятельности используют рефлексивные линейки, отзывы об ответе других. Стимулируют школьников оценкой, благодарностью, словесным поощрением, выставкой лучших работ.
Побудить к учебной деятельности можно не одним мотивом. Необходима целая система, в которой все мотивы соединяются. Только так учитель сможет добиться результата, а учащиеся будут с удовольствием получать знания на уроках.
fb.ru
Мотивация учебной деятельности и её формирование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
Сообщение
на ШМО учителей начальных классов
на тему:
«Мотивация учебной деятельности
и её формирование»
«Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
В.А. Сухомлинский
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?
«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
В то время как может он просто влюбиться
И в мыслях в другие миры улететь?
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить».
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
Социальный заказ общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания. Актуальность обусловлена следующим: мотивация выполняет важные функции в обучении, побуждает поведение, направляет и организует его, придаёт ему личностный смысл и значимость. Актуальность заключается ещё и в том, что организация учебной деятельности, сопровождаясь развитием познавательного интереса, помогает формированию таких качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что обеспечивает развитие личности. Она создаёт широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.
Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, подчас, и учителям, и родителям в отношении детей приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но ленится». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Что же делать, если ребенок не хочет учиться?
Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?
Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга.
Кто-то постоянно сидит, наклонившись за партой, надеясь, что его не вызовут отвечать.
Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь.
Кому-то от волнения на уроке становится плохо, и он испытывает приступы тошноты, кто-то теряет сознание от страха.
Кто-то опаздывает на уроки, кто-то не приходит на занятия вообще, прогуливают уроки, находит себе друзей вне школы и нередко попадает под влияние дурной компании.
В наше время гормональные изменения у учащихся происходят уже даже в начальной школе.
Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации — нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.
Но уже в начальной школе учебная мотивация является достаточно большой проблемой — дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания. Для того, чтобы ребенок учился, у него должна быть мотивация.
Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа, и особое внимание должно быть уделено формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы.
Необходимо развивать у ребенка умение учиться, познавательные интересы и стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники.
Важнейшая задача в нашей работе – это создание условий для успешного учения школьников. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность учащихся, совместная деятельность педагога и учеников.
Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению.
Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, окончить институт, стать успешным, образованным, уважаемым человеком и др. Но эти причины не очевидны для детей.
Мы часто сталкиваемся с использованием родителями таких «педагогических подкреплений», которые приводят к снижению мотивации учения школьников:
чрезмерное внимание и неискренние похвалы,
неоправданно завышенные оценки,
материальное поощрение и использование престижных ценностей,
жесткие наказания, принижающая критика и игнорирование вниманием,
неоправданно заниженные оценки и лишение материальных и иных ценностей.
Более сложными оказываются случаи, когда у ребенка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, тогда он активно сопротивляется учению.
Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо.
К любимым предметам они чаще относят те, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, технология. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова «учиться» в понимании первоклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.
Таким образом, постепенно, формируется мотивация.
Работая в школе более 20 лет, я не забываю о том, что школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, я включаю их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Поэтому, я организую процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:
материал урока должен быть интересен детям;
согласование расписания с особенностями возраста;
согласование темпа урока со скоростью работы всех детей
(возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать — и я пойму. — Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?
Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
Работа в группах и парах.
Применение ИКТ на уроках
Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
Позитивная психологическая атмосфера урока.
Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
В обучении должны создаваться возможности для творчества.
Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской системы образования приобретает особую актуальность.
Что же дает высокая мотивация учения ребенку?
Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
повышение собственной значимости;
признание учителей и сверстников;
развитие творческих способностей;
гордость собой и своими успехами;
статус успешного человека.
А, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
А.Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику, находить радость в том, чтобы смотреть и искать».
Из опыта и психологических исследований известно, что если решению обычных примеров и задач придать занимательную форму или ввести их как составной элемент в игру, то эффективность их решения заметно возрастает.
Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении.
Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.
Для повышения мотивации учебной деятельности я использую:
задачи в стихах,
задачи-смекалки,
задачи-шутки,
драматизированные игры,
интересные факты,
ребусы, головоломки,
кроссворды и многие др.
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого я использую творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений, издание книжек.; также использую информационно — коммуникационные технологии (ИКТ).
Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеучебная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся.
Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний. Помогает полнее удовлетворить интересы школьников.
При всем многообразии форм внеклассная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой. Формы внеурочной работы, которые я использую:
участие в предметных олимпиадах,
интернет-конкурсы,
проведение викторин,
проектно-исследовательская деятельность,
тематические праздники,
экскурсии, и многие другие.
Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения учебному предмету у учащихся.
По словам выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей», а это значит, что в возможностях ищущего и творческого учителя, сделать так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно и доступно приобретать знания.
Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
«Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее» — Максим Горький.
infourok.ru
Материал: Доклад: «Мотивация учебной деятельности и ее формирование»
Доклад:
«Мотивация учебной деятельности и ее формирование».
( Выступление на МО учителей начальных классов.)
Учитель : Милованова Ф.Х.
Сложно разобраться в самом процессе мотивации, природе её возникновения, т.к. это связано со многими психическими процессами. Итак, мы поговорим о методах и приёмах её формирования и попытаемся разобраться в том, как она влияет на успехи и достижения обучающихся.
В системе современного образования остро стоит проблема повышения эффективности обучения. Каждый педагог хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием ходили на занятия, учились «хорошо» и «отлично». К сожалению, это происходит не всегда. Часто мы слышим: «он не хочет учиться», «мог бы учиться хорошо, но нет желания». В таких случаях мы сталкиваемся с отсутствием у школьника положительной мотивации к обучению. Формирование мотивации учения — это решение вопросов развития и воспитания личности.
Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь.
Учебная мотивация состоит из следующих составляющих:
– положительный настрой обучающегося;
– ясная цель, к которой нужно стремиться;
– мотивы достижения цели;
– положительная реакция не неудачу;
– настойчивость по достижению результата своей деятельности (цели).
Положительный настрой для выполнения заданий можно создать путём неформальной обстановки на занятии: переставить парты непривычным образом; поделить детей на группы; превратить обычный стандартный урок в увлекательную игру, но не забывая об обучающей цели занятия. Учитель должен помогать младшим школьникам в выборе цели, так как в начальной школе у них низкий уровень сформированности универсальных учебных действий. Дети должны чётко и ясно понимать то, к чему нужно стремиться. Одной из важных составляющих мотивации также является «реакция на неудачу». Когда у ребёнка что-то не получается, не в коем случае нельзя его ругать, нужно подтолкнуть и направить его к тому, чтобы он сам попытался найти выход из сложившейся ситуации и обязательно похвалить, если ему это удалось. Если учитель просто откажет ребёнку, не подтолкнёт его к решению проблемной ситуации, то подобное действие приведёт ученика к нежеланию учиться, положительная мотивация будет утеряна. Что же делать учителю, если ребёнок не желает учиться?
Младшие школьники очень любят играть, мечтать, разгадывать ребусы и загадки, раскрывать тайное и неизведанное. Однообразная и длительная работа быстро их утомляет, пропадает желание.
Устойчивый интерес к обучению у младших школьников формируется через проведение следующих форм уроков:
– урок игра;
– урок-путешествие;
– урок-сказка;
– урок-викторина;
– защита творческих проектов с привлечением сказочных персонажей.
Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и приёмов повышения мотивации, их чередование укрепляет желание детей учиться, открывать новые для себя знания. На уроке ученик должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность, понимать, что и зачем он будет делать. Без возникновения этих мотивов обучения, без мотивации учебной деятельности познания не может принести положительный результат. Для достижения нужного результата следует использовать различные приёмы развития познавательных мотивов.
1. Мотивация учебной деятельности с помощью беседы. В начале урока учитель определяет круг вопросов, которые будут рассматриваться на занятии. При этом привлекается опыт учащихся, приводятся интересные примеры. Учитель указывает на практическое значение рассматриваемой темы.
2. Мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации. Учитель предлагает проблемную ситуацию, для решения которой у детей не хватает знаний.
3. Мотивация учебной деятельности с использованием приёма «Мозговой штурм». Этот метод заключается в коллективной творческой работе по решению определенной сложной проблемы. Всех учеников объединяет совместная работа над поиском истины. Размышляя над определенной проблемой, дополняя друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, отвергая другие.
4. Мотивация учебной деятельности с помощью приёма «Незаконченное предложение». Учащимся раздают листы с незаконченными предложениями и объясняют, что каждый должен самостоятельно закончить их. Данные предложения касаются темы урока, и ученики имеют достаточно знаний и личного опыта для выражения собственных мыслей. После завершения работы высказывания зачитываются. В любой момент урока ученики должны быть готовы обсудить ответ товарища или попросить его аргументировать свой вариант окончания предложения.
5. Мотивация учебной деятельности путем изготовления самодельных наглядных пособий. В начале изучения темы учащиеся получают перечень наглядных пособий, которые они могут изготовить. Изготовленные самодельные приборы, модели, рисунки, объясняющие то или иное природное явление, карты древних поселений, описанных в учебнике ученики демонстрируют на уроке, объясняя идею создания и особенности «предлагаемых ими пособий. В классе можно постоянно создавать выставку самодельных наглядных пособий, это дает возможность всем учащимся ознакомиться с творческими достижениями одноклассников. Использование таких наглядных пособий на уроках способствует повышению интереса к учебе, развивает исследовательские навыки, повышает производительность педагогической работы, наполняет урок элементами заинтересованности, вызывает у учащихся чувство причастности к событиям на уроке.
6. Мотивация учебной деятельности путем использования творческих задач. Ученикам можно предложить составить кроссворд, сканворд, загадки, ребус. Возможны следующие варианты работы с кроссвордом:
– Разгадайте кроссворд, заполнив пустые ячейки.
– Сформулируйте вопрос к словам, в заполненном кроссворде.
– Заполните кроссворд, в котором выделены определенные квадратики. Из букв, попавших в них, составьте ключевое слово и объясните его содержание.
– Составьте кроссворд, используя понятия по теме урока.
7. Мотивация учебной деятельности путем создания ситуации успеха. Это эффективный способ для формирования и сохранения мотивации у младших школьников. С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Развивать положительную мотивацию к обучению следует и во внеурочной деятельности. На занятиях внеурочной деятельности нельзя использовать те же методы, приёмы, подходы, которые применяются при изучении основных предметов.
Внеурочная деятельность — это деятельность, организуемая во внеучебное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности. Это деятельность по интересам учащихся, она не является обязательной. И в этом есть большой плюс: у обучающихся появляется опора положительной мотивации — свобода выбора. Когда ученик приходит на занятия внеурочной деятельности, он изъявляет собственное желание, а это значит, что у ребёнка начинает появляться положительная мотивация.
Для младших школьников внеурочная деятельность — это возможность научиться тому, чему не может научить обычный урок; это понимание реального мира, это поиск себя в новой деятельности. Различные приёмы, методы и формы организации внеурочной деятельности очень повышают работоспособность детей, способствует снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в социум, соответственно и эффективности обучения.
При проведении уроков невозможно ответить на все вопросы учащихся, а внеурочная деятельность служит тем действенным средством в своей взаимосвязи с учебной деятельностью, которое повышает активность ребёнка в поиске знаний.
Повышению мотивации способствуют следующие формы и методы организации внеурочной деятельности:
– экскурсии;
– коллективно-творческие дела;
– игровая деятельность;
– КВН;
– тематические вечера;
– викторины, олимпиады;
– школьные концерты и конкурсы;
– выпуск буклетов и праздничных стенгазет;
– проведение праздников: «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День победы» и другие.
Обязательно нужно подключать к процессу родителей. Детям очень нужно, чтобы родители видели их достижения, гордились ими. Нужно пригла
nsportal.ru