Человек сажает дерево рисунок: D1 87 d0 b5 d0 bb d0 be d0 b2 d0 b5 d0 ba d1 81 d0 b0 d0 b6 d0 b0 d0 b5 d1 82 d0 b4 d0 b5 d1 80 d0 b5 d0 b2 d0 be — векторные изображения, D1 87 d0 b5 d0 bb d0 be d0 b2 d0 b5 d0 ba d1 81 d0 b0 d0 b6 d0 b0 d0 b5 d1 82 d0 b4 d0 b5 d1 80 d0 b5 d0 b2 d0 be картинки

Рисунок «Москва в стиле ЭКО»

Автор: Савченко Фёдор

Возраст: 5

Название работы: «Берегите природу»

Автор: Гусаков Виктор Анатольевич

Возраст: 5

Название работы: «Вред экологии приводит к одиночеству»

Автор: Гусаков Виктор Анатольевич

Возраст: 5

Название работы: «Городские джунгли нуждаются в нашей заботе»

Автор: Философова Маргарита Александровна

Возраст: 12

Название работы: «Москва в стиле ЭКО»

Описание работы: ЭКО

Автор: Коновалова Александра Алексеевна

Возраст: 9

Название работы:

«Моя экологичная Москва»

Описание работы: Моя Москва-это молодая девушка. Моя Москва- это много зелени, цветов, рек, парков, красивых аллей. Дышится легко и свободно. Я люблю Москву.

Автор: Гапеева Ульяна

Возраст: 9

Название работы: «Нет гибели Планеты!»

Описание работы: Чем больше человечество внедряет технологий, тем тяжелее нашей планете.Рисунок выполнен карандашом.

Автор: Дмитриева Анастасия

Возраст: 5

Название работы: «Планета Земля в опасности»

Автор: Шаньшерова Ольга Андреевна

Возраст: 14

Название работы: «Пусть вся Москва станет парком! «

Описание работы:

Спиртовые маркеры, линер, белая ручка. 20.5×15В наше время появляется всё больше автодорог, исчезают леса. В больших городах становится всё меньше зелёных насаждений. На моей картине изображён зелёный парк. Островок спокойствия в центре Москвы. Мне

Автор: Глотов Андрей Дмитриевич

Возраст: 7

Название работы: «Чистый город начинается с чистых мыслей»

Автор: Федорова Милана Дмитриевна

Возраст: 9

Название работы: «Озеленим наш город»

Описание работы: Ребята поливают молодое деревце

Автор: Гаджиев Амади Мурадович

Возраст: 8

Название работы: «Сохраним землю»

Автор: Коновалова Анна Алексеевна

Возраст: 8

Название работы: «ЭКО Москва — надёжное детство!»

Описание работы: Москва большая и красивая, когда процветает. Я чувствую себя в ней защищённой.

Автор: Мелковская Ксения Станиславовна

Возраст: 11

Название работы: А на какой стороне ты?

Описание работы: На этом рисунке изображена борьба двух сторон, нетронутой природы и загрязнения человеком.

Автор: Классен Виктория Константиновна

Возраст:

9

Название работы: Альтернативы

Описание работы: На рисунке Виктория изобразила два варианта развития города — экологичный, зеленый, с чистыми реками или загрязненный выхлопами автомобилей и производств. От нас зависит будущее.

Автор: Клюева Ольга Максимовна

Возраст: 9

Название работы: Бабочка чистоты

Описание работы: На крыльях бабочки изображена загрязненная природа и чистая

Автор: Заварицкая Маргарита Леонидовна

Возраст: 9

Название работы: Береги лес

Автор: Артюхова София Руслановна

Возраст: 9

Название работы: Береги планету

Описание работы:

На рисунке изображен земной шар, на котором растут деревья. Зеленого цвета хорошие, а красного цвета это то что нужно прекратить делать человеку на Земле, если мы хотим спасти нашу планету.

Автор: Гапеева Ульяна

Возраст: 9

Название работы: Берегите водные ресурсы, не засоряйте их отходами

Описание работы: Река в Архангельске всегда была судоходной и промысловой рекой и многие Архангелогородцы на протяжении 100 — летий жили за счет рыбы, которую ловили для пропитания. Но со временем сами же люди набросали в реку отходы, старые суда сбрасывают мазут, тем сам

Автор: Астановский Илья

Возраст: 8

Название работы:

Берегите и заботьтесь о животных!

Описание работы: Кот и собачка

Автор: Виктория

Возраст: 7

Название работы: Берегите лес — он наше богатство!

Описание работы: Птички летают и зайчишки прыгают в летнем лесу!

Автор: Худякова Дарья Александровна

Возраст: 7

Название работы: Берегите лес — это наш кислород

Описание работы: Лес вырубают, чтобы что-то построить. Белки, зайцы и другие звери испуганы, они в поисках нового дома. Деревья плачут, а воронье гнездо уже разрушено…

Автор: Пантелеева Варвара

Возраст: 9

Название работы: Берегите луга!!!

Описание работы: На левой стороне рисунка мы видим луга 10 лет назад,а на правой стороне рисунка мы видим луга, которые сейчас!!!!Этот рисунок изоображает как быстро можно испортить природу.

Автор: Жукова Екатерина Игоревна

Возраст: 12

Название работы: Берегите Москву — она прекрасна в любое время года! Зимняя Москва.

Описание работы: Бывают такие зимние вечера, когда Москва как будто замирает и как завороженная слушает, как в полной тишине на шумные днем городские улицы мягко и неторопливо падают белые хлопья снега.

Автор: Пилюгина Анастасия Кирилловна

Возраст: 9

Название работы: Берегите наш природный дом!

Описание работы: Школьники убирают мусор, сажают деревья, содержат территорию школы в чистоте.

Автор: Астановский Илья

Возраст: 8

Название работы: Берегите обитателей московского зоопарка

Описание работы: Астановский Илья, школа №1534, Розовый фламинго

Автор: Блох Мария Андреевна

Возраст: 13

Название работы: Берегите окружающую вас природу!

Описание работы: Бабочки

Автор: Лурье Анастасия Павловна

Возраст: 10

Название работы:

Берегите парки Москвы

Описание работы: на картине изображены люди гуляющие в парке. они помогают природе делая простые вещи и все вместе делают парк еще лучше.

Автор: Лебедев Фёдор

Возраст: 7

Название работы: Берегите природу

Описание работы: Прекрасная погода. Светит солнышко. Дети сажают молоденькое деревце. Там, где они живут, никто не курит, не мусорит, и из крыш домов не идут вредные запахи (соответствующие «вредные» элементы на рисунке перечёркнуты ). Природа радуется, что о не

Автор: Завьялова Мирослава Максимовна

Возраст: 9

Название работы: берегите природу

Описание работы: природа прекрасна, это надо видеть каждому

Автор: Дубинчик Никита Андреевич

Возраст: 9

Название работы: Берегите природу московских парков

Автор: Кораблева Мария Валерьевна

Возраст: 9

Название работы: Берегите природу.

Описание работы: Муравьи наши друзья. Нельзя уничтожать муравейники.

Автор: Завьялова Маргарита Максимовна

Возраст: 7

Название работы: Берегите птиц

Описание работы: Нельзя обижать животных, надо помогать им выживать в большом городе, кормить, делать дома и кормушки, не разорять гнезда.

Автор: Шулика Кирилл

Возраст: 8

Название работы: Берегите птиц

Описание работы: Зимой птицам холодно и голодно. Покормите птиц.

Автор: Лебедев Фёдор

Возраст: 7

Название работы: Берегите птиц, они приносят нам радость!

Описание работы: Птичка на ветке радуется наступившему дню и поёт песню

Автор: Лемешева Юлия

Возраст: 5

Название работы: Будь другом всему живому

Автор: Сиплатова Александра Дмитриевна

Возраст: 11

Название работы: Будь природе другом!

Описание работы: Дети сажают деревья, улучшая экологию, для того, чтобы сохранять жизнь на Земле. Берегите природу.

Автор: Богословская Кристина Андреевна

Возраст: 12

Название работы: В ЭКО Москве всем живется хорошо!

Описание работы: Я всю жизнь живу в городе Москва. И мне бы очень хотелось, чтобы этот город был всегда чистым, уютным, в нем было хорошо и взрослым, и малышам, и животным. Я очень люблю животных и птиц, им очень нужна наша помощь!

Автор: Калгухина Екатерина Витальевна

Возраст: 11

Название работы: Весна

Описание работы: Филёвский парк

Автор: Лисенкова Екатерина Андреевна

Возраст: 7

Название работы: Вот эта улица, вот этот дом

Описание работы: Москва в стиле Эко

Автор: Тер Алла Игоревна

Возраст: 8

Название работы: Всё в наших руках

Описание работы: Формат А3АкварельПедагог Нис Марина Петровна

Автор: Щетинина Василиса

Возраст: 8

Название работы: Все что я люблю рядом

Описание работы: На рисунке все что я люблю, мой велодром, мама, папа, бабочки, птички, морковка, бассейн, радуга, солнышко!

Автор: Галкина Дарья Артемовна

Возраст: 11

Название работы: Выбор за тобой!

Описание работы: Следить за чистотой нашей планеты обязанность каждого человека. И природа нас отблагодарит своими красотами!

Автор: Никитина Анна Максимовна

Возраст: 9

Название работы: Выращиваю Эко-овощи

Описание работы: На рисунке девочка выращивает морковку, капусту и сажает на клумбу цветы.

Автор: Сосин Марк Ильич

Возраст: 9

Название работы: Глоток свежего воздуха на юге Москвы

Описание работы: Цветущий парк Коломенское отрада для глаз (и легких) жителей юга Москвы

Автор: Губанов Артем Павлович

Возраст: 11

Название работы: Городские джунгли

Описание работы: Мы хотели облегчить себе жизнь, но лишь загрязнили ее

Автор: Князев Матвей Данилович

Возраст: 9

Название работы: Городские цветы.

Описание работы: Летом цветы в городе поливают из специальных машин.

Автор: Архипова Елизавета

Возраст: 7

Название работы: Давайте вместе Землю украшать!

Описание работы: Давайте вместе Землю украшать,Сажать сады, цветы сажать повсюду!!!

Автор: Болотников Фёдор Валерьевич

Возраст: 10

Название работы: Ещё пригодится водицы напиться

Описание работы: Мой рисунок иллюстрирует проблему загрязнения водоёмов на территории Москвы. Там, где раньше люди купались и рыбачили вода стала очень грязной.Это результат промышленных сбросов и безответственного отношения многих москвичей к окружающей среде.Во м

Автор: Махмудова Севара Дилшодовна

Возраст: 14

Название работы: Жемчужина

Описание работы: Если собрать все жемчужины Москвы,получится бесценное колье! Сохраним его для потомков! Красота должна ппредаваться по наследству!

Автор: Прентич Давид Мирсадович

Возраст: 7

Название работы: Живая природа московских водоёмов.

Автор: Пушкина Екатерина Александровна

Возраст: 12

Название работы: За чистоту родного края

Описание работы: Левая сторона описывает то что если все люди на планете будут мусорить, а правая если люди будут сортировать мусор не срубать леса ,и не мусорить. Мы за чистоту родного края!

Автор: Сидорова Екатерина Сергеевна

Возраст: 11

Название работы: Закат в парке

Описание работы: Как приятно прогуляться в лодке на закате в чистом парке!

Автор: Блынская Настя

Возраст: 7

Название работы: Зелёная идиллия

Описание работы: Мальчик и девочка помогают собирать помидоры на грядке.

Автор: Алмазова Мария Дмитриевна

Возраст: 11

Название работы: Земная красота

Описание работы: Самый лучший город Земли! Красивые набережные, зелень и детишки-волонтёры.

Автор: Аверин Дмитрий

Возраст: 9

Название работы: Зимнее чудо!

Описание работы: Работа выполненная акварельными красками

Автор: Антипов Матвей Александрович

Возраст: 7

Название работы: Зонт спасения

Описание работы: Каждый может открыть над собой » зонт спасения» и защитить любимый город и его жителей от выхлапных газов, вредных привычек и тогда все и всё задышат по-другому.

Автор: Тягунова Софья Алексеевна

Возраст: 7

Название работы: И только лошади летают вдохновенно!. ..

Описание работы: Картина посвящена посещению Конного двора «Узкое», расположенного в районе Ясенево города Москвы.

Автор: Александров Максим Павлович

Возраст: 9

Название работы: Кормушка для белочки

Описание работы: Мальчик пошёл в городской парк, чтобы оставить в кормушке для белок угощение

Автор: Елизарова Мария Геннадьевна

Возраст: 7

Название работы: Красота природы в парках Москвы

Автор: Петрухина Мария Евгеньевна

Возраст: 11

Название работы: Красоту нужно беречь

Автор: Парасюк Зинаида Олеговна

Возраст: 9

Название работы: Лосиный остров — экологичное место в Москве!

Описание работы: Лось гуляет в нашем любимом парке

Автор: Панин Дмитрий Алексеевич

Возраст: 14

Название работы: Любите природу!

Описание работы: Рисунок выполнен масляными красками.

Автор: Петросян Полина Артуровна

Возраст: 9

Название работы: Мечта барса

Описание работы: Барс мечтает о том , чтобы люди перестали на него охотиться

Автор: Сидоренкова Карина

Возраст: 7

Название работы: Мой город всегда чистый

Описание работы: Этим рисунком я призываю людей не загрязнять город, а задуматься о сохранении экологии и сортировать отходы.

Автор: Забирова Соня

Возраст: 11

Название работы: Мой дом-Москва

Автор: Брагина Алёна Михайловна

Возраст: 7

Название работы: Мой идеальный ЭКО город

Описание работы: Мы должны охранять и беречь наш город

Автор: Ханагян Мария Ваагновна

Возраст: 13

Название работы: Мой чистый город

Описание работы: Мы должны содержать в чистоте все уголки нашего прекрасного города.

Автор: Жучкина Мария Алексеевна

Возраст: 13

Название работы: Москва Сити

Описание работы: Взгляд на (ЭКО) Москва Сити ,глазами ребенка

Автор: Кудрявцева Мира

Возраст: 7

Название работы: Москва-наш дом!

Описание работы: Сохраним природу Нашего Города ВМЕСТЕ!!!

Автор: Ольга Жилушкина

Возраст: 11

Название работы: Москва-сити

Описание работы: Защищайте природу и город

Автор: Нурмухамедов Нурыйман Адылбекович

Возраст: 7

Название работы: Моя Москва

Описание работы: Моя Москва

Автор: Гаджиев Амади Мурадович

Возраст: 8

Название работы: Моя ЭКО Москва!

Автор: Дистель Мария Алексеевна

Возраст: 9

Название работы: Мы за чистый воздух в нашей Москве

Описание работы: На картинке я ухаживаю за подросшим деревом которое сама посадила,а рядом мой младший братик Иван который уже подрос и тоже сажает дерево! Благодаря большому количеству зеленых насаждений наш городской воздух станет чище!

Автор: Авдюхова София

Возраст: 7

Название работы: Мы за чистый город

Автор: Дворецкая Виктория

Возраст: 7

Название работы: Мы хотим жить в экологически чистом городе

Автор: Станкявичюте Ева Витаутовна

Возраст: 7

Название работы: Мы- дружная команда!

Описание работы: Ева и ее братья бережно относятся к окружающей среде. Всегда готовы помочь сделать Москву чище!

Автор: Ерицян Артур

Возраст: 7

Название работы: Наши редкие друзья в городе

Автор: Шулика Кирилл

Возраст: 8

Название работы: Не разводи огонь в лесу.

Описание работы: Пожарные тушат огонь после туристов.

Автор: Лидия Бардакова

Возраст: 8

Название работы: Новые технологии в защиту экологии!

Описание работы: Сортировка мусора и появление электрических двигателей способствуют меньшему загрязнению воздуха

Автор: Наботова Екатерина Алексеевна

Возраст: 11

Название работы: Оглянись! Красота рядом.

Описание работы: Москва — один из самых красивых городов мира. В моем городе огромное количество исторических строений и памятников. К сожалению, не все они охраняются и реставрируются должным образом, а некоторые и вовсе находятся на грани уничтожения.Участвуя

Автор: Фролов Степан Денисович

Возраст: 9

Название работы: останови загрязнение природы

Описание работы: работающие заводы загрязняют природу

Автор: Ходырева Ольга Алексеевна

Возраст: 13

Название работы: Парк Москвы

Описание работы: На картине изображен парк Москвы. С левой стороны мы видим как должен выглядеть парк, а справой- загрязненный вид парка.

Автор: Кащук Елена Алексеевна

Возраст: 8

Название работы: Побег от экологической катастрофы

Описание работы: Хочется как на ватмане перевернуть чистый лист и сбежать из отравленного отходами города к нетронутой природе.

Автор: Зоткин Михаил Геннадьевич

Возраст: 10

Название работы: Позаботимся об окружающей среде вместе

Описание работы: На одной половине рисунка нарисован дом, дерево, росточек, контейнеры для раздельного сбора мусора. На другой- трубы ТЭЦ. Между этими половинами нарисован зонт, закрывающий дом и растения от ТЭЦ.

Автор: Степанов Илья

Возраст: 7

Название работы: Порядок в городе

Описание работы: Рисунок о необходимости поддерживать порядок в городе, сортировать мусор

Автор: Шенин Александр Иванович

Возраст: 10

Название работы: Природа-наш дом!

Описание работы: Вместе оберегая природу- мы заботимся о нашем общем доме!

Автор: Крупнова Злата Александровна

Возраст: 12

Название работы: Равновесие жизни.

Описание работы: Я постаралась изобразить природу и город в виде инь-ян.

Автор: Александров Максим Павлович

Возраст: 9

Название работы: С заботой ко всему живому

Описание работы: Мальчик в парке кормит белочку

Автор: Костина София

Возраст: 8

Название работы: Самый чистый и красивый город

Описание работы: Мы с друзьями за сажаем деревья и цветы, собираем мусор и сортируем его, потому что мы хотим сделать наш город чище и экологичнее.

Автор: Штоцкая Дарья Олеговна

Возраст: 11

Название работы: Символ экотранспорта Москвы

Описание работы: Монорельс стал не только первым экологичным и современным видом транспорта, но и символом Москвы. Он помог не только сохранить памятники архитектуры и зеленые насаждения, но и соединил районы без создания новых дорог.

Автор: Оленовская София Сергеевна

Возраст: 8

Название работы: Сохраним и восстановим природу вместе!

Описание работы: Волонтеры высаживают молодые деревья. Завод построил очистное сооружение, чтобы не загрязнять ближайшее озеро.

Автор: Лебедев Иван Евгеньевич

Возраст: 7

Название работы: Сохраним природу родной Москвы

Описание работы: Я люблю рыбачить, но рыбу отпускаю, потому что не хочу чтобы ее стало мало. Вместе с родителями я соблюдаю эко привычки, чтобы Москва оставалась зеленой и красивой, поэтому я выбрасываю мусор раздельно в специальные контейнеры.

Автор: Балиева Наиля Мухтаровна

Возраст: 14

Название работы: Спасём наш дом

Автор: Николаев Игорь Сергеевич

Возраст: 12

Название работы: Спасите будущее дикой природы!

Описание работы: Плач дикой птицы на фоне завода, выхлопных газов и сточных вод.

Автор: Заварицкая Маргарита Леонидовна

Возраст: 9

Название работы: Спасская башня

Автор: Ксения Коровина

Возраст: 9

Название работы: Субботник

Описание работы: Берегите природу не разбрасывайте мусор на улице

Автор: Тихомирова Мария Викторовна

Возраст: 9

Название работы: Убирайте за питомцами во время прогулки

Описание работы: У меня есть собака. И это очень важно убирать за своим питомцем на прогулке, чтобы было чисто и люди любили собак. Мы всегда убираем за своей собакой.

Автор: Скибин Иван Кириллович

Возраст: 8

Название работы: Чистая Москва

Описание работы: С заботой о природе и чистоте города

Автор: Позняк Роман Викторович

Возраст: 12

Название работы: Чистота и пустота!

Описание работы: Берегите природу нашей планеты – без неё жизнь невозможна!

Автор: Бурмистрова Лия Александровна

Возраст: 12

Название работы: Электробус- за чистый воздух

Описание работы: На рисунке изображён Московский электробус, который является одним из самых экологичных видов транспорта.

Клаус Литтман: «Все считали меня сумасшедшим — зачем он сажает лес на стадионе?»

ВыставкиИнтервью

Футбольный стадион в австрийском Клагенфурте до конца октября будет покрыт лесом. Автор инсталляции For Forest («За лес») Клаус Литтман рассказал о том, зачем решил посадить 299 деревьев на стадионе и как путешествовал в Москву с Жаном Тэнгли

Милена Орлова

02.10.2019

Клаус Литтман.

Фото: Emmanuel Fradi

Старинный город Клагенфурт, курорт на берегу озера Вертерзе со 100 тыс. жителей, неожиданно стал центром мирового паблик-арта. Швейцарский арт-деятель Клаус Литтман осуществил там свою давнюю мечту воплотить в жизнь странную фантазию художника Макса Пейнтнера, запечатленную в его рисунке 1970 года: зрители на стадионе в большом городе болеют за лесную чащу, заменившую игроков. Литтман высадил на стадионе в Клагенфурте лес — не экзотический, а самый обычный, европейский. В этом ему помог соотечественник, знаменитый ландшафтный дизайнер Энцо Энеа, сотрудничавший с ведущими мировыми архитекторами, такими как Рем Колхас и Заха Хадид, и среди прочего известный своим «Музеем леса». Для Клагенфурта он сочинил из 299 деревьев 18 пород эффектную рощу, где есть березы и елки, болотца, поляны и кусты. Каждое растение было выкопано с корнями и аккуратно перенесено на стадионную почву, где создали специальную дренажную систему с поливом и прочим, чтобы ни одно дерево не пострадало. Длина труб для полива составила 10 км, было настелено 4,5 тыс. кв. м торфа. Высадка леса заняла 22 дня, и в ней участвовала команда из 50 человек. После окончания арт-интервенции деревья будут рассажены в окрестностях Клагенфурта.

Клаус Литтман (р. 1951) известен проектами для публичных пространств. Например, в прошлом году в своем родном Базеле он устроил «Сад планет»: пятиметровые шары, оформленные разными художниками, парили над городом, как новые планеты. «За лес» — самая большая его инсталляция и самое большое произведение паблик-арта, когда-либо созданное в Австрии. Оно вызвало бурную общественную реакцию, так как открытие инсталляции совпало с выборами в стране (29 сентября) и с тем, что футбольный клуб «Вольфсберг», который тренировался на стадионе, неожиданно вышел в высшую лигу, но, так как площадка занята лесом, будет играть в Граце. Проект запостил у себя в Instagram сам Леонардо Ди Каприо, которого теперь надеются заполучить с визитом. Однако правая Австрийская партия свободы раскритиковала Литтмана, утверждая, что его проект финансировался государством (хотя художник говорит обратное), и призывая жителей выйти на демонстрацию с пилами в руках, а сам он даже подвергся нападению на улице накануне вернисажа.

Клаус Литтман. «For Forest. Бесконечная привлекательность природы». Художественная интервенция.

Фото: For Forest

Вы называете себя медиатором современного искусства. Обычно медиаторы — это юноши и девушки, которые на выставках объясняют зрителям смысл той или иной работы. А что это значит в вашем случае? Насколько вы художник? Или организатор? Или куратор?

Меня все спрашивают: «Вы художник?» — Я отвечаю: «Нет, но и художник тоже». — «Вы куратор?» — «Нет, но и куратор тоже». — «Вы продюсер?» — «Да, но не только». Когда вы занимаетесь такими проектами, как я, вы должны быть и тем, и тем, и тем одновременно, в этом суть моей деятельности. Вы просто не можете сказать: «Я художник и не хочу знать, откуда берутся деньги и материалы». В то же время вы не можете быть только продюсером. Чтобы реализовать нечто подобное, вы должны обладать знаниями во всех этих областях.

В основу вашего проекта лег рисунок 1970 года «Бесконечная привлекательность природы» художника Макса Пейнтнера. Прошло почти 50 лет с тех пор, как он был сделан, — а что, на ваш взгляд, за это время изменилось в отношении европейцев к лесам?

Да, 50 лет. Это много… Я был восхищен этим рисунком, когда увидел его впервые в 1989 году. Так что этой идее уже 30 лет. В 1970-е, когда рисунок был сделан, никто еще не думал ни о каких глобальных изменениях климата. Вы спросили, что поменялось с тех пор, — да все поменялось! Я был восхищен тем, что в 1970 году кто-то думал о том времени, когда настоящую природу мы сможем увидеть только в местах вроде стадионов, как это случилось со многими животными, которых мы сейчас можем встретить только в зоопарке. Эта мысль меня поразила. 

Если честно, когда я увидел рисунок, я просто захотел его купить. Мы познакомились с Максом Пейнтнером, и выяснилось, что работа уже продана. Тогда я решил, что его идея с лесом на стадионе настолько мощная, что было бы здорово ее осуществить в реальности, чтобы люди не просто смотрели на рисунок, но ощутили этот сюжет физически, почувствовали его. И я начал работать над этим. Я до сих пор не могу поверить, что у меня получилось. Так много было потрачено сил и времени, чтобы это все состоялось!

В чем я был уверен с самого начала — это в том, что этот образ станет известным во всем мире. Так и произошло! И даже больше, чем я мог себе представить. Сейчас, когда случилась эта катастрофа с пожарами в лесах Амазонки… Это ужасно, да, но это сделало и наш проект актуальным и известным.

Клаус Литтман. «For Forest. Бесконечная привлекательность природы». Художественная интервенция.

Фото: For Forest

Вы решили посадить на футбольном стадионе лес. А что же все это время делали футболисты? Где они тренировались? Какой была их реакция?

Вообще, реакция была со всех сторон, должен вам сказать. Все говорили: «Зачем этот чувак сажает лес на стадионе, когда у нас тут в окрестностях полно прекрасных лесов?» Все думали, что я сошел с ума. 

Что подумала футбольная команда? Сначала надо объяснить, как я оказался именно в этом месте. Я искал стадион очень долго. Потому что, если футбольная команда, которая на стадионе играет, успешна, туда вовлечено столько денег, что просто нет шанса найти окно в их расписании. И вот один мой друг прислал мне фото стадиона в Клагенфурте и сказал: «Знаешь, тут есть футбольная команда, но она не слишком популярна. Собирает всего несколько сотен человек на свои игры, и стадион на 30 тыс. мест пустует большую часть времени. Так что можно попробовать». Я приехал, пытался договориться. Прежний хозяин команды ни в какую не хотел слышать о проекте, но потом новый хозяин (он из Хорватии, живет в Гамбурге) заинтересовался этой историей, и мы договорились.  

После открытия проекта все изменилось. Люди приходят, говорят мне спасибо. Они действительно эмоционально тронуты этим зрелищем, что-то оно задевает.

В чем состояла задача ландшафтного дизайнера Энцо Энеа?

Вы знаете, я не садовник. Я первый раз в жизни делаю художественный проект с живыми объектами. Это не сталь, не цемент, не парк скульптур. Мне было важно найти кого-то, кто бы знал, как правильно обращаться с ними. И я очень счастлив, что Энцо Энеа согласился. Он сделал эскизы, подобрал нужные деревья. Его команда дала мне гарантии, что с деревьями все будет в порядке, что они не засохнут через пару дней. Он работал в разных частях света, с разным климатом, так что я был уверен, что это правильный человек.

Клаус Литтман. «For Forest. Бесконечная привлекательность природы». Художественная интервенция.

Фото: For Forest

Как вам удалось убедить власти в необходимости проекта?

Сначала я нашел местную группу арт-активистов, которые делают небольшие публичные проекты, и убедил их помочь мне, так как я чужак, плохо понимаю, как тут все устроено. Они с энтузиазмом взялись за дело. Я стал готовить почву, общаться с разными местными политиками, рассказывать, объяснять, как это будет здорово. Но — вы не представляете себе — эти переговоры заняли шесть лет! Три года назад прошли выборы мэра. Новый мэр — замечательная дама, ей понравилась моя идея. Она спросила: «Так что вам нужно?» — «Мне нужен стадион, желательно бесплатно». Мэр говорит: «Это решение нужно провести через местный парламент». В результате все проголосовали за, только один голос был против.

Я знал, что город небогат. Мне дали стадион, а на все остальное деньги я нашел сам. Весь этот проект профинансирован частными лицами. Это люди из разных стран, но большинство — из Швейцарии. Общую сумму я разглашать не могу именно потому, что это частные пожертвования. Могу сказать, что много компаний мне помогло с материалами, машинами и тому подобным. Вы можете даже взять шефство над отдельным деревом.

Какого вы ждете результата от этой работы?

Для меня самый главный результат — то, что этот образ начал гулять по миру, что много людей его увидело и запомнило. Может, они начнут задумываться о том, как осторожны мы должны быть с природой. Конечно, реальные посетители тоже важны, но это не самое главное для меня. В течение двух недель после открытия стадион посетило уже около 80 тыс. человек, и мы рассчитываем, что за два месяца будет около 200 тыс. Это совсем неплохо. И все это, конечно, бесплатно.

Вам довелось общаться со многими легендами искусства ХХ века. Расскажите, каким вы запомнили Йозефа Бойса, у которого учились в Дюссельдорфе.

Мне было 20 лет, когда я с ним познакомился. Он действительно был человек открытого ума и верил, что в каждом есть творческое начало. Для него культура была очень широким понятием, он имел особый взгляд на нее, не разделял высокое и низкое, и общение с Бойсом дало мне то направление, в котором я и двигаюсь сейчас. На меня очень повлиял его знаменитый проект с 7 тыс. дубов, которые он посадил для Documenta в Касселе. И вот теперь это так откликнулось. 

Моим близким другом был Жан Тэнгли, я его очень любил. И вы знаете, я был с ним в Москве, когда он делал свою выставку много лет назад. Он всегда вовлекал массу народа, все его друзья участвовали в его проектах. Он и меня этому научил.

Макс Пейнтнер и Клаус Литтнер.

Фото: Gerhard Maurer

Я очень хорошо помню выставку Тэнгли в ЦДХ в конце 1980-х. Она была фантастической.

Тэнгли, даже в поздние свои годы, когда стал очень успешным, все равно оставался анархистом, вы меня понимаете? Мы с ним сделали много чего замечательного. Например, читал я как-то раз книжку о русской революции и долго не мог понять, каким образом большевики распространили свои идеи на такую невероятно огромную страну. И тут мне попалась история про агитпоезда. Я рассказал ее Жану, и мы решили сделать нечто подобное. Мы пустили арт-поезд вокруг всей Швейцарии с семью вагонами, каждый был оформлен одним из художников — там был и Тэнгли, и Бен Вотье, и многие другие. Это было в 1991 году. 

С лесом мне очень помог своими советами Христо, с которым я тоже дружу много лет и ездил с ним в Италию на его последний проект.  

Почему вы предпочитаете проекты, связанные с искусством в общественном пространстве?

У обычных выставок все-таки очень ограниченная аудитория, а в публичном пространстве вы можете захватить всех. Это, конечно, не всегда получается, но все же. И это значит, что для публичных проектов вы должны придумать очень ясную идею, которую любой сможет оценить без особых усилий, без знания истории искусства и тому подобного. 

Для «Леса» была взята самая простая идея, но такая, которая может вас захватить. Механика такова. В повседневной жизни мы не задумываемся о вещах, которые нас окружают, мы воспринимаем их как данность. Я беру обычный лес, но помещаю его в абсолютно другой контекст — люди приходят и видят его в новом свете. Они смотрят снизу, сверху, с разных точек, они присаживаются и начинают размышлять: «Какое это отношение имеет ко мне? Зачем мне этот лес?» Важно, что образ леса можно встретить в любом виде искусства: поэзии, музыке, театре. Это классическая вещь в каком-то смысле. Но сейчас этот образ приобрел самое современное звучание в связи с проблемой изменения климата и вот с этими демонстрациями детей по всей Европе, пятницами Friday for Future.

Можно ли пройти внутрь леса, погулять там?

Нет, это запрещено. Нужно смотреть на него издалека, с уважением. Иначе получится уже не арт-проект, а развлечение. Еще пикники начнут устраивать! Смысл работы как раз в такой дистанции.

У вас была галерея в 1990-е. Почему вы ее закрыли? Что вы думаете о галерейном бизнесе?

Все так изменилось с тех пор: и коллекционеры теперь совсем другие, и множество ярмарок, и художники-фабрики, и эти бесконечные разговоры о рынке и его механизмах. Мне это неинтересно, я не арт-дилер. Я люблю говорить об искусстве и люблю художников, которые не думают о коммерции. Я поэтому и занимаюсь некоммерческими проектами — это все ради удовольствия. 


Клагенфурт, Австрия
For Forest («За лес»). Бесконечная привлекательность природы
До 26 октября

Подписаться на новости

Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок

21. 09.2022

В окрестностях Багдада обнаружен древний город

Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным

16.09.2022

Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи

Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры

29.09.2022

Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев

Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии

16.09.2022

Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку

В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя

16.09.2022

Посланник русского искусства в Лондоне: умерла Анна Стоунлейк

Куратору и галеристу, благодаря которой британская публика впервые серьезно познакомилась с русским современным искусством, было всего 48 лет

21.09.2022

Музеи обожглись на NFT — в Италии приостановили производство криптокопий шедевров

Продолжат ли крупные мировые музеи работу с превращением их шедевров в NFT, насколько это выгодно или рискованно и в чем отличие комбинаций NFT с DAW? Однозначных ответов нет, хотя Италия уже попросила музеи притормозить с этой модной деятельностью

27.09.2022

Конспект урока «Дерево в жизни человека» | План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему:

Окружающий мир.

План — конспект урока по теме:

«Дерево в жизни человека».

3 класс

по учебнику О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»)

Подготовила: Стаханова Любовь Николаевна

учитель МОУ «СОШ с. Липовка»

Тема урока: «Дерево в жизни человека»

Цели:  обобщить знания, полученные при изучении тем:  «Дерево в жизни человека», «Разнообразие деревьев», «Вторая жизнь дерева»                                               повторить:  виды деревьев (хвойные и лиственные), как устроено дерево, как оно зимует и растёт;

познакомить с практическим применением древесины разных пород деревьев;

расширить круг знаний учащихся в различных областях: истории, литературы, изобразительного искусства;

воспитывать у детей любовь к родной природе, потребность охранять её.

Вид урока: урок-обобщения и систематизации полученных знаний

Оборудование:  учебник О.Т. Поглазова «Окружающий мир» (УМК «Гармония»;

презентация «Дерево в жизни человека»;

рисунок-схема дерева;

кружки-спилы дерева;

образцы разных пород деревьев.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, работа с учебником; решение                      

                                      познавательных задач , проблемное обучение,

                                      наглядно-исследовательский

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная

Ход урока:

  1. Организация на урок.

Учитель: А сейчас проверь, дружок

                 Ты готов начать урок?

                 Всё ль на месте,

                 Всё ль в порядке

                 Ручка, книжка и тетрадки?

                 Все ли правильно сидят?

                 Все ль внимательно глядят?

                 Каждый хочет получать только лишь отметку  «5».

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

У.: Назовите тему урока сами. Для этого вам нужно разгадать кроссворд. В горизонтальной строке вы её прочитаете. (слайд 2)

3

2

5

1

4

6

  1. Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (дуб) (слайд 3)

  1. Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (берёза) (слайд 4)

  1. В Крыму, над морем,

Как в дозоре, стоят колоннами,

Всегда зелёными,

Деревья хвойные,

На диво стройные. (кипарис) (слайд 5)

  1. У нас одёжки колки –

Всё иголки, да иголки.

Звери шутят: «Дядя Ёж

На неё слегка похож» (ель)(слайд 6)

  1. Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (ива)(слайд 7)

6.Что за дерево стоит –

   Ветра нет, а лист дрожит (осина)(слайд 8)

У.: Что вы прочитали  в горизонтальной строке под № 1 ? Какова тема нашего урока?

Дети: Дерево.

  1. Повторение пройденного. Обобщение и систематизация знаний.

У. : По какому признаку распределены  слова? (слайд 9)

ель                                             клён

сосна                                         берёза

лиственница                            ольха

пихта                                          липа

кедр                                            дуб

можжевельник                        осина

У. : О каком дереве идёт речь?

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки  (Лиственное дерево)

Лиственные деревья. (слайд 10)

1.клён                           3. ольха                         5. дуб

2. берёза                       4.липа                            6. осина

— Какое дерево используется в производстве спичек? (6)

— Какое дерево наиболее долговечно? (5)

— Какое особенно любят пчёлы? (4)(слайд 11)

— У какого листья с пятью лопастями? (1)

У этого дерева кора остаётся холодной  даже в самый жаркий день? (2)

— На этом дереве образуются мелкие шишечки с мелкими орешками? (3)(слайд 12)

У.: Зимой и летом

      Одним цветом. (хвойное дерево)

— Расскажите о хвойных растениях, чем они отличаются от лиственных.

Хвойные растения (слайд 13)

  1. ель                              3. лиственница                    5. кедр
  2. сосна                          4. пихта                                 6. Можжевельник

— Какое из этих растений является кустарником? (6)(слайд 14)

— Какое дерево сбрасывает иголки на зиму? (3)(слайд 15)

— У какого дерева иголки располагаются попарно? (2)(слайд 16)

— Из какого изготавливают части музыкальных инструментов? (1)

— У какого шишки поднимаются вверх, как новогодние свечи? (4)(слайд 17)

— В шишках какого дерева созревают орешки? (5)(слайд 18)

4. Узнай дерево по описанию

  1. Красавец сибирских лесов, могучее дерево с тёмной хвоёй. Хвоинки длинные, мягкие, отходящие от стебля пучком в пять хвоинок. В шишках орешки, из которых получают масло. (кедр)
  2. Это долговечное и самое крепкое дерево в лесах. Ствол мощный. Листья распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветках осенью, иногда всю зиму висят поблёкшие, тёмно-коричневые. (дуб)
  3. Отличается от всех остальных хвойных тем, что каждую осень сбрасывает хвою. Хвоя мягкая, нежная, располагается пучками. (лиственница)
  4. Очень красивое стройное дерево с серо-серебристой корой. Листья сложного строения. Цветёт белыми цветами.  Ягоды собраны в кисти. (рябина) (слайд 19)

5. Практическая работа «Части дерева»

У.: Назовите основные части дерева. (корень, ствол, крона)

Задание: Раскрасьте на рисунке крону зелёным цветом, ствол – коричневым, корни – чёрным.

— Какие ещё части растений знаете? (ветви, листья, цветы, плоды)

6. Динамическая пауза

На поляне дуб зелёный,

Потянулся к небу кроной (потягивания – руки вверх)

Он на ветках среди леса

Щедро жёлуди развесил.  (потягивания– руки в стороны)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся!  (наклоны вперёд)

Вот лягушка поскакала,

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе.  (прыжки на месте)

Ну а мы пройдём немного.

Поднимаем выше ногу! (ходьба на месте)

Походили, порезвились,

И на травку опустились! (дети садятся за парты)

7. Как растут деревья.

— Расскажите, в какое время года дерево растёт лучше? (летом)

 -А когда вообще не растёт? (зимой)

 -В какое время суток растёт быстрее?

 -С какой скоростью растёт дерево?

  -Что можно узнать по спилу дерева? ( сколько ему лет, какие были годы роста: благоприятные или нет)

8. Практическая работа «Определение возраста дерева»

Задание: определить  возраст дерева.

Учащимся раздаются кружки-спилы дерева.

У.: -По годовым кольцам определить возраст дерева.

9. Работа с таблицей «Деревья-долгожители» (слайд 20)

дуб

более 2 000 лет

кипарис

2 000 лет

липа

1 000 лет

кедр

500 – 1 000 лет

клён

около 500 лет

10. Вторая жизнь дерева

У.: Ребята, а как вы понимаете выражение  «вторая жизнь дерева» ?

Инсценировка басни К.Ушинского «Спор деревьев».

Ведущий: Заспорили деревья между собой: кто из них лучше?

Вот дуб говорит:

 — Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится, листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозой.

   Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

— Не хвастай много дубище,  что ты велик и толст, зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху, а моё румяное яблочко и на царском столе бывает.

   Слушает сосёнка, иглистой верхушкой качает:

— Погодите, — говорит, — похваляться; вот придёт зима и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки. Без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю и избы строю.

Учитель: Ребята, а как вы решите спор деревьев, кто из них лучше?

Дети: Нельзя говорить: одно дерево лучше, а другое хуже. Каждое дерево хорошо по-своему и приносит свою пользу.

Учитель:  После того, как дерево срубят, у него начинается вторая жизнь. Подумайте и скажите, какой бывает вторая жизнь дерева?

Ответы детей:

—  Почки берёзы, цветы липы, кору дуба и др. используют как лекарственное сырьё.

—  Орехи кедра идут на изготовление  кедрового масла.

— Многое из того что нас окружает сделано из древесины :мебель, музыкальные инструменты, лыжи, кухонная утварь.

—  А ещё из дерева сделаны дома, постройки, заборы и т.д.

11. Рассказ о различных видах древесины.

(На столах у детей разложены образцы пород деревьев)

  • У лиственницы лёгкая древесина, используется в мебельном производстве и для изготовления свай,  столбов,  шпал, полов.
  •  Древесина ели мягкая,лёгкая. Используется для изготовления бумаги и музыкальных инструментов.
  • Древесина липы мягкая, из неё делают деревянную посуду, кадки корыта, бумагу, из луба делают мочало, рогожу. Из коры вьют верёвки, канаты.
  • У клёна твёрдая и плотная древесина. Идёт для изготовления мебели, спортивного инвентаря, музыкальных инструментов.
  • У ясеня древесина белая, упругая, гибкая. Используется для изготовления мебели, паркета, фанеры.(слайд 21)
  • Древесина берёзы плотная и упругая. Из неё делают мебель, лыжи, ручки для инструментов, бумагу, получают древесный уголь, уксусную кислоту, скипидар, спирт.

12. Любимое дерево. (слайд 22)

Учитель: — С глубокой древности поклонялись люди дереву. У каждого народа были свои священные деревья. Например, у грузин – тис, кедр – алтайцев. А знаете ли вы. Какое дерево прославляли древние греки? В честь какого бога сажалось оно?    (дуб)                      

— Назовите любимое дерево в Германии.(ель)

— А в России какое дерево считается исконно-русским?(берёза)

— Очень много стихов и песен русский народ посвятил берёзе. Прочитайте их.

Чтение учащимися стихов о березе.

(Дети читают стихи С. Есенина, А. Прокофьева и др. авторов)

Учитель: Русский художник Архип Иванович Куинджи очень любил простую русскую берёзку и много своих картин он посвятил именно ей.               (слайды 23 – 30)

13. Экологическая минутка

Учитель:  Есть у ребят зелёный друг,

                  Весёлый друг, хороший.

                  Он им протянет сотни рук

                  И тысячи ладошек. (лес)

— В лесу можно встретить множество деревьев различных пород.

— Какую роль в природе играют леса?

Дети:  — Леса являются для животных домом.

            — Леса считаются лёгкими нашей планеты, потому что очищают воздух          и обогащают его кислородом.

Учитель: Расскажите о правилах поведения человека в лесу.

Учащиеся: — В лесу надо вести себя тихо, чтобы не потревожить животных.

—                    —  Нельзя бросать мусор.

                      —  Нельзя разводить костры.

                      — Нельзя ломать ветки, срубать деревья и рвать траву.

14. Подведение итога урока. Рефлексия.

ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ: КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ДЕРЕВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

Учитель: Дети, как вы думаете, что нужно делать, чтобы леса на нашей планете никогда не исчезли и радовали нас?

Дети: Нужно каждый год сажать новые деревья: около дома, у школы, в парке.

С.Маршак  «Праздник леса»

Что мы сажаем, сажая леса?

Мачты и реи – держать паруса,

Рубку и палубу, рёбра и киль –

Странствовать по морю

В бурю и штиль.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лёгкие крылья – лететь в небеса

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса.

Чащу, где белка скрывает бельчат.

Чащу, где пёстрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лист, на который ложится роса,

Свежесть лесную, и влагу, и тень –

Вот что сажаем в сегодняшний день!

Учитель: И в заключение  урока, мы с вами посадим берёзки около школы. Будем за ними ухаживать и они будут расти вместе с вами.

Vector Art — Мужчина сажает дерево. Клипарт Рисование gg110641292

Связанные ключевые слова

  • человек
  • посадка
  • дерево
  • саженец
  • копать
  • лопата
  • инструмент
  • День посадки деревьев
  • мужчина
  • персонаж
  • садоводство
  • садовник
  • завод
  • площадка
  • улыбается
  • счастливый
  • мультфильм
  • ретро
  • винтаж
  • мужчина сажает дерево
  • мужчина сажает саженец лопатой
  • вектор
  • прибыль на акцию
  • клипарт
  • иллюстрация
  • Безвозмездная
  • штриховая графика
  • картинка на акцию
  • значок
  • иконки клип арт
  • логотип
  • графика
  • графика
  • Рисование
  • рисунки
  • векторное изображение
  • произведение искусства
  • eps вектор искусства

Больше ключевых слов

Сохранить до 50% , когда вы покупаете с кредитами

Подробнее

Сэкономьте более 50% с

Mate Info

40085 40085 40085 40085 40085 40085 40085 40085 40085 40085 40085 40085 40084 40084 40084 40084 4008545 Добавить в избранное Удалить из Избранного

  • Посмотреть портфолио исполнителя
  • Делиться
  • Человек, который сажал деревья до своего времени

    Хотя природа может быть могучей силой, она требует большой осторожности и нежной руки, чтобы поддерживать рост окружающей среды, особенно деревьев. Деревья необходимы для жизни; они производят кислород и являются домом для тысяч видов, но мы переживаем стремительное обезлесение. Достаточно одного человека, чтобы посадить одно дерево в своем сообществе, чтобы начать вносить изменения. Начните с малого – желудь маленький.

    Ниже приводится выдержка из Человек, который сажал деревья автора Жан Жионо. Он был адаптирован для Интернета.


    Пастух пошел за мешочком и высыпал на стол кучу желудей. Он начал осматривать их одну за другой, с большой концентрацией, отделяя хорошее от плохого. Я курил трубку. Я предложил ему помощь. Он сказал мне, что это его работа. И в самом деле, видя, с каким вниманием он отнесся к делу, я не стал настаивать. Вот и весь наш разговор. Когда он откладывал достаточно большую кучу хороших желудей, он пересчитывал их десятками, при этом отбрасывая маленькие или слегка треснувшие, потому что он не рассматривал их более внимательно. Когда он выбрал сто идеальных желудей, он остановился, и мы легли спать.

    С этим человеком было спокойно. На следующий день я спросил, могу ли я отдохнуть здесь денек. Он находил это вполне естественным, или, если быть более точным, он производил на меня впечатление, что ничто не могло его испугать. Остальное было не совсем необходимо, но мне было интересно и хотелось узнать о нем побольше. Он открыл загон и повел свое стадо на пастбище. Перед отъездом он бросил свой мешок с тщательно отобранными и пересчитанными желудями в ведро с водой.

    Я заметил, что вместо палки он носил железный прут толщиной с мой большой палец и длиной около полутора ярдов. Отдохнув при ходьбе, я пошел по пути, параллельному его пути. Его пастбище было в долине. Он оставил собаку присматривать за небольшим стадом и полез туда, где я стоял. Я боялся, что он собирается укорить меня за мою неосмотрительность, но дело было вовсе не в этом: он шел этим путем, и он пригласил меня пойти с ним, если мне больше нечего делать. Он взобрался на вершину хребта, метрах в ста от него.

    Там он начал втыкать в землю свой железный прут, проделывая отверстие, в которое посадил желудь; затем он снова заполнил отверстие. Сажал дубы. Я спросил его, принадлежит ли ему эта земля. Он ответил нет. Он знал, чей это был? Он не делал. Он предположил, что это общественная собственность или, возможно, принадлежала людям, которым до этого нет никакого дела. Он посадил свою сотню желудей с величайшей осторожностью.


    Человек, который сажал деревья Жана Жионо — это история человека, который мне по сердцу. Эльзерд Буффье сажает деревья, потому что видит, как без них все гибельно. Он решает посадить сотни тысяч деревьев, и постепенно сообщество людей и животных вокруг него возвращается к жизни. Его деревня и сельская местность вокруг нее процветают, и это достаточная награда для этого скромного человека.

    Изображение из книги «Человек, который сажал деревья»

    Я впервые осознала важность деревьев, когда была маленькой девочкой, когда моя бабушка сказала мне, что я не должна собирать древесину с ближайшей смоковницы, потому что это подарок от Бога. Хотя тогда я не знал, почему фиговые деревья были особенными, позже я понял, что глубокие корни фигового дерева подключаются к подземным потокам и выводят воду на поверхность, наполняя землю и оживляя ее. К сожалению, эта местная мудрость, как и дерево, не выдержала сил колониализма и глобализации. Чистый ручей, где я играл с лягушачьей икрой и головастиками, высох, как дерево, ставшее жертвой недальновидного лесоводства и выращивания товарных культур.

    Я начала сажать деревья вместе с Green Bet Movement (GBM), организацией, которую я основала в 1977 году. Сельские женщины в Кении говорили мне, что им приходится идти все дальше и дальше, чтобы собрать дрова для топлива. Их семьи недоедали, а их земля подвергалась деградации. Я увидел, что посадка деревьев может обеспечить этих женщин дровами, фруктами, кормом для их скота и ограждением их земли, а также остановить эрозию почвы и поддерживать течение ручьев. Как рассказчик Человек, который сажал деревья , Я видел, как человеческие сообщества восстанавливались вместе с природой. Это не мистическое явление; это факт природы. Люди не могут процветать в месте, где природная среда деградировала.

    Интересно, что Эльзерд Буффье продолжает свою работу по посадке деревьев во время двух мировых войн, и что рассказчик замечает, что люди в деревне становятся более добрыми и оптимистичными, когда деревья вырастают. Так много конфликтов за последние сто лет было связано с доступом к природным ресурсам — к земле, нефти, полезным ископаемым, древесине и воде. Пытаясь описать связь между рациональным управлением окружающей средой, демократическим пространством и миром, я использовал метафору трехногой африканской табуретки. Три опоры представляют собой основные столпы стабильных наций, без которых устойчивое развитие недостижимо. Связав окружающую среду, демократию и мир, Норвежский Нобелевский комитет расширил концепцию мира и безопасности и подтвердил мою давнюю веру в то, что только путем справедливого распределения этих ресурсов и их устойчивого использования мы сможем сохранить мир. Я чувствую, что Эльзард Бурффье, в своей тихой манере, тоже это понимает.

    Меня позабавило замечание рассказчика о том, что профессионалы из Лесной службы предлагают только «много бесполезных разговоров», когда приходят осмотреть лес, в котором мы выросли благодаря усилиям Эльзарда Буффье. Когда мы, женщины из GBM, пошли к профессиональным лесникам, чтобы попросить у них саженцы, нам сказали, что мы не имеем права сажать деревья. Женщины уже много веков сажают вещи в землю, и я не думал, что нам нужен диплом, чтобы делать то же самое с деревьями. Так что мы, «лесоводы без дипломов», сажали деревья так же, как это делал Элеар Буффье, взращивая саженцы и помещая их в землю. С тех пор, как мы начали, мы посадили тридцать миллионов деревьев по всей Кении и распространились на другие части Африки. Движение зеленого пояса и Человек, который сажал деревья , сделайте очень важное замечание: вам не нужен диплом, чтобы что-то изменить; каждый имеет право спасти планету.

    Человек, который сажал деревья — это очаровательная история о достоинствах заботы об окружающей среде и неустанного служения, которые очень важны. Тем не менее, это также видение хороших вещей, которые происходят, когда мы заботимся об окружающем нас мире, берем то, что было бесплодным, и делаем его зеленым. Я надеюсь, что история Эльзеарда Буффье вдохновит вас сажать деревья везде, где только можно.

    -Wangari Maathai


    Рекомендуемая литература

    Деревья: фонтаны жизни

    Говоря для пчел

    22 Преимущества деревьев — TreePeople

    Узнайте больше о том, почему нам нужно сажать деревья и ухаживать за ними:

    Избыток углекислого газа (CO2) накапливается в нашей атмосфере, способствуя изменению климата. Деревья поглощают CO2, удаляя и сохраняя углерод, одновременно выпуская кислород обратно в воздух. За год акр взрослых деревьев поглощает такое же количество CO2, которое образуется, когда вы проезжаете на автомобиле 26 000 миль.

    Деревья поглощают запахи и загрязняющие газы (оксиды азота, аммиак, диоксид серы и озон) и отфильтровывают твердые частицы из воздуха, задерживая их на своих листьях и коре.

    За год акр взрослых деревьев может обеспечить кислородом 18 человек.

    Средняя температура в Лос-Анджелесе за последние 50 лет повысилась на 6°F, так как лесной покров сократился, а количество поглощающих тепло дорог и зданий увеличилось. Деревья охлаждают город до 10°F, затеняя наши дома и улицы, разрушая городские «острова тепла» и выпуская водяной пар в воздух через свои листья.

    Три дерева, стратегически размещенные вокруг дома на одну семью, могут сократить потребность в кондиционировании летом на 50 процентов. Снижая потребность в энергии для охлаждения наших домов, мы сокращаем выбросы углекислого газа и других загрязняющих веществ от электростанций.

    Тень от деревьев замедляет испарение воды с жаждущих газонов. Большинству недавно посаженных деревьев требуется всего пятнадцать галлонов воды в неделю. По мере того, как деревья испаряются, они увеличивают атмосферную влажность.

    Деревья уменьшают сток, препятствуя дождю, что позволяет воде стекать по стволу в землю под деревом. Это предотвращает перенос загрязняющих веществ в океан ливневыми водами. При мульчировании деревья действуют как губка, которая естественным образом фильтрует эту воду и использует ее для пополнения запасов грунтовых вод.

    На склонах холмов или склонах ручьев деревья замедляют сток и удерживают почву на месте.

    Рак кожи является наиболее распространенной формой рака в Соединенных Штатах. Деревья снижают воздействие УФ-В примерно на 50 процентов, обеспечивая тем самым защиту детей в школьных городках и на игровых площадках, где дети проводят часы на открытом воздухе.

    Яблоня может давать до 15-20 бушелей фруктов в год и может быть посажена на самом маленьком городском участке. Помимо фруктов для людей, деревья служат пищей для птиц и диких животных.

    Исследования показали, что пациенты, у которых из окон открывается вид на деревья, выздоравливают быстрее и с меньшими осложнениями. Дети с СДВГ проявляют меньше симптомов, когда у них есть доступ к природе. Воздействие деревьев и природы помогает сосредоточиться, уменьшая умственную усталость.

    Было показано, что в бесплодных районах и домах больше случаев насилия в доме и за его пределами, чем в их более зеленых аналогах. Деревья и ландшафт помогают снизить уровень страха.

    Это зима, весна, лето или осень? Посмотрите на деревья.

    Фрукты, собранные в общественных садах, можно продать, что принесет доход. Возможности малого бизнеса в области управления зелеными отходами и ландшафтного дизайна появляются, когда города ценят мульчирование и его водосберегающие качества. Профессиональное обучение молодежи, заинтересованной в «зеленых» рабочих местах, также является отличным способом развития экономических возможностей деревьев.

    Будь то дома для детей или творческое и духовное вдохновение для взрослых, деревья на протяжении веков предоставляли место для уединения человека.

    Посадка деревьев дает возможность для участия и расширения прав и возможностей сообщества, что улучшает качество жизни в наших районах. Представители всех культур, возрастов и полов играют важную роль в мероприятиях по посадке деревьев или уходе за ними.

    Здоровые почвы имеют решающее значение для посадки деревьев. Использование структурированных почв в процессе городского планирования обеспечивает адекватную поддержку роста корней для здоровья почвы и деревьев.

    Платан и дуб являются одними из многих городских видов, которые обеспечивают отличные городские дома для птиц, пчел, опоссумов и белок.

    Деревья могут маскировать бетонные стены или парковки, а также неприглядные виды. Они приглушают звуки близлежащих улиц и автомагистралей и создают приятный для глаз зеленый покров. Деревья поглощают пыль и ветер и уменьшают блики.

    Корневая система дерева отвечает за поглощение питательных веществ и воды, используя корни в качестве датчиков для обнаружения условий дефицита воды и отправки сигналов побегам над землей. Засухоустойчивые аборигенные виды имеют ищущие воду корни, которые глубоко проникают в почву, чтобы подключиться к местным грунтовым водам и выйти на поверхность.

    Навесы городских деревьев — это естественный подход к постоянно усиливающимся наводнениям. Навесы деревьев увеличивают площадь поверхности, на которую падает ливневая вода, уменьшая количество стоков, достигающих земли. Корневые системы служат водосборными площадями, способствующими инфильтрации.

    Исследования показывают, что чем больше деревьев и ландшафтов в городе, тем больше людей будут вовлечены в общественную инфраструктуру и местный бизнес. Это увеличивает использование альтернативных видов транспорта, таких как езда на велосипеде и общественный транспорт, что еще больше помогает уменьшить углеродный след города и приводит покупателей в местные магазины и торговые точки.

    Деревья — это экономически эффективное решение для борьбы с неблагоприятными последствиями изменения климата, такими как экстремальная жара, засухи и наводнения.