Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов: Для старшеклассников! «ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ»

Как помочь ребенку выбрать профессию

Проблема выбора профессии для ребенка интересует, пожалуй, всех родителей. С одной стороны, чем раньше начать профориентацию, тем больший выбор можно предоставить ребенку в итоге. С другой — интересы детей порой меняются так стремительно, что непонятно, на чем в итоге будет остановлен выбор. Рекомендации специалистов Центра защиты прав и интересов детей помогут разобраться, в каком возрасте начинать знакомить детей с миром профессий и какие способы для этого подходят.

Профориентация с первых слов: вопросы и ответы

Профориентация, по сути, начинается с самого раннего возраста, когда ребенок начинает говорить. Общаясь со взрослыми, дети впитывают информацию о разных профессиях, а значит, родители могут контролировать и направлять этот процесс.

Например, когда вы рассказываете истории из жизни, вместе читаете книги или смотрите мультфильмы, обращайте внимание на описание того, какие профессии у героев, какие инструменты или навыки им при этом нужны и какую пользу они приносят окружающим. Полезно обсуждать все эти вопросы с детьми с ранних лет. Если в вашем окружении есть знакомые тех профессий, которые встречаются в книгах и мультфильмах, обсудите с ребенком, чем эти люди похожи на сказочных персонажей и чем отличаются.

Точно так же примеры разных профессий можно замечать и обсуждать во время прогулок и поездок. В чем, например, разница между водителем автобуса и водителем грузовика? Разная ли у них ответственность? Какие качества важны для людей этой профессии (например, пунктуальность, аккуратность)?

Полезно задавать и другие, не столь очевидные вопросы. Сколько людей и каких профессий должны потрудиться, чтобы в итоге получить буханку хлеба, ноутбук или ножницы? У кого из наших знакомых более интересная работа и почему? Словом, можно придумать множество вопросов, чтобы пробудить искренний интерес к миру профессий. И тогда в дальнейшем останется лишь его поддерживать, чтобы ребенок выбрал что-то свое.

Школьный возраст: игры и кружки

Когда ребенок становится чуть старше, можно играть с ним в настольные игры о профессиях. Сейчас существует множество вариаций подобных игр. Более того, для знакомства с миром профессий можно использовать в том числе и компьютерные игры: например, выбрать свою профессию и «прокачивать» карьеру в известном симуляторе The Sims. Кстати, обратите внимание на то, какие профессии ребенок выбирает для своих героев, и обсудите, почему он делает тот или иной выбор. Возможно, это даст подсказку, в каком направлении есть смысл развивать его интерес.

Есть и другие способы, которые, правда, требуют больших усилий: это различные кружки по интересам (творчество, программирование) или, например, спортивные секции. Наблюдайте за реакцией ребенка и не расстраивайтесь, если после нескольких занятий он теряет интерес: в этом плане отрицательный результат — тоже результат. Значит, нужно искать другие области, которые вызывают больше энтузиазма.

Если интерес ребенка к занятиям не ослабевает, не всегда причина кроется в увлечении той или иной областью. Возможно, его на самом деле увлекает необычная атмосфера или общение с другими детьми. То, что у ребенка появились новые друзья, замечательно, но это не значит, что занятия в кружке перерастут в будущую профессию. Поэтому нужно постараться распознать, в чем именно заключается мотивация ребенка, и отделить любопытство и дружбу от профессиональных склонностей.

Также не стоит забывать, что далеко не все дети, посещающие спортивные секции, в итоге становятся успешными спортсменами. Поэтому никогда не помешает иметь «запасной план» в виде других увлечений.

Хороший способ познакомить ребенка с профессиями, с которыми дети не сталкиваются ежедневно, — так называемые города профессий, которые открываются по всей стране. В Москве это «Кидзания», в Санкт-Петербурге — «Кидбург», в Казани — «КидСпейс», в Чебоксарах — «Делоград», в Краснодаре — «Минополис». Там ребенок сможет «поиграть» в разные профессии, ознакомиться с атрибутикой, почти по-настоящему ощутить себя частью пожарной команды или экипажа корабля, а главное — связать игру с реальными навыками и знаниями. Поход в такой город профессий можно, например, совместить с семейной туристической поездкой.

Подростки: производственные экскурсии и помощь профессионалов

Если в более раннем возрасте профориентация — это больше из области интересов и познания мира, то для подростков и их родителей выбор будущей профессии — уже насущная необходимость. И здесь имеет смысл прибегать к помощи специалистов. Например, выявить профессиональные склонности помогут профориентационные тесты и занятия с психологом-профориентатором. Сейчас существует множество инструментов: опросники профессиональных предпочтений, карты интересов, матрицы компетенций и др.

Даже один визит к специалисту может дать ответы на множество вопросов: нравится ли подростку больше работать с людьми или с материалами, подойдет ему творческая профессия или что-то связанное с точными науками, коллективный он игрок или индивидуалист? Все это позволит старшекласснику лучше понять себя и сузить сферу профессионального выбора в соответствии со своими задатками и навыками.

Не менее полезны для подростка могут быть производственные экскурсии. Такую возможность сегодня предоставляют самые разные предприятия — от гончарных мастерских до авиационных заводов. Подобная экскурсия — уникальный шанс своими глазами увидеть, как работает компания, поговорить с профессионалами, ощутить атмосферу профессии. Не менее ценная возможность такой экскурсии — специальные мастер-классы для посетителей, где можно сделать что-то своими руками: например, выдуть изделие из стекла и взять домой в качестве сувенира.

Другие способы профориентации «по-серьезному» — различные бизнес-игры или, например, стажировка в компании, которая позволит получить максимум разнообразного и практического опыта. Именно благодаря практике мир профессий станет для подростка более реальным, понятным. Тогда он уже сам сможет оценить, что ему нравится, а что нет, и сделать осознанный выбор профессии.

Источник:

Методические рекомендации Центра защиты прав и интересов детей «Модели и технологии психологического сопровождения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения школьников в современных условиях»

Фото: Коллекция/iStock, Pexels

Изучение мотивов и уровня удовлетворенности профессиональным выбором студентов 1 курса КОГПОАУ «Вятский колледж культуры» — Информио

В соответствии с «Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 г. » целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие и использование ее потенциала в интересах инновационного развития страны [1]. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей [2]. Показателями эффективной системы профессиональной ориентации в стране являются большое количество успешных профессиональных карьер, быстрый вход молодых людей на рынок труда, удовлетворенность молодых граждан страны профессиональной жизнью, а значит, высокое качество жизни в целом [3]. Поэтому подготовка старшеклассников к осознанному профессиональному выбору становится жизненно необходимой. Стадия выбора должна завершиться формированием реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем будет включен.

Опыт профориентационной работы в течение нескольких лет показал, что многие учащиеся девятых классов часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Часто выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что, как правило, порождает ошибки в выборе профессии. Большинство школьников не достаточно знают о конкретных особенностях той или иной профессии. Не всегда учитывают свои профессиональные склонности, соответствие требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности (наличие психофизиологических возможностей, профессионально значимых качеств, развитости интеллектуального потенциала). Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по окончанию обучения не знают, кем можно идти работать и не могут найти себя в профессии [4].

Поэтому после 2 месяцев обучения первокурсников (01. 11.2017 года) был проведен опрос, направленный на изучение мотивов поступления в колледж и оценку уровня удовлетворенности профессиональным выбором. В опросе приняло участие 66 студентов 1 курса.

Первый вопрос был направлен на изучение интересов первокурсников. Спектр интересов весьма разнообразен, но основная доля первокурсников склонна к тем увлечениям, которые связаны с выбранной профессией: студенты специальности «Библиотековедение» предпочитают читать книги, большинство студентов специальности «Социально-культурная деятельность» ведут активную творческую деятельность: танцуют, проводят мероприятия, занимаются пением; большинство студентов специальности «Музыкальное звукооператорское мастерство» и вида «Этнохудожественное творчество» интересуются музыкой, студенты хореографического творчества – танцами, театрального творчества – театром, фотовидеотворчества – фотосъемкой.

Поэтому на вопрос «Что повиляло на твой выбор профессии?» большинство студентов ответили, что увлечение, любовь к данному виду творчества, мечта с детства и т. д. Но стоит обратить внимание на профессионально неориентированные ответы первокурсников специальности «Библиотековедение» (2 человека) и вида «Фотовидеотворчество» (3 человека): не куда было поступать, отсутствие других вариантов, мало времени подумать.

Результаты опроса показывают, что большинство студентов не интересовались востребованность на рынке труда при выборе профессии. К данному вопросу ответственно подошли только студенты специальности «Социально-культурная деятельность» и «Библиотековедение». Это говорит о том, что при выборе профессии у школьников нет полного и точного представления о потребностях современного рынка труда, именно поэтому они могут назвать только 15 популярных профессий. Студенты специальностей «Библиотековедение и «Музыкальное звукооператорское мастерство» наиболее популярной считают профессию юриста, первокурсники «Социально-культурной деятельности» добавляют к ней еще профессии врача и учителя, первокурсники «Хореографического творчества» считают популярной профессию врача, «Театрального творчества» – менеджера, «Этнохудожественного творчества» – продавца и только первокурсники «Фотовидеотворченство» – считают самой популярной свою профессию.

Среди непрестижных профессий студенты в основном выделяют дворника, уборщицу, продавца.

Изучение мотивов выбора профессии первокурсниками показало, что значительную роль в этом играют советы родителей – 44%, рекомендации представителей данной профессии (чаще педагога) – 26%, 5% студентов выбирали профессию под влиянием друга, который более самостоятелен или имеет авторитет у подростка, 25% – самостоятельно, что понравилось далеко не всем родителям.

На вопрос «Легко ли было поступить в колледж?» студенты отвечали по-разному. Большинство первокурсников направлений подготовки «Социально-культурная деятельность» (87%), «Театральное творчество» (89%) и «Хореографическое творчество» (86%) отмечают сложности в поступлении, так как была большая конкурсная ситуация, напряженная конкуренция между достаточно хорошо подготовленными по данному направлению абитуриентами, боязнь за низкий балл в аттестате. Те студенты, которые не испытывали данных сложности, были достаточно уверены в себе и своей подготовке.

Тем не менее, стоит отметить, что все студенты данных направлений активно готовились к поступлению в колледж: ежедневно репетировали, учили тексты, занимались с педагогами и т.д. Совершенно другая картина на остальных специальностях. Большинство (70%) поступивших абитуриентов на специальность «Музыкальное звукооператорское мастерство» никак не готовились к поступлению в колледж. Поэтому при ответе на вопрос «Легко ли было поступить?» – они единогласно отвечают «да», поясняя это отсутствием конкуренции (60%), «виртуозной» (по их мнению) игрой на музыкальном инструменте (20%), наличием музыкального образования (20%). Аналогично всем студентам направления «Этнохудожественное творчество» было легко поступить из-за отсутствия конкурсной ситуации, хотя большинство (80%) из них готовились к поступлению, разучивая и отрабатывая музыкальные произведения. Большинство (75%) студентов направления «Фотовидеотворчество» ответственно готовились к поступлению, посещая курсы, занимаясь по видео-урокам.
Многие из них (57%) не испытывали сложностей при поступлении, поясняя это небольшой конкурсной ситуацией и простыми вопросами. На специальность «Библиотековедение» по правилам приема вступительные испытания не проводятся, и отбор осуществляется на основании рейтинга аттестатов. Поэтому студентам было очень легко поступить на данную специальность.

На отношение к профессии влияют и мотивы обучения. В учебной деятельности студентов можно выделить следующие группы мотивов в зависимости от степени значимости их для студентов. Первый ранг по значимости занимает прагматический мотив – получить диплом (48%), на втором месте стоит познавательный мотив – получить необходимые знания, умения и опыт (35%), затем отмечаются такие мотивы, как развиваться (11%), открыть свое дело (3%), остальные (3%) затрудняются с ответом. Основной задачей любой профессиональной образовательной организацией является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику.

С данной задачей наш колледж справился лишь на половину, так как прагматический мотив в ответах студентов превалирует над познавательным. Это связано с тем, что студенты 1 курса пока имеют лишь теоретическое представление об особенностях приобретаемой профессии и не задумываются о необходимости в работе знаний, умений и навыков.

Следующий ряд вопросов был направлен на изучение профессиональных намерений студентов, которые оказываются более устойчивыми, а овладение профессией проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

На простейший вопрос «Какова квалификация приобретаемой профессии?» – большинство первокурсников дали приблизительные и неточные ответы. Студенты специальности «Социально-культурная деятельность» ограничились в основном ответом – «режиссер» (73%), «Музыкального звукооператорского мастерства» — звукооператор (70%), «Хореографического творчества» — педагог-хореограф (63%), «Этнохудожественное творчество» — хормейстер (60%), «Фотовидеотворчество» — педагог фотовидеотворчества (71%). Точно знают, какую квалификацию они приобретают студенты «Библиотековедения» (86%) и «Театрального творчества» (75%). Практически все студенты четко представляют, где могут работать после окончания колледжа и чем будут заниматься. Только студенты вида «Фотовидеотворчество» пока не знают, где смогут применить полученные профессиональные знания, умения и навыки, что говорит об отсутствии профессиональной перспективы. Их ответы: нигде (43%), преподавать в колледже (29%), продавцом в магазине «Пятерочка» (14%).

На вопрос «Какими навыками должен обладать человек твоей профессии?» – были получены весьма разнообразные ответы на каждой специальности. Наиболее популярными качествами обладателей направления подготовки «Социально-культурная деятельность» студенты считают коммуникабельность, креативность, активность; направления подготовки «Музыкальное звукооператорское мастерство» – музыкальный слух, трудолюбие, терпение; направления подготовки «Библиотековедение» – общительность, спокойствие, воспитанность; направления подготовки «Хореографического творчества» – выносливость, трудолюбие, доброжелательность; направления подготовки «Театрального творчества» – терпение, хороший эмоциональный фон, интеллектуальность; направления подготовки «Фотовидеотворчества» – терпение, устойчивость, креативность; направления подготовки «Этнохудожественного творчества» – сдержанность, хоризматичность, артистичность.

Интересно, что большинство опрошенных (47%) считают, что полностью обладают данными качествами, то есть осознанно относят себя к людям данной профессии. Некоторые (38%) считают, что обладают частично данными качествами и желают в процессе обучения развивать остальные. Но есть небольшой процент (15%), кто считает, что данными качествами не обладает, то есть уже на начальном этапе обучения не видит себя среди представителей данной профессии. Это 4 студента (57%) специальности «Библиотековедение», 1 студент (6%) «Хореографического творчества», 1 студент (12%) «Театрального творчества», 1 студент (14%) «Фотовидеотворчества».

Привлекательность будущей профессии студенты специальности «Социально-культурная деятельность» видят в том, что могут работать с людьми, режиссировать и принимать участие в различных мероприятиях, выступать на сцене. Студентов специальности «Музыкальное звукооператорское творчество» в основном привлекает в будущей профессии творческая атмосфера. Студентам театрального творчества нравится в их будущей профессии то, что они будут заниматься любимым делом и гастролировать. Студентов этнохудожественного творчества привлекает занятие музыкой, творческая атмосфера и работа с детьми. Студенты хореографического творчества среди критериев привлекательности будущей профессии также отмечают творчество, публичность профессии и возможность реализовать себя. Студентов фотовидеотворчества привлекает свободный график и возможность проявить себя. Любителей книг, конечно же, привлекает свободный доступ к ним. Но стоит обратить внимание на тот факт, что большой процент (43%) студентов «Фотовидеотворчество» и «Библиотековедения» ничего не привлекает в будущей профессии, что говорит о неудовлетворенности профессиональным выбором.

На вопрос «Почему ты выбрал именно наш колледж?» респонденты отмечали так: уникальность его в Кировской области (44%), хорошие отзывы студентов и выпускников (26%), сильный педагогический состав (8%), лишь некоторые указывали такие причины, как близость от дома (6%), заставили родители (3%), незнание национальных языков (удмуртского, марийского), поэтому сложность при обучении в другом регионе (3%), и малая часть студентов (10%) затруднились с ответом на данный вопрос.

Отучившись 2 месяца, первокурсники выделяют такие привлекательные особенности колледжа, как квалифицированные и понимающие преподаватели (36%), творческая доброжелательная атмосфера (33%), насыщенность интересными мероприятиями (13%), дружная группа (13%), занятие любимым делом в рамках предметов (13%), возможность показать себя (13%). Многих первокурсников привлекла особая атмосфера колледжа еще до поступления, при посещении таких мероприятий как: важнейшего профориентационного мероприятия «День открытых дверей» – 26 человек (39%), конкурсов и фестивалей, организованные отделом творческой работы – 12 человек (18%), открытые показы, спектакли – 9 человек (13,5%), открытая школа – 2 человека (3%), экскурсии со школой – 1 человек (1,5%).

Среди сложностей, с которыми встретились первокурсники в первые месяцы обучения, в общем можно выделить: быстрый темп обучения (32%), ориентация в колледже (21%), большая учебная нагрузка (21%), сложности отношениях с одногруппниками (11%), недосыпание, так как рано встают и поздно приходят домой (11%), отдаленность от семьи (8%), выстраивание отношений с преподавателями (8%), среди специфических: частые репетиции у студентов театрального творчества (37%), большие физические нагрузки у студентов хореографического творчества (31%), отсутствие музыкальной грамоты у студентов музыкального звукооператорского мастерства (20%). Конечно, преподавателям необходимо помочь студентам в преодолении данных сложностей, ведь от успешности адаптации студента к образовательной среде колледжа во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста. Поэтому советуем педагогам обращать большее внимание на учебных занятиях на мотивацию и связь с будущей профессией, а классным руководителям и педагогу-психологу помочь студентам с самомотивацией.

Не смотря на сложности в обучении, многие студенты (77%) поступили бы вновь на данную специальность, если бы это было возможно. Но есть и те студенты, которые разочарованы своим выбором и изменили бы свое первоначальное решение: 5 (57%) первокурсников специальности «Библиотековедение», 2 человека (28%) – вида «Фотовидеотворчество», 2 человека (25%) – вида «Театральное творчество», 2 человека (20%) – специальности «Музыкальное звукооператорское мастерство». Поэтому с данными группами студентов стоит проводить более активную профориентационную работу.

Таким образом, большинство студентов поступили в колледж, чтобы связать будущую профессию с любимым делом и соответственно полностью удовлетворены своим профессиональным выбором. Те студенты, которые поступили в колледж, не зная специфику будущей работы, в процессе адаптации испытывают большие затруднения и разочарование своим профессиональным выбором.  Поэтому педагогам необходимо:

-активно воздействовать на выбор абитуриентов, сотрудничая с образовательными организациями;

-вносить своевременные коррективы в учебные занятия с целью мотивации на профессиональную деятельность;

-активизировать ресурсный потенциал колледжа для обеспечения качества профессионального самоопределения студентов, их профессионализации;

-содействовать трудоустройству выпускников по специальности и в нашем регионе;

-активно формировать позитивный имидж колледжу, опираясь на заслуженное доверие со стороны потребителей образовательных услуг.

Список использованной литературы

  1. Молодежная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/8c06531ad22712c2c23f6f27e6fa335c490c621c/.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
  3. Луханин В.В. Практика организации профориентационной работы с молодежью [Электронный ресурс] / В.В.Луханин, М.А. Шорникова. — Режим доступа: http://psihdocs.ru/praktika-organizacii-proforientacionnoj-raboti-s-molodejeyu.html.
  4. Зубарева Е.А. Профориентационная работа в образовательном учреждении среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/12/04/doklad-proforientatsionnaya-rabota-v-ou-spo

 

Оригинал работы:

Изучение мотивов и уровня удовлетворенности профессиональным выбором студентов 1 курса КОГПОАУ «Вятский колледж культуры»

Раскройте свои профессиональные наклонности | The Peninsula Qatar

Раскройте свои профессиональные наклонности

Wafaa Sewidan

08 июля 2022

Мы часто смотрим на тех, кто добился успехов вообще и в частности профессиональных успехов, и поражаемся званиям, премиям и достижениям, которых они достигли.

Есть те, кто больше всего удивляется своим успехам, а с другой стороны, люди, которых мы поздравляем с успехами и считаем, что они заслуженно заслужили то, что они есть сейчас. Мы часто видим, как некоторые преуспевают в любой поставленной перед ними задаче, и мы не видим, что этот человек обладает большим интеллектом или знаниями. Этот успех стал естественным результатом ряда шагов и действий, предпринятых этими людьми с настойчивостью и решимостью добиться успеха. Большинство из этих успешных людей следовали профессиональному развитию или методам профессионального развития.

Ваше желание работать на хорошей работе не обязательно означает вашу способность ее выполнять. Вы должны понимать, что есть профессии, которые не подходят для некоторых людей. Процесс определения идеальной работы должен основываться в первую очередь на ваших способностях и взглядах, а не на том, чего вы добиваетесь благодаря престижному социальному положению или хорошему финансовому доходу. Вы должны тщательно знать свои цели и способности и выбрать для себя тот карьерный путь, на котором, по вашему мнению, вы обязательно сможете добиться успеха. Если ваши языковые способности лучше, чем ваши арифметические способности, вы больше подходите для того, чтобы стать учителем языка, чем инженером. Вы можете определить свои способности несколькими способами, в том числе:

Во-первых, где ты находишься, чем занимаешься в свободное время? Если вы прибегаете к написанию статей или рассказов, это означает, что у вас есть талант и способность писать, и вы можете претендовать на работу, которая сосредоточена на писательских навыках, таких как написание статей или рассказов или работа в журналах или газетах.

Во-вторых, работа под руководством профессионального инструктора или опытного человека. Инструктор или наставник может помочь вам определить ваши способности, сильные стороны и работу, которую вы жертвуете. Это также позволит вам определить свои слабые стороны и дать вам указания, которые улучшат вашу производительность. Помимо использования опыта вашего наставника и следования его подходу к решению проблем, это также сделает вас открытым человеком, принимающим конструктивную критику и стремящимся развиваться для достижения постоянного роста в работе.

В-третьих, попросите других оставить отзыв о вашей работе. Расспрашивая других о вашей производительности на работе, спрашивая у них совета и получая отзывы о своей работе на регулярной основе, вы получите хорошее представление о своих способностях и определите области, в которых вам нужно развиваться дальше, и уменьшит разрыв между тем, что вы посмотрите сами и подумайте, что у вас это хорошо получается, и то, что на самом деле видят другие люди. Вы также можете спросить их о том, в чем, по их мнению, вы хороши, например, сказать вам, что вы хороши в публичных выступлениях, переговорах или убеждении.

В-четвертых, с помощью онлайн-тестов, разработанных специалистами, таких как личностный тест, который позволяет узнать ваши личностные качества, ваши основные преимущества и недостатки, а также то, что вы должны делать в условиях стресса. Этот метод поможет и позволит выявить ваши важные личные способности.

Вы также можете пройти тест другого типа, который определяет подходящую для вас работу, например, шкалу для определения вашей хорошей работы, которая показывает вам работу, которая может подойти вам и соответствовать вашим способностям. Кроме того, определение ваших склонностей и увлечений в области, в которой вы решили работать, так же важно, как и вышеизложенное. Есть большая разница между тем, кто работает с желанием и энтузиазмом, и тем, кто работает только для того, чтобы провести время и получить зарплату в конце месяца. Любовь к работе – это краеугольный камень.

Вы можете определить свои склонности несколькими способами, в том числе по личным увлечениям, которые являются одним из важнейших индикаторов склонностей. Ученые подтверждают, что сочетание таланта с учебой или работой дает отличные результаты и способствует развитию талантов, что развивает наше чувство творчества и позволяет нам вводить новшества и, таким образом, достигать совершенства. Это гарантирует, что мы добьемся успеха в трудовой жизни в будущем. Также у каждого человека есть особенности и темперамент, отличающиеся от других, а также каждая профессия требует наличия набора качеств и исключения других, например, есть легковозбудимый человек нервный, в этом случае он не может быть хирургом, а колеблющийся человек не может приобщиться к работе в военной сфере и слабый не может работать журналистом или юристом. .. и т.д.

Иногда человек определяет свою область обучения и, таким образом, определяет свою профессиональную область. Необходимо учитывать его характер и характеристики, а также знать их совместимость с академической и профессиональной сферой, прежде чем остановиться на ней. Тест на профессиональные склонности является одним из способов выявления профессиональных наклонностей, так как этот тест помогает вам определить работу, которую вы предпочитаете, на основе набора вопросов.

Обозреватель и автор книги «Начни с умения» и модератор серии семинаров по развитию молодежи.

Как найти свое и почему это важно

Перейти к разделу

Что такое карьерный путь?

Почему карьера так важна?

4 типа карьерных путей

16 примеров карьерных путей

Представьте себе — вы думаете о своих карьерных целях и о том, насколько вы будете удовлетворены работой своей мечты. Подумайте о том, как выглядит успех для вас и как вы будете себя чувствовать в первый день своей идеальной работы.

Вы когда-нибудь намечали шаги, которые необходимо предпринять, чтобы подготовиться к этой работе? Какая квалификация вам потребуется, прежде чем претендовать на эту должность? Каким компаниям нужна эта должность?

Возможно, вам придется соответствовать определенным требованиям для работы вашей мечты. Знание этих требований заранее поможет вам подготовиться к этой работе. Это может включать высшее образование, специальную сертификацию или опыт работы. Один из лучших способов подготовиться к работе своей мечты — создать и следовать карьерному пути.

Здесь начинается карьерный путь. Карьерный путь — это определенный набор должностей, которые подготовят вас к восходящему росту в вашей отрасли. В этой статье мы обсудим различные карьерные пути, а также навыки, необходимые для создания собственного карьерного пути.

Что такое карьера?

Карьерный путь — это долгосрочный план, который включает конкретные рабочие места, ведущие к желаемой профессии. Существует два вида карьерных путей — путь организационной карьеры и путь личной карьеры.

Путь организационной карьеры

Путь организационной карьеры (также известный как карьерная лестница или вертикальный карьерный план) — это карьерный путь, который вы создаете вместе со своим непосредственным руководителем. Цель – продвижение по карьерной лестнице в компании.

Хотя многие карьерные пути ведут к управленческим должностям, есть несколько для тех, кто не стремится к управлению.

Многие организации уже разработали структуру карьерного роста для своих сотрудников. Вот как может выглядеть этот процесс: Вы создаете карьерный путь вместе со своим руководителем. Вместе вы поставите карьерные цели, которых сможете достичь. Эти цели подготовят вас к следующему шагу в вашей карьере, в том числе:

  • Помощь в специальных проектах
  • Прохождение онлайн-курса
  • Получение сертификата
  • Наставничество коллег
  • Слежка за коллегой в течение дня 

Чтобы не сбиться с пути своей карьеры, вам следует часто пересматривать свои вехи и цели. Вам также необходимо пересматривать свой карьерный путь со своим непосредственным руководителем не реже одного раза в квартал. Поговорите со своим менеджером, чтобы запланировать время для совместной проверки вашего прогресса.

Личный карьерный путь

Личный карьерный путь — это путь, который вы создаете для себя. Он основан на самооценке ваших навыков, интересов, увлечений, ценностей и увлечений. Личный карьерный путь может заложить основу вашей карьеры, не ограничиваясь одной организацией.

Если вы готовы создать свою карьеру, начните с составления списка навыков, в которых вы хороши, а затем ваших интересов и хобби. Затем запишите то, что для вас важнее всего.

Просмотрите все в своем списке и подумайте, в каких отраслях может быть полезен ваш талант. Например, если вы хорошо ладите с детьми, подумайте о карьере в сфере образования. Если вы предпочитаете здравоохранение больше, чем преподавание, рассмотрите возможность карьерного роста детских медсестер или врачей.

Вы также можете пройти викторину по выбору карьеры или пройти личностную оценку, чтобы узнать, какая профессия лучше всего подходит для вас.

Имея индивидуальный карьерный путь, вы полностью контролируете свой карьерный рост. Личная карьера может потребовать больше работы, но она может быть очень полезной. Вы должны взять на себя инициативу, чтобы найти ресурсы, которые помогут вам в развитии вашей карьеры. Изучите вещи, которые подготовят вас к следующей работе. Общайтесь с другими людьми в вашей отрасли, даже если они работают в другой компании.

Почему карьера так важна?

Компании используют карьерные пути как способ повысить удержание и вовлеченность сотрудников. Сотрудники с большей вероятностью останутся в компании, если у них есть четко определенный карьерный путь. Сотрудники также заинтересованы в росте внутри компании, когда есть хорошо понятный карьерный путь. Это, в свою очередь, помогает компании достигать своих краткосрочных и долгосрочных целей с меньшим оборотом.

Исследование, проведенное Glassdoor, показало, что отсутствие карьерного роста приводит к текучести кадров. Сотрудники, которые не получают повышения заработной платы или смены должности через несколько лет, с большей вероятностью уйдут в отставку. Компании, которые предлагают такой карьерный рост, гораздо более привлекательны для сотрудников. Это особенно актуально сейчас, когда рабочая сила переходит на более удаленную работу.

Текучесть кадров тоже может стоить дорого. Если учесть затраты на подбор, найм, обучение и адаптацию, замена сотрудника может стоить до 21% годовой зарплаты сотрудника. Одно исследование показало, что программы развития карьеры сэкономят компаниям значительное количество времени и ресурсов.

Как видите, создание карьеры имеет решающее значение для организаций. Но что в этом для вас?

Путь карьеры дает вам четкое представление о следующих шагах.

Вам не придется думать о том, какой будет ваша следующая акция. Наличие карьерного пути покажет вам конкретные следующие шаги, которые вы можете предпринять в своей карьере. Это включает в себя навыки и опыт, которые вам понадобятся на этом пути.

Ваша продуктивность и мотивация повышаются.

Когда вы работаете над достижением собственных карьерных целей, вы, скорее всего, будете более мотивированы, чем тот, у кого нет карьерного пути. Вы будете более продуктивны, потому что ваше видение карьеры выходит за рамки текущей задачи или проекта.

Вы можете определить, поддерживает ли ваш нынешний работодатель ваш карьерный путь.

После того, как вы разработаете свой карьерный путь, вы можете узнать у своего нынешнего работодателя, доступны ли такие возможности.

Например, если следующий шаг в вашей карьере будет в другом городе, спросите у своего руководства, нужно ли вам переехать, чтобы занять эту должность.

Если ваша текущая компания не предлагает одну из вакансий в вашей карьере, посмотрите, могут ли они создать эту должность для вас. Если они не могут, это может ограничить ваш карьерный рост в этой организации.

После того, как вы создадите карьерный путь, будет легко увидеть, достижим ли карьерный рост с вашим нынешним работодателем. Вы также узнаете, что вам нужно сделать, чтобы реализовать свои долгосрочные карьерные планы.

4 типа карьеры

Существует четыре типа карьеры: основанная на знаниях, на основе навыков, предпринимательская и внештатная. Каждый вид карьеры соответствует определенному набору квалификаций, которые помогают вам выполнять свою работу.

Знания

Карьера, основанная на знаниях, позволяет вам использовать знания, которые вы приобрели с течением времени, для выполнения своей работы. Сотрудники отдела кадров, маркетинга и бухгалтерского учета выбирают путь карьеры, основанный на знаниях. Другие примеры включают ИТ-специалистов и инженеров.

Навыки

Профессии, основанные на навыках, требуют понимания того, как работает конкретная рабочая функция. Часто это физические, практические навыки или навыки обслуживания. Многие из этих ролей приходятся на строительную отрасль, а также на исполнителей, художников и шеф-поваров ресторанов.

Вы можете заметить, что многие должности являются кросс-функциональными. Ваша работа может потребовать сочетания работы, основанной на знаниях и навыках. Это касается юристов, врачей и административного персонала.

Предприниматели

Предприниматель решает проблему или конкретную потребность, продавая свой собственный продукт или услугу. Предприниматель может работать самостоятельно или создать компанию и нанять сотрудников. Многие стартапы, включая BetterUp, начинались с того, что предприниматель решал проблему потребителей.

Фрилансер  

Люди нанимают независимых подрядчиков (или фрилансеров) для выполнения конкретной работы или проекта. Фрилансеры предлагают множество услуг, включая графический дизайн, консультации, ремонт дома и фотосъемку.

16 примеров карьерных путей

Ключом к надежной карьере является определение навыков и опыта, необходимых для должностей на вашем карьерном пути. Вам не гарантирована должность старшего менеджера только потому, что вы проработали менеджером два года. Вы должны продемонстрировать определенные навыки, которые покажут, что вы готовы к следующему шагу в своей карьере.

Знание того, что ждет вас впереди в карьере, поможет вам сосредоточиться на нужных навыках.

Должностные обязанности, квалификация и потребности компании так сильно меняются в современной рабочей силе. Вы не можете установить карьерный путь и ожидать, что ваша карьера будет работать на автопилоте. Сохраняйте непредвзятость и адаптируйтесь к изменениям там, где это необходимо.

Нынешний рабочий климат требует от сотрудников гибкости в выполнении своих ролей. Исполнительному помощнику могут понадобиться навыки руководителя проекта для выполнения своей работы. Высшее руководство в разных отраслях должно иметь базовое представление о человеческих ресурсах.

Очень важно быть в курсе тенденций вашей отрасли и адаптироваться к этим изменениям. Оставайтесь активными. Поговорите с другими в вашей области, чтобы узнать о том, как развивается ваша карьера.

Вот несколько примеров карьерных путей, которые вы можете изучить.

Бухгалтерия: Штатный бухгалтер > Старший бухгалтер > Менеджер по бухгалтерии > Старший менеджер по бухгалтерии > Партнер фирмы

Административный: Помощник по административным вопросам > Помощник руководителя > Офис-менеджер > Планировщик мероприятий и конференций > Менеджер по мероприятиям > Директор по мероприятиям

Реклама: Агент по продажам рекламы > Менеджер по продажам рекламы > Менеджер по работе с клиентами > Менеджер по работе с клиентами > Вице-президент по рекламе

Строительство: Специалист по строительным услугам > Менеджер объекта > Менеджер по строительству > Менеджер объектов > Менеджер проекта 

Служба поддержки клиентов: Партнер > Руководитель группы > Менеджер > Старший менеджер > Директор > Главный операционный директор

Писатель/редактор: Штатный корреспондент или журналист > Младший редактор > Редактор > Старший редактор > Главный редактор

Образование: Неполный специалист > Классный руководитель > Администратор учебной программы > Помощник директора > Директор > Окружной суперинтендант

Инженер: Младший инженер > Старший инженер > Менеджер проекта > Старший менеджер проекта > Инженер-консультант

Отдел кадров: Координатор отдела кадров > Менеджер по персоналу > Директор по персоналу > Вице-президент по персоналу > Начальник отдела по работе с персоналом

Юрист: Летний юрист > Младший юрист > Старший юрист > Партнер > Управляющий партнер

Маркетинг: Координатор по маркетингу или специалист по маркетингу > Менеджер по маркетингу > Директор по маркетингу > Вице-президент по маркетингу > Директор по маркетингу

Сестринское дело: CNA > IPN > ADN-RN > BSN-RN > MSN > DNP

Ресторан: Хозяин/хозяйка, Повар, Сервер > Менеджер по обслуживанию > Помощник генерального директора > Генеральный менеджер

Розничная торговля: Продавец > Руководитель группы > Помощник управляющего > Менеджер магазина > Районный менеджер > Региональный менеджер 

Продавец: Торговый представитель > Территориальный менеджер > Районный менеджер > Региональный менеджер 

Альтернативный путь: Торговый представитель > Менеджер по работе с клиентами > Менеджер по работе с ключевыми клиентами > Директор по развитию бизнеса > Вице-президент по продажам или по работе с клиентами Системный инженер > Директор по безопасности и соответствию > Технический директор

Вы заметите некоторые сходства в этих карьерных путях. Некоторые отрасли имеют один и тот же карьерный путь, только с разными названиями.

По мере того, как вы будете подниматься по карьерной лестнице, вы увидите прогрессию обязанностей. Вы перейдете от выполнения определенных задач к делегированию задач другим. Вы также будете нести ответственность за принятие решений и руководство.

Иногда ваша карьера требует гибкости. Не уклоняйтесь от бокового движения в своей карьере, особенно если оно приближает вас на один шаг к следующему вертикальному шагу. Это особенно верно, если вы меняете отрасли или карьеры.

5 навыков для продвижения по карьерной лестнице 

По мере продвижения по карьерной лестнице вы будете развивать определенные навыки, которые подготовят вас к следующей должности. Некоторые навыки будут специфичными для отрасли, в то время как другие навыки будут более распространены во всех отраслях.

Следующие навыки будут способствовать успеху вашего профессионального развития.

Адаптивность

Как упоминалось ранее, не каждая работа на вашем карьерном пути может быть ступенькой вверх по карьерной лестнице. Иногда боковое движение будет столь же эффективным, как и вертикальное. Жизненно важно оставаться адаптивным и открытым к изменениям траектории вашей карьеры.

Коммуникация

Коммуникабельность является жизненно важным навыком для всех, кто делает карьеру, независимо от отрасли. Когда вы вырастете в своей карьере, вы больше не будете просто общаться со своими товарищами по команде. Вы можете общаться с руководителями высшего звена, внешними клиентами, потенциальными сотрудниками, партнерами и т. д.

Эффективное общение докажет, что вы не только готовы к следующей должности в своей карьере, но и способны общаться как сильный лидер. Коммуникация как мягкий навык

Лидерство

В вашей карьере может наступить момент, когда вы перейдете на должность, которая потребует от вас возглавить команду. Обладание сильными лидерскими качествами поможет вам продвигаться по карьерной лестнице. Подумайте о менеджерах и наставниках, которые у вас были. Какие качества этих лидеров оказали на вас наибольшее влияние? Какие стили руководства вы хотите использовать для команд, которыми вы будете руководить?

Решение проблем

Как и в большинстве карьерных путей, работа, которую вы выполняете, будет развиваться от работы, основанной на задачах, к решениям, основанным на стратегии. Навыки решения проблем помогут вам в этом переходе.

Возьмем, к примеру, проблему высокой текучести кадров. Координатор отдела кадров может решить эту проблему, наняв двух новых сотрудников по маркетингу. Директор по персоналу предложит стратегии, которые будет выполнять координатор. Разработка стратегий, решающих проблемы, будет иметь важное значение для развития вашей карьеры.

Тайм-менеджмент

Тайм-менеджмент не всегда зависит от того, сколько работы вы можете сделать за день или неделю. Работодатели также оценивают результаты, которые вы получаете в течение определенного периода времени.