Что отвечает за память: Три основные части головного мозга
Память размазана по всему мозгу
Нейроны памяти нашли в таких областях мозга, которые до сих пор в зонах памяти не числились.
Где мозг хранит информацию? Обычно называют гиппокамп и некоторые зоны префронтальной коры. Однако и про гиппокамп, и про зоны коры обычно уточняют, что это одни из центров памяти, пусть даже и главные. Такое уточнение тем более необходимо в свете последней статьи в Nature Communications, в которой говорится, что воспоминания распределяются по всему мозгу, попадая даже в те области, которые до сих пор с памятью никто не связывал.
Срез через мышиный гиппокамп. (Фото: Jason Snyder / Flickr.com)
Открыть в полном размере
‹
›
Авторы работы искали в мозге мышей так называемые энграммные нейроны. Под энграммой понимают след, оставленный раздражителем; если говорить о нейронах, то повторяющиеся сигналы — звук, запах, некая обстановка и т.
Об энграммных нейронах мы неоднократно писали в связи с исследованиями Судзуми Тонегавы (Susumu Tonegawa) и его коллег из Массачусетского технологического института — они есть и среди авторов новой статьи. Энграммные клетки участвуют как в кратковременной, так и в долговременной памяти, помогают воспоминаниям соединяться друг с другом и т. д.; однако большей частью такие нейроны искали опять же либо в гиппокампе, либо в коре.
В новых экспериментах клетки памяти искали уже в 247 областях мозга.
Мышей брали из знакомой безопасной клетки и сажали в другую, незнакомую, в которой их слегка били электрическим током — так у мышей формировали неприятное воспоминание о новой клетке. При этом у некоторых мышей нейроны были генетически модифицированы — клетки начинали флуоресцировать, если в них активировался ген, необходимый для записывания информации. У других мышей всё было немного иначе: их нейроны начинали флуоресцировать, когда уже записанное воспоминание активировалось (то есть когда они снова оказывались в «электроклетке»). Свечение оставалось надолго, так что мозг можно было успеть вытащить, сделать прозрачным и тщательно изучить под микроскопом.Естественно, что мозг, который запомнил неприятный опыт, и мозг, которому пришлось этот опыт вспомнить, сравнивали с мозгом, которому никаких неприятностей не выпадало — таким образом можно было определить те нейроны, которые действительно имеют отношение к памяти. Оказалось, что 117 зон мышиного мозга в той или иной степени участвуют в том, что мышь запоминает удар током в незнакомой клетке.
Результаты перепроверили в других экспериментах, в которых нейроны этих зон подвергали оптогенетической модификации — так, чтобы нервные клетки можно было включать или выключать световыми импульсами, подаваемыми в мозг по оптоволокну. В итоге удалось подтвердить, что нейроны из разных областей мозга действительно работают энграммными клетками: если их активировали, мышь впадала в стресс, хотя в этот момент она находилась в знакомой и безопасной обстановке.
Также удалось показать, что энграммные клетки образуют что-то вроде комплексов, когда стимуляция энграммного нейрона в гиппокампе будит другие нейроны в тех самых отдалённых зонах, которые, как считалось, не имеют отношения к памяти. Более того, чтобы воспоминание оказалось наиболее ярким, нужно включить энграммные нейроны сразу в нескольких зонах: то есть если активировать «ключи памяти» в одном только гиппокампе, мышь будет бояться не так сильно, чем если активировать их сразу в трёх участках мозга.
Распределение памяти по всему мозгу делает её более надёжной. Но также вполне может быть, что разные энграммные клетки, пусть и имеющие отношение к одному и тому же воспоминанию, выполняют разные задачи. Всё-таки любое воспоминание — это комплекс разнородной информации, и энграммные клетки могут быть нацелены на разные информационные составляющие одного и того же воспоминания. Может быть, индивидуальные особенности нашей памяти связаны как раз с теми отличиями, которые есть у разных клеток одного и того же энграммного комплекса, распределённого по нескольким зонам мозга.
«Семь грехов памяти», или почему мы все забываем
Что современная наука знает об устройстве памяти? Какая часть мозга отвечает за процесс запоминания? Можно ли помнить вообще все и главное — как перестать забывать важную информацию? Об этом рассказывает
Полина Кривых, психофизиолог, популяризатор нейронауки и автор книги «Где мои очки и другие истории о нашей памяти».Лекция Полины Кривых состоялась на площадке Библиотеки им. Некрасова. Публикуем краткие тезисы.
Память — одна из первых когнитивных функций, которую ученые начали изучать просто потому, что к ней проще всего подступиться. Придумать эксперимент, который бы позволил изучить внимание или мышление, было довольно сложно, а МРТ и ЭЭГ в распоряжении ученых тогда еще не было. А вот исследовать память было довольно просто — например, можно было давать людям заучивать наборы слов, последовательность чисел, стихи и т. д.
Сейчас память определяют через функции, которые она выполняет. Их всего четыре: хранение, консолидация — то есть процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную, — а также воспроизведение и забывание. Да, забывание тоже является полноценной функцией памяти, причем, довольно важной.
Источник: shutterstock.com
Чаще всего память представляют как метафорический склад или библиотеку, где каждая книга отвечает за отдельное воспоминание. Вот только проблема в том, что в этой библиотеке нет каталога, большинство книг стоят в случайном порядке, абсолютно бессистемно и как попало.
Жалобы людей на память могут быть связаны либо с процессом сохранения информации, либо с процессом ее извлечения. Если продолжать аналогию с библиотекой, то проблема может быть либо в том, что вы узнали какую-то информацию, но не положили ее на полку в своей библиотеке, либо вы ее положили, но не знаете, куда.
Есть еще такой любопытный феномен, как реминисценция — внезапное воспоминание из нашей жизни или кусок случайной информации.
Это как если бы вы ходили по своей внутренней библиотеке, и внезапно вам на голову упала книга. Теперь вы точно знаете, где она стояла, и сможете возвращаться к ней снова и снова.Главный вопрос, который волновал ученых — насколько ограничен объем памяти и ограничен ли. Сейчас мы уже знаем, что наша внутренняя библиотека бесконечна. И знаем мы это благодаря такому человеку, как Соломон Шерешевский, случай которого подробнейше исследовал и описал знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия.
На протяжении 20 лет Лурия пытался нащупать пределы памяти Шерешевского, но оказалось, что тот помнит абсолютно все, что с ним произошло. Например, даже спустя 17 лет он смог точно воспроизвести список из ста слов, которые ученый давал ему в самом начале своего исследования.
Источник: shutterstock.com
Способность Шерешевского называется гипермнезией, и конечно же, он далеко не единственный известный науке случай. Именно благодаря людям с гипермнезией мы точно знаем, что ресурс памяти безграничен.
Шерешевский страдал от прозопагнозии — он не различал и не запоминал лица людей. А еще у него отсутствовала способность к логическим построениям, он не мог обобщать информацию и делать из нее выводы. Память людей с гипермнезией напоминает статьи из Википедии — они переполнены информацией и фактами, но собрать из них полноценную книгу невозможно.
К сожалению, в годы жизни Шерешевского еще не существовало таких технологий, как МРТ и ЭЭГ, поэтому его мозг не был изучен досконально. Где именно хранятся воспоминания, науке пока неизвестно. Но зато мы точно знаем, какой участок мозга отвечает за формирование у нас воспоминаний, их перенос в долговременную память, а также за процесс их извлечения. Это гиппокамп — часть структуры глубинного мозга, названная так за свое сходство с морским коньком (именно так переводится его название с греческого).
Узнали мы это благодаря пациенту Г.М. — именно так его называли в научной литературе, хотя сейчас его имя рассекречено. С самого детства Генри Молисон страдал от сильных приступов эпилепсии. С годами его болезнь прогрессировала, припадки случались уже по несколько раз в день, а медикаментозных способов лечения тогда еще не существовало. Поэтому Молисону предложили провести хирургическую операцию по удалению очага возбуждения в мозге — в его случае это был гиппокамп.
Источник: shutterstock.com
Сразу после операции стало понятно, что у пациента необратимо нарушилась память. Он сохранил воспоминания из детства и юношества, узнавал своих родных и друзей, но вот никакую новую информацию он запомнить не мог. Каждое утро он просыпался в полной уверенности, что только что очнулся после операции, и по несколько раз на дню заново знакомился со своим лечащим врачом и медперсоналом.
Дальнейшие тесты выявили, что у Г.М. сохранилась способность осваивать моторные навыки. Так, его учили рисовать сложную фигуру в зеркальном отражении, и каждый раз у него получалось все лучше и лучше. Что безмерно его удивляло, ведь он был уверен, что делает это упражнение впервые. Позже выяснилось, что за моторную и мышечную память отвечает другая мозговая структура — мозжечок.
После Г. М. было не так много исследований людей с поврежденным гиппокампом — ведь подобных операций больше никому не проводили. Однако изучение мозга пациентов с болезнью Альцгеймера показало, что характерные для этого недуга проблемы с памятью объясняются именно разрушением клеток гиппокампа.
Источник: shutterstock.com
Американский психолог, профессор Гарвардского университета Дэниел Шактер многие годы изучал человеческую память и в итоге сформулировал «семь грехов», которым подвержены все люди.
Первый «грех» — угасание. Воспоминания, к которым редко обращаются, имеют свойство тускнеть со временем и терять важные детали. Когда вы выучили новую информацию, поставили книжку на полку во внутренней библиотеке, какое-то время вы достаточно хорошо помните, где эта книжка стоит, и легко можете снова к ней обратиться. Но чем больше времени проходит, тем воспоминание слабее, и требуется все больше и больше усилий, чтобы снова его достать. А потом воспоминание может и вовсе исчезнуть.
При этом вещи, которые мы бы хотели забыть, мы наоборот помним слишком отчетливо — этот грех Шактер назвал устойчивостью памяти. Проблема в том, что чем сильнее наше желание что-то забыть, тем больше внимания мы уделяем этому воспоминанию, каждый раз проигрывая его снова и снова, и тем самым не давая ему потускнеть.
Третий грех — это внушаемость: мы легко можем поверить в то, чего на самом деле не было. Например, если мы добавляем какую-то красочную деталь к своему рассказу о событии, то позже оно запомнится нам именно в таком, измененном виде. После нескольких итераций — многократных пересказов истории разным людям — воспоминание о событии может измениться до неузнаваемости.
Источник: shutterstock.com
Другой способ «подтасовать» факты, который часто использует наша память, ученый назвал «ретроспективным эффектом». Дело в том, что нашему мозгу настолько важно поддерживать целостную картину мира, что он легко может подкорректировать наши старые воспоминания в соответствии с новыми взглядами. Например, мы можем поменять свое мнение о каком-то человеке и сразу же забудем, что думали о нем раньше.
Память тесно связана с другой когнитивной функцией — вниманием. Грех рассеянности частенько подводит нас во время разговоров: стоит нам немного отвлечься, и мы уже не помним, что человек нам только что сказал.
Известный почти всем неприятный эффект «верчения на кончике языка» Шактер назвал грехом «блокировки» — на самом деле это напрямую связано с несовершенством процесса извлечения информации из памяти. Это как если бы мы судорожно шарили по полкам в поисках нужной книги, точно зная, что где-то здесь она и должна быть, но никак не можем ту самую книгу найти.
Последний «грех» — это приписывание, то есть наша склонность не запоминать, откуда мы взяли ту или иную информацию. Это выглядит логичным, ведь так мозг экономит свои ресурсы, но также это часто может приводить к довольно неприятным последствиям.
Источник: shutterstock.com
Да, наша память неидеальна — с этим нужно смириться. Но мы можем ее натренировать. В качестве примера можно привести американского журналиста Джошуа Фойера, который всего лишь за год натренировал свой мозг настолько, что смог победить в американском чемпионате по запоминанию и побить рекорд по запоминанию карт. В своей книге «Эйнштейн шагает по луне» он подробно описывает весь процесс подготовки к соревнованиям, освоения мнемонических техник, и своим примером показывает, что с точки зрения памяти вообще нет ничего невозможного — главное, освоить навык структурирования информации и, конечно, много тренироваться.
Мнемонические техники известны буквально с античных времен — самая древняя из них описана еще знаменитым римским оратором Цицероном. Она называется «метод ключевых мест» — суть в том, чтобы представить в своей голове некое место, при этом достаточно хорошо известное, например, собственную квартиру, двор или участок маршрута до работы. Далее в этом пространстве нужно «расставить» ту информацию, которую требуется запомнить. При этом у каждого воспоминания должно быть свое, четко отведенное место — чтобы его можно было легко и быстро найти в нужный момент.
Источник: shutterstock.com
Второй известный метод запоминания основан на принципе реструктуризации информации в более удобный или интересный вид. Например, последовательность случайных чисел можно представить как даты памятных или исторических событий, а списки слов — в виде связанных визуальных образов. Переструктурированную таким образом информацию гораздо проще воспроизвести.
Важно помнить, что ни одна мнемотехника не гарантирует мгновенных результатов — это инструмент, на освоение которого нужно потратить какое-то продолжительное время.
Сейчас большой популярностью пользуются различные приложения, которые якобы помогают развить память и другие когнитивные функции. На данный момент у ученого сообщества нет четкого понимания, работают такие развивающие игры или нет. Пока что все исследования показывают, что каждый день выполняя упражнения, вы лишь развиваете навык выполнения конкретно данного типа заданий. Например, если человек научился хорошо запоминать последовательности цифр, то и в жизни он сможет помнить номера телефонов или пинкоды от карт. Но в целом его память не улучшится.
Полную версию лекции можно посмотреть по ссылке.
К началу
частей мозга, участвующих в памяти – Введение в психологию
К концу этого раздела вы сможете:
- Объяснять функции мозга, связанные с памятью
- Знать роль гиппокампа, миндалевидного тела и мозжечка
Воспоминания хранятся только в одной части мозга или во многих разных частях мозга? Карл Лэшли начал исследовать эту проблему около 100 лет назад, делая повреждения в мозге животных, таких как крысы и обезьяны. Он искал доказательства инграммы: группы нейронов, которые служат «физическим представлением памяти» (Josselyn, 2010). Во-первых, Лэшли (1950) обучали крыс находить дорогу в лабиринте. Затем он использовал доступные в то время инструменты — в данном случае паяльник — для создания повреждений в мозге крыс, особенно в коре головного мозга. Он сделал это, потому что пытался стереть инграмму или первоначальный след памяти крыс о лабиринте.
Лэшли не нашел следов инграммы, и крысы все еще могли найти дорогу в лабиринте, независимо от размера или местоположения повреждения. Основываясь на созданных им повреждениях и реакции животных, он сформулировал гипотезу эквипотенциальности: если часть одной области мозга, отвечающая за память, повреждена, другая часть той же области может взять на себя эту функцию памяти (Лэшли, 19).50). Хотя ранние работы Лэшли не подтверждали существование инграммы, современные психологи добиваются успехов в ее обнаружении. Например, Эрик Кандел потратил десятилетия на изучение синапсов и их роли в управлении потоком информации через нейронные цепи, необходимые для хранения воспоминаний (Mayford, Siegelbaum, & Kandel, 2012).
Многие ученые считают, что памятью занимается весь мозг. Однако после исследования Лэшли другие ученые смогли более внимательно изучить мозг и память. Они утверждали, что память находится в определенных частях мозга, и определенные нейроны можно распознать по их участию в формировании воспоминаний. Основными частями мозга, связанными с памятью, являются миндалевидное тело, гиппокамп, мозжечок и префронтальная кора (рис. 2.8).
Рис. 2.8. Миндалевидное тело вовлечено в страх и воспоминания о страхе. Гиппокамп связан с декларативной и эпизодической памятью, а также памятью узнавания. Мозжечок играет роль в обработке процедурных воспоминаний, таких как игра на пианино. Префронтальная кора, по-видимому, участвует в запоминании семантических задач.Амигдала
Во-первых, давайте рассмотрим роль миндалевидного тела в формировании памяти. Основная задача — регулировать такие эмоции, как страх и агрессия (рис. 2.8). Миндалевидное тело играет роль в том, как хранятся воспоминания, потому что на хранение влияют гормоны стресса. Например, один исследователь экспериментировал с крысами и реакцией страха (Josselyn, 2010). Используя условное обозначение Павлова, нейтральный тон сочетался с ударами по ногам крыс. Это вызывало у крыс память о страхе. После подготовки каждый раз, когда они слышали тон, они замирали (защитная реакция у крыс), что указывает на воспоминание о надвигающемся шоке. Затем исследователи вызвали гибель клеток в нейронах латеральной миндалины, которая является особой областью мозга, ответственной за воспоминания о страхе. Они обнаружили, что память о страхе угасла (вымерла). Из-за своей роли в обработке эмоциональной информации миндалевидное тело также участвует в консолидации памяти: процессе переноса новых знаний в долговременную память. Миндалевидное тело, по-видимому, способствует кодированию воспоминаний на более глубоком уровне, когда событие эмоционально возбуждает.
Другая группа исследователей также экспериментировала с крысами, чтобы узнать, как работает функция обработки памяти (рис. 2.8). Они создали повреждения в гиппокампе крыс и обнаружили, что крысы демонстрировали ухудшение памяти при выполнении различных задач, таких как распознавание объектов и бег по лабиринту. Они пришли к выводу, что гиппокамп участвует в памяти, в частности, в нормальной памяти распознавания, а также в пространственной памяти (когда задачи на память похожи на тесты на припоминание) (Clark, Zola, & Squire, 2000). Другая задача гиппокампа — проецировать информацию в области коры, которые придают воспоминаниям смысл и связывают их с другими воспоминаниями. Он также играет роль в консолидации памяти: процессе переноса нового обучения в долговременную память.
Повреждение этой области лишает нас возможности обрабатывать новые декларативные воспоминания. Одному известному пациенту, известному в течение многих лет только как Х. М., удалили левую и правую височные доли (гиппокампы) в попытке контролировать приступы, от которых он страдал в течение многих лет (Corkin, Amaral, Gonzalez, Johnson, & Hyman, 1997). В результате у него значительно пострадала декларативная память, и он не смог сформировать новые смысловые знания. Он потерял способность формировать новые воспоминания, но все еще мог помнить информацию и события, которые произошли до операции.
Мозжечок и префронтальная кора
Хотя гиппокамп, по-видимому, является скорее областью обработки явных воспоминаний, вы все же можете потерять его и быть в состоянии создавать имплицитные воспоминания (процедурную память, моторное обучение и классическое обусловливание) благодаря вашему (рис. 2.8). Например, один из классических экспериментов с обусловливанием состоит в том, чтобы приучить испытуемых моргать, когда им дуют в глаза. Когда исследователи повредили мозжечок кроликов, они обнаружили, что кролики не способны выучить условную реакцию моргания (Steinmetz, 19).99; Грин и Вудрафф-Пак, 2000).
Другие исследователи использовали сканирование мозга, в том числе сканирование, чтобы узнать, как люди обрабатывают и сохраняют информацию. Судя по этим исследованиям, в этом участвует префронтальная кора. В одном исследовании участники должны были выполнить две разные задачи: либо найти букву a в словах (считается задачей восприятия), либо классифицировать существительное как живое или неживое (считается семантической задачей) (Kapur et al. , 1994). Затем участников спросили, какие слова они видели ранее. Припоминание было намного лучше для семантической задачи, чем для перцептивной задачи. По данным ПЭТ, в левой нижней префронтальной коре при выполнении семантической задачи активация была намного сильнее. В другом исследовании кодирование было связано с активностью левой лобной доли, а извлечение информации — с правой лобной областью (Craik et al., 19).99).
Нейротрансмиттеры
По-видимому, в процесс памяти также вовлечены специфические вещества, такие как адреналин, дофамин, серотонин, глутамат и ацетилхолин (Myhrer, 2003). Среди исследователей продолжаются дискуссии и споры о том, какой нейротрансмиттер играет какую конкретную роль (Blockland, 1996). Хотя мы еще не знаем, какую роль каждый нейротрансмиттер играет в памяти, мы знаем, что связь между нейронами через нейротрансмиттеры имеет решающее значение для развития новых воспоминаний. Повторяющаяся активность нейронов приводит к увеличению количества нейротрансмиттеров в синапсах и более эффективным и более синаптическим связям. Так происходит консолидация памяти.
Также считается, что сильные эмоции вызывают формирование сильных воспоминаний, а более слабые эмоциональные переживания формируют более слабые воспоминания; это называется теорией возбуждения (Christianson, 1992). Например, сильные эмоциональные переживания могут вызвать выброс нейротрансмиттеров, а также гормонов, укрепляющих память; поэтому наша память на эмоциональное событие обычно лучше, чем наша память на неэмоциональное событие. Когда люди и животные испытывают стресс, мозг выделяет больше нейротрансмиттера глутамата, который помогает им вспомнить стрессовое событие (McGaugh, 2003). Об этом ясно свидетельствует то, что известно как явление памяти-вспышки.
А — исключительно ясное воспоминание о важном событии (рис. 2.9). Где вы были, когда впервые услышали о терактах 11 сентября? Скорее всего, вы можете вспомнить, где вы были и что делали. На самом деле, исследование Pew Research Center (2011) показало, что среди тех американцев, которым было 8 лет и старше на момент события, 97% могут вспомнить момент, когда они узнали об этом событии, даже спустя десять лет после того, как оно произошло.
Рисунок 2.9. Большинство людей могут вспомнить, где они были, когда впервые услышали о 9/11 терактов. Это пример вспышки памяти: запись нетипичного и необычного события, вызывающего очень сильные эмоциональные ассоциации. (кредит: Майкл Форан)Лицензия
Введение в психологию Технологического института Южной Альберты (SAIT) находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Twitter
Гиппокамп: функция, размер и проблемы
Основные функции гиппокампа связаны с обучением и памятью человека. Это часть мозга, расположенная во внутренних складках височной доли.
Информация о гиппокампе помогла исследователям понять, как работает память.
Люди знали о гиппокампе более четырех столетий. Хирург Юлий Цезарь Арантий открыл гиппокамп. Он впервые описал эту часть мозга в 1587 году, придумав термин от греческого слова, обозначающего морской конек (9).0057 hippocampos ) в зависимости от его формы.
Поделиться на PinterestРедактирование фотографий Стивеном Келли; koto_feja/Getty ImagesГиппокамп является частью лимбической системы, которая управляет функциями чувств и реакций.
Лимбическая система расположена на краю коры и включает гипоталамус и миндалевидное тело.
Эти структуры помогают контролировать различные функции организма, такие как эндокринная система и так называемая реакция «бей или беги».
Гиппокамп и память
Гиппокамп помогает людям обрабатывать и извлекать два типа памяти: декларативные воспоминания и пространственные отношения.
Декларативные воспоминания связаны с фактами и событиями. Примеры могут включать в себя обучение тому, как запоминать речи или реплики в пьесе.
Воспоминания о пространственных отношениях включают пути или пути. Например, когда таксист изучает маршрут через город, он использует пространственную память. Воспоминания о пространственных отношениях, по-видимому, хранятся в правом гиппокампе.
Кроме того, кратковременная память преобразуется в долговременную в гиппокампе. Затем они сохраняются в другом месте мозга.
Если одна или обе части гиппокампа повреждены в результате таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, или если они повреждены в результате несчастного случая, у человека может возникнуть потеря памяти и потеря способности создавать новые, долговременные воспоминания .
Они могут быть не в состоянии вспомнить некоторые вещи, которые произошли незадолго до повреждения, но они могут помнить то, что произошло давным-давно. Это связано с тем, что долговременные воспоминания хранятся в другой части мозга, как только они становятся долговременными.
Транзиторная глобальная амнезия — это особая форма потери памяти, которая развивается внезапно, по-видимому, сама по себе, а затем довольно быстро проходит.
Большинство людей с транзиторной глобальной амнезией в конце концов восстанавливают память, но причины возникновения проблемы и ее решения неясны. Возможно, играет роль повреждение гиппокампа.
Повреждение гиппокампа может затруднить запоминание того, как добраться из одного места в другое. Человек может быть в состоянии нарисовать карту района, в котором он жил в детстве, но обнаружить, что поход в магазин в новом районе может быть трудным.
Меньший объем гиппокампа также может влиять на такие состояния, как шизофрения и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), согласно метаанализу 2021 года и исследованию 2017 года.
На гиппокамп может отрицательно повлиять целый ряд условий, в том числе длительное воздействие высокого уровня стресса.
Некоторые заболевания и факторы также могут нарушать способность гиппокампа выполнять свою работу.
Болезнь Альцгеймера
Болезнь Альцгеймера может сначала поражать область гиппокампа. Ранние признаки болезни Альцгеймера становятся заметными, когда человек начинает терять кратковременную память. Им также может быть трудно следовать указаниям.
По мере прогрессирования заболевания гиппокамп теряет объем, и ему становится труднее функционировать в повседневной жизни.
Эпилепсия
Изменения гиппокампа также связаны с эпилепсией. Исследования обнаружили связь между эпилепсией и разницей в том, как гиппокамп создает новые нейроны. Однако неясно, происходят ли эти различия до или после начала эпилепсии.
Депрессия и стресс
У людей с тяжелой депрессией гиппокамп имеет меньший объем.
Ученые не уверены, является ли маленький размер следствием депрессии или же он является сопутствующим фактором. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что стресс может оказывать негативное влияние на гиппокамп.
Болезнь Альцгеймера, депрессия и стресс, по-видимому, связаны с меньшим размером гиппокампа.
При болезни Альцгеймера размер гиппокампа можно использовать для диагностики прогрессирования заболевания.
Другие состояния, такие как синдром Кушинга, могут быть связаны с маленьким гиппокампом. Синдром Кушинга возникает, когда организм вырабатывает слишком много кортизола в течение длительного периода времени. Гормон кортизол помогает организму реагировать на стресс. Один из симптомов болезни Кушинга включает уменьшение размера гиппокампа.
Однако остается неясным, является ли наличие маленького гиппокампа основной причиной определенных состояний или их следствием.
Человек может защитить здоровье своего мозга разными способами. Это также может помочь гиппокампу оставаться здоровым.
Некоторые шаги, которые человек может предпринять для защиты здоровья мозга, могут включать:
- лечение хронических заболеваний, включая высокое кровяное давление, диабет и высокий уровень холестерина
- соблюдение сбалансированной диеты, богатой фруктами, овощами, цельнозерновыми продуктами и бобовые
- поддержание умеренного веса
- регулярная физическая активность
- управление уровнем стресса, если это возможно
- ограничение употребления алкоголя, если они употребляют алкоголь
- достаточный сон каждую ночь
- отказ от курения, если они курят
Волонтерство, изучение новых навыков, чтение книг или участие в таких мероприятиях, как музыка, танцы и театр, могут быть полезными, особенно для пожилых людей.
Повреждение гиппокампа может ухудшить способность человека создавать новые воспоминания или вспоминать прошлые события.
В то время как легкая забывчивость является частью естественного процесса старения, проблемы с памятью, вызванные состояниями, влияющими на гиппокамп, такими как болезнь Альцгеймера, могут существенно мешать повседневной жизни человека.
По данным Национального института старения, некоторые потенциальные признаки повреждения гиппокампа могут включать:
- трудности с поддержанием разговора
- частая потеря вещей
- частое принятие неверных решений
- многократное задавание одних и тех же вопросов
- проблемы с выполнением указаний
- отсутствие заботы о себе
- потеря в знакомых местах любой из перечисленных симптомов выше, им следует подумать о том, чтобы поговорить с врачом, чтобы определить причину и наилучший курс лечения.
Высокий уровень стресса может негативно повлиять на функцию гиппокампа, что может привести к проблемам с памятью.
Несколько других факторов также могут увеличить риск слабоумия, которое со временем вызывает повреждение гиппокампа.
Некоторые из ключевых факторов риска могут включать:
- пожилой возраст
- генетика
- более низкий уровень образования
- нелеченная депрессия
- социальная изоляция
- отсутствие физической активности
Хотя некоторые факторы риска деменции нельзя изменить, некоторые исследования показывают, что изменение других контролируемых факторов риска может снизить риск развития деменции на одну треть.
В обзоре исследований 2021 года оценивалось влияние упражнений на снижение когнитивных функций и старение.
Авторы пришли к выводу, что упражнения могут быть эффективными для увеличения и сохранения объема гиппокампа, особенно для пожилых людей, которые могут подвергаться риску таких состояний, как деменция.
Хотя точные механизмы не совсем ясны, другой обзор, опубликованный в Frontiers in Human Neuroscience в 2021 году, предполагает, что упражнения могут улучшить кровообращение в мозгу, особенно в гиппокампе.
Он также может усиливать способность мозга генерировать новые нервные клетки и способствовать удалению амилоидных бляшек, которые могут способствовать развитию болезни Альцгеймера.
В 2019 году исследователи использовали функциональную магнитно-резонансную томографию для анализа закономерностей мозговой активности. Они определили, что гиппокамп может помочь людям идентифицировать детали в их окружении, которые помогают предсказать исход будущего события.
Это означает, что гиппокамп может участвовать не только в создании и хранении воспоминаний, но и в работе с другими структурами мозга для формирования ассоциаций во время обучения.
Точно так же другое исследование показало, что низкочастотная активность в гиппокампе может управлять функциональной связью в других частях мозга, а это означает, что он также может участвовать в таких функциях, как зрение, слух и осязание.