Что такое апперцепция в психологии: Апперцепция. Что такое «Апперцепция»? Понятие и определение термина «Апперцепция» – Глоссарий

Апперцепция – Гуманитарный портал

Апперцепция — это понятие психо-философского дискурса, выражающее осознанность восприятия, а также его зависимость от прошлого духовного опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений. Термин «апперцепция» ввёл Г. В. Лейбниц, обозначив им сознание или рефлективные акты («которые дают нам мысль о том, что называется «Я»), в отличие от неосознаваемых восприятий (перцепций). «Таким образом, следует делать различие между восприятием-перцепцией, которая есть внутреннее состояние монады, и апперцепцией-сознанием, или рефлективным познанием этого внутреннего состояния»… (Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х тт., т. 1. — М., 1982, с. 406). Это различие было проведено им в полемике с картезианцами, которые «считали за ничто» неосознаваемые восприятия и на основании этого даже «укрепились… во мнении о смертности душ». С тех пор понятие апперцепции стало одним из распространённых в философии и психологии.

Наиболее сложное содержание термин «апперцепция» получает в философии И. Канта, который использовал это понятие, чтобы обозначить им «самосознание, производящее представление «я мыслю», которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть тождественным во всяком сознании» (Кант И. Критика чистого разума. — М., 1998, с. 149). Кант выделяет два вида апперцепции: эмпирическую и трансцендентальную. В отличие от эмпирической апперцепции, которая представляет собой всего лишь «субъективное единство сознания», возникающее посредством ассоциации представлений и носящее случайный характер, трансцендентальная апперцепция является априорной, первоначальной, чистой и объективной. Именно благодаря трансцендентальному единству апперцепции возможно объединение всего данного в наглядном представлении многообразия в понятие объекта. Главное утверждение Канта, которое он сам называл «высшим основанием во всём человеческом знании», состоит в том, что единство чувственного опыта (наглядных представлений) заключено в единстве самосознания, но никак не наоборот.

Именно для утверждения изначального единства сознания, навязывающего свои категории и законы миру явлений, Кант и вводит понятие трансцендентальной апперцепции: «… Единство сознания есть то непременное условие, которым создаётся отношение представлений к предмету… то есть превращение их в знание; на этом условии, следовательно, основывается возможность самого рассудка» (там же, с. 137–138). Другими словами, чтобы наглядные представления стали для субъекта знанием о предмете, он должен непременно осознать их как свои, то есть объединить со своим «Я» посредством выражения «я мыслю».

В XIX–XX веках понятие апперцепции получило развитие в психологии как истолкование нового опыта путём использования старого и как центр или основное начало всей психической деятельности. В русле первого понимания И. Ф. Гербарт рассматривал апперцепцию как осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представлений («апперцепционной массы»), при этом новые представления пробуждают старые и смешиваются с ними, образуя некий синтез.

При таком понимании термин «апперцепция» фактически являлся синонимом объёма внимания. В рамках второго понимания В. Вундт считал апперцепцию проявлением воли и видел в ней единственный акт, благодаря которому становится возможным отчётливое осознание психических явлений. При этом апперцепция может быть активной в случае, когда мы получаем новое знание благодаря сознательному и целенаправленному устремлению своей воли на объект, и пассивной, когда-то же знание воспринимается нами без всяких волевых усилий. Как один из основателей экспериментальной психологии Вундт сделал даже попытку обнаружить физиологический субстрат апперцепции, выдвинув гипотезу о находящихся в мозгу «апперцепционных центрах». Подчёркивая волевой характер апперцепции, Вундт полемизировал с представителями ассоциативной психологии, утверждавшими, что все проявления психической деятельности можно объяснить с помощью закона ассоциации. Согласно последнему, появление при определённых условиях одного психического элемента вызывается в сознании только благодаря появлению другого, связанного с ним ассоциативной связью (подобно тому, как это происходит при последовательном воспроизведении алфавита).
Продолжение исследований в этой области привело к появлению гештальт-психологии.

В современной психологии апперцепция понимается как зависимость каждого нового восприятия от общего содержания психической жизни человека. Апперцепция толкуется как осмысленное восприятие, благодаря которому на основании жизненного опыта выдвигаются гипотезы об особенностях воспринимаемого объекта. Психология исходит из того, что психическое отражение какого-либо предмета не является отражением зеркальным. В результате овладения новыми знаниями человеческое восприятие непрерывно изменяется, приобретает содержательность, глубину и осмысленность.

Апперцепция может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые характеристики личности (мировоззрение, образование, привычки и так далее), во втором — психическое состояние непосредственно в момент восприятия (настроение, мимолётные чувства, надежды и так далее). Физиологической основой апперцепции является сам системный характер высшей нервной деятельности, основанной на замыкании и сохранении нейронных связей в коре головного мозга. При этом большое влияние на апперцепцию оказывает доминанта — мозговой центр наибольшего возбуждения, подчиняющий себе работу остальных нервных центров.

  • Ивановский В. К вопросу об апперцепции. — «Вопросы философии и психологии», 1897, кн. 36 (1).
  • Кант И. Критика чистого разума. — М., 1998.
  • Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х тт., т. 1. — М., 1982.
  • Теплов Б. М. Психология. — М., 1951.

Апперцепция — примеры, трансцендентальное единство апперцепции

Апперцепция – это свойство психики, которое способствует условному восприятию объектов окружающего мира, согласно своему опыту, интересам, мировоззрению и взглядам. Понятие апперцепция означает осмысленное, внимательное и вдумчивое восприятие. Бывает, что различные люди наблюдают нечто одно, но у них всех может сложиться различное впечатление об увиденном. Это происходит в силу их способа мышления, прошлого опыта, фантазии и восприятия – это и называется апперцепцией. У всех людей она разная.

Апперцепция это в психологии понятие, которым описывается психический процесс, обеспечивающий отношение зависимости восприятия объектов и явлений из прошлого опыта личности, её знаний, направленности, мотивов и целей, текущей основной деятельности, личностных особенностей (эмоций, установок и др.).

Апперцепция восприятия это осмысленный процесс созерцания вещей и явлений окружающего мира. На апперцепцию большое влияние оказывают интересы и влечения человека, его характер, способности, эмоциональное состояние, социальный статус, поведение и другие факторы.

Также на апперцепцию влияет психическое состояние, актуальная установка, поставленные задачи и цели деятельности.

Примеры понятия апперцепция: человек, специализирующийся на ремонтах квартир, придя на новоселье, будет в первую очередь замечать все тонкости сделанного ремонта, если работа была сделана не совсем качественно, то он это увидит, хотя другим людям будет казаться, что все нормально. Другой пример апперцепции: человек, пришедший в магазин за покупками, будет ориентироваться на то, что ему необходимо купить, а не на весь ассортимент товаровю

Апперцепция это в психологии термин, введенный Г. Лейбницом. Понятие апперцепция по Г. Лейбницу содержит в себе психические процессы памяти и внимания, является условием развитого самосознания и познания. После эпохи Лейбница понятие апперцепция изучалось многими психологами и философами – И. Кантом, В. Вундтом, И. Гербартом и другими.

И. Кант в отличие от Лейбница не ограничивал апперцепцию высшим уровнем познания, а считал, что ею обуславливаются сочетания представлений. Он различал апперцепцию эмпирическую и трансцендентальную.

И. Гербарт характеризовал апперцепцию, как процесс приобретения знаний, в котором воспринятые характеристики нового объекта или явления связываются с существующими знаниями, сбереженными в опыте. Также И. Гербарт ввел понятие «апперцептивная масса», которым обозначил предварительно приобретенные знания. Его представление демонстрирует, что понимание и учение зависят от осознания того, что между последними идеями и имеющимися знаниями есть связь.

В. Вундт апперцепцией считал активный интеллектуальный процесс избрания и структурирования внутреннего накопленного опыта, центра внимания в области сознания. В. Вундт активно использовал данный термин в экспериментальной психологии, но в актуальное время, понятие апперцепция встречается все реже. Но, концепции, заложенные в данном понятии, очень важны, поэтому делаются попытки введения этого термина в повторное употребление в науке.

Термин «апперцепция» используется в большей мере представителями когнитивной психологии. Вместе с существующим понятием апперцепции, американским психологом Брунером было выделено еще понятие социальная апперцепция, под которой понимают процесс восприятия материальных предметов, социальных групп, отдельных личностей, этнических национальностей, народов и так далее. Брунер выяснил, что субъекты апперцепции могут в достаточной степени влиять на личную оценку.

Социальная апперцепция позволяет индивидам в процессе восприятия быть более субъективными и пристрастными, нежели в восприятии предметов или каких-то явлений.

Социальная апперцепция восприятия это влияние группы, их мнений и настроений, хода совместной деятельности на человека, на его оценки.

Происхождение апперцепции является биологическим, культурным и историческим. Апперцепции являются и врожденными и приобретенными в то же время. Целостность апперцепции человека можно объяснить только через единство мира и строения человека. Нейрофизиологические данные о различении ощущений и восприятий согласуется с психологическими знаниями о человеке.

Трансцендентальная апперцепция

Кант рассматривал апперцепцию, как трансцендентальное единство апперцепций. Под ней он понимал единство самосознания, представление «Я мыслю», принесенное всякому мышлению и одновременно не относящееся к чувственности. Это представление сопровождает все другие установки и является с ними тождественным в любом сознании.

Трансцендентальное единство апперцепции – это целостность сознания любого мыслящего субъекта, относительно которого является допустимым представление о предметах и объектах. После написания Кантом труда «Аналитика понятий», в котором он дает перечень первоначальных понятий синтеза, посредством которых человек может соображать что-либо в разнообразии наглядного представления, автор реализовывает идею трансцендентальной дедукции категорий. И. Кант видел цель этой дедукции в конституировании доступных для познания объектов, как приложения категорий к созерцанию.

Кант делает попытки отыскать в рассудке источник всевозможных типов связей и синтезов. Он называет этот источник изначальным единством, без существования которого не было бы реальным всякое синтезирующее действие. Объективным условием возможности реализации синтезов рассудка и «объективности знания» является единство человеческого «Я», целостность сознания мыслящего индивида.

Проводя исследования этого единства сознания субъекта, Кант говорит, что оно не сможет являться результатом опыта или познания, поскольку априорно и является фактором возможности подведения разнообразности чувственного представления до априорного единства. Именно эта принадлежность чувственной многообразности к единому сознанию становится высшим объективным условием возможности синтезов.

Представление, которое может быть предано всякому мышлению, у Канта называется созерцанием. Вся разнообразность в созерцании относится к представлению «я мыслю» в субъекте, в котором имеется это разнообразие. Это представление является актом спонтанности, то есть чем-то не принадлежащим чувственности. Именно это и является апперцепцией, сознанием, поднимающим идею – «я мыслю», которое должно сопровождать другие представления и оставаться одним во всяком сознании.

Трансцендентальное единство апперцепции дано изначально, как базовое неотъемлемое человеческое свойство и Кант отвергает идею, согласно которой это единство было данное Богом. Опыт человека и естествознание становятся возможными, благодаря наличию в разуме априорных категорий и приложения их к чувственным данным.

Кант считал, что представление «я мыслю» способно выражать акт человеческого существования, этим уже было дано существование субъекта, но ему не было дано понимание того способа, которым необходимо его определять. Выходит, что «я не способен определить себя, как самодеятельное существо, но могу представить самодеятельность собственного мышления». Из этой формулировки возникает идея «вещи в себе». Подобно процессу познания человеком явлений внешнего мира синтезом рассудка многообразия, таким же самым образом, человек познает и себя.

Внутреннее человеческое Я является результатом воздействия на внутреннее субъективное ощущение «вещи в себе». Каждый человек является «вещью в себе».

Концепция другого мыслителя, Фихте, содержится в том, что его видение трансцендентальной апперцепции заключается в акте созерцания, посредством рассудка, в действии, в котором этот самый рассудок является интуитивным. Согласно идее Фихте, в процессе апперцепции впервые порождается человеческое «Я», таким образом, сознание делается тождественным самосознанию, оно рождается от влияния самого человека в ходе интеллектуальной интуиции.

В трансцендентальной апперцепции язык играет большую роль. Языки являются субстратом априорных правил, имеющих заранее выдвинутое решение о возможном объяснении, описании всех вещей в такой мере, в которой они создают некоторую закономерную взаимосвязь. Так достигается единство в осознании предметов и самосознания. Современное изучение науками человека, исходящее из семиотического или аналитического языкового основания рефлексии, постулирует то, что через интерпретацию знаков должна достигаться интерсубъективная единая интерпретация мира.

Трансцендентальность силы воображения берет на себя роль начального момента и опосредствования рассудка и чувственности, субъекта и объекта, представления и предмета и так далее. С помощью воображения осуществляется связь чувственности с рассудком, образуется чувственно понятие, с помощью которого осознается, то есть создается предмет знаний, предмет субъективной деятельности человека. Воображение является способностью к самому важному акту познания, с помощью которого реализовывается функция систематизации в сфере чувственно-рассудочной деятельности и в теоретическом познании, содействуя систематичности и единству самого познания в целом.

Перцепция и апперцепция

Известный немецкий психолог Г.В. Лейбниц разделил понятие перцепция и понятие апперцепция. Перцепцию он понимал, как явление примитивного, бессознательного, неопределенного представления какого-нибудь содержания, то есть нечто нечеткое, неясное. Апперцепции он давал другое определение, он считал, что это осмысленная, четкая, понятная категория восприятия.

Апперцепция имеет связь с прошлым духовным опытом человека, его знаниями, способностями. Апперцепция является рефлективным актом, с помощью которого человек способен постичь себя, понять свое «Я», на что не способно явление неосознаваемой перцепции.

Необходимо понимать это важное отличие между неосознанным восприятием внутренних процессов – перцепцией и апперцепцией, то есть сознательным восприятием, познанием своего внутреннего мира и его состояния.

Картезианцы немного ранее говорили о том, что неосознаваемые данные апперцепции не несут в себе смысла, что их значение не велико, исходя из этого, они подкрепили свое мнение о смертности самой души.

Апперцепция является важным психическим свойством индивида, которое выражается в процессе условного восприятия предметов и явлений от всего окружающего мира на основании мировоззрения человека, его интересов и личного опыта взаимодействия с предметами или явлениями.

Перцепция – это процесс приема и преобразования сенсорной информации, основываясь на которой создается субъективный образ явлений или объекта. С помощью данного понятия человек способен понять себя и особенности другой личности, и на основе этих знаний устанавливать взаимодействие, и проявлять взаимопонимание.

Г. Лейбниц продемонстрировал, что апперцепция это базовое условие самосознания. Позже он дополнил это определение процессами памяти и внимания. Таким образом, это понятие еще более расширилось и стало пониматься, как сочетание самых главных психических процессов.

Лейбниц в свое время употреблял термин перцепции в качестве не доходящего до сознания впечатления, которое отбивается на органах человеческих чувств, но такое определение уже отошло и в современной психологии перцепция понимается, как, тоже самое, что и восприятие.

Под апперцепцией понимается то ощущение, которое было уже воспринято сознанием. Понятия апперцепция примеры существуют самые разные, но для наглядности можно один привести. Если вблизи раздается звук, то он только сотрясает барабанную перепонку уха, но до самого человеческого сознания он уже не имеет возможности дойти – это простая перцепция, если человек обращает свое внимание на этот звук, пытается его уловить, сознательно услышать, понять, о чем он извещает – это уже апперцепция. Следовательно, апперцепция – это полностью сознательный процесс восприятия известного ощущаемого впечатления и он служит, своего рода, переходом от впечатления до познавания. Данный термин употребляется в узком и в широком смысле.

Первоначально воспринятые впечатления объединяются в одно общее представление о предмете, таким образом, из этих впечатлений формируются простейшие и базовые понятия.

В этом смысле И. Кант извещает о процессе синтеза понятий, он даже старается доказать, что формы данного синтеза, роды сочетаний впечатления, понятие пространства и времени, основоположные формы понятий о категориях формируют прирождённое истинное достояние человеческого духа, которое не вытекает из непосредственного наблюдения.

Посредством этого синтеза, новое сформированное впечатление с помощью сравнения, сопоставления и других процессов, включается в перечень уже созданных понятий, наблюдений, впечатлений, находящихся в памяти, и занимает своё постоянное место между этими явлениями.

Данный процесс приобретения, усвоения и слияния понятий в единый круг, который будет все время расширяться за счет обогащения сознания новыми понятиями, представляет апперцепцию, как она есть в широком значении этого слова.

Немецкий психолог и философ И. Гербарт наводил интересное сравнение этого процесса апперцепции и процесса переваривания пищи в желудке человека.

Оба рода апперцепции не сильно отделяются друг от друга, поскольку вообще, восприятие какого-то отдельно взятого впечатления обуславливается деятельностью, образованной на основе сопоставления, сравнения, соединения, это можно наблюдать, когда человек пытается определить величину какого-то предмета.

Современная психология рассматривает апперцепцию, как зависимость каждого поступающего восприятия от всеобщего содержания психологической сферы человека. Под апперцепцией разумеется процесс осмысленного восприятия, благодаря которому, в связи со знаниями жизненного опыта, человек может выдвигать гипотезы об особенностях воспринимаемого предмета или явления. Современная психология исходит из данных о том, что психическое отображение любого воспринимаемого объекта не является зеркальным отражением этого самого объекта. Поскольку человек овладевает все время новыми знаниями, его восприятие находится в состоянии постоянной изменяемости, оно становится содержательным, глубоким и осмысленным.

Восприятие может быть более успешным и отличаться необходимой правильностью, полнотой и глубиной только при определенной соответствующей апперцепции. Знание такой закономерности апперцепции обвязывает партнеров учитывать прошлый жизненный опыт каждого из них, характер их знаний, направленность интересов и одновременно содействовать формированию нового опыта, усовершенствованию и пополнению знаний.

Социальная перцепция – это сложный процесс восприятия. Он содержит в себе: восприятие внешних признаков окружающих людей; последующее соотношение полученных результатов с реальными личностными факторами; интерпретация и прогнозирование на полученной основе возможных действий.

В социальной перцепции всегда имеется оценка одним человеком другого и формирование личного отношения к нему, проявляющееся в поступках и эмоциях, в результате чего происходит построение личной стратегии деятельности.

Социальная перцепция включает межличностное, само- и межгрупповое восприятие.

В узком значении социальную перцепцию обозначают, как межличностное восприятие внешних признаков, их соотношение с индивидуальными свойствами, интерпретацию и прогнозирование соответствующих поступков.

Социальная перцепция имеет два аспекта: субъективный (субъект – воспринимающий человек) и объективный (объект – человек, которого воспринимают). Перцептивный процесс взаимодействия и общения является взаимным. Личности воспринимают друг друга, оценивают и не всегда эта оценка бывает верной и справедливой.

Социальная перцепция имеет специальные особенности: активность субъекта социального восприятия, которая означает, что этот субъект (индивид или группа) не безразличен и не пассивен относительно к воспринимаемому, как это может быть в случае восприятия материальных, неодушевленных предметов.

Объект, как и субъект социальной перцепции, имеют взаимное воздействие, они стремятся модифицировать представления о себе на положительные. Воспринимаемые явления или процесс являются целостными, представляют, что внимание субъекта социального восприятия концентрируются не на моментах создания образа, как конечного результата отображения воспринимаемой действительности, а на оценочных и смысловых интерпретациях объекта перцепции. Мотивация субъекта социальной перцепции свидетельствует, что восприятие объектов социального направления, характеризуется слитностью познавательных интересов и эмоционального положения и отношения к воспринимаемому, зависимостью социального восприятия от мотивационно-смысловой направленности воспринимающего.

Примеры социальной апперцепции: восприятие участниками группы друг друга или индивидов из другой группы; восприятие человеком себя самого, своей группы и других групп; восприятие группой своего участника, членов других групп и наконец, восприятие одной группы другой.

В социальных и психологических науках, как правило, выделяют четыре главные функции социальной перцепции. Первая функция – это познание субъектом себя самого, что является первоначальной базой в оценке других людей. Второй функцией социальной перцепции является познание партнеров по взаимодействию между собой, что дает возможность ориентироваться в социальном обществе. Третья функция – это установление эмоциональных контактов, которыми обеспечивается выбор самых надежных и предпочтительных собеседников и партнеров. Четвертая функция социальной перцепции – это формирование готовности к общей деятельности на принципе взаимопонимания, позволяющей достигать больших успехов.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н. А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Апперцепция | Понятия и категории

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad – к и perceptio – восприятие) – понятие, выражающее осознанность восприятия, а также зависимость восприятия от прошлого духовного опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений. Термин «апперцепция» ввел Г.В.Лейбниц, обозначив им сознание или рефлективные акты («которые дают нам мысль о том, что называется «Я»), в отличие от неосознаваемых восприятий (перцепций). «Таким образом, следует делать различие между восприятием-перцепцией, которая есть внутреннее состояние монады, и апперцепцией-сознанием, или рефлективным познанием этого внутреннего состояния…» (Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т., т. 1. М., 1982, с. 406). Это различие было проведено им в полемике с картезианцами, которые «считали за ничто» неосознаваемые восприятия и на основании этого даже «укрепились… во мнении о смертности душ». ..

Tags: 

Философия

АППЕРЦЕПЦИЯ — свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания деятельности психической человека и его индивидуальных особенностей. Термин предложен немецким философом Г. Лейбницем, понимавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания.

Tags: 

Психология

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ (нем. transzendentale Einheit der Apperzeption) — понятие философии Канта, введенное им в «Критике чистого разума». Апперцепцией вообще Кант называет самосознание, разделяя эмпирическую и первоначальную (чистую) апперцепцию. Эмпирическая апперцепция имеет временной характер, это взгляд на самого себя глазами внутреннего чувства. Объект эмпирической апперцепции — душа как явление, поток переживаний, в котором нет ничего устойчивого.

Tags: 

Философия

Апперцепция. Психический процесс, благодаря которому новое содержание настолько приобщается к уже имеющимся содержаниям, что его обозначают, как понятое, постигнутое или ясное. Различают активную и пассивную апперцепцию; первая есть процесс, при котором субъект от себя, по собственному побуждению, сознательно, со вниманием воспринимает новое содержание и ассимилирует его другими имеющимися наготове содержаниями; апперцепция второго рода есть процесс, при котором новое содержание навязывается сознанию извне (через органы чувств) или изнутри (из бессознательного), и до известной степени принудительно завладевает вниманием и восприятием. В первом случае акцент лежит на деятельности эго (см.), во втором — на деятельности нового самонавязывающегося содержания.

Tags: 

Психология

АППЕРЦЕПЦИЯ — свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и др. личностных особенностей его психической деятельности. Например, художник видит ландшафт как объект художественного отражения, архитектор — как объект возможной застройки и т.д.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 16.

Tags: 

Психология

АППЕРЦЕПЦИЯ (лат. ad — при, к + perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания духовной жизни человека, а также от психического состояния человека в момент восприятия. Апперцепция трактуется как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего осмысленное восприятие воспринимаемого объекта и выдвижение гипотез о его особенностях.

Tags: 

Психология

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ — термин кантовской теории познания; означает априорное единство самосознания, составляющее условие возможности всякого знания. Это единство есть, по Канту, не результат опыта, а условие его возможности, форма знания, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое «Я» и составляющего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к некоему «Я», как его центру.

Tags: 

Философия

АППЕРЦЕПЦИЯ (APERCEPTION). Восприятие восприятия, т. е. восприятие себя в качестве воспринимающего, иными словами, самосознание, без которого невозможно осознание чего бы то ни было. Кант называет трансцендентальной апперцепцией самосознание, понятое как чистое, прирожденное, неподвижное сознание, благодаря которому все наши представления могут и должны сопровождаться единым «я мыслю» и без которого мы не могли бы воспринимать их как свои представления («Критика чистого разума», «О дедукции чистых рассудочных понятий», §§ 16-21).

Tags: 

Философия

АППЕРЦЕПЦИЯ (лат. ad — к, регceptio — восприятие) — зависимость каждого нового восприятия от предшествующего жизненного опыта человека и от его психического состояния в момент восприятия. Термин ввел Лейбниц, у которого апперцепция связана с самосознанием (в отличие от перцепции). В философии Канта важную роль играет понятие трансцендентальной апперцепции.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 29.

Tags: 

Философия

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к, на, при и perceptio — восприятие) — понятие философии и психологии, впервые существенным образом использованное Г.В. Лейбницем, который обозначал им осознанное, отчетливо выраженное восприятие в отличие от бессознательного (малого) восприятия. По Лейбницу, А. является «самым ценным достоянием души», и игнорирование различия бессознательных и осознанных восприятий ведет к «беспомощной, неблагодарной и несерьезной философии». Кант под А.

Tags: 

Философия

Психология

Apperception vs Perception – KD Did It Edits

Опубликовано 21 июня 2018 г. Кэти Дэви в разделе «Ресурсы для авторов», «Саморедактирование», «Путаница слов», «Письмо»

Отредактировано 11 апреля 2021 г.


Мое внимание привлекло апперцепция . Я понятия не имел, что это значит, поэтому я пошел исследовать. Мы все знаем о восприятии , и апперцепция довольно близки по смыслу.

Оба апперцепция и восприятие о понимании и интерпретации того, что мы испытываем. Однако Апперцепция больше связана с сознательным пониманием, тогда как восприятие — это интерпретация того, что говорят наши чувства.

Мое восприятие разницы состоит в том, что восприятие отмечает реальность и понимает, что это значит, т. е. я вижу, как падает снег, и я знаю, что идет снег. Или я вижу кофейню и знаю, что внутри есть кофе.

Мое восприятие любого события таково, что снег холодный, так что мне лучше собраться, прежде чем отправиться в путь. Что касается этого кофе, если бы я увидел, что кто-то проходит мимо со стаканом Starbucks, я бы понял, что поблизости находится кофейня. Конечно, возможно, что я почувствовал запах кофе в воздухе, что заставило бы мое восприятие сместиться в сторону той же идеи… возьми кофе!

Путаница со словами…

…началась как мой способ справиться с профессиональным разочарованием из-за правильно написанных слов, вырванных из контекста в рукописях, которые я редактировал, а также в книгах, которые я рецензировал. Это превратилось в обмен информацией со всеми вами. Я надеюсь, что вы поделитесь с нами словами, которые были bête noir для вас с обоих концов.

Если вы нашли этот пост на тему «Апперцепция против восприятия» интересным, рассмотрите возможность твитнуть его своим друзьям. Подпишитесь на KD Did It, если хотите отслеживать этот пост для будущих обновлений.

Вернуться к началу

Апперцепция Восприятие
Кредит: Apple Dictionary. com ; Dictionary.com: апперцепция и восприятие ; Оксфордские словари: апперцепция ; Бесплатный словарь: апперцепция

Так это работает? от ActiveSteve, , находится под лицензией CC BY-ND 2.0 через VisualHunt.

На самом деле сидение в джакузи — это апперцепция того, как человек находится в объекте.

Турция, кипящая в джакузи, созданная tbertor1, , находится под лицензией CC BY-SA 2.0 через VisualHunt.

Я считаю, что фритюрница намного горячее, чем джакузи!

Часть грамматики:
Существительное, масса

Множественное число: апперцепции

Существительное, масса

Множественное число: восприятия

[Психология; датировано] Процесс понимания, посредством которого вновь наблюдаемые качества объекта соотносятся с прошлым опытом.
  • Полностью сознательное восприятие с полной осознанностью
  • Понимание

Достижение полного осознания ощущения или идеи

Способность видеть, слышать или осознавать что-либо с помощью органов чувств
  • Состояние бытия или процесс осознания чего-либо через органы чувств
  • Способ рассмотрения, понимания или интерпретации чего-либо
  • Мысленное впечатление
  • Познание
  • Интуитивное понимание, узнавание и понимание
  • [Психология и зоология] Нейрофизиологические процессы, включая память, с помощью которых организм осознает и интерпретирует внешние раздражители

Результат или продукт восприятия в отличие от акта восприятия

  • Ментальное понятие, которое развивается в результате процесса восприятия

[Закон] Получение ренты, урожая, прибыли и т. д.

Примеры:
Он сразу почувствовал единство, лежащее за пределами.

Линия употребления по привычке восприятия становится линией красоты». – Джордж Сантаяна. Чувство прекрасного .

Это могло бы пролить дополнительный свет на бессознательные психодинамические процессы, управляющие восприятием и апперцепцией, как сенсорной, так и экстрасенсорной, потенциально угрожающих стимулов.

Представления обеспечивают еще один такой контекст, поскольку зрители объединяются в повышенном осознании общих паттернов воплощенной апперцепции.

Люди различаются тем, как каждый из них обычно использует оборудование; и этот типичный способ апперцепции и отзывчивости и есть то, что в психологии понимается под их типом.

«Это может привести к «состоянию пробуждения», к которому стремятся буддисты и другие духовные искатели: восприятие похожей на сон, иллюзорной природы того, что мы обычно называем бодрствующей жизнью». – Эндрю Холечек, Йога сновидений: освещение вашей жизни через осознанные сновидения и тибетские йоги сна

«По Канту, трансцендентальная апперцепция не может быть отождествлена ​​с внутренним восприятием или личным осознанием». — Заметка о некоторых современных прочтениях гегелевской диалектики господина и слуги.

Можно выйти за обычные пределы человеческого восприятия.

Будет ощущаться боль, когда я постучу по этому участку твоего мозга.

Восприятие

Голливудом вкусов американской публики пугает.

Несмотря на то, что он не сделал ничего противозаконного, общественность восприняла его действия как нечестные, и он был вынужден уйти в отставку.

Нам нужно бросить вызов многим популярным представлениям о старости.

— Он бы не согласился, — с необычной проницательностью сказала мама.

Она была художницей редкой проницательности.

Честный и прямой, этот дуэт обладает удивительно точным пониманием и восприятием.

Наркотики могут изменить ваше восприятие.

Никто не может сказать вам, каково ваше восприятие ситуации, ибо у каждого из нас свое восприятие.

Наличие работающей модели мозга или даже невероятно сложной неокортекса должно помочь исследователям понять такие процессы, как мышление, восприятие и память.

«С юридической точки зрения видимость пристрастности имеет ключевое значение, и адвокаты защиты указали на шквал освещения в новостях вокруг замечаний МакСпаддена, а также на комментарии в Интернете как на свидетельство общественного восприятия предвзятости». — Кери Блейкингер, «Судья выгнали из камеры смертников после расистских комментариев». Хьюстонские хроники. 22 мая 2018

Поскольку политические кандидаты собирают такой большой процент денег от особых интересов, общественное мнение таково, что выборные должностные лица находятся под неправомерным влиянием участников избирательной кампании.

Производные :
Прилагательное: апперцептивный, неапперцептивный
Наречие: апперцептивно
Существительное: преапперцепция
Глагол, переходный: апперцептив, апперцептив, апперцептив, апперцептив
Прилагательное: невоспринимаемый, невоспринимаемый, воспринимаемый, воспринимаемый, невоспринимаемый, невоспринимаемый
Наречие: невоспринимаемый, воспринимаемый, невоспринимаемый
Существительное: невоспринимаемый, воспринимаемый, воспринимаемый, воспринимающий, повторное восприятие, самовосприятие
Глагол, переходный: воспринимать, воспринимать, воспринимать, воспринимать
История мира:
Середина 18 века от французского aperception или современного латинского aperceptio(n-) , которое происходит от латинского ad- (от до ) + percipere ( воспринимать). Позднесреднеанглийский, от латинского perceptio(n-) , который от глагола percipere означает захватить , понять .

Давай, выкинь это из головы, сука, ныть, стонать… какие слова тебя больше всего раздражают? Также обратите внимание, что я стараюсь быть максимально точным, но случаются ошибки или я что-то упускаю. Пишите мне, если обнаружите ошибки, чтобы я мог их исправить… и мы все выиграем!

Удовлетворите свое любопытство по поводу других Word Confusions на его домашней странице или, в более общем плане, изучите индекс саморедактируемых сообщений. Вы также можете более подробно изучить индекс самостоятельно редактируемых сообщений. Вы также можете изучить советы по форматированию, разъяснения грамматики, лингвистику, советы по публикации, правильную пунктуацию, идеи и ресурсы для написания, а также работу с вашим веб-сайтом.

Вернуться к началу

Фото предоставлено Pinterest:

Снег , com/f2/photo/5223274513/b2992cec88/>. 07381a>, находится под лицензией CC BY 2.0 через VisualHunt.

апперцепция – определение и значение

  • Дайте определение
  • Связать
  • Список
  • Обсудить
  • См.
  • Услышать
  • и Любовь

Определения

из Словаря английского языка American Heritage®, 5-е издание.

  • сущ. Сознательное восприятие с полной осознанностью.
  • сущ. Процесс понимания, посредством которого вновь наблюдаемые качества объекта соотносятся с прошлым опытом.

из словаря века.

  • сущ. Тот акт ума, посредством которого он осознает свои идеи как свои собственные; восприятия (которые видят) с добавленным сознанием того, что это «я» воспринимаю.
  • сущ. Следовательно, с небольшой модификацией
  • сущ. У Канта и большинства английских писателей акт произвольного сознания, сопровождаемый самосознанием: особенно во фразе чистая апперцепция.
  • сущ. В психологии Гербарта (1776–1841) — слияние остатка новой изолированной идеи с более старой посредством модификации той или другой.
  • сущ. Опасение; признание.
  • сущ. В психологии Вундта — процесс, посредством которого восприятие или идея достигают ясности в сознании; также интроспективное содержание этого процесса, то есть сама ясная идея и изменения, происходящие в сознании в результате индукции состояния внимания.

из версии GNU Collaborative International Dictionary of English.

  • сущ. (Метаф.) Восприятие разумом самого себя как субъекта или актора в его собственных состояниях; восприятие, отражающее само себя; иногда усиленное или энергичное восприятие.

из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License.

  • существительное неисчисляемое Восприятие разумом самого себя как субъекта или актора в его собственных состояниях, объединяющее прошлый и настоящий опыт; самосознание, восприятие, которое размышляет о самом себе.
  • существительное неисчисляемое Психологическое или психическое восприятие; признание.
  • сущ. исчисляемое, психология Общий процесс или частный акт умственного усвоения нового опыта в совокупности прошлого опыта.

из WordNet 3.0 Copyright 2006 Принстонского университета. Все права защищены.

  • сущ. процесс, посредством которого воспринимаемые качества объекта соотносятся с прошлым опытом

Etymologies

из Словаря английского языка The American Heritage® Dictionary, 4-е издание

[Новая латынь apperceptiō , apperceptiōn- : Latin ad- , ad- 2 90i perception; см. восприятие.]

из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License

От французского aperception (современный латинский apperceptio, используемый Готфридом Лейбницем (1646-1716)).

Опора

Помогите поддержать Wordnik (и сделайте эту страницу свободной от рекламы), приняв слово apperception.

Примеры

  • Это акт « апперцепции » — взятие множества отдельных фактов и опыта и объединение их в единое представление.

    Архив 2009-08-01

  • Это акт « апперцепции » — взятие множества отдельных фактов и опыта и объединение их в единое представление.

    История настоящего

  • Кроме того, некоторые души иногда также в состоянии заниматься апперцепцией , то есть размышлять о своих внутренних состояниях или восприятиях.

    Готфрид Вильгельм Лейбниц

  • Это быстрое, управляемое знанием восприятие, иногда называемое апперцепцией , можно наблюдать и у специалистов в других областях.

    Mind Hacks: SciAm для опытного ума

  • Это быстрое, управляемое знанием восприятие, иногда называемое апперцепцией , можно наблюдать и у специалистов в других областях.

    Mind Hacks: Архив за август 2006 г.

  • (Особенностью психологии того времени было противопоставление сознания или осознания, называемого апперцепцией , восприятию.)

    Словарь истории идей

  • Но образный синтез, когда он имеет отношение только к изначально синтетическому единству апперцепции , то есть к трансцендентальному единству, мыслимому в категориях, должен, в отличие от чисто интеллектуальной связи, быть назван трансцендентальным синтезом воображения. .

    Критика чистого разума

  • Учитывая очевидную невозможность оправдать проект, внутренняя организация которого основывается на нашем принятии гипотезы о вещах, предшествующих опыту, — тем самым исключая всякую проверку или фальсификацию опытом, — Кант вводит новый тип предсознательной символизации, чтобы гарантировать как самосознательная целостность философского субъекта, известная как « апперцепция », так и рациональность и легитимность его репрезентаций как знания.

    Возрождение прошлого

  • В концепции Канта моя апперцепция имеет необходимое единство, поскольку все мои представления должны быть основаны «на чистой апперцепции, т. е. на сплошном тождестве себя во всех возможных представлениях» (В131 «2, курсив мой»).

    Трансцендентальные аргументы Канта

  • Возможно слово ‘ апперцепция ‘ процветал в их глазах и ушах, как это часто бывает в наши дни, воплощает в себе столько же этой мистификации, сколько и любая другая отдельная вещь.

    Беседы с учителями по психологии; И студентам о некоторых жизненных идеалах

Апперцепция при решении проблем

. 2007 г., декабрь 8(4):211-32.

doi: 10.1007/s10339-007-0189-4. Epub 2007 13 октября.

Саша Хельфенштейн 1 , Пертти Саарилуома

принадлежность

  • 1 Факультет компьютерных наук и информационных систем, Университет Ювяскюля, P. O. Box 35, 40014 Ювяскюля, Финляндия. [email protected]
  • PMID: 17934769
  • DOI: 10.1007/s10339-007-0189-4

Саша Хельфенштайн и др. Процесс познания. 2007 Декабрь

. 2007 г., декабрь 8(4):211-32.

doi: 10.1007/s10339-007-0189-4. Epub 2007 13 октября.

Авторы

Саша Хельфенштайн 1 , Пертти Саарилуома

принадлежность

  • 1 Факультет компьютерных наук и информационных систем, Университет Ювяскюля, P. O. Box 35, 40014 Ювяскюля, Финляндия. [email protected]
  • PMID: 17934769
  • DOI: 10.1007/s10339-007-0189-4

Абстрактный

Ментальная репрезентация является центральной теоретической концепцией современной когнитивной психологии. Однако его исследование базировалось преимущественно на неумелых перцептуалистских концепциях, предполагающих, что содержащиеся в них информационные содержания, т. е. психические содержания, возникают исключительно от раздражения. И это несмотря на свидетельства того, что многое в человеческом мышлении не имеет никакой сенсорной эквивалентности. Следовательно, мы проводим различие между восприятием и апперцепцией, как это делали, например, Кант и Вундт, и выступаем за детальный анализ этого психического процесса, ответственного за построение представлений. Мы представляем здесь пять основных экспериментов по решению проблем. Основная идея заключалась в том, чтобы продемонстрировать, что в зависимости от исходной информации люди очень по-разному представляют воспринимаемые идентичные стимулы, то есть они приписывают разное использование и значение объектам и по-разному интегрируют их для составления различных решений. В этом ключе мы демонстрируем, что люди регулярно полагаются на информацию, которая в принципе не воспринимается или не может быть воспринята. На основании наших эмпирических данных мы поднимаем вопрос о том, почему разница между восприятием и апперцепцией теоретически адекватна, и вводим некоторые центральные понятия для теоретического анализа апперцепции, такие как «видение как» и функциональное связывание.

Похожие статьи

  • Апперцепция и образы в шахматах вслепую.

    Саарилуома П. , Калакоски В. Саарилуома П. и др. Память. 1998 Январь; 6 (1): 67-90. дои: 10.1080/741941600. Память. 1998. PMID: 9640433

  • Психическое содержание в передаче.

    Хельфенштайн С., Саарилуома П. Хельфенштайн С. и соавт. Психолог Рез. 2006 июль; 70 (4): 293-303. doi: 10.1007/s00426-005-0214-0. Epub 2005 7 июля. Психолог Рез. 2006. PMID: 16001278

  • Обратите внимание на промежуток между обеими руками: свидетельство внутреннего представления чисел на основе пальцев при умственном счете детей.

    Домахс Ф., Кринзингер Х., Уиллмес К. Домас Ф. и соавт. кора. 2008 г., апрель; 44(4):359-67. doi: 10.1016/j.cortex.2007.08.001. Epub 2007, 23 декабря. кора. 2008. PMID: 18387566

  • Познание и состояния сознания: необходимость эмпирического изучения обычного и необычного сознания для современной когнитивной психологии.

    Охота ХТ. Охота на ХТ. Навыки восприятия. 1985 г., февраль; 60 (1): 239–82. doi: 10.2466/pms.1985.60.1.239. Навыки восприятия. 1985. PMID: 2580265 Обзор.

  • Беспокойство, разработка проблемы и подавление образов: роль конкретности.

    Штёбер Дж. Штёбер Дж. Behav Res Ther. 1998 июль-август; 36 (7-8): 751-6. doi: 10.1016/s0005-7967(98)00027-8. Behav Res Ther. 1998. PMID: 9682529 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Подготовка понимания в группах: облегчение и торможение решения двусмысленно сформулированной проблемы понимания.

    Гибсон Дж.М., Дхузе С., Граховец Л., Гримм Л.Р. Гибсон Дж.М. и др. Мем Когнит. 2011 Январь; 39(1):128-46. doi: 10.3758/s13421-010-0014-7. Мем Когнит. 2011. PMID: 21264627

  • Вербализация нескольких стратегий в варианте задачи о коммивояжере.

    Тенбринк Т., Винер Дж. Тенбринк Т. и соавт. Процесс познания. 2009 май; 10(2):143-61. дои: 10.1007/s10339-008-0225-з. Epub 2008 26 августа. Процесс познания. 2009. PMID: 18726627

использованная литература

    1. Когн Психол. 2003 июнь; 46 (4): 414-66 — пабмед
    1. Анну Рев Психол.