Что такое генезис в психологии: ГЕНЕЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ это
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒ Генезис психологический – (греч. genesis – происхождение) термин, имеющий два значения: а) происхождение и развитие психики, б) происхождение и развитие любого конкретного психического явления (К.К. Платонов). Что же представляет собой психология как наука? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки. Следует отметить, что психология очень старая и совсем молодая наука и на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Слово «психология» многозначно. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология — наука о душе («психе» — душа, «логос» — учение, наука). Другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его этимологии: психология — учение о психике. Известный советский психолог М.С. Роговин выделял три этапа становления психологии как науки. Это этапы: донаучной психологии, философской психологии и научной психологии. Донаучная психология – это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают: o личный опыт, возникающий из наблюдения за другими людьми и самим собой; o общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи, представления, передаваемые из поколения в поколение. Такое знание не систематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание. Философская психология – знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом размышления по аналогии. На уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятие души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением. По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии. Научная психология возникла относительно недавно. Термин «психология» впервые появился в научном обиходе в XVIII века в книгах немецкого философа Х. В развитие психологии внесли свой вклад многие философы. Самостоятельной же она стала в XIX в., когда в данную науку был введен эксперимент и усовершенствованы методы исследования. Обычно появление психологии ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть: «создатель» научной психологии немецкий исследователь В.Вундт писал, что если определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как экспериментальную. Однако сам В.Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология — это далеко не вся психология, а лишь ее часть. Основанная В.Вундтом в конце XIX в. Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую основу. Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные процедуры (методы). Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке. Психология в своем развитии прошла следующие этапы: 1. Этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 2. Этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 3. Возникает в XX веке. Задача психологии в этот период – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. При этом мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. 4. Этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики .
Таблица Основные этапы развития психологии
В завершении рассмотрения генезиса психологических знаний, отметим, что вечен интерес человека к себе. Человек обречен на поиск смысла жизни, заметил А. Эйнштейн, ибо тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. Сегодня можно говорить о 4-х основных картинах мира: «Нерасчлененный мир». «Расчлененная картина мира». Для нее характерна попытка развести человека и мир. Начиная с Платона (428-347 гг. до н.э.), различались две субстанции — душа и тело. Человек как субъект жизнедеятельности. Формирование ее есть результат стремления человека жить не только под влиянием обстоятельств, но и изменять их в своих интересах. Поэтому потребность в описании мира переросла в потребность в объяснении его и активном преобразовании. Человек как приоритет природного мироздания. Это — картина мира завтрашнего дня, системообразующий фактор мира — человек. Мир ноосферы, мир жизни человека.
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
|
Учебная литература по юридической психологии
Пастушеня А.Н. Учебно-методическое пособие.
Тема 9. Психологический генезис преступного поведения1. Понятие и общая характеристика психологического генезиса преступления. 2. Методические требования к изучению психологического генезиса преступлений. 3. Типы психологического генезиса преступлений. 1. Понятие и общая характеристика психологического генезиса преступления.Генезис (от греч. genesis — происхождение, возникновение) — это зарождение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, явлению. Психологический генезис преступления — это развивающийся во времени процесс психической деятельности, подготавливающей во внутреннем плане и регулирующей совершение индивидом уголовно наказуемого деяния. Поскольку психическая деятельность, детерминирующая преступное поведение представляет собой внутренне взаимосвязанный процесс, приводящий к совершению преступления, методологической основой изучения генезиса преступления является принципы развития. Фундаментальной характеристикой развития являются интегральный характер изменений психических состояний субъекта, их определенная направленность и преемственность этапов психической деятельности — «каждая последующая стадия процесса вырастает из предыдущей, является ее внутренним условием, и поэтому все стадии неразрывно (недизъюнктивно) связаны между собой генетически» [63, с. Психические процессы обусловливают друг друга и могут образовывать кольцевые связи, когда субъект неоднократно обдумывает обстоятельства и события, уточняет их, изменяет свои намерения и снова обдумывает и т.п. Такие кольцевые связи процессов, обеспечивающих формирование готовности к преступному посягательству характерны для генезиса преступлений с продолжительной стадией подготовки. Формирование указанной готовности, при этом может иметь перерывы. Результат каждого этапа этой деятельности фиксируется в памяти и получает некоторое преобразование под влиянием восприятия других событий и последующей психической деятельности. В импульсивном поведенческом акте проявление рассмотренных функций носит свернутый характер. Возникновение готовности к деянию в этом случае представляет собой в большей мере актуализацию психических образований личности, выражающих ранее сформированную готовность к действиям в аналогичных ситуациях. Центральным этапом и в генезисе преступления является формирование готовности субъекта к совершению противоправных действий. Для совершения общественно опасных действий необходима достаточно зрелая волевая решимость субъекта. Она может выражаться в ясности представления о том, как необходимо действовать и какой результат нужно достичь, а также в уверенности, что принимаемая преступная цель (и способ) является оправданной, правильной, единственно возможной или вынужденной в связи с неприемлемостью других вариантов поведения. В некоторых случаях обнаруживается разделенность по времени этапов формирования цели-способа и возникновения достаточно зрелой волевой решимости действовать. Некоторые преступники отмечают, что в течение некоторого времени они имели продуманный вариант совершения незаконного деяния, но не решались на его осуществление. Они отмечали психологический барьер: «что-то сдерживало», «похоже на то, как трудно сделать первый шаг в опасном деле», «какая-то боязнь». Это свидетельствует о том, что наряду с содержательной зрелостью готовности к противозаконному поведенческому акту существует и ее зрелость в волевом плане. Ее возникновение обусловлено периодом времени, необходимым для укрепления решимости совершить действия. В то же время обнаруживается что волевая решимость зависит от интенсивности побуждения, обусловливаемой остротой проблемной ситуации или скоротечностью представившейся благоприятной возможности получить желаемый результат противозаконным путем. Чем интенсивнее побуждение, тем меньшая степень содержательной зрелости готовности является достаточной для возникновения решимости действовать. Генезис конкретного преступления может охватывать также и формирование криминогенной склонности личности, если оно изначально связано с совокупностью причин данного преступления (например, формирование склонности к совершению физического насилия в отношении лица, со стороны которого субъект, будучи вначале законопослушным человеком, постоянно испытывал унижение и физическое подавление). 2. Методические требования к изучению психологического генезиса преступного поведения.Изучение психологического генезиса преступления необходимо в процессе его раскрытия и расследования. Оно предусматривает анализ психической деятельности, в результате которой возникло состояние готовности к его совершению и осуществлена реализация этой готовности в преступных действиях.
Изучение психологического генезиса преступления, связанных с ним психических явлений осуществляется с помощью вопросов, выясняющих: что субъект воспринимал в той или иной ситуации, как он это оценивал, что думал по этому поводу, что предвидел или предчувствовал, какие испытывал желания, чувства, как решал действовать, какие испытывал сомнения, опасения или почему не стал действовать иначе или почему изменил решение и т.д. Такого характера вопросы позволяют последовательно во времени получать «срезы» интегрального состояния субъекта, представляющего собой результаты отражательно-регулятивных процессов на определенный момент времени. Изучение генезиса преступления имеет сложности, связанные с осознанием и вербальным отображением (коммуницированием) собственных состояний, а также искажением или ложью, мотивированной желанием представить себя в более положительном плане. В этой связи для большей точности познания целесообразно стимулировать сравнения респондентом своих переживаний, их детальное описание, фиксировать невербальные признаки анализируемых переживаний. 3. Типы психологического генезиса преступного поведения.Различия генезиса преступлений, совершаемых разными лицами обусловливаются, с одной стороны, криминогенно значимыми особенностями личности преступника, его фоновым психическим состоянием и актуальной социальной ролью, с другой стороны, характером внешних условий. Можно выделить ряд общих типов генезиса возникновения состояния готовности индивида к совершению преступного деяния. В этих типах генезиса проявляются и различные типы личностных предпосылок совершения преступного деяния. Первый тип генезиса имеет следующую схему процесса возникновения готовности к преступному посягательству. На начальном этапе у субъекта актуализируется потребность в совершении определенного преступного деяния, предметом которой является не только желаемый объективный результат, но и в значительной мере сам процесс его совершения. Испытывает побуждение субъект одновременно осознает преступный способ его удовлетворения. Криминальное влечение может актуализироваться, как независимо от обстоятельств ситуации (эндогенно), так и при стечении обстоятельств, стимулирующих его актуализацию. Далее субъект осуществляет поиск приемлемого объекта посягательства и при его обнаружении оценивает благоприятность условий для совершения преступления. При необходимости ожидает подходящих условий или стремится их создать. При возникновении таких условий у субъекта возникает криминальная целевая установка, т.е. состояние готовности к преступным действиям и он совершает преступное посягательство. Второй тип генезиса характеризуется тем, что при актуализации определенной потребности или возникновении проблемной ситуации субъект внутренне непротиворечиво принимает преступный способ действий как наиболее предпочтительный по сравнению с правомерным поскольку и далее подготавливает и совершает преступление. Этот тип генезиса проявляется при совершении корыстных (корыстно-насильственных) и сексуально-насильственных преступлений, а также насильственных действий в конфликтной ситуации. Он характер для лиц неоднократно совершавших аналогичные преступные деяния. Индивид уже изначально привержен преступному способу действий и для него не стоит вопрос принципиального выбора. При совершении корыстных преступлений исходным этапом генезиса является актуализация побуждения добыть материальные средства и одновременно установки на использование преступного способа действий, типичного для преступника. При совершении сексуально-насильственного преступления умысел возникает в результате актуализации сексуального влечения и намерения использовать насильственный способ для его удовлетворения. Такое влечение и намерение актуализируются реактивно при восприятии конкретного лица женского пола, когда субъект оценивает приемлемость совершения сексуально-насильственных действий. Такая оценка часто связана с представлением субъекта о категории лиц женского пола, в отношении которых эти действия вполне допустимы и не будут иметь отрицательных последствий, мести с их стороны. Третий тип характерен для преступлений совершаемых субъектами при исключительно благоприятных условиях, которые представляют не только достаточную возможность получения ценного результата преступным способом, но и максимальную безопасность. Четвертый тип отличается тем, что индивид совершает преступление в результате вынужденного, внутренне противоречивого принятия преступного способа действий, поскольку считает, что удовлетворение потребности или разрешение проблемной ситуации невозможно обеспечить правомерным путем и при этом нежелает оставить эту потребность без удовлетворения или ситуацию без разрешения. Такой тип генезиса характерен для первых эпизодов корыстных преступлений (кражи, хищения с использованием должностного положения, мошенничество), а также для тяжких насильственных преступлений (убийства, причинение тяжких телесных повреждений) в отношении лица, от которого субъект желает избавиться. При совер — шении корыстных преступлений первоначальный этап генезиса выражается в обострении материальной потребности (потеря работы, нерациональные растраты, подвергание вымогательству, алкогольная или наркотическая зависимость, обман со стороны партнеров по бизнесу и т.д.) или в связи с повышением уровня материальных притязаний. Аналогично развивается генезис насильственного преступления, когда индивид не находя приемлемого способа избавиться от человека, который создает ему проблему, испытывая борьбу мотивов, допускает возможность совершения насилия (лично или с помощью другого человека) и осуществив подготовку реализует свой умысел либо совершает насильственные действия, импульсивно реагируя на действия потерпевшего в конфликтной ситуации с ним. Пятый тип проявляется при совершении преступлений в виде реакции на обстоятельства ситуации или действия (положение) потерпевшего. Такая реакция проявляется в результате оценки обстоятельств как благоприятных для получения ценного результата преступным путем либо как вынуждающих совершить противоправные действия для избежания негативных для себя последствий. Такой тип генезиса характерен для лиц, имеющих достаточно зрелую криминогенную склонность. На начальном этапе генезиса корыстных преступлений субъект не испытывает актуальной потребности материального характера и, следовательно, отсутствует побуждение в получении имущественного результата. Этот мотив возникает реактивно в результате восприятия ситуации и осознания возможности получить материальный результат противозаконным способом. Возникновение побуждения одновременно влечет актуализацию криминальной установки и волевой решимости осуществить противозаконные действия. Основную роль в криминогенной оценке ситуации играет перцептивная установка субъекта, которая подсознательно ориентирует его внимание на выявление возможности незаконного завладения материальными ценностями («Можно ли здесь это украсть?», «Можно ли этого человека обмануть с корыстной целью?» и т. При совершении сексуально-насильственных преступлений субъект оценивает состояние потерпевшей как беспомощное или безвыходное, а также то, что она не будет в последующем предпринимать усилия для его привлечения к ответственности. Такая оценка положения потерпевшей и побуждение к совершению изнасилования могут возникнуть у субъекта и под влиянием иных лиц, например тех, которые уже совершили в отношении та — кие действия. В рассматриваемом типе генезиса насильственных преступлений, исходным моментом является отрицательная оценка поведения другого человека (или нескольких человек), в результате которой у субъекта возникает отрицательная эмоциональная реакция (обида, гнев) с агрессивным побуждением и установкой причинить этому человеку физический или иной вред. Шестой тип генезиса характерен для преступлений, совершаемых в состоянии аффекта возникшего в связи с конфликтом или восприятием некоторого события. У субъекта происходит бурное переживание отрицательного чувства (гнева, обиды, ревности), как правило, в результате действий потерпевшего, которые расцениваются как причиняющие вред интересам и личному достоинству субъекта (оскорбление, обман, измена, применение физической силы и т.д.) либо в связи с информацией о вредоносных поступках человека. Далее преступник совершает насильственные или иные вредоносные действия, которые приносят разрядку аффективного состояния. В значительной части случаев такое состояние возникает на фоне алкогольного опьянения. Седьмой тип генезиса проявляется в постепенном нарастании опасности противоправных действий в процессе их совершения, т.е. в эскалации насилия или иного вреда. Этот тип генезиса представляет собой разновидность предыдущего типа и характерен для насильственных, корыстно-насильственных и сексуально-насильственных преступлений. Он наблюдается у лиц, как впервые совершающих преступление, а также у рецидивистов. Первоначальное намерение субъекта не нацелено на причинение существенного вреда потерпевшему. В процессе обострения конфликта с ним, в ответ на его противодействие и угрозы у преступника возникает умысел на причинение более тяжкого вреда. Такой тип генезиса сексуально-насильственных преступлений выражается в актуализация в начале у индивида сексуального влечения без намерения совершить преступное насилие и формирование в последствии такого намерения из-за безуспешности попыток добиться интимной близости с потерпевшей. Восьмой тип генезиса отличается тем, что преступные действия субъект совершает под влиянием других лиц, склоняющих к совершению противозаконного деяния. Возникновение криминального умысла может происходить не только на основе сложившейся ранее приемлемости преступного деяния, но и в результате формирование такой приемлемости под влиянием других лиц. В данном типе генезиса преступления проявляется отсутствие антикриминальной устойчивости личности, податливость субъекта криминогенному воздействию. Девятый тип выражается в совершении преступления в результате конформного поведения в составе группы. Исходным этапом в генезисе данного типа является формирование установки на включенность в групповую динамику. В результате этого возникает готовность следовать общим намерениям или намерениям лидера, поддерживать групповые цели. Эта готовность реализуется в преступном поведении как поддержка инициативы наиболее влиятельных членов группы, следование их примеру или как пассивное присутствие при совершении преступных действий членами группы. Вопросы для самоконтроля и практических занятий. Что представляет собой психологический генезис преступного поведения ? Какой этап психической деятельности является системообразующим в генезисе преступления ? Какие закономерности проявляются в процессе протекания психической деятельности, детерминирующей преступное поведение ? В чем заключается практическое изучение психологического генезиса преступного деяния ? Какие вопросы необходимо ставить при изучении психологического генезиса конкретного преступного деяния ? Какие типы психологического генезиса можно выделить и в чем их отличительные особенности ? Зависит ли тип генезиса преступления от особенностей криминогенной склонности личности ?
|
Генезис и психология | Бытие как диалог: литературный, исторический и богословский комментарий
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Эволюционная психология угрожает ответственности | Ответы в книге Бытия
Источник новостей
- Los Angeles Times : «Разум в его развитии»
Возможно, это не звучит как триумф эволюционной теории: психиатр Андерсон Томсон вылечил депрессию студентки колледжа, помогая ей быть более настойчивой в своих целях, сменить школу (с нелюбимой на любимую) и сменить специальность ( от одного, который ей не нравился, до одного, который ей нравился). Тем не менее, согласно Los Angeles Times Джулии Кляйн, это пример успеха «эволюционной психологии, растущей области, которая начинает влиять на психотерапию». Кляйн объясняет, чем эволюционная психология отличается от психологических школ, которые ей предшествовали:
Эволюционная психология рассматривает разум как совокупность эволюционировавших механизмы или приспособления, способствующие выживанию и воспроизведение. Эволюционная психопатология — ненормальная психология через призму эволюции — смотрит на то, что пошло не так.
Но что, если эти три основные идеи эволюционной психологии стали доминировать в наших представлениях о том, как мыслит человек?
Затем в статье объясняются три доминирующих мнения школы. Во-первых, идея о том, что то, что многие характеризуют как «расстройства», на самом деле является «рациональной тактикой ведения переговоров, позволяющей манипулировать другими, чтобы они оказывали поддержку, от которой в противном случае они могли бы отказаться». Во-вторых, что «депрессия является результатом «несоответствия» между человеческими существами, приспособленными к обществу охотников-собирателей, и современным миром». И в-третьих, что психические расстройства являются результатом «накопления вредных генетических мутаций — изъянов в системе».
Терапия, проводимая Андерсоном Томсоном, не может быть особенно странной или опасной; действительно, его консультирование депрессивного студента колледжа звучит похоже на то, что предлагают многие психиатры/психологи. Но что, если эти три основные идеи эволюционной психологии стали доминировать в наших представлениях о том, как мыслит человек? Первая идея, что расстройства на самом деле являются тактикой манипулирования, может привести как к отсутствию сочувствия к жертвам расстройств (например, «Ты притворяешься подавленным только для того, чтобы привлечь мое внимание»), так и к идее, что все расстройства являются результат неудовлетворенной эволюционной потребности, такой как предполагаемое эволюционное стремление к размножению.