Что такое патриархат определение: что это такое, минусы и плюсы в семье, примеры
Украинская православная церковь решила отказаться от Московского патриархата. Объясняем, что это означает
ПоделитьсяВ Киеве 27 мая состоялся Поместный собор Украинской православной церкви Московского патриархата, который решил полностью отказаться от РПЦ. Из устава религиозной организации убрали все упоминания о Русской православной церкви, при этом о выходе из РПЦ так и не заявили. Что это значит на практике и можно ли считать, что УПЦ стала новой независимой церковью? Объясняет религиовед Дмитрий Горевой специально для Настоящего Времени.
Хронология событийИзначально Украинская православная церковь (УПЦ) не планировала проводить Поместный собор, на утро 27 мая было назначено собрание духовенства, мирян и епископов. В таком собрании, как и в Поместном соборе, участвуют все церковные слои, однако собрание не имеет полномочий принимать важные решения. Такая прерогатива есть только у Поместного собора – как у высшего органа управления церковью.
Поэтому когда митрополит Онуфрий (глава УПЦ Московского патриархата) созвал лишь собрание духовенства, многие наблюдатели расценили это как попытку «выпустить пар» и нежелание принимать какие-либо серьезные решения. Однако собрание быстро закончилось – и в этот же день началось экстренное заседание Священного синода. Это главный рабочий орган управления церковью, который состоит из старших митрополитов. По идее они должны управлять церковью в период между Соборами. Однако тот факт, что Соборы созывают редко, превращает Синод в реальный орган управления, хотя по уставу у него таких полномочий нет. Такая практика сложилась давно, а в советское время приобрела название «Митрополитбюро».
Заседание Синода продлилось недолго, его основной задачей был созыв Архиерейского собора. А уже Архиерейский собор утвердил созыв Поместного собора. Такая сложная бюрократическая последовательность нужна для соблюдения всех уставных процедур, а также для демонстрации того, что с решениями согласны все органы управления церковью. По мнению наблюдателей, это своеобразная перестраховка для митрополита Онуфрия – доказательство того, что отказ от Московского патриархата не его личное решение.
Отказ от РПЦ означает автокефалию?Слова «автокефалия» нет в решениях, принятых Собором. УПЦ МП его всячески избегает, поскольку за 30 лет церковного противостояния Московского и Киевского патриархатов оно набрало негативных коннотаций с позиции одной из сторон. Дело в том, что украинская церковь стремилась к автокефалии еще с начала 90-х, когда ею управлял митрополит Филарет. Однако его попытки в Москве осудили, его самого предали анафеме, а само слово «автокефалия» начали связывать с расколом и конфликтами – хотя сам по себе этот термин нейтральный и обозначает лишь независимый статус церкви.
Не заявляя прямо об автокефалии, Поместный собор УПЦ на этот раз употребил слова «самостоятельная и независимая». С одной стороны, это выглядит как заявление на автокефалию. С другой стороны, УПЦ МП была «самостоятельной и независимой» еще с 1990 года, но при этом не автокефальной.
Поместный собор также постановил, что отныне УПЦ МП будет самостоятельно варить миро (благовонное масло, используемое во время богослужений), а не получать его из Москвы, как раньше. Это тоже важный пункт, поскольку самостоятельное мироварение – один из факторов независимости. Однако это не означает, что церкви, которые не варят сами миро, не являются автокефальными. К примеру, Иерусалимский патриархат, а также автокефальные церкви Греции, Албании, Кипра и Украины (ПЦУ) не варят миро сами, а получают его от Вселенского патриарха. С другой стороны, в Киево-Печерской лавре до революции 1917 года существовала древняя традиция мироварения, хотя Киевская митрополия и не была тогда автокефальной.
Вышла ли УПЦ из Московского патриархата?Пока непонятно. В постановлении Поместного собора нет прямого заявления о том, что УПЦ МП выходит из состава РПЦ. Формально УПЦ МП, даже будучи «самостоятельной и независимой», может оставаться в составе РПЦ. Однако если она официально станет автокефальной, тогда она уже не сможет пребывать в рамках Московского патриархата. Но одного провозглашения нового статуса мало, нужно, чтобы его признали другие. И, скорее всего, ни Москва, ни Константинополь такой статус не признают. РПЦ не захочет отпускать свой филиал, который составляет треть всех общин, а Вселенский патриарх признает в Украине только одну автокефальную церковь – ПЦУ.
Сейчас ситуацию с УПЦ МП можно сравнить с моделью светской федерации: у субъекта есть все формальные органы самостоятельной власти, однако есть и федеральные структуры. Для УПЦ МП такими федеральными структурами являются Синод и Соборы РПЦ. При этом субъекты федерации могут считаться «самостоятельными и независимыми» в ее составе – до тех пор, пока они не провозглашают государственный суверенитет.
Заграничные приходы – признак независимости?Одним из важных пунктов изменений стало решение об открытии приходов УПЦ МП за рубежом, в местах компактного проживания диаспоры. Дело в том, что это еще одна прерогатива автокефальной церкви. Каждая национальная православная церковь старается духовно окормлять свою диаспору и таким образом удерживать ее членов от полной ассимиляции в инокультурном пространстве. Такие диаспорные приходы есть у Русской, Грузинской, Болгарской, Сербской, Румынской и Македонской церквей. Однако остальные церкви (Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Кипрская и Элладская) состоят из этнических греков – то есть фактически пять разных церквей представляют один этнос. Поэтому они решили, что за границами этих церквей греческой диаспорой будет руководить только Константинопольский патриарх. Однако кроме греческой диаспоры Константинополь настаивает на своем праве окормлять всю диаспору в принципе: мол, православие не делится по национальному признаку, а строго по территориальному. По этой логике каждая поместная церковь имеет свои границы, а все, что за ними, должно подлежать юрисдикции Константинополя. Многие церкви с этим не согласны.
УПЦ МП ранее не могла создавать приходов за рубежом, а, например, украинских трудовых мигрантов окормляли священники РПЦ. Это не нравилось Киеву, поскольку духовенство РПЦ, с одной стороны, уберегало их от духовной ассимиляции, но обращало в другую сторону – в сторону российской самоидентичности. Активные попытки добиться права на диаспору предпринимал предыдущий глава УПЦ МП митрополит Владимир (Сабодан), однако из-за общей проукраинскости в Москве ему отказали. Нынешний митрополит Онуфрий (Березовский) прежде не отличался активной проукраинской позицией и вопросами диаспоры не интересовался. Однако Москва предоставила небольшие уступки через голову Онуфрия одному из его подчиненных: ярому критику недавнего Собора и одному из самых пророссийских иерархов в Украине, запорожскому митрополиту Луке (Коваленко), разрешили открыть несколько общин в Швеции.
Наблюдатели отмечают, что, как и решение о мироварении, открытие приходов за рубежом означает не столько оппозицию РПЦ, сколько очередной выпад Украинской православной церкви против автокефальной ПЦУ – которая по статусу выше, но таких привилегий не имеет.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
«Просто православные». К какой церкви себя причисляют жители Украины и кому из религиозных лидеров доверяют – соцопрос
Будут ли в Украине молиться за патриарха Кирилла?В решениях Поместного собора Украинской православной церкви также указывается, что отныне общины УПЦ МП перестанут молиться за патриарха Кирилла. Это, пожалуй, единственное изменение, которое общины почувствуют на практике, – поскольку вопросы устава церкви рядовых верующих практически никак не касаются и большинство из прихожан вообще никогда не читали устав.
Остается открытым вопрос о поминовении патриарха Кирилла самим митрополитом Онуфрием, поскольку по канонам именно Онуфрий должен поминать своего начальника, а вот молитвы рядовых общин не обязательны. Именно такая система действует в греческих церквях: каждая община поминает своего областного митрополита, а тот уже поминает патриарха. Если Онуфрий откажется от поминовения патриарха Кирилла, то это будет означать, что он больше ему не подчиняется и фактически вышел из состава РПЦ.
Не проясняя пока, что будет с упоминанием Кирилла, в УПЦ МП уже заявляют, что Онуфрий будет поминать глав других православных церквей. Такое поминовение – это тоже показатель независимости, прерогатива глав автокефальных церквей упоминать равных себе. К тому же для Онуфрия вопрос поминовения других патриархов осложняется еще и тем, что с несколькими из них Московский патриархат разорвал общение после получения независимости в 2019 году Православной церковью Украины (ПЦУ): речь идет о Константинопольском и Александрийском патриархах, а также о главе Элладской церкви. Причем сам Онуфрий это сделал дважды: один раз – на Синоде в Москве, другой – на Синоде в Киеве. Это произошло потому, что киевский Синод на местном уровне дублировал санкции Синода Московской патриархии.
Правда ли, что ПЦУ тоже молится за Кирилла?Представители УПЦ МП в спорах с оппонентами из Православной церкви Украины указывали им на то, что глава этой церкви митрополит Епифаний тоже молится о патриархе Московском Кирилле. Епифаний действительно за богослужением поминал патриарха Кирилла – но не как подчиненный старшего, а как равный равного. Это прерогатива глав автокефальных церквей. Точно так же – как равного – Кирилла поминают Вселенский, Иерусалимский, Грузинский, Сербский или Болгарский патриархи. В УПЦ же до последнего времени Кирилла поминали именно как своего руководителя – в каждом приходе.
Конец спорам положила война: митрополит Епифаний перестал поминать патриарха Кирилла после начала полномасштабного нападения России на Украину 24 февраля 2022 года.
Как на отказ УПЦ отреагировали в Москве?Со стороны Московской патриархии прозвучала на удивление сдержанная реакция на отказ УПЦ от Русской православной церкви. Митрополит Иларион Алфеев заявил о том, что ничего экстраординарного не произошло, что УПЦ МП лишь в очередной раз подтвердила уже имеющийся у нее статус. Спикер РПЦ Владимир Легойда сообщил, что церковь не будет комментировать решения, поскольку официально УПЦ МП не обращалась к патриарху по вопросу пересмотра ее статуса.
Единственным, кто отреагировал жестко и агрессивно, стал Александр Щипков – заместитель Легойды, который в последнее время занимает нишу «церковного Жириновского»: то есть делает максимально резкие и провокативные заявления. Он назвал решение расколом, а «заказчиком раскола» – Госдеп США. Однако через несколько часов его пост был удален.
Когда станет понятно, «ушла» ли УПЦ от Московской патриархии?Наблюдатели отмечают, что громко прозвучавший в новостях «отказ» от РПЦ пока не проясняет, насколько серьезны намерения Украинской православной церкви «развестись» с Московской патриархией – или же эти заявления могут быть своего рода спецоперацией по прикрытию сохраняющихся связей с Москвой. Не внесла ясности и сама патриархия, которая делает вид, что ничего существенного не произошло. Пока решения УПЦ МП выглядят как гибридные, и каждая сторона может увидеть в них то, что хочет: промосковская партия будет настаивать на том, что формально УПЦ МП не вышла из РПЦ, а проукраинская партия будет говорить, что их с РПЦ ничего не связывает. И как ни парадоксально, обе стороны будут фактически правы – по крайней мере до тех пор, пока не будет опубликован окончательный текст нового устава УПЦ МП.
***
На богослужении в воскресенье, 29 мая, митрополит Онуфрий действительно упомянул всех глав церквей, кроме тех, с кем разорвал общение. На языке церковного протокола это означает, что теперь Онуфрий стал действительно независимым, а УПЦ МП – автокефальной. Однако пока это лишь самопровозглашенная автокефалия. Признает ли ее кто-нибудь из других церквей, не известно.
Рекомендуем
Как обойти блокировку?
Матриархат и патриархат — это не про то, кто громче орёт.
Политолог и омичи рассуждают о социальной моделиСвободное время • ИА «Омск Здесь» 10 апреля 2020, 18:51, последнее обновление 24 июня 2022, 17:58 • печать
Автор:Анна Бамбульская
Вопрос о выборе между патриархатом и матриархатом озадачил омичей, но ответы на него удивили авторов проекта «100 человек», а известный омский политолог рассказала, почему вообще не стоит выбирать.
Сегодня, 10 апреля, в спецпроекте «Омск Здесь» «100 человек» (18+) мы поговорили с омичами о патриархате и матриархате и выяснили, какую из моделей отношений они выбирают. Скажем вам честно, многие ответы нас удивили. Мы ожидали совсем другого от наших спикеров.
О том, что же стоит выбрать, матриархат или патриархат, и зачем это вообще надо, мы поговорили с политологом, доцентом кафедры политологии ОмГУ Иваном Жуковым.
— Патриархат и матриархат складывались в разных обществах в результате объективных факторов: обеспеченность землёй, образ жизни, военная активность и пр. Сейчас объективные факторы слабее, но всё равно влияют. Пытаться их игнорировать глупо. Поэтому, думаю, стоит не выбирать между ними, а просто обеспечить людям равный набор в первую очередь социальных и трудовых прав. Это что касается выбора в целом в обществе,
При этом он убеждён, что на данный момент в российском обществе невозможен ни патриархат, ни матриархат. По крайней мере, в качестве общепризнанной модели социального устройства. Если говорить о выборе в семье, то здесь главное, чтобы людям было комфортно.
— Любая модель устройства — комплексная. Матриархат и патриархат — это не про то, кто громче орёт или последним по столу кулаком стукнет. Это целый набор ключевых социальных, экономических, политических и прочих функций, ответственности и вытекающих из них прав. Именно так: сначала обязанности, потом права. Возьмём, к примеру, патриархат. Он зиждется на ключевой роли мужчины как экономического субъекта, воина и воспитателя. Остальное — дань традиции. Но в условиях, когда треть семей в России — неполные, о какой ключевой роли можно говорить? А ведь это не из-за каких-то внешних обстоятельств, мы сейчас не ведём непрерывные войны. К сожалению, это часто результат безответственного отношения именно мужчин. В этой ситуации патриархат априори невозможен. Аналогичную схему можно обрисовать с матриархатом. Поэтому в реальной жизни всё сложнее,
— подчеркнул Иван Жуков.Именно поэтому, по мнению политолога, нет смысла выбирать между двумя вариантами. А уместнее было бы обеспечить «реальное равенство социальных и экономических прав».
А что предпочитают омичи, смотрите в новом выпуске «100 человек».
Обсудить
Теги • #100 человек #видео #Иван Жуков #модель
Читайте также
- Чудеса колористки: почему яркий образ может обернуться большой проблемой
- Закрыть гештальт.
- #МагияВинила: Супернеизвестность Криса Корнелла
- #встречисавтором: стихи со вкусом жизни
- «Мы всё дружим, а пора бы жениться на территории». Про ошибки и надежды в омской архитектуре
Чудеса колористки: почему яркий образ может обернуться большой проблемой
Закрыть гештальт. Шесть омичек снова надели свадебное платье
#МагияВинила: Супернеизвестность Криса Корнелла
#встречисавтором: стихи со вкусом жизни
«Мы всё дружим, а пора бы жениться на территории». Про ошибки и надежды в омской архитектуре
- Поделиться:
Новости smi2.ru
Патриархат Определение и значение — Merriam-Webster
па·три·арх·чи ˈpā-trē-ˌär-kē
1
: общественная организация, отмеченная верховенством отца в клане или семье, юридической зависимостью жен и детей и учетом происхождения и наследования по мужской линии
широко : контроль мужчин за непропорционально большой долей власти
В течение 20 лет страной правил патриархат.
Примеры предложений
В течение 20 лет страной управляли как патриархат . регион, в котором практикуется патриархат
Недавние примеры в Интернете Подход Дейзи Джонс предсказуем: пугать патриархат и делать из его мишеней героинь. — Александра Молоткова, 9 лет0025 Новая Республика , 3 марта 2023 г. Пять актрис ведут этот документальный фильм, который будет иметь межкультурный резонанс, потому что патриархат не знает границ. — Ловия Гьяркье, The Hollywood Reporter , 24 февраля 2023 г. Вместо этого традиционные гендерные обозначения, фетишизированные как эротические фиксации гетеросексуальным патриархатом , усиливаются до поразительно абсурдной степени. — Los Angeles Times , 22 февраля 2023 г. Хотя у Джомо есть уверенность в наследии и миссии, которых не хватает Алексею, двое мужчин взаимно терпят поражение из-за приказа и приказов военного патриархата . — Гай Лодж, , разнообразие , 19 февраля 2023 г. Скрытые механизмы патриархата и экспансионизма внезапно оказались в центре внимания как две грани одного и того же огромного аппарата. — Элиф Батуман, 9 лет.0025 The New Yorker , 23 января 2023 г. Бир возлагает некоторую вину на патриархат за то, что он удерживает женщин на своем месте, то есть дома, рожает детей, ведет домашнее хозяйство и, что не менее важно, дает моральное руководство часто своенравным мужьям и сыновьям. — Майкл Дирда, Washington Post , 5 января 2023 г. В Америке 19-го века трансцендентализм и феминизм первой волны захлестнули страну, и суфражистки считали обвиняемых ведьм жертвами насилия и невежества.0025 патриархат . — Кейт Уилинг, Smithsonian Magazine , 27 октября 2022 г. Представление о том, что женщины копают глубоко и направляют внутреннюю силу внутрь, ужасает патриархата , кровно заинтересованного в том, чтобы удержать женщин на своем месте. — Энн Коэн, refinery29.com , 24 октября 2022 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «патриархат». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Первое известное использование
1632, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование патриархат был в 1632 г.
Посмотреть другие слова того же года патриархат
патриархат
патрицентрический
Посмотреть другие записи рядом
Процитировать эту запись
Стиль
MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер
«Патриархат». Словарь Merriam-Webster. com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/patriarchy. По состоянию на 16 марта 2023 г.
Копия цитирования
Детское определение
патриархат
существительное
па·три·арх·чи ˈpā-trē-ˌär-kē
1
: общественная организация, в которой отец является главой семьи и происхождение и наследственность прослеживаются по мужской линии Merriam-Webster о патриархате
Нглиш: Перевод патриархата для говорящих на испанском языке
Britannica. com: Энциклопедическая статья о патриархате
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster полный текст
определение патриархата | Социологический словарь открытого образования
Содержание
Определения патриархата
- ( существительное ) Общество, система или группа, в которой мужчины доминируют над женщинами и обладают силой и властью.
- ( существительное ) Группа или семья, в которой отец или старший мужчина является главой семьи, а родословная обычно прослеживается по мужчине.
Патриархат Произношение
Руководство по использованию произношения
Слоговая система: pa·tri·archy
Звуковое произношение
– Американский английский
– Британский английский
Фонетическое правописание
- Американский английский – /pAY-tree-ahr-kee/
- Британский английский – /pAY-triah-kee/ Международный телефон14
- 4
- 4 Alphabet
- Американский английский — / ˈpeɪtriˌrki /
- Британский английский — / ˈpeɪtrɪ ɪki /
. мужчины и имеют силу и власть.
- Также называется патриархат .
- A ( Существительное ) Патриарх или ( Существительное ) Патриархист Heads A ( Прилагательный ) Патриархический или ( Прилагательный ) Patrical OR.
Родственные цитаты
- ««Гегемонистская мужественность» всегда конструируется по отношению к различным подчиненным маскулинностям, а также по отношению к женщинам. Взаимодействие между различными формами мужественности является важной частью того, как работает патриархальный социальный порядок» (Коннелл 19).87:183).
- «Патриархат буквально означает «власть отцов» и происходит из Ветхого Завета — вся власть была отдана старейшинам мужского пола. Сегодня его значение более общее: доминирование мужчин во всех основных институтах общества, включая правительство, религию, образование, экономику, вооруженные силы и средства массовой информации» (Кауфман и Киммел, 2011:112).
- «Преимущество для мужчин как группы от поддержания неравного гендерного порядка. Денежный доход – не единственная выгода. Другими являются авторитет, уважение, служение, безопасность, жилье, доступ к институциональной власти, эмоциональная поддержка и контроль над собственной жизнью. Патриархальные дивиденды, конечно, уменьшаются по мере роста общего гендерного равенства» (Connell 2009).:142).
Видео по теме
youtube.com/embed/Wg9FWxpZeJ8?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Дополнительная информация
- Ресурсы о семье и родстве – книги, журналы и полезные ссылки
- Ресурсы о сексе и гендере – книги, журналы и полезные ссылки Словарь этимологии: etymonline.com
- Беннетт, Джудит М. 2006. История имеет значение: патриархат и вызов феминизма . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
- Бьяджи, Кристина. 2005. Правление Марса: Чтения о происхождении, истории и влиянии патриархата . Манчестер, Коннектикут: знания, идеи и тенденции.
- Кейс, Чарльз Э. и Кэмерон Д. Липпард. 2009. «Юмористические нападки на патриархальную идеологию». Социологическое исследование 79(2):240–55. doi:10.1111/j.1475-682x.2009.00282.x.
- Дейли, Мэри. 1978. Гинеколог/Экология: Метаэтика радикального феминизма . Бостон: Маяк.
- Драгевич, Молли. 2008. «Восстановление патриархата: права отцов и активность против VAWA». Феминистская криминология 3 (2): 121–44. дои: 10.1177/1557085108316731.
- Огненный камень, Суламифь. 1970. Диалектика пола: аргументы в пользу феминистской революции . Лондон: Джонатан Кейп.
- крючки, раструб. 1981. Разве я не женщина? Черные женщины и феминизм . Бостон: South End Press.
- Джайн, Джасбир. 2005. Женщины в патриархате: межкультурные чтения . Джайпур: Рават.
- Попено, Дэвид. 1996. Жизнь без отца: убедительные новые доказательства того, что отцовство и брак необходимы для блага детей и общества . Нью-Йорк: Свободная пресса.
- Уолби, Сильвия. 1991. Теоретический патриархат . Оксфорд: Блэквелл.
Родственные термины
- отец
- феминизм
- матриархат
- матриархат
- мать
- норма
- патриархат0154
- power
Ссылки
Connell, R. W. 1987. Гендер и власть: общество, личность и сексуальная политика . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Коннелл, Рэйвин и Ребекка Пирс. 2009. Пол: в мировой перспективе . 2-е изд. Молден, Массачусетс: Polity.
Кауфман, Майкл и Майкл С. Киммел. 2011. Руководство парня по феминизму . Беркли, Калифорния: Seal Press.
Works Consulted
Agger, Ben. 2004. Виртуальное Я: современная социология . Молден, Массачусетс: Блэквелл.
Словарь английского языка American Heritage . 5-е изд. 2011. Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт.
Билтон, Тони, Кевин Боннетт, Пип Джонс, Дэвид Скиннер, Мишель Стэнворт и Эндрю Вебстер. 1996. Введение в социологию . 3-е изд. Лондон: Макмиллан.
Брим, Роберт Дж. и Джон Ли. 2007. Социология: ваш компас для нового мира . 3-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Английский словарь Коллинза: полный и полный . 6-е изд. 2003. Глазго, Шотландия: Коллинз.
Делани, Тим и Тим Мэдиган. 2015. Социология спорта: введение . 2-е изд. Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд.
Ферранте, Джоан. 2011а. Видя социологию: введение . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Ферранте, Джоан. 2011б. Социология: глобальная перспектива . 7-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Феррис, Керри и Джилл Стейн. 2010. Реальный мир: введение в социологию . 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон.
Гидденс, Энтони и Филип В. Саттон. 2014. Основные понятия социологии . Кембридж: Политика.
Хенслин, Джеймс М. 2012. Социология: земной подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Кендалл, Диана. 2011. Социология в наше время . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сейчас . Бостон: Аллин и Бэкон.
Корнблюм, Уильям. 2008. Социология в меняющемся мире . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Макионис, Джон. 2012. Социология . 14-е изд. Бостон: Пирсон.
Масионис, Джон и Кеннет Пламмер. 2012. Социология: глобальное введение . 4-е изд. Харлоу, Англия: Pearson Education.
Марш, Ян и Майк Китинг, ред. 2006. Социология: осмысление общества . 3-е изд. Харлоу, Англия: Pearson Education.
Мерриам-Вебстер. (Nd) Словарь Merriam-Webster . (http://www.merriam-webster.com/).
О’Лири, Зина. 2007. Уничтожитель жаргона социальных наук: ключевые термины, которые необходимо знать . Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.
Издательство Оксфордского университета. (Nd) Оксфордские словари . (https://www.oxforddictionaries.com/).
Равелли, Брюс и Мишель Уэббер. 2016. Изучение социологии: канадская перспектива . 3-е изд. Торонто: Пирсон.
Шефер, Ричард. 2013. Социология: краткое введение . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005. Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Шепард, Джон М. 2010. Социология . 11-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Шепард, Джон М. и Роберт В. Грин. 2003. Социология и вы . Нью-Йорк: Гленко.
Стюарт, Пол и Йохан Заайман, ред. 2015. Социология: краткое введение в Южную Африку . Кейптаун: Джута.
Томпсон, Уильям Э. и Джозеф В. Хики. 2012. Общество в фокусе: введение в социологию . 7-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Торп, Кристофер, Крис Юилл, Митчелл Хоббс, Сара Томли и Маркус Уикс. 2015. Книга по социологии: простое объяснение больших идей . Лондон: Дорлинг Киндерсли.
Тишлер, Генри Л. 2011. Введение в социологию . 10-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Тернер, Брайан С., изд. 2006. Кембриджский социологический словарь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
участников Википедии. (Nd) Википедия, Бесплатная энциклопедия .