Что такое рефлексивное слушание: РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание — это… Что такое РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание?

Содержание

РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание — это… Что такое РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание?

РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание
активное слушание собеседника, постоянное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник. Применяются следующие формы уточнения: вопросы говорящему, просьба повторить фразу; перефразирование, резюмирование.

Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь. В.И. Зорин. 2002.

  • РЕФЛЕКС
  • РЕФЛЕКСИЯ

Смотреть что такое «РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание» в других словарях:

  • Рефлексивное слушание — – слушание, при котором собеседник старается добиться большой точности и полноты понимания того, что ему говорит партнер. В этом случае применяются реплики – уточнения услышанного: Не понял… А что это значит? Что вы имеете в виду? Что то… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • рефлексивное слушание —    слушание, при котором собеседник старается добиться большой точности и полноты понимания того, что ему говорит партнер. В этом случае применяются реплики – уточнения услышанного: Не понял… А что это значит? Что вы имеете в виду? Что то… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ —         (reflective listening). По своему содержанию Р. с. включает способность реагирования на другого человека возникновением эмпатии. Роджерсом (Rogers С. R.) и другими авторами эмпатия рассматривается как важный элемент психотерапевтического… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • СЛУШАНИЕ — вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с восприятием и пониманием речи участников общения и реагированием на нее. Слушание рефлексивное слушание с анализом, уточнениями, перефразированием. Слушание эмпатическое в пед.… …   Педагогический словарь

  • слушание Рефлексивное — активное слушание собеседника, посто­янное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник [24, c. 137]. СОАВТОРСТВО – сотрудничество нескольких авторов в работе над созданием совместного… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Метод беседы — Метод беседы  психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы …   Википедия

  • Способы слушания — нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание состоит в умении «внимательно молчать», не вмешиваясь в речь говорящего своими замечаниями. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В процессе… …   Педагогическое речеведение

  • Предварительное следствие: допрос в бесконфликтной ситуации — Бесконфликтная ситуация обычно бывает обусловлена заинтересованностью допрашиваемого в полном и объективном расследовании преступления, готовностью и желанием сотрудничать с правоохранительными органами (ПОО). Наиболее распространенной… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Допрос в бесконфликтной ситуации — Бесконфликтная ситуация при допросах чаще бывает обусловлена заинтересованностью допрашиваемого в полном и объективном расследовании преступления, готовности и желанием сотрудничать с ПОО. Наиболее распространенной процессуальной формой ее… …   Энциклопедия современной юридической психологии

Рефлексивное слушание – важный навык общения

Рефлексивное слушание является важным навыком общения в силу того, что мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику. Мы должны пользо­ваться кодом: словами, тоном, жестами, позами и прочее. В качестве слушателя мы интерпретируем сообщение с большей или меньшей степенью точности. Для того что­бы понять сообщение как можно точнее, полезно приме­нить один из необходимых для общения навыков — об­ратную связь. Обратная связь есть ни что иное, как сооб­щение о том, что именно вы услышали. В свою очередь, собеседник может сказать:

«Да, именно это я и имел в виду» или «Нет, я не это имел в виду. Я попробую объяснить снова». Эти компо­ненты — сообщение, обратная связь и проверка подтвер­ждения — составляют процесс обратной связи.

«ОТПРАВИТЕЛЬ»   —   СООБЩЕНИЕ   — «ПОЛУЧАТЕЛЬ».

В эффективности рефлексивного слушания и исполь­зования процесса обратной связи можно убедиться на следующем примере.

Мать услышала, как ее сын, вернувшись из школы, сказал: «Какой плохой день! Учительница рассердилась на меня и назвала лгуном за то, что я забыл принести домаш­нее задание. Она кричала на меня! Вот записка от нее».

Для того чтобы проверить, насколько правильно она поняла сына, и для того, чтобы удостовериться, что он действительно огорчен школьным происшествием, мать может сказать: «Похоже у тебя сегодня и вправду был ужасный день». Это послужит сыну сигналом, поняла ли мать, что он хотел сказать. В данном случае мать правиль­но поняла сына и он говорит: «Ты можешь повторить это еще раз». На этот раз мать, подумав, говорит: «Наверное ужасно стыдно, когда на тебя кричат перед всем клас­сом». Ребенок, в свою очередь, соглашается: «Конечно, стыдно, и мне очень плохо». Дальнейший разговор может выглядеть примерно так:

Мать. Я готова поспорить, что ты задет и обижен ее критикой.

Сын. Да! Так же, как и я готов поспорить, что и ей слу­чалось забыть что-нибудь и, возможно, ее никто не «кле­вал» за это.

Мать. Большинство из нас думает именно так, когда кто-нибудь нас задевает.

Сын. Ну, это несколько успокаивает.

На этом примере отчетливо видно, что рефлексивное слушание с обратной связью способствует выяснению и пониманию проблемы, нахождению решения. Если же обратную связь установить не удается, возникают непо­нимание, раздражение и фрустрация.

Большое значение для овладения навыком рефлексив­ного слушанья имеет понимание разницы между закрытым и открытым ответом. Закрытый ответ показывает, что взрослый либо не слышит и не понимает ребенка, либо предпочитает игнорировать его рассказ.

Другими словами, он ограничивает общение. Открытый ответ свидетельствует, что взрослый слышит ребенка и интересуется тем, о чем тот говорит. Открытые ответы стимулируют ребенка продол­жать свой рассказ. Кроме того, открытые ответы отражают чувства ребенка, стоящие за его рассказом.

Открытые ответы можно распределить по следующим категориям:

стартеры: «Я понимаю», «О-о-о», «М-м-м», «Я хо­тел бы побольше узнать об этом», «Расскажи мне еще что-нибудь».

молчание: ничего не говорите, но всем своим видом продемонстрируйте заинтересованность в разговоре.

 

Открытые вопросы вместо закрытых вопросов 

Открытые вопросы призваны не просто информировать взрослого о чем-либо, а помочь ребенку прояснить его проблемы. Напротив, закрытые вопросы по своей сути приближаются к утверждению и на них можно ответить лишь «да» или «нет». 

Рефлексивное слушание требует от родителей и педа­гогов понимания многобразия чувств ребенка и способ­ности установить с ним эмоциональный контакт.

В резу­льтате ребенок чувствует, что его слушают, и стремится продолжить разговор.

Рефлексивное слушание предполагает определенные установки и формы поведения. Прежде всего, это общая установка взрослого по отношению к ребенку: «Я беспо­коюсь о тебе, и меня интересует все, что с тобой происхо­дит и что ты делаешь», а также вербальные и невербаль­ные формы поведения, как бы говорящие ребенку: «Я слушаю тебя».

Установки и чувства, необходимые для осуществления рефлексивного слушания, включают:

— желание выслушать ребенка и понимание того, что это займет некоторое время;

— желание помочь данному конкретному ребенку;

— принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка;

— признание того, что чувства ребенка — это его ис­тинные чувства;

— отношение к ребенку как к самостоятельной лич­ности с его индивидуальной идентичностью и чувствами;

— глубокая убежденность в способности ребенка управлять своими чувствами, преодолевать их и находить решение;

— понимание того, что чувства преходящие не посто­янны, а выражение негативных чувств имеет своей ко­нечной целью помочь ребенку покончить с ними.

Необходимые для рефлексивного слушания формы поведения:

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ:

— зрительный контакт: смотрите на ребенка, с кото­рым вы беседуете, но не сверлите его взглядом;

— язык жестов, естественные и свободные позы.

ВЕРБАЛЬНЫЕ, стимулирующие ребенка продолжать рассказ и помогающие ему уяснить сказанное:

— обратная связь, позволяющая ребенку узнать вашу — интерпретацию того, что он сказал;

— рефлексия чувств.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: 

1. Знайте, когда использовать рефлексивное слуша­ние. Наиболее эффективно оно в тех случаях, когда у ре­бенка возникает проблема и у вас есть достаточно време­ни на ее решение.

2. Знайте, когда не следует пользоваться рефлексив­ным слушанием. Если вы как педагог или родитель чувст­вуете, что ребенок вас не принимает или отталкивает, не  нужно пытаться применить этот метод, в этом случае он не принесет успеха.

3. Развивайте свое умение слушать. Практика сделает «рефлексивное слушание» повседневным и привычным для вас делом. Не бойтесь разочарований, пробуйте снова.

4. Смиритесь с тем, что поначалу вам будет не совсем легко пользоваться «рефлексивным слушанием». Овладе­ние любым новым навыком сначала всегда сопровожда­ется чувством неуверенности. Это справедливо и для реф­лексивного слушания.

5. Пытайтесь комбинировать другие навыки межлич­ностного общения с рефлексивным слушанием. Исполь­зуйте рефлексивное слушание в сочетании с исследова­нием альтернатив, определением того, кому «принадле­жит» данная проблема и т. д.

6. Учитесь видеть разницу между потребностью ре­бенка в информации и рефлексивным слушанием. Убе­дитесь в том, что ребенок ищет нужную ему информацию и, если это действительно так, дайте ему ее.

7. Сохраняйте спокойствие, демонстрируйте уважение и принятие. Сохраняя спокойствие, вы будете обладать более широким выбором способа беседы с ребенком. Де­монстрируя уважение к мыслям и чувствам ребенка, взрослые тем самым демонстрируют принятие, что повы­шает шансы успешного общения.  


Мжельская Е.В. (по материалам книги Миниярова В. М.

«Психология семейного воспитания»).

Нерефлексивное слушание — Блог Викиум

    • Илья Павлов

      Автор Викиум

Нерефлексивное слушание — это умение слушать и не перебивать собеседника своими замечаниями. Иногда во время разговора собеседник может быть излишне эмоционален, поэтому он просто не готов слушать комментарии других, тут на помощь и приходит нерефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание условно можно отнести к пассивному восприятию.

Где применяется нерефлексивное слушание?

К основным правилам нерефлексивного слушания можно отнести:

  • не вмешиваться в речь собеседника;
  • не оценивать то, что сказал собеседник;
  • не обращать внимания на свои мысли и чувства, когда говорит собеседник.

Когда уместно нерефлексивное слушание:

  1. Использовать технику очень хорошо во время переговоров, когда необходимо выяснить, что именно хочет собеседник.
  2. Такой прием хорошо использовать в тех случаях, когда человек пытается высказаться, к примеру, во время семейной ссоры. В таком случае, если вы решите что-то добавить, то просто подольете масло в огонь и сделаете гораздо хуже. В этом случае лучше дать возможность собеседнику высказаться, после чего приступить к содержательному разговору.
  3. Собеседник не в состоянии выразить в полной мере свои трудности, заботы или радость. В данном случае следует уточнить у человека, что его делает счастливым или беспокоит. Когда же собеседник начнет делиться своими мыслями, его надо очень внимательно выслушать. Лишнее вмешательство со стороны может лишь сбить собеседника с мысли.
  4. При беседах с руководством.

Отличие нерефлексивного слушания от рефлексивного

Как уже говорилось ранее, нерефлексивное слушание заключается в выслушивании собеседника без активного участия в самой беседе. Несмотря на то, что внешне нерефлексивное слушание является пассивным, оно требует много физического и психического напряжения.

Рефлексивное слушание отличается тем, что необходимо поддерживать обратную связь с говорящим, чтобы контролировать то, что было услышано от собеседника.

К основным видам рефлексивных ответов можно отнести резюмирование, перефразирование, а также выяснение. Когда речь заходит о выяснении, человек может уточнить, что собеседник имел в виду. Перефразирование показывает человеку, что его очень внимательно слушают. Используя перефразирование, человек может спросить у собеседника, правильно ли он его понял.

Главным правилом нерефлексивного слушания является умение молчать, а рефлексивного — показать, что  действительно слушают собеседника и заинтересованы в том, что он говорит. Чтобы понять, какому виду слушания надо отдать предпочтение, необходимо отталкиваться от ситуации. Развить коммуникативные навыки поможет курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн-интенсив».

Читайте нас в Telegram — wikium

Экзаменационные билеты по дисциплине «Организационное поведение»


Экзаменационные билеты по дисциплине «Организационное поведение»
1. Предмет и задачи организационного поведения.

ОП — комплексная прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организации в целом сложной и динамичной среде.

Главная задача изучения дисциплины заключается в усвоении теоретических основ И получении практических навыков в управлении поведением людей, групп, организаций в процессе труда. Для решения данной задачи менеджер должен понимать природу человеческой психики, роль волн, эмоций, потребностей и мотивов в поведении человека на его рабочем месте и в организации в целом.

Предмет ОП — закономерности и движущие силы, которые определяют поведение людей в условиях совместного труда и межличностного общения.

Объектом и одновременно субъектами ОП выступают личность, группа и организация в целом.

Цели ОП:


1. систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения;

2. анализ причин и поступков (индивидуальных и групповых) людей в определенных условиях;

3. прогнозирование и корректировка поведения человека в организации;

4. создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов. Методологические особенности ОП:

I. междисциплинарность, синтетичность. Синтетичный характер ОП вытекает из того, что синтезируются различные науки с другими областями познания. В ОП используются различные способы познания:

A) научное познание опирается на теоретические обобщения;

Б) обыденное познание опирается на наблюдение, которое основано непосредственно на наблюдаемых нами свойствах предметов/явлений;

B) в основе художественного познания лежит образная форма отображения действительности, направленная на личность; Г) особенностью религиозного познания является то, что мир оно рассматривает как проявление божественного замысла.

2- Системность организационного поведения проявляется в том, что в основе изучения основных проблем лежит системный подход. Системный подход-направление в методологии научного познания и ее циальной практике, которое опирается на понимание изучаемого объекта как системы.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Что такое рефлексивное слушание? — Школьные Знания.com

Спиши расставляя недостающие знаки препинания вставляя где нужно пропущенные буквы прокомментируйте постановку знаков препинания ​

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО!!!трава лежала не только на подоконниках,но и на столах,на комоде НАДО ВЫДЕЛИТЬ ОДНОРОДНЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯПОЖАЛУЙСТА!!!!!! … ​

подчеркните,сверху надпишите,какими честями речи они выражены ​

Расставить знаки препинания, подчеркнуть главные члены предложения, составить схемы предложений (вертикальные), определить вид придаточного 1. Светлан … а не терпела чтобы к ней относились безразлично и старалась при всяком случае завоевать расположение Агафонова. 2. Внешнее солнышко приветливо глядело с голубого неба по которому двигались перистые облачка и пригревало изрядно. 3. Машины были так близко что ему в лицо пахнуло тёплым смрадом газолиновой гари. 4. Только в той стороне откуда подымались все новые звёзды чувствовалось приближение рассвета. 5. Когда прожекторный луч падал в заросли пронзительно вспыхивали хрустальными фонтанами обледеневшие деревья. 6. Тигр не боится огня и смело подходит к биваку если на нём тихо. 7. Как-то в начале марта он нашёл время и возможность забежать домой так как был послан с поручением в город. 8. Он пришёл к нам затем чтобы получить совет. 9. Хотя виски уже серебрятся но с виду капитан ещё моложав. 10. Я тронул лошадь поводом но она вдруг шарахнулась в сторону так что я едва усидел.

помогите пожалуйста кроссворд​

письменно выполнить в тетради задание.переписать предложение .подчеркнуть все члены предложения. у имен сущ. определить склонение, род,число и падеж. … предложение:Лотос чарует зрителей только три дня а на четвёртый прекрасные цветки вянут

ПОМОГИТЕЕЕЕ!!!!! ПРЯМО СЕЙЧАС 1) В селе. .. провела совернования по футболу.2) Сельский … сделал сложную операцию.3) … к знаниям-книга. 4) … при … шла вовремя.5) Трудолюбивая… сделала запасы на зиму .6) Верхний … был занят жилыми комнатами.7) … на своей спине несёт гриб.СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: ёж, молодёжь,врач,мышь, помощь,этаж,ключ.ПОМОГИТЕЕЕЕЕ!!!!​

248Б. Назовите ключевые слова стихотворения. Сформули- руйте его основную мысль. Определите значения выделенных слов и фразеологизма духом пал. С како … й целью они использо- ваны в стихотворении?​

239B. Какова основная мысль текста? В какой части текста она вы- ражена? Подтвердились ли ваши предположения? Назовите компо- зиционные части текста. … Озаглавьте их. Запишите заголовки частей в рамку справа. Можно ли назвать вашу запись планом? Аргументируй- те свой ответ. Если бы текст начинался с последнего абзаца, то какой тип речи в нем использовался бы? Какой композиционной частью являлся бы этот абзац?​

6 Послушайте анализ стихотворения Ф. И. Тютчева, который подготовила ученица. Что вы можете добавить? 8 — к произведениям пейзажной лирики. Это стихотв … орение не просто Стихотворение «Чародейкою Зимою… » Ф.И. Тютчева относится о красоте зимы и зимнего леса. В нем говорится еще и об особых. законах природы. Лес «Околдован, не мертвец и не живой». Автор удивляется тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превра тив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления веса ны, окованные «лёгкой цепью пуховой». Благодаря этой метафоре мы попадаем в сказочное королевство, где правит чародейка Зима Никто и ничто не может разрушить очарование зимнего пейза- жа. «В нём ничто не затрепещет», — отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы всё изменить. Пройдёт вре- мя, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, приме- рят новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. Он может лишь наполнить пей- заж ослепительным блеском. «Он весь вспыхнет и заблещет осле- пительной красой», пишет поэт, подчёркивая, как удивительно меняется природа. Тютчев — сказочник, у него лес застывший, за- тайвшийся, загадочный, сказочный. Зима-волшебница и заколдо- ванный лес живые существа. Тютчев показал в своём лирическом стихотворении, что мир прекрасен и в нём всегда найдётся место для чуда.​

Метод рефлексивного и нерефлексивного слушания, как способ улучшения коммуникации между педагогом и учеником

Тема:

«Метод рефлексивного и нерефлексивного слушания, как способ улучшения коммуникации между педагогом и учеником»

Выступление на педсовете

Рыбакова Н.А. учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 20» г.Энгельс

Введение.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста очень важно, чтобы их понимали, говорили с ними на одном языке, когда они говорят о каких-то своих проблемах, переживаниях, противоречиях, им важно быть услышанными. Проблема взаимоотношений поколений оставалась и остается актуальной во все времена. Существует два, казалось бы, близких понятия: «слушать» и «слышать». Однако это не одно и то же. К сожалению, достаточно часто люди, слушая, совершенно не слышат друг друга. Слышать означает стремиться понять и запомнить услышанное, понять эмоции человека, его чувства, почему он поступил так, а не иначе. Слушание эффективно в тех случаях, когда оно способствует продвижению педагога и ребенка или родителя и ребенка в понимании обсуждаемой проблемы, приводит к её решению или способствует установлению доверительных отношений между собеседниками. Эффективное слушание-это сложный волевой акт, требующий от педагога или родителя постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы ребенка. Умение слушать — это нечто такое, над чем зачастую мало кто задумывается. А ведь оно оказывает огромное влияние на отношения ребенка с окружающими, его успехи в учебе и личностный рост. Исследования умения слушать демонстрируют, что привычка невнимательно слушать окружающий мир и людей создает главные барьеры на пути к улучшению любых взаимоотношений. Слушание — это коммуникационная способность. Различают два вида эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования. Это рефлексивное и нерефлексивное слушание. Далее мы более детально рассмотрим каждый из них при общении с ребенком.

Рефлексивное (активное) слушание

Рефлексивное слушание – это обратная связь с говорящим, при которой слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения.[2] Т.е. это обратная связь с ребенком. Умение слушать рефлексивно помогает лучше понять ребенка, понять его проблемы. При активном слушании главная задача – именно понять ребенка, и дать ему знать об этом. Имеется в виду не только понимание слов, но и эмоциональное состояние школьника, его чувства, переживания. При активном слушании нужно не только повторить, что сказал собеседник, очень важным является обозначить при этом его чувство или состояние.[2]Ответы собеседнику по способу активного слушания показывают, что слушающий проникся проблемой говорящего и что он готов принять и разделить ее. Такое «сочувствие» производит на детей очень сильное впечатление. Ребенок в данном случае как бы понимает, что он не один, активным слушанием мы как бы даем ему знак, что мы разделяем его эмоции, что его проблема понятна нам и что она решаема. Ребенок, убедившись, что его слушают, начинает рассказывать все больше и больше. Он освобождается от многих отрицательных эмоций. Здесь вспоминается древняя мудрость, что горе, разделенное надвое, становится вдвое меньше.

Педагогам и родителям следует соблюдать некоторые правила при общении с ребенком методом активного слушания. Во-первых, очень важен контакт глаз. Ваши глаза и глаза ребенка должны находиться на одном уровне. Это показывает собеседнику заинтересованность и степень вовлеченности в разговор. Поза также является сильным сигналом для ребенка. Если она открыта и человек не занят какими-либо другими делами — это располагает ребенка к беседе. Во-вторых, если Вы беседуете с ребенком, который находится в очень подавленном состоянии, не следует задавать ему вопросов, лучше отвечать ему в утвердительной форме. Дело в том, что если собеседник начинает задать вопросы, у ребенка может сложиться впечатление, что все эти вопросы не отражают сочувствия, а являются лишь дежурными фразами.

Важно в этот момент находится на одной волне с ребенком. В-третьих, очень важно в ответе ребенку содержать обозначение его чувства или переживания.

Когда педагог или родитель начинает чаще использовать технику активного слушания, они, как правило, замечают в себе что-то новое. Они обнаруживают, что становятся более чувственными к нуждам и горестям ребенка, лучше понимают его поведение. Со временем они начинают находить в себе больше терпения. Применяя ее к другим, мы понимаем, что эта техника меняет нас самих. В этом — ее чудесное скрытое свойство.[1]

Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.[3] Это способ сосредоточенного внимательного педагога или родителя, почти без собственных речевых реакций, особенно таких, которые содержат оценку сказанного или собственные соображения по поводу беседы. Данный вид слушания предполагает наше невмешательство в ход мыслей ребенка и минимизацию наших ответов. Это могут быть нейтральные простейшие фразы, позволяющие выразить одобрение, интерес и понимание. Нерефлексивное слушание мы чаще используем, когда ребенок хочет обсудить наболевшие вопросы, справиться с проблемной ситуацией. Или когда он просто испытывает такие чувства как гнев или горе. В таких ситуациях требуется минимальный ответ.

Невербальными средствами, используемыми для нерефлексивного слушания, могут быть кивок или наклон головы, приближение к ребенку и другие проявления поддержки и желания слушать дальше. Подобные нейтральные реакции являются «открывающими», снимающими напряжение, вдохновляющими ребенка, стимулирующими его к высказыванию. Это гораздо эффективнее, чем простое молчание, которое ребенок может принять за незаинтересованность или несогласие.

В зависимости от обстановки нерефлексивного слушания может быть выражено понимание, одобрение, поддержка. Одобрение — это готовность выслушать ребенка, положительно оценить его как личность со всеми его недостатками и достоинствами. Понимание — принцип хорошего слушания с помощью жестов, мимики и интонации можно показать, что слушатель понимает, о чём говорит собеседник, и сопереживает ему.

Заключение

Оба вида слушания рефлексивное и нерефлексивное создают доверительную атмосферу между педагогом и ребенком. В такой атмосфере легче решаются проблемы ребенка. Ребенок сам находит пути к решению своей проблемы, если он получает психологическую поддержку педагога или родителя. Когда педагог или родитель начинается пользоваться техникой активного слушания, они становится добрее и терпимее к окружающим, что является основными качествами при работе с детьми.

Список используемой литературы

1. . Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации. М. : Гардарики, 2008.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.:АСТ, 2006

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Так? М.:АСТ, 2008

4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002.

Рефлексивное слушание, стр.3 — TopRef.ru

Рефлексивное слушание

По существу рефлексивное слушание является объективной обратной связью с говорящим, используемой в качестве контроля точности восприятия услышанного. Иногда эти приемы называют активным слушанием, потому что слушающий более активно, чем при нерефлексивном слушании, использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения говорящего.

Применяя приемы рефлексивного слушания, мы открываем наше понимание услышанного для критики и поправок. Важно то, что рефлексивное слушание помогает нам добиваться большей точности, понимания собеседника.

Руководители всех уровней в любом виде деятельности убеждаются в необходимости применения рефлексивного слушания для обеспечения точности понимания собеседника и создания благоприятных отношений.

Умение слушать рефлексивно необходимо для эффективного общения главным образом из-за ограничений и трудностей, возникающих в процессе общения.

Трудности возникающие при общении:

  1. Многозначность большинства слов. Поэтому иногда бывает трудно установить, что именно имел ввиду тот, кто использовал это слово, не зная его конкретного значения для говорящего. Одно и тоже слово для говорящего и слушающего может иметь разные значения. Трудно подчас найти нужное слово, которое точно выражало бы то, что мы хоти сказать.

Поэтому, для уточнения значения употребляемых слов необходимо применять приемы рефлексивного слушания.

  1. Закодированность значения большинства сообщений. Необходимо помнить, что то, что мы сообщаем друг другу, имеет определенный смысл только для нас самих, именно тот, который мы вкладываем в свое сообщение.

Передавая их значения при помощи общепринятых средств, мы их кодируем, пользуясь словами. Для раскодирования сообщения и выявления заложенного в нем смысла, слушающий должен использовать обратную связь.

  1. Трудность открытого самовыражения. Это означает, что из-за принятых условностей и потребности в одобрении, люди часто начинают свое изложение с небольшого вступления, из которого еще не видно их намерений.

Субъективные факторы также могут отрицательно влиять на процесс общения. Людей ослепляют сложившиеся установки, переживаемые эмоции, приобретенный опыт.

Все это указывает на необходимость уметь слушать рефлексивно, то есть расшифровывать смысл сообщений, выяснять их реальное значение.

Рассмотрим некоторые виды рефлексивных приемов:

1.Выяснение – это обращение к говорящему за уточнениями. Выяснение помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному его восприятию слушающим.

Часто достаточно простого замечания, чтобы говорящий понял, что выражает свои мысли неточно. Разъяснительные фразы имеют иногда форму открытых вопросов. Эти вопросы заставляют говорящего расширить или сузить свое первоначальное сообщение. Для этих целей можно пользоваться также закрытыми вопросами, которые требуют простых ответов «да» или «нет».

2. Перефразирование. Перефразировать – сформулировать ту же мысль иначе. В беседе перефразирование состоит в адресовании говорящему его сообщения словами слушающего.

Цель перефразирования – собственная формулировка сообщения говорящего как средство проверки его точности. Перефразирование, как ни странно, полезно именно тогда, когда речь собеседника кажется нам понятной.

При перефразировании важно выбирать только существенные, главные моменты сообщения, иначе ответ, вместо закрепления понимания может стать причиной путаницы. Следует выборочно повторять речь собеседника.

При перефразировании нас главным образом должны интересовать смысл и идеи, а не установка и чувства собеседника.

Перефразирование сообщения, иными словами, дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают, а если его понимают неправильно, то внести соответствующие коррективы.

3. Отражение чувств. Здесь акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на отражение слушающим чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.

Отражение чувств помогает и говорящему – он полнее сознает свое эмоциональное состояние.

Ответ или эмоциональная реакция на чувства других важны потому, что в общении люди по существу обмениваются тем, что имеет для них лично существенное значение. Следовательно, общение зависит не только от фактической информации, но и от чувств, установок и эмоциональной реакции, то есть от того что для людей значимо.

Отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние. Понять чувства собеседника можно различными путями:

1. Следует обратить внимание на употребляемые им слова, выражающие чувства, например, гнев, радость и так далее. Такие слова являются ключевыми.

2. Нужно следить за невербальными средствами общения: за выражением лица, интонацией, позой, жестами и перемещением собеседника.

3. Следует представить, чтобы Вы чувствовали на месте собеседника.

4. Следует попытаться понять общий контекст общения, причины обращения собеседника именно к Вам.

Очень часто, конечно, люди выражают свои чувства не прямым, но в определенной степени скрытым образом, особенно в тех случаях, когда они опасаются оценки или критики со стороны других.

Установка

Установка – разумное и эмоциональное отношение к человеку или к явлению – особенно важна при слушании. Имея положительную установку по отношению к какому либо человеку, мы откровенны и восприимчивы. Но когда мы настроены отрицательно, то бываем скрытны и неоправданно критичны, как бы не старались слушать. Отрицательная установка может причинить общению даже больше вреда, чем неумение слушать. Вот почему эффективность слушания в равной степени зависит как от правильных приемов слушания, так и от положительной установки. Для эффективного слушания необходимы следующие установки:

1. Одобрение. Основой одобрения является некатегоричная или объективная установка. Одобрение во многих отношениях является противоположностью критической, субъективной установки, которая часто проявляется в повседневных взаимоотношениях. Выражение одобрения по отношению к кому либо не обязательно означает наше согласие с тем, что человек говорит или делает. Это далеко не так. Это просто означает подтверждение того, что каждый имеет право чувствовать, думать и поступать так, как тот считает для себя возможным, независимо от того, каким бы абсурдным ни казалось это поведение. Одобрение – это готовность выслушать другого. Оно означает, что мысли и слова других стоят нашего внимания, мы не станем перебивать их или вкладывать в их уста свои слова. Одобрение – это также и положительная оценка другого человека как личности со всеми ее недостатками и достоинствами. Одобрение обычно можно сравнить с симпатией и теплотой, что выражается улыбкой или голосом. Но выражение одобрения так же возможно и тогда, когда таких чувств нет на самом деле. Именно в этом случае оно не обходимо для эффективного общения с теми, кто нам не нравится, особенно при выслушивании их жалоб и критики.

Одобрительная установка со стороны слушающего создает обстановку свободы и непринужденности.

2. Эмпатическое слушание. Эмпатия означает понимание любого чувства – гнева, печали, радости, — переживаемого другим человеком и ответное выражение своего понимания этих чувств. Чтобы лучше понять человека, мы стремимся определить, какое для него значение имеют эти чувства. Мы переживаем чувства других, как если бы они были нашими собственными. Это и является ключом к эмпатии. Эмпатия – это чуткость к другим.

Эмпатия помогает балансировать собственный интерес с заботами о других.

Эмпатическое слушание отличается от рефлексивного установкой, а не приемами. Оба вида слушаний означают одно и тоже: внимание и отображение чувств. Разница заключается в цели и намерениях. Цель рефлексивного слушания – осознать как можно точнее сообщение говорящего, то есть значение его идей или переживаемых чувств. Цель эмпатического слушания – уловить эмоциональную окраску этих идей и их значение для другого человека, проникнуть в систему и понять, что истинно означает высказанное сообщение и какие чувства при этом испытывает собеседник. Эмпатическое слушание – это более интимный вид общения, чем рефлексивное слушание, оно является прямой противоположностью категоричного, критического восприятия.

Эмпатическое слушание особенно ценно при устранении разногласий и урегулировании конфликтов.

Эмпатия является, вероятно, единственной и самой важной установкой для совершенствования нашего умения слушать и улучшения деловых отношений с другими.

Прослушивание с отражением | Шлюз для преподавателей UNSW

Что такое рефлексивное прослушивание?

Рефлексивное слушание кажется обманчиво простым, но чтобы добиться успеха, нужны практика и навыки. При рефлексивном слушании слушатель пытается прояснить и переформулировать то, что говорит другой человек.

Преимущества рефлексивного прослушивания заключаются в том, что оно может:

  • Повышение понимания слушателем другого человека
  • Помогите другому человеку прояснить его мысли
  • Убедите другого человека, что кто-то готов разделять его точку зрения и хочет помочь ему выразить свои мысли.

Что включает в себя рефлексивное слушание?

При практике рефлексивного слушания вам следует:

  • Слушайте больше, чем говорите.
  • Реагировать на личное в том, что говорится, а не на безличный, далекий или абстрактный материал.
  • Переформулируйте и поясните сказанное оратором; не задавайте вопросов и не говорите о том, что вы чувствуете, верите или хотите.
  • Постарайтесь понять чувства, отраженные в том, что говорит говорящий, а не только в представленных фактах или идеях.
  • Работайте над развитием наилучшего восприятия системы взглядов говорящего, избегая при этом соблазна отвечать, исходя из вашей собственной системы взглядов.
  • Отвечайте с принятием и сочувствием, а не с безразличием, холодной объективностью или ложным беспокойством.

Как узнать, эффективно ли я использую рефлексивное слушание?

Чтобы определить способы, которыми вы могли бы улучшить свое рефлексивное слушание, спросите себя:

  • Разрешить выступающим полностью излагать свои мысли или мнения, не отвлекаясь?
  • Активно пытаться запомнить важные факты или замечания, высказанные другими?
  • Записать какие-либо детали или вопросы, поднятые другими?
  • Повторить суть или резюмировать высказанные точки зрения?
  • Сохраняйте непредвзятость, даже если я считаю, что замечания других меня не устраивают?
  • Не относиться враждебно к взглядам, отличным от моих?
  • Выражать неподдельный интерес к чужому разговору?

Адаптировано из R.Ф. Штейн, С. Hurd (eds) (2000), Использование студенческих команд в классе: Руководство для факультетов, Болтон, Массачусетс: Anker Publishing Company, Inc., стр. 57–58; и Д. Фишер, Коммуникация в организациях, Сент-Пол, Миннесота: Jaico.

Как практиковать рефлексивное слушание (с советами и примерами)

Рефлексивное слушание может улучшить общение, увеличивая понимание слушателем того, что должен сказать другой человек. Независимо от вашего профессионального контекста, практика рефлексивного слушания может существенно повлиять на вашу способность понимать сообщения и идеи других людей.Поэтому рефлексивное слушание — ценный навык, но он требует практики. В этой статье мы обсудим, что такое рефлексивное слушание, почему оно важно, каковы шаги для его достижения, а также приведем конкретные примеры.

Что такое рефлексивное прослушивание?

Рефлексивное слушание — это техника общения, при которой слушатель пытается понять идею говорящего, а затем передает ее им, чтобы подтвердить, что она была понята правильно. В отличие от большинства техник разговора, которые обычно требуют от слушателя ответа на сообщение говорящего, рефлексивное слушание требует, чтобы говорящий был в состоянии максимально точно отражать идеи и чувства говорящего.

Основными элементами рефлексивного слушания являются:

  • Сосредоточение внимания на том, что другой человек должен сказать, и попытка понять, что он пытается передать словами, тоном голоса и языком тела
  • Отвечая на их сообщение, воспроизводя их собственные мысли и чувства, выраженные голосом, тоном, позой и жестами

Есть два основных метода, используемых для рефлексивного слушания. Это:

  • Перефразирование: включает в себя слушание говорящего и использование своих слов для отражения того, что он сказал.Обычно это эффективный способ как для вас, так и для слушателя проверить, правильно ли вы поняли сообщение.
  • Зеркальное отображение: Это более короткий и простой метод рефлексивного слушания, подразумевающий повторение ключевых частей сообщения слово в слово. Это поможет вам сосредоточиться на остальной части сообщения и покажет говорящему, что вы уделяете ему внимание.

По теме: Как быть хорошим слушателем

Почему важно слушать с помощью рефлексов?

Основные причины важности рефлексивного прослушивания:

  • Это помогает слушателю понять сообщение. Некоторым людям трудно сохранять молчание и сосредоточиться, пока кто-то говорит. Их разум имеет тенденцию переключаться на другие мысли, и это может сделать общение неэффективным. Рефлексивное слушание помогает слушателю оставаться сосредоточенным, заставляя его быть бдительным на протяжении всего разговора. Кроме того, их понимание сообщения постоянно проверяется, поскольку слушатель повторяет идеи говорящего.
  • Помогает говорящему передать четкое сообщение. Постоянное повторение их мыслей и идей может помочь говорящему передать более четкое и краткое сообщение, заставляя его думать и общаться в меру своих способностей.
  • Укрепляет позитивные отношения. Спикер постоянно получает подтверждение того, что слушатель готов сосредоточиться и сделать все возможное, чтобы понять, в чем состоит общий смысл обсуждения.
  • Помогает говорящему проверить правильность своих слов и идей. Повторяя идеи в ответ, они гарантируют, что передали сообщение так, как они надеялись.
  • Это уменьшает вероятность того, что два человека ошибочно полагают, что у них есть понимание. Это актуально в ситуациях, когда слушатель неправильно понял сообщение.

Связано: Навыки общения: 9 типов слушания

Шаги для рефлексивного слушания

Четыре основных шага, задействованных в рефлексивном слушании:

  1. Слушайте сообщение говорящего. Первый шаг — сделать сознательное усилие, чтобы сосредоточить свой ум исключительно на том, чтобы слушать, что говорит другой человек.Хотя большинство разговоров начинается с этого намерения, разум имеет тенденцию терять фокус и переключать внимание на другие проблемы. Вы можете избежать этого, постоянно прилагая усилия, чтобы сосредоточиться на говорящем.
  2. Проанализируйте смысл сообщения говорящего. После того, как вы выслушали мысль или идею, следующим шагом должно быть определение того, что говорящий хотел передать вам с помощью этих слов. Важно, чтобы вы старались не позволять собственному мнению по этому поводу влиять на ваш анализ, поскольку цель состоит не в том, чтобы противостоять идеям выступающего, а, скорее, в том, чтобы убедиться, что вы правильно их понимаете.
  3. Отразите сообщение обратно говорящему. Придя к выводу о значении слов говорящего, вы должны подтвердить, что ваша интерпретация сообщения совпадает с тем, что говорящий намеревался передать. Вы можете сделать это, повторяя части их сообщения слово в слово или перефразируя его.
  4. Убедитесь, что вы правильно поняли сообщение. Скорее всего, оратор откликнется на ваше отражение. Ответ обычно представляет собой либо подтверждение того, что вы правильно поняли то, что они пытаются сказать, либо исправление, в котором они дополнительно объясняют свою точку зрения и пытаются помочь вам получить четкое понимание того, что они хотели сказать.

Связано: Как улучшить навыки общения

Советы по рефлексивному слушанию

Рассмотрите эти советы, чтобы улучшить свои рефлексивные навыки слушания:

  • Избегайте суждений. Хотя у вас может возникнуть инстинктивное искушение вынести суждение и опровергнуть мнение говорящего, лучше сосредоточиться на понимании сообщения.
  • Сосредоточьтесь как на вербальных, так и на невербальных сигналах. Отражая им сообщение говорящего, вы также должны попытаться воспроизвести такие элементы, как язык тела и тон голоса, поскольку они, вероятно, будут неотъемлемой частью сообщения.
  • Разберитесь в чувствах говорящего. Вместо простого повторения фактов и идей, которые выражает говорящий, практика рефлексивного слушания должна быть попыткой понять чувства говорящего по поводу вопросов, о которых он сообщает.
  • Не советую. Рефлексивное слушание — это не советы. Вместо этого вы должны использовать признание и поддержку, чтобы помочь говорящему найти решения самостоятельно.

Связано: Руководство по семи составляющим коммуникации

Примеры рефлексивного слушания

Вот несколько примеров ситуаций с рефлексивным слушанием:

Пример 1

* Динамик : “I Не знаю, почему я плохо сдал экзамен.Я постоянно учился в течение года и делал все свои домашние задания, но когда пришел экзамен, я обнаружил, что большинство вопросов мало связано с тем, что учитель сказал нам изучать в течение семестра ». *

* Слушатель: « Вы чувствую, что экзамен не соответствует вашей учебной программе в этом семестре ». *

Пример 2

Спикер: « Раньше меня обычно назначали корпоративным клиентам, но до сих пор в этом году все они ушли. Кэти.Я не уверен, что изменилось, и я не знаю, стоит ли спорить об этом с моим начальником ». Я знаю, стоит ли вам сказать об этом своему начальнику »*

Пример 3

* Докладчик ** :« Наша долгосрочная стратегия должна включать способы превратить разовых клиентов в постоянных клиентов. Наша бизнес-модель абсолютно требует повторного ведения бизнеса, но пока мы не делаем ничего, чтобы это произошло »*

* Слушатель :« Вы обеспокоены тем, что вы и ваша компания делаете недостаточно для завоевания лояльности клиентов, хотя вам это абсолютно необходимо.”*

Что такое рефлексивное слушание? — Определение и примеры — Видео и стенограмма урока

Примеры рефлексивного слушания

Ниже приведены ситуации, когда рефлексивное слушание практикуется одним из участников:

Пастор

Мария была в отчаянии и решила навестить своего пастора. Когда ее впустили в кабинет, пастор, сидевший за своим столом, немедленно встал, чтобы поприветствовать Мэри, указывая на удобное кресло.Давайте сначала рассмотрим примерный сценарий с пастором церкви и одним из членов его общины.

«Здравствуйте, Мэри, и добро пожаловать. Пожалуйста, присаживайтесь ». Пододвинув еще один стул к Мэри, он устроился, внимательный и восприимчивый. «Хорошо, Мэри, пожалуйста, расскажи мне все об этом».

Когда Мэри начала описывать свое затруднительное положение, пастор с явным интересом посмотрел на ее лицо. Часто он кивал и улыбался. »Я понимаю. Пожалуйста, продолжайте ». Через каждые несколько предложений он извиняющимся тоном перебивал ее и пересказывал, что она говорила.«Простите меня, значит, вы верите, что эти пугающие сны вызывают у вас одышку и недостаток сна?»

В какой-то момент разговора Мэри переполнилась эмоциями и заплакала. Ее слова были отрывочными, и за ними было трудно уследить. Наклонившись вперед, пастор мягко заговорил. — Хорошо, Мэри, давай немного притормозим. Похоже, вы чувствуете страх, усталость и депрессию. Расскажи мне больше об этих чувствах ».

Пока продолжалась беседа, пастор подсознательно изменил свою позу и выражение лица, чтобы они соответствовали Марии.Когда ее голос стал громче, он вошел, слушал с увлеченным, сосредоточенным вниманием. Когда она казалась ошеломленной и отстраненной, он расслаблялся, давая ей свободу и подбадривая ее. Когда она молчала, поглощенная своими мыслями, он ждал, его глаза и лицо безмолвно приглашали ее продолжить, когда она будет готова.

Когда они закончили разговор, Мэри заметила, что теперь она чувствует себя готовой противостоять своим страхам. Она поблагодарила пастора за готовность слушать. Пастор только улыбнулся.

The Friend

Давайте посмотрим на другой пример рефлексивного слушания двух друзей, Джоан и Марка.

«Джоан, мне нужна услуга».

Увидев стресс подруги, Джоан закрыла ноутбук и обошла стол. Захлопнув дверь и предложив стул, Джоан села в другой стул поблизости, лицом к подруге. Она была улыбчивой и внимательной. «Марк, ты знаешь, я сделаю все, что смогу, чтобы помочь. Пожалуйста, расскажите мне все об этом.

Когда Марк начал говорить, лицо Джоан было напряженным и заинтересованным. Ее глаза смотрели на него, и ее выражение лица соответствовало его рассказу: улыбка, когда был намек на юмор, сочувствие, когда Марк казался встревоженным.Время от времени она врывалась, чтобы прокомментировать то, что он, казалось, передавал. — Значит, когда ты с Марсией, ты не знаешь, что думать? Вы не можете сказать, что она чувствует на самом деле? »

Поза Джоан соответствовала ритму разговора, адаптируясь к потоку голоса Марка. Когда он говорил быстрее и внимательнее, она наклонялась вперед, словно жаждала каждого слова. Когда он замедлялся и отступал, она расслаблялась и давала ему пространство, терпеливо наблюдая. Когда он остановился, не зная, что сказать, она молча ждала, как бы говоря: «Выделите столько времени, сколько вам нужно.Я здесь, чтобы помочь ».

В какой-то момент в диалоге Марка зашла речь, как будто он не мог точно уследить за своими мыслями. Джоан осторожно вставила обнадеживающие комментарии, пытаясь помочь ему сосредоточиться на его проблемах. «Значит, ты, кажется, думаешь, что, может быть, ты не имел права говорить то, что сделал?»

В конце концов, Марк смог обсудить свою проблему и никогда не просил об одолжении. Ему просто нужно было кого-то слушать.

Встреча с высоким риском

В этом примере Грег делает почти все неправильно, отталкивая Карен и так и не узнав, что она действительно хочет сказать:

Грег был раздражен, когда Карен вошла в комнату, и он показал это.Карен неуверенно улыбнулась. «Грег, могу я поговорить с тобой?»

С раздраженным вздохом Грег указал на стул и откинулся назад, скрестив руки и глядя на часы. «Давай, это твоя копейка.»

«Грег, у меня проблемы с выполнением работы вовремя». Карен нервно посмотрела на свои руки.

Грег немедленно наклонился вперед. »Почему? У всех нас здесь много работы. Никому не бывает легко. Я не вижу ничего, что могло бы помешать вам выполнить работу вовремя.Никто не виноват, если ты ленишься в своей работе. «Но… ты не понимаешь. Мой сын, Томми … »

Вломился Грег.« Теперь ты не в порядке. Когда я нанял тебя, я сказал тебе, что семья не может мешать твоей работе. Вам нужно навести порядок в своей жизни. Если вы этого не сделаете, что ж, у вас может не быть другого шанса — по крайней мере, не в этой компании. Вы обязаны выполнить свою работу. Может быть, если бы ты нашел хорошего воспитателя, Томми не был бы такой проблемой.»

Не имея никого, чтобы слушать, Карен покинула офис, и компания потеряла ценного сотрудника.

Резюме урока

Когда вы практикуете рефлексивное слушание , вы полностью сосредотачиваетесь на содержании и эмоциях человека, которого слушаете. Вы даете им ответы, чтобы показать, что вы слушаете и понимаете то, что они говорят. Вы используете зрительный контакт, выражения и язык тела, чтобы передать постоянное сообщение о том, что вы заинтересованы, сопереживаете и преданы тому, что они хотят сказать.Вы не навязываете им свое впечатление. Ты просто послушай. Это один из самых ценных подарков, который вы можете подарить близкому человеку.

Как практиковать рефлексивное слушание (с примерами) — Zippia

Есть причина, по которой люди тратят четыре или более лет высшего образования на изучение коммуникативных техник и теорий, и это потому, что эффективное общение является трудным навыком для овладения. Однако жизненно важно налаживать и поддерживать отношения, решать проблемы и даже выполнять задачи на рабочем месте и за его пределами.

По иронии судьбы, одна из самых важных составляющих эффективного общения — это эффективное слушание, и существует множество методов, позволяющих добиться в этом успеха. Один из них — рефлексивное слушание.

Что такое рефлексивное слушание?

Рефлексивное слушание — это практика повторения перефразированной версии сообщения говорящего. Сообщение включает в себя не только слова, которые говорит говорящий. Он также включает любые эмоции, которые они выражают.

Как рефлексивный слушатель, ваша цель — помочь говорящему услышать свои мысли и побудить его продолжать говорить.Это отличается от других разговоров, в которых вы можете послушать говорящего, а затем ответить, добавив новую информацию или связанный анекдот.

Это также отличается от того, чтобы задавать вопросы говорящему, поскольку это направляет их, а не просто выслушивает их и позволяет им обрабатывать свои мысли и чувства по мере их движения.

Значение светоотражающего прослушивания

Рефлексивное слушание важно по нескольким причинам.

  1. Помогает говорящему чувствовать, что его слышат. В ощущении, будто кто-то действительно вас слышит, есть сила. Размышляя над тем, что им рассказал оратор, они почувствуют, что вы действительно слушаете и понимаете, что они пытаются сказать.

    Использование этой техники вместо того, чтобы задавать вопросы или говорить о себе, также показывает, что вы все еще заняты и хотите, чтобы они продолжали говорить.

  2. Позволяет говорящему мыслить вслух. Многие люди запрограммированы на устную обработку вместо внутренней.Говоря вслух то, о чем они думают, их мысли могут течь, позволяя человеку начать принимать решение, найти решение или найти эмоциональное облегчение.

    Это совершенно здоровый способ обработки, поэтому ценно быть тем, кто позволяет им делать это, не пытаясь исправить или перенаправить их идеи.

  3. Это позволяет говорящему дистанцироваться от своих мыслей. Подобно тому, как многие люди ведут дневник, чтобы донести свои мысли так, чтобы они могли их физически увидеть и облегчить их сортировку, рефлексивное слушание позволяет выступающим физически слышать свои мысли и чувства, чтобы они могли делать то же самое.

    Как слушатель, иногда перефразирование сказанного может помочь им услышать себя и полностью определить эмоцию или проблему, с которой они борются.

  4. Это поможет вам по-настоящему слушать. Как бы вы ни были вовлечены в разговор; может быть трудно оставаться полностью вовлеченным и сосредоточенным, особенно когда кто-то другой делает большую часть обмена.

    Из-за этого использование техник рефлексивного слушания может помочь вам отслеживать, что они говорят, и предотвратить блуждание вашего ума или сосредоточиться на том, что вы собираетесь сказать дальше.

    Когда вы умеете слушать, вы способны понимать более полно, углубляя свое сочувствие и отношения с человеком, которого вы слушаете.

Как практиковать рефлексивное слушание

Есть два основных способа практиковать рефлексивное слушание: зеркальное копирование и перефразирование. Граница между этими двумя техниками размыта, поэтому вы, вероятно, начнете рассматривать их как скорее спектр, чем отдельные практики, когда вы их используете.

Однако знание различий между ними может помочь вам начать и развить рефлексивное слушание.

Зеркальное отображение

Зеркальное отображение — это самая простая версия рефлексивного слушания, когда вы просто повторяете основные слова или последнее предложение, которое говорил говорящий, как если бы кто-то говорил, отвлекался, а затем спрашивал: «Где я был?»

С этой техникой лучше меньше, да лучше, потому что вы не хотите превращать ее в игру-подражатель, в которую вы играли в начальной школе.

Вместо этого просто подтвердите, что человек говорит, кивая и используя словесные реплики, такие как «Угу», «ммм» и «это имеет смысл».Если они делают паузу и ищут обратную связь, попробуйте воспроизвести несколько слов или фраз, чтобы продолжить.

Перефразирование

Перефразирование — более сложный из двух методов, но он также может быть более действенным.

Он использует тот же принцип зеркального отражения, что цель состоит только в том, чтобы отразить то, что говорит говорящий, вместо того, чтобы добавлять свои собственные мысли, но вместо того, чтобы повторять слова и фразы, вы используете свои собственные слова.

Этот метод показывает, что вы действительно понимаете, что говорит говорящий, и активно помогает ему обрабатывать свои мысли и эмоции.

Эффективное использование этой техники требует практики, чтобы чувствовать себя более естественно и научиться лучше понимать эмоции других людей, а не просто слушать их слова.

Примеры отражающего прослушивания

Часто при рефлексивном слушании вы слышите (или произносите) такие фразы:

  • «Так ты чувствуешь…»

  • «Это похоже на тебя…»

  • «Вам интересно, если…»

  • «Для тебя это как…»

Конечно, вы не ограничены только этими фразами, но они являются хорошими примерами тона, который вам следует использовать.

Вот несколько конкретных примеров рефлексивного слушания:

  1. Спикер:

    «Это третий крупный проект, который мой босс поручил Марсии вместо меня. Я чувствую, что хорошо поработал над проектами, которые у меня есть, и я работаю здесь уже три года, поэтому я не знаю, почему я не получаю больше этих возможностей ».

    Слушатель:

    «Похоже, вы беспокоитесь о том, хорошо вы делаете свою работу или нет, и расстраиваетесь из-за того, что ваша тяжелая работа, похоже, не окупается.”

  2. Спикер:

    «Наша команда отстает от наших результатов по этому контракту. Мы улучшаем качество, но наши темпы замедлились, и клиент хочет быстро получить высококачественную продукцию ».

    Слушатель:

    «Вам интересно, как вывести свою команду из безвыходной ситуации».

  3. Спикер:

    «Том просто весь день присылает мне сообщения с вопросами и задачами, а потом задается вопросом, почему я не выполняю другую работу.Затем, когда я это сделаю, он вернется с дополнительными вопросами и исправлениями ».

    Слушатель:

    «Итак, вы расстроены, потому что чувствуете, что ваш начальник не доверяет вам выполнять свою работу и контролирует вас на микроуровне».

Советы для эффективного прослушивания с отражением

Рефлексивное слушание — ценный навык, но для его эффективного использования требуется определенная тонкость. Вот несколько советов, которые помогут вам в этом.

  1. Практика. Ключ к истинному мастерству в рефлексивном слушании — практика до тех пор, пока это не станет второй натурой. Если вы не можете сделать это естественным и, казалось бы, легким способом, вы будете больше отвлекать, чем помогать.

    Чтобы попрактиковаться, попросите друга помочь вам и попробуйте, пока он разговаривает с вами. Когда вы закончите, попросите обратную связь, а затем поменяйтесь ролями.

    В реальной беседе попробуйте всего один рефлексивный комментарий, чтобы вы к нему привыкли и не отвлекались, пытаясь втиснуть его после каждой мысли, которой делится говорящий.

  2. Будьте проще. Когда вы отражаете говорящего, не пытайтесь усложнять его. Используйте короткие слова и фразы и сосредоточьтесь на одной мысли за раз.

    Когда вы ищете, над чем поразмышлять, найдите одну из основных мыслей говорящего и переформулируйте ее как можно проще.

    Это поможет удержать вас от перенаправления разговора или проецирования того, о чем говорящий вообще не говорил или не думал.

  3. Читайте язык тела до и после разговора. Прежде чем говорить, вы должны прислушиваться к разговорной речи человека и к языку тела. Это поможет вам лучше понять, что они на самом деле пытаются сказать.

    После того, как вы заговорили, продолжайте наблюдать и прислушиваться к ответу собеседника. Они загорались, когда вы говорили, потому что вы действительно понимали, о чем они говорили? Или они колебались, потому что на самом деле имели в виду не это, и просто не хотели вас поправлять?

    В последнем случае дайте им возможность или возможность объяснить, что они на самом деле имели в виду.

  4. Не будьте слишком строги. Хотя существуют «правила» и методы общения, используйте их как руководящие принципы, а не как закон. В конце концов, цель общения — установить связь с другим человеком, поэтому корректируйте свой подход в зависимости от человека, ситуации и вашего стиля общения.

    Например, вы, вероятно, поговорите с мамой иначе, чем с коллегой, поэтому измените свою тактику соответствующим образом.

  5. Не добавляйте ничего нового к сообщению докладчика. Помните, ваша цель здесь — отразить то, что они говорят, чтобы по-настоящему понять, что они пытаются донести, а не исправить это или сообщить свое мнение.

    К тому же, если слишком много опираться на смысл говорящего, вы рискуете сорвать весь разговор, размышляя не над темой. Это ни в коем случае не конец света, но это неэффективное слушание, потому что вы упустили то, что на самом деле пытался донести говорящий.

  6. Сохраняйте непредвзятость. Помните, цель техники рефлексивного слушания — понять точку зрения говорящего.

    Во время разговора не увлекайтесь мысленными аргументами или списанием пунктов, с которыми вы не согласны. Даже если вы не выражаете свое несогласие устно, если это все, на чем вы сосредоточены, это все равно дойдет до говорящего.

    Есть время и место для обсуждения вашего мнения, но в этом случае ваша цель — лучше понять человека и дать ему возможность быть услышанным.Вы не можете этого сделать, если вы входите в это и готовы записать их, их мнения и чувства.

    Кроме того, если человеку нужно рассуждать вслух, велика вероятность, что то, что он говорит, не является его истинным убеждением или выводом. Им просто нужно уметь все продумать.

  7. Не пытайтесь исправить это или давать нежелательные советы. Опять же, цель этой техники — позволить говорящему быть действительно услышанным. Если им нужен совет или решение, они его попросят.Ваша задача — сидеть и подтверждать их, пока они говорят, помогая им рассуждать вслух и осмысливать их мысли и чувства.

    Иногда все, что нужно человеку, — это отпустить мысли, которые крутятся в его голове, чтобы начать действовать, поэтому все, что вам нужно сделать, это прислушаться.

    Тогда, если они действительно попросят совета, они с большей охотой прислушаются к нему, потому что знают, что вы понимаете, через что они проходят, и с пониманием относятся к этому.

Никогда не упускайте возможность, которая подходит именно вам.
Начать

Отражающее прослушивание помогает наладить отношения

Светоотражающее прослушивание помогает наладить отношения

Клиенты с сопутствующими заболеваниями часто жалуются, что профессионалы в области лечения их не слушают. Эту проблему может решить одна техника активного слушания.

Специалист по трудоустройству должен быть хорошим слушателем.Люди с психическими заболеваниями часто жалуются, что профессионалы их не слушают. Важно полностью понимать, что говорит человек, прежде чем предлагать информацию, предложения или идеи. Одна из особенностей активного слушания — возвращать человеку то, что, по вашему мнению, вы слышали. Это позволит человеку понять, что вы внимательно его слушали и что вам интересно его мнение.

Этот прием называется рефлексивным слушанием. Например, после того, как человек проговорил несколько минут и остановился, обобщите то, что вы услышали.Например, вы можете сказать: «Если я вас правильно понимаю, вы были безработным в течение нескольких лет и беспокоитесь о том, что слишком много работаете из-за того, что у вас нет практики. Итак, вы хотите начать с нескольких часов в неделю. этот звук, верно? » Рефлексия позволяет клиентам узнать, что вы слушаете и пытаетесь понять их точку зрения. Это также дает возможность людям исправить любые недоразумения и поделиться дополнительной информацией.

Пример отражающего прослушивания

Жан: «Я не хочу терять свои льготы.Я знала кого-то, кто пошел на работу, а потом ее перебило Социальное страхование. Я уже много лет получаю социальное обеспечение и не говорю, что не хочу работать, но я не хочу работать, если я собираюсь потерять свое пособие ».

Эли: «Вы определенно хотите сохранить свои льготы».

Рефлексивное слушание позволяет клиентам услышать то, что они сказали, и дает им возможность больше объяснить, что они имеют в виду.

Рефлексивное слушание также может помочь интервьюерам обнаружить, что они неправильно поняли собеседника.Если человек поправляет ваше понимание, подведите итоги еще раз, чтобы убедиться, что вы все правильно поняли.

Пример сводки и исправления

Энджи: Я работала горничной в отеле и очень ненавидела эту работу. У нас было всего 22 минуты, чтобы убрать комнату, и в некоторых из этих комнат был полный беспорядок! Летом было очень плохо, потому что кондиционеры были не во всех комнатах. У меня также была работа, когда я чистил прачечную по ночам после того, как она закрылась.Часы были ужасными. У меня было всего два часа в сутки, так что это были не очень большие деньги, и мне приходилось работать с 23:00 до 1:00. Я не чувствовал себя в безопасности, бегая туда и обратно на работу.

Тайрон: Значит, тебе не нужна еще одна уборка. (Отражение)

Энджи: Я этого не говорила. Мне не нравились часы работы в прачечной самообслуживания, но с работой все в порядке. Я работал один и мог работать в своем собственном темпе.

Тайрон: Ой! И то, что слишком быстро заставляли работать в отеле, беспокоило вас.Похоже, для вас важно уметь работать в удобном для вас темпе. (Исправленное отражение)

Энджи: Верно.

Тайрон: И вы также хотите чувствовать себя в безопасности, приходя и идя на работу.

Энджи: Определенно.


Извлечено и адаптировано из

Поддерживаемая занятость: применение модели индивидуального трудоустройства и поддержки (IPS), чтобы помочь клиентам конкурировать на рабочем месте. Дартмут, 2008, 2011.Опубликовано Hazelden.

Как понять, что вам не хватает

«Слушание — редкое явление среди людей. Вы не можете слушать слово, которое говорит другой, если вы озабочены своей внешностью или впечатлением другого, или если вы пытаетесь решить, что вы собираетесь сказать, когда другой перестанет говорить, или если вы спорите о том, является ли слово говорят правдиво, уместно или приятно ».

— Уильям Стрингфеллоу, «Хранитель слова»

Об этом легко забыть, но разговор состоит из двух частей: разговора и слушания.Это не просто два человека, которые разговаривают друг с другом; без получения информации, передаваемой с другой стороны, общение на самом деле не происходит. Мы редко сосредотачиваемся на получении, но все же наше мировоззрение включает информацию, которую мы получаем — из нашего окружения, из средств массовой информации и от людей, с которыми мы взаимодействуем.

Представьте себе это так: общение — это танец. Кто-то должен начать говорить, конечно, но не менее важно, чтобы кто-то с другой стороны был готов принять это и предложить свою часть танца: не просто слышать то, что говорится, но на самом деле слушает это .Мы потратили годы на то, чтобы научить людей задавать важные, убедительные, а иногда и пугающие вопросы, но если на другом конце этого вопроса нет человека, который хотел бы услышать то, что вы спрашиваете, и ответить на него, нам нечего. получить от взаимодействия; вы бы просто танцевали в одиночестве.

Мы все хотим, чтобы нас слышали, и лучше всего подавать пример, поэтому практикуйте «рефлексивное слушание » и включите его в свои учебные программы, чтобы улучшить коммуникацию в офисе.Рефлексивное слушание требует как внимания, и намерения , и того, что вы должны помнить о том, как ваше собственное мнение и мировоззрение формируют вашу интерпретацию сказанного. Это может укрепить доверие и разрядить конфликты между сотрудниками еще до того, как они начнутся, поскольку в их распоряжении будут инструменты, позволяющие более эффективно прийти к взаимопониманию.

Слушание необходимо для построения доверительных отношений с важными людьми в нашей жизни. Хотите понять, что на самом деле происходит в вашем общении с окружающими? Практикуйте рефлексивное слушание, чтобы люди чувствовали себя действительно увиденными и услышанными, и, вероятно, ответят вам одолжением, когда придет ваша очередь говорить.Практикуя рефлексивное слушание, следует помнить о двух основных вещах. Во-первых, обратите внимание на то, что вы слушаете , а во-вторых, отражайте то, что вы слышите. Это позволит вам слушать более убедительно.

Если вы можете заранее сознательно распознать то, что вы склонны прислушиваться, это может помочь вам вырваться из ловушки только , прислушиваясь к этим вещам и отфильтровывая другие. Начните с составления списка всего, что вы могли бы услышать в той или иной ситуации.В качестве нескольких примеров отметьте, что вы бы услышали:

  • Когда начальник звонит вам в офис
  • Когда вы отвечаете на телефонный звонок от кого-то, вы должны что-то
  • Когда вы разговариваете с кем-то, кто верит в то, чего вы не знаете.

В каждом из этих разговоров легко увидеть, что вы можете сосредоточиться на том, чтобы выслушивать определенные вещи, и отключаете значительную часть того, что не вписывается в рамки, которые вы используете для обсуждения.Возможно, вы ищете такие ответы, как:

  • «Что я сделал не так?» или «Ты собираешься меня уволить?»
  • «Меня предупреждают?» или «У меня есть на это время?»
  • «Примут ли меня, если я поделюсь?» или «Что им от меня нужно?»

В каждом случае вы получите лишь узкое представление о том, что на самом деле говорится, а именно ответ (или отсутствие ответа) на вопрос, который вы задаете себе, который может не иметь ничего общего с тем, почему этот человек говорит. тебе.Здесь много информации проходит мимо вас, поскольку вы не готовы ее получить. Если ваша мать говорит вам, что вы ошибаетесь, и все, что вы можете думать, это: «Что я сделал, чтобы она на меня разозлилась?» или «В чем ее проблема?» вы, вероятно, не заметите того факта, что ваша мама также говорит вам, что любит вас, она беспокоится о вас и хочет для вас самого лучшего.

Определив вопросы, которые вы слушаете по умолчанию, сделайте шаг назад и спросите себя: «Что еще я могу слушать?» Позвольте другому человеку вести вас; если вы слушаете, вы будете знать, что для него или нее важно в этом разговоре.А для эффективного слушания ключевым моментом является отражение тех важных вещей, которые вы слышите.

Отсюда и появился термин «рефлексивное слушание»; когда человек, с которым вы разговариваете, дает вам возможность ответить, подумайте о том, что вы слышали от него или нее, чтобы убедиться, что вы следите. Есть несколько способов сделать это.

  • Verbatim: Это самый простой способ. Вы можете точно отражать то, что говорит другой человек, используя многие из тех же слов, что и он или она.Это особенно полезно для разъяснения, если конкретное слово вас удивило или если в том, что говорит человек, много эмоций (поскольку это замедляет то, что в противном случае могло бы быть очень напряженной ситуацией).
  • Перевод: Отражайте то, что вы слышите, говоря другим человеком, но своими словами. В простом переводе используются синонимы слов собеседника, но если вы хотите глубже понять его или ее намерения и мнения, попробуйте «далеко за пределами» перевода, в котором используются слова с совершенно другим значением.
  • Неизвестные чувства: Вы можете отразить свое представление о чувствах другого человека, даже если о них не говорится прямо. Это может быть полезно для оценки того, говорит ли собеседник из области эмоций, и что это означает для содержания того, что он или она говорит.
  • Connecting the Dots: Вы также можете объединить различные идеи, которыми другой человек делится на протяжении разговора, и донести информацию до обеих сторон (или, если вы ошибаетесь, другой человек поделится, почему это так, и вы можете приблизиться к пониманию его или ее).

Люди могут сказать, что нам не все равно, когда мы рефлексивно слушаем. Дело не в том, чтобы «быть правым», а в том, чтобы дать другому человеку знать, что его или ее видят и слышат. В результате люди чувствуют себя комфортно в самовыражении и лучше работают вместе с коллегами и менеджерами. Замечание того, что вы слушаете, и практика отражения того, что вы услышали в ответ, будут смазывать заносы в любых новых профессиональных отношениях и приносить пользу обеим сторонам. Попробуйте в следующий раз, когда будете разговаривать!

WiLL WiSE, M.Эд. Имеет более чем двадцатилетний опыт разработки индивидуальных программ лидерства для корпоративных и некоммерческих групп. Лидеры звонят в WiSE, когда отсутствие доверия мешает результатам. Для получения дополнительной информации посетите www.weand.me . Совсем недавно WiSE с энтузиазмом поделился своим № 1 бестселлером Amazon «Задавая важные вопросы: создавайте важные разговоры».

Чад Литтлфилд, M.Ed. спикер и профессиональный фасилитатор. Руководители и организаторы конференций звонят в Littlefield, когда хотят сделать свои мероприятия более интерактивными и увлекательными.Он выступал на TEDx и является создателем We! Карты связи ( www.weand.me ), которые сейчас используются для создания важных разговоров в университетских городках и компаниях более чем в 50 странах мира.

Светоотражающее прослушивание | Психология вики

Рефлексивное слушание — это коммуникационная стратегия, включающая два ключевых шага: стремление понять идею говорящего, а затем возвращение идеи говорящему, чтобы подтвердить, что идея была понята правильно.Он пытается «реконструировать то, что клиент думает и чувствует, и передать это понимание клиенту». [1] Рефлексивное слушание — это более конкретная стратегия, чем более общие методы активного слушания. Она возникла из школы Карла Роджерса клиентоцентрированной терапии в теории консультирования. [1]

Далмар Фишер, доцент Бостонского колледжа, разработал модель рефлексивного слушания, которая включает в себя следующие элементы:

— Активное участие в разговоре, уменьшение или устранение отвлекающих факторов любого рода, чтобы позволить полностью сосредоточиться на разговоре.

— Искренне сопереживает точке зрения говорящего. Это не означает, что нужно соглашаться с говорящим, нужно просто смотреть на вещи с его / ее точки зрения. Слушатель побуждает человека говорить свободно, без осуждения и сочувствия.

— Отражение настроения говорящего, отображение эмоционального состояния с помощью слов и невербального общения. Это требует от слушателя успокоить свой ум и полностью сосредоточиться на настроении говорящего. Настроение будет проявляться не только в используемых словах, но и в тоне голоса, в позе и других невербальных сигналах говорящего.Слушатель будет искать соответствие между словами и настроением.

— Обобщение сказанного говорящим, используя собственные слова слушателя. Это отличается от перефразирования, когда слова и фразы перемещаются и заменяются, чтобы отразить то, что сказал говорящий. Рефлексивный слушатель резюмирует сообщение, используя свои собственные слова.

См. Также

Примечания и ссылки

Библиография

  • Бейкер, Энн С. и другие (1997). «В разговоре: превращение опыта в обучение». Моделирование и игры 28/1 : 6–12.
  • Фишер, Далмар (1981). Связь в организациях . Сент-Пол, Миннесота: West Publishing Company.
  • Гервуд, Джозеф Б. (1993). «Недиректные консультационные вмешательства с шизофрениками». Психологические отчеты 73 : 1147–51.
  • Кац, Нил Х. и Джон У. Юрист (1985 год). Навыки общения и разрешения конфликтов . Дубьюк, Айова: Кендалл Хант.
  • Коцман, Энн (1984). Светоотражающее средство для прослушивания . Кью, Виктория: Институт развития детей младшего возраста.
  • Lane, Лара Линн (2005). «Рефлексивное слушание». Гейл Энциклопедия психологии .
  • Роджерс, Карл (1951). Терапия, ориентированная на клиента: ее текущая практика, значения и теория . Бостон: Хоутон Миффлин.
  • Саакян, Уильям С. (1975). История и системы психологии . Нью-Йорк и Лондон: Schenkman Publishing.