Что характерно для подростковых возрастов: Что характерно для подростковых возрастов, психологические особенности

Особенности старшего подросткового возраста | Psylist.net

Родители, педагоги, медики, работники милиции и другие лица, несущие и осознающие ответственность за молодежь, испытывают одинаковое желание – видеть то, как молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. К сожалению, многие молодые люди оказываются жертвами вредных привычек или установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников, а также испытывают дефицит важнейших навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой проблемы, такие, как низкая успеваемость в школе, ложь, ранние половые связи, наркомания, преступное поведение.

Обзор литературы по проблеме взросления и практические наблюдения позволяют говорить о рубеже развития личности, когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального самочувствия, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших школьников:

Повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов.

Интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Это, в свою очередь, приводит к усилению негативных реакций и эмансипированного поведения со стороны старшеклассников, и к попыткам усилить контроль со стороны их родителей. В результате и дети, и родители переживают целый комплекс личностных проблем, который, повышает их тревожность.

Старшеклассник вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего развития. Главная проблема заключается в том, что эти задачи, при множестве различных социальных институтов, способных оказывать ему в этом помощь, человек в период взросления должен решать самостоятельно. Тогда как «движение» личности старшеклассника в процессе решения этих задач всегда противоречиво, конфликтно, напряженно.

Некоторая универсальность задач развития в старшем подростковом возрасте позволяет выявить типичные особенности становления личности старшего подростка, однако условия, в которых каждое новое поколение вынуждено решать эти задачи, могут существенно различаться.

Это касается общественных целей и ценностей, социально-педагогических условий обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической ситуации в стране и регионе.

Российские старшеклассники сегодня оказались одновременно и на своем возрастном рубеже, и на сложившемся так называемом «перекрестке эпох», что не может не вносить определенных изменений в традиционное понимание особенностей старшего подросткового возраста.

Различия, как правило, находят свое отражение в представлениях молодых людей о том мире, в котором они живут, об их жизненной перспективе, способах ее реализации, целях и ценностях, и все это может вносить изменения в их психологические характеристики, затрагивать психофизиологические способы реагирования. Сегодня уже изменились нормы и ценности, не только социально-экономические, но и психологические, претерпели изменения общие модели поведения, которые должен освоить молодой человек.

Старший подростковый возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности.

Основным новообразованием в старшем подростковом возрасте традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и, в то же время, устремленность в будущее.

Развитие личности в условиях природного и предметного мира происходит через межличностные отношения; в частности, для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них становится важным:

  • Умение познакомится с понравившимся человеком;
  • Свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;
  • Ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства;
  • Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;
  • Подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;
  • «Героем» подростка является активный, целеустремленный, успешный человек;
  • Подросток склонен к мечтанию и фантазированию;
  • Группе подростков свойственно возникновение кодексов;
  • Подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме.

Главное новообразование юношеского возраста – открытие «Я», развитие рефлексии (отражение себя в своем образе «Я»), осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды жизнедеятельности. Этот процесс сопровождается различными проявлениями, как негативными, так и позитивными. Для подросткового периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что у подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства. Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется.

Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости, чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность.

Преодоление трудностей начинается при столкновении подростка с опасностями, угрозами или требованиями, которое проходит в три стадии: первичная (когнитивная и аффективная) оценка ситуации, вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы и третичная оценка, то есть переоценка ситуации и выбор новых альтернатив поведения.

Самосознание подростка как новообразование возраста способствует более глубокому пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития.

Формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени. У подростка формируется представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различного рода неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании временной протяженности: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности.

Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам. Особую трудность создают ситуации принудительной изоляции, когда слишком остро ощущается дефицит социальных норм, порождающий неадекватное поведение.

Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социальнопсихологической адаптации подростка. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между Я-реальным и Я-идеальным, а кроме того, выпадением одной из составляющих положительной Я-концепции. Положительная Я-концепция определяется 3 факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух. Иначе – появляются утверждения типа: «Меня не понимают», «Меня отвергают», «Меня не любят» и т.д.

В старшем школьном возрасте одновременно с физическими изменениями происходит глубокая перестройка психики, что обусловливается не только физиологическими факторами, но в значительной мере психосоциальным влиянием. Стремление старшего подростка сравнивать себя со сверстниками усиливает наблюдение за собственным телом, что вызывает озабоченность, тревожность и конфликтные реакции на внешние замечания. Подростки склонны переоценивать действительные и мнимые отклонения от нормы, относительно своего тела особенно.

Поскольку подростки отмечают социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку или презрение), они включают его в представление о себе. Многие кризисы и конфликты в этот период связаны с неадекватным, неловким или оскорбительным отношением к ним взрослых людей.

Физические изменения, таким образом, оказывают влияние на самооценку и чувство собственной значимости. Поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это может вызвать беспокойство и приводить к острым конфликтным ситуациям, агрессивному или депрессивному поведению, поведенческим нарушениям и даже к хроническим неврозам.

На основе созревания своего «Я» происходит пересмотр ценностных представлений и перенос функции образца с родителей на референтную группу, принятие ценностных представлений, культурных традиций. После протеста и мятежа молодые люди принимают многие ценности, свойственные их культурному окружению. По мере взросления и отказа от эгоцентризма моральные обязательства начинают выступать как взаимные, как согласование оценки других и самооценки, цели развития подростков начинают приобретать более оформленный и социальный характер.

Схему целей развития в подростковый период можно представить следующим образом:

  1. Общее эмоциональное созревание – от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности и конструктивности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.
  2. Кристаллизация интересов к другому полу – от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.
  3. Социальное созревание – от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к согласию с ним.
  4. Освобождение от опеки родителей – от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.
  5. Интеллектуальное созревание – от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.
  6. Выбор профессии – от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.
  7. Проведение свободного времени – от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.
  8. Формирование жизненной философии – от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга.

Выделяются следующие тенденции социального развития личности в старшем подростковом возрасте:

  1. Развитие когнитивных и эмоциональных функций ведет к тому, что молодые люди используют новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями и бунту, особенно если в семье господствует авторитарный стиль воспитания.
  2. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой.
  3. Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения.
  4. Несмотря на уменьшение влияния семьи в период взросления, она по-прежнему остается важной для подростка группой.

Все это делает область взаимоотношений подростков со взрослыми весьма конфликтной, сложной и вместе с тем по-прежнему значимой. Принцип воздействия в этом случае является господствующим в отношениях взрослых к детям. Именно он определяет позицию взрослого мира. При этом недостаточно внимания уделяется особенностям, структуре и содержанию реально происходящего саморазвития растущих людей, в том числе и тех закономерностей этого саморазвития (самосознания, самоопределения и др. ), которые выступают регулирующими моментами процесса развития.

Итак, развивающееся самосознание приводит к относительно устойчивой самооценке и определенному уровню притязаний. Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей в плане участия в общественно значимых делах, приводя к развитию такого характерного для этого возраста новообразования как взрослость.

Общение подростков является своеобразной формой воспроизведения взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах этих отношений и их освоения. Ведущий для подростковой стадии тип деятельности предполагает, что в данной деятельности взаимоотношения самих детей и взрослых должны быть весьма разнообразными и развернутыми (и следовательно, поддающимися регуляции и контролю) и иметь за собой вполне осязаемую значимую объективную цель.

Старший подростковый возраст характеризуется также выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Бурные эмоциональные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний (вплоть до суицидального поведения). Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.

В этот период формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально – смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая, в свою очередь, выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков.

Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой – сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом. Среди реакции эмансипации выделяется две тенденции:

Явная эмансипация: непослушание, грубость, патологическое упрямство, прямое игнорирование мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций, алкоголизм, наркомания, правонарушения.

Скрытая эмансипация: бродяжничество, половая свобода, создание неформальных групп.

Подростковое сообщество воспроизводит те нормы и модели, которые дает ему в распоряжение общество взрослых. Ибо различные задачи отрочества (утвердить половую идентичность, достичь социальной самостоятельности) строятся исходя из предоставляемых взрослым обществом социальных программ, которые определяют переход к взрослому статусу. С этой точки зрения наше общество создало систему отторжения и ограничения подростков, фактически изгнанных со сцены социальной жизни, тем самым лишив себя свежести подросткового видения жизни.

Различного рода хобби, увлечения выступают для подростка как средство самовыражения, коммуникации и идентификации, средство достижения престижного статуса в своей среде. Иногда увлечения выступают своеобразным типом психологической защиты.

В сексуальном развитии подростка наряду с генетическими факторами решающее значение имеют полоролевое поведение родителей и первые собственные опыты с сексуальными партнерами. Неудачный или травмирующий первый сексуальный опыт, который может относиться еще к раннему детству, часто ведет к неприятию сексуальности и предрасполагает к нарушениям в этой сфере.

Поиски ответов на вопросы «кто я?», «что я?» и осознание своей особенности, несхожести с другими небезразличны для любого подростка, но нередко в условиях травмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональным напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения.

Внимание к внешности. Сравнивая себя с «эталоном», подростки находят «недостатки» в своей внешности, что вызывает беспокойство и неуверенность в себе.

Внимание к внутреннему миру. Формирование абстрактного мышления сопровождается у подростка потребностью в отвлеченных рассуждениях о себе, о своем месте среди людей, о смысле жизни. При этом вместе с чувством наслаждения появляется смутное беспокойство, тревога.

Понимание особенностей периода взросления позволяет педагогу работать значительно эффективнее.

Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков – методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. – Самара, 1999

Похожие материалы в разделе Возрастная психология:

  • Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов
  • Особенности функционирования личности в период зрелости. Кризис среднего возраста
  • Младенчество. Особенности развития
  • Периодизация позднего возраста
  • Общая характеристика ситуации познавательного развития в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте
  • Старость и долгожительство
  • Основные теории психического развития человека
  • Классификация задач, стоящих перед человеком в процессе развития
  • Социализация личности
  • Развитие личности ребенка-дошкольника

Рискованное поведение подростков — Adolesmed — Портал для специалистов, работающих в сфере подросткового здоровья и медицины

Почему подростки рискуют

Психологической особенностью подросткового периода являются биологически обусловленные реакции эмансипации, группирования со сверстниками и различные увлечения, которые обуславливают поисковый характер поведения и «пробы взрослой жизни». Кроме этого, формирование «Я-концепции» и собственной системы ценностей, процессы самоидентификации приводят к тому, что установки, привитые родителями и социальными институтами, подвергаются критике, а другое отношение к различным аспектам взрослой жизни еще не сформировано и не осознано применительно к себе.

Подростковый максимализм, незнание и отсутствие социального опыта, любопытство, желание попробовать разные стороны «взрослой жизни», давление сверстников или друзей более старшего возраста приводят к рискованному поведению.

Почему подростки рискуют? Потому что они экспериментируют, самоутверждаются и исследуют. Рискованное поведение всегда направлено на освоение окружающего пространства и понимание того, где его предел. Обычно высокий риск – это побочный продукт обостренной познавательной деятельности. Подросток экспериментирует, чтобы узнать себя лучше, попробовать разные стили жизни, показать окружению, что становится взрослым, повысить степень самостоятельности. Мозг подростка устроен таким образом, что подросток чувствует биологическую потребность рисковать. В молодости в мозге активизируются две нейронные сети. Одна из них управляет процессом познания, поощряя принимать разумные, обоснованные решения, когда взвешиваются все «за» и «против» и оцениваются возможные последствия действий, другая же регулирует социально-эмоциональное поведение. Мозг подростка уже способен адекватно перерабатывать и воспринимать большие объемы информации, и это дает огромные возможности для развития и самопознания. Однако незрелость нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации, объясняет трудность или даже невозможность принятия взвешенных, разумных решений в эмоционально насыщенной ситуации, особенно в присутствии сверстников.

Эмоциональное реагирование мозга подростка на раздражители существенно выше, чем у детей и взрослых. Отсюда, казалось бы, беспричинные взрывы эмоций, обидчивость, демонстративное поведение. Подростки предпочитают действия с высоким уровнем эмоционального напряжения, склонны к импульсивным поступкам, включая экспериментирование с наркотиками и алкоголем, редко думают о возможных негативных последствиях своего поведения и не способны их оценить.

Факторы риска

На формирование рискованного поведения подростков влияют различные социокультурные и личностные факторы, среди которых можно выделить следующие группы:

  • Уровень информированности
  • Личностно-психологические факторы
  • Семейные факторы
  • Социокультурные факторы

Уровень информированности в большой степени определяет характер поведения подростка в ситуациях, связанных с опасными последствиями для его здоровья и благополучия. Незнание, мифы, заблуждения, отсутствие критичности по отношению к «принятым» в подростковой среде формам поведения делают подростковые поведенческие эксперименты крайне небезопасными.

Личностно-психологические факторы. К факторам этой группы относят низкую самооценку, частое ощущение безысходности в трудных жизненных ситуациях, незнание способов конструктивного разрешения внутренних конфликтов, отсутствие навыков обращения за помощью.

Семейные факторы. Низкий уровень информированности родителей о жизни собственных детей, их отстраненность, семейное неблагополучие, неумение родителей создать в семье благоприятный психологический климат – питательная среда для подростковых рисков, часто разрушительных для здоровья.

Социокультурные факторы зачастую оказываются определяющими в отношении подростков к таким формам поведения как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Реклама табака и алкоголя, лояльное отношение общества в целом к их употреблению, наличие и популярность мифов о наркотиках могут привести подростка к вполне сознательному стремлению попробовать то, что запрещается взрослыми, но присутствует в их жизни.

Пол является дополнительным фактором риска. Огромное влияние на мозг подростка оказывают половые гормоны. Уровень тестостерона определяет степень решимости, лидерства, активности юноши, его самостоятельности и агрессивности. Известно, что склонность к риску – типично мужская черта. Для мальчиков характерны более высокий уровень травм, связанных с насилием, несчастными случаями и суицидами. У мальчиков всех возрастов на 10% выше, чем у девочек, риск для здоровья, связанный с поведением.

Для девушек более характерны негативные последствия полового поведения, они более уязвимы к инфекциям, передаваемым половым путем, что обусловлено влиянием биологических, социальных, экономических и культурных факторов. Вероятность передачи инфекции при незащищенном половом контакте от мужчины к женщине выше, чем от женщины к мужчине, что связано с особенностями строения и функционирования женских половых органов. Культурные традиции и социальные нормы во многих обществах имеют двойные стандарты в отношении сексуальной жизни мужчин и женщин: сексуальный опыт девушки до брака осуждается, а у юношей – поощряется; женщина зачастую не может предложить использование средств защиты или отказаться от сексуальных отношений, поскольку это прерогатива мужчины.

Реакция на стрессовые жизненные ситуации тоже различна в зависимости от пола. Юноши, в отличие от девушек, ведут себя агрессивно (как по отношению к себе, так и к окружающим), ищут разрядку в применении физической силы, при этом занимают позицию возражения или игнорирования стресса/проблемы. В то время как девушки углубляются в свою проблему, стараются решить ее, значительно чаще обращаясь к специалисту (например, к психологу).

 

Подростковое поведение

Подростковый возраст является важным этапом развития, характеризующимся выраженными биологическими и физиологическими изменениями.

С точки зрения поведения подростковый возраст связан с неустойчивыми эмоциями и поведением, проверяющим границы, поскольку люди исследуют и утверждают свою личность, учатся ориентироваться в отношениях со сверстниками и переходят к независимости.

Самые сильные стереотипы подросткового возраста отражены в бесчисленных телевизионных шоу и фильмах: появление сексуального интереса и поведения, дилеммы принятия решений. Это поведение изучается в двух недавних работах.

Moadab и коллеги (2017, Behavioral Neuroscience ) (PDF, 307 КБ) исследуют, как раннее повреждение миндалевидного тела и гиппокампа влияет на социальное поведение у самок макак-резусов-подростков. Это продолжение их лонгитюдного анализа аффективного и социального поведения у макак-резусов, которые получили поражения в возрасте двух недель, а затем были помещены в социальное жилье (см. В центре внимания статьи: Раннее повреждение миндалевидного тела или гиппокампа оказывает тонкое влияние на социальное поведение взрослых).

В этом исследовании социальные группы, состоящие из одного взрослого самца, одной самки с поражением миндалевидного тела, одной самки с поражением гиппокампа и одной контрольной самки, были сформированы, когда самки достигли начала половой зрелости (примерно 4 года). Наблюдения в течение первого месяца формирования группы показали, что в то время как контрольные самки и самки с поражением гиппокампа взаимодействовали с самцом предсказуемым образом, самки с поражением миндалевидного тела проводили меньше времени, взаимодействуя с самцом, и демонстрировали меньше поведения, сигнализирующего о сексуальном или репродуктивном интересе (например, контакт, близость, взаимное ухаживание).

Это могло быть связано либо с влиянием повреждения миндалины на гормональную функцию, что повлияло бы на социальное поведение, связанное со спариванием, либо с тем фактом, что повреждение миндалевидного тела повлияло на статус доминирования (все, кроме одной, самки с повреждением миндалины имели самые низкие социальные показатели). ранжирование), что дало бы этим животным меньший доступ к самцу.

Моадаб и др. исследовать вклад миндалевидного тела в развитие типичного социального поведения по мере того, как животные достигают половой зрелости. Как обычно напоминают нам подростковые драмы, сексуальное развитие часто связано с дилеммой принятия решения, которая влечет за собой оценку риска.

Somerville и коллеги (2017, Journal of Experimental Psychology: General ) (PDF, 315 КБ) предложил участникам в возрасте 12–28 лет сыграть в игры с однорукими бандитами, в которых были представлены два варианта выбора, различающиеся средней величиной вознаграждения. Каждая игра начиналась с четырех фиксированных выборов (сделанных компьютером). В некоторых играх фиксированные варианты были равномерно распределены между двумя вариантами, поэтому участники имели одинаковое количество информации о каждом варианте. В других играх фиксированные варианты были распределены неравномерно (один вариант выбирался один раз, другой — три раза). Зависимой переменной был выбор участников при их первом свободном выборе.

Хотя общий уровень исследования не менялся с возрастом, стратегическое использование исследования отличалось от подросткового до взрослого возраста, особенно в случаях, когда один бандит имел более высокую ценность вознаграждения, а другой содержал более высокую информационную ценность (т. е. меньше предыдущих выплат, отображаемых во время фиксированный выбор).

Когда в игре был только один свободный выбор, все участники обычно использовали вариант с высокой наградой. Однако в играх, где участники в конечном итоге должны были сделать шесть бесплатных выборов, увеличение возраста было связано с усилением тенденции к исследованию, что отражалось в тенденции выбирать вариант с более низкой ценностью и более высокой информацией.

Эти результаты свидетельствуют о том, что принятие решений в подростковом возрасте не ограничивается неспособностью рассмотреть горизонт принятия решений, поскольку количество возможных будущих решений влияет на исследовательское поведение. Вместо этого связанные с возрастом изменения в стратегии принятия решений от подросткового возраста до взрослой жизни возникают из-за изменения ценности, приписываемой немедленному вознаграждению, по сравнению с полезностью информации в будущем.

Цитаты

  • Моадаб, Г., Блисс-Моро, Э., Бауман, М. Д., и Амарал, Д. Г. (2017). Раннее повреждение миндалевидного тела или гиппокампа влияет на социальное поведение девочек-подростков во время формирования группы. Поведенческая неврология, 131 (1), 68–82. http://dx.doi.org/10.1037/bne0000181
  • Somerville, LH, Sasse, S.F., Garrad, M.C., Drysdale, A.T., Abi Akar, N., Insel, C., & Wilson, R.C. (2017). Диаграмма расширения стратегического исследовательского поведения в подростковом возрасте. Journal of Experimental Psychology: General, 146 (2), 155–164. http://dx.doi.org/10.1037/xge0000250

Нормальные этапы развития подростков

Часто родителям трудно понять, что полезно, а что беспокоит, когда речь идет о психологическом здоровье их подростков. Подростки могут резко меняться по мере их социального, эмоционального и физического развития. Когда родители видят поведение своего подростка, которого они раньше не замечали, они могут беспокоиться о том, что является нормальным. В этой статье будут рассмотрены нормальные этапы развития подростков, чтобы облегчить опасения родителей по поводу изменений в развитии их подросткового возраста.

Нормальные этапы подросткового развития Vs. Психическое заболевание

Время от времени подростки могут испытывать уныние, чувство неприспособленности, неуверенность в будущем и неспособность выполнять требования родителей и учителей. Это может привести к тому, что подростки будут чувствовать себя подавленными или подавленными. Однако это отличается от психического заболевания. Если у подростка депрессия, родители увидят постоянный опыт ухода от друзей, изоляцию, возможно, чувство вины и другие обычные симптомы.

Как правило, подростковый возраст не обязательно должен включать бури и потрясения, а также хронические симптомы, которые мешают подростку жить своей жизнью. На самом деле, большинство подростков могут проходить этапы подросткового развития без значительных эмоциональных потрясений. Да, при переходе от детства к взрослой жизни возникают трудности, но большинство подростков проходят через это изменение без значительных поведенческих проблем или нарушений.

Важно помнить, что каждый подросток отличается своей индивидуальностью и темпераментом. Из-за этого типичные проблемы, возникающие в раннем и позднем подростковом возрасте, могут проявляться по-разному и уникально для каждого подростка. Именно здесь могут понадобиться родительские инстинкты, чтобы определить, требует ли проблема, с которой столкнулся ваш подросток, профессиональную поддержку. Остальная часть этой статьи, однако, содержит информацию, которая поможет еще больше отличить причины для беспокойства от нормального или типичного поведения на данном жизненном этапе.

Первые шаги к независимости

Общеизвестно, что подростковый возраст — это этап все большей и большей независимости. И этот процесс начинается в раннем подростковом возрасте (когда подростки учатся в средней школе и в первом классе старшей школы) и ускоряется в более позднем подростковом возрасте (во время второго, младшего и старшего классов средней школы). На ранних стадиях подросткового развития подростки могут подвергаться некоторому исследованию идентичности, еще не заявляя о своей идентичности конкретно. Могут быть ролевые игры, эксперименты с группами сверстников и их стилем одежды. Возможна некоторая путаница в идентификации. В раннем подростковом возрасте подростки не привержены своей идентичности, и их убеждения по-прежнему неоднозначны или вообще отсутствуют.

Исследование личности является жизненно важным этапом подросткового возраста, и подросткам следует позволять проявлять любопытство и исследовать по-своему. Эрик Эриксон, известный психолог, занимающийся вопросами развития, считал, что это важнейшая задача подросткового возраста и что этот период исследования ведет к более здоровой взрослой жизни. Пока подростки находятся в безопасности, родители должны мириться с тем, что подростки меняют цвет волос, экспериментируют с новыми друзьями, проявляют творческий подход и находят новые способы самовыражения. В их движении к обретению идентичности будут шаги к поиску независимости. С этим молодые подростки могут испытать следующее:

  • Борьба с чувством идентичности
  • Чувство неловкости или странности по отношению к себе и своему телу
  • Сосредоточенность на себе, чередование завышенных ожиданий и низкой самооценки
  • Интересы и стиль одежды под влиянием группы сверстников
  • Капризность
  • Улучшенная способность использовать речь для самовыражения
  • Осознание того, что родители не идеальны; выявление своих недостатков
  • Меньше явной привязанности к родителям, с периодической грубостью
  • Жалобы на то, что родители мешают независимости
  • Тенденция к возвращению к детскому поведению, особенно в условиях стресса

Поздний подростковый возраст и растущее чувство независимости которые позже принимают идентичность, как правило, более независимы, лучше реагируют на стресс, имеют более реалистичные цели и демонстрируют более высокую самооценку, чем другие подростки. Некоторые подростки могут даже пережить кризис идентичности, который часто приводит к взрослому принятию своей социальной, религиозной, политической и профессиональной идентичности.

Важно отметить, что, несмотря на то, что подросток может заявить о себе, это может измениться лишь спустя годы. Например, во время учебы в колледже он или она может входить и выходить из этой идентичности, пока не наступит взрослая жизнь. Однако установление идентичности имеет решающее значение для общего благополучия. Те, кто не придерживается идентичности, обычно чувствуют себя не на своем месте в мире и не преследуют свои увлечения или предпочтения, такие как спорт или внеклассные мероприятия. Хотя подростковый возраст сложен, преодоление кризиса идентичности может быть необходимым шагом к окончательному обретению идентичности, и это ведет к психологическому, эмоциональному и даже физическому здоровью.

На поздних стадиях подросткового развития, по мере того как у подростков старшего возраста развивается более сильное чувство идентичности (возможно, после того, как они пережили кризис идентичности), они могут демонстрировать:

  • Увеличение независимого функционирования
  • Более твердое и связное чувство идентичности
  • Исследование внутренних переживаний
  • Способность продумывать идеи
  • Конфликтность с родителями начинает уменьшаться
  • Повышение способности к отложенному вознаграждению и компромиссу
  • Повышение эмоциональной стабильности
  • Повышение заботы о других
  • Повышение уверенности в себе
  • Отношения со сверстниками остаются важными и занимают надлежащее место среди других интересов проблема заключается в том, что мозг подростка все еще развивается. У подростка может быть одна нога в детстве, а другая во взрослом возрасте, но они также работают с недоразвитым мозгом. Например, серое вещество мозга, которое содержит большую часть нейронов мозга и известно как мыслящая часть мозга, все еще растет в подростковом возрасте.

    Наряду с этим еще развивается лобная кора, которая завершает свой рост в возрасте 23-26 лет. Фронтальная кора отвечает за рассуждение, планирование, суждение и контроль импульсов, что необходимо взрослому человеку. Это может объяснить тенденцию подростка принимать неверные решения и неспособность определить, безопасна ли ситуация. Подростки склонны экспериментировать с рискованным поведением и не полностью осознают последствия своего выбора. Из-за когнитивных изменений, которые переживают подростки, они, скорее всего, проявят следующее:

    • В основном интерес к настоящему, с ограниченными мыслями о будущем
    • Интеллектуальные интересы расширяются и приобретают все большее значение
    • Большая способность выполнять работу (физическую, умственную, эмоциональную)

    приблизиться к обладанию способностями рассуждать, различать и различать. В раннем подростковом возрасте подросток, скорее всего, проявит импульсивность, неспособность определить безопасное поведение. Однако по мере взросления подростки старшего возраста могут проявлять:

    • Рабочие привычки, которые становятся более определенными
    • Повышенная забота о будущем
    • Больше внимания уделяется их роли в жизни

    Несмотря на склонность подростка к импульсивности, мозг подростка также склонен делать его эмоциональным и творческим . И родители могут захотеть поддержать увлечение, творческие идеи и личные интересы подростка. На самом деле, из-за того, что подросток движется к независимости и обретению своей уникальной личности, поддержка его творчества и интересов также может способствовать поиску себя на этапах подросткового развития.

    Сексуальные изменения в подростковом возрасте

    Из-за импульсивности большинства подростков и их слаборазвитого мозга не рекомендуется позволять подростку принимать решение о сексуальной активности самостоятельно. Как упоминалось выше, только к двадцати пяти годам мозг достигает полного развития. Именно в это время молодой взрослый может начать принимать зрелые решения. Однако до этого момента родителям стоит поговорить с подростками о сексе, особенно если есть какие-либо признаки того, что они могут быть заинтересованы в сексуальной активности.

    Родитель может способствовать лучшему принятию решений, задавая вопросы, устанавливая границы и поощряя своего подростка проводить время с группами друзей, а не с одним человеком за раз. Примерами установления границ могут быть запрет на посещение подростком вечеринок без родительского надзора и ролевые игры для выработки ответных мер, которые помогут ограничить интимный опыт. На ранних стадиях подросткового развития подростки могут проявлять следующее в отношении сексуальности:

    • Застенчивость, румянец и скромность
    • Девочки физически развиваются раньше, чем мальчики
    • Повышенный интерес к сексу
    • Движение к определенной сексуальной ориентации (исследования показывают, что человек начинает осознавать свою сексуальную ориентацию в раннем возрасте)
    • Беспокойство относительно физической и сексуальной привлекательности для других
    • Частая смена отношений
    • Беспокойство о том, чтобы быть нормальным

    Младшие подростки часто ведут себя импульсивно и неспособны принимать зрелые решения, особенно когда речь идет о сексуальности. Однако по мере того, как мозг продолжает развиваться, а подростки продолжают взрослеть, они будут демонстрировать следующее в отношении своей сексуальной жизни:

    • Чувства любви и страсти
    • Развитие более серьезных отношений
    • Более твердое чувство сексуальной идентичности
    • Повышение способности к нежной и чувственной любви

    Родителям и опекунам важно говорить о сексуальном здоровье со своими подростками. Хотя для некоторых родителей это может быть трудным разговором, это может предотвратить раннюю беременность и заболевания, передающиеся половым путем.

    Раскрытие собственной морали, ценностей и направления

    В зависимости от семьи, образования и политического окружения подростка у него может быть или не быть возможности изучить мораль и ценности, которые важны для него. Конечно, мораль и ценности человека могут влиять на направление его жизни и выбор, который он делает. В некоторых семьях ценности и мораль могут быть определены за них, и подростки примут их без вопросов. В других семьях подросткам может быть предложено открыть для себя мораль и ценности, которые имеют для них значение. У этих подростков может быть только в более позднем возрасте (или вообще не будет) возможности различать ценности, данные им, и те, которые уникальны для них.

    Если у подростка есть возможность изучить свою мораль и ценности на этапах подросткового развития, он может проявить следующее:

    • Проверка правил и ограничений
    • Способность к абстрактному мышлению
    • Развитие идеалов и выбор роли модели
    • Более последовательное свидетельство совести
    • Эксперименты с сексом и наркотиками (сигареты, алкоголь и марихуана)

    Как вы понимаете, умение отличать свои моральные принципы и ценности от чужих является частью задачи подростка формирования личности. Для некоторых подростков это может быть трудным процессом, потому что они могут захотеть уступить нравам и ценностям других, чтобы соответствовать своим сверстникам или своей семье. Смогут ли они твердо стоять на своей морали и ценностях, во многом будет зависеть от того, будет ли у подростка возможность исследовать это самостоятельно. Если им дать возможность свободно исследовать самостоятельно, у них, вероятно, появится большее чувство уверенности, компетентности и устойчивости. Если подросток проходит через процесс формирования собственных ценностей, он может продемонстрировать следующее:

    • Большая способность ставить цели
    • Интерес к моральным рассуждениям
    • Способность использовать интуицию
    • Повышенное внимание к личному достоинству и самоуважению
    • Социальные и культурные традиции частично восстанавливают свою прежнюю значимость

    Профессионал Справка

    В этой статье для родителей и опекунов были предоставлены показатели нормальных стадий развития подростков. Важно иметь меру, по которой можно определить, страдает ли подросток психическим заболеванием или демонстрирует поведение, вызывающее обеспокоенность.