Что значит белая зависть: Что-то пошло не так (404)

Зависть не бывает черной и белой — Южная Осетия

Моя бабушка мне говорила в детстве: «Никогда никому не завидуй, ты ведь не знаешь, кого какая судьба ждет…» Я не понимала ее, злилась на нее и капризничала, — ну как можно не завидовать подружке Таньке, которой отец привозил из командировок то красивую куклу, то красные лакированные туфельки или целую упаковку дефицитной в те годы жевательной резинки!? Мне тогда казалось, что счастье заключается именно в обладании этими вещами! И только в зрелом возрасте я поняла, насколько мудрой женщиной была моя бабушка, ведь завидуя другим, в частности, подруге, я отравляла себе и родным жизнь своим нытьем.

Зависть — это чувство, связанное с желанием обладать чем-либо, чем обладает другой человек. Зависть является враждебным отношением к успехам других людей.

При ощущении чувства зависти человек уподобляется капризному ребенку, который очень хочет того, чего у него нет, и при этом его абсолютно не интересует, достоин ли он иметь то, чего он так желает. Зависть является такой же эмоцией, как и стыд, только в отличие от последнего зависть не имеет положительных сторон.

То, что завидовать — не очень хорошо, а даже очень плохо, знают, наверное, все. Другое дело, что далеко не каждый честно готов признаться даже самому себе, и назвать вещи своими именами. Мы готовы искать десятки причин, почему мы недолюбливаем кого-то из окружающих, цепко выискивать поводы для сплетен, мучиться от тяжелых внутренних ощущений, и только самые смелые готовы признаться себе: «Да я же завидую!».

Иногда зависть подкрадывается незаметно и в одно мгновение превращает счастливого и довольного жизнью человека в жалкого завистника и неудачника. Допустим, ты молода, хороша собой и довольна своей работой. И вот встречаешься на улице, например, со школьной подругой… А эта туповатая троечница с кривыми ногами ездит в шикарной машине, и сумка у нее стоит, как две твоих зарплаты, и муж у нее — вполне респектабельный симпатичный мужчина… Тебя вдруг охватывает ядовитое возмущение — как же это так, почему, чем она заслужила? Настроение безнадежно испорчено, а последующие недели эта встреча никак не выходит у тебя из головы….

Это одна из распространенных причин зависти, когда мы завидуем достижениям человека, которого мы раньше недооценивали, или ставили ниже себя. Усугубляет зависть ситуация, когда у объекта зависти были равные с тобой стартовые возможности или вы какое-то время работали в одной области деятельности.

В этом случае стоит подумать, насколько адекватна твоя самооценка. Не переоцениваешь ли ты свои достоинства и способности? Порой люди, не обладая особыми талантами, добиваются успеха в любви и карьере за счет своей работоспособности, упорства и терпения. Если тебе эти качества не присущи, и ты привыкла добиваться желаемого стремительным наскоком или вследствие удачного стечения обстоятельств, то бессмысленно завидовать «рабочим лошадкам» или «терпеливым скромницам». Если ты не готова меняться, то прими как аксиому: «Каждому — свое!».

Зависть — это всегда разрушительные, отрицательные эмоции, когда ты испытываешь мучительные чувства, схожие с ревностью и злобой. Если ты пустишь эти эмоции внутрь себя, они будут отрицательно влиять на свойства твоей личности. Прежде всего, у тебя испортится характер, что никак не порадует твоих родных и близких. Долговременное состояние неудовлетворенности из-за зависти может привести к депрессии и физиологическим проблемам со здоровьем.

Ни у одного человека не бывает безоблачной судьбы. Успехи в одних сферах жизни всегда компенсируются неудачами или скромными достижениями в другой. Как это ни банально звучит, но красивые, богатые и успешные тоже страдают — депрессии и разочарования в жизни случаются у них нисколько не реже, чем у всех остальных людей. Можно привести множество примеров того, как ломались жизни у еще вчерашних баловней судьбы.

До недавнего времени Южная Осетия на протяжении многих лет была «горячей точкой», где ежедневно гибли люди, рушились дома, выгорали целые населенные пункты. Вследствие этого многие потеряли своих родных и близких, став в одночасье самыми несчастными на свете людьми, хотя еще совсем недавно соседи и знакомые завидовали тому, какая у них счастливая семья, воспитанные дети, достаток в доме и т. д. Так стоило ли им завидовать?!

Однако не надо стремиться и вызывать зависть в других! Не надо лгать и демонстрировать свои реальные или мнимые успехи. Любая зависть по отношению к тебе рано или поздно выльется возмещением отрицательных эмоций со стороны окружающих. Причем по закону подлости это может произойти в самый неподходящий для этого момент… Мало того, что ты не получишь помощь и сочувствие в трудный период жизни, так еще и столкнешься с пугающей ситуацией злорадства и едких насмешек.

Каждый из нас хотя бы раз испытывал чувство зависти…

Многие войны чаще всего начинаются вследствие зависти одного народа к благосостоянию другого. Зависть есть не что иное, как проявление агрессии по отношению к другим людям, очень часто с целью причинить людям страдание только потому, что они в чем-то превосходят обидчика, или обладают тем, чем не обладает обидчик. Зависть — ужасное чувство, от которого человеку следует как можно быстрее избавиться, либо хотя бы уметь его контролировать.

Некоторые люди разделяют зависть на “белую” и “черную”. Принято считать, что белая зависть не несет в себе разрушительного для души человека эффекта. Когда человек завидует белой завистью, он также переживает недостаток благ, которые имеются у другого человека, но при этом он готов предпринять усилия для достижения подобного успеха. К тому же белая зависть не оседает тяжелым грузом на сердце человека, он ее переживает и отпускает на волю, не позволяя той калечить свою душу.

При этом от белой зависти больше страдает не объект зависти, а сам завидующий, так как он не стремится сделать плохо другому человеку, а зависть свою переживает внутри себя. Но если вдруг человек будет накапливать белую зависть и не будет давать ей выхода, то чаша терпения может переполниться, и тогда белая зависть может превратиться в зависть черную.

Черная зависть, в отличие от белой зависти, настолько глубоко входит в душу человека, что он самостоятельно не способен справиться с ней. Иными словами, черная зависть становится образом мыслей человека, его внутренним настроем, человек начинает завидовать постоянно даже самым незначительным успехам других людей. Вот и получается, что какого бы цвета она ни была, зависть остается завистью, чувством разрушительным, а потому агрессивным.

Д.САЛАМОВА

Номер: №152+153 30 ноября 2013 г

Есть такое выражение»Завидую тебе белой завистью».Почему белой,а не красной?:rolling_eyes: — Обсуждай

Есть такое выражение»Завидую тебе белой завистью».Почему белой,а не красной?:rolling_eyes: — Обсуждай

Ма

Маракуйя

Есть такое выражение»Завидую тебе белой завистью».Почему белой,а не красной?зависть выражение

1529

185

6

Ответы

СМ

Сергей Максимов

Белая зависть — это, в толковании завистливого человека, когда завидуешь «по-доброму», т.е осознанно не желаешь и не делаешь ближнему зла…
Еще белую зависть истолковывают как спонтанно возникшее желание иметь то же, или даже больше, чем имеет другой…или быть как он или выше его… И как бы «завидовать по-белому» — это хорошо, т.

к. мотивирует человека к личностному, карьерному, социальному росту и развитию, к продвижению к успеху…

0

Евгений Понизов

Можно порадоваться успеху другого это хорошо Завидовать плохо То что плохо относится к негативным явлениям значит чёрное и не может олицетворять белое светлое чистое! А говорят так те кто не хочет самостоятельно мыслить и повторяют за другими!

0

Сергей Бойков

Цвета придуманы, чтобы запутать человека. Какой цвет ни придай, зависть останется тем элементом, которое в буквальном смысле разрушает душевное и телесное здоровье человека. В христианстве считается одним из самых тяжких грехов.

0

В(

Владимир (Семен) Долбусин

Наверно от того, что в белый саван заворачивают покойников. А красный, цвет крови. Вот и думайте,чего вам завистник желает. Да и к другим краскам могут быть претензии. Так что зависть, она и есть зависть.Как её не крась!

0

Алексей Безденежных

Это выражение,по-видимому,берет свое название с дореволюционного периода, А тогда не было ни белых,ни красных. А всё оценивалось как белое и чёрное. Так мне кажется. У Вас другое мнение? Поделитесь. Просветите.

0

ЯС

Яковлев Сергей

красной это уже кровь, что то с примесью убийства похожее на «город грехов». А белый это чистый цвет без каких либо намеков, это просто доброта и сплошная няшка милашка

0

Александр Приваленко

Ты когда нибудь Красивую зависть видела? Красный значит Красивый! Белый это Чистый и Честный! Так что ответ лежит на поверхности,т. е. виден не вооруженным глазом!

0

СХ

Сергей Хованский

Зависть она и в Африке зависть, как у алкоголиков пить паленку, потом водку , вино , пиво, так что зависть одна , это порок который ест тебя из нутри

0

ВЗ

Вольфрам Заточкин

со времён наших предков за цветами сохранились прилагательные красный — красивый, белый-светлый, чёрный-тёмный, серый-безликий

0

МА

Максим Абдуллаев

Белый цвет обозначает чистоту и искренность, следовательно белая зависть — положительный вид зависти, без злого контекста.

0

Тарасов Сергей

Белый цвет,цвет чистоты помыслов. Белая зависть,это радость за успехи,при которой хочется этот успех повторить,а не отнять!

0

Ма

Маракуйя

Спасибо)

1

Тарасов Сергей

Удачи!

1

Ма

Маракуйя

И вам!!

1

ДП

Дмитрий Поводов

Я думаю это очередной самообман. Зависть это грех, но желая оправдать себя и обелить, люди и употребляют именно этот цвет

0

ВМ

Ваня Манаков

Вопрос конечно интересный????7, а хрен его знает почему снег белый, воздух прозрачный ну и так далее и тому подобное. ……

0

Ан

Анюта

Белый цвет считается чистым ,девственным , положительным а красный страстным , огрессивным . Вот собственно и ответ.

0

Ма

Маракуйя

Ураган

1

Счастливый

Красной нет..есть черная…и белая..имеется ввиду противоположная..которая возникла с вместе с черной завистью..

0

Иван Смыков

Или зелёной.Есть в разговорах «белая» и «чёрная»зависть.Предназначение каждой вам наверное,понятны?

0

ЛМ

Лиана Мазаева

завить — она просто зависть. бывает мотивирующей. а бывает разъедающей из нутри. вот и вся разница

0

ОХ

Олег Харламов

Согласно Ожегову, существует чёрная зависть — глубокая и злобная,А белая, значит добрая, хорошая.

0

ОХ

Олег Харламов

Согласно Ожегову, существует чёрная зависть — глубокая и злобная,А белая, значит добрая, хорошая.

0

ОХ

Олег Харламов

Согласно Ожегову, существует чёрная зависть — глубокая и злобная,А белая, значит добрая, хорошая.

0

Следующая страница

Черная и белая зависть.

Бывает зависть белая

Говорят, что есть разница между черной и белой завистью, и это действительно так. Но прежде чем поговорить об этой разнице, наверное, стоит сказать о том, что такое зависть вообще. Это досада, чувство уязвленности, неполноценности от того, что у других есть что-то, чего нет у нас.

Хорошее ли это чувство? Уже не от одного психолога слышала, что черная зависть это плохо, а белая – хорошо, да и не только психологи, а многие так рассуждают. Так чем отличаются черная и белая зависть? Когда люди завидуют черной завистью, они не только чувствуют уязвленность чужим успехом, но и желают плохого тому, у кого он есть. Когда же мы завидуем белой завистью, то чужой успех нас задевает, но зла мы не желаем этому человеку.

Чем хороша белая зависть

Психологи говорят, что черная зависть это однозначно плохо. Да и понятно – она съедает изнутри, разъедает, да еще и привлекает то зло, которое человек желает тому, кому завидует, в его собственную жизнь. Белая же зависть хороша тем, что служит стимулом, толчком к нашему развитию. Мы можем довольствоваться тем, что имеем, жить себе по инерции, но в какой-то момент видим, чего другие люди добились при таких же или даже меньших возможностях, чем у нас, и вдруг всколыхнется что-то в душе – а почему у меня не так же? И нередко это хорошей мотивацией служит, чтобы начать предпринимать какие-то действия, шевелиться и добиваться. Так что действительно бывает зависть белая и черная, и белая однозначно лучше.

Но вот как по мне, так все-таки зависть, хоть черная, хоть белая, это всегда плохое чувство. Не самый хороший стимул, когда мы действуем из позиции уязвленности. И пусть на каком-то этапе это тоже приносит свои плоды, но все-таки намного лучше, когда видя чужие успехи мы чувствуем не зависть, а воодушевление и вдохновляемся на то, чтобы тоже добиться большего.

Почему не стоит завидовать

Думаю, во многом эта реакция меняется, когда мы становимся мудрее и начинаем понимать, что у каждого свой путь. Если кто-то добился большего, это не значит, что он лучше, а мы хуже, да и вообще сравнивать, как правило, не имеет смысла, потому что каждый двигается по жизни со своей скоростью, в своем направлении и со своими целями.

К тому же вообще надо выяснить, а нужны ли нам такие успехи, мысль о которых нас так задевает? Да, может, они вполне соответствуют стереотипам относительно того, какой должна быть жизнь, но стремимся ли мы сами к такой жизни? Очень часто, когда мы чувствуем такого рода зависть, нам не столько надо добиваться того же самого, сколько перестать стараться быть теми, кем мы не являемся на самом деле, и соответствовать представлениям окружающих насчет того, какими мы должны быть.

Чем заменить зависть

Если же все-таки нам и правда хочется добиться того, чего добился человек, которому мы вдруг позавидовали, то пусть это происходит не через зависть, а через вдохновение. И трансформировать одно в другое в своей душе, во-первых, вполне возможно, а во-вторых, очень полезно. Когда негативные чувства мы меняем на позитивные, это очищает нас и открывает перед нами все двери.

Чтобы это произошло, нужно не принижать себя по сравнению с тем, кто добился большего, а чувствовать себя наравне с ним. Понимать, что в нашей жизни происходит все нужное и в лучшее время для нас, поэтому сравнивать себя с кем-то просто некорректно даже. И то, что мы встретили того, кто преуспел больше нас, это не повод чувствовать себя уязвленным, а звоночек, что мы тоже уже готовы к таким свершениям. В этом случае нужно только поблагодарить жизнь за своевременную возможность увидеть направление, в котором нам нужно продвигаться дальше, и порадоваться за человека, который уже добился в этом успехов.

А что, если мы никогда не сможем получить желаемое?

Бывают и другие ситуации – к примеру, кто-то имеет то, чего мы никогда не сможем иметь, несмотря ни на какие усилия и работу над собой. Не испытывать зависть в таких случаях очень непросто, и легко скатиться именно в черную зависть, особенно если нам кажется, что многие имеют то, о чем мы так мечтаем, незаслуженно.

Но опять же – каждый из нас проживает свою жизнь. Каждый имеет и не имеет что-то не просто так, а в соответствии со своими жизненными задачами. Сопротивляться этому значит лишь разрушать себя и свою жизнь. В то время как можно смотреть на это по-другому – как говорится, если Бог закрывает перед нами одну дверь, то обязательно открывает другую. Поэтому не стоит изнывать у закрытой двери. А лучше идти дальше и искать новые возможности для себя. И можно даже не сомневаться – они обязательно найдутся, потому что мы уже рождаемся с данной нам возможностью реализовать свой потенциал и стать счастливыми. И если мы несчастны, завидуем черной или белой завистью, то это значит, что мы просто не там ищем свое счастье.

Не нужно завидовать – надо вдохновляться. Не получается одно, значит, нас ждет что-то другое. Если мы есть в этом мире, значит, в нем есть все для нашего счастья. И если исходить из этого, всплесков черной и белой зависти в нашей жизни будет становиться все меньше, зато больше будет радости от вдохновения и свершений.

Интуитивные и метафорические карты, открытки, панно


для себя и в подарок

Различия между завистью и ревностью

Английский — интересный язык с большим словарным запасом. Одна вещь, с которой мы определенно сталкиваемся, — это синонимы. Как правильно их использовать? Давайте научимся различать «зависть» и «ревность»!

По мере того как вы знакомитесь с английским языком, вы часто видите, что «зависть» и «ревность» часто путают слова. Они имеют почти одинаковое значение, но в некоторых определенных случаях не имеют.

Зависть

Произношение

ɛn vi/

Это двухсложное слово с ударением на первом.

Определение: (согласно Оксфордскому словарю)

(неисчисляемое существительное): Чувство неудовлетворенности или обиды, вызванное чужим имуществом, качествами или удачей.

Использование и пример

  • зависть (к кому-либо) : Его зависть o ее успех очень очевиден.
  • зависть (к чему-либо) : Она почувствовала легкую зависть к идеальным условиям своей лучшей подруги.
  • С завистью смотрели на ее качественный гардероб.

Идиомы

  • быть предметом зависти кому-то/чему-то : быть человеком или вещью, которой восхищаются другие люди и которая вызывает чувство зависти (согласно Оксфордскому словарю)

Пример: Ее эстетический вкус в моде вызывает зависть у девушек.

  • зеленый от зависти: очень сильное чувство зависти (согласно Оксфордскому словарю)

Пример: Ее коллеги

позеленели от зависти .

«зеленый от зависти» очень сильное чувство зависти (согласно Оксфордскому словарю)

Ревность

Произношение

/ ˈdʒe ləsi /

Трехсложное слово с одним ударением на первом.

Определение: (согласно Оксфордскому словарю)

  • (неисчисляемое существительное): состояние или чувство ревности: чувство или проявление завистливого негодования по отношению к кому-либо или его достижениям, имуществу или предполагаемым преимуществам.
  • (исчисляемое существительное): действие или замечание, показывающее, что человек ревнует
Действие или замечание, показывающее, что человек ревнует

Использование и пример

  • Его ревность пробудилась, когда он увидел свою жену с кем-то другим.
  • Я устал от ее мелкой ревности
    .

Различать «зависть» и «ревность»

Сходства

В обычных обстоятельствах «зависть» и «ревность» используются в том же значении, что и «чувство, что вы хотите, чтобы у вас было то, что есть у кого-то другого» (Merriam- словарь Вебстера).

Пример :

  • Их зависть/ревность к его достижениям легко увидеть.
  • Ее молодость и внешность вызвали экстрим зависть/ревность к соперницам.

Различия

Однако в некоторых случаях «зависть» и «ревность» не могут заменить друг друга по смыслу:

1 « зависть » — это желание иметь то, что есть у кого-то другого. « Ревность » — это страх, что у вас отнимут то, что вы имеете. Особенно, когда дело доходит до любви, «ревность» — это эмоция расстройства и гнева, потому что кто-то, кого вы любите, кажется заинтересованным в другом человеке.

Пример:

  • Я почувствовал укол зависти к людям, которые там жили.
  • Крайняя ревность приведет к непредвиденным последствиям.
  • Не что иное, как чистая ревность руководила ее мыслями — и страхом потерять его.

2 Согласно Кембриджскому словарю, « Зависть » — это желание, чтобы у вас было то, что есть у другого человека. Ревность »- это несчастное и злое чувство, потому что у кого-то есть то, что вы хотите. Так сказать, «ревность» выражает больше обиды, чем «зависть».

Пример :

  • Моя зависть к ей — это способность разговаривать с людьми, которых она никогда раньше не встречала.
  • Однако нет смысла тратить драгоценное время и силы на мелочную зависть .

Как эффективно учиться?

В английском языке есть разные слова со схожим значением, такие как «зависть» и «ревность». Поначалу заметить отличия довольно сложно, но справиться с этими «препятствиями» совсем несложно.

Чтение – традиционный, но эффективный способ изучения английского языка. Вы можете взглянуть на электронную книгу , в которой часто путают слова на английском языке , чтобы узнать больше. Ее чтение не займет много времени.

Давайте взглянем на эту электронную книгу с часто сбивающими с толку словами на английском языке, чтобы узнать больше.

Загрузить электронную книгу eJOY Commonly Confused Words


Подробнее

  • Каждый и каждый: одинаковые или разные?

Тест

Давайте пройдем несколько тестов ниже, чтобы закрепить полученные знания!

Часть 1: Выберите подходящее слово

  1. Май говорит, что ее (зависть/ревность) пробуждает, когда другая женщина смотрит на ее парня.
  2. Она поглощена (завистью/ревностью), если он смотрит на другую женщину
  3. Я испытываю приступ (ревности/зависти) к их оптимистичным результатам.
  4. Их богатые природные ресурсы вызывают (зависть/ревность) всего мира.
  5. Я вижу твою (зависть/ревность) к тому, что он украл твою любимую игрушку.
  6. Больше всего я ненавидел себя за то, что позволил (зависти/ревности) поглотить меня вот так.
  7. Здесь достаточно места для (зависти/ревности) и здоровой конкуренции, но не для ненависти и (зависти/ревности).
  8. Было бы эгоистично испытывать (зависть/ревность) к нему, и я мог бы честно сказать, что это не так.

Часть 2: Посмотрите несколько видеороликов ниже, чтобы узнать, как слова «зависть» и «ревность» используются в контексте реальной жизни

Видео 1:

Видео 2:

Видео 3:

Резюме

Надеюсь, что эта статья поможет вам определить разницу между «завистью» и «ревностью». Помните, что «практика делает совершенным», активность в обучении даст вам наилучший результат.

Приятного обучения!

эмоций — Каким словом можно назвать положительную «зависть» без чувства обиды?

Спросил

Изменено 11 месяцев назад

просмотрено 14k раз

Представьте, что ваш приятель по колледжу теперь управляет многомиллиардной компанией, а вы все еще застряли на той же дневной работе белых воротничков спустя 5 лет после выпуска. Вы болтаете с ним и хотите выразить мысль, что вы счастливы за него и вам нравится его образ жизни — что-то вроде: «Хотел бы я купить яхту и совершить кругосветное путешествие, как вы; я рад, что вы делаешь очень хорошо!»

По сути, это чувство зависти, когда из него извлекаешь обиду. Есть ли для этого слово?

(Я думал о «восхищаться», но нашел это слишком сильным и широким)

  • отдельные слова-просьбы
  • эмоции

Вы можете сказать, что он вдохновляет вас. Или вы, , стремитесь к успеху , как и он.


вдохновлять : заставить (кого-то) хотеть что-то делать : дать (кому-то) представление о том, что делать или создавать
Merriam-Webster


стремиться : хотеть иметь или достичь чего-то (например, конкретной карьеры или уровня успеха)
Мерриам-Вебстер

4

Концепция знакома, но когда дело доходит до поиска одного слова для выражения концепции на английском языке, я не думаю, что есть одно . Некоторые традиции выражают эту концепцию на английском языке фразой «бескорыстная радость» или «получение удовольствия от чужой удачи», и палийское / санскритское слово «мудита» охватывает эту территорию. См. для пояснений Мудита: Учение Будды о бескорыстной радости.

Возможно, если вы хотите выразить свои чувства другу, подойдет прямолинейное «ваша удача радует меня» или что-то подобное.

Немецкое «schadenfreude», используемое для выражения противоположного понятия («получение удовольствия от чужого несчастья»), достаточно распространено в английском языке, чтобы передать его значение многим образованным носителям без определения или объяснения.

«Положительный вид «зависти» без чувства обиды» — это, конечно, зависть .

В то время как OED (для зависть , существительное) выходит с определением 3a

Чувство обиды и недоброжелательности, вызванное созерцанием преимуществ, которыми обладает другой

он дает Определение 4 заголовок с указанием Без понятия злонамеренности и 4b как

б. Стремление к преимуществам, которыми пользуется другой человек

и пример:

1891 Ваш успех вызывает у меня зависть.

Обратите внимание, это «позитивный вид зависти». Или хотя бы «нейтральный».

Что касается зависти (глагол): после выдачи отрицательного определения OED говорит

Также в менее неблагоприятном смысле: Желать себе наравне с (другим) счастья или обладания чем-то желанным; желать себе обладать (чем-то, что есть у другого).

Ни одно из определений не обновлялось с 19 века, поэтому OED немного отстал от времени. Но существительное и глагол могут использоваться без следа «негативности» (например, недоброжелательности). это не значит зависть больше не входит в число смертных грехов: важно, включает ли эта зависть желание лишить человека предмета зависти, чтобы вместо него получить его. (Точно так же гордыня является смертным грехом номер один, но только в техническом, библейском смысле (человек возвышает себя до места божества)), она не включает такие вещи, как гордость за свои достижения.

Оба «Стремление к преимуществам, которыми пользуется другой человек» и «Желать себе счастья наравне с (другим)» едва ли можно назвать злонамеренным.

Вы можете выразить это чувство , сказав:

Счастливчик!

Спасибо за братание с нами простыми людьми!

Я позеленел от зависти! Нет, чувак, я действительно рад за тебя.

Я хочу то, что у тебя есть!

Сдержанное восхищение — Он завоевал мое сдержанное восхищение.

3

Твой ответ

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Обязательно, но не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie

.

Эволюционная психология зависти и ревности

Старая догма всегда заключалась в том, что самые сложные аспекты человеческих эмоций определяются культурой; Считается, что немцы и англичане прямолинейны, а итальянцы и индийцы — эксцентричны. Тем не менее, в последние два десятилетия растет осознание того, что, хотя культура и играет важную роль в окончательном выражении человеческой природы, должны существовать базовые леса, определяемые генами. В то время как это признано верным для простых эмоций, таких как гнев, страх и радость, уместность эволюционных аргументов для более сложных нюансов эмоций изучена недостаточно. В этой статье мы рассматриваем в качестве примера зависть или ревность; чувство, которое возникает, когда кому-то лучше, чем тебе. Наш подход в целом согласуется с традиционными подходами эволюционной психологии (ЭП), но идет дальше, исследуя сложность и функциональную логику эмоций — и точные социальные триггеры, которые их вызывают — с помощью намеренно надуманных и надуманных «мысленных экспериментов», которые субъекту предлагается принять участие. Когда здравый смысл (например, мы должны завидовать Биллу Гейтсу, а не нашему немного более богатому соседу) противоречит наблюдаемому поведению (т. е. мы больше завидуем нашему соседу), парадокс часто может быть разрешается эволюционными соображениями, которые предсказывают последнее. Многие, но не все, подходы к ЭП терпят неудачу, потому что эволюция и здравый смысл не делают противоречащих друг другу предсказаний. Наконец, мы кратко упомянем возможность того, что более глубокое понимание эволюционного происхождения определенных нежелательных эмоций или поведения может помочь избавиться от них и, следовательно, иметь терапевтическую пользу. Такой подход скорее дополнит современные методы лечения (такие как когнитивно-поведенческая терапия, психоанализ, психофармакология и гипнотерапия), чем сведет на нет их.

Ключевые слова: эволюционная психология, зависть, ревность, эмоции, новая терапевтическая техника, мысленные эксперименты «Выражение эмоций у животных и людей» (Дарвин, 1872; об эмоциях см. также Экман и Фризен, 1971; Изард, 1977; Вежбичка, 1986; Рассел, 1994; Оатли и Дженкинс, 1996; Фредриксон, 1998; Льюис, 2000; Панксепп и Бивен, 2012). Это резко контрастирует с исследованиями таких загадочных тем, как, скажем, видимое восприятие движения, которые изучались с мучительными, а иногда и бессмысленными подробностями. По правде говоря, наше понимание эмоций «здравым смыслом», вероятно, ближе к истине, чем понимание, предлагаемое специалистами, работающими над этим вопросом (просто прочитайте хороший роман Джейн Остин).

Одна из проблем заключается в том, что физиологи и психологи, изучающие эмоции, недостаточно рассматривают их с эволюционной точки зрения (исключения см. Nesse, 1990; Ekman and Davidson, 1994; Johnston, 1999; Cosmides and Tooby, 2000; Tooby and Cosmides). , 2008). Это печально, потому что, как сказал Добржанский, «ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции». Это может показаться очевидным, но даже несмотря на то, что люди часто признают это на словах, это отношение еще не проникло в господствующую неврологию и психологию [как красноречиво защищали Туби и Космидес (19). 90)].

С точки зрения эволюции, эмоции — это адаптивная реакция на окружающую среду, которая увеличивает мои шансы на выживание. Но в отличие от простых адаптаций — скажем, ощущения боли, когда мою руку утыкают раскаленным стержнем, побуждающим меня отдернуть ее — эмоции гораздо сложнее. Они организуют более организованный ответ. Если я подозреваю, что поблизости находится тигр, реакция «борьба/бегство» (опосредованная лимбическими структурами) активирует несколько аспектов моей физиологии и познания, каждый из которых рекурсивно подпитывает другой, влияя на мое поведение (например, Nesse and Ellsworth, 2009).).

Конечно, можно впасть в другую крайность и предположить, что у каждой маленькой особенности человеческого поведения должен быть специальный модуль, имеющий непосредственное значение для выживания и отточенный естественным отбором; точка зрения, поддерживаемая средствами массовой информации об эволюционной психологии (ЭП) (хотя основные сторонники этого подхода обычно стараются избегать таких ловушек, включая Дэвида Басса, Дональда Саймонса, Джона Туби, Леду Космидес, Мелвина Коннора, Кристин Харрис и Стивена Пинкера. ). При использовании этого подхода следует остерегаться четырех ловушек: (1) не все адаптивно; многие причуды ума могут быть случайными побочными продуктами или атавистическими остатками вещей, которые когда-то были полезными (психологический эквивалент червеобразного отростка). (2) Вторая ловушка заключается в том, что можно научиться многим так называемым универсальным психологическим чертам; люди могли «сойтись» в одном и том же решении сходных экологических проблем; например, готовка почти универсальна, но мы не постулируем кулинарный модуль в мозгу, зашитый посредством естественного отбора. Вероятно, это было основано на случайном обнаружении дичи, зажаренной в лесных пожарах. 3) как наблюдаемая черта, так и ее объяснение банальны; очевидно даже для вашей бабушки. Например, мужчинам нравятся молодые женщины с чистой кожей и большой грудью, потому что они более плодовиты; поэтому гены, предрасполагающие к такому предпочтению, будут размножаться. Есть ли кто-нибудь, кто этого не знает? (4) Когда объяснение не банально, то его часто очень трудно – почти невозможно – проверить экспериментально или опровергнуть. Он не удовлетворяет критерию фальсифицируемости Поппера. Хорошим примером является сатирическая теория, предложенная одним из нас для объяснения того, почему «джентльмены предпочитают блондинок» (Рамачандран, 1998), предполагая, что они делают это, потому что это позволяет им обнаруживать ранние признаки паразитарного заражения и старения, которые снижают фертильность. Кроме того, взаимность сексуального интереса более очевидна у блондинов из-за расширения темных зрачков на фоне бледной радужной оболочки; как и розовый румянец оргазма на светлой коже, который снижает вероятность рогоносца и увеличивает вероятность имплантации. (Кроме того, покраснение более заметно у блондинок, которые, по сути, посылают непроизвольный сигнал «правды в рекламе», сообщая, что она не может безнаказанно проститутки без того, чтобы румянец от смущения не выдал ее.) Этот рассказ был воспринят всерьез некоторыми членами сообщества EP; действительно, мы допускаем возможность того, что то, что началось как сатира, может иметь в себе больше, чем зерно правды! Еще более надуманную теорию в шутку предложил мой коллега Дж. А. Дойч (личное сообщение). Дойч предполагает, что причина, по которой женщины испытывают тошноту и рвоту на ранних сроках беременности, заключается в том, что «запах рвотных масс» отпугивает мужа от полового акта с ней. Это имеет эволюционный смысл, учитывая известный риск аборта в результате полового акта в таких случаях. В качестве последнего примера предположим, что причина, по которой мы стекаемся в аквариумы, заключается в том, что наших девонских предков-рыб привлекали другие рыбы, и в нашем мозгу сохранились остатки этой привязанности. Легко увидеть абсурдность этих трех примеров, но некоторые аргументы ЭП имеют одинаковую форму.

EP находится на твердой почве, когда он избегает как можно большего количества этих ловушек. Тогда становится интересно исследовать. Суть игры в том, чтобы делать наблюдения за человеческой психологией, которые сначала кажутся удивительными, противоречащими интуиции и, по-видимому, неадаптивными, а затем показывают, что может существовать скрытая эволюционная программа. Эта стратегия не обязательно подтверждает теорию, но делает ее более достоверной, чем если бы не удалось избежать ловушек. Мы хотели бы проиллюстрировать этот подход, рассмотрев очень простой пример ревности или зависти. Эти два слова взаимозаменяемы в Соединенных Штатах, но в Соединенном Королевстве первое чаще используется в сексуальном контексте, а второе — в других контекстах. В любом случае «целью» обычно является тот, кто считается в каком-то отношении более состоятельным, чем вы, или чей доступ к ресурсам лучше, чем у вас. Ревность также имеет собственнический компонент; Я хочу фактически лишить другого человека ресурса и объявить его своим. Это негативная эмоция. Зависть не столь негативна — она не имеет такой же острой грани и побуждает к подражанию, чтобы получить независимый доступ к аналогичным или даже лучшим ресурсам. Крайним в том же спектре было бы чистое восхищение кем-то, кто благодаря врожденному таланту и интенсивным усилиям оказался в лучшем положении, чем вы. Я завидую своему соседу, получившему награду от местного мэра, но восхищаюсь Фрэнсисом Криком.

Ревность — мотив огромной силы. Хотя вы часто сознательно осознаете, что ревнуете или завидуете кому-то, иногда настоящие причины зависти скрыты в вашем бессознательном и замаскированы рационализациями. По иронии судьбы, то, что вы действительно цените в жизни, чаще раскрывается, когда вы спрашиваете себя, кому вы завидуете, а не спрашиваете себя напрямую: «Что я ценю». Последнее часто затрагивает то, что общество ожидает от вас ценности; ваше «суперэго» берет верх — и вы осознаете только то, чего вам следует хотеть, а не то, чего вы действительно хотите. С другой стороны, зависть и ревность возникают как инстинктивная реакция в вашей эмоционально-оценочной системе задолго до того, как вы это осознаете.

Самоанализ не в моде в современной психологии, в основном из-за сохраняющихся последствий бихевиоризма. Вопреки этой точке зрения, мы будем утверждать (и продемонстрируем в этой статье), что самоанализ (если он сопровождается перекрестной проверкой по другим вдумчивым предметам) может быть ценным источником понимания внутренней логики и эволюционного обоснования некоторых сложных эмоций, таких как зависть. Очевидно, что против — чисто субъективного — осуществления интроспекции могут быть справедливо выдвинуты возражения, поэтому крайне важно в конечном итоге проверить эти предположения, сделав контринтуитивные предсказания, которые могут быть эмпирически фальсифицированы (используя строгий научный подход). А пока можно развлекаться, размышляя о возможностях.

Центральным аргументом в этой статье является то, что можно достичь более глубокого понимания эмоций с помощью интроспективных «мысленных экспериментов»; спрашивая себя — и других — какая социальная ситуация (А или Б) сделала бы вас более склонным к этой эмоции и каковы внешние триггеры. Затем можно построить осмысленные эволюционные сценарии того, почему конкретный триггер (А) мог эволюционировать, вызывая данную эмоцию, даже если здравый смысл подсказывал, что другой триггер (Б) должен быть более эффективным. Для более вопиющих эмоций (например, агрессии) триггеры и их эволюционное обоснование очевидны и, вероятно, опосредованы лимбическими структурами мозга. Но более сложные эмоции требуют более сложных триггеров (или их комбинаций), чтобы вызвать их. Эволюционная логика этих эмоциональных триггеров поначалу может быть неочевидной, но ее можно разобрать, представив себя в определенных ситуациях и просто спросив себя, как бы вы себя чувствовали. Большинство сложных эмоций могут сильно зависеть от социальных взаимодействий, контекста, самооценки и ощущения того, кем вы являетесь в глазах других. Примеры включают гордость, высокомерие, высокомерие, честолюбие, чувство вины, благодарность и ревность (тема этой статьи). В отличие от основных эмоций, таких как агрессия и страх, которые опосредованы в основном лимбической реакцией «бей/беги», эти более сложные эмоции, вероятно, требуют взаимодействия с орбитофронтальной корой. Такие эмоции, в том числе способность к самоанализу («Я ревную, потому что и т. д.»), вероятно, уникальны для людей или особенно хорошо развиты у нас. Они могут потребовать построения «метапредставления» — представления более ранних представлений в мозгу (знание того, что вы знаете, или знание того, что вы завидуете).

Возникает важный вопрос. Имеют ли более тонкие эмоции (например, гордость, честолюбие, зависть и чувство вины) особый вкус? Например, имеет ли ревность свои собственные уникальные субъективные качества, или это смутное, смутно-негативное чувство, которое либо приобретает оттенок своего уникального «аромата ревности», либо просто выводится задним числом , исходя из социального контекста? В отличие (скажем) от качества красного, которое проявляется сразу же, независимо от социального контекста? Самоанализ предполагает первое; потому что мы часто ловим себя на том, что испытываем приступ ревности к другу — часто с удивлением и смущением — прежде чем сделать вывод о причинах, контексте и т. д.

Рискнем предположить, что лобный пациент все еще может быть способен на агрессию, страх и вожделение, но не на зависть или романтическую любовь (которые имеют сложные и тонкие социальные аспекты). У такого пациента будут большие трудности с самоанализом собственных эмоций, а не только с их выражением. С точки зрения эволюции стоит отметить, что даже если эмоции переживаются в частном порядке, почти все они бессмысленны, кроме как по отношению к другим; т. е. в социальном контексте (например, зависть, гордость, ревность и доброта). Отчасти это верно даже в отношении более базовых эмоций, таких как страх, вожделение, гнев и боль; например, мы кричим «ой», чтобы привлечь внимание.

Что вызывает зависть, помимо очевидного, к тому, кто лучше обеспечен? И можно ли объяснить функциональную логику этих триггеров (или своеобразную комбинацию социальных сигналов) с точки зрения эволюции; т. е. какова может быть их ценность для выживания? Путем самоанализа и неформального опроса друзей, студентов, коллег и т. д. мы составили следующий список. Для каждого пункта в списке мы попытаемся придумать правдоподобный эволюционный сценарий. Особенно важен вопрос о том, почему вы делаете тот или иной выбор, даже если здравый смысл склоняется к другому выбору. Мы хотели бы подчеркнуть, что на данном этапе это всего лишь предварительные неофициальные опросы, цель которых состоит в том, чтобы стимулировать дальнейшие исследования с использованием строгой методологии для сбора формальных данных. (При изучении зрительного восприятия аналогичные зрительные иллюзии имеют давнюю и почтенную традицию делать важные выводы задолго до того, как были сделаны детальные измерения для подтверждения этих пунктов).

(1) Вы больше завидуете: (А) кому-то, кто похож на вас во многих отношениях, но немного богаче (скажем, на 50%) или (Б) больше завидует Биллу Гейтсу? Завидует ли нищий немного более успешному нищему или Биллу Гейтсу?

Ответ почти всегда первый (10 из 11 опрошенных выбрали А). Это не имеет смысла. Обычно ожидается, что сила эмоции будет прямо пропорциональна искомому ресурсу; например, уровень глюкозы в крови определяет степень голода. Следуя этому аргументу, не следует ли вам больше завидовать Биллу Гейтсу? Здравый смысл может подсказать, что чем лучше кто-то живет, чем вы, тем больше вам следует завидовать. Но вопреки интуиции это не так. «Здравый смысл» (логическая или рассуждающая часть мозга), конечно, тоже возник в процессе эволюции, но, возможно, для других нужд; то есть абстрактные обобщения, такие как правила логического вывода, которые имеют лишь ограниченный доступ к «законам эмоций» (с учетом модульной архитектуры человеческого мозга). Логично, что вы должны больше завидовать Биллу Гейтсу, потому что у него больше ресурсов. Но «эмоциональный модуль» настроен на немедленные «интуитивные реакции», такие как ревность, иногда подавляющие логические выводы. В общем, интуитивные реакции и «способность к рациональному мышлению» дают последовательные ответы, но не всегда.

Традиционные теории ОзВ иногда терпят неудачу в том, что они не всегда противоречат интуиции. Например, они «объясняют», что мужчины предпочитают более молодых женщин, потому что они более плодовиты. Ни само явление (выбор более молодых женщин), ни стандартное объяснение («они фертильны») не противоречат интуиции. Они не проходят то, что мы называем «бабушкиным тестом» — то, что ваша бабушка могла бы вывести из простого применения здравого смысла. Проблема в том, что во многих сценариях, обычно рассматриваемых в EP, эти два (здравый смысл против скрытой эволюционной программы) делают одно и то же предсказание; единственный способ разъединить их — создать весьма надуманные сценарии; что мы и попытаемся сделать в этой статье.

Какова эволюционная логика, управляющая завистью; например, тот факт, что вы завидуете своему соседу больше, чем Биллу Гейтсу? Ответ заключается в том, что вся цель зависти состоит в том, чтобы побудить вас к действию либо путем самостоятельных усилий (зависть), либо путем желания и кражи того, что есть у другого (ревность). Поэтому ревность имеет агрессивную составляющую, а зависть более позитивна, иногда даже с оттенком восхищения.

Обращаясь к Биллу Гейтсу в сравнении с более преуспевающим нищим, мы считаем, что это может быть легко объяснено аксиомой о том, что зависть развилась, чтобы мотивировать доступ к ресурсам, которые востребованы другими в вашей группе. Если я бедный нищий, мой мозг быстро вычисляет, что, по всей вероятности, очень богатый Гейтс либо заслуженно намного богаче (т. е. он намного умнее), либо просто чрезвычайно удачлив. Эволюционно говоря, нет смысла завидовать ему, потому что он «зашкаливает» ни по способностям, ни по удаче, поэтому никакие мои усилия не могут привести к достижению его уровня процветания; зависть мотивировала бы неуместную и бесполезную трату ресурсов. Более богатый нищий, с другой стороны, может быть лишь немного умнее, удачливее или трудолюбивее меня, так что, по крайней мере, есть некоторый шанс, что зависть может побудить меня превысить его доступ к ресурсам (или зависть может заставить меня воровать). от него безнаказанно).

(2) Вы больше завидуете (А) кому-то, кто равен вам по таланту, усилиям и т. д., но его/ее незаслуженно продвигают по службе или (Б) кому-то, кто действительно лучше вас, кто вознаграждается ?

Ответ почти всегда «А» (11 из 11 опрошенных нами выбрали А). Опять же, обратите внимание, что это не имеет очевидного смысла; если ты хочешь быть таким же богатым, как твой ближний, какая разница, был ли он вознагражден незаслуженно или законно. Это можно разобрать дальше. Например, имеет ли значение, получил ли другой парень вознаграждение от начальника, (А) потому что он (от природы) генетически более интеллектуально одаренный, чем вы, (Б) более трудолюбивый или (С) произвольно без причины? EP предсказывает, что вы больше всего будете завидовать «Б», потому что зависть побудит вас что-то с этим сделать, тогда как соревноваться с «А» может быть бесполезно; вы не можете преодолеть генетические способности. (Вы можете злиться на начальника за его несправедливость, но не завидовать получателю.) «С» вызовет у вас зависть, если «что-то сделать с этим» включает в себя жалобу начальнику. Большая зависть к «Б» по сравнению с «А» должна быть особенно справедливой, если «А» гораздо лучше одарен, чем вы генетически; если он лишь немного лучше одарен, то немного зависти было бы полезно — мотивированная тяжелая работа может помочь вам преодолеть генетические ограничения. Это было бы аналогично описанному выше сценарию нищего против другого нищего. Третий сценарий (С) не вызовет зависти; это вызвало бы гнев по отношению к человеку, который несправедливо награждает вашего ближнего. Короче говоря, мы можем показать, что даже если поверхностный анализ человеческой психологической склонности делает ее неадекватной, часто существует скрытая эволюционная программа, которая движет этой склонностью и делает ее понятной. Мы не приводим здесь окончательный аргумент, но, надеюсь, даем пищу для размышлений.

(3) Допустим, я должен доказать с помощью сканирования мозга или какого-либо другого надежного измерения (например, инвентаризации настроения/аффекта), что (A) Далай-лама был значительно счастливее по какой-то абстрактной, но очень реальной шкале, чем (B ) кто-то (скажем, Хью Хеффнер), у которого есть неограниченный доступ к привлекательным женщинам. Кому вы больше завидуете?

Большинство мужчин больше завидуют последнему (9 из 9 опрошенных нами мужчин выбрали Б). Другими словами, вы больше завидуете тому, к чему имеет доступ другой человек (по отношению к тому, чего вы желаете), чем конечному общему состоянию радости и счастья. Это верно, даже если здравый смысл подсказывает обратное. Иными словами, эволюция запрограммировала в вас эмоцию (ревность), которая вызывается определенными очень специфическими «пусковыми механизмами» или социальными сигналами; он в значительной степени нечувствителен к тому, каково конечное состояние счастья другого человека. Конечное состояние счастья слишком абстрактно, чтобы эволюционировать как спусковой крючок зависти или ревности.

По тем же причинам, если вы голодны, имеет смысл больше ревновать (по крайней мере временно) к тому, кто наслаждается вкусной едой, чем к тому, кто занимается сексом с красивой женщиной или мужчиной. Однако, если вы лишь слегка голодны, вы можете выбрать секс. Это потому, что в вашем мозгу есть бессознательная метрика, которая вычисляет вероятность найти пищу в ближайшем будущем по сравнению с вероятностью найти зрелого, доступного партнера; и безотлагательность вашей потребности в еде над срочностью спаривания. Если вы умираете от голода и у вас есть последняя интрижка, у вас есть только эта единственная возможность для спаривания, тогда как если вы едите и живете, у вас будет много возможностей для спаривания в будущем.

(4) Представьте себе сценарий (А), в котором вы видите, как другой парень/девушка занимается любовью с женщиной/мужчиной, которая вам нравится и которую вы желаете. Вы ревнуете. Но что, если (сценарий Б) вы видите, что тот же парень/девушка занимается еще более страстным сексом с женщиной/мужчиной, которые вас не привлекают.

Удивительно, но вы больше ревнуете его/ее в «А» (13 из 15), хотя можно было бы ожидать ответа «Б» – т. более приятное состояние (Б), чем то, что к нему ведет (А). И снова эволюция преобладает над здравым смыслом весьма специфическим образом. У вас в голове есть метрика (ваша оценка собственной привлекательности, построенная бессознательно путем наблюдения за частотой и «объективной красотой» других женщин, которых вы привлекали в прошлом) того, чего вы хотите и на что способны. Эти триггеры определяют, кому или чему вы завидуете, даже если это не имеет никакого смысла. Ситуация принципиально не отличается от того, что вы едите сладкую вату. Даже если вы рационально понимаете, что это вредно для вас, эти «углеводные переедания» были встроены в ваш мозг в доисторические времена, когда еды было мало, чтобы помочь пережить засушливые периоды голода. В случае предпочтений в еде эта идея может показаться очевидной (хотя она не была очевидна для нас, пока Стивен Пинкер не изложил ее). Но в случае более сложных эмоций, таких как ревность, эта идея не была исследована должным образом, как это делается в этой статье. Общая идея состоит в том, что таким образом можно анализировать даже сложные и тонкие нюансы определенной эмоции.

(5) Другой пример также иллюстрирует, как некоторые эмоции, несмотря на то, что они противоречат интуиции и кажутся нелогичными, изначально раскрывают скрытую эволюционную программу. (A) Вы видите, что ваш сосед (который похож на вас во многих отношениях) занимается умеренно приятным сексом с женщиной, которую вы умеренно жаждете; (B) вы видите двух уродливых бродяг, занимающихся чрезвычайно приятным сексом друг с другом. Кто вызовет больше зависти?

Опять же, по причинам, о которых уже упоминалось, большинство людей больше завидуют «А» (12 из 15 опрошенных нами выбрали А). Это еще один пример зависти, но не к последнему уровню сильного удовольствия (как можно было бы наивно ожидать), а к тому, кто имеет доступ — и лишь слегка наслаждается — чем-то, к чему вы имеете скромное желание и чем будете лишь скромно наслаждаться (но доступ запрещен). Таким образом, мы видим, что зависть вызывают определенные социальные сигналы; «счастье» слишком абстрактно, чтобы ему можно было завидовать. Все это кажется правдоподобным, но — еще раз — мы подчеркиваем необходимость осторожности в интерпретации таких данных. Вы можете избегать выбора бродяг не из-за упомянутых выше эволюционных причин, а потому, что любая ассоциация с бродягами вызывает избегание.

В целом, чем менее сложен или надуман мысленный эксперимент, тем проще результат и интерпретация. Простейшим примером жанра мысленных экспериментов, обсуждавшихся до сих пор, был бы; Вы бы больше завидовали (А) своей соседке, которая немного умнее вас, которая получает огромную прибавку к зарплате и награду за свою работу, или (Б) вы и она покупаете по лотерейному билету, и в итоге она выигрывает 500 000 долларов? Если вы задумаетесь, ваш ответ, как и у большинства людей, может заключаться в том, что вы будете менее ревнивы во втором сценарии (лотереи), потому что вы признаете, что никакая дополнительная мотивация с вашей стороны (движимая ревностью) не может повторить случайную аварию.

Теперь введем понятие «релевантный круг общения»:

(6) Представьте, что вы иммигрант из Индии в первом поколении в Соединенных Штатах; (A) ваш сосед также является иммигрантом из Индии с сопоставимым талантом; (B) иммигрант из Китая; (С) местный американец. Скажите, что у «А» есть что-то, чего вы жаждете, и вы ему завидуете; То же самое и с буквой «В», и с буквой «С». Кому бы вы больше всего завидовали (ревновали)? Скажем ради аргумента, что все вы жаждете женщину или мужчину.

Большинство позавидовало бы «А» больше, чем «В» или «С» (11 из 11 опрошенных выбрали А). Это снова бессознательная метрика. Ваш мозг говорит (фактически), что «А» имел те же привилегии, возможности, статус и т. д., что и я, поэтому есть какой-то смысл в том, чтобы я завидовал ему, чтобы мотивировать себя, поскольку у меня есть хоть какой-то шанс получения доступа к одним и тем же ресурсам; он предоставляет «доказательство существования» того, что кто-то, очень похожий на меня, может иметь доступ к тому же ресурсу. «В», с другой стороны, совершенно неизвестно. Наконец, «C» может быть одобрен по совершенно произвольным причинам, таким как расизм и ксенофобия, в отношении представителя более привилегированного большинства белой американской культуры. В отличие от «А», «С», скорее всего, имел больше привилегий и возможностей на протяжении всей своей жизни, поэтому у вас нет особой мотивации соревноваться, так как у вас нет шанса получить доступ к его ресурсам — таким образом, зависть привела бы к бесполезной трате ресурсов и времени. Вместо этого эволюционным последствием может быть гнев по отношению к «С», а не попытка конкурировать и уравновесить неравенство личными усилиями (вы бы не завидовали). Очевидно, что во многих ситуациях эти две эмоции накладываются друг на друга.

(7) Географическая близость; это частный случай эффекта «релевантного круга общения». Сравните два случая: (А) Джо живет в Тимбукту. Он очень похож на вас талантом, внешностью, работоспособностью и т. д., но вдвое богаче вас; (B) Джо ваш сосед и вдвое богаче.

Большинство людей завидовали бы варианту B больше, чем варианту A (11 из 11 опрошенных выбрали вариант B). Опять же, это имеет эволюционный смысл. Есть миллионы людей, похожих на «А», и хотя я логически уверил вас, что они идентичны «Б», ваш мозг требует более прямых триггеров. С другой стороны, вы видите и взаимодействуете с «Б», и это прямой триггер для зависти. «А» просто слишком абстрактен, чтобы относиться к нему, и, что более важно, он не конкурирует за те же ресурсы, что и вы. (и, во всяком случае, слишком далеко от вас, чтобы что-то с этим поделать). Не было бы мотивации работать усерднее, поскольку даже если бы вы это сделали, вы не получили бы доступа к ресурсам в Тимбукту. Вы можете восхищаться им — даже подражать ему — на расстоянии, но завидовать ему бесполезно.

(8) Есть очень привлекательная женщина (или мужчина), на которую вы положили глаз и у которой есть основания полагать, что вы находитесь в пределах ее приемлемости и вас привлекает. Но входит другой мужчина, и он сразу же привлекает ее, и она уходит с ним. Он один из трех человек: (A) он потрясающе красив и богат и уходит с ней; (Б) лишь немного лучше выглядит и красивее или даже во многом похож на вас; и (C) уродливый старый бедный бродяга. Кому бы вы больше всего завидовали?

Большинство людей завидуют «Б» (8 из 11 опрошенных выбрали Б). После «Б» мы предполагаем, что люди будут завидовать «А», а затем «С». Причина, по которой мы предполагаем это, заключается в том, что как мотиватор действия ревность, скорее всего, будет эффективна в ситуации «Б». Ревность может быть бесполезной для «А», и вы не можете винить его (или ее) в том, что ему удалось отвлечь ее. Наконец, поведение вашей потенциальной напарницы в «С» — ее выбор уродливого бродяги — предполагает, что ее выбор совершенно идиосинкразичен и непредсказуем. Так что нет особого смысла даже пытаться.

Ревность к братьям и сестрам — особый случай. Поскольку родной брат [независимо от того, был ли он правильно идентифицирован или ошибочно принят за брата или сестру в результате близости с раннего детства (т. быть совершенно незнакомым человеком. Но это осложняется тем фактом, что вы находитесь в прямой конкуренции за одни и те же пищевые ресурсы (например, во время отлучения от груди), доставляемые родителями, и предсказанным выше феноменом «соответствующего круга общения». Конечным результатом будет сложный гибрид эмоций, как это часто бывает с братьями и сестрами. По той же причине мы предсказываем, что ревность родителей должна быть редкостью.

Мы повторяем, что представленные здесь данные являются лишь предварительными опросами, а не полученными в результате официальных исследований. Хотя самоанализ может быть ценным источником понимания в качестве отправной точки, эти предположения в конечном итоге должны быть проверены с использованием эмпирически обоснованных методов. То, что мы представили, — это всего лишь набросок эволюционной логики, которая может вызывать зависть. Обязательно должны быть другие сложные контекстуальные и личностные переменные, которые влияют на выбор любого конкретного человека в каждом из этих надуманных сценариев. Тем не менее, эти рассуждения могут стать отправной точкой для более сложного понимания ревности, чем это было возможно до сих пор, выводя нас далеко за пределы нашего «здравого смысла» понимания этой сложной человеческой эмоции. Мы считаем, что аналогичная стратегия может быть применена для понимания других не менее сложных человеческих эмоций. Цель состоит в том, чтобы найти «скрытые мотивы» в строго эволюционных терминах форм поведения, которые на первый взгляд могут показаться необъяснимыми. И наоборот, указание на то, что мужчинам нравятся большие груди молодых женщин, просто не соответствует действительности; EP не говорит вам ничего такого, чего не знал бы здравый смысл [см. Konner (2015) в качестве изящного исключения].

Мы рассмотрели только один пример, а именно, ревность – для иллюстрации нашей стратегии, но, очевидно, ее можно применить и к другим эмоциям. Возьмем, к примеру, смущение. Если вы мужчина, покупающий эротический DVD для взрослых, вы бы больше смутились, если бы продавец на кассе был: (A) красивым молодым человеком; (Б) красивая женщина; (С) старушка; и (D) уродливый старик? Ответ обычно «B» или «C» (11 из 13 мужчин выбрали либо «B», либо «C»), но почему? И не может ли ответ дать нам новое понимание эволюционного происхождения смущения?

Еще один интригующий вопрос заключается в том, какие триггеры (или комбинации) вызывают ревность (которая имеет острый край) в отличие от восхищения, кроме того факта, что последнее вызывает подражание без злого умысла, тогда как первое мотивирует лишить цель или ресурсы, которые вы желаю приобрести. Если в соревновательной игре на ловкость предлагаются два приза, один из которых получил целевое лицо, результатом может быть восхищение, мотивирующее параллельное получение оставшегося приза. С другой стороны, если есть только один ресурс, агрессивное приобретение требует мотивации через зависть.

В этом эссе постоянно повторяется тема контраста между «рациональным» или интуитивно «очевидным» взглядом, с одной стороны, и действительно переживаемой эмоцией, с другой; например, мы предполагаем, исходя из здравого смысла, что нищий «А» должен больше завидовать Биллу Гейтсу, чем нищему «Б». Сначала можно было бы ожидать, что, поскольку зависть мотивируется несоответствием ресурсов, чем больше несоответствие, тем больше зависть, но, как мы видели, это не так. Причина этого снова заключается в том, что с точки зрения эволюции было бы плохой стратегией для нищего серьезно распределять ресурсы времени и энергии, чтобы стать равным Биллу Гейтсу, когда те же самые ресурсы можно было бы с большей выгодой направить на более реалистичную цель конкуренции. успешно против соседнего нищего.

В качестве еще одной аналогии трудности распутывания различных нитей культуры, генов, эмоций, логики и т. д. рассмотрим случай, когда вы ревнуете свою девушку к интрижке с мужчиной по сравнению с женщиной (при условии, что она не является обычной лесбиянки). Большинство мужчин, по нашему опыту, были бы более расстроены первым. Это может быть по той очевидной причине, что мужчина не хочет, чтобы она была случайно осеменена и рогоносца, в то время как с лесбийской интрижкой такой опасности нет (опять же, здравый смысл должен предсказать, что вы должны только ревновать к интрижке). это доставляло больше удовольствия; пол партнера по интрижке не имеет значения). Альтернативой аргументу EP против рогоносца может быть то, что мужчина рассматривается как относящийся к «эквивалентному классу» и вызывает больший конкурентный толчок — следовательно, ревность — чем интрижка с женщиной.

Учитывая, насколько примитивны наши знания о тонких нюансах человеческих эмоций, неудивительно, что наше понимание причин психических заболеваний, которые в первую очередь связаны с нарушениями эмоций, столь же примитивно. Едва ли может быть правдой, что все разнообразные эмоциональные расстройства такого сложного органа, как человеческий мозг, подпадают под несколько категорий; расстройства настроения, психотические расстройства, диссоциативные расстройства и т. д. (не говоря уже о многих сотнях фиктивных расстройств, сфабрикованных для включения в DSM в страховых целях).

Мы считаем, что более глубокое понимание функциональной логики и эмоциональных расстройств, лежащих в основе психических заболеваний, может быть достигнуто путем принятия эволюционной точки зрения. Как мы более подробно обсуждали в другом месте (см. Джалал и Рамачандран, готовится), мы предполагаем, что более глубокое понимание эволюционного обоснования негативных эмоций и поведения (включая примитивные механизмы психологической защиты) может иметь терапевтическую пользу. Этот подход делает акцент на эволюционном происхождении психических причуд, в том числе патологически усиленных, что отличает его от традиционных терапевтических методов. Он объединяет элементы психоанализа (подчеркивая роль первичных влечений и защитных механизмов) и когнитивно-поведенческой терапии (КПТ; в том смысле, что он шаг за шагом ведет пациента через логические вопросы «что, если»), встроенные в всеобъемлющую эволюционную тему. Среди других стратегий он использует метод постановки абсурдно надуманных дилемм, чтобы добраться до аксиоматической системы ценностей (и их отклонений), которые управляют вашим поведением. Ярким примером является наблюдение, что замечание того, чему или кому вы завидуете, часто является более «честным» и точным показателем того, что вы действительно цените, чем просто задать тот же вопрос непосредственно самому себе. Как только такое более глубокое понимание будет достигнуто, вы сможете начать избавляться от эмоций и поведения, которые в целом неадекватны в текущем контексте. Этот терапевтический подход будет дополнять, а не отрицать существующие психотерапевтические и фармакологические подходы.

Исследование включало в себя неформальный опрос друзей и коллег, поэтому на него не распространяется этическое одобрение.