Чувства и эмоции в психологии – сущность, виды, функции. Чем отличаются эмоции от чувств

Содержание

Глава 7 Эмоции. Общая психология

Глава 7 Эмоции

7.1. Эмоции и их функции

Довольно сложно представить себе жизнь без эмоций, чувств, настроений. Мы ежедневно переживаем значительное число эмоциональных состояний. С помощью эмоций человек выражает собственные внутренние состояния, а также коммуницирует с другими людьми.

Эмоции — психологические состояния, выражающиеся в форме переживаний, ощущений приятного или неприятного, удовлетворенности или неудовлетворенности человека. Эмоции служат для оценки человеком окружающего его мира – людей, предметов, явлений и событий.

Выделяют пять основных функции эмоций.

– Оценка значимости происходящего. Эмоция дает возможность оценить силу раздражителя, его влияние на человека, оценить критическую или конфликтную ситуацию.

– Побуждение, мотивация к тем или иным действиям с целью удовлетворить свои потребности или желания. Эмоциональные состояния проявляются на физиологическом уровне – например, при выбросе в кровь адреналина. Эмоции служат в качестве побуждающей силы для удовлетворения каких-либо потребностей организма.

– Регуляция деятельности, оценка удавшихся или неудавшихся трудовых действий.

– Предвосхищение, способность опережать развитие событий, предугадывать приятный или неприятный исход.

– Экспрессивная – выражение эмоций в виде мимики, движений, жестов, звуков.

Эмоции обладают несколькими характеристиками, такими как возбуждение или сила, а также «заряженность» эмоции («положительные» и «отрицательные» эмоции).

– Эмоциональное возбуждение – повышение уровня активации центральной нервной системы, характеризующее силу эмоционального состояния. Эмоции характеризуются помимо психической активности еще и активностью двигательной. Наиболее сильные эмоции, как правило, наименее продолжительны. Примером сильного непродолжительного эмоционального состояния может служить аффект (речь о нем пойдет чуть позже). Слабо выраженные эмоции могут длиться достаточно долго (например, зависть или надежда).

– Знак эмоций. Эмоции могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные эмоции возникают в случае невозможности реализовать свои цели или задачи, при воздействии на человека вредных внешних факторов. Положительные эмоции возникают при реализации своих задач, удовлетворении потребностей.

Стоит отметить, что в рамках изучения эмоций можно говорить об эмоциональных состояниях, т.е. некоторых устойчивых формах проявления эмоций. Эмоциональные состояния отличаются достаточно большой длительностью, плавностью протекания.

7.2. Эмоциональные состояния

Рассмотрим некоторые основные виды эмоциональных состояний.

– Настроение является отражением эмоционального состояния человека, его чувств. Настроение бывает плохим (характеризуемым усталостью, раздражительностью, пассивностью) или хорошим (при котором человек активен, весел, полон сил). При этом настроение человека может сохраняться в течение длительного периода времени или часто меняться.

– Тревога – эмоциональное состояние, характеризующееся чувством неопределенности, плохими предчувствиями, восприятием безопасных ситуаций как содержащих угрозу. В отличие от чувства страха тревога редко имеет конкретный стимул и зачастую беспочвенна. При этом она играет значительную защитную функцию, выраженную в том, что человек не станет реагировать на стимул, по отношению к которому испытывает чувство тревоги. Склонность часто испытывать тревогу может говорить о том, что человек не уверен в себе, у него низкая самооценка.

– Фрустрация (лат. frustratio – обман, неудача) – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неосуществления какой-либо значимой для человека цели, неудовлетворения значимой потребности и вызываемое непреодолимыми препятствиями в их достижении. Если не устранить причины фрустрации, то человек может впасть в депрессивное состояние, испытывать проблемы с памятью и мышлением. Негативный эффект фрустрации проявляется часто в агрессивном поведении, злости, утрате самоконтроля. Невозможность преодоления отрицательных факторов выливается в поиски компенсации, что проявляется в уходе от реальности, чувстве безысходности.

– Стресс (от англ. stress – напряжение) – реакция организма на экстремальное, сильное воздействие, физическое или психологическое, а также возникающее в ответ на данное воздействие состояние нервной системы или организма в целом. На человека ежедневно воздействует целый ряд сильных раздражителей, называемых стрессорами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Хьюго Бруно Селье (1907–1982) – врачом-эндокринологом. По мнению Селье, стресс представляет собой органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное некоторыми раздражающими факторами. Селье исследовал влияние стрессоров на крыс и других животных, подвергая их неприятным или болезненным стимулам. Он обнаружил, что все животные демонстрируют ряд схожих реакций на стрессоры, который он назвал «Общим адаптационным синдромом» и описал в работе «Синдром, вызванный различными повреждающими агентами» («A Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents»), опубликованной в 1936 г. в журнале «Природа» («Nature»).

Селье выделил три стадии общего адаптационного синдрома.

1. Стадия тревоги. В случае восприятия угрозы от стрессора человек начинает испытывать чувство тревоги, а также дискомфорт от того, что не осознает причину тревоги. При усилении дискомфорта человек стремится снять напряжение (например, после тяжелого трудового дня человек может спать дольше обычного).

2. Стадия сопротивления. В случае увеличения работы стрессора организму необходимо бороться с его негативными эффектами, адаптироваться к неблагоприятным условиям. Для поддержания стабильного состояния и сопротивления стрессорам необходимо значительное усилие.

3. Стадия истощения. На данной стадии человек задействует все ресурсы для противостояния стрессогенным факторам, что приводит к невозможности поддержания нормального функционирования нервной системы и своевременного восстановления физических сил. Запас сил заканчивается, и результатом долговременной стадии истощения могут стать серьезные проблемы со здоровьем, потеря трудоспособности.

В 1974 г. американский психолог Ричард С. Лазарус (1922–2002), профессор Университета Калифорнии, предложил модель, разделяющую стресс на два вида: эустресс, или австресс (eustress), и дистресс.

Эустресс – здоровый, положительный стресс. Слово образовано от греческого эу (eu), что означает «хороший». Соединение этой приставки со словом «стресс» означает «хороший стресс». Впрочем, хорошим является скорее стрессор, так как даже эустресс может нанести вред здоровью человека. Как правило, такой вид стресса вызывается положительными эмоциями, способен мобилизовать человека к адаптации в той или иной среде. Примерами эустресса можно считать праздники или выходные, победу на соревнованиях, получение повышения по службе, романтические отношения и т.д.

Дистресс – негативный тип стресса, оказывающий отрицательное влияние на организм, с которым человек не в силах справиться.

Симптомами стресса могут являться головные боли, упадок сил, переменчивое настроение, вялость.

Стрессорами могут являться:

– сенсорные раздражители – боль, яркий свет, резкий звук, шум;

– жизненные события – смерть и рождение детей, свадьбы и разводы, ссоры в семье;

– факторы, связанные с трудовой деятельностью, – безработица, жесткие планы выполнения работы, конфликты с коллегами;

– жизненный стиль – пьянство, недостаточный сон.

Как правило, выделяют два основных вида стресса – физиологический и психологический. Физиологический стресс вызывается непосредственным воздействием неблагоприятного стимула на организм (например, соприкосновение с раскаленным или ледяным предметом). Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в случае информационной перегрузки, когда человек не справляется с задачами, не успевая принимать верные решения в требуемом темпе при высоком уровне ответственности за окончательный результат. Эмоциональный стресс проявляется в случаях угрозы, опасности, обиды и т.д.

Влияние стрессогенных факторов на здоровье человека можно оценить с помощью шкалы Холмса – Раге. Современная шкала содержит список из 41 стрессогенного события, каждое из которых способно привести к заболеванию человека.

В 1967 г. психологи Томас Холмс и Ричард Раге провели исследование более 5000 пациентов, предложив им список из 43 жизненных событий. В результате была установлена высокая корреляция между этими событиями и заболеваниями людей.

В 1970 г. было проведено исследование, целью которого была возможность предсказать возможное заболевание. Шкала была предложена 2500 морякам, которые должны были указать стрессогенные события, которые произошли с ними за последнее полугодие. Наблюдение за состоянием здоровья моряков в течение последующего полугодия позволило установить связь между количеством стрессогенных событий и продолжительностью и сложностью заболевания.

Для получения результата, отражающего влияние стресса на здоровье, необходимо выбрать все события, которые происходили с человеком за последний год. Сумма баллов и окажется необходимым отражением стресса.

Приведем пример некоторых жизненных событий и соответствующих им баллов.

При высоких показателях стресса вероятность заболевания в ближайшие два года достигает 80%. Большое количество баллов служит сигналом, предупреждающим об опасности. Подсчет суммы баллов дает возможность воссоздать картину стресса и определить, какие именно жизненные ситуации негативно влияют на здоровье.

Существует несколько основных способов борьбы со стрессом и управления им:

– изучение и применение методик релаксации;

– употребление успокоительных травяных сборов;

– изменение питания – потребление меньшего количества жирной пищи и большего – фруктов и овощей;

– прогулки на свежем воздухе;

– управление своей агрессией – не срываться на близких людей из-за стрессов на работе;

– уменьшение числа стрессоров и их интенсивности.

– Аффект (лат. affectus — страсть, душевное волнение) – кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание, проявляющееся во временной дезорганизации сознания. Аффект является мощной эмоциональной реакцией, полностью захватывающей психику человека и вызывающей некоторые действия. Такие действия могут быть неосознанными, и в таком случае человек не может восстановить их в своей памяти. Во время аффекта способность мыслить рационально и контролировать свои поступки резко снижается. Поступки при аффекте свершаются не по четко обдуманной схеме, основанной на логике. Аффект может проявляться в форме ухода от тревожащей человека ситуации или в форме ступора, но чаще всего проявляется в немотивированной агрессии. Ход аффекта вызывает у человека потерю значительных сил, за счет того, что человек дает выход своим эмоциям.

В развитии аффекта выделяют три основных этапа.

1. Подготовительный этап. Человек становится напряженным, дезорганизуются основные психические процессы.

2. Этап взрыва. Человек теряет контроль над ситуацией и утрачивает самообладание. Эмоциональное перевозбуждение сопровождается плохо контролируемыми действиями. Нарушается ясность сознания.

3. Заключительный этап. Нервное напряжение спадает. Происходит истощение как психических, так и физических сил. Возникает состояние депрессии, слабости.

Страх – неприятное ощущение, эмоциональный ответ на опасность – реальную или нет. Страх может проявляться в виде возбужденного или подавленного эмоционального состояния. Страх может быть описан различными терминами в зависимости от степени выраженности.

Отвращение – эмоциональное состояние, вызываемое объектами, прямое или опосредованное соприкосновение с которыми вступает в противоречие с эмоциями, желаниями, принципами и установками человека.

Испуг – сильное эмоциональное потрясение, вызываемое прямым восприятием чего-либо неожиданного. Как правило, испуг является кратковременным состоянием.

Ужас – крайняя форма страха, наиболее сильное и интенсивное душевное потрясение. Зачастую ужас выражает реакцию на уже свершившееся событие.

Паранойя (от др.-греч. ???? — рядом, около, отклонение от чего-либо, ???'? — мыслить) – мания преследования. Данное психическое расстройство характеризуется длительными периодами необоснованного недоверия к окружающим, а также повышенной восприимчивостью.

У многих возникают проблемы с определением разницы между паранойей и фобией. Например, человек может бояться летать на самолетах, в том числе из-за страха авиакатастрофы. Мы можем назвать это фобией. Однако, если человек объясняет свой страх без должных доказательств и оснований тем, что пилот самолета – алкоголик и самолет упадет по этой причине, мы можем считать такое расстройство именно паранойей.

Признаками паранойи является то, что человек уверен в том, что ему хотят причинить вред, причем умышленно. Наиболее распространенным проявлением паранойи является убежденность в том, что человека преследуют, пытаются отравить или любят люди с более высоким социальным статусом.

Последнее расстройство – «синдром де Клерамбо» (эротомания) – было впервые научно обосновано в 1921 г. В основе данного синдрома лежит убежденность больного человека в том, что в него тайно влюблена персона с более высоким социальным статусом (зачастую известные личности – актеры, политики, спортсмены и т.д.). Покушение на жизнь 40-го президента США Рональда Рейгана, совершенное Джоном Хинкли, было вызвано как раз «синдромом де Клерамбо» и убежденностью в том, что смерть президента «впечатлит» знаменитую актрису Джоди Фостер, заставив ее «признаться в своих чувствах», а также позволит самому Хинкли стать не менее знаменитым и равным ей по статусу. Еще одним известным параноидальным расстройством является «синдром Кандинского – Клерамбо», выражающийся в убежденности больного в том, что его рассудком управляет кто-то другой или «высшие силы».

Фобия (от др.-греч. ????? — страх) – устойчивое проявление страха различных ситуаций, поступков, вещей, людей и т.д. Основным симптомом является желание любой ценой избежать источника страхов. Принято считать, что фобиями страдают порядка 10–20% жителей Земли.

Существует несколько разновидностей фобий.

• Авиафобия – боязнь полетов на самолете.

• Агорафобия – боязнь открытого пространства.

• Акрофобия – боязнь высоты.

• Алгофобия – боязнь боли.

• Арахнофобия – боязнь пауков.

• Аутофобия – боязнь одиночества.

• Афобофобия – боязнь отсутствия фобий.

• Бактериофобия – боязнь заразиться бактериями.

• Гемофобия – боязнь крови или ее вида.

• Гидрофобия – боязнь воды.

• Демофобия – боязнь толпы, большого скопления людей.

• Зоофобия – боязнь животных, чаще всего какого-либо определенного вида.

• Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства.

• Мезофобия – навязчивый страх заражения, попадания инфекции и последующего заболевания.

• Трипанофобия – страх перед уколами.

Помимо собственно психологических расстройств применительно к фобиям можно говорить и о существовании среди них ряда предубеждений, негативных или неприязненных отношений к каким-либо объектам или субъектам.

• Геронтофобия – страх старения или общения со стариками.

• Гомофобия – негативное отношение к гомосексуальности или гомосексуалистам.

• Психофобия – предубеждение против душевнобольных или дискриминация их.

• Ксенофобия – негативное отношение к иностранцам, приезжим.

• Христианофобия и исламофобия – негативное отношение к представителям христианства и ислама.

Число фобий велико, более того – в современном мире их число возрастает. Далеко не все они широко распространены, а некоторые могут показаться абсурдными. Примером составной фобии может являться «гексакосиойгексеконтагексапараскаведекатриафобия» – боязнь числа 666 в конкретный день – пятницу, 13-го.

Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, направленное на умышленное причинение вреда другим людям. Агрессия может быть физической, словесной или психологической. Диапазон агрессивных действий может начинаться от словесных угроз или оскорблений и заканчиваться международными военными конфликтами.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную для человека потребность.

Удивление – реакция на внезапно возникшие обстоятельства или какое-либо событие, которая может иметь как положительный заряд, так и отрицательный.

Стыд – эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков или мыслей ожиданиям других людей, а также собственным представлениям о подобающем поведении.

Эмоциональные реакции (в отличие от устойчивых эмоциональных состояний) характеризуются высокой скоростью возникновения и быстротечностью.

Эмоциональная реакция возникает как ответ на какой-либо раздражитель (испуг от резкого звука, гнев или радость в случае гола в ворота одной из футбольных команд и т.д.). Интенсивность эмоциональных реакций может варьироваться от крайне слабой и зачастую не воспринимаемой самим человеком до чрезмерно яркой.

Эмоциональные отношения называют также чувствами. Чувства – это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом, имеющим значение для человека. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний прежде всего длительностью – они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь. Чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственные (моральные) чувства – чувства, возникающие при соотнесении воспринимаемых явлений действительности с выработанными обществом нормами. Нравственные нормы складываются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, религии, господствующей идеологии и т.д. К нравственным чувствам относятся гуманность, любовь, доброжелательность и т.д. К аморальным – эгоизм, жадность. Хотя стоит заметить, что в современном мире с его представлениями о морали едва ли не все чувства, ранее считавшиеся отрицательными, ныне признаются многими как совершенно естественные.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе деятельности человека, формируются на основе его работы и ее успешности. К чувствам интеллектуального характера можно отнести любознательность, работоспособность, самокритичность и т.д.

Эстетические чувства отражают эмоциональное отношение человека к прекрасному. Данный вид чувств проявляется в отношении к природе, искусству.

Литература

1.  Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л.: Наука, 1989.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во МГУ, 1976.

4. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.

5. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М.: Знание, 1984.

6. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев: Политиздат, 1987.

7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.

8. Ладанов И.Д. Управление стрессом. – М.: Просвещение, 1989.

9. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

10. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. – М.: Знание, 1983.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

12. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М.: Наука, 1981.

13. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982.

14. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М.: Наука, 1988.

15. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Сб. статей. – М.: Прогресс, 1978.

16. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М.: Просвещение, 1966. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Чувства и эмоции в психологии: сущность, функции и виды

Эмоции и чувства - это неизменные спутники человека, которые появляются в ответ на раздражители и события внешнего мира, а также внутренние мыслительные процессы. Эта тема с незапамятных времен исследуется психологами, но нельзя сказать, что она изучена досконально.

Определение понятий

Эмоции и чувства составляют основу внутреннего мира человека. Это психические процессы, которые представляют собой отражение действительности в форме переживаний. А еще они демонстрируют степень удовлетворенности человеческих потребностей.

Чувства - это состояние, которые отражают наше отношение как к самому себе, так и к окружающим. Это субъективный показатель удовлетворенности личности внешними обстоятельствами. Специалисты утверждают, что чувства присущи только человеку. Причем по характеру протекания чувства разных людей не одинаковы.

Эмоции - это проявления, посредством которых обнаруживается чувство. Например, если человек любит музыку - это чувство. Когда он слышит красивую мелодию, то испытывает положительную эмоцию "наслаждение", а если исполнение фальшивое, слушатель испытывает негативную эмоцию "возмущение".

Чем отличаются чувства от эмоций

Эти две категории тесно взаимосвязаны, поэтому люди редко задумываются о том, что это не одно и то же. Да и среди ученых нет единства по данному вопросу. Можно представить их как разные части одного целого. Попытаемся в общих чертах объяснить, чем отличаются чувства от эмоций. Материал для удобства восприятия оформим в виде таблицы.

Эмоции Чувства
Проявляются в конкретных ситуациях, отражая отношение индивида к себе или окружению, не привязываясь к конкретным объектам Возникают на основе простых эмоций
Врожденная спонтанная реакция на внешний раздражитель Формируется в процессе приобретения жизненного опыта
Человек осознает причину возникновения эмоций Практически невозможно оценить происхождение и степень полноты чувства
Кратковременны, быстро сменяют друг друга Сохраняют актуальность на протяжении длительного периода времени
Одни и те же эмоции могут выражать абсолютно разные чувства Не изменяются в зависимости от внешнего контекста

Переживания: основные группы

Вся жизнедеятельность человека сопровождается проявлением чувств и эмоций. Их великое множество. Но наиболее распространены такие пары эмоциональных переживаний:

  • Удовольствие и недовольство. Эти эмоции связаны со степенью удовлетворения потребностей человека.
  • Напряжение и облегчение. Первая эмоция связана с появлением чего-то незнакомого или переломом привычного жизненного уклада. Когда этот процесс заканчивается, наступает облегчение.
  • Возбуждение и успокоение. Когда в кору головного мозга поступает импульс, активизируются мозговые центры. Когда кора начинает тормозить импульсы, наступает успокоение.

Виды состояний

Чувства и эмоции могут проявляться с разной продолжительностью и степенью интенсивности. В связи с этим можно выделить такие основные виды эмоциональных состояний:

  • Настроение - состояние слабой или средней силы, а также значительной устойчивости. Может оставаться неизменным от нескольких часов до нескольких месяцев. Это общее состояние, которое не касается какого-то конкретного события, а обусловливает все переживание, сказывается на поведении и физической активности.
  • Аффект - очень сильное, бурное и кратковременное состояние. Действия, которые его сопровождают, напоминают "взрыв". Это, как правило, проявляется в беспорядочной прерывистой речи и бурных движениях. Но может быть и обратная реакция - напряженность и скованность. Состояние аффекта сопровождается временной потерей воли и самоконтроля, вследствие чего человек совершает необдуманные поступки.
  • Воодушевление имеет огромную силу и характеризуется устремлением к определенному виду деятельности (мобилизация физических и душевных сил). Оно возникает, когда человек имеет четкое представление о способе действия и ожидаемых результатах. Воодушевление может принимать коллективные формы.
  • Стресс - это устойчивое чрезмерное психологическое напряжение, которое возникает в результате перегрузки нервной системы или попадания в экстремальные условия. Состояние сопровождается учащенным сердцебиением, затрудненным дыханием, повышением артериального давления, дезорганизацией поведения.
  • Фрустрация - это дезорганизация сознания и деятельности, вызванная наличием непреодолимых препятствий на пути к цели. Как результат, происходит внутренний конфликт между устремлением личности и реальными возможностями. Как правило, фрустрация сопровождается сильным нервным потрясением, которое выражается в форме досады, подавленности, безразличия, самобичевания или озлобленности.

Основные эмоции

Эмоции и чувства в психологии изучаются вот уже на протяжении нескольких столетий. Они настолько многогранны и многочисленны, что трудно выделить какую-то базу. Например, по Изарду, основными человеческими эмоциями являются следующие (см. таблицу).

Эмоция Окрас Описание
Интерес Положительный Побуждает к пополнению знаний, развитию умений и навыков
Радость Положительный Связано с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности после периода неопределенности
Удивление Положительный/ отрицательный Реакция на внезапно появившиеся обстоятельства. Имеет свойство тормозить другие переживания, чувства, эмоции
Страдание Отрицательный Реакция на получение информации о невозможности удовлетворения актуальной потребности, что до определенного момента расценивалось оптимистично
Гнев Отрицательный Реакция на внезапно возникающее препятствие на пути удовлетворения потребности или достижения целей
Отвращение Отрицательный

Состояние, вызванное столкновение с объектом или ситуацией, противоречащими моральным принципам и иным установкам

Презрение Отрицательный Зарождается ввиду рассогласованности жизненных позиций индивидов
Страх Отрицательный Появляется в ответ на информацию о возможной угрозе жизни, здоровью и благополучию
Стыд Отрицательный Эмоция вызвана несоответствием убеждений, действий и внешности ожиданиям окружающих и собственным желаниям

Основные чувства

Как можно видеть, достаточно обширным является список эмоций и чувств человека. Среди последних стоит уделить наиболее пристальное внимание следующим (см. таблицу).

Чувство Окрас Описание
Симпатия Положительный Устойчивое положительное отношение к субъекту или группе субъектов, проявляющееся в доброжелательности, восхищении, желании общаться
Привязанность Положительный Чувство близости, основанное на устойчивой симпатии
Дружба Положительный Избирательная привязанность, связанная с потребностью в общении с конкретным субъектом
Влюбленность Положительный Устойчивое эмоциональное отношение, вызванное страстным влечением к субъекту
Враждебность Отрицательный Неприязненное отношение, обусловленное конфликтом или эмоциональной несовместимостью
Зависть Отрицательный Враждебность по отношению к материальному и моральному превосходству субъекта
Ревность Отрицательный Подозрительное отношение к субъекту, вызванное сомнениями в его приверженности чувствам и взятым обязательствам
Счастье Положительный Состояние внутренней удовлетворенности условиями жизни и осуществлением человеческого предназначения

Функции чувств и эмоций человека

Большинство людей недооценивают значение эмоциональной составляющей в своей жизни. Тем не менее она оказывает существенное влияние абсолютно на все сферы деятельности. Вот какие функции выполняют эмоции и чувства в психологии:

  • Сигнальная (или коммуникативная) - эмоциональные проявления сопровождаются двигательной, мимической, вегетативной активностью. Подобные проявления дают окружающим понимание того, какие именно эмоции вы переживаете.
  • Регулятивная - устойчивые переживания руководят поведением человека и поддерживают его определенную направленность. Регулятивный механизм снижает эмоциональное возбуждение, трансформируя накал в слезы, дыхательные рефлексы, мимику и так далее.
  • Отражательная (или оценочная) - выражает обобщенную оценку действительности. Благодаря этому человек формирует отношение к окружающим предметам и явлениям, а также собственным действиям.
  • Побудительная (или стимулирующая) - подразумевает чувственное направление, обеспечивающее решение актуальных задач. Переживание дает человеку образ объекта, способного удовлетворить потребности.
  • Подкрепляющая - обеспечивает быстрое и надежное запоминание событий, вызывающих сильные эмоциональные реакции. Причем это сопровождается любовью или неприязнью к каким-либо объектам или видам деятельности.
  • Переключательная - проявляется в случае конкуренции мотивов с целью определения доминирующих потребностей (например, колебания между чувством долга и страхом).
  • Приспособительная - установление значимости определенных условия для удовлетворения потребностей.

Таблица соответствия

Каждое чувство порождает огромное количество эмоций. В связи с этим психологи провели некоторое обобщение и группировку. В результате появилась таблица чувств и эмоций, которая поможет нам разобраться в том, что же именно вы испытываете в конкретной ситуации.

Гнев Страх Грусть Радость Любовь

Бешенство

Ненависть

Злость

Презрение

Обида

Уязвленность

Зависть

Возмущение

Отвращение

Неприязнь

Досада

Ревность

Негодование

Раздражение

Истерика

Ярость

Ужас

Испуг

Подозрение

Боязнь

Замешательство

Вина

Смущение

Ошеломленность

Сломленность

Опасение

Сомнение

Растерянность

Унижение

Беспокойство

Тревога

Оцепенение

Отчаяние

Горечь

Жалость

Отчаяние

Душевная боль

Отчужденность

Потрясение

Скука

Печаль

Безысходность

Сожаление

Разочарование

Беспомощность

Отрешенность

Счастье

Ликование

Оживление

Увлечение

Забота

Возбуждение

Надежда

Нетерпение

Изумление

Вера

Любопытство

Предвкушение

Ожидание

Интерес

Умиротворение

Восторг

Нежность

Сочувствие

Доверие

Благодарность

Симпатия

Гордость

Уважение

Влюбленность

Очарованность

Искренность

Доброта

Дружелюбие

Восхищение

Спокойствие

Блаженство

Основные теории возникновения эмоций

Развитие эмоций и чувств происходило параллельно развитию человеческой цивилизации. И с незапамятных времен ученые интересовались происхождением и природой этого явления. Вот основные теории, поясняющие возникновение эмоций:

  • Эволюционная теория Дарвина. Заключается в том, что эмоции имеют исторически обусловленное физиологическое проявление, которое либо полезно, либо имеет остаточный характер. Например, испытывая гнев, человек инстинктивно сжимает кулаки, готовясь к драке, как его далекие предки.
  • Ассоциативная теория Вундта. Эмоции представляют собой внутренние изменения под непосредственным влиянием чувств. Так, мимика и жестикуляция возникли в связи с элементарными ощущениями, а высшие чувства развились позже. Тем не менее при возникновении каких-либо эмоций тело реагирует ассоциативно, беря за основу какое-то низшее по уровню схожее чувство.
  • Периферическая теория Джемса - Ланге. Эмоции напрямую связаны с физиологическими реакциями. Например, радость сопровождается усилением моторной иннервации и расширением сосудов, что становится причиной смеха, громкой речи и активной жестикуляции.
  • Психоаналическая теория Фрейда. Мир чувств и эмоций основан на влечениях и мотивирующих факторах. Чувственные проявления являются прямым следствием бессознательных инстинктов.
  • Сосудистая теория Уэйнбаума. Лицевые мышцы находятся в тесном взаимодействии с мозговым кровообращением. Таким образом, мускулатура может регулировать кровоток, усиливая или ослабляя приток крови к мозгу, обусловливая те или иные эмоциональные реакции.

Эмоциональные свойства

Настроения, чувства и эмоции у разных людей проявляются неодинаково и с разной интенсивностью. Это обусловлено эмоциональными свойствами. Вот о чем идет речь:

  • Эмоциональная возбудимость - готовность человека реагировать на разного рода раздражители. На данную характеристику существенное влияние оказывает гормон адреналин.
  • Эмоциональная глубина - степень интенсивности чувственных проявлений.
  • Эмоциональная ригидность - стабильность ("вязкость") эмоций, чувств, отношения к чему-либо, вызванная фиксацией внимания на значимых событиях.
  • Эмоциональная устойчивость - устойчивость нервной системы человека к условиям, стимулирующим генерацию чувств.
  • Экспрессивность - степень проявления эмоций.

Советы по управлению эмоциями

До бесконечности можно продолжать список чувств и эмоций. Все они ежедневно и ежечасно охватывают человека, пронизывая все сферы его деятельности. Вот как можно контролировать эмоциональные проявления и уменьшать их негативное воздействие:

  • Сосредоточение внимания на тактических задачах, а не на глобальных целях.
  • Переоценка значимости события или действия в сторону уменьшения его существенности.
  • Поиск дополнительной информации, направленной на устранение неопределенности.
  • Расширение временных рамок достижения целей в случае невозможности получения сиюминутных результатов.
  • Привычка тщательного анализа ситуации в письменной форме с целью поиска положительных моментов.
  • Прослушивание спокойной гармоничной музыки.
  • Позитивная мимика и жестикуляция в ответ на негативные переживания.
  • Развитие чувства юмора.
  • Мышечная релаксация.

fb.ru

Эмоции и чувства в психологии

Эмоции и чувства – это то, без чего наша жизнь не была бы такой интересной и наполненной впечатлениями. Функции чувств в психологии весьма разнообразны, и чтобы разобраться в них более детально, можно обратиться к простым классификациям.

Эмоции и чувства в психологии

Эмоциями называют конкретные ощущения, которые человек переживает здесь и сейчас. Это ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам. У эмоций есть свои основные функции:

  1. Сигнальная. Мы испытываем эмоции в те моменты, когда у нас есть какая-либо потребность.
  2. Регуляторная. Эмоции позволяют человеку вести себя сообразно ситуации, исходя из норм, свойственных для общества, в котором живет человек. Кроме этого, эмоции позволяют оценивать ситуации.
  3. Мотивационная. Чтобы человек начал действовать, ему нужны эмоции. Все мы по сути своей склонны к тому, чтобы переживать как можно больше различных ощущений, и отрицательных, и положительных.

Не смотря на то, что эмоции играют очень важную роль в жизни человека, мало кто из нас умеет или хотя бы стремится научиться понимать чужие впечатления. Кроме того, даже своими собственными чувствами и эмоциями умеет управлять отнюдь не каждый человек.

Психология разграничивает эмоции, чувства и волю. И каждое из этих направлений получает массу своих отдельных видов и ответвлений. Например, существует несколько видов эмоций:

  1. Возбуждение – успокоение.
  2. Удовольствие – неудовольствие.
  3. Напряжение – разрешение.
  4. Стенические (активность) и астенические (уныние, бессилие).

Так постепенно мы подобрались к определению чувств в психологии, ведь это – ни что иное, как устойчивые эмоциональные реакции на объекты. Чувства могут расцениваться как свойство характера, и указывает на определенные пристрастия и антипатии.

Свойства чувств в психологии

Как и в случае с эмоциями, понятие чувства в психологии позволяет создать определенную классификацию. Они могут быть:

  1. Интеллектуальные чувства. Они связаны с познанием и возникают в ходе научной или учебной работы - это удивление, уверенность, любопытство, неуверенность, сомнение, любознательность, недоумение.
  2. Нравственные чувства. Они связаны с отношением человека к общественной морали. Сюда относят долг, совесть, уважение и презрение, симпатию и антипатию, патриотизм и прочее.
  3. Эстетические чувства. Они связаны с эстетическими потребностями. Это чувства прекрасного, возвышенного, безобразного, низменного и т.д.
  4. Чувства справедливости. Люди болезненно реагируют на любую несправедливость, и стремятся выглядеть достойно и независимо в любой, даже самой угнетающей ситуации.

Психология человека различает чувства по силе, скорости возникновения и продолжительности. Одни возникают быстро и также быстро улетучиваются, другие медленны и стабильны. В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:

  1. Эмоциональный тон. Это непосредственные переживания и ощущения, которые относятся к каждому объекту реальности.
  2. Настроение. Это переживания слабой или средней силы и относительно устойчивые.
  3. Страсть. Это устойчивое, длительное состояние. Оно связано с сильным накалом страстей. В позитивном смысле это отличный мотиватор, но страсть же и порождает зависимости.
  4. Аффекты. Это чрезвычайно сильные, быстрые и бурные эмоциональные состояния, которые быстро проходят. Возникают в связи с внезапными шокирующими событиями.
  5. Воодушевление. Это состояние большой устремлённости к определенной деятельности.
  6. Амбивалентность. Это противоречивость переживаемых эмоций.
  7. Апатия. Это последствие утомления или сильного переживания, которое протекает как безразличие к жизни.
  8. Депрессия. Это подавленное состояние, в котором у человека нет желаний и все видится в мрачном свете.
  9. Стресс. Это эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое нередко требует специальных восстановительных процедур.
  10. Фрустрация. Это состояние дезорганизации сознания из-за серьезных препятствий на пути к цели.

Обладая такими знаниями о чувствах и эмоциях, становится проще понимать себя и окружающих.

 

womanadvice.ru

Базовые эмоции человека. Чувства, настроение, аффекты

Наиболее противоречивым вопросом в психологии всегда являлось определение и разделение понятия об эмоциях и чувствах.

Разные точки зрения на происхождение и точное определение эмоциональных проявлений человека породили в психологии много споров о том, чем отличаются чувства от эмоций и существует ли между этими понятиями тесная связь. Стратегия «Скрепки» для достижения цели

Эмоции и чувства являются взаимосвязанными частями сложной эмоциональной сферы человека. Кроме эмоций и чувств психика человека наделена также природными инстинктами.

Инстинкты человека

Как у каждого дерева есть корни, так и у нашей психики есть свои истоки. Эти эмоциональные проявления психики человека называются инстинкты. Именно инстинкты лежат в основе разветвленной системы эмоций, чувств, состояний и аффектов. Каждый из нас является счастливым или несчастным обладателем этого природного механизма, который доказывал свою эффективность на протяжении миллионов лет.

 

В инстинктах просматривается фундамент для эмоций и чувств, которые появляются в процессе эволюции у организмов с более развитой и сложной нервной системой. Инстинкты относятся к врожденным формам поведения. Сам инстинкт состоит из множества рефлексов.

Инстинкты – это врожденные поведенческие сценарии.

Цель инстинктов состоит в автоматизации всех процессов, которые помогают человеческому организму выжить. К основным инстинктам относятся: инстинкт бегства, отвращения, инстинкт любознательности, агрессивности, инстинкт самоуничижения и самоутверждения, родительский инстинкт, пищевой инстинкт и стадный инстинкт.

Некоторые психологи считают, что человеком движут три основных его инстинкта — это сексуальный инстинкт, инстинкт власти и инстинкт самосохранения.

Эмоции человека

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, с помощью которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей.

Эмоции – это те же инстинкты, но более высокого порядка. Эмоции – это переживания конкретного человека, связанные с удовлетворением или неудовлетворением его интересов.

Под влиянием эмоций человек способен совершить героический поступок или преступление. Доказано, что скорость возникновения эмоций значительно затрудняет процесс управления ими. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям.  Эмоции под контролем

Эмоциональные проявления могут возникать настолько быстро, что наше сознательное «я» не принимает участия в формировании в нашей психике того, что дает импульс к возникновению конкретной эмоции – и даже может не осознавать источник этого импульса.

Психологи выделяют 7 базовых эмоций человека:

• Интерес – рождает, мотивирует, подпитывает и усиливает желание изучать окружающий мир, активность и поиск удовольствия. Это положительное эмоциональное проявление, которое способствует развитию умений и приобретению знаний. Как стать интересным в общении?

• Радость — положительная базовая эмоция человека, она говорит о том, что человек может удовлетворить какую-либо потребность.

• Печаль – реакция на утрату объекта, приносящего удовольствие. Это негативное эмоциональное проявление, связанное с переживанием потери как стрессового фактора.

Другие стрессовые факторы

• Злость (гнев) — отрицательная базовая эмоция человека, и возникает она, если на пути удовлетворения потребности стоит преграда. Как перестать злиться?

• Страх – реакция защиты, бегства или предупреждения возможной боли или угрозы. Эмоциональное проявление, которое возникает при опасности

• Отвращение – эмоциональная реакция отторжения. Это отрицательная базовая эмоция, которая возникает из — за резкого противоречия с эстетическими или нравственными установками человека.

• Удивление – сиюминутная реакция на контакт с чем — то незнакомым, необычным. Данная базовая эмоция может быть как негативной, так и положительной, зависит это от внешних обстоятельств.

Эмоции человека проявляются в чувствах, настроении, аффектах

Чувства = Эмоция + Мысль

Чувства – это эмоции более высокого порядка. Различные комбинации эмоций и мыслей рождают более широкое разнообразие и диапазон чувственной палитры.

Чувство – это эмоциональное проявление отношения человека к предмету, событию или другому человеку. К основным чувствам относятся:

благодарность, вина, восхищение, враждебность, возмущение, жалость, зависть, любовь, нежность, ненависть, неприятие, интерес, отвращение, презрение, пренебрежение, привязанность, раздражение, разочарование, раскаяние, ревность, симпатия, скорбь, страсть, страх, стыд, трепет и т. д.

 

Чем чувства отличаются от эмоций?

Осознать эмоции довольно просто, человек почти всегда может объяснить, почему он испытывает конкретную эмоцию. Но если спросить, почему он любит кого-то, то в лучшем случае можно услышать лишь неточные и запутанные объяснения без конкретики.

Чувства носят устойчивый характер, а некоторые из них даже могут сопровождать человека всю его жизнь. При этом эмоциональные проявления, которые сопровождают это чувство, могут постоянно меняться.

Настроение

Настроение человека – это продолжительное переживание чувства, которое создает эмоциональный фон. Сильная фиксация человека на определенной эмоции или чувстве, приводит его к определенному состоянию и создавать определенное настроение. Это эмоциональное проявление может длится от нескольких часов до нескольких месяцев.

Настроение – это продолжительное эмоциональное состояние человека в определенный момент времени. 

Настроение не зависит от каких — либо вещей или действий человека. Данное эмоциональное проявление зависит только от жизненной ситуации в целом, а также тесно взаимосвязано с нашим самочувствием.  Одежда и настроение. Это интересно!

По тому, какое настроение у человека мы часто можем узнать о том, какова жизненная ситуация у человека, как он себя чувствует, можем определить как и на какие темы следует с ним разговаривать. От настроения зависит то, какие решения примет человек или как отреагирует на любую жизненную ситуацию.   Что может улучшить наше настроение?

Настроение человека может быть положительным, отрицательным или нейтральным.

К другим временным эмоциональным состояниям относятся: скука, уныние, уверенность, энтузиазм, тревога, спокойствие, оптимизм, подавленность, надежда.

Аффект

Аффекты, как эмоциональные проявления, быстро возникают и интенсивно проявляются в нашей психике. Энергетический потенциал аффекта настолько велик, что может мобилизовать в нас огромные ресурсы для преодоления опасности либо разрушения живых или неживых объектов.

 

Аффект – крайняя точка внутреннего напряжения, возникающая из — за невозможности найти решение в какой-то ситуации.

Аффект в психологии рассматривается как определенная форма проявления эмоций человека, как относительно короткое по длительности, но в тоже время довольно сильное эмоциональное состояние.

Эмоциональный интеллект человека

Данному проявлению эмоций сопутствуют яркие, хорошо выраженные двигательные (внешние) и органические (внутренние) проявления. К аффектам относятся: испуг, паника, ужас, эйфория, экстаз, ярость.

Подобное эмоциональное состояние человек чаще всего испытывает в том случае, если он не может найти нужный вариант решения некоторой проблемы (травмирующей, стрессовой) или же, когда у него возникает ощущения отсутствия выхода из критической, угрожающей ситуации.

psylive.com.ua

Чувства в психологии: виды, понятие и функции

Психология призвана найти ответы на самые сложные вопросы о психической деятельности. К таким вопросам относится понимание и разделение эмоций, чувств. В отличие от философов и литераторов, психологи рассматривают их комплексно. Чувства в психологии — совокупность психофизических реакций.

Понятие и этапы формирования

Чувство часто путают с эмоциями. Эти феномены человеческой психики взаимосвязаны, но не являются взаимозаменяемыми. Чувства — особая форма отношения личности к окружающему миру, которая возникает как ответная реакция на соответствие или несоответствие актуальным потребностям. Они отличаются устойчивостью, силой проявления. С их помощью индивид выражает отношение к людям, явлениям, предметам, обозначает убеждения, особенности характера.

Чувственная реакция возникает в ответ на событие, происходящее в жизни индивида. Правильное формирование реакций необходимо для развития гармоничной здоровой личности. Это индивидуальный процесс, который начинается в раннем детстве. На формирование влияет семейная обстановка, локальная культура. В Испании принято бурно выражать чувства, а в Японии это — признак плохого воспитания.

Чувства принято делить на низшие, высшие. К низшим относятся физиологические проявления: голод, усталость. К высшим относятся проявления, связанные с духовным миром: восхищение, сопереживание, эмоциональная привязанность. Наличие высших чувств отличает человека от животных.

У чувственных переживаний есть объектная привязка. Индивид не может испытывать их к ситуации или явлению, только к конкретному действующему лицу, предмету. У чувств может не быть внешних проявлений: проживая их внутри, внешне индивид остается спокойным. Часто они невербальные — невысказанные.

Мимолетные проявления возникают, когда взаимодействие с предметом было кратким. Чтобы сформировалась устойчивая связь, нужен продолжительный контакт. Именно так развиваются влюбленность: если человек лишен возможности видеть предмет обожания, влюбленность быстро проходит. Если он ежедневно может смотреть хотя бы на портрет, то влюбленность будет только подпитываться и укрепляться.

Возрастные этапы развития

Развитие чувств в раннем детстве — важный, сложный процесс. Он происходит поэтапно:

  1. Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность — физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его.
  2. От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте со взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, настороженность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт.
  3. 6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным.
  4. 1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое. В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет — у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем.
  5. 1,5–2 г. Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать.
  6. 2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понравится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь.
  7. 2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целостное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность и стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.

Развитие чувств продолжаться до окончания подросткового возраста. Первые годы жизни формируют основу, которая поможет ребенку отличать чувства от эмоций.

Адаптация ребенка в коллективе

Качественная характеристика

У чувств есть характеристики, которые отличают их от других эмоциональных проявлений:

  1. Валентность — разделение на положительные, отрицательные и амбивалентные (двойственные). Возникновение амбивалентных проявлений говорит о богатом жизненном опыте, отсутствии категоричности. Амбивалентность характерна для людей с высоким уровнем интеллекта.
  2. Интенсивность — сила проявления. По интенсивности можно определить главные и второстепенные чувства, оценить способность человека к самоконтролю, развитие силы воли.
  3. Содержание — значение для человека объекта, по отношению к которому он проявляет чувства.
  4. Стеничность — побуждение к действию, стремление выразить чувство. Если человек пытается сдерживать проявления, это называется астеничностью.

Интенсивность проявления чувств определяет поведение индивида, отношение к нему других людей. Эмоции всегда искренние, а демонстрация чувств может быть заранее спланированной.

Функции и значение

Задача чувств — получать, классифицировать информацию о предметах. Также у них есть отдельные функции:

  • отражательная — помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
  • стимулирующая — побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
  • подкрепляющая — помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
  • переключательная — подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
  • приспособительная — формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
  • коммуникативная — влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.

Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.

Крайняя степень проявления педагогической запущенности у детей-маугли, выросших вдали от людей. Они не различают проявления других людей, не умеют выражать чувства. Их психологическое развитие находится на уровне детеныша обезьяны.

Классификация по типам и сфере проявления

Чувства разнообразны и порой человек не может объяснить, что он испытывает. Чтобы упростить процесс оценки, следует использовать классификацию видов чувств в психологии:

  1. Предметные — относятся к базовым сферам человеческой действительности. Они показывают реакцию на различные действия окружающих: раздражение, восторг, удивление, злость.
  2. Интеллектуальные — стремление к новым впечатлениям: любопытство, предвкушение, сомнение.
  3. Эстетические — реакция на красивые, уродливые предметы: переживание восхищения, отвращения, наслаждения, неудовлетворения.
  4. Праксические — связаны с выбором деятельности. Определяют отношение к обязанностям: целеустремленность, жажда знаний, удовлетворенность.
  5. Моральные — отвечают за взаимодействие людей, личную оценку дозволенного, недопустимого: патриотизм, любовь, жестокость, эгоизм.

Сложные чувства нельзя отнести к одной категории, это всегда связка из 2–3 разных переживаний. Например, любовь может побуждать к получению знаний, смене деятельности, раскрытию потенциала. Обида может вызвать раздражение, отчаяние, апатию.

Влияние на настроение

В психологии настроение — эмоциональное состояние в конкретный момент времени. Настроение редко сопровождается сильной эмоциональной реакцией, но влияет на все виды деятельности. Оно создает фон, который определяет скорость, эффективность работы. В норме настроение устойчиво. У индивидов с сильной нервной системой оно сменяется реже, у чувствительных людей смена происходит часто.

У настроения беспредметный характер. Даже если человек понимает, что конкретно вызывало недовольство, плохое настроение распространяется на деятельность, отношения. Настроение влияет на чувства. В плохом настроении люди испытывают раздражение, несправедливость по отношению к себе. В хорошем готовы на бескорыстные поступки, благосклонное отношение к неприятному человеку.

Сходства и различия с эмоциями

У эмоций и чувств в психологии есть неразделимая связь: они формируют эмоциональный фон. Часто индивид не видит между ними разницы. Но они различаются продолжительностью, глубиной, степенью проявления.

Чувство — глубокое, устойчивое отношение человека к событию, явлению. Оно часто скрыто, его можно сознательно подавлять, маскировать. Сдержать эмоции сложнее. Они возникают как короткий всплеск, мимолетная реакция. Эмоции проявляются бессознательно. Чувства — осознанные проявления, направленные на конкретную цель. Эмоции можно испытывать без внешнего раздражителя. К примеру, индивид испытывает сильное эмоциональное волнение, когда слушает музыку, смотрит фильм. Он сопереживает выдуманным персонажам.

Испытывая эмоции, человек выдает субъективную оценку происходящему. Она зависит от особенностей его нервной системы: флегматики малоэмоциональны, а холерикам сложно себя сдерживать. Сангвиники легко переживают сильные эмоции, меланхолику они доставляют неудобства. Изменить особенности нервной системы нельзя, но научиться контролировать эмоции можно. Для этого индивид должен различать эмоции и чувства, не бояться негативного спектра эмоций.

mystroimmir.ru