Чувство стыда в психологии: Чувство стыда: психология стыда и вины

Чувство стыда: откуда оно берется и как с ним справиться

Стыд и чувство вины возникают в нас как способ восстановить справедливость для других. Мы отдаем себе внутреннюю команду обвинять себя в собственных решениях, объясняя это негативными качествами нашей личности. Вместе с психологом Ириной Масловой-Семеновой разбираемся, как появляется чувство стыда и как с ним бороться.

Феномен появления стыда идеально демонстрирует поведение ребенка. Дети стремятся быть «хорошими» — ощущение собственной несостоятельности очень трудно проживать, особенно, если нет поддержки со стороны родителей, которые бы подсказали, что ошибаться — это нормально. И если чувство вины ребенок может испытывать даже наедине с собой, когда не справляется с чем-то важным для родителей или когда допустил оплошность, то чувство стыда возникает при наличии свидетелей.

Часто это чувство не признается человеком, или он не сталкивается с ситуациями, где мог бы четко определить стыд. Но можно понаблюдать за собой некоторое время и выявить, расположены ли вы к этому чувству. Например, если вы стараетесь держаться в стороне, быть незаметным, не инициативны, боитесь ответственности, часто испытываете тревогу или страх – ваш мозг нередко действует под влиянием чувства стыда.

Постоянная неудовлетворенность собой и стремление быть лучше на фоне отсутствия сил, неуверенность в себе, апатичность, привычка не заканчивать начатое также являются показателями не прожитого чувства стыда, и эта проблема требует грамотного и оперативного решения.

Непрожитое чувство стыда может возникать в результате различных обстоятельств. Например, если в детстве родители сравнивали вас с братьями/сестрами и соседскими детьми не в вашу пользу, если сообщали другим знакомым о ваших ошибках, плохих поступках, жаловались на вас в вашем присутствии, то это сформировало в вас негативное самоопределение. Стыд  возникает также в том случае, если кто-то стал свидетелем вашей ошибки, кто-то заметил, что вы уязвимы и не справляетесь.

Чаще всего это негативно чувство становится следствием того, что ребенок, сталкивавшийся с непониманием и порицанием со стороны страших, уже будучи взрослым берет на себя вину за чужие ошибки и выбирает считать себя плохим (читайте также: Как отпустить прошлое и простить себя).

Самое страшное в этой ситуации то, что стыд может развиться в депрессию и даже привести к суицидальным мыслям. Поэтому, для решения этой проблемы стоит найти хорошего психолога, чтобы выявить причины и прожить эти негативные эмоции вместе со специалистом.

Кроме того, чувство стыда проявляется не только в виде депрессии. Оно может коснуться любой сферы вашей жизни – вы можете быть несчастливы в отношениях, чувствуя вину за поведение партнера, испытывать стыд за неудачи собственного ребенка, иметь проблемы с сексуальной жизнью.

Именно поэтому специалисты подчеркивают важность работы над этой проблемой. Параллельно с психотерапией можно предпринять несколько самостоятельных шагов – например, можно начать вести дневник, куда вы будете записывать все негативные воспоминания из детства, за которые вы испытываете чувство стыда. Войдите в воспоминания, дайте чувству развернуться, не убегайте от дискомфорта – именно это поможет вам прожить негативные эмоции и начать новую жизнь.

Ирина Маслова-Семенова — магистр психологии, почетный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги РФ (ППЛ), почетный член Национальной Ассоциации Специалистов по Психосоматике и психолог, автор метода Генезис по устранению психологических травм, ограничивающих убеждений и психосоматики, автор курса Женщина Генезис.

Фото: Getty Images

Marie Claire Editorial

Сегодня читают

Не узнать: как новая стрижка сделала Меган Маркл на 10 лет моложе (вам тоже такая нужна)

Мудрые советы: 10 привычек турецких женщин, которые вам стоит перенять

Влюбится сразу: 5 женских «недостатков», которые привлекают мужчин

Тест: выберите киногероя, а мы расскажем, какой мужчина вам идеально подходит

Тест: выберите картинку, а мы скажем, где находится ваше место силы

Чувство стыда //Психологическая газета

Мне очень приятно поделиться своими знаниями о том, как управлять своей психической энергией и жизнью в целом. Сегодня я попытаюсь представить свой взгляд на формирование и влияние на жизнь человека чувства стыда. Я уверен, что этот материал поможет вам самостоятельно додумать и доработать ответ на возникшие в ходе чтения вопросы.

Работа с моими клиентами подтолкнула меня к тому, чтобы дать толкование чувства стыда, которое, переходя в диапазон «невротический», нередко мешает человеку быть здоровым и успешным. Практикуя, я пришёл к выводу, что мы переживаем невротический и нормальный стыд. Чем они отличаются друг от друга?

Нормальный стыд — это чувство, возникающее на стыке взаимоотношений «Я» и «Сверх Я» (внутренний цензор, судья). «Сверх Я» содержит моральные нормы и установки, формирующиеся в раннем детстве, идущие из коллективного бессознательного и общего информационного поля и сопровождающие человека в течение всей жизни. (1) Оно, как правило, обращено на поступок или качество (физическое или психическое) индивида. Стыд может также возникнуть из-за поступка или качества близкого окружения (негативный перенос).

«Сверх Я» — это регулирующая структура, которая помогает человеку интегрироваться в окружающую среду, соблюдая законы жизни. Оно при помощи чувства стыда регулирует (задерживает и канализирует) требования «Я» и инстинктивные напряжения «Ид». Проще говоря, «Сверх Я» при помощи стыда регулирует энергетический баланс в нашей психике, течение психоэнергии, которая аккумулируется и требует разрядки. Стыд является неким бессознательным компасом, который указывает нам, как вести себя в отношениях «Я-Я», «Я-Ты», «Я-Они», учитывая ситуацию, культуру и т. п. Сенека по этому поводу писал: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы».

Стыд
(…) чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничижение, самоосужденье, раскаянье и смиренье, внутренняя исповедь перед совестью. (В.И. Даль)

 

Невротическая форма стыда — это чувство, которое загоняет индивида в невроз, мешает ему быть успешным и здоровым. Психотравматические установки, идущие из Супер Эго, подавляют «Я» человека, вследствие чего он чувствует себя неполноценным, беспомощным, не способным ни на что и т. п. Яркой иллюстрацией такого расстройства может служить случай, когда мать эмоционально или физически бросает ребёнка или, наоборот, гиперопекает. В таком случае он не получает «хорошую грудь» и базальное доверие к миру, модель поведения в жизненном пространстве, что в дальнейшем будет постоянно влиять на восприятие индивида (он все будет видеть через разрушенные представления себя и того, как надо жить). Проблема ещё больше усугубляется, если к первичной психотравме отношений с мамой добавляются установки невротического отца (его отсутствие) и больного общества (то, что мы наблюдаем с 90-х годов в России). Невротик с подобной проблемой запрограммирован на неудачу, не может строить отношения, боится поражения, испытывает огромные трудности в выражении себя, воспринимает как угрозу окружающий мир. Чаще такой человек одинок.

.. Спиноза в своей работе «Этика» называет эту форму стыда — стыдливостью. Вот какое определение он дает: «Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное«. (2) И, действительно, стыдливость — это уже невротическое состояние, которое мешает человеку адекватно жить, загоняет в страх перед действием, мешает строить нормальные отношения на всех уровнях (нарушены регулирующие функции «Сверх Я»), создает другие проблемы внутреннего «Я».

 

Случай отсутствия стыда (миф: наглость — второе счастье)

Ситуация, когда у человека вообще отсутствует стыд, говорит о том, что у него вообще большие проблемы с психическим здоровьем. У такого индивида с самого раннего детства были психотравматические отношения с родителями, в которых ребенок постоянно был вынужден подавлять свои агрессивные переживания, испытывать неудовольствие от различных фрустраций, получил ложную установку от родителей и больного общества, что НАГЛОСТЬ — ВТОРОЕ СЧАСТЬЕ. Вследствие этого ребенок накапливает негативный опыт переживаний и далее, по мере взросления, переходит в оппозицию и постоянно бунтует против любой регулирующей инстанции, «протестует против порядка». В таком случае инстанция «Сверх Я» заблокирована, и на первый план выходит Ид (человек удовлетворяет свои инстинктивные желания). Он не имеет ни стыда, ни совести. Знает свои права, но не обязанности. С таким человеком тяжело строить отношения, из-за того что у него отсутствует способность к сотрудничеству на всех уровнях отношений (Я-Ты, Я-Они). Примеров такого состояния психики много, начиная от бесстыдного поведения ребенка в детском саду и кончая аморальными действиями государственного чиновника. Это объясняется тем, что сегодня происходит деградация человека в моральном и духовном плане. Эта разрушительная цепная реакция на уровне масс подпитывается СМИ, при помощи психотехнологий, ложных установок о смысле жизни и т. п. Как вы понимаете, сегодня увеличивается количество бесстыдных людей.

В отличие от невротика, страдающего от стыдливости, такой тип опасен для любого общества, он — разрушитель. Чаще это — протестные, антисоциальные элементы, алкоголики, наркоманы, невротики, которые не имеют ничего святого в своей жизни, и т. п.

 

Я вспоминаю, как раньше в СССР воспитывали чувство нормального стыда в школах, октябрятских, пионерских, комсомольских организациях и т. п. Многие сегодня критикуют наше прошлое, но факты налицо. Тогда молодым людям было стыдно пройти пьяным по улице села, города. Девушкам было стыдно ходить по улице с сигаретой, пить спиртное; школьникам бы и в голову не пришло пить пиво на переменах во время занятий в школе. Это и другое было стыдно. Я уже не говорю о наркотиках, изнасилованиях, убийствах, организации танцев в храме… А сегодня? Ответ оставляю за вами. Я знаю, что каждый думает по-своему и имеет право на это, согласно уровню самосознания и духовного развития.

 

Как возникает стыд и стыдливость?

Я долго исследовал это чувство и понял, что оно, как и другие чувства, связано с самовосприятием человека («насколько я полноценен»), которое каждый из нас получает в первичных отношениях с родителями, в обществе, культуре, в которой живём. Практика показывает, что, если ребёнок получает хорошую поддержку во время развития, чувствует, что его любят и принимают, то тогда он будет испытывать здоровый стыд (регулирующая инстанция «Сверх Я» будет работать). Как это понять? — спросите вы. У него будет

нормальный стыд на фоне его внутреннего доверия, способности принять и любить как себя, так и своё окружение. Например, такой мужчина или женщина не будет пить на улице спиртное, бросать окурки под ноги прохожим, проезжать на красный свет светофора и т. п. Такое поведение будет вызывать отрицательное чувство.

 

Чем больше избегаем, вытесняем, отталкиваем подсказку в виде болезни, дурной привычки, тем больше мы отсрочиваем решение проблемы и усугубляем свое состояние (телесное и психическое) в будущем. Проблема догоняет нас и бьет, только уже сильнее.

 

В случае невротического стыда мы всегда усматриваем тяжёлое, травматическое детство, вследствие которого человек не получил базального доверия к себе и к окружающему миру.

Это чувство загоняет в страх и сомнения, мешая, таким образом, нормально функционировать в своём жизненном пространстве. 

 

Например, девушка стыдится, что парень осудит её внешность, поведение и т. п. Такое состояние приводит к тому, что она никак не может устроить свою личную жизнь. Она думает (особенно, если было несколько неудач во взаимоотношениях с партнёром): «Во мне что-то не так… Я этого стыжусь, у меня ничего не получится» и т. д. Уход от реальности в больное воображение (невротическую виртуальность) — это очередная ловушка: девушка на уровне воображения создаёт ещё более отрицательный образ своего «Я», которого будет стыдиться ещё больше, блокировать себя от хороших, доверительных отношений с окружающим миром. Сегодня эта проблема очень распространена и заявлена в психотерапевтическом пространстве молодыми людьми примерно так: «Я не могу строить свою личную жизнь!». А ведь это — один из важных показателей здоровья нашего современного общества.

 

Могу вам сказать, что невротический стыд, так или иначе, в своей жизни переживает каждый человек, но он опасен только для того, кто не стремится к работе над собой, не способен говорить о своих чувствах, эмоционально одинок. Например, мужчине нравится коллега по работе, но ему стыдно подойти и сказать ей об этом. В итоге — страдания. Что мешает в таких случаях выйти из состояния стыдливости? Такие чувства как: «Я недостаточно хорош (-а), мало зарабатываю, у меня плохая фигура, не достаточно сексуальный (-ая) и т. п.». Как вы понимаете, человек в таком состоянии очень уязвим, лишён осознания: «О, это мешает мне, и я с этим чувством буду работать». Его сознание охвачено невротическими стереотипами самовосприятия. Он видит себя и других искажённо.

 

Всё, что происходит с нами, мы чаще не осознаём.

 

Люди, которые не страдают от невротического стыда, чаще открыты, умеют проговорить свои чувства, ситуацию, которая возникла, у них есть вера в свои возможности и чувство собственного достоинства. Они готовы обсуждать, учиться и практиковать. Я бы добавил ещё, что у таких индивидов есть мужество заглянуть в свой внутренний мир с настроем на духовное развитие. Любую трудность они воспринимают не как проблему, а как способность получить новый опыт и учение. Они всегда готовы протянуть руку, заговорить первыми, понимая при этом, что в ответ могут получить всё, что угодно. Так устроен мир — на всё божья воля.

 

Человек, страдающий от невротического стыда, уязвим. Яркий пример — случай, когда мужчина стыдится идти на приём к урологу или психотерапевту. Как выглядит его уязвимость? Это, прежде всего, чувство неполноценности, которое постоянно борется внутри индивида за сохранение своей тайны, значимости и т. п. Я не раз за годы своей практики слышал, как некоторые мужчины говорили своим жёнам: «К психологу ходят только слабаки».

 

Страх, что его узнают, оценят как-то не так, лишат значимости, и есть уязвимость невротика, страдающего от стыдливости. Это его невротический крючок, на котором он висит, как пойманная рыбаком рыба. А, как мы с вами говорили в предыдущих публикациях («Способность быть осознанным здесь и сейчас» от 15.03.12), чтобы убрать проблемы, надо осознать и убрать свой невротический крючок, который держит в этом проблемном состоянии.

 

Как помочь себе?

Для начала осознать и признать, что такая проблема есть. Далее обратить внимание, как вы себя принимаете и позволяете другим войти в ваше жизненное пространство.

 

Как я уже отметил выше, полезно позволить себе размышлять о своих невротических крючках, проще говоря, ответить на вопрос: «Что загоняет меня в стыдливое или бесстыдное состояние?». Как вы знаете, люди в большинстве случае не могут быть здесь и сейчас, осознать, что их вовлекает в невротическое переживание и конфликт. Это происходит по той простой причине, что большинство из нас боится правды о самих себе. А это — большое препятствие к саморегуляции. Человек, не осознающий, что ему мешает жить стыдливость или отсутствие стыда, не сможет прийти к гармоничным отношениям. Это возможно, только если он или она начнут думать об этом, научатся по-настоящему принимать и любить себя.

 

Невротический стыд, как и отсутствие стыда, — те невротические крючки, которые сегодня вовлекают многих в проблемные ситуации, вгоняют в психосоматическое сгорание. Осознание своей проблемы помогает освободиться от многих невротических переживаний и делает человека более устойчивым к стрессу. Сегодня мы наблюдаем не в малом масштабе, как некоторые люди пытаются убегать, подавить внутри себя проблему стыдливости или вовсе отсутствие стыда, но это ни к чему хорошему не приводит. Один мой клиент сказал, что стыдливость его мучила и так напрягала постоянно, что он испытывал сильную потребность расслабиться. Он пил пиво по вечерам и в один прекрасный момент (когда ушла жена с ребёнком) осознал, что стал алкоголиком. В другом случае клиентка, молодая девушка, в начале терапии говорила, что устала так жить и хочет покончить с собой… И этим сегодня занимаются многие. Убегание от осознания своей проблемы — это не путь к здоровью и успеху. Скорее, это приход к проблемам и деградации.

 

Сегодня большой процент людей живут неосознанно, не ведают, что творят. Они живут как в тумане, в слепоте… Я не раз писал о том, что невротик живёт только так, как позволяет его невротическое стереотипное восприятие. Например, девушка говорит: «Я не верю, что у меня что-то изменится в личной жизни». Она права, потому что у неё действительно будет протекать жизнь в радиусе недоверия к себе и к окружающим. Невротический стереотип — как верёвка, которая держит нас привязанными к столбу, как шоры у лошадей, которые ограничивают восприятие пространства жизни.

 

Неосознанный образ жизни заставляет нас постоянно аккумулировать проблемы, которые просятся на сознательный уровень. Один из ярких примеров выхода такого неосознанного материала на поверхность сознания внутреннего «Я» — страшные сновидения, телесный симптом и т.п.

 

Бессознательный материал хочет осознания, и если мы этим не занимаемся, то тогда внутреннее «Я» создаёт вновь и вновь проблему невротического стыда в разных ситуациях для его проработки, осознания и получения нового опыта.

 

Мы не должны критиковать, осуждать себя, что мы сегодня что-то не осознаём. Не занимайтесь этим. Эта форма автоагрессии только помешает вашей коррекционной работе. Лучше будет, если вы скажете себе: «Я хочу осознать то, что мне подсказывает данная жизненная ситуация». И, поверьте, для того, чтобы провести такую коррекционную работу, не нужно уезжать в Тибет, Индию и т. п. Все зависит от того, насколько вы хотите измениться, действовать осознанно здесь и сейчас.

 

Нужно постоянно радоваться тому, что вы начинаете осознавать себя (без критики, осуждения), какой вы есть. Эта отправная точка поможет видеть более чётко, чем вы можете заниматься в плане коррекции проблемы и духовного развития сейчас. Осознание уменьшает внутреннее напряжение, конфликт внутреннего «Я», создаёт комфортные условия для развития. Вспомним объяснение из учения по китайской медицине (Со Оуенн): «Если побеждает Инь, то заболевает Ян, если побеждает Ян, то заболевает Инь». Учитывая, что наша сущность имеет в себе одно из многообразий явлений Инь или Ян, нетрудно догадаться, что осознание, снимая конфликт, позволяет поддерживать эти энергии (Инь, Ян) в состоянии здорового равновесия.

 

Если вы уменьшаете внутреннее противоречие (проблему) при помощи осознанности, то согласно закону резонанса вы меньше притягиваете подобные ситуации, людей с негативными переживаниями.

 

После осознания того, какой вы сегодня, вы можете сделать выбор и что-то поменять. Например, если у вас раньше была привычка стыдиться, убегать от реальности в одиночество, то сегодня, после осознания, вы можете сказать себе: «Далее я могу выбрать: жить с этой привычкой дальше или освободиться от неё».

 

Осознание помогает понимать не только себя, но и закон Природы и Вселенной в целом. Для самокоррекции это очень важно. Один мой клиент, молодой мужчина, сказал мне на одной из сессий: «Я стал по-другому смотреть фильмы о космосе… Я понял, что везде работают одни и те же законы… Не зря написано «Что вверху, то и внизу».

 

Человек знает всё, так как он — частичка целого, то есть вселенной. Осознание снимает те блокировки, которые мы приобретаем в течение своей жизни, и открывает доступ к общему информационному полю и механизму саморегуляции. Этим объясняются сверхвозможности тех людей, которые целенаправленно разблокируют себя, читают, в той или иной форме, послания из общего информационного поля. Проще говоря, осознание — это как процедура мытья лобового стекла автомобиля. Если человек не делает это после прохождения через грязь, то ему будет достаточно сложно водить, а, возможно, он попадёт в ДТП. Другое дело, если водитель осознает, что стекло грязное, чистит его (работают дворники, идет хорошая подача жидкости). В таком случае он видит все, адекватно реагирует на ситуации, происходящие на дороге, не напряжён, не идёт перерасход внутренних ресурсов и т. д.

 

Итак, нельзя подавлять сигналы тела (симптомы) и психики (невротические переживания), так как они важны для самокоррекции. Если мы уходим от осознания невротического стыда, то автоматически уходим и от счастливой жизни, хорошего здоровья и успеха на работе. Проблеме такого порядка нельзя сказать: «Мне сейчас некогда заниматься собой… Потом что-нибудь предприму… и т. п.» Чем больше мы убегаем от себя, тем больше усиливается порочный круг проблем.

 

Литература

1. З. Фрейд. «Психология бессознательного». М., «Просвещение», 1990. — 448 с.

2. Википедия.

 

Андрей Георгиевич Саракул — доктор психологических наук, профессор, психолог-психоаналитик, писатель, специалист в области биоэнергоинформационных проблем человека. Более 22 лет работает с различными проблемами личности, психосоматического здоровья, семьи и реабилитации пострадавших после экстремальных случаев и катастроф. Проводит исследования в области психосоматического здоровья, стресса и энергоинформационных взаимодействий. Написал около 350 научно-популярных статей, которые опубликованы в газетах и журналах таких стран, как: Россия, Молдова, Германия, Финляндия, Украина и США.

 

Автор книг, в которых научно-популярным языком раскрыл важные темы для психорегуляции современного человека: «Исцеляющие беседы», «Супружеская измена», «Психоанализ полноты или как избавиться от искушения переедать», «В болезнь и обратно», «Семья в кризисе», «Мужчина и женщина по ту сторону счастья», «Как защититься от сгорания в семье и на работе», «Коротко о простом и сложном», «Обида: благо или зло». Автор 45 научных работ в области психосоматического здоровья, массовой и военной психологии, трёх монографий: «Специфические составляющие современного межнационального конфликта», «Психологические особенности подготовки бойцов подразделений спецназначения», «Инновационный подход на основе теории психодинамической билатеральности в оценке и коррекции психоэмоциональной устойчивости человека в современных условиях жизнедеятельности».

Стыд — IResearchNet

Определение стыда

Стыд — одна из самых игнорируемых эмоций, по крайней мере, среди людей, живущих в западных культурах. Чувство стыда может иметь глубокое влияние на уровень психологической адаптации и отношения с другими, но, тем не менее, эти чувства часто остаются незамеченными. Люди редко рассказывают о своем опыте стыда. Отрицание и стремление к сокрытию являются частью феноменологии самого стыда. Люди избегают собственного чувства стыда точно так же, как они отшатываются от других в разгар переживания стыда. Еще больше усложняет ситуацию то, что стыд может маскироваться под другие эмоции, скрываясь за виной, скрываясь за гневом, подпитывая отчаяние и депрессию.

Склонность людей путать стыд с виной помогла отодвинуть стыд в сноску в первом веке психологии. В профессиональных трудах и в повседневных разговорах стыд и вина упоминаются наравне с синонимами эмоций или (возможно, чаще) вина используется как общий термин для элементов обеих эмоций. Даже отец психоанализа Зигмунд Фрейд редко проводил различие между стыдом и виной.

Разница между стыдом и виной

Многие психологи и антропологи пытались провести различие между этими моральными эмоциями. Представления о разнице между стыдом и виной делятся на три категории: (1) различие, основанное на типах событий, которые вызывают эмоции, (2) различие, основанное на публичном и частном характере проступка, и (3) ) различие, основанное на степени, в которой человек рассматривает событие, вызывающее эмоцию, как неудачу в себе или в поведении.

Теоретики, которые сосредотачиваются на типах событий, предполагают, что определенные виды ситуаций приводят к стыду, тогда как другие виды ситуаций ведут к чувству вины. Например, поведение, причиняющее вред другим, вызывает вину, тогда как поведение, нарушающее социальные условности (например, отрыжка на публике, плохие манеры за столом, необычное сексуальное поведение), вызывает стыд. Социально-психологические исследования, однако, показывают, что тип события имеет на удивление мало общего с различием между стыдом и виной. Когда людей просят описать личный опыт стыда и личной вины, большинство типов событий (например, ложь, обман, воровство, секс, неспособность помочь другому, неповиновение родителям) приводятся одними людьми в связи с чувством стыда, а другими людей в связи с чувством вины. Некоторые данные указывают на то, что стыд вызывается более широким кругом ситуаций, включая как моральные, так и неморальные проступки и проступки (например, причинение вреда другим и нарушение социальных условностей), тогда как вина более конкретно связана с проступками в моральной сфере, как это традиционно определяется. Но в целом типы ситуаций, вызывающих чувство стыда и вины, очень похожи.

Другим часто упоминаемым различием между стыдом и виной является давнее представление о том, что стыд является более публичной эмоцией, чем вина, и возникает из-за публичного разоблачения и неодобрения, тогда как вина — это более личное переживание, возникающее из-за угрызений совести, порождаемых самим собой. Как оказалось, исследования не подтвердили это различие между общественным и частным с точки зрения фактических характеристик ситуации, вызывающей эмоции. Например, когда исследователи анализируют описания людей личного опыта стыда и вины, другие, скорее всего, будут знать о поведении, вызывающем стыд, не больше, чем о поведении, вызывающем чувство вины.

Откуда взялось мнение, что стыд — это более публичное чувство? Хотя ситуации, вызывающие стыд и чувство вины, в равной степени публичны (с вероятностью того, что другие присутствуют и знают о неудаче или проступке), люди обращают внимание на разные вещи, когда им стыдно, и когда они чувствуют вину. В частности, чувствуя вину, люди склонны осознавать свое влияние на других (например, насколько неосторожное замечание ранит друга или насколько они разочаровали своих родителей). Напротив, испытывая стыд, люди более склонны беспокоиться о том, как другие могут их оценить (например, может ли друг подумать, что он или она придурок, или могут ли родители считать его или ее неудачником). Короче говоря, при стыде люди часто сосредотачиваются на оценках других, но фактическое публичное разоблачение не более вероятно, чем в случае вины.

Третье основание для различения стыда и вины основано на объекте негативной оценки, и это различие наиболее сильно подтверждается социально-психологическими исследованиями. Когда люди чувствуют вину, они плохо относятся к конкретному поведению. Когда людям стыдно, они плохо относятся к себе. Хотя этот дифференциальный акцент на себе («Я сделал эту ужасную вещь») и на поведении («Я сделал эту ужасную вещь») может показаться незначительным, он создает основу для очень разных эмоциональных переживаний и очень разных паттернов мотивации и последующего поведения.

Стыд — особенно болезненная эмоция, потому что проблема заключается в самом сердце человека, а не просто в его поведении. Стыд предполагает болезненное рассмотрение всего себя, чувство, что «я недостойный, некомпетентный или плохой человек». Люди, испытывающие чувство стыда, часто сообщают о том, что чувствуют себя маленькими. Они чувствуют себя бесполезными и бессильными. И они чувствуют себя незащищенными. Хотя стыд не обязательно включает в себя реальную аудиторию, присутствующую, чтобы засвидетельствовать недостатки человека, часто возникает образ того, каким неполноценное «я» может показаться другим — недостойным и предосудительным.

Мотивы и поведение, связанные со стыдом

Феноменологические исследования показывают, что стыд часто мотивирует избегание, оборону и отрицание. Люди, испытывающие стыд, часто сообщают о желании убежать от вызывающей стыд ситуации, «упасть на пол и исчезнуть». Отрицание ответственности (или самого поведения) не редкость. Пристыженные люди мотивированы скрывать свои проступки и самого себя от других, пытаясь избежать боли стыда. Исследования показывают, что в дополнение к мотивации избегающего поведения стыд часто вызывает экстернализацию вины и гнева. При переживании стыда враждебность изначально направлена ​​вовнутрь, на себя («я такой неудачник»). Но поскольку это влечет за собой такую ​​глобальную негативную самооценку, человек в разгар эпизода стыда склонен чувствовать себя в ловушке и подавленным. Как следствие, пристыженные люди склонны защищаться. Один из способов защитить себя и восстановить чувство контроля — перенаправить эту враждебность и вину вовне. Например, вместо того, чтобы взять на себя ответственность за оскорбление чувств друга, пристыженный человек склонен придумывать оправдания, отрицать, что он или она сказал что-то оскорбительное, и даже обвинять друга в чрезмерной реакции или неверном истолковании. Не всякий гнев основан на стыде, особенно иррациональная ярость, а гнев, казалось бы, вырвавшийся из ниоткуда, коренится в глубоком чувстве стыда.

В крайнем случае стыд может привести к агрессии и насилию с трагическими последствиями. Клиницисты и исследователи определяют стыд как общий элемент в ситуациях, связанных с домашним насилием. В течение месяцев, предшествовавших убийствам в Колумбайне и другим стрельбам в школах, стрелявшие, похоже, испытывали глубокое чувство стыда. Коллективный позор и унижение даже упоминались историками и политическими обозревателями при анализе причин межнациональной розни, геноцида и международных конфликтов.

Стыд и психологические симптомы

Исследователи постоянно сообщают о связи между стыдом и целым рядом психологических симптомов, включая депрессию, беспокойство, посттравматическое стрессовое расстройство, злоупотребление психоактивными веществами, расстройства пищевого поведения, сексуальную дисфункцию и суицидальные мысли. Люди, которые часто испытывают стыд, подвержены большему риску развития психологических симптомов по сравнению с их сверстниками, не склонными к стыду.

Действительно ли стыд является моральной эмоцией?

Стыд часто называют моральной эмоцией, вызванной нарушением важных моральных или социальных норм. Широко распространено мнение, что болезненное чувство стыда помогает людям избегать неправильных поступков, снижая вероятность проступка и неподобающего поведения. Как оказалось, свидетельств тормозящей функции стыда на удивление мало. Стыд не так эффективен, как вина, в направлении человека по моральному пути. Например, моральное поведение, о котором сообщают взрослые, существенно положительно коррелирует со склонностью к вине, но не связано со склонностью к стыду. Точно так же дети с хорошо развитой способностью чувствовать вину с меньшей вероятностью будут арестованы и заключены в тюрьму в подростковом возрасте. Склонные к стыду дети не в таком привилегированном положении. Среди заключенных преступников чувство вины, а не стыда связано с более низким уровнем «криминального мышления». Наряду с исследованиями, связывающими стыд с нарушением эмпатии, отрицанием ответственности и деструктивными выражениями гнева, есть веские причины поставить под сомнение моральную саморегулирующую функцию стыда.

Адаптивные функции стыда

Теория и исследования, рассмотренные до сих пор, подчеркивали темную сторону стыда, подчеркивая его негативные последствия для психологической адаптации и межличностного поведения. Почему же тогда люди способны испытывать эту эмоцию? Какой адаптивной цели это может служить?»

Психологи, использующие социобиологический подход, сосредоточились на умиротворяющих функциях стыда. В социальной иерархии обезьян стыд служит важным сигналом для доминирующих обезьян о том, что животные более низкого ранга признают свое место. Покорные, похожие на стыд реакции (сгорбленная поза, опущенные глаза) подтверждают социальную иерархию и, по-видимому, рассеивают агрессивные взаимодействия. Доминирующие обезьяны с гораздо меньшей вероятностью нападут на подчиненных обезьян, когда подчиненные таким образом сигнализируют о подчинении. На более ранних стадиях эволюции человека стыд, вероятно, выполнял аналогичные функции. Также было высказано предположение, что мотивация уйти, так часто являющаяся компонентом переживания стыда, может быть полезна для прерывания потенциально угрожающих социальных взаимодействий до тех пор, пока пристыженный человек не получит шанс перегруппироваться. В целом, масса научных данных указывает на то, что вина является более нравственной, адаптивной реакцией на грехи и проступки в современном человеческом обществе, которое по своей структуре скорее эгалитарно, чем иерархично.

Ссылки:

  1. Tangney, J. P. (1990). Оценка индивидуальных различий в склонности к стыду и вине: разработка опросника самосознательных аффектов и атрибуции. Журнал личности и социальной психологии, 59, 102-111.
  2. Тангни, Дж. П., Миллер, Р. С., Фликер, Л. , и Барлоу, Д. Х. (1996). Являются ли стыд, вина и смущение разными эмоциями? Журнал личности и социальной психологии, 70, 1256-1269.

Позор психологии | Текущий

Томас Шефф хотел бы, чтобы психологи говорили об эмоциях — не просто для того, чтобы поделиться чувствами, но и для продвижения науки. По словам заслуженного профессора социологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, интуиция может стать катализатором, позволяющим психологии прогрессировать в областях, в которых она находилась в застое.

Его исследование «Три скандала в психологии: необходимость нового подхода» опубликовано в Review of General Psychology.

Шефф утверждает, что исследования катарсиса агрессии, стигмы и самооценки зашли в тупик, потому что научный метод в психологии слеп к пониманию, которое может дать интуиция — то, что не требует «рационального» мышления.

Шефф указывает на пример датского астронома Тихо Браге, который всю жизнь пытался определить орбиту Венеры. Хотя его наблюдения были дотошными, науке мешало распространенное мнение, что планеты вращаются вокруг Земли. После смерти Браге Иоганн Кеплер, работая с данными Браге, решил проблему благодаря случайности интуиции.

«Научные и другие методы, как бы тщательно они ни применялись, беспомощны перед вводящими в заблуждение стереотипами», — пишет Шефф в статье. Он определяет тропы как ложные предположения — идеи, принимаемые как должное, которые могут быть неверными или истинными лишь частично.

Катарсис агрессии, или выход из гнева, — это троп, принятый публикой, — продолжает он. Психологи доказали, что излияние не работает, но, по словам Шеффа, они ошибались, полагая, что катарсиса не существует. Он утверждает, что катарсис реален и достигается посредством «раскачивания» — процесса, при котором люди чередуются между повторным переживанием опыта и наблюдением за тем, как он переживает его заново.

«Вы мечетесь между эмоциональным моментом и безопасным настоящим», — сказал он. «Некоторые писатели называют это безопасной зоной. Вы нашли безопасную зону, где вы можете вновь пережить страх, который на самом деле приятен. Вот почему молодые люди любят кататься на американских горках; потому что они чувствуют себя в безопасности. Американские горки — это безопасная машина, и поэтому они могут чувствовать страх в безопасной зоне».

Шефф вспоминал, что вентиляция была общепринятой терапией в течение многих лет, несмотря на ее очевидную
неудачу. Несколько десятилетий назад, когда он работал консультантом по вопросам брака, его поощряли использовать в своей практике вентиляцию. «Мои учителя говорили мне, что с разгневанными людьми можно справиться, заставив их бить теннисной ракеткой по подушке и кричать на подушку», — сказал он. «Это никогда не работало. У меня никогда не было ни одного клиента, которому бы это помогло».

Стигма, которая широко изучалась, — это еще одна область, в которой большинство психологов ошибаются, по словам Шеффа. Проблема, пояснил он, в том, что клеймо обычно определяется как знак позора в результате некоторого унижения. Однако, по его словам, стигма — это определенный вид стыда, который на самом деле является эмоцией, что наука плохо понимает. «Ученых так же смущают эмоции, как и общественность», — сказал он. «Они изучают эмоцию, но не знают ее, потому что она скрыта в современном обществе».

Стыд особенно неправильно понимается, как утверждал Шефф, из-за его социальной токсичности. «Почему нежелание использовать стыд? В индивидуалистическом обществе стыд постыден», — сказал он. «Стыд о стыде. Вы знаете, что происходит при пожаре в театре, когда люди пугаются, потому что напуганы другие? Они попадают в петлю и делают ужасные вещи. Это цикл страха, петля страха. Современные общества, поскольку они настолько индивидуалистичны, находятся в петле стыда».

У Шеффа суровая оценка исследования самооценки. Он отметил, что за последние 50 лет более 20 000 исследований использовали около 200 шкал самооценки. Их неудача, сказал он, очевидна; способность весов предсказывать поведение составляет менее 5 процентов.