Сколько этапов психосоциального развития выделил э эриксон: 8 стадий развития личности от рождения до смерти (Э.Эриксон) — Психологический центр «Обыкновенное чудо» г. Екатеринбург

По горизонтали По вертикали 1

По горизонтали По вертикали 1

Скачать 15,58 Kb.

Дата16.04.2020
Размер15,58 Kb.
#145247

Связанные:
возрастная психология кроссворд


По горизонтали

По вертикали

1 Основателем какой психологии является В.Вундт

экспериментальная



1 Как назвал свою теорию Э. Эриксон, которая основывается на том, что психосоциальные стадии развития предопределены природой, но содержание каждой зависит от условий жизни.

эпигенестическая



6 К какому направлению психологии относятся труды психолога Карла Роджерса.

гуманистическое



2 Каким методом пользовался американский психолог Арнольд Гезелл, когда попытался установить нормы развития детей от рождения до 15 лет.

наблюдение



7 Как называется психосексуальная стадия З.Фрейда: «от 6 до 12 лет, когда сексуальные влечения притупляются, и ребенок сосредоточен на усвоении знаний и навыков».

латентная



3 К какому направлению относится психолог А. Бандура

Бихевиоризм



10 Как называется деятельность, которая служит главной характеристикой возраста.

ведущая


4 Как называется самая ранняя психологическая теория, которая была создана ученым Стенли Холлом.

рекапитуляции



11 Сколько этапов психосоциального развития выделил Э. Эриксон.

восемь


5 К какому направлению психологии относятся труды психолога Ж. Пиаже.

когнитивная



13 Какие методики являются наиболее актуальными в гуманистической психологии.

проективные



8 Кто из психологов открыл понятие: зона его ближайшего развития — это то, что ребенок может делать и понимать с помощью взрослого или более знающих сверстников.

выготский



14 Кто создал первую методику тестов для диагностики интеллектуального развития всех детей от 3 до 18 лет

Бине


9 Назовите фамилию психолога, который выделил врожденные чувства неполноценности и стремление к превосходству.

Адлер


12 Сколько стадий развития интеллекта обозначил Ж.Пиаже

четыре


Начало формы

Начало формы

Скачать 15,58 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Контрольная работа по «Психологии»

С позиций  нелинейного мышления все реальные системы — нелинейны и могут  считаться линейными лишь приближенно. С этой точки зрения не только Ньютонова  механика, но и теория относительности  и даже квантовая механика являются линейными теориями. Первыми нелинейными  и по-настоящему постнеклассическими  теориями явились теория колебаний, развитая Л.И. Мандельштамом и его  школой, но, прежде всего, синергетика (И. Пригожин, Г. Хакен, С. Курдюмов и  др.), ставшая парадигмой нелинейного мышления в современной постнеклассической науке. (См. нелинейность, нелинейная наука, синергетика).

Латеральное мышление по Эдварду де Боно.

 В  своей концепции Эдвард де  Боно пытался найти новое латеральное  мышление, как отдельный вид мышления, отличающийся от вертикального  логического и горизонтального  фантазийного видов мышления. Новое  мышление, которое планировал описать  де Боно, должно было приводить  к созданию чего-то нового из  того, что уже известно. Другими  словами, латеральное мышление  должно было из известной идеи (или нескольких идей) создавать  абсолютно новую концепцию…

Латеральный (лат. lateralis — боковой, от latus – бок) –  означает «боковой» или «смещенный». Таким образом, латеральное мышление – это мышление, смещенное (перенаправленное) относительно традиционного мышления.

Каким образом  мышление можно сместить или перенаправить? Эдвардом де Боно было выделено несколько  этапов латерального мышления:

  1. Выбор фокуса. Чтобы что-то создать новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности, определенную уже известную идею, концепцию, вещь и т.п., от которых мы будем отталкиваться. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Чем лучше фокусировка, тем проще будет создавать что-то новое.
  2. Генерирование латерального разрыва. По сути создание разрыва в рамках установленного фокуса является главным этапом латерального мышления. Из некоторой логичной идеи, сформулированной на первом этапе, важно сделать определенное смещение, нарушающее логику этой идеи. Другими словами нам нужно модифицировать наш фокус. Каким образом это сделать будет рассказано в третьем уроке.
  3. Установление связи. После того, как на втором этапе мы разорвали шаблон и получили измененное (скорее всего абсурдное) суждение, нам потребуется уже в новом суждении найти что-то логичное. Сделать это может оказаться довольно трудно, однако результат все окупит. Именно на этом этапе происходит настоящее творчество, и мы получаем что-то новое. Об устранении разрыва и последнем этапе латерального мышления читайте в четвертом уроке.

Таким образом, проходя 3 этапа латерального мыслительного  процесса (фокус – разрыв – поиск  связи), можно создавать из одной  идеи множество новых.

Уникальность  жизненного пути личности

Проблема  жизненного пути в психологической  науке

Проблема  жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные  исследованию структуры личности, выявлению  движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее — в ряде работ  отечественных и зарубежных психологов.

 Осознание  необходимости обсуждения в психологических  кругах проблемы жизненного пути  возникло вслед за изменением  представлений о человеке в  целом и о личности в частности.  Личность стала рассматриваться  двояко: и как объект, и как  субъект жизни. Как объект жизненного  процесса личность подвергается  воздействию условий, событий  жизни, находится под влиянием  социальных отношений, культурных  традиций и нравственных законов.  Обладая качеством субъекта жизни,  личность организует и структурирует  свою жизнь, регулирует ее ход,  выбирает и осуществляет избранное  направление.

 Обсуждение  проблемы жизненного пути личности  ведется с помощью целого ряда  понятий:

    • «жизненный путь»;
    • «стратегия жизни»;
    • «жизненная цель»;
    • «жизненная перспектива»;
    • «психологическая перспектива»;
    • «личностная перспектива»;
    • «жизненные задачи»;
    • «пространство и время жизни»;
    • «инициатива» и «ответственность»;
    • «стиль жизни», «жизненный план»;
    • «сценарий жизни».

Рассмотрим  определения этих понятий. Жизненный  путь — процесс развития человека в  качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция  жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.

Стратегия жизни — способ организации жизненного процесса.

  Жизненная цель — представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование.

 Жизненная перспектива — совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.

Психологическая перспектива — когнитивная способность предвидеть будущее.   Личностная перспектива — готовность к будущему в настоящем.

Жизненные задачи — реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.

Пространство и время  жизни — психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время — как свойство его регуляции.

Инициатива — своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.

Ответственность — умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.

Стиль жизни — уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.

Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или  неосознанно) осуществляются самой  личностью благодаря наличию  у нее права на этот выбор.

                                Жизненные планы и жизненный сценарий

Структурным воплощением жизненного процесса и  его позитивной части — жизненной  перспективы — становится жизненный  план, который представляет собой  стратегию жизни. Совокупность жизненных  тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два  подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.

Согласно  первому подходу, представленному  работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений  ребенка о целях и структуре  жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек  сам определяет свое отношение к  жизни, гармонично или дисгармонично  связывая между собой трагедию, драму  и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих  чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения  человека к типичным ситуациям жизни.

Второй  подход (Альфред Адлер (1870-1937), Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), Эрик Берн (1902-1970) и др.) построен на уверенности в преимущественно  бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который  осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный  план рассматривается как прогнозирование  собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни — как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное  пространство личности.

На выбор  жизненного сценария влияет целый ряд  факторов, которые обсуждаются в  рамках этого подхода. Такими факторами  являются порядок рождения ребенка  в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки  или депривации и др.), влияние  дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные  экстремальные события и др.

Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые  соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины. Сценарий запускается в  детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком  для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.    Основными составляющими сценария являются:

    • герой, с которым идентифицирует себя ребенок;
    • антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;
    • идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка именно он определяет направление личностного роста;
    • сюжет — модель событий;
    • другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;
    • свод нравственных правил.

Личность  способна выбирать разные сценарии или  модели поведения. Одни из них могут  способствовать успеху, другие — приводить  к неудаче, но все они позволяют  ребенку и взрослому структурировать  жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность  достижения жизненной цели.

  В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости — и на изменение «сценария неудачника».

Психосоциальные стадии развития личности по Эриксону

Американский  психолог Э. Эриксон (1902—1994) известен как представитель направления эго — психологии.

Он выделил 8 психосоциальных стадий развития личности.

1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренфней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

  Младенец  со сложившимся чувством базового  доверия воспринимает свое окружение  как надежное и предсказуемое;  он может переносить отсутствие  матери без чрезмерного страдания  и тревоги по поводу «отделения»  от нее. Чувство недоверия,  страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может  усилиться тогда, когда ребенок  перестает быть для матери  центром ее жизни, когда она  возвращается к тем занятиям, которые оставила на время  (возобновляет прерванную карьеру  или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или  подозрительности в разных культурах  не совпадают, но универсален  сам принцип: человек доверяет  социуму, исходя из меры доверия  к матери.

Эриксон показывает огромное значение механизма  ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется  всю последующую жизнь и пронизывает  все отношения с другими людьми.

Надежда (оптимизм в отношении своего культурного  пространства) — это первое положительное  качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта  «доверие — недоверие».

2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение. Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».

Психосоциальная теория – постоянное развитие

Энн Бэрд

Изображение 2.09.1: Эрик Эриксон

Эрик Эриксон (1902–1994) был учеником Фрейда и расширил его теорию психосексуального развития, подчеркнув важность культуры в родительских практиках и мотивациях и добавив три стадии развития взрослого человека (Эриксон , 1950; 1968). Он считал, что мы осознаем, что движет нами на протяжении всей жизни, и что эго имеет большее значение в руководстве нашими действиями, чем ид. Мы делаем сознательный выбор в жизни, и этот выбор направлен на удовлетворение определенных социальных и культурных потребностей, а не чисто биологических. Люди мотивированы, например, потребностью чувствовать, что мир заслуживает доверия, что мы способные личности, что мы можем внести вклад в общество и что мы прожили наполненную смыслом жизнь. Это все психологические проблемы. Эриксон разделил продолжительность жизни на восемь этапов. На каждом этапе перед нами стоит важная психосоциальная задача или преодоление кризиса. Эриксон считал, что наша личность продолжает формироваться на протяжении всей жизни, когда мы сталкиваемся с этими проблемами в жизни. Мы подробно обсудим каждую из этих стадий по мере изучения каждого периода жизни, но вот краткий обзор 9.0003

Психосоциальные стадии
  1. (0-1): основные потребности младенца должны удовлетворяться последовательно, чтобы чувствовать, что мир заслуживает доверия
  2. (1-2): подвижные малыши обретают вновь обретенную свободу, им нравится заниматься спортом, и, когда им позволяют это делать, они учатся некоторой базовой независимости
  3. (3-5): дошкольники любят инициировать деятельность и подчеркивают, что все делают «все в одиночку»
  4. (6-11): дети школьного возраста сосредотачиваются на достижениях и начинают сравнивать себя со своими одноклассниками
  5. (подростковый возраст): подростки пытаются обрести чувство идентичности, экспериментируя с различными ролями, убеждениями и идеями
  6. .
  7. (молодая взрослость): в 20-30 лет мы берем на себя некоторые из наших первых долгосрочных обязательств в интимных отношениях
  8. (средняя взрослость): в возрасте от 40 до начала 60 лет мы сосредоточены на том, чтобы быть продуктивными на работе и дома, и мотивированы желанием чувствовать, что мы внесли вклад в развитие общества
  9. (поздняя взрослость): мы оглядываемся на свою жизнь и надеемся, что нам понравится то, что мы видим, что мы жили хорошо и обладаем чувством целостности, потому что мы жили в соответствии со своими убеждениями.

 

Эти восемь стадий составляют основу для дискуссий об эмоциональном и социальном развитии на протяжении всей жизни. Имейте в виду, однако, что эти этапы или кризисы могут происходить более одного раза. Например, при определенных обстоятельствах человек может бороться с отсутствием доверия после младенчества. Теория Эриксона подвергалась критике за то, что она уделяла слишком много внимания стадиям и предполагала, что завершение одной стадии является предпосылкой для следующего кризиса развития. Его теория также фокусируется на социальных ожиданиях, которые встречаются в определенных культурах, но не во всех. Например, идея о том, что подростковый возраст — это время поиска идентичности, может быть хорошо воплощена в культуре среднего класса Соединенных Штатов, но не так хорошо в культурах, где переход во взрослую жизнь совпадает с половым созреванием посредством обрядов перехода и где роли взрослых предлагать меньше вариантов.

Media Attributions

  • 011-Erikson

Erikson’s Stages of Psychosocial Development

8 минут

Во второй половине двадцатого века Эрик Эриксон разработал одну из самых популярных и влиятельных теорий развития: теория психосоциального развития .

Последнее обновление: 29 июня 2020 г.

Стадии психосоциального развития Эриксона относятся к комплексной психоаналитической теории, которая определяет ряд стадий, которые здоровый человек должен пройти на протяжении всей своей жизни. Каждая стадия характеризуется психосоциальным кризисом двух противоборствующих сил.

Эрик Эриксон, как и Зигмунд Фрейд, считал, что личность развивается в несколько этапов. Принципиальное различие между ними состоит в том, что Фрейд основывал свою теорию на ряде психосексуальных стадий. Эриксон, с другой стороны, сосредоточился на психосоциальном развитии. Его интересовало, как взаимодействие и социальные отношения играют роль в росте и развитии.

«Конфликты человека представляют то, чем он является «на самом деле».

-Эрик Эриксон-

Стадии психосоциального развития

Каждая из восьми стадий, описанных Эриксоном в его теории, основывается на предыдущих стадиях, обеспечивая путь для последующих стадий.

Эриксон предположил, что люди переживали конфликт, который служил поворотным моментом в их развитии, как стимул для эволюции, на каждой из стадий. Эти конфликты призваны развивать (или не развивать) определенное психологическое качество. На каждом этапе потенциал для личностного роста высок, но также высок и потенциал неудачи.

Таким образом, если человек успешно справляется с конфликтом, он проходит этот этап с вновь обретенной психологической силой, которая будет приносить пользу ему всю оставшуюся жизнь. Но если они не смогут эффективно преодолеть эти конфликты, они могут не развить навыки, необходимые для достижения успеха на следующих этапах.

Эриксон также утверждал, что чувство компетентности мотивирует поведение и действия. Таким образом, каждый этап его теории относится к тому, чтобы стать компетентным в какой-то области жизни. Если они хорошо справляются со сценой, человек обретает чувство мастерства. Но если они плохо справляются со стадией, у человека останется чувство неадекватности в этой области своего развития.

Этап 1: Доверие или недоверие (0-18 месяцев)

На первом этапе развития дети учатся доверять или не доверять другим. Доверие во многом связано с привязанностью, управлением отношениями и степенью, в которой ребенок ожидает от других удовлетворения своих потребностей. Поскольку ребенок полностью зависим, развитие доверия основано на надежности и качестве опекунов ребенка, особенно его матери.

Если родители открывают своему ребенку нежные отношения, в которых приоритет отдается доверию, вполне вероятно, что ребенок также примет эту позицию перед всем миром. Если родители не обеспечивают безопасную среду и не удовлетворяют основные потребности ребенка, они, вероятно, научатся ничего не ожидать от других. Развитие недоверия может привести к фрустрации, подозрительности или бесчувственности.

Стадия 2: Автономия vs. Стыд/Сомнение (от 18 месяцев до 3 лет)

На второй стадии дети приобретают определенную степень контроля над своим телом, что, в свою очередь, увеличивает их автономию. Успешно выполняя задания самостоятельно, они обретают чувство независимости. Таким образом, позволяя детям принимать решения и получать контроль, родители и опекуны могут помочь детям развить чувство автономии.

Дети, успешно завершившие этот этап, обычно имеют здоровую самооценку, в то время как те, кто нет, обычно чувствуют себя неуравновешенными. Эриксон считал, что достижение баланса между автономией, стыдом и сомнением приведет к волеизъявлению, то есть к вере в то, что дети могут действовать преднамеренно в разумных пределах.

Этап 3: Инициатива vs. Вина (3-5 лет)

На третьем этапе, предложенном Эриксоном, дети начинают укреплять свою власть и контроль над миром с помощью игры, бесценной основы для социальных взаимодействий. Когда они достигают идеального баланса индивидуальной инициативы и готовности работать с другими, у них развивается чувство цели.

Дети, добившиеся успеха на этом этапе, чувствуют себя уверенно и доверяют другим. Те, кто не обладает этими качествами, вероятно, испытывают чувство вины, сомнения и отсутствие инициативы.

Чувство вины хорошо в том смысле, что оно показывает способность детей распознавать, когда они сделали что-то не так. Тем не менее чрезмерное или незаслуженное чувство вины может привести к тому, что дети будут отвергать вызовы, потому что они не чувствуют себя способными противостоять им. Чувство вины часто может подпитывать страх.

Стадия 4: Трудолюбие против неполноценности (5-13 лет)

Дети на этой стадии начинают выполнять более сложные задачи. Кроме того, их мозг достигает высокой степени зрелости, что позволяет им начать управлять абстрактными темами. Они также могут признать свои способности, а также способности своих сверстников. На самом деле, некоторые дети настаивают на том, чтобы им давали более сложные и сложные задания. Когда они выполнят эти задачи, они надеются, что их признают.

Нахождение баланса на этом этапе помогает детям развить чувство уверенности в своих способностях справляться с поставленными перед ними задачами. Также важно, чтобы они начали оценивать проблемы, с которыми они могут реально столкнуться, и те, с которыми они не могут справиться.

Если дети не учатся так, как им хочется, у них может развиться чувство неполноценности. Если этому чувству не уделяется должного внимания и ребенок не получает помощи в управлении своими эмоциями, он может в конечном итоге отказаться от любой сложной задачи из-за страха снова испытать это чувство. Следовательно, важно учитывать усилия ребенка при оценке задания, отделяя его от результата.

Стадия 5: Идентичность и смешение ролей (13-21 год)

На пятой стадии дети становятся подростками. Они находят свою сексуальную идентичность и начинают конструировать образ человека, которым они хотят быть в будущем. По мере взросления они пытаются найти свое предназначение и роль в обществе, а также укрепить свою уникальную идентичность.

На этом этапе молодые люди также различают, какие занятия подходят для их возраста, а какие считаются «детскими». Они должны найти компромисс между тем, что они ожидают от себя, и тем, что ожидают от них другие. Для Эриксона успешное завершение этого этапа закладывает основу для взрослой жизни.

Стадия 6: Близость или изоляция (21-39 лет)

На этой стадии подростки становятся молодыми взрослыми. Путаница между идентичностью и ролью подходит к концу. Обычно на этом этапе для молодых людей все еще приоритетной задачей является угодить другим и «вписаться». Тем не менее, это также этап, на котором они начинают рисовать свои собственные красные линии: вещи, которыми они не пожертвуют, чтобы угодить кому-то другому.

Правда, в подростковом возрасте тоже бывает, но смысл другой. Они перестают быть реактивными, проявляют инициативу и вместо этого становятся активными.

Как только люди осознают свою личность, они готовы брать на себя долгосрочные обязательства перед другими людьми. Они становятся способными формировать близкие и взаимные отношения и охотно идут на жертвы и обязательства, которых требуют эти отношения. Если человек не может построить эти интимные отношения, он может начать испытывать чувство нежелательной изоляции.

Если человек не находит партнера на этом этапе, он может чувствовать себя изолированным или одиноким. Изоляция может создать неуверенность и чувство неполноценности из-за страха перед тем, что могут подумать другие люди. Они могут полагать, что недостаточно хороши для других людей, и это может привести к саморазрушительным тенденциям.

Стадия 7: Генеративность против стагнации (40–65 лет)

В зрелом возрасте люди продолжают строить свою жизнь и сосредотачиваются на своей карьере и семье. Генеративность относится к заботе о людях за пределами их близкого круга семьи и друзей. Когда люди начинают входить в «средний возраст», их видение расширяется от их непосредственного окружения, включая самих себя и их семью, к более широкому и более полному образу, включающему их общество и их наследие.

На этом этапе люди осознают, что жизнь касается не только их. Своими действиями они надеются внести вклад, который станет частью их наследия. Когда кто-то достигает этой цели, он чувствует себя успешным. С другой стороны, если они не чувствуют, что внесли какой-либо вклад, они могут подумать, что не сделали или не готовы сделать что-то существенное.

Генерация не нужна взрослым. Однако его отсутствие может лишить человека большого чувства достижения.

Стадия 8: Целостность эго против отчаяния (65 лет и старше)

На последней стадии психосоциального развития люди могут выбрать целостность или отчаяние. Мы можем думать о старении как о накоплении потерь, требующих компенсации. С другой стороны, есть ощущение, что позади осталось больше времени, чем впереди.

Такой взгляд на прошлое может вызвать либо отчаяние и ностальгию, либо, напротив, чувство, что все, что мы разделили и чего достигли, стоило того. Один из этих двух взглядов указывает на то, что человек ожидает от настоящего и от будущего.

Люди, у которых есть целостное представление о своей жизни, не имеют проблем с тем, чтобы смириться со своим прошлым. Они подтверждают свое существование и признают его важность не только для себя, но и для других.

Заключительные мысли

Одной из сильных сторон психосоциальной теории является то, что она предлагает широкую основу, которую мы можем использовать для наблюдения за развитием на протяжении всей жизни. Это также позволяет нам подчеркнуть социальную природу людей и влияние социальных отношений на наше развитие.

Однако можно задаться вопросом, следует ли считать этапы психосоциального развития Эриксона последовательными и происходят ли они только в пределах отмеченных возрастных диапазонов.