Деиндивидуализация личности: Деиндивидуализация (обезличивание): когда мы теряем себя.

Содержание

Деиндивидуализация (обезличивание): когда мы теряем себя.


Деиндивидуализация (Обезличивание, не путать с деперсонализацией) — утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке. Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Деиндивидуализация (обезличивание) людей – это одни из любимейших методов тоталитарных режимов. 

Чем больше вы представляете собой индивидуальность, тем более устойчивы вы будете в условиях кризиса. Не путать с псевдо-индивидуальностью, когда человек идентифицирует себя через внешние ярлыки и атрибуты. Настоящая индивидуальность — это праявление внешнего локуса контроля и внутреннего самовыражения.


Деиндивидуализация (обезличивание): когда мы теряем себя.

Деиндивидуализация – утрата самоосознания, осознания человеком своей индивидуальности и боязнь оценки – возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

Когда высокий уровень социального возбуждения комбинируется с размыванием ответственности, люди могут отбросить свои обычные ограничения и утратить чувство индивидуальности. Такая деиндивидуализация особенно вероятна после возбуждающих и отвлекающих занятий, когда люди ощущают анонимность из-за принадлежности к большой группе или из-за маскирующей одежды. Результатом может стать снижение самоосознания и самоограничений и возрастание восприимчивости непосредственно к ситуации как таковой, будь она негативной или позитивной.

Индивидуальность – это достаточно энергозатратный процесс, поэтому усталость, истощение, хронический стресс обезличивают нас. Строго говоря, мы можем рассматривать деиндивидуализацию в пяти формах:

1. Постоянная деинвидуализация.

Для тех случаев, когда человек утратил или не развил навык самосознания и самоидентификации. Безусловно, его нужно развивать, так как он не появляется по умолчанию (это как обучение письму). В историческом плане, люди очень медленно освобождались от деиндивидуализированного существования, погруженного в широкие родственные, племенные и родовые отношения.

Индивидуальность – это навык, которому нужно обучать и обучаться. Люди, утрачивающие индивидуальность, не уделяют должного внимания своему собственному поведению и плохо сознают себя в качестве отдельных существ. Результат — неспособность осуществлять текущий контроль или анализ своего поведения и неспособность извлекать соответствующей нормы поведения из хранилища долговременной памяти. Деиндивидуализированным людям также недостает предвидения, и их поведение страдает дефицитом продуманности или планирования.

2. Кризисная деиндивидуализация.

В условиях кризиса ослабляется осознанность и человек становится уязвим. Обычно по мере выхода из кризиса человек восстанавливает индивидуальность, но на этом пути может быть перехвачен (сектанты и др), которые предложат ему внешние ресурсы и подпорки. Иногда кризисная деиндивидуализация может быть связана с утратой запретов и с тенденцией людей вести себя нетипичным и противонормативным способом.

Каждая из сторон конфликта видит другую сторону обезличенной, то есть рассматривает ее как представителя какой-либо категории или группы, а не как отдельного индивида. Такое восприятие способствует эскалации, ослабляя факторы, которые удерживают от агрессивных действий. Обезличивание людей приводит к их дегуманизации. Они кажутся менее человечными, чем индивидуальности; тем самым деиндивидуализированные меньше защищены от агрессии. Обезличивание также является еще одной вехой в цикле эскалации конфликта. Одна из сторон обезличивает другую, чтобы найти причину собственным первоначальным враждебным действиям, оправдать их. После этого ей становится легче применять против другой стороны более жесткие меры, а это способствует эскалации конфликта.

3. Ситуативная деиндивидуализация.

Проявляется при провоцирующих условиях: большая группа, анонимность, ослабленное самосознание и др. Чувство стада приводит к тому что человек практически перестает разделять собственное «я» и некое аморфное и абстрактное «мы» толпы, он как будто растворился внутри ее. Толпа людей, которая охвачена паникой особенно опасна. Такие чувства как страх, жадность и надежда во много раз усиливаются толпой. Именно эти свойства человеческой психики могут превратить любого разумного и рационально мыслящего человека в безумного глупца.

Главные отличительные признаки индивида в массе таковы: исчезновение сознательной личности; преобладание бессознательного; ориентация мыслей и чувств в одном направлении через механизмы внушения и заражения; тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей.

4. Ярлыковая деиндивидуализация.

Замена или навязывание псевдоиндивидуальных характеристик, вроде «патриот», « герой компании» и др. Или сексуальное обезличивание, когда доминирующей характеристикой личности делается ее пол. «Ты ж мужик», «ты врач», «ты госслужащий» и др. Особенно часто это проявлется в государственно-бюрократических системах. Основной принцип бюрократической организации — обезличивание человека, подчинение ее членов системе безличных, абстрактных правил — оказывается одновременно основным как функциональным, так и дисфункциональным элементом. Бюрократическая организация стремится с помощью нормативной системы всячески элиминировать проявление личностных свойств.

В то же время ее эффективное функционирование требует максимального использования человека. Эти тенденции ярко проявляются в постоянных поисках новых возможностей более личностного «включения» человека в организацию при сохранении общего принципа ограничения свободы личного поведения.


5. Стандартизация – еще одна форма обезличивания.


Стандартизировать, усреднить, подогнать под общий аршин человека пробовали во все эры. В принципе, любая стандартизация неизбежно имеет своим следствием упрощение и примитивизм. Один из примеров удачной стандартизации – армия. Неплохой военный должен быть безличен как насекомое, ему не нужна не только лишь личность, не нужен и разум; разум нужен только в примитивной форме – как солдатская находчивость, как средство выжить и лучше исполнить приказ. Огромное значение в армиях придается строевым упражнениям – а ведь это достаточно странноватое занятие, так как строевым шагом неприятеля не запугаешь и не победишь. Эти упражнения имеют необыкновенную цель: обезличить, стандартизировать, обучить бездумному подчинению, перевоплотить человека в автомат.

Армия – самый приметный механизм ликвидирования личности. Армия есть фактически в любом государстве и фактически в хоть какой армии обезличиванию человека придается не наименьшее, а иногда и большее значение, чем обучению боевым способностям.

Классическая форма стандартизации – это массовая культура и образование, направленные на воспитание среднего потребителя. Она формирует среднее мышление и вкусы. А стандартное образование абсолютно естественным образом стандартизирует малышей и подростков. Так происходит обезличивание.

 


Причины деиндивидуализации.

Зимбардо предположил, что многочисленные и разнообразные факторы могут вызывать деиндивидуализацию, помимо фокусировки на группе или желания избежать отрицательной оценки моральной ответственности. К таким факторам относятся анонимность (в любой ее форме), размер группы, уровень эмоционального возбуждения, новизна и неопределенность ситуации, измененная временная перспектива (например, вследствие употребления наркотиков и алкоголя), степень вовлечения в групп.

деятельность и т. д.

Все эти факторы ведут к утрате индивидуумом чувства идентичности или самосознания, что, в свою очередь, вызывает снижение его восприимчивости к внешним стимулам и утрату когнитивного контроля над своими эмоциями и мотивациями. Деиндивидуализированный человек менее податлив к положительным или отрицательным санкциям со стороны агентов, не принадлежащих к данной группе, и потому его поведение в меньшей мере подчиняется внешним правилам и нормам.

С индивидуализацией и деиндивидуализацией оказался связанным довольно широкий спектр противонормативного поведения. Эксперименты по социальной фасилитации показывают, что объединение в группу может возбуждать людей, а эксперименты по социальной лености демонстрируют, что в группе личная ответственность за содеянное может становиться размытой. Когда возбуждение накладывается на размытость ответственности и нормативное сдерживание ослабевает, результаты бывают поразительны. Действия могут варьироваться от сравнительно незначительно выходящих за общепринятые рамки дозволенного (бросание друг в друга хлебом в столовой, оскорбительные выкрики в адрес спортивного арбитра, безудержные вопли во время рок-концерта) до импульсивного самоудовлетворения (групповой вандализм, оргии, грабежи) и даже до разрушительных социальных взрывов (полицейская жестокость, уличные беспорядки, линчевание).

Фестингер, Пепитоун и Ньюком предположили, что фокусировка человека на группе, которая связана с его тяготением к группе, уменьшает внимание, уделяемое конкретным людям. Такая фокусировка на группе деиндивидуализирует ее членов, которые отодвигаются на второй план и в некотором смысле морально укрываются в данной группе. Поэтому деиндивидуализация снижает запреты конкретного человека в отношении вовлечения в противонормативные действия. В соответствии с этой формулировкой, тяготение к группе увеличивает деиндивидуализацию, которая, в свою очередь, высвобождает поведение, в обычных условиях сдерживаемое запретами. 



Группа и деиндивидуализация.

Группа не только способна возбуждать своих членов, она обеспечивает им анонимность. Кричащая толпа скрывает кричащего баскетбольного фаната. Члены бесчинствующей своры линчевателей верят, что им удастся избежать наказания; они воспринимают свои действия как групповые. Участники уличных беспорядков, ставшие обезличенной толпой, не стесняются грабить.

Брайен Маллен (Brian Mullen, 1986) сообщает о подобных эффектах на сборищах линчевателей: чем многочисленнее сборище, тем в большей мере его члены утрачивают чувство личной ответственности и тем с большей готовностью идут на беспредельные зверства — сожжение, растерзание или расчленение жертвы. Для каждого из приведенных примеров, от толпы болельщиков до своры линчевателей, характерно то, что у людей в таких случаях резко падает боязнь оценки. Поскольку «так делали все», то и свое поведение они объясняют сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором.

Филип Зимбардо (Philip Zimbardo, 1970) предположил, что обезличенность в больших городах уже сама по себе гарантирует анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм. Он приобрел два подержанных автомобиля десятилетней давности и оставил их с поднятыми капотами и снятыми номерными знаками на улице: один — в старом кампусе Нью-Йоркского университета в Бронксе, а другой — вблизи кампуса Стэнфордского университета в небольшом городке Пало-Альто. В Нью-Йорке первые «раздевальщики» появились уже через десять минут, они сняли аккумулятор и радиатор. Через трое суток, после 23 эпизодов краж и вандализма (со стороны людей, по всем приметам, отнюдь не бедных), машина превратилась в груду металлолома. По контрасту с этим, единственным человеком, дотронувшимся в течение недели до автомобиля в Пало-Альто, был прохожий, закрывший капот машины, поскольку начинался дождь.

Импульсивные групповые действия

Взрывам агрессии в больших группах зачастую предшествуют малозначительные акции, которые возбуждают и сбивают с толку. Группы кричат, скандируют, хлопают, танцуют, и это нужно для того, чтобы одновременно вызвать у людей возбуждение и снизить их самосознание. Очевидец из секты Муна вспоминает, как скандирование «чу-чу-чу» помогало деиндивидуализации:

« Все братья и сестры взялись за руки и начали кричать с нарастающей силой: чу-чу-чу, Чу-Чу-Чу, ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЯА! ЯА! ПАУ! Это действо объединило нас в группу, как если бы мы загадочным образом совместно пережили нечто важное. Власть «чу-чу-чу» испугала меня; но она же дала мне ощущение комфорта. После освобождения от накопленной энергии мы чувствовали себя совершенно расслабленными » (Zimbardo & others, 1977).

Эксперименты Эда Динера (Ed Diener, 1976, 1979) показали, что такие акции, как кидание камней и хоровое пение, могут подготавливать почву для более необузданного поведения. Есть самоподкрепляющееся удовольствие в том, чтобы совершать импульсивные действия и при этом наблюдать, как окружающие делают то же самое. Видя, что другие делают то же самое, мы полагаем, что они чувствуют то же самое, и, таким образом, укрепляемся в своих чувствах (Orive, 1984). Импульсивные групповые акты захватывают наше внимание. Когда мы возмущаемся действиями арбитра, мы не думаем о наших ценностях, мы реагируем на непосредственную ситуацию. Позднее, когда мы задумываемся о том, что сделали или сказали, нам иногда бывает стыдно. Иногда. Но порой мы сами ищем возможности деиндивидуализироваться в группе: на дискотеке, на войне, в уличных беспорядках — везде, где можно предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить единение с окружающими.


Ослабленное самосознание

Групповые переживания, ослабляющие самосознание, имеют тенденцию рассогласовывать поведение и установки. Эксперименты Эда Динера (Ed Diener, 1980), а также Стивена Прентис-Данна и Рональда Роджерса (Steven Prentice-Dunn & Ronald Rogers, 1980, 1989) выявили, что деиндивидуализированные, утратившие самосознание люди меньше себя сдерживают и контролируют; они склонны действовать, реагируя непосредственно на ситуацию, даже и не вспоминая о своих ценностях. Все это подтверждается в экспериментах по самосознанию.

Обращаться к самосознанию.

Самосознание и деиндивидуализация — как две стороны одной медали. Те, у кого повысили самосознание, скажем, поместив их перед зеркалом или телекамерой, демонстрируют повышенный самоконтроль, их действия в большей мере отражают их установки. Находясь перед зеркалом, люди, боящиеся прибавить в весе, съедят меньше мучного и сладкого (Sentyrz & Bushman, 1997). Кроме того, люди, не утратившие самосознание, менее склонны к уловкам и обману (Beaman & others, 1979; Diener & Wallbom, 1976). To же самое верно и для тех, кто остро чувствует свою индивидуальность и независимость (Nadler & others, 1982). Люди, которым свойственно повышенное самосознание или у которых его вызвали, демонстрируют большее соответствие между тем, что они говорят, и тем, что они делают. Деиндивидуализация проявляется и в современных условиях. Ношение униформы, которая делает нас похожим на всех, кто находится рядом, и в такой обстановке человек также можем почувствовать себя менее ответственным за свое поведение и стать более склонным к агрессии, а также не адекватно воспринимать и анализировать информацию.

Обстоятельства, понижающие самосознание, такие, как алкогольное опьянение, соответственно повышают деиндивидуализацию (Hull & others, 1983). И напротив, дейндивидуализация уменьшается в обстоятельствах, повышающих самосознание: перед зеркалом и телекамерой, в маленьких поселках, на ярком свету, при использовании именных бирок или нестандартной одежды и т. д. (Ickes & others, 1978). Когда подросток идет на вечеринку, мудрое родительское напутствие могло бы звучать так: «Желаю тебе приятно провести вечер, и не забывай, кто ты такой». Другими словами, наслаждайся пребыванием в группе, но не утрачивай самосознания: не поддавайся деиндивидуализации.


Еще несколько идей:

1. Всегда использовать имена.

Избегать использования номеров, (обращаться по имени, требовать, чтобы к вам обращались по имени). Обезличиванию противодействует получение такой информации о другом, которая делает его чем-то уникальным. Например, известно, что в нацистских концлагерях охрана относилась к узникам снисходительней, если знала их по именам. Лица с враждебным отношением к кому-либо другому или ожидающие нападения с его стороны особенно часто забывали индивидуальную информацию об этом другом (например, его имя) и запоминали деиндивидуализирующую информацию о нем (например, расу)

2. Заставлять представляться.

Без повода и с поводом, просить предъявлять удостоверения или называть себя. Делать так, чтобы человек идентифицировал себя сам. Спрашивать «вы кто?».

3. Использовать правильную лексику без возвратных глаголов.

Никаких «кажется», «хочется»! Я думаю, я хочу и так далее.

4. Использование индивидуальных аксессуаров (визитки, именные бирки и др.)

5. Нестандартная одежда (избегать униформы)


6. Работа при ярком свете, перед зеркалом или видеокамерой.

7. Структурирование и автономизация (небольшие группы людей, домов, квартир и др.)

8. Стимулировать возможности для самовыражения. 

Влияние зеркала, портретов и изображений глаз.

Учёные Университета Ньюкасла на протяжении месяца исследовали поведение студентов в столовой, проверяя гипотезу о том, что изображение глаз заставляет людей вести себя более ответственно и меньше нарушать установленные правила. Для этого в случайное время и в случайных местах столовой размещались плакаты с лицами на одном уровне с глазами сидящих за столами. Оказалось, что в дни, когда такие плакаты висели, студенты в два раза чаще уносили подносы с посудой после еды, чем в дни, когда плакатов не было или на плакатах были нейтральные изображения без глаз.

Исследователи считают, что здесь срабатывает «психология подталкивания», которая определяет выбор предпочтительной модели поведения без непосредственного влияния на человека. Например, она действует, когда из нескольких опций одна каким-либо образом выделена.
Глаза на стене как раз и служат таким «подталкивающим» механизмом, который может способствовать предотвращению антиобщественного поведения. В частности, ученые рекомендует обозначать наличие камер видеонаблюдения изображением глаз, а не самой камеры.

А вот обычное зеркало (вы наблюдаете за собой) помогает вам есть меньше:

 

 

Деиндивидуализация.

    1. Деинидивидуализация и ролевое поведение.

Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

Таким образом, может быть отмечен характер ролей, которые принимает на себя личность. Они обусловлены теми группами и обществом, в которые включен индивид.

Явления деиндивидуализации (обезличивания) имеют место при влиянии группы на личность. Так, Г.Лебон освещал этот вопрос в свете своей концепции «психология масс», говоря о влиянии толпы на индивида. То же самое можно сказать и об обществе в целом, об отдельных группах. Они своими требованиями могут способствовать и вызывать явления деиндивидиуализации.

Ситуационные причины деиндивидуализации:

  • Анонимность;

  • Высокий уровень эмоциональной возбужденности;

  • Сосредоточенность внимания человека не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг.

Социально-психологические состояния, ведущие к усилению деиндивидуализации, уже возникшей в силу указанных причин:

Следствия деиндивидуализации:

  1. проявление импульсивного поведения;

  2. возросшая чувствительность к внешним воздействиям;

  3. повышенная реактивность;

  4. неспособность управлять собственным поведением;

  5. пониженный интерес к оценкам окружающихлюдей;

  6. неспособность взвешенно оценивать и разумно планировать поведение.

    1. Экспериментальные исследования деиндивидуализации.

Один из наиболее впечатляющих экспериментов, показывающих, насколько далеко может зайти обычный человек в своих действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авторитетных лиц или групп, которые они представляют, был к проведен в начале 60-х годов американским психологом С. Милгрэмом. Этот эксперимент заключался в следующем.

Через объявление в газете за плату 4 доллара в час добровольцы были приглашены принять участие в «научном психологическом эксперименте, предназначенном для изучения памяти». Каждому из людей, посетивших лабораторию, говорили, что в ходе эксперимента он будет выполнять роль «учителя», задача которого заключается в том, чтобы читать «ученику» пары слов и затем, напоминая по одному слову из каждой пары, просить «ученика» вспомнить второе слово соответствующей пары. Если «ученик» ошибался, то «учитель» должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его напряжение от 15 В до 450 В шагами по 15 В (за каждую следующую ошибку напряжение в сети должно было увеличиваться на 15 В).

«Учителя» и «ученика» разделяла тонкая фанерная перегородка, так что «учитель» не мог видеть «ученика», но хорошо слышал все, что происходило за перегородкой. Во время эксперимента «ученик» сидел в кресле, привязанный к нему ремнями, а на его руках находились контакты от электрических проводов, идущих от пульта. Само кресло, кроме того, было крепко привинчено к полу. При возникновении тока в электрической цепи зажигалась лампочка и звучал электрический звонок. Перед началом эксперимента сам «учитель» садился в кресло «ученика» и для пробы получал удары электрическим током 15 В и 30 В. После того как он убеждался в том, что ток по цепи действительно идет и что удары электрическим током даже минимального напряжения достаточно чувствительны, начинался основной эксперимент.

Непосредственно перед «учителем» находилась панель с электрическими кнопками, градуированными от 15 В до 450 В. Цифра 300 В была выделена красным цветом, и рядом с ней было написано слово «шок», что свидетельствовало о том, что такое напряжение смертельно опасно для человека и вызывает у него состояние шока.

На самом деле «ученик» в ходе эксперимента никаких ударов электрическим током не получал. С помощью скрытого маневра экспериментатор переключал ток на иную, замаскированную сеть, в которой также были включены лампочка и электрический звонок. В качестве же «ученика» в эксперименте использовался специально подготовленный человек — актер, который умело имитировал поведение и переживания лица, подвергаемого ударам электрического тока разной силы (напряжения). По мере того как «росло» напряжение в сети, «ученик» должен был вести себя все более беспокойно, а при напряжении более 300 В прекращать подавать какие бы то ни было признаки жизни: не отвечать на вопросы; не производить никаких звуков. До этого момента он должен был выражать свой протест движениями, ворчанием, криками, ударами ногами в перегородку и другими естественными способами.

Как и следовало ожидать, многие добровольцы с самого начала отказывались участвовать в данном эксперименте, включавшем мучительную процедуру наказания током другого человека. Однако экспериментатор уговаривал их, используя всевозможные аргументы. То же самое он должен был делать и по ходу эксперимента, чтобы побудить «учителей» как можно дольше наносить удары электрическим током «ученикам». Экспериментатор мог использовать любые аргументы, кроме прямого принуждения, но не имел права открывать «ученику» подлинную цель исследования. Для убеждения «учителя» экспериментатор имел право пользоваться следующими, например, словами: «пожалуйста, продолжайте», «эксперимент получается и требует того, чтобы вы продолжали», «очень важно, чтобы вы продолжали, это абсолютно необходимо», «вы должны продолжать, у вас нет иного выхода», «я требую», «я приказываю, чтобы вы продолжали». Если и последнее не помогало, то эксперимент прекращался и отмечалось то напряжение, до которого дошел «ученик».

Результаты эксперимента, проведенного со многими американцами, оказались обескураживающими (рис. 82). Обнаружилось, что почти 65% всех испытуемых-«учителей» довели напряжение тока до максимальной величины 450 В. Ни один из них не прекратил эксперимент до того, как напряжение на приборе достигло 300 В, т.е. той критической точки, за которой у «ученика» должен был последовать шок.

Полученные результаты С.Милгрэм объяснил следующим образом: люди, живущие в обществе, привыкают считать, что тот, кто находится над ними, кому они должны подчиняться, ответствен и лучше знает ситуацию, чем они сами.

Деиндивидуализация (Определение + Примеры) | Практическая психология

Практическая психология

Знаете ли вы, что с 1972 года ежегодно происходит как минимум одна смерть в результате «дедовщины»? Для многих братств и женских клубов дедовщина является ритуалом. Это часто связано с обильным употреблением алкоголя, серьезными физическими испытаниями и просто отвратительными действиями.

Как это происходит так часто? Вы не можете себе представить, чтобы кто-то из причастных к дедовщине стал причиной чьей-то смерти, или чтобы кто-то из жертв выпил столько алкоголя самостоятельно. Индивидуумы себя не затмевают.

Но пребывание в группе, особенно в братстве или женском обществе, может серьезно изменить поведение человека. Для того, чтобы позволить иметь место дедовщине, должен быть некоторый уровень деиндивидуализации.

Что такое деиндивидуализация?

История деиндивидуализации

Примеры позитивной деиндивидуализации

Как предотвратить деиндивидуализацию?

Что такое деиндивидуализация?

Деиндивидуализация — это процесс, при котором человек теряет «чувство себя», когда он находится в группе. Они отождествляют себя с групповым менталитетом, даже если обычно он противоречит их собственному. Действия, чувства и убеждения группы становятся индивидуальными, и они начинают действовать в соответствии с ними.

Деиндивидуализация может привести к тому, что люди будут делать или говорить вещи, которые они не стали бы делать вне группы. Это может быть совершенно опасно в братствах, женских обществах, религиозных организациях или во время политических протестов. Но не всякая деиндивидуализация является нездоровой или насильственной.

Осознание деиндивидуализации и того, как она может повлиять на ваше мышление, может помочь вам сохранить сильное чувство собственного достоинства даже в большой толпе.

Почему деиндивидуализация работает?

Есть несколько причин, по которым люди теряют чувство собственного достоинства, когда их окружает большая группа людей.

Распределение ответственности (Эффект свидетеля) 

Кто несет ответственность за прекращение агрессивного поведения большой группы? В большой группе кто отвечает за то, чтобы вмешаться и помочь тому, кто может быть в беде? Можно утверждать, что каждый несет эту ответственность. Так почему вам действовать?

Распределение ответственности — это форма атрибуции, при которой другие люди предполагают, что кто-то другой должен нести ответственность за действия. Может быть, вы думаете, что парень рядом с вами более ответственен за игру, потому что он больше и сильнее. Или человек, близкий к двум ссорящимся людям, должен нести ответственность за то, чтобы их разнять. Чем больше людей вы видите в толпе, тем больше людей вы можете возложить на них ответственность.

Анонимность

Когда вы стоите в одиночестве, люди могут идентифицировать вас только как того, кто вы есть. Но когда вы находитесь в толпе, вы можете почувствовать, что потеряли эту возможность. Вместо этого вы идентифицируетесь как кто-то в толпе. С анонимностью и без ответственности вы можете действовать так, как не поступили бы, если бы знали, что несете за это ответственность.

Внушаемость

Когда люди не знают, что сказать или что сделать, они обращаются к другим. В толпе или вне ее они позволяют другим «заполнять пробелы». это внушаемость может привести к тому, что вы будете помнить вещи неправильно, изменить свое мнение о вещах или действовать определенным образом. В толпе вы можете наблюдать, как многие люди прямо или косвенно «внушают» вам верить во что-то или действовать определенным образом. Трудно не поверить, что что-то правильно или неправильно, когда люди предполагают, что это так.

История деиндивидуализации

Эти идеи не новы для мира социальной психологии. В 1895 году французский психолог Гюстав Лебон опубликовал Толпа. Книга предполагает, что когда люди образуют толпу, идеи толпы берут верх. Как заразный вирус, подхватывает всех. Он также предположил, что менталитет толпы интеллектуально слаб, эмоционален и приводит людей к более примитивному уровню.

Работа Лебона вдохновила многих психологов развить эти идеи, но только в 1952 году стал использоваться термин «деиндивидуализация». Психологов Леона Фестингера, Альберта Пепитона и Теодора Ньюкомба часто называют первыми, кто ввел термин «деиндивидуализация». Они расширили идеи Лебона, заложив основу идеи деиндивидуализации в концепцию, которую мы знаем сегодня.

В 1969 году Филип Зимбардо предположил, что «нормально заторможенное поведение» — это не просто то, что приводит к смерти из-за дедовщины или политическому насилию. Он расширил идеи деиндивидуализации, включив в них больше положительных примеров, к которым я перейду через минуту. Конечно, сам Зимбардо не особо зациклен на положительных результатах. Возможно, вы помните, что за всей демонстрацией стоял Зимбардо.

Как и все идеи в социальной психологии, исследователи продолжают определять и развивать идею деиндивидуализации, чтобы соответствовать постоянно меняющемуся миру.

Примеры позитивной деиндивидуализации 

В начале этого видео я говорил о братствах. Не все примеры деиндивидуализации связаны с дедовщиной, насилием или греческими буквами. Возможно, вы сами сталкивались с некоторыми из этих примеров!

Марафонский бег

Возьмите пробежавший марафон . Не каждый бегун в гонке мог (или хотел бы) пробежать 26,2 мили за один раз. Но в большой толпе у всех зашкаливает адреналин, и бегуны мотивированы добежать до финиша. Возможно, будет «легче» отбросить сомнения и страхи и просто продолжать бежать со стаей.

Волонтерство

То же самое можно сказать и о долгом волонтерском дне. Возможно, вы не захотите посадить несколько десятков деревьев в лесу или доставить дюжину еды бездомным, если вы один. Но когда ты в группе, работа не кажется работой. Гораздо интереснее идти с группой людей, готовых противостоять холоду или работать весь день, чтобы помогать другим.

Религиозные организации

Тогда, конечно, вы можете увидеть деиндивидуализацию в религиозные организации. Вы можете отправиться кормить голодных со своей религиозной группой. Или, в крайнем случае, вы можете пойти на войну во имя своих религиозных идеалов. Легко поддаться более экстремальным убеждениям и действиям, когда у вас есть группа последователей, оправдывающих то, что вы делаете.

Как предотвратить деиндивидуализацию?

Деиндивидуализация происходит не только в культах или братствах. Это не просто приводит к плохим вещам. Но чем больше вы будете осознавать этот процесс, тем легче будет отойти в сторону, когда что-то пойдет вразрез с вашей индивидуальной моралью. Будьте внимательны, оставайтесь осознанными и оставайтесь твердыми в том, во что вы верите, даже если вы находитесь в толпе «деиндивидуализированных» людей, которые могут вести себя иначе.

Практическая психология

Практическая психология начиналась как сборник учебных материалов для студентов-психологов в 2016 году, созданный студентом в этой области. С тех пор он превратился в онлайн-блог и канал на YouTube, предоставляющий советы, инструменты и академическую поддержку людям из всех слоев общества в области психического здоровья. С более чем 2 миллионами подписчиков на YouTube, более 500 статей и ежегодным охватом почти 12 миллионов студентов, он стал одним из самых популярных источников психологической информации.

Теория деиндивидуализации психологии толпы

Теория деиндивидуализации — одна из теорий психологии толпы. В соответствии с этой теорией деиндивидуализации (см. Деиндивидуализация открывается в новом окне 90 113 ), считается, что люди, которые присоединяются к толпам и беспорядкам, делают это, потому что они могут избежать норм и ожиданий социально принятого поведения (Зимбардо, 1969).

Теория деиндивидуализации предполагает несколько факторов, которые приводят к этому явлению. Мы потратим оставшуюся часть этой статьи на более глубокое изучение каждого из них, а пока здесь они по порядку.

  • анонимность
  • ответственность
  • возбуждение
  • новая ситуация
  • членство в группе
  • размер группы
  • самосознание

1. Анонимность

Во-первых, анонимность, часто побуждает людей участвовать в деструктивных или насильственных действиях с толпой или бунтом. Люди, которые думают, что их не узнают или не поймают, с большей вероятностью присоединятся к толпе.

Часто люди, участвующие в беспорядках, носят невзрачную одежду или маски, чтобы скрыть свою личность. Их утешает тот факт, что другие не будут знать, кто они такие, и не смогут сообщить об их действиях в полицию или членам семьи. Тот факт, что многие люди чувствуют себя раскованными в костюмах на Хэллоуин, является свидетельством того, как анонимность может повлиять на выбор человека участвовать в определенных действиях.

2. Ответственность

Многие люди участвуют в беспорядках, потому что не чувствуют себя ответственными за жестокое или агрессивное поведение. Они считают, что ответственность за насилие или разрушение лежит на других. В некоторых случаях люди отрицают какую-либо ответственность за свои действия, независимо от того, насколько эти действия разрушительны или противоречат их повседневному поведению.

Людям легче отказываться от ответственности, потому что они чувствуют, что нормы ситуации позволяют им вести себя так, как они обычно не могли бы — это оправдание для участия в толпе или бунте.

3. Возбуждение

Теория деиндивидуализации также признает тот факт, что повышенные или измененные состояния возбуждения влияют на решение человека присоединиться к толпе или бунту. Алкоголь, наркотики, чувство эйфории и чувство неуязвимости способствуют деиндивидуализации.

По сути, эти состояния возбуждения помогают маскировать чувства, отношения и убеждения, которые могут удерживать кого-либо от деструктивного или агрессивного поведения. Другие примеры повышенного возбуждения в сфере отдыха, досуга и практического обучения включают лояльность к спортивным командам; спешка от завершения гонки, события или соревнования; или чувства, вызванные прослушиванием музыкальных концертов.

4. Новые ситуации

Уникальные ситуации также способствуют чувству деиндивидуализации Открывается в новом окне