Характеристика на неблагополучную семью учащегося: Характеристика на неблагополучную семью

Неблагополучная семья как фактор психологического и нравственного развития дошкольника

Неблагополучная семья как фактор психологического и нравственного развития дошкольника

Семья, как социальный институт имеет огромное влияние на формирование будущей личности. В детстве, особенно в детстве дошкольном, родители служат ребёнку теми эталонами поведения и оценок, которые заменяют ему идеальные представления о человеке, о должном и предосудительном в его поведении, о способах отношения к другим людям и вещам.

 В последние годы нашего столетия вопрос воспитания подрастающего поколения встал достаточно остро. Немногим ранее главенствующая роль в данном процессе возлагалась на образовательные учреждения и социальные институты. На сегодняшний же день ведущее значение отводится и семье подрастающего гражданина. Обязанности и права родителей теперь закреплены в Конституции РФ, Семейном Кодексе, Законе «Об образовании», Международной Конвенции ООН «О правах ребенка» и Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Семья, как социальный институт имеет огромное влияние на формирование будущей личности. В детстве, особенно в детстве дошкольном, родители служат ребёнку теми эталонами поведения и оценок, которые заменяют ему идеальные представления о человеке, о должном и предосудительном в его поведении, о способах отношения к другим людям и вещам. Неоспорим тот факт, что фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями.

А.С.Макаренко считал, что родители воспитывают ребенка в каждый момент своей жизни. Все имеет значение: и как они одеваются и как разговаривают с другими людьми и о других людях, и как общаются с друзьями и врагами, и как смеются, и как читают газету. Сказанного достаточно, чтобы утвердиться в главном: семья не просто среда обитания растущего человека, но и его человеческое отражение.

Отсюда и колоссальное формирующие воздействие жизнедеятельности семьи на детей. Причем, подчеркнем это, наибольшей силы это воздействие оказывается не тогда, когда родители «занимаются воспитанием детей», а в самых обыденных, каждодневных ситуациях жизни семьи. Именно потому очень важно, чтобы семья была благополучной, любящей, заинтересованной в будущем ребенка.

Статистические данные по Белгородской области о численности детей, родители которых лишены родительских прав заставляют задуматься: количество детей, оставшихся без попечения родителей (одного из них) неуклонно растет: если в 2006 г. эта цифра составляла 188 человек (по данным Минобрнауки России), то к концу 2018 года увеличилась до 259.

Данная проблема, на наш взгляд, обуславливает необходимость внесения коррективов в работу с семьёй как на уровне области, так и на уровне образовательной организации.

Образовательные организации как общественные институты воспитания не имеют альтернатив в современном обществе. И семья, если хочет достигнуть максимального прогресса, должна заключить с ними прочный и долговременный союз.

На наш взгляд, именно детский сад является самой первой ступенью в работе с родителями из неблагополучных семей. Именно с посещения ДОУ в семью начинают включаться лица, которые могут осуществить «взгляд со стороны». Именно в ДОУ, в тесном контакте с членами семьи происходит непосредственное наблюдение и изучение семейного уклада и особенностей быта воспитанников. Именно на данном этапе, когда ребенок еще мал и не успел впитать в себя особенности асоциальной жизни, есть возможность помочь погрязшей в бедах семье, а значит и спасти будущее самого воспитанника. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Под неблагополучной семьёй мы понимаем проблемную семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей, подкрепленная алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством. С первых дней знакомства с ними можно обнаружить: дети, как правило, неухоженные, развиты не по возрасту, могут иметь нарушения психики, что выражается в озлобленности, незаинтересованности в обучении, замкнутости и др. Родители неопрятны, могут страдать алкоголизмом или наркоманией, чаще всего неработающие.

Статистика гласит, что не все неблагополучные семьи осознают себя таковыми и готовы менять свой образ жизни ради будущего своего ребенка. Члены некоторых проблемных семей склонны считать, что уклад их жизни соответствует норме, а это в значительной мере осложняет работу специалиста.

Мы видим следующие этапы работы с неблагополучной семьёй:

1. Получение информации о членах семьи, её ближайших контактах, оценка условий проживания. Ежегодно среди родителей проводится анкетирование. По итогам анкетирования составляется социальный паспорт ДОУ. По данным социального паспорта можно проследить динамику критериев, характеризующих родителей по различным направлениям:

  • Возрастной состав родителей;

  • Уровень образования родителей;

  • Материальный достаток;

  • Семья по составу.

2. Работа с общественностью (изучение мнений соседей, иных гос. структур).

3. Консультирование с психологами, социальными педагогами по вопросам разрешения недоразумений в проблемной семье.

4. Составление плана работы с неблагополучной семьёй на учебный год, целью которого является: профилактика раннего семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних в семье, выявление характерных признаков внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей:

— утомленный, сонный вид;

— санитарно-гигиеническую запущенность;

— склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

— неумеренный аппетит;

— задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

— привлечение внимания любым способом;

— чрезмерная потребность в ласке;

— проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

— проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

— трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:

— в боязливости ребенка;

— в выраженном страхе взрослых;

— в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;

— в боязни идти домой;

— в жестоком обращении с животными;

— в стремлении скрыть причину травм.

Реализация запланированных мероприятий на практике, выявление имеющихся проблем, делающих семью неблагополучной, и профилактическая работа.

Ежедневно воспитателями проводится осмотр детей и беседа с детьми и родителями из неблагополучных семей, постоянное наблюдение за процессом взаимоотношений детей из неблагополучных семей со сверстниками, за взаимоотношениями родителей с детьми, способы их общения. С родителями проводятся консультации по вопросам родительской оплаты за детский сад, безопасности детей дома, ПДД, пожарная безопасность.

Оформляются информационные стенды, папки-передвижки, памятки для родителей: «Права ребенка», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Обучение детей наблюдательности на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», буклеты – «Воспитываем грамотного пешехода», «Безопасность ребенка дома», «Правила для родителей» и др.

Также проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Жестокое обращение с детьми: «Что это такое?» доклад; родительские собрания: «Защита прав и достоинства маленького ребенка», «Особенности семейного воспитания, условия и пути повышения педагогической культуры семьи», «Охрана прав, достоинств и интересов ребёнка в семье», анкетирование, День открытых дверей, конкурсы – «Моя семья», лучший семейный альбом «Загляни в семейный альбом».

Также, ежеквартально осуществляется посещение семей с оформлением актов обследования, условий жизни и воспитания детей.

7. Диагностирование изменений, произошедших в проблемной семье в ходе коррекционной работы.

Работа с неблагополучными семьями является достаточно сложной отраслью психолого-педагогической деятельности. Специалисту придется стать «другом», «советчиком» для проблемной семьи, постараться наладить доверительный контакт с родителями, неоднократно объяснять, какие последствия возможны из-за асоциального образа жизни, каким образом можно исправить сложившуюся ситуацию.

В основе работы специалистов всегда должны находиться интересы ребенка, независимо от его возраста, развития и уровня воспитанности. Основное внимание в работе с неблагополучной семьей уделяется формированию детско-родительской связи. Для этой цели разработано множество программ, форм работы, в некоторых городах действуют кризисные центры. К сожалению, мы-воспитатели, несколько ограничены в работе с проблемной семьей, но внести небольшой вклад под силу и нам.

Так, например, для формирования надежной привязанности ребенка к матери можно предложить вниманию членов неблагополучных семей методику по Б.З. Драпкину «Терапия материнской любовью», методику «нерешаемая задача» Н. Н. Александровой и Т. И. Шульга, методику работы с «детьми группы риска» В. Слот, Х. Спаниярд и др.

В своей работе воспитатели совместно с психологом используют методику Б.З.Драпкина «Терапия материнской любовью». Он создал уникальный метод, основанный на традициях отечественной психотерапии и педагогики, а также на опыте народной медицины.

Метод учитывает глубинную психоэмоциональную общность мамы и малыша, использует ресурсы материнской любви и огромные возможности, возникающие во время общения с крохой. Работа делится на четыре блока — словесные установки, например, «Я тебя очень сильно люблю» или «Ты самое дорогое и родное, что у меня есть» или «Ты все хорошо запоминаешь и понимаешь». Такие фразы проговаривают родители три раза (вслух, мысленно, еще раз вслух), положив руку на голову сына (дочери) после 20-30 минут, как ребенок заснул. При регулярном применении этой терапии происходят положительные изменения в душевном и телесном здоровье ребенка, укрепляя его привязанность к матери, улучшается их взаимопонимание, что является первым шагом на пути исправления неблагополучной семьи.

Для воспитания в ребенке нравственных качеств из неблагополучной семьи, необходимо тесно работать и сотрудничать с ней, необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба, любовь, доброта, честность и другие. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей и воспитания нравственности воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Таким образом, чтобы оказать родителям из неблагополучных и неполных семей конкретную помощь в воспитании детей, педагогу следует хорошо знать психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях. Составленная своевременно психолого-педагогическая характеристика семьи, систематическое целенаправленное наблюдение семьи позволит педагогу четко определить имеющиеся недостатки в характере родителей, проследить наметившиеся изменения в их поведении, изменить стиль общения родителей с ребенком. Проведение индивидуальных бесед и консультаций помогут педагогам исправить типичные ошибки родителей в воспитании. Учет особенностей общения родителей с детьми в неблагополучных и неполных семьях дает возможность педагогу направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитательных действий.

Поделиться с друзьями

Анкета для родителей «Семейные традиции»Формы родительских собраний

Проект «Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка»

Учреждение: 

МОУ Раменская СОШ № 5

В процессе работы над исследовательским проектом по психологии на тему «Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка» автором была поставлена цель ознакомить одноклассников с понятием «неблагополучная семья», рассказать о видах неблагополучных семей, охарактеризовать детей испытывающих семейное неблагополучие.

Подробнее о проекте:

В предложенном проекте по психологии «Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка» автором была изучена теоретическая информация по данному вопросу, а также рассмотрено понятие «неблагополучная семья», установлены причины появления неблагополучных семей и признаки наличия проблем в семье, встречающиеся в поведении детей, изучены особенности развития таких детей и их адаптация в обществе.

Данная исследовательская работа по психологии на тему «Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка» содержит описание практического исследования автора, направленное на выявление особенностей поведения детей из неблагополучных семей. Также учащаяся провела интервью с социальным работником и получила от специалиста развернутые ответы на самые популярные вопросы по теме своего исследования.

Оглавление

Введение
1. Что же такое неблагополучная семья?
2. Типы неблагополучных семей.
3. Последствия.
4. Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие.
5. Работа социальных работников.
6. Социальный опрос.
Заключение
Литература

Введение


Актуальность:

Я считаю, что детство, особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития человека, формируется и закладывается фундамент личности, это время становления ребенка как полноценного члена общества.

В последнее время тема неблагополучия стала широко обсуждаемой на различных уровнях. К сожалению, последние политические и криминальные события показывают, что знаний по данной теме недостаточно, причем не только практических, но и теоретических. А так же за последние 10 лет рост неблагополучных семей резко увеличиося

Цель: Ознакомить аудиторию с понятием Неблагополучной семьи, рассказать о видах данных Неблагополучных семей, охарактеризовать детей испытывающих семейное неблагополучие.

Задачи: Ознакомив слушателей с данной информацией, распространить и снизить уровень неблагополучных семей.

Что же такое неблагополучная семья?

Для начала я хотела бы представить таблицу сравнения неблагополучных семей в 2010 году, в 2016 году и в 2020 году:

Как мы можем увидеть количество неблагополучных семей в сравнении 2010 и 2020 года увеличилось в 5 раз.

Детский психолог М.И. Буянов в своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи» говорит о том, что «только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная». Отсюда мы делаем вывод о том, что неблагополучная семья — это семья, в которой нарушено нормальное функционирование, в связи, с чем создаются некомфортные условия для жизнедеятельности детей внутри нее.

В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные определения неблагополучной семьи. Вот одно из них:

Неблагополучная семья — это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов

Проанализировав понятие «неблагополучная семья», я определила  данное понятие как — семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Типы неблагополучных семей и дети, которые в них вырастают

Критерии, по которым семей относят в группу риска весьма разнообразны. Исследователи семьи рассматривают неблагополучие по-разному. Одни относят семью к неблагополучным, если только какой-нибудь неблагоприятный фактор влияет полностью на всю семью, другие, когда фактор влияет на отдельных ее членов. Здесь критерием выделения неблагополучных семей является положение ребенка и отношение родителей к нему.

Наиболее сильным фактором, который вызывает дисфункцию семейных отношений и мешает семье выполнять свои функции, а также наносит психики ребенка непоправимый урон, является наркотическая зависимость и алкоголизм родителей.

Я провела опрос у подростков 14,15,16 лет. Опрос состоя из 3-ёх вопросов:

  • Считаете ли вы свою семью благополучной?
  • Употребляли вы когда-нибудь алкоголь?
  • Употребляли вы когда-нибудь наркотические вещества?

В каждой возрастной группе участвовало 25 человек.

В возрастной группе 14 лет такие результаты:
25 из 25 считают, что они из благополучной семьи. 7 из 25 употребляли алкоголь хотя бы один раз в жизни и 2 из 25 употребляли наркотические вещества хоть раз в жизни.

Результаты в возрастной группе 15 лет:
24 из 25 считают, что их семья благополучная, 17 из них употребляли алкоголь и 2 употребляли наркотические вещества.

В возрастной группе 16 лет вот такие результаты:
21 участник считает семью благополучной, 14 употребляли алкоголь и 2 употребляли наркотики.

У родителей-алкоголиков и родителей наркоманов в большинстве рождаются больные и умственно отсталые дети. Алкоголизм и зависимость  родителей влияет на ребенка в процессе зачатия, во время беременности и на протяжении всей жизни. Этот неблагоприятный фактор является примером для ребенка. В то время, когда идет социализация ребенка, как я сказала одна из важных этапов жизни любого человека и формирование его личности, когда он впитывает всю окружающую его информацию, как губка, его основным ориентиром являются его родители.

Из-за этого ребенок усваивает эти ужасные примеры, в большинстве случаев, возникает отсутствие какого-либо воспитания вообще, в конечном итоге, ребенок может остаться без родителей, стать сиротой при живых родителях и попасть в детский дом. Ребенок в такой семье уподобляется своим родителям, потому что из-за своей незрелости не может противостоять таким пагубным примерам. Такие семьи порождают такие явления как социальная деградация, хулиганство, плохой самоконтроль, а они в свою очередь являются причиной психических расстройств у детей.

Еще один вид неблагополучной семьи — это педагогически несостоятельная семья. Такой статус получают семьи, в которых на первый взгляд все благополучно, но при воспитании детей возникают серьезные педагогические ошибки.

В своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи» М. Буянов называет неблагополучной, чаще всего , такую семью, в которой имеются явные дефекты воспитания, и описывает наиболее часто встречающиеся:

— Ребенка воспитывают «по типу Золушки», то есть, когда ребенок явно или скрыто эмоционально отвергается. В такой семье ребенка не любят, и он это знает, потому что ему постоянно напоминают про эту нелюбовь. Реакция детей на такое отношение бывает разной: очень часто ребенок замыкается в себе, другие пытаются привлечь внимание родителей к себе и окружающих в целом, вызвать их жалость. В итоге ребёнок становится жестоким не только к родителям, но и ко всем его окружающим людям.

— Гиперопека. В этом случае ребенка стараются защитить от всех трудностей и опасностей современной жизни. Ребенок из такой семьи, как правило, лишен возможности хоть как-то проявить свою самостоятельность, он вырастает чаще всего безответственным, несамостоятельным и инфантильным. Алкоголики, наркоманы, хронические неудачники — часто результат такого воспитания.

— Гипоопека, то есть недостаток опеки, внимания  со стороны родителей. Ребенком никто не занимается, его в семье интересы всегда ставятся на последнее место, хотя нельзя сказать, что его не любят, просто родителям не до него — у них хватает своих проблем. Так бывает в семьях, где родители обеспокоены обустройством своего личного счастья, достижениями успехов в карьере и др. Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах, никто не выслушает его, не поможет советом. Никто никогда не пожертвует ради него своим временем. Конечно, с одной стороны, ребенок растет независимым и самостоятельным, но часто такое отношение к ребенку приводит к тому, что он чувствует себя никому не нужным, всеми покинутым. И нередко заканчивается эта безнадзорность пристрастием детей к алкоголю, наркотикам, совершением ими противоправных поступков.

— Семья, в которой к ребенку относятся излишне строго. Детей боятся избаловать, поэтому и относятся к ним сдержанно . Как правило, детям в таких семьях прививают высокие нравственные нормы и воспитывают в них повышенную моральную ответственность. Дети хорошо знают, «что такое хорошо и что такое плохо», и часто стараются поступать правильно. Но хорошо ли такому ребенку живется без родительской ласки? Счастлив ли он?

— Семьи, в которых нет согласия в воспитании ребенка. Эти семьи, в которых родители используют одну тактику в воспитании детей, а бабушки или дедушки совершенно другую.  Или же мама с папой используют разную тактику.Из-за этого у ребенка могут начаться невроз или другое психическое нарушение.

Следующий вид неблагополучных семей — криминально-аморальные семьи, здесь главным фактором, нарушающим выполнение семьей своих обязанностей, являются криминальные факторы риска, и аморально — ассоциальные семьи, в которых преобладают антиобщественные ориентации.

Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.

Перечисленные формами не исчерпываются разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей так как им самим выгодно. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть с взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль — положительная или отрицательная — она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом.

Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

Таким образом, неблагополучная семья — это, прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.

Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции

Ребенок испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками. Возникает необходимость скрывать свои сильные эмоции — запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности, душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям.

Наблюдается агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей, капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики. Дети в семьях известных родителей тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

Дефицит внимания, который ведёт к недоброжелательности, неосознанной враждебности, проявляющейся в виде или открытого противостояния или скрытой, «молчаливой» неприязни. Это неприятие взрослых, хотя и близких (родителей, учителей), но духовно чуждых, делает ребенка нетерпимым, невнимательным, немилосердным, порой даже жестоким. Эти качества могут сказаться в отношениях как со знакомыми, так и с посторонними людьми. Но агрессия, жестокость иногда направляется на самого себя, и тогда индивид, теряя самоуважение, чувство душевного равновесия, становится нелюдимым, тревожным, с заниженной самооценкой.

Заключение

Таким образом, дети из неблагополучных семей, которые в силу различных причин оказались вне активного педагогического влияния — родительского и школьного, приобретают такие качества, которые их характеризуют с негативной, асоциальной стороны. Они отличаются неприятием общественных норм морали, негативным отношением к учебе, нежеланием подчиняться родителям, учителям, старшим в семье. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т. д.), приводят к стойким личностным изменениям.

Для написания данной исследовательской работы и проекта по психологии «Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка» были использованы ресурсы Сети Интернет.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Неблагополучные семьи и их психологические последствия

Когда ранее в этом году были введены в действие протоколы изоляции, наша свобода, рутина и обязанности в домашнем хозяйстве были нарушены. Наряду с этим возросшая неопределенность, финансовый стресс и бремя забот снизили наше окно терпимости. У многих это открыло старые раны и привело к постоянным конфликтам дома. Дети вынуждены испытывать напряженные семейные взаимодействия изо дня в день, без утешения от отвлечения внимания и расстояния.

Существует большая степень вариативности в том, как происходят взаимодействия и поведение в домах, и модель этих взаимодействий составляет основу нашей семейной динамики (Harkonen, 2017). Семьи обладают уникальным набором динамики, которая влияет на то, как каждый член думает и относится к себе, другим и окружающему миру. На эту динамику влияют несколько факторов, в том числе характер отношений родителей, личности членов семьи, события (развод, смерть, безработица), культура и этническая принадлежность (включая представления о гендерных ролях). Список бесконечен, и неудивительно, что взросление в открытой, поддерживающей среде является скорее исключением, чем нормой.

Важно отказаться от того, что идея идеального родителя/семьи — это миф. Родители тоже люди, несовершенные и переживающие собственные заботы. Большинство детей могут справиться со случайными вспышками гнева, если им противостоят любовь и понимание. В «функциональных» семьях родители стремятся создать среду, в которой каждый чувствует себя в безопасности, услышан, любим и уважаем. Домохозяйства часто характеризуются низким уровнем конфликтов, высоким уровнем поддержки и открытым общением (Shaw, 2014). Это помогает детям справляться с физическими, эмоциональными и социальными трудностями, когда они маленькие, и имеет долгосрочные последствия при переходе во взрослую жизнь.

С другой стороны, взросление в неблагополучной семье может оставить детей эмоционально травмированными и повлиять на них на протяжении всей их жизни. Вредоносное семейное окружение может включать следующее (Hall, 2017):

  • Агрессия: поведение, для которого характерны принижение, доминирование, ложь и контроль.
  • Ограниченная привязанность: отсутствие физических или словесных подтверждений любви, сочувствия и времени, проведенного вместе.
  • Пренебрежение: отсутствие внимания к другому и дискомфорт вокруг членов семьи.
  • Зависимость: у родителей есть навязчивые идеи, связанные с работой, наркотиками, алкоголем, сексом и азартными играми.
  • Насилие: Угроза и применение физического и сексуального насилия.

Для детей семья составляет всю их реальность. Когда они молоды, родители богоподобны; без них они были бы нелюбимыми, незащищенными, бездомными и голодными, живя в постоянном страхе, зная, что не смогут выжить в одиночку. Дети вынуждены приспосабливаться и допускать хаотичное, нестабильное/непредсказуемое и нездоровое поведение родителей (Нельсон, 2019 г.).).

К сожалению, детям не хватает сообразительности, чтобы понимать и описывать свой опыт, различать здоровое и нездоровое поведение и понимать все это. Они могут интерпретировать ситуацию так, чтобы она соответствовала вере в нормальность, еще больше увековечивая дисфункцию (например, «Нет, меня не били. Меня просто отшлепали» или «Мой отец не жестокий, это просто его способ»). Они могут даже взять на себя ответственность за насилие, чтобы соответствовать своей реальности. Чем больше они это делают, тем выше вероятность того, что они неверно истолковывают себя и у них разовьется негативное представление о себе (например, «Я так и думал. Я не был хорошим ребенком»).

В юные годы дети формируют определенные убеждения и беспрепятственно переносят их во взрослую жизнь. На эти убеждения влияют действия и заявления их родителей, и они часто интернализируются, например, «дети должны уважать своих родителей, несмотря ни на что», «мой путь или нет» или «детей нужно видеть, а не слышать». Это формирует почву, из которой вырастает токсическое поведение, и может быть сообщено напрямую или замаскировано в виде слов совета, выраженного в терминах «должен», «должен» и «предполагается».

Высказанные убеждения осязаемы, но с ними можно бороться. Например, убеждение родителей в том, что развод — это неправильно , может удерживать дочь в браке без любви, однако это можно оспорить. Невысказанные убеждения более сложны; они существуют ниже нашего уровня осознания и диктуют основные предположения о жизни (Gowman, 2018). Они могут быть связаны с детским опытом, например, с тем, как ваш отец обращался с вашей матерью или как они обращались с вами, побуждая вас верить в такие идеи, как «женщины хуже мужчин» или «дети должны жертвовать собой ради своих родителей».

Как и в случае с убеждениями, существуют негласные правила, дергающие за невидимые нити и требующие слепого послушания, например, «не живи своей собственной жизнью», «не будь успешнее своего отца», «не будь счастливее своего отца». мама» или «не бросай меня». Верность нашей семье связывает нас с этими убеждениями и правилами. Может быть заметный разрыв между ожиданиями/требованиями родителей и тем, что дети хотят для себя. К сожалению, наше бессознательное стремление подчиняться почти всегда затмевает наши сознательные потребности и желания и ведет к саморазрушительному и разрушительному поведению (Forward, 19).89).

Существует вариабельность дисфункциональных семейных взаимодействий, а также видов, тяжести и регулярности их дисфункции. Дети могут столкнуться со следующим:

  • Быть вынужденным встать на чью-либо сторону во время родительского конфликта.
  • Переживание «изменения реальности» (сказанное противоречит тому, что происходит).
  • Критика или игнорирование их чувств и мыслей.
  • Родители, которые неуместно навязчивы/вовлечены или отстранены/невовлечены.
  • Имеют чрезмерные требования к своему времени, друзьям или поведению — или, наоборот, не получают указаний или структуры.
  • Отвержение или привилегированное отношение.
  • Побуждение к употреблению алкоголя/наркотиков.
  • Физическое избиение.

Жестокое обращение и отсутствие заботы влияют на способность ребенка доверять миру, другим и себе. Кроме того, они растут без системы отсчета того, что является нормальным и здоровым. У них могут развиться черты, с которыми они борются на протяжении всей взрослой жизни, и последствий много. Они могут не уметь жить без хаоса и конфликтов (это становится стилем жизни) и быстро надоедать (Лечныр, 2020). Детям, лишенным детства, приходится «слишком быстро взрослеть». В результате они оторваны от своих потребностей и сталкиваются с трудностями при обращении за помощью (Cikanavicious, 2019).). Дети, над которыми постоянно смеялись, вырастают, чтобы судить себя жестко, лгать и постоянно искать одобрения и утверждения. Дети могут бояться быть брошенными, считать себя непривлекательными/недостаточно хорошими и чувствовать себя одинокими/непонятыми. Став взрослыми, они сталкиваются с трудностями в формировании профессиональных, социальных и романтических связей, и в отношениях их считают покорными, контролирующими, подавляющими или даже отстраненными (Ubaidi, 2016). Чтобы приглушить свои чувства, они могут злоупотреблять наркотиками или алкоголем, а также заниматься другими видами рискованного поведения (например, безрассудным вождением, небезопасным сексом) (Watson et al., 2013).

Возможно, самое серьезное, что эти люди продолжают цикл, развивая свои собственные родительские проблемы и усиливая дисфункциональную динамику (Bray, 1995). Осознание дисфункциональных паттернов нашего прошлого и того, как они влияют на то, как мы думаем и действуем в настоящем, является важным первым шагом.

  • Назовите болезненные или трудные детские переживания.
  • Признайте, что у вас есть власть над своей жизнью.
  • Определите поведение и убеждения, которые вы хотели бы изменить.
  • Будьте настойчивы, устанавливайте границы и практикуйте непривязанность.
  • Найдите сеть поддержки.
  • Обратитесь за психологической помощью.

Для родителей:

  • Излечиться от собственной травмы.
  • Будьте добрыми, честными и открытыми — и слушайте.
  • Создайте атмосферу уважения, безопасности и конфиденциальности.
  • Моделируйте здоровое поведение и практикуйте ответственность.
  • Дайте четкие указания и фактическую информацию.
  • Научись извиняться.
  • Будьте осторожны с поддразниванием, сарказмом и т. д.
  • Позвольте детям меняться и расти.
  • Обеспечение соблюдения правил, которые определяют поведение, но не регулируют эмоциональную и интеллектуальную жизнь.
  • Проведите время всей семьей.
  • Знайте, когда обратиться за помощью.

Ссылки:

  1. Харкёнен, Дж. , Бернарди, Ф. и Буртьен, Д. (2017). Семейная динамика и детские результаты: обзор исследований и открытых вопросов. Евро J Население 33, 163–184. https://doi.org/10.1007/s10680-017-9424-6
  2. Шоу, А. (2014). Семейная среда и благополучие подростков [сообщение в блоге]. Получено с https://www.childtrends.org/publications/the-family-environment-and-adolescent-well-being-2
  3. Dorrance Hall, E. (2017). Почему семейная боль так болезненна Четыре причины, почему семейная боль может быть более болезненной, чем боль от других [сообщение в блоге]. Получено с https://www.psychologytoday.com/us/blog/сознательная-коммуникация/201703/why-family-hurt-is-so-painful
  4. Нельсон, А. (2019). Понимание симптомов страха и самообвинения для жертв сексуального насилия над детьми, находящихся на лечении: взаимодействие юношеского возраста, типа преступника и периода времени лечения. Диссертации с отличием, Университет Небраски-Линкольн. 89. http://digitalcommons.unl.edu/honorstheses/89
  5. Гоуман, В. (2019). Когда дети верят, что «я неправ»: влияние травмы развития на системы убеждений и идентичность [сообщение в блоге]. Получено с https://www.vincegowmon.com/when-children-believe-i-am-wrong/
  6. Форвард, С., и Бак, К. (1989). Токсичные родители: преодоление своего болезненного наследия и возвращение к жизни . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Бантам.
  7. Циканавичюс, Д. (2019). Последствия травмы из «Слишком быстрого взросления» [сообщение в блоге]. Получено с https://blogs.psychcentral.com/psychology-self/2019/12/trauma-growing-up-fast/
  8. Al Ubaidi, B.A. (2017). Цена взросления в неблагополучной семье. J Fam Med Dis Prev, 3 (3): 059. doi.org/10.23937/2469-5793/1510059
  9. Лечныр Д. (2020). Подождите, я не сумасшедший?! Взрослые, выросшие в неблагополучных семьях [сообщение в блоге]. Получено с https://www.lechnyr.com/codependent/childhood-dysfunctional-family/
  10. Al Odhayani, A., Watson, WJ, & Watson, L. (2013). Поведенческие последствия жестокого обращения с детьми. Канадский семейный врач Medecin de famille canadien , 59 (8), 831–836.
  11. Брей, Дж.Х. (1995). 3. Оценка здоровья семьи и стресса: межпоколенческая системная перспектива [Оценка семьи]. Линкольн, Нью-Брансуик: Серия Buros-Nebraska по измерениям и испытаниям. Получено с https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1006&context=burosfamily

Какой из 5 типов неблагополучных семей у вас есть?

Вас наполняет страх при мысли о возвращении домой? Является ваша семья постоянно воюет друг с другом? Вы чувствуете, что пренебрегают или беспокоитесь о возможном буйном порыве? Вы можете думать, что вы единственный, чей семейная жизнь наполнена напряжением, борьбой и эмоциональным хаосом. Вы бы неправильный. Слишком много людей живут в семьях, где общение, эмоциональной поддержки и любви не хватает.

Взросление в неблагополучной семье может оставить вас эмоционально травмированы и настроили вас на всю жизнь проблем. Не все неблагополучные семьи одинаковы, и каждый тип может создавать определенные проблемы, которые переходят во взрослую жизнь.

Вот 5 типов неблагополучных семей:

1. Семья, злоупотребляющая психоактивными веществами

Согласно исследованию, проведенному в0029 Социальная работа в здравоохранении . Когда один или несколько родителей злоупотребляют наркотиками или алкоголем, это может привести к хаосу в семейной жизни. Дети алкоголиков или наркоманов могут не удовлетворять свои основные потребности. Зависимый родитель может забыть забрать детей из школы, не приготовить обед или ужин и пропустить важные медицинские осмотры. Ненадежное и непоследовательное воспитание заставляет детей чувствовать себя неуверенно и приводит к проблемам с доверием и сдерживаемым гневом, которые могут сохраняться десятилетиями.

Жизнь в постоянном страхе, обвинение в проблемах, которые создает родитель, и чувство стыда влияют на способность формировать здоровые отношения в дальнейшей жизни. Дети алкоголиков склонны к гиперактивности миндалевидного тела, центра страха мозга, и могут способствовать психическим расстройствам, таким как тревога, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и депрессия. И исследования в Зависимость от наркотиков и алкоголя показывает, что они подвержены повышенному риску развития расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ.

2. Конфликтная семья

Ваша семейная жизнь наполнена горячими спорами, обидными спорами и давними распрями? Когда члены семьи постоянно затевают драки или нажимают на кнопки друг друга, чтобы создать конфликт, это создает крайне напряженную обстановку. Когда один из членов семьи чувствует угрозу, он может отомстить еще более ненавистными действиями. На самом деле не имеет значения, из-за чего возникают конфликты — из-за денег, личного стиля, куда пойти пообедать или что посмотреть по телевизору, — неспособность общаться и решать проблемы мирным путем наносит долговременный ущерб. У детей в конфликтно-ориентированных семьях часто развиваются стрессовые расстройства и проблемы с привязанностью.

3. Жестокая семья

Ежегодно от 4,5 до 15 миллионов детей подвергаются домашнему физическому насилию в той или иной форме. Воспитание в непостоянной или жестокой семье — это ужасный опыт, которого никто не заслуживает. Насилие в семье бывает не только физическим. Это также может включать словесное, сексуальное или психологическое оскорбление или любое другое поведение, которое заставляет вас чувствовать себя небезопасно. Согласно исследованию, проведенному в 2018 году в0029 Открытие сети JAMA .

Детская травма вызывает физические изменения в развивающемся мозге, которые связаны с повышенным риском психических расстройств и злоупотребления психоактивными веществами. Например, исследование изображений мозга показывает, что дети, которые растут в агрессивной среде, как правило, имеют:

  • Уменьшение объема префронтальной коры, область, участвующая в суждениях, импульсном контроле, планировании и выполнении действий
  • Небольшой гиппокамп, область мозга участие в обучении и памяти
  • Уменьшение объема в мозжечке, площадь участвует в координации движений и мыслей
  • Чрезмерная активность миндалевидного тела, головного мозга центры страха

4. Авторитарная семья

Авторитарные родители действуют как диктаторы, требует, но дает мало положительных отзывов. Ошибки часто встречаются с серьезными наказание, которое может включать в себя крик, шлепки или другие формы телесного наказание. В этих семьях правила устанавливает авторитаризм, и это «мое дело». путь или шоссе». Дети учатся следовать правилам, но не приобретают ценный опыт принимать собственные решения или учиться на собственных ошибках.

Когда они вырастают, эти подростки, как правило, имеют низкую самооценку, могут быть чрезмерно агрессивными или чрезмерно застенчивыми в социальных ситуациях, могут быть склонны к тревоге или депрессии и могут быть подвержены злоупотреблению психоактивными веществами из-за неспособности контролировать свои собственные поведение.

5. Эмоционально отстраненная семья

В некоторых семьях отсутствуют признаки ласки и тепла. Эмоциональная недоступность и отсутствие объятий, хватания за руки и других физических признаков любви учат детей подавлять свои эмоции. Это приводит к тому, что малыши сдерживают свои чувства и с трудом открываются другим, что может привести к серии неудачных отношений.

В некоторых случаях это создает проблемы с самооценкой и чувством никчемности. Без любящих родителей дети с большей вероятностью будут бояться быть брошенными, школьных проблем и психологических проблем, таких как отсутствие идентичности или расстройства личности.

Преодоление проклятия неблагополучной семьи

Какая бы форма семейной дисфункции не повлияла на вашу семейную жизнь, понять, что вы можете преодолеть эти проблемы. Вам не нужно позволять им разрушать твоя жизнь. Вот несколько эффективных шагов, которые помогут вам вылечиться от дисфункциональное воспитание.

  • Приобретите полезные для мозга привычки. Даже если ваш мозг несет на себе эмоциональные шрамы жестокого обращения в детстве, вы можете улучшить работу своего мозга, что улучшит все сферы вашей жизни.
  • Найдите сеть поддержки. Если ваша семья не существует для вас, найдите друзей, церковную группу, группу поддержки или терапевт, который может быть хорошим слушателем и быть рядом, когда вам нужна помощь.
  • Работа над навыками взаимоотношений. Даже если вы не выросли в здоровых отношениях, вы можете научиться развивать крепкие связи с другими.
  • Хватит быть жертвой. Когда ты жертва, вы бессильны что-либо изменить. Только когда вы берете на себя ответственность для вашего собственного поведения вы можете получить возможность вносить изменения.

Если вы боретесь с проблемами, возникшими из-за того, что вы росли в неблагополучной семье, или вы все еще находитесь в нездоровой семейной динамике, Amen Clinics может вам помочь. В Amen Clinics мы можем помочь вам — и всем членам вашей семьи — улучшить здоровье мозга и сделать отношения более крепкими и полноценными. Мы используем ОФЭКТ головного мозга, чтобы помочь диагностировать психические расстройства и определить области мозга, оптимизация которых может помочь.