Детерминизм в психологии – Детерминизм — психология
Понятие «детерминизм» в психологии личности.
Детерминизм (в психологии) (от лат. determinare — определять) — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы детерминизма, а именно: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др.
Просмотр содержимого документа
«Понятие «детерминизм» в психологии личности.»
Понятие «детерминизм» в психологии личности.
Детерминизм (в психологии) (от лат. determinare — определять) — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы детерминизма, а именно: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др.
Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на механический детерминизм, который представлял обусловленность психических явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств (машин). Несмотря на ограниченность этого воззрения (психические явления рассматривались только как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учения: о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник биологический детерминизм, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания функцию. Если механический детерминизм представлял психику побочным явлением (эпифеноменом), то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности. В дальнейшем, когда было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический детерминизм, получивший, однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В. Вундт).
Иное понимание психологического детерминизма сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И. М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного психологического детерминизма привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма детерминизма была разработана марксистской философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации принципа детерминизма на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности. Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» (продукты материальной и духовной культуры, в которых воплощаются сущностные силы человека), и «внутреннее» (сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах).
multiurok.ru
Краткий психологический словарь | Предлагаем вашему вниманию «Краткий психологический словарь» — Феникс, (формат: 84×108/32, 512 стр.) Подробнее… | 1999 | 980 | бумажная книга | |
Краткий психологический словарь | Словарь рассчитан на широкий круг читателей, у которых возникает необходимость получить информацию о содержании понятий, используемых в современной психологии. Внем представлены основные отрасли… — Издательство политической литературы, (формат: 70×108/32, 432 стр.) Подробнее… | 1985 | 110 | бумажная книга | |
Свенцицкий А.Л. | Краткий психологический словарь | Цель настоящего словаря заключается в том, чтобы представить точные и информативные определения наиболее важных терминов, с которыми может встретиться читатель психологической литературы, дать… — Проспект, (формат: 84×108/32, 512 стр.) — Подробнее… | 2019 | 411 | бумажная книга |
А. Л. Свенцицкий | Краткий психологический словарь | Цель настоящего словаря заключается в том, чтобы представить точные и информативные определения наиболее важных терминов, с которыми может встретиться читатель психологической литературы, дать… — Проспект, ТК Велби, (формат: 70×100/32, 512 стр.) Подробнее… | 2007 | 330 | бумажная книга |
А. Л. Свенцицкий | Краткий психологический словарь | Цель настоящего словаря заключается в том, чтобы представить точные и информативные определения наиболее важных терминов, с которыми может встретиться читатель психологической литературы, дать… — Проспект, (формат: 70×100/32, 512 стр.) Подробнее… | 2018 | 532 | бумажная книга |
Свенцицкий А.Л. | Краткий психологический словарь | Цель настоящего словаря заключается в том, чтобы представить точные и информативные определения наиболее важных терминов, с которыми может встретиться читатель психологической литературы, дать… — Проспект, (формат: 160×120мм, 512 стр.) Подробнее… | 2019 | 454 | бумажная книга |
Свенцицкий А.Л. | Краткий психологический словарь | Цель настоящего словаря заключается в том, чтобы представить точные и информативные определения наиболее важных терминов, с которыми может встретиться читатель психологической литературы, дать… — Проспект, (формат: 160×120мм, 512 стр.) Подробнее… | 229 | бумажная книга | |
Свенцицкий Анатолий Леонидович | Краткий психологический словарь | Цель настоящего словаря заключается в том, чтобы представить точные и информативные определения наиболее важных терминов, с которыми может встретиться читатель психологической литературы. Словарь… — Проспект, (формат: 84×108/32, 512 стр.) Подробнее… | 2018 | 501 | бумажная книга |
Краткий психологический словарь | Статьи словаря раскрывают содержание основных понятий важнейших отраслей современной психологической науки. Особое внимание обращено на психологические термины, встречающиеся в… — Издательство политической литературы, (формат: 70×108/32, 432 стр.) Подробнее… | 1985 | 140 | бумажная книга | |
сост. Б.М.Петров | Краткий психологический словарь-хрестоматия | Краткий психологический словарь-хрестоматия — (формат: 70×100/32, 512 стр.) Подробнее… | 1974 | 180 | бумажная книга |
Краткий психологический словарь.-М.:Проспект, 2016. | ISBN:978-5-392-19846-7 — Неизвестный, (формат: 70×100/32, 512 стр.) Подробнее… | 2016 | 532 | бумажная книга |
dic.academic.ru
Детерминизм — это… Значение психологического термина
Детерминизм пояснение
ДЕТЕРМИНИЗМ
1) детерминизм системный — зависимость отдельных компонент системы от свойств целого;
2) детерминизм типа связи обратной — следствие воздействует на вызвавшую его причину;
3) детерминизм статистический — при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности;
4) детерминизм целевой — предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения, и пр. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на детерминизм механический, который представлял обусловленность явлений психических материальными факторами по образцу взаимодействия объектов в механике, либо работы технических устройств. Несмотря на ограниченность этого воззрения, оно дало психологии важнейшие учения о рефлексах, ассоциациях, аффектах и пр. В середине XIX в. возник детерминизм биологический, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Ч. Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для выживания функцию. Если детерминизм механический представлял психику побочным явлением — эпифеноменом, то теперь она выступила как неотъемлемая компонента жизнедеятельности. Позднее, когда было установлено, что эта компонента имеет самостоятельное причинное значение, возник детерминизм психологический; однако он получил неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной. Иное понимание детерминизма психологического сложилось в трудах естествоиспытателей, показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и пр.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного детерминизма психологического привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные особым закономерностям. В отечественной психологии была выдвинута трактовка детерминизма как действия внешних причин через внутренние условия, и как действия внутреннего через внешнее. Но обе эти формулы односторонни. Основной принцип объяснения психики человека с позиций материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» — продукты материальной и духовной культуры, в коих воплощаются сущностные силы человека, и «внутреннее» — сущностные силы человека, формируемые в процессе их объективации в этих продуктах.
ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:
psiho-zakon.ru
Принцип детерминизма
Психология как одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений научной мысли основывается на общенаучных и специализированных принципах. Одним из важнейших общенаучных принципов выступает принцип детерминизма.
Определение 1
В современной научной литературе детерминизм рассматривается как один из основных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснения изучаемых феноменов с позиций закономерного взаимодействия факторов, доступных эмпирическому контролю.
Формы детерминизма
Детерминизм проявляется, прежде всего, в форме каузальности, причинности как совокупности факторов, обстоятельств, предшествующих во времени определенному событию и обусловивших его формирование.
Наряду с формой казуальности детерминизм может проявляться в следующих формах:
- системный детерминизм – положение, отстаивающее понимание зависимости отдельных системных компонентов от свойств самой системы;
- детерминизм типа обратной связи – следствие оказывает влияние на причину, его вызвавшую;
- статистический детерминизм – возникновение при сходных причинах различных в определенных пределах эффектов, подчиненных статистическим закономерностям;
- целевой детерминизм – цель определяет процесс, направленный на ее достижение.
Выступая общенаучным, в различных науках принцип детерминизма организует различное построение знания.
Принцип детерминизма в психологии
Длительное время развитие научного знания о психике ориентировалось на механический детерминизм, который представлял обусловленность появления определенных психических феноменов, явлений, процессов материальными факторами по аналогии с работой механических устройств. Несмотря на ограниченность данного воззрения, оно дало психологии ряд важнейших учений (о рефлексах, ассоциациях, аффектах и др.).
В середине XIX столетия возникает биологический детерминизм. Если механический рассматривал психику как явление, формирование которого обусловлено исключительно внешними факторами, в рамках биологического детерминизма психика рассматривается как неотъемлемая составляющая жизнедеятельности человека.
С пониманием того, что психика имеет самостоятельное причинное значение, осуществляется становление психологического детерминизма.
Определение 2
В психологии принцип детерминизма находит свое отражение в признании необходимости изучения психических феноменов, явлений, процессов в закономерной зависимости от порождающих их факторов.
Психологический детерминизм исходит из понимания того факта, что обусловленные воздействием внешних факторов психические феномены, явления и процессы формируются по законам, отличным от биологических и физических.
Становление психологического детерминизма приводит к отказу от понимания психики как замкнутого в себе образования, что позволило раскрыть сферу психического развития для реализации объективных исследований.
Практическая реализация принципа детерминизма в культурно-исторической концепции
Важным этапом практической реализации принципа детерминизма стало создание культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. В рамках указанной концепции внимание психологов впервые было обращено на исследование специфики высших психических функций личности. Впервые была сформулирована мысль о том, что природные механизмы высших психических функций преобразуются в процессе онтогенетического развития личности под влиянием социально-исторических факторов в результате социализации человека, усвоения личностью продуктов человеческой культуры, в процессе взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, принцип детерминизма выступает одним из фундаментальных психологических принципов, обуславливая необходимость всестороннего исследования психологических феноменов, явлений и процессов.
spravochnick.ru
ДЕТЕРМИНИЗМ • Большая российская энциклопедия
ДЕТЕРМИНИ́ЗМ, учение об определяемости одних событий или состояний другими, в более общем виде – о взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений и процессов реальности. Противоположная позиция, отрицающая Д., получила назв. индетерминизма. Процессуальная сторона Д. выражается понятием «детерминация», при этом каузальная (причинная – см. Причинность) детерминация рассматривается как частный случай детерминированности, а именно как определяемость событий их причинами и следствиями.
Время детерминации и время наступления события могут совпадать (одновременная детерминация) или различаться. Случай, когда время детерминации предшествует времени наступления события, называется преддетерминацией. Если момент детерминации осуществляется позднее момента, в котором происходит детерминированное событие, говорят о постдетерминации (телеологическая, или целевая, детерминация – см. Телеология). Часто детерминированность неявно отождествляется с преддетерминацией. Д. может получать онтологич. истолкование (теологич., филос., естественно-науч., социальный Д.), равно как и эпистемологич. интерпретацию (утверждения о разл. возможных описаниях действительности).
Характерный для монотеистич. религий теологич. Д., исходящий из того, что всё существующее и происходящее в мире определяется в конечном счёте волей всемогущего Бога, вызвал острые дискуссии о соотношении Божественного предопределения и свободы воли человека (полемика между Августином и Пелагием в христианстве, между джабаритами и кадаритами в исламе и т. п.).
Разл. версии филос. Д., разработанные уже в Древней Греции, получили дальнейшее развитие в Новое время. Механистич. Д., восходящий к концепциям античного атомизма (Демокрит, Эпикур), занял доминирующее положение в естественно-науч. воззрениях 17–18 вв. Сложившееся на основе созданной И. Ньютоном классич. механики представление о мире как о гигантской машине, где все процессы совершаются с непреложной закономерностью, исключающей к.-л. случайность, получило законченное выражение в знаменитой формуле П. Лапласа: «Ум, которому были бы известны для к.-л. данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех её составных частей, если бы вдобавок оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел вселенной наравне с движениями легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором» (Лаплас П. С. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908. Гл. 1. С. 9).
Принципы этого радикального Д. были распространены во франц. материализме 18 в. на понимание человека (Ж. О. де Ламетри) и общества (П. А. Гольбах). Возникшая в связи с такой концепцией проблема свободы и ответственности человека в его действиях решалась в нем. идеализме с помощью понятия внутр. детерминации. Так, монады Г. В. Лейбница, не подверженные к.-л. внешним влияниям (у них нет «окон»), действуют согласно внутренне присущим им законам, так что человеческая воля зависит лишь от себя самой. Согласно И. Канту, свобода идентична с самодетерминацией человека посредством морального закона как конечной цели.
В отличие от «жёсткого» лапласовского Д., вероятностный Д. возник в 19 в. в связи с формированием термодинамики и статистич. физики: устойчивость статистич. систем, выражающаяся с помощью понятия вероятностного распределения, сочетается с допущением случайности в поведении их отд. элементов. Вопрос о соотношении Д. и индетерминизма стал предметом острых дискуссий в квантовой механике, обусловленных невозможностью исчерпывающего описания исходных параметров в микрофизич. системах (неопределённостей соотношение В. Гейзенберга и др.).
Во 2-й пол. 20 в., особенно в связи с развитием синергетики, на первый план вышла проблема самодетерминации, характеризующая поведение сложных систем. Модели жёсткой детерминации и вероятностные модели рассматривались как два предельных вида базовых моделей, анализирующие соответственно внешние или внутренние детерминанты (ср. «внекаузальные» и «сверхкаузальные» детерминанты Н. Гартмана). Модели самодетерминации выступали как своеобразный синтез этих двух классов базовых моделей.
Детерминизм в социальных науках
присутствует в теориях, которые с большей или меньшей «жёсткостью» опираются на принцип каузальности в объяснении социальных процессов и явлений. С 19 в. существует множество версий Д., отличающихся выбором того или иного доминирующего фактора, с необходимостью определяющего развитие социума. Все версии Д. можно подразделить на две группы, выбирающие в качестве достаточного для объяснения социального развития либо внешние по отношению к обществу процессы и явления, либо внутренние, собственно социальные (объяснение общества из него самого). В этом смысле, если принимать доминирующую сферу в данной объяснительной схеме за один фактор, обе группы Д. можно считать однофакторными. Они ориентируются на модели объяснения, принятые в естественных науках, признают «жёсткую» обусловленность социальных процессов, а проявления случайности и свободы воли в обществе относят на счёт ещё не познанных объективных законов, которые смогут точно выявить причины и следствия всех явлений.
Д. в рамках первой группы был редукционистским, т. е. сводил объяснение сложных социальных явлений к более простым явлениям другого класса. Так, «биологич. Д.», сводивший социальное к природному, рассматривал общество по аналогии с живым организмом, а его развитие – по законам природной эволюции (см. Дарвинизм социальный). «Географич. Д.» абсолютизировал влияние природной среды на степень экономич. и политич. развитости страны, особенности характера и менталитета её населения (см. Географическое направление в социальной мысли). «Демографич. Д.», популярный в этнографич. и антропологич. исследованиях, гл. детерминантой социальной стратификации и экономич. роста признавал рост населения, определявший в конечном итоге политику в сфере образования, воспитания, идеологии. «Психологич. Д.» признавал первичность психич. явлений и объяснял социальное поведение через факторы индивидуальной или коллективной психики (З. Фрейд, Г. Тард). «Поведенческий Д.» был разработан в рамках бихевиоризма.
Теории Д. второй группы исходили из качественного своеобразия социума и несводимости его объяснения к более простым уровням и внешним факторам. «Культурный Д.», разработанный в культурной антропологии (М. Мид), всё многообразие феноменов культуры выводил из самой культуры: культурная среда, в которой социализирован индивид, предопределяет не только его мысли, действия и личностные качества, но и социальные институты, и нормы. «Технологич. Д.» объяснял всю историю человечества последовательной сменой созданных обществом технологий – от ручных орудий труда древности до автоматизир. машинного труда на электрической (атомной) тяге, информац. технологий и спутниковой связи (амер. учёные Т. Веблен, В. Феркисс, Л. Мамфорд, А. Тофлер, З. Бжезинский, Г. Кан). Вариантом технологич. Д. стала концепция «революции управляющих» (Дж. Бёрнхем, А. Берл), объявлявшая решающим фактором социального прогресса сферу управления. Теория культурного отставания У. Ф. Огборна утверждала, что техника развивается опережающими культуру темпами. В сер. 20 в. широкой известностью пользовалась ещё одна версия технологич. Д. – медиа-Д. (Г. М. Мак-Люэн), согласно которому общество создаётся средствами информации. К этой же группе концепций относится «экономич. Д.», который обусловливал социальное развитие и структуру общества развитостью экономич. сферы (средств произ-ва).
К экономич. детерминистам часто относят К. Маркса, однако это определение скорее относится к его интерпретаторам, чем к нему: он далеко не всегда считал изменения в экономич. сфере достаточным основанием для изменений в духовно-идеологич. сфере, некоторые объяснения носили у него функциональный, а не причинный характер. Социальная детерминация у Э. Дюркгейма раскрывается через множественные социальные взаимосвязи, а не через выделение отд. явления, определяющего фактора.
В 20 в. однофакторный Д. теряет своё значение в социальных науках (за исключением технологического, который скрыто или явно присутствует в совр. теориях развития). Принципы многофакторного социального Д. применяются в контексте системного анализа, учитывающего многообразные связи и отношения социума как целостной системы. Обозначилось различение структурного (причинные связи элементов структуры) и субъектно-действенного Д. (учёт разл. агентов действия), анализируются не только причинный, но и стохастический, и изостатический аспекты. Так, согласно функциональной версии Б. К. Малиновского и А. Р. Рэдклифф-Брауна, общество есть единое целое, в котором каждый элемент выполняет определённую функцию, поддерживающую устойчивое существование социального целого.
Во 2-й пол. 20 в. заметна тенденция отхода от категории социального Д. в социальных науках. Тем не менее есть примеры использования принципа детерминации в некоторых теориях в социологии знания (Д. Блур) или в радикальных феминистских теориях (К. Миллетт). В социологич. теориях среднего уровня необходимость учёта «достаточных» для объяснения факторов привела к разработке аналитич. каузальной модели «социального механизма», включающей лишь существенные для объяснения элементы (амер. учёные М. Гранноветтер, Дж. С. Коулмен, П. Хедстрем). Что касается эмпирич. исследований, то упорядочение и объяснение полученных данных осуществляется, как правило, с помощью введения системы детерминант. Так, напр., изменения некоторых величин, принятых за независимые переменные (пол, возраст), влекут за собой изменения других (зависимых) переменных величин (электоральные предпочтения, ценностные ориентации). Анализ взаимосвязи переменных осуществляется с помощью статистич. математич. методов.
Совр. понимание социального Д. опирается на теорию вероятности (регулярность случайных событий доказывается на большом количестве случаев) и на идеи синергетики. Социальный Д. характеризуется взаимной заменяемостью места субъекта и объекта в цепочке их связей, т. к. оба являются действующими агентами со своими намерениями и интересами; по-разному проявляется в той или иной сфере деятельности человека, в разных социальных структурах, зависит от историч. контекста.
Детерминизм в психологии
Проблема взаимообусловленности сознательно-волевого и телесного, «естественного» (понимаемого в духе «механистич. Д.»), в поведении человека стала в 17–18 вв. одним из центр. вопросов психологии и филос. антропологии (см. Психофизическая проблема). Ассоциативная психология, ориентировавшаяся на строгий механистич. Д., стремилась вывести все законы душевной жизни из связей (ассоциаций) простейших элементов – ощущений или представлений («ментальная механика» Дж. Милля). В дальнейшем этот механистич. Д., господствовавший в эксперим. психологии, иногда дополнялся представлениями о высших, неподвластных «естественным законам» психич. процессах (апперцепция, личностный выбор, воля и т. п.). В 19 в. психология заимствовала из биологии ряд принципов, послуживших объяснением детерминации психич. явлений (представления об инстинктах и рефлексах, адаптации к среде, гомеостазе и т. п.). В кон. 19–20 вв. получил развитие «функциональный Д.» (объяснение психич. феномена, исходя из его функции, адаптивной роли и т. п.) и «системный Д.» (истолкование психич. феноменов с точки зрения их места и роли в целостной системе). Эксперим. психологии пришлось ограничиться статистич., или вероятностным, Д. в прогнозировании поведения конкретного индивида. Во 2-й пол. 20 в. в психологии широкое распространение получил «биологич. Д.», объясняющий феномены психики и поведения путём отсылки к их мозговым, физиологич. или генетич. коррелятам, а также «лингвистич. Д.», рассматривающий особенности мышления и восприятия в разных культурах как обусловленные языковыми различиями (см. Лингвистической относительности гипотеза).
Одной из центральных в 20 в. стала проблема внешних и внутренних детерминант человеческой активности: концепциям, признающим лишь внешний Д. и трактующим поведение человека как цепь реакций на внешние стимулы (бихевиоризм), противостоят концепции, сосредоточившиеся на внутр. детерминантах человеческой активности, таких как мотив, смысл, цель (теория деятельности, гуманистическая психология), а также на «пограничной» между внешним и внутренним области бессознательного как осн. детерминанты человеческого поведения (глубинная психология). В совр. представлениях о детерминантах человеческого поведения центр. место занимает проблема взаимодействия факторов наследственности («генетич. Д.») и среды («культурный Д.»), важнейшим элементом которой выступает общение и передача с его помощью культурного опыта (культурно-историческая психология). В психотерапевтич. практике, наряду с первоначально доминировавшим причинным Д. (поиск причин симптомов в раннем детстве в психоанализе и т. п.), получил развитие целевой Д. (анализ смысла симптома, его роли для настоящего и будущего).
bigenc.ru
это закономерная зависимость психических явлений
Детерминизм – это необходимая и закономерная зависимость психических явлений от факторов, порождающих их. Существует несколько форм детерминизма: системный, обратной связи, статистический, целевой и прочие совокупности обстоятельств, которые по времени предшествуют следствию.
Разработка форм детерминизма связана с развитием научного знания о психике. Продолжительное время оно основывалось на механических детерминантах, которые представляли собой психические явления, обусловленные работой технических устройств. Такое воззрение несколько ограничено, но, несмотря на этот факт, именно оно дало толчок таким психологическим учениям, как изучение аффекта, рефлексов, ассоциаций и так далее.
Учение Дарвина
Биологический детерминизм – это особенности поведения живых систем. Эта форма появилась в середине XIX в. и утвердила взгляд на психику как на необходимую функцию для выживания всех живых существ. Механический детерминизм представлял психику как побочное явление. Биологическая форма считала, что это необходимый компонент жизнедеятельности.
Психологический детерминизм
Впоследствии, когда этот компонент получил самостоятельное причинное значение, возник детерминизм в психологии. Внедрение идей естественно-научного детерминизма в психологию привело к ее выделению в отдельную область знания, занимающуюся изучением процессов, подчиненных собственным закономерностям.
Благодаря философии марксизма была разработана новая форма детерминизма, в соответствии с которой деятельность людей основывается на их образе жизни. Это поспособствовало появлению методологических предпосылок для реализации принципа детерминизма на уровне психосоциальной организации деятельности человека.
Концепция детерминизма
Все события происходят, по какой-либо причине. К примеру, выбор игрушек для мальчиков вполне вероятно связан с высоким содержанием в их крови мужского гормона. Тем не менее, это не единственная причина такого поведения. Данное определение и называется психологический детерминизм. Это подразумевает, что психологический фактор обусловлен какими-либо причинами или предшествующими обстоятельствами. Но во многих ситуациях бывает затруднительно определить, что вызвало тот или иной феномен. Хотя то, что сначала случается одно происшествие, а потом другое, вовсе не означает, что второй случай произошел вследствие первого. То есть «после этого» не является синонимом «вследствие этого».
Все поступки и помыслы человека имеют причину. Выявлением причин наших действий и мышления занимаются психологи-экспериментаторы. В большинстве случаев это очень непростая задача, но, тем не менее, это только воодушевляет их на поиски, как и Галилея когда-то захватило предположение, что гравитационная сила является причиной равной скорости при падении на землю шаров разного веса. Эти изыскания основываются на постулате, что детерминизм – это обнаружение причин, которые кроются за каждой мыслью и действием человека.
fb.ru
Принцип детерминизма в истории психологических концепций
Листая летопись истории науки, мы видим
проходящие через нее прочные, постоянные (говоря научным языком -
инвариантные) стержни, на которых держатся различные теоретические
конструкции. Среди этих стержней особое значение имеет принцип детерминизма, или причинности.
Термин детерминизм
происходит от латинского слова «детермино» («определяю») и означает,
что объяснить явление-значит открыть факторы, которые его порождают и
определяют, т. е. его причины (или детерминанты). Научное знание-это
прежде всего знание причин. Благодаря ему наука, ‘как говорил И. П.
Павлов, отличается «предсказанием и властностью». Иными словами,
опираясь на надежную информацию о причинах, можно предсказать, какие
изменения они произведут, например, в организме, в психическом строе
человека. Благодаря же такому прогнозу можно в известных пределах
обрести власть над психическим процессом, управлять им, изменить его
ход.
Некогда древнегреческий философ сказал,
что он готов был бы отдать Персидское царство (а в ту эпоху Персия была
богатейшей страной) за одно причинное объяснение. Этот
философ-Демокрит-впервые в истории высказал идею о том, что вся природа
состоит из мельчайших неделимых частиц-атомов, движение которых служит
причиной всего сущего. Еще до Демокрита другой древнегреческий мудрец,
Фалес, смог, изучая движение небесных светил, предсказать .солнечное
затмение.
Идея детерминизма сильна тем, что
предполагает определенную закономерность хода событий. Они возникают и
сменяют друг друга не хаотически и произвольно, но только под действием
факторов, которые доступны разумному объяснению и опытной проверке.
Мысль является научной в тех пределах,
в каких компасом для нее служит принцип детерминизма. Это хорошо
понимали древние психологи. Так, уже упомянутый Демокрит учил, что
различия в ощущениях (например, звука, запаха) зависят от того, какие
атомы «залетают» в органы чувств, и от того, как устроены сами эти
органы. Перед нами чисто детерминистское объяснение. Субъективные
ощущения имеют объективные основания (различия в строении атомов, в
устройстве телесного органа). Наши современные взгляды на механизм
возникновения ощущений-зрительных, слуховых и других-гораздо сложнее,
чем Демокрита. Однако общий принцип, который он отстаивал, принцип
причинности (детерминизма), остался в науке и две с половиной тысячи
лет спустя столь же незыблемым.
Субъективный факт (испытываемое нами
ощущение) мы объясняем воздействием внешних стимулов на особым образом
организованное нервное устройство (органы зрения или слуха). В то же
время причинность вовсе не означает пассивного и безразличного
характера самой психики. Дело в том, что психика, в свою очередь,
оказывается при определенных условиях могучим причинным фактором. Это
хорошо объяснил другой ‘великий древнегреческий философ Аристотель.
Отвечая на вопрос о том, почему одни люди являются нравственными,
другие-безнравственными, он говорил: «Все, что мы имеем от природы, то
мы получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в
действительность».
Как же происходит подобное
преобразование возможности в действительность? От каких факторов
(детерминант) это зависит? Согласно Аристотелю-от поступков человека.
Но разве не очевидно, что поступок человека зависит от него самого-от
его личности, от его психологической направленности на добрые или
неправедные дела. «Справедливым, — писал Аристотель,-человек
становится, творя дела справедливые, а умеренным — поступая с
умеренностью, а без подобной деятельности пусть никому и в голову не
приходит стать хорошим человеком».
Итак, знание о психике приобретало все
более научный характер благодаря укреплению принципа детерминизма. Душа
человека теперь мыслилась не только как продукт природных сил или
стихий. Напротив, допускалось, что она сама, будучи неотделимой от
организма субстанцией (именно такой представлял ее Аристотель), влияет
на человека, побуждая его действовать так или иначе, совершать ,нравственные
или безнравственные поступки. Человек-это не только определяемое
внешними силами или факторами существо. Он сам способен определять
(детерминировать) свое поведение, свой характер. Уже из этого
явствовало, что в психологии трактовка принципа детерминизма не была
идентична той, которая применялась в науках о неорганической природе
(где ни солнечное затмение, ни землетрясение не зависят от человека).
В дальнейшем возникали все новые и
новые формы причинного объяснения психики. Так, в Новое время (в XVII
столетии) организм, деятельность которого, как считали прежде,
регулируется душой, стали рассматривать в качестве особого,
независимого от бестелесной души механизма, работающего автоматически,
как, например, часы. Так появилась неведомая ранее форма детерминизма,
которая дала психологии ряд важных теорий, в частности, теорию рефлекса
как машинообразной реакции на внешний импульс. Но сознание и воля, как
истинно человеческие психические силы, не умещались в эту схему и
потому оставались вне научного объяснения.
Крутой поворот в трактовке детерминизма
связан с появлением в середине прошлого столетия учения Дарвина,
который ввел принципиально новый тип причинного объяснения, доказав,
что нельзя понять поведение организма вне его наследственности,
изменчивости и естественного отбора, вне приспособления к среде, в
которой он должен выжить. Это создало еще одну форму объяснения психики
с позиций детерминизма. Сознание стало рассматриваться как важный
инструмент управления поведением, инструмент, благодаря которому
происходит адаптация организма к среде.
На
этом развитие принципа детерминизма не завершилось. Марксизм показал,
что существует особая форма детерминации явлений сознания,
обусловленная зависимостью человека от действия социальных сил. Много
нового внесла в принцип детерминизма современная научно-техническая
революция. Прежде всего это связано со способностью машин (компьютеров) выполнять те интеллектуальные операции, которые раньше считались атрибутом лишь человеческого мозга.
Даже этот беглый обзор говорит о том,
что детерминизм — основной объяснительный принцип психологии-претерпел
на протяжении столетий коренные изменения. Глубокие преобразования
испытали и другие принципы и категории психологии.
www.examen.ru