Детям о безопасности в интернете: Безопасность детей в интернете — правила безопасности в сети интернет для детей и подростков

Безопасный интернет, защита персональных данных

Безопасный интернет. Защита персональных данных

Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вопросы психологической и нравственной безопасности важны сегодня как никогда. В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети — дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир… Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность — защитить их от негативного контента.

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Информация  Роскомнадзора России

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Роскомнадзором России разработан алгоритм (порядок) взаимодействия заинтересованных органов при выявлении противоправного контента в сети «Интернет».
Процедура направления и рассмотрения сообщения по вопросу ограничения доступа к запрещенной информации, размещенной сети «Интернет»
В случае выявления в сети «Интернет» материалов с признаками запрещенной информации следует пользоваться этим алгоритмом.

Наименование организации

Ссылка

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ Роскомнадзор | сообщения от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информацииhttp://eais.rkn.gov.ru/feedback/
Департамент региональной безопасности Ярославской области | Прием сведений об Интернет-ресурсах, где предположительно содержится противоправный контент http://www.yarregion.ru/depts/drb/tmpPages/badcontent. aspx
Лига безопасного Интернета | Оставить сообщение о противоправном Интернет-контентеhttp://ligainternet.ru/hotline/

Фонд «ДРУЖЕСТВЕННЫЙ РУНЕТ» 

http://hotline.friendlyrunet.ru/

Центр безопасного интернета в России | Горячая линия

http://www.saferunet.ru/post/hot_line.php
Национальный центр  информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет

http://нцпти.рф/illegal_content/

Горячая линия РОЦИТhttp://www.hotline.rocit.ru/

Рекомендации, методики, информационные материалы

1) Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет»
Письмо №66-0250 от 01.03.2019 Члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Боковой Л. Н. 
Письмо № 03-39 от 29.03.2019 г.  «О методических рекомендациях» департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения РФ
Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет»

2) Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
Ссылка на документ 2014г.    Ссылка на документ 2018г.   Ссылка на раздел сайта Единый урок.рф

3) Рекомендации по организации системы ограничения в образовательных организациях  доступа  обучающихся  к  видам  информации,  распространяемой посредством  сети  «Интернет»,  причиняющей  вред  здоровью  и /или  развитию детей,  а  также  не  соответствующей  задачам  образования
Рекомендации

4) Методика, рекомендуемая к использованию при проведении экспертизы информационной  продукции  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от  29 декабря 2010 года No 436-ФЗ
Методика

Информационные материалы ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»
Экспертная деятельность педагогов по оценке интернет-контента  и обнаружению информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию обучающихся (. pdf)

Информационные материалы Национального центра  информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
Памятка Как понять, что материал экстремистский?
Памятки  Как пожаловаться на противоправный контент в социальных сетях 

 «Безопасный Интернет для дошкольников» 
Уважаемые родители! 

Если ваши дети пользуются Интернетом, вы, без сомнения, беспокоитесь о том, как уберечь их от неприятностей, которые могут подстерегать в путешествии по этому океану информации.

Мы предлагаем Вам несколько правил по безопасному использованию интернета в соответствии с возрастом ребенка  

Во время первого знакомства с Интернетом закладывается фундамент для его последующего использования и формирования хороших манер у детей. Детям дошкольного возраста нравится установленный порядок, и это является идеальным способом развития у детей навыков безопасного использования Интернета.  

Дети до 7 лет могут не полностью понимать информацию, доступную в Интернете, и, например, не отличать рекламу от действительного содержимого. В этом возрасте родителям необходимо помогать детям в поиске подходящего материала. Дети часто не видят разницы между использованием Интернета и играми или рисованием на компьютере. 

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»: 

Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернет, особенно на этапе освоения. 

Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернет, чтобы вовремя предупредить угрозу.

 Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть: 

Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что, если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям. 

Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью. 

Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернет, особенно путем отправки sms, – во избежание потери денег. 

Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать. 

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети: 

Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля и антивирус. 

Если ваш ребенок остается часто дома один, ограничьте время пребывания вашего ребенка в Интернете. 

Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.  

Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные. 

Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребенок. 

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей: 

Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами. 

Посмотрите с ребенком фильмы о безопасности в сети Интернет!

Защита персональных данных

ПОЛИТИКА МДОУ детский сад №65 в отношении обработки персональных данных 

ПОЛОЖЕНИЕ об обработке и защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей)

ПОЛОЖЕНИЕ о работе с персональными данными работников МДОУ «Детский сад № 65»

Познакомьтесь с проектом Персональные данные, дети.

Здесь Вы найдете различные материалы, которые были разработаны специалистами Роскомнадзора, не только для педагогов и родителей, которые хотят помочь детям понять важность конфиденциальности личной жизни при использовании цифровых технологий, но также для молодых людей, которые с легкостью и энтузиазмом используют среду Интернет.

Видеоролик о защите детских персональных данных

Памятка о безопасности детей в интернете

Поговорим о безопасности детей в интернете. Конечно, Интернет может стать прекрасным местом, как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, ребенку необходимо обязательно объяснить, что общение в Интернете – своеобразная «игра», а не реальная жизнь.

Несколько правил, которым стоит обучить ребенка:

  • 1. Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались с ними лично, ведь они могут оказаться не теми, за кого себя выдают.
  • 2. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию (Ф.И.О., номер телефона, адреса проживания, учебы и т.д.) в социальных сетях, использовать псевдоним, участвуя в он-лайн играх.
  • 3. Приучайте не открывать файлы и вложения от неизвестных адресатов (защитите детей от мошенников и спама).
  • 4. Конечно, уважение уместно в любой области нашей жизни, и Интернет-пространство не исключение. Убедитесь, что дети знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде, даже в виртуальном пространстве.
  • 5. И главное правило — не все, что они читают или видят в Интернете, — правда.

Рекомендации родителям: Установите на компьютере «родительский контроль»: укажите список запрещенных сайтов («черный список») и часы, разрешенные для работы в Интернет. Используйте антивирусные программы, фильтры и настройки безопасного режима поиска.

Будьте внимательны к вашим детям, но не забывайте — доверительные отношения с вами помогут им справиться с нежелательными переживаниями, связанными с посещением сети Интернет.

Как помочь ребёнку, если он уже столкнулся с интернет-угрозой?

1. Если ребенок столкнулся с кибербуллингом, то вы можете заметить изменения в его настроении во время и после общения в интернете.

Установите контакт с ребенком, постарайтесь расположить его к разговору, спросите, что произошло. Он должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.

2. Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества), постарайтесь его успокоить. Выясните, что привело к данному результату — непосредственно действия самого ребенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в интернете.

3. Если ситуация связана с насилием в интернете в отношении ребенка, необходимо узнать информацию об обидчике, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные инциденты раньше. Уточните, что известно обидчику о ребенке: реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы.

Предложите свою помощь — обсудите, как можно обезвредить, заблокировать агрессора. Объясните, какой опасности может подвергнуться ребенок при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей. Если киберагрессия носит серьезный характер и есть риск для здоровья ребенка, то могут быть основания для привлечения правоохранительных органов.

4. Соберите наиболее полную информацию о происшествии как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где он был, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию.

5. В случае, если вы не уверены в своей оценке, насколько серьезно произошедшее, или ребенок недостаточно откровенен с вами и не готов идти на контакт, обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия). Сотрудники специальных служб подскажут, что необходимо сделать в первую очередь, куда и в какой форме обратиться.

Если поступающие угрозы достаточно серьезные, касаются жизни или здоровья ребенка, а также членов семьи, то вы имеете право на защиту со стороны правоохранительных органов. 

Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122. Круглосуточно. Анонимно. Бесплатно.

Современные дети и подростки, которых называют «цифровыми гражданами» легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими.

При этом навыки детей в области безопасности в Интернете отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства.

Основные опасности в Интернете для детей и подростков следующие:

  • Кибербуллинг (интернет-травля)
  • Использование Интернета для манипуляции сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры).
  • «Незнакомый друг» в социальных сетях.
  • Кибермошенничество.
  • Безопасность доступа в Сеть и кража личных данных техническими средствами.
  • Незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе.
  • Просмотр сайтов для взрослых.

Куда обращаться в случае интернет – угроз?

Кроме правоохранительных организаций можно обратиться:

Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122. Круглосуточно. Анонимно. Бесплатно.

Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом?

Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;

Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;

Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами;

Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента;

Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети;

Тем не менее помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.

Используйте специальные настройки безопасности (инструменты родительского контроля, настройки безопасного поиска и другое).

Выработайте «семейные правила» использования Интернета. Ориентируясь на них, ребенок будет знать, как поступать при столкновении с негативным контентом.

Будьте в курсе того, что ваш ребенок делает в Интернете. Чаще беседуйте с ребенком о том, что он делает в Сети.

Советы по безопасности в Интернете в зависимости от возраста: 8–10 лет

Лист советов: 

Дети в возрасте от восьми до десяти лет имеют сильное чувство семьи. Они интересуются деятельностью старших детей в своей жизни; у них начинает развиваться чувство собственной моральной и гендерной идентичности; и они, как правило, доверяют и не сомневаются в авторитете.

Просмотр онлайн-видео, посещение виртуальных миров и онлайн-игры — любимые онлайн-развлечения на данном этапе. Дети этого возраста также начинают пользоваться платформами социальных сетей — у трети учащихся 4–6 классов есть учетные записи Facebook, несмотря на соглашения об условиях использования, которые ограничивают использование этих сайтов детьми в возрасте до 13 лет, что делает этот возраст подходящим для установить основные правила для онлайн-общения.

Именно на этом этапе родители начинают задумываться о сотовых телефонах для своих детей (половина детей 4-6 классов имеют доступ к своему или чужому телефону на регулярной основе).

Дети в возрасте от 8 до 10 лет:

  • любознательны и заинтересованы в получении новой информации
  • не хватает навыков критического мышления, чтобы быть онлайн в одиночестве
  • уязвимы для интернет-маркетологов, которые поощряют их предоставлять личную информацию через опросы, конкурсы и регистрационные формы 
  • может испугаться реалистичного изображения насилия, угроз или опасностей
  • начинают общаться с онлайн-знакомыми, которых они, возможно, не встречали в реальной жизни
  • могут находиться под влиянием медиа-изображений и личностей, особенно тех, которые кажутся «крутыми» или желательными
  • может использовать виртуальные миры для изучения различных личностей и поведения
  • могут быть представлены в результатах поиска со ссылками на неприемлемые веб-сайты

Советы по безопасности

Общий надзор

  • Осуществляйте онлайн-активность – на ноутбуках, планшетах или домашних компьютерах – в общих семейных зонах, где вы можете легко следить за тем, что делают ваши дети.
  • Изучите инструменты интернет-фильтрации в качестве дополнения, а не замены родительского контроля.
  • Защитите своих детей от оскорбительных всплывающих окон, настроив браузер на блокировку всплывающих окон, отключив Java на своем компьютере и/или используя блокирующее программное обеспечение. Блокировщики рекламы, такие как AdBlock, также могут помешать детям видеть рекламные баннеры с неприемлемым содержанием.

Управление онлайн-пространствами

  • Если вашему ребенку нужна учетная запись электронной почты, создайте общую семейную учетную запись электронной почты, а не позволяйте им иметь собственные учетные записи.
  • Предварительный просмотр любых веб-сайтов, игр или приложений, которые хочет использовать ваш ребенок.
  • Используйте удобные для детей поисковые системы или поисковые системы с родительским контролем, такие как KidRex, Fact Monster и Kids Click.
  • Ознакомьтесь с функциями родительского контроля на любых игровых системах, смартфонах, планшетах и ​​компьютерах, которыми пользуются ваши дети.
  • Разрешайте своим детям использовать только авторитетные детские веб-сайты с отслеживаемыми чатами.
  • Если ваш ребенок хочет участвовать в социальных сетях, попросите его вести семейную страницу в социальных сетях. Это дает им возможность развивать и практиковать навыки конфиденциальности и безопасности под руководством родителей, братьев и сестер.
  • Если основная причина дать ребенку мобильный телефон — оставаться на связи, выберите простую модель, предназначенную для детей, которая не обеспечивает доступ в Интернет.

Навыки безопасности при построении 

  • Составьте список правил для мобильных телефонов и онлайн-правил с участием ваших детей.
  • Расскажите о важности безопасного и этичного общения в социальных сетях, в том числе:
    • Добавление в друзья только тех, кого вы знаете
    • Доброе и уважительное отношение к людям в Интернете
    • Не использовать реальную фотографию в качестве основного изображения 
    •  профиля
    • Использование псевдонима или имени
    • Не добавлять приложения без разрешения
    • Не загружать фотографии людей без предварительного запроса
    • Не сообщать пароли друзьям
    • (идеи о правилах социальных сетей см. в памятке «Правила социальных сетей»)
  • Научите своих детей всегда спрашивать вас, прежде чем делиться личной информацией в Интернете.
  • Говорите со своими детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются, так же, как и о других их занятиях.
  • Говорите о здоровой сексуальности, потому что дети могут легко наткнуться на порнографию в Интернете.
  • Поощряйте своих детей обращаться к вам, если они столкнутся с чем-то в Интернете, что вызовет у них дискомфорт или угрозу. (Сохраняйте спокойствие. Если вы «сойдете с ума», они не обратятся к вам за помощью, когда в ней нуждаются.)

Советы по безопасности в Интернете для разных возрастов:
  • Возраст 2–4 
  • 5–7 лет
  • 8–10 лет
  • 11–13 лет
  • 14–17 лет

Интернет и онлайн-безопасность | Департамент народного просвещения штата Висконсин

Обеспечение безопасности детей в Интернете

Департамент народного просвещения штата Висконсин (DPI) в сотрудничестве с Министерством юстиции (DOJ) работает над повышением осведомленности о безопасности в Интернете. На этом сайте собраны ресурсы, инструменты и информация , которые помогут всем заинтересованным сторонам (учащимся, учителям, родителям и администраторам) принимать безопасные, разумные и этичные решения об использовании технологий. За последние несколько лет произошел переход от «приемлемого» к «ответственному» использованию цифровых ресурсов. Этот сдвиг представляет собой изменение ожиданий использования технологий в классе и вне его. Обеспечение безопасности детей в Интернете является основной целью школьных округов, Плана цифрового обучения штата Висконсин и Стандартов информационной и технологической грамотности штата Висконсин. Технологии — это образ жизни современных студентов, и мы все должны быть уверены, что поддерживаем их безопасное и ответственное использование цифровых ресурсов. (Загружаемые значки безопасности в Интернете)

Все проще и проще просто копировать и вставлять контент из Интернета или других источников для использования в проектах или презентациях. Иногда студенты используют эту информацию незаконно или без надлежащего цитирования. На этой странице вы найдете ключевые термины об авторских правах и соответствующих законах. Вы также найдете материалы, которые позволят вам глубже погрузиться в тему плагиата и связанных с этим последствий.

Киберзапугивание – использование технологий для беспокойства, угроз, смущения или нападения на другое лицо или группу. Это серьезная проблема и случается в основном среди молодых людей, но не всегда. На этой странице вы найдете информацию и ресурсы, посвященные киберзапугиванию и тому, как вы можете помочь предотвратить его. Вы также найдете информацию о том, как распознать киберзапугивание, о его последствиях и о том, где вы можете сообщить о них.

Чтобы быть хорошим гражданином, нужно знать, что хорошо, а что плохо, проявлять разумное поведение, уважать других, проявлять сострадание и делать правильный выбор. Цифровое гражданство демонстрирует те же характеристики, но в цифровом мире. В этом разделе вы узнаете больше о том, как быть хорошим цифровым гражданином, а также найдете ресурсы, которые помогут вам продолжать делать правильный выбор в Интернете.

Понимаем мы это или нет, но наш цифровой мир постоянен. Чем больше мы общаемся, публикуем и используем онлайн-технологии, тем больше мы создаем цифровой след. На этой странице вы найдете ресурсы, которые помогут вам понять, почему так важно оценивать материалы, которые вы размещаете в Интернете, и в то же время уважать конфиденциальность себя и других.

Многие люди используют технологии для общения, совместной работы, совместного использования, расследования и обзора. Поскольку технологии интегрированы в повседневную жизнь детей, они также используют их для выстраивания отношений. На этой странице вы найдете информацию и ресурсы о том, как научить учащихся правильному использованию Интернета и мобильных технологий в мире, где мы можем мгновенно подключаться к миллионам людей.

Кража личных данных продолжает оставаться самым быстрорастущим преступлением в стране. Технологии значительно упрощают доступ и обмен личной и частной информацией. На этой странице вы узнаете, как защитить себя от кражи вашей личности, а также узнаете, что делать, если вы стали жертвой этого преступления.

С ростом использования технологий для совершения покупок, онлайн-банкинга и других цифровых транзакций крайне важно защищать нашу информацию. На этой странице вы узнаете о том, как вы можете обеспечить безопасность вашей личной информации в Интернете.

Онлайн-игры — это развлечение для детей и отличный способ общаться с друзьями, одновременно приобретая важные жизненные навыки. Дети должны понимать важность знания того, с кем они играют, риски, связанные с онлайн-игрой, и то, как поступать в определенных ситуациях. На этой странице вы найдете информацию о том, как подготовить и обезопасить своих детей, играя в онлайн-игры.

Приложения и сайты социальных сетей позволяют пользователям общаться в чате, отправлять текстовые сообщения, знакомиться с новыми людьми и обмениваться фотографиями и видео. Эти инструменты могут быть замечательными, если их использовать с уважением, надлежащим образом и с небольшим руководством родителей. На этой странице вы узнаете больше о некоторых приложениях и сайтах, которые используют дети, для чего они используются, а также о том, какие проблемы могут возникнуть из-за неправильного использования.