Девиантного поведения это: Девиантное поведение. Что такое «Девиантное поведение»? Понятие и определение термина «Девиантное поведение» – Глоссарий

Содержание

Девиантное поведение. Что такое «Девиантное поведение»? Понятие и определение термина «Девиантное поведение» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Девиантным (от англ. deviation – отклонение) называется поведение, противоречащее установленным в обществе моральным и правовым нормам. Оно влечет за собой изоляцию, лечение или наказание человека, нарушающего принятые правила. Основные формы девиантного поведения – преступность, алкоголизм, наркомания, сексуальные извращения, проституция, самоубийства.

Единого объяснения девиантного поведения людей нет. Ряд исследователей полагают, что к росту его интенсивности приводит социальная дезорганизация (внутри- и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе), когда контроль за соблюдением норм и правил заметно ослабевает, в то время как в условиях стабильности оно встречается достаточно редко.

Другие объясняют возникновение девиантного поведения ситуацией, когда общественно значимые ценности являются легально достижимыми не для всех, но лишь для отдельных лиц или социальных групп. Кроме того, существует точка зрения, согласно которой девиантное поведение свойственно людям, воспитывающимся в среде, где насилие, аморальность и другие располагающие к такому поведению условия жизни считаются нормальными.

< Групповая психотерапия

Деменция >

Популярные термины

    Девиантное поведение

    Пережить бунт подростка

    Когда у ребенка наступает переходный возраст, проблемы возникают одна за другой… и каждая кажется родителям неразрешимой. Особенно сильно переживают матери. Почему они так уязвимы? И как помочь семье пережить это время конфликтов и отчуждения?

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Роковая дата для брака — 8 лет: почему пары распадаются?
    • Разочарование в партнере: как предотвратить и пережить — 4 совета
    • «Постоянно всем угождаю»: 10 советов тем, кто не умеет отказывать, — для дома и работы
    • Елена Блиновская: что известно о задержании — неуплата налогов, пересечение границы, обыск и взятка
    • «Изменяю жене, но всегда возвращаюсь к ней. Как ее убедить, что и теперь я не разрушу семью?»
    • «Полезно для психики»: 5 причин составлять списки
    • «Это может случиться с любой из нас»: почему женщины становятся бездомными — 3 причины
    • «Для твоего же блага!»: чем опасна навязчивая любовь — размышления психолога

    Сегодня читают

    • «Муж орет, что я мало готовлю и вместе с дочкой его объедаю. А я приготовила 5 литров борща»
    • «Мама грозится проклясть меня, если разведусь с мужем»
    • «Любимый в депрессии, не могу это выносить. Как ему помочь?»
    • Свингеры: кто и почему меняется партнерами — разбор с психологами
    • Как пережить встречу с бывшим: 6 простых советов

    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Девиантное поведение подростков — причины, формы, профилактика

    Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определенных формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.

    Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.

    Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о норме и отклонение определяется социально.

    Медицина к девиантному поведению относит отклонение от общепринятых норм межличностных взаимодействий. Это действия, поступки, высказывания, совершаемые в формах нервно-психической патологии, а также в рамках психического здоровья и пограничного состояния.

    Психология к девиантному поведению относит отклонение от социально-психологических, а также нравственных норм. Для отклонений характерно нарушение общественно принятых норм или же нанесение ущерба себе, общественному благополучию, окружающим.

    Причины девиантного поведения

    У подростков причины девиаций социальные, это недостатки воспитания. От 25%-75% детей — неполная семья, 65% подростков имеют серьезные нарушения характера, 65% — акцентуанты. Больных пациентов с делинквентными отклонениями до 40%. Половина из них имеет такое состояние как психопатия. Бродяжничество и побеги из дома в большинстве случаев объясняются делинквентностью. Самые первые побеги осуществляются от страха наказания или выступают реакцией протеста, а потом превращаются в условно-рефлекторный стереотип.

    Причины девиантного делинквентного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

    Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

    Признаки девиантного поведения

    Девиантное поведение определяют по отклоняющимся признакам, которые не соответствуют официально установленным, а также общепринятым социальным нормам. Ненормативное поведение вызывает негативную оценку у людей. Девиантное поведение имеет деструктивную или аутодеструктивную направленность, для которого характерно стойкое многократное или длительное повторение.

    Признаки девиантного поведения: социальная дезадаптация, возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Очень важно дифференцировать отклоняющееся поведение (противоправного и аморального) от странностей, эксцентричности, чудачества, имеющейся индивидуальности, не приносящей вред.

    Девиантное поведение подростков

    В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации. Девиантное поведение подростков обуславливается и усугубляется также экономической ситуацией в стране. Об этом говорит рост уровня подростковой преступности, где зачастую объектом преступления является собственность.

    Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18-ти лет.

    Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18-ти лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.

    Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому оно должно оцениваться педагогом и врачом.

    Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения. Подросток, оценивая свое тело, констатирует норму, физическое превосходство или неполноценность, делая вывод о своей социальной значимости и ценности. У ребенка может появиться или пассивное отношение к своей физической слабости, или желание компенсировать недостатки, либо он попытается их устранить физическими упражнениями. Иногда запаздывание в формировании нервно-мышечного аппарата нарушает координацию движений, что проявляется в неуклюжести.

    Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение. Рослые мальчики уверены в своей силе и мужественности. Для них нет необходимости бороться за уважение окружающих. Благодаря уверенности другие дети воспринимают их, как очень толковых. Их поведение более послушное, естественное и нуждается в меньшем внимании. Худые, отстающие в развитии, низкорослые мальчики для окружающих предстают, как незрелые, маленькие и неприспособленные. Они нуждаются в опеке, поскольку проявляют мятежность. Чтобы изменилось неблагоприятное о них мнение, следует проявлять предприимчивость, изобретательность, смелость и находиться постоянно на виду, а личными достижениями доказывать полезность, а также незаменимость к принадлежавшей группе. Эта активность провоцирует эмоциональное напряжение и трудности общения, которое создает все условия для нарушений общепринятых стандартов.

    Половое созревание играет не последнюю роль в поведении. Преждевременное половое развитие у одних проявляется в эмоциональных расстройствах, в других провоцирует нарушение (вспыльчивость, претенциозность, агрессивность) поведения, возникают расстройства влечений, в частности полового. При задержке в половом развитии возникают несобранность, медлительность, неуверенность, трудности приспособления, импульсивность. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями.

    Особенности девиантного поведения у младших подростков включают диспропорции в темпах и уровнях развития личности. Появляющееся чувство взрослости провоцирует завышенный уровень притязаний, неустойчивую эмоциональность, отличается колебаниями в настроении, а также быстрыми переключениями от экзальтации к снижению настроения. При столкновении младшего подростка с непониманием в его стремлениях к самостоятельности возникают вспышки аффекта. Подобная реакция возникает и на критику внешних данных или физических способностей.

    Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении у мальчиков в 11-13 лет, а у девочек в 13-15 лет. На этот возраст преподает выраженное упрямство. Более старших детей интересует право на самостоятельность, поскольку они ищут свое место в этой жизни. Происходит разделение интересов, способностей, определяется психосексуальная ориентация, вырабатывается мировоззрение. Зачастую целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью. Чрезмерная самоуверенность подростков и категоричность сочетаются с неуверенностью в своих силах. Стремление к расширенным контактам сочетается с желанием одиночества, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом и прагматизмом, а потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим положением, а также полом.

    Формы девиантного поведения

    Формы отклонений от норм у подростков включают гиперкинетическое расстройство, несоциализированное расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьей; социализированное расстройство; делинквентное нарушение.

    Характеристика девиантного поведения подростков с гиперкинетическим расстройством включает недостаточную настойчивость, где требуется умственное напряжение, а тенденция переключаться от одного занятия к другому приводит к не завершению ни одного дела. Для ребенка характерна импульсивность, безрассудность, тенденция попадать в несчастные случаи, а также получать дисциплинарные взыскания. Взаимоотношения со взрослыми отмечаются отсутствием дистанции. У детей наблюдается расстройство поведения, а также заниженная самооценка.

    Расстройство поведения, ограничивающееся семьей, включает антисоциальное, а также агрессивное поведение (грубое, протестующее), которое проявляется дома в личных взаимоотношениях с родственниками. Имеет место воровство, разрушение вещей, жестокость, поджоги дома.

    Несоциализированное расстройство отмечается сочетанием антисоциального, а также агрессивного поведения. Для расстройства характерно отсутствие продуктивного общения со своими сверстниками, а также проявление изоляции от них, отвержение друзей и эмпатических взаимных взаимосвязей с ровесниками. С взрослыми подростки проявляют жестокость, несогласие, негодование, гораздо реже бывают хорошие взаимоотношения, но без доверительности. Способны возникать сопутствующие эмоциональные расстройства. Зачастую ребенок одинок. Такое расстройство отмечается вымогательством, драчливостью, хулиганством или нападением с насилием, а также жестокостью, грубостью, непослушанием, сопротивлением авторитетам и индивидуализмом, неконтролируемой яростью и тяжелыми вспышками гнева, поджогами, разрушительными действиями.

    Социализированное расстройство отмечается стойкой асоциальностью (лживостью, уходами из дома, воровством, прогулами школы,  вымогательством, грубостью) или стойкой агрессией, возникающей у общительных подростков и детей. Зачастую они состоят в группе асоциальных сверстников, однако могут пребывать в составе неделинквентной компании. У таких подростков с взрослыми, представляющими власть, очень плохие отношения. Им присущи поведенческие, смешанные и эмоциональные расстройства в сочетании с асоциальными, агрессивными или вызывающими реакциями с симптомами тревоги или депрессии. Одни случаи имеют описанные расстройства в сочетании с постоянной депрессией, выражающейся в проявлениях сильных страданий, утратой удовольствия, потерей интересов, имеют место самообвинения и безнадежность. Другие нарушения проявляются в тревоге, боязливости, страхах, навязчивостях и переживаниях из-за своего здоровья.

    Делинквентное нарушение подразумевает проступки, мелкие провинности, не имеющие степень криминала. Выражаются отклонения в форме пропусков классных занятий, хулиганстве, общении с антисоциальными компаниями, издевательстве над слабыми и маленькими, вымогании денег, угоне мотоциклов и велосипедов. Нередко встречается спекуляция, мошенничество, домашние кражи.

    Как отдельная форма девиантного поведения подростков выступает  девиация поведения интимных желаний. Подростки зачастую имеют недостаточно осознанное, а также повышенное половое влечение. Поскольку до конца не закончена половая идентификация, то по этой причине возникают отклонения в интимности поведения. Таким изменениям подвержены подростки с замедленным и ускоренным созреванием. Отстающие в развитии становятся объектом совращения старшими подростками.

    Девиации полового поведения у подростков зависят зачастую от ситуации и являются преходящими. К ним относят визионизм, эксгибиционизм, манипуляции половыми органами животных или младших детей. По мере взросления девиантное поведение исчезает, а при неблагоприятных случаях превращается в дурную привычку, сохраняясь наряду с нормальным половым поведением. Приходящий подростковый гомосексуализм зачастую обуславливается ситуацией. Он свойственен для закрытых учебных заведений, где пребывают подростки одного пола.

    Следующая форма девиантного поведения подростков выражается в психогенном патологическом формировании личности. Аномальное формирование незрелой личности осуществляется под влиянием хронических психотравмирующих ситуаций, уродливого воспитания, тяжелых переживаний трудностей, хронических заболеваний, затяжных неврозов, дефектов органов тела и чувств. Поведенческие нарушения зачастую приводят в тупик родителей и опытных педагогов.

    Коррекция девиантного поведения подростков осуществляется психологом, поскольку воспитательных мер педагогов оказывается недостаточно. Задача психологов вскрыть истинные причины девиантного поведения, а также дать необходимые рекомендации.

    Классификация девиантного поведения

    Классификация включает различные типы девиантного поведения: криминогенный уровень, докриминогенный уровень, преддевиантный синдром.

    Докриминогенный уровень, не представляющий общественной серьёзной опасности: нарушение норм морали, мелкие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах; употребление наркотических, алкогольных, токсических средств; уклонение от общественно-полезной деятельности.

    Криминогенный уровень, выражающийся в уголовно-наказуемых преступных деяниях. Ядром девиантного поведения выступают преступность, наркомания, самоубийство, алкоголизм. Выделяют и преддевиантный синдром, включающий в себя комплекс симптомов, которые приводят индивида к стойким формам отклоняющегося поведения. А именно: семейные конфликты, аффективный тип поведения; агрессивный тип поведения; отрицательное отношение к учёбному процессу, антисоциальные ранние формы поведения, низкий уровень интеллекта.

    Профилактика девиантного поведения

    Проводить профилактику гораздо проще, чем что-то изменить, однако наше общество до сих пор не предпринимает достаточно мер для профилактики девиаций. Имеющиеся социальные трудности (злость, наркомания, алкоголизм) принуждают задуматься над этой проблемой и почему так происходит. Родителей, педагогов беспокоит: почему открытый ребенок, устремленный к добру, повзрослев, приобретает асоциальные черты поведения?

    Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.

    Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.

    Профилактика девиантного поведения включает два направления: меры общей профилактики, а также меры специальной профилактики. Под мерами общей профилактики понимают вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости. Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учет детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.

    Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

    Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

    Что такое Девиантность? – ReviseSociology

    Содержание

    Девиантность относится к поведению, нарушающему правила, которое не соответствует нормам и ожиданиям определенного общества или социальной группы.

    Функционалистский взгляд на кри…

    Пожалуйста, включите JavaScript

    Функционалистский взгляд на преступления и девиации

    Девиантность тесно связана с концепцией преступления, то есть нарушением закона. Преступное поведение обычно является девиантным, но не всякое девиантное поведение является преступным.

    Понятие девиантности определить труднее, чем преступление. Девиантность включает в себя как преступные, так и непреступные действия, но довольно сложно определить, что члены любого общества или группы на самом деле считают девиантным поведением. Даунс и Рок (2007) предполагают, что двусмысленность является ключевой чертой нарушения правил, поскольку люди часто не уверены, действительно ли конкретный эпизод является девиантным или что такое девиантность. Их суждение будет зависеть от контекста, в котором это происходит, кто этот человек, что он знает о нем и каковы его мотивы.

    Социальное и ситуационное отклонение

    Пламмер (1979) обсуждает два аспекта определения отклонения, используя концепции социального отклонения и ситуационного отклонения.

    Социальная девиация относится к формам девиации, которые большинство членов общества считают девиантными, потому что они разделяют схожие представления об одобряемом и неодобряемом поведении – убийства, изнасилования, жестокое обращение с детьми и превышение лимита алкоголя в Великобритании обычно попадают в эту категорию. категория.

    Ситуационное отклонение относится к тому, как действие, рассматриваемое как отклонение или нет, зависит от контекста или места, в котором оно происходит. Эти две концепции девиантности предполагают, что, хотя могут быть некоторые действия, которые многие люди считают девиантными в одном обществе, эти действия, определяемые как девиантные, будут различаться между группами внутри общества.

    Исторический период – определения девиантности со временем меняются в одном и том же обществе по мере изменения стандартов нормального поведения. Например, курение сигарет раньше было очень популярно, теперь же курить в ресторанах или автобусах запрещено законом.

    Место или контекст – нагота часто считается девиантной на публике (хотя сама по себе она никогда не является преступной), но редко наедине; играть громкую музыку в общественном транспорте — это девиантно, но не на музыкальных фестивалях, а чрезмерное употребление алкоголя — девиантно почти везде, но не обязательно в пабах или клубах.

    Социальная группа – То, что может считаться неприемлемым на уровне общества, может считаться приемлемым в небольших группах или даже целых возрастных когортах – два таких примера – пьянство и половая распущенность.

    Контекстная зависимость девиантности

    Контекстная зависимость девиантности просто относится к идее о том, что девиантность социально сконструирована – рассматривается ли действие как девиантное или нет, зависит от исторического периода, места и группы, наблюдающей акт .

    Зависимость девиантности от контекста можно проиллюстрировать на простом примере:

    Ношение мини-юбки является девиантным в Саудовской Аравии:

    Но это явно не в Тик Ток в западной культуре…

    Задача: Попробуйте придумать свои собственные примеры, иллюстрирующие зависимость девиантности от контекста.

    Вопрос для обсуждения: Есть ли какое-либо действие, которое по своей сути является девиантным (девиантным в любом контексте)?

    Этот материал является частью введения в курс «Преступность и девиация» в программе «Социология уровня A»

    Щелкните здесь, чтобы вернуться на домашнюю страницу – ReviseSociology.com

    Девиантность | Безграничная социология |

    Девиантность, социальный контроль и преступность

    Девиантность

    Девиантность относится к поведению, нарушающему социальные нормы.

    Цели обучения

    Дайте определение девиации и объясните природу девиантного поведения

    Основные выводы

    Ключевые моменты
    • Девиантное поведение может нарушать официально принятые правила или неформальные социальные нормы.
    • Формальное отклонение включает уголовное нарушение официально принятых законов. Примеры формального отклонения включают грабеж, кражу, изнасилование, убийство и нападение.
    • Неформальное отклонение относится к нарушениям неформальных социальных норм, которые не закреплены в законе. Примеры неформального отклонения включают в себя ковыряние в носу, громкую отрыжку или излишне близкое расположение к другому человеку.
    • Девиантность может сильно различаться в разных культурах. Культурные нормы относительны, что делает относительным и девиантное поведение.
    Ключевые термины
    • Формальное отклонение : Отклонение в социологическом контексте описывает действия или поведение, которые нарушают социальные нормы, включая официально принятые правила (например, преступление), а также неформальные нарушения социальных норм (например, отвергая народные обычаи и нравы).
    • девиация : действия или поведение, нарушающие формальные и неформальные культурные нормы, такие как законы или нормы, препятствующие публичному ковырянию в носу.
    • Неформальное отклонение : Отклонение в социологическом контексте описывает действия или поведение, которые нарушают социальные нормы, включая официально принятые правила (например, преступление), а также неформальные нарушения социальных норм (например, отказ от обычаев и нравов).

    Девиантность в социологическом контексте описывает действия или поведение, нарушающие неформальные социальные нормы или официально принятые правила. Среди тех, кто изучает социальные нормы и их отношение к отклонениям, есть социологи, психологи, психиатры и криминалисты, все из которых исследуют, как нормы меняются и применяются с течением времени.

    Девиантность часто подразделяют на два вида деятельности. Первое, преступление, представляет собой нарушение официально принятых законов и именуется формальным отклонением. Примеры формального отклонения включают грабеж, кражу, изнасилование, убийство и нападение. Второй тип девиантного поведения связан с нарушением неформальных социальных норм (норм, не закрепленных в законе) и называется неформальной девиантностью. Примеры неформального отклонения включают в себя ковыряние в носу, громкую отрыжку или излишне близкое расположение к другому человеку.

    Девиантность может сильно различаться в разных культурах. Культурные нормы относительны, что делает относительным и девиантное поведение. Например, в Соединенных Штатах американцы, как правило, не ограничивают речь по времени. Однако в монастыре Христа в Пустыне действуют особые правила, определяющие, когда жители могут и не могут говорить, и речь запрещена с 19:30 до 4:00. Эти правила являются одним из примеров того, как нормы различаются в разных культурах.

    Текущие социологические исследования отклонений принимают различные формы. Например, доктор Карен Хэлнон из Пенсильванского государственного университета изучает неформальные отклонения и фокусируется на том, что она называет «каникулами отклонения», когда люди определенного социально-экономического статуса добровольно переходят в другой, часто более низкий социальный слой. Один из примеров касается гетеросексуальных белых мужчин, которые по выходным становятся трансвеститами. Такое поведение представляет собой роскошь, потому что гетеросексуальные белые мужчины могут позволить себе временно сменить обстановку, зная, что впоследствии они могут вернуться к комфорту своего преобладающего социально-экономического статуса. Другие примеры включают исполнителей, которые могут влиять на девиантное поведение, чтобы завоевать доверие с целью увеличения коммерческой прибыли.

    Теория социального напряжения Мертона : На этой диаграмме изображена теория социального напряжения Роберта К. Мертона.

    Нормы и санкции

    Нормы – это социальные правила поведения, а санкция – форма наказания за нарушение тех или иных норм.

    Цели обучения

    Основные выводы

    Ключевые моменты
    • Девиантность или нарушение социальных норм бывает легче идентифицировать, чем саму норму. По этой причине девиация часто предоставляет инструмент для изучения норм.
    • Нормы и отклонения всегда зависят от культуры, в которой они существуют.
      Чтобы изучить нормы и отклонения, нужно контекстуализировать действие или рассматривать действие в свете всех окружающих его обстоятельств.
    • Нормы могут быть формальными, как в случае с законами, или неформальными, как в случае с кодексами этикета. Формальное отклонение приводит к юридическим санкциям, таким как штрафы или тюремное заключение, в то время как неформальное отклонение приводит к социальным санкциям или стигматизации.
    • Нарушение народного обычая ведет к развитию предпочтения, а не стигматизации. С другой стороны, когда более нарушается, это приводит к более серьезной степени социальных санкций.
    • Неформальное отклонение или нарушение неписаных социальных правил поведения влечет за собой социальные санкции или стигматизацию.
    • Народный обычай ведет к развитию предпочтения, а не стигматизации.
    • Когда больше нарушается, это приводит к более серьезной степени социальных санкций.
    Ключевые термины
    • народный обычай : обычай или верование, общие для членов общества или культуры.
    • клеймо : Знак позора или позора.
    • Подробнее : Способ обозначения широко соблюдаемых норм, имеющих большое моральное значение. Нравы включают неприятие социальных табу, таких как инцест или педерастия.

    Нормы – это социальные правила, регулирующие поведение в обществе. Нормы могут быть явными (например, законы) или неявными (например, кодексы вежливого поведения). Нормы бывает трудно определить, потому что они глубоко укоренились в членах данного общества. Нормы усваиваются, когда они растут в определенной культуре, и их может быть трудно усвоить, если человек не растет в той же социальной среде.

    Акт нарушения социальной нормы называется отклонением. Людям обычно гораздо легче определить нарушение норм, чем сами нормы. Например, немногим американцам придет в голову сказать социологу, что держать дверь открытой для другого пешехода, входящего в здание, если он находится на определенном расстоянии, является социальной нормой. Однако кто-то может заметить, что другой человек ведет себя грубо, потому что не придерживает дверь открытой. Изучение норм и изучение девиантности — неразделимые усилия.

    Как и отклонения, нормы всегда культурно обусловлены. Чтобы изучить нормы и отклонения, нужно контекстуализировать действие или рассмотреть действие в свете всех окружающих его обстоятельств. Например, нельзя просто сказать, что появление обнаженным на собеседовании при приеме на работу является нарушением социальных норм. Хотя появление на собеседовании в каком-либо (обычно профессиональном) платье обычно является социальной традицией, это, скорее всего, не тот случай, когда кто-то проходит собеседование, чтобы быть обнаженной моделью. Чтобы понять норму, нужно понять контекст.

    Нарушение социальных норм или отклонение влечет за собой социальные санкции. Разная степень нарушения влечет за собой разную степень наказания. Существуют три основные формы социальных санкций за девиантность: 1) юридическая санкция, 2) стигматизация и 3) предпочтение одного поведения другому. Формальное отклонение или нарушение правовых кодексов приводит к уголовному преследованию, инициированному государством. Неформальное отклонение или нарушение неписаных социальных правил поведения приводит к социальным санкциям или стигме. Меньшие степени социального насилия приводят к предпочтению, а не к стигматизации. В то время как общество может счесть более предпочтительным появляться на большинстве собеседований в костюме, а не в повседневной одежде, вы, скорее всего, не уйдете с работы, если будете носить брюки цвета хаки, а не костюм. Тем не менее, если вы придете обнаженным на большинство интервью, вас, скорее всего, заклеймят за такое поведение, поскольку это будет резким отклонением от нормы.

    Мы говорим, что норма, предписывающая носить на собеседовании профессиональную, а не повседневную одежду, является общепринятой, потому что ее нарушение приводит к меньшей степени социальных санкций — развитию предпочтения, а не стигматизации. Норма, согласно которой на большинство собеседований при приеме на работу следует надевать одежду, а не появляться обнаженной, является более серьезной, поскольку ее нарушение приводит к более серьезной социальной ответственности.

    Девиантность и социальная стигма

    Социальная стигма в девиантности – это неодобрение человека из-за того, что он не соответствует требуемым социальным нормам, которые даны в обществе.

    Цели обучения

    Опишите значение стигмы с помощью работы двух социологов

    Основные выводы

    Ключевые моменты
    • Социальная стигма — это серьезное социальное неодобрение человека из-за определенной черты, указывающей на его отклонение от социальных норм.
    • Эмиль Дюркгейм, один из основателей социальных наук, начал заниматься социальной маркировкой девиантности в конце девятнадцатого века.
    • Эрвинг Гоффман представил основы стигмы как социальной теории, включая его интерпретацию «стигмы» как средства порчи идентичности. Под этим он имел в виду способность стигматизированной черты «испортить» признание приверженности человека социальным нормам в других аспектах личности.
    • Без общества не может быть клейма. Чтобы иметь стигму, нужно иметь стигматизатора и того, кого стигматизируют. Таким образом, это динамичные и социальные отношения.
    Ключевые термины
    • стигматизированный : Подлежит стигматизации; отмечен как изгой.
    • клеймо : Знак позора или позора.
    • девиация : действия или поведение, нарушающие формальные и неформальные культурные нормы, такие как законы или нормы, препятствующие публичному ковырянию в носу.

    Социальная стигма – это крайнее неодобрение человека, основанное на социальных характеристиках, которые, как считается, отличают его от других членов общества. Социальная стигма настолько глубока, что перевешивает положительную социальную обратную связь относительно того, как тот же человек придерживается других социальных норм. Например, Терри могут заклеймить из-за того, что она хромает. Стигма прикрепляется к Терри из-за ее хромоты, подавляя способы, которыми Терри может быть социальным нормативом — возможно, она белая, протестантка или гетеросексуальная женщина с хромотой. Хромота отмечает Терри, несмотря на другие ее черты.

    Стигма играет главную роль в социологической теории. Эмиль Дюркгейм, один из основателей социальных наук, начал заниматься социальной маркировкой девиантности в конце девятнадцатого века. Эрвинг Гоффман, американский социолог, несет ответственность за введение термина и теории стигмы в основную социальную теорию. В своей работе Гоффман представил основы стигмы как социальной теории, в том числе свою интерпретацию «стигмы» как средства порчи идентичности. Под этим он имел в виду способность стигматизированной черты «испортить» признание приверженности человека социальным нормам в других аспектах личности. Гоффман выделил три основных типа стигмы: (1) стигма, связанная с психическим заболеванием; (2) стигма, связанная с физической деформацией; и (3) стигма, связанная с идентификацией с определенной расой, этнической принадлежностью, религией, идеологией и т. д.

    В то время как Гоффман является автором основополагающих текстов по теории стигмы, стигматизация по-прежнему остается популярной темой в современных социологических исследованиях. В Conceptualizing Stigma (2001) социологи Джо Фелан и Брюс Линк интерпретируют стигму как конвергенцию четырех различных факторов: (1) дифференциация и навешивание ярлыков на различные сегменты общества; (2) связывание ярлыков различных социальных демографий с предрассудками об этих людях; (3) развитие этики «мы против них»; и (4) ставить в невыгодное положение людей, которых помечают и помещают в категорию «они».

    В конечном счете, стигматизация связана с социальным контролем. Следствием этого является то, что стигма обязательно является социальным явлением. Без общества не может быть стигмы. Чтобы иметь стигму, нужно иметь стигматизатора и того, кого стигматизируют. Таким образом, это динамичные и социальные отношения. Учитывая, что стигмы возникают в результате социальных отношений, теория делает акцент не на существовании девиантных черт, а на восприятии и маркировке определенных черт как девиантных второй стороной. Например, теоретиков стигмы мало волнует, есть ли у Эмили психиатрический диагноз, а то, как Салли воспринимает психиатрический диагноз Эмили и, следовательно, по-другому относится к Эмили. Стигма зависит от восприятия и знания другим человеком стигматизируемой черты. Поскольку стигма обязательно является социальным отношением, она обязательно проникнута отношениями власти. Стигма работает, чтобы контролировать девиантных членов населения и поощрять соответствие.

    Будьте в курсе: покончите со стигмой в отношении психических заболеваний : Будьте в курсе — это информационная кампания, цель которой — положить конец стигме в отношении психических заболеваний.

    Стигматизация бездомных : Бездомные регулярно подвергаются стигматизации обществом за то, что они безработные, живя на улице.

    Изобретения и технологии

    Достижения в области технологий привели к появлению новых форм отклонения, а также новых форм контроля.

    Цели обучения

    Обсудить влияние технологических инноваций на формы отклонений и социального контроля

    Ключевые выводы

    Ключевые моменты
    • Кибербездельничество относится к использованию высокоскоростного Интернета сотрудниками в личных целях, а не в рабочих целях.
    • Производственное отклонение относится к поведению сотрудников с отклонениями, которое оказывает негативное влияние на общую производительность организации.
    • Имущественное отклонение относится к случаям, когда работники без разрешения наносят ущерб имуществу работодателя.
    • Отклонение от правил собственности обычно связано с кражей, но может включать саботаж, преднамеренные ошибки в работе и неправомерное использование счетов расходов.
    Ключевые термины
    • Отклонение от требований к собственности : Отклонение от требований к собственности — это «когда работники повреждают или приобретают материальные активы… без разрешения». Этот тип отклонения обычно связан с кражей, но может включать, среди прочего, «саботаж, преднамеренные ошибки в работе, неправильное использование счетов расходов».
    • Cyberloafing : Использование компьютеров сотрудниками в целях, не связанных с работой.
    • саботаж : Преднамеренное действие, направленное на ослабление врага путем подрывной деятельности, обструкции, подрыва и/или разрушения.

    Поскольку технологии открыли новое пространство для киберкультуры, появились новые формы отклонения и социального контроля. Некоторые люди используют технологии как средство отклонения от более традиционных культурных норм. Например, в Соединенных Штатах сотрудников в офисах поощряют оставаться продуктивными и эффективными, позволяя им как можно меньше отвлекаться от работы. В последнее десятилетие большинство компаний установили высокоскоростной доступ в Интернет в качестве средства повышения эффективности. Тем не менее, сотрудники часто используют доступ в Интернет, чтобы избежать работы, используя сайты социальных сетей. Такая прокрастинация и корпоративная неэффективность, связанные с доступом в Интернет, называется «кибербездельем» 9.0003

    Помимо новых форм отклонения от традиционных культурных нравов, в киберкультуре возникли новые формы отклонения. Новые технологии приводят к новым стандартам взаимодействия с ними. Поведение девиантных сотрудников в конечном итоге оказывает негативное влияние на общую производительность организации. По этой причине все эти виды поведения считаются производственными отклонениями. Более серьезные случаи девиантного поведения связаны с имущественными отклонениями. Имущественное отклонение относится к тому, что работники без разрешения наносят ущерб имуществу работодателя. Этот тип отклонения обычно связан с кражей, но может включать саботаж, преднамеренные ошибки в работе и неправомерное использование счетов расходов.

    Как в результате технического прогресса появились новые формы девиантности, так и новые средства контроля девиантных популяций. В ответ на кибербезделье компании разработали новые технологии для мониторинга компьютеров сотрудников и ограничения социальных сетей в течение рабочего дня. Эти методы включают установку прокси-серверов для предотвращения доступа программ к таким ресурсам, как Internet Relay Chat, AOL Instant Messenger или онлайн-сервисам азартных игр. Другие методы включают строгие дисциплинарные меры для сотрудников, уличенных в кибербездельничестве, и меры кнута и пряника, такие как предоставление бесплатного или субсидируемого доступа в Интернет для сотрудников в нерабочее время. Технологии используются в полиции для наблюдения за формальными отклонениями и поощрения соблюдения закона и социальных норм.

    Расслабление и перекусы на работе : Злоупотребление ресурсами компании для ведения личных дел, например, покупок в Интернете.

    Функции отклонения

    Девиантность предоставляет обществу границы для определения приемлемого и неприемлемого поведения в обществе.

    Цели обучения

    Опишите, как структурный функционализм рассматривает связь между отклонениями и социальными изменениями

    Основные выводы

    Ключевые моменты
    • Девиантность дает ключ к пониманию разрушения и перекалибровки общества, происходящего с течением времени.
    • Системы девиантности создают нормы и сообщают членам данного общества, как вести себя, выкладывая модели приемлемого и неприемлемого поведения.
    • Девиантность позволяет групповому большинству объединиться вокруг своего мировоззрения, часто за счет тех, кто помечен как девиант.
    • Социальные параметры создают границы между популяциями и приводят к менталитету «мы против них» в различных группах.
    • Отметка как девиантная может на самом деле укрепить солидарность в отмеченном сообществе, поскольку члены гордятся своей стигматизированной личностью и несут ответственность за нее.
    • Некоторые черты будут заклеймены и потенциально могут вызвать социальные потрясения. Однако по мере того, как черты становятся более распространенными, общество постепенно приспосабливается к тому, чтобы включить в себя ранее стигматизированные черты.
    Ключевые термины
    • структурный функционализм : Структурно-функционалистский подход к девиантности утверждает, что девиантное поведение играет важную роль в обществе, определяя модели приемлемого и неприемлемого. Эти социальные параметры создают границы и позволяют менталитету «мы против них».

    Какую функцию понятие девиантности играет в обществе? Социологи, отождествляющие себя с традицией структурно-функционализма, задают такие вопросы. Структурный функционализм уходит своими корнями в самые истоки социологической мысли и развитие социологии как дисциплины. Структурный функционалистский подход подчеркивает социальную солидарность и стабильность социальных структур. Структурные функционалисты задаются вопросом: как любое данное социальное явление способствует социальной стабильности? На этот вопрос нельзя ответить, не обратившись к вопросу о девиантности.

    Для структурного функционалиста девиантность выполняет две основные роли в создании социальной стабильности. Во-первых, системы девиантности создают нормы и сообщают членам данного общества, как вести себя, выкладывая модели приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы знать, как не расстроить общество, нужно знать, какое поведение помечается как девиантное. Во-вторых, эти социальные параметры создают границы между популяциями и способствуют менталитету «мы против них» внутри различных групп. Девиантность позволяет групповому большинству объединиться вокруг своего мировоззрения за счет тех, кто отмечен как девиантный. И наоборот, пометка девианта может фактически укрепить солидарность в отмеченном сообществе, поскольку члены гордятся своей стигматизированной идентичностью и несут ответственность за нее, создавая собственные сплоченные единицы.

    Итак, со структурно-функционалистской точки зрения, как меняется общество, особенно в отношении установления норм и девиантного поведения? Девиантность дает ключ к пониманию разрушения и перекалибровки общества, происходящего с течением времени. Некоторые черты будут стигматизированы и потенциально могут вызвать социальные потрясения. Однако по мере того, как черты становятся более распространенными, общество постепенно приспосабливается к тому, чтобы включить в себя ранее стигматизированные черты. Возьмем, к примеру, гомосексуальность. В городской Америке 50 лет назад гомосексуальное поведение считалось девиантным. С одной стороны, это раскололо общество на отмеченных как гомосексуалистов и немаркированных (нормативных гетеросексуалов). В то время как этот менталитет «мы против них» укрепил социальную идентичность и солидарность внутри двух категорий, тем не менее, существовал всеобъемлющий социальный раскол. Со временем гомосексуальность стал восприниматься как более распространенное явление. Соответственно, то, что первоначально выглядит как раскол общества, на самом деле укрепляет социальную стабильность, создавая механизмы для социальной адаптации и развития.

    Четыре механизма, регулирующие наше поведение : Наше поведение в повседневной жизни регулируется социальными нормами, законом и политикой, технологиями и дизайном, а также рыночными силами.

    Лицензии и ссылки

    Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
    • Курирование и доработка. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    Лицензионный контент CC, конкретное указание авторства
    • Введение в социологию/девиантность. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Социальное отклонение. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Неформальное отклонение. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Формальное отклонение. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • отклонение. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Теория социального напряжения Мертона. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторские права
    • Социальные отклонения/структурный функционализм. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Подробнее. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • по-народному. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • клеймо. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Теория социального напряжения Мертона. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общественное достояние: Авторские права неизвестны
    • Все размеры | Что по-датски означает женоненавистничество?n| Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/milgram/2395601434/sizes/m/in/photostream/. Лицензия : CC BY: Attribution
    • Социальная стигма. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Social_stigma. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • отклонение. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • клеймо. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • клеймо. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Теория социального напряжения Мертона. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общественное достояние: Авторские права неизвестны
    • Все размеры | Что по-датски означает женоненавистничество?n| Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/milgram/2395601434/sizes/m/in/photostream/. Лицензия : CC BY: Атрибуция
    • Помните: покончите со стигматизацией психических заболеваний. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
    • Стигма | Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/dasfotoimaginarium/6848222637/. Лицензия : CC BY: Атрибуция
    • Отклонение на рабочем месте. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Cyberloafing. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Cyberloafing. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • кибербезделье. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Отклонение собственности. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • саботаж. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Теория социального напряжения Мертона. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общедоступное достояние: неизвестно Авторское право
    • Все размеры | Что по-датски означает женоненавистничество?n| Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/milgram/2395601434/sizes/m/in/photostream/. Лицензия : CC BY: Атрибуция
    • Помните: покончите со стигматизацией психических заболеваний. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
    • Стигма | Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/dasfotoimaginarium/6848222637/. Лицензия : CC BY: Attribution
    • Расслабление (и перекусы) на работе | Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Введение в социологию/девиантность. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • структурный функционализм. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Теория социального напряжения Мертона. Предоставлено : Википедия.