Деятельность в психологии это: Активность личности — Психологос

Содержание

Активность личности — Психологос

​​​​​​​Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Подходы к определению понятия активности личности

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма.

В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.

В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. (Ю. Б. Гиппенрейтер 1997).

Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. (Л. И. Анциферова, 1998). Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.

По мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно то есть в нужный момент времени.

Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровским (1996), предлагающим рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности. 1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур.

Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров. 2) Деятельность, как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования. 3) Активность, как высшую форму развития деятельности. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.

Активность и деятельность, соотнесение понятий

Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.

На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

  • форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
  • деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
  • личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
  • деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
  • качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком.

Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. (Ю. Б. Гиппенрейтер, 1997). Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (Д. Б. Эльконин, 1987). Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности (В.
Н. Кругликов, 1998).

Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.

Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.

Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение.

общее и конкретно-психологическое содержание . Психология деятельности

Видный методолог отечественной психологии Б. Ф. Ломов констатировал, что категория «деятельность» обладает большой объяснительной силой и поэтому весьма широко используется в науке и практике /84-86/. Анализируя современное состояние проблемы деятельности в психологии, он отмечал, что часто в термин «деятельность» вкладывается различное содержание, иногда он «приклеивается» к разным психическим явлениям или им просто манипулируют: «…опираясь на многозначность этого термина, его используют как основание концепций, в которых содержание понятия «деятельность», определенное для одного круга явлений, переносят (иногда без всяких изменений, иногда слегка трансформировав его) на другой, качественно иной круг явлений» /86, с. 192/. Б. Ф. Ломов указывал, что «…использование категории «деятельность»… без понимания ее сути ничего иного, кроме путаницы и схоластики, дать не может» /там же, 191/.

По своему происхождению деятельность является общественно-исторической категорией и изучается прежде всего общественными, естественными и техническими науками, т.  е. пограничными с психологией науками. Психология использует учение о деятельности как общественно-исторической категории для анализа и объяснения психических явлений и поэтому неизбежно очень часто «…происходит подмена психологических аспектов анализа деятельности философскими, социологическими экономическими и т. д., и наоборот» /86, с. 193/.

Теоретические ориентиры в анализе категории деятельности

В качестве наиболее важных общепринятых теоретических ориентиров, раскрывающих значение и общее содержание категории деятельности, можно выделить следующие.

1). Категория деятельности является важнейшей категорией, характеризующей бытие человека. Без этой категории анализ человеческого бытия невозможен /79,86,112/.

Деятельность характеризует бытие человека.

2). Деятельность относится к специфической форме активности (свойственной человеку и обществу), преобразующей действительность. Подчеркивая многозначность слова «деятельность», Б. Ф. Ломов отмечает: «Не рассматривая всех используемых (и возможных) значений слова «деятельность», отметим, что в самом широком значении оно относится к любым активным системам. В этом значении оно эквивалентно термину «активность» и, безусловно, может применяться при описании и анализе очень широкого класса явлений, в том числе и психических» /86, с. 192/.

В широком значении слова термин «деятельность» эквивалентен термину «активность»(«activity» – деятельность, «action» – действие).

Анализируя основные психические процессы, А. Н. Леонтьев, указывает: «Первое, что должно быть выделено среди многообразных форм человеческой активности, – это различные типы сложных деятельностей, осуществляющие соответственно различные формы отношения человека к действительности (практическая деятельность, познавательная деятельность, эстетическая деятельность и т. п.) /72, с. 18/.

Деятельность – форма и проявление активности.

3). Категория деятельности, не являясь исключительно психологической категорией, в психологии традиционно считается общепринятой. Она относится к числу базовых психологических категорий наряду с такими категориями как психическое отражение, личность, сознание, общение (рис. № 1).

Рис. № 1. Базовые категории психологии.

А. Н. Леонтьев в качестве категорий «…наиболее важных для построения целостной системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов» выделяет следующие: «Это – категория предметной деятельности, категория сознания человека и категория личности. Первая из них является не только исходной, но и важнейшей» /79, с. 12/.

Б. Ф. Ломов в качестве базовых категорий психологической науки («…в том смысле, что на их основе строится ее понятийный аппарат» /86, с. 289/) рассматривает категории отражения, деятельности, личности и общения /86/.

Деятельность – базовая категория психологии.

4). Категория деятельности тесно взаимосвязана с базовыми категориями психологии и взаимодействует с ними.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, вне целостной системы деятельности не может быть понято психическое отражение. В ряде своих исследований он показал, что психическое отражение рождается в процессе развития чувственно-практической деятельности, что образ (психическое отражение) всегда занимает существенное место в системе деятельности и что в отрыве от деятельности нельзя понять ни его генезис, ни его функционирование /72–73,75,78–80/.

Категории деятельности и психического отражения взаимосвязаны.

В исследованиях Б. Ф. Ломова прослежена взаимосвязь категории деятельности с категорией общения, а также выделены основные функции общения в деятельности. Он показал, что общение выполняет в деятельности несколько функций:

1— общение составляет переходную форму деятельности на пути ее трансформации из коллективной в индивидуальную;

2 – общение включено в коллективную деятельность;

3 – общение само является важнейшим видом человеческой деятельности /84,86/.

Категории деятельности и общения взаимосвязаны.

Взаимосвязь категорий деятельности и личности раскрывается в ряде исследований.

В исследованиях А. В. Петровского личность рассматривается как субъект устойчивой системы социальных отношений, реализующихся в деятельности и общении; главной характеристикой личности он считает ее представленность в жизнедеятельности других людей/99/.

Б. Ф. Ломов, рассматривая базовые для психологической науки категории, подчеркивал: «…психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту – общественному индивиду-личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют. Но этим качеством обладает личность. Таким образом, и проблема деятельности и проблема общения «замыкаются» на проблему личности… через анализ деятельности и общения (более широко всей жизнедеятельности человека) психология раскрывает… психический склад личности, ее внутренний духовный мир»/86, с. 289/

Категории деятельности и личности взаимосвязаны.

Анализируя генезис сознания, А. Н. Леонтьев показывает его психологическую многомерность через взаимосвязь категорий деятельности и сознания. Он отмечает: «Деятельность субъекта – внешняя и внутренняя – опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности… Психическая реальность, которая непосредственно открывается нам, – это субъективный мир сознания… Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» /79, с. 124–125/. И далее: «…Очевидно, что объяснение природы сознания лежит в тех же особенностях человеческой деятельности, которые создают его необходимость: в ее объективно-предметном, продуктивном характере» /79, с. 127/.

Категории деятельности и сознания взаимосвязаны.

5). Категория деятельности выполняет в психологии две методологические функции:

1 – деятельность как объяснительный принцип,

2 – деятельность как предмет изучения (рис. № 2).

Рис. № 2. Методологические функции категории деятельности в психологических теориях.

В ряде исследований показано, что в научных работах Л. С. Выготского-методолога категория деятельности занимает центральное место, и что названные функции деятельности были выделены впервые именно им при формулировании нормативных требований к построению и анализу психологических теорий /28,109–110/.

По мнению Л. С. Выготского /22-25/, в любой психологической теории должны присутствовать следующие центральные моменты:

1. Наличие общего объяснительного принципа (он объясняет границы и структуру теории).

2. Наличие собственно предмета изучения (основное понятие). При этом Л. С. Выготский четко развел категории «объяснительный принцип» и «предмет исследования».

3. Выделены единицы психологического анализа, входящие в концептуальный аппарат теории. Размерность единицы психологического анализа задает объяснительный принцип; единицу анализа можно использовать как индикатор скрытого объяснительного принципа теории.

Отношения категорий «объяснительный принцип» и «предмет изучения» находятся в динамике.

Выделив две методологические функции деятельности, Л. С. Выготский фактически очертил контуры деятельностного подхода в психологии.

Категория деятельность выполняет две методологические функции.

6). В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова (1975) деятельность определяется как занятие, труд.

Деятельность=труд.

7). Конкретно-психологическое содержание деятельности наиболее рельефно выступает в следующих рабочих определениях.

В современном психологическом словаре деятельность рассматривается как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности /108*, с 95/.

A. Н. Леонтьев: «Мы называем деятельностью не всякий процесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности» /80, с. 518/. В другом месте находим: «Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т. е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» /79, с. 81–82/. (В высказываниях подчеркивается главная функция деятельности – ориентир в предметном мире и отмечается ее системное строение).

С. Л. Рубинштейн: «..деятельность человека в целом – это прежде всего воздействие, изменение действительности;… это не только воздействие, изменение мира и порождение тех или иных объектов, но и общественный акт или отношение в специфическом смысле этого слова. Поэтому деятельность – это не внешнее делание, а позиция по отношению к людям, обществу, которую человек всем своим существом, в деятельности проявляющимся и формирующимся, утверждает» /112, т. 2, с. 89/. (В высказывании представлен поведенческий аспект).

B. Д. Шадриков: «…деятельность – как форма активного отношения к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей («потребительских стоимостей») и освоением общественного опыта /131, с. 43/. (В данном определении деятельность рассматривается как форма социально значимой активности).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Психологическая характеристика деятельности

Определение 1

Деятельность в психологии – это специфическая активность человека, которая регулируется с помощью сознания. Она порождена потребностями и направлена на познание и преобразование самого себя и внешнего мира.

Сущность и особенности деятельности

Деятельность представляет собой процесс активного отношения индивида к действительности. В ходе него субъект достигает поставленных ранее целей, удовлетворяет различные потребности и осваивает общественный опыт. Отличительные черты деятельности представлены общественным характером, целенаправленностью, систематичностью и плановостью. В качестве основных характеристик деятельности выступает предметность и наличие субъекта.

В анализе деятельности принято рассматривать 3 плана:

  • Генетический,
  • Структурный (функциональный),
  • Динамический.

В структуре деятельности присутствуют субъект и объект. Субъект представлен тем, кто осуществляет деятельность, а объект – это то, на что она направлена. В качестве субъекта деятельности может выступать человек, группа людей, определенная компания (предприятие), государственный орган. Объекты включают ресурсы или природные материалы, предметы, сферы или области жизни. Деятельность субъекта также может концентрироваться на другом человеке.

Деятельность представляет собой внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, которая регулируется с помощью сознательной цели. В ее структуре рассматриваются мотивы и цели, способы и приемы.

Мотивы и цель деятельности

Замечание 1

Мотивы – это внутренние цели, связанные с потребностями личности. Они побуждают человека к определенной деятельности. В качестве основы деятельности выступает побуждение (то, ради чего она осуществляется). Мотивы человеческой деятельности представлены различными видами: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные.

Органические мотивы концентрируются на удовлетворении естественных потребностей организма. В ходе своей деятельности человек создает условия, в наибольшей степени способствующие этому. Подобные мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма.

С помощью функциональных мотивов происходит удовлетворение различных культурных форм активности (например, деятельность в ходе игр и занятий спортом). Для материальных мотивов характерно побуждение человека к деятельности, которая направлена на создание предметов домашнего обихода, инструментов и вещей.

Социальные мотивы способны порождать разные виды деятельности, которые концентрируются на определении своего места в обществе, получении признания и уважения со стороны окружающих. В основе духовных мотивов находятся виды деятельности, связанные с самосовершенствованием.

Психологически тип деятельности, как правило, определяют по ее доминирующему мотиву (доминирующий по той причине, что любая человеческая деятельность много мотивирована, то есть ее побудителями могут быть несколько мотивов). Мотивация деятельности в процессе ее развития не может оставаться неизменной. Например, для трудовой или творческой деятельности с течением времени актуальными становятся другие мотивы, а старые отходят на второй план.

Иногда отдельные действия, ранее включенные в состав деятельности в целом, могут выделяться из нее. Они приобретают самостоятельный статус, превращаются в деятельность, обладающую собственным мотивом. В этой ситуации можно отметить факт зарождения новой деятельности. С возрастом происходит развитие человека и меняется мотивация его деятельности. Если человек меняется в качестве личности, то происходит преобразование мотивов его деятельности.

Прогрессивное человеческое развитие можно характеризовать с помощью движения мотивов в сторону их большего одухотворения. Мотивы меняются от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным.

Мотив и цель в рамках деятельности — это определенный вектор, который определяет ее направление, сумму усилий, которые должен приложить субъект при выполнении действий. Данный вектор способен организовать систему психических процессов и состояний, которые формируются и разворачиваются в процессе деятельности.

Цели являются самыми значимыми для индивида предметами, явлениями, задачами и объектами. Достижение их и обладание ими представляют собой суть человеческой деятельности. Цель деятельности состоит в идеальном представлении ее будущего результата. В качестве цели деятельности, как правило, выступает ее продукт, представляющий собой некий реальный физический предмет. Также это могут быть:

  • Полученные знания,
  • Приобретенные умения и навыки,
  • Определенный творческий результат в виде мысли, идеи, теории, произведения искусства и др.

Основные виды деятельности

Возникновение и совершенствование разных видов деятельности человека является сложным и длительным процессом. Принято выделять 3 вида деятельности, которые генетически сменяли друг друга и сосуществовали в течение всего жизненного пути человека: труд, игра, учение.

Виды деятельности изначально отличаются по конечным результатам, которые представлены продуктом деятельности. Также для них характерны разные организация и особенности мотивации. Игра – представляет собой форму человеческой деятельности в условных ситуациях. Она концентрируется на воссоздании и усвоении общественного опыта, который фиксируется в социально закрепляемых способах осуществления предметного действия.

В рамках деятельности принято рассматривать несколько типов игр. Как правило, на практике чаще всего можно встретить смешанные типы игр, включая предметные, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами. Игра обладает характером развлечения, преследуя цель получения отдыха. Часто игра служит средством символической разрядки напряженности, которая возникает под воздействием актуальных потребностей человека, которые он не может удовлетворить другим способом.

Теория деятельности | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Педагогическая психология: Оценка · Вопросы · Теория и исследования · Методы · Техника X предмет · Специальное изд. · Пастораль


Теория деятельности (АТ) — советская психологическая метатеория, парадигма или структура, уходящая своими корнями в социокультурный подход. Его основателями были Алексей Николаевич Леонтьев и С. Л. Рубинштейн (1889-1960). Он стал одним из основных психологических подходов в бывшем СССР, получив широкое распространение как в теоретической, так и в прикладной психологии, в таких областях, как образование, обучение, эргономика и психология труда.

Содержание

  • 1 История теории деятельности
    • 1.1 Выготский
    • 1.2 Леонтьев
    • 1.3 Запад
    • 1.4 Теория деятельности и информационные системы
  • 2 Объяснение теории деятельности
    • 2.1 Деятельность
    • 2.2 Уровни теории деятельности
    • 2.3 Внутренняя плоскость действия
    • 2.4 Творчество человека
    • 2.5 Обучение и неявные знания
  • 3 приложения
    • 3.1 Разработка программного обеспечения
  • 4 Каталожные номера
  • 5 См. также

История теории деятельности

Истоки теории деятельности можно проследить до нескольких источников, которые впоследствии дали начало различным взаимодополняющим и переплетающимся направлениям развития. В этом отчете основное внимание будет уделено двум наиболее важным из этих направлений. Первая связана с Московским институтом психологии и, в частности, с тройкой молодых и одаренных исследователей Льва Семеновича Выготского (1896–1934), Александр Романович Лурия (1902–77) и Алексей Николаевич Леонтьев (1903–79). Выготский основал культурно-историческую психологию, важное направление деятельностного подхода; Леонтьев, один из основных основоположников теории деятельности, как продолжил, так и выступил против работы Выготского. Леонтьевская формулировка общей теории деятельности в настоящее время является наиболее влиятельной в постсоветских разработках в области АТ, которые в большей степени касались социально-научных и организационных, а не психологических исследований.

Второе крупное направление развития АТ связано с такими учеными, как П. К. Анохин (1898-1974) и Н. А. Бернштейн (1896-1966), более непосредственно занимающимися нейрофизиологическими основами деятельности; его основание связано с советским философом психологии С. Л. Рубинштейном (1889-1960). Эта работа впоследствии была развита такими исследователями, как Пушкин, Зинченко и Гордеева, Пономаренко, Зараковский и др., а в настоящее время наиболее известна благодаря работам по системно-структурной теории деятельности, проводимым Г. З. Бедным и его сотрудниками.

Выготский

Вереникина обсуждает вклад Выготского, начиная с замечания, что «жизненной целью Выготского было создание психологии, адекватной исследованию сознания. Он заявил, что сознание конструируется через взаимодействие субъекта с миром и является атрибутом отношения между субъектом и объектом». (естественные) психические процессы с помощью психологических средств (искусственных устройств для овладения психическими процессами) и интернализации». понятие инструмент как форма «опосредованного действия», которое «внешне ориентировано [и] должно привести к изменению объектов». Лурия объясняет это так: «Выготский полагал, что высшие психические процессы имеют социальное происхождение. .. он предположил, что простейшую форму [сознательного] поведения человека можно найти в использовании орудий или знаков, где орудие (или знак) может Взамен элементарной схемы S R S » для раздражителя, « R » для рефлекса) он предложил новую схему S x R ), где S означает стимул, x средство (орудие или знак) и R рефлекс.

Таким образом, продолжает Лурия, объяснение сложных явлений, таких как человеческая деятельность, «должно лежать не в ее сведении к отдельным элементам, а, скорее, в ее включении в богатую сеть существенных связи.»

Леонтьев

После ранней смерти Выготского Леонтьев стал руководителем исследовательской группы по теории деятельности и значительно расширил рамки. В этой статье можно лишь кратко рассмотреть Леонтьева. взносы. Многие из изложенных ниже особенностей теории деятельности восходят, по крайней мере, в первоначальном виде, к работам Леонтьева. Леонтьев впервые исследовал психологию животных, рассматривая различные степени, в которых можно сказать, что животные обладают психическими процессами. Он пришел к выводу, что рефлексионизм Павлова не является достаточным объяснением поведения животных и что животные имеют активное отношение к действительности, которое он назвал деятельность . В частности, поведение высших приматов, таких как шимпанзе, можно было объяснить только формированием у них многофазных планов с помощью орудий.

Затем Леонтьев перешел к людям и указал, что люди совершают «действия», которые сами по себе не удовлетворяют потребность, но способствуют конечному удовлетворению потребности. Часто эти действия имеют смысл только в социальном контексте совместной трудовой деятельности. Это привело его к различию между видами деятельности , которые удовлетворяют потребность, и действий , составляющих деятельность.

Леонтьев также утверждал, что деятельность, которой занимается человек, отражается в его психической деятельности, т. е. (по его выражению) материальная реальность «представляется» сознанию, но только в ее жизненный смысл или значение.

Запад

Теория деятельности, за исключением нескольких публикаций в западных журналах, оставалась неизвестной за пределами Советского Союза до середины 1980-х годов, когда ее подхватили скандинавские исследователи. (Первая международная конференция по теории деятельности состоялась только в 1986. Самая ранняя несоветская статья, на которую ссылается Нарди, — это статья Юрье Энгестрёма 1987 года: «Обучение путем расширения»). Это привело к переформулировке теории деятельности. Куутти отмечает, что термин «теория деятельности» «может использоваться в двух смыслах: относящийся к исходной советской традиции… или относящийся к международному, многоголосому сообществу, применяющему оригинальные идеи и развивающему их дальше».

Некоторые изменения являются систематизацией работ Леонтьева. Хотя изложение Леонтьева ясно и хорошо структурировано, оно не так хорошо структурировано, как формулировка Юрьё Энгестрёма. Каптелинин замечает, что Энгестрём «предложил схему деятельности, отличную от схемы [Леонтьева]. содержит три взаимодействующих сущности — индивидуума, предмета и общности — вместо двух компонентов — индивидуума и предмета — в исходной схеме [Леонтьева]».

Были внесены некоторые изменения, очевидно, путем импорта понятий из теории взаимодействия человека и компьютера. Например, введено понятие правил , которого нет у Леонтьева. Так же понятие коллективного субъекта было введено в 1970-х и 1980-х годах (Леонтьев ссылается на «совместную трудовую деятельность», но имеет в качестве субъектов деятельности только отдельных лиц, а не группы).

Теория деятельности и информационные системы

Применение теории деятельности к информационным системам основано на работах Бонни Нарди и Кари Куутти. Работа Куутти рассматривается ниже. Подход Нарди вкратце сводится к следующему: Нарди увидел Теория деятельности как «… мощный и проясняющий описательный инструмент, а не сильно предсказательная теория. Объект теории деятельности состоит в том, чтобы понять единство сознания и деятельности… Теоретики деятельности утверждают, что сознание не является набором дискретных бестелесных когнитивных действия (принятие решений, классификация, запоминание), и уж точно не мозг; скорее, сознание находится в повседневной практике: ты есть то, что ты делаешь». Нарди также утверждал, что «теория деятельности предлагает сильное понятие опосредование — весь человеческий опыт формируется инструментами и знаковыми системами, которые мы используем». Кроме того, она определяет «некоторые из основных проблем теории деятельности: [как] сознание, асимметричные отношения между людьми и вещами и роль артефактов в повседневной жизни». Она объяснила, что «основной принцип теории деятельности состоит в том, что понятие сознания является центральным для описания деятельности. Выготский описывал сознание как явление, объединяющее внимание, намерение, память, рассуждение и речь…» и «Теория деятельности с ее акцент на важности мотива и сознания, которые принадлежат только людям, рассматривает людей и вещи как принципиально разные. Люди не сводятся к «узлам» или «агентам» в системе; «обработка информации» не рассматривается как нечто, что можно моделировать одинаково для людей и машин».

Нарди утверждал, что область взаимодействия человека с компьютером «в значительной степени игнорировала изучение артефактов, настаивая на мысленных представлениях как на надлежащем месте изучения», а теория деятельности рассматривается как способ устранения этого дефицита.

В более поздней работе Нарди и др. , сравнивая теорию деятельности с когнитивной наукой, утверждают, что «теория деятельности — это, прежде всего, социальная теория сознания» и, следовательно, «… теория деятельности хочет определить сознание, т. е. все психические функции, включая воспоминание, решение, классификация, обобщение, абстрагирование и т. д. как продукт нашего социального взаимодействия с другими людьми и использования нами инструментов». психология отличает сознательные функции от бессознательных.

Объяснение теории деятельности

В этом разделе представлено краткое введение в теорию деятельности и некоторые краткие комментарии о человеческом творчестве в теории деятельности и последствиях теории деятельности для неявного знания и обучения.

Деятельность

Теория деятельности начинается с понятия деятельности. Деятельность рассматривается как система человеческого «действия», посредством которой субъект работает над объектом для получения желаемого результата. Для этого субъект использует инструменты, которые могут быть внешними (например, топор, компьютер) или внутренними (например, план). Например, деятельностью может быть работа автоматизированного колл-центра. Как мы увидим позже, в деятельность могут быть вовлечены многие субъекты, и каждый субъект может иметь один или несколько мотивов (например, улучшение управления поставками, карьерный рост или получение контроля над жизненно важным источником организационной власти). Простым примером действия в колл-центре может быть телефонный оператор (субъект), который изменяет платежную запись клиента (объект) таким образом, чтобы платежные данные были правильными (результат), используя графический интерфейс для базы данных (инструмент).

Куутти формулирует теорию деятельности в терминах структуры деятельности. «Деятельность есть форма деятельности, направленная на объект, и деятельности отличаются друг от друга по к своим объектам. Превращение объекта в результат мотивирует существование деятельности. Объект может быть материальным, но может быть и менее материальным».

Затем Куутти добавляет третий термин, орудие, которое «посредничает» между деятельностью и объектом. «Инструмент одновременно и разрешает, и ограничивает: он расширяет возможности субъекта в процесс трансформации с «кристаллизованным» в нем исторически накопленным опытом и навыками, но он также ограничивает взаимодействие с точки зрения этого конкретного инструмента или инструмента; другие потенциальные признаки объекта остаются невидимыми для субъекта…».

Орудия, как замечает Вереникина, — это «социальные объекты с определенными способами действия, выработанные общественно в процессе труда и возможны только потому, что они соответствуют целям практические действия».

Уровни теории деятельности

Деятельность моделируется как трехуровневая иерархия. Куутти схематизирует процессы в теории деятельности как трехуровневую систему.

Вереникина, перефразируя Леонтьева, поясняет, что «несовпадение действия и операции… проявляется в действиях орудиями, т. е. материальными предметами, которые кристаллизуются операции, а не действия или цели. Если перед человеком стоит конкретная цель, скажем, разобрать машину, то он должен использовать различные операции; не имеет значения, как человек операции были изучены, потому что формулировка операции происходит иначе, чем формулировка цели, которая инициировала действие».

Уровни деятельности также характеризуются по своему назначению: «Деятельность ориентирована на мотивы, т. е. на объекты, побуждающие сами по себе. Каждый мотив есть предмет, материальный или идеальный, удовлетворяющий потребность. Действия — это процессы, функционально подчиненные действиям; они направлены на конкретные осознанные цели. Действия реализуются через операции, которые определяется реальными условиями деятельности».

Энгестрём разработал расширенную модель деятельности, которая добавляет еще один компонент, сообщество («те, кто разделяет один и тот же объект»), а затем добавляет правила для посредничества между субъектом и сообществом, а также разделение труда для посредничества между объектом и сообществом .

Куутти утверждает, что «Эти три класса следует понимать широко. Инструментом может быть все, что используется в процессе трансформации, включая как материальные инструменты, так и инструменты мышления. Правила охватывают как явные, так и неявные нормы, условности и социальные отношения внутри сообщества. Разделение труда относится к явной и неявной организации сообщества в связи с процесс превращения объекта в результат».

Теория деятельности, таким образом, включает понятие о том, что деятельность осуществляется в социальном контексте или, в частности, в сообществе. Таким образом, способ, которым действие вписывается в контекст, устанавливается двумя результирующими понятиями:

  • правила: они являются как явными, так и неявными и определяют, как субъекты должны вписываться в сообщество;
  • разделение труда: это описывает, как объект деятельности относится к сообществу.

Внутренний план действий

Теория деятельности предоставляет ряд полезных концепций, которые можно использовать для устранения недостатка выражения для «мягких» факторов, которые неадекватно представлены в большинстве структур моделирования процессов. Одним из таких понятий является внутренний план действия. Теория деятельности признает, что каждая деятельность имеет место в двух плоскостях: внешнем плане и внутреннем плане. Внешний план представляет объективные компоненты действия, а внутренний план представляет субъективные компоненты действия. Каптелинин определяет внутренний план действий как «Способность человека производить манипуляции над внутренним представлением внешних объектов до начала действий с этими объектами в реальности».

Подробнее см. Вереникина.

Рассмотренные выше концепции мотивов, целей и условий также способствуют моделированию мягких факторов. Один из принципов теории деятельности состоит в том, что многие виды деятельности имеют множественную мотивацию («полимотивация»). Например, программист при написании программы может решать задачи, связанные с несколькими мотивами, такими как увеличение его или ее годового бонуса, получение соответствующего карьерного опыта и содействие достижению целей организации.

Теория деятельности далее утверждает, что субъекты сгруппированы в сообщества, с правилами, опосредующими отношения между субъектом и сообществом, и разделением труда между объектом и сообществом. Предмет может быть частью нескольких сообществ, а само сообщество может быть частью других сообществ.

Человеческое творчество

Человеческое творчество играет важную роль в теории деятельности, согласно которой «люди… по существу являются творческими существами» в «творческом, непредсказуемом характере». Тихомиров также анализирует важность творческая деятельность , противопоставляя ее рутинной деятельности , и отмечает важный сдвиг, вызванный компьютеризацией баланса в сторону творческой деятельности.

Обучение и неявное знание

Теория деятельности имеет интересный подход к сложным проблемам обучения и, в частности, неявного знания . Обучение было излюбленной темой теоретиков менеджмента, но его часто представляли абстрактно, отдельно от рабочих процессов, к которым должно применяться обучение. Теория деятельности предлагает потенциальную корректировку этой тенденции. Например, обзор Энгестрёма работы Нонаки о создание знаний предлагает усовершенствования, основанные на теории деятельности, в частности, предполагая, что процесс организационного обучения включает в себя предварительные этапы формирования целей и проблем, которых нет в Нонаке. Ломпшер, вместо того чтобы рассматривать обучение как передачу , видит формирование целей обучения и понимание учащимися того, что им необходимо усвоить, как ключ к формированию учебной деятельности.

Особое значение для изучения обучения в организациях имеет проблема неявное знание , которое, по словам Нонаки, «является очень личным и трудно формализуемым, что затрудняет общение с другими или обмен ими с другими». Леонтьева концепция операция дает важное представление об этой проблеме. Кроме того, ключевая идея интернализации первоначально была введена Выготским как «внутренняя реконструкция внешней операции». Впоследствии интернализация стала ключевым термином теории неявного знания и была определена как «процесс воплощения явного знания в неявное знание». Интернализация была описана Энгестрём как «ключевой психологический процесс». механизм», открытый Выготским и далее обсуждаемый Вереникиной.

Приложения

Разработка программного обеспечения

Теория деятельности применяется для решения сложных неуловимых проблем проектирования. Подробности и дополнительную информацию см. в специальном выпуске «Совместная работа с компьютерной поддержкой» по теме «Теория деятельности и практика проектирования» .

Список литературы

  • Леонтьев А. Проблемы развития психики . Английский перевод, Прогресс Пресс, 1981, Москва. (Русский оригинал 1947).
  • Нарди, Бонни А. (ред.) . Контекст и сознание: теория деятельности и взаимодействие человека с компьютером. MIT Press, Кембридж, Массачусетс, 1996.
  • Вереникина И. «Культурно-историческая психология и теория деятельности». В Hasan, H., Gould, E. and Hyland, P. (Eds) Информационные системы и теория деятельности: инструменты в контексте , 7–18. University of Wollongong Press, 1998, Вуллонгонг.
  • Дэвид Ф. Редмилес (редактор). Совместная работа с компьютерной поддержкой (CSCW), специальный выпуск Теория деятельности и практика проектирования . 11(1-2), 2002. См. также Теория деятельности и практика проектирования.

См. также

  • Распределенное познание
  • Расположенное познание

de:Tätigkeitstheorie fr: Теория активности

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Народная психология психической деятельности

Обзор

. 1989 г., апрель; 96 (2): 187–207.

doi: 10.1037/0033-295x.96.2.187.

LJ Рипс, FG Конрад

  • PMID: 2652170
  • DOI: 10.1037/0033-295х.96.2.187

Обзор

LJ Rips et al. Психолог преп. 1989 апреля

. 1989 г., апрель; 96 (2): 187–207.

doi: 10.1037/0033-295x.96.2.187.

Авторы

LJ Рипс, FG Конрад

  • PMID: 2652170
  • DOI: 10. 1037/0033-295х.96.2.187

Абстрактный

Центральным аспектом представлений людей о разуме является то, что умственная деятельность — например, мышление, рассуждение и решение проблем — взаимосвязаны, причем одни виды деятельности являются видами или частями других. В психологии здравого смысла рассуждение — это разновидность мышления, а рассуждение — часть решения проблем. Представления людей об этих психических видах и частях могут дать ключи к обычному значению этих терминов и к различиям между народной и научной психологией. В этой статье мы используем новую технику получения частичных порядков для анализа решений испытуемых о том, является ли одна умственная деятельность разновидностью или частью другой. Полученные таксономии и партономии отличаются от таксономий и партономий обычных объектов тем, что в этой области обнаруживается обратное отношение: одна умственная деятельность является частью другой, если вторая является разновидностью первой. Производные таксономии и партономии также позволяют нам предсказать результаты дальнейших экспериментов, которые изучают память испытуемых об этих действиях, их оценки важности действий и их суждения о том, могут ли существовать «возможные разумы», которые обладают некоторыми действиями, но не другие.

Похожие статьи

  • Что такое народная психология?

    Стич С., Равенскрофт И. Стич С. и др. Познание. 1994 г., апрель-июнь; 50 (1-3): 447-68. doi: 10.1016/0010-0277(94)

  • -x. Познание. 1994. PMID: 8039374

  • Развитие мыслительной обработки: работоспособность, рабочая память и мышление.

    Деметриу А., Христу С., Спанудис Г., Платсиду М. Деметриу А. и др. Monogr Soc Res Child Dev. 2002;67(1):i-viii, 1-155; обсуждение 156. Monogr Soc Res Child Dev. 2002. PMID: 12360826

  • Переосмысление представлений людей о психической жизни.

    Вайсман К., Двек К.С., Маркман Э.М. Вейсман К. и др. Proc Natl Acad Sci U S A. 2017 Oct 24;114(43):11374-11379. doi: 10.1073/pnas.1704347114. Epub 2017 11 октября. Proc Natl Acad Sci U S A. 2017. PMID: 29073059 Бесплатная статья ЧВК.

  • Перспективы принятия точки зрения: как дети думают об умах других.

    Берч С.А., Ли В., Хэддок Т., Греар С.Е., Броссо-Лиард П., Баймель А., Уайт М. Берч С.А. и др. Adv Child Dev Behav. 2017;52:185-226. doi: 10.1016/bs.acdb.2016.10.005. Epub 2016 23 декабря. Adv Child Dev Behav. 2017. PMID: 28215285 Обзор.

  • Клинические рассуждения в мануальной терапии.

    Джонс Массачусетс. Джонс М.А. физ. тер. 1992 декабрь; 72 (12): 875-84. doi: 10.1093/ptj/72.12.875. физ. тер. 1992. PMID: 1454863 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Метафорическое расширение глагола в условиях семантического напряжения.

    Кинг Д., Гентнер Д. Кинг Д. и др. Знания наук. 2022 май;46(5):e13141. doi: 10.1111/cogs.13141. Знания наук. 2022. PMID: 35587112 Бесплатная статья ЧВК.

  • Организация глаголов знания: свидетельство культурной общности и вариаций в теории разума.

    Schwanenflugel PJ, Martin M, Takahashi T. Schwanenflugel PJ и соавт. Мем Когнит. 1999 сен; 27 (5): 813-25. дои: 10. 3758/bf03198534. Мем Когнит. 1999. PMID: 10540810

  • Частичная ассоциация в категоризации актов.

    Ван Мехелен И., Де Бек П. Ван Мехелен I и др. Мем Когнит. 1993 Январь; 21 (1): 41-7. дои: 10.3758/bf03211163. Мем Когнит. 1993. PMID: 8433646

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • Mh49633/MH/NIMH NIH HHS/США

Занятия и демонстрации – преподавание психологии

01. Психология как наука: мышление исследователя, без категорий / Занятия и демонстрации, эмпирические рассуждения, интуиция / Автор TeachPsychScience Редактор

 В этом упражнении используется онлайн-апплет Java, чтобы продемонстрировать ограниченность человеческой интуиции и необходимость эмпирических рассуждений при изучении психологических явлений. Щелкните здесь, чтобы перейти к действию

11. Факторный расчет, 13. Двухфакторный дисперсионный анализ (ANOVA) / Действия и демонстрации, ANOVA, Применение статистических концепций, Факторный расчет, Логическая статистика / По TeachPsychScience Редактор

В этом задании используется ресурс Teach Psych Science Краткие шаги для проведения факторного дисперсионного анализа: от данных до последующих тестов и выводов для расчета и интерпретации набора данных факторного дисперсионного анализа 2X3 с нуля (все расчеты вручную). Предоставляется сценарий исследования и данные. Щелкните здесь, чтобы узнать об активности.

05. Качественные исследования, 06. Наблюдательные исследования, Без категорий / Мероприятия и демонстрации, Архивные исследования, Методы наблюдения / По TeachPsychScience Редактор

В этом упражнении учащиеся сначала проводят мозговой штурм по поведению, которое может присутствовать в детском телешоу и которое может указывать на агрессию и сотрудничество. Затем они смотрят эпизод «Губки Боба Квадратные Штаны», кодируя определенное поведение для агрессии и сотрудничества. Они комментируют процесс записи поведения и рекомендуют ли они шоу родителям. …

Упражнение: Использование SpongeBob Squarepants для обучения наблюдательному/архивному исследованию и кодированию поведения Подробнее »

05. Качественные исследования / Мероприятия и демонстрации, Контент-анализ / Автор TeachPsychScience Редактор

В этом упражнении учащиеся знакомятся с архивными исследованиями, предлагая им провести анализ содержания личных объявлений. Щелкните здесь, чтобы получить задание.

04. Набор инструментов психолога: выборка, измерение, надежность и валидность, 10. Внутренний дизайн субъектов / Действия и демонстрации, Внутренняя валидность / Автор TeachPsychScience Редактор

Чтобы помочь учащимся запомнить потенциальные источники угроз внутренней достоверности, я использую аббревиатуру «МИССИС СМИТ». Этот ресурс содержит раздаточный материал с описанием этих угроз, а также упражнение, в котором учащимся необходимо определить эти возможные угрозы. Щелкните здесь, чтобы получить ссылку на мероприятие.

03. Этика: принятие этических решений в исследованиях / Мероприятия и демонстрации, Этика / Автор TeachPsychScience Редактор

Это задание помогает учащимся применять этические принципы в классе к конкретному исследовательскому проекту. Небольшие группы студентов выступают в роли имитации Институционального наблюдательного совета (IRB), выявляя проблемы и предлагая изменения, чтобы сделать приложение более этично обоснованным. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание.

03. Этика: принятие этических решений в исследованиях / Мероприятия и демонстрации, Этика / Автор TeachPsychScience Редактор

 Это занятие помогает учащимся затронуть этические вопросы уязвимых групп населения, минимальный риск, благодеяние, информированное согласие/согласие несовершеннолетних. Небольшие группы сравнивают «Эксперимент маленького Альберта» Уотсона с павловским розыгрышем в телешоу «Офис» и новостной статьей о дедовщине/розыгрышах. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание.

02. Процесс исследования: от идей к инновациям, методы исследования / мероприятия и демонстрации, формулирование гипотез, популярные СМИ / автор TeachPsychScience Редактор

Используя заголовок текущих новостей в качестве вдохновения, это задание позволяет учащимся превратить исследовательскую идею в рабочую гипотезу. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание. Фото Людовики Дри на Unsplash

01. Психология как наука: мыслить как исследователь, Методы исследования / Деятельность и демонстрации, Критическое мышление, Популярные СМИ, Мыслить научно / Автор TeachPsychScience Редактор

В этом задании учащиеся посещают книжный магазин, чтобы критически оценить изображение психологии в популярных средствах массовой информации. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание. Фото Меган (Маркхэм) Бакнелл на Unsplash

01. Психология как наука: мышление исследователя, Методы исследования, Без рубрики / Мероприятия и демонстрации, Критическое мышление, Научное мышление / Автор TeachPsychScience Редактор

Студентам дается список характеристик личности, основанный на 12 знаках зодиака, и они должны выбрать, какой из них лучше всего их описывает. Затем мы обсудим, почему эти описания личности написаны достаточно расплывчато, чтобы их можно было применить ко многим людям. Эта активность аналогична классическому эффекту Форера (Forer, 1949). Форер использовал обобщенные …

Упражнение: Использование описаний личности на основе зодиака для изучения предубеждений в мышлении Подробнее »

01. Психология как наука: мышление исследователя, Методы исследования / Деятельность и демонстрация, Критическое мышление, Научное мышление / Автор TeachPsychScience Редактор

В этом упражнении учащиеся анализируют известную редакционную статью о существовании Санта-Клауса с точки зрения различных способов познания (например, интуиция, авторитет, логика и научный метод). Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание. Фото krakenimages на Unsplash

Общение с психологией, Исследование чтения, Отчет об исследовании стиля APA / Действия и демонстрации, Резюме APA, Обсуждение APA, Введение APA, Метод APA, Результаты APA, Стиль APA, Эмпирическая статья, Чтения / By TeachPsychScience Редактор

В этом упражнении учащимся предлагается воссоздать исследовательский отчет в стиле APA, логически организовав отдельные абзацы из опубликованной исследовательской статьи. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание.

Общение с психологией, Отчет об исследовании стиля APA, Процесс написания / Действия и демонстрации, Введение в APA, Групповая деятельность, Практика и предварительная подготовка заданий, Написание первых черновиков / Автор TeachPsychScience Редактор

В этом упражнении учащиеся получают рекомендации по проведению экспертной оценки вводной части APA своего сокурсника. Щелкните здесь, чтобы получить ссылку на задание

.

09. Многогрупповой дизайн, 11. Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), Методы исследования, Статистика / Действия и демонстрации, Идентификация IV и DV, Лаборатории / Авторы Открытие ученого внутри

В этом упражнении из блога The Learning Sciences учащиеся случайным образом распределяются в одну из трех групп: повторять алфавит, считать до 26 или двигаться вперед и назад (A-1-B-2 и т. д.) . Зависимая переменная — это время, необходимое для выполнения задачи. Это можно сделать в классе, но также можно…

Активность: многогрупповая многозадачность Подробнее »

16. Тесты хи-квадрат, статистика / мероприятия и демонстрации, наборы данных, ежедневный пример, лаборатория / автор Открытие ученого внутри

Мы все можем (или должны) согласиться с тем, что Taco Bell — лучший фаст-фуд. Когда вы отправляетесь в Taco Bell, вас обязательно спросят, не хотите ли вы какой-нибудь соус. Лучший ответ: «Удиви меня». Выплата? Горстка пакетиков с соусом. Но распределяются ли ароматы случайным образом или они дают вам …

Упражнение: Хи-квадратный анализ пакетов соуса Taco Bell Подробнее »

*Оценка статистической информации, статистика/мероприятия и демонстрации, руководство/учебник, сопоставление статистики с проектом, онлайн-обучение/от Открытие ученого внутри

Онлайн-руководство дает учащимся описания исследований и просит их выбрать правильную статистику для анализа данных. Всего 11 примеров. Студенты отвечают с помощью вопросов с несколькими вариантами ответов, а учебник обеспечивает руководство / обратную связь на протяжении всего процесса. Вы можете получить доступ к учебнику здесь.

07. Корреляционное/опросное исследование, 15. Регрессия, Методы исследования, Статистика/деятельность и демонстрация, Руководство/учебник, Онлайн-обучение, Выбросы, Прогноз/По Открытие ученого внутри

Онлайн-руководство, которое помогает учащимся пройти исследование и анализ данных с использованием регрессии. Всего имеется 4 модуля, причем первые три наиболее подходят для вводного курса. Модуль 3 короткий, и его можно использовать в качестве демонстрации в классе. Модуль 4 более продвинутый. Во время урока студенты начнут с …

Учебное пособие: Регрессия (WISE) Подробнее »

Статистика / Действия и демонстрации, Применение статистических концепций, Доверительный интервал, Повседневный пример / Автор Открытие ученого внутри

Доктор Алексис Грософски использует игру из книги «Цена правильная», чтобы проиллюстрировать доверительные интервалы (ДИ). Игра может продемонстрировать идею того, как работает CI. Студенты часто находят концептуальные материалы более сложными, чем вычислительные — конкретный пример помогает сделать концепцию доверительного интервала более понятной (и запоминающейся). Видеоклипы …

Цена соответствует доверительным интервалам Подробнее »

*Оценка статистической информации, статистика / мероприятия и демонстрации, применение статистических концепций, потребитель исследований, критическое мышление, групповая деятельность, информационная грамотность / по Открытие ученого внутри

Это задание позволяет учащимся попрактиковаться в оценке статистической информации, представляя им роль терапевта, которому необходимо приобрести программное обеспечение для своей практики. Это также помогает показать учащимся ценность понимания концепций исследований/статистики в контексте, отличном от проведения исследований. Это действие должно занять примерно 15-20 минут. Студенты могут работать индивидуально или …

Деятельность: Оценка статистической информации: Выбор продукта Подробнее »

08.