Деятельность в психологии это: Деятельность это

Категория деятельности в философии и психологии: компаративный анализ

%PDF-1.6 % 1 0 obj > endobj 4 0 obj /ModDate (D:20140919191544+06’00’) /Producer (Adobe PDF Library 10.0) /Author /Title >> endobj 2 0 obj > stream application/pdf

  • Категория деятельности в философии и психологии: компаративный анализ
  • Горбунова Н. Е.Adobe PDF Library 10.02014-09-19T19:15:37+06:00Acrobat PDFMaker 10.1 для Word2014-09-19T19:15:44+06:002014-09-19T19:15:44+06:00uuid:b900f63e-07c6-421b-ad7e-746db47feb23uuid:3895980a-13e4-4690-82ef-df5e7887301e endstream endobj 3 0 obj > endobj 5 0 obj > /Font > /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page /Annots [35 0 R] >> endobj 6 0 obj > /Font > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 7 0 obj > /Font > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 8 0 obj > /Font > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 9 0 obj > /Font > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 10 0 obj > /Font > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 11 0 obj > stream HSn0,

    Деятельность.

    Виды деятельности. | Psylist.net

    Общая психология ↓

    Под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

    Структура деятельности: действия, операция, психофизиологические функции. Действия – это процесс, направленный на реализацию цели. Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственная деятельность  делится на:

    • перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;
    • мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;
    • мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; имажитивную (от image – образ), т.е. деятельность воображения в процессе творчества.

    Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.

    По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

    Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы движений или операций,подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

    Выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки. Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.

    В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

    Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений.

    Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

    Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения.

    Привычки — это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).

    Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.

    Первоначально у ребенка после рождения проявляется простейшее импульсивное поведение. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение. После первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формироваться предметно-практическое поведение. Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуникативное и речевое поведение. В дошкольном возрасте начинает проявляться морально-нравственное поведение.

    Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.

    Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений.

    Учение может иметь пассивный и активный характер.

    Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.

    Похожие материалы в разделе Общая психология:

    • Процессы мышления
    • Виды восприятия
    • Информационная концепция эмоций
    • Природа мышления
    • Теория деятельности в трудах А. Н. Леонтьева
    • Волевые свойства личности
    • Индивидуальные различия в памяти
    • Мечта
    • Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности
    • Виды памяти

    Двигательная активность | в Главе 07: Познание

    Двигательная активность

    Двигательная активность движение . Способность создавать хорошо скоординированные движения — это форма интеллекта, требующая многих из тех же процессов, что и визуальное распознавание сцен и понимание языка.

    Координированные движения спортсмена или танцора требуют сложной деятельности нервной системы. Те же проблемы (и решения), которые возникли при рассмотрении анализа визуальной сцены и понимания языка, снова возникают при рассмотрении координации движений.

    Двигательная активность требует доли секунды интеграции многих источников информации, таких как зрение. Он бесконечно креативен, выражая уникальный конечный продукт, адаптированный к сложным требованиям, таким как язык.

    Как и другие формы познания, двигательная активность основана на схемах: формах или закономерностях, усвоенных на опыте. Как и другие формы познания, двигательная активность находится под влиянием сложного сочетания сознательной и бессознательной обработки.

    Ранние исследования двигательной активности

    Историки психологии прослеживают начало исследований двигательной активности астрономом Фридрихом Вильгельмом Бесселем около 1820 года. Бессел пытался выяснить, почему разные астрономы не могут договориться о местонахождении той или иной звезды на небе в конкретный момент. При этом он наткнулся на концепцию времени реакции .

    Какие «личные уравнения» изучал Бессел?

    Каждый астроном должен был записать точное время совмещения звезды с перекрестием в телескоп. Бессел обнаружил, что существуют постоянные индивидуальные различия в том, как быстро астрономы записывают время.

    Некоторые люди задержались на долю секунды больше, чем другие. Бессел построил «личные уравнения», чтобы скорректировать различия в том, насколько быстро астрономы могут делать свои наблюдения. Он обнаружил различия в среднем времени реакции наблюдателей.

    Сорок лет спустя Вильгельм Вундт сделал время реакции одним из наиболее часто используемых показателей в первой лаборатории экспериментальной психологии. Время реакции (время, прошедшее между событием-стимулом и реакцией) по-прежнему очень распространено в современной психологии.

    Время реакции можно точно измерить. Ими легко манипулировать с помощью статистики (потому что время находится на шкале отношений с истинным нулем).

    В современных лабораториях измерения времени реакции являются одними из самых простых форм измерения с помощью компьютерных программ. Они показывают, например, эффекты прайминга в семантических сетях, как обсуждалось в главе 6.0008 Тейлора. Эти исследования были направлены на повышение работоспособности промышленных и служащих.

    Что такое исследования движения во времени?

    Проанализировав точную последовательность движений, необходимых для конкретной работы, исследователи могли изменить задачу. Они перепроектировали рабочую среду, чтобы сделать работу быстрее.

    Например, эксперт по движению во времени может переместить контейнеры с деталями вдоль сборочной линии. Небольшие изменения могут сократить на несколько секунд время, необходимое для выполнения задачи.

    Какую работу стимулировала Вторая мировая война?

    Вторая мировая война открыла новую эру в исследованиях координации движений. Солдатам часто приходилось управлять сложной техникой в ​​стрессовых условиях. Это привело к сосредоточению внимания на таких переменных, как практика , усталость и стресс и на том, как они влияют на двигательную активность.

    Управление самолетом предъявляло еще один уникальный набор требований. Ранние кабины не были хорошо организованы. Пилот должен был следить за многочисленными циферблатами, манипулируя сложным ручным управлением. Это привело к фатальным ошибкам.

    Акцент на том, как люди взаимодействуют с машинами, помог создать новую дисциплину под названием человеческий фактор . Он изучал отношение людей к сложным технологиям, таким как машины и другие инструменты, включая всю рабочую среду. Мы рассмотрим его в контексте промышленно-организационной психологии в главе 15.

    Измерение зрительно-моторной координации

    В середине 20-го века ученые разработали несколько хорошо известных лабораторных приборов для изучения моторики. Особый интерес представляла зрительно-моторная координация, способность людей выполнять сложные движения рук, приспособленные к постоянно меняющимся визуальным сигналам.

    Зрительно-моторная координация необходима для выполнения многих сложных задач. Индивидуальные различия в этой способности влияют на производительность людей в условиях работы и отдыха, таких как сборочные работы и занятия спортом.

    Одним из широко используемых инструментов для изучения зрительно-моторной координации был аппарат с ротором преследования, показанный на следующем рисунке.


    Устройство с вращающимся винтом

    Ведущий винт состоит из пластины в виде поворотного стола с металлической точкой на ней. Субъект держит палочку с металлическим наконечником. Субъект пытается удержать наконечник на металлическом пятне (активируя таймер), пока блюдо вращается.

    Что такое задача ротора преследования?

    Чтобы палочка оставалась на металлическом пятне, субъект должен отслеживать круговое движение поворотного стола. Скорость вращения может варьироваться. Человек с лучшей координацией будет дольше удерживать кончик палочки на металлическом пятне.

    Вторым инструментом, обычно используемым для изучения моторного контроля, является аппарат с зеркальным отслеживанием . Субъекту дается рисунок, например звезда, которую нужно обвести карандашом. Субъект рассматривает свою руку в зеркале. Барьер блокирует прямой обзор руки.

    Зеркало переворачивает и нарушает нормальную зрительно-моторную координацию. Первоначально рука (видимая в зеркале) движется в направлении, противоположном ожидаемому субъектом.


    Прибор для трассировки зеркал

    Что такое трассировка зеркал?

    Люди постепенно учатся менять нормальное соотношение рук и глаз. С практикой они становятся все более искусными в зеркальной трассировке.

    Стандартные задания, подобные этим, позволяют изучать моторику. Зеркальная трассировка использовалась у известного пациента Х.М.

    Путем тестирования H.M. Нейропсихологи показали, что на аппарате для отслеживания зеркал он может изучать процедуры. Эта предполагаемая процедурная память отличалась от памяти событий.

    Х.М. не сформировали новых воспоминаний о событиях. Он никогда не помнил, как тренировался на устройстве для отслеживания зеркал, хотя его способности с ним улучшились.

    Кривая обучения

    При повторении почти любой двигательной задачи происходит обучение. Человек становится более эффективным или результативным при выполнении задачи.

    В заданиях «Ротор преследования» время нахождения на металлической точке увеличивается. В задаче зеркальной трассировки трассировка становится более точной.

    Прогресс в обучении навыкам обычно следует S-образной кривой, с некоторой мерой навыка по оси Y и количеством попыток по оси X. Сначала прогресс идет медленно, затем субъект может испытать всплеск обучения, который приводит к быстрому подъему на графике.


    S-образная кривая обучения, типичная для сложного обучения

    Какова форма обычной кривой обучения?

    Люди иногда говорят о плато или периодах отсутствия улучшений во время обучения навыкам. Однако когда экспериментаторы искали такое явление, они его не нашли.

    Фиттс и Познер (Fitts and Posner, 1967) обнаружили постепенное улучшение почти всех двигательных навыков с практикой. Они категорически заявили, что «нет плато». Фред Келлер из Гарварда назвал «фантомное плато», поскольку оно случалось редко, но люди верили, что это происходит.

    Что Фиттс и Познер сказали о «плато» в моторном обучении?

    То, что люди называют плато, может быть периодом стабильности после того, как навык усвоен настолько хорошо, насколько это возможно. Большинство процессов роста следуют той же S-образной кривой, что и моторное обучение.

    В общем случае S-образная кривая роста выравнивается, потому что достигается стабильность , ограничивается ресурс, необходимый для роста, или достигается потолок производительности. Например, зеркальная трассировка не может улучшаться вечно.

    При наличии достаточного количества времени для отработки любого навыка нужно стать очень хорошим в нем, тогда развитие прекращается. Это своего рода плато, указывающее на достижение максимальной компетентности.

    В чем причина «S-образной кривой»?

    S-образная кривая обучения наиболее очевидна, когда кто-то изучает очень сложную задачу. Начальная часть кривой медленно поднимается по мере того, как человек знакомится с основными компонентами навыка.

    Фаза крутого восхождения наступает, когда имеется достаточный опыт работы с зачатками или простыми компонентами, чтобы начать собирать все это вместе. Следует быстрый прогресс, пока навык не достигнет потолка или не стабилизируется на высоком уровне.

    Как люди неправильно используют термин «крутая кривая обучения»?

    Люди часто говорят о крутой кривой обучения , когда имеют в виду обратное. Кривая обучения будет крутой, если навык улучшится быстро. Это указывало бы на что-то легкое для изучения .

    Однако то, что большинство людей подразумевают под «крутой кривой обучения», — это трудный опыт обучения . Без сомнения, они думают о крутых холмах и крутых горах, которые затрудняют восхождение. На самом деле самая крутая часть кривой обучения — это та часть, где обучение происходит быстрее всего.

    ———————
    Ссылка:

    Fitts, P. M. & Posner, M. I. (1967) Человеческая деятельность . Бельмонт, Калифорния: Брукс/Коул.

    Предыдущая страница   | Верх страницы   | Содержание главы   | Следующая страница


    Напишите доктору Дьюи по адресу [email protected].


    Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.

    Copyright © 2007-2018 Расс Дьюи

    Занятия – Введение в психологию Учебное пособие

    • PsychCentral — это веб-сайт с обширным освещением вопросов психического здоровья (полезно также и для главы 14).
      (https://psychcentral.com/)
    • Что на самом деле говорят о вашем разуме оговорки по Фрейду: некоторые современные исследования оговорок по Фрейду!
      (http://www.bbc.com/future/story/20160706-what-freudian-slips-really-reveal-about-your-mind)
    • Симптомы, лечение и причины депрессии: Этот веб-сайт посвящен депрессии и маниакальной депрессии. (http://thebrain.mcgill.ca/flash/d/d_08/d_08_p/d_08_p_dep/d_08_p_dep.html)

    Psychological Disorders: Crash Course Psychology #28: Короткое видео о том, как мы определяем «ненормальный».

    Видео 13.1: Психологические расстройства: Crash Course Psychology #28 (https://www.youtube.com/watch?v=wuhJ-GkRRQc), загруженное CrashCourse.

     

    Посмотрите эту серию видеороликов о конкретных расстройствах (часто с дополнительной информацией о том, как лечат расстройства):

    1. Депрессивные и биполярные расстройства: ускоренный курс психологии #30

    Видео 13.2: Депрессивные и биполярные расстройства (https://www.youtube.com/watch?v=ZwMlHkWKDwM), загруженное CrashCourse.

    2. ОКР и тревожные расстройства: ускоренный курс психологии № 29

    Видео 13.3: ОКР и тревожные расстройства, (https://www.youtube.com/watch?v=aX7jnVXXG5o), загружено CrashCourse .

    3. Расстройство личности: ускоренный курс психологии #34

     

    Видео 13-4: Расстройства личности (https://www. youtube.com/watch?v=4E1JiDFxFGk), загружено CrashCourse.

    4. Дисморфические расстройства пищевого поведения и тела: ускоренный курс психологии #33

    Видео 13.5: Дисморфические расстройства пищевого поведения и тела, (https://www.youtube.com/watch?v=eMVyZ6Ax-74) загружено Автор Crash Course 6 октября 2014 г.

    5. Шизофрения и диссоциативные расстройства: Crash Course Psychology #32

    Видео 13.6: Шизоферния и диссоциативные расстройства (https://www.youtube.com/watch?v=uxktavpRdzU), загруженное Crash Course.

    Вечеринка: виртуальный опыт аутизма — 360 Film: Как человек с аутизмом переживает общественное мероприятие? Это 360-градусное видео даст вам некоторое представление.

    Видео 13.7:  Вечеринка: виртуальный опыт аутизма (https://www.youtube.com/watch?v=OtwOz1GVkDg&feature=youtu.be), загруженное The Guardian.

    What Social Anxiety Feels Like: Этот короткометражный фильм описывает, что значит жить с социальной тревогой Является.

     

    1. 21 Удивительный фильм, который на самом деле понимает психические заболевания перечисляет ряд фильмов, в которых главный герой страдает от психологического расстройства. Изучив эту главу и более подробно изучив некоторые расстройства, посмотрите несколько фильмов и посмотрите, насколько точно, по вашему мнению, они отображают расстройство. (https://screenrant.com/best-films-depicting-mental-illness/)
      а) о каких симптомах говорил/показывал персонаж?
      б) кто диагностировал расстройство?
      в) поставили бы вы такой же диагноз на основании информации в вашем тексте?
      г) были ли симптомы, казалось бы, противоречащие диагнозу?
    2. Вы можете провести небольшой эксперимент для изучения стигматизации психологических расстройств, посмотрев, как люди реагируют на описание человека, страдающего или не страдающего психическим расстройством. Основная процедура будет:
      • Шаг 1 – напишите пару абзацев с описанием кандидата на работу (имя, возраст, квалификация, интересы и т. д.), но сделайте две версии. В одном укажите, что человек страдает определенным расстройством (например, депрессией), в другом просто опустите это утверждение. Это ваша капельница (заявку на которую читают люди) с двумя состояниями (с/без упоминания о психологическом расстройстве)
      • Шаг 2 – придумайте несколько вопросов, чтобы узнать, как люди относятся к кандидату на работу. Вы можете использовать шкалу (от 1 до 5, насколько вероятно, что вы наймете этого человека), попросить их перечислить сильные и слабые стороны кандидата и т. д. Ответы людей — это ваш DV.
      • Шаг 3 – попросите каждого друга/участника прочитать ОДНУ из версий и ответить на вопросы, чтобы увидеть, различаются ли ответы на две версии.
        Помните — важно, чтобы вы случайным образом назначали своим друзьям два условия.
      • Шаг 4 – есть ли различия между этими двумя состояниями?
      • Шаг 5 – если бы у вас было время и ресурсы, как бы вы изменили/улучшили это исследование?
    3. Люди, не имеющие психологического образования, часто имеют неверные представления о шизофрении. Составьте небольшой тест, чтобы оценить знания людей о расстройстве, а затем попробуйте его на друзьях и членах семьи. Как они это сделали? Была ли какая-то закономерность в данных? Например, были ли более осведомленными пожилые люди или, возможно, люди, более осведомленные о здравоохранении? Что мы можем сделать, чтобы повысить понимание людей?
    4. Тревога Канада: Молодежь фокусируется на тревоге. Является ли тревога проблемой для вас? Пройди тест.
      (http://youth.anxietybc.com/anxiety-problem-me-take-quiz) Насколько полезным для вас оказался этот тест? А как насчет информации, представленной на вкладке «Тревога 101»? Вы узнали что-нибудь новое? Почему бы не попробовать некоторые из предложений, предложенных на вкладке «Как расслабиться»?

    AnxietyCanada Youth. (н.д.). Является ли тревога проблемой для меня? Пройди тест. Получено с https://youth.anxietycanada.com/anxiety-problem-me-take-quiz

    Брегман, А., Фернандо, С. и Хвакинг, Л. (2017, 7 октября). Вечеринка: виртуальный опыт аутизма – 360 видео [Видео файл]. Получено с https://www.theguardian.com/technology/2017/oct/07/the-party-a-virtual-experience-of-autism-360-video

    .

    Казалена, Э. (2016). 21 удивительный фильм, который на самом деле понимает психических заболеваний. Получено с https://screenrant.com/best-films-depicting-mental-illness/

    Ускоренный курс. (2014, 25 августа). Психологические расстройства: Ускоренный курс Психология #28. [Видео файл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=wuhJ-GkRRQc

    Ускоренный курс. (2014, 14 октября). Расстройства личности: Ускоренный курс психологии #34 [Видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=4E1JiDFxFGk

    .

    Ускоренный курс. (2014, 6 октября). Дисморфические расстройства пищевого поведения и тела: Ускоренный курс психологии № 33 [Видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=eMVyZ6Ax-74

    Ускоренный курс. (2014, 1 сентября). ОКР и тревожные расстройства: ускоренный курс психологии № 29 [видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=aX7jnVXXG5o

    Ускоренный курс. (2014, 29 сентября). Шизофрения и диссоциативные расстройства: ускоренный курс психологии № 32 [видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=uxktavpRdzU

    .

    Ускоренный курс. (2014, 8 сентября). Депрессивные и биполярные расстройства: Ускоренный курс психологии № 30 [Видеофайл].