Диагностический материал – Материал на тему: диагностический материал

Методическая разработка на тему: Практический диагностический материал

Диагностический инструментарий

При обследовании детей необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.

Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.

Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа.  Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения.  Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.

Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.  

Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию.

.

Практический диагностический материал

Для исследования внимания.

  1. Бланки «Корректурных проб».
  2. Таблицы Шульте.
  3. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.

Для исследования восприятия.

  1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
  2. Доски Сегена разных вариантов сложности.
  3. Кубики Коса.
  4. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать
  5. Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.
  6. Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».

Для исследования мышления.

  1. Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.
  2. Таблицы с заданиями на исключение понятия.
  3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
  4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
  5. Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
  6. Таблицы с пословицами и поговорками.
  7. Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.
  8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности.
  9. Таблицы с текстами разной сложности.
  10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
  11.  Таблицы с загадками.
  12. Бланки со словами для исследования ассоциаций.

Для исследования памяти.

  1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.
  2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.
  3. Картинки для запоминания слов с изображением предметов.
  4. Бланки с текстами для воспроизведения.

Познавательные процессы. Восприятие.

Исследуются процессы:

  1. Зрительно-предметного восприятия:
  • Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.
  • Узнавание «зашумленных» предметных картинок.
  • Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.
  • Узнавание цвета.
  • Узнавание пальцев рук.

Познавательные процессы. Память.

Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.

Познавательные процессы. Внимание.

Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.

Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).

nsportal.ru

Материал на тему: диагностический материал

Предварительный просмотр:

li:before{content:»\0025cf «}#doc11582830 .lst-kix_list_2-7>li:before{content:»o «}#doc11582830 ul.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc11582830 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:»o «}#doc11582830 .lst-kix_list_2-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc11582830 .lst-kix_list_2-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc11582830 .lst-kix_list_3-0>li:before{content:»\002713 «}#doc11582830 ul.lst-kix_list_5-7{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_5-8{list-style-type:none}#doc11582830 .lst-kix_list_3-1>li:before{content:»o «}#doc11582830 .lst-kix_list_3-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc11582830 ul.lst-kix_list_5-5{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_3-7{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_5-6{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_3-8{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_3-1{list-style-type:none}#doc11582830 .lst-kix_list_3-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc11582830 ul.lst-kix_list_5-0{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_3-2{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc11582830 .lst-kix_list_3-4>li:before{content:»o «}#doc11582830 ul.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_3-0{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_5-3{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc11582830 .lst-kix_list_3-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc11582830 ul.lst-kix_list_3-5{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_5-4{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_3-6{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_5-1{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_3-3{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_5-2{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_3-4{list-style-type:none}#doc11582830 .lst-kix_list_3-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc11582830 .lst-kix_list_4-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc11582830 .lst-kix_list_4-1>li:before{content:»o «}#doc11582830 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc11582830 .lst-kix_list_3-7>li:before{content:»o «}#doc11582830 .lst-kix_list_4-4>li:before{content:»o «}#doc11582830 .lst-kix_list_4-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc11582830 .lst-kix_list_4-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc11582830 .lst-kix_list_4-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc11582830 .lst-kix_list_4-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc11582830 .lst-kix_list_5-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc11582830 .lst-kix_list_4-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc11582830 .lst-kix_list_5-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc11582830 .lst-kix_list_4-7>li:before{content:»o «}#doc11582830 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc11582830 .lst-kix_list_5-1>li:before{content:»o «}#doc11582830 ul.lst-kix_list_4-8{list-style-type:none}#doc11582830 .lst-kix_list_5-7>li:before{content:»o «}#doc11582830 ul.lst-kix_list_4-6{list-style-type:none}#doc11582830 .lst-kix_list_5-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc11582830 .lst-kix_list_5-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc11582830 ul.lst-kix_list_2-8{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_4-7{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_4-0{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_2-2{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_4-1{list-style-type:none}#doc11582830 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc11582830 ul.lst-kix_list_2-3{list-style-type:none}#doc11582830 .lst-kix_list_5-4>li:before{content:»o «}#doc11582830 ul.lst-kix_list_2-0{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_2-1{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_4-4{list-style-type:none}#doc11582830 .lst-kix_list_5-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc11582830 ul.lst-kix_list_2-6{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_4-5{list-style-type:none}#doc11582830 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:»o «}#doc11582830 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc11582830 ul.lst-kix_list_2-7{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_4-2{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_2-4{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_4-3{list-style-type:none}#doc11582830 ul.lst-kix_list_2-5{list-style-type:none}#doc11582830 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc11582830 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:»o «}#doc11582830 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:»o «}#doc11582830 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc11582830]]>

nsportal.ru

Тест по теме: Диагностический материал

Размышляем о жизненном опыте

Тест

Составлен Н.Е.Щурковой

Цель теста

Выявить нравственную воспитанность учащихся.

Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, аноним-ность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» — юноша, «д» — девушка).

Предварительно подготавливаются разлинованные листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

А

Б

В

1.

2.

3.

 и т. д.

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содейст-вовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

  Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в соответствующей графе звездочкой.

1.  На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

А. Обойду, не потревожив.

Б. Отодвину и пройду.

В. Смотря, какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметную юношу) которая(который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

А. Ничего, какое мое дело.

Б. Не знаю заранее, как сложатся обстоятельства.

В. Подойду и непременно заговорю.

3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому- то  стало плохо. Что делаете?

А. Тороплюсь в школу.

Б. Если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду.

В. Звоню по телефону «03», останавливаю прохожих.

4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

А. Предложу помощь.

Б. Я не вмешиваюсь в чужую жизнь.

В. Если попросят, я конечно, помогу.

5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся коло-грамм. Сзади слышите голос человека, сожалеющего о том, что не хватило клубники для сына больницу. Как реагируете на голос?

А. Сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время?

Б. Оборачиваюсь и предлагаю половину.

В. Не знаю, может быть, тоже будет очень нужно.

6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

А. Очень сержусь и ругаю обидчика последними словами.

Б. Ничего: жизнь вообще несправедлива.

В. Вступлюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Подметая пол, вы находите деньги. Что делаете?

А. Они мои, раз я их нашел.

Б. Завтра спрошу, кто потерял.

В. Может быть, возьму себе.

8. Вы сдаете экзамен. На что рассчитываете?

А. На шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея.

Б. На усталость экзаменатора: авось, пропустит.

В. На свои знания.

9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

А. Найду, что-нибудь рядом с домом.

Б. Поищу высокооплачиваемую работу.

В. Хочу создавать нечто ценное на земле.

10. Какой вид путешествий вы выберете из трех видов, которые вам предлагают?

А. По России.

Б. По экзотическим странам.

В. По одной из ведущих капиталистических стран.

11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпринимаете?

А. Поболтаюсь немного, потом видно будет.

Б.Ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих.

В. Присоединюсь к кому- нибудь, стану работать с ним.

12. Некий волшебник предлагает вам устроить вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что вы ответите этому волшебнику?

А. Соглашусь с благодарностью.

Б. Сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование.

В. Откажусь решительно.

13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что происходит дальше?

А. Забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет.

Б. Выполняю,  конечно.

В. Увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщаете ли кому-нибудь об этом?

А. Да , непременно скажу и постараюсь сводить их в музей.

Б. Не знаю, как придется.

В. Зачем говорить? Пусть каждый решает, что ему надо.

15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что вы делаете в данный момент?

А. Подниму руку и сообщаю о своем желании сделать работу.

Б. Сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию.

В. Я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг вам звонит и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

А. Еду на дачу согласно плану.

Б. Не еду, остаюсь, конечно.

В. Жду, что скажет мой товарищ.

17. Вы решили завести собаку. Какая из трех вариантов вас устроит?

А. Бездомный щенок.

Б. Взрослый пес с известным вам нравом.

В. Дорогой щенок редкой породы.

18. Вы собрались отдыхать после работы(учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?

А. Напомню о праве на отдых.

Б. Делаю, раз надо.

В. Посмотрю, что скажут остальные.

19. С вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?

А. Отвечаю тем же.

Б. Не замечаю, это не имеет значения.

В. Разрываю связь.

20. Вы плоховато играете на скрипке или на любом другом музыкальном инструменте. Родители вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

А. Играю, конечно.

Б. Разумеется, не играю.

В. Когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант вы предпочтете?

А. Самому(самой) приготовить все блюда.

Б. Закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария».

В. Пригласить гостей на кофе.

22. Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятель-ствам. Как встречаете такое сообщение?

А. Бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью.

Б. Обеспокоен, строю планы самообразования.

В. Буду ожидать новых сообщений.

23. Что вы чувствуете, когда на ваших глазах хвалят кого-то из ваших товарищей?

А. Ужасно завидую, мне неудобно.

Б. Рад, потому что и у меня есть свои достоинства.

В. Как все, аплодирую.

24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?

А. Отдаю – здоровье дороже.

Б. Постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет.

В. Подарков не отдаю.

25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?

А. О новогодних подарках.

Б. О каникулах и свободе.

В. О том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26. Какова роль музыки в вашей жизни?

А. Она мне нужна для танцев.

Б. Она доставляет мне духовное наслаждение.

В. Она мне просто не нужна.

27. Когда вы уезжаете надолго из дома, как вы себя чувствуете вдали?

А. Снятся родные места.

Б. Хорошо себя чувствую, лучше, чем дома.

В. Не замечал ( не замечала).

28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда ваше настроение?

А. Нет, если мои дела идут хорошо.

Б. Да, в настоящее время довольно часто.

В. Не замечал(не замечала).

29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

А. Отбираю интересное и приношу.

Б. Ненужных мне книг у меня нет.

В. Если все принесут, я тоже кое-что отберу.

30. Можете ли вы назвать пять дорогих вам мест на земле, пять дорогих вам исторических событий, пять дорогих вам имен великих людей?

А. Да, безусловно, могу.

Б. Нет, на свете много интересного.

В. Не задумывался(не задумывалась) надо бы посчитать.

31. Когда вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит вам в голову?

А. У этого человека был, конечно, свой личный интерес.

Б. Человеку просто повезло прославиться.

В. Глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

Большое спасибо за ответы!

Обработка данных

Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Ответы под номером 10,17,21,25,26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», служит количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

А. Сосчитать * на вопросы 1,4,14,15,27,29,30.

Б. Сосчитать * на вопросы 5,7,13,16,18,20,22,23,28.

В. Сосчитать * на вопросы 2 – 3,6,8,9,11,12,19,24,31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, служит количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

А. Сосчитать * на вопросы 2,3,5,7,8,12,13,16,18,20,22,23,24,31.

Б. Сосчитать * на вопросы 14,15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, служит оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

nsportal.ru

Материал по теме: Диагностический материал

Диагностика «Социальное развития ребёнка»

(А.М. Щетинина, Н.А .Абрамова)

Карта проявлений социальной самостоятельности (А.М.Щетинина)

Карта проявлений самостоятельности заполняется психологом или воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда — 2 балла, часто — 4 балла.

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий — 0-12 баллов; средний — 13-24 балла; высокий — 25-48 баллов.

Существенным показателем уровня развития самостоятельности является наличие у ребенка потребности в ней, о которой можно судить по степени активности и инициативности, проявлению интереса к той или иной деятельности и желания заниматься ею, по достижению результата внешней или внутренней цели деятельности. Реализация потребности ребенка в самостоятельном выполнении деятельности во многом зависит от возможностей достижения результата, от владения ребенком необходимыми умениями, навыками, способами действия. Наличие необходимых возможностей придает ребенку уверенность в своих силах и стимулирует его активность и настойчивость в достижении цели деятельности, самостоятельность в выборе способов ее реализации. Таким образом, все развитие самостоятельности у ребенка тесно связано с такими психологическими его особенностями, как активность, инициативность, самоконтроль.

Карта проявлений социальной активности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)

Данная карта заполняется на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.

При заполнении карты ставите в соответствующей клетке количество баллов: если ребенок указанную форму поведения не проявляет никогда, то он получает 0 баллов; редко — 1 балл; часто — 2 балла и всегда — 3 балла.

Обработка и интерпретация данных.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень активности ребенка: 0-16 — низкий; 17-32 — средний; 35-48 — высокий.

Карта проявлений социальной инициативности (А.М.Щетинина)

Заполняется после целенаправленно проведенных многократных наблюдений за ребенком. Если ребенок часто обнаруживает указанную форму поведения, то в соответствующую графу ставится 4 балла; иногда 2 балла; никогда — 0 баллов.

Обработка и интерпретация результатов.

Сложив сумму полученных ребенком баллов, можно считать развитие у него инициативности достаточно высоким, если получилось в сумме от 23 до 44 баллов; средним — от 11 до 22 баллов; низким — от 0 до 10 баллов.

Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)

Воспитатели группы, младшие воспитатели и помощники воспитателя, родители независимо друг от друга каждый в своей отдельной анкете отмечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует указанным на полюсах каждой из шкал формам.

Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует 10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам:

Ребенок может обнаруживать наряду с положительным поведением также и негативное. Поэтому на шкале это может быть выражено, к примеру, в 6-и баллах по шкале со знаком «-«, и в 4-х баллах — по шкале со знаком «+».

Интерпретация данных оценок. Сопоставить результаты оценивания каждым взрослым поведения ребенка. Найти величину среднего балла по каждой шкале отдельно, а затем средний балл по совокупности оценок по положительным формам поведения и по отрицательным.

На основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.

1. Карта проявлений социальной самостоятельности (А.М.Щетинина)

Карта проявлений самостоятельности заполняется психологом или воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда — 2 балла, часто — 4 балл

Показатели развития социальной самостоятельности

  • Умеет найти себе дело
  • Имеет свою точку зрения
  • Не обращается за помощью к сверстникам
  • Не обращается за помощью к взрослому
  • Стремится сделать все сам
  • Доводит начатое дело до конца
  • Без указания взрослого убирает посуду, игрушки, вещи
  • Самостоятельно решает конфликты со сверстниками
  • Не заботиться чтобы всегда находиться в согласии с большинством
  • Негативно относится к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстников
  • Без напоминания выполняет порученные дела
  • Может играть один

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий — 0-12 баллов; средний — 13-24 балла; высокий — 25-48 баллов.

2. Карта проявлений социальной активности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)

Данная карта заполняется на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.

При заполнении карты ставите в соответствующей клетке количество баллов: если ребенок указанную форму поведения не проявляет никогда, то он получает 0 баллов; редко — 1 балл; часто — 2 балла и всегда — 3 балла

Показатели развития социальной активности

  • Активно вступает во взаимодействие со взрослым
  • Предлагает свою помощь
  • Включается во взаимодействие со сверстниками
  • Принимает активное участие в играх
  • Проявляет живой интерес ко всему новому
  • Охотно включается в деятельность, если она ему (ей) интересна
  • Не пытается уединиться
  • Проявляет агрессивность
  • Легко заинтересовывается
  • Не любит занимать второстепенные роли
  • Проявляет упрямство

Обработка и интерпретация данных.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень активности ребенка: 0-16 — низкий; 17-32 — средний; 35-48 — высокий.

3. Карта проявлений социальной инициативности (А.М.Щетинина)

Заполняется после целенаправленно проведенных многократных наблюдений за ребенком. Если ребенок часто обнаруживает указанную форму поведения, то в соответствующую графу ставится 4 балла; иногда 2 балла; никогда — 0 баллов

Показатели развития социальной инициативности

  • Берет на себя главные роли в играх
  • Выступает инициаторов какой-либо деятельности
  • Принимает участие во всех делах
  • Любит высказывать свою точку зрения
  • Стремится к лидерству
  • Любит находиться в центре внимания
  • Стремится быть первым во всем
  • Не боится взяться за незнакомое ему дело
  • Испытывает радость от внимания к нему со стороны взрослого и сверстников
  • Не соглашается с мнением других, настаивает на своем

Обработка и интерпретация результатов.

Сложив сумму полученных ребенком баллов, можно считать развитие у него инициативности достаточно высоким, если получилось в сумме от 23 до 44 баллов; средним — от 11 до 22 баллов; низким — от 0 до 10 баллов.

4. Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс).

Показатели сформированности социальных форм поведения

  • Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми
  • Часто ссорится, играя с другими детьми
  • Сочувствует другому, когда он огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть
  • Внешне не выражает своего сочувствия
  • Доброжелателен по отношению к другим
  • Агрессивен (часто обижает других, дерется)
  • Пытается разрешить конфликты сам
  • Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами
  • Оказывает помощь другому
  • Равнодушен к нуждам других
  • Согласовывает свои действия с действиями других
  • Не способен согласовывать свои действия с действиями других
  • Сдерживает свои негативные проявления
  • Не управляет своими негативными проявлениями
  • Подчиняет свои интересы интересам других детей
  • Не учитывает интересы других
  • Уступает другому
  • Настаивает на своем
  • Принимает социальные нормы и правила поведения и следует им
  • Не принимает социальные нормы и правила поведения и не следует им

Родители в отдельной анкете отмечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует указанным на полюсах каждой из шкал формам.

Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует 10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам:

Ребенок может обнаруживать наряду с положительным поведением также и негативное. Поэтому на шкале это может быть выражено, к примеру, в 6-и баллах по шкале со знаком «-», и в 4-х баллах — по шкале со знаком «+».

Интерпретация данных оценок. Сопоставить результаты оценивания каждым взрослым поведения ребенка. Найти величину среднего балла по каждой шкале отдельно, а затем средний балл по совокупности оценок по положительным формам поведения и по отрицательным.

Приложение 1

Таблица 1. Результаты диагностики по карте проявлений социальной самостоятельности (А.М.Щетинина)

Умеет найти себе дело

Имеет свою точку зрения

Не обращается за помощью к сверстникам

Не обращается за помощью к взрослому

Стремится сделать все сам

Доводит начатое дело до конца

Без указания взрослого убирает посуду, игрушки, вещи

Самостоятельно решает конфликты со сверстниками

Не заботится, чтобы всегда находиться в согласии с большинством

Негативно относится к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстников

Без напоминания выполняет порученные дела

Может играть один

                                                                                                Приложение 2

Таблица 2. Результаты диагностики детей по карте проявлений социальной активности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)

Активно вступает во взаимодействие со взрослым

Предлагает свою помощь

Включается во взаимодействие со сверстниками

Принимает активное участие в играх

Проявляет живой интерес ко всему новому

Охотно включается в деятельность, если она ему (ей) интересна

Не пытается уединиться

Проявляет агрессивность

Легко заинтересовывается

Не любит занимать второстепенные роли

Проявляет упрямство

Приложение 3

Таблица 3. Результаты диагностики по карте проявлений социальной инициативности (А.М.Щетинина)

Берет на себя главные роли в играх

Выступает инициаторов какой-либо деятельности

Принимает участие во всех делах

Любит высказывать свою точку зрения

Стремится к лидерству

Любит находиться в центре внимания

Стремится быть первым во всем

Не боится взяться за незнакомое ему дело

Испытывает радость от внимания к нему со стороны взрослого и сверстников

Не соглашается с мнением других, настаивает на своем

Берет на себя главные роли в играх

Таблица 4.Результаты диагностики, по шкальной оценке, сформированной социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс).

Номера критериев по методике

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

nsportal.ru

Методическая разработка по теме: «Диагностические материалы к дополнительным образовательным программам»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества г.Знаменск»

Методические рекомендации

«Диагностические материалы к

дополнительным образовательным программам»

Подготовила

педагог дополнительного образования,

председатель М/О

И.Г.Камынина

2010г

  1. Что такое диагностика, с какой целью она проводится педагогом дополнительного образования?

   Диагностика – один из важных разделов любой образовательной программы.

   Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.

   Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства учащихся.

   Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности.

   Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики по следующим направлениям, например:

  1. Мотивация выбора творческого объединения и устойчивости интереса учащихся;
  2. Уровень воспитанности;
  3. Уровень творческих способностей;
  4. Отношение к трудовой деятельности.

 Цель первичной диагностики — определение уровня мотивации, подготовленности и развитости детей в начале обучения.

   Для определения уровня мотивации используется анкета для учащихся «Мои интересы»

   Определение уровня творческих способностей проходит с помощью творческих заданий «Диагностика цветового восприятия».

   Для определения уровня воспитанности разработаны следующие критерии:

соблюдение норм поведения, взаимоотношения, Я – концепция (умение аргументировать свою позицию, самокритичность, уверенность в себе, лидерские качества и т.д)

   Проведение исследование на начальном этапе дает возможность педагогу подобрать оптимальный объем учебного материала, определить точки роста учащихся.

  Цель промежуточного диагностирования: определить степень усвоения детьми учебного материала, оценить динамику развития и рост мастерства учащихся на данном этапе.

   В ходе реализации программы предусматривается выполнение детьми творческих работ, оценивание которых помогает определить степень усвоения детьми учебного материала. Для этого используются «Критерии оценки работ учащихся»

  Отношение к трудовой деятельности оценивается на основании следующих критериев: трудолюбия, старательности в труде, отношения к делу.

   Проведение диагностирования позволяет сделать необходимую корректировку образовательных программ.

  Цель проведения итогового этапа диагностики:

  Определить степень достижения результатов обучения, закрепление знаний, ориентация учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение.

  Для определения динамики развития и роста мастерства учащихся проводится анализ результатов по показателям диагностики, зафиксированным в таблице «Результаты диагностического контроля»

  Это позволяет сделать вывод о степени результативности образовательной программы, выявить одаренных детей и разработать для них индивидуальный образовательный маршрут с целью достижения высоких результатов в данном направлении, помочь в профессиональном самоопределении.

 

Методические рекомендации М/О

Приложение№1

Анкета «Мои интересы»

Дорогой друг!

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Меня зовут_____________________________________________________________
  2. Мне__________________________________________________________________
  3. Я выбрал объединение____________________________________________________
  4. Я узнал об объединении (нужное отметить):
  1. Из газет;
  2. От учителя;
  3. От родителей;
  4. От друзей;
  5. Свой вариант_____________________________________________________
  1. Я пришел в это объединение, потому что (нужное отметить):
  1. Хочу заниматься любимым делом;
  2. Надеюсь найти новых друзей;
  3. Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают в школе;
  4. Нечем заняться;
  5. Свой вариант_____________________________________________________
  1. Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
  1. Определиться с выбором профессии;
  2. С пользой проводить свободное время;
  3. Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;
  4. Свой вариант____________________________________________________

Методические рекомендации М/О

Приложение№2

Определение уровня творческих способностей:

«Диагностика цветового восприятия»

Цель: определение способности к различным видам цветоразличения у детей.

    Детям раскладываются карточки от темного до самого светлого цвета.

Ребенку предлагают 8 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности на нем желтого оттенка.

   Задача: разложить карточки по порядку от менее до более желтых.

 Оценка результатов зависит от точности раскладывания цветов, чем она выше – тем выше способности у ребенка к различным видам цветовоспиятия.

  Данная методика позволяет вести не только педагогические наблюдения, но и эффективно активизировать на занятии творческую деятельность учащихся.

                  

Рис.1 Цветовосприятие

Методические рекомендации М/О

Приложение№3

«Уровень воспитанности детей»

№п/п

Ф.И.О.

Соблюдение норм поведения

Взаимоотношения

Я — концепция

На занятиях

В семье

На мероприятиях

Со сверстниками

Со взрослыми

Умение аргументировать

самокритичность

Уверенность в себе

Лидерские качества

1.

Приложение№4

«Критерии воспитанности»

Отношение к старшим:

  1. Вежливость в общении;
  2. Послушание в выполнении заданий;
  3. Оказание посильной помощи нуждающимся в ней;
  4. Доброжелательное отношение к старшим.

Отношение к сверстникам:

  1. Активное участие в совместной деятельности и играх;
  2. Чувство эмпатии.

Отношение к сверстникам:

  1. Умение аргументировать свою позицию;
  2. Самокритичность;
  3. Уверенность в себе;
  4. Лидерские качества.

Поведение в семье:

  1. Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам;
  2. Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости;
  3. Выполняет ли поручения;
  4. Проявляет заботу о членах семьи;
  5. Правильно реагирует на замечания;
  6. Вежлив ли в общении со всеми членами семьи.

Методические рекомендации М/О

Приложение№5

«Карта анализа поведения ребенка на занятиях»

Критерии анализа

возраст

Особенности поведения

Как оценивает полученный результат

Ф.И.О

Ученика

Слушает внимательно(В)  или отвлекается(О)

Выполняет задание сосредоточенно или рассеянно

Самостоятелен от начала до конца

Подражает другому

Работает быстро (Б)

Медленно (М)

Увлечен занятием  

(да. нет)

Выполняет старательно

Успевает закончить (З)

Оставляет незавершенным

(Н)

Как реагирует на затруднения

Любуется своей работой,

удовлетворен

Смущ9ается из – за ошибок

проявляет равнодушие

Приложение№6

«Критерии оценки работ учащихся»

1.Самотоятельность в работе: самостоятельное выполнение работ; выполнение работ с помощью педагога.

 2. Трудоемкость: прорисовка мелких деталей; выполнение сложных работ; размер работы.

 3.Цветовое решение: гармоничность цветовой гаммы; интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков;

  4. Креативность: оригинальное исполнение работы; сложность в передачи форм; владение изобразительными навыками; самостоятельность замысла.

  5.Качество исполнения:  изделие аккуратное; содержит небольшие дефекты; содержит грубые дефекты.

  6.Оригинальность работы: оригинальность темы; использование разных техник; вариативность, образность.

Методические рекомендации М/О

Приложение№7

Анкета для родителей

    Просим Вас принять участие в социологическом опросе, который проводится с целью изучения Вашего мнения о поведении Вашего ребенка в семье. Ваши ответы помогут педагогу улучшить взаимодействие семьи, Центра детского творчества и объединения.

1.Ф.И.О.родителей__________________________________________________________

2.Ф.И. ребенка_____________________________________________________________

3. Состав семьи____________________________________________________________

4. Как Ваш ребенок проявляет себя при общении в семье:

  1. Всегда вежлив и учтив;
  2. Вежлив, но иногда проявляет неуважение;
  3. Чаще всего проявляет неуважение;
  4. Ваш вариант_________________________________________________________

    5.Имеет ли ваш ребенок постоянные обязанности по дому?

    6. Оказывает ли ваш ребенок посильную помощь, сочувствие, защиту другим членам семьи?

    7. Принимает ли участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?

Приложение№8

Результаты диагностического контроля

№п/п

Ф.И.О.учащегося

Первичный контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

1.

2.

1-3 баллов; 4-7 баллов, 8-10 баллов

 

 

 

 

 

nsportal.ru

Диагностический материал | Социальная сеть работников образования

 Н. Б. ШУМАКОВА, Е. И. ЩЕБЛАНОВА,

ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕСТОВ П. ТОРРЕНСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 27-32.

Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет актуальную задачу современного народного образования. Для ее решения необходимы надежные и обоснованные методики психодиагностики одаренности детей разного возраста. Отбор и использование диагностических методик (тестов) для оценки творческого потенциала и последующих измерений уровня его развития в обучении обычно соответствуют определенному теоретическому пониманию природы, структуры и развития одаренности.

На разных исторических этапах создаваемые диагностические методики измерения одаренности отражали уровень достигнутых психологических знаний (например, тесты А.Бине и Т. Симона, X. Мюнстерберга, Г.И.Россолимо и др.). На основе различных теоретических подходов разработаны тесты Ж. Пиаже, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, Дж. Равена и другие; многие из них разрабатывались первоначально как методы диагностики умственного развития.

В соответствии с теоретической концепцией одаренности [3], [4] главное звено одаренности и его развития составляют творческие возможности ребенка. Поэтому методы диагностики должны выявлять наиболее важные характеристики творческого потенциала и возможностей его развития и реализации. Среди методов диагностики творческой одаренности (креативности) наиболее известными и широко распространенными в мире являются тесты творческого мышления П.Торренса (Torrance Test Creative Thinking — ТТСТ), впервые опубликованные в 1966 г.

С момента опубликования ТТСТ широко использовались в огромном числе исследовательских проектов и лонгитюдных исследований, в результате которых методика была существенно усовершенствована как с точки зрения ее содержания и условий применения, так и — процедуры обработки данных. Это позволило существенно повысить ее валидность по сравнению с первоначальным вариантом [6], [7]. С тех пор методика стала широко использоваться не только в США, но и во всем мире: ФРГ, Индии, Норвегии, Италии, Китае, Японии и др. В нашей стране использовались лишь отдельные виды тестовых заданий для решения конкретных исследовательских задач. Однако в своем целостном виде тесты П. Торренса могут быть использованы при разработке новых методов диагностики и развития одаренности как определенный общепринятый стандарт.

Методика. ТТСТ предназначены для использования в различных целях: 1) в исследованиях интеллектуального развития человека; 2) в исследованиях, связанных с индивидуализацией обучения; 3) при разработке коррекционных и терапевтических программ; 4) при оценке эффективности различных экспериментальных обучающих программ, способов обучения, учебных пособий и материалов с точки зрения изменения самих творческих способностей детей, а не их достижений; 5) при выявлении детей со скрытым творческим потенциалом, что особенно важно для исследования детей из семей с низким уровнем образования и не имеющих условий для развития своих способностей.

П. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становится чувствительным к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположения и гипотезы о возможных решениях, проверяет и перепроверяет эти гипотезы, модифицирует их, снова проверяет и окончательно обосновывает результаты.

При обнаружении отсутствия информации или дисгармонии ее элементов у человека возрастает чувство напряженности, которое заставляет искать пути его ослабления. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение. Напряженность не спадает до тех пор, пока о решении не будет сообщено кому-либо. Поскольку нет общепринятого научного определения творческой одаренности, П. Торренс предпочитает данное определение, так как оно позволяет операционально определить те виды способностей и личностных характеристик, которые благоприятствуют процессу творчества или тормозят его, а также выявить условия, способствующие творческому развитию. Такое понимание творческой одаренности в ряде моментов согласуется с положениями концепции А. М. Матюшкина [4] о совпадении психологической структуры одаренности ребенка с основными структурными элементами творчества и творческого развития и об исследовательской активности как основе этого развития.

В соответствии с данным определением П. Торренсом были сконструированы тестовые задания, которые представляют собой модели творческого процесса. Каждое задание включает различные виды мыслительной деятельности и вносит уникальный вклад в общее представление о творческих способностях человека. Выбор заданий в тестовые батареи был сделан на основе факторного анализа большого количества разнообразных заданий, модифицированных или сконструированных автором. Для того чтобы обеспечить широкую зону действия теста, были отобраны слабо коррелирующие между собой задания. Специальное внимание при конструировании тестов было уделено тому, чтобы сделать задания интересными и привлекательными для детей.

ТТСТ включают четыре батареи заданий: вербальные и фигурные формы А и В. Формы А и В являются эквивалентными и альтернативными по отношению друг к другу и применяются для детей, начиная с детского сада и до окончания школы. Фигурные формы тестов, как показывает опыт, в наименьшей степени зависят от национальных, культурных, социальных и других различий, по сравнению с вербальными. Поэтому в нашем исследовании мы использовали фигурные формы ТТСТ.

Оценка выполнения этих тестов включает следующие показатели: 1) скорость, или беглость,— количество ответов в каждом субтесте; 2) пластичность, или гибкость,— степень разнообразия ответов, оцениваемая по количеству категорий в ответах; 3) оригинальность — редкость, нетривиальность идей; 4) тщательность разработки идей — детализация ответов. Фигурные тесты состоят из трех субтестов, на выполнение которых отводится 30 мин (по 10 мин на каждый).

Задание « Нарисуй картинку» — тест, в котором испытуемый должен придумать оригинальную картину с использованием определенного элемента.

Этот элемент — контур, сделанный из цветной бумаги (в форме капли или боба) с клейким слоем, должен служить существенной деталью придуманной картины. В инструкции подчеркивается необходимость придумать такой рисунок, который никто больше не сможет придумать (оригинальность), и дополнить его так, чтобы он стал полным и интересным рассказом (тщательность разработки). Художественный уровень исполнения рисунков во всех заданиях фигурных тестов не оценивается.

Задание «Незавершенные фигуры» сконструировано автором из ряда других тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим и легчайшим способом. Таким образом, чтобы создать оригинальный ответ, необходимо контролировать это стремление и тормозить его удовлетворение. Каждая законченная фигура (их всего 10) оценивается по оригинальности и тщательности разработки идей. Количество выполненных заданий определяет показатель беглости, а степень разнообразия ответов — гибкость мышления.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим. Стимульным материалом являются 30 пар параллельных линий (форма А) или 40 кругов (форма В). Повторение одного и того же элемента позволяет проверить способность испытуемого к продуцированию множества разнообразных ассоциаций. Задания форм А и В в этом случае не одинаковы параллельные линии — открытые фигуры, требующие завершения, тогда как круги, напротив, замкнутые фигуры, требующие разрушения структуры. Однако показатели этих двух форм высоко коррелируют между собой на уровне 0,61; 0,61 и 0,74 для показателей беглости, оригинальности и тщательности разработки и лишь для гибкости этот коэффициент составляет 0,36. В задании «Повторяющиеся фигуры» стимулируются все характеристики дивергентного мышления. Беглость стимулируется инструкцией придумать как можно больше предметов и картинок, гибкость — сделать их как можно более разнообразными, оригинальность — попытаться придумать такие рисунки, которые никто не смог бы придумать, разработанность — дать как можно больше идей в каждой картинке, сделать из нее как можно более полную и интересную историю.

Надежность тестов. Почти все теории творческой деятельности подчеркивают важную роль, которую играют в творчестве эмоциональные факторы, физическое самочувствие испытуемых, психологический климат в группе и т. д. Иногда влияние этих факторов сказывается даже сильнее, чем влияние интеллектуальных компонентов творчества. Кроме того, показатели творческих способностей (по крайней мере тех, что измеряются ТТСТ) весьма чувствительны к ситуациям развивающего обучения. Другим важным фактором, влияющим на надежность теста, является мотивация испытуемых при выполнении заданий, поскольку любой вид творчества требует больших энергетических затрат.

Влияние указанных факторов может приводить к низкой надежности теста, традиционно определяемой повторным тестированием. Однако это не означает ненадежности или бесполезности данных измерительных процедур. Тот факт, что тест является очень чувствительным к эмоциональным, мотивационным и другим факторам, делает его особенно ценным в определенных ситуациях — в исследованиях влияния экспериментальных методов и материалов, изменения психологического климата, утомления и т. д. В то же время экспериментально показана достаточная надежность ТТСТ при соблюдении определенных правил проведения тестирования и обработки данных.

В литературе по психодиагностике валидность тестов П. Торренса часто ставится под сомнение [1], [2] и др. Однако эти суждения основываются на данных об их первых вариантах. Новейшие данные как самого Торренса, так и других исследователей демонстрируют удовлетворительные значения валидности для более поздних модификаций тестовых батарей при соблюдении ряда обязательных условий при их предъявлении и обработке результатов [6].

При использовании методики мы стремились к максимально точному соблюдению авторских инструкций как при проведении тестирования, так и при обработке результатов. При этом способы определения беглости и гибкости мышления, а также тщательности разработки идей были оставлены без изменений, тогда как для определения оригинальности ответов потребовалась адаптация теста на 1000 школьников в возрасте от 6 до 17 лет, обучающихся в средних общеобразовательных школах Москвы (500 человек — форма А и 500 человек—форма В)[1].

Адаптация теста заключалась в подсчете частот одинаковых ответов у всех испытуемых по 12 типам фигур каждой из фигурных форм тестов. По этим данным определялись оценки оригинальности ответов отдельно по каждому типу фигур, аналогично тому, как это было сделано П. Торренсом в 1970 г. на двух группах по 500 американских школьников [7]. Результаты адаптации показали, что во многих случаях наши оценки оригинальности ответов существенно отличались от приведенных П. Торренсом, в чем, по-видимому, отразились национальные, культурные, социальные и другие различия. В частности, в нашей выборке довольно часто наблюдались ответы, не встречавшиеся у П. Торренса: валенки, лапти, символ «серп и молот», Колобок и другие персонажи известных сказок и мультфильмов, матрешки и т. д. Чаще, чем в американской выборке, рисовались грибы, деревянные избы, жуки, цветы и т.д. Появились также рисунки космических станций, видеомагнитофонов и других предметов, отразивших влияние времени. При этом ряд рисунков, считавшихся автором тривиальными, по нашим данным встречались значительно реже. Это ангел, монахиня, муравьед, площадка для игры в гольф, персонажи американского фольклора, некоторые игры. Таким образом, экспериментальные результаты подтвердили необходимость адаптации теста на советских детях и позволили рассчитать показатели оригинальности по всем заданиям обеих фигурных форм — А и В — теста П. Торренса. В дальнейшем исследовании при определении показателей оригинальности мышления мы пользовались результатами указанной адаптации.

Тесты П. Торренса (фигурные формы А и В) использовались нами для оценки развития творческого мышления у младших школьников при обучении их по специальной программе, разработанной в рамках международного сотрудничества СССР — США Н. Б. Шумаковой и осуществляемой под ее руководством в школе № 884 Москвы [5]. При составлении программы были полностью выдержаны требования к построению программ обучения для одаренных детей, сформулированные в Университете Los Angeles в 1982 г. (С. Каплан). Это глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися; междисциплинарный подход при формулировании проблематики; интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; насыщенность содержания; направленность на развитие продуктивного, критического мышления и т. д. Конкретное содержание курса базировалось на материалах русской и зарубежной истории, истории культуры, литературы, искусства, русского и зарубежного естествознания и разрабатывалось по ходу продвижения программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Преобладающим методом обучения является проблемно-диалогический метод как наиболее соответствующий природе творческого развития одаренного ребенка, согласно теоретическим положениям и практическим рекомендациям, разработанным А. М. Матюшкиным [3], [4]. Полная структура цикла продуктивного мыслительного акта включает в себя порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи, поиск решения и его обоснование. При этом звено порождения проблемы рассматривается как наиболее специфическая  характеристика творческого процесса мышления. Поэтому необходимо было включить звено порождения проблемы в сам процесс обучения.

В исследовании приняли участие 20 учащихся 7—8 лет и 21 учащийся 8—9 лет 1-го и 2-го года обучения соответственно. Уровень интеллектуального развития этих детей определялся с помощью теста Векслера, адаптированного А. Ю. Панасюком в Ленинградском НИПНИ им. В. М. Бехтерева, и у всех детей был не ниже 100 (115 в среднем). Тесты П. Торренса применялись до (форма А) и после (форма В) обучения по программе в течение полугодия. Одновременно таким же образом были обследованы 18 детей (контрольная группа) из параллельных классов той же школы, не обучавшихся по указанной программе, имеющих IQ не менее 100 по тесту Векслера и занимающихся в различных внешкольных кружках.

Результаты исследования. С помощью ТТСТ получены данные, относящиеся к измерению эффективности программы обучения для одаренных детей по показателям креативности, изменения которой наблюдались одновременно с изменениями мотивации к учению.

Интерес к учению, в особенности у одаренных детей, резко возрос. Дети с удовольствием шли в школу и, по наблюдениям родителей, отказывались пропускать школу в те дни, когда шла работа по программе. Самостоятельные работы, выполненные по самостоятельно выбранным проблемам, были высоко оценены учителями-экспертами. По их мнению, дети опережали развитие сверстников на 3—4 года. Развитие речи, любознательности, способности к планированию и прогнозированию резко выделяли одаренных детей экспериментальных классов от таковых в контрольной группе.

Сравнение показателей теста П. Торренса, проведенного до (форма А) и после (форма В) обучения в экспериментальных и контрольных группах, также показало высокую эффективность программы во всех изучаемых возрастах. В табл. 1 представлены данные об изменении показателей творческого мышления: его беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей — до (форма А) и после (форма В) обучения у 20 учащихся 1-го года обучения. В табл. 2 представлены аналогичные данные для 21-го учащегося 2-го года обучения, а в табл. 3 приведены данные контрольной группы учащихся той же школы, не обучавшихся по указанной программе, но подвергшихся аналогичному тестированию в то же время, что и экспериментальные группы. Все первичные данные переведены в Т-шкалу, согласно результатам стандартизации показателей, проведенной П. Торренсом [6]. Поскольку данные нашей выборки численностью 102 человека в возрасте 7—9 лет мало отличались от соответствующих возрастных нормативов П. Торренса, стандартизация данных не производилась.

Анализ полученных результатов показал, что в обеих экспериментальных группах все частные, а соответственно и суммарные показатели творческого мышления достоверно увеличились после проведенного обучения. За этот период изменения аналогичных показателей у учащихся контрольной группы были незначительными и недостоверными (за исключением небольшого роста показателя гибкости).

При этом важно отметить, что наиболее сильные различия в величине изменений показателей творческого мышления в экспериментальных и контрольных группах были отмечены по оригинальности. Если в контрольной группе этот показатель фактически не изменился, то в экспериментальных классах изменения составили 9,2 и 13,4.

Заключение. Таким образом, по результатам тестирования московских школьников в возрасте от 6 до 17 лет (по 500 человек по каждой форме ТТСТ) были рассчитаны показатели ориги

nsportal.ru

Учебно-методический материал на тему: Диагностический материал (диагностика детей раннего возраста)

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

                Общий балл

                                                                                                                          Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

                                                                                                                          Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

                                                                                                                          Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

                Общий балл

                                                                                                                          Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

                                                                                                                          Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

                                                                                                                          Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

                Общий балл

                                                                                                                          Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

nsportal.ru