Тайм менеджмент для подростков – Тайм-менеджмент для школьников

Содержание

10 советов родителям — тайм-менеджмент для старшеклассников, простые практические примеры и приемы

Совет 1. Поставьте цель

О чём мечтает ваш ребёнок? Быть бизнесменом? Стать чемпионом по плаванию? Или, может, поступить в лучший вуз страны? Обсудите с ним его желания и трансформируйте их в цели.

Цель — это путеводная звезда, стремясь к которой ребёнок будет прокладывать себе путь вперёд. Но она не должна быть абстрактной. Необходимы временные и качественные ограничения.

Заниматься бизнесменом → заработать своим делом тысячу долларов к 2023 году. Стать чемпионом → к следующей Олимпиаде выполнить норматив КМС. Поступить в вуз → набрать на ЕГЭ больше 80 баллов по нужным предметам.

Не все подростки могут ставить перед собой цели. Сядьте рядом и помогите ребёнку сформулировать. Если он не знает, чего хочет, а вы — как докопаться до истины, обратитесь к тьютору. Это специалист, который выявляет интересы ребёнка и помогает их реализовывать.

Совет 2. Составьте план

Когда путеводная звезда зажглась, необходимо наметить дорогу к цели. Звучит поэтично, но это сложная аналитическая работа. Проблема в том, что обычное планирование наводит на поколение Z тоску. Любая информация для них должна быть наглядной.

Предложите своему ребёнку «пирамиду Франклина».

Бенджамин Франклин разработал её в 20 лет и придерживался на протяжении всей жизни. Эта система организации времени помогла ему проделать путь от сына мыловара до выдающегося политика и дипломата.

Любишь жизнь? Тогда не теряй времени, ибо время — ткань, из которой состоит жизнь.

Бенджамин Франклин

Совет 3. Расставьте приоритеты

В течение дня у подростка могут быть совершенно разные дела: от занятий с репетитором до выгула собаки. Важно, чтобы он научился расставлять задачи по приоритетности.

Например, в планах на день значится выучить 30 английских слов и помочь бабушке на даче. И то и другое здорово, но если цель стать лингвистом, очевидно, что прополка грядок может подождать.

Расскажите своему ребёнку про матрицу Эйзенхауэра. Этот инструмент поможет визуализировать безликий список дел. Не забывайте — поколению Z нельзя без наглядности.  

Совет 4. Приучите ребёнка к дедлайнам

Работа заполняет всё отпущенное на неё время. Это доказано. Если вы договорились, что ребёнок напишет сочинение за неделю, он действительно, без халтуры, будет сочинять его семь дней.

У всех стоящих перед подростком задач должен быть срок выполнения. Настаивайте, чтобы в планах и расписании всегда стояли дедлайны, и следите, чтобы временные рамки не растягивались.

Совет 5. Боритесь с прокрастинацией

Прокрастинация — это откладывание на потом. Чаще всего подростки о

externat.foxford.ru

Тайм-менеджмент для детей. Простые советы

Лейла Сазонтова
Лейла Сазонтова

Любой родитель может научить любимое чадо максимально эффективно использовать свое время. Приложив немного усилий, мы можем воспитать поколение людей, которые с детства умеют планировать свою жизнь, с любовью работать и от души отдыхать.

Тайм-менеджмент полезен для тех детей, которые уже начинают самостоятельно распоряжаться свободным временем. А приверженцам альтернативного образования эта система станет огромным подспорьем и позволит сэкономить немало нервов. Семейное образование дает ребенку много свободного времени, и надо обладать определенной сноровкой, чтобы использовать его во благо: для развития навыков и, талантов, а не только для игр и гаджетах. Чем раньше ваш ребенок научится грамотно организовывать свое время, тем более спокойно, бесстрессово и эффективно пройдут его школьные годы, и тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет.

Итак, мы собрали простые советы по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, которые больше по душе, и пробуйте применять их в повседневной жизни. Только не перестарайтесь: любой новой привычке нужно время, чтобы прижиться. Поэтому не старайтесь сделать все и сразу. Вводите новшества не чаще одного раза в неделю.

1. Научите ребенка составлять план на неделю.

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него секция или музыкальная школа, а когда можно погулять или сходить в гости к друзьям. Лучше всего составлять план в воскресенье, перед началом недели. Не просто обговорите, но и пропишите его. Купите для этого красивый ежедневник, а еще лучше — повесьте на стену в детской магнитную, маркерную или пробковую доску, чтобы дела на каждый день всегда были перед глазами.


Расписание на неделю. Источник.

2. Составляйте план на день.

Здесь принцип такой же, как и с планом на неделю, но он будет состоять в том числе и из более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т.п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок мог с утра его перечитать и понимать, какие дела его ждут. Для начала составляйте планы вместе, а уж когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет просто напоминать. Причем делать это не в приказном порядке, а в дружественном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра! Покажешь свой план?». Кстати, с теми, кто помладше, можно дела рисовать, а не писать: например, карточка с игрушками может обозначать, что ребенку нужно прибрать машинки или кукол, а карточка с книгами — что пришла пора почитать вместе с мамой.

3. Мотивируйте ребенка.

Покажите, что и для вас составление списка дел — важная задача. Невзначай покажите ребенку свой ежедневник с задачами (вы же уже ведете его?). За каждое выполненное задание ставьте галочку. Все наглядно и очень мотивирует. Особенно, если вы договоритесь, что съедите вкусный торт, сходите в кино или купите игру, когда наберете определенное количество этих галочек.


Не забывайте мотивировать ребенка! Источник.

4. Научите ребенка определять приоритеты.

Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или времени, а есть те, которые и выполнятся легче, и времени займут всего ничего. Поэтому в списке дел лучше всего помечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми и возвращаться к тому делу, которое ненароком пропустил.

5. «Ешьте лягушек» вместе

В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Так говорят о неприятных делах, выполнение которых откладывается до последнего момента. Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете ему помочь (и помогите!). И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.

6. Дробите сложные задачи.

Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И так не только у детей, но и у взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить большую сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему будет легко справиться. При этом те самые части должны быть очень четкими и конкретными. Например, мы не требуем у ребенка много читать. Такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и родителей, и детей. Вместо этого мы договариваемся, что каждый месяц будет прочитываться 4 книги. А это одна книга в неделю. Соответственно, ежедневно ребенку нужно будет прочитать 10-20 страниц (в зависимости от объема книги). Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.


Источник.

7. Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает.

Разные виды деятельности должны неизменно и ритмично сменять друг друга. Ребенок провел полчаса за уроками — значит пришло время побегать на улице. Перерывы на отдых нужно устраивать каждые 25 минут, даже если ребенок не чувствует себя уставшим. При таком раскладе эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем в привычном «учи уроки до посинения и не выходи из-за стола, пока все не сделаешь».

8. Прививайте проактивный подход к жизни.

Проактивный подход жизни — это когда мы не просто реагируем на события, а сами планируем свою жизнь.

Приведем пример: чтобы закончить школу с медалью, нужно не «вообще учиться», а определять приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный момент направления. Можно составить очень простую таблицу текущих оценок. Если по всем дисциплинам стоят пятерки, а по алгебре преобладают четверки, то нацеливать усилия нужно именно на этот предмет. Как только проблема будет решена, пора приложить усилия к другому предмету.

9. Никакого навязывания

Дети, особенно в школьном возрасте, очень любят все взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на «ура». Однако смею вас предупредить: не переусердствуйте. Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее быть мягче, идти путем договоренностей, может, даже выполнять задачи «на спор». И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

И еще несколько слов. При правильном и аккуратном использовании тайм-менеджмент научит ребенка «копить» победы, а не поражения, ставить свои собственные цели, достигать их и получать удовольствие от жизни.

В тексте использованы и адаптированы для детей идеи из книги Глеба Архангельского «Тайм-драйв».

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Тайм-менеджмент для подростков. Как все успевать.

Настает горячая пора выпускных и вступительных экзаменов и, бьюсь об заклад, желания готовиться к ним у тебя нет никакого. Да и выглянувшее наконец-то солнце не располагает к зубрежке. Как можно устоять перед соблазном насладиться первыми весенними лучами? Но деваться-то некуда. Слишком многое поставлено на карту, чтобы впустую тратить драгоценное время. Как раз о том, как грамотно использовать свое время и успеть все – и поучить, и отдохнуть, и с друзьями встретиться – мы и поговорим в этой статье.


Тайм-менеджмент

Для чего нужно учиться управлять временем?

Совсем скоро из упорядоченной жизни, подчиненной школьному расписанию, графику кружков, секций и родительского контроля ты перейдешь в самостоятельную жизнь, где ответственность за то, как распоряжаться своим временем, ляжет полностью на твои плечи. И, поверь, не так-то просто уместить в 24 часа все необходимые дела таким образом, чтобы хотя бы 8 из них можно было потратить на сон. Тем более, что в университете график не такой структурированный и четкий, как в школе. Пары могут начинаться и заканчиваться в разное время, а учебные нагрузки очень высоки.

Чем старше мы становимся, тем больше дел в нашем ежедневнике, тем быстрее бежит время и его, как правило, постоянно не хватает. Именно поэтому взрослыми была придумана такая техника управления временем, как тайм-менеджмент. Важно осознать, что это не просто набор обязательных для выполнения правил и техник, это стиль жизни.

Если ты задаешься вопросом, чего хочешь достичь в жизни, кем хочешь стать через 10 лет и осознаешь, что твоя цель – успех, без грамотного управления временем тебе не обойтись. Уже сейчас. На том этапе, когда вся жизнь впереди и ты можешь научиться грамотно ее проживать.

Основные правила тайм-менеджмента

Прежде, чем перейти к рассмотрению отдельных техник, применяемых в тайм-менеджменте, рассмотрим определенные правила, без которых невозможно грамотное планирование времени.

1. Анализируй в течение дня, на что расходуется твое время. Это, с одной стороны, позволит тебе научиться его «ощущать», с другой – поможет понять, сколько времени и на что тратится.

2. Планируй на бумаге! Все дела, которые не записаны в блокнот, ежедневник, с большой долей вероятности будут забыты и никогда не реализуются просто потому, что ты о них забудешь. Это же относится и к ведению школьного дневника. Он учит тебя систематизировать дела, наглядно демонстрирует планы на неделю и список дел на день. Его минус лишь в том, что относится он только к школьному времени, поэтому для более полной картины дня нужен дополнительный ежедневник.
 


3. Список дел на завтра не должен содержать более 10-12 пунктов. И один из них обязательно должен быть посвящен составлению списка дел на следующий день.

4. Ставь перед собой цели на день, неделю, месяц, год, 10 лет и достигай их!

5. Для того, чтобы наглядно визуализировать дела, используй разноцветные стикеры. Присвоив каждому виду дел свой цвет, ты сможешь легче ориентироваться в приоритетах и анализировать временные затраты.

6. До того, как приступить к выполнению домашнего задания, составь себе подробный список дел. Если это большая, сложная задача, разбей ее на подзадачи. Добейся того, чтобы страшное на вид задание стало разделено по пунктам, каждый из которых – маленький, несложный, выполнимый этап на пути к реализации запланированного.
 


7. Зачеркивай выполненные задания. Это принесет тебе не только чувство морального удовлетворения, но и наглядно покажет, насколько близок финал.

8. Контролируй достижение своей цели. Постоянно анализируй, насколько ты приблизился (-лась) к своей мечте, что ты для этого сделал (-а), а что еще предстоит выполнить.

9. Расставляй приоритеты. Для того, чтобы понять, с чего начать, нужно выделить самые важные и срочные дела и приступить к реализации задуманного с них.

10.

Установи на смартфон приложения, с помощью которых можно не только составлять список дел, но и устанавливать напоминание о них. Они не позволят тебе забыть о важных вещах.
 


11. Отдыхать – тоже важно! И желательно на свежем воздухе. Смена физической и умственной деятельности поможет тебе переключиться, настроиться на позитив и набраться сил.

12. Не откладывай дела на потом! В какой-то момент ты поймешь, что этот снежный ком уже не остановить. А чтобы он тебя не придавил, выполняй дела вовремя. Это именно тот случай, когда ситуацию легче предотвратить.

Более конкретно о техниках тайм-менеджмента мы поговорим в следующей статье.

www.teenage.by

Тайм менеджмент для школьников

Автор: Анастасия Рыбакова

Сегодня мы будем разбираться в понятии, о котором не говорит сейчас только ленивый. Тайм менеджмент – звучит интересно, необычно и современно. А причем тут лень, время и школа – читайте далее!

Что такое тайм менеджмент?

В переводе с английского это значит искусство управления временем.

Мало уметь управлять временем. Важно, чтобы ваши действия были эффективными.

Благодаря тайм менеджменту можно научиться грамотно использовать свое время и работать более продуктивно.

Распределение времени и причем тут школьники

Любому человеку необходимо учиться планировать свое время. Обучаться тайм менеджменту нужно. Просто примите это как данность. Почему? Всё очень просто.

Человеческий мозг так устроен, что, если мы просто «держим в голове» нужные дела, часть из них мы переносим на попозже. Про некоторые дела вовсе забываем. Если все расписано конкретно по пунктам, то забыть или перенести задачу на другой день уже сложнее.

Кстати, про конкретику – это важно. Если у вас в плане написано «убраться дома» — мозг не понимает, что именно от него хотят. Протереть пыль, пропылесосить, постирать вещи?

Одно из главных правил, помимо наличия плана — конкретика.

Зачем школьникам необходимо учиться управлять временем?

Все мы прекрасно понимаем, что у большинства школьников кроме собственно посещения школы есть еще масса того, что ему нужно успеть сделать за день. Домашние задания, кружки. В средней и старшей школе добавляется подготовка к экзаменам…

Так много всего, и это нужно успеть меньше, чем за 24 часа – про сон забывать тоже нельзя.

Поэтому без четкого плана и определенной последовательности действий – никуда!

Советы по планированию своего дня для школьников

Вот 10 советов – по планированию. Составим план недели.

  1. Сначала напишите все то, что необходимо выполнить
  2. Напишите, к какому типу относится работа (учеба, помощь по дому и т.д.)
  3. Выделите дедлайн сдачи работы
  4. Оцените, сколько времени займёт выполнение этой работы
  5. Теперь разделите лист на 7 частей – это дни недели. Мы будем распределять дела по дням.
  6. Сначала отметьте жёсткое расписание – школа, посещение кружков – то есть дела, которые нужно выполнить в определенный срок.
  7. В плане на каждый день не забудете о времени на отдых и сон – расписывать все дела на 22 часа из 24 в сутки – плохая идея
  8. Учитывайте, что некоторые дела могут занять больше времени, чем вы рассчитывали. В вашем плане должно быть несколько промежутков на случай таких ситуаций
  9. Дальше – размещаем план на видное место и действуем. Проверяйте список дел по ходу его выполнения, смотрите, эффективно ли вы продвигаетесь.
  10. Если понимаете, что за полдня или за день вы сделали крайне мало, стоит выделить причины этого и перестроить расписание

Слушайте свой организм. От переработки вы продуктивнее не станете. Если чувствуете, что не можете продолжить работу из-за сильной усталости, лучше отдохнуть.

Помощь родителей в организации времени

Планировать свой день более-менее грамотно, подростки уже в принципе в состоянии. Хотя и не всегда.

А что делать с более младшими детьми, которым планировать свой день тоже важно.

Отмечу, что здесь речь будет идти о детях, которые уже учатся и пытаются распоряжаться своим свободным временем. С этого нужно начать.

Чтобы ребенок научился планированию времени, то есть овладел искусством тайм менеджмента, он должен делать это сам.

Эффективная помощь школьникам. Учимся распоряжаться временем.

  1. Составлять расписание на неделю вместе – родитель для себя, ребенок для себя. Когда это делятся вместе подростки наглядно видят, что для мамы и папы так же важно планирование.
  2. Составлять расписание на день, тоже вместе. Проследите, чтобы в расписание ребёнок внёс кружки, выполнение домашних заданий, просмотр мультиков и игры — все то, чем он хочет заниматься
  3. Показывайте пример
    Ребенок должен видеть, что планирование важно для Вас. Покажите ему свой ежедневник, заполненный планами, объясните, как вы пользуйтесь знаниями о тайм менеджменте и так Вы успеваете гораздо больше
  4. Мотивируйте
    В этом случае хорошо работает система поощрения. Можно договориться, что за определенное количество выполненных задач он получает сюрприз. Можно придумать своего рода игру, где для прохождения каждого уровня количество «галочек», то есть выполненных дел, увеличивается.
  5. Помогайте ребенку выполнять сложные задачи
    Их называют «лягушками». Объясните, что «лягушек» лучше выполнять как можно раньше днем, чтобы ближе к вечеру оставались легкие и приятные задачи. Это гораздо продуктивнее. Если задача кажется ребенку невыполнимой, уточните, как Вы можете помочь и помогите.

Ответьте на несколько вопросов теста и узнайте, насколько ваш ребёнок умеет управлять своим временем!

Пройти тест

Упражнения по тайм менеджменту

Эти упражнения касаются в основном постановки целей и выделения приоритетов. Потому что при планировании времени с этого стоит начинать.

  1. Важное – срочное: убираем лишнее

    Срочное Важное.

    То, что нужно сделать прямо сейчас – уже пришёл дедлайн.

    Пример – завтра сдать реферат

    Рекомендация – лучше держать её пустой, потому что обязательно в жизни появится какое-то непредвиденное срочное дело.

    Несрочное Важное

    То, что нужно сделать, но на это есть достаточно времени.

    Пример – надо сдать реферат через месяц

    Рекомендация – все важные дела по достижению ваших целей нужно держать здесь.

    Срочное Неважное

    То, что нужно сделать сейчас, это не продвигает тебя к цели, но выполнить придётся.

    Пример – ты не запланировал прогулку с собакой. А ей очень нужно именно сейчас на улицу.

    Рекомендация – тоже стоит держать пустой, лучше дела планировать. Странно, но дела в этой колонке в течении дня всё равно будут появляться.

    Не срочное Неважное

    То что делать не очень-то и надо вообще, по сути не твои дела.

    Пример – просмотр так себе передачи по ТВ и т.д

    Рекомендация – когда у тебя появляется новое дело, стоит проверить, не попадает ли оно сюда. Если да, то стоит его вычеркнуть из расписания, не тратить на это время вообще.

    Важный момент – отдых является ВАЖНЫМ делом. Он не относится к этой колонке.

  2. $ 86 400

    Смысл этого способа в том, что нужно представить, что вам дали 86 400 долларов. Их можно тратить их только на различные активности: занятия танцами, уроки иностранных языков или работу над каким-либо личным проектом. В конце дня эти деньги списываются независимо от того, на что вы их потратили, соответственно, копить их невозможно. Нужно подумать, на что бы вы потратили эти деньги и записать это. Речь на самомом деле речь идет не о деньгах. Каждый день мы абсолютно бесплатно получаем на свой счет 86 400 секунд, которые можем потратить на что угодно. Сравните то, как вы тратите свои бесценные секунды с тем, как вы потратили бы виртуальные доллары из упражнения. А еще подумайте, куда можно инвестировать доступные вам сейчас секунды, которые нельзя отложить «на потом». В будущем они или принесут вам какую-то пользу, или нет – все решаете вы.

  3. SMART

    Постановка целей в тайм менеджменте – тоже достаточно важная вещь. Ведь как можно планировать свое время без осознания того, зачем это нужно? В определении своих целей помогает именно эта методика – SMART. Каждая буква расшифровывается следующим образом:

    S – specific – цель должна быть конкретной

    M – measurable – цель должна быть измеримой

    A – achievable – цель должна быть достижимой

    R – relevant – цель должна согласовываться с другими целями

    T – timed – цель должна быть ограниченной во времени

    То есть: вы должны понимать четкую цель. Например, уборка по дому, про которую мы уже говорили. Затем важно осознавать, как станет понятно, что вы достигли эту цель. Причем, цель не должна быть заоблачной и невыполнимой. И при постановке задачи стоит учесть — одна цель не может противоречить другим. Вы должны знать, в какое именно время она должны быть выполнена. В противном случае достижение цели может затянуться.

    На тренингах по тайм менеджменту с подростками в центре К.О.Т. мы часто используем упражнение «Исполнитель желаний». Оно помогает понять, как важно четко формулировать цели. Подумайте, как по-разному может исполниться желание «Я хочу собаку…»?

    Это и непростые задания — только первый этап. За выделением важных дел и постановкой целей идёт грамотное составление расписания подростков.

    Упражнение по планированию достижения цели – пицца.

Едим пиццу по кусочкам.

Для чего: чтобы достигнуть средних целей, которые можно разделить на этапы. В этой технике нет строгой зависимости в последовательности выполнения этапов.

Пример: генеральная уборка дома, выполнение домашней работы по разным предметам и так далее.

Описание техники: Надо нарисовать пиццу и подписать её название – это цель, или большое дело, которое надо сделать.

Дальше надо разделить её на кусочки. Каждый кусочек подписать и определить результат – как можно понять, что кусок съеден, а дело – сделано.

Пример: для того, чтобы убраться дома, нужно вытереть пыль, разобрать вещи в шкафу, помыть полы, протереть окна.

Нюансы:

Достижение маленьких целей – этапов должны быть максимально простыми и понятными

Обычно пицца — это средние дела, с которыми в несколько этапов модно справиться самому. Конечно, пиццей можно делиться, то есть просить помощи. Но это не обязательно.

Попробуйте выполнить с подростком эти упражнения. Они не простые, он очень важные. Даже взрослым порой сложно верно расставить приоритеты. Если не использовать тайм менеджмент, время может буквально убегать в никуда. А человек не достигнет желаемой цели.

Как школьнику научиться управлять временем?

Это один из самых важных навыков, который нужно использовать каждый день.

Особенно это актуально для школьников, которые только учатся планировать свою жизнь.

Благодаря тайм менеджменту можно хорошо организовать себя. Повышается продуктивность, качество жизни меняется в лучшую сторону!

Заниматься со школьниками этим вопросом необходимо. В тренинг центре К.О.Т. разработана специальная программа «Управляй временем» для обучения тайм менеджменту. Здесь дети и подростки освоят навыки постановки целей, составления расписания. Она успешно проводится с 2008 года и постоянно совершенствуется. Особенно важно, что родители детей постоянно общаются с тренером и тоже обучаются техникам ай менеджмента. Ведь поддержка родителей — огромная часть успеха ребёнка. Записаться и узнать больше о курсе просто – заполнить заявку на сайте или позвонить по телефону +7 495 135 15 45

Удачи вам и вашему ребенку в освоении искусства тайм менеджмента! Достигать своих целей и жить полной жизнью – это ли не показатель счастья и успеха?

www.tren-kot.ru

Как всё успеть: основы тайм-менеджмента для хоумскулеров

1. Определите цель

О чём вы мечтаете? Поступить в лучший вуз мира, выиграть Всеросс или стать чемпионом по танцам? Сформулируйте свою мечту и запишите. А теперь подумайте, что нужно сделать, чтобы достичь этой цели. Если ничего не приходит в голову, попросите взрослых помочь вам.

Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий

                                                                                                                                                                                              Конфуций

2. Составьте список дел

Сдать эссе, сходить в магазин, выучить конспект — мы держим в голове множество задач. Из-за этого может казаться, что ничего не успеваешь, а учёба занимает всё время. Но это ощущение обманчиво. Просто мозг перегружен. Постоянно прокручивая задачи в голове, мы испытываем страх перед ними и откладываем всё на потом. 

Чтобы выйти из замкнутого круга, возьмите ежедневник или блокнот и составьте список всех задач, которые у вас есть. Конкретизируйте их: вместо «позаниматься английским» напишите «читать в течение 30 минут книгу на английском». Согласитесь, последний вариант звучит уже не так сложно, как первый.

После этого распределите задачи по приоритету: что нужно сделать срочно, а что может немного подождать. Для этого начертите большой квадрат, как на картинке, и перенесите задачи в подходящие блоки.

3. Распределите задачи по дням

Начните планирование с малого: возьмите за отрезок неделю. Постепенно вы перейдёте на долгосрочные перспективы — от месяца до года. 

Выделите каждому дню страницу и распределите задачи на неделю. Сначала запишите срочные и важные дела из первого квадрата — их поставьте в верх списка.

Одна из главных ошибок новичков: планировать на день десять дел, а выполнять только два или три. Приходится переписывать невыполненные задачи на завтра и ощущать неудовлетворённость. Чтобы этого избежать, записывайте только те дела, которые вам точно нужно сделать именно в этот день. Для остальных сделайте список «дела на неделю» и обращайтесь к нему, когда появится время.

Не пытайтесь занять весь день, задача планирования — высвободить время для творчества и отдыха, эффективно распределив ресурсы в течение дня. 

Найдите наставника, который будет контролировать ваш прогресс и интенсивность нагрузок. В «Домашней школе Фоксфорда» вы можете попросить куратора напоминать вам об учебных задачах и помочь составить учебный план.

4. Зафиксируйте время выполнения задач

К каждому делу напишите примерное время выполнения, так вы научитесь оценивать свои ресурсы и эффективнее планировать день. Некоторые задачи требуют работы в течение трёх часов, а на другие понадобится 15 минут.

Фиксация времени позволяет не «растягивать» дело. Например, отведя на тест по физике один час, мозг будет автоматически стараться уложиться в этот отрезок. Умение укладываться в заданное время пригодится вам на экзаменах. Используйте секундомер, чтобы натренировать свои внутренние часы. 

5. Следите за регулярностью

Некоторые задачи нужно делать ежедневно: например, 40 минут в день заниматься английским. Чтобы не писать одинаковые задачи каждый день, сделайте трекер

externat.foxford.ru

Тайм-менеджмент для подростков: смешиваем дела

Прочитано: 3 181

Редко какой подросток любит планировать. Но при этом у большинства имеется объективная необходимость в планах или хотя бы в структурировании дня. И приходится родителям предлагать молодым людям разные «фишки», чтобы и дела делались, и эффект был. Так в тайм-менеджменте для подростков придуман небольшой лайфхак. Называется он «смешение задач».

Достоинства метода «смешение задач»

До описания сути техники сразу упомяну ее основные «плюсы»:

  • игровой формат – не требует скрупулезности и четкого планирования;
  • высокий процент выполненных дел;
  • разумное распределение времени дня;
  • простота.

Все это имеет для подростков повышенную значимость, что, собственно, и создает трудности их тайм-менеджмента.

«Смешение задач» – простенько и со вкусом

Суть метода очень проста. Для реализации потребуется блок с отдельными бумажками – лучше всего без клеевого слоя:

  1. На стикеры выписываем все дела, которые необходимо сделать сегодня или в обозримом будущем.
  2. Для каждого дела рассчитываем примерный временной промежуток для выполнения, но без идеализации ситуации.

 

Далее есть три варианта действий:

Перемешиваем все стикеры и выполняем задачи в произвольном порядке. Как в лотерею играем.

или

Отсортировываем дела примерно одной продолжительности и работаем с ними в произвольном порядке.

или

Формируем план дня путем отсортировки всех приоритетных задач и исходя из подсчитанных временных интервалов. Важно, чтобы не получилось, что за 4 часа надо сделать дела продолжительностью в 8.

При этом все оставшиеся стикеры с нереализованными делами сохраняют. Это позволяет не забыть о нереализованных планах и найти время для их выполнения в последующие дни.

Что делать с отработанными стикерами? Есть два пути:

  1. Банально выбросить.
  2. Оставить отдельной кучкой, чтобы потом оценить масштаб работ и похвалить/наградить себя.

Вот такой лайф-хак тайм-менеджмента для подростков. Не говорю, что он обязательно сработает, но шанс есть. Игровой формат, кажущееся отсутствие обязательности и простота подкупают. Попробуйте!

Интересные статьи:

mn-zd.ru

Следите за ребенком по вечерам: тайм-менеджмент для младшеклассников

Уже в начальной школе дети бывают перегружены: много уроков, большие домашние задания, кружки, спортивные секции. Как все успеть и не переутомить ребенка?

Лучше недогрузить

В младших классах уроки заканчиваются рано. Отвести после этого ребенка на плавание, в музыкальную школу, в секцию дзюдо, в кружок рисования и т.п. кажется логичным. Так ли это?

«Страшнее перегрузить ребенка, чем недогрузить, — уверена Екатерина Бурмистрова, психолог, семейный психотерапевт, руководитель психологической школы «Становление». — Если вы что-то упустите, в худшем случае он немного поскучает. А хроническое переутомление приведет к астении и потере интереса к учебе.

Есть дети, которым кроме школы ничего не надо, им и так трудно.

Подросток скажет: «Я не пойду». Дошкольник заплачет, и вы его не заставите. А у младших школьников уже есть чувство долга и, к сожалению, большинство из них еще не умеют сопротивляться».

Как понять, что уже перегрузка? Во-первых, отслеживайте состояние ребенка по вечерам, но не в начале учебного года, а спустя три-четыре недели.

«Если ребенок к вечеру усталый и истощенный, или, наоборот, нервный и перевозбужденный, значит, нагрузка слишком велика, — объяснила Екатерина Бурмистрова. — Сильные перепады настроения – тоже плохой признак.

Как правило, у детей хорошее настроение, и этим они отличаются от подростков и взрослых. Конечно, бывают исключения — конфликты, неудачные дни. Но основной эмоциональный фон должен быть стабильным. А если ребенок раздраженный или подавленный, значит, нужно думать, в чем причина».

«Второй приоритет, если ребенок вынослив, – психологическое благополучие семьи, — продолжила эксперт. — Очень часто мама себя доводит до переутомления и депрессии, пытаясь дать ребенку то, что не является жизненно необходимым. Между тем для детей гораздо важнее ее нормальное эмоциональное состояние, чем дополнительные занятия».

«Внешкольное расписание» заполнять не больше чем на 60-70%

Важно различать «жесткие» дела и «гибкие», пишет ведущий эксперт-консультант компании «Организация времени», эксперт Центра качества образования г. Москвы Марианна Лукашенко в книге  «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей».

«Жесткие» дела привязаны к определенному времени (как урок в школе). Время для «гибких» дел (домашка, поручения родителей, прогулки, игры) можно выбрать самому.

Сразу несколько «жестких» дел в расписании на один день — источник стресса для ребенка.

«Записывая ребенка на курсы, в кружки, секции, планируя визит к стоматологу или посещение концерта, не ставим «жесткие» дела впритык друг за другом, оставляем между ними свободные промежутки времени, — пишет Марианна Лукашенко. — Учитываем время на отдых, еду, дорогу, «перезакладываемся» на непредвиденные обстоятельства — пробки на дорогах, не пришедший вовремя автобус, внезапно возникшие дела в школе. Остается время? Прекрасно, общаемся друг с другом, обсуждаем сегодняшние дела, дышим воздухом».

Отрицательный пример: девочка, которую мама встречала после уроков, кормила йогуртом прямо в раздевалке и сразу же вела в музыкальную школу. Малейшая задержка означала опоздание.

«Ребенок не должен никуда бежать, а для этого его день должен быть спланирован без изобилия жестких задач и заполнен всего на 60–70%», — подчеркивает эксперт.

«Почти все занятия, которые начинаются сразу после школы, вредны, — считает Екатерина Бурмистрова. — Обычно в школе дети нормально не едят, у них нет возможности расслабиться. Любая новая образовательная активность должны начинаться после того, как ребенок пришел домой, поел, переоделся, провел еще, как минимум, час в покое».

Не больше полутора часов на домашку

По СанПиНу, в первом классе детям не должны задавать домашних заданий. Во втором и третьем классах на приготовление уроков отводится полтора часа в день. В четвертом классе – два часа.
«Если ребенок делает уроки дольше, нужно посмотреть, что идет не так. — говорит Екатерина Бурмистрова. — Возможно, есть проблемы с концентрацией внимания, и ему нужна помощь психолога. Или же мама слишком сильно включена в процесс, и у нее слишком высокая планка.
Может быть, преподавание неудачное».

Если ребенок склонен трудиться над «домашкой» до позднего вечера, Марианна Лукашенко советует родителям самим ограничивать это время.

Можно пообещать заняться с ним чем-то интересным сразу после уроков. Эксперт приводит в пример маму дошкольника, который слишком долго готовился ко сну. Мама отвела ему время с 20:00 до 21:00 на то, чтобы улечься в постель. Она пообещала, что будет читать с ним книжки или разговаривать все то время, которое останется до 21:00 после подготовки ко сну. На следующий день ребенок в 20:10 уже лежал в постели.

Но вдруг лишний час, потраченный на домашние задания, позволит взять более высокую планку в учебе? Принуждать ребенка к гонке за «успеваемостью» нельзя, уверен Александр Лобок, профессор МГПУ.

«В тех семьях, где родители относятся к школьным успехам ребенка спокойно, ребенок растет более свободным, легким и расслабленным. В конечном счете, он оказывается более успешным, — говорит он. — Ведь гонка на скорость за программой вовсе не делает человека образованным. Каждый ребенок развивается в своем темпе.

Родители должны учиться искусству педагогического слуха, чтобы понимать этот темп, адекватно оценивать достижения ребенка, переживать восторг от его подвигов соразмерно степени подвижничества. Иногда ребенок одерживает маленькую победу на фоне общего тренда, но для него она огромна».

Дорога на занятия и обратно – это не «гулять»

В младших классах ребенок обязательно должен гулять, напомнила Екатерина Бурмистрова. Дорога на занятия и обратно – не в счет.

«Гулять – это значит быть предоставленным самому себе. Во время прогулки ребенок играет с друзьями, бегает, двигается, куда он хочет, а не куда ему надо идти по плану. Идеально гулять сразу после уроков или после обеда. Если это невозможно, то вечером. Можно оставлять ребенка на продленку, если он не против», — отметила она.

Во время выполнения домашних заданий ребенку необходимы «перемены», как в школе. Самое лучшее при этом – переключаться на другие виды деятельности, и чтение тут не самый лучший вариант, считает Марианна Лукашенко. «Отдых на «пять с плюсом» — это все, что на улице, отдых просто на «твердую пятерку» — это велотренажер, находящийся в соседней комнате…, — пишет она. — Но если такой возможности отдыха нет, то можно отдохнуть и на «пятерку с минусом» — это просто передвижения по квартире — съесть мороженое, выпить сок, пообщаться с близкими, обсудить что-нибудь смешное, посмеяться».

Тайм-менеджмент по-взрослому?

Бессмысленно заставлять ребенка зубрить слова иностранного языка или бегать от одного педагога к другому после школы, если он не понимает, зачем это надо. Марианна Лукашенко предлагает использовать технологии тайм-менеджмента, чтобы научить школьника превращать мечты в конкретные цели, составлять планы и выполнять их.

Например, для визуализации целей существует упражнение «Карта желаний». В середину листа бумаги приклеивается фотография ребенка – та, которая ему больше всего нравится. Вокруг нее наклеиваются картинки, изображающие то, что он хотел бы иметь, или те победы, которые он хотел бы одержать: он живет в красивом доме, он стал летчиком, он забил гол и т.п. Фотография соединяется линиями с картинками, вся композиция вешается над столом.

Специальные упражнения существуют для того, чтобы ребенок научился правильно формулировать свои цели. Задачи должны быть выполнимыми, а их достижение – делиться на конкретные шаги. С другой стороны, каждое действие должно обосновываться определенной целью или ценностью. Например, решение задачи по математике связано с ценностью «успешная учеба». Принести лекарство бабушке – «жизнь и здоровье человека».

Эксперт полагает, что даже ученик начальной школы может с вечера записывать основные дела, которые ему предстоит сделать на следующий день. А по мере выполнения задач ставить рядом с ними «галочки» или «плюсики».

Правда, тайм-менеджмент не будет работать, если родители сами не научатся жить по плану. Собственные цели им придется обсуждать в семье, показывая пример детям. «Допустим, для папы сейчас главная цель — реализовать какой-то большой проект. А для ребенка — получить пятерку по рисованию. Обсуждаем эту цель, планируем ее достижение, а когда она достигнута, не просто вяло говорим «молодец», а празднуем успех так же, как это происходит с празднованием больших «взрослых» достижений», — пишет Марианна Лукашенко.

Тайм-менеджмент — признак невроза родителей?

А вот психолог Александр Лобок считает, что технологии «тайм-менеджмента» нельзя использовать по отношению к детям.

«Управление временем – это задача, которая даже взрослых загоняет в состояние депрессии. Они оказываются в ловушке постоянного планирования, и это приводит их к серьезному эмоциональному выгоранию.

Человек оказывается принадлежащим самому себе ровно в тот момент, когда позволяет себе расслабиться и отдаться некоему течению событий, в том числе неправильному. Когда же мы эффективно встраиваем себя в разные внешние форматы деятельности, мы себя теряем. Особенно печально, когда в ловушку внешнего времени пытаются загнать семилетнего ребенка», — считает психолог.

Иллюстрации: Дмитрий Петров

www.miloserdie.ru