Диагностика когнитивной сферы личности – Тема 25. Диагностика когнитивной сферы.
Когнитивная сфера личности | Блог 4brain
Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.
Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:
- Мнемические процессы: память. В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
- Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
- Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.
Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.
Память. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше».
Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):
- Эмоциональная память – память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти.
- Двигательная память – это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений.
- Словесно-логическая память – память на мысли, которые оформлены при помощи слов.
- Образная память – память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.
По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.
Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.
Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.
Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.
Функции воображения таковы:
- управление физиологическими состояниями;
- создание и реализация внутреннего плана действий;
- произвольная регуляция познавательных процессов;
- управление эмоционально-потребностными состояниями;
- активизация наглядно-образного мышления.
По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.
Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.
Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).
Основные свойства внимания:
- Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
- Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
- Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
- Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
- Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.
Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.
Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.
В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.
Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:
- Лучше воспринимает входящую информацию, поэтому лучше ориентируется в происходящем.
- Лучше и быстрее обрабатывает входящую информацию: выбрасывает несущественное и принимает важное. Это позволяет ему работать с правильным материалом.
- Лучше запоминает информацию: это значит, что он быстрее извлекает нужный аргументы и оперирует ими, способен удерживать в голове сложные схемы и концепции.
- Делает правильные выводы: если он умеет отсеивать зерна от плевел, запоминать сложные концепции и обладает хорошей памятью, значит есть вероятность того, что он сделает правильный вывод и примет грамотное решение.
Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.
Диагностика когнитивной сферы
Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.
Диагностика внимания:
- Методика Мюнстенберга;
- Методика «корректурной пробы»;
- Кольца Ландольта.
Диагностика памяти:
- Проба на запоминание десяти слов (десять слов, подобранных таким образом, чтобы между ними нельзя было установить связь).
- Субтест Векслера.
- Проба на ассоциативную память (зачитывают десять пар однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Затем зачитывают первое слово каждой пары, а испытуемый называет второе слово).
Диагностика воображения:
- Тест Тулуза-Пьерона.
- Тест Торренса.
- Тест «Художник – Мыслитель».
При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.
Когнитивная сфера личности у ребенка
Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.
По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.
Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.
Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:
- Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития: воображение, память, мышление, эмоции и другое.
- Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.
- Главная задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
- В ребенке необходимо развить три функции речи: коммуникативную, познавательную и регулирующую.
Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru
Диагностика когнитивно-познавательной сферы личности. — Студопедия.Нет
Когнитивные процессы:
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Диагностика познавательной сферы личности производится в ходе беседы с психологом с использованием тестов: на память: запоминание 10 — 5 слов, память на числа (зрительная) на внимание: избирательность внимания, таблицы Шульте, слуховое внимание, запоминание слов и предложений, распутывание линий, запоминание предметов на столе, проба Когана на распределение признаков. На интеллект: классификация предметов, выделение существенных признаков, четвертый лишний, пиктограмма, матрицы Равена, тест интеллектуальной энергии, смысл пословиц и метафор, простые аналогии, сравнение понятий, опросник на магическое мышление (MIC) . Интеллект — 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способность; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида:
ощущения , восприятия, памяти, представления, мышления,воображения;
3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».СТРУКТУРА — Согласно Р. Кеттеллу — структуру интеллекта описывает факторно-аналитическая теория, в коей выделяется два вида интеллекта: 1) текучий — который существенно зависит от наследственности и фигурирует в задачах, где требуется приспособление к новым ситуациям;2) кристаллизованный — в косм отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта, в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как, например, фактор визуализации; а также факторы-операции, кои соответствуют специальным факторам Ч. Спирмена. Как показали его исследования, с возрастом, особенно после 40-50 лет, происходит снижение показателей интеллекта текучего, но не кристаллизованного. Согласно Р. Стернбергу — структуру интеллекта описывает классификация, в коей выделяется три вида интеллекта:1) интеллект вербальный — характерный запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;2) способность решать проблемы;3) интеллект практический — как умение добиваться поставленных целей. Согласно Ч. Спирмену — структуру интеллекта описывает факторно-аналитическая теория генерального фактора, в коей интеллект рассматривается как некая умственная энергия. Ее уровень определяет успешность решения заданий тестовых любого характера. Соответственно этой теории генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший — при выполнении задач сенсорных. Кроме генерального фактора, существуют:1) групповые факторы интеллекта, к коим можно отнести механическую, лингвистическую и математическую компетентность;2) специальные факторы, что делают вклад лишь в отдельные тесты интеллекта.
Психодиагностические методики измерения ценностно-бытийной сферы личности.
Для измерения ценностно-бытийной сферы личностииспользуют опросники
По Рокичу,Опросник терминальных ценностей ( ОТеЦ) И.Г. Сенина,тест «Смысложизненные ориентации»,методику предельных смыслов,методика Шварца,методику «Якоря карьеры»и другие.
Опросник ценности по Рокичу позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни».
Теория Рокича. М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу:
1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико,
2. все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени,
3. ценности организованы в системы,
4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.
5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
studopedia.net
Когнитивная сфера личности — AUM News
Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.
Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:
- Мнемические процессы: память. В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
- Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
- Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.
Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.
Память. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше». Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):
- Эмоциональная память – память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти.
- Двигательная память – это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений.
- Словесно-логическая память – память на мысли, которые оформлены при помощи слов.
- Образная память – память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.
По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память. Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.
Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению. Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.
Функции воображения таковы:
- управление физиологическими состояниями;
- создание и реализация внутреннего плана действий;
- произвольная регуляция познавательных процессов;
- управление эмоционально-потребностными состояниями;
- активизация наглядно-образного мышления.
По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.
Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание. Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).
Основные свойства внимания:
- Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
- Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
- Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
- Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
- Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.
Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера. Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.
В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни. Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:
- Лучше воспринимает входящую информацию, поэтому лучше ориентируется в происходящем.
- Лучше и быстрее обрабатывает входящую информацию: выбрасывает несущественное и принимает важное. Это позволяет ему работать с правильным материалом.
- Лучше запоминает информацию: это значит, что он быстрее извлекает нужный аргументы и оперирует ими, способен удерживать в голове сложные схемы и концепции.
- Делает правильные выводы: если он умеет отсеивать зерна от плевел, запоминать сложные концепции и обладает хорошей памятью, значит есть вероятность того, что он сделает правильный вывод и примет грамотное решение.
Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.
Диагностика когнитивной сферы
Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные. Диагностика внимания:
- Методика Мюнстенберга;
- Методика «корректурной пробы»;
- Кольца Ландольта.
Диагностика памяти:
- Проба на запоминание десяти слов (десять слов, подобранных таким образом, чтобы между ними нельзя было установить связь).
- Субтест Векслера.
- Проба на ассоциативную память (зачитывают десять пар однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Затем зачитывают первое слово каждой пары, а испытуемый называет второе слово).
Диагностика воображения:
- Тест Тулуза-Пьерона.
- Тест Торренса.
- Тест «Художник – Мыслитель».
При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.
Когнитивная сфера личности у ребенка
Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы. По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.
Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.
Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:
- Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития: воображение, память, мышление, эмоции и другое.
- Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.
- Главная задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
- В ребенке необходимо развить три функции речи: коммуникативную, познавательную и регулирующую.
Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.
www.aum.news
Методики для диагностики когнитивной сферы дошкольников
Методика В.Г. Щур «Лесенка»
(Широкова Г.А. Практикум для детского психолога/ Г.А. Широкова,
Е.Г. Жадько. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 314 с.: ил.)
Анализ результатов
С целью выявления представлений ребенка об отношении к нему других людей (в особенности близких), выявления его самооценки, а также характера и степени осознанности этого отношения использовалась методика В.Г. Щур «Лесенка». Она проводилась для детей старшего дошкольного возраста. В исследовании принимало участие 17 человек.
Прежде всего обратим внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
Результаты получились следующие: 13 человек поставили себя на ступеньку «самые хорошие», 2 – «очень хорошие», 1 – «хорошие». Однако, один ребенок, не сомневаясь, поставил себя на самую нижнюю ступеньку. Это говорит о серьезном нарушении структуры личности малыша.
Что касается отношений родителей к ребенку. Считается, для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-нибудь из них поставил ребенка на самую высокую ступеньку.
По результатам получилось, что 9 человек чувствуют себя вполне защищенными. Остальные 8 человек, с точки зрения родителей, поставили себя на нижнее две ступеньки. Это является признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношении с близкими взрослыми.
Помещение себя на одну из нижних ступенек, по мнению воспитательницы, нормально и может служить доказательством адекватной оценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо ведет себя и часто получает замечания от воспитательницы.
Дети расположили себя по ступенькам следующим образом: «плохие» — 8 человек, «очень плохие» — 2, «самые плохие» — 2. И лишь только 5 человек считают себя хорошими детьми, которые всегда слушаются воспитательницу.
Таким образом, по итогам проведенной диагностики, следует обратить внимание на 6 человек, которые имеют некоторые отклонения в структуре личности, что требует тщательной работы с ними и их родителями.
Методика для оценивания наглядно-действенного мышления
(модифицированная методика Р.С. Немова «Лабиринт»)
Детям предлагается лабиринт, вход в который указан стрелкой. Необходимо, взяв в руки заостренную палочку и двигая ею по рисунку, быстро пройти весь лабиринт, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.
www.prodlenka.org
Диагностика когнитивной сферы
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒Продолжительность: 4 часа
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Известные модели интеллекта. Интеллект в структуре психики.
Диагностика интеллекта.
2. Представления о креативности. Диагностика креативности.
3. Тесты способностей и тесты достижений.
Практическая работа: знакомство с тестом Р. Амтхауэра.
Методические пояснения для подготовки к семинарскому занятию
1. Для того чтобы представить развитие понятия интеллекта и, соответственно, диагностических подходах, необходимо вспомнить историю вопроса и основные исторические модели интеллекта: Шкалы Стэнфорда — Бине, Спирмена, Терстоуна, Гилфорда, Кеттела, концепцию ментального опыта М. Холодной. Дайте наиболее употребляемые определения интеллекта, раскройте их ограниченность. При знакомстве с тестовым материалом постарайтесь связать теоретическую концепцию с содержанием и оформлением тестовых заданий. Что диагностируют конкретные тесты интеллекта, их прогностические возможности и ограниченность. Что такое умственное развитие и какова его связь с интеллектом. В чем заключаются особенности построения отечественных тестов: школьный тест умственного развития (ШТУР), тест умственного развития (ШТУР), тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ), тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР). Когнитивные модели интеллекта включают в структуру интеллекта и способности как некую систему познавательных процессов, обеспечивающую решение задач или когнитивный стиль. Каковы актуальные проблемы диагностики когнитивных стилей?
2. Несмотря на большую значимость понятия «креативность», оно до сих пор недостаточно разработано. Спонтанность творческого процесса делает его почти неуловимым для измерения. Идея креативности оформлялась параллельно с развитием представлений об интеллекте. Попытки определить, что такое креативность, осуществил Дж. Гилфорд. Он ввел понятие дивергентного и конвергентного мышления. Им же были созданы первые тесты кретивности, известные как Южнокалифорнийские тесты дивергентной продуктивности. В настоящее время широко используются тесты Е. Торренса. Охарактеризуйте тесты креативности Торренса и Гилфорда. Как соотносятся показатели тестов интеллекта и тестов креативности. Широко известно в отечественной психологии имя Д. Б. Богоявленской. Она ввела такие понятия как «интеллектуальная инициатива», сформулировала принципы «креативного поля». В рамках ее метода было сконструировано несколько методик. Сформулируйте, чем отличаются модели креативности Д. Богоявленской, Дж. Гилфорда и Е. Торренса.
3. Говоря о психологии способностей, нельзя не упомянуть, фамилии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева и др. Перечислите основные положения отечественной теории способностей. Определите общие и специальные способности. Обозначьте проблемы измерения способностей. Для чего используются, в основном, тесты определения специальных способностей. Самостоятельно подберите одну методику для определения специальных или общих способностей. Каковы перспективы развития тестирования способностей в нашей стране
(ваше мнение).
Тесты достижений являются диагностическим инструментом объективной оценки и контроля результатов образовательной или профессиональной деятельности. Согласно типологии существуют нормо-ориентированные и критериально-ориентированные тесты достижений. А по форме стандартизации — стандартизированные и неформальные. В разработке тестов достижений можно выделить основные этапы: подготовительное планирование, анализ плана учебного содержания, конкретизация учебных целей, написание тестовых заданий, проверка теста. Тесты достижений используют как вспомогательное средство и в профессиональном отборе. Составьте самостоятельно неформальный «тест учителя» по дисциплине «Психодиагностика»; тест должен отвечать основным требованиям, предъявляемым к подобным тестам.
Список рекомендованной литературы:
1. Руководство к применению Группового интеллектуального теста для
младших подростков ГИТ / М. К. Акимова, Е. М. Борисова, К. М. Гуревич, Г.
П. Логинова.-Обнинск, 1993.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — СПб.:
Питер, 2000.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б.
Богоявленская.- М., 2002.
4. Бодалев А. А., Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин.
-СПб.: РЕЧЬ, 2002.
5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук.-
СПб.: Питер, 2003.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский.- М.:
1991.
7. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. —
М.: 1993.
8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. —
СПб.: Питер, 2002.
9. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. —
СПб.: Питер, 2002.
10. Матушанский Г. У. Педагогическое тестирование в России / Г. У.
Матушанский.— М.: Педагогика, 2002, № 2
11. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой, К. М.
Гуревича- СПб.: ПИТЕР, 2005.
12. Психология подростка / под ред. А. А. Реана.— М.: ОЛМА-Пресс,
2003.
13. Щебланова Е. И. Фигурная форма теста творческого мышления П.
Торренса. Методические рекомендации по работе с тестом / Е. И. Щебланова,
Н. П. Щербо, Н. Б. Шумакова-М., 1993.
Лабораторная работа №8
Диагностика личности
Продолжительность: 6 часов
Вопросы для подготовки к занятиям:
1. Личностные опросники. Теории типов и теории черт личности.
Изучение мотивации. Изучение профессиональной направленности. Изучение
ценностей и установок. Изучение тендерных предпочтений.
2. Психосемантические методы изучения личности. Семантический
дифференциал. Репертуарные личностные методики.
3. Проективные методики диагностики личности.
4. Диагностика психических состояний. Диагностика тревожности.
Агрессия как психологический феномен.
Практическая работа: знакомство с 16-ти факторным опросником Р. Кеттела.
Репертуарная методика диагностики отношения к значимому
окружению.
Методические пояснения для подготовки к семинарским занятиям
1. Личность — понятие столь сложное и столь всеобъемлющее, что описать его крайне сложно. Это всякий раз подтверждается, как только мы пытаемся определить сущность личности. Сказанное имеет непосредственное отношение к проблеме диагностики личности, так как только опираясь на некую теоретическую модель, можно искать измерительные признаки и формировать техники и способы измерения.
В отечественной психологии личность, прежде всего, — субъект общественных отношений, в которых она осуществляется и которые она осуществляет через многообразие деятельностей.
Таким образом, личность есть системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности при взаимодействии с другими людьми. Каждая существующая теория личности определяет структурное наполнение этого понятия по-разному. В современной психологической диагностике можно выделить две большие группы методов, анализирующих структуру личности: проективные методы и опросники.
Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) используются для выявления отдельных свойств и проявлений личности. Все существующие опросники могут быть классифицированы в следующем виде:
•типологические опросники;
•опросники черт личности;
•опросники мотивов;
•опросники интересов;
•опросники ценностей;
•опросники установок.
Широко известны такие типологические опросники, как Миннесотский многопрофильный личностный опросник, модифицированный Л. Собчик вариант MMPI СМИЛ, опросник Леонгарда-Шмишека, индивидуально- типологический опросник Л. Собчик. Для диагностики детей и подростков используются патохарактерологический диагностический опросник А. Личко, модифицированный опросник В. Прудченкова С. Сиялова, детский вариант ИТО Л. Собчик.
Диагностический инструментарий, направленный на выявление базисных черт личности, представляет 16-факторный опросник Р. Кеттела, опросник FPI, модифицированный А. Крыловым и Т. Рогинской, 3-факторный опросник Г. Айзенка.
Мотивация детерминирует и пронизывает все сферы психической деятельности человека, определяя поведение человека в любой конкретный момент его жизни. X. Хекхаузен различает мотив и мотивацию. Мотив действенен до тех пор, пока не достигнута цель, либо изменившиеся условия выдвинули более насущный мотив для данного человека в данный момент его жизни. Мотивация же есть процесс выбора между различными действиями, осуществляющий достижение специфических для данного мотива состояний
и поддерживающий эту направленность, то есть мотивация объясняет целенаправленность действия.
Методики, предназначенные для диагностики ценностей и ценностных ориентации, очень отличаются своей методологией, содержанием, конкретными целями, но они похожи на диагностики интересов и установок. Различают ценности цели и ценности — средства.
Необходимо познакомиться со следующими методиками: проективный тест X. Хекхаузена, мотивационный опросник А. Реана, методика изучения мотивов учебной деятельности, методика ценностных ориентации М. Рокича, тест смысложизненных ориентации Д.Леонтьева, методика исследования самоотношения (МИС), репертуарная методика диагностики профессиональной направленности учащихся.
2. Психосемантическая диагностика предназначена для оценки категори
альных структур индивидуального сознания, в структуру которого входят
системы индивидуальных значений и личностных смыслов. Информация, по
лучаемая с помощью психосемантической диагностики, опирается на субъек
тивные оценки, на то, как события или явления воспринимаются человеком.
Отличия методов психосемантической диагностики не являются существен
ными:
— они также измеряют представления человека о самом себе;
— включают оценочный компонент;
— требуют от испытуемого навыков рефлексии, самоанализа, самонаблю
дения.
Вместе с тем эти методы являются идеографическими и применяются для исследования индивидуальных случаев.
Наиболее известные психосемантические методики: семантический дифференциал, Q-сортировка, репертуарные личностные решетки.
3. Проективные методики направлены на анализ продуктов воображения
и фантазии, на раскрытие внутреннего мира человека. Специфические осо
бенности таких методик заключаются в следующем:
— неопределенность, неструктурированность задачи;
— неоднозначные расплывчатые стимулы;
— незавершенность действия.
Несмотря на то, что эти методы очень часто подвергаются критике за недостаточную объективность, несоответствие требованиям психодиагностики, неудовлетворительными оказываются коэффициенты гомогенности и рете-стовой надежности, тем не менее, этими методиками широко пользуются, и появляется все больше и больше публикаций по отдельным техникам. В программе предусмотрено ознакомление со следующими методиками: тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Меррея, его модификация PAT, «рисунок семьи», «несуществующее животное» в интерпретации А. Венгера, «Хэнд-тест»
4. Психические состояния — это динамическая характеристика пси
хической деятельности человека. Понятие выделяет нестабильность и
неустойчивость некоторых аспектов проявления психической деятельности, их повторяемость и закрепленность. Существует множество самых разнообразных психических состояний, различающихся в разных отношениях. Вследствие этого нет единой системы их классификации. Рассматривая состояния как сложную системную реакцию человека на воздействие, психодиагносты разрабатывают разные методы их оценки, обычно выделяя три группы:
•Физиологические;
•Поведенческие;
•Субъективные.
К психологическим методам диагностики функциональных состояний относятся оценки успешности выполнения определенного вида деятельности. Показателями сдвигов в состоянии выступают изменения количества, качества и скорости осуществления деятельности. Наиболее пригодными признаются специальные короткие пробы, характеризующие эффективность различных психических процессов при выполнении некоторых задач. В качестве таковых могут использоваться практически любые методики для оценки восприятия, внимания, памяти, мышления и т. д. Также психологи широко применяют для диагностики сдвигов в психических состояниях опросники разных видов, позволяющие выявлять состояния через субъективные ощущения и переживания опрашиваемого. Разработка таких опросников требует тщательного выявления субъективных симптомов измеряемых состояний. В этой группе методик в психодиагностической практике часто применяется методика, разработанная В. Доскиным с соавторами, — опросник дифференцированной самооценки функционального состояния (САН), опросник для оценки тревоги Ч. Спилбергера, адаптированный Ю. Ханиным, Опросник Басса — Дарки, шкала школьной тревожности, разработанная А. Прихожан.
Список рекомендуемой литературы:
1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина.
-СПб., 2001.
2. Бодалев А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин.
-СПб.: РЕЧЬ, 2002.
3. Бойко В.В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. — СПБ.: ПИТЕР, 2004.
4. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты / А. Л. Венгер.-М.:
ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003.
5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. —
СПб.: ПИТЕР, 2002.
6. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов,-
М., 1964.
7. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест / Д. А. Леонтьев.
-М.: Смысл, 2004.
8. Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клецкиной,-
СПб.: ПИТЕР, 2003.
9. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой, К. М.
Гуревича.- СПб.: ПИТЕР, 2005.
10.Реан А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан.- СПб.: Изд-во
Михайлова В. А., 1997.
11.Собчик Л. Психология индивидуальности. Теория и практика
психодиагностики / Л. Собчик.- СПб.: РЕЧЬ, 2003.
Лабораторная работа №9
infopedia.su
Тема 59 Диагностика эмоциональной сферы личности
Шкала ситуативной тревожности (СТ). Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин. Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.
Очень высокая реактивная — нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.
Очень высокая личностная — прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности.
При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Тест руки — проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.
Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой).
Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.
Ответы разносятся по 11 категориям: 1. Агрессия
2. Указания — рука
3. Страх
4. Привязанность
5. Коммуникация
6. Зависимость — рука выражает подчинение другим лицам. 7. Эксгибиционизм — рука разными способами выставляет себя напоказ. 8. Увечность — рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям. 9. Активная безличность
10. Пассивная безличность
11. Описание — ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.
Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по формуле (агрессия+указания)-(страх+привязанность+коммуникация+зависимость). Для уточнения мотивов агрессивного поведения следует проанализировать получившийся профиль.
Тема 60 Диагностика волевой сферы и поведения личности
Е.П. Ильин, Н.Н. Обозов, Е.К. Фещенко методики для оценки и самооценки волевых качеств.
Опросник для самооценки терпеливости. предназначена для самодиагностики терпеливости. Опросник состоит из 18 утверждений, на которые предлагается ответить: «да» или «нет».
Опросник для оценки упорства Методика предназначена для самодиагностики упорства. Опросник состоит из 18 утверждений, на которые предлагается ответить: «да» или «нет».
Опросник для оценки настойчивости предназначена для самодиагностики настойчивости. Опросник состоит из 18 утверждений, на которые предлагается ответить: «да» или «нет».
Данная методика позволяет 8говорить о качестве интегральной самооценки личности: является ил нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты данной методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. По Ю, Л. Ханину, состояния ситуативной тревожности – СТ — ,возникают, как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции). Личностная же тревожность – ЛТ – как черта или свойство, дает представления об индивидуальных различиях в подверженности различным стрессорам, то есть речь идет уже об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я». Величина ЛТ характеризует прошлый опыт человека, насколько часто ему приходилось испытывать СТ. Шкала реактивной и личностной тревожности – ШРЛТ – имеет две самостоятельные подшкалы:
Подшкала оценки СТ –о самочувствии в данный момент
Подщкала оценки ЛТ – о самочувствии обычном.
Результаты оцениваются в баллах: до30 –низкая
31-45 баллов – средняя
46 баллов и более – высокая тревожность.
Текст методики состоит из утверждений, которые необходимо оценить в баллах от 1 до 4. 1-нет, это совсем не так;4 – совершенно верно.
studfile.net