Диагностика отклоняющегося поведения подростков – Диагностические методики, комплекс психопрофилактических и коррекционных мероприятий по профилактике девиантного поведения подростков

Аналитическая справка «Результаты диагностики девиантного поведения у подростков»

Аналитическая справка

по результатам проведения психолого-педагогической диагностики

девиантного поведения у подростков.

Психолого-педагогическая диагностика изучения девиантного поведения у

учащихся 6-8-х классов проводилась в период с 14 по 22 сентября 2017 учебного года.

Цель диагностической программы состояла в получении информации об особенностях развития эмоциональной сферы учащихся, вы явление подростков имеющих склонность к девиантному поведению, а также прогнозирование возможных трудностей и пути их коррекции.

Задачи диагностического исследования:

  1. Проанализировать особенности эмоционально-личностной сферы обучающихся первых классов.

  2. Выявить группу школьников, склонность к девиантному поведению поведенческим нарушениям.

  3. Определение путей оказания помощи обучающимся испытывающим данные проблемы.

Диагностическая работа включает в себя:

  • Исследование эмоционально-личностной сферы первоклассников в период прохождения адаптации (при использовании модифицированной методики А.Прихожан)

  • Индивидуальные беседы с учащимися, педагогами.

Диагностические методы: психологическая диагностика.

Контингент: обучающиеся 6-8 классов (220 учащихся).

Диагносты: педагог- психолог, классные руководители

Исследуемые компоненты:

Вербальная агрессия

Человек выражает вербально свое агрессивное отношение к другому человеку, используя словесные оскорбления.

Физическая агрессия

Человек выражает агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

Эмоциональная агрессия

У человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другими людьми, сопровождаемое враждебностью, подозрительностью, неприязнью, недоброжелательностью по отношению к нему.

Неуверенность в себе

Сложности в общении со сверстниками.

Результативность:

На параллели 6-х классов было обследовано 68 обучающихся, по изучаемым критериям было выявлено:

Вербальная агрессия – 22 % (15 об)

Физическая агрессия – 13 % (9 об)

Эмоциональная агрессия – 19% (13 чел.)

Неуверенность в себе – 10% (7 об)

На параллели 7-х классов было обследовано 77 обучающихся по изучаемым критериям было выявлено:

Вербальная агрессия – 18 % (14 об)

Физическая агрессия – 12 % (9 об)

Эмоциональная агрессия – 17 % (13 чел.)

Неуверенность в себе – 11% (8 об)

На параллели 8-х классов было обследовано 75 обучающихся, по изучаемым критериям было выявлено:

Вербальная агрессия – 17 % (14 об)

Физическая агрессия – 10 % (7 об)

Эмоциональная агрессия – 13 % (10 чел.)

Неуверенность в себе – 8% (6 об)

Вывод: таким образом, наиболее высокие показатели по параметру «Вербальная агрессия», что может проявляться в словесном виде (оскорбления, обзывания и т.д.). Данная особенность присуща детям подросткового возраста.

Неуверенность в себе испытывают порядка 20 обучающихся на параллели 6-8 классов, это может объясняться как индивидуальными особенностями школьников, так и наличием проблем в общении со сверстниками, родителями.

Наличие физической агрессии присуще 25 учащимся, что составляет 11 % от общего числа опрошенных. С данными подростками запланированы коррекционные занятия, консультативная работа направленная на формирование адекватных способов самовыражения в социуме.

Исследуемый критерий «Эмоциональная агрессия» который характеризуется возникающим эмоциональным отчуждением при общении с другими людьми, сопровождаемое враждебностью, подозрительностью, неприязнью, недоброжелательностью по отношению к нему, может проявляться у 36 опрошенных подростков (16%). С данной группой учащихся, также запланированы коррекционные мероприятия (групповые и тренинговые занятия для получения навыков саморегуляции в различных ситуациях, конструктивного общения.

Коррекционная деятельность

Учащимся с проявлением вербальной и физической агрессии, рекомендуется консультация у педагога психолога;

Классным руководителям обратить внимание на данных обучающихся, в различных ситуациях.

Для родителей обучающихся классов, при необходимости, пригласить на родительское собрание психолога с освещением тематики «Агрессия в подростковом возрасте».

infourok.ru

Статья » Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» как средство диагностики предрасположенности подростков к девиантному поведению».

Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» как средство диагностики предрасположенности подростков к девиантному поведению.

Сложно не заметить девиантное поведение подростков. Девиантным поведением называют любые поступки индивида, которые не соответствуют общепринятым нормам. При этом появляется сложность, заключающаяся в том, что отклонения имеют относительный характер. Как определить, где в общепринятом понимании поведение отклоняется, а где оно соответствует правилам и нормам? Для этого существуют специальные диагностики.

Термин «диагностика» происходит от слова «диагноз», что в переводе с греческого означает «распознавание, определение».

Диагностика – определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур.

С целью выявления предрасположенности подростков к девиантному поведению мною было проведено исследование на базе ГБОУ СОШ № 503 Выборку составили 50 учащихся 7,8,9-х классов. Возраст испытуемых: 13-15 лет.

Изучение уровня склонности к проявлению девиантного поведения подростками осуществлялось с помощью следующих методик:

Для исследования склонности подростков к отклоняющемуся поведению была использована методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (разработана А. Н. Орел). Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Результаты исследования уровня склонности подростков к отклоняющемуся поведению по методике А. Н. Орла «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» представлены в диаграмме.

Рисунок 1.1. Средние показатели полученных данных по методике А.Н. Орла «Определение склонности к отклоняющемуся поведению»

Рисунок 1.2 – Сравнение средних показателей полученных данных по методике А. Н. Орла «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» по щкалам среди детей показавших умеренную и высокую тенденцию.

Шкала 2«Склонность к преодолению норм и правил»;

Шкала 3«Склонность к аддиктивному поведению»;

Шкала 4«Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению»;

Шкала 5«Склонность к агрессии и насилию»;

Шкала 6«Шкала волевого контроля эмоциональных реакций»;

Шкала 7«Склонность к деликвентному поведению».

Показатель результатов по щкалам среди детей показавших умеренную и высокую тенденцию представлен в таблице.

Таблица 1

Шкала

Показатель

2

Склонность к преодолению норм и правил

53-66

3

Склонность к аддиктивному поведению

53-57

4

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

51-70

5

Склонность к агрессии и насилию

51-67

6

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

55-81

7

Склонность к деликвентному поведению

53-66

Согласно полученным результатам по шкале 2, большинство опрошенных подростков не склонны к преодолению норм и правил. А для 9 подростков характерна чрезвычайная выраженность нонконформистских тенденций, проявление негативизма, у некоторых из них результат находится в умеренной тенденции.

По шкале 3 для подростков данной выборки не характерна склонность к реализации аддиктивного поведения и только трое опрошенных подростков имеют умеренную предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем.

По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению получены следующие показатели: у большинства − отсутствие готовности к реализации саморазрушающего поведения; 13 испытуемых склонны к риску, у них выражена потребность в острых ощущениях, наблюдается низкая ценность жизни.

Шкала склонности к агрессии и насилию. Невыраженные агрессивные тенденции в поведении наблюдаются у 39 испытуемых, они не приемлют насилие как средство решения проблем, агрессия как способ выхода из фрустрирующей ситуации является нетипичной. Свидетельствуют об агрессивной направленности личности показатели 21 обследуемого, во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия.

По шкале волевого контроля эмоциональных реакций у 32 подростков характерно наличие высокого самоконтроля любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. Слабый волевой контроль эмоциональной сферы свойственен 18 подросткам. Об этом свидетельствует склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Склонность к делинквентному поведению для большинства 42 из 50 опрошенных подростков. Характерна невыраженность данной тенденции, у 8 — наличие делинквентных тенденций, низкого уровня социального контроля и лишь несколько из них имеют выраженную готовность к реализации делинквентного поведения.

Таким образом, в процессе диагностического исследования проблемы было установлено следующее:

Большое количество участников показали склонность к агрессии и насилию и слабый волевой контроль эмоциональной сферы.

Благодаря проведенному диагностическому исследованию была выявлена предрасположенность подростков к проявлению девиантного поведения. При этом факторы, которые могут послужить причиной развития отклоняющегося поведения различны: семейные взаимоотношения, акцентуации характера, индивидуальные особенности личности, неадекватная самооценка, классный коллектив.

infourok.ru

Девиантное поведение подростков — причины, симптомы, диагностика и лечение

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

Общие сведения

«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Девиантное поведение подростков

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Патогенез

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

Классификация

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

  • Делинквентный тип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
  • Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
  • Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Симптомы девиантного поведения подростков

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая. Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

Осложнения

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.

Диагностика

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.
  • Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
  • Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей.

Лечение девиантного поведения подростков

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:

  • Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
  • Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами. Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

www.krasotaimedicina.ru

Тема урока: «Диагностика девиантного поведения подростков»

Особое место занимает диагностика учащихся с девиантным поведением для выявления индивидуальной траектории и коррекции развития. Как правило, “врастание ребенка в цивилизацию” (Выготский Л.С.) сопряжено с разного рода трудностями, поэтому требуется анализ психологических задач, которые возникают перед практическим психологом и педагогом. Отклоняющееся поведение ребенка является сплавом отношений, отражающих взаимосвязь уровней семейного, школьного воспитания и отношения ребенка к себе и условиям жизнедеятельности. Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа.

Целью диагностики девиантного поведения учащегося является ответ на вопрос о причинах, обуславливающих определенного состояние объекта диагностики. Состояние, отношение, уровень воспитанности школьника оцениваются с точки зрения нормы и возможных психологических механизмов коррекции девиантности.

Диагностика “первичного социума” отношений родители – дети показывает уровень социализации ребенка, усвоение им системы ценностей, норм, знаний, культуры. Методики: опросник родительского отношения (Варга, Столин), подростки о родителях (Шафер), опросник социализации для школьников “Моя семья”, изучение идентификации с родителями (Захаров). Измерение родительских установок и реакций (PARY).

Диагностика школьной социализации предусматривает выявление не только возможные недостатки в его интеллектуально-личностном развитии, но и индивидуальные особенности учителей: стиль руководства классом, статус учащегося в классном школьном. Для выявления возможных нарушений рекомендуем изучать: познавательной потребности,

направленность на приобретение знаний, отношение к учению и к учебным предметам; использовать метод наблюдения для оценки волевых качеств, методик “Направленность на отметку”, “Оценка силы волевых качеств”, методика выявления уровня смелости (Г. А. Калашникова), методика оценки уровня притязаний детей школьного возраста, тест животных Заззо, Тест школьной тревожности Филипса, социометрия (Морено) и др.

Особенности характера и психо-эмоционального состояния ребенка изучаются при помощи методик направленных на изучение самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн или в модификации А.М. Прихожан, исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования; особенности личностного профиля изучается по многофакторному личностному опроснику Р. Кеттела (детский вариант), многофакторноу личностному опроснику Р. Кеттела (юношесчкий вариант – 14 F), акцентуации характера выявляются по тесту-опроснику Шмишека, состояние диагностируется по методике цветовых выборов Люшера.

Данные по конкретному ребенку заносятся в индивидуальную карту психолого-медиког-социального развития, затем составляется план коррекции развития. Карты развития и планы коррекции развития даны в приложении. Составляются конкретные рекомендации для педагогов и родителей.

План коррекции развития

Начало________ Окончание__________

Ф.И.О. Иванова Ивана Ивановна 19.12.1990г. рождения

Школа Республиканская школа-интернат для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей

Аномалии в поведении: трихотилломания, курение, склонность к аутоагрессии.

Сильные стороны: высокая самооценка, подвижность, энергичность, деловитость; блестящая собеседница; высокий жизненный тонус, продуктивность; хорошее самочувствие, лидерские, организаторские способности, инициатор мероприятий, ориентация на будущее

Личностные особенности Цель коррекционных мероприятий Ответственный Срок Примечание
Подвижность чувств: несобранность, невнимательность.

Психических процессов:

Импульсивность,

Беззаботность, вспышки гнева на неудачу, раздражительность на противодействие окружающих, на повышенный тон

Развитие уравновешенности в поведении, чувствах

В стремлении к разнообразной деятельности обучение выбору приоритетных заданий и достижение конкретных целей.

Развитие стрессоустоичивых механизмов

Воспитатель

Классный руководитель

Психолог

В течение года  
Некоторая ориентация на гедонистическое настоящее Формирование заботы о будущих последствиях или

Жертв в пользу будущих наград

Воспитатель

Классный руководитель

   
Низкий уровень эмпатии с животными,

Средний — с родителями, незнакомцами

Развитие эмпатии незнакомцами, животными, худ.произведениями

Изучение интересов и склонностей

urok.1sept.ru

Исследование склонности к девиантному поведению подростков

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.

В последние годы в Республике Казахстан возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер — больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в Казахстане значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п.

Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В. С. Афанасьева, Я. И. Гилинского, Б. М. Левина; современной социологии права В. П. Казимирчука, В. Н. Кудрявцева, Ю. В. Кудрявцева, а также в трудах В. Ф. Левичевой, В. Т. Лисовского, И. А. Невского, А. С. Харчева. [1]

Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Б.П. [2]. Битинас, И. С. Кон, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. А. Невский [3].

Психологический аспект проблемы исследования состоит в недостаточной изученности как причин подростковой делинквентности, так и особенностей ее проявления: недостаточно работ, где бы исследуемый феномен раскрывался во всей его целостности, как правило, изучаются его отдельные аспекты (сущностные признаки, пути, средства коррекции и профилактики) [4,5].

Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения [6,7].

Основным моментом выявления причин девиантного поведения являются взаимоотношения подростков в семье, что служит основным критерием развития личности подростка. Поэтому диагностику девиантного поведения мы решили начать с методики анкетирования.

Анкета на определение взаимоотношений в семье является основным этапом нашего исследования.

Рис. 1. Анкета на определение взаимоотношений в семье

 

Анализируя данные, представленные на рисунке 1, мы видим, что по первому вопросу (причины обид на родителей) количество человек по критериям «мало внимания» и «отсутствие любви» составляет 17 человек, что в сумме является — 76,5 %, по второму критерию «материальные причины» — 5 человек (23,5 %).

По второму вопросу (обиды на других объектов в семье) также преобладают обиды подростков на мать и отца, количество ответов обиженных на братьев и сестер — редки (3 человека). Таким образом, количество ответивших обиженных на родителей составляет 19 человек — 85,5 %. Причины недовольства собой преобладают ответы у подростков по критериям «злой», «раздражительный», что составляет 18 человек — 81 %, по критерию «необщительный» — 4 человека (19 %).

По вопросу «Что осуждают родители в ребенке и других людях» ответы повышены по критериям «злость», «раздражительность» и составляют 15 человек (67,5 %), по критерию «необщительность» — 7 человек (32,5 %).

На вопрос «Перечень качеств, которыми должен обладать ребенок, по мнению родителей» преобладают ответы по критериям «доброта», «отзывчивость», что составляет 17 человек — 76,5 %, по критерию «послушание» — 5 человек, что составляет 23,5 %.

Опросник Басса-Дарки мы использовали для диагностики агрессивных и враждебных реакций у испытуемых. Из анализа, полученных результатов исследования, мы видим, что наибольшее количество подростков относятся к шкале «Физическая агрессия» и «Косвенная агрессия» 6 человек (27 %), доля детей по шкале «Негативизм» и «Вербальная агрессия» составляет 5 человек (22,5 %), количество опрошенных по шкале «Раздражительность», «Обида», «Чувство вины» составляет по 3 человека на каждую шкалу (13,5 %). По шкале «Подозрительность» — 2 человека, что составляет 9 %. Таким образом, индекс враждебности составляет 21,8 %, индекс агрессивности — 40,8 %

Составим диаграмму на основе полученных данных индексов агрессивности и враждебности (рисунок 2).

Рис. 2. Распределение результатов шкал по тесту Басса-Дарки

 

Таким образом, мы видим, что у большинства подростков присутствуют показатели по шкалам «Физическая агрессия», «Раздражительность», «Вербальная агрессия», что составляет индекс агрессивности равный 40,8 %. «Обида», «Подозрительность» являются индексом враждебности и составляет меньшую долю в распределении результатов. «Негативизм», «Чувство вины» и «Косвенная агрессия» отнесены в схеме распределения результатов к другим шкалам и составляют 37,4 %. Это говорит о том, что в данной группе учащихся часто могут происходить конфликтные, враждебные ситуации. Это стоит учесть при составлении психопрофилактической программы для предотвращения подобных ситуаций и уменьшения уровня враждебности в данной группе испытуемых.

После проведения тренинга нами была проведена повторная диагностика с испытуемыми подростками. Рассмотрим результаты исследования по методике Басса-Дарки.

Из данного анализа мы видим, что наибольшее количество подростков относятся к шкале «Подозрительность» — 7 человек (31,5 %), «Обида» — 4 человека (18 %), «Чувство вины» — 3 человека (13,5 %). Доля детей по шкале «Негативизм» составляет 4,5 % и «Вербальная агрессия» составляет 1 человека (4,5 %), количество опрошенных по шкале «Раздражительность» составляет 2 человека (9 %). Уменьшился показатель по шкалам «Физическая агрессия» и «Косвенная агрессия» — по 2 человека на каждую шкалу, что составляет 9 %. таким образом индекс враждебности составляет 50 %, а индекс агрессивности — 27 %.

Рис. 3. Результаты повторно проведенной диагностики по методике Басса-Дарки

 

По данным результатам мы видим, что произошло улучшение (сравним результаты диаграмм (рис. 2 и рис. 6).

Сократилось количество подростков по шкалам «Физическая агрессия» и «Косвенная агрессия» с 27 % до 9 % (18,2 %). По шкале «Раздражительность» показатели снизились с13,5 % до 9 %. Увеличились показатели по шкале «Раздражительность» с 16,7 до 6,7 % на 10 %. Увеличились показатели по шкале «Обида» на 18 %, также увеличились показатели по шкале «Подозрительность» на 22,5 %. Сократились показатели по шкале «Вербальная агрессия» на 21,5 %. Осталась на прежнем уровне шкала «Чувство вины» на 5 %. Индекс агрессивности уменьшился на 13,8 %, а индекс враждебности увеличился на 28,2 %.

Таким образом, с помощью выбранных нами методик, которые отличаются наибольшей валидностью и надежностью, мы исследовали отклонения в поведении подростков. Мы увидели, что они позволяют подробно описать личностную структуру обследуемых, выявить скрытые личностные проблемы, определить наличие деструктивных тенденций во взаимоотношениях, чтобы сформировать способность к устранению и разрушению препятствий к индивидуальному развитию, увидеть те черты характера, которые обладают тенденцией к переходу в патологическое состояние.

Проведение психологического тренинга дает положительные результаты и позволяет сформировать адаптивные копинг-стратегии. Это способствовало тому, что дети стали более спокойно относиться к окружающей их действительности. Стали менее тревожны по отношению к будущему, более спокойны к своим прежним проступкам, повысилась самооценка и уверенность в себе, появилась удовлетворенность своими, пусть даже и небольшими достижениями. В конфликтных ситуациях перестали обвинять других.

В данном тренинге ребята, выполняя задания, достигли лучшего взаимопонимания при общении, что обеспечивает идеи сотрудничества при коллективной работе. Получили заряд высокого эмоционального подъема, стали более подготовлены к активной деятельности в различных жизненных ситуациях, стали чаще обращать внимание на свое поведение, научились сопереживать другим.

 

Литература:

 

1.         Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как социологическая теория. //Социс. — 1991. — № 4. — С. 72–78.

2.         Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., 1993

3.         Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды. //Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001

4.         Змановская Е. В. Девиантология. — М.,2004

5.         Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997

6.         Семикашева И. А. Социально-психологическая идентичность подростков-участников территориальных группировок //Социальная норма, девиантное поведение, конфликт. Под общ. ред. Ю. А. Клейберга. — Краснодар, 2003

7.         Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический проект; Трикста, 2005. — 336с.

moluch.ru