Диагностика познавательных процессов младших школьников методики: Диагностика познавательных процессов младших школьников | Картотека (1, 2, 3, 4 класс):

Содержание

Диагностика познавательных процессов младших школьников.

Диагностика познавательных процессов младших школьников.

  Внимание младших школьников.

1. Методика «Изучение переключения внимания»

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер. 

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного — в убывающем (например, 1 — черная, 12 — красная, 2 — черная, 11 — красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся. Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.

спытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой — ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. 
Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K= m:n * 100 %, где К — точность, n — количество букв, которые необходимо было n вычеркнуть, m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

3. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности. 

Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

Память младших школьников.

1. Методика «Определение типа памяти»

Цель: определение преобладающего типа памяти. 
Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер. 

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай. 
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка. 
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении — 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а — 10 количество правильно воспроизведенных слов.

 Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2. Методика «Изучение логической и механической памяти»

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

  Первый ряд:   

Второй ряд:

  • кукла – играть

  • курица – яйцо

  • ножницы – резать

  • лошадь – сани

  • книга – учитель

  • бабочка – муха

  • снег – зима

  • лампа – вечер

  • щетка – зубы

  • корова – молоко

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой — пять секунд).

После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда. 
Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

  Таблица 2

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти C=B/A

Количество слов второго ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент механической памяти C=B/A

 

 

 

 

 

 

Мышление младших школьников.

 1. Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование логичности и гибкости мышления. 
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1. Бежать Кричать
стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз Конь
вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

3. Нога Глаза
сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

4. Коровы Деревья
стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

5. Малина Математика
ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь Яблоня
поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

7. Театр Библиотека
зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход Поезд
пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина Кастрюля
ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь Телевизор
лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

11. Дом Лестница
этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном — 4-5, о низком — менее чем 5.

2. Методика «Исключение лишнего»

Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа: 

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. 
3. Собака, лошадь, корова, лось. 
4. Стол, стул, пол, кровать. 
5. Сладкий, горький, кислый, горячий. 
6. Очки, глаза, нос, уши. 
7. Трактор, комбайн, машина, сани. 
8. Москва, Киев, Волга, Минск. 
9. Шум, свист, гром, град.  
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 
11. Береза, сосна, дуб, роза. 
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин. 

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» — это посуда, а остальное — еда). 
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). 
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний — 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием.

3. Методика «Изучение скорости мышления»

Цель: определение скорости мышления.  
Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер. 

 Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа. 

Обработка и анализ результатов: 25-30 слов — высокая скорость мышления; 20-24 слова — хорошая скорость мышления; 15-19 слов — средняя скорость мышления; 10-14 слов — ниже средней; до 10 слов — инертное мышление. 

Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов — высокий уровень мышления; 10-15 слов — хороший; 5-9 слов — средний; до 5 слов — низкий.

4. Методика «Изучение саморегуляции»

Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш. 

Порядок исследования. Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.  

В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание — полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания ( характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности ( старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится индивидуально. 

Обработка и анализ результатов. Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.

1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

Воображение младших школьников.

Методика «Дорисовывание фигур»

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение. 
Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип — ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 
2 тип — также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 
3 тип — изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).  
4 тип — ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). 
5 тип — заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кру жок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Глава 2. ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе

Анализ развития толерантности посредством сказкотерапии у детей младшего школьного возраста

4. Эмпирическое исследование уровня толерантности у детей младшего школьного возраста

Анализ развития толерантности посредством сказкотерапии у детей младшего школьного возраста

4.1 Описание методик и процедуры исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста

В соответствии с целью работы представлено эмпирическое исследование уровня толерантности у детей младшего школьного возраста. В исследовании участвовало 19 детей младшего школьного возраста (11 девочек…

Анализ развития толерантности посредством сказкотерапии у детей младшего школьного возраста

4.2 Анализ результатов эмпирического исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста

1. Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» было проведено в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы: 1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь? 2. У тебя есть друзья…

Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизм их влияния на психическое развитие

2.1 Организация и методики исследования уровня развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста

В нашем эксперименте по исследованию вопроса темы были дети старшего дошкольного возраста. Всего было обследовано две группы детей старшего дошкольного возраста общим составом 24 человека…

Диагностика и коррекция уровня развития познавательных процессов младших школьников

1.
1 Вопросы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь)…

Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе

1.3 Психологическая диагностика познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения

Особенности диагностики познавательных процессов у младших школьников в том, что дети существенно различаясь по по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию, могут по-разному…

Коррекция мышления трудовой деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста

ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Механизмы психологической защиты у детей младшего школьного возраста

Особенности развития детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от шести до одиннадцати лет и определяется важнейшими обстоятельствами в жизни ребенка — его поступлением в школу…

Особенности влияния познавательных процессов детей младшего школьного возраста на социально-психологическую адаптацию

Глава 2. Экспериментальное исследование степени влияния познавательных процессов на социально-психологическую адаптацию детей младшего школьного возраста

Познавательные процессы умственно отсталых детей

2.1. Выявление уровня развития познавательных процессов умственно отсталых школьников

Экспериментальное исследование развития познавательных процессов у умственно отсталых школьников проводилось в коррекционной школе VIII вид г. Благовещенска. В обследовании участвовала группа детей из 22 человек…

Проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста

Глава 2. Эмпирическое исследование уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста подростков

Психодиагностика внимания младших школьников

2.1 Описание диагностических методик для изучения уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста

При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определенно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое…

Развитие представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровой терапии

1.2 Особенности развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Социально-психологическая помощь детям с задержкой психического развития

1.
2 Типология и особенности развития детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Под термином “задержка психического развития” понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой — дает (как правило…

Самостоятельная работа 12 Проблемное обучение 13 Занимательный материал 15 Геометрический материал 16


База данных защищена авторским правом ©dogmon.

org 2022
обратиться к администрации

Козловская Наталья Александровна,

учитель математики и информатики

Мариинск

2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста 6

Формирование познавательных интересов в обучении 11

Самостоятельная работа 12

Проблемное обучение 13

Занимательный материал 15

Геометрический материал 16

Развитие познавательных способностей 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

ЛИТЕРАТУРА 21

Приложение 1 22

Дидактические игры. Роль дидактической игры на уроках математики 22

Приложение 2 26

Методы диагностики познавательных процессов младших школьников 26

Диагностика внимания 26

Диагностика восприятия 27

Диагностика памяти 28

Диагностика логического мышления 29

Задания и упражнения для развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики 31

Приложение 3 35

Развитие познавательных способностей на уроках математики (разработки уроков) 35

Тема. Счёт в пределах 10 (закрепление пройденного) 35

Тема. Счёт в пределах 20 (закрепление пройденного) 38

Тема. Понятие о равенствах и неравенствах 41

Тема. Деление двузначного числа (закрепление пройденного) 45

Приложение 4 50

Результаты исследования познавательных способностей младших школьников 50

Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву — это одна из труднейших и важнейших задач дидактики.

К.Д. Ушинский
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.

Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес — это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ”Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Целью данной работы является систематизировать формы и методы развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи.



  1. Раскрыть понятие познавательного интереса, его влияния на обучение школьников.

  2. Раскрыть особенности психического развития детей младшего школьного возраста.

  3. Рассмотреть различные формы и методы формирования познавательного интереса в обучении.

  4. Подобрать различные методики диагностики познавательных способностей младших школьников; задачи и упражнения для развития познавательных способностей.

Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Каталог: sites -> default -> files -> users
files -> А. Зайцев Научный редактор А. Реан Редакторы М. Шахтарина, И. Лунина, В. Попов Художник обложки В. Шимкевич Корректоры Л. Комарова, Г. Якушева Оригинал-макет
users -> —
users -> Методическое пособие «Программа изучения детского коллектива. Диагностические методики»
users -> Особенности ценностно-смысловой сферы личности в возрастных кризисах взрослости
users -> Публикация книги
users -> Опросник симптомов нормативного кризиса
users -> Практикум «Педагогические условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе»
users -> Интернет-зависимость современных подростков
users -> Школа открыта миру. Вместе против насилия


Скачать 1.67 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Исследование развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Творческое образование
Том 5 № 4 (2014), ID статьи:43643,9 стр.0006

Кабылова Алмахан, Кусаинова Маншук

Кафедра педагогики Института повышения квалификации учителей, г. Актау, Казахстан

Электронная почта: [email protected]

Copyright © 2014 by author and Scientific Research Publishing Inc.

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution International License (CC BY).

http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Строка считается воспроизведенной правильно, если ее длина и ориентация не отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном изображении ( отклонение от начала или конца линии более чем на одну клетку с сохранением угла наклона). Полученный показатель, равный количеству правильно воспроизведенных строк, рассматривается как объем зрительной памяти.

АННОТАЦИЯ

Одним из важных направлений работы школьного психолога с детьми является развитие познавательной сферы. Проблема развития, коррекции и совершенствования интеллектуальных способностей учащихся является одной из важнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что основным путем ее решения является рациональная организация всего учебного процесса. В качестве дополнительной можно рассматривать специально организованную игровую тренировку мышления. В статье представлено исследование детей младшего школьного возраста с использованием различных методов, таких как кольца Э. Ландолта, матрица Равена, кубик Рубика. Дети из 19В исследовании приняли участие 0030 ст по 4 класс в возрасте от 7 до 11 лет, всего 80 человек. Исследование проводилось на базе школы № 6 (г. Актау, Казахстан). Сделан вывод, что у детей с низкими результатами слабо развито образно-эффективное мышление. Дети со средними результатами демонстрировали наглядно-производственное мышление как среднеразвитое. А дети с высокими результатами демонстрировали высокоразвитое наглядно-действенное мышление. Важными психическими функциями для младших школьников являются восприятие, память и воображение, но, конечно, наиболее важными в этом возрасте являются развитие мышления. Ни одна из психических функций не может быть развита без мышления.

Ключевые слова: Познавательный процесс; Развитие детей начальной школы; Наглядно-эффективное мышление; Образно-эффективное мышление; Психические функции

1. Введение

Многочисленные наблюдения учителей показали, что ребенок, не научившийся учиться и овладевать способами интеллектуальной деятельности в начальной школе, обычно становится неуспевающим в средней школе. Одним из решений является создание в начальной школе условий, обеспечивающих всестороннее психическое развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, интеллектуальных качеств и творческой инициативы.

Проблема развития, коррекции и совершенствования интеллектуальных способностей учащихся является одной из важнейших проблем психолого-педагогической практики.

Справедливо считается, что основным путем ее решения является рациональная организация всего учебного процесса. В качестве дополнительной можно рассматривать специально организованную игровую тренировку мышления.

2. Результаты психодиагностических исследований

Есть основания считать, что общим основанием полноценности любого интеллектуального процесса является наличие трех минимальных универсальных компонентов умственных способностей:

1) Высокий уровень сформированности элементарных интеллектуальных операций : анализ, синтез, сравнение, выделение наиболее существенных и других, выступающих в качестве наиболее дробных элементов мышления;

2) Высокая активность, бессознательность и плюралистичность мышления проявляются в выдвижении большого количества различных гипотез;

3) Высокая организованность и целеустремленность мышления, проявляющиеся в четкой направленности на выделение в явлениях наиболее существенного, с использованием общих схем анализа явлений.

Очевидно, что все психические функции очень важны: память, внимание, воображение, но все же ведущим познавательным процессом является мышление. Мышление — одна из важнейших функций психики. Вполне вероятно, что без мышления не было бы никаких других высших психических функций.

В настоящей статье мы хотели бы представить результаты психодиагностического исследования детей младшего школьного возраста в период их обучения в школе. Однако в этом возрасте у нас акцентировано развитие мышления.

По нашему мнению, методы диагностики должны отвечать следующим требованиям:

1) Используемые методы должны адекватно выявлять уровень развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте;

2) Достоверность определения характера и состояние развития познавательных процессов. Этому должны служить определенные качественные и количественные факторы и критерии. Особое значение имеет разработка единых условий использования методов сравнения полученных данных.

3) Необходимо проводить исследование не более одного часа, так как для детей младшего школьного возраста характерна нестабильность факторов деятельности, а также их ухудшение при непрерывном выполнении интеллектуальных заданий.

Одним из важнейших условий, основы и средств развития личности является процесс обучения. В связи с этим Л. С. Выготский сформулировал положение, согласно которому обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка, так как «обучение опережает развитие, продвигая его дальше и вызывая в нем новый рост» (Выготский, 19).82).

Методика диагностики детей младшего школьного возраста подобрана с учетом особенностей этого возраста. Во всех представленных ниже методиках использовалась 10-балльная шкала оценки.

Внимание — психический процесс, от особенностей которого зависит познавательная готовность ребенка. Многие проблемы, возникающие при обучении, особенно на его начальном этапе, напрямую связаны с пробелами в развитии внимания.

Кольца Ландольта были выбраны в качестве основного методического стимулирующего материала для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания младших школьников, поскольку являются универсальным средством, которое может быть использовано для изучения внимания детей разного возраста от младшего до старшего школьного возраста. Он представлен следующим образом. Стандартный лист бумаги — «форма», где нарисованы кольца с отверстиями в разных частях кольца. Для исследования продуктивности и устойчивости внимания ребенку дается бланк со следующей инструкцией: «Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой игре вам предстоит соревноваться с другими детьми, а потом мы увидим, какого результата вы добились в соревновании с ними. Я уверен, что вы сделаете все возможное».

Работа ведется в течение 5 минут. Каждую минуту экзаменующийся говорит: «линия», в этот момент ребенок должен провести линию в форме с кольцами Лан Долта, когда он услышал команду.

Через 5 минут экзаменатор говорит: «Стоп». После этой команды ребенок должен остановить работу в том месте, где услышал команду, и провести двойную вертикальную черту. При обработке результатов исследователь определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту и ​​за все пять минут, в течение которых длился психодиагностический эксперимент. Также он определяет количество ошибок, допущенных во время работы в каждую минуту, с первой по пятую и в целом за все пять минут.

Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяют по формуле:

(1)

где: S — показатель продуктивности и устойчивости внимания;

N – количество колец, просмотренных ребенком за 1 минуту;

N — количество ошибок, допущенных ребенком.

При обработке результатов вычисляются пятиминутные показатели S и один показатель S, относящийся ко всем пятиминутам работы в целом.

Следующий компонент — распределение внимания. Инструкции, которые дети получают в этом методе, почти такие же, как и при использовании колец Ландольта. В этом тесте используется тот же стимульный материал. Однако в данном случае детям предлагалось одновременно найти и зачеркнуть два разных кольца, имеющих отверстие в разных местах, причем первое кольцо нужно было зачеркнуть одним способом, а второе — другим.

Оценка переключения внимания. Здесь детям также предлагается форма с кольцами Ландольта, как и в предыдущих случаях, но им предоставляется другая инструкция:

«В течение первой минуты вам предстоит найти и скрестить одним способом кольца одного типа (с одной ориентацией открытия), а в течение следующей минуты — кольца другого типа (с другой ориентацией открытия) и затем по очереди в течение всех пяти минут». Обработка, представление и интерпретация результатов такие же, как и в предыдущих методах.

Способность внимания ребенка оценивалась по 10-балльной шкале. Имеются данные, что средняя емкость внимания взрослого человека составляет 3-7 единиц. Для детей старшего младшего школьного возраста и младшего школьного возраста его нижняя граница составляет 3 единицы. Судя по всему, так же, как и у взрослых. Что касается верхней границы, то она определенно зависит от возраста, так как внимание и его возможности, безусловно, развиваются в детстве.

Кроме того, память человека более многомерна, чем его внимание. При поступлении ребенка в школу для его успешной учебы в начальной школе необходимо владение как минимум следующими видами памяти: кратковременной зрительной памятью, включающей способность и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти; опосредованная память, которая характеризуется способностью и самостоятельной инициативой использования ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации. Важно также правильно и точно оценивать динамические особенности процесса запоминания, включая такие показатели, как динамика запоминания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного запоминания определенного количества единиц и информации. Но сначала необходимо учитывать возможности кратковременной зрительной памяти.

Ребенку по очереди предлагаются картинки. После показа каждой части картинки ребенок получает рамку экрана и просит нарисовать на каждой части все линии, которые он видел и запомнил.

По результатам двух тестов определяется среднее количество строк, которые он воспроизвел из памяти корректно.

Линия считается воспроизведенной правильно, если ее длина и ориентация не отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном изображении (отклонение от начала или конца линии более чем на один квадрат с сохранением ее угла наклона). Полученный показатель, равный количеству правильно воспроизведенных строк, рассматривается как объем зрительной памяти.

Следующий компонент является опосредованной памятью. Тестовые материалы – лист бумаги и ручка. Перед тестом ребенку дается следующая инструкция:

«Я сейчас назову разные слова и предложения, а потом сделаю паузу. Во время этой паузы вы должны будете нарисовать или написать что-то, что позволит вам запомнить, а затем вспомнить те слова, которые я произношу. Старайтесь рисовать и писать как можно быстрее. В противном случае мы не сможем выполнить все задания».

Следующим компонентом является динамическая особенность процесса запоминания.

Ребенку предлагается ряд из 10 простых слов для запоминания путем их многократного повторения. После каждого очередного повторения определяется номер ряда, который ребенку удалось воспроизвести без ошибок после такого повторения.

Количество повторных предъявлений ряда и последующих попыток их воспроизведения в этом методе ограничено шестью и с каждой попыткой воспроизведения соотносится количество правильно воспроизведенных слов. Определяются следующие два показателя динамики запоминания: динамика запоминания и продуктивность запоминания.

Следующая часть метода исследования посвящена продуктивности запоминания детей младшего школьного возраста. Этот метод проводился так же, как и предыдущий, но количество заученных слов проверялось через час.

Несомненно, память является важной структурой человеческого мозга, но невозможно представить существование человеческой памяти без мышления. Человек способен передавать информацию из внешнего мира во внутренний мир и запоминать ее только благодаря различным мыслительным процессам в голове человека. Кроме того, воображение играет важную роль в развитии мыслительных процессов.

Воображение ребенка оценивается по степени развития его фантазии, которая, в свою очередь, может проявляться в рассказах, картинках, статьях и других продуктах творческой деятельности. В связи с этим ребенку предлагается выполнить следующее задание.

Составить рассказ (сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-то другом по выбору ребенка и рассказать его устно в течение 5 минут. Ребенку дается одна минута, чтобы составить сюжет истории, а затем он начинает рассказывать историю.

При рассказе фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

• Скорость процессов воображения;

• Оригинальность и нестандартность изображений;

• Богатство фантазии;

• Глубина и проработка (специализация) изображений.

Но, как было сказано выше, ни одна из психических функций не способна полноценно развиваться без мышления.

Мышление младшего школьника отличается от мышления дошкольника, во-первых, более высокими темпами его развития в эти годы; во-вторых, существенными структурными и качественными преобразованиями, происходящими в самих интеллектуальных процессах. Все три вида мышления активно развиваются как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте под влиянием процесса обучения: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего типа мышления, относительно недостаточно развитого в начале этого периода жизни ребенка. И к концу его, т.е. ранний подростковый возраст, становится самым важным и ничем не отличается от взрослого. В связи с этим практическое психодиагностическое исследование мышления младших школьников должно быть направлено на оценку всех видов мышления ребенка, с одной стороны, и специальную оценку словесно-логического мышления, с другой. В связи с этим будут использоваться следующие методы, описанные ниже.

Метод представляет собой набор плоских фигур — квадратов, треугольников и кругов трех разных цветов (красный, желтый, зеленый — возможны другие комбинации) и трех разных размеров. Характеристики этих фигур: форма, цвет и размер образуют трехбуквенные искусственные понятия, не имеющие значения в родном языке ребенка.

Карточки с фигурками разного цвета кладут перед ребенком так, чтобы ребенок мог их одновременно видеть и изучать. Карты можно разместить в три ряда по семь карт в каждом ряду, поместив шесть из них в неполный ряд.

Следующий компонент — наглядно-образное мышление. Метод, используемый для диагностики этого типа мышления, называется «матрицей Равена». Здесь под наглядно-образным мышлением понимается единая связь с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

Конкретные задания для проверки уровня развития наглядно-образного мышления в данном исследовании взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специально подобранную подборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Raven.

Ребенку предлагается серия из 10 постепенно усложняющихся заданий аналогичного типа: поиск закономерностей в расположении деталей матрицы и выбор одной из восьми картинок в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее картинке.

Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту часть, которая лучше всего подходит к картинке или по логике расположения ее частей по вертикали или горизонтали. На выполнение этих заданий детям дается 10 минут. По истечении этого времени эксперимент останавливают и определяют количество правильно решенных матриц.

Следующий метод называется «Кубик Рубика». Данный метод предназначен для диагностики уровня развития наглядно-деятельностного мышления.

С помощью известного кубика Рубика ребенку даются практические задачи разного уровня сложности и предлагается решить их в условиях дефицита времени. На решение одной задачи дается одна минута (всего задач девять).

Все результаты тестов были проанализированы на следующем этапе.

В исследовании приняли участие дети с 1 по 4 класс в возрасте от 7 до 11 лет в количестве 80 человек.

Исследование проводилось на базе школы №6 (г. Актау, Казахстан).

3. Анализ результатов эмпирических исследований

Дальнейшее исследование основывалось на анализе результатов диагностики с целью изучения особенностей развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте. В таблице 1 представлены матрицы результатов тестов, диагностирующих процессы внимания. Были составлены сравнительные таблицы 1-4, которые представлены ниже.

Таблица 1. Показатели продуктивности и устойчивости внимания в младшем школьном возрасте.

Таблица 2. Показатели распределения внимания в младшем школьном возрасте.

Таблица 3. Показатели переключения внимания в младшем школьном возрасте.

Таблица 4. Показатели способности внимания в младшем школьном возрасте.

По результатам исследования можно сделать следующий вывод: продуктивность и устойчивость внимания в процессе обучения школьников развивались достаточно динамично, так как первые два класса имеют более высокий процент от среднего уровня 84% и 65% соответственно, то в 3 rd и 4 th марки 85% и 81% имеют высокий индекс. Это связано с тем, что психическая функция недостаточно развита с 7 — 9 лет.лет, и в связи с этим у большинства детей были средние баллы, а в возрасте 9-11 лет эта функция сформирована практически полностью, поэтому большинство детей получили максимальное количество баллов по данной методике.

Таким образом, продуктивность и устойчивость внимания в младшем школьном возрасте динамично изменяется от средних значений к высоким. Между тем, если в 1 ст и 2 й классы средняя степень интенсивности регистрировалась в 4, 5 раза чаще, чем в 3 й и 4 й классы, чем высокая степень продуктивности внимания и интенсивность устойчивости в 6 — 9 раз выше у сравнение со средними показателями продуктивности внимания и интенсивности устойчивости в младшем школьном возрасте.

На основании представленных данных можно сделать вывод, что данный вид внимания более динамично развивается до 3 9 лет.0030-й -й класс, а в 4-м -м классе наблюдается небольшое снижение уровня внимания. Так, в 1-м классе высокие результаты имеют 13% школьников, во 2-м — 35%, в 3-м — 90%, а в 4-м классе детей, имеющих высокие результаты, составляет всего 81%. Как мы видим, ежегодно динамика повышения способности к распределению внимания увеличивается в 2,5 — 3 раза. Данные измерения внимания свидетельствуют о том, что в результате воздействия процесса обучения дети младшего школьного возраста учатся иметь в поле зрения несколько объектов и могут адекватно вести себя в ситуации с несколькими раздражителями одновременно.

Переключение внимания хуже других видов внимания. Здесь 1 ст и 2 й класс переключателя внимания не выше среднего балла.

Из этой таблицы можно сделать вывод, что переключение внимания у двух первоклассников находится на низком уровне. У 3 rd и 4 th уровень развития переключения внимания находится на более высокой степени развития.

Важно помнить, что именно в младшем школьном возрасте дети впервые сталкиваются с ситуацией, когда в течение ограниченного времени им приходится быстро и четко выполнять указание учителя, переключать внимание с одного задания на другое и при этом доводить задание до конца. и адекватно начать новый.

Такая ситуация изменения показателей переключения внимания вполне закономерна для детей, активность которых до школьной жизни сводилась только к игре и способности переключать внимание под руководством взрослого в условиях ограниченного времени и без возможности выбора.

Следующий компонент — способность к вниманию. Этот метод используется в том виде, в каком он был представлен ранее.

Можно сделать следующий вывод, что развитие способности к вниманию у сортов 1 ст и 2 й имеет средние и ниже средних результаты. 90% детей 3 -го класса имеют высокие результаты, 10% — средние результаты. 88% процентов детей в 4 -й сорт имеют высокие результаты и 12% — средние. В связи с этим можно сделать следующий вывод, что способность внимания детей увеличивается в 3 rd и 4 классах. В молодом возрасте внимание недостаточно развито. Еще развитие внимания зависит от уровня развития мышления, так как основной психической функцией является мышление и это особенно отчетливо прослеживается в младшем школьном возрасте.

Изменения, наблюдаемые по показателю емкости внимания, достаточно закономерны, так как в процессе учебной деятельности младшие школьники вынуждены запоминать достаточное количество учебного материала, что создает учебную ситуацию и приводит к развитию данной психической функции.

На основании таблицы были рассчитаны 5-процентные значения, полученные на основе обработки методов исследования объема кратковременной зрительной памяти (таблицы 5-8).

Как видно из таблицы, высокие, средние и низкие показатели объема кратковременной зрительной памяти в каждом классе выражены по-разному. У большинства детей 1 ст класса низкий уровень, но высокие показатели данной психической функции по сравнению с другими, старшими возрастными группами у них самый высокий показатель 22%, тогда как во втором классе он 20% и 3 и 4-й —10% и 19% соответственно. Во 2 и классах отмечается увеличение средней степени интенсивности кратковременной зрительной памяти. Объем кратковременной зрительной памяти в 3 и классе несколько снизился, но к 4 классу этот показатель развился. Вывод о закономерностях развития в младшем школьном возрасте при такой динамике изменения объема кратковременной зрительной памяти сделать затруднительно из-за возможной погрешности и чистоты эмпирического исследования в рамках данной статьи.

Однако можно говорить о некоторой тенденции интенсивности и развития памяти от 1-го -го к 4-му -му -му классу, так как в 4-м -м классе нет низких показателей кратковременной зрительной памяти.

Показатели исследования степени интенсивности опосредованной памяти представлены в табл. 6.

Судя по результатам табл. 6, можно сделать вывод, что опосредованная памятьДети 0030 ст класса достаточно развиты для этого возраста. Хорошие результаты показали также дети 2 и классов. Но что касается 3 rd и 4 th класса, то это не одно и то же, так как испытуемые должны были выполнить это задание еще более успешно, чем два предыдущих класса.

Однако после достаточно высокого увеличения показателей опосредованной памяти происходит снижение средних показателей и появляются низкие показатели опосредованной памяти.

Таблица 5. Показатели объема кратковременной зрительной памяти в младшем школьном возрасте.

Таблица 6. Результаты диагностики опосредованной памяти.

Таблица 7. Показатели динамики запоминания.

Таблица 8. Запоминание показателей продуктивности.

Возможными причинами таких изменений показателей такой психической функции могут быть, на наш взгляд, во-первых, недостаточная чистота эмпирического исследования, во-вторых, возможная утомляемость детей, так как диагностика проходила во второй половине дня после занятий, а также фактор среда не учитывалась. Однако именно характер самих заданий, применявшихся в учебном процессе, определял, что именно развивалось у детей и какая психическая функция и какая ее особенность подлежала большему развитию.

В таблице 7 представлены темпы запоминания динамики.

Из таблицы 7 можно сделать следующий вывод: в этом случае наблюдается увеличение показателя «динамика запоминания» по средним результатам (так как в этом случае большинство детей находятся на среднем уровне) от класса к классу процент детей, справившихся с этим заданием, увеличивается.

Продуктивность запоминания исследовалась совместно с показателем динамизма, который отражен в таблице 8.

Количество детей, справившихся с данным заданием, достаточно случайно. Так, большая часть детей 1 , 3 и 4 классов не справилась с ним и составляет примерно четверть от общего числа детей. Но если рассматривать результаты тестов в целом по всем классам, то количество детей, справившихся с этим заданием, составляет почти половину и даже больше от общего числа детей.

Это определенная ситуация, так как именно в младшем школьном возрасте дети учатся не только запоминать массу информации, но и продуктивно использовать ее в учебной деятельности, применять в различных заданиях.

Следующей исследуемой психической когнитивной функцией было воображение, результаты которого представлены в таблице 9..

По результатам диагностики воображения младших школьников можно отметить, что данный психический процесс развит достаточно успешно. Как видно из таблицы 9, большинство учащихся 1-х классов имеют средние результаты. Меньше детей имеют средний результат в 2 й и 3 й классы, но больше детей имеют высокие баллы. Почти половина из 4 9У детей 0030-го -го класса высокий процент по этому методу, а у 50% именно средний показатель.

На основании исследования уровня развития воображения младших школьников можно сделать следующий вывод: воображение детей динамично развивается от класса к классу, процент высоких результатов также увеличивается с каждым классом.

На следующем этапе изучались особенности развития мышления.

При обследовании детей по представленному методу получены следующие результаты. Неплохие результаты по развитию словесно-логического мышления у детей 1 класса. Кроме того, более удовлетворительные результаты получены в сортах 2 и . Результаты немного ниже в 3 и 4-й марок. На основании этого можно сделать вывод, что данная психическая функция имеет различную динамику развития в разном возрасте.

Ниже представлены результаты диагностики детей по «Матрице Равена». Показатели обобщены и представлены в таблицах 10 и 11 в разрезе возраста, сорта и селекционной представленности.

При изучении динамики изменения наглядно-образного мышления младших школьников получены следующие результаты, представленные в таблице. В результате можно сделать вывод о динамике развития наглядно-образного мышления. В этом случае у детей 1-го класса были очень хорошие результаты. Этого нельзя сказать о 2 класс практически половина детей не справилась с заданием. Немного лучше справились дети 3 рд класса, только 20% испытуемых не справились с заданием. В 4 классе с методикой справились все обследуемые дети. Кроме того, если сравнить результаты исследования наглядно-образного мышления всех классов, то из таблицы видно, что такое развитие психических функций в каждом классе находится на разном уровне развития и не оказывает благоприятного влияния на мыслительные способности детей.

Таблица 9. Показатели воображения в младшем школьном возрасте.

Таблица 10. Показатели развития словесно-логического мышления в младшем школьном возрасте.

Таблица 11. Показатели развития наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте.

Далее в таблице представлены результаты диагностики детей по методу кубика Рубика, что позволило проследить динамику изменения степени зрелости наглядно-действенного мышления и на основании полученных данных спрогнозировать закономерность его развития.

Как видно из данных таблицы 11 не все дети 1 класса справились с заданием методики и набрали достаточное количество баллов. Что касается 2 и класса, то 40% испытуемых не справились с заданием. А в 3 -м и 4-м -м классах значительно меньше детей 10% и 25% соответственно с низкими результатами.

4. Заключение

Из представленных результатов можно сделать вывод, что у детей с низкими результатами слабо развито образно-эффективное мышление. Дети со средними результатами демонстрировали наглядно-производственное мышление как среднеразвитое. А дети с высокими результатами демонстрировали высокоразвитое наглядно-действенное мышление.

Очевидно, что все перечисленные психические функции важны для младших школьников. Это восприятие, память и воображение, но, конечно, самое главное в этом возрасте – это развитие мышления. Как было сказано выше, ни одна из психических функций не может быть развита без мышления. Таким образом, мышление не может развиваться без восприятия, памяти и воображения.

Ссылки

  1. Выготский Л.С. (1982). Мышление и речь (Сборник в 6 томах, том 2, стр. 226). Москва: Педагогика.

18 бесплатных инструментов для оценки когнитивных функций

Если вы работаете с пожилыми людьми, вам могут пригодиться некоторые из этих инструментов когнитивной оценки. В общем, вы можете быстро использовать эти инструменты, чтобы определить, нуждается ли кто-то в дополнительной оценке, но результаты могут оказаться достаточными для ваших целей. Ознакомьтесь с комментариями, чтобы узнать о многих других инструментах оценки!

Бесплатная ПРЯМАЯ загрузка: 18 инструментов оценки познания (шпаргалка). (Подписчики электронной почты получают бесплатный доступ ко всем ресурсам в бесплатной подписной библиотеке .)

Внешний вид:


  • Авторские права и требования пользователя.
  • Кто использует эти инструменты?
  • Бесплатные инструменты для оценки когнитивных функций.
    • Инструменты самооценки BCAT.
    • BCRS, FAST и GDS.
    • Краткая оценка исполнительной функции.
    • Шкала оценки тяжести деменции.
    • Анкета функциональной деятельности.
    • IQКОД.
    • Лоутон-Броуди IADL.
    • Самоэкран Mini MoCA.
    • Нейро-КЖ.
    • ШАЛФЕЙ.
    • Короткий тест благословения.
    • ТРУЩИНЫ.
    • Тест на прохождение маршрута в Айове.
  • Связанные посты «Ешь, говори и думай».
  • Прокомментируйте другие известные вам инструменты.

Авторские права и требования пользователя

Насколько мне известно, эти инструменты можно использовать, если вы не изменяете сам инструмент. Я приложил все усилия, чтобы убедиться, что цитаты включены в каждый PDF-файл. Но если у вас есть какие-либо сомнения, попробуйте связаться с авторами или издателем.

Несколько слов о требованиях пользователей. Не знаю, верно ли это и для вас, но в прошлом я иногда начинал использовать новый инструмент, не читая об этом. В частности, есть два широко используемых теста, требования пользователей к которым я не знал до недавнего времени: Монреальский когнитивный тест (MoCA) и SLUMS.

MoCA теперь требует платного обучения и сертификации, обязательных с 01.09.19. И SLUMS требует бесплатного ежегодного видео-обучения.

вернуться наверх

Кто использует эти инструменты?

Большинство этих инструментов предназначены для использования обученными медицинскими работниками. Мы обязаны научиться управлять инструментом и интерпретировать результаты. Некоторые инструменты предназначены для использования кем угодно, и я укажу на них.

Как всегда, если у вас есть какие-либо опасения по поводу вашего здоровья или здоровья близкого человека, вам следует обратиться за советом к своему врачу или пройти обследование у логопеда (SLP). Помните, что эти инструменты не позволяют диагностировать деменцию или любые другие когнитивные нарушения.

вернуться наверх

Бесплатные инструменты для когнитивной оценки

Инструменты самооценки BCAT

Инструменты для самооценки BCAT® Три теста для самооценки, которые может пройти любой, кто беспокоится о познании (мышлении), вождении или использовании инвалидных колясок с электроприводом. Оценка, которую они получают, показывает, следует ли им обращаться за дополнительной помощью.

вернуться наверх

BCRS, FAST и GDS

Краткая шкала оценки когнитивных функций (BCRS) и стадирование функциональной оценки (FAST) предназначены для использования со шкалой общего ухудшения состояния (GDS) для определения стадии деменции, на которой находится человек.

Барри Рейсберг и его коллеги разработали эти весы для людей с первичной дегенеративной деменцией. Вы можете использовать их, чтобы убедиться, что человек живет настолько независимо, насколько это возможно, при планировании будущих потребностей.

вернуться наверх

Краткая оценка исполнительной функции

Краткая оценка исполнительной функции состоит из:

  • Контролируемый устный ассоциативный тест.
  • Задача рисования часов Роялла CLOX.
  • Тест «Прокладывание пути», часть B, устная версия.

Хартфордский институт гериатрического ухода при Нью-Йоркском университете Колледж медсестер им. Рори Мейерс объясняет эти задачи и их обоснование в PDF-файле. Посетите их веб-сайт, чтобы узнать о других инструментах из их серии Try This:®.

вернуться наверх

Шкала оценки тяжести деменции

Шкала оценки тяжести деменции была разработана Clark & ​​Webank (1996 г.) и обновлена ​​Webank et al (2009 г.).). Вы можете использовать эту анкету с несколькими вариантами ответов, чтобы определить, есть ли у человека слабое, умеренное или тяжелое нарушение. Кроме того, его можно использовать для прогнозирования скорости снижения с течением времени.

вернуться наверх

Опросник функциональной деятельности

Опросник функциональной деятельности просит кого-то, знакомого с человеком, оценить способность этого человека справляться с 10 обычными видами деятельности. Полученная оценка указывает, следует ли человеку искать дополнительную помощь. Пфеффер и его коллеги разработали анкету в 1982. Хартфордский институт гериатрического ухода Нью-Йоркского университета, Колледж медсестер им. Рори Мейерса, опубликовал документ в формате PDF.

вернуться наверх

IQКОД

Энтони Йорм и его коллеги в 1991 году опубликовали Опросник для информантов о снижении когнитивных функций у пожилых людей (IQCODE). Любой, кто знаком с человеком, может заполнить этот вопросник.

Форма просит вас сравнить способности человека сегодня с тем, какими они были 10 лет назад. Вы указываете, насколько человек улучшился или ухудшился в 16 различных областях, и полученная оценка определяет, следует ли человеку искать дополнительную помощь.

вернуться наверх

Лоутон-Броуди IADL

Вы можете использовать шкалу инструментальной повседневной активности Лоутона-Броди (IADL) для пожилых людей в обществе или в больнице. Цель состоит в том, чтобы установить базовый уровень способности выполнять повседневные действия и задокументировать любое снижение с течением времени.

Вы оцениваете пациента или клиента по восьми различным видам деятельности: умение пользоваться телефоном, делать покупки, готовить пищу, вести домашнее хозяйство, стирать, транспортировать, принимать лекарства и управлять финансами.

Шкала была опубликована в 1969 году MP Lawton и EM Brody. Прилагаемый PDF-файл был опубликован Хартфордским институтом гериатрического ухода Колледжа медсестер Рори Мейерса Нью-Йоркского университета.

вернуться наверх

Самоэкран Mini MoCA

БОНУС

: скоро будет выпущен Mini Self MoCA. Люди, которые беспокоятся о своей памяти, смогут пройти этот тест и поделиться результатами со своим врачом.

вернуться наверх

Нейро-КЖ

Neuro-QoL — это отличный ресурс, размещенный Северо-Западным университетом, с множеством инструментов оценки для «количественной оценки физических, психических и социальных последствий, с которыми сталкиваются взрослые и дети, живущие с неврологическими заболеваниями».

Печатные версии бесплатны, а компьютерные инструменты платные.

Чтобы найти бесплатные инструменты, используйте их инструмент «поиск и просмотр показателей». Например, если вы выберете «познание» в качестве домена и «краткую форму фиксированной длины» в качестве типа меры, вы найдете 10 записей.

Чтобы получить форму, щелкните имя, а затем щелкните нужную версию в разделе «Просмотр меры». Здесь вы найдете английскую и испанскую версии краткой формы Neuro-QoL v2.0 и руководство по подсчету баллов в трех отдельных файлах. Опубликовано Национальным институтом неврологических расстройств и инсульта (NINDS).

вернуться наверх

ШАЛДЕЙ

Самостоятельный герокогнитивный экзамен (SAGE) — это тест, который может пройти любой желающий и сдать его своему врачу. Дуглас Шарр разработал его в Медицинском центре Университета штата Огайо.

вернуться наверх

Короткий благословленный тест

Краткий тест Благословения (также известный как тест ориентации-памяти-концентрации) — это чувствительный инструмент скрининга, используемый для выявления когнитивных нарушений у пожилых людей в сообществе, в домах престарелых и в больницах. Р. Кацман и его коллеги разработали его в 1983 г.

вернуться наверх

ТРУЩИНЫ

Исследование психического статуса Университета Сент-Луиса (SLUMS) — это действующий стандартизированный инструмент, используемый квалифицированным поставщиком медицинских услуг для «обследования лиц с целью выявления наличия когнитивных нарушений и выявления изменений в когнитивных функциях с течением времени». Согласно веб-сайту Университета Сент-Луиса, эти специалисты должны ежегодно проходить бесплатное видеообучение.

вернуться наверх

Испытание на прохождение тропы Айовы

Тест Iowa Trail Making Test (TMT) оценивает «визуальный поиск, сканирование, скорость обработки, умственную гибкость и исполнительные функции».

Есть две части. В первой части пациент как можно быстрее рисует линию, чтобы соединить пронумерованные круги. Во втором задании они соединяют цифры и буквы, начиная с 1 и затем А, а затем чередуя цифры и буквы в порядке возрастания, так быстро, как только могут.

Вы можете найти нормы в возрасте от 18 до 89 лет для разных уровней образования. ТМТ существует довольно давно. В исследовательской статье, опубликованной в 1958 году Ральфом Рейтаном, цитируются три более ранних исследования и приводятся предварительные нормы.

вернуться наверх

вернуться наверх

  • Как спланировать когнитивную терапию с 6 вопросами.
  • Как оценить прагматические навыки у взрослых с черепно-мозговой травмой.
  • 3 версии теста по рисованию часов на когнитивные способности.
  • Совместная постановка целей для определения значимых когнитивных целей.
  • Одноразовые папки для оценки когнитивных функций.

Прокомментируйте другие известные вам инструменты

Я надеюсь, что эти инструменты когнитивной оценки окажутся вам полезными. Если вы знаете какие-либо другие бесплатные ресурсы для оценки когнитивных или когнитивно-коммуникативных навыков, в частности, пожалуйста, прокомментируйте ниже. Пожалуйста, поделитесь этим постом со своими друзьями и коллегами по SLP.

вернуться наверх

Бесплатная ПРЯМАЯ загрузка: 18 инструментов оценки познания (шпаргалка). (Подписчики электронной почты получают бесплатный доступ ко всем ресурсам в бесплатной подписной библиотеке .)

Лиза Янг М.
А. CCC-SLP

Веб-сайт | + posts

Лиза получила степень магистра патологии речи в Мэрилендском университете в Колледж-Парке и степень магистра лингвистики в Калифорнийском университете в Сан-Диего.

Она участвовала в исследованиях Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) и Университета Мэриленда в области афазии, болезни Паркинсона, эпилепсии и нарушений речи.

У Лизы более тринадцати лет опыта работы логопедом. Она страстно увлечена доказательной оценкой и терапией, получив четыре награды ASHA Awards за профессиональное участие в непрерывном образовании.

В июне 2018 года она запустила сайт EatSpeakThink.com, чтобы помочь другим клиницистам более успешно работать в области домашнего здравоохранения, а также предоставить стратегии и ресурсы людям, имеющим проблемы с питанием, речью или мышлением.

Внеучебная физкультурно-оздоровительная работа как компонент развития познавательной деятельности младших школьников

БИО Сеть конференций 26 , 00048 (2020)

Внеучебная физкультурно-оздоровительная работа как компонент развития познавательной деятельности младших школьников школьники

Лариса Березина 1 * , Ольга Быстрова 1 , Светлана Ключникова 1 , Иван Купцов 2 и Дмитрий Семенцов

06 1 1 1 Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, 432700, Ульяновск, Россия
2 Ульяновский государственный университет, 432700, Ульяновск, Россия

* Автор, ответственный за переписку: [email protected]

Аннотация

Анализ научно-методических источников по основным позициям развития и совершенствования физической культуры в общеобразовательных учреждениях показывает, что необходимо уделять внимание развитию познавательных способностей школьников посредством проектной деятельности, интерактивных игровых технологий, личного участия в спортивные мероприятия. Внеурочная деятельность представляет собой расширенное пространство воспитания и образования, она создает дополнительные возможности для самореализации и самопознания, своих возможностей через физкультурно-оздоровительную деятельность. В данной статье описана методика проведения физкультурно-оздоровительных занятий во внеурочное время с внедрением игровых видов спорта (баскетбол, флорбол), интерактивных технологий. Содержание предлагаемой методики традиционно. Он состоит в овладении методами познания, совершенствовании моторики и развитии физических качеств. Они формируются благодаря предложенным интерактивным игровым технологиям и заданиям на развитие интеллектуальных способностей. В статье рассматриваются возможные условия физкультурно-оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях, обеспечивающие более успешное развитие познавательной деятельности младших школьников. Анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Экспериментальный метод был реализован в младших классах и проводился в рамках внеурочной физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с ФГОС. Предложенные формы и методы организации занятий по баскетболу и флорболу с включением интерактивных игровых технологий и заданий на развитие интеллектуальных способностей повысили познавательную активность младших школьников. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность предложенного метода. Обеспечивает комплексный подход в рамках внеурочной физкультурно-оздоровительной работы для улучшения показателей познавательных способностей младших школьников.

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2020

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.

1 Введение

Современные условия жизни предъявляют все более высокие требования к развитию личности ребенка. Проанализированы психолого-педагогические исследования специалистов Г. С. Петрова, 2017 г.; А. Н. Гусева, Е. Р. Кочиева, 2016. Дети, занимающие активную двигательную позицию и становящиеся активными участниками и руководителями в процессе любой предлагаемой двигательной деятельности, совершенствуют свою умственную и практическую деятельность, решая конкретные и проблемные задачи.

При внедрении новых видов спорта внеурочная деятельность повышает мотивацию к занятиям физической культурой, самосовершенствованию и получению новых знаний в области спорта. В связи с этим становится актуальной проблема поиска и разработки эффективных методов внеурочной деятельности, сочетающих различные формы занятий с внедрением интерактивных технологий.

Внедрена методика физкультурно-оздоровительных занятий. Он включал занятия по спортивным играм (баскетбол, флорбол), интерактивные задания (карточки, таблицы и др.) на развитие памяти, мышления и восприятия. Это позволило расширить рамки технико-тактической и физической подготовки младших школьников, повлиять на развитие физических качеств и интеллектуальное развитие. Возникает необходимость анализа познавательной деятельности младших школьников, занимающихся внеурочной деятельностью в секции игровых видов спорта.

Цель работы — изучение влияния внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности на развитие познавательных способностей младших школьников.

2 Материалы и методы

В настоящее время одной из основных причин резкого ухудшения здоровья младших школьников является недостаточная двигательная активность.

Нарушение принципов развития и формирования функциональных систем головного мозга сводится к тому, что младшие школьники перегружены учебной деятельностью. Это противоречит сущности школьного детства, т. е. активному творчеству, игровой деятельности, двигательной активности. Но мы забываем, что в основе формирования мозговых функций лежат именно такие виды деятельности, которые позволяют в дальнейшем продуктивно реализоваться в учебной деятельности. Отсутствие двигательной активности может неутешительно сказаться на общем развитии ребенка, его умственной и физической работоспособности.

Многие специалисты (Н. И. Дворкина, 2008; В. А. Баландин, 1999; Л. Г. Паненко, 2000; В. А. Пегов, 1999 и др.) предполагают наличие тесной связи между показателями физических и психических качеств младших школьников. «Физические качества» рассматриваются как морфофункциональные качества, которые развиваются в процессе физического воспитания. Двигательная активность человека возможна благодаря таким физическим качествам, как сила, быстрота, выносливость, гибкость. В своих работах авторы говорят о положительном влиянии активной двигательной деятельности на умственную работоспособность при занятиях игровыми видами спорта на уроках физической культуры, особенно при освоении правил игры и тактических элементов. Авторы [2,8,9] утверждают, что тактическое мышление проходит стадию формирования в результате сопряжения обучения техническим и тактическим действиям, чтобы правильно и точно моделировать задачи тактического сочетания в процессе тренировки и направлять юного спортсмена на принятие правильного решения о «выходе» из предлагаемая игровая комбинация.

Универсальное воздействие физических упражнений на организм ребенка определяется единством биологического, интеллектуального, физического и социального развития. Он определяет соответствующие средства и методы. Экспериментальный метод внеурочной работы с младшими школьниками позволяет реализовать развивающий потенциал интеллектуальной подготовки в процессе освоения технико-тактических элементов спортивных игр и интерактивных заданий. Это способствует созданию тесной связи между познавательными способностями и физическим развитием младших школьников.

3 Результаты и обсуждение

Для проверки эффективности экспериментального метода был проведен сравнительный анализ развития познавательной деятельности детей в образовательных учреждениях г. Ульяновска. Методы и формы организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий, спортивно-массовых мероприятий предусматривают дополнительную двигательную активность младших школьников, спортивные игры с использованием интерактивных заданий для повышения познавательных способностей детей.

В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста 9-10 лет (122 чел.) СШ №15, СШ №4 г. Ульяновска. Были сформированы контрольная группа (КГ) из 60 учащихся и экспериментальная группа (ЭГ) из 62 учащихся. Организация внеурочной деятельности со школьниками контрольной группы осуществлялась в соответствии с ФГОС, а учащиеся экспериментальной группы занимались по предложенной методике.

Перед началом педагогического эксперимента было проведено первичное тестирование познавательной активности младших школьников.

В тесте оценивались следующие показатели: восприятие, внимание и память.

Тест показал следующие результаты. Скорость нахождения признаков у школьников 9 лет в КГ составила 21,9 с, у учащихся экспериментальной группы — 19,7 с (табл. 1). В шести заданиях учащиеся КГ и учащиеся ЭГ имели достоверные различия. Большинство изучаемых показателей различались на пятипроцентном уровне значимости. Годовой прирост выполнения заданий на восприятие в КГ составил 90,5 % (р<0,05), ЭГ – 12,1 % (р<0,05).

Учащиеся ЭГ 10 лет справились с заданием на восприятие на 12,2 % быстрее, чем учащиеся КГ. Преимущество в выполнении этого задания учащимися экспериментальной группы было по семи из 8 возможных показателей. Однако улучшение результатов наблюдалось в обеих группах (КГ-7,8 %, р<0,05; ЭГ-9,4 %, р<0,05). Результаты показывают, что младшие школьники ЭГ решали задания на восприятие гораздо быстрее, чем учащиеся КГ. Факт свидетельствует о том, что предложенные технические комбинации с мячом в баскетболе и флорболе в ЭГ улучшили восприятие – «чувство мяча».

При изучении точности восприятия (табл. 2) у 9-летних школьников КГ точность выполнения задания составила 85,5%, в ЭГ-94,9%. Они выполняли задания не только быстрее, но и точнее. Учащиеся ЭГ правильно справились с заданием 75,9 (94,9%), КГ – 68,4 задания (85,5%). Эта закономерность прослеживается и у школьников 10 лет: в ЭГ ошибки допускались только в отдельных заданиях и показатель составил 99,6 %, в КГ показатель был ниже.

Таким образом, учащиеся ЭГ точнее и быстрее выполняли задания, так как предложенная методика включала усвоение различных видов упражнений на технику и тактику в развитии баскетбола и флорбола. В методику также включены задания, способствующие повышению уровня развития двигательных и координационных качеств, среди которых одно из ведущих мест принадлежит точности движений.

Следующим изучаемым показателем познавательной деятельности младших школьников была слуховая память. При организации занятий по физической культуре с детьми именно речевой фактор играет важную роль в контакте с педагогом.

Полученные результаты показателей слуховой памяти свидетельствуют об определенном преимуществе учащихся ЭГ перед их сверстниками КГ на однопроцентном уровне значимости (табл. 3).

Последующие наблюдения за 10-летними школьниками обеих групп свидетельствуют об улучшении показателей слуховой памяти как в КГ, так и в ЭГ. Однако полученные изменения недостоверны.

Межгрупповые различия показателей слуховой памяти школьников 10 лет составили 14,1 % (р<0,01): прослеживается преимущество учащихся экспериментальной группы. За период педагогического эксперимента учащиеся ЭГ достигли более высокого уровня развития слуховой памяти (х = 4,62 балла) по сравнению с учащимися КГ.

Изучение состояния внимания у младших школьников позволило дать следующие характеристики. Достоверное повышение показателей внимания обнаружено у 9младших школьников, в контрольной группе этот показатель составил 14,7 % (р<0,001), в экспериментальной группе – 14,6 % (р<0,001). Достоверные межгрупповые различия показателей в этом возрасте наблюдаются при пятипроцентном уровне значимости (табл. 4).

Результаты тестового задания на внимание с учащимися 10 лет в КГ и ЭГ также свидетельствуют о положительных результатах. У школьников КГ показатель увеличился на 6,5 % (р>0,05) и достиг 7,24 балла, а у школьников ЭГ этот показатель улучшился (11,0 %, р<0,01) и составил 8,08 балла.

Таблица 1.

Время выполнения задания на восприятие учащимися КГ и ЭГ, с

Таблица 2.

Показатель точности восприятия учащимися КГ и ЭГ

Таблица 3.

Сравнительная характеристика показателей памяти у школьников КГ и ЭГ, баллы.

Таблица 4.

Показатели внимания учащихся КГ и ЭГ, баллы.

4 Выводы

Таким образом, результаты педагогического эксперимента позволили подтвердить возможность комплексного решения воспитательных и оздоровительных задач средствами и методами физической культуры и спорта. Это подтверждается положительными результатами, как в контрольной, так и в опытной группах. Предложенный экспериментальный метод в рамках внеурочной физкультурно-оздоровительной работы позволил обеспечить комплексный подход к развитию интеллектуальных способностей школьников, направленный на активизацию мыслительной деятельности, улучшение внимания, памяти, восприятия. Приобретенные навыки спортивных игр (баскетбол, флорбол), а также осознанное отношение к физическим упражнениям способствуют саморазвитию и самосовершенствованию детей.

Каталожные номера

  • В.А. Баландин, Актуальные вопросы физической культуры и спорта: труды Института проблем физической культуры и спорта (КГАФК, 2, 113-117, 1999) [Google ученый]
  • Л. А. Березина, О. Л. Быстрова, Всероссийская научно-практическая конференция (УГПУ им. И. Н. Ульянова, Ульяновск, 3-5, 2017) [Google ученый]
  • А.Н. Гусев, А.В. Стафеева, Балтийский гуманитарный журнал, 5-2(15), 146-149 (2016) [Google ученый]
  • Н.И. Дворкина, О.С. Трофимов, Физическая культура: воспитание, обучение, тренировка, 6, 28-31 (2008) [Google ученый]
  • Э. Р. Кочиева, Балтийский гуманитарный журнал, 5-3(16), 129-131 (2016) [Google ученый]
  • В.А. Пегов, Физкультура в школе, 12, 36-39 (1991) [Google ученый]
  • Г. С. Петрова, Новости Тулсу. Гуманитарные науки, 1(2), 200-209 (2017) [Google ученый]
  • Э.