Диагностика слуховой памяти младших школьников: Слуховая память у детей. Диагностика и развитие слуховой памяти

Содержание

Слуховая память у детей. Диагностика и развитие слуховой памяти

Слуховая память – один из видов образной памяти, благодаря которому мы запечатлеваем слуховые образы, сохраняем их и воспроизводим.

В дошкольном возрасте у малышей преобладает непроизвольная память, при которой запоминается «само по себе», без участия воли и сознания, всё яркое, эмоциональное, интересное, необычное. Произвольную же память придётся развивать, и без приложения определённых усилий этого не добиться. О произвольной и непроизвольной памяти больше можно прочитать в нашей статье Непроизвольная память и произвольная память

Развитый слуховой вид памяти станет залогом освоения ребёнком правильного произношения слов, интонирования предложений, выразительного чтения, правописания. Нарушения слуховой памяти  могут стать камнем преткновения при изучении школьной программы, ведь устные объяснения – важная часть усвоения материала.

Слуховой вид памяти, как и другие виды памяти, предполагает обработку информации головным мозгом: её преобразование и сохранение. В процессе слушания звуковые стимулы превращаются в нервные импульсы, передаются в мозг по слуховому нерву, воспринимаются и обрабатываются мозгом; в процесс также включено сознательное восприятие звуков.

Правильность восприятия информации зависит от умения определить источник, выделить главные звуки, распознать их, восполнить недостающие. Ошибка на любом из этапов даст сбой и приведёт к неправильной обработке услышанного.

С помощью различных несложных тестов можно составить представление о состоянии слуховой памяти детей, а благодаря играм и упражнениям — добиться улучшения её объёма.

Если у ребёнка не получается выполнить тестовое задание или упражнение — ничего страшного. Попробуйте объяснить по-другому или объясните ещё раз. Даже если Вы раздражены или огорчены — не показывайте этого малышу. Вы должны быть для него опорой и поддержкой. Многие проблемы и комплексы взрослых — родом из детства, и рождаются они в том числе из страха быть или выглядеть плохим, глупым, хуже всех, то есть — из неуверенности в себе из-за негативной реакции взрослых, мнением которых ребёнок дорожит. А вот хвалить ребёнка за достижения, даже если они маленькие — полезно. Не сравнивайте его с другими детьми, лучше отмечайте его собственные небольшие победы. В случае, если Вы заметили, что малыш испытывает трудности с правильным построением предложений — не огорчайтесь и не расстраивайте ребенка, но не откладывайте консультацию со специалистом (логопедом-дефектологом).

Нарушения слуховой памяти

Случается, что ребёнок испытывает сложности при восприятии речи, при её выделении из окружающего шума, не может сразу понять задания и команды, поступившие в устном виде, при овладении новыми словами или изучении языков. Эти проблемы могут быть связаны не с дефицитом внимания или недостаточной мотивацией, и могут не являться следствием плохого поведения. Возможно, причина кроется в слуховых нарушениях неврологического характера. Нарушения обработки слуховой информации могут быть связаны с черепно-мозговой травмой, длительным воспалением среднего уха, родовой травмой и другими причинами. В таких случаях необходима консультация специалиста. Лечение, как правило, включает в себя несколько направлений: улучшение когнитивных и речевых умений, улучшение восприятия слуховой информации, улучшение качества слухового сигнала.

Диагностика слуховой памяти

Существуют различные методики диагностики слуховой памяти, позволяющие на бытовом уровне достаточно точно определить её состояние.

1. Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Эта методика часто используется в качестве экспресс-диагностики слуховой памяти. Полученные результаты позволяют оценить и уровень развития слуховой памяти, и слуховое внимание, и утомляемость, и уровень фонематического слуха. Используется этот тест на слуховую память как для детей среднего дошкольного возраста, так и для взрослых.

Заранее подготовьте слова, например: стол, заяц, зеркало, дерево, стена, муха, перо, звезда, птица, тетрадь. Попросите ребёнка прослушать и запомнить этот ряд, а затем прочитайте слова с интервалом в 1-2 секунды. Пусть он воспроизведет все слова, которые удалось запомнить.

Повторите зачитывание и воспроизведение трижды, зафиксируйте те слова, которые были запомнены. В четвёртый раз ребёнок должен вспомнить и повторить в произвольном порядке все слова через 20-30 минут.

Итоги: если ребёнок после первого прочтения запомнил 4-6 слов — это нормальный результат. Если запомнил меньше, но в ответ были включены другие слова — возможно, имеет место низкий уровень слухового внимания.

Если запомнил меньше, но заменял некоторые звуки — возможно, нарушено фонематическое восприятие.

Второе и третье воспроизведение после прочтения — показатель скорости запоминания и утомляемости ребенка.

Четвертое воспроизведение — показатель объема и уровня развития долговременной памяти. Норма — если ребёнок может воспроизвести на два слова больше или меньше, чем было в лучшем результате после первых трёх попыток.

2. Упрощенный вариант теста на слуховую память Лурия

Повторяйте ряд из 10 слов до 7 раз, пока либо испытуемый запомнит все слова, либо будет принято решение прервать диагностику слуховой памяти.

Нормой считается, если человек после первого же прочтения запомнил не менее 5 слов. К пятому повторению должны быть запомнены все 10 слов.

3. Диагностика оперативной памяти (субтест Векслера «Счет»)

1 этап: испытуемому называют 3 цифры и просят их повторить, затем — 4 цифры, затем — пять, и т.д., и так — до первой ошибки.

2 этап: то же задание (повторить названные цифры), но только «задом наперед», начиная с последней, то есть в обратном порядке.

Нормой считается запоминание 5-9 цифр при прямом счете и не менее 5 при обратном.

4. «Запомни двузначные числа»

Эта методика диагностики слуховой памяти подойдёт для детей среднего и старшего школьного возраста и для взрослых.

Приготовьте 12 двузначных чисел. Например, набор чисел может быть таким: 22, 17, 43, 21, 14, 49, 56, 71, 86, 15, 61, 76.

Предупредите ребёнка о том, что ему нужно будет послушать и запомнить числа, а затем, после сигнала, записать все числа, которые он сможет вспомнить, в произвольном порядке, в течение 30 секунд. Итоги: результат считается хорошим, если испытуемый запомнил 7 чисел.

5. Диагностика слуховой памяти с помощью литературных текстов

Для того, чтобы проверить слуховую память, нужно подобрать небольшой сюжетный текст, состоящий из 10 – 12 простых предложений. Это может быть, например, короткий рассказ, сказка, басня — для детей, и более сложный информативный рассказ — для взрослых. Текст зачитывается разборчиво, не слишком быстро, выразительно. Затем он в первый раз воспроизводится испытуемым сразу после прослушивания, и ещё раз — через час после него. Нормой считается правильная передача сюжета и 1-2 ошибки при первом воспроизведении, и до 3-4 ошибок — при втором.

Существуют и другие, более сложные тесты, исследующие слуховую и другие виды памяти, но для их использования необходимы навыки и знания специалистов-психологов, позволяющие более детально исследовать и интерпретировать результаты. Такие тесты, как правило, проводятся в специализированных учреждениях.

Упражнения для развития слуховой памяти

Ребёнку не обойтись без помощи взрослых для успешного развития слуховой памяти. Разборчивое, медленное и выразительное чтение вслух стихов, пословиц и поговорок или прослушивание аудиокниг, подобранных с учетом возраста — уже хороший шаг в этом направлении. А если ребенок перескажет прочитанный отрывок через после десятиминутного чтения — это уже будет настоящее упражнение для развития слуховой памяти ребенка. Даже просто одевая ребёнка, сопровождайте свои действия словами. Так малыш научится сопоставлять звуки и действия.

Упражнения для малышей нужно превращать в игры, ведь именно таким образом дети охотнее всего впитывают новые знания.

—    Игра «10 пар»

Эта игра способствует улучшению концентрации внимания и слуховой памяти. Заранее придумайте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например: ботинки — шнурки, телефон — гудок, дождь — туча, слива — компот, ручка — тетрадь, апельсин — лимон, конфета — печенье, медведь — берлога, ёжик — иголки, дом — крыша. Прочитайте их ребёнку три раза, не торопитесь, говорите выразительно, эмоционально, с интонацией. А на четвёртый раз прочитайте только первые слова, а ребёнок пусть вспомнит и назовёт к каждому из них второе слово-пару.

—    Игра «Сделай, как я»

Понадобятся: бумага; два стакана, один из которых наполнен водой; 2 ложки; молоточек; колокольчик. Попросите ребёнка закрыть глаза . После этого совершите 3-4 звуковые действия с подготовленными предметами. Например, перелейте несколько раз воду из стакана в стакан; позвените ложками друг о друга; перемешайте одной из ложек воду в стакане; пошуршите бумагой, постучите ложкой о пустой или о полный стакан.

После этого попросите ребёнка открыть глаза, вспомнить звуки и повторить их по памяти.

—    Игра «Угадай, что это было?»

Подготовьте несколько записей (например, воспользуйтесь диктофоном или найдите подходящие записи в Интернете). Например, это может быть шум ветра, рокот прибоя, потрескивание дров в костре, пение птиц, звук дождя, раскаты грома, звук аплодисментов, шуршание обертки при разворачивании конфеты, хруст сухариков и так далее. Попросите ребёнка угадать, что это было. Попросите его попробовать повторить, играйте вместе с ним, делайте отступления от игры, рассказывая что-то интересное об этих звуках и явлениях.

—    Игра «Запомни и дополни»

Эта игра поможет увеличить объём слуховой памяти. Ведущий может начать, например, так: «Я положил в портфель книгу». Второй игрок должен повторить эту фразу и добавить своё слово. Например, так: «Я положил в портфель книгу и фонарик». Следующий  игрок всякий раз должен повторить всё, что было названо перед ним, и дополнить своим словом.  Если игроков много — тот, кто сбился, выходит из игры, а если мало — получает одно очко. Набрал три очка — становишься наблюдателем. Варианты начала могут быть разными. Например:

«Я сегодня видел за окном…»;

«У моего друга в комнате есть…»

«За высоким забором хранились…»

«У Маши в лукошке лежали…»

—    Вариант этой же игры:

Начните любое предложение. Например: «Маша вышла на полянку и увидела…». Ребёнок пусть повторит услышанное и продолжит. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку…». Дальше по тому же принципу: следующий игрок повторяет и дополняет. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку, вокруг которой росла земляника…». Продолжайте запоминать и сочинять, пока кто-нибудь не собьётся. Эта игра также способствует увеличению объёма слуховой памяти, но, кроме того, развивает воображение.

—    Игра «Почувствуй ритм»

Простучите кончиками пальцев или обратной стороной карандаша несложный ритм и попросите ребёнка его повторить. Можно, как вариант, отстукивать ритм хлопками ладоней.

—    Игра «Угадай окончание»

Это упражнение для развития слуховой памяти предназначено прежде всего для детей-дошкольников. Читайте ребёнку короткие детские стихи, но не произносите последнее слово. Пусть ребёнок догадается и назовёт его сам. Это очень полезно, ведь ребёнку придётся использовать словарный запас, опираться на логику, учитывать ритм и созвучность (рифму).

Больше советов и упражнений для развития слуховой памяти можно найти в нашей статье Слуховая память. Развитие слуховой памяти. А игра «Звукварь», ссылку на которую Вы найдёте здесь же, предназначена именно для тренировки слуховой памяти.

Память лучше всего развивается в том случае, если её часто задействуют и стимулируют.. Подробнее о кратковременной памяти и её развитии можно прочитать в нашей статье Кратковременная память – что это такое? Как развить кратковременную память?.Кроме того развивать память, можно разными способами. Очень удобно использовать для этой цели упражнения для тренировки памяти

Желаем Вам приятной заботы о ребёнке и, конечно, успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Диагностика памяти | Методическая разработка на тему:

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

При работе с учащимися необходимо знать следующие виды памяти и их показатели:

1. Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, — учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.

2. Опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.

3. Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.

Рассмотрим способы определения всех этих видов и показателей памяти по порядку, но прежде сделаем следующее замечание, которое необходимо принимать во внимание в процессе психодиагностики памяти.

Память ребенка младшего школьного возраста, как и его внимание, должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.

Если большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка мы будем больше опираться на частные показатели.

Методика 1. «Узнай фигуры» (Приложение № 1)

Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис. 1, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов    — ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов   — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов   — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла     — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл       — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов        — очень высокий.

8-9 баллов        — высокий.

4-7 баллов        — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл        — очень низкий.

Методика 2. «Запомни рисунки» (Приложение № 2)

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 2 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 2 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 2 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 2 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов   — ребенок узнал на картинке 2 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 2 А, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 2 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-Збалла   — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл    — ребенок не узнал на картинке 2 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов        — очень высокий.

8-9 баллов        — высокий.

4-7 баллов        — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл        — очень низкий.

Методика 3. «Запомни цифры» (Приложение № 3,4)

Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово «повтори»».

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 3 А, с интервалом в 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 3 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке — убывающем (рис. 4 А, Б).

В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов   — ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.

8-9 баллов  — ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.

6-7 баллов   — ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5—6 цифр.

4-5 баллов   — ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.

2-3 балла     — ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.

0-1 балл       — ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

10 баллов        — очень высокий.

8-9 баллов        — высокий.

4-7 баллов        — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл        — очень низкий.

Методика 4. «Выучи слова» (Приложение № 5)

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (рис. 5), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов   — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 балла   — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов   — очень высокий.

8-9 баллов  — высокий.

4-7 баллов  — средний.

2-3 балла    — низкий.

0-1балл       — очень низкий.

Методика 5. Определение объема кратковременной зрительной памяти

(Приложения № 6, 7)

Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков (рис. 6 А, Б). После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку (рис. 7 А, Б)

с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рис. 6. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

Методика 6. Оценка оперативной зрительной памяти (Приложения № 8, 9)

       Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит ее основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых ребенком во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с несохранением в памяти нужной для решения задачи информации).

Оперативную зрительную память ребенка и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников на рис. 8. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника (рис. 9), среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное от деления времени решения задачи в мин на число ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4.

Момент окончания времени работы ребенка над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?» Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель.

       Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно ребенок отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждым из треугольников в матрице на рис. 9. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозначен римской цифрой, расположенной под ним на рис. 8) в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1, 3,8,12,14,16; второму набору — 2, 7,15,18,19, 21; третьему набору — 4, 6,10,11,17, 24; четвертому набору — 5, 9,13, 20, 22, 23.

Методика 7. Оценка объема кратковременной слуховой памяти

Оценка объема кратковременной слуховой памяти детей младшего школьного возраста и детей всех последующих школьных возрастов, а также взрослых людей производится при помощи той же самой методики, которая была представлена и использована для решения аналогичной задачи в комплексе стандартизированных психодиагностических методик.

Выводы об уровне развития зрительной и слуховой памяти младших школьников

Оценка результатов

10 баллов получает ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, равный 8 и более единицам. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов — 10 — получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Такое же количество баллов — 8 — получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объем кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же количеством баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам.

2 балла ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 единицы. Столько же баллов получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объем его кратковременной памяти равняется 2-3 единицам.

В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребенок с объемом кратковременной памяти; равным 0-1 единице.

Методика 8. Оценка оперативной слуховой памяти

Этот вид памяти проверяется способом, близким к ранее описанным. Ребенку с интервалом в 1 сек поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:

   I                    II                         III                         IV
месяц           ковер                  вилка                  школа
дерево         стакан                 диван                  человек
прыгать       плыть                  шутить                спать
желтый       тяжелый            смелый               красный
кукла           книга                   пальто                 тетрадь
сумка           яблоко                телефон              цветок

После прослушивания каждого из наборов слов испытуемому примерно через 5 сек после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 сек между отдельными словами:

Стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул,

человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица,

спать, смелей, шутить, красный, лебедь, картинка,

тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать,

тетрадь, пальто- книга, цветок, телефон, яблоко,

кукла, сумка, конь, лежать, слон.

В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех четырех прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами. Для их лучшей идентификации они подчеркнуты различными способами, причем каждому набору из 6 слов соответствует свой способ подчеркивания. Так, слова из первого малого набора подчеркнуты сплошной одинарной чертой, слова из второго набора — сплошной двойной чертой, слова из третьего набора — пунктирной одинарной чертой и, наконец, слова из четвертого набора — двойной волнистой чертой.

Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие — высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отводится 5 сек. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Оценка результатов

Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые ребенок не смог за отведенное время найти, т.е. пропустил.

Замечание. Эта методика не имеет стандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти ребенка на ее основе, равно как и на основе аналогичной методики для оценки зрительной оперативной памяти, которая была описана ранее, не делаются. Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разных детей и у одних и тех же детей при их повторном обследовании, делая относительные выводы о том, как память одного ребенка отличается от памяти другого ребенка, или о том, какие изменения со временем произошли в памяти данного ребенка.

Методика 9. Диагностика опосредствованной памяти

       Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования ребенку говорят следующие слова:

«Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».

Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:

Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.

После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать

запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.

Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

Оценка результатов

За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное — в 0 баллов.

Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна

10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка — 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Выводы об уровне развития

10 баллов    — очень высоко развитая опосредованная слуховая память.

8-9 баллов — высоко развитая опосредованная слуховая память.

4-7 баллов — средне развитая опосредованная слуховая память.

2-3 балла — низко развитая опосредованная слуховая память.

0-1 балл — слабо развитая опосредованная слуховая память.

Методика 10. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания

Ребенку предлагается ряд, состоящий из десяти простых слов, для их запоминания путем неоднократного повторения этого ряда.

После каждого очередного повторения определяется количество слов из ряда, которое ребенок сумел безошибочно воспроизвести после данного повторения.

Для запоминания ребенку предлагается на выбор один из следующих наборов слов:

1. Дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол.

2. Кот, ручка, синий, плохо, яблоко, пол, слабый, вилка, лампа, карандаш.

3. Кукла, ложка, красный, машина, высоко, кисть, мама, книга, курица.

4. Собака, окно, цветок, ковер низкий, конверт, небо, буква, сон.

5. Часы, ветер, рыба, звезда, слон, конфета, бумага, стул, веревка.

Замечание. При диагностике динамических особенностей процесса запоминания у детей, обучающихся в разных классах начальной школы и поступающих в школу, следует применять разные наборы слов для того, чтобы не сказывался эффект прежнего заучивания ряда.

   

                                                                                       

                                 

                                                                                                                                                                                                                                           

Рис. 10 Динамические особенности процесса заучивания ряда слов

Число повторных предъявлений ряда и последующих попыток его воспроизведения в данной методике ограничено шестью. С каждой попыткой воспроизведения соотносится число правильно воспроизведенных слов, а полученные в итоге данные представляются в виде графика заучивания.

На основе анализа кривой заучивания, представленной на этом графике, определяются следующие два показателя динамики заучивания:

1. Динамичность заучивания.

2. Продуктивность заучивания.

Динамичность процесса заучивания устанавливается по характеру кривой. Если от повторения к повторению эта кривая плавно поднимается вверх (сплошной вариант кривой на рис. 10), то процесс заучивания считается достаточно динамичным. Если от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне (пунктирный вариант кривой на рис. 10), то процесс заучивания характеризуется как среднединамичный. Наконец, если от повторения к повторению результаты то улучшаются, то ухудшаются (точечный вариант кривой на рис. 10), то это свидетельствует о нединамичном процессе заучивания.

Оценка результатов

В соответствии с полученными данными о динамике процесса заучивания ребенок получает одну из трех оценок по следующей шкале:

Достаточно динамичный процесс заучивания — отлично. Среднединамичный процесс заучивания — удовлетворительно. Нединамичный процесс заучивания — неудовлетворительно. Продуктивность процесса заучивания оценивается иначе, в баллах при помощи следующей шкалы:

10 баллов   — ребенок сумел запомнить и безошибочно воспроизвести все десять слов, затратив на это меньше, чем шесть повторений, т. е. не более пяти.

8-9 баллов — ребенок сумел воспроизвести все 10 слов ровно за шесть повторений.

6-7 баллов — за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно воспроизвести от 7 до 9 слов.

4-5 баллов — за шесть повторений ряда ребенок сумел верно воспроизвести 4-6 слов.

2-3 балла   — за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно вспомнить только 2-3 слова.

0-1 балл     — за шесть повторений ребенок сумел воспроизвести всего лишь 1 слово или не вспомнил ни одного.

__________________________________________________________________________

Методические рекомендации разработаны на основе учебного пособия Р.С. Немова для студентов высших пед. заведений «Психология», книга 3 «Психодиагностика» М.: ВЛАДОС, 2002.

             

               

                     

                   

                         

     


Слуховая обработка у детей: роль рабочей памяти и лексических способностей в слуховом закрытии

1. Брэдли Дж.С., Сато Х. Разборчивость речи в классах начальной школы. J Acoust Soc Am. 2008. апрель 1;123(4):2078–86. 10.1121/1.2839285 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

2. Аули Меронен, Кайса Тииппана, Яри Вестерхольм, Тимо Ахонен. Аудиовизуальное восприятие речи у детей с нарушением развития речи в условиях ухудшения слуха. J Speech Lang Hear Res. 2013. февраль 1;56(1):211–21. 10.1044/1092-4388(2012/11-0270) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

3. Мур Д.Р., Фергюсон М.А., Эдмондсон-Джонс А.М., Ратиб С., Райли А. Природа нарушения слуховой обработки у детей. Педиатрия. 2010. Август 1;126(2):e382–90. 10.1542/пед.2009-2826 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. Пикард М., Брэдли Дж.С. Пересмотр речевых помех в классах. Audiol Off Organ Int Soc Audiol. 2001. Октябрь; 40 (5): 221–44. [PubMed] [Google Scholar]

5. Ziegler JC, Pech-Georgel C, George F, Lorenzi C. Дефицит восприятия речи в шуме при дислексии. Dev Sci. 2009 г.. Сентябрь; 12 (5): 732–745. [PubMed] [Google Scholar]

6. Элман Дж.Л., Макклелланд Дж.Л. Когнитивное проникновение в механизмы восприятия: Компенсация коартикуляции лексически восстановленных фонем. Джей Мем Ланг. 1988 год. апрель 1;27(2):143–65. [Google Scholar]

7. Luce PA, Pisoni DB. Распознавание произносимых слов: модель активации соседства. Ухо Слушай. 1998. Февраль; 19 (1): 1–36. 10.1097/00003446-199802000-00001 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. Самуэль А.Г. Знание слова влияет на фундаментальное восприятие звуков внутри него. Психологические науки. 2001. Июль; 12 (4): 348–51. 10.1111/1467-9280.00364 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

9. Уоррен Р.М. Перцептивное восстановление пропущенных звуков речи. Наука. 1970. январь 23;167(3917):392–3. [PubMed] [Google Scholar]

10. Кук М. Мгновенная модель восприятия речи в шуме. J Acoust Soc Am. 2006. Март; 119 (3): 1562–1573. 10.1121/1.2166600 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

11. Li N, Loizou PC. Факторы, влияющие на разборчивость речи в шуме. J Acoust Soc Am. 2007. Август; 122 (2): 1165–1172. 10.1121/1.2749454 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

12. Бенард М.Р., Менсинк Дж.С., Баскент Д. Индивидуальные различия в восстановлении прерванной речи сверху вниз: ссылки на лингвистические и когнитивные способности. J Acoust Soc Am. 2014. Февраль; 135 (2): EL88–94. 10.1121/1.4862879 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Нагарадж Н.К., Магимайрадж Б.М. Роль рабочей памяти и лексических знаний в перцептивном восстановлении прерванной речи. J Acoust Soc Am. 2017. Декабрь;142(6):3756 10.1121/1.5018429[PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Ньюман Р.С. Восстановление восприятия у детей по сравнению со взрослыми. Прил Психолингвист. 2004. Октябрь; 25 (4): 481–93. [Google Scholar]

15. Айзенберг Л.С., Шеннон Р.В., Мартинес А.С., Выгонски Дж., Бутройд А. Распознавание речи с уменьшенными спектральными сигналами в зависимости от возраста. J Acoust Soc Am. 2000. Май; 107 (5 часть 1): 2704–10. 10.1121/1.428656 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

16. Walley AC. Распознавание слов маленькими детьми и взрослыми. Когн Дев. 1988;3(2):137–65. [Google Scholar]

17. Winstone N, Davis A, Bruyn BD. Улучшение развития в восстановлении восприятия: могут ли маленькие дети реконструировать пропущенные звуки в шумной обстановке? Младенец ребенка Dev. 2012;21(3):287–97. [Google Scholar]

18. Tomblin JB, Records NL, Buckwalter P, Zhang X, Smith E, O’Brien M. Распространенность специфических языковых нарушений у детей в детском саду. J Speech Lang Hear Res JSLHR. 1997. Декабрь; 40 (6): 1245–1260. 10.1044/jslhr.4006.1245 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

19. Арчибальд Л., Гатеркол С. Сложности сложной памяти: Дефицит хранения и обработки при определенных языковых нарушениях☆. Джей Мем Ланг. 2007. Август; 57 (2): 177–94. [Google Scholar]

20. Briscoe J, Rankin PM. Исследование гипотезы «двойной опасности» в профилях рабочей памяти для детей с определенными языковыми нарушениями. Int J Lang Commun Disord. 2009. Апрель; 44 (2): 236–50. [PubMed] [Google Scholar]

21. Финнеран Д.А., Фрэнсис А.Л., Леонард Л.Б. Устойчивое внимание у детей со специфическими нарушениями речи (SLI). J Speech Lang Hear Res JSLHR. 2009 г.. Август; 52 (4): 915–929. 10.1044/1092-4388(2009/07-0053) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

22. Им-Болтер Н., Джонсон Дж., Паскуаль-Леоне Дж. Ограничения обработки у детей с определенными языковыми нарушениями: роль исполнительной функции. Детский Дев. 2006. Декабрь; 77 (6): 1822–1841. 10.1111/j.1467-8624.2006.00976.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23. Leonard LB, Ellis Weismer S, Miller CA, Francis DJ, Tomblin JB, Kail RV. Скорость обработки, рабочая память и нарушение речи у детей. J Speech Lang Hear Res JSLHR. 2007. Апрель; 50 (2): 408–28. 10.1044/1092-4388 (2007/029) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

24. Монтгомери Дж.В. Исследование фонологической рабочей памяти у детей со специфическими нарушениями речи. Прил Психолингвист. 1995. Изд.; 16 (4): 355–78. [Google Scholar]

25. Монтгомери Дж.В. Роль слухового внимания в обработке простой грамматики в режиме реального времени детьми с определенными языковыми нарушениями: предварительное исследование. Int J Lang Commun Disord. 2008. Октябрь; 43 (5): 499–527. [PubMed] [Академия Google]

26. Монтгомери Джеймс В., Леонард Лоуренс Б. Инфлекционная обработка в реальном времени детьми с определенными языковыми нарушениями. J Speech Lang Hear Res. 1998. Декабрь 1;41(6):1432–43. 10.1044/jslhr.4106.1432 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

27. Dawes P, Bishop D. Расстройство слуховой обработки в связи с нарушениями развития языка, общения и внимания: обзор и критика. Int J Lang Commun Disord. 2009. Август; 44 (4): 440–65. 10.1080/13682820

9073 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

28. Hind SE, Haines-Bazrafshan R, Benton CL, Brassington W, Towle B, Moore DR. Преобладание клинических направлений с порогами слуха в пределах нормы. Int J Audiol. 2011. Октябрь; 50 (10): 708–16. 10.3109/14992027.2011.582049 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

29. Чермак Г.Д., Мусик Ф.Е. Справочник по центральным слуховым нарушениям, том II, второе издание: комплексное вмешательство. Множественное издательство; 2013. 793 стр. [Академия Google]

30. Moore DR, Sieswerda SL, Grainger MM, Bowling A, Smith N, Perdew A, et al. Направление и диагностика расстройств обработки слуховых сигналов, связанных с развитием, в крупной аудиологической службе в больницах США. J Am Acad Audiol. 2018;29(5):364–77. 10.3766/jaaa.16130 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

31. Snowling MJ, Gooch D, McArthur G, Hulme C. Языковые навыки, но не частотная дискриминация, предсказывают навыки чтения у детей с риском дислексии. Психологические науки. 2018;29(8): 1270–82. 10.1177/0956797618763090 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

32. Miller G, Licklider JCR. Разборчивость прерванной речи. J Acoust Soc Am. 1950. Маршировать 1;22(2):167–73. [Google Scholar]

33. Шафиро В., Шефт С., Рисли Р. Восприятие прерывистой речи: влияние двойного стробирования на разборчивость слов и предложений. J Acoust Soc Am. 2011. Октябрь; 130 (4): 2076–87. 10.1121/1.3631629 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

34. Дель Туфо С.Н., Майерс Э.Б. Фонематическое восстановление при дислексии развития. Front Neurosci [Интернет]. 2014. Июнь 4 [цитировано 11 июля 2020 г.];8 Доступно по ссылке: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4044990/ [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

35. Wang X, Humes LE. Факторы, влияющие на распознавание прерывистой речи. J Acoust Soc Am. 2010. Октябрь; 128 (4): 2100–11. 10.1121/1.3483733 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

36. Айзенберг Л.С., Мартинес А.С., Холовецкий С.Р., Погорельский С. Распознавание лексически контролируемых слов и предложений детьми с нормальным слухом и детьми с кохлеарными имплантами. Ухо Слушай. 2002. 23 октября (5): 450–62. 10.1097/00003446-200210000-00007 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Nittrouer S, Boothroyd A. Влияние контекста на фонемы и распознавание слов маленькими детьми и пожилыми людьми. J Acoust Soc Am. 1990;87(6):2705–15. 10.1121/1.399061 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Бессер Дж., Коэлевейн Т., Зеквельд А.А., Крамер С.Е., Фестен Дж.М. Как лингвистическое завершение и вербальная рабочая память связаны с распознаванием речи в шуме — обзор. Усилитель трендов. 2013. июнь; 17 (2): 75–93. 10.1177/1084713813495459 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

39. Mattys SL, Barden K, Samuel AG. Внешняя когнитивная нагрузка ухудшает восприятие речи на низком уровне. Psychon Bull Rev. 2014. 21 июня (3): 748–754. 10.3758/с13423-013-0544-7 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

40. Бенард М.Р., Башкент Д. Перцептивное обучение прерывистой речи. PloS Один. 2013;8(3):e58149 10.1371/journal.pone. 0058149 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

41. Clarke J, Başkent D, Gaudrain E. Высота тона и спектральное разрешение: систематическое сравнение восходящих сигналов для нисходящего восстановления ухудшенной речи. J Acoust Soc Am. 2016. январь;139(1): 395–405. 10.1121/1.4939962 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

42. Verschuure J, Brocaar MP. Разборчивость прерывистой осмысленной и бессмысленной речи с помехами и без них. Перцепт Психофиз. 1983. Март; 33 (3): 232–40. 10.3758/bf03202859 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

43. Bashford JA, Warren RM. Влияние спектрального чередования на разборчивость слов и предложений. Перцепт Психофиз. 1987. Ноябрь; 42 (5): 431–438. 10.3758/bf03209750 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

44. Каликов Д.Н., Стивенс К.Н., Эллиотт Л.Л. Разработка теста разборчивости речи в шуме с использованием материалов предложений с контролируемой предсказуемостью слов. J Acoust Soc Am. 1977. Может 1;61(5):1337–51. 10.1121/1.381436 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

45. Крулл В., Чой С., Кирк К.И., Прусик Л., Френч Б. Лексические эффекты распознавания устной речи у детей с нормальным слухом. Ухо Слушай. 2010. Февраль; 31 (1): 102–14. 10.1097/AUD.0b013e3181b7892f [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

46. Чарльз-Люс Дж., Люс, Пенсильвания. Окрестности сходства слов в лексиконе детей младшего возраста. Джей Чайлд Ланг. 1990;17(1):205–15. 10.1017/s03050003180 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

47. Lewis D, Kopun J, McCreery R, ​​Brennan M, Nishi K, Cordrey E, et al. Влияние контекста и потери слуха на распознавание слов с ограничением по времени у детей. Ухо Слушай. 2017. июнь; 38 (3): e180–92. 10.1097/AUD.0000000000000395 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

48. Fort M, Spinelli E, Savariaux C, Kandel S. Аудиовизуальный мониторинг гласных и эффект превосходства слова у детей: Int J Behav Dev [Интернет]. 2012. Июль 11 [цитировано 11 июля 2020 г.]; Доступно по ссылке: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0165025412447752 [Google Scholar]

49. Walker EA, Kessler D, Klein K, Spratford M, Oleson JJ, Welhaven A, et al. Распознавание слов с ограничением по времени у детей: влияние слухового доступа, возраста и семантического контекста. J Speech Lang Hear Res JSLHR. 2019. 15;62(7):2519–34. 10.1044/2019_JSLHR-H-18-0407 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

50. Elliott LL, Scholl ME, Grant JO, Hammer MA. Восприятие закрытых, хорошо знакомых разговорных односложных существительных детьми с нарушениями обучаемости и без них. J Узнай об инвалидности. 1990. 23 апреля (4): 248–52, 259. 10.1177/00222194

00408 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

51. Монтгомери Дж.В. Распознавание закрытых слов детьми с определенными языковыми нарушениями: исследование лексического картирования. J Speech Lang Hear Res JSLHR. 1999. июнь; 42 (3): 735–43. 10.1044/jslhr. 4203.735 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

52. Bishop DVM, Hardiman MJ, Barry JG. Слуховой дефицит как следствие, а не эндофенотип специфического нарушения речи: электрофизиологические данные. ПЛОС ОДИН. 2012. Может 9;7(5):e35851 10.1371/journal.pone.0035851 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

53. Шринивасан С., Ван Д.Л. Основанная на схеме модель фонематического восстановления. Выступление коммун. 2005. Январь; 45 (1): 63–87. [Google Scholar]

54. Magimairaj BM, Montgomery JW. Детская вербальная рабочая память: относительная важность хранения, общая скорость обработки и общее контролируемое внимание. Acta Psychol (Амст). 2012. июль; 140 (3): 196–207. [PubMed] [Академия Google]

55. Камос В., Барруйе П. Изменения в стратегиях рабочей памяти, связанные с развитием: от пассивного обслуживания к активному обновлению. Дев Психология. 2011. Май; 47 (3): 898–904. 10.1037/а0023193 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

56. Kirk KI, Eisenberg Laurie S., Martinez Amy S., Hay-McCutcheon MJ. Тест лексического соседства: надежность теста-ретеста и эквивалентность интерлиста. В 2004 г. [Google Scholar]

57. Этимотические исследования | Тест речи в шуме BKB-SINTM — тесты речи в шуме — слуховые исследования / исследования [Интернет]. [цитировано 1 октября 2020 г.]. https://www.etymotic.com/auditory-research/speech-in-noise-tests/bkb-sin.html

58. Смит З.М., Дельгутт Б., Оксенхэм А.Дж. Химерные звуки обнаруживают дихотомию в слуховом восприятии. Природа. 2002. Маршировать 7;416(6876):87–90. 10.1038/416087а [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

59. Bashford JA, Warren RM, Brown CA. Использование речевого шума добавляет сильные сигналы «снизу вверх» для фонематического восстановления. Перцепт Психофиз. 1996. Апрель; 58 (3): 342–50. 10.3758/bf03206810 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

60. Крис Доллаган, Кэмпбелл Томас Ф. Несловесные повторения и нарушения речи у детей. J Speech Lang Hear Res. 1998. Октябрь 1;41(5):1136–46. 10.1044/jslhr.4105.1136 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

61. Magimairaj BM, Nagaraj NK, Benafield NJ. Восприятие речи детей в шуме: свидетельство диссоциации от языка и рабочей памяти. J Speech Lang Hear Res JSLHR. 2018. Может 17;61(5):1294–305. 10.1044/2018_JSLHR-H-17-0312 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

62. Магимайрай Б.М. Рейтинг родителей по сравнению с показателями рабочей памяти, основанными на производительности: связь с показателями разговорной речи у детей школьного возраста. J Коммунальное расстройство. 2018. Декабрь; 76: 60–70. 10.1016/j.jcomdis.2018.090,001 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

63. Cherry EC. Некоторые опыты по распознаванию речи с одним и двумя ушами. J Acoust Soc Am. 1953. Сентябрь 1;25(5):975–9. [Google Scholar]

64. Hammill D, Wallace G. CREVT3 Комплексный тест на рецептивную и выразительную лексику, третье издание [Интернет]. [цитировано 2 октября 2020 г. ]. https://www.proedinc.com/Products/13760/crevt3-comprehensive-receptive-and-expressive-vocabulary-test Third-edition.aspx

65. Braden JP, Alfonso VC. Тесты Вудкока-Джонсона III когнитивных способностей в курсах оценки когнитивных функций В: WJ III клиническое использование и интерпретация: перспективы ученых-практиков. Сан-Диего, Калифорния, США: Academic Press; 2003. с. 377–401. [Академия Google]

66. Магимайрадж Беула М., Нагарадж Навин К., Сергеев Александр В., Бенафилд Натали Дж. Сравнение способностей слуха, языка, памяти и внимания у детей с нарушениями слуха и без них. Am J Audiol [Интернет]. [цитировано 1 октября 2020 г.]; Доступно по адресу: https://pubs.asha.org/doi/10.1044/2020_AJA-20-00018 [PubMed] [Google Scholar]

67. Hox JJ, Moerbeek M, van de Schoot R. Многоуровневый анализ: методы и приложения , Третье издание Рутледж; 2019. 444 стр. [Академия Google]

68. R: Проект R для статистических вычислений [Интернет]. [цитировано 2 октября 2020 г. ]. https://www.r-project.org/ [Google Scholar]

69. Бейтс Д., Мэхлер М., Болкер Б., Уокер С. Подгонка линейных моделей смешанных эффектов с использованием lme4. Программное обеспечение J Stat. 2015. Октябрь 7;67(1):1–48. [Google Scholar]

70. Нагарадж Н.К., Кнапп А.Н. Нет доказательств связи между рабочей памятью и восприятием прерывистой речи у молодых людей. J Acoust Soc Am. 2015. Август; 138 (2): EL145–150. 10.1121/1.4927635 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

71. Болонья В.Дж., Ваден К.И., Альстром Дж.Б., Дубно Дж.Р. Влияние возраста на вклад сигналов огибающей и периодичности в распознавание прерванной речи в тишине и с конкурирующим говорящим. J Acoust Soc Am. 2019. Маршировать 1;145(3):EL173–8. 10.1121/1.5091664 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

72. Ziegler JC, Pech-Georgel C, George F, Alario FX, Lorenzi C. Дефицит восприятия речи предсказывает ухудшение языкового обучения. Proc Natl Acad Sci U S A. 2005. Сентябрь 27;102(39): 14110–5. 10.1073/пнас.0504446102 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

73. Torkildsen J von K, Hitchins A, Myhrum M, Wie OB. Восприятие речи в шуме у детей с кохлеарными имплантатами, слуховыми аппаратами, нарушением речи и типичным развитием: влияние лингвистических и когнитивных способностей. Front Psychol [Интернет]. 2019. [цитировано 12 июля 2020 г.];10 Доступно по адресу: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2019.02530/full [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Нарушение обработки слуха (для родителей)

Что такое нарушение обработки слуха?

Нарушение обработки слуха (APD) — это проблема со слухом, которой страдают около 3–5% детей школьного возраста.

Дети с этим заболеванием, также известным как центральное расстройство слуховой обработки (ЦАРЛ), не могут понимать то, что они слышат, так же, как и другие дети. Это потому, что их уши и мозг не полностью координируются. Что-то мешает тому, как мозг распознает и интерпретирует звуки, особенно речь.

При правильном подходе дети с АРЛ могут добиться успеха в школе и в жизни. Важна ранняя диагностика. Если это состояние не выявить и не лечить на ранней стадии, у ребенка есть риск возникновения проблем со слушанием и обучением дома и в школе.

Проблемы с пониманием речи


Считается, что дети с АРЛ нормально воспринимают звуки, потому что они обычно могут слышать звуки, которые произносятся по одному в очень тихой обстановке (например, в звукоизолированной комнате). Проблема в том, что они обычно не могут легко распознать небольшие различия между звуками в словах, даже если звуки достаточно громкие, чтобы их можно было услышать.

Проблемы такого рода обычно возникают в условиях плохой слышимости — например, при наличии фонового шума или в комнате с реверберацией, такой как аудитория, — что часто имеет место в социальных ситуациях. Дети с APD могут иметь проблемы с пониманием того, что им говорят, когда они находятся в более шумных местах, таких как классная комната, игровая площадка, спортивное мероприятие, школьная столовая или вечеринка.

Каковы признаки и симптомы нарушения слуховой обработки?


Симптомы APD могут варьироваться от легких до тяжелых и могут принимать различные формы. Если вы считаете, что у вашего ребенка могут быть проблемы с обработкой звуков, спросите себя:

  • Мой ребенок часто неправильно слышит звуки и слова?
  • Является ли шумная обстановка подавляющей, когда мой ребенок пытается слушать?
  • Улучшается ли слуховое поведение и успеваемость моего ребенка в более тихой обстановке?
  • Есть ли у моего ребенка проблемы с выполнением словесных указаний, простых или сложных?
  • Есть ли у моего ребенка проблемы с правописанием или произношением?
  • Трудны ли моему ребенку словесные математические задачи?
  • Трудно ли моему ребенку следить за разговорами?

APD часто неправильно понимают, потому что многие из его симптомов аналогичны симптомам других заболеваний. Кроме того, симптомы APD могут быть скрыты другими проблемами, такими как задержка речи, трудности в обучении, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и депрессия. Дефицит слуховой памяти, проблемы со слуховым вниманием и звуковой чувствительностью не являются симптомами APD, но также могут вызывать проблемы с правильным использованием звуковой информации. Посещение аудиолога и других смежных специалистов может помочь родителям понять эти условия.

Что вызывает нарушение слуховой обработки?


Часто причина APD у ребенка неизвестна. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что дети с травмой головы, отравлением свинцом, судорожным синдромом или хроническими ушными инфекциями подвергаются большему риску. Иногда может быть более одной причины.

Как диагностируется нарушение слуховой обработки?


Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы со слухом или пониманием того, что говорят люди, попросите аудиолога (специалиста по слуху) осмотреть вашего ребенка. Только аудиологи могут диагностировать нарушение слуховой обработки.

Наиболее распространенный способ диагностики APD — использование определенной группы тестов прослушивания. Аудиологи часто ищут следующие основные проблемные области у детей с APD:

  • Слуховая фигура-фон: Это когда у ребенка возникают проблемы с пониманием речи, когда на заднем плане есть речевой лепет или окружающий шум. Шумные, слабо организованные классы или классы под открытым небом могут сильно раздражать ребенка с АРЛ.
  • Закрытие слуха: Это когда ребенок не может «заполнить пробелы» в речи, когда это более сложно. Это может произойти в более тихой обстановке, но чаще встречается, когда голос говорящего слишком быстрый или приглушенный, из-за чего ребенку трудно понять смысл звуков и слов.
  • Дихотическое слушание: Это когда ребенку трудно понять конкурирующую осмысленную речь, которая произносится одновременно. Например, если учитель говорит с одной стороны от ребенка, а другой ученик говорит с другой стороны, ребенок с АРЛ не может понять речь одного или обоих говорящих.
  • Временная обработка: Это синхронизация системы обработки данных ребенка, которая помогает ему распознавать различия в звуках речи (например, мат против похлопывания). Это также помогает им понимать высоту тона и интонацию (например, задавать вопрос вместо команды), понимать загадки и юмор и делать выводы.
  • Бинауральное взаимодействие: Это способность узнавать, с какой стороны исходит речь или звуки, и локализовать звук в комнате. Хотя это менее распространено, эта проблема возникает у детей с травмой головного мозга или судорожными расстройствами в анамнезе.

Для большинства традиционных тестов APD ребенку должно быть не менее 7 лет. Таким образом, многие дети не диагностируются до первого класса или позже. Новые электрофизиологические тесты (в которых используются неинвазивные электроды для проверки реакции организма на речь) могут дать некоторую раннюю информацию о центральной слуховой системе у детей младше 7 лет.

Чем могут помочь родители и учителя?


Слуховая система не полностью развита, пока детям не исполнится 14 лет. Многие дети с диагнозом APD могут со временем развить лучшие навыки слушания по мере взросления их слуховой системы.

Излечения не существует, но различные стратегии могут помочь в слушании, а также улучшить развитие слухового пути с течением времени, особенно если начинать в более молодом возрасте. К ним относятся:

  • физические приспособления для улучшения среды прослушивания
  • индивидуальная терапия
  • помощь от других специалистов, чтобы справиться с симптомами нарушения слуха. Например, ребенку могут быть полезны:
    • логопедическая терапия при языковом дефиците
    • консультации для помощи при депрессии или тревоге
    • арт-терапия или музыкальная терапия для повышения самооценки
    • трудотерапия для решения сенсорных проблем или проблем со слухом

Одним из распространенных физических приспособлений является система удаленных микрофонов, ранее известная как система частотной модуляции (FM). Это вспомогательное устройство для прослушивания выделяет голос говорящего по сравнению с фоновым шумом, делая голос более четким, чтобы ребенок мог его понять. Говорящий человек носит крошечный микрофон-передатчик, который посылает сигнал на беспроводной приемник, который ребенок носит на ухе, или на динамик.

Другие физические приспособления часто направлены на оптимизацию доступа ребенка к речи. Оптимизация речи означает уменьшение помех от других вещей, таких как фоновый лепет, звуки и зрительные отвлекающие факторы, а также плохая акустика в классе. В классе, например, учитель может замедлить речь, говорить четко и обдуманно (вспомните мистера Роджерса!), и посадить ребенка так, чтобы он мог лучше его видеть и слышать.

Некоторые индивидуальные методы лечения также могут помочь детям улучшить развитие слухового пути. Обычно их рекомендует отоларинголог на основании результатов анализов и опасений ребенка. Несколько компьютерных программ предназначены для детей с APD. В основном они помогают мозгу лучше обрабатывать звуки в шумной обстановке. Некоторые школы предлагают эти программы. Если у вашего ребенка APD, узнайте у администрации школы о том, что доступно.

Стратегии, используемые дома и в школе, могут облегчить некоторые проблемы, связанные с APD.

Дома


Дома эти стратегии могут помочь вашему ребенку:

  • По возможности снижайте фоновый шум.
  • Пусть ваш ребенок смотрит на вас, когда вы говорите. Это помогает дать вашему ребенку визуальные подсказки, чтобы «заполнить пробелы» в отсутствующей речевой информации.
  • Используйте такие стратегии, как «разбиение на части», что означает давать ребенку простые словесные указания с меньшим количеством слов, ключевым словом для запоминания и меньшим количеством шагов.
  • Говорите немного медленнее, четче. Громче не всегда помогает. (Опять же, подумайте о мистере Роджерсе!)
  • Попросите ребенка повторить вам инструкции, чтобы убедиться, что они все поняли.
  • Для инструкций, которые нужно выполнить позже, могут помочь написание заметок, ведение таблицы или списка дел, использование календарей с визуальными символами и поддержание распорядка дня.
  • Многие дети с АРЛ считают полезным использование субтитров на телевидении и в компьютерных программах.

Поощряйте детей отстаивать свои интересы. Говорить взрослым, когда им трудно слушать, может помочь. Но застенчивым детям может понадобиться использовать согласованные визуальные карточки или сигналы для тренеров, родителей и учителей.

Самое главное, напомните своему ребенку, что здесь нечего стыдиться. Мы все учимся по-разному. Потерпи. Это тяжело для вашего ребенка и требует времени. Ваш ребенок хочет преуспеть и нуждается в терпении, любви и понимании, пока он стремится к успеху.

В школе


Учителя и другой школьный персонал могут не знать многого о APD и о том, как это может повлиять на обучение. Обмен этой информацией и разговор о ней может помочь лучше понять расстройство.

APD технически не считается нарушением способности к обучению, и дети с APD обычно не включаются в специальные образовательные программы. В зависимости от степени трудности ребенка в школе, он может иметь право на план приспособления, такой как индивидуальная программа обучения (IEP) или план 504, в котором будут указаны любые особые потребности в классе. Приспособления для APD часто подпадают под категорию инвалидности «Другие нарушения здоровья».

Другие полезные корректировки:

  • стратегическое (или предпочтительное) размещение, чтобы ребенок находился ближе всего к основному говорящему. Это уменьшает отвлечение звуков и зрения и улучшает доступ к речи.
  • предварительное обучение новым или незнакомым словам
  • наглядные пособия
  • записанных урока для последующего просмотра
  • компьютерные программы, разработанные для детей с аутизмом

Оставайтесь на связи со школьной командой, чтобы узнать об успеваемости вашего ребенка. Одна из самых важных вещей, которую могут сделать родители и учителя, — это признать, что симптомы APD, которые есть у вашего ребенка, реальны. Симптомы и поведение APD не являются чем-то, что ребенок может контролировать. Что ваш ребенок может сделать с помощью заботливых взрослых, так это распознать проблемы, связанные с APD, и использовать стратегии, рекомендованные для дома и школы.