Диагностика стрессоустойчивости у подростков: Уровень стрессоустойчивости и тревожности подростков, пострадавших от насилия

Содержание

Уровень стрессоустойчивости и тревожности подростков, пострадавших от насилия

Автор: Долеева Гиляна Владимировна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 13.01.2022 2022-01-13

Статья просмотрена: 179 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 3 (pdf)

Библиографическое описание:

Долеева, Г. В. Уровень стрессоустойчивости и тревожности подростков, пострадавших от насилия / Г. В. Долеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87820/ (дата обращения: 05.04.2023).



Насилие и жестокое обращение с детьми и подростками в обществе и в семье является одной из острых проблем в современной психологии.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, тревожность, подростки, насилие.

Введение

Подвергшимся насилию детям достаточно трудно понять такие чувства, как страх, тревога, смятение.

Эмоциональный мир этих детей характеризуется не только преобладанием отрицательных чувств, но и отсутствием умения справляться с ними, контролировать их. Поэтому для развития способности регулировать свои эмоции совершенно необходимо, чтобы взрослый устанавливал границы, утешал и руководил ребенком [2].

Дети и подростки, которые познали плохое отношение к себе и растущие в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремятся скорее изолироваться от общества и могут проявлять в своем поведении повышенную агрессивность по отношения к другим. Кроме этого, подвергшиеся жестокому обращению дети и подростки отличаются повышенной рассеянностью на уроках и испытывают больше трудностей в школе по сравнению с детьми, которые выросли в нормальной и благоприятной обстановке. В юности и взрослости те, с кем плохо обращались в детстве, чаще сталкиваются с психологическими проблемами, включая депрессию и алкоголизм. Некоторые из них пытаются совершить самоубийство или оказываются вовлеченными в преступную деятельность [1].

Основная часть

Объект исследования: уровень тревожности и стрессоустойчивости подростков, пострадавших от насилия.

Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы подростков, пострадавших от насилия.

Цель исследования: выявление уровня стрессоустойчивости и тревожности подростков, пострадавших от насилия.

Гипотеза исследования: упострадавших от насилия подростков, повышается уровень тревожности и понижается уровень стрессоустойчивости.

Методики исследования: 1) Диагностика состояния стресса К. Шрайнер; 2) Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

База исследования: исследование проводилось на базе ГКСУ СО «Волгоградский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Общий объем выборки составил 16 детей подросткового возраста.

Анализ и результаты исследования

В ходе проведения методики «Диагностика состояния стресса. К. Шрайнер» мы получили результаты, которые указаны на Рисунке 1.

Рис. 1. Результаты теста «Диагностика состояния стресса. К. Шрайнер»

По результатам методики можно сделать вывод, что «средний уровень» стрессоустойчивости у подростков в значительной степени преобладает над остальными результатами. «Высокий уровень» имеют 5 подростков и «низкий уровень» выявлен у 2 подростков.

После проведения методики диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) для получения результатов мы взяли шкалу уровня тревожности, которые представлены на Рисунке 2.

Рис. 2. Результаты методики диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Как мы видим из Рисунка 2, показатели «высокой тревожности» преобладают у подростков, в отличие от результатов «средней тревожности» и «отсутствия тревожности».

Выводы

Получив результаты проведенных методик, мы можем сделать вывод о том, что у подростков, пострадавших от насилия, исходя из методики «Диагностика состояния стресса. К. Шрайнер» у большинства испытуемых имеются средние показатели, которые свидетельствуют о том, что дети не всегда умеют правильно себя вести в стрессовой ситуации и подвержены небольшому стрессу, то есть уровень их стрессоустойчивости понижается. Исходя из результатов методики «Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)», подростки, пострадавшие от насилия, имеют повышенный уровень тревожности.

Соответственно можно сделать вывод о том, что наша гипотеза, у пострадавших от насилия подростков, повышается уровень тревожности и понижается уровень стрессоустойчивости, подтвердилась.

Литература:

  1. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга / Под ред. Е. Н. Волковой. — Нижний Новгород, 2004. — 192 с.
  2. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2000. — 620 с.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, насилие, ребенок, уровень тревожности, жестокое обращение, насилие подростков, пострадавший, уровень.

Ключевые слова

насилие, подростки, стрессоустойчивость, тревожность

стрессоустойчивость, тревожность, подростки, насилие

Похожие статьи

Влияние

насилия в семье на психологическое развитие подростков

А насилие над детьми — это жестокое обращение с ними, которое может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального

Практически все подростки по мнению Л. С. Андреевой и В. А. Попова, пострадавшие от физического насилия и пренебрежительного…

Социальная работа с

детьми, подвергшимися жестокому

Насилие — это жестокое обращение одного человека в отношении другого, в том числе состоящего с ним в родственных отношения, то есть к членам семьи [1]. Существует множество теорий, которые сходятся в том, что

жестокое обращение с ребёнком определяется…

Семья и подростковое

насилие | Статья в журнале…

Детиподростки очень страдают от неблагоприятной атмосферы в семье (систематические конфликты, развод родителей

Еще одним распространенным стереотипом является убежденность пострадавших в том, что они должны терпеть домашнее насилие ради детей.

Личностные особенности

детей, подвергшихся школьному насилию

Ключевые слова: школьное насилие

, личностные особенности, психоэмоциональное состояние. Агрессивное поведение у детей в школьной среде является

Психоэмоциональное состояние детей, подвергшихся школьному насилию, характеризуется повышенной тревожностью

Психологические особенности

детей, переживших травматические…

— психологическое насилие. Физическое жестокое обращение — любое неслучайное

Сексуальное насилие над детьми — использование ребёнка или подростка другим лицом

— Для детей, переживших кризисные ситуации (далее 1 группа) характерен высокий уровень. ..

Преимущества использования арт-терапии в работе психолога…

Ключевые слова: насилие, травма, атмосфера безопасности, ребенок, терапия, сказка, песок, чувство, переживание, специалист. Ребенок, подвергшийся насилию, переполнен чувствами и мыслями по поводу случившегося и зачастую негативно относится к встрече со специалистом.

Проблема консультирования

подростков, подвергшихся…

Проблема консультирования подростков, подвергшихся физическому насилию в семье.

Поэтому физическое насилие в отношении несовершеннолетнего подросткового возраста может вызвать такие бурные реакции, как уход из дома, правонарушения, суицидальные…

Социально-психологические особенности стресса у

подростков

Подросток сталкивается с множеством проблем, отрицательное воздействие которых

Стрессы у подростков могут возникать в следствии как серьезных неприятностей, так и

В этот возрастной период психика ребенка полностью меняется и ребенок становится на пути во. ..

Особенности личностного развития

детей, подвергшихся…

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного

Дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье, сами испытывают агрессию, которую

Таким образом, любое проявление жестокости формирует у детей и у подростков такие личностные…

Похожие статьи

Влияние

насилия в семье на психологическое развитие подростков

А насилие над детьми — это жестокое обращение с ними, которое может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального

Практически все подростки по мнению Л. С. Андреевой и В. А. Попова, пострадавшие от физического насилия и пренебрежительного. ..

Социальная работа с

детьми, подвергшимися жестокому

Насилие — это жестокое обращение одного человека в отношении другого, в том числе состоящего с ним в родственных отношения, то есть к членам семьи [1]. Существует множество теорий, которые сходятся в том, что жестокое обращение с ребёнком определяется…

Семья и подростковое

насилие | Статья в журнале…

Детиподростки очень страдают от неблагоприятной атмосферы в семье (систематические конфликты, развод родителей

Еще одним распространенным стереотипом является убежденность пострадавших в том, что они должны терпеть домашнее насилие ради детей.

Личностные особенности

детей, подвергшихся школьному насилию

Ключевые слова: школьное насилие, личностные особенности, психоэмоциональное состояние. Агрессивное поведение у детей в школьной среде является

Психоэмоциональное состояние детей, подвергшихся школьному насилию, характеризуется повышенной тревожностью

Психологические особенности

детей, переживших травматические…

— психологическое насилие. Физическое жестокое обращение — любое неслучайное

Сексуальное насилие над детьми — использование ребёнка или подростка другим лицом

— Для детей, переживших кризисные ситуации (далее 1 группа) характерен высокий уровень

Преимущества использования арт-терапии в работе психолога…

Ключевые слова: насилие, травма, атмосфера безопасности, ребенок, терапия, сказка, песок, чувство, переживание, специалист. Ребенок, подвергшийся насилию, переполнен чувствами и мыслями по поводу случившегося и зачастую негативно относится к встрече со специалистом.

Проблема консультирования

подростков, подвергшихся…

Проблема консультирования подростков, подвергшихся физическому насилию в семье.

Поэтому физическое насилие в отношении несовершеннолетнего подросткового возраста может вызвать такие бурные реакции, как уход из дома, правонарушения, суицидальные…

Социально-психологические особенности стресса у

подростков

Подросток сталкивается с множеством проблем, отрицательное воздействие которых

Стрессы у подростков могут возникать в следствии как серьезных неприятностей, так и

В этот возрастной период психика ребенка полностью меняется и ребенок становится на пути во. ..

Особенности личностного развития

детей, подвергшихся…

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного

Дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье, сами испытывают агрессию, которую

Таким образом, любое проявление жестокости формирует у детей и у подростков такие личностные…

STRESS RESISTANCE AND COPING BEHAVIOR IN ADOLESCENTS WITH CHRONIC GASTRODUODENITIS

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ С ХРОНИЧЕСКИМ ГАСТРОДУОДЕНИТОМ

Научная статья

Киреева Т.И.*

ORCID: 0000-0002-7909-3611,

Самарский государственный медицинский университет, Самара, Россия

* Корреспондирующий автор ([email protected])

Аннотация

В России заболевания органов пищеварения занимают основное место в структуре соматической патологии детского возраста. Психологическими предпосылками к возникновению гастроэнтерологических заболеваний чаще всего являются длительное перенапряжение, пребывание в состоянии тревоги или страха, сниженный уровень стрессоустойчивости, незрелые психические защиты и неконструктивные стратегии совладания со стрессом. В результате проведенного исследования было выявлено, что подростки с хроническим гастродуоденитом отличаются низкой стрессоустойчивостью, в стрессогенных ситуациях склонны вытеснять отрицательные переживания за счёт удаления из сознания их причины, для них характерно откладывание решения проблем, отсутствие самообладания и контроля над своим поведением, они не планируют свои действия и имеют узкий диапазон возможных вариантов поведения.

Ключевые слова: гастродуоденит, подростки, стрессоустойчивость, психические защиты, копинг-стратегии.

STRESS RESISTANCE AND COPING BEHAVIOR IN ADOLESCENTS WITH CHRONIC GASTRODUODENITIS

Research article

Kireeva T. I.*

ORCID: 0000-0002-7909-3611,

Samara State Medical University, Samara, Russia

* Corresponding author ([email protected])

Abstract

In Russia, diseases of the digestive organs occupy the main place in the structure of the physical pathology in childhood. Psychological prerequisites for the occurrence of gastroenterological diseases are most often prolonged overstrain, a state of anxiety or fear, a reduced level of stress resistance, not fully developed mental defenses and unconstructive strategies for coping with stress. The study determines that adolescents with chronic gastroduodenitis are characterized by low stress resistance, in stressful situations, they tend to displace negative experiences by removing their causes from consciousness, they are characterized by postponing problem-solving, lack of self-control and control over their behavior, they do not plan their actions and have a narrow range of possible behaviors.

Keywords: gastroduodenitis, adolescents, stress resistance, mental defenses, coping strategies.

Введение

В России состояние здоровья детей и подростков характеризуется значительной распространенностью хронических заболеваний. Заболевания органов пищеварения у детей занимают основное место в структуре соматической патологии детского возраста [5]. Частой патологией у подростков являются заболевания гастродуоденальной системы. Среди причин называют экологическую обстановку, режим питания, рост числа аллергических заболеваний, гиподинамию, режим повышенных нервно-психических нагрузок, психологические особенности реагирования в стрессовых ситуациях и др. [6], [1], [8].

Изучение взаимосвязи гастроэнтерологических заболеваний с психологическими особенностями пациентов является актуальным в аспекте комплексного подхода к лечению, включающего не только медикаментозное воздействие, но и психологическую коррекцию. В последние годы можно отметить снижение интереса исследователей к данной проблеме, хотя число детей и подростков с гастроэнтерологической патологией продолжает расти.

Психологическими предпосылками к возникновению гастроэнтерологических заболеваний чаще всего являются длительное психическое перенапряжение, пребывание в состоянии тревоги или страха. Для данной группы пациентов характерны выраженная личностная и ситуативная тревожность, раздражительность, сниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, ипохондрический тип личности, сочетающиеся с повышенной требовательностью к себе [4].

J.T. Boyle пишет, что подростки с хроническими болями в животе испытывают больше эмоциональных переживаний, чем их здоровые сверстники [10]. J.H. Johnson отмечает, что негативные жизненные ситуации связаны с широким спектром неблагоприятных последствий для подростка, включая функциональные жалобы, острые соматические заболевания и эмоциональные расстройства [13]. K. Hodges и соавторами было обнаружено, что пациенты с абдоминалгиями имеют более высокий уровень недавних негативных жизненных событий [12]. В исследованиях J. Garber и соавторов отмечается, что подростки с повторяющимися болями в животе имеют высокий уровень эмоционального стресса и поведенческих проблем [11].

И.Я. Стоянова в своем исследовании отмечает, что подростки с психосоматическими заболеваниями чаще всего прибегают к примитивным, незрелым защитным реакциям, что имеет связь с пассивностью, ригидностью в подходе к решению проблемных ситуаций и глубиной их неосознанности. При этом внутриличностный конфликт не осознается и не разрешается [9].

Т.А. Плешкова и Н.А. Кибиткина пришли к выводу, что дети с хронической патологией желудочно-кишечного тракта тревожны и склонны использовать неадаптивные копинг-стратегии [7]. В работах Е.Р. Исаевой и М.И. Фещенко высказывается предположение об использовании подростками с психосоматическими расстройствами таких неадаптивных копинг-стратегий, как «конфронтация», «дистанцирование», «бегство/ избегание» [3].

В своем исследовании О.Н. Волкова и А.В. Сукало описывают следующие характеристики подростков с хроническим гастродуоденитом: тревожность, сверхчувствительность, фрустрированность, ранимость, внутренняя конфликтность представлений о себе. Данные особенности приводят к снижению уровня стрессоустойчивости и напрямую связаны с соматическими симптомами подростков [2].

Выборка и методы исследования

В исследовании приняли участие 50 подростков. Основную группу составили 25 подростков (в возрасте 13-15 лет) с клинически верифицированным диагнозом «хронический гастродуоденит». Контрольную группу составили 25 подростков аналогичного половозрастного состава, не имеющие диагноза и симптомов, связанных с нарушением функционирования желудочно-кишечного тракта, а также других соматических заболеваний.

Стаж заболевания: 48% подростков из основной группы отмечают, что заболевание возникло приблизительно 1 год назад, 28% – 2 года назад, у 24% 3 года назад. У 52% подростков с хроническим гастродуоденитом в семейном анамнезе отмечаются заболевания, связанные с нарушением функционирования желудочно-кишечного тракта.

В работе были использованы следующие психодиагностические методики: методика «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» Н. П. Фетискина и В.В. Козлова; тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана; опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса (в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой).

Основные результаты

Исследование типа стрессоустойчивости показало, что в группе подростков с гастродуоденитом преобладающим является поведение, характеризующееся стремлением к лидерству, конкуренции, достижению цели (44% подростков). Подростки могут проявлять инструментальную агрессивность для реализации своих планов, но она адекватна и остается в границах допустимого. Нередко проявляется неустойчивость к стрессовым ситуациям. В контрольной группе преобладающим является поведение, характеризующееся четким определением целей своей деятельности, стремлением справляться с трудностями самостоятельно.

По методике диагностики типа стрессоустойчивости между основной и контрольной группами выявлены достоверно значимые различия (U-критерий Манна-Уитни). Подростки с хроническим гастродуоденитом склоняются к типу А – с низкой стрессоустойчивостью, а здоровые подростки ближе к типу Б с умеренной и высокой стрессоустойчивостью (U=161,0, при p=0,003).

В группе пациентов с хроническим гастродуоденитом ведущими психическими защитами являются «вытеснение» (60,2 балла) и «проекция» (60 баллов). В контрольной группе из общего ряда показателей выбивается высокое значение психической защиты «интеллектуализация» (64 балла).

По методике исследования психических защит между основной и контрольной группами выявлены достоверно значимые различия по шкалам вытеснения и интеллектуализации. Вытеснение более выражено в основной группе (U=139,0, при p<0,001), а интеллектуализация в контрольной (U=181,5, при р<0,01).

В основной группе ведущей копинг-стратегией является стратегия дистанцирования (62,96 балла), которая подразумевает преодоление негативных переживаний за счет субъективного снижения значимости проблемы и степени эмоциональной вовлеченности. В контрольной группе ведущими копинг-стратегиями являются «планирование решения проблемы» (65,1 балла) и «поиск социальной поддержки» (60 баллов).

При сравнении подростков двух групп были выявлены достоверно значимые различия (U-критерий Манна-Уитни). Значимые различия приходятся на стратегию «дистанцирование» (U=165,0, при 0,004), которая более выражена в основной группе, а также на стратегии «самоконтроль» (U=202,5, при p=0,032) и «планирование решения проблем» (U=188,5, при p=0,016), которые более выражены в контрольной группе.

Обсуждение результатов

Полученные в ходе обследования данные свидетельствуют о том, что подростки с гастродуоденитом склонны к конкуренции, лидерству, нетерпеливости, гиперактивности, могут проявлять инструментальную агрессивность для реализации своих планов, но она адекватна и остается в границах допустимого. При этом они отличаются низкой стрессоустойчивостью.

В стрессогенных ситуациях подростки с хроническим гастродуоденитом склонны вытеснять отрицательные переживания за счёт вытеснения из сознания их причины. Содержательная сторона психотравмирующей ситуации подростками не осознается, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога.

Подросткам с хроническим гастродуоденитом в стрессогенных ситуациях свойственна высокая вероятность обесценивания собственных переживаний, недооценка важности и возможностей эффективного преодоления проблем. Для них характерно откладывание решения проблем, отсутствие самообладания и контроля над своим поведением в стрессовых ситуациях. Они имеют узкий диапазон возможных вариантов поведения в стрессогенных ситуациях.

Заключение

Итак, проведенное исследование показывает, что подростки с хроническим гастродуоденитом отличаются низкой стрессоустойчивостью. Они склонны вытеснять отрицательные переживания, им свойственна склонность к обесцениванию собственных переживаний, отсутствие навыков эффективного преодоления проблем. В ходе проведенного исследования были определены мишени психокоррекционного воздействия у подростков с хроническим гастродуоденитом: сниженный уровень стрессоустойчивости, использование незрелых психических защит, использование неконструктивных и условно конструктивных стратегий совладания в стрессовых ситуациях.

Полученные данные могут быть использованы при оказании комплексной медико-психологической помощи подросткам с хроническими соматическими заболеваниями желудочно-кишечного тракта в отделениях гастроэнтерологии. Программа психокоррекции должна включать мероприятия по повышению стрессоустойчивости, осознанию используемых психических защит и формированию адаптивных копинг-стратегий.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Бячкова Н. Б. Особенности совладающего поведения у людей с заболеваниями ЖКТ / Н. Б. Бячкова, И. Ю. Шустова // Вестник Пермскогогосударственногогуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2020. – № 1. – С. 75-84.
  2. Волкова О. Н. Особенности психоэмоционального статуса детей, страдающих хроническим гастродуоденитом и рефлюксным поражением пищевода / О. Н. Волкова, А. В. Сукало // Журнал Гродненского медицинского университета. – 2005. – № 3 (11). – С. 57–60.
  3. Исаева Е. Р. Психологические механизмы адаптации к стрессу у больных психосоматическими и невротическими связанными со стрессом расстройствами / Е. Р. Исаева, М. И. Фещенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Психология. – 2010. – № 27 (203). – С. 91–96.
  4. Казакова И. А. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений при хроническом гастрите: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.04 / И. А. Казакова. – СПб., 2009. – 24 с.
  5. Лазарева Л. А. Анализ заболеваемости детей и подростков болезнями органов пищеварения / Л. А. Лазарева, Е. В. Гордеева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 1. – С. 133–135
  6. Мирошниченко В. А. Заболевания гастродуоденальной системы – наиболее распространенная патология органов пищеварения у детей и подростков / В. А. Мирошниченко, Т. Я. Янсонс, М. А.Ивановская и др. // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2008. – № 3 (33). – С. 53–56.
  7. Плешкова Т. А. Формирование совладающего поведения у детей младшего школьного возраста с психосоматическим расстройством желудочно-кишечного тракта / Т. А. Плешкова, Н. А. Кибиткина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Психология. Психофизиология. – 2015. – Т. 8, № 3. – С.112–119.
  8. Свиридова Т.В. Исследование психологических особенностей детей и подростков с заболеваниями органов пищеварения / Т. В. Свиридова, C. Б. Лазуренко, А. Л. Венгер и др. // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2015. – Т. 70, № 5. – С. 519–525.
  9. Стоянова И. Я. Психологические особенности системно-уровневой модели адаптации у больных с расстройствами непсихотического спектра / И. Я.Стоянова// Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2006. – № 3. – С. 94-97
  10. Boyle J. T. Biopsychosocial issues in functional abdominal pain / J. L. Boyle // Pediatric Annals. – 2001. – Vol. 30. – №. 1. – P. 32. DOI: 10.3928 / 0090-4481-20010101-08.
  11. Garber J. Recurrent abdominal pain in children: Psychiatric diagnoses and parental psychopathol­ogy / J. Garber, Zeman, L. S. Walker // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychi­atry. – 1990. – № 29. – P. 649-656. DOI: 10.1097 / 00004583-199007000-00021.
  12. Hodges K. Life events occurring in families of children with recurrent abdominal pain / K. Hodges, J. J. Kline, Barbero et al. // Journal of Psychosomatic Research. – 1984. – № 23. – P. 185-188. DOI: 10.1016/0022-3999(84)90018-7.
  13. Johnson J. H. Life events as stressors in childhood and adoles­cence / J. H. Johnson. – CA: Sage, 1986. – 160p.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Byachkova N. B. Osobennosti sovladayushchego povedeniya u lyudej s zabolevaniyami ZHKT [Features of coping behavior in people with gastrointestinal diseases] / N. B. Byachkova, I. YU. SHustova // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series No. 1. Psychological and pedagogical sciences]. – 2020. – № 1. – Р. 75-84. [in Russian]
  2. Volkova O. N. Osobennosti psihoemocional’nogo statusa detej, stradayushchih hronicheskim gastroduodenitom i reflyuksnym porazheniem pishchevoda [Features of the psychoemotional status of children suffering from chronic gastroduodenitis and reflux lesion of the esophagus] / O. N. Volkova, A. V. Sukalo // ZHurnal Grodnenskogo medicinskogo universiteta [Journal of Grodno Medical University]. – 2005. – № 3 (11). – P. 57–60. [in Russian]
  3. Isaeva E. R. Psihologicheskie mekhanizmy adaptacii k stressu u bol’nyh psihosomaticheskimi i nevroticheskimi svyazannymi so stressom rasstrojstvami [Psychological mechanisms of adaptation to stress in patients with psychosomatic and neurotic stress-related disorders] / E. R. Isaeva, M. I. Feshchenko // Vestnik YUzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Psihologiya. Psihofiziologiya. [Bulletin of the South Ural State University. Psychology. Psychophysiology]. – 2010. – № 27 (203). – P. 91–96. [in Russian]
  4. Kazakova I. A. Psihologicheskaya diagnostika i korrekciya emocional’nyh narushenij pri hronicheskom gastrite [Psychological diagnosis and correction of emotional disorders in chronic gastritis]: avtoref. dis. … kand. psih. nauk: 19.00.04 / I.A. Kazakova. – SPb., 2009. – 24 p. [in Russian]
  5. Lazareva L. A. Analiz zabolevaemosti detej i podrostkov boleznyami organov pishchevareniya [Analysis of the morbidity of children and adolescents with diseases of the digestive system] / L. A. Lazareva, E. V. Gordeeva // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal [International Research Journal]. – 2017. – № 1. – P. 133–135. [in Russian]
  6. Miroshnichenko V. A. Zabolevaniya gastroduodenal’noj sistemy – naibolee rasprostranennaya patologiya organov pishchevareniya u detej i podrostkov [Diseases of the gastroduodenal system are the most common pathology of the digestive organs in children and adolescents] / V. A. Miroshnichenko, T. YA. YAnsons, M. A. Ivanovskaya et al. // Tihookeanskij medicinskij zhurnal [Pacific Medical Journal]. – 2008. – № 3 (33). – P. 53–56. [in Russian]
  7. Pleshkova T. A. Formirovanie sovladayushchego povedeniya u detej mladshego shkol’nogo vozrasta s psihosomaticheskim rasstrojstvom zheludochno-kishechnogo trakta [Formation of coping behavior in primary school children with psychosomatic disorder of the gastrointestinal tract] / T. A. Pleshkova, N. A. Kibitkina // Vestnik YUzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Psihologiya. Psihofiziologiya [Bulletin of the South Ural State University. Psychology. Psychophysiology]. – 2015. – Vol. 8, № 3. – P.112–119. [in Russian]
  8. Sviridova T.V. Issledovanie psihologicheskih osobennostej detej i podrostkov s zabolevaniyami organov pishchevareniya [Study of psychological characteristics of children and adolescents with digestive diseases] / T. V. Sviridova, C. B. Lazurenko, A. L. Venger et al. // Vestnik Rossijskoj akademii medicinskih nauk [Bulletin of the Russian Academy of Medical Sciences]. – 2015. – Vol. 70, № 5. – Р. 519–525. [in Russian]
  9. Stoyanova I. YA. Psihologicheskie osobennosti sistemno-urovnevoj modeli adaptacii u bol’nyh s rasstrojstvami nepsihoticheskogo spectra [Psychological features of the system-level model of adaptation in patients with non-psychotic spectrum disorders] / I. YA. Stoyanova // Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii [Siberian Bulletin of Psychiatry and Narcology]. – 2006. – № 3. – P. 94-97. [in Russian]
  10. Boyle J. T. Biopsychosocial issues in functional abdominal pain / J. T. Boyle // Pediatric Annals. – 2001. – Vol. 30. – №. 1. – P. 32. DOI: 10.3928/0090-4481-20010101-08.
  11. Garber J. Recurrent abdominal pain in children: Psychiatric diagnoses and parental psychopathol­ogy / J. Garber, Zeman, L. S. Walker // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychi­atry. – 1990. – № 29. – P.649-656. DOI: 10.1097/00004583-199007000-00021.
  12. Hodges K. Life events occurring in families of children with recurrent abdominal pain / K. Hodges, J. J. Kline, Barbero et al. // Journal of Psychosomatic Research. – 1984. – № 23. – P. 185-188. DOI: 10.1016/0022-3999(84)90018-7.
  13. Johnson J. H. Life events as stressors in childhood and adoles­cence / J. H. Johnson. – CA: Sage, 1986. – 160p.

Измерение хронического стресса у подростков: обзор установленных биомаркеров и психометрических инструментов — Полный текст — Исследования гормонов в педиатрии 2023, Vol. 96, № 1

Подростковый возраст – это период стрессовых физиологических и психосоциальных изменений. Воздействие хронического стресса может вызывать специфические структурно-функциональные изменения в организме, которые поддаются объективной оценке. Одни из этих изменений являются ожидаемой реакцией организма в попытке адаптироваться к стрессовой ситуации, другие — признаками возможного развития заболевания. Цель этого обзора состояла в том, чтобы представить наиболее широко используемые методы оценки стресса в исследованиях подросткового возраста. Представлены первичные биомаркеры, связанные с различными биологическими системами, такими как гормоны стресса глюкокортикоиды и катехоламины, а также доступные методы выделения и оценки каждого биомаркера. Эта работа также включает в себя вторичные результаты, которые также могут дать оценку уровня стресса человека. Также представлены и обсуждены наиболее доступные психометрические инструменты стресса, построенные специально для этого периода жизни. Кроме того, в этой статье рассматриваются возможные искажающие факторы, которые могут повлиять на измерения напряжения, которые следует учитывать при проведении исследования напряжения. Для объективной оценки стресса исследователю очень важно знать исследуемое состояние и характерные для него индексы стресса. Адекватная оценка подростков с выбором соответствующих психометрических тестов и биологических маркеров может помочь в разработке целенаправленных вмешательств, направленных на предотвращение или устранение последствий физических и психических стрессоров, возникающих в подростковом возрасте, эффектов, которые могут быть перенесены во взрослую жизнь с пагубными последствиями.

Введение

Соматические, психологические и социальные изменения и приспособления, происходящие в подростковом возрасте, делают этот период жизни достаточно напряженным для человека [1]. Действительно, подростковый возраст является одним из наиболее стрессовых и стрессочувствительных этапов развития, во время которого длительное воздействие стресса может привести к хронической дисрегуляции как физического, так и психического гомеостаза [2] с возможными пагубными последствиями, которые могут быть перенесены во взрослую жизнь. [3]. Понимание масштабов воздействия хронического стресса на подростков имеет большое значение с точки зрения укрепления, профилактики и восстановления здоровья. Для целей данной статьи хронический стресс определяется как воздействие стрессовых стимулов, которые, если они воспринимаются как непревзойденные, приводят к длительному выбросу гормонов стресса (первичных медиаторов), что приводит к неблагоприятным вторичным последствиям. Цель этой статьи состояла в том, чтобы представить те первичные биомаркеры и вторичные результаты, которые при измерении дают четкое представление о влиянии стресса на подростков. Также представлены доступные психометрические инструменты, касающиеся той же темы в отношении подросткового возраста. Настоящая работа представляет собой описательный обзор, направленный на качественный, а не систематический подход к существующей литературе по методам оценки хронического подросткового стресса. Эта статья не стремится обобщать совокупную информацию, а обобщает знания о биомаркерах подросткового стресса и его психометрических инструментах. Хотя этот неструктурированный подход имеет ограничения, связанные с отсутствием четких критериев [4], он может претендовать на исследовательские идеи, выделяя сильные и слабые стороны методов измерения подросткового стресса и, таким образом, помогая формулировать исследовательские вопросы и гипотезы [5].

Реакция человека на стресс

Согласно теории Лазаруса о когнитивном процессе стресса, он включает три компонента: стрессовый стимул (внешний компонент), оценка стрессора (внутренний компонент) и стрессовая реакция (комбинация компонентов). ) [6]. При рассмотрении стресса необходимо сделать два уточнения. Первый – дифференциация стрессового воздействия и стрессовой реакции; в то время как воздействие стресса относится к тем событиям, которые потенциально могут изменить типичную биопсихологическую функцию, реакция на стресс относится к эмоциональным, когнитивно-поведенческим и биологическим реакциям на воздействие стресса, в зависимости от навыков преодоления стресса у человека [7]. Таким образом, реакция на стресс является результатом индивидуальной оценки стрессора. Во-вторых, стресс можно разделить на полезный (эустресс) или вредный (дистресс) в зависимости от того, как человек воспринимает стрессор; Эустресс относится к положительно сфокусированной энергии для успешного управления стрессовым опытом, тогда как дистресс относится к неадекватному поведению и неудачному управлению этим опытом [8]. Ключевым элементом когнитивно-поведенческой и физиологической адаптации к стрессовому раздражителю, так называемой реакции «бей или беги», является активация вегетативной нервной системы, а также гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси (ГГН). Реакция «бей или беги» была введена Кэнноном в середине 19-го века.20 с, чтобы описать реакцию животного на опасность. В соответствии с этим, если с опасностью справиться правильно, тело снова достигает гомеостаза за счет активации «реакции расслабления»; снижение частоты сердечных сокращений, секреция гормонов стресса и замедление дыхания [9]. Когда человек сталкивается с несколькими неослабевающими стрессорами или с одним постоянным стрессором, реакция релаксации не может быть активирована. Хроническое воздействие стресса приводит к стойкому выбросу гормонов стресса, что негативно влияет на развитие мозга в подростковом возрасте [10] и нарушает связанные с ним гомеостатические системы, такие как эндокринная, кардиореспираторная и иммунная системы [11]. Такие нарушения, воспринимаемые как вторичные результаты реакции на стресс, могут привести к заболеванию, которое может быть перенесено во взрослую жизнь и, таким образом, повлиять на всю продолжительность жизни [12]. Этот «путь», по которому следует организм в условиях стресса, не является линейным; напротив, это сложная последовательность, на которую влияют черты личности и модели поведения человека, а также факторы окружающей среды (рис.  1).

Рис. 1.

Биологическая реакция на хронический стресс. Когда человек идентифицирует стрессор или воспринимает ситуацию как стрессовую, активируются первичные биомаркеры стресса. Длительная их секреция приводит к разрыву различных систем, что, в свою очередь, может привести к хроническому заболеванию.

Существует два разных подхода к оценке уровня стресса и его воздействия на подростковый возраст: психометрические, самоотчетные инструменты и специальные биомаркеры. Последние используются как индикаторы измененных биологических функций и имеют большое диагностическое и прогностическое значение. Биомаркеры стресса можно разделить на нейроэндокринные и иммунные.

Первичные биомаркеры хронического стресса

Нейроэндокринные биомаркеры

Нейроэндокринные биомаркеры хронического стресса являются эффективными индикаторами стресса, поскольку нейроэндокринная система первой реагирует на стрессорный стимул и влияет на реакцию систем на тот же стимул, включая сердечно-сосудистую и иммунная система. Одновременно он играет роль в производстве энергии и поведенческой адаптации, помогая, таким образом, в восстановлении гомеостаза [13]. Нейроэндокринные биомаркеры включают глюкокортикоид кортизол, катехоламины (адреналин, норадреналин, дофамин) и дегидроэпиандростерон (ДГЭА).

Кортизол представляет собой глюкокортикоид, конечный продукт оси HPA. Измерение кортизола возможно в сыворотке, слюне, моче, волосах и недавно в ногтях. Уровень кортизола в сыворотке использовался для оценки реакции подростков на острый стресс; пока не используется широко для измерения хронического стресса [14]. Слюнный кортизол был наиболее распространенным биомаркером, измеряемым в подростковом возрасте более 20 лет, поскольку он неинвазивен и повышает комплаентность участников [15-17]. Из-за суточного ритма оси HPA кортизол лучше всего измерять с помощью нескольких замеров в течение дня. Большинство исследовательских протоколов суточных измерений включают реакцию пробуждения кортизола через 30–45 минут после пробуждения; суточный наклон кортизола, который сообщает об изменении кортизола с утра на вечер; и область под кривой, которая сообщает все данные о кортизоле в течение дня [18]. Повышенный уровень кортизола в слюне в подростковом возрасте был связан с психическими расстройствами, такими как депрессия, фобии, издевательства, семейные конфликты и ожирение [19].-23]. Несвязанный кортизол мочи можно охарактеризовать как гораздо более эффективный, чем кортизол сыворотки или слюны, поскольку он обеспечивает 24-часовую четкую картину активности коры надпочечников. Этот метод измерения обычно используется в клинической практике для диагностики гиперкортицизма при таких заболеваниях, как синдром Кушинга, чаще по сравнению с кортизолом в сыворотке или слюне [24-26]. Однако этот метод 24-часового измерения кортизола без мочи из-за его интегрированного во времени характера непригоден для изучения реакции оси HPA на стрессор.

Уже более десяти лет исследователи измеряют уровни кортизола и влияние хронического стресса в различных возрастных группах и состояниях, используя образцы волос [27]; этот метод считается лучшим по сравнению с измерениями сыворотки и мочи, поскольку он облегчает оценку кортизола с течением времени, при этом каждый сантиметр извлеченных волос представляет собой уровень кортизола в предыдущем месяце. Исследования связывают концентрацию кортизола в волосах с психопатологией, травматическим опытом, ожирением и другими физическими заболеваниями [28-31]. Новейший альтернативный метод оценки кортизола — это экстракция из ногтей; предварительные данные показали, что кортизол ногтей связан с более высоким риском развития острого коронарного синдрома и депрессии [32]. Поиск литературы для целей этой статьи выявил только одно исследование подростков, в котором изучалась связь уровня кортизола ногтей со стрессовыми событиями и нарушениями сна и была выявлена ​​значительная корреляция между ними [33].

Высвобождение катехоламинов (адреналина, норадреналина и дофамина) провоцируется угрозой или предполагаемой угрозой. Подобно глюкокортикоидам, катехоламины связаны с метаболическими, сердечно-сосудистыми и иммунными функциями и могут дать оценку стресса [34].

Адреналин , продуцируемый мозговым веществом надпочечников, и норадреналин , продуцируемый в основном симпатическими нейронами, являются частью реакции симпатической нервной системы на стрессор. Адреналин в первую очередь связан с эмоциональным дистрессом, тогда как норадреналин в основном связан с физической активацией [35]. Хотя это разные индексы, их обычно измеряют вместе как индекс хронического стресса и тестировали в отношении подростковой тревожности, ожирения и некоторых других соматических заболеваний [36, 37]. И адреналин, и норадреналин могут быть измерены в моче и сыворотке крови, однако исследователи предпочитают 24-часовой анализ мочи на катехоламины, поскольку измерения в сыворотке могут давать ложноположительные результаты из-за стресса, вызванного венепункцией, или ложноотрицательные результаты из-за быстрого местного катаболизм.

Допамин является нейротрансмиттером, составляющим более 80% катехоламинов в головном мозге. Он играет фундаментальную роль в функционировании гедонистической системы вознаграждения и влияет на принятие решений и поведенческие реакции на события, вызывающие стресс [38]. Из-за его связи с продолжающимся процессом когнитивного созревания в подростковом возрасте важность увеличения дофамина уникальна; он определяет положительную или отрицательную реакцию на внешние стрессорные воздействия [39] и связан с повышенным риском развития психических расстройств [40]. Как и в случае с адреналином и норадреналином, дофамин можно измерить в образцах сыворотки или 24-часовой мочи.

ДГЭА является одним из выделяемых стероидных гормонов, вырабатываемых надпочечниками. Он подавляет провоспалительные цитокины и усиливает метаболизм липидов [41]. DHEA можно измерить в сыворотке, слюне и моче [42]. В сыворотке ДГЭА обычно измеряется в его сульфатированной, неактивной форме (ДГЭА-С). Было обнаружено, что обе формы достигают своего пика в утренние часы. Было показано, что при изучении хронического стресса у взрослых чем ниже ДГЭА, тем активнее ГГН-ось [43]. Интересно, что это не относится к подросткам; в исследовании, изучавшем связь между ДГЭА и юношеским возрастом, повышенный уровень кортизола был связан с повышенным ДГЭА, но это соотношение было обратным только для тех, кто пережил стрессовые переживания в раннем возрасте [44]. Другое исследование, в котором оценивалась взаимосвязь кортизола и ДГЭА у подростков со специфическими стрессовыми ситуациями, показало, что эти два гормона имеют одинаковый ритм секреции [45].

Иммунологические биомаркеры

Цитокины представляют собой белковые гормоны, которые способствуют коммуникации между клетками. Цитокины могут иметь аутокринное, паракринное или эндокринное действие и классифицируются как про- или противовоспалительные [46]. Цитокины функционируют как часть двунаправленного процесса между иммунной и нервной системами; когда человек находится в состоянии стресса, катехоламины провоцируют высвобождение воспалительных цитокинов, которые способствуют активации оси HPA и секреции кортизола, который затем ингибирует провоспалительные цитокины. Когда воздействие стресса является хроническим, эта процедура затруднена и может привести к недостаточному иммунному ответу [47]. Интерлейкин (ИЛ)-6, ИЛ-1β, фактор некроза опухоли-альфа (ФНО-α), С-реактивный белок (СРБ) являются некоторыми из иммунных факторов, которые в настоящее время используются в качестве биомаркеров хронического стресса. Инсулиноподобный фактор роста-1 (ИФР-1), гормон, секретируемый печенью и другими типами клеток и определяемый в сыворотке крови, используется в качестве показателя хронического стресса.

IL-6, циркулирующий в кровотоке, повышается при хроническом стрессе; длительное воздействие стрессогенных событий может перепрограммировать иммунный ответ организма в сторону его хронической активации [48]. После этой активации высокие уровни IL-6 в подростковом возрасте могут привести к соматическим заболеваниям во взрослом возрасте, таким как метаболический синдром и сердечно-сосудистые заболевания [49]. Исследования ИЛ-6 у подростков показали, что высокие уровни этого цитокина связаны с психосоциальными факторами и факторами окружающей среды; отсутствие поддерживающей социальной системы, плохой социально-экономический статус и сексуальное насилие были связаны с повышенным уровнем ИЛ-6 [50].

IL-1β продуцируется активированными макрофагами и другими иммунными клетками и является одним из важнейших медиаторов воспалительной реакции, связанной с любым аутоиммунным воспалением [51]. Хотя другие цитокины также важны для системы стресса, IL-1β был первым, который был связан с осью HPA и реакцией на стресс [52]; он провоцирует секрецию кортикотропин-рилизинг-гормона, который стимулирует секрецию адренокортикотропного гормона, который, в свою очередь, усиливает секрецию глюкокортикоидов [53]. Что касается подросткового возраста, исследования IL-1β до сих пор были в основном сосредоточены на популяциях с избыточным весом, где повышенный процент жира был связан с более высокими уровнями IL-1β [54].

TNF-α представляет собой многофункциональный цитокин, который участвует во многих различных путях, касающихся гомеостаза и патофизиологии млекопитающих. Он участвует в различных биологических действиях метаболической и иммунной систем и выполняет сложную регулирующую функцию [55]. У подростков повышенный уровень TNF-α в плазме был связан со стрессовыми жизненными событиями [56].

CRP – белок, циркулирующий в крови; он является частью реакции острой фазы и усиливается при наличии воспаления [57]. Следовательно, он может быть полезным биомаркером воспалительных состояний. Известно, что хронический стресс увеличивает секрецию ИЛ-1β и ИЛ-6 и провоцирует вялотекущее воспаление, поэтому СРБ можно использовать для скрининга наличия возможной воспалительной реакции на хронические стрессоры. Исследование подростков, переживающих хронический стресс, выявило, что уровни циркулирующего СРБ превышают пороговые значения [58]. СРБ можно измерить в сыворотке крови, и он обычно используется в эпидемиологических исследованиях в качестве индикатора воспалительной реакции на хронический стресс [59].].

ИФР-1 — это гормон, секретируемый печенью и другими типами клеток, и его можно измерить в сыворотке крови. Он имеет большое значение для роста в детстве и в период полового созревания и имеет анаболическую функцию. Было показано, что глюкокортикоиды обладают катаболической функцией [60] и что увеличение циркулирующих глюкокортикоидов приводит к неадекватному синтезу анаболического гормона роста; при снижении уровня гормона роста снижается уровень ИФР-1 [61]. Это снижение приводит к катаболическому/анаболическому дисбалансу [62]. Поиск литературы для этой статьи не дал никаких исследований, касающихся уровней ИФР-1 и хронического стресса у подростков; однако исследования на взрослых показали, что при воздействии хронического стресса уровни ИФР-1 снижаются [63]. Первичные биомаркеры хронического стресса, биологические ткани для их измерения и их основные функции представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Первичные биомаркеры хронического стресса, биологические ткани, в которых они измеряются, и основные функции, связанные со стрессом внимание при оценке влияния хронического стресса на подростков. Вторичные исходы включают антропометрические параметры, а также метаболические и сердечно-сосудистые показатели.

ИМТ, центральное ожирение, размер и форма тела — все это зависит от воздействия хронического стресса. Постоянная секреция гормонов, связанная со стрессом в подростковом возрасте, может спровоцировать резистентность к инсулину или лептину, что приводит к накоплению жира [64]. Высокий ИМТ был связан с различными хроническими психосоциальными стрессорами и был связан с повышенным уровнем кортизола в слюне у подростков. Хроническая активация оси HPA, сопровождающаяся стойким высвобождением глюкокортикоидов, приводит к повышению уровня инсулина; это изменение уровня инсулина может вызвать дополнительные вторичные изменения в циркулирующем холестерине, α-амилазе, лептине и глюкозе, которые могут быть полезными параметрами исхода при изучении стресса [65]. Кроме того, измерение уровня стресса можно дополнить специфическими неврологическими показателями; было задокументировано, что воздействие хронического стресса связано с уменьшением объема гиппокампа [66]. Исследования показали, что меньший объем гиппокампа связан с родительской депрессивной симптоматикой [67], а более низкая активность гиппокампа связана с посттравматическими симптомами у подростков [68]. При стрессе повышается тонус сердечно-сосудистой системы и секреция цитокинов. Таким образом, вторичные маркеры, связанные с сердечно-сосудистой системой, такие как систолическое и диастолическое артериальное давление, частота сердечных сокращений или вариабельность сердечного ритма, указывают на влияние хронического стресса на подростков [69].]. Исследования на подростках продемонстрировали корреляцию повышенного артериального давления со стрессовыми жизненными событиями [70], тогда как низкая вариабельность сердечного ритма была связана с опытом жестокого обращения [71].

Психометрические инструменты подросткового стресса

Взвешенные анкеты и инструменты самоотчетов оказали глубокое влияние на научные исследования стресса на всех этапах жизни. Они использовались для измерения стресса либо в качестве основного исхода, либо в качестве прогностической переменной исходов, таких как психическое или физическое заболевание [72]. Было разработано несколько психометрических инструментов для борьбы со стрессом у подростков.

Шкала событий изменения жизни подростков была одним из первых инструментов, разработанных для измерения подросткового стресса. В нем описывается 31 личностное, социальное и семейное изменение, которые потенциально могут вызвать стресс. Респондентов просят оценить каждое изменение по шкале от 1 до 5, указав, насколько огорчительным для них будет это изменение. Инструмент можно использовать для исследования корреляции стресса с любыми проблемами физического или психического здоровья у подростков. Тем не менее, первоначальная валидация включала лишь несколько из более чем 200 подростков и не проверялась на других языках, кроме английского [73].

Шкала воспринимаемых событий подростками (APES) представляет собой анкету для самоотчетов, состоящую из 90 пунктов и посвященную проблемам, которые довольно часто затрагивают подростков. Каждый пункт описывает (положительное или отрицательное) стрессовое событие, и в случае, если респонденты пережили это событие в течение последних 6 месяцев, их просят оценить воспринимаемую желательность по 4-балльной шкале. Первоначально шкала была взвешена исключительно для представителей европеоидной расы среднего класса, исключая другие социокультурные группы, и была утверждена только для английского и испанского языков [74].

Шкала жизненных переживаний подростков в городах Шкала была построена на основе Шкалы воспринимаемых событий подростками и исследует хронический и эпизодический стресс, а также основные жизненные события и повседневные неприятности по четырем параметрам: (1) школа, (2) семья/социальная среда. , (3) отношения со сверстниками и (4) личные отношения. Подростков просят указать, как часто они подвергались воздействию каждого из перечисленных факторов стресса по 5-балльной шкале. Опять же, недостатком этой шкалы является то, что она взвешивалась исключительно для афроамериканской молодежи [75].

Опросник подросткового стресса состоит из 58 пунктов, оценивающих 10 различных ситуаций, способных вызвать стресс: (1) условия проживания в семье, (2) успеваемость, (3) посещение школы, (4) романтические отношения, (5) сверстники давление, (6) взаимодействие с учителем, (7) неуверенность в будущем, (8) конфликт в школьной/досуговой среде, (9) финансовое давление и (10) возникающая взрослая ответственность. Ответы даются по 5-балльной шкале Лайкерта и подбаллам по каждому параметру, а также общий балл, полученный из суммы всех ответов [76]. Инструмент был переведен и утвержден на нескольких языках (например, греческом, испанском, голландском, турецком, норвежском, венгерском и т. д.) и является основным опросником для исследователей при измерении подросткового стресса [77]. Также была разработана более короткая версия инструмента; однако он еще не был подтвержден на многих языках, кроме английского, греческого и голландского [78].

Факторы, которые следует учитывать при измерении стресса у подростков

Помимо этических вопросов, которые необходимо тщательно учитывать при привлечении несовершеннолетних к научным исследованиям, существуют особые вопросы, которые следует учитывать при измерении биомаркеров стресса в подростковом возрасте. Как упоминалось выше, существуют различные способы измерения биомаркеров. Выбор исследователей должен основываться на методе, который даст наиболее точные результаты и не будет чрезмерно обременять испытуемых, участвующих в исследовании. Например, менее инвазивные методы оценки кортизола (образцы волос, ногтей, слюны или мочи) считаются более легкими для набора участников. Метод анализа — это дополнительный вопрос, который требует тщательного рассмотрения; выбор правильного метода анализа может быть сложной задачей, так как некоторые измерения не имеют золотого стандарта, а для некоторых, например для кортизола, установленный диапазон чрезмерно варьируется [79].].

Исследователи также должны учитывать пол участников, так как исследования физиологии и патофизиологии стресса выявили некоторый половой диморфизм. Следовательно, различия в первичных биомаркерах стресса также могут приводить к различиям во вторичных исходах, таких как артериальное давление [80]. Кроме того, принимая во внимание реакцию «бей или беги», исследователи предположили, что самцы и самки реагируют по-разному: самцы кажутся более агрессивными (драка), а самки склонны «убегать» (бегство) или искать помощи у них. система [81]. Исследователи подросткового стресса также должны всегда учитывать пубертатный статус участников. Хотя еще не ясно, какие механизмы опосредуют изменения в функции оси HPA в подростковом возрасте, половые гормоны (тестостерон, эстрадиол и прогестерон), по-видимому, влияют на секрецию гормонов, таких как кортикотропин-рилизинг-гормон [82].

При использовании инструментов самоотчета исследователям всегда следует помнить о скрытой предвзятости воспоминаний, и поэтому они не могут основывать свои результаты исключительно на таких измерениях. С другой стороны, биомаркеры являются объективными критериями; однако они различаются внутри и между людьми. Кроме того, в отличие от других специфических патологических состояний, которые приводят к специфическим биологическим реакциям, влияющим на систему, к которой они относятся, стресс влияет на несколько систем, которые могут запускать или запускаться дополнительными патологиями. Поэтому разумно всегда интерпретировать результаты в контексте других сосуществующих патологий. Наконец, что не менее важно, количественная оценка стресса с использованием отдельных биомаркеров может быть охарактеризована как нереалистичная. Набор биомаркеров может дать более четкое представление о влиянии стресса на различные системы при хроническом воздействии.

Заключение

Стресс и подростковый возраст взаимосвязаны из-за неизбежных физиологических и психосоциальных изменений, происходящих на этом этапе жизни. Учитывая, что к ожидаемым стрессорам могут быть добавлены внешние стрессоры, такие как успеваемость или конфликты в семье и сверстниках, измерение реакции на стресс имеет большое значение. Стресс, отличаясь от других патологий, инициирует «неспецифическую» реакцию, в которую вовлечены несколько систем. Для объективной оценки стресса исследователю важно быть знакомым с исследуемым состоянием и соответствующими соответствующими индексами стресса. Адекватная оценка подростков с выбором соответствующих психометрических тестов и биологических маркеров может помочь в разработке целенаправленных вмешательств, направленных на предотвращение или устранение последствий физических и психических стрессоров, возникающих в подростковом возрасте, эффектов, которые могут быть перенесены во взрослую жизнь с пагубными последствиями.

Заявление о конфликте интересов

У авторов нет конфликта интересов, о котором следует заявить.

Источники финансирования

Это исследование не получило какого-либо специального гранта от финансирующих агентств в государственном, коммерческом или некоммерческом секторах.

Вклад авторов

Юлия Кокка: расследование и написание – первоначальный вариант; Джордж П. Хрусос и Кристина Дарвири: написание – рецензирование и редактирование; Флора Бакопулу: написание – рецензирование и редактирование; визуализация; администрирование проекта; и надзор.

Авторское право: Все права защищены. Никакая часть данной публикации не может быть переведена на другие языки, воспроизведена или использована в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, запись, микрокопирование или любую систему хранения и поиска информации, без письменного разрешения издателя. .
Дозировка препарата: авторы и издатель приложили все усилия, чтобы гарантировать, что выбор препарата и дозировка, указанные в этом тексте, соответствуют текущим рекомендациям и практике на момент публикации. Тем не менее, в связи с продолжающимися исследованиями, изменениями в правительственных постановлениях и постоянным потоком информации, касающейся лекарственной терапии и реакций на лекарства, читателю настоятельно рекомендуется проверять вкладыш в упаковке для каждого лекарства на предмет любых изменений в показаниях и дозировке, а также для дополнительных предупреждений. и меры предосторожности. Это особенно важно, когда рекомендуемый агент является новым и/или редко используемым лекарственным средством.
Отказ от ответственности: заявления, мнения и данные, содержащиеся в этой публикации, принадлежат исключительно отдельным авторам и участникам, а не издателям и редакторам. Появление рекламы и/или ссылок на продукты в публикации не является гарантией, одобрением или одобрением рекламируемых продуктов или услуг или их эффективности, качества или безопасности. Издатель и редактор(ы) отказываются от ответственности за любой ущерб, нанесенный людям или имуществу в результате любых идей, методов, инструкций или продуктов, упомянутых в содержании или рекламе.

Стресс и диабет | Влияние на ваше самочувствие

Стресс не вызывает диабет, но может повлиять на уровень сахара в крови и на то, как вы заботитесь о своем состоянии.

Наличие диабета, с которым приходится справляться помимо обычных жизненных взлетов и падений, само по себе может быть причиной стресса. С этим не всегда легко жить, и это может быть еще труднее, когда многие люди этого не понимают.

Вы не можете избежать стрессовых ситуаций, но есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы легче с ними справляться. Это поможет остановить накопление стресса и повлиять на ваше эмоциональное здоровье.

Узнайте, что такое стресс, как он влияет на диабет и что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию. Мы здесь, чтобы помочь.

Что такое стресс?

Стресс — это то, как ваше тело и разум реагируют на новые или сложные ситуации. Это может быть что-то краткосрочное, например, волнение по поводу презентации, которую вы делаете на работе на следующий день. Или пойти на вечеринку, где вы не знаете много людей в выходные. Это также может быть что-то физическое, например, несчастный случай или болезнь.

Или у вас может быть менее насущная, но более постоянная тревога о таких вещах, как деньги, отношения или переживание потери близкого человека.

Стресс может повлиять на вас физически, эмоционально и умственно.

Как стресс может повлиять на диабет

Если вы испытываете стресс, ваше тело вырабатывает гормоны стресса, такие как кортизол и адреналин. Это должно дать вам заряд энергии для реакции «бей или беги». Но гормоны на самом деле затрудняют правильную работу инсулина, что называется резистентностью к инсулину. Поскольку энергия не может попасть в ваши клетки, уровень сахара в крови повышается.

Если уровень сахара в крови становится слишком высоким, это называется гипергликемией (полное название гипергликемия). У нас есть больше информации о гиперах, о том, как их избежать и как с ними обращаться.

Если стресс не проходит, он может поддерживать высокий уровень сахара в крови и повышать риск осложнений диабета. Это также может повлиять на ваше настроение и то, как вы заботитесь о себе, что может начать сказываться на вашем эмоциональном здоровье.

Но есть вещи, которые помогут снять напряжение.

 

Стресс от диабета

Диабет часто является причиной стресса, особенно в первые дни, когда вам только что поставили диагноз. Необходимость уделять пристальное внимание тому, что вы едите, и наличие множества новых вещей, которые нужно выучить и запомнить, может показаться сложной задачей. Это может означать, что теперь вам придется часто проверять уровень сахара в крови или делать инъекции каждый день. Беспокойство о том, что скажут результаты, или чувство беспокойства по поводу игл может быть очень напряженным.

Некоторые люди с диабетом также беспокоятся о гипогликемии, когда уровень сахара в крови становится слишком низким. Это может вызвать стресс, когда вы задаетесь вопросом, когда они могут произойти, и управляете ими, когда они происходят. Возможно, вы слышали, что это называется гипотревожностью, и есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы справиться с этими чувствами.

Время от времени некоторые люди могут чувствовать себя подавленными своим диабетом, расстраиваясь и расстраиваясь из-за него. Некоторые люди беспокоятся о возможных осложнениях, а некоторые чувствуют себя виноватыми, если их методы лечения диабета идут не по плану. Это чувство перегруженности также может усугубляться, когда вы испытываете сильный стресс, когда забота о своем диабете и обо всем остальном становится слишком много.

Это понятно, если вы время от времени чувствуете себя так — это известно как дистресс-диабет, и вы не одиноки. Если вы не справитесь с этим стрессом, ситуация может ухудшиться и привести к выгоранию. Поэтому поговорите об этом со своей медицинской командой и получите несколько советов.

Может ли стресс вызывать диабет?

Стресс сам по себе не вызывает диабет. Но есть некоторые свидетельства того, что может существовать связь между стрессом и риском развития диабета 2 типа.

Наши исследователи считают, что высокий уровень гормонов стресса может препятствовать нормальной работе клеток поджелудочной железы, вырабатывающих инсулин, и уменьшать количество вырабатываемого ими инсулина. В свою очередь, это может способствовать развитию диабета 2 типа.

Мы также изучаем, имеют ли люди, вырабатывающие слишком много кортизола, повышенный риск развития диабета 2 типа.

Переедание во время стресса также может быть фактором, способствующим развитию диабета 2 типа. Некоторые люди реагируют на стресс тем, что едят больше, и это может привести к увеличению веса. У нас есть больше информации об управлении чувствами, когда дело доходит до еды.

Как справиться со стрессом

Каждый справляется со стрессовыми ситуациями по-разному. Если вы хотите изменить свою реакцию, чтобы вам было легче, попробуйте инструмент Stress Manager в нашей Зоне обучения. Ответьте на вопросы о том, как вы справляетесь с требованиями управления своим состоянием, чтобы получить план действий, который поможет вам упростить стрессовые ситуации.

Позаботьтесь о себе

Во время стресса еще важнее не забывать заботиться о себе и относиться к себе с любовью.

Но мы знаем, что это не всегда так просто. Если вы очень заняты на работе или заботитесь о семье, вы можете забыть поесть или принять лекарство.

Важно найти баланс между заботой о себе, не оказывая на себя слишком большого давления, чтобы сделать все идеально. Это может добавить или привести к стрессу. Но хорошо знать, как легко можно поддаться привычке не заботиться о себе при диабете во время стресса.

Достаточное количество сна и включение в распорядок дня упражнений, отдыха и релаксации помогает некоторым людям лучше справляться со стрессом.

«Когда дела идут плохо, я обычно занимаюсь заботой о себе, а не драйвом. Если слишком много гипогликемии сбивают меня с толку, я отсиживаюсь на диване с одеялами и каким-нибудь дрянным телевизором, чтобы почувствовать себя лучше.»

Лаура, страдающая диабетом 1 типа. Прочитайте историю Лауры

И вам не нужно, чтобы мы говорили вам, что переход на утешительную пищу повысит уровень сахара в крови и ухудшит ваше самочувствие. Точно так же употребление большего количества алкоголя повлияет на уровень сахара в крови.

Может помочь научиться по-другому смотреть на свой диабет. Например, пройти курс обучения диабету и познакомиться с такими же, как вы.

Поговорите с другими

Может помочь разговор о том, что вызывает у вас стресс. Это может пролить свет на что-то, или вы можете просто почувствовать облегчение, избавившись от этого.

Если вы хотите поговорить с кем-то о вещах, которые вас беспокоят, вы можете подумать о том, чтобы поговорить с вашим лечащим врачом.

«Я начал чувствовать, что я не такой уж и глупый, что это не только моя вина. Что можно позавтракать одним и тем же, и в один день будет гипо, а на следующий день нет. Я перестал винить себя автоматически, как Я делал раньше».

Зена, которая смогла поговорить с психологом

Если вы обнаружите, что стресс влияет на то, как вы справляетесь с диабетом, ваша команда диабетиков может дать вам совет о том, что может помочь. Например, они могут помочь вам определить, когда вам может понадобиться скорректировать дозу инсулина.