Диагностика суицидального поведения – Диагностика суицидального поведения

диагностика суицидального поведения

Диагностика суицидального поведения подростков

Методика включает в себя опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту, и метод «Незаконченные предложения».

Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Каждому испытуемому предлагается анкета из 40 предложений. К ней прилагается следующая инструкция: «Напротив каждого утверждения поставьте одну из трех цифр (0, 1 или 2). Если утверждение Вам подходит, то ставите цифру 2; если не совсем подходит – цифру 1; есл не подходит – 0».

Вопросы анкеты

  1. Часто я не уверен в своих силах.

  2. Нередко не кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход.

  3. Я часто оставляю за собой последнее слово.

  4. Мне трудно менять вои привычки.

  5. Я часто из-за пустяков краснею.

  6. Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом.

  7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.

  8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое.

  9. Я часто просыпаюсь ночью.

  10. При крупных неприятностях я обычно виню только себя.

  11. Меня легко рассердить.

  12. Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни.

  13. Я легко впадаю в уныние.

  14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

  15. Мне приходится часто делать замечания другим.

  16. В споре меня трудно переубедить.

  17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности.

  18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной.

  19. Я хочу быть авторитетом для окружающих.

  20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться.

  21. Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни.

  22. Нередко я чувствую себя беззащитным.

  23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха.

  24. Я легко сближаюсь с людьми.

  25. Я часто копаюсь в своих недостатках.

  26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния.

  27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь.

  28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется.

  29. Меня легко убедить.

  30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности.

  31. Предпочитаю руководить, а не подчиняться.

  32. Нередко я проявляю упрямство.

  33. Меня беспокоит состояние моего здоровья.

  34. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски.

  35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

  36. Я неохотно иду на риск.

  37. Я с трудом переношу время ожидания.

  38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки.

  39. Я мстителен.

  40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

Ключ

  1. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

  2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

  3. Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

  4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» – 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – 10. превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.

На втором этапе работы предполагается использовать метод «Незаконченные предложения», который является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки.

Испытуемый должен продолжить следующие предложения:

  1. Завтра я…

  2. Когда я закончу школу…

  3. Наступит день, когда…

  4. Я хочу жить, потому что…

При обработке результатов следует обращать внимание на особенности восприятия подростками окружающего и на наличие или отсутствие осознанного стремления к сохранению жизни.

Сравнение среднебалльных показателей по шкалам

Шкала

Средний балл

Разница

Группа

суицидов

Контрольная группа

Тревожность

11,3

8,4

2,9

Фрустрация

10,4

8,1

2,3

Агрессия

10,9

11,5

-0,6

Ригидность

12,5

11,0

1,5

Критерии определения суицидальной направленности: повышенная личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи, а также отсутствие осознанного стремления к жизни. Риск совершения суицида возрастает те больше, чем ярче выражены перечисленные особенности.

studfile.net

Консультация на тему: Диагностика суицидального поведения подростков.

Диагностика суицидального поведения подростков.

Последние 10-12 лет проблеме суицида в нашей стране уделяется все больше внимания. Это связано с заметным ростом числа самоубийств в нашей стране.

Попытки самоубийств в младшем школьном возрасте крайне редки. С 14-15 лет суицидальная активность начинает возрастать.

А.Г.Амбрумова считает, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей воспитания; неблагоприятного социального окружения; совокупности индивидуальных особенностей личности, таких как личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, отсутствие осознанного стремления к жизни.

Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура той страны, в которой вырос подросток, ее обычаи, традиции, законы, религия, уровень экономического развития. Все эти условия воздействуют на личность подростка и во многом определяют его представления о жизни и смерти.

Наличие неблагоприятного социального окружения – обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Анализ причин подросткового суицида с этой точки зрения позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов:

  1. Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативных отношений;
  2. Проблемы в школе связаны с личностью учителя (авторитарной, попустительской и сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношением к успеваемости, фактора жизненных перспектив;
  3. Взаимоотношения со сверстниками – общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).

Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методик, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь.

Преимущество предложенных методик состоит в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов, и при этом позволяют достаточно точно выявить индивидуальные особенности, располагающие к суицидальному поведению.

Методики рассчитаны на возраст 16 – 17 лет.

При выборе пакета методик авторы исходили из того, что такие психологические особенности, как личностная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, а также негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного стремления к жизни влияют на способ реагирования подростка в неблагоприятной ситуации.

Пакет диагностических методик включает в себя опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту, и метод «Незаконченные предложения».

Опросник Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Метод «Незаконченные предложения» является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки.

Тест включает 30 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 11 групп. Некоторые группы предложений имеют отношение к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование без обработки занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

 

Процедура тестирования с помощью проективных тестов (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограммы и др.) позволяет распознать неосознаваемые, скрытые тенденции, однако, она требует много времени и длительного напряжения от экспериментатора.

Н.В.Агадзе и Л.М.Кульгавин предлагают применять цикл методик, состоящих из 4 последовательно проводимых тестов: опросник состояния реактивной тревожности Спилберга, цветовой тест Люшера, методики определения агрессивности и методики определения аутоагрессивности.

Опросник Г.Айзенка.

«Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит – цифру 1, если не подходит – 0».

Вопросы анкеты

Подходит

Не совсем

Не подходит

1. Часто я не уверен в своих силах

2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход

3. Я часто оставляю за собой последнее слово

4. Мне трудно менять свои привычки

5. Я часто из-за пустяков краснею

6. Неприятности меня сильно расстраивают и я падаю духом

7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.

8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое

9. Я часто просыпаюсь ночью

10. При крупных неприятностях я виню только себя.

11. Меня легко рассердить

12. Я очень осторожен по отношению к переменам в своей жизни

13. Я легко впадаю в уныние

14. несчастия и неудачи меня ничему не учат

15. Мне приходится часто делать замечания другим

16. В споре меня трудно переубедить

17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности

18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной

19. Я хочу быть авторитетом для окружающих

20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться

21. Меня пугают трудности, с которыми мне придется встретиться в жизни

22. Нередко я чувствую себя беззащитным

23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха

24. Я легко сближаюсь с людьми

25. Я часто копаюсь в своих недостатках

26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния

27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь

28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется

29. меня легко убедить

30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности

31. Я предпочитаю руководить, а не подчиняться

32. Нередко я проявляю упрямство

33. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски

34. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.

35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция

36. Я неохотно иду на риск

37. Я с трудом переношу время ожидания

38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки

39. Я мстителен

40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Ключ:

  1. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.
  2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.
  3. Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
  4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. Ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – «8 — 14». Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.

Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:

  • личностная тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, порогом возникновения реакции тревоги;
  • фрустрация — психическое состояние характеризующаяся низким, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;
  • агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;
  • ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совершения суицида.

«Незаконченные предложения».

ИНСТРУКЦИЯ: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».

  1. Думаю, что мой отец редко ____________________________
  2. Если все против меня, то ______________________________
  3. Будущее кажется мне _________________________________
  4. Знаю, что глупо, но боюсь _____________________________
  5. Идеалом женщины (мужчины) для меня является ____________________________________________________
  6. По сравнению с большинством других семей моя семья ____________________________________________________
  7. Моя мать и я _________________________________________
  8. Я сделал бы все, чтобы забыть __________________________
  9. Я мог бы быть очень счастливым, если бы ________________
  10. В школе мои учителя _________________________________
  11.  Не люблю людей, которые ____________________________
  12.  Моя семья обращается со мной как с ____________________
  13.  Я хотел бы, чтобы мой отец ___________________________
  14.  Моя наибольшая слабость заключается в том _____________
  15.  Моим скрытным желанием в жизни _____________________
  16. Наступит тот день, когда ______________________________
  17.  Хотелось бы мне перестать бояться _____________________
  18.  Считаю, что большинство матерей _____________________
  19.  Я часто чувствую себя виноватым, если _________________
  20. Больше всего я хотел бы в жизни _______________________
  21.  Когда буду старым ___________________________________
  22.  Моим самым живым воспоминанием детства является ____________________________________________________
  23.  Когда я был ребенком, моя семья _______________________
  24.  Я люблю свою мать, но _______________________________
  25.  Самое худшее, что мне случилось совершить, это ____________________________________________________

26. Завтра я ____________________________________________

27. Когда я закончу школу ________________________________

28. Наступит день, когда _________________________________

29. Если бы я был учителем ______________________________

30. Я хочу жить, потому что ______________________________

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Например,

«Большинство известных мне семей …

  1. Несчастливы, недружные, распались  — 2б.
  2. Нервные, не очень дружные                 — 1б.
  3. Все одинаковы                                        — 0б.

КЛЮЧ

Группы предложений

№№ заданий

1.

Отношение к отцу

1, 13

2.

Отношение к матери

7, 18, 25

3.

Отношение к себе

2,14, 26

4.

Нереализованные возможности

9, 15, 20

5.

Отношение к будущему

3, 16, 21

6.

Отношение к школе, к учителям

10, 29

7.

Страхи и опасения

4, 17

8.

Отношение к своему прошлому

22

9.

Отношение к семье

6, 12, 23

10

Чувство вины

8, 19, 25

11

Планы, идеалы

5, 27, 28, 30

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений.

Информативными в плане диагностики суицидального поведения являются все утверждения, направленные на планирование собственной жизни, на отношение к будущему, т.е. это вопросы № 3, 16, 21, 26, 27, 28, 30. У детей, склонных у суицидальному поведению наблюдается негативное отношение к окружающему, они не имеют планов на будущее или не могут их сформулировать достаточно четко.

Таким образом, критериями определения суицидальной направленности будут являться: повышенная личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи, а также отсутствие осознанного стремления к жизни. Риск совершения суицида возрастает тем больше, чем ярче выражены перечисленные особенности.

Коррекционная работа с суицидентами и подростками, имеющими указанные выше особенности, должна быть рассчитана на снижение уровня личностной тревожности и фрустрации, на осознание подростком стремления к сохранению собственной жизни, новое восприятие окружающего и умения строить планы на будущее и реализовывать их.

Кроме этого существуют приемы, которые психологи используют после того, как работа с суицидентом проведена. Они необходимы для того, чтобы проверить эффективность проведения психотерапевтической работы. Например, В.Франкл предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком.

nsportal.ru

Диагностика суицидального поведения подростков

Иванова Ольга Владимировна, педагог-психолог МБОУ ОСШ

Своевременная диагностика суицидального поведения обучающихся, вовлеченных в субкультурные объединения

Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно небольшой общности (группе), пространственно и социально в большей или меньшей степени, обособленной (В.А. Луков, 2007). Изучение влияния молодежных субкультур на личность подростка представляется важным, поскольку развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды (Л.Д. Столяренко, 2004). В подростковом возрасте таковой является — группа сверстников, школьный класс. В группе сверстников подростки формируют навыки, необходимые для перехода во взрослую жизнь. Принадлежность к субкультурной группе, с одной стороны, удовлетворяет подростковые потребности в общении и принятии, способствует самораскрытию, самовыражению и формированию образа Я с другой стороны, участие в группах с деструктивной направленностью оказывает негативное влияние на личность подростка. Часто группа вырабатывает нормы и ценности, противоречащие общепринятой культуре. Член сообщества, перенимая устои контркультуры, строит в соответствии с ними свое поведение, меняет образ жизни [6].

Само по себе приобщение к определенной субкультуре не свидетельствует об обязательном возникновении поведенческих и личностных деструкций. Каждое течение может оказывать и негативное и позитивное влияние, но если субкультура отрицательно влияет на личность, то это является серьезным сигналом для организации и проведения своевременной профилактики такого влияния.

Являясь субъектом не только общения, но и учебной деятельности, подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, индивидуальности, стремлением чем-то выделиться (Л.Д. Столяренко, 2004). Субкультура, с присущими ей атрибутами (сленг, своеобразный внешний’вид, отличное от общепринятых норм поведение), соответствует данным ориентирам подростка. Но, попадая в субкультурное сообщество, подростки теряют связи с обществом, проходя процесс социализации в своей контркультурной группе. Данные коллективы потому и называются контркультурными, так как их мораль, стиль поведения и образ жизни противоречат общепринятым ориентирам. Затрудняется и последующая адаптация бывшего «неформала» в социуме. Это порождает соблазн возвращения в свою субкультуру или в аналогичную группу взрослых (например, в криминальное сообщество).

Эмоциональное неблагополучие подростка — один из объектов внимания учителей, школьных психологов, социальных педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика, адекватные коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, появлению различных форм отклоняющегося поведения, в том числе и суицидальных тенденций.

Диагностика включает в себя:

— выявления уровня социально-психологической адаптированности и факторов риска;

— оценка и анализ личностных особенностей детей и подростков.

Представляется наиболее продуктивным проведение ежегодного мониторинга эмоционального состояния учащихся 6–10 х классов по ведущим параметрам, выступающим маркерами глубокого эмоционального неблагополучия ребёнка. Это своеобразные критерии, по которым можно включить подростка в группу суицидального риска. Ранжирование их по значимости даёт следующую иерархию критериев:

— депрессия;

— отсутствие стремления к жизни, дефект смыслообразующего компонента личности;

— тревожность, фрустрация;

— наличие внешних психотравмирующих обстоятельств.

1. Критерии включения подростков в группу суицидального риска — маркеры эмоционального неблагополучия

1-й критерий — депрессия. Результаты многих исследований показали, что в основе суицидального поведения детей и подростков зачастую лежат устойчивые депрессивные состояния. Депрессия — один из ярких проявлений эмоционального неблагополучия ребёнка. Ещё 15 лет назад подростковая депрессивность почти не упоминалась в литературе, затем о ней стали писать, но исключительно в медицинском смысле. В настоящее время уже исследованы проявления депрессии у детей разного возраста и установлена их связь с идеями самообвинения и самоуничтожения. У младших школьников (суицидальные попытки фиксируются с семи лет) наиболее характерными проявлениями депрессии становятся робость, неуверенность, незаинтересованность в учёбе и играх, приступы плача, снижение работоспособности, раздражительность, ощущение безрадостности существования [2].

У подростков классический депрессивный синдром характеризуется тоской, заторможенностью, снижением жизненного тонуса, идеями самообвинения и самоуничижения, неприятными телесными ощущениями (ком в горле, чувства «мурашек» на коже, боль в разных частях тела, головная боль, ощущение распирания или боли в области желудка, затруднённое дыхание, ощущение давления в области сердца). Для подросткового возраста характерны маскированные формы проявления депрессии: немотивированная неожиданная грубость, нарушения поведения, алкоголизация, нарочитое неподчинение и бравада, демонстративность поведения. В качестве типичных черт депрессий в детском возрасте авторы называют их кратковременность, быструю смену депрессивных состояний возбуждением, выраженность вегетативных нарушений, школьную неуспеваемость, фиксацию на своём физическом состоянии, эпизоды страха и тревоги, навязчивостей, грубость, нарушения поведения. Систематические замеры психоэмоционального состояния учащихся 6–11 х классов (4) показывают, что 2–3% от общего числа обследуемых школьников находились на момент обследования в фазе субдепрессии, у 7% опрошенных ребят зафиксировано стойкое отчётливое снижение общего эмоционального фона. Ранняя диагностика субдепрессивного состояния помогает выявить учащихся, нуждающихся вгармонизации психоэмоциональной сферы с целью профилактики суицидальных состояний [3].

Опросник CDI (М. Ковач, адаптирован А. Подольским, П. Хейманс). Опросник CDI рассчитан на самостоятельное заполнение его детьми в возрасте 7–17 лет. Этот метод сегодня наиболее широко применяется на Западе в практических (прежде всего скрининговых) целях.

2-й критерий — отсутствие стремления к жизни, дефект смыслообразующего компонента личности. С высоким индексом депрессивности подростка коррелирует такой показатель, как отсутствие стремления к жизни, дефект смыслообразующего компонента его личности. «Когнитивная триада» депрессии проявляется в низкой оценке собственных возможностей и достижений, в негативной картине мира, в отсутствии позитивных планов и надежд на будущее. Подросток оценивает своё прошлое как негативное, с неохотой говорит о будущем, не умеет строить конструктивные жизненные планы. Анализ суицидальных попыток подростков показывает, что зачастую им предшествовали высказывания, несущие суицидальный потенциал. В словах несовершеннолетних звучала ангедония — отсутствие радости жизни, ощущения её бессмысленности и безнадёжности. Иногда в их фразах фиксировались антивитальные установки, которые выражались в отрицании ценности жизни. Отсутствие осознанного стремления к жизни и дефект смыслообразующего компонента личности являются самыми убедительными показателями суицидального риска подростка. Для диагностики данного критерия можно использовать методику «Неоконченные предложения» М.В. Хайкиной. В ней необходимо продолжить предложения: 1. Завтра я… 2. Когда я закончу школу… 3. Наступит день, когда… 4. Я хочу жить, потому что… Также можно воспользоваться методом геннограммы В. Франкла. Подростку предлагается нарисовать генограмму — линию, символизирующую его жизнь, и отметить на ней все значимые для него события жизни в прошлом, настоящем и будущем [3].

3-й критерий — тревожность, фрустрация. Диагностика этих параметров эмоционального состояния подростков не вызывает сложностей; школьные психологи хорошо владеют методиками, определяющими личностную и ситуативную тревожность. Эти критерии (в отличие от индекса депрессивности) необходимо рассматривать только в купе с другими; самостоятельная информативная ценность их сомнительна, так как повышенный уровень тревожности диагностируется в самых различных случаях (например, перед контрольной, экзаменами, свиданием, визитом к врачу и пр) [4].

4-й критерий — наличие внешних дезадаптирующих обстоятельств в жизни подростка. Исследователями детского и подросткового суицида (Е.М. Вроно, А.Г. Амбрумова, Жезлова и др.) убедительно доказано, что суицидальный акт всегда является результатом двух слагаемых: психотравмирующих обстоятельств (дезадаптационного конфликта) и способов поведения личности в этих обстоятельствах (конфликте). Поэтому кроме диагностирования параметров включения подростка в группу суицидального риска (уровня депрессивности, наличия осознанного стремления к жизни, высокой тревожности, самооценки), необходимо выяснить наличие внешних, травмирующих обстоятельств в его жизни. Данные о внешних слагаемых суицидального риска собираются в результате психолого-педагогического наблюдения за подростком в учебной и неурочной деятельности; бесед с родителями, родственниками, соседями, друзьями; посещения подростка по месту жительства [1].

2. Диагностика «форпост-признаков» («ключей») готовящегося самоубийства.. В процессе общения с ребёнком, в беседах с педагогами и родителями психолог может отметить специфические феномены в поведении или жизни ребёнка, которые можно расценивать как знаки опасности в плане возможного суицида. Особенно опасно сочетание нескольких знаков, которые носят название «форпост-признаки» или «ключи» готовящегося самоубийства. Они делятся на три группы: вербальные ключи, поведенческие ключи ситуационные ключи (факторы) [3]

3. Метод экспресс-диагностики суицидальных настроений подростков Несмотря на широкое применение, методы самоотчёта обладают рядом недостатков, основной из которых — субъективизм в ответах на поставленные вопросы, возможность целенаправленного или неосознанного искажения респондентом информации о своём состоянии. В настоящее время имеется много данных, свидетельствующих о низкой эффективности опросников и анкет при прогнозировании суицидального поведения (5). Подростки, желающие покончить с собой, склонны скрывать свои намерения от окружающих. В связи с этим в последнее время идёт активный поиск методических подходов, при использовании которых можно было бы обойти такие недостатки. В исследованиях последних лет показано, что лица с суицидальным поведением обнаруживают специфические изменения внимания, проявляющиеся в трудностях отвлечения от негативной информации и в непроизвольной фиксации внимания на информации, связанной с темой суицида (М.В. Зотов, В.М. Петрукович, Э. Беккер, Г. Маттеус и др.). Примером реализации данного подхода к диагностике суицидальных тенденций является методика экспресс оценки суицидального риска «Сигнал» («Амалтея»). В основе методики лежат результаты экспериментальных исследований, свидетельствующих о том, что при наличии у человека какой-либо выраженной мотивации, любая информация, имеющая к ней отношение, непроизвольно привлекает его внимание. Соответственно, при наличии у человека суицидальных тенденций, его внимание непроизвольно фиксируется на любой информации, имеющей отношение к теме самоубийства. Методика «Сигнал» предназначена для экспресс оценки суицидального поведения. Она относится к объективным личностным тестам, поскольку ориентирована на оценку объективных психофизиологических показателей без опоры на экспертные суждения или личностные самооценки. Тест сконструирован таким образом, что для испытуемого остаётся скрытым, какие стороны его поведения и переживаний подвергаются изучению. Методика основана на измерении резервов внимания при переработке информации с нейтральным и суицидальным содержанием и реализована в виде программного продукта к персональному компьютеру. Данные некоторых исследований (В.М. Петрукович и др.) показывают, что эта методика информативна прежде всего для лиц с истинными суицидальными намерениями, собственно суицидальная мотивация не играет существенной роли в поведении индивидов с демонстративношантажными реакциями. Но эти данные касаются взрослого населения, у подростков же любой вид суицидального поведения необходимо рассматривать как истинное (Е.М.Вроно, А.Г.Амбрумова и др.), поэтому методику «Сигнал» можно использовать вкупе с методиками, выявляющими критерии включения подростков в группу суицидального риска [4].

4. Диагностика риска повторной суицидальной попытки Расширенный вариант методики «Неоконченные предложения» Е. Даниловой даёт полную информацию об эмоциональном состоянии подростка, его семье, стрессогенных факторах. Этот вариант методики желательно использовать для детей, уже совершивших суицидальные попытки. Методика выясняет отношение подростка к совершённой суицидальной попытке, позволяет прогнозировать его поведение и сделать вывод о том, преодолел ли подросток суицидальные тенденции в своём поведении (с этой целью исследование проводить необходимо не ранее, чем через 2–3 месяца после совершения суицидальной попытки) [5].

Методика «Смысл жизни» Рекомендуется для подростков, совершивших суицидальную попытку. Основана на идеях В. Франкла о том, что человеку скрыть своё принципиальное отрицание жизни никогда полностью не удаётся. Он психологически не способен приводить ложные доводы в пользу жизни вообще и собственной жизни в частности, если у него есть мысли о самоубийстве; человек не может найти аргументов в пользу своего фальшивого утверждения жизни, а истинные доводы в пользу жизни всегда наготове.

Диагностическая беседа по принципу П.И. Юнацкевича (Приложение 1) проводится по показаниям с теми детьми, у которых выявлены депрессивные симптомы. Данный алгоритм структурирует процесс диагностического общения с подростком, стандартизирует вопросы, позволяет провести многосторонний анализ психологического состояния обследуемого. Перед началом беседы рекомендуется установить с подростком доверительный контакт, создать атмосферу доброжелательности и безопасности. Беседа с подростком группы суицидального риска имеет свои особенности: важно не уточнение социально-демографических данных, а применение различных техник слушания, демонстрация сопереживания, вхождение в состояние эмоционального резонанса, направленного на снижение внутреннего напряжения, разрядки, успокоения. Характер задаваемых вопросов и фиксация ответов должны быть адекватны состоянию ребёнка. В случае, когда ему трудно контролировать свои чувства и поведенческие реакции, не рекомендуется провоцировать негативные чувства формальными расспросами. Считается недопустимым фиксация подростка суицидального риска на негативных переживаниях. Алгоритм беседы позволяет выбирать вопросы, которые способствуют получению наиболее информативных ответов. Фиксируются фразы, в которых прослеживается ангедония, антивитальные установки. Это является основанием для постановки диагностического заключения и выработки психолого-педагогических рекомендаций по коррекции состояния подростка [3].

Приведённые выше методики образуют психолого-педагогический инструментарий диагностики суицидального риска подростков. В полном объёме его применение громоздко и может быть подростку не по силам. Поэтому рекомендуется такой алгоритм применения:

1. В ежедневной педагогической деятельности с помощью методов наблюдения, беседы, анализов продуктов деятельности педагоги ипсихологи должны выявлять «форпост-признаки» и«ключи» возможной суицидальной активности подростка. При появлении в поведении ребёнка тревожных симптомов необходима срочная диагностическая и коррекционная работа с этим подростком.

2.При проведении ежегодных замеров психоэмоционального состояния учащихся использовать: адаптированный опросник М. Ковач, методику «Неоконченные предложения» М.В. Хайкиной, анамнез психотравмирующих обстоятельств жизни подростка. С помощью данного пакета методик формировать группу учащихся суицидального риска.

3.Для уточнения выявленных симптомов, в процессе индивидуальной работы с подростком группы риска использовать адаптированный опросник Г. Айзенка, генограмму В. Франкла, компьютерную методику «Сигнал».

4. Для диагностики риска повторных суицидальных попыток использовать методику «Неоконченные предложения» Е. Даниловой, опросник «Смысл жизни» В. Франкла, диагностическую беседу по методу П. Юнацкевича.

Литература

1.Вроно Е. Школьный психолог. 2000. № 13, № 17. Диагностика суицидального поведения детей и подростков

2. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. СПб.: Речь, 2006.

3. Диагностика суицидального поведения детей и подростков. Социальная педагогика. — 2012. — № 6. С. 48-70.

4. Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Волгоград: Учитель, 2009.

5. Подольский А., Идобаева О, Хейма П. Диагностика подростковой депрессивности. СПб.: Питер, 2004.

6. Психологическая профилактика негативного влияния субкультуры на личность подростка. — Научная библиотека диссертаций и авторефератов [disserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskaya-profilaktika-negativnogo-vliyaniya-subkultury-na-lichnost-podrostka#ixzz58PePO3E8] – дата обращения 14.02.2018

Приложение 1

Примерное содержание диагностической беседы

Имя, возраст, пол, класс _____________________________

Семья (социальный статус, состав, условия жизни) ___________

Характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания _____________________________________________ _____________________________________________

Причины обращения к педагогу-психологу

Имели ли место изменения в поведении, указать, какие именно ____________________________________________

Время появления__________________________________

Имело ли место «вызывающее событие» (психологическая травма, конфликт, изменение условий жизни и т.п.) ____________________________________________

Реакция на эти события (чрезмерная, сильная, слабая) ___________________ _________________________

Жалобы Эмоциональное состояние («душа болит», «камень на сердце», «тяжесть в груди» и т. п.) ____________________________________________ Ощущения (боли, парастезия, сенестопатия, «ком в горле», гиперестезия, гипостезия, анестезия ит.п.) ____________________ _____________________________________________ _____________________________________________

Время появления_________________________________

Интеллектуальная несостоятельность («голова не работает», «поглупел», «отупел», «беспамятность», «бестолковость») ____________________________________________

Вегетативные симптомы (общая слабость, потливость, утомляемость, усталость, потеря аппетита, тошнота, рвота, похудание, сухость во рту, запоры, поносы, сбои в работоспособности, полиурия) _____________________________________________

Нарушения сна (бессонница, нарушение засыпания, раннее утреннее пробуждение, «кошмарные» сновидения, сны о смерти, траурных процессиях, мертвецах, сны «катастрофы»)____________ _____________________________ ________________

Конверсионные реакции: моторные, двигательные____________ _____________________________________________

Мотивационная сфера (снижение побуждений, отсутствие интересов, нерешительность, беспомощность, импульсивность)________ _____________________________________________ Чем объясняется, со слов подростка, его состояние____________ _____________________________________________

Анамнез Были ли психические заболевания, попытки суицида у родственников___________________________________________ Обращения за психологической помощью_________________ Обращения к психиатру_____________________________

Перенесённые соматические заболевания, время их возникновения (язвенная болезнь, бронхиальная астма, дерматозы, гипертония ипр.) _________________________________________ Заболевания ЦНС (инфекции мозга, травмы головного мозга, ушибы, сотрясения, припадки)__________________________

Черты характера__________________________________

Особенности личности______________________________

Имело ли место изменения характерологических черт _____________________________________________ Учебная динамика (смена школы, перевод в класс другого уровня)___________________________________________ Проблемы воспитания_____________________________ Алкогольные, криминальные проблемы__________________ Личные проблемы_________________________________ Особенности воспитания в раннем детстве, кем воспитывался _____________________________________________ Имела ли место утрата родителей_______________________ Имела ли место смерть в близком окружении_______________

Черты характера родителей (отец, мать, замещающие их лица) _____________________________________________ Особенности поведения в детстве (возбудимость, гиперактивность, пассивность, истеричность, сомнабулизм, ночные страхи, энурез, заикание, тики, анорексия ит.п.)_______________________ _____________________________________________ Возраст начала учёбы в школе________________________ Успеваемость в начальных классах, динамика успеваемости ___________________________________________ Успеваемость в настоящее время_______________________ Какие предметы усваиваются легче, труднее_______________ Характер увлечений, наклонностей_____________________ Поведенческие реакции пубертата (негативизм, оппозиция, группирование, имитации, эмансипации и их проявления) _____________________________________________

Содержание проблем личности, требующих разрешения _____________________________________________

Предварительные диагностические гипотезы

Соматическое состояние____________________________

Неврологическое состояние__________________________

Психологическое состояние__________________________

Затруднения в адаптации____________________________

Психологический статус

Выглядит (на свой возраст, моложе, старше своих лет) _____________________________________________

Внешний вид (аккуратный, неряшливый, небрежный, невыразительный, астенизированный) _________________________

Манера держаться (непринуждённо, раскованно, без дистанции, скованно, зажато, застенчиво, безразлично, равнодушно, демонстративно, театрально) _____________________________________________ _____________________________________________

Поза (непоседливая, неусидчивая, суетливая, спокойная, малоподвижная, медлительная, ступор) ________________________ Мимика, выражение лица (спокойное, осунувшееся, скорбное, вялое, гипомимичное, удивлённое, недоуменное, гримасничение) _____________________________________________

Направленность и подвижность взгляда (смотрит на собеседника, в сторону, исподлобья, вниз, не мигая, в одну точку, «глаза бегают», озираются)_____________________________________ Взгляд (блестящий, тусклый, холодный)___________________ Плач и слёзы (всё время плачет, на глазах появляются слёзы при упоминании каких-то ситуаций)_________________________ Улыбка (смущённая, ироническая, дурашливая, неадекватная) _____________________________________________ Смех (адекватный, неадекватный)______________________ Движения и жесты (без особенностей, манерные, нарочитые, медлительные, угловатые, «беспокойные руки», суетливые движения руками, постоянно поправляет одежду, волосы, закрывает лицо рукой, ажиотация, эхопраксия) _____________________________________________ _____________________________________________

Голос (тихий, громкий, модулированный)__________________ Интонация (без особенностей, злобная, гневливая, раздражительная, жёсткая, мягкая, жалобная, страдальческая, радостная) ____________________________________________ Речь (без особенностей, лаконичная, многословная, мутизм) _____________________________________________ Темп речи (без особенностей, замедленный, с паузами, ускоренный)__________________________________________ Особенности речи (стереотипна, жаргонна, частое употребление уменьшительных и ласкательных суффиксов, неологизмы, рифмование, эхолалия)_________________________________ Контактность (в контакт вступает легко, охотно, быстро, контакту доступен, недоступен)______________________________

Особенности контакта (сам вступает в контакт, ограничивается ответами, отвечает нехотя, после неоднократного повторения вопроса, с задержкой, после паузы, подозрителен, насторожен, отвечает невпопад или по существу ___________________________

Ориентировки: нарушения (в собственной личности, в пространстве, во времени)_________________________________ Эмоциональное состояние: травма, страх, боязливость, грусть, уныние, вина, скука, лень, апатия, безнадёжность, лабильность, снижен фон настроения, обида, злоба, стыд, раздражительность, жизнерадостность, суточные колебания настроения_________________ Эмоциональные реакции в период беседы (характер реакции и вызвавшие её причины)______________________________

Основная тематика переживаний_______________________ Внимание: нет нарушений, нарушения концентрации, отвлекаемость, быстрая переключаемость_______________________ Память: нарушений нет, нарушения воспроизведения, амнезия _____________________________________________ Мышление Темп: нормальный, ускоренный, «скачка идей», замедленный _____________________________________________ Обстоятельность: без особенностей, всё время пытается уточнить, вязнет в деталях_________________________________ Логичность: мышление последовательное, аналогичное, паралогичное, адекватное, формальное, резонёрство, остановка или перерывы в мышлении, потеря мысли, поверхностность и т.п. _____________________________________________ Пессимизм (выраженность)_________________________ Продуктивная симптоматика: навязчивые идеи, бред, иллюзии, галлюцинации, психические автоматизмы, деперсонализация, дереализация______________________________________ Негативные симптомы: эмоциональное утомление, разорванность мышления, утрата аффективного резонанса________________ Суицидальные тенденции____________________________ Критика: критичен к своему поведению, не критичен, не вполне критичен, считает, что болен, ищет помощь________________ Другие особенности психического состояния_______________ _____________________________________________ Имела ли место суицидальная попытка____________________ Время, место, способ, провоцирующая ситуация_____________ Попытка совершена: в одиночестве, на глазах у других, рядом с другими__________________________________________ Сообщение о суицидальном намерении было: прямым, устным, письменным, косвенным, фантазии________________________ Конфликт: находится ли сейчас в конфликтной ситуации, конфликт реальный, внутренний, внешний_______________________ _____________________________________________ Длительность предсуицидального периода_________________ Отношение к совершённой попытке: равнодушное, негативное, позитивное_______________________________________

Заключение педагогапсихолога Психологический диагноз____________________________ Основная дисгармония, дисфункция личности______________ Тип педагогической и психологической помощи_____________ Прогноз суицидального поведения______________________ Рекомендуемая практика ведения: периодический контакт, постоянный контакт, направление в реабилитационный центр, к специалистам и пр._____________________________________ Вид психолого-педагогической помощи: консультирование, рекомендации психотехники и пр.________________________ Основания заключения педагога-психолога (основные моменты, существенные для формулировки заключения)_______________

infourok.ru

Диагностика суицидального поведения у подростков.

Диагностика суицидального поведения у подростков.

В последнее время проблеме подросткового суицида в нашей стране уделяется все больше внимания. Это связано с заметным ростом числа самоубийств в нашей стране.

Попытки самоубийств в младшем школьном возрасте крайне редки. С 14-15 лет суицидальная активность начинает возрастать.

А.Г.Амбрумова считает, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей воспитания; неблагоприятного социального окружения; совокупности индивидуальных особенностей личности, таких как личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, отсутствие осознанного стремления к жизни.

Наличие неблагоприятного социального окружения – обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Анализ причин подросткового суицида с этой точки зрения позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов:

  1. Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативных отношений;

  2. Проблемы в школе связаны с личностью учителя (авторитарной, попустительской и сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношением к успеваемости, фактора жизненных перспектив;

  3. Взаимоотношения со сверстниками – общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).

Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методик, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь.

Преимущество предложенных методик состоит в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов, и при этом позволяют достаточно точно выявить индивидуальные особенности, располагающие к суицидальному поведению.

Методики рассчитаны на возраст 16 – 17 лет.

При выборе пакета методик авторы исходили из того, что такие психологические особенности, как личностная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, а также негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного стремления к жизни влияют на способ реагирования подростка в неблагоприятной ситуации.

Пакет диагностических методик включает в себя опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту, и метод «Незаконченные предложения».

Опросник Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Метод «Незаконченные предложения» является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки.

Тест включает 30 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 11 групп. Некоторые группы предложений имеют отношение к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование без обработки занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Процедура тестирования с помощью проективных тестов (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограммы и др.) позволяет распознать неосознаваемые, скрытые тенденции, однако, она требует много времени и длительного напряжения от экспериментатора.

Н.В.Агадзе и Л.М.Кульгавин предлагают применять цикл методик, состоящих из 4 последовательно проводимых тестов: опросник состояния реактивной тревожности Спилберга, цветовой тест Люшера, методики определения агрессивности и методики определения аутоагрессивности.

Опросник Г.Айзенка.

«Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит – цифру 1, если не подходит – 0».

Вопросы анкеты

Подходит

Не совсем

Не подходит

1. Часто я не уверен в своих силах

2

1

0

2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход

2

1

0

3. Я часто оставляю за собой последнее слово

2

1

0

4. Мне трудно менять свои привычки

2

1

0

5. Я часто из-за пустяков краснею

2

1

0

6. Неприятности меня сильно расстраивают и я падаю духом

2

1

0

7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.

2

1

0

8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое

2

1

0

9. Я часто просыпаюсь ночью

2

1

0

10. При крупных неприятностях я виню только себя.

2

1

0

11. Меня легко рассердить

2

1

0

12. Я очень осторожен по отношению к переменам в своей жизни

2

1

0

13. Я легко впадаю в уныние

2

1

0

14. несчастия и неудачи меня ничему не учат

2

1

0

15. Мне приходится часто делать замечания другим

2

1

0

16. В споре меня трудно переубедить

2

1

0

17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности

2

1

0

18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной

2

1

0

19. Я хочу быть авторитетом для окружающих

2

1

0

20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться

2

1

0

21. Меня пугают трудности, с которыми мне придется встретиться в жизни

2

1

0

22. Нередко я чувствую себя беззащитным

2

1

0

23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха

2

1

0

24. Я легко сближаюсь с людьми

2

1

0

25. Я часто копаюсь в своих недостатках

2

1

0

26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния

2

1

0

27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь

2

1

0

28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется

2

1

0

29. меня легко убедить

2

1

0

30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности

2

1

0

31. Я предпочитаю руководить, а не подчиняться

2

1

0

32. Нередко я проявляю упрямство

2

1

0

33. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски

2

1

0

34. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.

2

1

0

35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция

2

1

0

36. Я неохотно иду на риск

2

1

0

37. Я с трудом переношу время ожидания

2

1

0

38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки

2

1

0

39. Я мстителен

2

1

0

40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

2

1

0

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Ключ:

  1. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

  2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

  3. Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

  4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. Ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – «8 — 14». Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.

Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:

  • личностная тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, порогом возникновения реакции тревоги;

  • фрустрация — психическое состояние характеризующаяся низким, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;

  • агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;

  • ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совершения суицида.

«Незаконченные предложения».

Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».

  1. Думаю, что мой отец редко ____________________________

  2. Если все против меня, то ______________________________

  3. Будущее кажется мне _________________________________

  4. Знаю, что глупо, но боюсь _____________________________

  5. Идеалом женщины (мужчины) для меня является ____________________________________________________

  6. По сравнению с большинством других семей моя семья ____________________________________________________

  7. Моя мать и я _________________________________________

  8. Я сделал бы все, чтобы забыть __________________________

  9. Я мог бы быть очень счастливым, если бы ________________

  10. В школе мои учителя _________________________________

  11. Не люблю людей, которые ____________________________

  12. Моя семья обращается со мной как с ____________________

  13. Я хотел бы, чтобы мой отец ___________________________

  14. Моя наибольшая слабость заключается в том _____________

  15. Моим скрытным желанием в жизни _____________________

  16. Наступит тот день, когда ______________________________

  17. Хотелось бы мне перестать бояться _____________________

  18. Считаю, что большинство матерей _____________________

  19. Я часто чувствую себя виноватым, если _________________

  20. Больше всего я хотел бы в жизни _______________________

  21. Когда буду старым ___________________________________

  22. Моим самым живым воспоминанием детства является ____________________________________________________

  23. Когда я был ребенком, моя семья _______________________

  24. Я люблю свою мать, но _______________________________

  25. Самое худшее, что мне случилось совершить, это ____________________________________________________

26. Завтра я ____________________________________________

27. Когда я закончу школу ________________________________

28. Наступит день, когда _________________________________

29. Если бы я был учителем ______________________________

30. Я хочу жить, потому что ______________________________

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Например,

«Большинство известных мне семей …

  1. Несчастливы, недружные, распались — 2б.

  2. Нервные, не очень дружные — 1б.

  3. Все одинаковы — 0б.

КЛЮЧ

Группы предложений

№№ заданий

1.

Отношение к отцу

1, 13

2.

Отношение к матери

7, 18, 25

3.

Отношение к себе

2,14, 26

4.

Нереализованные возможности

9, 15, 20

5.

Отношение к будущему

3, 16, 21

6.

Отношение к школе, к учителям

10, 29

7.

Страхи и опасения

4, 17

8.

Отношение к своему прошлому

22

9.

Отношение к семье

6, 12, 23

10

Чувство вины

8, 19, 25

11

Планы, идеалы

5, 27, 28, 30

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений.

Информативными в плане диагностики суицидального поведения являются все утверждения, направленные на планирование собственной жизни, на отношение к будущему, т.е. это вопросы № 3, 16, 21, 26, 27, 28, 30. У детей, склонных у суицидальному поведению наблюдается негативное отношение к окружающему, они не имеют планов на будущее или не могут их сформулировать достаточно четко.

Таким образом, критериями определения суицидальной направленности будут являться: повышенная личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи, а также отсутствие осознанного стремления к жизни. Риск совершения суицида возрастает тем больше, чем ярче выражены перечисленные особенности.

Коррекционная работа с суицидентами и подростками, имеющими указанные выше особенности, должна быть рассчитана на снижение уровня личностной тревожности и фрустрации, на осознание подростком стремления к сохранению собственной жизни, новое восприятие окружающего и умения строить планы на будущее и реализовывать их.

Кроме этого существуют приемы, которые психологи используют после того, как работа с суицидентом проведена. Они необходимы для того, чтобы проверить эффективность проведения психотерапевтической работы. Например, В.Франкл предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком.

multiurok.ru