Диагностика тревожности у дошкольников: Электронная библиотека УрГПУ: Invalid Identifier

Диагностика уровня тревожности. Методика «Ступени»

  1. Главная
  2. Диагностика
  3. Диагностика уровня тревожности. Методика «Ступени»

Цель диагностики уровня тревожности:

— изучение динамики самооценки в период предшкольной подготовки.

Ход выполнения диагностики:

Ребенку нужно дать лист бумаги на котором нарисованы  7 ступенек, где средняя ступенька имеет форму площадки и объяснить задачу: «Три нижние ступеньки-для плохих детей(чем ниже, тем хуже), на площадке — не плохие и не хорошие, а на три верхние ступеньки – для хороших детей (чем выше, тем лучше)». Каждая ступенька имеет, тем самым, определенную содержательную характеристику. Задача ребенка состоит в том, что он, основываясь на своем мировосприятии и ощущениях должен поставить себя на какую-то ступень и объяснить свой выбор.

Инструкция для ребенка:

«Если всех детей расставить на этих ступеньках, то на трех верхних ступеньках оказываются хорошие дети: добрые, умные, сильные, послушные — чем выше, тем лучше.

Так на ступеньке 1 находятся просто хорошие дети, на ступеньке 2 — очень хорошие, на ступеньке 3 — лучшие.

class=»eliadunit»>

Ты знаешь, что есть очень хорошие дети, есть плохие, есть средние. Вот на этой лесенке (Показывается листок бумаги с нарисованной лесенкой) средние дети находятся посередине, вот на этой площадке (показать площадку). Эти дети не плохие, и не хорошие, а средние. А на трех нижних ступеньках находятся плохие дети — чем ниже, тем хуже. Снизу площадки находятся плохие дети, на 2 строчке снизу — очень плохие, на 3 снизу — худшие.

— Понял? Давай повторим (повторяется с ребенком расположение ступенек).

А теперь поставь себя на ту ступеньку, которую ты, по твоему мнению, занимаешь. Покажи, куда бы ты поставил себя, на какую ступеньку? (Чтобы легче было выполнить задание можно поместить на ту или иную ступень картинку с изображением мальчика или девочки).

— Почему ты поставил себя на эту ступеньку?

Оценка результатов диагностики:

для детей, которые идут в первый класс, характерно наличие высокой положительной самооценки. В норме ребенок должен ставить себя не ниже, чем на вторую строчку сверху, то есть нормой является самооценка в 6 баллов. 7 или 5 баллов не является отклонением от нормы, а свидетельствуют об очень хороших или просто хороших отношениях ребенка в семье и в дошкольном учреждении. 

Самооценка от 1 до 3 баллов, т.е. отнесение ребенком себя к «плохим» детям, является важным признаком неблагополучного социального развития и, в первую очередь, является показателем неблагоприятного опыта социальных взаимодействий. Скорее всего, отрицательная самооценка связана с неблагополучными семейными отношениями или отрицательным отношением родителей к самому ребенку или связана с неблагоприятным опытом общения ребенка в дошкольном учреждении. Необходимо выяснить конкретные причины негативной самооценки, потому что на этом основании можно прогнозировать успешность включения ребенка в коллектив класса и строить программу коррекции образа «Я» ребенка.

Мы в соцсетях

Популярные материалы

  • org/Article»> Главная
  • Открытое занятие психолога (сказкотерапия) в старшей группе: «Развитие базовых эмоций и воли»
  • Открытое занятие психолога с элементами сказкотерапии в подготовительной группе: «Сказочное путешествие»
  • Тренинг для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»
  • Коррекционно-развивающая программа для развития познавательных процессов дошкольников 4 года жизни «Подари добро»
  • Программа развития интеллекта детей 6-7 лет

Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста

           

2020 №4 — перейти к содержанию номера…

Постоянный адрес этой страницы — https://mir-nauki. com/47psmn420.html

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 327.2 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Барышникова Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020 №4. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN420.pdf


Барышникова Елена Викторовна
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Россия

Доцент
Кандидат педагогических наук
E-mail: [email protected]
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=706869

Аннотация. Актуальность исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста обусловлена необходимостью сохранения психического здоровья особенно в период подготовки к школьному обучению. Эмоциональное благополучие детей является определяющим фактором успеваемости в школе и влияет на успешность социальной адаптации. Цель исследования – изучить тревожность детей старшего дошкольного возраста и определить причины ее вызывающие. В статье обосновывается необходимость исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста. Автором отмечается, что в теории и практике психолого-педагогических исследований достаточно подробно раскрываются различные аспекты исследования тревожности дошкольников. Однако проблема исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста остается наименее исследованной. На основе анализа литературы автором установлено, что появление тревожности у старших дошкольников чаще всего отражает неудовлетворенность физиологической потребности или потребности в безопасности. Исследование проводилось в двух дошкольных группах в дошкольной образовательной организации. Общая выборка испытуемых составила 43 человека, из них 19 мальчиков и 24 девочки. Исследование предполагало три этапа: поисково-подготовительный (изучение состояния проблемы исследования в психолого-педагогической литературе, обоснование актуальности проблемы исследования, постановку целей и задач, определение методов исследования, подбор методик диагностики тревожности детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей), опытно-экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента, обработку полученных результатов и их анализ) и заключительный (обсуждение результатов исследования, формулировка выводов и подготовка рекомендаций педагогам).

Наблюдение и психодиагностика позволили получить эмпирические данные, свидетельствующие о преобладании оптимального уровня тревожности у старших дошкольников. Вместе с тем были определены эмоционально неблагополучные дети. Данный факт позволяет автору предположить возможные нарушения в поведенческой или эмоциональной сфере старших дошкольников. Особое внимание обращается автором на важность проведения педагогами и психологами психологической профилактики с целью сохранения предупреждения отклонений в психическом развитии старших дошкольников и сохранения психического здоровья. Результаты исследования позволяют сформулировать вывод о необходимости дальнейшего изучения тревожности детей старшего дошкольного возраста, в частности, причин ее появления. Сформулированные выводы конкретизируют представления об исследуемом феномене и могут быть полезны педагогам дошкольного образования и психологам в сфере образования.

Ключевые слова: тревожность; дошкольники; старшие дошкольники; диагностика тревожности; профилактика тревожности; психическое здоровье; психическое состояние; эмоции

Скачать

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Беспокойство у детей — Краткое руководство

Что такое тревога?

Тревога — это очень общий термин, используемый для описания чувства крайнего беспокойства или беспокойства. Чувство тревожности естественно после того, как что-то огорчает. Но когда ребенок чувствует тревогу, которая длится долгое время и мешает ему делать такие вещи, как ходить в школу или встречаться с друзьями, тогда это становится тревожным расстройством. У детей может быть диагностировано несколько различных тревожных расстройств. Конкретное расстройство зависит от того, с чем больше всего борется ребенок, но многие симптомы совпадают.

Каковы симптомы тревоги у детей?

Тревога имеет много симптомов и может сильно отличаться от ребенка к ребенку. Вот некоторые распространенные признаки того, что у ребенка может быть тревожное расстройство:

  • Проблемы со сном
  • Жалобы на боли в животе или другие физические проблемы
  • Избегание определенных ситуаций
  • Прилипчивость к родителям или опекунам суетливый
  • Истерики
  • Крайняя застенчивость

У детей могут быть диагностированы различные виды беспокойства в зависимости от того, что их больше всего беспокоит.

Какие виды тревожных расстройств могут возникнуть у детей?

Тревожное расстройство разлуки: Дети очень расстраиваются, когда им приходится быть вдали от родителей или опекунов. Это беспокойство выходит за рамки того, что обычно чувствуют другие дети их возраста.

К симптомам тревоги разлуки относятся:

  • Беспокойство о том, что родители или опекуны могут заболеть или умереть
  • Отказ выходить из дома или ходить в школу
  • Страх перед сном или одиночеством
  • Кошмары по поводу симптомов разлуки
  • головные боли или боли в животе) перед предстоящей разлукой

У детей с тревожным расстройством разлуки симптомы проявляются в течение как минимум четырех недель.


 

Социальное тревожное расстройство:  Дети с социальным тревожным расстройством чувствуют себя очень неловко рядом с другими людьми. Они так боятся смущения, что избегают социальных ситуаций и даже разговоров в классе.

Симптомы социального тревожного расстройства у детей включают:

  • Избегание большинства социальных ситуаций или ужасное чувство, когда им приходится в них участвовать
  • Физические симптомы, такие как дрожь, потливость или затрудненное дыхание в социальных ситуациях плач в социальных ситуациях 
  • Страх перед другими, увидевшими их тревогу и осудившими их за это  

Чтобы ребенку поставили диагноз социального тревожного расстройства, его тревога должна быть настолько сильной, чтобы мешать повседневной жизни.

Избирательный мутизм: Детям с избирательным мутизмом трудно говорить в некоторых ситуациях, например в школе. Эти дети не просто застенчивы. Их тревога настолько сильна, что они чувствуют себя замороженными и не могут говорить.

Чтобы поставить диагноз селективного мутизма, ребенок должен: 

  • Могут говорить в одних ситуациях, но не в других
  • Имеют проблему в течение по крайней мере месяца
  • В результате имеют проблемы со школой и общественной деятельностью

У детей не диагностируют селективный мутизм, если у них проблемы с речью вызвано коммуникативным расстройством или языковым барьером.

Генерализованное тревожное расстройство: Дети с генерализованным тревожным расстройством беспокоятся о многих повседневных вещах. Их беспокойство не вызвано чем-то конкретным, и оно достаточно плохо, чтобы мешать повседневной жизни.

Симптомы генерализованного тревожного расстройства у детей включают в себя:

  • Беспокойство
  • Чувство на краю
  • Ощущение усталости большую часть времени
  • Проблемы концентрируя
  • . дети должны испытывать симптомы большую часть дней в течение как минимум шести месяцев.

    Паническое расстройство: У детей с паническим расстройством случаются частые, неожиданные приступы паники. Приступы паники вызывают физические ощущения, которые могут заставить детей думать, что они умирают или у них сердечный приступ.   Диагноз панического расстройства у детей ставится, когда они переживают хотя бы одну паническую атаку и проявляют другие признаки, в том числе:

    • Постоянный страх новых приступов паники приступа 

    При диагностике панического расстройства у ребенка специалист также исключает медицинские причины и другие расстройства, такие как посттравматическое стрессовое расстройство.

    Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) : У детей с ОКР есть мысли и беспокойства, которые делают их очень тревожными. Они разрабатывают для себя правила, которым, по их мнению, они должны следовать, чтобы контролировать тревогу.

    • Навязчивые идеи — это нежелательные мысли, которые заставляют детей чувствовать себя расстроенными и тревожными.
    • Принуждения – это правила, которым, по мнению детей, они должны следовать, чтобы избавиться от беспокойства.

    Детям может быть поставлен диагноз ОКР, если у них есть навязчивые идеи, компульсии или и то, и другое.

    Специфическая фобия: Дети с определенными фобиями очень боятся одной или нескольких конкретных вещей. Этот страх связан с чем-то, что обычно не считается опасным. Фобии разрушают жизнь детей, когда они изо всех сил стараются избегать того, чего боятся.

    К распространенным фобиям у детей относятся:

    • Животные или насекомые
    • Части мира природы, такие как вода или высота
    • Кровь или уколы звучит

    Как лечить тревогу?

    Почти все виды тревоги лучше всего лечатся с помощью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). КПТ основана на идее о том, что то, как мы думаем и действуем, влияет на то, как мы себя чувствуем. Научившись изменять негативные мысли и нездоровые действия, дети могут изменить свои плохие чувства.

    Важная часть когнитивно-поведенческой терапии при лечении тревоги называется экспозицией и предотвращением реакции. При выявлении и предотвращении реакции терапевт помогает ребенку столкнуться с тем, чего он боится, понемногу. Справляясь со своим страхом в небольших количествах в безопасном месте, дети учатся справляться с возникающими сильными чувствами.

    Для некоторых детей прием лекарств от беспокойства в дополнение к терапии делает лечение более эффективным.

    Последний раз это руководство пересматривалось или обновлялось 23 февраля 2023 г.

    Типы, симптомы, на которые следует обращать внимание, и варианты лечения В этой статье

    • Что такое тревога?
    • Типы тревожных расстройств у детей
    • Признаки тревоги у детей
    • Лечение тревоги у детей

    Что такое тревога?

    У каждого ребенка бывают моменты, когда он беспокоится или боится. Однако иногда эти чувства становятся подавляющими. Это сильное чувство называется тревогой.

    Тревога — нормальная реакция на жизненные стрессы. Это способ тела сообщить вам об опасности или осторожности в определенных ситуациях. Однако иногда это чувство длится долго.

    Тревога влияет на всех по-разному. И дети, и взрослые испытывают тревогу в своей жизни. Когда ребенок испытывает тревогу, его беспокойство может быть настолько серьезным, что мешает ходить в школу, домой или играть.

    Понимание признаков тревожности у детей — важный шаг в том, чтобы помочь им справиться со своими эмоциями и реакциями на стресс.

    Типы тревожных расстройств у детей

    Существует более одного вида тревожности. Хотя большинство из них можно испытать в любом возрасте, они часто проявляются по-разному у маленьких детей. Некоторые распространенные тревожные расстройства у детей включают: 

    Генерализованное тревожное расстройство (ГТР)

    Дети с ГТР чрезмерно беспокоятся о самых разных вещах, таких как семейные проблемы, отношения со сверстниками, успеваемость в школе или спорт.

    Паническое расстройство

    Дети могут испытывать ужас или страх по мелочам или без всякой причины. Если ребенок страдает от двух или более приступов паники или беспокойства (эпизодов, когда он напуган или обеспокоен, когда реальной опасности нет) и проводит следующий месяц или более, беспокоясь о том, что у него может быть еще один приступ или потеря контроля, у него может быть паническое расстройство.

    Наличие панического расстройства означает, что у человека сильная физическая реакция на стресс, и он делает все возможное, чтобы избежать такой реакции. Эта реакция обычно включает видимое расстройство — например, слезы или гипервентиляцию (быстрое, глубокое дыхание) — и хроническое (длительное) беспокойство.

    Тревожное расстройство разлуки

    Дети в возрасте от 18 месяцев до трех лет очень часто испытывают некоторую тревогу, когда родитель покидает комнату или выходит из поля их зрения.

    У детей с тревожным расстройством разлуки это может произойти в более старшем возрасте. Им может потребоваться больше времени, чем большинству детей, чтобы успокоиться. Это расстройство, которым страдают 4% детей, включает в себя крайнюю тоску по дому и чувство страдания из-за того, что их нет рядом с любимыми.

    Специфические фобии

    Если у ребенка есть специфическая фобия, он испытывает сильный и иррациональный страх перед определенной вещью или ситуацией. К распространенным фобиям у детей относятся:

    • Животные
    • Штормы
    • Вода
    • Высота
    • Кровь
    • Темнота
    • Медицинские процедуры 

    Социальное тревожное расстройство Социальная тревога также называется социальной фобией. Он характеризуется сильным страхом перед социальными и исполнительскими ситуациями. Без лечения социальная тревожность может ухудшить успеваемость вашего ребенка в школе, а также его способность общаться и создавать или поддерживать отношения.

    Признаки тревоги у детей

    Поскольку некоторые дети с тревожностью могут быть тихими и стараться угодить, их симптомы могут остаться незамеченными. Родители и другие авторитетные лица должны быть внимательны к многочисленным признакам беспокойства, чтобы они могли вмешаться как можно раньше.

    Хотя многие признаки перекрываются, симптомы у детей зависят от того, какой тип беспокойства они проявляют.

    Симптомы тревоги разлуки

    • Постоянные опасения относительно безопасности родителей и опекунов
    • Отказ ходить в школу
    • Частые физические жалобы, такие как расстройство желудка
    • Крайнее беспокойство по поводу сна вдали от дома
    • Цепляние
    • Истерики или паника при разлуке с родителями
    • Проблемы со сном, такие как кошмары (или ночные страхи) ) 

    Симптомы определенных фобий

    • Крайний страх перед определенными вещами или ситуациями, который длится шесть месяцев или дольше.
    • При воздействии фобии, испытывая физические страдания, в том числе:
      • Увеличение частоты сердечных сокращений
      • Потеживание
      • Слово
      • . Ощущение удушья
      • расстроенный желудок

    Симптомы социальной тревоги

    • ОБСОЧКИ ИЛИ СТАВИТЕЛЬНЫЕ СЕРИОНИРА
    • СЕРИОС СЕРИОС СЕРИОС СЕРИОС СЕРИЕТА СЕРИОС СЕРИОС СЕРИОС СЕРИОС СЕРИОС СЕРИОС СЕРИОС. друзья вне семьи

    Скрининг на тревожность

    Целевая группа профилактической службы США рекомендует скрининг на тревожность у детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет и скрининг на большое депрессивное расстройство (БДР) у подростков в возрасте от 12 до 18 лет .

    Лечение тревожных расстройств у детей

    Чем раньше можно лечить тревожные расстройства у детей, тем лучше. Раннее лечение может предотвратить будущие трудности, такие как потеря друзей, неспособность достичь академического потенциала и низкая самооценка.

    Если какой-либо из вышеперечисленных симптомов достигает такой степени, что начинает мешать жизни вашего ребенка, вам следует подумать о том, чтобы пройти обследование у квалифицированного специалиста в области психического здоровья, например детского и подросткового психиатра.