Кто такие харизматы: Харизматы | это… Что такое Харизматы?

Содержание

Кто такие харизматические христиане | Religion today

Оценить

Загрузка…

Поделиться

Узнать, что человек перед тобой — прихожанин харизматической церкви не трудно, скорее всего он сам тебе об этом расскажет. А вот что это значит — не всегда понятно, потому что сами они любят отвечать на вопросы не точно, что-то вроде: “Нам можно делать все, кроме греха”.

Харизматическое христианство во 2-й половине ХХ века вышло из Пятидесятнической церкви. Нельзя сказать, что откололось, потому что явного момента раскола не было. Пятидесятническое же церкви отличаются от других протестантских церквей глоссолалией — нечленораздельными звуками, которые они иногда произносят во время молитвы и сами считают действием Святого Духа. Так вот, в добавок к глоссолалии, харизматические христиане большее внимание уделяют эмоциональности проповеди и использованию в них достижений массовой культуры: свет, музыка, приемы мотивационных спикеров в речи и позитивное отношение к богатству.

Самые большие церкви, которые существуют сегодня в мире — это Движение Веры, Посольство Божье, Слово жизни, Hillsong.

Главного харизмата, главной церкви или даже главного совета церквей не существует. Харизматическое христианство — это многообразие самых разных церквей, которые объединены общими убеждениями, но организационно могут отличаться друг от друга очень сильно. Харизматической церковью могут быть три женщины, которые собираются в деревенском доме одной их них, а могут быть тысяч человек в одной из mega church, которые даже не видят друг друга, потому что воскресная служба в их церкви происходит в три смены на стадионе.

Сложно подсчитать точную численность харизматических христиан, потому что не все церкви зарегистрированы и не все имеют четкий статус. По разным оценкам, количество харизматических христиан оценивается от 300 до 500 миллионов. Их количество растет благодаря миссионерской работе и большим семьям.

Что касается убеждений, харизматические христиане придерживаются Апостолького Символа веры и считают, что в своей жизни Библии настолько строго, насколько это возможно и так, как они сами, а точнее, их проповедники, это понимают. Именно поэтому они обычно креационисты в самом суровом понимании креационизма и отстаивают это видение мира всеми силами.

Вместо институализированной власти у харизматических христиан существует некое поле взаимодействия. Они читают книги одних и тех же популярных авторов, наиболее активные проповедники часто посещают другие страны, для верующих организуются конференции, лагеря и совместные миссионерские поездки, конечно же, существует огромный сектор Ютуба, где можно посмотреть проповедь на любую тему.

Благодаря активной миссионерской деятельности, харизматические христиане есть почти во всех странах мира, они считают, что Господь велит им менять окружающий их мир, а значит они делают это с большим энтузиазмом и так или иначе влияют на свои города и страны, в том числе и те, в которых живем мы. О том, как происходит это влияние будет подробно рассказано в следующих материалах.

Метки:

  • неопятидесятники
  • харизматические христиане

Автор статьи:

Оценить

Загрузка. ..

Поделиться

харизматы кто они, харизматическая церковь, секта харизматов, неопятидесятники, протестанты, в православии 🙏 Православный клуб

Содержание

  • 1 Харизматы — это направление пядидесятничества, протестантизм
  • 2 Харизматы — это не секта, а течение в христианстве
  • 3 Харизматические церкви появились в лоне других традиций из-за жажды Крещения Святым Духом
  • 4 Харизматы вышли из пятидесятников, но дополнили христианство идеями нью-эйдж
  • 5 Большинство практик харизматических церквей — типичные работы по изменению сознания
  • 6 Учение о процветании
  • 7 Многие люди после церквей харизматов нуждаются в помощи
  • 8 В России харизматические церкви тесно связаны с пятидесятниками из-за нюансов регистрации
  • 9 Харизматы делают упор на чудеса, православие — на веру

Кто такие харизматы, большинство православных не знают. Кажется, протестанты. Или католики? Одни скажут, что харизматизм — это традиционное христианство с новыми формами служения, а другие — что есть жуткая секта харизматов, где людей зомбируют, грабят и доводят до суицида. Настолько разные представления о людях, живущих рядом с нами, приводят к заблуждениям, предвзятости и агрессивному настрою друг к другу. Разве могут христиане конфликтовать между собой? Полезно получше узнать суть этого учения и положить конец стереотипам.

Харизматы — это направление пядидесятничества, протестантизм

Если попытаться выстроить некоторую преемственность религиозных идей, то будет выглядеть всё следующим образом:

Этап 1. Иудаизм. Эта религия возникла в среде месопотамских и ханаанских течений, есть в ней следы египетских верований и зороастризма. Но много своего — причём так много, что нельзя даже сказать, что иудаизм стал прямым наследником чего-то. От этой религии и начинается путь харизматов.

Этап 2. Христианство. Появившись как иудейская секта, христианство за несколько веков трансформировалось в самую влиятельную мировую религию, которая во многом радикально противоречит иудаизму.

Харизматы участвуют в духовной практике. Распахнутые ладони — это заимствование из практик нью-эйдж, нехарактерное для христианства. Фото: bigenc.ru

Этап 3. Протестантизм. Это путь христиан, которые решили порвать с традицией предыдущих веков христианство. Религия, где не учитывается опыт предшественников-богословов и предания. С одной стороны это очищенная от всего лишнего религиозная система, а с другой — благодатная почва для самозваных «гуру», которым нет нужды получать духовное образование и доказывать свою квалификацию.

Этап 4. Пятидесятничество. Направление в протестантизме, в котором основной упор сделан на духовные переживания, ощущения человека во время духовных практик.

Этап 5. Харизматизм. Своего рода неопятидесятники, развитие пятидесятничества в сторону особого рода практик. Но про то, чем занимаются харизматы, кто они, когда появились, поговорим чуть позже.

А сейчас оговоримся — не обязательно харизматы причисляют себя к протестантам. Харизмат может быть таковым, оставаясь в лоне католицизма и православия.

Харизматы — это не секта, а течение в христианстве

Очень часто люди со стороны называют харизматов сектой. Это некорректно. Только некомпетентный человек, демонстрирующий своё невежество, может допустить подобное заявление. Обратимся к научному мнению. Александр Буганов в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» сообщает:

«Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению».

Александр Буганов

писатель

Далее автор рассказывает, что секта понемногу дистанцируется от «материнской религии» в силу развития некоторой еретической идеи:

 «В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом. Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией. Поэтому употребление термина «секта» по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития».

Александр Буганов

писатель

Итак, секта — это замкнутая организация и она противостоит господствующей религии. Также она должна быть признана сектой на уровне государства. Ни одна другая конфессия не вправе называть ту или иную религию сектой.

Икона Сошествие Святого Духа на апостолов изображает событие, когда апостолы получили возможность говорить на разных языках. Именно этот эпизод дал толчок для появления пятидесятников и харизматов. Фото: hramermogen.ru

Харизматическая церковь не противопоставляет себя христианству, а лишь предлагает свой взгляд на аспекты богослужения и догматики. Это нормальное явление внутри традиции, в котором нет ничего предосудительного.

Харизматы признаны всем миром и официально зарегистрированы государством. Иронично, что так называемые сектоведы, которые публикуют предвзято-агрессивные выпады в сторону харизматов, сами официально не существуют.

Христианская церковь не подразумевает в своей структуре сектоведов, а классификатор профессий не упоминает таких «специалистов». Поэтому подобные нападки на харизматов, пятидесятников баптистов и т.д. лишь отражают субъективное мнение критиков и не имеют ничего общего с христианством.

Харизматические церкви появились в лоне других традиций из-за жажды Крещения Святым Духом

Корни движения харизматов уходят в книгу Деяний святых апостолов. Там есть эпизод, который состоялся на примерно пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. Оговорка «примерно» нужна из-за того, что текст даёт возможность по-разному вычислить дату.

Апостолы в этот день собрались в доме в обществе многих свидетелей. Далее произошло странное:

«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»

(Деян. 2:2-4)

Ученики Христа с того момента обрели много возможностей, в том числе:

  • исцелять недуги;
  • изгонять бесов;
  • говорить на разных языках.
Харизматы очень любят добавлять в религиозные программы музыкальные номера, это создаёт приподнятое настроение у аудитории. Фото: i.ytimg.com

Некоторые наблюдатели отнеслись к поведению апостолов с насмешкой и заявили, что те напились сладкого вина.

Тут нужно уточнить, что Вино именно сладкое из-за особенностей перевода. В древнем Израиле существовало свыше десяти терминов для названия разных состояний вина и виноградного сока. На других языках такого изобилия нет, а потому иногда переводчикам довольно сложно объяснить, что за напиток подразумевался.

Пятидесятники выделили этот эпизод, посчитав, что:

  • Крещение Святым Духом — это кульминация пути христианина;
  • Поэтому самое важное для человека — стремиться к этому состоянию;
  • Важный его признак — способность говорения на иных языках.

При достижении состояния крещения Святым Духом пятидесятники чувствуют эйфорию, видят галлюцинации и испытывают другие необычные переживания.

Эту идею взяли на вооружение харизматические церкви.

Харизматы вышли из пятидесятников, но дополнили христианство идеями нью-эйдж

Само слово «харизматы» очень напоминает «харизму». Это не случайно: и то и другое восходит к понятию «дар», то есть в случае харизматов подразумевается, что они получают дары Святого Духа.

В 1960 году священник Денис Беннет положил начало движению харизматов, когда на проповеди рассказал о своём опыте говорения на иных языках. Это дало сильнейший толчок тому, что многие верующие принялись достичь того же.

1960 — год, давший начало движению харизматов

Изначально харизматы не позиционировали себя как отдельное течение христианства. Напротив, они держались внутри своих деноминаций, но главной своей целью духовной жизни сделали получение даров Святого Духа. Постепенно образовались общины людей, чьи интересы совпадали. В 1962 году в Англии возникла первая влиятельная община харизматов «Источник веры».

Харизматы отличаются от пятидесятников тем, что взяли на вооружение множество практик нью-эйдж. Это упражнения, восходящие к шаманизму и восточным духовным практикам. Среди них:

  1. «Святой смех» — это беспричинный коллективный хохот. Он очень заразителен, если продолжать слишком долго.
  2. «Опьянение в духе» — восходит к истории про апостолов. Нужно вести себя, словно пьяный. Подразумевается, что человек не притворяется, а это Святой Дух так себя через него проявляет.
  3. «Танцы в духе» — танцы и песни вообще составляют важную для харизматов часть практики. Они настраивают людей на позитивную волну.
  4. «Духовные роды» — присутствующие начинают кричать и корчиться, имитируя процесс родов.

Вот как комментирует основатель и пастор харизматической церкви «Слово жизни»:

«Когда Святой Дух прорывается через человека, он испытывает нечто подобное физической боли, подобно ощущениям женщины в муках рождения.

Когда Господь приводит нас в такое состояние, мы думаем, что сошли с ума. Мы катаемся по полу, мы вопим в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут. Это невероятно мощная молитва, и диавол ненавидит её. Он кричит на нас, что мы сумасшедшие и фанатики»

Для консервативных пятидесятников подобные вещи неприемлемы. Да и вообще, признаться, со стороны действия харизматов очень похожи на собрание людей с большими психическими проблемами. Но изнутри, конечно же, всё это воспринимается иначе — этакая религия с юмором, который в придачу обещает легкодоступное духовное пробуждение.

Харизматы ищут духовных достижений без усилий.

Это общая черта большинства течений нью-эйдж: делать пару нехитрых упражнений два раза в день в ожидании ошеломительного результата. Только практикам невдомёк, что оригинальные духовные учения всегда предполагали сложный путь подвижничества и работы над собой, а всякие простые дорожки — это не больше чем липа.

Собственно, и пятидесятники убеждены, что духовная трансформация человека не даётся за так, а происходит благодаря большим внутренним усилиям. Харизматы же относятся ко всему легко и формально, во главе всего ставя практику.

Фундамент же остаётся стандартным протестантским. Тут есть идея спасения без участия церкви и убеждение, что авторитет есть только у Священного Писания.

Большинство практик харизматических церквей — типичные работы по изменению сознания

Если посмотреть запись с динамических медитаций Ошо и типичную массовую практику харизматов, то станет ясно, что речь идёт абсолютно об одних и тех же действиях с сознанием. Не важно, преподнесено оно под обложкой христианского или восточного вероучения. Как выглядит динамическя медитация, можно посмотреть на видео:

Ссылка на видео:

Более того — всё те же техники работы с сознанием используются на обычных семинарах по саморазвитию, где нет религиозной подоплёки. Оказывается, Святой Дух не причём. Достаточно внести некую сумму, и пара инструкторов введёт во все нужные состояния: неконтролируемого смеха, танцев и покажет ещё немало других духовных упражнений.

По сути, это не так уж и страшно, если помогает человеку расслабиться, почувствовать себя сопричастным к чему-то возвышенному. Пусть даже за это потребуются какие-то взносы в пользу церкви или плата за посещение семинаров, жуткого в этом ничего нет.

Но плохо, когда человек подменяет подобными практиками настоящие духовные поиски и работу над собой. Этот суррогат мешает человеку стремиться стать лучше. Когда тебе кажется, что до реального Божественного сознания осталась пара танцев — это путь в никуда. Поэтому нужно понимать:

  1. Духовный путь предполагает работу над собой.
  2. Упражнения её не заменят.

В противном случае религиозная жизнь человека сводится к массовым безумствам на публике. Это явно не путь Иисуса Христа, а Библия, в которой важен один только дар, — истолкование неверное, однобокое и вредное.

Учение о процветании

Для харизматов очень важно учение о процветании. Это типичная нью-эйдж концепция: если Дух Святой в человеке проявился, то всё теперь пойдёт как по маслу. Не будет проблем с деньгами, со здоровьем, с личной жизнью и т.д.

Бог открывается к такому человеку, постоянно его «балует». А если ты беден и со здоровьем проблемы, то виновато не правительство, не медицина, а лишь то, что ты недостаточно практиковал. Практикуй, танцуй, пой — и твоё мировоззрение займёт правильную точку, а жизнь наладится.

Пути у верующего два:

  1. Самовнушение. Поверить в то, что всё хорошо, даже если всё плохо.
  2. Депрессия. Верующий рано или поздно разочаровывается в своих силах из-за того, что не испытывает счастье. Это грозит серьёзными проблемами.
Церковь харизматов в Белоозерске. Фото: photocdn.photogoroda.com

Многие люди после церквей харизматов нуждаются в помощи

Недобросовестные пастыри церкви харизматов часто злоупотребляют своим положением:

  1. Требуют взносов.
  2. Запрещают обращаться к врачам, поскольку, по мнению харизматов, сами всё могут вылечить.
  3. Подавляют в человеке волю.

Разумеется, это вопрос конкретных личностей, а не всего движения в целом. В православии тоже хватает недобросовестных священников. Но всё же статистически именно из харизматических церквей преимущественно люди попадают в реабилитационный центр, а то и кончают с собой.

Из-за этих аспектов представители харизматического движения находятся под постоянной угрозой.

В России харизматические церкви тесно связаны с пятидесятниками из-за нюансов регистрации

Харизматические церкви сами по себе не имеют единства. Они могут отличаться догматами и практиками, так что к ряду организаций многое из сказанного выше может не относиться. Слишком общины харизматов независимы друг от друга.

Религоведы затрудняются классифицировать харизматические церкви.

Усложняет ситуацию в нашей стране и ещё и то, что в годы развала СССР ряд общин харизматов для ускорения процедуры регистрации назвали себя движениями пятидесятников. Путаница продолжается по сей день.

Чтобы их не путали с пятидесятниками, харизматы часто называют себя христианами евангельской веры.

Харизматы делают упор на чудеса, православие — на веру

Теперь немного об отношениях харизматов и православия. Православие само по себе никак не относится к харизматам. В рамках традиции нет наставлений об отношениях с другими христианами. Это уже будет не христианство, а опыт церковной практики.

Что касается православного духовенства, то оно обычно негативно отзывается о харизматах. Впрочем, точек соприкосновения немного. Харизматы делают акцент на мистическом опыте. Для харизмата важно, чтобы была не только слепая вера, но и подтверждение свыше. «Если Бог есть, — рассуждает харизмат, — то почему бы Ему не доказать это? Пусть пошлёт знамение. Ему же это ничего не стоит!». Поэтому харизматы охотятся за чудом.

Чудеса эти подчас сомнительные. То же самое говорение на разных языках встречается и у одержимых дьяволом. А большинство их переживаний — рядовые психические явления.

Способность говорить на разных языках встречается и у одержимых тоже.

Православные же убеждены, что есть духовная прелестью — всякие чудеса и состояния, которые отвлекают верующего от главного. От них предлагается отречься и предаться подчас действительно слепой вере, не требуя никаких доказательств.

Священник Александр (Шрамко) трезво размышляет об отношениях харизматов и православных.

«Харизматические движения есть и в рамках традиционных конфессий. Есть они уже и в Русской Православной Церкви. Но здесь тоже не следует сразу же ставить вопрос о «борьбе за чистоту веры», которая обыкновенно сводится к запретам и прещениям. Было бы правильно создать такую атмосферу терпимости, чтобы сторонники определенного движения имели возможность не только объясниться, но и быть услышанными. А потом уже Церковь может выработать совместное мнение, сколь опыт этот чужд или приемлем в рамках православной традиции. Мнение, но не «оргвыводы».

К сожалению, в страхе перед последними харизматы в православной церкви стараются замалчивать свои истинные взгляды или внешне подгонять их под общепринятые концепции, скрывая внутреннюю подоплеку. Другой способ с их стороны – продвигать свои проекты кулуарно, заинтересовывая некоторых влиятельных иерархов и церковных чиновников, готовых зачастую принять все что угодно, только бы главная суть и щекотливые детали остались в рамках узкого круга и не стали достоянием широкой церковной общественности. Все это, разумеется, приводит к фальши и фактическому предательству Церкви, которую просто напросто обводят вокруг пальца. Те же вопросы, честно представленные на общий и благожелательный суд, могли бы стать свидетельством соборности и жизнеспособности Церкви».

Александр (Шрамко)

Священик

Харизматическое движение | Encyclopedia.com

буря

просмотров обновлено 23 мая 2018

Харизматическое движение — это христианское движение, ориентированное на отдельных людей и сообщества, которые через Святого Духа испытывают присутствие, силу и любовь Бога. Движение прославляет присутствие и силу Святого Духа в верующих и среди них, а его признание духовных даров привлекает участников многих христианских общин. Харизматическое движение находит выражение в организациях, спонсируемых конфессиями, в белых и афроамериканских группах, а также в независимых общинах и добровольных ассоциациях.

Харизматическое движение, имеющее сходство с пятидесятничеством, возникло в середине века среди людей, чья принадлежность и образование резко отличались от образования большинства пятидесятников. Ранние пятидесятники часто говорили о протестантском единстве, настаивая на том, что их учение представляет собой не что иное, как новозаветный опыт двадцатого века. Как носители «старой религии», они надеялись создать единство на основе восстановления. Вместо этого основные деноминации отвергли пятидесятничество, бросив вызов как богословию, так и практике. Ранние пятидесятники считали католиков и православных христиан объектами евангелизации. Они настаивали на том, что говорение на языках и другие духовные дары принадлежат только тем, кто сначала был «рожден свыше». Несмотря на свою риторику единства, пятидесятники мало контактировали с непятидесятническими церквями. (Последние они назвали «мертвыми деноминационными церквями».) Шестьдесят лет спустя те, кто когда-то отвергал говорящих на языках, обнаружили, что их деноминации борются с формами благочестия, напоминающими пятидесятнические практики.

Харизматическое движение имело разрозненные источники. Оглядываясь назад, становится очевидным, что основу заложили конкретные события 1950-х гг. В 1951 году в Лос-Анджелесе было организовано Международное братство бизнесменов Полного Евангелия (FGBMFI) как ассоциация бизнесменов-пятидесятников. Отделения открывались по всей стране, а в 1953 году начал выходить ежемесячный журнал «Голос деловых людей Полного Евангелия», . Отделения FGBMFI проводили встречи для профессионалов бизнеса, на которых публиковались свидетельства членов, крещенных Святым Духом. В те же годы Давид дю Плесси, иммигрант из Южной Африки, имевший полномочия служителя Ассамблей Божьих, заручился дружбой лидеров недавно сформированного Национального совета церквей Христа и Всемирного совета церквей. Он обнаружил широко распространенное любопытство к пятидесятникам и посещал экуменические собрания в качестве наблюдателя, познакомившись со многими, кто в следующем десятилетии будет участвовать в харизматическом движении. В Южной Калифорнии в 1959, говорение на языках произошло среди горстки епископалов. Самым влиятельным человеком, оказавшимся в этом кругу, был Деннис Беннетт, успешный настоятель епископальной церкви Св. Марка в Ван-Найсе. Службы в церкви Святого Марка оставались традиционными, но на харизматических молитвенных собраниях росло религиозное воодушевление. На фоне слухов и разногласий Беннетт ушел в отставку весной 1960 года и принял призыв в епископальную церковь Святого Луки в Сиэтле, небольшую миссионерскую церковь. Десять лет спустя церковь процветала, и Беннетт стал символом большого харизматического присутствия в своей деноминации. Он заметил, что харизматический опыт, как правило, укрепляет приверженность участников своей церкви и ее усилиям. В то время как многие ранние пятидесятники были «пришедшими извне», наставники, говорящие на языках середины века, поощрялись такими наставниками, как Давид дю Плесси извне и другими членами их деноминаций, оставаться в своих церквях.

Time и Newsweek Истории о Беннетте помогли найти других представителей непятидесятнических деноминаций, которые поделились его опытом. В течение трех лет ежеквартальный журнал Trinity (орган первого харизматического сообщества обновления, Общества Святой Троицы) сообщил, что около 200 епископалов в большом Лос-Анджелесе говорили на языках; в нескольких близлежащих общинах Американской лютеранской церкви, а также в пресвитерианской церкви Бель-Эйр и Первой пресвитерианской церкви Голливуда были иноязычные члены. Через 1960-х годов харизматическое движение выросло в большинстве основных протестантских конфессий. Участники верили, что они заново открыли для себя Святой Дух, и их проявления этого повторного открытия вынудили некоторые деноминации сделать заявления о вере и практике в отношении Святого Духа. Деноминации учредили агентства службы обновления, и многие харизматы остались в своих деноминациях. В 1965 году появилась важная книга, придавшая движению известность и стимул: «9 книг Джона и Элизабет Шерилл». 0014 Они говорят на иных языках.

В 1967 году в католицизме вспыхнуло Харизматическое движение (или «Обновление», как его предпочитали называть участники). В результате интереса нескольких католических мирян-преподавателей Университета Дюкен в Питтсбурге это обновление было связано с пятидесятничеством через книгу Дэвида Вилкерсона, пятидесятнического пастора, который основал служение для наркоманов и членов банд в Бруклине. Книга Уилкерсона, Крест и выкидной нож, рассказал о своих приключениях, но также объяснил пятидесятнический опыт крещения Духом, который, по мнению Вилкерсона, лежал в основе его работы. Группа также читала книгу Шериллов, и в январе 1967 года несколько участников заговорили на языках. Новость быстро распространилась по университету Нотр-Дам. Летом 1967 года во время регулярной летней школы в Нотр-Даме внимание было уделено обновлению, и участники сообщили об этом в своих кампусах. В течение нескольких месяцев харизматические молитвенные группы были разбросаны по кампусам католических университетов, а также внутри католических групп в светских школах. Активное сообщество Мичиганского университета издавало ежемесячный журнал, известный как Новый Завет, и вскоре в Саут-Бенде, штат Индиана, появилось издательство Servant Publications. В течение следующего десятилетия Нотр-Дам каждое лето принимал все более масштабные конференции по обновлению. Если в 1968 году в конференциях участвовало менее 150 человек, то к 1977 году в них приняли участие около 45 000 человек. К тому времени почти половина участников были из других общин.

Харизматы (иногда называемые неопятидесятниками) разделяли убеждение, что пятидесятнический опыт принадлежит всем им и что институциональное единство не является необходимым условием для проявления духовных даров. К 19В 70-е годы пятидесятнические деноминации были вынуждены оценить обновление. Интернациональное по своим масштабам, оно существенно отличалось от пятидесятничества. Для пятидесятников, возможно, двумя самыми важными были теологические и культурные. В то время как некоторые харизматы подчеркивали говорение на языках как свидетельство крещения Святым Духом, другие этого не делали. Харизматы ожидали, что будут говорить на языках, но превозносили и другие духовные дары и, казалось, меньше интересовались доказательствами, чем опытом. Они также часто пренебрегали остальной частью пятидесятнического богословского пакета. Они оставались в церквях пятидесятников, которых считали холодно формальными и теологически неортодоксальными. Тем не менее, они охотнее проявляли духовные дары, чем пятидесятники во втором и третьем поколении. Их богословие было лишь частью проблемы. Пятидесятники с тревогой наблюдали, когда харизматы курили, пили, танцевали, ходили в театры и занимались другими «мирскими» занятиями. Пятидесятнические деноминации отнеслись с осторожностью, хотя некоторые из их членов и видных пасторов с готовностью восприняли обновление.

Харизматическое движение породило бесчисленное множество новых служений, ассоциаций и учений. Некоторые были недолговечны. Другие терпели. Те, кто беспокоился, когда агентства по обновлению деноминаций не оправдывали их ожиданий, иногда покидали исторические деноминации. Они часто находили пятидесятников, чье нетерпение по поводу консерватизма их деноминаций побудило их основать независимые общины и миссионерские агентства. Рост независимых харизматических усилий — явление, которое только начинает изучаться. Ежемесячный журнал Charisma ведет хронику событий и учений, поддерживающих это движение.

В 1990-х акцент сместился с крещения (или наполнения) Святым Духом на другие упражнения, которые, как считается, проявляют присутствие Святого Духа. Современные собрания, вызванные весьма заметными возрождениями в Торонто и Пенсаколе, могут включать в себя «убиение в Духе», танцы, хриплый смех, пророчества и, как в 1999 году, таинственные явления золотого песка. Харизматические христиане приняли терапевтическую культуру Америки. Их язык и практика духовной войны имеют влияние далеко за пределами их непосредственных кругов. Их простые хоры прославления вызвали фундаментальные изменения в христианской церковной музыке.

На пятидесятников сильно повлияло Харизматическое движение. Различия между избирательными округами значительно размылись. Новые группы, такие как Vineyard Christian Fellowship и Calvary Chapel, а также сети независимых конгрегаций, фокусируют часть энергии этой группы. Телевизионные евангелисты и учителя помогают поддерживать его, как и процветающие неаккредитованные библейские институты, разбросанные по всей стране. Границы кажутся менее важными, чем когда-либо, поскольку избиратели используют учебные программы и музыку друг друга, покупают учебные записи или посещают съезды с участием самых популярных ораторов года. Харизматы спонсируют молитвенные прогулки и Марши Иисуса, но они легко сливаются с евангелистами на митингах Хранителей Обещаний. Харизматическое движение оставило свой след в формах и идеях американского христианства.

См. также Крещение Святым Духом; Рожденные свыше христиане; Возрождение Браунсвилля; Часовня на Голгофе; Католическое харизматическое обновление; глоссолалия; пятидесятническое и харизматическое христианство; Хранители обещаний; телеевангелизм; Благословение Торонто; Христианское братство Виноградник.

Блюмхофер, Эдит, Рассел Спиттлер и Грант Вакер, ред. Пятидесятники Течения Американцы Протестантизм. 1999.

Квебедо, Ричард. Новый Харизматика II. 1983.

Шерилл, Джон и Элизабет Шерилл. Они Говорят На На Других Языках. 1965.

Эдит Л. Блюмхофер

Откуда взялись все эти пятидесятники и харизматы?

Откуда в мире взялись все эти пятидесятники и харизматы? Во взрывном росте и географическом расширении пятидесятнических и харизматических групп мы являемся свидетелями одного из самых, если не самых потрясающих эпизодов христианской экспансии. В недалеком будущем пятидесятники, вероятно, составят большинство христиан во всем мире.

Тем не менее пятидесятники и харизматы остаются загадкой даже для других протестантов, несмотря на то, что истоки современного пятидесятнического движения хорошо известны. Совокупность событий на рубеже 20-го века сформировала отличительный характер пятидесятничества и превратила его в мощную силу христианского движения.

Реклама на TGC

Начало: Топика

В октябре 1900 года 29-летняя Агнес Озмен поступила в только что основанный Библейский колледж Вефиля в Топике, штат Канзас. Бывший методист, а ныне пастор Святости Чарльз Фокс Парэм велел студентам читать книгу Деяний с повышенной внимательностью к каждому упоминанию о Духе. Консенсус возник по двум пунктам: (1) внешние проявления всегда сопровождают действие Духа и (2) говорение на языках есть внешний знак, доказательство крещения Святым Духом.

В канун Нового года объявлено ночное дежурство. Где-то в предрассветные часы 1 января 1901 года Парэм возложил руки на мисс Озмен по ее просьбе, молясь, чтобы она приняла крещение Святым Духом. Свидетели сообщают, что мисс Озмен следующие три дня говорила и писала только по-китайски. Параллельно с событием, описанным в Деяниях 2 на празднике Пятидесятницы, чудесный «язык», о котором, как сообщается, говорили в Топике, был известным, дошедшим до нас человеческим языком, чуждым говорящему. Лишь изредка среди последующего распространения движения появлялись сообщения о таких формально «пятидесятнических» языках. Как известно, летом 1960 г. раввин Джейкоб Рабинович обнаружил, что ирландец Джон Грувер говорит (без ведома Грувера) на иврите во время богослужения Ассамблеи Божьей в Пасадене. Но подавляющее большинство пятидесятнических языков, по иронии судьбы, были не пятидесятническими, а коринфскими — неизвестными языками, небесными языками.

С богословской точки зрения, события в Топике по-прежнему считаются местом зарождения пятидесятничества. Консенсус в отношении языков и Духа, возникший в результате изучения Библии, подсказанного Пархемом, в сочетании с молитвами в ночное бдение и языками Озмена, олицетворяет раннюю пятидесятническую идентичность. Интерпретация этих событий породила новое учение, которое превратило верующих в святость в первых осознанных пятидесятников-последователей Иисуса Христа. Вот во что они верят: говорение на языках является нормативным внешним признаком крещения Святым Духом, что является духовным неотъемлемым правом каждого христианина.

Колыбель Святости

Такое прочтение и применение книги Деяний готовилось давно. Полтора века назад Джон Уэсли учил, что вторая работа благодати после обращения возможна, желательна и достижима для обращенных к Иисусу Христу. Методистское движение, вдохновленное Уэсли, породило Кесвикскую конвенцию и конференции, а также движения Уэслианской святости и высшей жизни, из которых возник пятидесятничество.

Эти церкви святости подчеркивали важность вторых и даже третьих дел благодати, производимых Святым Духом. Одна группа, например, определяла возрождение, освящение и крещение Духом как три составляющих излияния Духа, присущих нормальной христианской жизни. Христиане святости спорили между собой о количестве, природе, значении и надлежащей последовательности таких переживаний.

Отличительный и довольно технический язык развился среди этих христиан святости. Такие термины, как «второе благословение», «полное освящение», «наполнение Святым Духом», «крещение Святым Духом» или «крещение Святым Духом» стали маркерами идентичности среди растущего движения, дающего рождение бесчисленных независимых церквей, а также полноценных деноминаций, таких как Церковь Святости Пилигримов и Церковь Назарянина.

Все эти группы святости настаивали на том, что чудесные дары, описанные в Новом Завете, продолжаются после апостольской эпохи и в современной церкви. Хотя некоторых верующих в святость раздражает эта реальность, ранние пятидесятники, по сути, были христианами святости с одной дополнительной чертой: они настаивали на том, что говорение на языках является нормативным внешним признаком нормативного крещения Святым Духом и в нем.

Азуза-стрит

Второе ключевое событие произошло, когда афроамериканский святой пастор Уильям Дж. Сеймур отправился на Азуза-стрит в Лос-Анджелесе, чтобы проповедовать. Сеймур, бывший ученик Пархема и сын раба, стал свидетелем начала пробуждения, которое не утихало в течение трех лет. Это многонациональное, многоклассовое извержение чудесных даров ( charismata) выкачало пятидесятнических евангелистов, миссионеров и служителей.

Духовная родословная почти всех первых лидеров пятидесятников, которые вскоре рассеялись по Северной Америке и бесследно исчезли, восходит к этому исключительному времени в Большом Лос-Анджелесе. Определяющая богословская особенность пятидесятничества была переработана в Топике. Стартовая площадка того, что станет глобальным продвижением пятидесятников, находилась на улице Азуза.

Организация и богословие

Теперь мы рассмотрим третье решающее событие. С самого начала многие пятидесятнические церкви начинали как независимые организации и предпочитали оставаться таковыми. Но возникли и сотни пятидесятнических деноминаций, в том числе и эта: «Отцы и матери-основатели Ассамблей Божьих встретились в Хот-Спрингс, штат Арканзас, 2-12 апреля 1914, содействовать единству и доктринальной стабильности, установить правовой статус, координировать миссионерское предприятие и основать школу подготовки служителей». Значение этого события трудно преувеличить. Из примерно 280 миллионов пятидесятников по всему миру более 67 миллионов принадлежат к Ассамблеям Божьим.

Два слова отражают суть богословских убеждений, лежащих в основе как пятидесятничества, так и движения святости, из которого оно возникло, — преемственность и восстановление. Против «цессационистов», утверждающих, что чудесные дары, описанные в Новом Завете (языки, исцеления, пророчества), прекратились с окончанием апостольского века, пятидесятники выступают за их продолжение. Отношения между тогда и сейчас являются отношениями не разъединения, а преемственности. Таким образом, там, где чудесные дары отсутствуют, христиане должны стремиться восстановить их.

А разве пятидесятники заботятся о чем-то еще? Да, и, как и многие другие протестанты, они готовы бороться и отделяться друг от друга по любому поводу. Это наблюдение канадского пятидесятнического пастора Х. Х. Барбера, сделанное в 1947 году, позволяет увидеть богословское и экклезиологическое разнообразие пятидесятничества:

В городе Виннипеге есть люди, называющие себя пятидесятниками, которые являются гиперкальвинистами [т.е. они придерживаются строгой доктрины предопределения], некоторые являются сильными арминианами [т.е. они считают, что у человека есть свобода воли]; некоторые рассматривают учение о Троице как языческое суеверие [так называемые группы «Только Иисус»] другие, твердо придерживающиеся тринитаризма; одни верят в возрождение через крещение, другие отрицают какую-либо возрождающую силу крещения. Некоторые лелеют бешеную независимость; другие верны требованию упорядоченной конфессиональной принадлежности.

Когда дело дошло до драки, некоторые пятидесятнические церкви и деноминации проявили себя как защитники ортодоксального и евангельского христианства. Появление отрицателей Троицы «Только Иисус» в Ассамблях Божьих ускорило раскол и привело к Заявлению об основных истинах (1916), одна треть которого была посвящена утверждению самой древней и фундаментальной конфессии христианства. верующие. Сегодня официальный сайт Ассамблей Божьих (США) с благодарностью отождествляет себя с Мартином Лютером, Джоном Уэсли и Первым Великим Пробуждением. Не только языки, даже не только Троица, но настаивание на безошибочности и авторитете Библии и оправдании только по благодати через одну только веру типично относится к неизменному минимуму пятидесятнического исповедания.

Такая преемственность между пятидесятниками и старшими течениями христианской традиции не должна нас удивлять. Ранние верующие-пятидесятники не материализовались из воздуха, а вышли из церквей святости, которые сами вышли из англиканских, евангелистских и фундаменталистских общин веры. Нам следует напомнить, что пятидесятничество возникло из ночного служения в веслианском стиле, во время которого особое прошение, обращенное к Богу, последовало за двумя месяцами тщательного индивидуального и коллективного изучения Библии. Эти факты говорят о разнообразной, глубокой и сложной христианской укорененности пятидесятнического происхождения.

Пятидесятники и процветание

Корни так называемого евангелия процветания и евангелия здоровья и богатства, выросшие на пятидесятнической почве, восходят к Великой депрессии 1930-х годов. Раннее пятидесятническое побуждение искать материальную выгоду от руки Божьей исходило не от обитателей McMansion и водителей Mercedes, а от обедневших проповедников, которые знали, что значит ложиться спать голодным. Носители реальной материальной нищеты редко приукрашивают ее страдания и часто обращают внимание на определенные библейские учения. Разве Бог не помещает Своих детей в райский сад и не ведет их в землю обетованную, где он собирает их урожай, домашний скот и драгоценности? Разве он не обещает в конце концов усадить своих приемных детей на мессианский пир в Новом Иерусалиме, проходимом по золотым улицам? Разве Иисус не был Великим Врачом? Разве сам Бог не заставляет нас ожидать и желать конца плачу, боли и смерти?

К 1980-м годам убежденность в том, что Бог желает физического здоровья и материального богатства каждого последователя Иисуса Христа, по существу вытеснила проповедь о многом другом во многих пятидесятнических церквях. Также были определены средства доступа к таким преимуществам — «назови это и заяви об этом». На церковной почве пятидесятничества выросло сначала евангелие процветания, а затем движение «Слово веры». Многие академические пятидесятники порицали такое смещение сути евангелия, а старшие, более конфессионально укоренившиеся пятидесятники часто избегали худших эксцессов этих поддвижений. Но большая часть пятидесятнического мира процветает в основном в независимых общинах веры, позволяя евангелию процветания и его аналогу Слова веры распространяться без реального сопротивления. Сможет ли ортодоксальное и евангельское христианство выжить там, где укореняется твердое евангелие процветания? В этом отношении пятидесятники расходятся во мнениях. Но даже несмотря на то, что христиане, верящие Библии, справедливо критикуют такое развитие пятидесятничества, им было бы правильно уделить серьезное внимание внушительному набору отрывков в обоих Заветах, на которые указывают эти общины.

Харизматы другого сорта

А как насчет харизматов? Разве они не одинаковы? Да и нет. Пятидесятники являются харизматиками в том смысле, что они ищут и сообщают об опыте харизматических даров. Но современное глобальное харизматическое движение взорвалось в 1970-х годах среди римо-католиков и внутри протестантских деноминаций, когда среди них появились «дары», ценимые пятидесятниками. Церковь Виноградник широко рассматривается как первая харизматическая деноминация. Харизматическое движение возникло отдельно от пятидесятников, но эти общины в значительной степени перекрестно опылялись своими братьями и сестрами, практикующими дары. Некоторые харизматы приняли евангелие процветания, и Орал Робертс является наиболее ярким примером такого слияния и наведения мостов между пятидесятничеством и харизматическим обновлением.

Современное харизматическое движение неожиданно и довольно поразительно подтвердило пятидесятническое богословие как практику даров, распространенную в устоявшемся, нереставрационистском христианском мире. Но эти новые харизматы также бросали вызов пятидесятникам, у которых, казалось, были свои интересы как в учении, так и в опыте, когда речь шла о дарах. Примечательно, что новые харизматы редко рассматривали языки или любое другое внешнее проявление как необходимый признак крещения Духом, что сразу делало их более совместимыми с другими людьми внутри и вне их деноминаций, которые не проявляли дары.

Варианты для православных наблюдателей

Что делать тем из нас, кто не говорит на языках и не является свидетелем регулярных чудес исцеления, относительно этих растущих движений? Там, где отрицание Троицы «только Иисус» или стремление к здоровью и богатству вытесняют само евангелие, наш долг кажется ясным. Мы должны заявить: «Это не по-христиански». Подобно Павлу, любовь иногда требует разделяющего догматизма: «Если мы или Ангел с неба станет благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, то проклятие на нем» (Галатам 1:8).

А как насчет пятидесятников и харизматов, которые исповедуют доктрины Троицы и личности Иисуса Христа в древней, классической, ортодоксальной манере? Что насчет тех, кто лелеет Реформацию solas , сердечно утверждая оправдание только по благодати через одну только веру в одного Иисуса Христа? Несомненно, уместно некое теологическое и реляционное Золотое правило: делай с ними то, что хочешь, чтобы они делали с тобой.