Диагностика тревожности у дошкольников методики: Методики выявления тревожности у дошкольников

26. Диагностика тревожности дошкольников с помощью методики р.Тэммпл, м.Дорки, в.Амен.

Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации.

Для ребенка первый поход в школу огромный стресс. Большое количество не знакомых людей, как взрослых так и сверстников. Естественно что ребенку нужно некоторое время для адаптации в новом коллективе. То как ребенок будет привыкать к новым знакомым и новой обстановке зависит его дальнейшая обучаемость и пребывание в школе. Чаще всего в школах проводят адаптационные уроки на которых ребятишки знакомятся с собой в форме игр. Такие мероприятия обеспечивают нормальную адаптацию школьника к дальнейшему обучению.

Адаптация ребенка это очень серьезный и длительный процесс, который сопряжен с резким повышением нагрузки на организм ребенка.

Исследования показали что среднестатистический ребенок полностью адаптируется уже на второй третий месяц учебы. Он заводит новых друзей, нормально общается с сверстниками, усваивать материал ему не составляет особого труда. Хорошее настроение после учебного дня главный показатель что ребенок нормально влился в школьную жизнь. Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности. Для общей оценки уровня адаптации первоклассника к школе необходимо получить качественные показатели этих изменений. Тестирование учащихся в целях диагностики успешности адаптации к школьному обучению, предлагается по следующим методикам:

1. «Беседа о школе», предназначенная для исследования «внутренней позиции школьника» (авторы: Д.Б.Эльконин, А.Г.Венгер). Показателями «внутренней позиции школьника» являются:

  • Положительное отношение к поступлению в школе и пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;

  • Особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;

  • Отказ от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения;

  • Признание авторитета учителя.

2. Тест на эмоциональное отношение к школе («Домики»), применяемый в целях высвления полюса преобладающих эмоций по отношению к школе и школьному обучению (авторы: Д.Б.Эльконин, А.Г.Венгер).

3. Методика изучения мотивов учения, предназначенная для диагностики ведущей мотивации учения (автор М.Ю.Гинзбург). При диагностике выявляются преобладающие мотивы посещения школы и обучения из следующего ряда: позиционный, учебный, игровой, мотив получения отметки, социальный, внешний.

Методика «Выбери нужное лицо» — детский тест тревожности

Автор Наталия

Для диагностики тревожности используются разнообразные методические подходы: наблюдение за поведением учащихся , экспертные опросы родителей учащихся и учите­лей, тесты-опросники и проективные тесты.

Детский тест тревожности

Детский тест тревожности разработан американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

 

Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям.

 

Экспериментальный материал: 14 рисунков выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некую жизненную ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

 

Скачать стимульный материал

 

Инструкция

«Художник нарисовал картинки, но забыл нарисовать лицо. Посмотри, что здесь происходит, и скажи (или покажи), какое бы ты подставил личико — веселое или грустное?»

Ответы ребенка заносятся в Протокол ответов.

 

 

Анализ данных

Предлагаемые рисунки изображают типичные ситуации, отличающиеся по своей эмоциональной окраске.

Рисунки, имеющие положительную эмоциональную окраску:

  • 1 (Игра с младшими детьми),
  • 5 (Игра со старшими детьми)
  • 13 (Ребенок с родителями)

Рисунки, имеющие отрицательную эмоциональную окраску:

  • 3 (Объект агрессии),
  • 8 (Выговор),
  • 10 (Агрессивное нападение)
  • 12 (Изоляция)

Рисунки, имеющие двойной смысл:

  • 2 (Ребенок и мать с младенцем),
  • 4 (Одевание),
  • 6 (Укладывание спать в одиночестве),
  • 7 (Умывание),
  • 9 (Игнорирование),
  • 11 (Уборка игрушек) и
  • 14 (Еда в одиночестве)

Двусмысленные рисунки несут основную «проективную нагрузку» — то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения.

Протоколы каждого ребенка подвергаются качественному и количественному анализу.

 

Обработка данных:

Обработка теста происходит посредством простого суммирования количества грустных лиц, выбранных ребенком. Полученный результат характеризует уровень его тревожности. Ответ может быть выражен как в сырых баллах, так и в процентах. Для вычисления индекса тревожности в процентах следует сумму отрицательных выборов разделить на 14 (общее число ситуаций) и умножить на 100.

 

II

слабый уровень

III

средний уровень

IV

хороший уровень

V

высокий уровень

баллы0 – 12 – 56 – 78 – 14
%0 – 7,214,3 – 35,742,9 – 50более 57,1

 

Метод экспертных оценок детей дошкольного возраста

Критерии:

  • 5 – высокий уровень тревожности: проявление страха, тревоги перед новым, необычным, сопротивляется предложениям, просьбам, отказывается общаться.
  • 4 – некоторая скованность и сдерживаемое поведение в течении нескольких минут, избегает болезненных тем или неприятных для себя занятий, иногда выглядит несчастным.
  • 3 – средний уровень тревожности: возбужденное состояние из-за новой, необычной ситуации, но не чрезмерное и не длительное, или признаки апатии, нежелания что-либо делать без сопротивления, задания делает без энтузиазма.
  • 2 – ребенок активный, хорошо идет на контакт, радостен, выглядит довольным; может расстроиться, но быстро возвращается к хорошему настроению.
  • 1 – низкий уровень тревожности: с готовностью и энтузиазмом занимается, делает задания, в основном находится в хорошем расположении духа.

 

Качественный анализ

 

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации.

Будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях:

  • №4 («Одевание»),
  • №6 («Укладывание спать в одиночестве»),
  • №14 («Еда в одиночестве»)

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок:

  • «Игра с младшими детьми»,
  • «Объект агрессии»,
  • «Игра со старшими детьми»,
  • «Агрессивное нападение»,
  • «Изоляция».

Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый и в ситуациях, моделирующих повседневные действия

  • «Ребенок и мать с младенцем»,
  • «Выговор»,
  • «Игнорирование»,
  • «Ребенок с родителями»,
  • «Одевание»,
  • «Укладывание спать в одиночестве»,
  • «Умывание»,
  • «Собирание игрушек»,
  • «Еда в одиночестве».

Методика “Выбери нужное лицо” – детский тест тревожности р тэммл м дорки в амен может быть использована детским психологом при диагностики тревожности на момент поступления ребенка в школу.

В следующей статье разберём проективную методику для диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан.

 

В помощь педагогам и родителям Буклет  “Школьная тревожность” скачать

 

 

  • 1 класс
  • Диагностика
Опубликовано в рубрике в 1 класс, Диагностика

Детские тревожные расстройства | Тревога и

Генерализованное тревожное расстройство

Если у вашего ребенка генерализованное тревожное расстройство или ГТР, он или она будет чрезмерно беспокоиться о различных вещах, таких как оценки, семейные проблемы, отношения со сверстниками и спортивные результаты. Узнайте больше о ГТР.

Дети с ГТР, как правило, очень требовательны к себе и стремятся к совершенству. Они также могут постоянно искать одобрения или заверения у других.

Паническое расстройство

Диагноз панического расстройства ставится, если ваш ребенок переносит не менее двух неожиданных приступов паники или тревоги, что означает, что они возникают внезапно и без причины, за которыми следует по крайней мере один месяц беспокойства по поводу повторного приступа, потери контроля или «сумасшествия». .» Узнайте больше о паническом расстройстве и панических атаках.

Тревожное расстройство разлуки

Многие дети испытывают тревогу разлуки в возрасте от 18 месяцев до трех лет, когда нормально испытывать некоторую тревогу, когда родитель выходит из комнаты или уходит из поля зрения. Обычно детей можно отвлечь от этих ощущений.

Ваш ребенок также часто плачет, когда его впервые оставляют в детском саду или дошкольном учреждении, и плач обычно стихает после того, как он привыкнет к новой среде.

Если ваш ребенок немного старше и не может оставить вас или другого члена семьи, или ему требуется больше времени, чтобы успокоиться после вашего ухода, чем другим детям, то проблема может заключаться в расстройстве тревоги разлуки, которым страдают 4 процента детей. Это расстройство чаще всего встречается у детей в возрасте от семи до девяти лет.

Когда возникает тревожное расстройство разлуки, ребенок испытывает чрезмерную тревогу вдали от дома или в разлуке с родителями или опекунами. Чрезвычайная тоска по дому и чувство страданий из-за отсутствия близких людей являются обычным явлением.

Другие симптомы включают отказ идти в школу, лагерь или ночевку, а также требование, чтобы кто-то оставался с ними перед сном. Дети с тревогой разлуки обычно беспокоятся о том, что с их родителями или опекунами может случиться что-то плохое, или могут иметь смутное ощущение, что что-то ужасное происходит, пока они находятся в разлуке.

Социальное тревожное расстройство

Социальное тревожное расстройство, или социальная фобия, характеризуется сильным страхом перед социальными и исполнительскими ситуациями и действиями, такими как вызов в классе или начало разговора со сверстником.

Узнайте больше о социальном тревожном расстройстве.

Это может значительно ухудшить успеваемость и посещаемость вашего ребенка в школе, а также его или ее способность общаться со сверстниками и развивать и поддерживать отношения.

  • Смотреть это ВИДЕО : Подросток Роуз рассказывает о своей социальной тревожности и о том, как ей помогла когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).
Избирательный мутизм

Дети, которые отказываются говорить в ситуациях, когда разговор ожидается или необходим, в той мере, в какой их отказ мешает школе и дружбе, могут страдать селективным мутизмом.

Дети, страдающие селективным мутизмом, могут стоять неподвижно и без выражения, поворачивать голову, жевать или вертеть волосы, избегать зрительного контакта или отходить в угол, чтобы не разговаривать.

Эти дети могут быть очень разговорчивыми и вести себя нормально дома или в другом месте, где они чувствуют себя комфортно. Родители иногда удивляются, узнав от учителя, что их ребенок отказывается говорить в школе.

Средний возраст постановки диагноза — около 5 лет, или примерно в то время, когда ребенок идет в школу.

  • Посетите онлайн: Группа селективного мутизма
Специфические фобии

Специфические фобии — это сильный иррациональный страх перед определенным объектом, например собакой, или ситуацией, например полетом. Общие детские фобии включают животных, бури, высоту, воду, кровь, темноту и медицинские процедуры.

Дети будут избегать ситуаций или вещей, которых они боятся, или переносить их с тревожными чувствами, которые могут проявляться в виде плача, истерик, цепляния, избегания, головных болей и болей в животе. В отличие от взрослых, они обычно не осознают, что их страх иррационален. Узнайте больше о фобиях.

 


Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) тесно связаны с тревожными расстройствами, которые некоторые могут испытывать одновременно с депрессией.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

ОКР характеризуется нежелательными и навязчивыми мыслями (навязчивыми идеями) и чувством принуждения к повторному выполнению ритуалов и рутинных действий (навязчивые действия), чтобы попытаться уменьшить тревогу. Узнайте больше об ОКР.

Большинство детей с ОКР диагностируют в возрасте около 10 лет, хотя расстройство может поражать детей в возрасте двух или трех лет. Мальчики более склонны к развитию ОКР до полового созревания, в то время как девочки, как правило, развиваются в подростковом возрасте.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Дети с посттравматическим стрессовым расстройством или посттравматическим стрессовым расстройством могут испытывать сильный страх и тревогу, стать эмоционально оцепеневшими или легко раздражаемыми, избегать мест, людей или действий после того, как пережили или стали свидетелями травматического или жизненного угрожающее событие. Узнайте больше о ПТСР.

Не у каждого ребенка, пережившего или услышавшего о травмирующем событии, разовьется посттравматическое стрессовое расстройство. Испытывать страх, грусть или опасения после таких событий – это нормально, и многие дети быстро оправляются от этих чувств.

Дети, наиболее подверженные риску посттравматического стрессового расстройства, — это те, кто был непосредственным свидетелем травматического события, непосредственно пострадал (например, травма или смерть родителя), имел проблемы с психическим здоровьем до этого события и не имеет надежной сети поддержки. Насилие дома также увеличивает риск развития посттравматического стрессового расстройства у ребенка после травматического события.

 

Обновлено в сентябре 2015 г.

Оценка и лечение тревожности у детей и подростков

1. Перес-Эдгар К., Фокс Н.А.: Темперамент и тревожные расстройства. Детский подростковый психиатр Clin N Am 2005; 14:681–706, viii [PubMed] [Google Scholar]

2. Садок Б.Дж., Каплан Х. Тревожные расстройства младенчества, детства и подросткового возраста; в Синопсисе психиатрии: поведенческие науки / клиническая психиатрия. Под редакцией Kaplan HI, Sadock BJ. Philadelphia, Lippincott, Williams & Wilkins, 2007 [Google Scholar]

3. Merikangas KR, He JP, Burstein M, et al.: Распространенность психических расстройств в течение жизни у подростков в США: результаты репликации Национального исследования сопутствующих заболеваний — приложение для подростков ( НКС-А). J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2010; 49:980–989 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

4. Costello EJ, Egger HL, Angold A: Эпидемиология развития тревожных расстройств: феноменология, распространенность и коморбидность. Детский подростковый психиатр Clin N Am 2005; 14:631–648, vii [PubMed] [Google Scholar]

5. Биттнер А., Эггер Х.Л., Эрканли А. и др.: Что предсказывают детские тревожные расстройства? J Детская психологическая психиатрия 2007; 48:1174–1183 [PubMed] [Google Scholar]

6. Woodward LJ, Fergusson DM: Результаты жизненного пути молодых людей с тревожными расстройствами в подростковом возрасте. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2001; 40: 1086–1093 [PubMed] [Google Scholar]

7. Kessler RC, Berglund P, Demler O, et al.: Распространенность в течение жизни и возраст начала расстройств DSM-IV в репликации национального обследования сопутствующих заболеваний. Arch General Psychiatry 2005; 62:593–602 [PubMed] [Google Scholar]

8. Costello EJ, Egger HL, Angold A, et al.: Эпидемиология развития тревожных расстройств: феноменология, распространенность и коморбидность. Тревожные расстройства у детей и подростков: исследование, оценка и вмешательство, 2, 56–75, 2011 г. [Google Scholar]

9. Коупленд В.Е., Ангольд А., Шанахан Л. и др.: Продольные модели тревоги от детства до взрослой жизни: исследование Грейт-Смоки-Маунтинс. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2014; 53:21–33 [PMC бесплатная статья] [PubMed] [Google Scholar]

10. Кесслер Р.С., Петухова М., Сэмпсон Н.А. и др.: Распространенность тревожности и Соединенные Штаты. Int J Methods Psychiatr Res 2012; 21:169–184 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

11. Пайн Д.С., Коэн П., Герли Д. и др.: Риск тревожных и депрессивных расстройств в раннем взрослом возрасте у подростков с тревожными и депрессивными расстройствами. Arch General Psychiatry 1998; 55:56–64 [PubMed] [Google Scholar]

12. Kendall PC, Compton SN, Walkup JT, et al.: Клинические характеристики подростков с тревожным расстройством. J Тревожное расстройство 2010; 24:360–365 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

13. Angold A, Costello EJ, Erkanli A: Comorbidity. J Детская психологическая психиатрия 1999; 40:57–87 [PubMed] [Google Scholar]

14. Комптон С.Н., Уолкуп Дж.Т., Альбано А.М. и др.: Мультимодальное исследование детского и подросткового беспокойства (CAMS): обоснование, дизайн и методы. Детская подростковая психиатрия Ment Health 2010; 4:1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Last CG, Perrin S, Hersen M, et al.: Проспективное исследование детских тревожных расстройств. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 1996; 35:1502–1510 [PubMed] [Google Scholar]

16. Бисдо К., Кнаппе С., Пайн Д.С. Тревожные и тревожные расстройства у детей и подростков: проблемы развития и последствия для ДСМ-V . Psychiatr Clin North Am 2009; 32:483–524 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

17. Rutter M: Обзор исследования: детская психиатрическая диагностика и классификация: концепции, результаты, проблемы и потенциал. J Детская психологическая психиатрия 2011; 52:647–660 [PubMed] [Google Scholar]

18. Пайн Д.: Комментарий: диагностика и классификация: должно быть что-то, о чем можно спорить, — размышления о Rutter (2011). J Детская психологическая психиатрия 2011; 52:663–664, обсуждение 673–675 [PubMed] [Google Scholar]

19. Copeland WE, Shanahan L, Costello EJ и др.: Детские и подростковые психические расстройства как предикторы расстройств у молодых взрослых. Arch General Psychiatry 2009; 66:764–772 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

20. Коул Д.А., Пик Л.Г., Мартин Дж.М. и др.: Продольный взгляд на взаимосвязь между депрессией и тревогой у детей и подростков. J Consult Clin Psychol 1998; 66:451–460 [PubMed] [Google Scholar]

21. Orvaschel H, Lewinson PM, Seeley JR: Непрерывность психопатологии в выборке подростков из сообщества. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 1995; 34:1525–1535 [PubMed] [Google Scholar]

22. Ferdinand RF, Verhulst FC: Психопатология от подросткового до юношеского возраста: 8-летнее последующее исследование. Am J Психиатрия 1995; 152:1586–1594 [PubMed] [Google Scholar]

23. Kendall PC, Safford S, Flannery-Schroeder E, et al.: Лечение детской тревожности: результаты в подростковом возрасте и влияние на употребление психоактивных веществ и депрессию через 7,4 года наблюдения -вверх. J Consult Clin Psychol 2004; 72:276–287 [PubMed] [Google Scholar]

24. Greenberg PE, Sisitsky T, Kessler RC, et al.: Экономическое бремя тревожных расстройств в 1990-е. Дж. Клин Психиатрия 1999; 60:427–435 [PubMed] [Google Scholar]

25. Bodden DH, Dirksen CD, Bögels SM: Социальное бремя клинически тревожной молодежи, направленной на лечение: исследование стоимости болезни. J Abnorm Child Psychol 2008; 36:487–497 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

26. Li X, Sundquist J, Sundquist K: Возрастные семейные риски тревоги. Общенациональное эпидемиологическое исследование из Швеции. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci 2008; 258:441–445 [PubMed] [Google Scholar]

27. Хайленд П. , Шевлин М., Элклит А. и др.: Социальные, семейные и психологические факторы риска расстройств настроения и тревожных расстройств в детстве и раннем взрослом возрасте: когортное исследование рождения с использованием Датской системы регистрации. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol 2016; 51:331–338 [PubMed] [Google Scholar]

28. Hettema JM, Neale MC, Kendler KS: Обзор и метаанализ генетической эпидемиологии тревожных расстройств. Am J Психиатрия 2001; 158:1568–1578 [PubMed] [Google Scholar]

29. Шимада-Сугимото М., Отова Т., Хеттема Дж. М.: Генетика тревожных расстройств: генетические эпидемиологические и молекулярные исследования у людей. Психиатрия Clin Neurosci 2015; 69:388–401 [PubMed] [Google Scholar]

30. Klauke B, Deckert J, Reif A, et al.: Ген переносчика серотонина и детская травма — эффект G × E на чувствительность к тревоге. Депрессивное беспокойство 2011; 28:1048–1057 [PubMed] [Google Scholar]

31. Gatt JM, Nemeroff CB, Dobson-Stone C, et al.: Взаимодействия между полиморфизмом BDNF Val66Met и стрессом в раннем возрасте предсказывают пути мозга и возбуждения к синдромальной депрессии и тревоге. . Мол Психиатрия 2009; 14:681–695 [PubMed] [Google Scholar]

32. Домшке К., Тидоу Н., Шремпф М. и др.: Эпигенетические признаки панического расстройства: роль глутаматдекарбоксилазы 1 (GAD1) ​​в гипометилировании ДНК? Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry 2013; 46:189–196 [PubMed] [Google Scholar]

33. Ziegler C, Dannlowski U, Bräuer D, et al.: Метилирование гена рецептора окситоцина: сходящиеся многоуровневые доказательства роли в социальной тревожности. Нейропсихофармакология 2015; 40:1528–1538 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

34. Смоллер Дж.В., Розенбаум Дж.Ф., Бидерман Дж. и др.: Ассоциация генетического маркера в локусе кортикотропин-высвобождающего гормона с поведенческим торможением. Биол Психиатрия 2003; 54:1376–1381 [PubMed] [Google Scholar]

35. Paulus FW, Backes A, Sander CS, et al.: Тревожные расстройства и поведенческая заторможенность у детей дошкольного возраста: популяционное исследование. Детская психиатрия Hum Dev 2015; 46:150–157 [PubMed] [Google Scholar]

36. Lebowitz ER, Leckman JF, Silverman WK, et al.: Межпоколенческое влияние на детские тревожные расстройства: пути и механизмы. J Neural Transm (Вена) 2016; 123:1053–1067 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

37. Lebowitz ER, Woolston J, Bar-Haim Y и др.: Семейное размещение при педиатрических тревожных расстройствах. Депрессивное беспокойство 2013; 30:47–54 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

38. Лебовиц Э.Р., Шарфштейн Л., Джонс Дж.: Отчет ребенка о семейной аккомодации при педиатрических тревожных расстройствах: сравнение и интеграция с отчетом матери. Детская психиатрия Hum Dev 2015; 46:501–511 [PubMed] [Google Scholar]

39. MacMillan HL, Fleming JE, Streiner DL, et al.: Жестокое обращение в детстве и психопатология на протяжении всей жизни в выборке сообщества. Am J Психиатрия 2001; 158:1878–1883 ​​[PubMed] [Google Scholar]

40. Альбано А.М., Сильверман В.К.: Расписание интервью с детьми по поводу тревожных расстройств для DSM-IV: руководство для врача (версии для детей и родителей). San Antonio, TX, Psychological Corporation, 1996 [Google Scholar]

41. Silverman WK, Ollendick TH: Доказательная оценка тревоги и ее расстройств у детей и подростков. J Clin Child Adolesc Psychol 2005; 34:380–411 [PubMed] [Google Scholar]

42. Альбано А.М., Сильверман В.К.: График интервью по тревожному расстройству для DSM-5: версии для детей и родителей. Оксфорд, Великобритания, Oxford University Press, в печати [Google Scholar]

43. Исследовательские подразделения детской психофармакологии Группа по изучению тревоги: Шкала оценки детской тревоги (PARS): развитие и психометрические свойства. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2002; 41:1061–1069 [PubMed] [Google Scholar]

44. Chorpita BF, Moffitt CE, Gray J: Психометрические свойства пересмотренной шкалы тревоги и депрессии у детей в клиническом образце. Behav Res Ther 2005; 43:309–322 [PubMed] [Google Scholar]

45. Chorpita BF, Yim L, Moffitt C, et al.: Оценка симптомов DSM-IV тревога и депрессия у детей: пересмотренная шкала детской тревоги и депрессии. Behav Res Ther 2000; 38:835–855 [PubMed] [Google Scholar]

46. Чорпита Б.Ф., Трейси С.А., Браун Т.А. и др.: Оценка беспокойства у детей и подростков: адаптация Пенсильванского опросника беспокойства. Behav Res Ther 1997; 35:569–581 [PubMed] [Google Scholar]

47. Элкинс Р.М., Пинкус Д.Б., Комер Д.С.: Психометрическая оценка шкалы тяжести панического расстройства у детей и подростков. Психологическая оценка 2014; 26:609–618 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

48. Беккер К.Д., Чорпита Б.Ф., Далейден Э.Л.: Улучшение симптомов по сравнению с функционированием: насколько эффективны наши лучшие методы лечения? Adm Policy Ment Health Ment Health Serv Res 2011; 38:440–458 [PubMed] [Google Scholar]

49. Лэнгли А.К., Бергман Р.Л., Маккракен Дж. и др.: Нарушения при детских тревожных расстройствах: предварительное исследование Шкалы воздействия детской тревожности — Версия для родителей. J Child Adolesc Psychopharmacol 2004; 14:105–114 [PubMed] [Google Scholar]

50. Лэнгли А.К., Фальк А., Перис Т. и др.: Шкала воздействия детской тревожности: изучение сообщаемых родителями и детьми нарушений при детских тревожных расстройствах. J Clin Child Adolesc Psychol 2014; 43:579–591 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

51. Goodman R: The Strengths and Difficulties Questionnaire: исследовательская заметка. J Детская психологическая психиатрия 1997; 38:581–586 [PubMed] [Google Scholar]

52. Goodman R: Расширенная версия опросника о сильных сторонах и трудностях как руководство по детской психиатрической заболеваемости и последующему бремени. J Детская психологическая психиатрия 1999; 40:791–799 [PubMed] [Google Scholar]

53. Achenbach TM, Rescorla LA: Руководство по формам и профилям школьного возраста ASEBA. Burlington, VT, University of Vermont, Research Center for Children, Youth, and Families, 2001 [Google Scholar]

Масштаб — исходная версия в клиническом образце. J Abnorm Child Psychol 2010; 38:249–260 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

55. Каган Дж., Резник Дж. С., Снидман Н.: Биологические основы детской застенчивости. Наука 1988; 240:167–171 [PubMed] [Google Scholar]

56. van Brakel AML, Muris P, Bögels SM: Связь между поведенческим торможением, о котором сообщают родители и учителя, и поведенческими наблюдениями за этой чертой темперамента. J Clin Child Adolesc Psychol 2004; 33:579–589 [PubMed] [Google Scholar]

57. Johnco CJ, Salloum A, Lewin AB, et al.: Влияние профилей сопутствующих заболеваний на клиническое и психосоциальное функционирование при детских тревожных расстройствах. Психиатрия Res 2015; 229:237–244 [PubMed] [Google Scholar]

58. Emslie GJ: Педиатрическая тревожность — недооценка и недостаточное лечение. N Engl J Med 2008; 359:2835–2836 [PubMed] [Google Scholar]

59. Fava GA, Porcelli P, Rafanelli C, et al.: Спектр тревожных расстройств у больных соматическими заболеваниями. Дж. Клин Психиатрия 2010; 71:910–914 [PubMed] [Google Scholar]

60. Кларк Л.А., Уотсон Д. : Трехсторонняя модель тревоги и депрессии: психометрические данные и таксономические последствия. J Abnorm Psychol 1991; 100:316–336 [PubMed] [Google Scholar]

61. Де Болле М., Де Клерк Б., Декуйпер М. и др.: Аффективные детерминанты развития тревоги и депрессии у детей и подростков: анализ кривой индивидуального роста. Детская психиатрия Hum Dev 2011; 42:694–711 [PubMed] [Google Scholar]

62. Градос М.А., Леунг Д., Ахмед К. и др.: Обсессивно-компульсивное расстройство и генерализованное тревожное расстройство: общая диагностическая дилемма. Первобытная психиатрия 2005; 12:40–46 [Google Академия]

63. Борковец Т.Д.: Природа, функции и происхождение беспокойства; в книге «Беспокойство: взгляды на теорию, оценку и лечение». Под редакцией Davey GL, Tallis F. Sussex, UK, Wiley, 1994 [Google Scholar]

. расстройство в молодости. Clin Psychol Rev 2004; 24:663–683 [PubMed] [Google Scholar]

65. Американская психиатрическая ассоциация: Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: DSM-5. Вашингтон, округ Колумбия, Американская психиатрическая ассоциация, 2013 г. [Google Scholar]

66. Jarrett MA, Ollendick TH: Концептуальный обзор коморбидности синдрома дефицита внимания/гиперактивности и тревоги: значение для будущих исследований и практики. Clin Psychol Rev 2008; 28:1266–1280 [PubMed] [Google Scholar]

67. Ларсон К., Расс С.А., Кан Р.С. и др.: Модели сопутствующих заболеваний, функционирования и использования услуг для детей с СДВГ в США, 2007. Педиатрия, 2011; 127:462–470 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

68. Тайсон К.Е., Крюсс Д.Г.: Дифференциация высокофункционального аутизма и социальной фобии. J Аутизм Dev Disord 2012; 42: 1477–1490 [PubMed] [Google Scholar]

69. Schreier HA: Галлюцинации у непсихотических детей: чаще, чем мы думаем? J Am Acad Детская подростковая психиатрия 1999; 38:623–625 [PubMed] [Google Scholar]

70. Пао М., Ломан С., Грейси Д. и др.: Зрительные, тактильные и фобические галлюцинации: распознавание и лечение в отделении неотложной помощи. Pediatr Emerg Care 2004; 20:30–34 [PubMed] [Google Scholar]

71. Эдельсон Г.А. Галлюцинации у детей и подростков: соображения в условиях неотложной помощи. Am J Психиатрия 2006; 163:781–785 [PubMed] [Google Scholar]

72. Higa-McMillan CK, Francis SE, Rith-Najarian L, et al.: Обновление доказательной базы: 50 лет исследований по лечению детского и подросткового беспокойства. J Clin Child Adolesc Psychol 2016; 45:91–113 [PubMed] [Google Scholar]

73. Silverman WK, Piña AA, Viswesvaran C: Психосоциальные методы лечения фобических и тревожных расстройств у детей и подростков, основанные на фактических данных. J Clin Child Adolesc Psychol 2008; 37:105–130 [PubMed] [Google Scholar]

74. Walkup JT, Albano AM, Piacentini J, et al.: Когнитивно-поведенческая терапия, сертралин или их комбинация при детской тревоге. N Engl J Med 2008; 359:2753–2766 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

75. Kendall PC, Hudson J, Choudhury M, et al.: Когнитивно-поведенческое лечение детских тревожных расстройств; в психосоциальном лечении детских и подростковых расстройств: эмпирически обоснованные стратегии для частной практики. Под редакцией Hibbs ED, Jensen PS. Вашингтон, округ Колумбия, Американская психологическая ассоциация, 2005 г. [Google Scholar]

76. Селигман Л.Д., Оллендик Т.Х. Когнитивно-поведенческая терапия тревожных расстройств у молодежи. Детский подростковый психиатр Clin N Am 2011; 20:217–238 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

77. Kendall PC, Peterman JS: CBT для подростков с тревогой: зрелые, но все еще развивающиеся. Am J Психиатрия 2015; 172:519–530 [PubMed] [Google Scholar]

78. Benjamin CL, Harrison JP, Settipani CA, et al.: Тревога и связанные с ней исходы у молодых людей в возрасте от 7 до 19 лет после лечения детской тревожности. J Consult Clin Psychol 2013; 81:865–876 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

79. Ginsburg GS, Becker EM, Keeton CP, et al.: Натуристическое наблюдение за подростками, получающими лечение от педиатрических тревожных расстройств. JAMA Психиатрия 2014; 71:310–318 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

80. Альбано А. М.: Лечение социальной фобии у подростков: Когнитивно-поведенческие программы, направленные на вмешательство и профилактику. J Cogn Psychother 2000; 14:67–76 [Google Scholar]

81. Элкинс Р.М., МакХью Р.К., Сантуччи Л.С. и др.: Повышение переносимости КПТ при интернализирующих расстройствах у детей. Clin Child Fam Psychol Rev 2011; 14:161–173 [PubMed] [Google Scholar]

82. Ginsburg GS, Becker KD, Drazdowski TK, et al.: Лечение тревожных расстройств в городских школах: результаты пилотного рандомизированного контролируемого исследования, сравнивающего КПТ и обычный уход. Форум по уходу за детьми и молодежью 2012 г.; 41:1–19[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

83. Гинзбург Г., Кингери Дж. Н.: Доказательная практика лечения детских тревожных расстройств. J Contemp Psychother 2007; 37:123–132 [Google Scholar]

84. Ханна М.С., Кендалл П.С.: Компьютерная когнитивно-поведенческая терапия при тревоге у детей: компакт-диск Coping Cat. Cognit Behav Pract 2008; 15:159–165 [Google Scholar]

85. Manassis K, Lee TC, Bennett K, et al.: Типы участия родителей в когнитивно-поведенческой терапии с тревожной молодежью: предварительный метаанализ. J Consult Clin Psychol 2014; 82:1163–1172 [PubMed] [Google Scholar]

86. Пинкус Д.Б., Элкинс Р.М., Hardway C. Интенсивное лечение подросткового панического расстройства и агорафобии: помощь молодежи выйти за рамки избегания. Обзор психопатологии 2014; 1:189–194 [Google Scholar]

87. Wood JJ, McLeod BD, Piacentini JC, et al.: Последующее наблюдение семейной и детской когнитивно-поведенческой терапии при тревожных расстройствах в течение одного года: изучение роли детского возраста и родительской навязчивости. . Детская психиатрия Hum Dev 2009; 40:301–316 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

88. Albano AM, Kendall PC: Когнитивно-поведенческая терапия для детей и подростков с тревожными расстройствами: достижения клинических исследований. Международная психиатрия, 2002 г.; 14:129–134 [Google Scholar]

89. Гош Э.А., Фланнери-Шредер Э., Мауро С.Ф. и др.: Принципы когнитивно-поведенческой терапии тревожных расстройств у детей. J Cogn Psychother 2006; 20:247–262 [Google Scholar]

90. Hudson JL, Kendall PC: Children; в разделе «Использование домашних заданий в когнитивно-поведенческой терапии». Под редакцией Николаоса К., Дина Ф.П., Ронана К.Р. и др.. Нью-Йорк, Routledge/Taylor Francis, 2005 [Google Scholar]

91. Kendall PC: Лечение тревожных расстройств у детей: результаты рандомизированного клинического исследования. J Consult Clin Psychol 1994; 62:100–110 [PubMed] [Google Scholar]

92. Kendall PC, Southam-Gerow MA: Долгосрочное наблюдение за когнитивно-поведенческой терапией для молодежи с тревожным расстройством. J Consult Clin Psychol 1996; 64:724–730 [PubMed] [Google Scholar]

93. Kendall PC, Flannery-Schroeder E, Panichelli-Mindel SM, et al.: Лечение подростков с тревожными расстройствами: второе рандомизированное клиническое исследование. J Consult Clin Psychol 1997; 65:366–380 [PubMed] [Google Scholar]

94. Beidel DC, Turner SM, Morris TL: Поведенческое лечение детской социальной фобии. J Consult Clin Psychol 2000; 68:1072–1080 [PubMed] [Google Scholar]

95. Beidel DC, Turner SM, Sallee FR и др.: SET-C по сравнению с флуоксетином при лечении детской социальной фобии. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2007; 46:1622–1632 [PubMed] [Google Scholar]

96. Милрод Б., Шапиро Т., Гросс С. и др.: Влияет ли мануальная психодинамическая психотерапия на тревожные расстройства у молодежи? Am J Psychother 2013; 67:359–366 [Google Scholar]

97. Сильвер Г., Шапиро Т., Милрод Б. Лечение тревоги у детей и подростков: использование психодинамической психотерапии детской и подростковой тревоги. Детский подростковый психиатр Clin N Am 2013; 22: 83–96 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

98. Siqueland L, Rynn M, Diamond GS: Когнитивно-поведенческая семейная терапия на основе привязанности для тревожных подростков: исследования фазы I и II. Дж. Тревожное расстройство, 2005 г. ; 19:361–381 [PubMed] [Google Scholar]

99. Wenck LS, Leu PW, D’Amato RC: Оценка эффективности вмешательства биологической обратной связи для снижения детской тревожности. J Clin Psychol 1996; 52:469–473 [PubMed] [Google Scholar]

100. Киселика М.С., Бейкер С.Б., Томас Р.Н. и др.: Влияние обучения прививке от стресса на тревогу, стресс и успеваемость среди подростков. Джей Каунс Психол 1994; 52:335–342 [Google Scholar]

101. Strawn JR, Prakash A, Zhang Q, et al.: Рандомизированное плацебо-контролируемое исследование дулоксетина для лечения детей и подростков с генерализованным тревожным расстройством. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2015; 54:283–293 [PubMed] [Google Scholar]

102. Rynn MA, Siqueland L, Rickels K: Плацебо-контролируемое исследование сертралина при лечении детей с генерализованным тревожным расстройством. Am J Психиатрия 2001; 158:2008–2014 [PubMed] [Google Scholar]

103. Вагнер К.Д., Берард Р., Штейн М.Б. и др.: Многоцентровое рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование пароксетина у детей и подростков с социальным тревожным расстройством. Arch General Psychiatry 2004; 61:1153–1162 [PubMed] [Google Scholar]

104. March JS, Entusah AR, Rynn M, et al.: Рандомизированное контролируемое исследование венлафаксина ER по сравнению с плацебо при социальном тревожном расстройстве у детей. Биол Психиатрия 2007; 62:1149–1154 [PubMed] [Google Scholar]

105. Исследовательский отдел детской психофармакологии Группа по изучению тревожности: флувоксамин для лечения тревожных расстройств у детей и подростков. N Engl J Med 2001; 344:1279–1285 [PubMed] [Google Scholar]

106. Rynn MA, Riddle MA, Yeung PP, et al.: Эффективность и безопасность венлафаксина пролонгированного действия при лечении генерализованного тревожного расстройства у детей и подростков: два плацебо-контролируемых испытания. Am J Психиатрия 2007; 164:290–300 [PubMed] [Google Scholar]

107. Кляйн Р.Г., Коплевич Х.С., Каннер А. Лечение имипрамином детей с тревожным расстройством разлуки. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 1992; 31:21–28 [PubMed] [Google Scholar]

108. Бернштейн Г.А., Борхардт С.М., Первин А.Р. и др..: Имипрамин плюс когнитивно-поведенческая терапия при лечении отказа от школы. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2000; 39:276–283 [PubMed] [Google Scholar]

109. Gittelman-Klein R, Klein DF: Контролируемое имипраминовое лечение школьной фобии. Arch General Psychiatry 1971; 25:204–207 [Google Scholar]

110. Берни Т., Колвин И., Бхейт С.Р. и др.: Школьная фобия: терапевтическое исследование кломипрамина и краткосрочные результаты. Бр Дж Психиатрия 1981; 138:110–118 [PubMed] [Google Scholar]

111. Connolly SD, Bernstein GA: Практический параметр для оценки и лечения детей и подростков с тревожными расстройствами. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2007; 46:267–283 [PubMed] [Google Scholar]

112. Strawn JR, Sakolsky DJ, Rynn MA: Психофармакологическое лечение детей и подростков с тревожными расстройствами. Детский подростковый психиатр Clin N Am 2012; 21:527–539 [PubMed] [Google Scholar]

113. Ginsburg GS, Kendall PC, Sakolsky D, et al.: Ремиссия после неотложного лечения у детей и подростков с тревожными расстройствами: результаты CAMS. J Consult Clin Psychol 2011; 79:806–813 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

114. Bridge JA, Iyengar S, Salary CB, et al.: Клинический ответ и риск сообщения о суицидальных мыслях и попытках самоубийства при лечении антидепрессантами у детей: a метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. ЯМА 2007; 297:1683–1696 [PubMed] [Google Scholar]

115. Pfizer. Детский реестр сертралина для оценки безопасности (SPRITES). Клинические испытания.gov. https://clinicaltrials.gov/ct2/show/{«type»:»clinical-trial»,»attrs»:{«text»:»NCT01302080″,»term_id»:»NCT01302080″}}NCT01302080

116. Rodriguez CI, Bender J, Jr, Marcus SM, и др..: Увеличение миноциклина фармакотерапии при обсессивно-компульсивном расстройстве: открытое исследование. Дж. Клин Психиатрия 2010; 71:1247–1249 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

117. Rynn M, Puliafico A, Heleniak C, et al.: Успехи в фармакотерапии тревожных расстройств у детей. Депрессивное беспокойство 2011; 28:76–87 [PubMed] [Google Scholar]

118. Сторч Э.А., Мерфи Т.К., Гудман В.К. и др.: Предварительное исследование усиления когнитивно-поведенческой терапии D-циклосерином при обсессивно-компульсивном расстройстве у детей. Биол Психиатрия 2010; 68:1073–1076 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

119. Sallee FR, Sethuraman G, Sine L, et al.: Испытание йохимбином у детей с тревожными расстройствами. Am J Психиатрия 2000; 157:1236–1242 [PubMed] [Google Scholar]

120. Comer JC, Elkins RM, Chan PC, et al.: Новые методы оказания услуг детям; в комплексных вмешательствах, основанных на фактических данных, для детей школьного возраста и подростков. Под редакцией Alfano C, Beidel D. Hoboken, NJ, Wiley, 2014 [Google Scholar]

121. Chu BC, Harrison TL: Эффекты когнитивно-поведенческой терапии для тревожной и депрессивной молодежи, специфичные для расстройства: метаанализ потенциальных медиаторов изменений .