Диагностика тревожности у подростков: 4. 2. Выявление уровня тревожности у подростков

Содержание

Повышенная тревожность детей и подростков. Что такое Повышенная тревожность детей и подростков?

ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Повышенная тревожность детей и подростков – психологическая особенность, характеризующаяся склонностью к беспокойству в большинстве жизненных ситуаций. Может проявляться чрезмерной привязанностью к матери, возбудимостью, гиперактивностью, подавленностью, замкнутостью, застенчивостью, страхами, нарушениями сна, аппетита. Диагностируется с помощью клинических (опрос, осмотр) и психологических (тесты, опросники) методик. Основой лечения является психологическая помощь, которая при необходимости дополняется применением лекарственных препаратов – антидепрессантов, транквилизаторов.

  • Причины повышенной тревожности
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы повышенной тревожности
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение повышенной тревожности
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Тревога – комплекс эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакций, возникающих при воздействии стрессоров: определенных ситуаций, межличностных контактов, внутренних сигналов организма, прошлого опыта. Периодическое или постоянное чувство тревоги называется тревожностью. При слабой выраженности рассматривается как качество личности, индивидуальная особенность, при усилении – как психическое расстройство. Распространенность патологической тревожности в составе аффективных расстройств среди детей и подростков составляет 2%. Менее выраженные устойчивые симптомы определяются примерно у 40-60% дошкольников и школьников. До 12 лет патология чаще диагностируется у мальчиков, в последующем – у девочек.

Повышенная тревожность детей и подростков

Причины повышенной тревожности

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. Выделяют четыре большие группы обстоятельств, способствующих возникновению данной патологии:

  • Эмоциональный опыт. Актуальная повышенная тревожность поддерживается эмоциями, которые вызываются воспоминаниями о пережитом событии. Боязнь повтора требует постоянного контроля ситуации, самоконтроля. Неспособность управлять обстоятельствами провоцирует тревогу, порождает новый негативный опыт, который становится дополнительным источником беспокойства.
  • Личностные особенности. Источниками постоянной тревоги являются внутриличностные конфликты. Актуализация происходит при формировании противоречия между идеальным и реальным образом Я. Тревожности подвержены ранимые, обидчивые, предрасположенные к запоминанию негативного опыта дети, подростки.
  • Семейное воспитание. Диапазон искаженных стилей воспитания, способных сформировать повышенную тревожность, очень широк. Напряжение, беспокойство развиваются на базе противоречивых, завышенных родительских требований, их несоответствия требованиям педагогов, негативного отношения, положения зависимости, подчинения. Причиной может стать тревожность родителей, компенсируемая гиперопекой, ограничением свободы ребенка.
  • Влияние школы. Учебная тревожность начинает формироваться у детей дошкольного возраста. Развитию эмоциональной напряженности способствует стиль работы воспитателя, завышенные требования, сравнение детей между собой. Начало школьного обучения является стрессом для ребенка. Новая среда, правила, нормы, отношения становятся источником неопределенности, тревоги. Эмоциональное расстройство закрепляется при больших учебных нагрузках, сложностях освоения учебной программы, наказаниях родителей за плохие оценки, негативном отношении одноклассников.

Группу риска повышенной тревожности составляют дети, подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с невротическими, депрессивными расстройствами, алкоголизмом, наркоманией. Провоцирующим фактором является состояние здоровья ребенка – болезни, недомогания увеличивают вероятность развития тревожности.

Патогенез

Основу патогенеза повышенной тревожности образует взаимодействие биологических, психологических факторов. На уровне физиологии тревога является реакцией нервной системы на потенциально опасные стимулы. Происходит увеличение продукции нейромедиаторов, электрическая стимуляция стволовой части головного мозга формирует страх, тревогу. Тревожные расстройства относятся к неврозам, характеризуются парциальностью, многообразием клинических проявлений, сохранностью критического отношения пациента.

Представители психоанализа полагают, что в основе тревожности лежит внутренний конфликт между существующей потребностью, желанием ее реализации и непринятием со стороны общества. Сторонники поведенческих теорий рассматривают тревогу как условно-рефлекторную реакцию на болезненный, устрашающий стимул. Последователи когнитивного направления определяют патогенез тревожности как формирование ошибочных, искаженных мыслительных образов (преувеличение проблемы).

Классификация

Распространенной классификацией повышенной тревожности детей и подростков является хронологическая. Для каждого варианта расстройства характерен определенный возраст начала, симптомы сохраняются длительное время, наслаиваются друг на друга. Существует четыре типа тревожности:

  • Примитивная реактивность. Сензитивный период – младенчество. Тревога возникает при неожиданной сенсорной стимуляции: воздействии звука, света, удара.
  • Тревожность разлуки. Возраст – раннее детство. Нарушение происходит из страха сепарации от матери, отца, близких людей, знакомой обстановки.
  • Страх чужих. Период возникновения – дошкольное детство. Усложняются социальные взаимоотношения, ребенок общается с воспитателями, сверстниками. Многообразие контактов, их эмоциональная окрашенность порождают тревогу.
  • Боязнь событий, объектов. Развивается у старших дошкольников, младших школьников. Представлена страхом темноты, нереального (привидения, чудища), смерти, болезни, социальных контактов.

Симптомы повышенной тревожности

Клиническая картина изменяется по мере взросления, со временем симптомы становятся более сложными, разнообразными. У новорожденных повышенная тревожность проявляется повышенным двигательным беспокойством, плаксивостью, частыми пробуждениями ночью, сниженным аппетитом. Ребенок 2-4 лет чрезмерно привязан к маме как к источнику спокойствия. Тревога сопровождается возбудимостью, гиперактивностью либо подавленностью, апатией. Формируются страхи – оформленные источники тревожности. На фоне стресса развивается вторичная иммунная недостаточность, ребенок часто болеет.

У дошкольников определяется заниженный уровень самооценки. В детсадовской группе они предпочитают играть одни, замкнуты, скромны. Нередко повышенная тревожность переходит в невроз, сопровождающийся фобиями, навязчивыми действиями, мыслями. Внешне это проявляется страхом закрытых/открытых пространств, темноты, откусыванием ногтей, выдергиванием волос, частым мытьем рук, онанизмом.

Речь тихая, робкая. Характерны психосоматические симптомы: головокружения, абдоминальные боли, учащение сердцебиения.

При взрослении ребенка повышенная тревожность становится более осознанной, закрепляется, трансформируясь в тревожно-невротический вариант развития личности. При отсутствии стрессов, конфликтных ситуаций заостренные черты компенсируются различными поведенческими, когнитивными способами: избеганием публичных выступлений, предпочтением одиночества компании, обесцениванием ситуаций, провоцирующих тревогу. Декомпенсация провоцируется внешними и внутренними (гормональной перестройкой) причинами, требует помощи врачей, психологов.

Осложнения

Без лечения повышенная тревожность детей и подростков приводит к развитию ипохондрического, обсессивно-компульсивного невроза, фобического тревожного расстройства. При длительном сглаженном течении развивается тревожно-мнительная, психастеническая акцентуация характера. Она определяет стиль поведения подростка, его жизненные выборы: доминирует мотив избегания неудач, повышен самоконтроль, отсутствует умение реализовывать себя.

Кризисные, конфликтные ситуации приводят к состоянию декомпенсации, часто принимающему форму соматического заболевания, депрессии.

Диагностика

Диагностика повышенной тревожности производится детским психиатром, медицинским психологом. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа, наблюдение. Специалист выясняет у родителей симптомы, их продолжительность, выраженность, время начала. Обсуждает с ребенком сферы жизни, сопровождающиеся тревогой: процесс засыпания, отношения со сверстниками, учебные сложности. Подростки способны рассуждать о возможных причинах эмоционального напряжения. При наблюдении за поведением пациента отмечаются характерные признаки: робость, скованность, неуверенность, застенчивость, боязливость.
  • Психодиагностические методики. Детям до 10-11 лет предлагается выполнить рисуночные тесты, тесты интерпретации образного материала (чаще всего – социальных ситуаций). Подростки, родители заполняют опросники: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Спилберга-Ханина, шкалу Филлипса, опросник Лаврентьевой, Титаренко.

Повышенная тревожность детей и подростков дифференцируется от тревожно-депрессивных состояний, замкнутости как симптома реакции дезадаптации, шизофрении. При затруднениях в различении расстройств клиническими методами используются дополнительные психологические методики: опросники депрессии, личностные опросники, пробы для исследования мышления.

Лечение повышенной тревожности

Основу лечения составляет помощь психолога, психотерапевта. Она имеет ряд направлений:

  • Повышение самооценки. Адекватная самооценка – фундамент уверенности, гармоничной личности. Тревожные дети посещают групповые встречи, им предоставляется возможность в «щадящих» условиях проявить себя. Выполняются упражнения на похвалу, поддержку, благодарность. Для наглядности достижений заводится дневник самоотчета, стенд. Проводятся консультации родителей, обсуждаются способы внутрисемейного взаимодействия.
  • Устранение напряжения. С подростками отрабатываются навыки релаксации, дыхательные техники, выполняется коррекция ошибочных суждений, вызывающих напряжение. У детей младшего возраста снятие напряжения осуществляется через телесный контакт – объятия, поглаживания, массаж. Второй способ – творческие занятия (детская арт-терапия): рисование, лепка, создание, обыгрывание сказок.
  • Самоконтроль. Скованность, стеснительность тревожных детей – проявления сверхконтроля. Через сказкотерапию, организованную ролевую игру ребенок научается выражать свои эмоции (страх, беспокойство), осознавать, принимать их.

Наряду с психологической помощью может использоваться медикаментозное лечение – антидепрессанты, противотревожные препараты (транквилизаторы). Необходимость приема лекарств, схема терапии определяется психиатром индивидуально.

Прогноз и профилактика

Повышенная тревожность детей и подростков хорошо поддается коррекции психологическими методами. Для скорейшего выздоровления важно чтобы эти методы применялись в повседневной жизни – родителями, родственниками, учителями. Профилактика заключается в развитии, поддержании чувства уверенности, защищенности. Родителям необходимо сопоставить свои требования с возможностями ребенка, чаще хвалить его за успехи, поддерживать при неудачах. Стоит обсуждать все сложные жизненные ситуации, совместно находить оптимальный выход, закреплять способ поведения – вырабатывать эффективные поведенческие паттерны (что сказать обидчику, как отвечать у доски). Повышению уверенности, снятию соматических симптомов способствует регулярная физическая активность. Рекомендуется подбирать спортивные занятия, приносящие удовольствие ребенку.

Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении повышенной тревожности детей и подростков.

Источники

  1. Настоящая статья подготовлена по материалам сайта: https://www.krasotaimedicina.ru/

ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у учащихся 11-го класса при подготовке к ЕГЭ

Дроганова Наталья Андреевна, студенткаФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинск[email protected]

Психологопедагогическая коррекция ситуативной тревожности у учащихся 11гокласса при подготовке к ЕГЭ

Аннотация.В статье представлен анализ особенностей ситуативной тревожности у учащихся 11гокласса. Раскрыта модель психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности у учащихся 11гокласса при подготовке к ЕГЭ.Ключевые слова: тревожность, ситуативная тревожность, феномен тревоги, старший школьный возраст, школьная тревожность, тревожные дети.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх. Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога–реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность–индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают (Аракелов Н.Е., ЛысенкоЕ.Е., Долгова В.И., Аркаева Н.И., Ордина И.П., Крюкова С.В., Слободяник Н.П., Немов Р. С., Прихожан А.М., Ремшмидт Х. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]). Цель:теоретически обосновать и экспериментально установить уровень ситуативной тревожности у учащихся 11хклассов в период подготовки к ЕГЭ. Составить коррекционную программу с целью снижения ситуативной тревожности.Объект исследования: психологические особенности личности старших школьников.Предмет исследования: учащиеся 11хклассов в период подготовки к ЕГЭ.Методы: теоретический –это анализ психологопедагогической литературы.Эмпирический–эксперимент и тестирование по методикам: «Шкала тревожности»Кондаша, тест исследования тревожности «опросник Спилберга», опросник Филлипса.Так, А. М. Прихожан указывает, что тревожность –это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [7].По определению Р.С. Немова: «Тревожность –постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»[6].Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, в свою очередь, отмечают, что тревожность –это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами. Тревожность –как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги [1]. Старший школьный возраст –это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте,открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего [8].Ситуативная школьная тревожность может проявляться и в том, что ребенок минимизирует свое участие в потенциально тревожащих ситуациях. Если тревожность сфокусирована преимущественно вокруг ситуации проверки знаний, она может проявляться в том, что ребенок отказывается принимать в них участие или старается сделать это как можно более незаметно. При ответе на вопрос учителя говорит очень тихо, почти неслышно (что, как правило, раздражает учителя и тем самым подкрепляет школьную тревожность ребенка), либо просто отказывается отвечать, иногда сопровождая свой отказ бурной эмоциональной реакцией (слезами, агрессивными вспышками). Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами [5].

Этапы, методы, методики.1)Поисковоподготовительный этап: теоретическое изучение психологопедагогической литературы, подбор методик. На этом этапе выполнено изучение психологопедагогической литературы по проблеме тревожности учащихся 11 класса. Была подобрана методика с учетом возрастных характеристик и темы исследования.2)Опытноэкспериментальный этап: тестирование и обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по методике Р.Кондаша.Затем полученные результаты были обработаны.3)Контрольнообобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы.Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 17 детей старшего подросткового возраста. Общие сведения о коллективе. Среди школьников есть дети 17 и 18 лет. В классе 10 мальчиков и 7 девочек. В коллективе 5 из 17 детей воспитываются в неполной семье.Охарактеризация использованных методов и методик исследования:Анализ литературы–это метод научного исследования, предполагающий операцию мысленного расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметнопрактической деятельности [6]. Обобщение–это форма приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира.Тестирование –это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачитесты, имеющие определенную шкалу значений.Основные достоинства данного метода: стандартизация условий и результатов, оперативность и экономичность, количественный понятийный характер оценки, оптимальная трудность заданий и надежность результатов.В работе была применена методика Р. Кондаша «Диагностика уровня тревожности у подростков».Особенность данной методики состоит в том, что человек оценивает не наличие или отсутствие у себя какихлибо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Ее преимущество заключается в том, что она позволяет выявить области действительности, являющиеся для школьника основным источником тревоги.РезультатыПервой была проведенаметодика Р. Кондаша «Диагностика уровнятревожности у подростков».Методика включает ситуации трех типов:1)ситуации, связанные со школой, общением с учителями;2)ситуации, актуализирующие представление о себе;3)ситуации общения. Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в следующей таблице.

Виды тревожности

Вид тревожностиНомер пункта шкалыШкольная1469101316202530Самооценочная351214192223272829Межличностная27811151718212426

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные показатели интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель повсей шкале –общего уровня тревожности.При интерпретации результатов тестирования были выявлены результаты по шкале общей тревожности:

Рис.1.Результаты исследования по шкале общей тревожности по методике О. Кондаша «Диагностика уровня тревожностиу подростков»

3 (18%)–высокий, потому что, испытывают сильное чувство тревоги по всем видам.

1 (6%) –повышенный, так кактревожность высокая практически по всем видам. 10 (59%) –нормальный, испытывают тревожность только по одному виду. 3 (18%) –испытывают «чрезмерное спокойствие», потому что имеют самые низкие показатели по всем видам тревожности.В процессе интерпретации результатов тестирования были выявлены результаты по шкале межличностной тревожности:

020406080100уровень общей тревожности65918Колличество испытуемых в%очень высокийвысокийповышенныйнормальный»чрезмерное спокойствие»Рис.2.Результаты исследования по шкале межличностной тревожности по методике О. Кондаша «Диагностика уровня тревожности у подростков»

1 чел.(6%) имеет очень высокий уровень тревожности, так как постоянно слышит за своей спиной смех и боится выступать перед большой аудиторией. 2 (12%)–высокий, так какна них не обращают внимания и молчат, когда испытуемые подходят к одноклассникам.2 (12%) –повышенный, так какиспытывают трудность в принятии решения. 12 (70%)–нормальный, так какпрактически не испытывают никаких затруднений. При интерпретации результатов тестирования были выявлены результаты по шкале самооценочной тревожности:

Рис. 3.Результаты исследования по шкале самооценочной тревожности по методике О. Кондаша «Диагностика уровня тревожности у подростков»

2 чел. (12%)–высокий уровень, потому что, испытывают волнение, когда оценивается их работа и при сравнении себя с другими.

1 (6%)повышенный, так какбоится участвовать в конкурсах и соревнованиях. 7 (41%)–нормальный, так какпрактически не испытывают никаких затруднений. 7 (41%)–испытывают «чрезмерное спокойствие», потому что не испытывают затруднений вообще.

020406080100уровни межличностной тревожности6121270Колличество испытуемых в%очень высокийвысокийповышенныйнормальный»чрезмерное спокойствие»020406080100уровни самооценочной тревожности1264141Колличество испытуемых в%очень высокийвысокийповышенныйнормальный»чрезмерное спокойствие»При интерпретации результатов тестирования были выявлены результаты по шкале школьной тревожности:

Рис.4. Результаты исследования школьной тревожности по методике О. Кондаша «Диагностика уровня тревожности у подростков»

1человек (6%)имеет высокий уровень тревожности, так какне понимает объяснений учителя и не может справиться с домашним заданием. 6 чел. (35%)–имеют повышенный уровень, так какбоятся отвечать у доски.9 (53%)–нормальный уровень, так какпрактически не испытывают никаких затруднений. 1 (6%)–испытывает «чрезмерное спокойствие», потому что не испытывает затруднений вообще.На данный момент происходит реализация программы коррекции ситуативной тревожности у учапщихся 11гокласса при подготовке к ЕГЭ.Выводы:Таким образом, с помощью нашего исследования была выявлена группа риска, с которой будет осуществляться психологопедагогическая коррекция.Особенностями проявления ситуативной тревожности у учащихся 11гокласса являются эмоциональное переживание, беспокойство, неуютность и неуверенность за свое благополучие.Закрепление и усиление ситуативной тревожности ведет затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который в свою очередь, порождает негативные прогностические оценки. Высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности.

Ссылки на источники1.Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Психологический журнал –1997.2.Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие (монография) –Челябинск: Искра, 2012–229 с.3.Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной Яконцепции старших школьников//Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. –2012. –№ 4.–С. 6365.0102030405060708090100уровни школьной тревожности635536Колличество испытуемых в%очень высокийвысокийповышенныйнормальный»чрезмерное спокойствие»Долгова В.И., Ткаченко В.А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам//Научное мнение. 2012. №8. С. 89103.5.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие –М.: Генезис. –2005.6.Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. –М.: “ВЛАДОС”. –19997.Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст .–СПб.: Питер, 20078.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.

Natalia Droganova, a student, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, [email protected] correction situational anxiety students of 11th class in preparation for the examAbstract.The article presents the analysis of the features of situational Trevorness of students in the 11th grade. Disclosed model of psychopedagogical cor correction situational anxiety in students in 11th class in preparation for the exam.Key words:anxiety, situational anxiety, the phenomenon of anxiety, senior school age, school anxiety, anxious children.

Рекомендовано к публикации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

Понимание тревоги у детей и подростков

Как родитель, учитель, няня или даже сосед, вы можете заметить поведение, которое вас беспокоит. Хотя вы, возможно, не сможете сразу определить это, вы знаете, что что-то не так.

Тревожность у детей может проявляться по-разному, например, избеганием деятельности или переживаний, раздражительностью и проблемами со сном. Все это может указывать на проблему большую, чем просто «дети остаются детьми».

Но что такое беспокойство и что вызывает его у детей? Какие симптомы следует искать? И как им можно успешно управлять?

Продолжайте читать, чтобы узнать

  • Как тревога проявляется у детей и подростков
  • Понимание типов тревоги и симптомов
  • Как лечится тревога у детей и подростков

Понимание психического здоровья у детей и подростков

Психическое здоровье проблемы могут возникать как реакция на стрессовые факторы окружающей среды, включая травму, смерть любимого человека, школьные проблемы и/или травлю. Все эти и многие другие факторы могут вызывать тревогу у детей и подростков.

Крайне важно замечать изменения у детей и подростков, поскольку симптомы большинства проблем с психическим здоровьем проявляются в возрасте до 25 лет. Очень важно решить эти проблемы как можно скорее: чем быстрее мы решим проблему, тем больше шансов, что молодой человек сможет вернуться к нормальной жизни. каждодневные занятия.

Тревожные расстройства могут повлиять на все стороны жизни молодого человека, включая его физическое здоровье, эмоциональное благополучие и развитие социальных навыков. Комбинированное воздействие может привести к тому, что дети почувствуют себя социально изолированными, стигматизированными и неспособными быть активными членами своего сообщества.

Психическое здоровье напрямую связано с физическим здоровьем ребенка. И физическое, и психическое здоровье влияет на то, как дети думают, чувствуют и действуют как внутри, так и снаружи.

Психическое здоровье для детей и подростков

Доктор Лиза В. Койн обсуждает важность психического здоровья детей и подростков и отвечает на вопросы аудитории о психическом здоровье детей и подростков.

Смотри!

Тревога может развиться у любого человека в любое время

Тревога — наиболее распространенное психическое расстройство. Это затрагивает миллионы молодых людей в Соединенных Штатах.

Тревожные расстройства часто проявляются в виде чрезмерного беспокойства по поводу повседневных событий или действий (например, работы или домашних заданий), которое возникает чаще, чем нет, и мешает образовательной, профессиональной и/или социальной жизни.

Насколько распространена тревога у молодых людей?

  • Исследование, проведенное Национальным исследовательским советом и Институтом медицины, показало, что примерно 32% подростков, живущих в США, страдали тревожным расстройством
  • Хотя тревожные расстройства чаще возникают у женщин, чем у мужчин, возраст, этническая принадлежность и географическое положение не играют роли в развитии тревоги
  • К сожалению, только 7% молодых людей, нуждающихся в психиатрической помощи, получают ее

Не все тревоги одинаковы

Тревога — это нормальная реакция организма на стресс. Однако дети, которые борются с клинической тревогой, сталкиваются с вмешательством в свою повседневную социальную, академическую или домашнюю жизнь. Хотя тревога является универсальным эмоциональным переживанием, чрезмерная тревога может указывать на наличие проблемы, которую необходимо решить.

Может быть трудно определить тип беспокойства, которое испытывает человек. Некоторые тревоги кратковременны и ситуативны, а другие внезапны и необъяснимы.

Изучение разницы между стрессом, страхом, неуверенностью, паникой и социальной тревожностью может помочь понять признаки и симптомы беспокойства.

Стресс и тревога

Стресс, как и тревога, является эмоциональной реакцией. Стресс обычно вызывается внешним триггером, например экзаменом или ссорой с другом. Тревога, с другой стороны, может быть внутренне созданным страхом, который, кажется, живет собственной жизнью. Оба имеют схожий набор симптомов: усталость, трудности с концентрацией внимания, гнев или раздражительность, проблемы со сном. В отличие от стресса, клиническая тревога не является краткосрочной и не исчезает после устранения стрессора.

Страх и тревога

Страх — это эмоциональная реакция на реальную или воображаемую угрозу. Тревога – это ожидание будущей угрозы. Люди также используют слово «беспокойство» для описания затяжной нервозности или постоянного чувства напряжения или беспокойства.

Неопределенность

Тревожные люди нетерпимы к неопределенности. Иногда люди с тревогой называют это «страхом неизвестного». Те, кто постоянно беспокоится, приравнивают неопределенность к плохим результатам. Чтобы снизить риск будущей угрозы, люди с тревогой могут попытаться свести к минимуму количество неопределенных ситуаций, с которыми они сталкиваются. Это избегание усиливает тревогу в долгосрочной перспективе.

Паника

Паническая атака — это всплеск тревоги, который достигает пика между 10 и 30 минутами и включает по крайней мере несколько физических симптомов, таких как учащенное сердцебиение или одышка. Панические атаки могут возникать внезапно или иметь идентифицируемый триггер.

Люди, страдающие паническим расстройством, испытывают приступы паники, которые возникают совершенно неожиданно, и боятся повторения приступов паники в будущем. Они также могут начать избегать ситуаций, в которых, по их мнению, может случиться паническая атака.

Часто людям с паническим расстройством кажется, что они теряют контроль, у них случается сердечный приступ или они умирают.

Некоторые физические симптомы панического расстройства включают:

  • Учащенное сердцебиение
  • Потливость
  • Боль в груди
  • Одышка
  • Головокружение
  • Расстройство желудка

Чем отличаются паника и тревога? Будь то неспровоцированные или спровоцированные, панические атаки происходят быстро и достигают своего апогея в течение нескольких минут. Тревога может появляться постепенно и длиться в течение длительного периода времени.

Социальная тревожность

Социальное тревожное расстройство — это боязнь осуждения или смущения в социальных ситуациях. У детей социальная тревожность часто возникает в среде сверстников, включая школу и внеклассные занятия. Это также может произойти при взаимодействии со взрослыми или представителями власти.

В основе социальной тревожности у детей и подростков лежит беспокойство по поводу того, что другие будут негативно оценивать их в социальных ситуациях. Их может беспокоить то, что другие считают их беспокойными, слабыми, глупыми, скучными, пугающими, грязными или неприятными.

Некоторые дети и подростки боятся обидеть других и в результате почувствовать себя отвергнутыми. Дети, которые испытывают социальную тревожность, могут избегать целого ряда социальных событий, таких как участие в классе, прием пищи перед другими, участие во внеклассных мероприятиях, заказ в ресторане, использование общественных туалетов и посещение общественных мероприятий со сверстниками.

Некоторые из характерных симптомов социальной тревожности:

  • Покраснение
  • Дрожь
  • Заикание или заикание
  • Потливость
  • Глядя
  • Плакать или закатывать истерику
  • Замораживание на месте
  • Цепляние за сверстника или родителя
  • Уменьшиться, чтобы стать менее заметным

При социальной тревожности происходит интенсивное избегание социальных ситуаций. Часто сильный страх и тревога человека усиливаются по мере того, как он избегает ситуации. Хроническая социальная тревога часто длится как минимум шесть месяцев. Симптомы социального тревожного расстройства должны сохраняться не менее шести месяцев, прежде чем будет рассмотрен вопрос о диагнозе.

Тревога разлуки

Тревога разлуки — одно из наиболее распространенных тревожных расстройств у детей. Это включает в себя беспокойство о том, что что-то плохое случится с ребенком или опекуном после разлуки.

Это может привести к чрезмерному беспокойству, проблемам со сном, социальному дистрессу, физическим симптомам беспокойства или трудностям в школе.

Как правило, тревога разлуки достигает пика в возрасте трех лет. По мере того, как функция мозга детей продолжает развиваться, они могут лучше понять, что разлука с объектом привязанности не является постоянной. Кроме того, чем старше они становятся, тем более самостоятельными становятся.

Однако при расстройстве тревоги разлуки это беспокойство не уменьшается и может усиливаться.

Фобии

Фобии — это боязнь объектов или ситуаций. Этот тип беспокойства может разрушить жизнь человека. Некоторые очень распространенные фобии у детей и подростков:

  • Гемофобия (боязнь крови)
  • Эметофобия (страх рвоты или боязнь рвоты у других)
  • Трипанофобия (боязнь игл или медицинских процедур, связанных с инъекциями/иглами для подкожных инъекций)

Страх, связанный с фобиями, возникает очень быстро. Это беспокойство обычно присутствует в течение шести месяцев или дольше.

Избирательный мутизм

Избирательный мутизм проявляется в том, что ребенку трудно говорить в одной или нескольких социальных средах, например, в школе или в общественных местах, даже если ребенок свободно говорит в других условиях, например, дома с семьей.

Хотя дети с селективным мутизмом обладают языковыми навыками, тревога часто мешает детям с селективным мутизмом разговаривать с другими людьми вне дома.

Чего вы на самом деле не знаете о тревоге

Хотя слово «тревога» широко используется, это все еще очень неправильно понимаемое состояние. Чтобы лучше понять тревогу у детей и подростков, важно знать, что такое тревога, а что нет. Вот несколько распространенных мифов о тревоге.

Миф: люди могут просто «отключиться» от беспокойства

Беспокойство — это не выключатель, который можно включать и выключать. В то время как беспокойство ребенка или подростка, который испытывает тревогу, например, нахождение рядом с незнакомцами или в небольшом пространстве, может показаться тривиальным, для них это не так. Поскольку цикл беспокойства и избегания подпитывается сам по себе, чаще всего человеку с тревогой требуется профессиональная помощь, чтобы сломать этот шаблон.

Миф: тревога не поддается лечению

Тревога поддается лечению. Каждый случай тревоги так же уникален, как ребенок или подросток, у которого она диагностирована. То, что работает для одного человека, может не работать для другого, поэтому необходимо терпение, чтобы найти лечение и поддержку, необходимые для достижения успеха каждому молодому человеку.

Миф: Людям нужны лекарства, чтобы справиться со своим беспокойством

Во многих случаях для лечения беспокойства не требуется длительный прием лекарств. Иногда предлагается краткосрочное использование лекарств для уменьшения симптомов, когда кто-то начинает план лечения. Существует множество проверенных способов лечения беспокойства, в том числе планы, включающие медитацию и осознанность, индивидуальную и групповую терапию, упражнения и многое другое. Медикаментозное лечение — это всего лишь один из вариантов лечения тревоги, который может работать, а может и не работать для пациента.

Миф: дети не беспокоятся, они просто застенчивы

Хотя застенчивые дети и подростки могут чаще испытывать социальную тревогу, это не одно и то же. Застенчивость не вызывает сильного беспокойства или паники в социальной среде. Застенчивость, кроме того, является частью личности ребенка. Социальная тревожность — это боязнь смущения в социальной ситуации, которая вызывает избегание.

Миф: дети и подростки не беспокоятся, они просто ищут внимания

Тревога имеет разные физические симптомы у разных людей. В результате дети и подростки могут быть злыми, раздражительными, плохо спать, замкнутыми или закатывать истерики. Хотя такое поведение может привлечь внимание, это может быть беспокойство, которое влияет на их мозг и действия и заставляет их реагировать.

Понимание мифов о тревоге — один из первых шагов в понимании состояния. Чем больше мы знаем об этом, тем больше мы можем помочь другим в поиске диагноза и уходе без осуждения или стигматизации.

Как понять, что у ребенка или подростка тревога?

Несмотря на наличие общих симптомов тревоги, у ребенка или подростка могут отсутствовать все симптомы или какие-либо видимые симптомы.

Физические симптомы тревоги могут включать:

  • Постоянные боли в животе или головные боли
  • Гоночное сердце
  • Одышка
  • Желудочно-кишечные расстройства, включая, помимо прочего, тошноту и рвоту
  • Раздражительный или легковозбудимый
  • Слишком мало спит
  • частые кошмары
  • Низкое энергопотребление
  • Постоянно движется или не может усидеть на месте
  • Частые истерики

Эмоциональные и поведенческие симптомы могут включать:

  • Постоянное обсуждение страхов и тревог
  • Проводить больше времени в одиночестве или избегать общественных мероприятий
  • Ухудшение успеваемости, в том числе пропуск занятий или школьного дня в целом

Когда мне следует обратиться за помощью?

Если вы считаете, что ваш ребенок или подросток склонен к избеганию и/или испытывает сильный стресс, важно обратиться за помощью в выявлении проблемы и разработке успешных стратегий преодоления. Чем раньше вы обратитесь за помощью к молодому человеку, тем больше у него шансов на положительный исход.

Если вы считаете, что ребенку или подростку нужна помощь, обратитесь к их педиатру или к местному психиатру, например McLean.

Если вы не знаете, с чего начать, горячая линия Национального альянса по охране психического здоровья (NAMI) является отличным ресурсом, с которым можно связаться, позвонив по телефону 1.800.950.NAMI (6264).

Что вызывает тревогу?

Тревогу могут вызывать многие факторы. Факторы могут быть генетическими, приобретенными, экологическими или биологическими.

Генетика

Точно так же, как ребенок может быть высоким, как его родители, он может унаследовать склонность к беспокойству от своих родителей.

Выучено

Хотя некоторые дети рождаются более тревожными, чем другие, дети также могут имитировать тревожное поведение, находясь рядом с тревожными людьми. Дети также могут демонстрировать беспокойство по поводу ситуации или объекта после того, как воспитатели моделируют страх и избегание ситуации или объекта.

Окружающая среда

Тревога может развиться после стрессового события, включая смерть, болезнь, частую смену дома или школы, издевательства или жестокое обращение. Кроме того, тревога также может быть сопутствующим состоянием наряду с депрессией, синдромом дефицита внимания/гиперактивности, расстройствами аутистического спектра, расстройствами пищевого поведения и другими психическими расстройствами.

Биологический

В мозге нейротрансмиттеры — это химические вещества, которые сообщают нашему телу, как мы должны себя чувствовать. Если нейротрансмиттеры не посылают правильные сообщения в нужное время, люди могут быть биологически склонны к большему беспокойству.

Вы спросили, мы ответили

Доктор Р. Мередит Элкинс отвечает на вопросы аудитории о тревоге у детей и подростков.

Смотри

Какие существуют методы лечения тревоги?

Тревожные расстройства лечат несколькими способами. Все, от терапии и лекарств до групп поддержки и проверенных методов управления стрессом, может помочь людям успешно справиться с тревожным расстройством.

Терапия

Большинство вариантов лечения тревожности включают разговорную терапию, иногда называемую психотерапией.

Разговорная терапия — это эффективный метод лечения людей с широким спектром психических расстройств, включая тревогу. Занятия могут проводиться индивидуально, с родителями или семьями или в групповой обстановке. Работая непосредственно с терапевтом, пациенты могут научиться лучше контролировать свои симптомы тревоги.

Во время сеансов терапии используются проверенные методы лечения. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) с терапией воздействия и предотвращения реакции (ERP), терапией принятия и приверженности (ACT) и межличностной терапией (IPT) являются распространенными научно обоснованными методами лечения детской тревожности.

Когнитивно-поведенческая терапия с предупреждением воздействия и реакции

Одним из наиболее эффективных подходов к лечению тревожных расстройств является когнитивно-поведенческая терапия с ERP. КПТ — это разговорная терапия, которая помогает детям понять связь между их мыслями, чувствами и поведением, а также инструменты для управления ими. С помощью предотвращения воздействия и реагирования они постепенно учатся сталкиваться со своими страхами и справляться со сложными переживаниями.

Эти методы лечения помогают пациенту определить и изменить свои негативные модели мышления. КПТ также может обучать социальным навыкам, в том числе уменьшению социальной тревожности.

Терапия принятия и приверженности

ACT — это поведенческая терапия, которая сочетает в себе самопринятие и осознанность с обязательством измениться в соответствии со своими ценностями. Это помогает достичь психологической гибкости — это означает, что независимо от беспокойства, с которым сталкивается пациент, он может адаптироваться и оставаться в настоящем моменте. В ACT пациент обязуется решать проблемы напрямую, а не избегать их, и помогает пациенту принять сложные моменты.

Межличностная терапия

Часто используется для лечения депрессии, ИПТ представляет собой краткосрочное лечение тревоги. В ИПТ пациенты учатся понимать лежащие в их основе межличностные проблемы, чтобы лучше выражать свои эмоции. Некоторые из межличностных проблем, которые часто затрагиваются, включают изменения в социальной среде, конфликты с близкими и трудности в школе. ИПТ может помочь пациентам улучшить свое общение и отношения с другими людьми.

Лекарства

Врачи могут прописывать различные виды лекарств для лечения тревоги. Противотревожные препараты уменьшают симптомы тревоги, приступов паники, сильного беспокойства или страха. Один класс лекарств, основанный на доказательствах, известен как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина или СИОЗС. Они могут облегчить симптомы тревоги и уменьшить симптомы депрессии, которые часто совпадают с тревожными расстройствами.

Группы поддержки

Существует множество групп поддержки, лично или виртуально, которые помогают людям с тревожными расстройствами. Будь то группа самопомощи или группа поддержки, рекомендуется, чтобы врач дал рекомендации, прежде чем приступить к работе с группами поддержки, чтобы обеспечить здоровье и безопасность детей.

Методы управления стрессом

Управление стрессом особенно важно для людей с тревожными расстройствами. Медитация и стратегии выживания помогают человеку успокоиться, что может усилить эффект терапии.

Стратегии выживания и техники медитации включают:

  • Выделение времени в течение дня для расслабления
  • Питательная пища и ограничение потребления кофеина
  • Упражнения, включая йогу
  • Здоровый режим сна, в том числе меньше времени перед сном перед сном
  • Упражнения на глубокое дыхание
  • Приемка
  • Изучение триггеров
  • Разговоры и обмен опытом с другими
  • Обращение к врачу или терапевту для обсуждения стратегий снижения стресса

Как диагностируется тревога?

Тревожность должна диагностироваться обученными лицензированными врачами, такими как психиатр или педиатр.

В зависимости от симптомов медицинский работник может провести плановые лабораторные анализы во время первоначального осмотра, чтобы исключить другие возможные причины симптомов. В некоторых случаях может потребоваться рентген, сканирование или другие визуализирующие исследования.

Медработник может задать ребенку и/или родителю(ям) ряд вопросов из стандартизированной анкеты или может попросить их пройти самооценку симптомов.

Тревожность может быть диагностирована наряду с дополнительными состояниями, так как, в частности, при ГТР часто встречаются другие состояния. В некоторых случаях также могут присутствовать большая депрессия, злоупотребление психоактивными веществами, посттравматическое стрессовое расстройство и обсессивно-компульсивное расстройство. В этом случае могут потребоваться дополнительные обследования и лечение.

Беспокойство излечимо — есть надежда!

Тревожные расстройства встречаются гораздо чаще, чем вы думаете. Если вы чувствуете, что у вас может быть беспокойство, или думаете, что у вашего ребенка есть беспокойство, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья. Хотя диагноз тревожности может показаться пугающим, наличие диагноза означает, что можно разработать план лечения, чтобы помочь вашему ребенку.

Тревога — это хроническое заболевание, но с ним можно справиться, и нечего стыдиться — или бояться — этого. Обратитесь к педиатру вашего ребенка или в психиатрическое учреждение, например McLean, чтобы найти необходимое лечение.

Позвольте нам помочь вашему ребенку снова почувствовать себя ребенком. McLean предлагает лечение тревоги мирового класса для детей, подростков и молодых людей. Свяжитесь с нами сегодня по телефону 877.626.8140, чтобы узнать больше о вариантах лечения.

Хотите узнать больше?

Ищете еще больше информации о тревоге? Вы можете найти эти ресурсы полезными.

Интересные статьи, видео и многое другое

Узнайте больше о беспокойстве и о том, что вы можете сделать, если вы или ваш близкий человек проявляете признаки беспокойства или связанных с ним расстройств.

  • Видео: часто задаваемые вопросы о психическом здоровье детей и подростков
  • Все, что вам нужно знать о тревоге
  • Страх, тревога и фобии: что нужно знать
  • Видео: Ваши самые популярные вопросы о тревоге у детей и подростков
  • Все, что вам нужно знать об ОКР у детей и подростков
  • Видео: сенсорно-ориентированные стратегии управления ежедневным беспокойством
  • Найдите все ресурсы McLean по тревоге и психическому здоровью молодежи

Полезные ссылки

В этих организациях также может быть полезная информация:

Американская ассоциация тревожности и депрессии
Организация, занимающаяся повышением осведомленности и улучшением диагностики и лечения тревожных расстройств у детей и взрослых.

The Child Anxiety Network
Целью этой организации является предоставление подробной и удобной информации о детской тревожности. Они также предлагают направление для тех, кто не знает, куда обратиться, если они думают, что их ребенок или ребенок, которого они знают, могут нуждаться в профессиональной помощи, чтобы справиться с тревогой.

Книги о тревоге

Темы

  • Дети и подростки
  • Беспокойство

Признаки, симптомы и последствия беспокойства у подростков

Беспокойство является нормальной частью подросткового и подросткового возраста, так как это один из самых стрессовых периодов в жизни человека. Некоторая тревога является нормальной реакцией на стрессовые ситуации. Это может помочь подросткам справиться со сложной ситуацией, усерднее подготовиться к экзамену и сосредоточиться на важной задаче. Для большинства людей тревога часто является безобидной фазой, которая длится какое-то время и исчезает сама по себе. Однако существует множество тревожных расстройств, которые могут повлиять на жизнь детей, заставляя их испытывать страх, застенчивость и нервозность, а также заставлять их избегать определенных видов деятельности и мест.

Тревожные расстройства, один из наиболее распространенных типов проблем с психическим здоровьем, с которыми сталкиваются люди всех возрастов, представляют собой расстройства психического здоровья, которые включают крайнюю степень непрекращающегося страха, нервозности, страха или беспокойства. Когда тревога становится чрезмерным, иррациональным страхом, она становится инвалидизирующим, но излечимым состоянием психического здоровья. Наиболее распространенные формы подростковых тревожных расстройств включают:

Генерализованное тревожное расстройство (ГТР)  характеризуется крайней тревогой по поводу различных событий, включая прошлые, настоящие и будущие события. Дети и подростки с ГТР беспокоятся по многим вопросам, включая прошлые разговоры или поведение, предстоящие события, школу, семейные проблемы, свое здоровье, компетентность в учебе или спорте, а также мировые события. Многие подростки с ГТР обнаруживают, что им трудно контролировать чрезмерное беспокойство и что это беспокойство мешает их повседневной жизни. ГТР возникает больше дней, чем нет, в течение шести месяцев или дольше.

Паническое расстройство  приводит к повторяющимся паническим атакам и стойкому беспокойству, что приступ может привести к новым паническим атакам или физическому или психологическому вреду. Подростки, страдающие паническим расстройством, могут избегать выхода на улицу и участия в мероприятиях из-за страха, что может произойти приступ. Приступы паники включают чувство сильного страха и беспокойства, состоящее из физических симптомов и пугающих мыслей. Без лечения это может привести к агорафобии.

Тревога разлуки  может быть вызвана нежеланием расставаться с близкими людьми или с домом.