Диагностика умственного развития детей 6 12 лет: Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Цели и задачи исследования
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-12 лет Э.Ф. Замбицявичене | Материал:
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-12 лет
Э.Ф. Замбицявичене
Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р.Амтхауэру. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра включает в себя 9 субтестов, применяемых для измерения речевых, математических способностей, пространственного воображения и памяти и рассчитан на групповое применение для детей от 7 лет и старше.
Область применения: определение уровня интеллектуального развития, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащихся.
Описание методики. Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учётом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.
Третий субтест – задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвёртый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).
Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.2, 1.3, 1.20.
Инструкция.
1 субтест.
Инструкция для испытуемого: «Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?»
2 субтест.
Инструкция испытуемому: «Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?»
3 субтест.
Инструкция испытуемому: «К слову «птица» подходит слово «гнездо». Скажи, какое слово подходит к слову «собака» так же, как к слову «птица» подходит слово «гнездо». Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову «роза» так же, как к слову «огурец» подходит слово «овощ». Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец – овощ, а роза — …»
4 субтест.
Инструкция испытуемому: «Каким общим словом можно назвать…?»
Задание к субтесту I
Задание | Оценка выполнения в баллах |
1. У сапога есть … шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы. | 1,9 |
2. В тёплых краях обитает…медведь, олень, волк, верблюд, пингвин. | 2,8 |
3. В году…24 мес.,3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. | 2,7 |
4. Месяц зимы…сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март. | 2,3 |
5. В России не живёт…соловей, аист, синица, страус, скворец. | 2,6 |
6. Отец старше своего сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда. | 2,2 |
7. Время суток…год, месяц, неделя, день, понедельник. | 2,8 |
8. Вода всегда…прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная. | 3,4 |
9. У дерева всегда есть…листья, цветы, плоды, корень, тень. | 2.8 |
10. Пассажирский транспорт…комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз. | 2.6 |
Задание к субтесту II
Задание | Оценка выполнения в баллах |
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. | 2,6 |
2. Река, озеро, море, мост, болото. | 2,3 |
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. | 2,7 |
4. Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород. | 2.6 |
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита. | 2,4 |
6. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. | 2,5 |
7. Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат. | 2,5 |
8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля. | 2,3 |
9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение. | 3,0 |
10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. | 2,7 |
Задание к субтесту III
Задание | Оценка выполнения в баллах | ||
1 | Огурец | Роза | 2,0 |
овощ | Сорняк, роса, садик, цветок, земля | ||
2 | Огород | Сад | 2,4 |
морковь | Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | ||
3 | Учитель | Врач | 2,2 |
ученик | Очки, больница, палата, больной, термометр | ||
4 | Цветок | Птица | 2,6 |
ваза | Клюв, чайка, гнездо, перья | ||
5 | Перчатка | Сапог | 2,4 |
рука | Чулки, подошва, кожа, нога, щётка | ||
6 | Тёмный | Мокрый | 2,1 |
светлый | Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный | ||
7 | Часы | Термометр | 2,5 |
время | Стекло, температура, кровать, больной, врач | ||
8 | Машина | Лодка | 2,2 |
мотор | Река, маяк, парус, волна | ||
9 | Стол | Пол | 2,2 |
скатерть | Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди | ||
10 | Стул | Игла | 2,1 |
деревянный | Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |
Задание к субтесту IV
Задание | Оценка выполнения в баллах |
1. Метла, лопата — …(инструменты) | 2,6 |
2. Лето, зима — …(времена года) | 2.1 |
3. Окунь, карась — …(рыбы) | 3.0 |
4. Огурец, помидор — …(овощи) | 2.2 |
5. Сирень, ракита — …(кустарники) | 2.6 |
6. Шкаф, диван — …(мебель) | 3.0 |
7. Июнь, июль — …(месяцы) | 2.4 |
8. День, ночь — …(время суток) | 2.8 |
9. Слон, муравей — …(животные) | 2.2 |
10. Дерево, цветок — …(растения) | 2.2 |
Правильные ответы:
1 субтест.
а. подошва
б. верблюд
в. 12
г. февраль
д. страус
е. цветы
ж. день
з. жидкая
и. корень
к. Москва
2 субтест
а. фасоль
б. мост
в. песок
г. Москва
д. орешник
е. указка
ж. Нестеров
з. лебедь
и. число
к. вкусный
3 субтест
а. георгин/цветок
б. врач /больной
в. Сад / яблоня
г. птица / гнездо
д. сапог / нога
е. мокрый/сухой
ж. термометр /температура
з. лодка/парус
и. игла / стальная
к. пол / ковёр
4 субтест
а. рабочие инструменты е. мебель
б. рыба ж. растение
в. время года з. время суток
г. овощ и. животное
д.куст к. месяц лета
Оценка и интерпретация результатов
1 субтест (дифференциация признаков, запас знаний).
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?». После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «всегда», что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.
2 субтест (исследование операций обобщения и абстрагирования,
умения выделять существенный признак)
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?и. При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7,9,10-й проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8-й пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».
3 субтест (исследование способности устанавливать логические связи и отношения)
За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.
4 субтест (способность к обобщению).
При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.
При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 баллов (100 процентов оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей ЗПР (задержка психического развития) относится обследуемый.
Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:
ОУ = К х 100% / 40
где К — сумма баллов, полученных испытуемым.
На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):
4 уровень успешности — 32 балла и более (80 — 100% ОУ),
3 уровень — 31,5 — 26 баллов (79,0 — 65%),
2 уровень — 25,5 — 20 баллов (64,9 — 50%),
1 уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).
Обработка и интерпретация данных.
Каждому заданию присваивается определённая оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путём суммирования баллов по всем 10 заданиям.
В первых трёх субтестах правильные ответы выделены курсивом, а в 4 субтесте даны в скобках.
Оценка в баллах по каждому заданию получается путём суммирования всех правильных ответов по данному субтесту. Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов, — по 26 баллов, III – 23 балла, IV – 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 1000 баллов.
Интерпретация полученных школьником результатов проводится следующим образом:
100 — 80 баллов – высокий уровень умственного развития;
79 – 60 баллов – средний уровень;
59 – 40 баллов – недостаточный (ниже среднего) уровень развития;
39 – 20 баллов – низкий уровень развития;
меньше 20 баллов – очень низкий уровень.
При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые интеллектуальные умения, а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результаты.
Фамилия Имя Отчество____________________________________
дата __________класс_______школа_________
Задание 1
1. У сапога есть … шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы. 2. В тёплых краях обитает…медведь, олень, волк, верблюд, пингвин. 3. В году…24 мес.,3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. 4. Месяц зимы…сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март. 5. В России не живёт…соловей, аист, синица, страус, скворец. 6. Отец старше своего сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда. 7. Время суток…год, месяц, неделя, день, понедельник. 8. Вода всегда…прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная. 9. У дерева всегда есть…листья, цветы, плоды, корень, тень. 10. Пассажирский транспорт…комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз. |
Задание 2
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, болото. 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 4. Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород. 5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита. 6. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 7. Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат. 8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля. 9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение. 10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. |
Задание 3
1 | Огурец | Роза |
овощ | Сорняк, роса, садик, цветок, земля | |
2 | Огород | Сад |
морковь | Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | |
3 | Учитель | Врач |
ученик | Очки, больница, палата, больной, термометр | |
4 | Цветок | Птица |
ваза | Клюв, чайка, гнездо, перья | |
5 | Перчатка | Сапог |
рука | Чулки, подошва, кожа, нога, щётка | |
6 | Тёмный | Мокрый |
светлый | Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный | |
7 | Часы | Термометр |
время | Стекло, температура, кровать, больной, врач | |
8 | Машина | Лодка |
мотор | Река, маяк, парус, волна | |
9 | Стол | Пол |
скатерть | Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди | |
10 | Стул | Игла |
деревянный | Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |
Задание 4
1. Метла, лопата — |
2. Лето, зима — |
3. Окунь, карась — |
4. Огурец, помидор — |
5. Сирень, ракита — |
6. Шкаф, диван — |
7. Июнь, июль — |
8. День, ночь — |
9. Слон, муравей — |
10. Дерево, цветок — |
Задержка психического развития (ЗПР) у детей
Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу по лечению и профилактике ЗПР у детей.
Задержка психического развития (ЗПР) у детей — это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание от нормы психического развития в целом, или каких-либо его отдельных функций.
В особенности детей с ЗПР входит не только психическое недоразвитие (или замедленное развитие), но также и нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка, задержки в интеллектуальном росте. Дети с ЗПР больше отдают предпочтение игровой деятельности, их мышление дольше остается незрелым, а базовые знания специфичны и скудны. Чаще всего их интеллектуальный уровень значительно ниже, чем у сверстников.
Однако диагноз ЗПР не является клиническим, и всё выше перечисленное имеет полностью обратимый характер.
Понятие задержки психического развития (ЗПР)Понятие ЗПР включает в себя сложный механизм взаимодействия с окружающим миром, ежесекундный анализ происходящих изменений, реакции на возникающие проблемы.
Каждый день мы пропускаем через себя огромное количество самой разной информации, анализируем, делаем выводы, сохраняем полученный материал в памяти. Это позволяет нам, как виду, успешно эволюционировать, существовать в этом непростом мире. Своевременное развитие психических навыков и умений у детей позволяет им становиться успешными людьми в будущем.
На сегодняшний день все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей: совершенствуются методики обучения, проводится работа с детьми с зпр, улучшается качество образования. Однако, несмотря на это, некоторые ребята могут испытывать трудности в обучении, а также проявляется не способность освоить школьную программу в её полном объеме.
Исследования показали, что готовность ребенка к интеллектуальной деятельности напрямую связана с его психическим и коммуникативным развитием. И всё больше родителей обращаются к педиатрам за помощью, чтобы вовремя предотвратить и скорректировать возможные задержки и отклонения в психомоторном развитии ребенка.
Причины и симптомы задержки психологического развития у детей
Причины ЗПР у детей могут включать в себя различные факторы:
- поражения головного мозга вследствие врожденных заболеваний ребенка, нарушение нормального развития;
- проблемы матери во время беременности, сложные роды;
- хронические заболевания матери, употребление спиртных напитков во время беременности, психотропных препаратов и т. п.;
- наследственные факторы также нередко становятся причиной возникновения ЗПР у детей;
- неблагоприятные условия дома, проблемы с воспитанием, плохой уход или полная безнадзорность.
Для выявления причин задержки развития необходимо пройти комплексное обследование. Каждый человек уникален и по-своему неповторим, поэтому существует множество индивидуальных сопутствующих факторов, являющихся, в конечном итоге, причинами отставания в развитии ребенка. Записывайтесь, к нашим специалистам для выявления ЗПР на ранней стадии.
Симптоматика ЗПР у детей, как правило, выявляется на 5 году жизни. Но есть некоторые моменты, которые могут указать на возможные проблемы в будущем и в более раннем возрасте.
На что стоит обратить внимание прежде всего:
- отставание от сверстников в психо-эмоциональной сфере: как правило, проявляется в отсутствии самоконтроля, серьезных перепадах настроения, замкнутости и излишней эмоциональной стеснительности;
- проблемы с концентрацией внимания: ребенок не способен концентрироваться на каком-либо занятии, часто отвлекается и переключается на что-то другое, при этом и другое занятие не способно занять на длительное время;
- проблемы с восприятием окружающей действительности: ребенок не узнает предметы, не распознает простые схемы и контуры рисунков;
- отклонения в развитии памяти: отсутствует познавательная активность, свойственная ровесникам, быстро забывает пройденный материал, правила игр и т. п. В игровой же деятельности ребенок склонен к однообразным действиям, сюжет не отличается разнообразием, прямолинеен;
- проблемы с развитием речевых навыков: проявляется в скудном словарном запасе;
- общее отставание в развитии, отсутствие навыков мыслительного процесса.
Диагностика задержки психологического развития (ЗПР) у детей
В большинстве случаев родители обращаются за консультацией к специалистам, когда ребенку исполняется 7-8 лет, при возникновении первых проблем со школьной успеваемостью. Однако рекомендуется проводить диагностику ЗПР гораздо раньше.
Если Вы заметили замедления темпов развития моторики или речи у ребенка, появление проблем с памятью и вниманием, если обнаружились трудности с усвоением обучающей программы в детском саду, то, скорее всего, Вашему малышу показана диагностика ЗПР с целью выявления симптомов, причин ЗПР, если таковые обнаружатся, а также назначения своевременного лечения, корректирующей программы и консультаций смежных специалистов. Постановка основного диагноза возможна только после комплексной диагностики.
Лечением и развитием детей с ЗПР занимается врач-невролог, он поможет найти причину заболевания. Вы можете записаться на консультацию прямо сейчас!
Обследование ребенка с ЗПР проводится несколькими методами: полномасштабные обследования профильными специалистами, нейропсихологическое тестирование, возможно потребуется сделать МРТ головного мозга, КТ и ЭЭГ.
Лечение ЗПР у детей
Когда точно ставится диагноз «Задержка психического развития», врач составляет индивидуально подобранное лечение в соответствии с особенностями развития каждого ребенка в отдельности. Программа реабилитации должна носить комплексный характер, помощь оказываться не только со стороны врачей и специалистов, но и со стороны родителей.
Атмосфера в семье играет основополагающую роль. Благоприятный исход лечения ЗПР у детей во многом зависит от поведения и настроя взрослых. Нужно всегда помнить, что такие дети требуют особого подхода. Нужно как можно чаще хвалить ребенка, подбадривать, поддержка родителей придаст ему уверенности. Общайтесь, старайтесь всегда и везде обсуждать с ребенком увиденное, спрашивайте его о впечатлениях, шутите и вместе смейтесь, и пусть только хорошее настроение будет в вашем доме. Результат не заставит себя долго ждать. Со временем Ваш ребенок обязательно догонит сверстников, и все трудности останутся далеко позади.
Подробнее о коррекции ЗПР у детей можно прочитать по ссылке.
Записаться к нашим врачам в наш центр на Коломенской можно по телефону +7 (495) 150-13-32
,либо через форму обратной связи. Цены на консультацию вы можете посмотреть здесь
Запись основных этапов развития: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/002002.htm
Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.
Вехи развития — это поведение или физические навыки, наблюдаемые у младенцев и детей по мере их роста и развития. Переворачивание, ползание, ходьба и разговор считаются вехами. Вехи различны для каждого возрастного диапазона.
Существует нормальный диапазон, в котором ребенок может достичь каждой вехи. Например, некоторые дети могут начать ходить уже в 8 месяцев. Другие ходят уже в 18 месяцев, и это все еще считается нормальным.
Одной из причин посещения врача в раннем возрасте здоровым ребенком является наблюдение за его развитием. Большинство родителей также наблюдают за различными вехами. Поговорите с врачом вашего ребенка, если у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка.
Внимательное наблюдение за «контрольным списком» или календарем этапов развития может беспокоить родителей, если их ребенок не развивается нормально. В то же время вехи могут помочь выявить ребенка, нуждающегося в более детальном обследовании. Исследования показали, что чем раньше начинаются услуги по развитию, тем лучше результат.
Примеры услуг по развитию включают: логопедию, физиотерапию и дошкольное развитие.Ниже приведен общий список некоторых вещей, которые дети могут делать в разном возрасте. Это НЕ точные рекомендации. Существует множество различных нормальных темпов и моделей развития.
Младенец — от рождения до 1 года
- Способен пить из чашки
- Способен сидеть самостоятельно, без поддержки
- Болтает
- Демонстрирует социальную улыбку
- Вынимает первый зуб 9-abobo2-
- Plays peeko Подтягивание себя в положение стоя
- Самостоятельно переворачивается
- Говорит «мама» и «папа», используя соответствующие термины
- Понимает «НЕТ» и прекращает деятельность в ответ
- Ходит, держась за мебель или другую опору
Малыш — от 1 до 3 лет
- Способность есть аккуратно, с минимальным проливом
- Способность рисовать линию (если показана)
- Способность бегать, поворачиваться и ходить задом наперед
- Способность произносить имя и фамилию
- Способность ходить и вниз по лестнице
- Начинает крутить педали трехколесного велосипеда
- Может называть изображения обычных предметов и указывать на части тела
- Самостоятельно одевается с небольшой помощью
- Имитирует речь других, повторяет слова
- Учится делиться игрушками (без помощи взрослых) направление)
- Учится по очереди (если указано) во время игры с другими детьми
- Овладевает ходьбой
- Распознает и обозначает цвета соответствующим образом
- Распознает различия между мальчиками и девочками
- Использует больше слов и понимает простые команды
- Использует ложку, чтобы есть
Дошкольник — от 3 до 6 лет
- Способен рисовать круг и квадрат
- Способен рисовать фигурки из двух-трех элементов для людей
- Умеет прыгать
- Улучшает равновесие, может начать кататься на велосипеде
- Начинает распознавать написанные слова, начинает читать0020
- наслаждается рифмами и словом, играя
- Hops на одной ноге
- Поездки на трицикл скважина
- Запуск школы
- Понимает размер концепции
- Понимает концепции времени
Ребенок школьного возраста-6-12 лет
ребенок школьного возраста-6-12 лет
. навыки для командных видов спорта, таких как футбол, тибол или другие командные виды спорта
Подросток — от 12 до 18 лет
- Рост, вес взрослого человека, половая зрелость
- У мальчиков наблюдается рост волос в области подмышек, груди и лобка; изменения голоса; и яички/пенис увеличиваются
- У девочек наблюдается рост волос в подмышечных впадинах и на лобке; грудь развивается; начало менструального цикла
- Принятие и признание сверстников имеет жизненно важное значение
- Понимает абстрактные понятия
Связанные темы включают:
- Отчет об этапах развития — 2 месяца
- Отчет об этапах развития — 4 месяца 9001 отчет об этапах развития
- Учет вех развития — 9 месяцев
- Учет вех развития — 12 месяцев
- Учет основных этапов развития – 18 месяцев
- Учет основных этапов развития – 2 года
- Учет основных этапов развития – 3 года
- Учет основных этапов развития – 4 года
- Учет основных этапов развития – 5 лет Вехи роста для детей; Нормальные вехи детского роста; Вехи роста в детстве
- Рост в развитии
- Обращается к себе по имени
- Некоторая зависимость от опекуна, но прилипчивость снижается
- Возможность играть в одиночку
- Присутствуют приступы фрустрации (но не более 6 в день или продолжительностью более 10 минут)
- Может переносить различную одежду (не настаивает только на определенной одежде — например, только рубашки с длинными рукавами, бирки должны быть вырезаны из одежды и т. д.)
- Ест разнообразную пищу (не ограничиваясь определенным цветом или текстурой)
- Имеет некоторые трудности при переключении между видами деятельности (например, играми в помещении и на улице)
- Участвует в интерактивных играх, по очереди играя с другими
- Стремление осваивать новые навыки и выполнять задачи
- Может делиться с другими и преуспевать в групповых занятиях
- Способен справляться с групповыми ситуациями (например, стоять в очереди), не реагируя агрессивно на прикосновения
- Способен оставаться на месте (не ерзать все время)
- Любит играть на игровой площадке (не кажется испуганным, когда ноги отрываются от земли)
- Удобный переход между действиями
- Кажется организованным в рабочем/игровом пространстве (не всегда теряет вещи)
- Уровень двигательных навыков аналогичен уровню интеллекта
- Возможность работы в шумной среде
- Считать себя личностями, при этом тратя время и энергию на отношения со сверстниками
- Bon Air Therapy Center 804-323-9060
- Кампус Брук Роуд 804-228-5818
- Терапевтический центр Фредериксбурга 540-891-4485
- Терапевтический центр Глена Аллена 804-273-6656
- Петербургский терапевтический центр 804-733-7233
- Стаффордский терапевтический центр 540-659-7337
Болл Дж. В., Дейнс Дж. Э., Флинн Дж. А., Соломон Б. С., Стюарт Р. В. Информация о записи. В: Болл Дж. В., Дейнс Дж. Э., Флинн Дж. А., Соломон Б. С., Стюарт Р. В., ред. Руководство Зиделя по физикальному обследованию . 9-е изд. Сент-Луис, Миссури: Elsevier; 2019: глава 5.
Киммель С.Р., Ратлифф-Шауб К. Рост и развитие. В: Ракель Р.Э., Ракель Д.П., ред. Учебник семейной медицины . 9-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Эльзевир Сондерс; 2016:гл.22.
Липкин П.Н. Наблюдение за развитием и поведением и скрининг. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds.
Обновлено: Neil K. Kaneshiro, MD, MHA, клинический профессор педиатрии, Медицинская школа Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон. Также рассмотрены Дэвидом Зивом, доктором медицины, MHA, медицинским директором, Брендой Конауэй, редакционным директором, и A.D.A.M. Редакционная коллегия.
Сенсорные/социальные навыки: от 2 до 12 лет
Сенсорное развитие связано с нашими органами чувств (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние), которые позволяют нам исследовать окружающий мир. Социальные навыки относятся к нашему взаимодействию с другими людьми.
Почему важны социальные навыки и сенсорные навыки?
Социальные навыки помогают детям позитивно взаимодействовать друг с другом, заводить и поддерживать дружеские отношения. Социальные навыки для детей младшего возраста включают понимание того, как относиться к другим. Делиться игрушкой с другими детьми, извиняться, когда об этом просят, и ходить по очереди — важные навыки для взаимодействия с друзьями и сверстниками. По мере взросления детей социальные взаимодействия становятся более сложными. Навыки более позднего детства включают в себя сотрудничество с запросами взрослых, демонстрацию хорошего спортивного мастерства, участие в групповой игре с соблюдением правил и надлежащее начало разговора.
Дети используют свои органы чувств, чтобы исследовать окружающий их мир и пытаться понять его. Они делают это, осязая, пробуя на вкус, обоняя, видя, двигаясь и слыша. Сенсорная игра помогает развитию речи, когнитивному росту, мелкой и крупной моторике, навыкам решения проблем и социальному взаимодействию.
Общие рекомендации по сенсорному и социальному развитию детей в возрасте от 2 до 12 лет:
2 года
3 года
6-8 лет
9-12 лет
Занятия, помогающие развитию сенсорики и навыков у детей младшего возраста
Вы можете помочь своему маленькому ребенку развить сенсорные навыки:
Преднамеренно… Важно предоставить ребенку возможность исследовать различные текстуры, вкусы и запахи. . Добавьте новый продукт в свой список покупок для вашего ребенка, чтобы помочь вам приготовить его на кухне и попробовать во время еды. Совершите прогулку на природе и соберите «сокровища», такие как листья, ветки, цветы и камни. Играйте в «Твистер» или «Саймон говорит», чтобы побудить вашего ребенка принять новое положение тела и головы.
Поговорите об этом… Рассказ о том, как предметы пахнут, ощущаются на вкус или на ощупь, помогает вашему ребенку лучше познакомиться с различными органами чувств в окружающем мире. Повседневная деятельность полна чувств, нам просто нужно обратить на это внимание! Поговорите о том, каким пушистым кажется полотенце во время купания, какой холодной бывает вода, когда вы моете руки, или как хрустят картофельные чипсы во рту.
Вы можете помочь своему ребенку развить социальные навыки по телефону:
Вовлечение… Подавайте пример! Моделирование хода, соблюдение правил в игре и способ проигрыша, как у спортсмена, могут иметь большое значение для развития у ребенка социальных навыков. Используйте игры, в которых есть центральный инструмент или предмет, например игральные кости или спиннер, чтобы создать естественную структуру для чередования. Намеренно выигрывайте и проигрывайте во время игры, чтобы показать ребенку, как реагировать на разочарование и успех.
Думайте вне дома… С закрытием, отменами и сдвигом в виртуальном направлении, это был сложный год, чтобы предложить детям личное общение с другими. Если позволяют ограничения и состояние здоровья, ищите возможности общаться с детьми того же возраста на игровой площадке, в спортивных командах, а также в церковных или общественных группах. Подумайте о том, чтобы узнать, что ваш местный общественный центр или YMCA предлагает в связи с уходом за детьми или лагерями. Проведение времени с другими детьми важно для развития и укрепления социальных навыков и компетентности.
Что делать, если меня беспокоит развитие сенсорных и социальных навыков моего ребенка?
Если у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка или ваш ребенок регулярно пропускает этапы развития, эрготерапевты могут оценить развитие и решить проблемы. Если вас беспокоит развитие сенсомоторных или социальных навыков у вашего ребенка, врач или терапевт может помочь с оценкой.
Наши эрготерапевты помогают решать проблемы, связанные с когнитивными, повседневными, двигательными, сенсорными процессами, развитием социальных и зрительных/перцептивных навыков. Примечание. Трудотерапия занимается проблемами, связанными с когнитивными, бытовыми, моторными, сенсорными процессами, развитием социальных и визуальных/перцептивных навыков.
Чтобы записаться на прием к детскому терапевту, позвоните по одному из следующих телефонов:
Информация предоставлена Салли Тидман, OT/L, директором службы терапии, Мелани Кох, эрготерапевтом, и Сарой Филлипс, эрготерапевтом.