Диагностика уровня эмоционального выгорания бойко: Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко — Пройти онлайн тест

Содержание

Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

  1. Главная
  2. Диагностика
  3. Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Приложение к семинару-тренингу психолога «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения»

class=»eliadunit»>

ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:  Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вышей профессиональной деятельности – ученики, воспитанники, пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

  1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться
  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры
  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)
  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)
  5. Теплота взаимодействия с детьми очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого
  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие детей
  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два, три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался
  8. Когда я чувствую усталость, или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы ребенка (свернуть взаимодействие)
  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать детям то, чего требует профессиональный долг
  10. Моя работа притупляет эмоции
  11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе
  12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой
  13. Взаимодействие с детьми требует большого напряжения
  14. Работа с людьми приносит все меньшего удовлетворения
  15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность
  16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать ребенку профессиональную поддержку, услугу, помощь
  17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты
  18. Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с коллегами
  19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше
  20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю ребенку внимания меньше, чем положено
  21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение
  22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии  родителей детей
  23. Общение с детьми побудило меня сторониться людей
  24. При воспоминании  о некоторых коллегах по работе или детях  у меня портится настроение
  25. Конфликты и разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций
  26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с коллегами
  27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной
  28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня т. п.
  29. Если ребенок мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания
  30. В общении на работе я  придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла»
  31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе
  32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)
  33. Порой, я чувствую, что надо быть более отзывчивым к ребенку, но не могу
  34. Я очень переживаю за свою работу
  35. Детям отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности
  36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в область сердца, повышается давление, появляется головная боль
  37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем
  38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям
  39. Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе
  40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние
  41. Бывают дни, когда контакты с детьми складываются хуже
  42. Я учитываю особенности коллег хуже, чем обычно
  43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми
  44. Я проявляю интерес к личности ребенка не только в связи с работой
  45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами и в хорошем настроении
  46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с детьми без души
  47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого
  48. После общения с  неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие
  49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки
  50. Успехи в работе вдохновляют меня
  51. Ситуация на работе кажется мне безысходной
  52. Я потерял покой из-за работы
  53. На протяжении последнего года была жалоба (или жалобы) в мой адрес со стороны коллег, родителей детей
  54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего  с детьми не принимаю близко к сердцу
  55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции
  56. Я часто работаю через силу
  57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к детям
  58. В работе с детьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье
  59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать
  60. После наряженного рабочего дня я чувствую недомогание
  61. Контингент детей, с которыми я работаю очень трудный
  62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю
  63. Если бы мне повезло  с работой, я был бы более счастлив
  64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы
  65. Иногда я поступаю со своими детьми так, как не хотел бы, чтобы они поступали  со мной
  66. Я осуждаю детей, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание
  67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами
  68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился
  69. Состояние, просьбы, потребности детей обычно меня искренне волнуют
  70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций
  71. Работа с детьми очень меня разочаровала
  72. Чтобы восстановить силы я часто принимаю лекарства
  73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко
  74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств
  75. Моя карьера сложилась удачно
  76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой
  77. Некоторых из детей я не хотел бы видеть и слышать
  78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя детям, забывая о собственных интересах
  79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении  с домашними и друзьями
  80. Если предоставляется случай, я уделяю детям меньше внимания, но так, чтобы они этого не заметил
  81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе
  82. Ко всему (почти всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство
  83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции
  84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье
Мы в соцсетях

Популярные материалы

  • org/Article»> Главная
  • Открытое занятие психолога (сказкотерапия) в старшей группе: «Развитие базовых эмоций и воли»
  • Открытое занятие психолога с элементами сказкотерапии в подготовительной группе: «Сказочное путешествие»
  • Тренинг для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»
  • Коррекционно-развивающая программа для развития познавательных процессов дошкольников 4 года жизни «Подари добро»
  • Программа развития интеллекта детей 6-7 лет

Философско-социологический факультет ПГНИУ — СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

УДК 159.9:316. 6

DOI: 10.17072/2078-7898/2017-3-437-443

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
И ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕДАГОГОВ

Сорокоумова Галина Вениаминовна
доктор психологических наук, доцент,
профессор кафедры педагогики и психологии

Нижегородский государственный лингвистический университет им.  Н.А. Добролюбова,
603155, Нижний Новгород, ул. Минина 31а;
e-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-5246-5200

Шурыгина Ольга Васильевна
кандидат психологических наук,
доцент кафедры теории и практики немецкого языка и перевода

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова,
603155, Нижний Новгород, ул. Минина 31а;

e-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0001-6692-6613

В статье рассматривается понятие эмоционального выгорания, анализируются причины и симптомы эмоционального выгорания, такие как депрессия, эмоциональный дефицит и неудовлетворенность собой. Особое внимание уделяется проблеме эмоционального выгорания у педагогов. Цель статьи — обосновать актуальность современных диагностических и психокоррекционных методов, которые могут быть использованы в работе с эмоциональным выгоранием педагогов.

Рассматриваются современные психологические методы диагностики эмоционального выгорания. Особый акцент делается на использовании компьютерной программы «VoiceSelf-analysis» как наиболее быстром и эффективном инструменте анализа синдрома эмоционального выгорания. Программа позволяет оценить уровень эмоционального выгорания испытуемого по его речи во время чтения текста. В статье представлены эффективные методы психокоррекции эмоционального выгорания: «Ключ» Х.Алиева, метод wing-wave, метод десенсибилизации.

Приведены результаты исследования уровня эмоционального выгорания у педагогов до и после психокоррекционной работы, показана эффективность методов профилактики, диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания у педагогов.

Авторы приходят к выводу, что психологическая коррекция и снижение эмоционального выгорания могут быть быстро реализованы при использовании современных диагностических и психокоррекцион-
ных методов и технологий.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром эмоционального выгорания педагогов, методы диагностики, Voiceself-analysis (Голосовой самоанализ), методы психокоррекции, wingwave, десенсибилизация и переработка психологических травм движениями глаз (ДПДГ).

Введение

Педагогическую деятельность, как известно, отличает стрессогенный характер, возможность возникновения эмоционального напряжения, истощения и выгорания.

Термин «эмоциональное выгорание» предложен американским психологом Фреденбергом для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи [1]. К. Маслач определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения (включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам). «Выгорание» — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [2]. Б. Перлман и Е.А. Хартман предложили следующее определение: выгорание — это ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий в себя три компонента: эмоциональное и/или физическое истощение; снижение рабочей продуктивности; (сверх) деперсонализация [3].

В настоящее время синдром эмоционального выгорания (СЭВ) внесен в Международный классификатор болезней МКБ-10. Ему присвоен диагностический статус (МКБ-10: 273 – Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью). Эмоциональное выгорание (burnout) — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [4].

По данным ВОЗ, неодушевленный предмет профессиональной деятельности, например в сфере «человек–техника», воздействуя на сознание субъекта, не приводит к значительным и социально опасным явлениям профессиональной деформации. В ряде профессий, где предметом деятельности выступает животное, также не обнаружено деструктивного влияния на психику специалиста. Внимание заостряется только на позитивном, облагораживающем воздействии на формирование характера, мировоззрения личности и нравственного отношения к природе. Совсем по-иному складывается ситуация в педагогической профессии, как и во многих профессиях социономического типа: где, во-первых, в процессе деятельности нужно учитывать индивидуальность, неповторимость, уникальность каждого из субъектов деятельности; во-вторых, педагоги должны обладать определенными профессионально важными качествами, к которым предъявляются очень высокие требования [5]. Подверженность работников образовательной сферы синдрому эмоционального выгорания оказывает негативное воздействие на процесс и результат педагогического труда [6]. Поэтому проблема методов профилактики, диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов стоит остро.

В психологической науке выделяют наиболее часто встречающиеся симптомы эмоционального выгорания: симптом переживания психотравмирующих обстоятельств, симптом неудовлетворенности собой, симптом загнанности в клетку, симптом тревоги и депрессии, симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования, симптом расширения сферы экономии эмоций, симптом эмоционального дефицита, симптом эмоциональной отстраненности, когда личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности: ничто не волнует, ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Человек постепенно научается работать как робот. Реагирование без чувств и эмоций — самый яркий симптом «выгорания» [1–3, 6–9].

Доказано, что индикатором эмоционального состояния человека является речь [7, 10–12]. По речи говорящего можно определить и уровень эмоционального выгорания. А.Н. Голубинский выявлял эмоциональное состояние человека по речевому сигналу на основе вейвлет-анализа и выделил целый ряд показателей, поддающихся количественной оценке, которые могут быть использованы при диагностике: среднюю длину отрезка речи, произносимого без пауз, темп артикулирования, латентный период речевой реакции, коэффициент словарного разнообразия речи, среднее количество ошибок в речи и др.[10].

Материалы и методы

В психологии накоплен достаточно большой арсенал методов диагностики эмоционального выгорания, например, «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [7], «Опросник на выгорание (MMI)» К. Маслач и С. Джексона, адаптированный Н.Е. Водопьяновой [1], и др. Существуют и компьютерные программы анализа эмоциональных состояний человека, в том числе и эмоционального выгорания, например: детектор эмоций по голосу Voice-Stress Analysis на основе анализа стресса [12], детектор эмоций на основе вейевлет-преобразования [10] и др. , которые очень быстро могут определить уровень эмоционального выгорания личности.

Опишем исследование диагностики эмоционального выгорания педагогов с применением современных междисциплинарных методов и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов современными психологическими методами, проведенное в научно-исследовательской лаборатории НГЛУ. Исследование включало 3 этапа.

1-й этап — констатирующий, проводится с целью диагностики уровня эмоционального выгорания педагога с помощью автоматической оценки фонетического (голосового) качества речи. В основу положена программа Voiceself-analysis (Голосовой самоанализ). В ее основе лежит авторский патент В.В. Савченко на полезную модель № 90251 (Роспатент) «Устройство для фонетического анализа и обучения речи». Голосовой анализ эмоционального выгорания проводится во время чтения контрольного текста. Программа автоматически рассчитывает текущую оценку фонетического качества речи (ФКР), исходя из взаимосвязи между качеством устной речи на фонетическом (голосовом) уровне и эмоциональным состоянием человека: программа оценивает текущее эмоциональное состояния, в том числе и уровень эмоционального выгорания [12].

Для подтверждения результатов анализа уровня эмоционального выгорания с помощью программы VoiceSelf-Analysis мы использовали «Опросник на выгорание (MBI)» К. Маслач и С. Джексона, адаптированный Н.Е. Водопьяновой [1]. Кроме значений по трем шкалам: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений» — данная методика позволяет определить интегральный индекс выгорания.

2-й этап — психокоррекционный, проводится с целью снижения уровня эмоционального выгорания педагогов. Современная наука располагает большим арсеналом психокоррекционных методов. На наш взгляд, наиболее эффективными для снижения уровня эмоционального выгорания являются методы: Х. Алиева «Ключ» [13], К. Бессер-Зигмунд и Г. Зигмунда wingwave [14], десенсибилизации и переработки психологических травм движениями глаз Ф. Шапиро (ДПДГ) [15].

Метод Х. Алиева «Ключ» создан в 1981 г. в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина для защиты от стрессов и перегрузок, он рекомендован Минздравом России для снижения стресса и утомляемости и лечения неврозов. Методпостроен на обучении трансгенным автоматическим однообразным движениям, выполняемым с минимальным психическим усилием (автоматические покачивания головой, телом, идеомоторные левитирующие движения рук и др). Будучи психиатром, X. Алиев исследовал и доказал, что сознательное искусственное моделирование автоматических движений снимает стресс, оздоравливает и гармонизирует психику. Суть метода — найти автоматизм в любом удобном и привычном занятии или найти такое движение, которое подходит для человека, и сделать его с минимальным усилием, а в идеале без усилия, на чистом автоматизме [13].

Относительно новым, эффективным и экологичным методом психокоррекции уровня эмоционального выгорания является метод wingwave. По мнению К. Бессер-Зигмунд и Г. Зигмунда, в работе wingwave прорабатываются наиболее глубокие и укорененные эмоциональные пласты, связанные со стрессовыми и травматическими переживаниями. В wingwave объединены методы билатеральной стимуляции функциональной активности полушарий головного мозга (симулирование фазы «быстрого» сна — REM (Rapid Eye Movement), слуховые или тактильные импульсы, воздействующие на полушария головного мозга и др. , методы нейролингвистического программирования и методы кинесиологии (О-кольцевой тест, синхронизация работы правого и левого полушария головного мозга идр.), метод позволяет быстро выявить и решить проблему [14].

Апробация различных методов снижения уровня эмоционального выгорания позволила нам выделить метод десенсибилизации. Наиболее эффективной разновидностью метода является десенсибилизация и переработка психологических травм движениями глаз Ф. Шапиро (ДПДГ). ДПДГ — это психотерапевтическая техника, которая применяется при лечении эмоциональных травм. Она разработана главным образом для терапии посттравматического синдрома, синдрома зависимости или депрессии, вызванных утратой близкого человека. Любое травматическое событие блокирует процессы саморегуляции психики: образы, звуки или телесные ощущения, связанные с болезненным переживанием, словно «застревают» в ней, так что человек снова и снова испытывает ужас, боль, страх и беспомощность. Движение глаз помогает синхронизировать ритмы полушарий мозга: вызывают поочередную активизацию полушарий и синхронную переработку информации. «Процессы естественной саморегуляции восстанавливаются, и мозг самостоятельно завершает работу» [16].

Психокоррекционная работа с педагогами экспериментальной группы включала обучение методу Х. Алиева «Ключ», индивидуальные занятия с сертифицированными психологами с использованием метода Ф. Шапиро ДПДГ и wingwave К. Бессер-Зигмунд, Г. Зигмунда и групповые психологические тренинги «Профилактика эмоционального выгорания».

3-й этап — контрольный, проводился с целью оценки влияния психокоррекционных методов на снижение уровня эмоционального выгорания педагогов. Диагностика уровня эмоционального выгорания осуществлялась также с помощью автоматической оценки фонетического (голосового) качества речи, в основу которой положена программа Voiceself-analysis (Голосовой самоанализ).

При анализе результатов мы не учитывали ни возраст, ни пол, ни педагогический стаж. Целью нашего исследования было доказательство возможности диагностики с помощью автоматической оценки фонетического (голосового) качества речи и снижение уровня эмоционального выгорания педагогов современными психологическими методами.

Результаты исследования

Проанализировав результаты контрольного этапа исследования, мы распределили педагогов экспериментальной и контрольной групп про уровням эмоционального выгорания.

Таблица 1. Распределение педагогов изучаемой выборки по уровням эмоционального выгорания(Nэг = 50, Nкг = 50, % педагогов, F, p), %

Уровень эмоционального
выгорания

Педагоги

Экспериментальная группа (ЭГ)

Контрольная группа (КГ)

Высокий    (3)

10

12

Средний    (2)

58

60

Низкий      (1)

32

28

Значимость различий(F, p)

Различия межу ЭГ и КГ не значимы

Примечание: значимость различий между уровнями р ≤ 0,001.

Приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют о преобладании у педагогов данной выборки среднего и высокого уровня эмоционального выгорания и необходимости специальной психокоррекционной работы по снижению этого важнейшего компонента психологического здоровья педагогов.

После проведения психокоррекционной работы мы также замерили уровень эмоционального выгорания у педагогов ЭГ. В табл. 2 приведены данные о распределении педагогов ЭГ по уровням эмоционального выгорания до и после психокоррекционной программы в сравнении с соответствующими данными педагогов КГ.

Представленные в табл. 2 данные позволяют рассчитать изменения СУП, который хорошо иллюстрирует психокоррекцию эмоционального выгорания.В соответствии с процедурой расчета

,

где а, в, с — процентные показатели эмоционального выгорания, получаем СУПэг = 2,28 против 1,78 до психокоррекционной программы. Степень наблюдаемых различий очень высокая (р ≤ 0,01). Соответствующие расчеты для КГ дают СУПкг = 1,94 против 1,84 по данным первичной диагностики. Это означает, что проведенная с педагогами ЭГ психокоррекционная программа позитивно сказывается на снижении эмоционального выгорания педагогов.

Таблица 2. Распределение педагогов ЭГ по уровням эмоционального выгорания до и после психокоррекционной программы в сравнении с данными по КГ (Nэг = 50, Nкг = 50, % педагогов, F, p), %

Уровень эмоционального
выгорания

Педагоги

Экспериментальная группа (ЭГ)

Контрольная группа (КГ)

 

до

после

до

после

Высокий    (3)

10

40**

12

18

Средний    (2)

58

48*

60

58

Низкий      (1)

32

12**

28

24

Значимость различий(F, p)

* р ≤ 0,05; ** р ≤ 0,01

Примечание: значимость различий между уровнями р ≤ 0,001.

Обсуждение и заключение

Синдром эмоционального выгорания становится важной проблемой, т.к. является сопутствующим фактором деятельности представителей разных профессий, включая педагогов. Постоянное взаимодействие с детьми, родителями, отношения с коллегами и администрацией, постоянный контроль своих поступков, неоправданные ожидания от своей деятельности, повышенные требования со стороны общества, а также другие социальные факторы — лишь немногие причины, провоцирующие эмоциональное выгорание и снижение интереса к своей деятельности. Для профилактики и снижения уровня эмоционального выгорания необходимо проводить диагностические процедуры с использованием современных технологий, позволяющих быстро оценить эмоциональное состояние педагога и в случае необходимости применить эффективные методы психокоррекции.

Результаты нашего исследования доказали эффективность новых диагностических и психокоррекционных методов уровня эмоционального выгорания педагогов.

Главной же профилактической мерой эмоционального выгорания педагогов должен быть постоянный творческий момент в деятельности, расширение вариантов профессиональных задач, разнообразие круга общения. Поэтому в школах на постоянной основе должны проводиться психологические тренинги (эффективного общения, развития уверенности в себе, стрессоустойчивости и фрустрационной толерантности, развития творческого потенциала и креативности), мастер-классы (гимнастика мозга, правополушарное рисование), элементы арт-терапии, танцевальной терапии и др. [13].

Список литературы

  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с.
  2. Maslach C. Burnout: a social psychological analysis // The burnout syndrome: current research, theory, interventions / ed. by J.W. Jones. London, 1982. Vol. 11, № 78. P. 78–85.
  3. Perlman B., Hartman E.A. «Burnout»: summary and future and research // Human relations. 1982. Vol. 35, № 4. P. 283–305.
  4. Международный классификатор болезней (МКБ-10). URL: http://www.mkb10.ru/ (дата обращения: 12.02.2017).
  5. Монина Г.Б., Раннала Н.В.Синдром эмоционального выгорания. URL: http://5psy.ru/karera-i-uspeh/sindrom-emocionalnogo-vigoraniya.html (дата обращения: 12.02.2017).
  6. Гунузунова Б.А. Психокоррекция эмоционального выгорания и развитие навыков саморегуляции у педагогов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 76–80. DOI: 10.1234/XXXX-XXXX-2016-2-76-80.
  7. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб., 2004. 474 с.
  8. ПайнсЭ., МаслачК. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. 562с. URL: http://logashenko-ja.narod2.ru/olderfiles/1/PainsMaslachPraktikum.pdf (дата обращения: 12.02.2017).
  9. Barutçu
  10. Голубинский А.Н. Выявление эмоционального состояния человека по речевому сигналу на основе вейвлет-анализа // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 3. С. 144–153. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-emotsionalnogo-sostoyaniya-cheloveka-po-rechevomu-signalu-na-osnove-veyvlet-analiza (дата обращения: 12.02.2017).
  11. Киселев В.В. Автоматическое определение эмоций по речи // Образовательные технологии. 2012. №3 С.85–89. URL: http: //www.iedtech.ru/files/journal/2012/3/determination—emotions.pdf (дата обращения: 12.02.2017).
  12. Voice self-analysis. URL: https://allsoft.ru/software/vendors/gruppa-razrabotchikov-professora-v-v-savchenko/voice-self-analysis (accessed: 12.02.2017).
  13. Сорокоумова Г.В. Психология творчества и креативности: учеб. пособие по курсу «Психология творчества». Н. Новгород: УРАО НФ. 2013. 292 c.
  14. Стремиться к успеху — wingwave-коучинг / Wingwave. URL: https://wingwave.com/ru/coaching/chto-takoe-wingwave.html (дата обращения: 12.02.2017).
  15. Козлов Н.И. Десенсибилизация — королева психотерапии. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/desensibilizaciya_-_koroleva_psihoterapii_vos_zn_ (дата обращения: 12.02.2017).
  16. КарвасарскийБ.Д. Психотерапевтическаяэнциклопедия. СПб.:Питер, 2000. 672с. URL: http://bookap.info/genpsy/psythenc/gl3.shtm (дата обращения: 12.02.2017).

Получено 06.03.2017

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

СорокоумоваГ.В., ШурыгинаО.В. Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 3. С. 437–443. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-3-437-443

10 признаков того, что вы приближаетесь к диагнозу эмоционального выгорания, и 5 способов его устранения — National

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эмоциональное выгорание существует и признано «профессиональным феноменом».

Это также то, что доктор Джамал Лейк, клинический психолог из Центра когнитивной и межличностной терапии в Торонто, неуклонно наблюдает в последние годы. Он говорит, что многие клиенты даже не сразу осознают, что находятся на грани выгорания. Вместо этого они ищут поддержку при различных других симптомах, таких как стресс, тревога и капризность.

«Если вы испытываете симптомы депрессии или тревоги, важно обратиться за профессиональной помощью, чтобы справиться с этими симптомами, прежде чем они станут хроническими и могут ускорить выгорание», — говорит он.

Права работников перед лицом профессионального выгорания

На самом деле это стало настолько распространенным явлением, что вдохновило ВОЗ поставить официальный диагноз этого состояния в 2019 году. Как профессиональное явление, выгорание представляет собой длительное эмоциональное, физическое и умственное истощение и снижение чувства выполненного долга, вызванные чрезмерным и длительным стресс. Однако его скрытые симптомы иногда труднее определить.

Вот на что вам нужно обратить внимание, чтобы понять, приближаетесь ли вы к диагнозу эмоционального выгорания, и доктор Лейк предлагает советы, как исправить ситуацию.

( ПРИМЕЧАНИЕ: Этот совет не заменяет консультацию квалифицированного врача. Всегда обращайтесь за медицинской консультацией, относящейся к вам и вашей ситуации. )

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Скрыть

115

Симптом выгорания: вы чувствуете хроническое истощение

Вы постоянно испытываете стресс, и это сказывается. Вы чувствуете усталость. Действительно устал. Этот тип хронической усталости, согласно многочисленным источникам, — это не просто то, от чего можно отоспаться на выходных и восстановить силы. Этот уровень усталости присутствует всегда и преследует вас изо дня в день. Вам может казаться, что вы тащите лишний вес, когда двигаетесь в течение дня. Это умственное, эмоциональное и физическое ощущение веса. Это истощение является результатом выброса адреналина дольше, чем предполагалось нашей системой (читай: вы просто слишком долго жгли ночное масло, и ваше истощение не связано с другими гормональными изменениями).

Связанный: Хотите лучше спать? Заполните свой оздоровительный набор этими предметами.

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Скрыть

215

Симптом эмоционального выгорания: вам не хватает мотивации и вы чувствуете себя отчужденным

Понятно, что вы просто больше не можете заниматься на том уровне, на котором когда-то были, как упоминалось в этой разбивке Fortune. Все это истощение настигло вас, ваши нервы на пределе, и вы просто выполняете свою работу, не имея никакого реального смысла или цели. Вы можете почувствовать себя хомяком в колесе, бесконечно крутящимся в никуда.

См. также: 10 советов, как справиться с социофобией.

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Скрыть

315

Симптом выгорания: вам не хватает удовольствия и волнения в жизни

Это отсутствие целеустремленности просачивается в другие сферы вашей жизни, и вы больше не получаете удовольствия от того, чем когда-то занимались. Вы не испытываете волнения в своих отношениях или увлечениях. На самом деле что такое отношения или увлечения? Все затмевает ваше постоянное чувство долга перед работой, потому что кажется, что это все, что есть.

Связано: Способы улучшить свою любовь к себе прямо сейчас.

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Скрыть

415

Симптом выгорания: вы всегда расстроены и раздражительны

Дело не только в том, что вы больше не можете радоваться и радоваться, вы часто капризничаете и даже злитесь на, казалось бы, незначительные вещи. Ваш запал короток, а ваши реакции непропорциональны ситуации. Все они могут быть связаны с общими микрострессами, описанными в Harvard Business Review. Вам может казаться, что ваш день заминирован триггерами, которые действуют вам на нервы.

См. также: Микрострессоры: что это такое и как они действуют.

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Скрыть

515

Симптом выгорания: вы чувствуете вину и тревогу

Вы осознаете, что вы не в лучшей форме и что что-то не так, даже если вы не можете назвать это. Это изолирующее чувство, и все это заставляет вас чувствовать вину и тревогу. Вы даже можете испытывать такие чувства, как одышка, как будто слон сидит на вашей груди.

Связанный: Почему бамбуковый потолок реален и как он вредит всем Цветным.

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Гетти Изображения

615

Симптом эмоционального выгорания: вам не хватает концентрации

Вся эта внутренняя обратная связь мешает вам оставаться на задаче и оставаться сосредоточенным, несмотря на надвигающуюся гору дел, которые, как вы знаете, вам нужно сделать. Вы легко отвлекаетесь и, кажется, не можете хорошо запомнить простые задачи (например, перезвонить на важный звонок), хотя кажется, что у вас нет веских причин для провалов в памяти.

См. также: 10 признаков того, что вы страдаете от синдрома самозванца.

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Скрыть

715

Симптом эмоционального выгорания: отсутствие продуктивности и плохая производительность

Несмотря на то, что вы хотите сокрушить все на работе, ваша работа просто не отражает этого. Вам может казаться, что вы часто проигрываете в критических ситуациях, и это сказывается на вашей уверенности в себе, еще больше подпитывая нисходящую спираль.

Связанный: термины, связанные с психическим здоровьем, которые вам нужно исключить из своего словарного запаса.

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Скрыть

815

Симптом эмоционального выгорания: вами движет страх неудачи

В какой-то момент вы переключаетесь с стремления добиться успеха на простое выполнение движений из-за страха неудачи. Это, к сожалению, только еще больше заставляет вас чувствовать себя одиноким и будто вы не можете попросить о помощи, потому что это будет означать признание того, что вы просто не можете сделать все это (или, что еще хуже: этот внутренний голос прав, и вы просто недостаточно хороши) . Поскольку другие, кажется, прекрасно справляются, вы усваиваете все это и думаете, что проблема в вас. Это не та ситуация.

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Скрыть

915

Симптом выгорания: вы не можете остановиться

Сейчас в тренде

  • Появляются новые подробности смерти 20-летнего подростка, который выехал не на ту дорогу

  • Открытый банкинг может означать более дешевые услуги и лучший кредитный рейтинг. Что это такое?

Вы не выходите на воздух, и этот страх неудачи только заставляет вас чувствовать, что вы должны делать больше и быстрее. Вам может казаться, что вы застряли в постоянном тумане, и все же вы не можете выбраться из него; вы не думаете, не говорите и не делаете ничего, кроме работы. К сожалению, как указано в «Психологии сегодня», это принуждение только еще больше подпитывает ваше выгорание, и не более того.

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Скрыть

1015

Симптом выгорания: ваше физическое состояние ухудшается

Вы стали чаще болеть. Ваше тело посылает вам сигналы о том, что оно не может справиться с вашими требованиями и требует, чтобы вы остановились. Сейчас. Это только усугубляется отсутствием заботы о себе и внимания к психическому благополучию. Вы плохо тренируетесь, плохо спите или едите, и это начинает сказываться.

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Скрыть

1115

Что делать дальше: обратитесь за поддержкой

Если вы заметили у себя один или несколько из этих симптомов, знайте, что вы, возможно, перегружаете себя. Знай, что ты не один. Есть причина, по которой эмоциональное выгорание теперь стало официальным диагнозом. Доктор Лейк связывает рост выгорания с растущими требованиями нашей рабочей культуры (и некоторые рабочие места по своей природе более стрессовые, чем другие), ростом стоимости жизни в мегаполисах, постоянной связью благодаря технологиям и трудностями с получением достаточного количества свободного времени. .

«Если вы испытываете симптомы депрессии или тревоги, важно обратиться за профессиональной помощью, чтобы справиться с этими симптомами, прежде чем они станут хроническими и могут ускорить выгорание», — говорит доктор Лейк. Терапия может помочь вам работать над когнитивной осведомленностью, стратегиями снижения стресса, уверенностью в себе и навыками решения проблем. Это также может помочь вам определить возможности для самопознания во времена перемен и конфликтов. «Обратитесь за поддержкой к семье, друзьям, коллегам, организациям и/или специалистам. Иногда лучшее, что мы можем сделать для себя, — это протянуть руку помощи».

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Скрыть

1215

Что делать дальше: установить границы

«Осознание себя, знание своих ограничений и установление границ (настойчивость) с коллегами и руководством являются важными факторами, помогающими предотвратить эмоциональное выгорание», — говорит доктор Лейк. Знайте, какая рабочая нагрузка является реалистичной. «Важно меньше думать о том, способны ли вы что-то делать, а о том, отвечает ли это интересам вашего психического или физического здоровья в долгосрочной перспективе. Вы можете подумать, можно ли разбить задачи/проблемы на более мелкие этапы или делегировать их другим, чтобы они были более управляемыми».

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Скрыть

1315

Что делать дальше: расставить приоритеты во сне и запланировать отдых

Обойти это невозможно. Нужно дать своему телу возможность восстановиться. Возможно, вам придется активно расставлять приоритеты и планировать сон и отдых. Переосмыслите сон и расслабление не как ничего не делание, а как активную подзарядку. И если вы не высыпаетесь, даже если выделяете достаточно времени, могут быть другие коренные причины.

По теме: 20 самых недосыпающих профессий в Канаде.

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Скрыть

1415

Что делать дальше: поработайте над другими аспектами себя

Доктор Лейк также рекомендует сместить фокус и попытаться заняться более радостной, творческой и энергичной деятельностью в своей жизни. «Это может включать отключение от техники на короткое время! Также может быть полезно научиться медитации, осознанности, йоге или другим видам деятельности, которые требуют целенаправленного замедления и расслабления».

Выход на природу и отдых на природе также могут быть очень полезными.

Связанный: Невероятно красивые фотографии навесов природы.

Просмотр изображения в полноэкранном режиме Скрыть

1515

Что следует помнить о эмоциональном выгорании

Хотя в настоящее время ВОЗ классифицирует эмоциональное выгорание только в связи с вашей работой, выгорание возможно и в других сферах жизни. «Многие люди могут испытать выгорание, когда со временем ситуация или проблема превышают их эмоциональные, физические и/или интеллектуальные ресурсы. Это можно увидеть на рабочем месте, но также и в отношениях (т. е. роли родителей/опекунов, дружбе, партнерстве), социальных сетях и технологиях (т. е. не отставать от тенденций, людей или онлайн-персонажа), школе и академических кругах», — доктор Лейк. говорит.

Помните, как успешная Джесси Спано достигла своего предела на Saved By the Bell ? Не позволяйте себе дойти до этого.

Выгорание теперь официально классифицируется как психическое заболевание

В настоящее время существует более 200 классификаций психических заболеваний , последней из которых является « Выгорание ».

Психическое заболевание проявляется во многих формах. Каждый пятый взрослый в США ( 43,8 миллиона в год ) страдают психическими заболеваниями, и, по данным Всемирной организации здравоохранения, 23% времени, потерянного как на работе, так и в жизни, связаны с психическим расстройством.

Приблизительно 7,9 миллиона взрослых в США страдают как расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, так и другим психическим заболеванием. Употребление психоактивных веществ классифицируется как психическое заболевание, поскольку оно влияет на все сферы жизни человека, от изменения процессов принятия решений до нарушения трудоспособности.

Из-за стигмы, часто воспринимаемой в связи с психическим здоровьем, люди часто борются в одиночку и не обращаются за помощью. Мужчины реже обращаются за помощью по поводу проблем с психическим здоровьем. Поразительно, что более половины людей, страдающих как психическим расстройством, так и расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, — мужчины.

Связанный: Двойной диагноз Лечение наркозависимости и психических заболеваний

В связи с последними изменениями в политике охраны психического здоровья, люди теперь могут быть более склонны действовать и получать необходимую им помощь. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) классифицировала эмоциональное выгорание как синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте.

Является ли выгорание на работе психическим заболеванием?

Понятие «Выгорание» определяется как чувство физического и эмоционального истощения, обычно возникающее из-за стресса, связанного с условиями труда.

Выгорание теперь классифицируется как «синдром» с установленными формами поведения и симптомами. Это означает, что теперь люди могут указывать на стресс на рабочем месте как на источник своей болезни.

Важно отметить, что Выгорание — это болезнь, однако она не классифицируется как болезнь , и это отличная новость. Слово «синдром» не воспринимается так интенсивно, как слово «болезнь».

До классификации люди могли беспокоиться о том, что на них навесят ярлык стигматизирующей болезни, если они брали отпуск из-за Выгорание на работе , связанное с их профессией или карьерой.

Многие люди теперь найдут облегчение, узнав, что рабочее место или профессиональное выгорание признано медицинским сообществом.

Синдром и болезнь: в чем разница?

При рассмотрении синдрома и болезни обе классификации болезней описываются с точки зрения того, что в настоящее время понимает медицинское учреждение.

Основное отличие « синдром » и « болезнь » заключается в том, что болезнь представляет собой нарушение в системе организма, вызванное внешним агентом.

Синдром, с другой стороны, представляет собой набор симптомов, о которых известно, что они часто проявляются вместе.

Что такое симптомы выгорания?

Выгорание классифицируется ВОЗ как «профессиональное явление» с использованием модели Кристины Маслач для диагностики синдрома.

У страдающих людей обычно проявляются следующие 3 симптома эмоционального выгорания:

  • Энергетическое истощение или истощение
  • Снижение профессиональной эффективности
  • Повышенная психологическая дистанция и возможное чувство негатива или цинизма, связанные с их работой

Хотя многие высокопоставленные специалисты годами страдали от эмоционального выгорания, включение в 11-й пересмотр Международной классификации болезней (МКБ-11) в мае 2019 года делает этот синдром официальным.

Жертв эмоционального выгорания теперь поддерживает Закон об американцах-инвалидах . До включения в МКБ-11 эмоциональное выгорание не считалось медицинским диагнозом.

Что является причиной эмоционального выгорания?

Исследования показывают, что причиной выгорания обычно является то, что потребности человека не соответствуют требованиям его работы. Это несоответствие может заставить человека чувствовать себя физически, эмоционально и умственно истощенным.

Годовая стоимость выгорания в Соединенных Штатах оценивается в 300 миллиардов долларов в год из-за невыходов на работу, работы при сохраняющихся симптомах и текучести кадров.

Если человек чувствует разочарование в своей работе из-за того, что его индивидуальные потребности не удовлетворяются, он подвержен риску эмоционального выгорания.

Когда происходит выгорание, оно оказывает психологическое, физическое и эмоциональное воздействие на человека и может стать бременем для всей рабочей среды.

Каковы примеры симптомов выгорания, связанных со стрессом?

При постоянном воздействии стрессовых факторов организм активирует гипоталамус (мозга), чтобы предупредить надпочечники о выбросе гормонов стресса. По этой причине люди часто называют эмоциональное выгорание «усталостью надпочечников».

Эта реакция «бей или беги» была разработана, чтобы уберечь нас от хищников, однако может привести к хроническому стрессу, если ее не остановить.

Гормоны стресса направляют всю энергию тела в конечности, отводя ее от пищеварительной и иммунной систем, чтобы помочь организму подготовиться к действию. Если нет очевидных действий, гормоны стресса могут вызвать хаос в организме.

Некоторые из симптомов физического выгорания при хроническом стрессе включают:

  • Головные боли напряжения
  • Депрессия
  • Изжога
  • Бессонница
  • Ослабленная иммунная система
  • Высокий уровень сахара в крови
  • Высокое кровяное давление

Что рекомендуется для лечения выгорания?

Если не лечить Выгорание может привести к злоупотреблению психоактивными веществами или другим хроническим заболеваниям, поэтому важно понимать способов преодоления выгорания .

Обычно люди не лечат психические заболевания и обращаются за помощью только тогда, когда они проявляются как физические заболевания.

Лечение выгорания часто включает в себя сосредоточение внимания на способах снижения стресса и укрепления иммунной системы. Легче сказать, чем сделать!

Ниже мы перечислили несколько факторов образа жизни, которые могут улучшить симптомы эмоционального выгорания.

См. также: Модель сострадательного ухода®

Полезные способы снижения стресса и преодоления выгорания

На личном уровне существует множество вариантов образа жизни, которые могут повысить устойчивость к стрессу на рабочем месте. Вот несколько примеров:

  • Соблюдайте сбалансированную здоровую диету
  • Поговорите с отделом кадров или врачом о своих чувствах
  • Воспользуйтесь ежегодным отпуском
  • Спите от 7 до 8 часов каждую ночь
  • Занимайтесь регулярными сердечно-сосудистыми упражнениями
  • Уменьшить потребление кофеина и алкоголя
  • Поддерживать сеть поддержки друзей, семьи и коллег
  • Найдите время для отдыха, расслабления и ухода за собой
  • Медитация или практика глубокого диафрагмального дыхания

Final Words

Выгорание теперь классифицируется как психическое заболевание, вызванное неконтролируемым стрессом на работе . Многие факторы образа жизни можно скорректировать, чтобы уменьшить последствия выгорания, такие как изменение диеты, эффективные добавки и протоколы ухода за собой.

Однако коренная причина неуправляемого стресса может также быть результатом общей культуры организации, которую необходимо выделить и изменить.

Если не остановить Выгорание может привести к злоупотреблению психоактивными веществами и другим хроническим заболеваниям. Поэтому очень важно обратиться за помощью, если вы испытываете какие-либо симптомы эмоционального выгорания.

Крайне важно, чтобы люди, страдающие от любой формы психического заболевания, пользовались преимуществами индивидуальных программ ухода.

Во многих случаях несколько болезней существуют одновременно с другими, и по этой причине люди должны знать, что лечение двойного диагноза является наиболее эффективным способом преодоления распространенных сопутствующих расстройств, таких как тревога и зависимость или депрессия.