Диагностика уровня социализации младших школьников: Диагностика по социализации младших школьников

Диагностика по социализации младших школьников

Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова, в модификации Н.П. Фетискина)

Цель: изучение вектора интерактивной направленности и личностной социализации у современных школьников.

Возраст: 8-11 лет.

Инструкция. «Вам будет предложен опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами «а», «в» и «с». Вам следует выбрать не тот ответ, который считается желательным или правильным, а тот, который в большей степени соответствует вашему мнению и наиболее ценен для вас.

Отвечайте по возможности быстро, так как важна первая реакция, а не результат долгого обдумывания. В бланке ответов рядом с номером вопроса запишите свой ответ в буквенной форме».

 

Обработка и интерпретация результатов

Ключ

Ориентация на личные (эгоистические интересы)

1.

А

6.

В

11.

В

16.

А

21.

А

26.

А

2.

А

7.

А

12.

А

17.

С

22.

А

27.

В

3.

А

8.

В

13.

С

18.

А

23.

А

28.

А

4.

В

9.

В

14.

С

19.

С

24.

А

29.

В

5.

А

10.

С

15.

А

20.

В

25.

А

30.

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.

А

 

 

Ориентация на взаимодействие и сотрудничество

1.

В

6.

С

11.

С

16.

В

21.

В

26.

С

2.

С

7.

В

12.

С

17.

А

22.

В

27.

А

3.

С

8.

С

13.

В

18.

В

23.

С

28.

В

4.

А

9.

С

14.

А

19.

В

24.

В

29.

А

5.

В

10.

А

15.

В

20.

А

25.

С

30.

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.

С

 

Маргинальная ориентация

 

1.

С

6.

А

11.

А

16.

С

21.

С

26.

В

2.

В

7.

С

12.

В

17.

В

22.

С

27.

С

3.

В

8.

А

13.

А

18.

С

23.

В

28.

С

4.

С

9.

А

14.

В

19.

А

24.

С

29.

С

5.

С

10.

В

15.

С

20.

С

25.

В

30.

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.

В

 

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл, а несовпадающие – 0 баллов. В соответствии с этим подсчитывается общее количество баллов по каждой из трех шкал. О доминировании той или иной личностной направленности можно судить по наибольшему количеству балов в одной из трех шкал. Об уровне сформированности каждого вида направленности можно говорить исходя из следующих показателей:

24 балла и выше – высокий уровень;

14-23 балла – средний уровень;

13 баллов и менее – низкий уровень.

Ориентация на личные (эгоистические интересы) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обусловливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации.

Ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Как правило, высокий уровень данной шкалы соответствует оптимальной социализации и адаптации.

Маргинальная ориентация выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.

Опросник

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

а) Обойду, не потревожив.

в) Отодвину и пройду.

с) Смотря какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?

а) Ничего, какое мое дело?

в) Не знаю, как сложатся обстоятельства.

с) Подойду, заговорю непременно.

3. Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) Тороплюсь в школу (на работу).

в) Если попросят о помощи, не откажу.

с) Звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.

4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

а) Предложу свою помощь.

в) Не вмешиваюсь в чужую жизнь.

с) Если попросят, я, конечно, помогу.

5. Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для внучки. Как реагируете на голос?

а) Выражаю сожаление, конечно.

в) Оборачиваюсь, предлагаю уступить.

с) Не знаю, посмотрю, как выглядит эта бабушка.

6. Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете?

а) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами.

в) Ничего, жизнь вообще несправедлива.

с) Вступаюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Подметая пол, находите деньги. Что делаете?

а) Они мои, раз я их нашел.

в) Завтра спрошу, кто потерял.

с) Может быть, возьму себе.

8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

а) На шпаргалки, конечно, или на везенье.

в) На усталость экзаменатора – авось пропустит.

с) На себя самого, свои знания.

9. Вам предстоит выбирать профессию. Как будете это делать?

а) Найду что-нибудь рядом с домом.

в) Поищу высокооплачиваемую работу.

с) Выбирать стану творческую работу.

10. Вам предлагают три вида путешествия. Что выбираете?

а) Неизвестные красоты нашей страны.

в) Экзотические страны.

с) Богатые страны.

11. Группа решила произвести уборку помещения. Вы видите, что все орудия труда разобраны. Что делаете?

а) Поболтаюсь немного, потом видно будет.

в) Ухожу домой, конечно.

с) Присоединюсь к кому-нибудь.

12. Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?

а) Соглашаюсь с благодарностью.

в) Сначала узнаю, сколько было таких случаев.

с) Отказываюсь решительно.

13. Вас просят выполнить одно дело. Вам не хочется. Что происходит дальше?

а) Забываю про него, вспомню, если скажут.

в) Выполняю, разумеется.

с) Ищу причины, чтобы дать отказ.

14. Побывали на удивительном вернисаже. Кому-нибудь расскажете?

а) Да, непременно – всем друзьям и знакомым.

в) Не знаю, скажу, если случай подвернется.

с) Нет, пусть каждый живет, как хочет.

15. Группа решает, кому поручить работу. Вам эта работа нравится. Что делаете?

а) Прошу поручить мне.

в) Жду, когда кто-то назовет мою кандидатуру.

с) Ничего не делаю, пусть будет, как будет.

16. Собрались ехать на дачу к другу. Вам звонят, просят отложить планы ради дела. Что говорите?

а) Еду на дачу, как было договорено.

в) Не еду, конечно.

с) Спрошу друга, что скажет.

17. Вы решили завести собаку. Что вас устроит?

а) Бездомный щенок.

в) Взрослый пес с известным нравом.

с) Щенок редкой породы с родословной.

18. Стрелки часов указывают на конец занятий. Преподаватель просит пять минут. Ваша реакция?

а) Напоминаю о праве на отдых.

в) Соглашаюсь.

с) Как все, так и я.

19. С вами разговаривают оскорбительным тоном. Как реагируете?

а) Отвечаю тем же.

в) Не замечаю, это не имеет значения.

с) Разрываю связь.

20. Вы плохо играете на скрипке, но родители просят сыграть для гостей, хваля вас. Что делаете?

а) Играю.

в) Разумеется, не играю.

с) Приятно, что хвалят, но увиливаю.

21. Задумали принять гостей. Чем озабочены?

а) Угощениями, конечно.

в) Программой общения.

с) Ничем – они же мои друзья.

22. Школу закрыли на карантин. Как реагируете?

а) Как все, гуляю, наслаждаюсь свободой.

в) Создаю программу самостоятельных занятий.

с) Живу в ожидании новых сообщений.

23. Вам подарили красивую авторучку. Два парня требуют отдать им ее. Что делаете?

а) Отдаю – жизнь дороже.

в) Постараюсь убежать от них.

с) Подарков не отдаю.

24. При вас хвалят вашего знакомого. Что вы чувствуете?

а) Мне неудобно, слегка завидую.

в) Рад, мои достоинства от этого не уменьшаются.

с) Меня не касается, ничего не чувствую.

25. Наступает Новый год. О чем думаете?

а) О подарках, конечно, и о елке.

в) О новогодних каникулах.

с) О новом этапе своей жизни.

26. Какова роль музыки в вашей жизни?

а) Нужна для танцев.

в) Является фоном жизни.

с) Возвышает душу.

27. Уезжаете надолго из дома. Как себя чувствуете вдали от дома?

а) Снятся родные места.

в) Лучше, чем дома.

с) Не знаю, надолго не уезжал.

28. Меняется ли ваше настроение во время информационных телепередач?

а) Нет, если мои дела идут хорошо.

в) Да, и постоянно.

с) Не замечал.

29. Проводится благотворительный сбор книг. Вы участвуете?

а) Отбираю интересные книги, приношу.

в) У меня нет книг, ненужных мне.

с) Если увижу, что все сдают, я тоже принесу.

30. Можете ли назвать 5 дорогих вам мест на земле, 5 интересных общественно-исторических событий, 5 дорогих вам имен выдающихся людей?

а) Безусловно, могу.

в) Нет, на свете так много интересного.

с) Не знаю, не считал.

31. Слышите сообщение о подвиге человека. О чем думаете?

а) У этого человека была своя выгода.

в) Повезло прославиться.

   с) Глубоко удовлетворен, не перестаю удивляться.

 

 

Бланк ответов

1.

 

6.

 

11.

 

16.

 

21.

 

26.

 

2.

 

7.

 

12.

 

17.

 

22.

 

27.

 

3.

 

8.

 

13.

 

18.

 

23.

 

28.

 

4.

 

9.

 

14.

 

19.

 

24.

 

29.

 

5.

 

10.

 

15.

 

20.

 

25.

 

30.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.

 

 

Участвовало в диагностике 28 человек (14 мальчиков, 14 девочек).

Ф.И.

Ориентация на личные

Ориентация на взаимодействие и сотрудничество

Маргинальная ориентация

1

Авдюшина Екатерина

3           низкий

22    средний

4       низкий

2

Андриянова Вероника

8           низкий

18    средний

4       низкий

3

Бородай Виктория

6           низкий

19    средний 

5         низкий

4

Бондарев Александр

4           низкий

20    средний  

6        низкий

5

Васькина Анастасия

4           низкий

23    средний

3        низкий

6

Гудимов Илья

5           низкий

19    средний

6        низкий

7

Дерявко Виктория

12         низкий

13    низкий

2        низкий

8

Егоров Александр

5           низкий

16    средний

8        низкий

9

Еськов Егор

14         средний

9       низкий

6        низкий

10

Еськов Иван

14         средний

14    средний

4        низкий

11

Иванюк Максим

10         низкий

16    средний

5        низкий

12

Карпунин Данил

6           низкий

18    средний

4        низкий

13

Кирилюк Ксения

4           низкий

22    средний

4        низкий

14

Королёв Илья

14        средний

12    низкий

5        низкий

15

Коцкий Никита

3           низкий

25   высокий

2        низкий

16

Метальникова Анна

4           низкий

25   высокий

3        низкий

17

Митенкова Дарья

9           низкий

17    средний

2        низкий

18

Михайлушкин Егор

7           низкий

18    средний

6        низкий

19

Немировский Дмитрий

5           низкий

24    высокий

0        низкий

20

Солдатенкова Александра

4           низкий

24    высокий

3        низкий

21

Усманов Лев

6           низкий

20    средний

4        низкий

22

Хромова Елизавета

4           низкий

22    средний

4        низкий

23

Чеклецова Анна

2           низкий

21    средний

7        низкий

24

Чернышова Варвара

6           низкий

16    средний

7        низкий

25

Числов Андрей

5           низкий

20    средний

6        низкий

26

Шамов Вячеслав

4           низкий

24    высокий

4       низкий

27

Шаталова Ксения

7           низкий

15    средний

7       низкий

28

Шестакова Александра

3           низкий

15    средний

3       низкий

 

Ориентация на личные (эгоистические интересы) – низкий уровень — 25

                                                                                                 средний уровень — 3

                                                                                                  высокий уровень – 0

 

Ориентация на взаимодействие и сотрудничество – низкий уровень – 3

                                                                                                   средний уровень – 20

                                                                                                  высокий уровень – 5

 

Маргинальная ориентация  —                                           низкий уровень –  28

                                                                                                  средний уровень – 0

                                                                                                  высокий уровень – 0

 

Методики и опыт оценки результатов социализации и воспитания учащихся

Опросник «Предпочтения»

Ю. Ф. Гущин

Классу нужно сообщить, что сейчас будет проведена деловая игра, при которой каждый участник сможет получить о себе массу интересной информации. Надо сказать, что каждый должен записать ответы на предложенные вопросы в соответствии с его личным мнением. Что на игру отводится 15 минут с момента выдачи задания. Каждый отвечает на задание самостоятельно, к соседям смотреть запрещено, показывать свои записи запрещено.

Читать дальше

Теоретическая перспектива Основные предположения
Функционализм Образование выполняет несколько функций для общества. К ним относятся (а) социализация, (б) социальная интеграция, (в) социальное положение и (г) социальные и культурные инновации. Скрытые функции включают уход за детьми, установление отношений со сверстниками и снижение безработицы за счет удержания старшеклассников от участия в постоянной рабочей силе. Проблемы в образовательном учреждении вредят обществу, потому что все эти функции не могут быть полностью выполнены.
Теория конфликтов Образование способствует социальному неравенству за счет использования отслеживания и стандартизированного тестирования, а также воздействия его «скрытой учебной программы». Школы сильно различаются по своему финансированию и условиям обучения, и этот тип неравенства приводит к неравенству в обучении, которое усиливает социальное неравенство.
Символический интеракционизм Эта перспектива фокусируется на социальном взаимодействии в классе, на игровой площадке и в других школьных местах. Конкретные исследования показывают, что социальное взаимодействие в школах влияет на развитие гендерных ролей и что ожидания учителей в отношении интеллектуальных способностей учеников влияют на то, насколько ученики учатся. Некоторые образовательные проблемы имеют свою основу в социальном взаимодействии и ожиданиях.

1Рис. 1. Наложенные гистограммы.

2Рисунок 2. Баллы ABC учащихся государственных школ.

3Рисунок 3. Баллы ABC учащихся, обучающихся на дому.

4Рисунок 4. Баллы ABC учащихся мужского пола.

Область –>            Общение  Повседневная жизнь         Социализация      Зрелость

Домашнее образование 113,45 112,10 109,50 115,55

Общественное обучение 98,08 90,77 95,08 93,00

1 Таблица 1. Сравнение ABC средних баллов между учащимися, обучающимися на дому и в государственных школах.

5Рисунок 5. Баллы ABC для учениц.