Тренинг для родителей детей инвалидов: Тренинг для родителей детей с ОВЗ – Российский учебник

Тренинг для родителей детей с ОВЗ – Российский учебник

Задачи тренинга

Изучение запросов родителей «особых» детей позволило составить следующий список задач, которые решает коммуникативный тренинг.

1. Формирование и тренировка навыков конструктивного взаимодействия.

  • Решение проблем на основе сотрудничества.
  • Уважение к мнению и позиции других.
  • Поддержка других людей и продуктивное реагирование на их жизненные ситуации.

2. Моделирование позитивного мышления.

  • Разрыв шаблонов мышления по отношению к себе и ребенку.
  • Поиск новых способов взаимодействия, особенно в конфликтных ситуациях.
  • Отказ от установки о неразрешимости проблем семьи и принятие убеждение о различных возможностях их преодоления.

3. Развитие личности

  • Наращивание и использование внутренних ресурсов.
  • Умение чувствовать и прогнозировать настроение, состояние, поведение других людей.
  • Умение адаптироваться в сложных ситуациях.
  • Осознание и принятие чувства собственного достоинства.

4. Стабилизация психики и эмоционального фона

  • Получение психологической поддержки
  • Повышение стрессоустойчивости.
  • Знакомство с приемами психо-эмоциональной разгрузки.

Тренинг проводится или в течение месяца ежедневно по 3-4 часа и решает весь комплекс задач или под конкретные запросы родителей по 2,5 — 3 часа от одного до нескольких дней.

100 ошибок воспитания, которых легко избежать

О чем эта книга Это самый подробный гид по родительским промахам, способам их избегания и устранения. Автор разбирает самые распространенные ошибки, которые или совершают, или очень боятся совершить все родители.

Вы узнаете, как: стать ребенку настоящим другом, не теряя авторитет; общаться с ребенком, не повторяя ошибок своих родителей; правильно реагировать на капризы и непослушание ребенка; удовлетворить потребность ребенка в любви, не балуя его; развивать ребенка с учетом особенностей его личности; привить ребенку правильное представление о счастье и успехе. Кто автор Ольга Маховская — известный психолог, кандидат психологических наук, сотрудник Института психологии РАН, ВГИКа. Стипендиат международных научных программ. Директор по содержанию детского телевизионного проекта «Улица Сезам в России», автор и ведущая программ для родителей. Автор книг «Американские дети играют с удовольствием, французские – по правилам, а русские – до победы», «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить».

Купить

Принципы проведения тренинга

1. Активное взаимодействие через выполнение упражнений и наблюдение за другими.

2. Исследовательская, творческая позиция через обнаружение, осознание и тренировку новых способов поведения.

3. Объективность поведения через обратную связь и переход от импульсивности к осознанности.

4. Партнерское общение через умение учитывать интересы, чувства, эмоции переживания участников группы.

Правила поведения на тренинге

Правила поведения предлагаются психологом или разрабатываются участниками группы. Они оформляются как плакат и вывешиваются на стену. Рассмотрим вариант таких правил.

1. Соблюдать конфедициальность о происходящем в группе.

2. Сообщать о себе только достоверную информацию (или вообще не сообщать).

3. Высказывать безоценочные суждения.

4. Отказаться от критики и взаимных обид.

5. Поддерживать друг друга воодушевляющими высказываниями.

6. Выслушивать других до конца, не перебивая.

7. Участвовать во всех упражнениях.

Место, материалы, оборудование

  • Просторное помещение со стульями и мультимедийными средствами.
  • Канцелярские принадлежности: бейджи, бумага, ручки, и т.п.
  • Плакат с правилами общения.
  • Плакаты с высказываниями М.Монтесори, Л.С.Выготского, Б.Спока.
  • Раздаточный материал: распечатка тренинга, раздаточные карточки, бланки с тестами.
  • Подборка книг по общению, саморазвитию, о личностных особенностях детей с ОВЗ.

Воспитание ребенка от рождения до 10 лет

На страницах этой книги авторы многочисленных бестселлеров по воспитанию и уходу за ребенком, авторитетные акушеры и педиатры с многолетним стажем Уильям и Марта Сирс делятся своим профессиональным опытом. Для кого эта книга Для родителей, которые подходят к воспитанию ребенка с умом и хотят найти общий язык с малышом. Особенности книги Как известно, маленькие дети – маленькие проблемы, большие дети – большие проблемы, а с Сирсами их не будет вообще! Воспитать ребенка — значит создать для него необходимую базу для достижения успеха в жизни. Прочитав эту книгу, вы узнаете, как помочь своему ребенку стать гармоничной личностью, как подготовить его к самостоятельному существованию в современном мире, научить принятию правильных решений в сложных и разнообразных ситуациях. Используя описанный в книге свой почти тридцатилетний опыт, авторы, супруги Сирс, раскрывают такие интересные и немаловажные темы, как рациональное питание, сексуальное воспитание, эмоциональное и физическое развитие в различных возрастных периодах, решение проблем общения ребенка со сверстниками и окружающими его взрослыми людьми, особенно с родственниками, воспитателями и преподавателями.

Купить

Этапы тренинга и практические рекомендации

I этап. Презентация, выявление запросов и мотивов.

  • Знакомство.
  • Расстановка целей. (Что вы хотите?)
  • Обследование текущей ситуации. (Что с вами происходит?)

Упражнение «Знакомство». Цель: выявить запросы и мотивы, создав атмосферу открытости, доверия, эмоциональной свободы.

1. Участники сидят по кругу.

2. Ведущий: «Начнем работу со знакомства. Каждый по очереди назовет свое имя, а затем три главных своих качества общения и одно желаемое, причем все эти качества должны начинаться на первую букву вашего имени».

3. Обсуждение «Как вы сейчас себя чувствуете?» «Что нового узнали о себе?» «Готовы ли продолжать работу?»

Результат. Работоспособность группы и «мостик» для перехода к следующим этапам.

II этап. Психогимнастические упражнения.

Рассмотрим структуру упражнений на примере приема «Побуждение к действию». Его цель: помочь родителям результативно действовать в различных учреждениях, учитывая чувства и настроение служащих.

1. Объяснение смысла упражнения.

Ведущий: «Вы часто сталкиваетесь с ситуациями, когда необходимо побудить чиновника выполнить вашу просьбу. Для этого нужно учитывать его настроение и состояние в момент разговора. Поучимся этому на приеме «Побуждение к действию».

2. Инструкция.

Ведущий: «Вспомните ситуацию, в которой вы хотели побудить чиновника что-то для вас сделать. Мысленно поставьте на его место всех членов нашей группы и подумайте, как бы вы обратились к каждому, как бы вели разговор, учитывая их настроение. Можете записывать варианты. Даю вам 15 минут.

Затем разбейтесь на подгруппы по 4-5 человек. Каждый в них кратко излагает ситуацию и обращается по очереди к участникам подгруппы, представляя их на месте того служащего.Участники, каждый по-своему, реагируют на просьбу и объясняют, что именно побудило выполнить просьбу или вело к отказу. Один разговор длится 2 минуты.»

3. Выполнение приема.

4. Групповое обсуждение.

Ответы на вопросы ведущего: «Удалось ли понять настроение собеседника?» «Был ли хороший эмоциональный контакт?» «Насколько влияла открытость?» и.

 п.

5. Озвучивание результата.

Ведущий: «Вы все получили обратную связь и навык результативного общения».

III этап.Обзор прогресса.

  • Озвучивание общих результатов тренинга.
  • Выявление препятствий, мешающих обучению.
  • Планирование новых занятий.
  • Получение домашнего задания.

Сценарий тренинга «Ассертивность в общении»

Помочь родителям детей-инвалидов обрести чувство собственного достоинства призван тренинг «Ассертивность в общении».

Группа 12 человек, уже работавшая вместе. Время работы 2 дня по 2, 5 часа.

1. Презентация, целеполагание, мотивы. «Что такое ассертивность и для чего она нужна». Ассертивность — это утверждение, заявление. Цель ассертивности — научиться отстаивать свои права, обрести чувство собственного достоинства. 25 мин.

2. Раздел «Уважение к другим через уважение к себе«. Упражнения.

  • «Расширение территории влияния» (пары). 25 мин. (Р.Дилтс. «Коучинг с помощью НЛП» М.2004)
  • «Дирижер своей жизни«.(группа) 25 мин. (И. Малкина-Пых. Телесная терапия. М.2005)

3. Раздел «Выражение своих чувств». Упражнения.

  • «Цвет наших чувств» (четверки)30 мин. (Н.Ю.Хрящева. «Психогимнастика в тренинге». СПб.1999)
  • «Я чувствую…, когда вы…(группа) 35 мин.(Там же)

4. Раздел «Будьте честными». Упражнения.

  • «Две позиции: «Я хотел бы..» и «Ты сделал…» (четверки) 15 мин (Там же)

5. Раздел «Умение говорить «нет». Упражнения.

  • «Перучиваем «детектор ошибок». (группа) 15 мин. (Н.П. Бехтерева. «Тайны мозга и лабиринты жизни». СПб. 1999)
  • «Я говорю «нет» ( тройки) 20 мин.(Р. Дилтс. Коучинг…)

6. Раздел «Отстаивание своих позиций». Упражнения

  • «Сила „тотема“» (группа) 20 мин. (В.Ю. Баскаков. «Свободное тело.» М. 2017)

7. Раздел «Рубашка ассертивного». Упражнения

  • Сказка «Рубашка счастливого». Сказкотерапия. 5 мин.
  • «Создание «рубашки ассертивного» (пары). 45 мин. (Р. Дилтс. Коучинг…)

8. Раздел «Обсуждение тренинга». 30 мин.

Итогом тренинга общения родителей детей с ОВЗ становится закрепление конструктивного поведения, усвоение моделей безбарьерного позитивного мышления, осознание собственной ценности, развитие стрессоустойчивости и адаптивных способностей. Родители приобретают уверенность в своих силах, становясь «сильным звеном» отчественной инклюзии.

Смотрите также:


Психологический тренинг для родителей детей-инвалидов

 

Психологический тренинг для родителей детей-инвалидов прошел 20 февраля 2021 г. в Могилеве.

 

Для многих приятной неожиданностью стало участие в таком интересном мероприятии, которое прошло в рамках Проекта МТП «Выстраивание эффективных механизмов защиты для улучшения положения детей с тяжёлыми формами инвалидности и заболеваниями, ограничивающими продолжительность жизни».

 

В тренинге приняли участие не только родители, воспитывающие детей-инвалидов, но и волонтеры, непосредственно работающие с ними, и сотрудники Могилевского областного центра коррекционно-развивающего обучения и развития. Неформальная творческая атмосфера позволила участникам раскрепоститься, проявить себя и узнать друг друга лучше, что важно при совместной работе на мероприятиях и проектах.

 

Провела тренинг Галина Дедкова — психолог, трансформационный коуч, выпускница Института психологии творчества Павла Пискарева.

Галина не только познакомила присутствующих с методом нейрографики, но и научила применять его в реальной жизни с пользой.

Освоив данный метод, участники смогут самостоятельно справляться со сложными эмоциональными состояниями, снимать напряжение и усталость в любое время — понадобятся лишь лист бумаги и ручка.

 

Все участники тренинга получили массу положительных эмоций и заряд энергии на новые свершения!

Слева направо верхний ряд:  Дуденкова Т.А. (мама ребенка-инвалида),  Мозоловская Е.Г. (директор Могилевского областного ЦКРОиР), Панькова К. (студентка СГК), Подерис Я. (студентка СГК), Байкова С.А. (педагог-психолог Могилевского областного ЦКРОиР), Куцепалова С.И. (методист СГК), Радовская В. (студентка СГК), Гринь П. (студентка СГК), Сильвакович А. (студентка СГК), Киселев Ю. (студент СГК),  Каплуш Н.А. (мама ребенка-инвалида), Зенькович Т. (студентка СГК), Буракова К.С. (мама ребенка-инвалида), Александрович О.И. (ассистент координатора, Белорусский детский фонд), Фисюк И.О. (координатор проекта, Белорусский детский фонд), Дедкова Г. (тренер, психолог).

Слева направо нижний ряд: Капаницкая М.Е. (мама ребенка-инвалида), Дробинко Т.Н. (мама ребенка-инвалида), Лебедева И.С. (мама ребенка-инвалида), Василькова Е.Н. (мама ребенка-инвалида), Каплуш (мама ребенка-инвалида), Егорова, М. Ю. (мама ребенка-инвалида),

Автор фото: Павчина Дарья. Дата: 20.02.2021

 

На фото: Фисюк И.О. (координатор проекта, Белорусский детский фонд) говорит вступительное слово перед началом тренинга.

Автор фото: Павчина Дарья. Дата: 20.02.2021

 

На фото: тренер Дедкова Г. и мамы, выполняющие технику «Нейрографика» Капаницкая М.Е., Буракова К.С., Дробинка Т.Н., Лебедева Т.Н.

 Автор фото: Павчина Дарья. Дата: 20.02.2021

 

На фото слева направо: Мозоловская Е.Г. (директор Могилевского областного ЦКРОиР), Дробинко Т.Н. (мама ребенка-инвалида), Лебедева И.С. (мама ребенка-инвалида), Василькова Е.Н. (мама ребенка-инвалида).

Автор фото: Павчина Дарья. Дата: 20.02.2021

Проект реализуется общественной благотворительной организацией «Белорусский детский хоспис» (координатор проекта) в партнерстве с благотворительной организацией «HealthProm» (Великобритания), а также местными партнерами — просветительским правозащитным учреждением «Офис по правам людей с инвалидностью», Могилевским областным отделением РОО «Белорусский детский фонд» и РОО «Рано» при финансовой поддержке Европейского союза.

 

eeas.europa.eu/belarus
www.euprojects.by

Специальное обучение для семей с детьми-инвалидами

Если у вас есть ребенок с любым типом инвалидности, навигация по системам, в которые вовлечены ваш ребенок и семья, может быть сложной задачей.

Ф.А.К.Т. предлагает разнообразное обучение, чтобы помочь семьям и людям, работающим с отдельными лицами и семьями, ориентироваться в некоторых из этих систем. Эти учебные занятия предлагаются как в прямом эфире через Zoom, так и лично для групп из 5 и более человек.

Очное обучение может быть запланировано для групп из 5 и более человек. Это обучение бесплатно для семей и агентств в мегаполисе, включая округ Сент-Чарльз, округ Сент-Луис, город Сент-Луис, округ Франклин, округ Линкольн, округ Джефферсон и округ Уоррен. Чтобы запланировать обучение для своей группы, свяжитесь с Карен Купер по адресу [email protected] или позвоните по телефону 636-9.49-2425 доб. 259.

Если вы работаете в агентстве за пределами города, F. A.C.T. может предоставить обучение, однако при необходимости может взиматься плата за время обучения, время в пути, пробег и проживание в пути.

Чтобы узнать больше о других возможностях обучения или об индивидуальном обучении, пожалуйста, свяжитесь с Карен Купер по адресу [email protected] или позвоните по телефону 636-949-2425 доб. 259 для обсуждения.

Ф.А.К.Т. Мастерские

10 шагов к эффективной адвокации

Получив знания, как правильно их использовать? Этот семинар представляет собой простой в использовании формат, который поможет родителям использовать стратегии для создания позитивных взаимодействий и совместных команд. 1 час

Разработка эффективной IEP

Как составить IEP, отвечающую уникальным потребностям ребенка? Этот семинар предоставляет информацию и инструменты, которые помогут родителям внести свой вклад в разработку IEP своего ребенка. 2 часа

Дисциплина согласно IDEA

Предоставляет информацию о правах вашего ребенка и ваших правах, когда ваш ребенок подвергается дисциплинарному взысканию и находится на IEP. Дает родителям инструменты для использования, чтобы помочь их ребенку продолжать получать образование, которое отвечает их потребностям, независимо от последствий дисциплины. 1 час

Право на участие в программе IDEA

Когда ребенок имеет право на получение IEP и как работает этот процесс? Этот семинар проведет вас через этот процесс и предоставит инструменты для преодоления камней преткновения, с которыми сталкиваются многие родители. 2 часа

Оценка в соответствии с IDEA

Что такое комплексная оценка? Что означают баллы? Этот семинар поможет вам понять, как оценки могут предоставить основную информацию для разработки IEP ребенка. 1,5 часа

Процедурные гарантии IDEA

Процедурные гарантии объясняют права родителей и учащихся в соответствии с IDEA, а также другие важные процессы. Их часто упускают из виду, но они играют важную роль в отстаивании прав детей на IEP. Узнайте, как процессуальные гарантии IDEA могут помочь семьям удовлетворить потребности своих детей в рамках IDEA. 1 час

Уединение и ограничение свободы

В чем разница между уединением и изоляцией? Каким нормативам штата должны следовать школы? Что может сделать родитель, если его ребенок находится в изоляции или ограничен? Этот семинар охватывает эту информацию и многое другое. 1 час

Раздел 504

Обзор основных принципов раздела 504 Закона о реабилитации 1993 года. В нем представлен обзор прав человека в школьной среде и того, как работает этот процесс. 1,5 часа

Загрузить семинар по Разделу 504 (PDF)

Планирование перехода

На этом семинаре рассматриваются требования к созданию и реализации плана перехода после того, как вашему ребенку исполнится 16 лет. Стратегии и идеи, которые помогут сделать переход к взрослой жизни плавным и плавным покрыты. 1 час

Истинное включение Поддерживается IDEA

Что такое истинное включение? Узнайте о положительных результатах включения и о том, как оно поддерживается в рамках IDEA. 1,5 часа

Онлайн-модули обучения

У нас также есть четыре онлайн-модуля обучения, к которым вы можете обратиться.

 

Услуги для родителей с ограниченными возможностями

Родители с ограниченными возможностями сталкиваются со многими проблемами и могут получить поддержку и помощь. На этой странице освещаются актуальные политические и социальные вопросы, затрагивающие родителей-инвалидов, а также доступность необходимого лечения и услуг.

Проект для родителей с ограниченными возможностями
Предоставляет родителям с ограниченными возможностями онлайн-сеть для обмена опытом, советами и беседами, а также доступ к исследованиям, информационным бюллетеням и учебным ресурсам, помогающим решать проблемы дискриминации и неравенства.

Пересечение защиты детей и инвалидности: в центре внимания родителей, осень 2013 г. (PDF — 1380 КБ)
Университет Миннесоты, Центр перспективных исследований в области защиты детей (2013 г. )
CW360: Всесторонний взгляд на распространенную проблему защиты детей
Изучает распространенность родителей с инвалидностью и психическими заболеваниями в системе защиты детей, а также то, что происходит с этими родителями и их семьями, когда они получают услуги.

Планирование, ориентированное на родителей, для родителей с ограниченными возможностями (PDF, 387 КБ)
Лайтфут и ДеЗелар (2020)
Практические заметки , 36
Представляет новую модель, ориентированную на родителей, чтобы помочь родителям с ограниченными возможностями планировать воспитание своих детей. Модель включает четыре этапа, которые помогают родителям работать со специалистами по защите детей, чтобы установить долгосрочные цели воспитания и предпринять шаги для достижения этих целей.

Воспитание детей с инвалидностью: комплект материалов «Знай свои права» (PDF — 1012 КБ)
Фонд Кристофера и Даны Рив и Национальный совет по делам инвалидов (2016 г. )
Содержит краткий обзор законов об инвалидности, защищающих права семьи, а также информацию об усыновлении, опеке, посещении, семейном праве и системе защиты детей.

Родители с ограниченными возможностями в органах по защите детей и судах
Национальная сеть ADA (2016)
Предоставляет данные о родителях с ограниченными возможностями в Соединенных Штатах и ​​рисках, с которыми они сталкиваются в связи с системой защиты детей, а также информацию о Законе об американцах с ограниченными возможностями.

Родители с умственной отсталостью (PDF — 496 КБ)
Арка (2011)
Объясняет права родителей с ограниченными возможностями и обеспечивает доступ к ресурсам и информации по теме.

Ресурсы для людей с ограниченными возможностями
Усыновить детей США (2017)
Предоставляет список интернет-ресурсов и организаций, связанных с усыновлением и опекой, которые поддерживают родителей с ограниченными возможностями.