Диагностика в школе: Глава 14. Диагностика в школе
Зачем нужна диагностика готовности ребенка к школе?
Достаточно часто, за помощью к детскому психологу обращаются родители дошкольников, желающие узнать, готов ли к школе их ребенок. Однако в то же время, другие родители совершенно не понимают, для чего нужна подобного рода диагностика, и какой смысл в ее проведении, в школу то пойти придется в любом случае!.. В этой статье мы решили подробно рассказать родителям о том, зачем подобная диагностика проводится, и чем на самом деле она может помочь их ребенку и семье в целом!..
Взросление ребенка – процесс длительный и при этом неравномерный. Стабильные периоды сменяются периодами, так называемых кризисов, когда прежние способы восприятия и взаимодействия с окружающим миром «устаревают» и им на смену приходят новые, провоцируя существенные изменения в личности ребенка. Происходит это, потому что в процессе взросления меняется социальная ситуация развития ребенка, появляются новые возможности, развиваются новые умения и, таким образом, взросление (или развитие психики) становится неизбежным – не продолжать же, в самом деле, ползать, когда уже умеешь ходить…
Однако формирование новых указанных умений и навыков в жизни происходит весьма неравномерно. И если один малыш оказывается способным к чему-то подобному уже в шесть лет, у других деток подобные навыки сформируются только годам к восьми. Как раз это детские психологи и называют индивидуальными различиями, как раз данный факт и стал основанием к появлению, так называемого индивидуального подхода при работе с детьми.
Дошкольный период – этот как раз тот этап детского развития, в рамках которого у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Это связано как с развитием и формированием определенных структур мозга, так и с постепенным изменением социальной ситуации, которая это развитие провоцирует.
Так либо иначе, но в период дошкольного возраста у деток постепенно формируются:
- способность поставить себя на место другого и воспринимать отличную от своей, чужую точку зрения;
- Навыки самоконтроля и саморегуляции (когда ребенок способен остановиться, даже если очень хочется продолжать, так как что этого требует сложившаяся ситуация, взрослые или правила;
- умение держать во внимании определенное количество явлений, объектов и сохранять их в своей памяти (в требуемом объеме для школьного обучения) и многое, многое другое!
Иными словами, примерно к семилетнему возрасту у ребенка появляется набор навыков, необходимых для школьного обучения и именно поэтому данный возраст называют «идеальным» для начала обучения детей…
Однако, как оговаривалось выше, большинство – не значит «все». И есть детки, у которых целый ряд необходимых навыков для успешного обучения в школе развивается несколько сложнее и медленнее, нежели у их сверстников. По причине данного факта, в момент поступления в новую социальную ситуацию – школу, они неспособны осваивать знания с той же легкостью, как и их сверстники. Дети сталкиваются со сложностями в социализации, в освоении материала, но, самое главное, с необходимостью контроля собственного поведения. Достаточно быстро такие дети начинают выделяться из общего числа одноклассников, получают репутацию «аутсайдеров», а, далее и вовсе смиряются с тем, что они хуже, чем остальные, то есть – совсем перестают прикладывать какие-либо усилия, дабы исправиться…
Из-за того, что эмоциональное или когнитивное (умственное) развитие этих детей не соответствует «необходимому для обучения в школе уровню», им действительно, оказывается, слишком трудно включиться в систему школьного обучения и их отношения со школой портятся на долгие годы.… Это, соответственно, вызывает беспокойство родителей, ситуация в семье становится напряженной или вовсе конфликтной, что в свою очередь только усугубляет те трудности, которые испытывает ребенок!.
.Вот и получается замкнутый круг, выход из которого найти порой оказывается весьма непросто…
А вот выполнение диагностики готовности ребенка к школе позволяет предупредить перечисленные сложности и проблемы, и когда есть необходимость, вовремя оказать помощь!
Выполнять диагностику готовности ребенка к школе психологи рекомендуют в шесть лет, когда до старта обучения остается около года. Почему? Дело в том, что выявляемые в ее рамках проблемы и трудности, часто, поддаются профессиональной коррекции. Тогда у малыша в запасе до школы остается целый год, который можно потратить на подтягивание того, чего не хватает и освоение того, что еще не было освоено!..
Следует сразу подчеркнуть, что речь здесь не идет об умениях и знаниях как таковых (к примеру, знание букв или умение читать). Как раз этому вашего ребенка научат в школе! Но, чтобы это обучение стало возможным, малышу необходимо уметь контролировать свое поведение, иметь достаточный объем памяти и внимания, уметь концентрировать внимание и удерживать его, а главное – просто-напросто иметь навыки общения с другими детьми, которые будут в его окружении, на протяжении всех школьных лет!
И, к сожалению, развитие и формирование перечисленных навыков действительно иногда требует сопровождения. Это может быть связано с особенностями организации мозга (например, у левшей такое развитие происходит труднее, чем у правшей, и особенно трудно, если левшей в правшей переучивают) или нервной системы (например, если у ребенка стоит диагноз «гиперактивность», концентрация внимания для него априори затруднена). Это может быть связано с характерологическими особенностями или семейной ситуацией. Но, так или иначе, оставаясь без помощи, такие дети оказываются заложниками ситуации и обречены на возникновение проблем и трудностей в школе…
Раннее выявление подобных трудностей поможет использовать оставшееся время до школы «с толком» — помочь малышу пройти необходимый этап развития! Сформировать необходимую для обучения в школе мотивацию, развить недостающие способности, а если необходимо – то отложить на год поступление ребенка в школу, чтобы еще один год использовать для необходимой подготовки!..
Именно поэтому, большинство психологов настоятельно рекомендуют родителям уделять внимание подготовке детей к школе и проводить необходимую диагностику тогда, когда еще есть время решить возникающие проблемы. Мы убеждены, что своевременная забота о ребенка помогает избежать огромного количеств проблем и трудностей, которые могут возникнуть в школе. Но главное – сплотить вашу семью и обезопасить ее от разнообразных кризисов, со школой связанных!
Педагогическая диагностика в школе | Методическая разработка по теме:
Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя , воспитывать своих детей.
Л. Толстой
Можно добавить к словам Л.Н.Толстого только то, что кроме самовоспитания, необходимо заниматься еще и самообразованием.
Знание ребенка- необходимый элемент педагогической культуры. Нельзя составить план воспитательной работы без изучения сплоченности коллектива, характера межличностных отношений в нем, зрелости общественного мнения, общих интересов учащихся.
Педагогическая диагностика- это педагогическая деятельность, направленная на изучение объекта и субъекта педагогического процесса (отдельных школьников и учителей, ученических учительских коллективов, педагогического процесса в целом) в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом.
Сущность педагогической диагностики- изучение результативности учебно – педагогического процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.
Методы педагогической диагностики всем знакомы: наблюдения, беседы, социометрия, тест, анкета, сочинения, педагогический консилиум, недописанный тезис, рассказ с ошибками, ранжирование, ролевая игра , рейтинг, альтернативный тезис, тест- рисунок, фантастический выбор, цветограмма и др.
Выявлено три типа диагностики: начальная, корректирующая ( текущая) и обобщающая.
Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед определением воспитательных задач , которые будут реализованы в учебном году изучается уровень воспитанности ученика. Существует три основных варианта начальной диагностики: 1)когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком с учащимися,
2) когда коллектив не новый ,а классный руководитель начинает работу с классом,
3)когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.
При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения ученика.
При втором – классный руководитель изучает не только ученика, но и сам коллектив.
Третий вариант предоставляет возможность провести выборочную диагностику коллектива и личности в дополнение к информации, полученной ранее.
Для того чтобы познакомиться с новым коллективом и с каждым учеником в отдельности нужно немало времени. В этом могут помочь анкеты. В анкете задается серия вопросов (в 3-5 классах не более4, в 6-8- до 7-8, в 9-11кл. – допускаются опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 15 минут).
Анкеты, которые можно провести при знакомстве с классом: » Урок глазами учеников…»,
«Классный руководитель глазами воспитанников…», «Семья и родители глазами ребенка…» Вместо анкеты при знакомстве с пятиклассниками я провожу небольшое сочинение «Расскажи мне о себе», в котором прошу ребят написать о том , что они любят, кого любят, о своих достоинствах и недостатках. (Выдержки из сочинений).
-Я люблю папу, маму, попугая Лялю, сестру, свою учительницу, пиццу. Гамбургер, мороженое , дискотеки, ярко одеваться, чтобы меня все замечали. Я не люблю лук жареный, сырок, математику. Мои достоинства- люблю драться, я добрая и красивая.
-Я хороший, добрый, умный, но не сильно умный, говорю правду.
-Я не люблю рыбу, изюм, не люблю ночь.
-Мой характер- иногда грустный или веселый, мои недостатки: чуть-чуть ума, красоты и дружелюбности. Если внимательно прочитать эти строчки, то можно многое увидеть .
А на родительском собрании прошу родителей написать характеристику на своего ребенка. Нужно отметить, что многих родителей эта работа заставляет задуматься, какой их ребенок, на что следует обратить внимание педагогам, чем интересуется ребенок.
Первые методы в начальной диагностике — это опросы. С их помощью выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношение к сверстникам, окружающему миру и к себе.
На классных часах и во внеклассной работе я проводила игры, способствующие знакомству детей, их сближению, сплоченности, развитию позитивного отношения друг к другу.
Например, выбирается две команды, им ведущий задает вопросы, кто быстрее ответит;
-кто быстрее посчитает общий возраст команды,
-кто быстрее вычислит общий рост команды,
-в какой команде больше братьев и сестер,
-какая команда самая артистичная (предлагается разыграть сказку), спортивная и т. п.
Можно провести анкету» Вот я какой!»
Меня зовут…
Мне———-лет
Мой любимый цвет
Моя любимая еда
Мое любимое животное
Моя любимая игра
Лучше всего я умею
Самая главная моя цель и т. п.
Игра» Что я люблю делать» Один из учащихся без слов показывает, что он больше
всего любит делать, а остальные угадывают.
Эти игры подойдут для учащихся 1- 6 классов. Для 5-7, можно подобрать игры посложнее.
Игра» Все мы чем-то похожи» В ходе этой игры проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие его с другими.
Инструкция. Разбиться по 4-5 человек. Каждая группа составит список того, что объединяет его членов. Например, «…у всех нас есть сестра…», «…все мы любим макароны…» Победит та команда, которая за 15 минут найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
«Интервью в день рождения»
«Представление имени»
Текущая диагностика в процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения в коллективе. Текущая диагностика выполняет роль экспресс- информации и помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности. Изучение коллектива проводится постоянно. Невозможно провести диагностику всех качеств личности, поэтому важно выделить свойства и качества, соответствующие возрасту .
К текущей диагностике можно отнести постоянное наблюдение за поведением и деятельностью учащихся, методики выявления уровня воспитанности, выявление общего самочувствия учащихся.
Например, попросить детей нарисовать схематический рисунок человеческого лица, выражающего либо положительные, либо отрицательные переживания в ситуациях из школьной жизни:» проснулся и вспомнил, что надо идти в школу»,»звонок на урок», «меня вызвали к доске» . На каждую ситуацию –рисунок.
Интересна и проста в проведении методика «недописанное предложение» или « неоконченное предложение» Эта методика подходит для изучения нравственных приоритетов и для изучения мнения учащихся. Например,
-Я бы очень хотел, чтобы в моей жизни обязательно…
При помощи тестов можно получить информацию о творческих наклонностях у школьников, о профессиональных интересах, о мотивации обучения.
Здесь можно применить опросник «наличие адекватной самооценки, уверенности в своих силах.»,
Тест «Размышление о жизненном опыте» (мини- сочинение)
Тест «Творческий потенциал учащихся»
Анкета «Степень педагогической запущенности»
Цвет передает психологическое настроение, можно узнать, чем дышит коллектив. Цветопись- цветовой дневник настроения.
Красный- восторженное,
Оранжевый- радостное ,теплое,
Желтый- светлое, приятное,
Зеленое- спокойное,
Синий- неудовлетворительное, грустное,
Фиолетовый- тревожное, напряженное,
Черный- упадок, уныние. Ежедневно после занятий обозначить настроение. Составляются таблицы настроения , цветовой ковер даст возможность увидеть настроение ребенка.
Существуют тесты для проведения социометрии
«Мой класс»
«Психологическая атмосфера в классе»,
Анкета «Общение»,
Опросник «Мой класс»
Со старшеклассниками тоже можно играть, но в более серьезные игры.
Например, игра «Дом счастья»
Цель: воспитание нравственно здоровой и духовно богатой личности.
Задачи: способствовать созданию идеального образа семьи через чистоту русского слова.
По кирпичикам из слов строится дом, слова- кирпичики: традиции, сотрудничество, труд, дружба, здоровье, красота, чистота, понимание, уважение, любовь. Хорошее настроение.
(«Воспитание школьников» №2. 2008)
Есть интересный тест уровня сотрудничества в классе «Тусовка», который состоит из 20 утверждений, раскрывающих разные аспекты сотрудничества в классе, за 5-7 минут можно многопланово оценить состояние дел в классе.
(ж. «К.р.2 № 6 2003)
Для прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика. Это и изучение уровня воспитанности учащихся, которое мы проводим 2 раза в год.
Педагогическая диагностика- это не спасение от всех бед, но это действительная помощь в работе.
Медицинский и образовательный диагноз, в чем разница?
Перейти к основному содержанию
Тиффани Фейнгольд
Тиффани Фейнгольд
Соучредитель и директор по возможностям Guiding Bright Minds
Опубликовано 20 октября 2021 г.
+ Подписаться
Семьи часто приходят в замешательство, когда узнают, что медицинский диагноз инвалидности не дает ребенку права на получение услуг специального образования в их школе автоматически.
Чтобы ребенок мог получить услуги специального образования в государственной школе, он должен пройти отдельный процесс оценки и получить образовательный диагноз , который иногда называют «школьным идентификатором». Учебная и медицинская диагностика проводится разными врачами, имеют разную квалификацию и служат разным целям. Продолжайте читать, чтобы узнать о различиях и выяснить, что вам нужно сделать, чтобы ваш ребенок получил поддержку, в которой он нуждается.Медицинский диагноз: Медицинский или клинический диагноз ставится врачом или другим клиницистом (например, логопедом, психологом и т. д.). Диагноз устанавливается на основании критериев, изложенных в документе под названием «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM), который публикуется и обновляется Американской психологической ассоциацией. Родители обычно платят за соответствующее тестирование, или оно может быть покрыто медицинской страховкой. Результаты тестирования будут использованы для определения планов лечения и дальнейших шагов для семьи и команды специалистов, работающих с ними.
Образовательный диагноз: Образовательный диагноз ставится группой школьной IEP (с участием родителя). В команду могут входить учитель ребенка, родитель, учитель специального образования и другие соответствующие специалисты школы, которые могут интерпретировать результаты оценивания. Родители могут запросить оценку в школе, или школьный персонал может потребовать, чтобы она была выполнена. Оценки проводятся в школе и бесплатны для семей. Для получения образовательного диагноза:
- Ребенок должен соответствовать критериям одной из 13 категорий инвалидности, изложенных в федеральном законе IDEA, и
- Оценки должны указывать на то, что инвалидность оказывает существенное негативное влияние на способность ребенка учиться в школе (настолько, чтобы они не смогут учиться в школе без специальных услуг)
Если ребенок имеет право на образовательный диагноз инвалидности, команда IEP будет работать вместе над разработкой IEP. Ребенок будет бесплатно получать любые специальные услуги, которые, по мнению команды, необходимы для участия в школе. (Эта информация относится только к учащимся, посещающим государственные школы. Учащиеся частных школ имеют другие права. Дополнительную информацию можно найти здесь.)
Иногда ребенку ставят медицинский диагноз инвалидности, такой как дислексия или СДВГ. Затем родители могут запросить школьную оценку, чтобы определить, соответствует ли ребенок требованиям для получения специального образования. Однако, даже если у ребенка есть медицинский диагноз, его школьный диагноз должен показать, что у него есть один из 13 видов инвалидности в IDEA
Guiding Bright Minds сотрудничает с несколькими местными профессионалами, чтобы облегчить вам поиск. Все воспитатели в нашем сообществе прошли процесс отбора, чтобы убедиться, что они соответствуют самым высоким отраслевым стандартам качества и соответствуют нашей миссии по признанию способностей каждого ребенка. Найдите поставщика сегодня в Guiding Bright Minds.
Жизнь с аутизмом, Зейн Микланд
5 апр. 2023 г.
Это аутизм? Знайте признаки, симптомы и следующие шаги
20 апр. 2022 г.
10 советов о том, как обработать нейродиверсный диагноз вашего ребенка
19 января 2022 г.
Как поставить точный диагноз аутизма… с первого раза
5 января 2022 г.
Навигация во время каникул с детьми
15 декабря 2021 г.
Школьная поддержка и руководство
8 декабря 2021 г.
Одинокий остров… День, когда я узнал
3 ноября 2021 г.
Что такое дислексия? Обзор признаков, сильных сторон, диагностики и лечения
13 окт. 2021 г.
Информирование школы о диагнозе вашего ребенка
В школе дети узнают об окружающем мире и о том, как общаться с другими людьми. И то, и другое необходимо для развития детей. Школа также является местом, где люди заботятся о ваших детях и помогают им добиться успеха как в учебе, так и в жизни. Наряду с домом школа является самым важным местом в жизни ребенка.
Новость о том, что у ребенка диагностирован рак, быстро распространяется в обществе. Крайне важно, чтобы школа вашего ребенка как можно скорее получила точную информацию либо от вас, либо от кого-то, кого вы попросили связаться с ними. Вы также можете связаться со школами других ваших детей или попросить школьного администратора сделать это за вас.
Мы включили образец письма, которое вы можете использовать. Это позволит учителям и консультантам быть в курсе того, что происходит в вашей семье, чтобы они могли оказывать поддержку всем вашим детям. К сожалению, даже когда вы предоставляете информацию школе, слухи все равно ходят. Мы считаем, что открытые каналы связи и поддержание регулярных контактов на протяжении всего лечения вашего ребенка могут свести к минимуму эту потенциальную проблему.
Конфиденциальность
Семьи могут выбирать, какой информацией и в каком объеме они будут делиться. Дети часто говорят нам, что они не хотят, чтобы их считали другими, и беспокоятся о том, что скажут их друзья или как они отреагируют, если узнают, что у них рак. Они хотят, чтобы рак был тайной. Однако новости о значительном, редком и драматическом событии, таком как диагноз «рак» у ребенка, обычно распространяются по сообществу в течение нескольких дней. Даже дети в начальной школе прекрасно понимают, когда их одноклассник болен. Они могут не знать точно, что не так, но они чувствуют, что происходит что-то тревожное. Мы призываем родителей и школьных специалистов делиться информацией о болезни ребенка и его лечении, а не позволять распространяться слухам, которые могут быть крайне неточными. В долгосрочной перспективе честная информация, скорее всего, поможет вашему ребенку адаптироваться к школе.
По тем же причинам мы призываем семьи предоставлять школам информацию о здоровых братьях и сестрах ребенка. Сообщая каждой из школ братьев и сестер о том, что происходит, родители могут обратиться за помощью в раннем выявлении любых академических или социальных проблем, которые могут возникнуть у брата или сестры.
Оставайтесь на связи во время лечения
Школьный персонал хочет знать, что они могут сделать и чем могут быть полезны одноклассники. В первые несколько дней или недель после постановки диагноза вы, возможно, не сможете конкретно ответить на эти вопросы. Однако с самого первого дня вашему ребенку было бы хорошо получить известие от друзей и одноклассников. Многие родители предлагают присылать открытки, картинки или рисунки, которые можно повесить на стену в больничной палате. Также следует поощрять друзей и одноклассников использовать текстовые сообщения или другие электронные устройства для передачи сообщений поддержки и держать вашего ребенка в курсе последних событий. Эти предложения позволяют вашему ребенку понять, что другие думают о нем или о ней, а также помогают удовлетворить желание друзей и одноклассников «сделать что-нибудь».
По мере того, как тестирование и лечение становятся все более рутинными, родители начинают получать достаточно четкое представление о расписании своего ребенка. Они часто поощряют телефонные звонки или, если возможно, видеозвонки, чтобы их ребенок и его или ее друзья могли общаться и видеть друг друга. Большинство детей и подростков понятия не имеют, что такое пребывание в больнице, и, возможно, слышали мрачные истории о выпадении волос, хирургических операциях и обезображивании.