Для чего человек: Человеку нужен человек / Хабр

Содержание

Человеку нужен человек / Хабр

И не пытайтесь подсунуть что-то другое

Друзья, моя предыдущая «футуристическая» публикация вызвала неоднозначную реакцию. Читатели восприняли её очень лично и буквально, в то время, как я предлагал лишь задуматься над некоторым возможным сценарием.

Мы должны быть свободны для размышлений. Я могу представить ограничения в свободе слова, но не в свободе мысли. Поэтому, я продолжаю начатую тему. Она не детализирована — в ней не рассказывается «каким образом». Лишь — «в каком направлении». И немного о том, «что нам будет за то, если мы не пойдем».

Отнеситесь пожалуйста к всему написанному далее с легкой иронией или даже сарказмом, но не позволяйте своим чувствам оскорбляться, как бы им того не хотелось.

Человеку нужен человек

Мужчине — женщина. Ребенку — родители. Продавцу — покупатели. Начальнику — подчиненные.

Но зачем все это?

Для чего?

Кто-то скажет: «Люди — стайные существа, и по одиночке не выживают».

В этом есть доля истины. Один человек, по устоявшемуся мнению, не может реализовать все свои потребности. Невозможно в одном лице сочетать и охотника, и земледельца, еще и обувных дел мастера, а если не дай бог потребуется — еще и врача.

Но представим, что все это как-то реализовано без человеческого участия. Есть человек и некий абстрактный сервис, который по его запросу реализует те или иные его потребности — доставляет еду по заказу онлайн, причем с помощью дрона. А на складе его заказ собирают в контейнер другие дроны. В процессе путешествий человека перемещает по условному городу такси-автопилот, а далее — самолет-автопилот. Любой его информационный запрос мгновенно реализуется интернет-поисковиками. Если гаджет сломался, или предмет бытовой техники, компонент умного дома вышел из строя, это будет отслежено, диагностировано онлайн, и при необходимости демонтировано, заменено на новый компонент — как и в других случаях — посредством автоматических роботов-доставляторов и роботов-инсталляторов. В случае травмы или недомогания, будет проведена полная диагностика организма человека и активирована исключительно точная процедура лечения — вплоть до роботизированной операции — исключительно без участия какого-то другого человека…

Нужен ли будет в рамках такой вымышленной утопии человеку другой человек?

«А поговорить?» — спросите Вы.

А о чем говорить?

О чем мы вообще говорим?

Ну, давайте вспомним, о чем мы обычно говорим с другими людьми?

Чаще всего — о своих нерешенных проблемах, о горестях и печалях, бывает, что хвастаемся чем-то, но только потому, что есть кому, есть перед кем, и еще — потому что раньше этого не было.

А теперь смотрите — проблем нет, печалиться не о чем, хвастаться тоже нет смысла — потому что все как бы всегда хорошо. Не стало ни лучше, ни хуже…

… правда, кто знает, может это уже и не очень хорошо… но и не очень плохо, как минимум.

Но совершенно ясно, что в данной ситуации нет нужды говорить хоть о чем-то. Поэтому, это нормально, что — не с кем говорить.

Описанная ситуация утопична.

Но есть и реальная ситуация, которая, хоть и далека от описанной, но — не слишком.

Мы давно уже предпочитаем минимальный контакт с другими людьми без необходимости. То, что можно уладить по телефону, имейлу, мессенджеру, мы стараемся уладить без личного контакта. Живые очереди, в которых люди успевали обсудить все случившееся за год, с успехом заменены электронными номерами — все сидят в своих углах и смотрят на табло — всех это устраивает, и особенно то, что никто не пролезет без очереди. И никто ни о чем не говорит.

Живых экскурсоводов в музеях с успехом заменили электронные гарнитуры, говорящие на всех языках. В магазинах проще и результативнее воспользоваться услугой электронного консультанта по любому виду продукции. А оплатить покупку покупатели все чаще предпочитают в кассах самообслуживания: здесь тебя уж точно не обсчитают, и баллы на твою карточку постоянного клиента начислят — не забудут.

К услугам живого человека теперь обращаются лишь представители уходящих поколений — им трудно пользоваться всеми этими сенсорными экранами — они ждут от них тактильный отклик, в то время, как более молодое поколение давно ни в чем таком не нуждается.

А в последнее пару лет нас успешно отучили от рукопожатий и мимических реакций, спрятанных под маской. И когда нам придется общаться с роботами гуманоидного типа — лишенных мимики, мы уже будем к этому готовы — столь необходимая прежде мимическая обратная связь более не есть первостепенная необходимость.

Оставим за скобками мысль о том, что все это — заговор, что это устроили рептилоиды с альфы центавра или тайное правительство масонов. Это сейчас не важно.

Попробуем вспомнить, в каких случаях нам действительно требовался другой человек, и что это были за проблемы, которые мы не могли решить в одиночку?

В принципе, и сегодня есть охотники, способные выйти в одиночку на медведя или льва. Конечно, когда-то требовалось много людей, чтобы заманить мамонта в яму, правда, мамонты с тех пор вымерли, а охотничьи технологии продвинулись в пользу минимизации отряда вплоть до одного участника, каков бы ни был зверь.

А вот с чем действительно не может справиться один человек, так это с организованной группой других людей, посягающих на его ресурсы.

Более, чем войны и внешний враг, нас никогда ничего не сплачивало.

Если вы обратитесь к истории, мои дорогие читатели, вы узнаете, что долгие тысячелетия самой достойной “профессией” или “призванием” для мужчины (а только они долгие тысячи лет и считались полноценными людьми, а женщины и дети таковыми не считались) — это было военное дело. И хотя воины формально считались ниже царей и жрецов, но быть царями оказывалось совершенно недоступно для большинства людей, а чем занимаются жрецы, и их взаимодействие с высшими сферами — для всех, кроме них самих было просто непонятно. Поэтому, быть воином было высшей честью для человека в подавляющем большинстве случаев.

Одинокий земледелец, богатый торговец, талантливый поэт и певец, путник повидавший весь мир — все они не могли сравниться с отважным воином, вокруг которого сплачивался весь его отряд, вся его армия, вся его страна, для которой он шел в бой — защищать или отнимать, спасать или убивать — это уже не имело решающего значения. Человек, способный объединить вокруг себя других людей уже был велик. Он нужен был стране для великих свершений, которые были непосильны каждому из её жителей по отдельности.

До сих пор военные победы являются сверкающими айсбергами нашей национальной идеи. И мы предпочитаем не заглядывать ниже его ватерлинии, где кроется истинная и чудовищная цена всего этого. Прежде всего для нас ценно то, что мы едины в этом величии.

К счастью, кроме военного вектора есть и другие — менее заметные, в честь которых не проводятся парады ценой в миллионы и миллиарды, но тоже — масштабные свершения, к которым большое количество людей прямо или косвенно ощущает свою причастность.

Космические победы СССР — запуск первого Спутника, первый полет человека в космическое пространство, первые посадки на Луну и Марс — эти достижения значимы для каждого жителя нашей страны. Люди могут оценивать их разными линейками — для кого-то это “утерли нос Америке”, для других “победа советской науки”, для третьих “Начало космической эры всего человечества”, но для всех это величайший объединяющий фактор — второй после войны. А может быть и первый.

Каждый человек — где бы он не работал, чувствовал свою причастность. Он мог быть инженером в одном из предприятий космической отрасли, а мог быть учителем в школе, которая растила будущих космонавтов… и даже если он просто подметал улицы, он чувствовал, что метет звездную пыль по космическим проспектам, по которых ходят те, кто запускают корабли в космос. Нельзя быть непричастным к великому, живя в великой стране!

Когда СССР сбавил свои космические скорости, а люди стали работать каждый на себя, разобщение довело до того, что в наших подъездах появились кодовые замки, двойные стальные двери на лестничных площадках, заборы с колючей проволокой вокруг жилых домов, травматические пистолеты и электрошокеры в карманах — внутри своей страны. И даже страна стала поменьше.

Исчезновение великой идеи отменило необходимость общаться, а встречный в сумерках человек стал казаться потенциальным врагом. Мы когда-то вместе запускали станции на Венеру, но теперь у нас нет этого общего дела.

Нам не о чем говорить.

Мы не нужны другу другу.

Каждый из нас поодиночке неплохо справляется.

Но и не слишком хорошо, чтобы чем-то гордиться… впрочем “гордиться” — не самое подходящее слово… оправдать свое существование — вот, это уже ближе к смыслу — смыслу существования человечества.

А в чем его смысл?

Ответа на этот вопрос нет. Однако, когда наша жизнь становится бессмысленной, мы очень ясно и болезненно это воспринимаем. Каждый из нас в отдельности скатывается в околодепрессивное состояние, а потом и страна, потеряв национальную идею, разваливается на части… следом и весь глобус оказывается заражен каким-то странным вирусом, который одновременно бессимптомный, и убивает всех, от которого лучшее средство “каникулы” и вакцина, которая не гарантирует ни от чего…

Это состояние называется “бесполезностью”. Для чего-то мы были нужны, как бы чудовищны мы не были в своей жестокости и войнах. Как бы суровы мы не были прокладывая БАМ и запуская ракеты — злые мы нужнее, чем мягкие и бессильные, безыдейные. Нам самим в таком состоянии никто не нужен.

Кто-то считает, что человечество — вирус Вселенной. Им инфицируют планеты, а дальше он пожирает планету, её ресурсы, её флору и фауну, но добреет размягчается и становится уже ни на что не способен — отдельные его представители теряют связь между собой, и тогда он перестает быть единым целым. И планета поглощает остатки этой инфекции, обретая иммунитет от возможных в будущем подобных заражений. Посмотрите на Венеру — она более непригодна для жизни. И в этом, возможно, её превосходство над Землей и Марсом…

Впрочем, это лишь одна из версий.

Я склоняюсь к другой.

Мы действительно мало что значим по одиночке. Каждый из нас способен на многое, но потенциал одного человека может раскрыться только в содружестве и тесном созидательном контакте с другими людьми.

У нас есть некий эффективный околокомфортный диапазон, в котором мы может активировать свои способности — это когда нам чего-то не хватает. И жизнь неспроста держит нас немного “в черном теле” — там мы не расслабляемся. Нужда, надуманные цели — типа, доказать что-то американцам, китайцам, рептилоидам — тоже, пусть и с низким КПД, заставляют нас шевелиться. В перспективе мы откажемся от доказательств. Мы сейчас на распутье, но наверняка нас ждут действительно значимые цели, обусловленные как стремлением к выживанию, так и пониманием, что без этих целей мы не нужны ни друг другу, ни Вселенной.

Человеку нужен человек не для “поговорить”, не для продолжения рода, которое само по себе не может быть самоцелью, а лишь перекладыванием на плечи потомства тех идей и целей, которые сегодняшнее поколение не смогло ни осознать, ни воплотить.

Человек нужен человеку для достижения тех рубежей и ступеней, которые по одиночке — ну, совсем никак. Когда мы разобщаемся, нас деактивируют. Но когда мы сплачиваемся, нам выделяют и ресурс, и необходимую информацию — она приходит в головы некоторых из нас. Быть может они и сами не осознают своей роли — их просто тянет на Марс. Не спрашивайте их — “Зачем?”, или — “Почему именно ты?” — они не знают. И это — не их выбор.

Быть впереди — это вообще не выбор человека, но долг. Если он выбирает покинуть свое место, вы знаете, что происходит. По сути, выбора нет, кроме выбора “согласиться с этим”.

Быть нужными по настоящему друг для друга мы можем лишь для чего-то великого, значимого, выходящего за пределы всего нашего предыдущего опыта. Это проявляется на всех уровнях — от семьи, в которой угасают чувства и общение, когда все благополучно, но лишено азарта, новизны, авантюрных идей, включая атмосферу в рабочем коллективе, где стабильная высокая зарплата, но беспросветная рутина в делах — это не надолго, и охватывая человечество на самом глобальном уровне — в масштабе стран, их содружеств и всего голубого шарика, подернутого легкой дымкой облаков — все там приходит в уныние — от экономики до культуры, и людям становится не о чем поговорить, если нет великой цели, оправдывающей их существование.

Мы неплохо жили с 80-х годов прошлого столетия до окончания нулевых. Вместе с повышением нашего экономического благополучия терялись цели, и вот мы в кризисе. Не мы — страна Россия. В кризисе весь Мир. И пандемия, охватившая его — лучшее тому подтверждение. Мир стряхивает нас с насиженных пней, и мотивирует заняться чем-то, что оправдало бы поглощение ресурсов ради одного только комфорта.

В конце концов, если сегодня не направить ресурсы нашей планеты на достижение новых целей, расширение ареала обитания и новых ресурсных территорий, завтра для этого шага просто не будет ресурсов. Или не будет нас. Потому что, те, кто не нужны друг другу, они не нужны ни Земле, ни Вселенной.

Именно поэтому сейчас с новой силой активируются космические программы, и прежде всего — пилотируемые, цель которых доставить человечество на поверхность других небесных тел, дать им возможность закрепиться, раскинуть сеть городов и исследовательских баз, научиться добывать все необходимое, построить космодромы для следующих прыжков…

Иногда мне встречаются предложения: “Прежде чем лететь в космос, не лучше ли навести порядок на Земле?!”.

Нет, не лучше.

Для начала представьте, если бы ваша мама не решалась покормить вас, перепеленать, когда вы описались, прежде чем навела бы порядок в жилище? Есть дела поважнее такого условного порядка.

Потому что, вы — её будущее, её перспектива. А порядок — это прошлое, это принципы и правила, которые были заведены когда-то, еще до вашего рождения, и по-хорошему — должны постоянно меняться.

Лично мне кажется, что люди — это вообще не про порядок. Еще в античные времена — у греков, например, — слово “порядок” звучало как “Космос”. Стремление к нему не может быть связано с деятельностью в пределах Земли.

Чтобы навести порядок на Земле, человек человеку не нужен. Он вообще на Земле не нужен. Стоит ему исчезнуть с её поверхности, как порядок наведется сам собой — с этим наша планета справится. Да и кто когда-когда нибудь видел порядок в творческой мастерской? — там царит хаос. Рождение нового — это всегда беспорядок. Порядок — это смерть. Порядок не приемлет изменений — это застывшая фаза.

Жизнь = беспорядок.

Вы видели когда-нибудь жизнь под микроскопом? — все это кипение микроорганизмов, клеток, пожирающих друг друга — это все не знает ни порядка, ни равновесия, и именно благодаря этому развивается, усложняется, мутирует, вытесняет менее конкурентное, занимает его место, занимает все место — сначала в своей луже, потом в океане, выходит на сушу, охватывает всю планету, и даже пытается перепрыгнуть на соседнюю.

Жизнь — наиболее перспективное состояние материи, к которому материя пришла за миллиарды лет своей эволюции от Большого взрыва, через выгорание массивных звезд, через взрывы сверхновых и органический синтез в туманностях под действием жесткого излучения и звездного ветра.

Жизнь изменит Вселенную до неузнаваемости. Тот мир, который мы видим сейчас в самые большие телескопы, через миллиарды лет станет иным — неживой материи в нем не останется. Жизнь охватит своим влиянием весь материальный ресурс Вселенной. В ход пойдут даже черные дыры — жизнь найдет способ, как извлечь из них поглощенную материю, потому что все это — ресурс, необходимый для жизни — каждая субчастица будет возвращена или её потенциал будет использован для чего-то важного — нырков в иные пространства-времена, где тоже есть интересующие живую материю Вселенной ресурсные потенциалы.

Эта бесконечная трансформация мира вряд ли кому-то из моих читателей покажется порядком, или чем-то системным, организованным. Если вы читали фантастические истории о том, как ученые изобрели вещество, которое растворяет в себе все другие, превращая Мир в хаос, то это история про превращение неживой материи в живую.

Это чудовищный и не укладывающийся в сознание процесс, который более похож на метагалактическую катастрофу, нежели на эволюцию, и он сметет и нас, если мы не будем в этом участвовать. Впрочем, если будем — тоже, ведь это в любом случае изменит нас до неузнаваемости.

О каком уж тут порядке можно говорить?!

Если в этом кипении и есть какой-то порядок, он для нас непостижим.

И конечно же у Вселенной кроме нас для поддержания процесса кипения есть несчетное количество дублеров. Мы ценны для Вселенной, пока мы в деле. Мы нужны Вселенной лишь пока мы можем быть нужны друг другу.

Когда человеку нужен человек для достижения чего-то фантастического и нереального, человечество бесконечно ценно для Вселенной, и будет ею охраняться. Но как только мы погрязнем в собственном благополучии и комфорте, зона комфорта станет для нас могилой. И здесь у Вселенной есть полный арсенал возможностей — от астероида (привет динозаврам), включая серию новых вирусов, и до столь любимых политиками ядерных грибов и пепла.

Пока человеку нужен человек, человечество нужно Вселенной. И оно — в безопасности.

Музыкальное приложение

Более всего потоку этой статьи соответствует совместная музыкальная работа, записанная с Игорем Колесниковым — моим коллегой по проекту «K-Kvadrat» — девятый и на данный момент заключительный альбом. «Theos» — в древнегреческой философии данный термин означал промежуточное состояние между Хаосом и Космосом (порядком). По сути, это — тот же Хаос, но в котором зародилось намерение.

Идеи античной философии отталкивались от того, что мир некогда родился из Хаоса, но тяготеет к Космосу. Сейчас мы можем утверждать лишь то, что есть как минимум одно обратное стремление — неизбежное повышение энтропии любой системы, а значит — стремление к Хаосу более приоритетно. Но был ли в Мире когда-либо порядок, или Мир развивается от Хаоса к Хаосу? Быть может нам предстоит когда-то повлиять на этот затянувшийся процесс.

альбом «Theos» • проект «K-Kvadrat» • Композиторы Андрей Климковский и Игорь Колесников

Зачем живёт человек, или В чём смысл жизни?: system_psiholog — LiveJournal


Зачем живёт человек? Семья, работа. Вроде бы нормальная жизнь. Но при этом не покидает ощущение бессмысленности, внутренней пустоты… В голове крутится: «К чему вино, кино, пшено, квитанции Госстраха?» К чему? Зачем? Для чего?

Для чего нас посылают в этот мир? С какой целью? Кто это делает? Почему именно к этим родителям? Кто определяет, кого к кому посылать? И вообще, зачем живёт человек?

Под понятием «смысл жизни» я пониманию внутреннее, желаемое быть постигнутым разумом значение, сущность жизни, оправдывающая наше существование. То есть человек пытается осознать, кто он, зачем живет и какова цель его жизни. Поскольку каждый это делает собственным разумом, то ответы получает сообразно своим природным свойствам — векторам.



Зачем живёт человек? У каждого свой ответ


Векторов всего восемь, и они отличаются во всем, поэтому смыслы жизни у обладателей каждого вектора свои, типичные, обусловленные желаниями врожденного вектора.

Поэтому миллионы людей не задаются вопросами о смысле жизни, ибо для них ответ очевиден. Для зрительников это любовь. «Ну как можно жить без любви? — удивятся они. – Лишь любовь способна ответить на вопрос «зачем живёт человек?», и только влюбленный имеет право называться человеком!»

Для людей с анальным вектором это семья, дети, дом.«Как можно без семьи? Без семьи нет счастья и смысла в человеческой жизни!» — недоумевают они. Есть и такие, для которых смысл жизни в карьере, богатстве – это люди с кожным вектором. И еще есть люди с мышечным вектором, для которых хлеб всему голова. Вырастить хлеб, построить дом, посадить сады – вот зачем живёт человек.

Недосуг всем этим людям задумываться над вопросами бытия. У них свои заботы, свои радости и горести. Только люди со звуковым вектором обречены на поиск ответов на вечные вопросы. Кто я? Зачем живу? Какова цель моей жизни? Думать – это их предназначение в этом мире.

Зачем живёт человек? Кто я?


Я – это один или нескольких векторов, определяющих не только психику, но и внешний вид, манеру держаться и даже взгляд.

Подсознание скрыто от нас, заслонено сознанием и потому руководит нашими поступками незаметно для нас. Мы совершаем какое-то действие, движимые неосознанными желаниями, а после сознание придумывает для них рационализации, чтобы наши поступки выглядели целесообразно. Благодаря системно-векторной психологии появляется возможность заглянуть за рационализации, понять истинную причину того, что происходит с нами на самом деле. Понять то скрытое, что живет нами. Вопрос «зачем живёт человек?» предстает в совсем ином свете.

Сочетание тела, подсознания и сознания, включающего тип мышления (в каждом векторе он свой), память, знания и навыки, и создает личность.

Зачем живёт человек? Смена поколений


От каждого человека остается отпечаток в общем психическом. Каждый, даже самый маленький «кирпичик», добавляет опыт, знания, пережитые чувства и делает нашу общую копилку богаче – это позволяет следующим поколениям рождаться более умными и развитыми.

Это очень заметно на современных детях, они как будто рождаются со многими знаниями, недоступными для некоторых взрослых. Так, малыш, еще не научившись разговаривать, уже умеет обращаться с компьютером, в то время как его бабушки и дедушки потратили много сил и времени на освоение этого аппарата, а некоторым это так и не удалось.

Каждый из нас, задавая вопрос «зачем живёт человек?», делает это в надежде обрести счастье и удовлетворение. Это и происходит в процессе осознания структуры своего «я», своих векторов, своих истинных желаний, своего психического. В результате возникает гармония мира внутри и мира снаружи.

Зачем живёт человек? В чем смысл жизни?


Эти вопросы – основополагающие для звуковиков. Для чего мы рождаемся, живем, у кого как получится, а потом умираем? Стоило ли рождаться, если жизнь пролетает как один миг, и все мы обречены на смерть?


Что такое смерть? Только что был человек – и вот уже про него говорят «тело». Почему и куда уходит душа? Кто или что руководит этим процессом? Зачем живёт человек? А что такое душа? Откуда она появляется? Когда и каким образом вселяется в наше тело?

Большинство людей не думают о смерти. Им просто некогда, да и интереса такого нет! Всегда помнят о смерти и не боятся ее только звуковики. Так уж устроено у них психическое – им задано задумываться над вопросами жизни и смерти. Думать — это их видовая роль, для исполнения которой звуковикам дан мощнейший инструмент в виде абстрактного мышления.

Они способны реализовать свой потенциал, становясь гениальными учеными, философами, создателями религий, музыкантами, поэтами. Если же звуковик недостаточно развит или не занят поиском смысла бытия, то его внутренний мир заполняет пустота. Чем больше пустота, тем труднее из нее выбраться наружу, да и нечего наружу выносить.

Человек погружается в себя все глубже и не находит там ни мыслей, ни смыслов. Нет ответа на вопрос «зачем живёт человек?». Это приводит к депрессиям, которые могут окончиться суицидом. Самоубийство звуковик считает актом освобождения от тела вместе с присущими телу страданиями. Большая часть совершаемых самоубийств приходится на людей со звуковым вектором, которые не могут жить, если не в состоянии не только найти смысл жизни, но даже искать его.


Ищущие звуковики тоже страдают и разочаровываются, поскольку не могут найти ответы на свои вопросы ни в эзотерике, ни в религии, тем более ни в музыке или в поэзии. Удовлетворить их может только духовное развитие.

Под духовностью часто подразумевают религиозность или стремление к пониманию высокого искусства. В системно–векторной психологии под духовным развитием понимается познание самого себя, включающее умение понимать желания других людей и ощущать их внутри себя, как свои собственные.

Каждый волен выбирать свой путь. Я рекомендую всем, кто задается вопросом «зачем живёт человек?», попробовать для себя лекции по системно–векторной психологии Юрия Бурлана. Лишь попробовать.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор: Галина Максимова

Читайте также:
Победить страх — перестать бояться собственной тени. Страх поезда
Избавляемся от страха легко. Научаемся жить радостно и счастливо
ОТФОРМАТИРОВАННАЯ КАРТА ПАМЯТИ: КАК СТЕРЕТЬ ОБИДУ

Google

Что Библия говорит о том, что значит быть мужчиной?

HomeContent IndexTopicalTopical: Особенности Быть мужчиной

Вопрос

Ответ

Мир предлагает противоречивые взгляды на то, что значит быть мужчиной. Некоторые говорят, что быть мужчиной требует выдержки, решительности с квадратной челюстью, практического знания оружия и, желательно, твердого пресса. Другие говорят, что мужественность заключается в том, чтобы соприкоснуться со своими чувствами, заботиться о менее удачливых и быть чувствительным. Третьи могут включать в себя лидерские качества, хорошую трудовую этику, физическое телосложение, богатство или сексуальную доблесть. Могут ли эти вещи действительно определить мужественность или есть другой стандарт?

Чтобы узнать, что такое настоящий мужчина, вам не нужно смотреть дальше, чем на жизнь Иисуса Христа. Как Сын Человеческий, Иисус является воплощением мужественности, прекрасным примером того, как выглядит истинная зрелость. Иисус был полон Святого Духа и жил в полной зависимости и послушании воле Бога. Христос полностью явил плод Духа (Галатам 5:22-23). Истинный человек Божий также покажет свидетельство этих дел Духа.

Истинный человек, подобный Иисусу, послушен воле Отца и занимается делом Своего Отца (Евреям 10:9). Подобно Христу, благочестивый человек будет избегать греха и следовать за праведностью. Он будет в силе Духа стремиться соблюдать Божий закон и жить в Божьей воле. Он проявит решимость исполнить волю Бога, чего бы это ни стоило (Исаия 50:7). Он будет терпеть сопротивление и никогда не унывать (Евреям 12:3). Он будет человеком Слова, использующим Писание для преодоления искушения (Матфея 4:1-10). Он будет мужем молитвы (Марка 1:35). Он будет человеком любви и самопожертвования (Иоанна 13:1).

«Будьте начеку; стойте твердо в вере; будьте мужественны; будь сильным.

Все делайте с любовью» (1 Коринфянам 16:13-14). Согласно этим стихам, истинный человек бдителен к опасностям, верен истине, смел перед лицом сопротивления, стойкий в испытаниях и, прежде всего, любящий.

Библейские требования к старейшинам и дьяконам также содержат хорошее описание благочестивого человека: «Надзиратель же должен быть безупречен, иметь одну жену, воздержанный, воздержанный, порядочный, гостеприимный, способный учить, не склонный к пьянству, не буйный, но мягкий, не сварливый, не сребролюбивый. Он должен хорошо управлять своей семьей. . . . Он также должен иметь хорошую репутацию у внешних, чтобы не впасть в бесчестие и сеть диавола» (1 Тимофею 3:2-4, 7).

«Дьяконы также должны быть людьми достойными уважения, искренними, не предаваться вину и не гнаться за нечестной корыстью. Они должны держаться глубоких истин веры с чистой совестью» (1 Тимофею 3:8-9).

Истинный мужчина — это тот, кто «отложил младенческое» (1 Коринфянам 13:11, NLT). Настоящий мужчина знает, что правильно, и твердо стоит на своем.

Настоящий мужчина – это благочестивый человек. Он любит Господа, любит жизнь и любит тех, кого Господь вверил его заботе.

Вернуться к:

Актуальные библейские вопросы

Что Библия говорит о том, что значит быть мужчиной?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Что такое человек?

Три тысячи лет назад древний мудрец посмотрел на мир и задал самый важный вопрос, который только можно было задать о нашей корпоративной человечности:

Когда я рассматриваю Твои небеса, дело Твоих пальцев,
Луну и звезды, которые Ты предопределил;
Что такое человек , что Вы думаете о нем….? (Пс. 8:3–4)

Действительно. Что такое человек? Что значит быть человеком? Вы не можете ответить ни на один важный вопрос о людях, не ответив сначала на этот вопрос. Все жизненно важное, значимое и нравственное в нас держится на его ответе. Это квинтэссенция вопроса о природе человеческого существования.

Пол фиксирован или подвижен? Является ли гомосексуальность естественным или извращенным? Есть ли право на аборт? А смертная казнь? Или сексуальное рабство? Или социальная справедливость? Ответ на каждый из этих вопросов зависит от ответа на предыдущий вопрос: что такое человек?

Ответить можно тремя способами. Вот первый путь, ответ натурализма — религии, в настоящее время управляющей наукой. По словам популярного «ученого парня» Билла Ная, «мы всего лишь точка, на точке, вращающаяся вокруг точки, в углу точки, в середине нигде».

«Мы вышли из микробов и грязи», — заявил Карл Саган. «Мы оказываемся в бездонном свободном падении… заблудились в кромешной тьме, и некому выслать поисковый отряд». 1

И они правы, конечно. В мире без Бога люди — не что иное, как винтики в небесной машине, космический мусор, незапланированная беременность, оставшаяся строить нашу одинокую жизнь на «непоколебимом фундаменте всеобщего отчаяния», как выразился атеист Бертран Рассел. Нигилизм — унылый «ничтоизм».

Однако есть и более веселая альтернатива: ответ Нью Эйдж на вопрос «Что такое человек?» Там — это Бог, по словам Ронды Бирн, а он — это вы. В «Секрет », прославляющем человеческую божественность, она пишет:

Ты Бог в физическом теле. Ты Дух во плоти. Ты есть Вечная Жизнь, выражающая себя как Ты… Ты вся сила. Вы все мудрость. Вы все интеллект. Ты совершенство.2

Итак, секуляристы предложили нам два варианта. Либо Бога нет, либо есть и мы есть Он. Космический мусор или божественное совершенство. В любом случае мы одни — одинокое ничто или одинокое все. Сцилла или Харибда.

Однако наш древний мудрец дает третий ответ. Нет, мы не Бог, но и не мусор. Есть и другая альтернатива, путь между этими двумя монстрами. Это также то, что полностью объясняет наши глубочайшие интуитивные представления о том, что значит для нас быть людьми.

Странный день

Что-то меня всегда смущало в праздновании Дня Земли. Кажется, что они основаны на противоречии. День Земли — это праздник, которым наслаждаются, в основном, натуралисты, которые прославляют природу как высшую и уникальную моральную ответственность человека за ее защиту.

Вот, ты видел? Уловили противоречие?

Чтобы увидеть оплошность, вы должны сначала увидеть что-то еще. Мировоззрения приходят пакетами. Они похожи на головоломки, отдельные части которых складываются в единое целое. Основополагающие интересы либо четко согласуются с другими деталями, либо исключают их.

В натуралистическом мировоззрении природа — это все, что существует, — физические объекты в движении, строго управляемые детерминистскими законами физики и химии. Таким образом, в этом пакете нет места фактическим моральным обязательствам любого рода, потому что мораль основана на свободном выборе, а не на физическом детерминизме.

Далее, дарвинизм — строго материалистический процесс, производящий строго материальные блага. Никакая модель генетической мутации и естественного отбора не может привести к возникновению нематериального морального обязательства. 3 Таким образом, ни одно живое существо не может быть обязано защищать другое. Саранча берет все, что может, и ничего не оставляет злополучному долгоносику. И не должны. Пусть победит лучший жук («самый приспособленный» твари). Это программа.

«Баланс» в природе поддерживается корпоративным перетягиванием каната за выживание, в которое вовлечены все живые существа (с этой точки зрения), а не тем, что один вид действует ответственно по отношению к другому. В природе нет моральных иерархий, поскольку у природы нет ресурсов для их построения. Таким образом, представление о том, что конкретное животное, даже человеческое, несет ответственность за управление любым другим, а тем более над всем проектом природы, совершенно чуждо дарвинизму и, следовательно, натурализму. Короче говоря, в атеистическом, натуралистическом мире нет ничего, что объясняло бы обязательство человека перед природой. Это противоречие.

Мир моего отца

Как я уже сказал, это смущает меня, и это должно было бы беспокоить и натуралистов, но не похоже. На это есть причина, я думаю. Им просто кажется очевидным — независимо от их лежащего в основе мировоззрения — что люди качественно отличаются друг от друга, что делает нас ответственными как распорядителей вверенного нам мира. Конечно, это не совсем тот язык, который они использовали бы, но это то, к чему сводится интуиция, управляющая Днем Земли.

И они правы насчет этой интуиции, конечно, но уж точно не в силу натурализма. Натуралисты могут сколько угодно говорить о человеческих обязанностях, человеческом смысле и цели, человеческой ценности, человеческой значимости — даже о правах человека, — но все это пустяки, учитывая их фундаментальное понимание реальности.

Однако существует мировоззрение, в котором каждая из этих характеристик человеческого достоинства имеет смысл. Наш.

Вот что правильно понимает толпа Дня Земли: Человек отличается на . Люди особенные . Люди несут ответственность именно потому, что они а не такие же, как все остальное в природе. И все мы это знаем, поэтому факт продолжает упорно утверждаться даже у людей, чей мировоззренческий пакет не может его оправдать. Это потому, что этот мир не является миром Матери («Мать-природа»). Это мир Отца.

Вот что Отец говорит о людях. Люди прекрасны, но они также и сломлены. Они хорошие, но они же и виноватые, и потому пропадают. Но так было не всегда, поэтому есть надежда на спасение. Это вещи, которые мы все знаем, оказывается. Они отражают наши самые глубокие интуитивные представления о себе и о мире, в котором мы живем.

Прекрасные

Карл Саган говорит, что мы двоюродные братья обезьян.4 Это, конечно, оценка Матери. Отец говорит другое: «Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).

Это отправная точка для ответа на наш вопрос: «Что такое человек?» В основе нашего существа лежит печать, отпечаток Самого Бога — не на нас, как бы чуждых и привязанных, а на нас, как природное свойство, встроенное в нашу природу. Этот знак является частью того, что делает нас такими, какие мы есть. Без него мы были бы не людьми, а всего лишь существами. Из-за этого знака мы не родственники обезьян. Мы родственны Богу, сотворившему нас для Себя.

Я не хочу, чтобы вы упустили значение этого простого утверждения: «Бог сотворил человека по образу Своему», — самого первого, что было сказано о людях в начале Истории Бога. Это означает, что каждый, кто читает эти слова, — а на самом деле каждый человек, который когда-либо жил или умер, надеялся или мечтал где-либо на этой планете в любое время истории, — носит в своей основе что-то прекрасное, красоту, которую никогда нельзя потерять и которую нельзя забрать. от них.

Нет, мы не боги, но в чем-то мы похожи на Бога. Образ Божий в нас — это то, что делает аборт убийством, а сексуальное рабство — пародией. Вот почему мы не вправе обращаться друг с другом как с животными. Вот почему некоторые «неотъемлемые» права принадлежат исключительно нам. Это также основа нашей дружбы с Богом. Мы подобны Ему, поэтому мы можем быть рядом с Ним необыкновенным, интимным образом.

Таким образом, в самом прямом смысле вы никогда не встречали «обычного» человека.5 Из-за Божьего знака в наших душах каждый из нас необычен в том смысле, что никакие уродства — физические или моральные — никогда не могут измениться, никакие обстоятельства не могут измениться, ни один вор не может украсть. Это вечный дар Бога человечеству, Его образ в нашем существе.

Таким образом, мы драгоценны для Него как ничто другое. Иисус сказал: «Разве два воробья не продаются за цент? И все же ни один из них не упадет на землю без вашего Отца. Но у вас и волосы на голове все сочтены. Так что не бойтесь; вы ценнее многих малых птиц» (Мф. 10:29).–31).

Обратите внимание на кое-что еще о мире Отца. Бог говорит, что Он создал нас «мужчиной и женщиной». Бог сделал гендер бинарным, а не «жидким». Их два и только два, а не огромное множество. Это хорошо — одно создано, чтобы соответствовать другому, каждый разработан, чтобы соответствовать другому физически для воспроизводства (очевидно) и душевно для единства, когда они вместе в отношениях на всю жизнь. Эти двое составляют одно, каждый «ужасно и чудесно» создан, мужчина для женщины, женщина для мужчины — один как надлежащее дополнение и компаньон другого на всю жизнь.6

Есть еще одна причина нашей бинарной сексуальности. Только в сочетании этих уникальных характеристик, присущих каждому полу, полностью проявляется образ Божий. Хотя в сущности Бога Он Отец, строго говоря, Бог не является ни мужчиной, ни женщиной, но разделяет и проявляет великолепную славу обоих полов.

Обратите внимание еще на одну вещь. Бог сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею; и владычествуй над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). Это точное понимание толпы Дня Земли. Мы и хозяева, и управители; правители на земле, но слуги Всевышнего Бога.

Но есть проблема. Что-то пошло на юг.

Сломанный

Я хочу сказать вам еще одну вещь, известную всем. Что-то пошло не так. Мы называем это «проблемой зла», и это побуждает нас задаться вопросом: «Почему в мире так много зла?» Однако в этом беспокойстве есть одна изюминка, другая деталь, которую каждый из нас также уже знает.

Мир сломан, это правда. Но мы тоже сломлены, и наша сломленность — огромная часть того, что не так с миром. Мир сломан, потому что мы сломаны. Хотя человеку присуще достоинство, он также жесток. Зло как бы «там снаружи», но оно также и «здесь» — в нас.

Однако все началось не так. В самом конце самого начала, когда Бог расставил все по своим местам, мы находим такое краткое изложение всего, что Он сделал: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1). :31).

Все было так, как должно было быть, так, как задумал Бог, все действовало согласно своему назначению, мужчина и женщина едины друг с другом и с миром, покоятся в своей дружбе с Богом.

В этом мирном раю, однако, был единственный запрет — испытание верности Другу, любви к Отцу, верности Королю. Был и искуситель, сказавший ужасную ложь и разрушительное непослушание, изменившее все.

Когда наши прародители решили следовать за обманщиком, а не за своим Властелином, они разорвали общение со своим Отцом, разорвали общение друг с другом и разорвали гармонию с землей, которая была им доверена. Действительно, когда Адам и Ева согрешили, они сломали весь мир . Человеческая испорченность сделала мир испорченным.

Из-за того, что наши родители стали сломленными, каждый из нас теперь сломлен, как и они, поскольку они произвели на свет таких же детей, как и они сами, и их дети сделали то же самое, одно сломленное поколение переходит в другое.

Безусловно, каждый из нас по-прежнему красив. Образ Божий не может быть стерт. Однако его можно испортить и изуродовать, запачкать и испортить. Именно это и произошло. Там, где была свобода, теперь рабство и борьба. Там, где была духовная жизнь, теперь духовная смерть и разложение. Там, где была дружба с Богом, теперь вражда и распри.

Это вторая часть нашего ответа на вопрос «Что такое человек?» Да, человек прекрасен, но человек ужасно надломлен. И становится хуже.

Виновны

Сказать, что мы сломлены, правильно, но это также легко неправильно понять, поскольку это недостаточно далеко. Мы не машины, которые неисправны. Мы не больные тела. Мы восставшие подданные, мятежники, морально испорченные теперь. Мы виноваты, и за это мы должны ответить.

Опять же, каждый из нас знает это глубоко внутри. Много лет назад я читал лекции перед аншлагами в Калифорнийском университете в Беркли. Я выступил против морального релятивизма, просто наблюдая, как часто мы возражаем против злых поступков, совершаемых другими.

Я указал, что эта склонность кое-что объясняет и в нас самих, поскольку мы являемся «другими», совершающими те злые дела, против которых мы возражаем. И мы это знаем. Глубоко внутри нас живет грызущее осознание собственной неполноценности, порождающее чувство, которое мы повсеместно признаем. У этого чувства есть имя. Я спросил их, что это было. По всему залу я слышал их ответ. «Вина», — сказали они один за другим.

Да, мы все чувствуем себя виноватыми, не так ли? В тот или иной момент, если мы будем честны с собой, мы почувствуем боль от собственной разбитости. «Но почему?» Я спросил. «Почему мы чувствуем себя виноватыми? Как насчет этого, — предложил я. «Может быть, мы

чувствуют себя виновными, — сказал я, — потому что мы виновны . Это в бегах? Это, конечно, именно то, что говорит нам История:

Нет праведника ни одного;
Нет понимающего,
Нет ищущего Бога;
Все свернулись, вместе стали бесполезны;
Нет делающего добро,
Нет ни одного. (Рим. 3:10–12)

Люди прекрасны, да. Но и люди сломлены. И в нашем нравственном убожестве мы также глубоко виноваты. Мы обязаны. Мы в долгу не норме, не правилу, не закону, а Личности — Тому, кого мы оскорбили своим непослушанием. И это не очень хорошая новость, так как наша вина имеет тяжелые последствия.

Потерян

В конце Истории мы находим темный проход.7 В нем рассказывается о последнем событии истории, какой мы ее знаем, великом суде на великой равнине, где великое множество обвиняемых — виновных — стоять перед судьей. Книги смерти раскрыты, каждая наша нравственная жизнь обнажается перед всем человечеством — запись в книгах является основанием для окончательного расчета, последнего суда.

Ничто не упущено и не пропущено. От массовых злодеяний до мелких моральных проступков не проходит ни одно запятнанное дело. «Нет ничего тайного, что не открылось бы, или тайного, что не было бы узнано», — предупреждал Иисус (Мф. 10:26). «За всякое неосторожное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда», — сказал Он (Мф. 12:36). Это не красивая картинка.

Перед Судьей предстоят все прекрасные, сломленные, виновные, каждый из которых замкнулся под грехом.8 Каждый рот также закрыт, каждый голос замолк, замолк от любого защитительного призыва или любого оправдания, весь мир подотчетен Тому, с кем мы должны делать.9 Записи в книгах говорят сами за себя.

Вот «бездонное свободное падение» Сагана — человечество «заблудилось в великой тьме». В этом он прав, так как мы все виновны, и ни один судья не должен прощать. Искупление должно быть совершено. Долг должен быть оплачен. Справедливость должна быть идеальной.

Но есть еще одна деталь в Истории. Я не оставил студентов в Беркли в отчаянии, брошенных под тяжестью собственной вины — вины, которую мы все берем на себя, вины, которую мы все разделяем.

«Ответ на чувство вины — это не отрицание», — сказал я им. «Это релятивизм. Ответ на вину, — сказал я, — это прощение . И тут появляется Иисус».

Саган прав, когда говорит, что мы заблудились. Но он ошибается, когда говорит: «Некому выслать поисковую группу». Ясно, что человека нужно спасать, а себя он спасти не может. Помощь должна прийти извне. Извне нас самих. Из-за пределов замкнутого космоса Сагана. Из-за пределов этого мира.

Поисковая группа прибыла. Спасатель пришел:

Поэтому, когда [Иисус] приходит в мир, Он говорит: «Жертвы и приношения Ты не желал, но тело приготовил Мне; во всесожжениях и жертвах за грех Ты не благоволил. Тогда я сказал: «Вот, я пришел… исполнить волю Твою, Боже». (Евр. 10:5–7)

Поскольку наши души несут образ Бога, мы прекрасны. Из-за того, что мы восстали против Бога, который дал нам нашу красоту, мы сломлены, виновны и в конечном итоге потеряны. «Ибо возмездие за грех — смерть. ..» — говорит нам История (Рим. 6:23). Однако во тьме есть надежда, потому что затем добавляется: «…но дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».

Он Тот, кто взывает к нам:

Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. (Мф. 11:28–29)


  1. Карл Саган, Бледно-голубая точка: видение человеческого будущего в космосе (Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1994), 6, 51. ↩

  2. Ронда Брайн, Секрет (Нью-Йорк: Atria Books, 2006), 164. ↩

  3. В предыдущем выпуске Solid Ground я объясняю, почему дарвинизм как система совершенно не способен порождать действительные, объективные моральные обязательства. См. «Бог, эволюция и мораль», части 1 и 2, на сайте str.org. ↩

  4. Саган, там же. ↩

  5. Этим пониманием я обязан К. С. Льюису. ↩

  6. Обратите внимание на комментарий Иисуса в Матф.