Для молодежи характерна собственная субкультура – Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Для молодежи характерна собственная субкультура. 2. Молодежь как социальная группа выделяется

Содержание

Урок 16. социальная структура общества. молодёжь как элемент социальной группы социальной структуры общества — Обществознание — 10 класс

Урок Конспект Дополнительные материалы

Социальная стратификация

Выберите верные суждения о социальной стратификации.

Подсказка

Речь идёт о критериях социальной стратификации.

Молодёжь как социальная группа

Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе.

Подсказка

Речь идёт о характерных признаках молодёжи.

Существование в обществе структурированного неравенства

Вставьте пропущенное слово (словосочетание):

__________ _____________ — это существование в обществе структурированного неравенства между различными группами.

Подсказка

Если затрудняетесь ответить, посмотрите ещё раз видеоролик.

Социальная дифференциация

Прочитайте суждения и выберите верные.

Подсказка

Если затрудняетесь ответить, посмотрите ещё раз видеоролик.

Критерии выделения социальных групп

Используя конспект урока, напишите три критерия выделения социальных групп.

Критерии социальной стратификации

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом два критерия социальной стратификации.

Подсказка

Если затрудняетесь ответить, посмотрите ещё раз видеоролик.

Групповые критерии

Попарно соединяя фигуры, решите ребус-соответствие.

Подсказка

Соединяйте попарно элементы, чтобы получились правильные выражения.

Социальные группы

Решите кроссворд

Подсказка

Если затрудняетесь ответить, посмотрите ещё раз видеоролик.

Критерии разделения на группы

Попарно соединяя фигуры, решите ребус-соответствие.

Подсказка

Соединяйте попарно элементы, чтобы получились правильные выражения.

Социальные критерии групп, классов

Решите кроссворд.

Подсказка

Если затрудняетесь ответить, посмотрите ещё раз видеоролик.

Признаки молодёжи

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом три признака молодёжи.

Подсказка

Если затрудняетесь ответить, посмотрите ещё раз видеоролик

Социальные классы

Попарно соединяя фигуры, решите ребус-соответствие.

Подсказка

Соединяйте попарно элементы, чтобы получились правильные выражения.

Важные понятия

Решите кроссворд.

Подсказка

Если затрудняетесь ответить, посмотрите ещё раз видеоролик.

Большие социальные группы

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом четыре примера большой социальной группы.

Подсказка

Если затрудняетесь ответить, посмотрите ещё раз видеоролик.

resh.edu.ru

3.3. Молодежь как социальная группа. Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ

3.3. Молодежь как социальная группа

Молодежь – 1) социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 14 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств; 2) наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Особенности социального положения молодежи: переходность положения; высокий уровень мобильности; освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса; активный поиск своего места в жизни; благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

* С точки зрения ведущих видов деятельности, период молодости совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность).

* С точки зрения психологии, молодость – это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья. Осознание ошибок формирует его собственный опыт.

* С позиции права, молодость – время наступления гражданского совершеннолетия (в России – 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т. е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т. д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности (соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества и др.).

* С общефилософской точки зрения, молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. С этой позиции молодость – период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям – она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.

Основные проблемы молодежи

– в социальной структуре положение молодежи характеризуется переходностью и нестабильностью;

– экономические факторы более всего влияют на положение молодежи (молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей, отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей, заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, мала и студенческая стипендия). В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.

– духовные факторы: усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

– проблема «отцов и детей» связана с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. Поколение – это объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни.

Неформальные группы характеризуются следующими признаками: возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, которые направлены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки; относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп; выражение иных ценностных ориентаций или мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

Классификация молодежных групп и движений (в зависимости от особенностей самодеятельности молодежи)

1) Агрессивная самодеятельность: базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц.

2) Эпатажная самодеятельность: базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, прическе, так и в духовных – искусстве, науке (панк-стиль и т. д.).

3) Альтернативная самодеятельность: базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.).

4) Социальная самодеятельность: направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.).

5) Политическая самодеятельность: направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы.

Молодежная политика – это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Основные направления молодежной политики

– вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;

– развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;

– интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Молодежная субкультура

Характеристика молодежной субкультуры

Культурой принято называть убеждения, ценности и выразительные средства, являющиеся общими для определенной группы людей, которые используются для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Определение 1

Под субкультурой следует понимать систему норм и ценностей, которые противопоставляют группу большинству обществ.

Ее формирование происходит под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры имеют лишь некоторые отклонения от национальной культуры, принятой большинством, но не являются отказом от нее.

Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Особенности молодежной субкультуры

Культура людей молодого возраста, которые объединены общностью стиля жизни, поведения в обществе, норм, стереотипов и ценностей, называется молодежной субкультурой. Иными словами, молодежные субкультуры представляют собой систему смыслов, средств выражения, стилей жизни, которая помогает молодежи адаптироваться к взрослой жизни, выполняет определенные функции социализации индивидов, с которыми не может справиться школа, семья, государство.

Подростки воспринимают окружающий мир совсем не так, как умудренные опытом взрослые люди. Для молодежи характерно стремление стать не такими, как все, выделиться из толпы, выглядеть более значимыми в глазах других. При этом особенности психологии подростка таковы, что большинство молодых людей не может в одиночку выражать свои взгляды на окружающий мир. Это объясняет тот факт, что подростки часто объединяются, «сбиваются в стаи», где единственно возможный для них способ выживания в обществе – это ощущение поддержки себе подобных, «чувство локтя» понимающих тебя людей.

Переходный период от детства к зрелости – очень непростое время для молодого человека. Оно наполнено множеством сложных проблем, решить которые подросток не способен, так как его жизненный опыт пока не велик, а принять помощь взрослого он не хочет из духа противоречия.

Замечание 1

Поэтому молодые люди стремятся объединиться со сверстниками, которые сталкиваются с похожими проблемами и имеют схожие ценности и идеалы.

Такие объединения и порождают молодежные субкультуры, которые создают свою собственную культуру, помогающую молодым людям преодолеть трудности в адаптации к взрослой жизни:

  • позволяет подростку удовлетворить потребность в общении, в которой остро нуждается молодой человек в этот период;
  • помогает выработать навыки общения, что приводит к повышению авторитета подростка в глазах сверстников;
  • оказывает психологическую поддержку со стороны членов субкультуры;
  • способствует адаптации подростков к трудностям взрослой жизни.

Молодежь не всегда доверяет общественным молодежным организациям, которые, казалось бы, тоже должны оказывать помощь подросткам в переходный период из детства во взрослую жизнь. Это объясняется тем, что молодежные общественные организации формируют группы подростков одного возраста, а самое главное, но в поле их внимания находится только общественная, а не личная жизнь подростков. Поэтому молодежь отдает предпочтение именно молодежной субкультуре, ведь принимая участие в субкультуре, молодежь играет во взрослую жизнь, где создается некий образец жизненных ситуаций и происходит обучение поведению в них.

Основные признаки молодежной субкультуры

Исследователи называют основные признаки молодежной субкультуры.

  1. Основой любой молодежной субкультуры является уличный стиль.
  2. Большая часть молодежных субкультур возникает и развивается вокруг определенного стиля музыки.
  3. Одной из основных отличительных черт молодежной субкультуры является сленг – молодежный жаргон, доступный только избранным.

Замечание 2

Пропуском в группу считается как раз владение таким специфическим языком, непонятным для взрослых и выделяющим подростка из толпы.

Сленг современной молодежи включает слова и выражения, которые используются молодыми людьми, но не воспринимаются непосвященными в качестве «хороших», общеупотребительных или литературных. Эти слова и выражения становятся сленговыми именно потому, что, во-первых, они знакомы более или менее ограниченному кругу людей, а во-вторых, эти слова и выражения вносят в язык особый смысловой оттенок. Кроме того такие лексические единицы отличаются зачастую нетрадиционное, не принятое литературной нормой написание или словообразование.

spravochnick.ru

Рассмотрите фотографии- представители каких субкультур перед вами

Прочитайте текст. Заполните таблицу

знал Узнал новое удивило
     

Понятие «тинэйджер» имеет свои истоки в Америке. Одной из причин появления молодежных групп называют повышение культуры потребления. На протяжении 1950-х годов растущее количество молодых людей начало влиять на моду, музыку, телевидение, кино. Молодежная субкультура сформировалась окончательно в середине 1950-х в Великобритании, когда появились тедди-бои, отличавшиеся особым вниманием к своему внешнему виду (им на смену в 1960-х годах пришли моды) и рокеров (или тон ап бойз), отдававших свои предпочтения мотоциклам и рок-н-роллу. Многие компании приспосабливались к их вкусам, разрабатывая маркетинговые стратегии, создавая журналы, как например английский музыкальный журнал «New Musical Express» (сокращенно NME), в конечном итоге появился и телевизионный канал — MTV. Открывались модные магазины, дискотеки и другие заведения, ориентированные на богатых подростков. Реклама обещала новый, захватывающий воображение мир для молодых людей через потребление предлагаемых товаров и услуг

 

Верно ли суждение?

1.Молодежная субкультура может определяться как образ жизни и способ его выражения, разработанный в группах.

2. Молодежные субкультуры всегда носят агрессивный характер

3.Для молодежи характерен эпатаж.

 

5. Молодёжь как социальную группу отличает(-ют)

 

1) общность быта

2) единство политических взглядов

3) однородность, отсутствие дифференциации

4) сходные черты сознания и поведения

 

6. Выберите вер­ные суж­де­ния об от­ли­чи­ях мо­ло­де­жи от дру­гих со­ци­аль­ных групп и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Молодежь от­ли­ча­ет­ся от дру­гих групп со­ци­аль­ной активностью.

2) Перед мо­ло­де­жью стоит за­да­ча про­фес­си­о­наль­но­го самоопределения.

3) В от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных групп, жиз­не­де­я­тель­ность мо­ло­де­жи целенаправленна.

4) К осо­бен­но­стям со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния мо­ло­де­жи от­но­сит­ся вы­со­кий уро­вень мобильности.

5) Молодежь как со­ци­аль­ная груп­па от­ли­ча­ет­ся ак­тив­ным по­ис­ком сво­е­го места в жизни.

 

 

7. Выберите вер­ные суж­де­ния о мо­ло­де­жи как со­ци­аль­ной груп­пе и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Для мо­ло­де­жи ха­рак­тер­на соб­ствен­ная субкультура.

2) Молодежь как со­ци­аль­ная груп­па вы­де­ля­ет­ся на ос­но­ве воз­раст­но­го критерия.

3) Большинству мо­ло­дых при­сущ более вы­со­кий со­ци­аль­ный статус, чем людям зре­ло­го возраста.

4) В от­ли­чие от под­рост­ков ве­ду­щей де­я­тель­но­стью мо­ло­дых яв­ля­ет­ся познание.

5) Молодежи свой­ствен­но стрем­ле­ние к со­ци­аль­но­му самоопределению.

8. В стране А. социологические службы проводили опрос среди граждан двух возрастных групп: молодежи (20–30 лет) и старшего поколения (40-55 лет). Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) был задан вопрос: «Какие профессии Вам представляются наиболее престижными?» Результаты опроса (в %) представлены на диаграмме:

Какие выводы можно сделать на основании данной графической

информации?

 

1) среди профессий, не являющихся престижными, молодое поколение отмечает профессию госслужащего.

2) представители молодого поколения, в большей степени, чем представители старшего, уважают профессии учителя и врача.

3) и старшее поколение, и молодежь наиболее престижной профессией считают профессию коммерсанта, занятие бизнесом

4) профессии нотариуса, юриста и адвоката лидируют по степени престижности и у старшего поколения и у молодежи.

 

 

9.В стране В. социологические службы проводили опрос среди граждан двух возрастных групп: молодежи (20-30 лет) и старшего поколения (40-55 лет). Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) было предложено продолжить фразу: «Ваших ежегодных доходов вполне достаточно для того, чтобы…»

Результаты опроса (в %) представлены в таблице:

 

Результаты опроса (в %) представлены в таблице:

 

Варианты продолжения фразы: молодежь старшее поколение
приобрести новую квартиру 3 5
приобрести дачный участок с домом 10 5
приобрести новый автомобиль 12 12
оформить ипотечный кредит на покупку жилья 20 18
приобрести новый компьютер, электронику и бытовую технику, отдохнуть на море 16 22
приобрести новую одежду и нормально питаться 25 20
едва хватает на покупку продуктов и оплату коммунальных услуг 14 18

 

 

Какие выводы можно сделать на основании данной статистической информации?

 

1) почти треть опрошенной молодежи не может заработать на продукты питания и оплату коммунальных услуг

2) среди представителей молодого поколения в два раза больше тех, кто может приобрести дачный дом, чем среди людей старшего возраста

3) подавляющее большинство среди обеих групп опрошенных способны приобрести новый автомобиль

4) четверть опрошенных представителей старшего поколения способна оформить кредит на покупку жилья

Сопоставьте

studopedia.net

Молодежная субкультура — это… Что такое Молодежная субкультура?


Молодежная субкультура

Молодежная субкультура — совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие, формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. Для молодежной субкультуры характерны попытки сформировать: — собственное мировоззрение; — своеобразные манеры поведения, стили одежды и прически, формы проведения досуга и т.д. Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Также она обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения; становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдо самостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также стремление походить на взрослых является употребление наркотиков.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Молодежная (станция метро, Челябинск)
  • Молодежное

Смотреть что такое «Молодежная субкультура» в других словарях:

  • Молодежная субкультура —     система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.    (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 417)    См. также Неформальные объединения детей …   Педагогический терминологический словарь

  • МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА — – особая “цельная форма сознания”, массового поведения, коммуникации и организации молодого поколения внутри господствующей в обществе культуры. М.с. определяет стиль жизни и образ мышления юношей и девушек, а ее носители отличаются своими… …   Терминологический ювенологический словарь

  • Субкультура — Кибер готы Субкультура (лат. sub  под и cultura  культура; подкультура) понятие (термин) в со …   Википедия

  • СУБКУЛЬТУРА —         особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит, цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри… …   Энциклопедия культурологии

  • СУБКУЛЬТУРА —     СУБКУЛЬТУРА понятие, пришедшее в философию и культурологию из социологии, изучающей специфику различных групп населения, и этнографии и этнологии, исследующих быт и традиции стран и регионов, по своим обычаям далеко отстоящих от европейской… …   Философская энциклопедия

  • СУБКУЛЬТУРА — система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкультура) понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).… …   Новейший философский словарь

  • СУБКУЛЬТУРА — ы; ж. 1. Субтропическая культура, субтропическое растение. 2. Книжн. Часть, разновидность культуры вообще или культурной, профессиональной общности и т.п. людей. С. интеллигенции. Молодёжная с. * * * СУБКУЛЬТУРА СУБКУЛЬТУРА (англ. subculture, от… …   Энциклопедический словарь

  • СУБКУЛЬТУРА — (от лат. sub под и культура), совокупность специфич. социально психол. признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Молодежная культура и субкультура — – система ЦЕННОСТЕЙ, УСТАНОВОК и видов поведения, общих для группы молодых людей и отличных от таковых других молодых людей или общества в целом. Социологи исследовали молодежные субкультуры в Великобритании. Особенностями таких субкультур… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА — (YOUTH CULTURE) В последние примерно шестьдесят лет «молодежь» стала более определенной категорией в большинстве западных стран. Молодые люди стали развивать свою собственную культуру и особую социальную идентичность, более четко отличавшую их от …   Социологический словарь

Книги

  • Неформальная молодежная субкультура, С. И. Левикова. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного… Подробнее  Купить за 4640 грн (только Украина)
  • Неформальная молодежная субкультура, Левикова Светлана Игоревна. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного… Подробнее  Купить за 4640 грн (только Украина)
  • Неформальная молодежная субкультура, С. И. Левикова. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного… Подробнее  Купить за 3666 руб
Другие книги по запросу «Молодежная субкультура» >>

dic.academic.ru