Душа психология: Что такое душа? Размышляют психологи и раввин //Психологическая газета

Душа — Психологос

01 января 2000 г., 11:12

Душа — живая часть пространства внутренней жизни человека.

Душа — это наши внутренние чувства и переживания, желания и порывы, знакомые нам всем персонажи, любящие выдавать себя за наше Я. Когда и насколько в игре душевных персонажей главным действующим элементом оказывается тело, мы ощущаем внутри себя — тепло и энергию, способность и желание двигаться. Мы живем — с душой.

Интересы, мотивы и стремления — это мотор, который тянет человека вперед, и одновременно устремленные линии, которые определяют направление его движения. В метафоре дух-ум-душа-тело мотивы, интересы и стремления — это увлеченная душа. В метафоре «Хозяин, повозка и кони» это лошади, которые несутся, увлекая за собой повозку (тело) с сидящим на облучке кучером (умом). См. Увлеченная душа: интересы, мотивы, стремления

Душевный, тем более задушевный разговор — разговор всегда теплый, никогда — не агрессивный. Делать с душой — делать заботливо, с желанием, не лениться.

Когда и насколько в этом взаимодействии тела и ума активничает ум, мы живем — с умом, а наша душа оказывается разумной. Мы знаем, что чувства бывают воспитанными и дикими, а желания разумными и нет. Тот, кто привык жить только чувствами, не включая голову, в разумности своих чувств уверен быть не может.

О своей душе больше любят говорить девушки, но когда вы слышите от девушки что-то о ее душе, можете почти безошибочно сделать перевод: речь идет о ее теле. Когда ее душа стремится к молодому человеку — к молодому человеку стремится ее тело. Когда ее душа просит пирожного — пирожного хочет ее тело…

Душа — сцена, на которой разыгрывают спектакли персонажи Ума и Тела. Все, что мы видим и чувствуем в своей душе — придумки и сочинения, в которые мы верим так же, как в другие хорошо сочиненные художественные произведения. Но относится к этому всерьез…

«Мне стало стыдно за свои действия, стыд и чувство вины за нехорошее отношение к родным людям больно колят меня в бока» — Придумываешь.

Возьми тетрадку и записывай каждые 5 минут: правда ли колят, в каком месте, сильнее или слабее чем в прошлые 5 минут. Соберешься записывать — поймешь, что это выдумки, в которые веришь только пока не обращаешь на это внимание всерьез.

Бывает, что все персонажи нашей внутренней жизни, все наши чувства и стремления действуют дружно, в одном направлении. Хуже, когда между ними возникают разногласия, когда каждый тянет в свою стороны, когда начинаются внутренние конфликты. Если в душе есть Хозяин — иногда это самое сильное стремление, иногда воля, — внутренняя жизнь оказывается более организованной. («Где твоя душа?» — это вопрос, что тебе действительно интересно, где ты становишься живым, оживленным).

Иногда, когда это взаимодействие души и тела курирует дух, душа становится высокой. Впрочем, дух у нас присутствует не часто, и обычным образом внутренняя жизнь протекает без его участия.

Пространство души имеет свою структуру. Внимательный человек разглядит, что есть душа внутренняя, есть душа внешняя, и есть лицо (иногда маска) для окружающих.

Во внутренней душе может быть совершенное прозрачное спокойствие и любовь, во внешней душе в то же самое время сочувствие и тревога, а на лице, в выразительных движениях — требовательное ожидание решительных действий.

Душевное тело — метафора, хорошо описывающая основные процедуры для организации и поддержания душевной жизни. Как и физическое тело, душевное тело нуждается в лечении (психотерапия), развитии (психология развития), разминке, подпитке, подкачке, гигиенических процедурах…

Развитие душевности — это развитие второй позиции восприятия, умение воспринимать происходящее с точки зрения собеседника, видеть его глазами и чувствовать его чувствами. Душевность, как выражение второй позиции восприятия, может и должна сочетаться с другими позициями, однако неправильное развитие первой и третьей позиции мешает душевности.

  • Душа
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Гость, 20 октября 2018 г., 11:49

Интересная тема, впервые вижу психолога, делающего попытку предметно говорить о Душе! У меня сложилось впечатление (не сейчас, давно, лет пятнадцать назад), что большинство психологов (а также психиатров, то есть людей в названии профессии которых присутствует термин «душа») понятия толком не имеет, что это такое и где это находится, максимум, что можно услышать на эту тему: «»это всё в голове», или «это всё мозг!»». Есть у меня мнение (на мой просвещённый взгляд весьма обоснованное), что по сути своей Душа человеческая есть суть бессознательное, то самое, наличие у которого обосновал товарищ уважаемый наш Зигмунд Фрерйд и развил его последователь товарищ Юнг Карл Густав. При этом наличие разума человеческого как надстройки и как ИНСТРУМЕНТА познания, САМОПОЗНАНИЯ и самообучения не оспаривается и не противоречит такому взгляду. Некоторые современные весьма маститые учёные (например Татьяна Владимировна Черниговская) прямо указывают на то, что сознание (разум, если быть конкретней) непосредственно получают сигнал «из подсознания» о выполнении задачи: «… у меня есть надежная, научная информация, без всяких сказок, про то, что мозг принимает решения за nn-ое количество секунд, и оно может быть большим, например, 30 секунд. Заметим, не миллисекунд, а 30 секунд, до того, как вы об этом узнаете. …если снимать с мозга объективную информацию, когда вам нужно на кнопку нажимать, например, вы выполняете задание какое-то, вам надо что-то решить.

Так вот, прибор показывает, что решение принято, после этого проходит 30 секунд, и вы нажимаете на кнопку. А самые виртуозные, из тех, кто такими вещами занимается, они вообще пишут книжки под названием «The minds best trick», значит лучший фокус мозга. А фокус заключается в том, что мозг, мало того, что сам делает, он иногда сообщает вам о том, что вы приняли решение добровольно…» (отсюда:https://econet.ru/articles/181392-tatyana-chernigovskaya-nasha-) По-моему, слово «мозг» в некоторых случаях можно смело заменять на «Душа»!

Гость, 30 мая 2019 г., 17:52

Спасибо!

Душа и тело. Любите ли вы себя? | Психология

Внимание к телу, к его позе помогает во многих жизненных ситуациях. Вот пример: вам надо сделать важный звонок. Если вы будете сидеть на кончике стула с минимальной опорой и напряженными ногами, в голосе появятся неуверенные нотки, вы будете звучать скованно, сбиваться на просящий тон. Если перед этим звонком вы плотно, всей попой, расположитесь на стуле, поставите на пол обе стопы, чуть-чуть подышите, у вас будет спокойный, уверенный тон, который создаст определенный настрой у собеседника.

И даже если на этот раз вам откажут в чем-то важном для вас, из такой «увесистой» позиции пережить отказ будет легче.

Существует выверенная система, в которой каждая часть тела соответствует нашим общечеловеческим функциям. Если провести разделительную черту вдоль позвоночника и поделить тело на правую и левую половины, то правая будет отвечать за наши социальные контакты, общественную жизнь, отражать наши межличностные взаимодействия. Левая половина — это наши чувства и эмоции, представления о себе, внутренняя жизнь.

Проведите эксперимент — постойте на одной ноге. На какой ноге вам проще держать равновесие? Если на правой — вы сейчас хорошо сбалансированы со своим окружением. Если на левой — у вас сегодня гармония со своими чувствами. Если с равновесием проблемы — надо успокоиться, медленно подышать, плотно усевшись на стуле, и попробовать еще раз… Фото: Depositphotos

Отчего в теле появляются мышечные зажимы и перекосы, оказывающие заметное влияние на здоровье? Оттого, что цивилизация заставляет нас подавлять наши естественные реакции на стресс — негативные эмоции. Если животное испугано, что оно делает? Убегает. А если злится? Нападает. А мы?

На нас орет начальник, и мы по привычке, опустив голову, переминаемся с ноги на ногу — это в лучшем случае! — и терпеливо ждем, когда отпустят с экзекуции. При этом у нас либо ком в горле, либо спазм в животе. Мы напряжены. Скованы. А потом — головная боль, запор, кашель… Все это — реакция на стресс.

Как быть? Если от этого самодура зависишь материально? Или карьерой? Положением в фирме? И нет возможности постоять за себя? Меня в таких случаях поддерживала детская штука — фига за спиной или в кармане… С одной стороны — вот тебе! С другой, когда на нас орут, а мы искренне переживаем — мы этого оруна кормим. Своим страхом, беззащитностью. А фига — магический замок — попробуй, откуси!

И, конечно, когда более-менее успокоимся, имеет смысл попробовать разобраться, насколько все-таки реально мы зависим от пугающих, унижающих нас начальников, мужей, любовников и т.

п. Ведь наши представления об угрозах очень часто оказываются чрезмерными. Страхи — надуманными.

Очень рекомендую после травмирующего контакта или события подвигаться. Глубоко подышать. Если сильно злимся, хорошо бы еще проораться где-нибудь на природе — но это по возможности. Дойти до дома быстрым шагом, отменив на сегодня маршрутку. Закрыться в комнате и побить-попинать подушку. Выплеснуть обиду и злость на что-нибудь неодушевленное. Иначе может ведь и близким достаться — надо же где-то ее разместить… Или аукнется какой-нибудь хворью. Фото: Depositphotos

К сожалению, в культуре нашего поколения принято тело либо ругать, либо игнорировать его нужды и потребности. Рада, если вы искренне себя любите, проявляете заботу о здоровье тела, наполнены благодарностью к нему и поддерживаете его всегда.

Однако опыт большинства другой… Как мы обычно смотрим на себя в зеркало? Пристально, как на провинившегося, не оправдывающего наших ожиданий и надежд. Провинившегося растяжками на бедрах, складками на талии, морщинками вокруг глаз… Все, продолжать отказываюсь!

Психологи не раз проводили опросы женщин, из которых становилось ясно, что большинство из нас оценивают свою внешность гораздо хуже, чем выглядят на самом деле. А ведь тело — дом нашего сердца и души, самый доступный для нас источник удовольствий!

Я сама этим всю жизнь грешу… Как-то проводила группу, и родилось такое упражнение с целью полюбить себя: каждое утро, независимо от того, что показывает зеркало, улыбнуться себе и сказать: «Здравствуй, красавица!» Конечно, сама начала это делать каждое утро, и группа потом отзывалась, что утро, начатое с такого приветствия, проходит веселей… И незаметно, день за днем, прибавляется позитив в принятии себя, поправляется душевное здоровье… Фото: Depositphotos

А как вам идея поблагодарить свои ноги за то, что они вас поддерживают всю жизнь? Руки — за то, что столько всего нужного и полезного умеют? Живот — за то, что дал жизнь вашим детям? Попу — за то, что на ней так удобно сидеть? Шею — за то, что она может так гордо нести вашу голову? Можно еще долго продолжать…

И даже если тело нас иногда подводит, болеет, отказывается перенапрягаться или соответствовать навязчивым стандартам, будьте к нему снисходительны, вспомните о любви к себе. Постарайтесь услышать, о чем оно пытается вас предупредить, против чего протестует своими сигналами.

Поговорите с телом, прислушайтесь к его потребностям, приласкайте его душистой ванной, ароматным кремом, симпатичной обновкой. И оно откликнется. Порадует вас новым тонусом мышц, готовностью служить вам верой и правдой…

Что еще почитать по теме?

Как принять себя любой? Гармония личности и мира
Любовь к другим, любовь к себе. В чем она выражается и как научиться любить?
Любить себя… Это как?

Теги: негативные эмоции, поза, забота о здоровье, переживания, влияние на здоровье, полюбить себя, любовь к себе

5. Огонь и душа.

Психология. Гераклит

5. Огонь и душа. Психология

Согласно мысли эфесца, единство человека и окружающего его мира состоит, если можно так выразиться, в их «огненности», т. е. в том, что и природа человека, и сущность окружающего мира представляют собой проявления космического огня, различных его состояний. Более того, следуя гераклитовской мысли, можно провести параллель между мировым огнем и человеческой психеей (душой). В самом деле, космический огонь, будучи живым и активным началом, схож с человеческой душой и составляет как бы живую душу вселенной; а человеческая же психея (душа), как источник активности и жизни, напоминает космический огонь; и не только напоминает, но и является его проявлением, модификацией. По словам Гераклита, «сухая, сияющая (т. е. огненная. — Ф. К.) душа мудрейшая и наилучшая» (В 118).

«Психея» — это, надо полагать, тонкий вид огня, горение огня или нечто такое, что напоминает пар (или жар). Непосредственно же «психеи испаряются из влаги» (В 12). В качестве испарения, пара или парообразного воздуха душа представляет собой нечто среднее между водой и огнем. Однако у одних людей душа-испарение бывает более влажной, чем у других. Так, души «большинства» влажны, содержат мало огня, огненного элемента, в то время как души немногих, наилучших и наимудрейших людей, напротив, отличаются преобладанием в них сухого (огненного) сияния. Впрочем, соотношение влажного и огненного элементов в душе не является раз и навсегда данными, неизменным: душа подвержена своеобразному процессу — путям «вверх и вниз». Когда душа становится все более огненной, сияющей и сухой, это путь вверх. Путь же вниз есть процесс утраты душой своей огненности и замещения огненности влажностью, вследствие чего силы души — интеллект и воля — убывают, ослабевают, т. e. душа становится менее «сияющей», более, так сказать, тусклой и неразумной. «Пьяный, ведомый ребенком, шатается и не замечает, куда идет, ибо влажна его душа» (В 117).

Жизнедеятельность человеческой души исполнена противоречия и драматизма, ибо за удовлетворение каждой из своих страстей человек расплачивается частицей животворного огня своей души: «Трудно бороться со страстью: ведь всякое желание сердца исполняется ценою души» (В 85). Поэтому «людям не стало бы лучше, если бы исполнилось все, чего они желают» (В 110). Таким образом, в жизни души заключена ее смерть; человек не может ни игнорировать желания и страсти, ни быть на поводу у них: чтобы жить, он должен вести постоянную борьбу с самим собой, т. е. должен как устоять против их полного удовлетворения, так и воздержаться от полной победы над ними, ибо и в том и в другом случае результат оказывается один и тот же — смерть души. Итак, душа пронизана единством и борьбой противоположностей — жизни и смерти, огненного и влажного элементов.

Процесс увлажнения души на пути «вниз» приводит к распаду души, ее гибели и переходу в другое (жидкое) состояние. «Психеям смерть — воде рождение, воде же смерть — земле рождение; из земли же вода рождается, а из воды — психея» (В 36). Иначе говоря, душа, будучи естественным феноменом, проходит цикл рождения и смерти: распадаясь, она превращается последовательно в жидкость — грязь — землю, которая в свою очередь (не являясь абсолютно мертвым элементом), разжижаясь, превращается в грязь — воду — испарения — психеи.

Для Гераклита психея — разумная (огнеподобная) сторона человеческой природы. Но судя по некоторым сообщениям, на которых, правда, чувствуется влияние философии стоиков, Гераклит учил также о мировой душе, питающейся испарениями от мировой влаги и родственной душам живых существ (см. А 15). С нашей точки зрения, если эфесец и учил о мировой душе, то его мысль сводилась, очевидно, к тому, о чем мы уже отчасти говорили: вечно живой огонь — это «душа» космоса. Признание же мировой души, аналогичной человеческой душе, влекло за собой перенесение на космический огонь признаков разумности и «божественности» (бессмертия). Отсюда, надо полагать, и приписываемое Ипполитом Гераклиту высказывание о том, что огонь разумен и является причиной управления всем (см. В 64). Не исключено, что присущий миру (а стало быть, и его «душе» — огню) логос-разум Гераклит усматривал в наблюдаемой упорядоченности мира и закономерно-ритмическом характере происходящих в нем процессов.

В одном из фрагментов, вошедшем в сборник Г. Дильса, но, по мнению ряда современных исследователей, являющемся сомнительным (т. е. представляющем собой скорее толкование или даже вольный пересказ Гераклита, чем дословную передачу его мысли), говорится: «Подобно тому, говорит он (Гераклит. — Ф. К.), как паук, находясь посреди паутины, чувствует, как только муха разрывает какую-либо его нить, и быстро бежит туда, заботясь об исправлении нити, так и душа человека, при повреждении какой-либо части тела, туда поспешно устремляется, словно не перенося ущерба в теле, с которым она крепко и соразмерно связана» (В 67 а). Ясно, что в приведенном отрывке речь идет главным образом о тесном единстве души и тела человека. Вместе с тем здесь имплицитно заключена мысль о том, что душа не локализована в определенном месте тела.

Далее. Если считать, что Гераклит проводил аналогию между человеческой и предполагаемой космической душой (огнем-логосом), то можно прийти к следующему выводу: подобно тому как человеческая душа, крепко связанная с телом (и оберегающая его от повреждений), не существует вне тела, так и мировая душа, поддерживающая миропорядок, не пребывает вне вещей и помимо них. Можно также прибавить, что психея (душа) человека не сосредоточена в какой-либо части тела, подобно тому как мировая психея не ограничена в своем распространении (и в своей власти) какими-либо пределами, вещами и явлениями (см. В 114). И потому если речь идет о пределах или границах человеческой души, глубокий источник и мера (логос) которой коренится в мировой психее, то они столь же недостижимы, как и пределы космической психеи. По-видимому, в этом духе следует понимать и фрагмент Гераклита, который гласит: «По какой бы дороге ты ни пошел, пределов души не найдешь: столь глубок ее логос» (В 45). По мнению М. Марковича (102, 10, 304), во фрагменте 45 речь идет о том, что душа глубоко спрятана в организме человека и находится в испарениях крови, поэтому невозможно найти ее «оба конца» (peirata). Предположение, что душа испаряется из крови, высказывается также О. Гигоном (79, 230).

45.

 Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология

45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология Направление неофрейдизма, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Решающая роль была придана влияниям

Огонь

Огонь Стихия Огня из всех стихий наиболее насыщена энергией ян.Для регулирования Огня в фэн-шуй обычно используется свеча или красный цвет. Рекомендуют больше использовать красный цвет, чем свечи, для снижения опасности пожара. Стихия Огня — это один из примеров, где

21. ОГОНЬ

21. ОГОНЬ Я могу часами сидеть перед камином и смотреть в огонь. На душу сходит дивная тишина и кажется, что видишь необычайные дали и глубины. Радостно играет свет. Капризно и причудливо ложатся тени. Ласково струится дыхание тепла. И мне чудится, будто в душе моей

21. ОГОНЬ

21. ОГОНЬ Я могу часами сидеть перед камином и смотреть в огонь. На душу сходит дивная тишина и кажется, что видишь необычайные дали и глубины. Радостно играет свет. Капризно и причудливо ложатся тени. Ласково струится дыхание тепла. И мне чудится, будто в душе моей

4. Огонь

4. Огонь Огонь среди элементов занимает одно из самых почетных мест и особенную роль играет у Гераклита и Гиппаса[287]. Все – из огня, и все – в огонь (Гераклит A 1=I 141, 9 – 10; A 5; Гиппас 7). Он и принцип, и элемент, и»природа»(Гераклит A 5). Космос всегда есть, был и будет огнем,

Огонь

Огонь Огонь – устремленные в небо языки пламени, поглощающие материю, возвращающие формы в мир первообразов, мир идей. Сжигая материю, огонь дает свет и тепло, уничтожает нечистое, обеззараживает, очищает.Огонь подобен духу человека, его разуму. Огонь питается формой,

Огонь страстей

Огонь страстей А также огонь может являться символом горящих, клокочущих, извергающихся подобно лаве страстей. Хаотичные эмоции, испепеляющие душу подобно огню пожара, могут превратить ее в пустыню. Например, – огнедышащий дракон, с которым сражаются герои – символ

Огонь

Огонь Огонь в свадебных обрядах участвует в виде свечи, горящего факела и костра (см. «Стихии»).«Свеча на свадьбах служит знамением солнца. Само солнце провожает и встречает молодую».Свеча символ связи с истиной.На Руси свечой трижды обводят вокруг молодых, троекратно

Огонь

Огонь Огонь – устремленные в небо языки пламени, поглощающие материю, возвращающие формы в мир первообразов, мир идей. Сжигая материю, огонь дает свет и тепло, уничтожает нечистое, обеззараживает, очищает.Огонь подобен духу человека, его разуму. Огонь питается формой,

Огонь

Огонь Огонь в свадебных обрядах участвует в виде свечи, горящего факела и костра (см. гл. «Стихии»).«Свеча на свадьбах служит знамением солнца. Само солнце провожает и встречает молодую».Свеча символ связи с истиной.На Руси свечой трижды обводят вокруг молодых, троекратно

ОГОНЬ У ПОРОГА!

ОГОНЬ У ПОРОГА! За много сотен лет человечество предупреждалось о том грозном времени, когда волны огня хлынут на Землю. Пророки, Учителя, ясновидящие, Посвященные в сокровенное Знание, во всех народах, в разные времена, на разных континентах — дружно говорили о

ОГОНЬ НЕДОВОЛЬСТВА

ОГОНЬ НЕДОВОЛЬСТВА Сильный дождь лил в течение нескольких дней, а ручьи наполнялись водой и шумели. Коричневые и грязные, они текли изо всех оврагов и соединялись в более широкий поток, бежавший по центральной части долины; он, в свою очередь, вливался в реку, которая

Огонь и дым

Огонь и дым Весь день было тепло, и находиться снаружи было пыткой. Жар от дороги и воды, уже резкий и проникающий, белые дома делали еще более ярким, а земля, которая была зеленой, стала теперь ярко-рыжей и выжженной. Дождя не было в течение многих месяцев. Небольшой ручей

с. МЕРКУРИЙ КАК ОГОНЬ

с. МЕРКУРИЙ КАК ОГОНЬ Многие трактаты называют Меркурия просто огнем[41]. Он <огонь элементарный> (ignis elementaris)[42], <наш надежнейший природный огонь> (noster naturalis ignis certissimus)[43]: слово <наш> указывает на его <философскую> сущность. Aqua mercurialis [меркуриева вода] названа даже

XIV Огонь

XIV Огонь По сравнению со всеми стихиями, к которым мы обращались до сих пор, – Землей, Водой, Воздухом – Огонь – это самая тонкая субстанция, и, возможно, она соответствует такой силе в Природе, которая превосходит своей мощью и активностью все, что мы только можем на

Психология души — Random House Books

Глава 1
 
Что такое психология души?
 
Бог равен человеку минус эго.
 
—САИ БАБА
 
Мы живем в необычайное время в истории эволюции Земли. За последнее тысячелетие были достигнуты невероятные успехи. Только за последние сто лет мы стали свидетелями поразительных прорывов в технологиях, медицине и коммуникациях. Мы приземлялись на другие планеты, выводили на орбиту космическую станцию, выращивали детей из пробирки и клонировали овец. Посреди этих невероятных достижений человечество никогда не было так не в ладах с самим собой и так лишено внутреннего покоя. Почему это?
 
Сказать, что есть один ответ, значит просто упростить сложные вопросы. Хотя есть много аспектов, которые следует учитывать, есть два основных шаблона, вплетенных в этот гобелен ответов. Во-первых, это одержимость человечества материальным расширением и ускоренными изменениями за счет сосредоточения внимания на психодуховном развитии. Вторая нить не принимает во внимание степень, в которой отношение человека к психологическому «я» влияет на его или ее духовную жизнь. Проще говоря, если мы не в порядке с самими собой, тогда все отношения в нашей жизни, включая наши отношения с Богом, будут скомпрометированы.
 
Всю свою жизнь я изучал психологию или делил свои дни с теми, кто работает в этой области, включая моих родителей, мачеху и сестру, которые являются профессионалами в этой области. Это раннее и частое воздействие не дало мне ответов на все жизненные проблемы; тем не менее, я чувствую, что мой личный и профессиональный опыт, включая мой многолетний опыт работы лицензированным консультантом по вопросам брака, семьи и детей, а также лицензированным служителем и духовным учителем, дал мне некоторые ценные идеи. В частности, это помогло мне понять и на собственном опыте испытать ограниченные средства, которые традиционные формы психологии использовали для решения этих двух важнейших проблем.
 
Я очень уважаю традиционную психологию и тех благонамеренных людей, которые ее практикуют. И мне повезло, что я прошла традиционную психологическую подготовку. Это дало мне прочную основу, на которой я основывал свои исследования альтернативных методов и моделей, что в конечном итоге привело меня к созданию моей практики, основанной на принципах психологии души. Как вы, вероятно, можете понять из самих слов, психология души выводит нас из области традиционной психологии, имея дело с элементами человеческого существования, которые традиционная психология часто полностью игнорирует или упоминает лишь вскользь.
 
В то время как традиционные формы психологии в первую очередь связаны с тем, чтобы помочь людям справиться с кризисами и помочь им приспособиться к своей личности, психология души расширяет работу с личностью человека, чтобы интегрировать метафизические аспекты человеческого существования. Независимо от нашей духовной или религиозной ориентации, большинство из нас согласится с тем, что термин «душа» является удобным термином для той части человеческого опыта, которая находится за пределами тела, ума и эмоций.
 
Цель этой книги — навести мост, соединяющий прекрасную работу, проделанную в области психологии на уровне личности (традиционная психология), и новую традицию психологии, основанной на душе. Когда я просиживал лекцию за лекцией и читал учебник за учебником в рамках своего традиционного обучения, меня поразило то, что лишь немногие из психологических теорий, с которыми я сталкивался, упоминали хотя бы один из самых важных аспектов человеческой жизни — наши отношения с Богом, в какой бы форме мы ни находились. воспринимать его/ее/это. В то время я занимался своей духовной работой и просто не мог понять, почему ни один из наиболее уважаемых психологов-теоретиков не занимался непосредственно нашей духовной стороной. Возможно, их потребность охранять хрупкое положение психологии как рациональной науки помешала им сделать это. Господствующее убеждение, что быть «правильным» с научной точки зрения важнее, чем помочь людям стать полноценными людьми, беспокоило меня как в студенческие годы, так и позже.
 
Когда я получил степень бакалавра, магистра и доктора философии. программ, профессора преподавали психологию, бросая нам множество различных психологических теорий, не ведя нас к пониманию того, какие из них верны, а какие нет. Это было потому, что никто из преподавателей не мог сказать нам об этом с уверенностью. У каждого профессора была любимая теория. Наша работа как студентов заключалась в том, чтобы попытаться развить некоторое понимание всех из них и самостоятельно выбрать тот, который мы предпочли. Это стало основой того, как мы практиковали и как мы жили. Моя проблема заключалась в том, что я не мог принять ни одну из теорий саму по себе. Все они содержали то, что я бы назвал «осколками правды». Может быть, если сложить их все вместе, получится полуправда. Но каждый теоретик утверждал, что он или она открыли всю правду.
 
Это не значит, что эти осколки правды не могут иногда помочь некоторым людям. Тем не менее, если бы вы построили горизонтальный график с числами на концах от 0 до 100 (где 0 представляет самый низкий уровень сознания, а 100 — самый высокий уровень — царство Вознесенных Владык), то традиционная психология могла бы быть в состоянии помочь некоторым людям достичь 30-го уровня. Это никогда не поднимет вас выше. Даже если вы посещаете традиционного психолога пять раз в неделю в течение следующих пятидесяти лет, вы не сможете дожить до 30. Почему? Потому что традиционная психология 98 процентов лишены духовности.
 
В моей первой книге «Руководство по вознесению» я говорил о трех уровнях самоактуализации — уровне личности, уровне души и монадическом уровне. В лучших традициях традиционной психологии (и даже это спорно) она может помочь вам достичь самореализации на уровне личности. Я приписываю ему 30-процентный уровень сознания. Некоторые люди сказали бы, что 30-процентное сознание приемлемо. Многие другие стремятся к чему-то более высокому. Если вы читаете эту книгу, вы, вероятно, принадлежите ко второй группе и интуитивно понимаете, что традиционная психология не может помочь вам обрести Я души, над достижением которого вы работаете.
 
Из многих теорий, которые я изучал в школе, я могу вспомнить только три, которые признавали духовную реальность, — теории Карла Юнга, Абрахама Маслоу и Роберто Ассаджиоли. Большинство людей, в том числе многие изучающие традиционную психологию, вероятно, никогда не слышали о Роберто Ассаджоли. Он был итальянским психологом, разработавшим теорию психосинтеза и одним из первых практиков того, что мы сегодня называем трансперсональной психологией. Поскольку это относительно новая область в нашей стране, его работа мало повлияла на традиционную психологическую теорию. Ассаджоли считал, что после бурных войн человечество больше не может безопасно идентифицировать себя с группами, которые мы когда-то стремились помочь установить свою идентичность, — семьей, племенем, кланом, классом или нацией. В результате людям пришлось вернуться к себе как к личностям.
 
В отличие от психоаналитической теории Фрейда, которая основывалась на анализе (буквально, на разделении на части), психосинтез направлен на расширение нашего сознания, чтобы мы могли интегрировать все части нашей личности, включая духовные компоненты, в более целостное «я». Он основан на том принципе, что жизнь имеет цель и смысл, и мы являемся частью этой упорядоченной вселенной.
 
Абрахам Маслоу, который, вероятно, наиболее известен разработкой концепции иерархии человеческих потребностей, упоминает о ценности духовного аспекта жизни, но очень мало пишет непосредственно на эту тему. Когда один интервьюер спросил его, верит ли он в Бога, Маслоу ответил, что ему не нужно верить; он знал. Что меня больше всего интересует в его работах, так это его убеждение, что тело и, в некоторой степени, психика действуют по принципу гомеостаза или равновесия. Наконец, именно Маслоу ввел термин самоактуализация. Он заявил, что это потребность человечества высшего порядка, и что, если другие наши потребности не будут удовлетворены в первую очередь, мы никогда не сможем достичь самореализации. Однако его теория терпит неудачу, потому что она имеет дело только с самоактуализацией на уровне личности.
 
Карл Юнг был одним из немногих известных традиционных психологов, которые вырвались из стаи и интегрировали духовность в свои теории. Он был поистине великим катализатором глубинной психологии и области, известной как теория развития взрослых. Он признал идеал себя и порвал с зацикленностью Фрейда на сексуальности. Он был мастером толкователя снов и верил в реинкарнацию, хотя и не хотел, чтобы эта вера была известна. Среди его многочисленных вкладов — концепции интроверсии и экстраверсии, синхронности, архетипа и коллективного бессознательного. Он учил нас, что, честно сталкиваясь с повседневными личными конфликтами, с которыми мы все сталкиваемся, мы также сталкиваемся с проблемами, связанными с самыми фундаментальными духовными проблемами, вызывающими всеобщее беспокойство. Я с большим уважением отношусь к работе Юнга и рекомендую вам прочитать ее. К сожалению, хотя Юнг был великим катализатором в этой области, даже его работа была довольно ограниченной по сравнению с более полным пониманием психологии души, которое развивается сегодня.
 
Помимо отсутствия в традиционной психологии духовного компонента, традиционная психология и психология души различаются по нескольким другим важным аспектам. Одно из основных убеждений, лежащих в основе психологии души, состоит в том, что мы можем выбирать между двумя способами мышления в мире. Мы можем думать из отрицательного эго-ума — эгоцентричного и дуалистического, отделенного от Божественного и основанного на страхе — или мы можем думать из духовного ума. Традиционная психология пытается исцелить нас из паутины негативного эго. На самом деле, мы не можем по-настоящему исцелить себя, пока полностью не преодолеем негативное эго.
 
Важно понимать, что негативное эго — это единственная реальная проблема, от которой страдают все люди на земле. Негативное эго не интерпретирует события нашей жизни как уроки, вызовы или подарки. Скорее, он проклинает или злится, когда его привязанности/ожидания не оправдываются. Негативное эго является корнем всех негативных эмоций, всех негативных мыслей, всего негативного поведения, всех проблем в отношениях и сознания бедности (отсутствие денег и реального успеха). По сути, именно негативное эго блокирует вас от осознания Бога. Как сказал один из великих духовных учителей Индии, Саи Баба, «Бог скрыт горным хребтом эго».
 

Психология души, Джошуа Дэвид Стоун

Как избавиться от негативных эмоций и одухотворить свою жизнь

  • Джошуа Дэвид Стоун

Купить у…

Книгатопия Амазонка Даймоки КБД Чтения Ангус и Робертсон Аббатства Бумеранг Глибуки Коллинз Пруд для разведения рыбы Гарри Хартог Кинокуния Робинзоны Нил Найдите местных ритейлеров

Слова Саи Бабы «Бог равен человеку минус эго» повторяются доктором Джошуа Дэвидом Стоуном в его фундаментальной работе «Психология души». Опытный трансперсональный психолог и семейный консультант, доктор Стоун учит нас тому, как все наше понимание себя и других полностью меняется, когда мы интегрируем свою душу в то, как мы живем. Эта книга, основанная на восемнадцатилетнем опыте доктора Стоуна, не является психологическим подходом к духовности. Это скорее духовный подход к психологии повседневной жизни.

В основе психологии души лежит эмоциональное исцеление посредством демонтажа «негативного эго», психологического рака, который мешает нам действовать в соответствии с истинной природой и целью нашей души. Эта негативная энергия заставляет нас искать нашу безопасность вне нас самих; тогда как единственная истинная безопасность та, которая основана на правильных отношениях с собой и правильных отношениях с Божественным. Чтобы направить нас на этот путь духовного вознесения, психология души предлагает новую вдохновляющую точку зрения, которая расширяет границы традиционной духовной практики, предлагая множество доступных и мощных медитаций и упражнений, в том числе

— Шестиэтапный процесс исцеления и одухотворения эмоций
— Духовная наука о семи лучах и двадцати двух чакрах
— Методы очистки от негативных психических энергий, препятствующих росту души
— Сто самых распространенных ловушек и ловушек на духовном пути

Связанные заголовки

Как жить с драконами

Кэролайн Митчелл

Свет в человеческом сердце

Ларс Муль

Мён Сон

Дженель Ким

Ранение, Исцеление, Исцеление

Эмма Мамфорд

В поисках мира

Лама Еше Лосал Ринпоче

Высокая странность

ЭРИК ДЭВИС

Метачеловек

Дипак Чопра

Баухаус с привидениями

Элизабет Отто

Колода Оракула «Путь йоги» и руководство (бокс-набор на память)

Сахара Роуз Кетаби, Даниэль Ноэль

Как видеть

Тик Нат Хан

Стать Буддой

Роберт Сакс

Код Кристалла

Тамара Дриссен

Тао Дэ Цзин

Лао Цзы

Живое присутствие (пересмотрено)

Кабир Эдмунд Хельмински

Дар

Арун Ганди

Свет между нами

Лаура Линн Джексон

Вера в сомнение

Стивен Бэтчелор

Соловьи пьяны

Хафез

Собственная религия: руководство по созданию личной духовности в светском мире

Томас Мур

Тайная сила ангелов

Frederic Flach, MD

Наши лучшие книги, эксклюзивный контент и конкурсы.

Прямо на ваш почтовый ящик.

Подпишитесь на нашу рассылку, используя свой адрес электронной почты.

Введите адрес электронной почты, чтобы зарегистрироваться

Нажимая «Подписаться», я подтверждаю, что прочитал и согласен с Условиями использования и Политикой конфиденциальности Penguin Books Australia.

Спасибо! Ваша подписка на Читать дальше прошла успешно.

Чтобы мы могли порекомендовать вашу следующую книгу, расскажите, что вам нравится читать.

Добавьте свои интересы

Душа психологии и психология души

3 октября 1972 года психолог доктор Джеральд Фрейзер посетил Его Божественную Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупаду во всемирной штаб-квартире ИСККОН в Лос-Анджелесе. Далее следует их разговор.

Д-р Фрейзер: Мне любопытно узнать, что вы делаете, когда у одного из ваших студентов возникают проблемы на физическом или эмоциональном уровне. Помогаете ли вы этому человеку справиться с его проблемой, заставив его превзойти ее, поднявшись над ней?

Шрила Прабхупада: Да, мы говорим только на трансцендентном уровне, а не на телесном, ментальном или интеллектуальном уровне. Мы признаем четыре платформы: телесную или чувственную платформу; затем, над этим, ментальная платформа; выше этого — интеллектуальная платформа; и выше этого, духовная платформа.

Прежде всего, наше непосредственное восприятие находится на чувственном уровне, посредством чувственного восприятия (индрияни парани ахух). Например, сейчас я прямо вижу ваш магнитофон — это чувственная платформа. Но если вы мне описываете свой магнитофон, то я вижу его на ментальной платформе. Эти два видения — чувственное и ментальное — различны. И когда электронщик думает, как усовершенствовать магнитофон, он видит на интеллектуальной платформе. Это другое видение. Итак, даже в материальном мире есть три видения, три платформы: чувственная, ментальная и интеллектуальная. И прежде всего это духовная платформа. На этой платформе находится душа, которая познает мир посредством материальных чувств, ума и разума.

Итак, мы говорим на духовной платформе. Мы знаем, что если кто-то здоров духовно, то он будет здоров и интеллектуально, и умственно, и физически. Это наше предложение. Когда у вас есть сто долларов, тогда у вас также есть пятьдесят долларов, двадцать пять долларов и десять долларов. Итак, мы обучаем наших студентов духовно. Для духовного понимания они должны вставать рано утром, принимать омовение, есть только кришна-прасад [вегетарианскую пищу, предложенную Господу Кришне] и воздерживаться от некоторых вещей. Таким образом, их физические и гигиенические проблемы автоматически решаются. Мы не тратим много денег на счета врачей. За последние семь лет у меня не было ни одного счета от врача. И большинство наших студентов не беспокоят физические болезни.

Хорошее здоровье на самом деле зависит от присутствия духовной души в теле. Внутри вашего тела находится вы, духовная душа. И поскольку там есть духовная душа, ваше тело выглядит здоровым. Но как только духовная душа покинет ваше тело, ваше тело немедленно начнет разлагаться. В этом разница между живым телом и мертвым телом. Когда духовная душа находится внутри тела, оно называется живым телом, а когда духовной души нет, оно называется мертвым телом. Поэтому нужно всегда держать себя в духовной форме. Тогда вы будете поддерживать умственную, интеллектуальную и физическую форму.

Теперь, что касается духовной души, есть ли у вас какое-либо представление о ней?

Доктор Фрейзер: Некоторые концепции.

Шрила Прабхупада: И что это?

Д-р Фрейзер: Мои слова не могут описать это очень хорошо. Это невыразимая, невыразимая сущность меня и вас.

Шрила Прабхупада: Нет, это не объяснение. Это отрицание. Если мы на самом деле не воспринимаем и не познаем духовную душу, о духовном знании не может быть и речи.

Д-р Фрейзер: Когда вы говорите о духовной душе, вы, кажется, имеете в виду ту часть меня, которую я больше всего чувствую, когда не использую свои физические чувства.

Шрила Прабхупада: Ваши физические чувства работают благодаря присутствию духовной души. Вы двигаете рукой, потому что внутри вас находится духовная душа. И как только духовная душа покидает ваше тело, ваше тело становится просто комком материи.

Доктор Фрейзер: Итак, материя отделена от духовной души?

Шрила Прабхупада: Да. Душа — это жизненная сила, движущая сила, которая в вас, во мне, в муравье, в слоне, везде.

Доктор Фрейзер: Остается ли он в нашем теле после смерти?

Шрила Прабхупада: Смерть означает, что вы покидаете свое тело. Но другие духовные души присутствуют в вашем теле в стольких микробах, паразитах и ​​так далее. В вашем теле есть бесчисленное множество индивидуальных духовных душ.

Доктор Фрейзер: Индивидуальные духовные души?

Шрила Прабхупада: Да. Вы индивидуальны, я индивидуален, каждый индивидуален

Д-р Фрейзер: А что общего во всех духовных душах?

Шрила Прабхупада: Качество такое же. Точно так же (поскольку вы человек и я человек) у вас две руки и у меня две руки, у вас две ноги и у меня две ноги и так далее. Но все же мы с тобой разные. Это индивидуальность. Понимание этого и есть сознание Кришны.

Д-р Фрейзер: Что происходит, когда кто-то приходит к вам, и он вовлечен в проблему, скажем, на физическом или ментальном плане, и он не может понять духовный план. Привязываете ли вы его к духовному плану, чтобы он мог превзойти свою проблему?

Шрила Прабхупада: Да, это цель движения сознания Кришны. Если кто-то приходит на платформу сознания Кришны, то у него больше нет проблем ни физических, ни умственных, ни интеллектуальных.

Д-р Фрейзер: Что меня особенно интересует, так это то, как вы приводите кого-то в сознание Кришны, когда он приближается к вам. У вас есть процесс исцеления?

Шрила Прабхупада: Да. Точно так же, как вы лечитесь каким-то психиатрическим методом, так и мы лечим этим сознанием Кришны.

Д-р Фрейзер: Не могли бы вы немного рассказать об этом процессе?

Шрила Прабхупада: Это пение мантры Харе Кришна. Это воспевание подобно процессу излечения от укуса змеи. Вы видели заклинателей змей в Индии? У нас они есть до сих пор. Если кого-то укусила змея и он лежит без сознания, заклинатель змей может постепенно разбудить его, повторяя определенную мантру. Это материальный процесс. Точно так же мы являемся духовными душами, и каждый из нас либо психически, либо физически болен. Итак, этим воспеванием Харе Кришна мы пробуждаем сознание, которое излечивает все наши физические, умственные и интеллектуальные болезни.

Д-р Фрейзер: Казалось бы, у кого-то должен быть определенный склад ума, чтобы воспевание принесло пользу.

Шрила Прабхупада: Нет. Мы создаем здоровое мышление, просто воспевая. Мы поем и просим его присоединиться к нам в пении. Затем он исцеляется интеллектуально, ментально и физически.

Доктор Фрейзер: Многие люди не стали бы этого делать. Они ищут исцеления от других людей, а не от себя — не от того, чего они могут достичь с помощью внутренней концентрации или воспевания. Они не привыкли смотреть внутрь себя.

Шрила Прабхупада: Тем не менее, у нас так много учеников, которые излечились от всех психических, физических и интеллектуальных проблем просто благодаря повторению. Так много студентов. Вы можете поговорить с любым из них.

Д-р Фрейзер: После того, как они прошли процесс достижения сознания Кришны, остаются ли ваши ученики в храме или они выходят в общество и работают на обычной работе?

Шрила Прабхупада: Некоторые из них делают это. Этот студент [указывает на преданного] — доктор химии. Он делает свою работу, но он в сознании Кришны. И в нашем движении много профессоров и много рабочих. Не обязательно жить в храме. Нет. Он может жить снаружи, но сохраняет свое сознание Кришны. Однако в храме легче оставаться в сознании Кришны благодаря общению с преданными. Их ассоциация оказывает важное влияние.

Доктор Фрейзер: Вы обучаете управлению телом?

Шрила Прабхупада: Да. Никакого мясоедения, никаких интоксикаций, никакого недозволенного секса, никаких азартных игр. Это некоторые из «нет». И так много да. «можно» и «нельзя»; это контроль над телом. Наши студенты не ходят в кино или рестораны. Они даже не курят, пьют чай или кофе — ничего. У нас нет таких расходов, и почти нет счетов врачам.

Д-р Фрейзер: Вы запретили незаконный секс. Что допустимо в сексе?

Шрила Прабхупада: Под допустимым сексом подразумевается, прежде всего, секс только с женой. Человек должен быть женат, а с женой можно заниматься сексом раз в месяц после менструации. А когда жена беременна, половой жизни больше нет. Это допустимый секс.

Доктор Фрейзер: Вы наказываете за незаконный секс?

Шрила Прабхупада: Наказание будет автоматически, естественным путем. Как только вы нарушите закон природы, вы будете наказаны. Предположим, вы едите. Если вы едите немного больше, чем вам нужно, вы будете наказаны. Это закон природы. Если у вас слишком много секса, вы становитесь импотентом. Это наказание природы за излишнюю сексуальность. И если вы предаетесь всем этим запретным вещам — недозволенному сексу, интоксикациям, мясоедению и азартным играм, — тогда вы никогда не поймете духовного сознания. Это величайшее наказание. Если вы не понимаете духовной жизни, вы остаетесь, как животное, в невежестве. Итак, несмотря на возможность получить человеческое тело, если мы останемся подобными животным, разве это не величайшее наказание?

Д-р Фрейзер: Я полагаю, да, но как мы можем покончить с этим невежеством?

Шрила Прабхупада: Как только вы поймете Бога, ваше знание станет совершенным. Если вы не понимаете Бога, то ваше знание несовершенно. Животные не могут узнать о Боге, но люди могут. Поэтому в человеческом обществе так много священных писаний. Но если вы не воспользуетесь этой человеческой жизнью, чтобы понять Бога, тогда вы останетесь животным.

Доктор Фрейзер: Видели ли вы людей, которые поняли Бога, были в сознании Кришны, но регрессировали обратно на телесные, ментальные или интеллектуальные уровни?

Шрила Прабхупада: Да. Точно так же, как вы можете вылечиться от болезни, но снова заразиться и снова заболеть, вы также можете стать сознающими Кришну, но снова пасть в материальную жизнь. Но если вы всегда поддерживаете себя в духовной форме, то шансов на падение нет.

Д-р Фрейзер: Не могли бы вы сказать мне, в чем суть сознания Кришны?

Шрила Прабхупада: Чтобы понять Бога.

Д-р Фрейзер: Чтобы понять Бога и делать то, что наиболее естественно — следовать законам природы?

Шрила Прабхупада: Суть сознания Кришны в том, чтобы знать Бога и любить Его. Это наше предложение. Человеческая жизнь предназначена для понимания Бога и любви к Нему.

Д-р Фрейзер: Я легко понимаю, что вы говорите. Сознание Кришны, кажется, включает в себя самые естественные действия. Переедание, чрезмерное увлечение сексом, чрезмерное увлечение чем-либо неестественно.

Шрила Прабхупада: Прежде всего, основной принцип понимания заключается в том, что вы — духовная душа, а не ваше тело. Но из-за того, что вы приняли тело, вам приходится страдать от множества телесных недугов. Все наши беды происходят из-за этого материального тела. Поэтому само это материальное тело является нашей проблемой.

Д-р Фрейзер: Поскольку, как вы упомянули ранее, духовная душа и тело всегда различны, испытывает ли совершенно реализованная душа физические страдания? Другими словами, может ли человек в сознании Кришны заболеть физической болезнью?

Шрила Прабхупада: Тело подвержено физическим болезням. Как я могу этого избежать? Но если я не отождествлюсь со своим телом, то болезнь меня не побеспокоит. Например, предположим, что двое мужчин сидят в очень хорошей машине. Так или иначе машина повреждена. Человек, у которого есть машина, страдает, а другой человек — нет, хотя они оба сидят в одной машине. Почему это? Вы можете объяснить это психологически? Хозяин огорчен — он обеспокоен, — но его друг не обеспокоен. В чем причина беспокойства владельца?

Доктор Фрейзер: Его собственность.

Шрила Прабхупада: Да. Хозяин поглощен владением: «О, моя машина испорчена!» Но поскольку у друга нет чувства обладания, на него это не действует. Точно так же тело отличается от души, и когда вы приходите к осознанию того, что не обладаете своим телом, тогда нет проблем.

Д-р Фрейзер: Значит, человек в сознании Кришны может заболеть телесно, но духовно он не пострадает?

Шрила Прабхупада: Нет, он не пострадает. Он совсем как человек, который полностью оторвался от своей машины: «Хорошо, машина повреждена. Я потеряю немного денег, но это не имеет значения». Но другой человек, очень поглощенный владением, думает: «О, моя машина повреждена!» Точно так же тот, кто поглощен телесным отождествлением, больше страдает, и тот, кто не поглощен, кто знает, что он не является своим телом, не страдает. Это вопрос сознания. Человек в сознании Кришны может заболеть, но он просто говорит: «О, это приходит и уходит. Это не имеет значения. Позволь мне выполнить свой долг. Харе Кришна.» В этом разница. Это вопрос развития сознания.

Д-р Фрейзер: Что вы делаете, когда к вам приходит человек с плохими мыслями?

Шрила Прабхупада: Когда кто-то поглощен мыслями о Кришне, у него нет места для плохих мыслей. Вы можете думать только об одном предмете за раз, поэтому, если вы двадцать четыре часа в сутки поглощены мыслями о Кришне, тогда не может быть и речи о плохих мыслях.

Д-р Фрейзер: Если я правильно вас понял, люди в сознании Кришны излечиваются от плохих мыслей, просто удаляясь от них — не выражая мысли и уходя от них, а не выражая мысли и уходя от них. их.

Шрила Прабхупада: Процесс такой: человек приходит в наше общество с плохими мыслями, но воспевая, воспевая, воспевая, он освобождается от этих плохих мыслей.

Доктор Фрейзер: Он никому не говорит о плохих мыслях?

Шрила Прабхупада: Он может говорить или не говорить; это не имеет значения. Но плохие мысли уходят.

Доктор Фрейзер: Одного я не совсем понимаю. Вы и окружающие вас люди часто стремитесь обратить в свою веру незнакомцев, привлечь новых людей. Почему это?

Шрила Прабхупада: Вы также занимаетесь прозелитизмом. Когда к вам приходит сумасшедший, вы превращаете его в здравомыслящего человека. Это ли не прозелитизм?

Доктор Фрейзер: Да, но он приходит ко мне. Ваши люди уходят к другим людям.

Шрила Прабхупада: Итак, мы лучшие друзья для тех, кто страдает. Вы берете плату, но мы агитируем без какой-либо личной выгоды. Поэтому мы лучшие друзья, чем вы.

Д-р Фрейзер: Что, если кто-то откажет вам?

Шрила Прабхупада: Тогда нет. Предположим, продавец фруктов агитирует: «Вот хорошее манго». Это не значит, что все будут покупать. Манго хорошее. Если кто-то его не покупает, это не значит, что манго плохое. Его несчастье, что он не купил хороший манго.

Д-р Фрейзер: Я как раз думал о том, что вы сказали о взимании платы. Как еще профессиональные люди могли бы зарабатывать на жизнь?

Шрила Прабхупада: Конечно. Вы профессионал, но мы не профессионалы. Мы распространяем наши знания, не требуя личной зарплаты. Мы распространяем такую ​​возвышенную вещь — сознание Кришны — без всякого стремления к собственной выгоде.

Д-р Фрейзер: Но мне кажется, что когда человек присоединяется к вам, он отдает вам свое время, он отдает вам свою энергию —

Шрила Прабхупада: Да, он отдает все. Возьмем, к примеру, этих преданных. Они дали все. Почему они дают все? Мы ничего не берем. Вы думаете, что все они глупцы, раз отдают все ради Кришны? Какова ваша идея?

Доктор Фрейзер: Они могут делать все, что захотят. Они хотят дать все.

Шрила Прабхупада: Да. И это естественно — отдать все Кришне. Это нормальное состояние. Утаивать что-либо от Кришны — безумие. Это что-то вроде воровства из этого храма. Предположим, кто-то возьмет эту коробку без моего ведома. Он будет в горе: «О, я взял это без ведома Свамиджи! Что он подумает? Но он излечивается от всех этих неприятностей, когда возвращает коробку. Точно так же все принадлежит Кришне. Все принадлежит Богу. Мне ничего не принадлежит, даже это тело. Поэтому предлагать все Кришне — это нормальное условие жизни. Итак, когда кто-то приходит в сознание Кришны, он возвращает все, что получил от Кришны. Это здравомыслие. Все остальные — вор, пользующийся чужой собственностью и выдающий ее за свою. Например, возьмем вашу страну, Соединенные Штаты Америки. Как вы думаете, это на самом деле ваша страна? Двести лет назад он вам не принадлежал; он принадлежал красным индейцам. Теперь вы утверждаете, что это ваша страна. Почему? Еще через двести лет он может принадлежать другим. Итак, почему теперь это ваша страна? Точно так же Бог дал нам эту жизнь, Бог дал нам это тело. Бог дал нам этот разум, Бог дал нам все. Поэтому все принадлежит Богу, и прийти к этому пониманию называется сознанием Кришны.

Д-р Фрейзер: Что насчет других философских исследований —

Шрила Прабхупада: На самом деле, с помощью философских исследований мы должны понять, что все принадлежит Богу. Это изначальная философия: ишавасйам идам сарвам: «Все принадлежит Богу». Ты, я и все остальные принадлежим Богу, и, поскольку все мы дети Божьи, мы имеем право пользоваться Божьим имуществом, но не более того, что нам нужно. Так вот, ты сын Божий, я сын Божий, и все принадлежит Богу. Таким образом, вы можете пользоваться имуществом вашего отца, и я могу пользоваться им, но когда вы посягаете на мое имущество так, что я умираю с голоду, это незаконно. Если мы примем, что все принадлежит Богу и что все мы сыны Божьи — каждый из нас, даже животные, насекомые, птицы, пчелы, деревья, — тогда все мы имеем право пользоваться Божьим имуществом, но не более требуется для. Это сознание Бога.

Д-р Фрейзер: Что ж, я, конечно, согласен с этим, но опять же, мой собственный конфликт заключается в том, является ли сознание Кришны единственным сознанием для всех.

Шрила Прабхупада: Другое сознание частично. Сознание Кришны полно. Например, американское национальное самосознание — оно частично.