Душевные качества это: Душевность Душевный | Что такое Душевность Душевный

Душевность Душевный | Что такое Душевность Душевный

       Душевность как качество личности  –  способность поставить себя на место другого, с душевной щедростью, пониманием, мягкостью, нежностью и отзывчивостью воспринимать других, доброжелательно, с душевной чуткостью реагировать на потребности ума, чувств и воли окружающих.

       Однажды внук пришёл к деду и спросил: — Что такое душа? Дед поведал ему историю, услышанную давным-давно от его собственного деда: — Говорят, в человеке живут три «Я», которые поддерживают и направляют его всю его жизнь. Первое «Я» — самое холодное. Его видят все окружающие тебя люди. Второе «Я» — наиболее тёплое. Его видят лишь самые близкие тебе люди. Первое и второе всегда ссорятся за власть над человеком, а их раздоры пробуждают в нас сомнения и страхи. И лишь только третье «Я» способно примирить и найти компромисс между первыми двумя. Его не видит никто. Иногда мы даже не подозреваем о его существовании, но оно всегда с нами. — Я никогда не слышал о них, — сказал внук. Дед улыбнулся и ответил: — Первое «Я» — это Разум. Если он берёт верх над вторым, человек становится расчётливым и холодным. Второе «Я» — это Сердце. Если побеждает оно, мы становимся наивными. Тогда нас легко ранить и обмануть. Третье же — Душа. Только она способна установить в нас гармонию.

     Душевность более тяготеет к материнской форме любви, в отличие от духовности – формы любви отцовской. Поэтому душевность насыщена теплотой и мягкостью, а вот  требовательности и суровости она избегает. Душевность – женской качество личности, хотя и многим мужчинам она тоже свойственна.  Мужчины в основном общаются в жестких, конкурентных условиях, где оперируют деловые, формальные отношения. В такой среде душевность не уместна. Её комфортная среда – личные отношения.   Здесь душевность воспринимает происходящее глазами и чувствами близкого человека.

      Душевность – это не простое наличие души. Этим фактом никого не удивишь. Мы все души в грубом человеческом теле.   Как говорил поэт: «Душа обязана трудиться». Душевность – это производительность души в межличностном общении, в результате которого происходит единение, родство душ. Доброта и душевность далеко не синонимы. Доброта – это способность смотреть на мир глазами естественного состояния души, которая изначально добра; склонность проявлять мягкое сердце и непритязательность по отношению к другим, делать им добро. Человек может быть добрым, то есть готовым оказать помощь и поддержку, поделиться последним куском хлеба и, в то же время, не отличаться душевностью. Суровый мужчина, делая добро, может проявлять черствость, холодность, неразговорчивость и угрюмость. Когда на лице мрачность и хмурость, о душевности говорить бессмысленно.

     Душевность по своей сути открыта, гибка и мобильна. Обладая способностью входить в состояние другого человека, она в ходе личностного общения достигает единения душ на всех уровнях – ума, чувств и воли. Вместе с тем душевность нельзя отождествлять с общительностью. Интроверт, ярко проявляющий необщительность, способен устроить для души в своём внутреннем мире  такую изнурительную гонку, что героям фильма «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» их танцевальный марафон показался бы забавным приключением. Душевный интроверт мысленно проговаривает диалоги с другим человеком, входит в его состояние и наполняет его пониманием, нежностью и любовью.

      Душевность – это умение разглядеть в другом общее, что присуще и тебе. Аль Квотион в книге «Запчать цивилизации» пишет: «Человек — это степь, хранящая в своих недрах тускнеющие во тьме сокровища души, таинственные клады знаний, драгоценные камни эмоций и переживаний, серебряные жилы несказанных слов… Степь, жаждущая раскопок, чутких внимательных глаз, интереса осторожных рук, стремящаяся распахнуть свои тайны тому, кто не пройдёт мимо, не плюнет в звенящую траву с пыльной дороги, тому, в чьём взгляде прочтёт седое небо: ты нужна мне, степь. Я хочу тебя познать. И каждая степь трепетно дрожит, беременная своей полнотой, готовая дарить… не зная, что раскопки могут открыть не только великие дворцы, полные сказочных богатств, но и пару глиняных черепков, да осколки мечтаний оказаться чуть большим, чем ты есть на самом деле».

      Серьезные отношения между мужчиной и женщиной проходят естественные закономерные стадии развития. И просто здорово, когда от стадии простого влечения, они доходят до стадии душевной близости. К сожалению, чаще наблюдается лишь близость на уровне нижних центров, а о существовании у своего партнера души другой и не догадывается. Душевная близость – это когда мужчина и женщина открываются друг другу, впускают другого в своё сердце. Каждый становится самим собой. Гармония устанавливается по всем четырем позициям: эмоциональной, интеллектуальной, физической и душевной.  В контексте этих слов Евгений Евтушенко в стихотворении  «Голос в телефонной трубке» написал:

Если б душу можно было целовать,
К ней прильнул бы, словно к лунному лучу.
Как бедны на свете те, чья цель – кровать,
Моя цель – душа твоя. Её хочу.
Я хочу твой голос. Он – твоя душа.
По росе хочу с ним бегать босиком,
И в стогу, так нежно колющем, греша,
Кожи голоса коснуться языком.

      Состояние проявленной душевности просто передал А. С. Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

      Душевность проявляется наиболее ярко в условиях социальных катаклизмов, жизненных потрясений и реализации самых худших опасений беспокойности и тревожности. Об этом говорит одна из самых душевных героинь русской литературы — Лара в «Докторе Живаго» Б. Пастернака: «Все бытовое опрокинуто и разрушено. Осталась одна небытовая, неприложенная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она во все времена зябла, дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнаженной и одинокой».

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

«Духовность» и «душевность» — архиепископ Аверкий (Таушев)

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор. 2,14).

Как это так? Почему «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия», мало того: как он может почитать это «безумием»? И что значит «судить духовно»?

На языке светском «человеком душевным» обычно называют того человека, у которого проявляются лучшие качества души – человека доброго, сердечного. Почему же такой человек может не принимать того, что «от Духа Божия» и даже почитать это «безумием»? Не учили ли нас еще с детства, что человек состоит из души и тела и что, хотя тело создано из земли, но зато душа – это высшее начало в человеке, она Божественного происхождения и стремится к Богу? Как же эта душа может быть чуждой Божию и не принимать то, что от Духа Божия происходит? Но вот и апостол Иуда, брат Господень, в своем соборном послании говоря о том, что «в последния времена появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям, которые отделят себя от единства веры», как бы в пояснение потом прибавляет: «это люди… душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19).

Что это за люди душевные? И почему Слово Божие относится к ним неодобрительно?

Представление о том, что человек состоит из души и тела, – слишком элементарное, примитивное, а в действительности конструкция человека гораздо более сложна. Когда говорят, что человек состоит из души и тела, то обычно хотят этим выразить, что человек состоит не только из одного мертвого вещества, материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. «И стал человек душою живою», говорит книга Бытия (Быт.2, 7), после того как Бог, создав человека из праха земного, «вдунул в лице его дыхание жизни». В этом смысле душу имеет и каждое живое существо, каждое животное. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую… и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся… И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов и гадов и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:20–24). Следовательно, душой называется, в сущности, только жизненное начало в каждом живом существе – не больше.

С этой точки зрения становится вполне понятным изречение Господа, которое без такого предварительного объяснения многим кажется непонятным и даже соблазнительным: «Кто хочет душу свою спасти, погубит ее, а кто погубит душу свою Мене ради и Евангелия, тот спасет ее» (Марк. 8:35). Под «душой» здесь разумеется жизненное начало в человеке, то есть что делает живым мертвое само по себе тело, но не больше, и весь текст приобретает такой, уже вполне ясный смысл: «Кто хочет жизнь свою спасти, то есть кто слишком дорожит своей земной жизнью, тот ее потеряет, а кто отдаст свою жизнь ради Христа и Евангелия, тот именно только и приобретает настоящую жизнь, не эту временную, земную, а вечную, будущую».

Итак, представление о том, что человек состоит из тела и души, есть представление примитивное, далеко не исчерпывающее всей сложности конструкции природы человека. В послании апостола Павла к евреям мы находим более детализированное представление о составе человеческого естества. Апостол Павел говорит, что «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуостраго, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечныя» (Евр.  4:12). Тут, как мы видим, различается «душа» и «дух». Это различие «душевности» и «духовности» в человеке мы находим и во многих других местах Священного Писания, почему Церковь и положила считать, что человек по своему естеству трехсоставен или трехчастен и состоит из: 1) духа, 2) души и 3) тела, причем высшее начало в человеке – это дух, а душа, хотя и выше тела, так как она невещественна, нематериальна, но она, по выражению нашего великого психолога и знатока духовной жизни епископа Феофана Вышенского, «вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – «земного» и «познания ея строятся только на основании того, что дает опыт окружающей жизни, и деятельность ея обращена на удовлетворение потребностей временной жизни» («Что есть духовная жизнь», стр.31). Поэтому душа есть низшее по сравнению с духом начало в человеке, и она тесно связана с телом и телесной жизнью, но сама вместе с тем служит как бы связующим началом между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу.

Итак, человек трехсоставен. Что же представляет собой каждая из трех составных частей его природы?

Тело создано Богом «из праха земного» (Быт. 2:7), и потому оно принадлежит земле: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3:19), – сказано первому человеку. Телесная жизнь человека состоит в удовлетворении потребностей тела. Своей телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ-животных. Потребности тела многоразличны в соответствии с разными органами тела, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода.

Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа с вполне понятной целью – дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без коих человек был бы в этом мире вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы мертвой машиной, если бы его не оживотворяла душа.

Душа дана Богом, как оживотворяющее тело начало, для того, чтобы управлять телом. Все действия, или, вернее, движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, так изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души изучаются особой наукой, которая называется психологией. В соответствии с разделением движений души на три части и психология обыкновенно делится на три отдела: 1) психология познания, 2) психология чувства и 3) психология воли. К области познания относятся воображение и память, коим пользуется рассудок для приобретения определенных понятий и знаний о вещах. Понятия и знания, приведенные мыслительным трудом в порядок или систему, дают ту или иную науку. Органом тела, с помощью которого душа производит мыслительную работу, является мозг.

Органом чувства принято считать человеческое сердце. Это потому, что всякое чувство – радость или горе, скорбь или удовольствие, симпатия или антипатия, гнев или мирное расположение духа, покой или беспокойство – всегда отражается на сердце – усилением или ослаблением его деятельности. Сердце – мерило того, что нам приятно или неприятно, а так как человек, естественно, стремится к тому, что приятно и хочет избежать того, что неприятно, то сердце, естественно, является как бы центром жизни человека, центром, в котором вмещается все, что входит в душу совне и из которого исходит все, что обнаруживается душой вовне.

Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний – это наши члены, приводимые в соответствующее движение тем или иным решением воли при помощи мускулов и нервов.

Результат деятельности нашего ума и чувств, порожденных сердцем, оказывает то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.

Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью органов внешних чувств дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой тесной связи души с телом эту жизнь нередко называют общим термином: «жизнь душевно-телесная».

Однако необходимо все же различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души.

В чем состоит жизнь телесная, мы уже знаем. Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением потребностей тела и души. Тело и душа – это еще не весь человек, неполный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, то именно, что часто выступает в роли судьи и души, и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Это высшее начало в человеке есть дух, который Божественного происхождения. Это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая его творение. Душа есть и у животных, но она, согласно повествованию книги Бытия, вместе с телом была произведена землей: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов, и гадов, и зверей земных» (Быт.  1:24). Душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, а это зависит от сочетания души человека с духом, который от Бога.

Что же это за дух и каковы его проявления?

«Дух, – говорит еп. Феофан Вышенский, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себе обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им («Что есть духовная жизнь»). «Ты, Боже, создал нас со стремлением к тебе, – говорил еще блаженный Августин, – и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».

Каковы же проявления духа в человеке? Как и в чем они выражаются? Великий психолог и наставник духовной жизни епископ Феофан указывает нам три таковых проявления: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.

1. «Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, – говорит епископ Феофан, – знают, что есть Верховное Существо Бог, Который все сотворил, все содержит, всем управляет, что и они во всем от Него зависят, и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его.

Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговенствует пред Богом и исполнен страха Божия».

2. «Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть». «Совесть указывает человеку, что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно, что должно и что не должно делать». Но совесть не только указывает должное, причем «за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель». Недаром народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека.

3. Духу свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным дух удовлетвориться не может. Кто бы сколько ни имел земных благ, ему все кажется мало, все хочется чего-то большего. Эта вечная неудовлетворенность, всегдашнее недовольство показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, идеальному, как говорят, а потому ничто земное этого высшего и идеального заменить не может, и душа человека мается, не находя себе покоя. Только в Боге, в живом общении с Ним человек находит себе полное удовлетворение и успокаивается, приобретая высшее – благодушевный мир и спокойствие.

Итак, вот каковы проявления духа в человеке. Теперь ясно, в чем состоит и духовная жизнь в отличие от жизни телесной и душевной. Духовная жизнь состоит в удовлетворении потребностей духа, а потребности духа состоят в стремлении человека к Богу, искании живого союза, общения с Богом и желании жить по воле Божией.

Так ли у нас, в наше время, понимают духовную жизнь? Наше время вообще отличается всякого рода маскировкой, фальшью, подтасовкой, извращениями и злонамеренными искажениями. Это и понятно. Ибо дух самоутверждающейся человеческой гордыни в совершенно обнаженном, явно открытом для всех виде очень непривлекателен, так же, как и сам отец его сатана, а потому этому духу необходимо маскировать себя, прикрывать себя разными благовидными личинами. Недаром же и сам сатана, по словам апостола, преобразуется «во ангела светла» (2Кор. 11:14–15). В современных понятиях поэтому очень многое извращено и искажено до неузнаваемости. Так обстоит дело и с вопросом о духовной жизни. Современность игнорирует вовсе дух человека, как таковой, сливая дух с душой в одно, причем даже в современной научной психологии явления духовной жизни относятся к разряду душевной жизни: и религиозное чувство, и моральное чувство, и совесть – это будто бы функции все той же души, а так как душа материалистами отрицается и функции ее рассматриваются лишь как функции мозгового и нервного вещества, то и явления духовной жизни тоже оматериализовываются и рассматриваются как функции мозга, нервной системы и т.п. Получается грубейшая и нелепейшая профанация явлений душевной жизни. Явления телесной, душевной и духовной жизни весьма часто современным человеком вовсе не различаются, и получается смешение этих понятий и страшная путаница. Неудивительно поэтому, что когда мы слышим в нынешнее время выражение «духовная жизнь», то оказывается, что под понятием духовной жизни разумеется все, что угодно, но только не подлинное явление духовной жизни. К области духовной жизни относят не только науку, всевозможные открытия и изобретения, но даже кинематографию, театр, балет и чуть ли не цирк. Иными словами, «душевность» выдается за «духовность», и то, что относится к сфере всего лишь «душевной жизни», называют, по недоразумению, «жизнью духовной».

Почему совершился этот подлог и почему жизнь духовная стала уделом лишь немногих избранных личностей?

Да все потому же, что дух самоутверждающейся человеческой гордыни стал господствующим духом нашего времени. Подлинная духовная жизнь, то есть стремление человеческого духа к Богу, естественно, предполагает прежде всего живую веру в личного Бога и искреннее желание жить, руководствуясь голосом совести, а этого-то именно и нет у большинства современных людей. Как мы уже говорили, дух самоутверждающейся человеческой гордыни стремится на место веры в Бога утвердить веру в себя, а голос совести, как обличающий это заблуждение и вообще мешающий свободе действий в этом направлении, усыпить и подавить. Существование духа отрицается, игнорируется, на первый план выступает душа, то есть область ума, чувства и воли, и она-то, эта душа, низшее по сравнению с духом начало, занимает первое место в жизни человека. Поэтому такого человека Слово Божие и называет «душевным» человеком, утверждая, что ему духовное непонятно, область духовного ему чужда, а потому он не может понять и принять то, что происходит от Духа Божия.

Но как бы человек ни подавлял в себе требования духа, они все же заявляют свои права. Дух рвется к Богу и, не находя выхода своим стремлениям под грубым насилием, которое чинит над ним самоутверждающаяся человеческая гордыня, он довольствуется, так сказать, «суррогатами», которые изобретает для его успокоения человеческая гордыня. Вместо подлинной религии какое-либо туманное философское учение, или теософия, или спиритизм, или еще что-либо подобное, а вместо церкви – храм науки, или театр, или балет, вообще что-либо из области душевной жизни, могущее увлечь собой человека. Эта подтасовка, подмена духовности душевностью, особенно характерна для нашего времени. Так, например, многие у нас в России в последнее время ходили, да и теперь ходят в церковь только для того, чтобы получить эстетическое наслаждение – послушать красивое пение. Нет спору, что эстетическое чувство – это, конечно, высокое чувство, ибо чувство прекрасного в душе человека – это отображение высшей Божественной красоты, но поскольку оно является бессознательным, безотносительно от сознательного влечения, стремления к Богу, оно все же относится только к области душевности и чуждо подлинной духовности. Вообще на высших своих ступенях душевные чувства настолько сближаются с духовными, что современному человеку бывает трудно их различить, и он «душевное» принимает за «духовное», и ему иной раз кажется, что он от этого «душевного» получает полное духовное удовлетворение, хотя это, конечно, только самообман, заблуждение. Мне признавался один весьма интеллигентный и развитый душевно, но, к сожалению, малодуховный человек, что он, слушая музыку, испытывает молитвенное настроение. Как отличить душевное состояние от подлинно духовного? Подлинно духовное состояние всегда вполне бесстрастно, оно настолько возвышенно, что как бы уносит человека от земли и не дает ему никаких телесных ощущений, а всякое душевное состояние, сколь бы оно высоко ни было, непременно вызывает те или иные телесные ощущения, как, например, усиленное биение сердца, приятное щекотание нервов или так называемые «мурашки по спине», которые особенно чувствуются любителями красивого пения, красивой музыки.

Этой именно преобладающей «душевностью» современного человека и объясняется то, что настоящее строгое церковное пение, пение, удовлетворяющее лишь «духовности», для большинства даже, казалось бы, церковно-настроенных людей, кажется непонятным, скучным, и им не нравится. Взамен этого строго церковного пения у нас заводится в последние два столетия новое пение, пение итальянское, концертное, удовлетворяющее «душевности», а потому нравящееся современному человеку, погрязшему в тине «душевности». Точно так же не нравится современному человеку и древняя иконопись, так как духовное чутье его слишком неразвито для того, чтобы понять и оценить «духовную» красоту этих вполне отрешенных от земли священных изображений древности. «Душевному» человеку больше нравятся современные Мадонны, полнолицые и румяные, напоминающие более о здешней земной жизни, чем о возвышенном мире духовном. Так и во всем прочем, современный человек туп и глух к истинной «духовности» и чувствителен только к «душевности», которую нередко принимает за «духовность», называя даже официально в литературе, и прессе, и общественных выступлениях свою «душевную» жизнь жизнью «духовной».

Почему так подавлена в нынешнее время жизнь «духовная» и почему на первый план выступила жизнь «душевная»?

Мы уже сказали, что это сделал все тот же дух современности, дух самоутверждающейся человеческой гордыни, который задался целью вытравить представление о Боге из жизни современных людей и богом для себя сделал самого человека. Вся жизнь современных людей строится поэтому таким образом, что нет места для подлинной духовной жизни, и каждый ищущий духовности человек мечется в отчаянии, все больше и больше погрязая в тину душевности. Самый темп современной жизни, темп нервный, не дающий места уединенной самососредоточенности, не благоприятствует ведению духовной жизни. Современный человек – это как винтик или колесико в огромной машине нынешней материалистической культуры: он теряет свою личность, свою индивидуальность и подлинно, по меткому народному выражению, целый день, а нередко и ночь, «вертится как белка в колесе». «Время – деньги» – вот основной лозунг жизни современного человечества, а потому нет времени на то, чтобы углубиться в себя, самососредоточиться, прислушаться к движениям своего духа, к голосу своей совести. Этот темп жизни, нервный и бешеный, чрезвычайно утомляет, обессиливает человека, а потому не остается у него достаточно сил для непременной работы над собой, каковой требует духовная жизнь. Остается только желание как-то развлечься, отдохнуть, отвлекшись на время от этой гнетущей механизации жизни, а потому так распространились теперь всякие дешевые, легкомысленные увеселения вроде кино, танцулек и т.п. мест времяпровождения в свободное от работы и от занятий время. Это несомненный бич современности, разлагающий все здоровье в человеке, но это неизбежное порождение современной культуры человека, отрекшейся от Бога и сделавшей основой своей жизни дух самоутверждающейся человеческой гордыни.

Все эти увеселения и развлечения действуют, как водка и кокаин, на современного человека, они еще более усыпляют в нем духовную жизнь, парализуют духовные движения, подавляют голос совести и все нравственные требования, и человек мало-помалу из области «душевности» спускается еще ниже – в область «телесности» и становится как бы «плотью бездушной», по словам Псалмопевца: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс.48:13). И исполняется на них грозный приговор Божий, изреченный еще современникам праведного Ноя, погибшим от потопа: «Не имать дух Мой пребывати в человецех сих. .. зане суть плоть» (Быт. 6:3). И, конечно, когда человек, созданный по образу и подобию Божию, отрекается от своего высокого достоинства и, становясь «плотию бездушною», «прилагается скотам несмысленным и уподобляется им», он сам изрекает смертный приговор. События последнего времени для нас лучшее доказательство, как губительно для человека забвение духовной жизни, подмена ее «душевностью» и ниспадение в область «телесности». Забвение Бога и провозглашение богом самого человека ведет к все большему и большему нравственному падению, а в результате к озверению и к самоистреблению.

Поэтому ясно как белый день, что единственный путь спасения человечества от этой окончательной гибели – это путь духовной жизни, но не той «духовной» жизни, которую подносят современному человеку его культурные вожди, совершающие подлог и подмену «духовностью», а подлинной духовной жизни, проявления которой заключаются в стремлении человека к Богу, искании общения с Богом и желании жить по Его святой воле.

ГЛОССАРИЙ УМСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

ГЛОССАРИЙ УМСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
Next: ДРУГИЕ ВЗГЛЯДЫ НА РАЗУМ Up: ПРИПИСЫВАЯ ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА Предыдущий: ПРИМЕРЫ СИСТЕМ С

В этом разделе мы даем краткие «определения» для машин совокупность психических качеств. Мы включаем ряд терминов, которые дают нам трудности с указанием того, что трудности кажутся. Мы подчеркнуть место этих понятий в конструировании интеллектуальных роботы.

5.1. Самоанализ и самопознание

Мы говорим, что машина занимается самоанализом, когда дело доходит до представления о собственном психическом состоянии. Простая форма самоанализа имеет место, когда программа определяет, имеет ли она определенные информацию, а если не запрашивает ее. Часто операционная система вычислять контрольную сумму самого себя каждые несколько минут, чтобы убедиться, что она не был изменен программным или аппаратным сбоем.

В принципе, самоанализ проще для компьютерных программ чем у людей, потому что вся память, в которой находятся программы и данные хранятся доступны для осмотра. На самом деле компьютерная программа можно сделать, чтобы предсказать, как он будет реагировать на конкретные входные данные при условии, что у него достаточно свободного места для выполнения вычислений. Этот Ситуация пахнет парадоксом, и он есть. А именно, если программа может предсказать свои действия за меньшее время, чем требуется для выполнения действие, оно может отказаться делать то, что оно предсказало для себя. Это только показывает, что самомоделирование неизбежно является медленным процессом. и это не удивительно.

Однако в нынешних программах мало интересного самоанализ. Это просто вопрос неразвитости искусственный интеллект; программисты еще не умеют делать компьютерная программа смотрит на себя с полезной стороны.

5.2. Сознание и самосознание

Предположим, мы хотим отличать самосознание машины, животного или человека от его осознание других вещей. Мы объясняем осознание как веру в определенные предложения, поэтому в этом случае мы хотим различать эти предложения или те термины в предложениях, которые можно считать относящимися к себе. Мы также не ожидаем, что самосознание будет единственным свойством что что-то либо есть, либо нет, а скорее будет много видов самосознание с людьми, обладающими многими видами, которые мы можем себе представить.

Вот некоторые из видов самосознания:

5.2.1. Некоторые предикаты ситуации (пропозициональные флюиды в терминологии (McCarthy and Hayes 1969)) непосредственно наблюдаемы почти во всех ситуациях, в то время как другие часто должны быть выведены. Почти всегда наблюдаемые флюиды могут быть обоснованно идентифицированы с чувствами. Точно так же значения некоторых флюидов почти всегда находится под контролем существа и может быть назван моторным параметры из-за отсутствия общеупотребительного языкового термина. Мы имеем в виду положения суставов. Большинство параметров двигателя можно наблюдать и контролировать. Я склонен считать обладание значительным набором такие постоянно наблюдаемые или контролируемые потоки, как наиболее примитивная форма самосознания, но у меня нет веских аргументов против того, кто хотел требовать большего.

5.2.2. Второй уровень самосознания требует термина I на языке, обозначающем самость. I должен принадлежать к классу постоянных объектов и некоторые из тех же предикатов должны быть применимы к нему так же, как применимы к другим объектам. Например, как и другие объекты I имеет местоположение, которое может меняться во времени. я это также видимый и непроницаемый, как и другие объекты. Однако мы не хотят увлечься рассмотрением физического тела как необходимого условие самосознания. Представьте себе распределенный компьютер чьи органы чувств и движения также могли находиться в самых разных местах. Мы не хотим исключать его из самосознания по определению.

5.2.3. Третий уровень наступает, когда I рассматривается как актер. среди прочих. Условия, которые позволяют I что-то делать, таковы: аналогичны условиям, которые позволяют другим акторам делать то же самое вещи.

5.2.4. Четвертый уровень требует применимости предикатов например верит , хочет и может до я . Убеждения о прошлых ситуациях также требуется способность выдвигать гипотезы о будущих ситуациях для этого уровня.

5.3. Язык и мысль

Вот гипотеза, возникающая из искусственного знания об отношениях между языком и мышлением. Представьте себе человека или машину, которая представляет информацию внутри огромная сеть. Каждый узел сети имеет ссылки на другие узлы через отношения. (Если система имеет переменный набор отношений, тогда отношения должны быть представлены узлами, и мы получаем симметричной теории, если мы предположим, что каждый узел связан с множеством пары других узлов). Мы можем представить себе, что эта структура будет иметь долгосрочную перспективу. часть, а также крайне временные части, представляющие текущие мысли . Естественно, у каждого существа есть своя собственная сеть, зависящая от его собственной опыт. Тогда мысль является временным узлом, на который в данный момент ссылаются. по механизму сознания. Его значение определяется его ссылки на другие узлы, которые, в свою очередь, ссылаются на другие узлы. Сейчас рассмотрим проблему сообщения мысли другому существу.

Полная коммуникация включала бы передачу всего сеть, которая может быть достигнута из данного узла, и это будет обычно составляют весь опыт существа. Больше, чем что, нужно было бы также сообщить программы которые предпринимают действия на основе обнаружения определенных узлов. Даже если все это можно было бы передать, получатель все равно должен был бы найти эквиваленты для информации с точки зрения собственной сети. Поэтому мысли приходится переводить на публичный язык прежде чем они могут быть сообщены.

Язык — это тоже сеть ассоциаций. и программы. Однако некоторые узлы этой сети (подробнее точно семейства сетей, так как нет двух людей, говорящих одинаково язык) связаны со словами или фразами. Иногда перевод с мыслей на предложения прост, потому что большая часть частного сети берутся из публичной сети, и есть преимущество в сохранении переписки. Однако перевод всегда приблизительный (в том смысле, что до сих пор отсутствует техническое определение), и некоторые районы опыт вообще трудно интерпретировать. Иногда это для внутренним причинам, а иногда и потому, что определенные культуры не использовать язык в этой области. (У меня сложилось впечатление, что культуры различаются в какой степени информация о внешности лица, которая может использоваться для распознавания (вербально передается). Согласно этому схеме, «глубинная структура» публично выражаемой мысли — это узел в общедоступной сети. Это переведено в глубокую структуру предложения в виде дерева, конечными узлами которого являются узлы, к которым прилагаются слова или устойчивые фразы. Эта «глубокая структура» должна затем быть переведены в строку на устном или письменном языке.

Необходимость использовать язык для выражения мысли возникает и тогда, когда мы должны приписывать мысли другим существам, так как мы не можем всю сеть в одно предложение.

5.4. Намерения

Мы склонны говорить, что машина намеревается выполнить действие, когда она в это верит будет и также считает, что мог бы поступить иначе. Однако мы не поддадимся этому искушению и предложим предикат намеревается(актер,действие,состояние) должным образом аксиоматизироваться, где одна из аксиом гласит, что машина намеревается совершить действие, если она считает, что выполнит действие и мог бы поступить иначе. Армстронг (1968) хочет потребовать элемент сервомеханизма. для того, чтобы убеждение в том, что действие будет выполнено, считалось как намерение, то есть должно быть обязательство сделать это одним способом или другие. Могут быть веские причины разрешить несколько версий намерения сосуществовать в одном и том же формализме.

5.5. Свобода воли

Когда мы программируем компьютер, чтобы сделать выбор разумно после определения его вариантов, изучить их последствия и решить, какие является наиболее благоприятным или наиболее нравственным или что-либо еще, мы должны запрограммировать его на отношение к своей свободе выбора по существу изоморфна тому, что человек должен принять к себе. Программа должна будет занять такое же отношение к другой программе, если только он знает детали строения и настоящего состояния другого.

Мы можем определить, является ли конкретное действие был свободен или вынужден относительно теории который приписывает убеждения и в рамках которого существа делают то, что, по их мнению, будет способствовать достижению их целей. В такой теории действие вызывается верой в форме Я должен сделать X сейчас . Будем говорить, что действие было свободным, если изменение убеждения на Я не должен был делать X сейчас привело бы в несовершенном действии. Это требует, чтобы теория веры была достаточно декартовской. структуру продукта, так что изменение одного убеждения определяется, но это не требует определения того, каким было бы состояние мира, если бы одна вера были разными.

Можно выделить понятие свободного действия на техническую часть и спорную часть. Техническая часть определил бы свободу относительно приблизительной системы координат давая необходимую декартову структуру произведения. Относительно системы координат, свобода конкретного действия была бы техническая проблема, но люди могут спорить о том, принимать ли всю систему координат.

Это не вся история о свободе воли, потому что моралисты также касается того, можно ли похвалу или порицание отнести к выбор. Следующие соображения, по-видимому, применимы к любому попытаться определить мораль действий таким образом, чтобы это применялось к машинам:

5.5.1. Вряд ли существует простое поведенческое определение. Вместо было бы определение второго порядка, критикующее предикаты, которые приписывать поступкам нравственность.

5.5.2 Теория должна содержать хотя бы одну аксиому морали, не просто констатация физического факта. Относительно этой аксиомы мораль суждения о действиях могут быть фактическими.

5.5.3. Теория морали предполагает теорию веры, в которой заявления формы «Считалось, что это действие кому-нибудь навредит» определены. Теория должна приписывать убеждения о благополучии других и возможно, о собственном благополучии существа.

5.5.4. Может быть необходимо рассматривать машину как встроенную в некоторые общества, чтобы приписать его действиям мораль.

5.5.5. Никакие современные машины не допускают такой структуры убеждений, и нет такой структура может потребоваться, чтобы сделать машину с произвольно высокой интеллект в смысле способности решать проблемы.

5.5.6. Кажется маловероятным, что морально оцениваемые машины или машины какие права могут быть законно присвоены, должны быть сделаны, если и когда становится возможным это сделать.

5.6. Понимание

Мне кажется, что понимание концепции понимания является фундаментальным и трудным. Первая трудность заключается в определении того, что является операндом. Что такое «теория относительности» в «Пэт понимает теорию относительности» ? Что что значит «непонимание»? Кажется, что понимание должно включать зная определенный набор фактов, включая общие законы, позволяют вывести ответы на вопросы. Мы, наверное, хотим расстаться понимание вопросов сообразительности и творчества.

5.7. Творчество

Это может быть проще, чем «понимание», по крайней мере, если мы ограничиваем наше внимание процессами рассуждения. Многие решения проблем включают в себя введение сущностей, не присутствующих в заявлении о проблема. Например, доказав, что квадратная доска 8 на 8 с двумя диагональными удаленные противоположные квадраты не могут быть покрыты домино каждое покрытие два соседних квадрата включает в себя введение цветов квадратов и тот факт, что домино покрывает две клетки противоположного цвета. Мы хотим рассматривать это как творческое доказательство, даже если это может быть довольно легко для опытного комбинатора.



Далее: ДРУГИЕ ВЗГЛЯДЫ НА РАЗУМ Up: ПРИПИСЫВАЯ ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА Предыдущий: ПРИМЕРЫ СИСТЕМ С
Джон Маккарти
Пт, 21 декабря 12:19:53 PST 2001

Познай себя: исследование психических качеств | JAMA

Познай себя: исследование психических качеств | ДЖАМА | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

Артикул

17 августа 1935 г.

ДЖАМА. 1935; 105 (7): 537. дои: 10.1001/jama.1935.02760330063033

Полный текст

Эта статья доступна только в формате PDF. Загрузите PDF-файл, чтобы просмотреть статью, а также связанные с ней рисунки и таблицы.

Абстрактный

Кажется, это попытка сделать из каждого психолога. Автор обнародует сто правил оценки сознания тех, с кем читатель может соприкоснуться. Кажется, его огорчает превалирующая человеческая склонность выдавать желаемое за действительное и оправдывать неудачи. Он делит умы, по-видимому, к своему полному удовлетворению, на три группы: высшие, посредственные и низшие. Идеи, выраженные на 250 страницах утомительных и повторяющихся банальностей, легко можно было бы сократить до одной трети словоблудия. Не может отделаться от впечатления, что любой, кто серьезно относится к книге и начинает применять сто правил к своим друзьям, вскоре станет невыносимым интеллектуальным снобом.