Э эриксон: Эрик Эриксон — Психологос

В поисках идентичности

В 1970 году один из номеров популярного американского журнала “Ньюсуик” вы шел с броским заголовком на обложке “Эрик Эриксон: в поисках идентичности”. Главный материал номера был посвящен эпигенетической концепции Э. Эриксона. В этом проявился живой интерес общественности к личности известного психолога и к центральному понятию его научных изысканий — идентичности.

Слово “идентичность” в русском языке употребляется нечасто и преимущественно в том значении, которое подсказывает перевод-калька - “тождественность”, “одинаковость”. Эриксон, заговоривший об идентичности человека, трактовал это понятие не так односторонне. В его понимании идентичность — это центральное качество личности, в котором проявляется неразрывная связь человека с окружающим социальным миром. Становление идентичности является важнейшей задачей развития личности.

Философы неоднократно отмечали:  когда рассматриваются представления человека о себе, то речь идет об интимной и невыразимой реальности, которую трудно обозначить и сделать объектом наглядной демонстрации.

Определенную помощь может оказать клинический опыт, часто имеющий дело с “размытой” идентичностью: “я в замешательстве”, “я не знаю, где я теперь и куда стремлюсь”. В таких случаях возникает острое чувство растерянности, потери себя, определяемое как невроз. Исходя из клинического анализа непостоянства Я при неврозах Эриксон создал свою теорию идентичности. При этом он во многом опирался на теорию психоанализа, которую имел возможность освоить буквально из первых рук — под руководством З. Фрейда и его дочери Анны.

С психоанализом Э. Эриксон познакомился в 1927 году, когда ему было 25 лет (родился он 15 июня 1902 года во Франкфурте-на-Майне). Ничто не предрасполагало его к психоаналитической практике, ибо он в это время был художником, специализировавшимся на детских портретах. Именно поэтому он познакомился с Анной Фрейд, которая заинтересовала его детским психоанализом и привлекла к участию в семинарах венской психоаналитической школы.

В 1927-1933 годах  Эриксон активно осваивал теорию и практику психоанализа. К идеям З. Фрейда он относился чрезвычайно уважительно, хотя его собственная  концепция выросла из критического переосмысления этих идей.

Сам З. Фрейд понятие идентичности упомянул лишь однажды — в докладе, адресованном еврейской ассоциации в Вене в 1926 году. Он употребил этот термин в его традиционном смысле — как этническую идентичность, поддерживаемую еврейской диаспорой. Несмотря на свои атеистические взгляды, он заявил о приверженности иудаизму и о разделении им “ясного сознания внутренней идентичности, ощущения схожести психической организации”. Эриксон часто цитировал это высказывание Фрейда, стараясь найти в его работах несформулированное понятие идентичности. Эриксон писал: “Я употребляю термин “Я-идентичность”… будучи уверен, что Фрейд упомянул о внутренней идентичности как о смысле своей жизни”.

Эриксон неоднократно подчеркивал свою приверженность  фрейдизму, особенно когда в 1969 году заявил: “Я прежде всего психоаналитик, это единственный метод, который я приемлю”.

В 1933 году, как и большинство других психоаналитиков, Эриксон эмигрировал в Соединенные Штаты. В 1939 году он принял американское гражданство. Его академическая карьера в США сложилась весьма успешно: он преподавал в Йельском университете, в  университете Беркли, а в конце жизни — в Гарварде.

Именно в Соединенных Штатах Эриксон взял себе то имя, под которым он известен. Это небезынтересная деталь, особенно характерная для человека, занимавшегося проблемой идентичности. До того он носил фамилию Хомбургера — еврейского педиатра, женившегося на его матери и усыновившего маленького Эрика, внебрачного сына матери-еврейки и неизвестного отца-датчанина. Именно в знак верности своему неизвестному отцу Эриксон выбрал фамилию нордического звучания; беря такую фамилию, он становился сыном Эрика, или, как отмечает его биограф Поль Розен, “сыном самого себя”.

В довоенные годы Эриксон вместе с антропологом Микелем изучал жизнь индейцев племени сиу в резервации в штате Южная Дакота. Это исследование проводилось по заказу Американской комиссии по  делам индейцев, озабоченной катастрофически низкой эффективностью образования индейской молодежи.

Молодые сиу не принимали жизненных принципов, внушаемых белыми воспитателями, пребывали в апатии и демонстрировали настораживающую склонность к пьянству и воровству.  Психологи и психиатры рассматривали эти факты как свидетельство инфантильной стадии развития общества  у сиу или говорили о невротическом складе личности его членов. Эриксон не разделял такого  мнения. Он считал, что ни одно общество, пускай самое “примитивное”, не может позволить себе культивировать инфантильность и невротичность.

Внимательно изучив жизнь резервации и настроения индейцев, Эриксон в результате наблюдений пришел к таким выводам.

Племя сиу испокон веку было народом воинов и охотников за бизонами. Вся жизнь племени состояла в нескончаемом кочевье по бескрайним прериям, в преследовании бизоньих стад и стычках с  враждебными племенами.

Освоение белыми Америки привело к тому, что прерии были ими захвачены и распаханы, бизоны перебиты. Значительная часть индейцев была истреблена, а остальные насильственно перемещены в резервацию, где во избежание эрозии почвы запрещалось заниматься скотоводством. Весь уклад жизни сиу оказался разрушен.

Покорив индейцев, белые не дали им никаких возможностей создать новую систему ценностей, обрести новую идентичность. В этих условиях единственным способом сохранить свою идентичность у сиу стало поддержание прежней системы ценностей. В детях с раннего возраста продолжали воспитывать личность охотника за бизонами, а все знания, умения, ценности, формы поведения, которые не связаны с этой идентичностью, отвергались.

По собственному признанию Эриксона, исключительная важность феномена личной идентичности  стала ему ясна в ходе психотерапевтической практики после второй мировой войны. Его пациентами оказались бывшие солдаты, вернувшиеся к мирным занятиям. Мужественно перенеся все тяготы войны, они заболевали неврозом в условиях мирной жизни. Лейтмотивом рассказов этих пациентов были жалобы на то, что они “потеряли себя”, “не знают, кто они”, что  у них “нет цели, направления”.

Причину комплекса подобных невротических симптомов Эриксон усмотрел в резком изменении социальных условий существования личности. Солдаты и моряки на нелегкой военной службе занимали четко определенное место в обществе, были включены в социальные отношения, имели устойчивые цели и систему ценностей, специфические способности и личные качества, необходимые для выполнения воинских обязанностей. После окончания войны она должны были включиться в новые социальные отношения, найти новое место в послевоенном обществе. Иначе говоря, поясняет Эриксон, солдаты должны были сформировать  взамен старой новую личностную идентичность. Трудности подобной перестройки и вызывали невротическое состояние, обозначаемое Эриксоном как диффузность, или утрата идентичности.

В качестве характерного примера потери личной идентичности Эриксон приводит ситуацию из другой сферы.  У  пятилетнего мальчика внезапно возникли необъяснимые припадки. Как оказалось, его отец, тоже в пятилетнем возрасте, был привезен родителями из Европы в США, где он попал в такое окружение, в котором можно было выжить, лишь сформировав идентичность “парня, бьющего первым”. В этом духе он воспитывал и своего сына. Однако — лишь до той поры,  пока не открыл собственный магазинчик. С этого момента он принялся внушать мальчику, что сын владельца магазина должен быть услужливым и предупредительным. Малышу оказалось не под силу разрешить конфликт двух противоположных идентичностей  — заискивать перед теми, кого он уже выучился презирать. Его хрупкая  психологическая организация не смогла обрести новую целостность, стремление к которой Эриксон считает одной из сильнейших тенденций функционирования личности.

Эриксон исследовал социально-психологические механизмы и способы формирования психосоциальной идентичности в процессе взросления человека. Ученый построил схему развития человека, выделив восемь этапов, охватывающих всю жизнь — от рождения до старости. Данная модель основывалась на эпигенетическом принципе, взятом из эмбриологии: каждый этап развития содержит моменты, являющиеся решающими для дальнейшей эволюции. Эриксон свел этапы развития в таблицу, над   которой тщательно работал в течение двадцати лет. Он опубликовал ее трижды (в 1959, 1963, 1968 годах), каждый раз несколько видоизменяя.

Сегодня его таблица периодизации развития входит  во все учебники по возрастной психологии.

Среди многочисленных  работ Эриксона наиболее известны две его книги по возрастной психологии —  “Детство  и общество” (1950; русский перевод — 1996) и “Идентичность: юность и кризис” (1968; русский перевод — 1996).

Литературное признание и престиж в среде американских ученых он обрел как актор двух биографических исследований, в которых рассматривал соединение истории жизни выдающейся личности и определенного  исторического момента.

Это книги “Молодой Лютер” (1958; русский перевод — 1996) и “Истина Ганди” (1969). Последняя принесла ему национальную премию США и Пулитцеровскую премию.

Эрик Эриксон прожил долгую, плодотворную и насыщенную жизнь. Умер он в мае 1994 года в возрасте 92 лет. Возможно, источником  его творческого долголетия послужил принцип  поведения, который он вывел, переформулировав известное “золотое правило”. В устах Эриксона оно звучало так: “Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы ему и тебе”.

 

Источник: «Век психологии: имена и судьбы»

Читайте также: «Психология день за днем. События и уроки». «Популярная психологическая энциклопедия»

Э. Эриксон: новый взгляд на конфликты

Наиболее принципиально отличной от позиции Фрейда в отношении к конфлик­там является концепция Э. Эриксона. Пессимистически окрашенному психоанали­тическому представлению о человеке, раздираемом противоречиями и конфликта­ми, Эриксон противопоставляет идею, что «каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному ро­сту и преодолению жизненных препятствий», а знание того, как человек справляет­ся со значимыми жизненными проблемами, составляет «единственный ключ к пони­манию его жизни» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 218).

Эриксон выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий. Каждая из этих стадий развития сопровождается кризисом, который Эриксон рас­сматривает как поворотный момент, возникающий вследствие достижения опреде­ленного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований. Это означает, что на каждом возрастном этапе возникает своя специфическая, требующая решения проблема. Успешное разрешение кризиса яв­ляется залогом дальнейшего развития здоровой личности и необходимым фактором эффективного проживания последующих стадий.

Конфликты играют важнейшую роль в теории Эриксона, но они означают «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации» (там же, с. 219). Кризис у Эриксона со­держит и позитивный, и негативный компонент, и вопрос заключается не в избега­нии конфликтов, а в адекватном, конструктивном разрешении кризисов, что впол­не соответствует современному общегуманитарному отношению к конфликтам. Таким образом, тема конфликта приобретает иное звучание, конфликты начинают нести позитивный заряд и становятся важнейшими моментами развития.

Таблица 2-1. Восемь стадий психосоциального развития.

Стадия

Возраст

Психосоциальный кризис

Сильная сторона

1. Орально-сенсорная

Рождение

Базальное доверие —

Надежда

— 1 год

базальное недоверие

2. Мышечно-анальная

1-3 года

Автономия — стыд и сомнение

Сила воли

3. Локомоторно-

3-6 лет

Инициативность — вина

Цель

генитальная

4. Латентная

6-12 лет

Трудолюбие — неполноценность

Компетентность

5. Подростковая

12-19лет

Эго-идентичность —

Верность

ролевое смешение

6. Ранняя зрелость

20-25 лет

Интимность — изоляция

Любовь

7- Средняя зрелость

26-64 года

Продуктивность — застой

Забота

о- Поздняя зрелость

65 лет — смерть

Эго-интеграция — отчаяние

Мудрость

Признание и критика

Для сторонников психодинамических подходов конфликт — это реальность че­ловеческого существования. Конфликт свойствен человеческой природе, при этом можно делать акценты на его деструктивных аспектах, как у Фрейда, или напротив, оценивать его более оптимистично, как Эриксон. В любом случае конфликт — явление не случайное, составляющее суть внутренней жизни индивида.

Конфликт — это важнейший теоретический конструкт в психоаналитических концепциях. Понимание внутренних противоречий и конфликтов личности — это ключ к объяснению происходящего с человеком. Социальное поведение вообще де­терминировано не столько внешней ситуацией, сколько личностными особенностя­ми человека, и те или иные проблемы его интерперсонального существования име­ют внутриличностное происхождение.

Конфликт в психоанализе выступает как интрапсихический феномен, возника­ющий в глубинах психики как следствие внутренних законов ее существования, как явление, которое может быть адекватно описано только в рамках этих законов. В психоаналитической традиции основным предметом внимания являются внутри-психические конфликты, в особенности те из них, которые имеют неосознаваемый характер (например, патогенные у Фрейда или невротические у Хорни). В подоб­ных случаях не только реальная сущность конфликта, но и сам факт его существо­вания не осознаются человеком. Такое отношение к внутренним конфликтам и их месту в психической жизни человека специфично для психоанализа.

Обозначив психический конфликт как принципиальный теоретический конст­рукт и выделив внутренний неосознаваемый конфликт в качестве основного объек­та, релевантного своим построениям, психоаналитическая традиция в остальном допускает достаточно широкое и нестрогое использование понятия конфликта. Так, в работе К. Юнга «Конфликты детской души» рассказывается о проявляющих­ся в душе ребенка противоречиях, о трудностях в его поведении, о возникающих у него «трудных» вопросах и др., что делает практически невозможным строгую иден­тификацию содержания понятия конфликта, вынесенного Юнгом в заглавие своей статьи (Юнг, 1995). У Эриксона понятие конфликта постоянно сопрягается с поня­тием кризиса, которое, будучи основным в его теории, не всегда четко соотносится с понятием конфликта. С одной стороны, кризис — это то, что возникает на основе конфликта, но с другой — слово конфликт неред­ко употребляется просто как его синоним.

Вена 1910 года была местом, наглядно ил­люстрирующим три формы материализма, которые в наш век бесспорно владели ми­ром: экономический материализм Маркса, психологический материализм Фрейда и технологический материализм парового двигателя, аэроплана и атомной бомбы.

Дж. Морено

При всех различиях между упомянутыми под­ходами общим для них является понимание кон­фликта как результата взаимодействия личност­ных структур и тенденций. В рамках личности он может быть и понят, и описан, что фактически оз­начает его принципиальное рассмотрение как интрапсихического феномена.

Для советской науки было характерно скорее негативное отношение к психо­анализу, которое постепенно свело на нет первоначальные опыты по его соедине­нию с марксизмом. К сожалению, как это нередко бывает в науке, непринятие тех или иных теоретических построений приводит и к отторжению предмета их внима­ния. В какой-то мере это коснулось и конфликтов человеческой души, оказавшихся в ведении психоаналитиков и священнослужителей, с которыми отношения офици­альной власти складывались одинаково сложно. Однако то, что линия сугубо инт-рапсихического понимания конфликтов почти не получила развития в отечествен­ной науке, было связано не только с непринятием психоаналитической традиции, но и с присущей отечественной психологии тенденцией к поиску социальных детер­минант поведения человека, что определяло изучение психической жизни челове­ка в единстве с внешней средой его существования. Поэтому точка зрения, интер­претирующая социальное поведение через интрапсихические факторы, была не близка отечественной традиции. Более того, именно эта замкнутость психологи­ческой феноменологии «личностным кругом» и была, пожалуй, объектом наиболее острой критики, в том числе и со стороны отечественных психологов. В частности, Б. Ф. Ломов, говоря о развитии личности, пишет о том, что «противоречия, возни­кающие и разрешающиеся в ее развитии, нельзя выявить, рассматривая ее саму по себе» (Ломов, 1984, с. 304-305).

Впрочем, подобная теоретическая ориентация не устраивала не только отече­ственных психологов.

Ситуационные подходы: исследование конфликта

как реакции на внешнюю ситуацию

Оппозицией понимания конфликтов как явления интрапсихического происхож­дения стал перенос акцента на внешние детерминанты их возникновения. Ситуаци­онные подходы в изучении конфликта представлены, прежде всего, бихевиорист­ской традицией.

Как известно, бихевиоризм считал принципиально невозможным исследование, каких бы то ни было субъективных факторов психической жизни человека, по­скольку исходил из того, что научный статус психология может обрести только при наличии такого предмета своего изучения, который поддается объективному описа­нию. В качестве такого предмета бихевиористы рассматривали поведение.

Механизмы человеческого поведения фактически и стали главным содержани­ем теоретических построений и экспериментальных исследований бихевиористов. Понятно, что поскольку бихевиористские подходы сделали центральным предме­том своего внимания поведение в его различных формах, то и их интерес к конфлик­там ограничивался главным образом внешне наблюдаемыми конфликтами — в пер­вую очередь, межличностными и межгрупповыми. В соответствии с бихевиористс­кой парадигмой, основной методический принцип изучения поведения предполагал поиск связей между воздействиями («стимулами») и ответной поведенческой реак­цией человека. Отсюда основная схема бихевиоризма «стимул —► реакция», про­шедшая экспериментальную проверку на примере одного из частных случаев «фру­страция —► агрессия» звучит применительно к конфликтам как «ситуация —► конфликтное поведение».

Следовательно, если речь идет о конфликтном поведении или взаимодействии, то источники его происхождения можно обнаружить, прежде всего, при помощи ана­лиза факторов ситуации. Тем самым конфликт превращается в явление ситуацион­ной природы.

Erik Erikson — Oxford Reference

Показать сводные данные

Обзор

(1902—1994)


(1902–94)

Психолог развития и психоаналитик, известный своей теорией социального развития человека. Благодаря общению с Анной Фрейд и обучению для получения сертификата в области образования Монтессори он заинтересовался влиянием культуры и общества на развитие ребенка, и его книга «Детство и общество» (1950) педагоги, психологи и социологи считают классическим текстом. Для тех специалистов, которые работают с детьми младшего возраста, теория Эриксона о восьми возрастах человека показывает, как дети развивают основу для эмоционального и социального развития и умственной силы посредством социальных взаимодействий со значимыми взрослыми и, таким образом, способны усваивать культуру своей собственное сообщество. Привязанность со взрослыми помогает усвоить культуру, по существу, когда ребенку помогают «пройти» каждую из стадий развития, которые определяют личность каждого отдельного ребенка. Стадии, следовательно, основаны на психосоциальном развитии, а не, как у Пиаже, на когнитивных стадиях, которые, как мог бы утверждать Эриксон, зависят от благополучия ребенка. Теория Эриксона, основанная на привязанности к взрослым, предполагает, что ребенку необходимо развивать доверие и сочувствие, чтобы иметь возможность достичь более высоких уровней социального функционирования. Это отражает понятие, аналогичное иерархии потребностей Маслоу. Эриксон далее утверждает, что эти стадии являются эпигенетическими; то есть они предопределены и последовательны. Эриксон полагает, что уверенность и чувство собственного достоинства, приобретенные в результате успешного преодоления ребенком каждой стадии психосоциального «кризиса», не следует торопить, а можно пересмотреть. В первые годы важно, чтобы значимые взрослые помогали детям развивать доверие, самостоятельность и инициативу, предлагая реальные и практические задачи, которые ребенок сможет выполнить и которые, таким образом, позволят ему развить уверенность. Эриксон утверждает, что требование от детей учиться, работать или выполнять задачи, выходящие за рамки их стадии развития личности, может привести к отказу ребенка в возможности удовлетворения его потребностей и может привести к негативным последствиям для ребенка, его школьного обучения. , и их последующее успешное участие в жизни общества во взрослом возрасте. Эриксон был датчанином по происхождению, но стал гражданином США. Считается, что он ввел термин «кризис идентичности».

А. В.

Энни Вудс

От: Эриксон, Эрик в Словарь образования »

Темы: Археология — Искусство и архитектура — Классические исследования — История — Лингвистика — Литература — Исследования СМИ — Музыка — Исполнительское искусство — Философия — Религия — Общество и культура


Справочные записи

Эриксон, Эрик (1902–1994)
в Словарь социальных наук Длина: 292 слова

Эриксон, Эрик (1902–1994)
в Оксфордский компаньон литературы двадцатого века на английском языке Длина: 300 слов

Эриксон, Эрик (1902–94)
в Образовательный словарь Длина: 370 слов


Искать: «Эрик Эриксон» в Oxford Reference »

Эрик Эриксон

Эрик Эриксон

aka Эрик Хомбургер Эриксон

Борн: 15-Jun-1902
: .
Место смерти: Harwich, MA
Причина смерти: Не определено

Пол: Мужчина
Религия: Еврейка
Раса или этническая принадлежность:
Сексуальная ориентация: Прямо 1 2 . Национальность: Соединенные Штаты
Краткое содержание: Восемь стадий развития

Эрик Эриксон был влиятельным и новаторским психологом, психоаналитиком и автором, чья теория восьми психосоциальных стадий развития глубоко сформировала область детского развития. Хотя его самая известная работа — классика Детство и общество (1950), дополнительные аспекты его теории были разработаны в таких работах, как Идентичность: молодежь и кризис (1968) и Молодой человек Лютер (1958). «Правда Ганди » (1969), в которой больше внимания уделялось его теории применительно к более поздним фазам жизненного цикла, Эриксон получил Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию. Несмотря на свою оригинальность, работа Эриксона демонстрирует сильное влияние работ Зигмунда и Анны Фрейд, а также культурной антропологии.

Эрик Эриксон родился во Франкфурте, Германия, 15 июня 1902 года в семье Карлы Абрахамсен, молодой еврейки. Несмотря на то, что она была замужем, на момент рождения она жила своей семьей, переехав после ухода от мужа Вальдемара Саломонсена. Еврейский биржевой маклер Саломонсен бежал из страны четырьмя годами ранее в связи с мошенничеством и преступными связями. Карла Абрахамсен завязала внебрачную связь в его отсутствие и забеременела. Она никогда не раскрывала точную личность биологического отца своего сына, а только то, что он был датчанином по происхождению. Она указала фамилию своего сына как «Саломонсен». Четыре месяца спустя пришло известие, что она недавно овдовела; Вальдемар Саломонсен был мертв.

Абрахамсен выучился на медсестру и в конце концов снова женился, когда юному Эрику было около трех лет. Новым отчимом Эрика стал его педиатр Теодор Хомбургер. Хомбургер, настаивавший на том, чтобы его называли отцом Эрика, дал мальчику свою фамилию в 1908 году и, наконец, усыновил его в 1911 году. Несмотря на это, с появлением трех сводных сестер стало очевидно, что Эрик занимал совершенно другое место в семья как усыновленный пасынок. В подростковом возрасте он все больше идентифицировал себя как аутсайдер как внутри, так и в местном сообществе. В школе его дразнили за то, что он еврей, а в синагоге — за то, что он высокий и блондин. Его отчим отказался принять его сильные артистические наклонности.

Когда Эрик закончил гимназию, он отказался поступать в медицинскую школу (как хотел его отчим) и бросил дом, чтобы поступить в Баденское государственное художественное училище. Через год он взял отпуск для путешествий. В конце концов он оказался в Вене, где, помимо прочего, писал детские портреты. Друг, Питер Блос, порекомендовал Эрику расширить это направление, обучая искусству в школе, которой руководила Дороти Берлингем, подруга Анны Фрейд, дочери и интеллектуальной наследницы знаменитого Зигмунда Фрейда. Школа Хитцинга, как ее называли, была организована по психоаналитическим принципам, и многие ее ученики были детьми пациентов и друзей Фрейда.

Видя умение Эриксона обращаться с детьми, Анна Фрейд стала его наставницей. (Обратите внимание, что в то время он все еще был Эриком Хомбургером). Его обучение, которое включало регулярные психоаналитические сеансы с г-жой Фрейд, привело к получению сертификата Венского психоаналитического общества. В то же время он посещал занятия в Венском университете, а также получил степень преподавателя и сертификат по методу Монтессори. Он продолжал преподавать, чтобы больше заниматься психоанализом. Он также женился на Джоан Серсон, учительнице танцев в школе Хитцинга. В конце концов, экономическое давление и подъем нацистов побудили пару, у которой теперь было два сына, переехать в Копенгаген, а затем в США.

Первоначальные попытки Эриксона открыть магазин в США в качестве детского психоаналитика поначалу зашли в тупик из-за отсутствия у него ученой степени. Поэтому какое-то время он работал доцентом и научным сотрудником в Гарварде и Йеле. Он прошел несколько курсов повышения квалификации, но в конечном итоге именно его связи с членами Венского психоаналитического общества принесли ему профессиональное признание. Он переехал в район залива Сан-Франциско и занял должность научного сотрудника и лектора в Калифорнийском университете в Беркли. Вскоре он, наконец, смог начать свою практику, в конце концов став важным членом психоаналитического сообщества района залива и даже заняв пост президента Общества и Института Сан-Франциско в 1919 году.50.

Тем временем он подал заявление на получение гражданства США, которое было предоставлено в 1939 году, и официально сменил фамилию на Эриксон. Предположительно, на выбор имени повлиял его старший сын, которому понравилась идея продолжить скандинавскую традицию носить имя отца как часть фамилии. Однако есть некоторые очень слабые указания на то, что «Эрик» могло быть также именем его собственного биологического отца.

Что еще более важно, именно во время своего пребывания в Беркли Эриксон начал свои новаторские исследования детства и воспитания детей среди племен лакота и юрок. Под влиянием работ таких культурных антропологов, как Франц Боас, Рут Бенедикт, Маргарет Мид и Грегори Бейтсон, а также теорий Зигмунда Фрейда и собственного опыта психоанализа, Эриксон начал формулировать свою собственную весьма плодотворную и оригинальную точку зрения на ребенка. разработка.

Во многом он остался верен психоаналитическим предположениям, основанным на Зигмунде Фрейде, но были и отличия. Он принял фрейдовские понятия, такие как эго и эдипальный комплекс, а также развитие личности через различные стадии. Но вместо того, чтобы полностью полагаться на универсальные внутренние побуждения психики для объяснения когнитивного развития и личности, он интегрировал информацию из антропологии о роли, которую играют общество и культура. Короче говоря, дети в каждой культуре усваивают разные ценности, разные цели и получают совершенно разные виды воспитания и руководства. Эти влияния сильно влияют на то, как развивается психика ребенка, и на то, как он/она будет справляться с типичными проблемами, связанными с психологическим и физическим развитием.

Но, несмотря на такие различия от одного общества к другому, Эриксон смог разработать теорию развития, которая также была универсальной. Он понял, что существует восемь различных фаз развития (в отличие от пяти у Фрейда). Стадии: доверие против недоверия, автономия против стыда и сомнения, инициатива против вины, трудолюбие против неполноценности, идентичность против ролевой путаницы, близость против изоляции, созидательность против стагнации и честность против отчаяния. Чтобы успешно вести переговоры, человек должен найти баланс каждой ценности. То есть он должен, например, быть в состоянии чувствовать здоровую степень доверия, сохраняя при этом достаточное «недоверие», чтобы избежать легковерия.

Кроме того, в то время как стадии развития Фрейда были сосредоточены только на периоде от рождения до пятилетнего возраста (поскольку он считал, что к этому времени личность уже полностью сформировалась), Эриксон рассматривал рост и развитие как нечто, простирающееся на протяжении всего жизненного цикла. Согласно Эриксону, были различные «кризисы», которые развивались естественно и неизбежно в различные моменты жизненного цикла. Успешное разрешение этих кризисов будет определять, испытает ли человек впоследствии относительное счастье или недовольство и невроз. Кроме того, каждая из различных фаз — и навыки, полученные в результате разрешения каждого последующего кризиса, — основывались на предыдущих.

Одно из достоинств этой теории заключается в том, что она проливает свет на то, почему людям, которым мешали в здоровом разрешении ранних фаз (например, в обучении здоровым уровням доверия и самостоятельности в раннем детстве), было так трудно справляться с кризисами, наступившими в году. взросление . Что еще более важно, он сделал это таким образом, что дал ответы для практического применения. Это открыло новый потенциал для терапевтов и их пациентов, чтобы определить ключевые проблемы и навыки, требующие решения. Но в то же время он дал руководство или критерий, который можно было использовать для оценки методов обучения и воспитания детей с точки зрения их способности способствовать здоровому эмоциональному и когнитивному развитию.

На самом деле, вклад Эриксона в область детского развития по своему влиянию и значимости может сравниться только с работой Жана Пиаже. Как и Пиаже, Эриксон пришел к выводу, что детей нельзя торопить в развитии; что каждая фаза развития чрезвычайно важна, и ей нужно дать время для полного раскрытия. В то время как Пиаже подчеркивал, что когнитивное развитие нельзя ускорить (без ущерба для всего интеллектуального потенциала), Эриксон подчеркивал, что развитие ребенка 0103 нельзя торопиться, иначе будет нанесен ужасный эмоциональный вред, вред, который серьезно подорвет способность ребенка преуспеть в жизни.

По иронии судьбы, у Эриксона, чья работа так много сделала для здорового эмоционального и когнитивного воспитания детей, был умственно отсталый сын Нил, который прожил весь свой 21 год в приюте. Врачи предсказывали Нилу Эриксону, что он родился с тяжелым синдромом Дауна и физическими недостатками и проживет не более одного-двух лет. Его родители, занятые интеллектуалы, у которых дома было еще трое детей, согласились на рекомендацию врача и поместили сына в лечебницу. Они сказали другим детям, что Нил умер. Однако в конце концов правда всплыла наружу. До и после это было источником трений в домашнем хозяйстве. Биограф Эриксона, Лоуренс Дж. Фридман, указал, что жизнь его младшего ребенка, возможно, служила постоянным контрастным фоном для Джоан и Эрика Эриксона, когда они совместно разрабатывали теории 9.0103 здоровое развитие ребенка, которое со временем возникло в Детство и общество

Когда вышла книга и он добился звания профессора, Эриксон оставил свою должность в Калифорнийском университете. Беркли, чтобы обойти (эпоху Маккарти), требует, чтобы все профессора подписали присягу на верность. Он переехал в Массачусетс, чтобы работать в Центре Остина Риггса, а затем, в 1960 году, стал профессором Гарварда, где оставался до выхода на пенсию. Эриксон продолжал на протяжении большей части своей жизни в значительной степени идентифицировать себя как писатель и выпускать важные книги и статьи. Его превосходство в этой области было признано после публикации его обширной работы о жизни и личности Махатмы Ганди, Правда Ганди : книга принесла ему Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию. После выхода на пенсию из Гарварда в 1970 году Эриксон продолжал писать, проводить исследования и иногда читать лекции. Но в 1980 году серьезные проблемы со здоровьем (включая рак простаты) вынудили его полностью уйти на пенсию. Он умер в 1994 году в возрасте 91 года, мирно скончавшись во сне.

Мать: Карла Абрахамсен
Отец: Доктор Теодор Хомбергер (отчим)
Жена: Джоан Серсон
Сон: Кай Т. Эриксон
Сын: Джон Макдональд
Дочь: Сью
Сон: Нил (Синдром Даун)

. )
    Профессор: Йельская медицинская школа (1936-39)
    Профессор: Калифорнийский университет в Беркли (1939-51)

    Натурализованный гражданин США 1939

Автор книг:
Детство и общество (1950, психология)
Юноша Лютер (1958, психология)
Проницательность и ответственность (1964, психология)
Идентичность: Молодость и кризис (1968, психология) 8 th Truth (психология) 8 th Truth () )
Измерения новой идентичности (1974, психология)
История жизни и исторический момент (1975, психология)
Завершенный жизненный цикл (1987, психология, совместно с Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *