Эдипова комплекса: Эдипов комплекс. Что такое «Эдипов комплекс»? Понятие и определение термина «Эдипов комплекс» – Глоссарий

Содержание

Эдипов конфликт и три гениальных фильма о нём — Моноклер

Рубрики : Культура, Последние статьи, Пси-обзоры, Психология


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование: 

Donate


Когда в поп-культуре речь заходит об Эдиповом комплексе, фрейдовскую идею низводят до примитивного объяснения: это бессознательное влечение любого мальчика к матери и желание устранить отца. Клинический психолог Марина Куликова разбирается, что же на самом деле представляет собой Эдипов конфликт, почему это неизбежный этап развития любого человека, как в нём вызревает наша идентичность и склонность к здоровой конкуренции с родителями, какие формы может принимать Эдипов конфликт в разных обстоятельствах и какие преломления он находит в трёх гениальных фильмах — «Зеркале» Андрея Тарковского, «Убийстве священного оленя» Йоргоса Лантимоса и «Крупной рыбе» Тима Бёртона.

Миф об Эдипе и психоанализ

Трагедия Софокла об Эдипе открывается разговором Эдипа с жрецом. На город свалился мор. Жрец говорит Эдипу:

«Воздвигни умирающий город вновь, как ты это уже однажды сделал».

Помощник Эдипа Креонт посылается к оракулу узнать причину.

Вестник отвечает, что боги карают город за убийство. Мировой порядок нарушен убийством предыдущего царя Лая. Пока убийца не изгнан, город будет страдать (Лай был царем города до Эдипа. Эдип же, по другим мифам о нем, стал царем, отгадав неразрешимую загадку Сфинкса; он в городе пришелец, не наследник, но эти сведения не из трагедии Софокла; подразумевается, что читателю эти сведения известны и так).

Есть старец Тиресий, который что-то знает. Он долго отнекивается, но Эдип принуждает его ответить. «Осквернитель — ты!» — слышит он от старца.

Креонта начинают обвинять как косвенно связанного с Тиресием — «Кого ты привел!», и Тиресия также изгоняют.

Супруга Эдипа Иокаста, когда-то бывшая женой Лая, открывает Эдипу тайну: у Лая был сын, но царю сделали пророчество, что он погибнет от рук сына. А Лай погиб на перекрестке трех дорог, от их с Иокастой сына же он давно избавился, оставив малютку погибать в горах.

Эдип уже о чём-то догадывается и настаивает на продолжении расследования, для чего посылает за оставшимся в живых свидетелем — слугой.

А пока его нет, рассказывает жене, что был приемным сыном своего отца (правителя другого города). Отправившись искать своих истинных родителей, дошёл до Дельф (храма Апполона), где получил множество страшных пророчеств о том, что станет убийцей отца и родит детей, от которых будут отворачиваться люди. Бежав, Эдип попал на перекресток трёх дорог. Встретив в узком месте повозку, был ударен возничим. Но в сердцах ответил ударом и в гневе убил всех остальных. Вот рассказ Эдипа Иокасте.

Тем временем приходит другой вестник из города, где вырос Эдип, и рассказывает новую правду: вырастивший его человек — не родной отец Эдипа, так как лично из рук вестника принял младенца. А младенец был найден пастухом в горах. Эдипа манит узнать своё происхождение, и он настаивает на продолжении расследования. Называют имя Лая — того человека, который избавился от младенца. Наконец, дожидаются и второго пастуха, которому Лай передал младенца, и тот подтверждает то, о чём уже все и так догадались. Он принял младенца от Лая и отнёс в горы.

Далее в финальной сцене мы узнаем от третьего лица, что Иокаста покончила с собой, а Эдип, осознав, что убил отца и женился на собственной матери, ослепил себя от горя и изгнал сам себя из города на страдания и мытарства по миру.

Этот греческий миф, скорее, говорит о силе рока и бессилии человека перед судьбой, но метафорически имя Эдипа было использовано Фрейдом для обозначения того повторяющегося невроза, который он видел в своих пациентах и который в дальнейшем будет назван Эдиповым комплексом, краеугольным камнем психоанализа.

Надо отметить, что в одном и том же произведении, в котором Фрейд выводит фигуру Эдипа, он также выводит и фигуру Гамлета, говоря о том же конфликте. Фрейд трактует Гамлета как человека, страдавшего от того, что есть другой, противник, реализовавший тайные и истинные мечты самого Гамлета — овладеть матерью и убить отца. Желающие узнать об этом поподробнее могут самостоятельно почитать «Толкование сновидений».


Читайте также Анализ сновидений: от древних греков до Зигмунда Фрейда

Но судьбе было суждено именно Эдиповому комплексу, а не комплексу Гамлета, стать центральным узлом психоаналитической теории.

Эдипов конфликт с точки зрения психоаналитической теории

В чём современное понимание Эдипова конфликта? Бессознательное влечение к матери и желание устранить отца — чересчур примитивное, упрощенное толкование, за которым кроется тайное желание разделаться, высмеять ту теорию, которая так неудобоварима для наших желудков.

Рожденный ребёнок состоит в плотном симбиотическом контакте с матерью. Родившись, он окончательно «не вылупился» из неё. Человеческий детёныш очень долго сохраняет зависимость от матери. Физически и психически он представляет единое целое с ней. Примерно год спустя он начинает отбегать от матери на небольшое расстояние, но всё ещё не может самостоятельно добывать пищу.

Всё это время мать — центр его мироздания. Вернее, он сам в слитом состоянии с матерью и есть центр своего мироздания. Постепенно ребёнок осознает свою отдельность от матери, он понимает разницу себя и её. Наконец, в поле зрения ребёнка появляется фигура отца, третьего, и возникают отношения триангуляции — мучительного треугольника, в котором заперт ребёнок. Отец становится фигурой, благодаря которой ребёнок начинает отделяться от матери и исследовать окружающее пространство. Во-первых, мать иногда принадлежит отцу, а не ребёнку — это начинает осознавать ребенок. Во-вторых, отец расширяет диадное пространство «мать-дитя», образуя ещё один узел. У ребёнка есть связь с матерью, связь с отцом, и у родителей есть связь друг с другом.

Осознав, что у него есть пол, ребёнок идентифицирует себя либо матерью, либо с отцом: «Я — либо мальчик, либо девочка». И примерно в этот момент у него начинается дикая ревность к родителю своего пола и борьба с ним за любовь родителя противоположного пола.

Это и есть арена будущего Эдипова комплекса. В процессе длительного взросления ребёнок должен преодолеть желание жениться на маме или выйти замуж за папу и сформировать стойкое намерение «быть как мама или как папа», чтобы впоследствии завести себе свою пару. Говорят о положительном разрешении Эдипова конфликта, когда ребёнок окончательно разрешает себе любить человека противоположного пола, и о негативном разрешении, когда уже выросший ребенок не разрешает себе любить или осуществляет выбор в пользу партнёра своего пола. Это означает, что на арене Эдипова конфликта когда-то что-то пошло не так. Возненавидев родителя своего пола, ребёнок может возненавидеть своё собственное тело со всеми его проявлениями или просто себя. Это дорога в патологию или психосоматику. Ненависть к родителю своего пола, несомненно, должна рано или поздно стать метафорой, символом и пролиться на свет в виде творчества, поступков, в которых отдаленно есть конкуренция с родительской фигурой. Если метафора не образуется, то ненависть (а в вывернутом наизнанку виде ненависть может стать зависимостью) остается буквальной, а не символической, — это повод обратиться к личному анализу, к развитию у себя способности символизировать свои аффекты.

Биологи говорят, что окончательное взросление человеческого детёныша завершается к 4 годам — когда он уже действительно самостоятелен, может передвигаться и доставать себе еду, а исследователи нашего мозга утверждают, что окончательное созревание головной коры человеческого мозга завершается к 23 и даже к 26 годам, то есть всё это время человеческая особь развивается. Физическое отделение происходит к 4 годам, а психические процессы формирования и развития длятся почти 30 лет.

Эдипов конфликт имеет тысячи нюансов и оттенков в сценариях каждой жизни отдельного человека, и в одном случае может проявиться как патологическая ревность, в другом как желание конкурировать с людьми своего пола, в третьем как избегание любых парных отношений, в четвёртом как желание властвовать над партнёрами противоположного пола. Случаи самого крайнего разрешения конфликта, или, как говорят, перверсии, имеют также сотни вариантов.

Разрешением же конфликта является зрелая способность любить другого человека противоположного пола, уметь строить длительные отношения, рожать и воспитывать детей, проживать свою жизнь и стареть в удовлетворении своей жизнью и собой. Недаром Эдипов комплекс называют главным комплексом или этапом развития взрослого человека.

Совестью называют ту надстройку, которая образуется в психическом мире ребёнка в результате его прохождения через Эдипов Конфликт. Отец, принесший в мир ребёнка нормы, правила и законы, должен стать внутренней категорией. Это тот алтарь, на который ежедневно будут приноситься жертвы психических конфликтов человека.

Три гениальных фильма об Эдиповом конфликте

«Крупная рыба» Тима Бёртона (2003 г.)

Кадр из х/ф «Крупная рыба»

Герой возвращается к умирающему отцу. Фигура отца сначала кажется нам несерьёзной, комичной. Его истории — блеф, сказки, всё неправда. С точки зрения главного героя, все истории отца ерунда. Да и отец какой-то не такой. Не такой важный, не такой серьёзный, как хотелось бы. Так, коммивояжер, пустышка. И ещё эти его фантазии. Удивительно удачно подобран актёр для пожилого отца — тяжёлый, полный и ни разу не привлекательный мужчина. Но есть одно «но». У этого пустозвона жена — настоящая красавица. Как такое вообще возможно? Это, конечно, метафора, которую должен разгадать зритель. Дело в том, что таковы родители — непритязательный отец и красавица мать — с точки зрения ребёнка-мальчика. Их разительное отличие в плане привлекательности доведено до предела.

Такими видит родителей находящийся в эдипальном треугольнике ребёнок: один необыкновенно желаем, второй посмешище и преграда на пути.

Отец в фильме низведен с престола. Это несерьёзная фигура. Хотеть быть, как он, смешно, не представляется возможным. Но есть ещё одно «но».

Сын выбирает себе профессию писателя. И жена его — иллюстратор, фотограф, рассказчик о чудесах мира через образы фотографии.

В профессии герой как будто конкурирует с отцом. И, естественно, побеждает. Отец — несерьёзный нелепый рассказчик. Сын — серьёзный писатель. Мы очень часто в своих профессиях пытаемся догнать и перегнать своих родителей. Мать — врач, дочь- нутрициолог или остеопат (профессия, одновременно имитирующая и отвергающая материнскую). Мы можем конкурировать с родителями другим способом: родителю не удалось чего-то добиться в жизни, а ребёнок этого достигает. Или родитель мечтал, а ребёнок воплотил. Отец поэт, а сын режиссёр и сценарист. Отец известен в своей стране, а сын становится мировой звездой. Конкуренция с родительской фигурой и есть желание победить её.

В фильме «Крупная рыба» только смерть отца как будто возвращает герою истинный смысл отцовской фигуры и той утраты, которую теперь герой вынужден нести с собой всю жизнь. Только смерть отца открывает герою глаза на его ценность.

Осмеянный, изгнанный из сознания взрослого героя, это отец возвращается к сыну, а не сын возвращается к отцу (как это происходит по сценарию). Но только со своей смертью. Обрести, принять, вернуться к отцу в кинофильме можно только через его смерть. Возвращение блудного сына — так бы я назвала метафорический смысл этой истории, но не надо забывать, что для этого отцу приходится умереть.

«Зеркало» Андрея Тарковского (1974 г.

) Кадр из х/ф «Зеркало»

В центре фильма — воспоминания об отце. Мальчик находится в самом ключевом, «том самом» возрасте. Именно тогда, когда в Эдиповом треугольнике должно произойти мирное разрешение, в его личной психической эволюции происходит разлом. Отец уходит из семьи и треугольник даёт трещину. С этого момента отношения будущего героя с женщинами, как и вся жизнь с её плодами и результатами, обречены на драматичность.

Мы видим, как герой смертельно болен в фильме, и, умирая, он страдает, вероятно, о том, что было сделано и прожито не так.

«Совестью» называет врач эту болезнь в фильме. Из фильма мы узнаём, что герой, став взрослым мужчиной, тоже покинул семью и тоже оставил мальчика с матерью, повторив поступок своего отца. Находясь в поисках ключевого момента, загадки всей своей жизни, он возвращается в то самое лето и в тот самый дом, из которого отец ушёл и не вернулся в семью.

Жена героя, роль которой исполняет Маргарита Терехова, по гениальной задумке автора фильма, выглядит так же, как и мать (Терехова играет обеих героинь). Нам иногда трудно отличить мать от жены. В этом гениальный намек мастера на эдипальное и неосознаваемое желание мальчик-ребёнка к матери.

Но мы узнаём, что герой в конфликте со своей матерью уже много лет. Ненавидеть мать одновременно означает иметь вытесненное желание к ней. Жена, так похожая на мать, указывает нам на это.

Янковский в роли отца — далёкая и недоступная фигура, недосягаемая, как бог. Недосягаемая для мести и для поклонения. Его невозможно настигнуть, повергнуть и затем ощутить истинное раскаяние. Одновременно трудно хотеть быть таким, как отец, когда он совершил что-то «такое» по отношению к матери. Это «что-то» кажется непонятным, неуяснимым, но не прощаемым. Отношения родителей — мучительный треугольник, в котором неминуемо будет возникать третий или третья. Не разрешённый в свое время в мирном сценарии, треугольник будет манить и затягивать в себя вновь,. как узел, как загадка сфинкса. Уход отца и ожидание отца — ключевой момент фильма и истории героя. Попытка вернуть себе отца внутри себя и примириться с матерью — вот на что обречён герой на всю свою жизнь. Он как будто хочет вернуться в детство и прожить жизнь ещё раз, но так, чтобы той драмы не произошло.

Драма Эдипова конфликта здесь в том, что победить отца, пройти сквозь эту фигуру не удаётся, отец ускользает из жизни мальчика, и задача треугольника остается неразрешимой. Желаемая мать превращается в отцовский суррогат: возьми, принеси, выучи, перестань дурить. Так женская фигура становится амбивалентной: и желанной, и ненавидимой. Так реальные женские фигуры в жизни станут участниками драмы: одну и ту же женщину невозможно любить постоянно, рано или поздно любимая женщина превратится в преследователя.

Хороший и тонкий человек мучается всю жизнь и умирает несчастным. Совесть, которая мучает его и которая, вероятно, несправедлива к нему (и которой, по словам Тарковского, мучается каждый творческий человек) — это тот бог, который слишком жесток и не может быть милосердным. И ключ, который отворяет дверь к разгадкам, — драма Эдипального треугольника.


Читайте также О любви и смерти: музыка из фильма «Зеркало» Андрея Тарковского

 

«Убийство священного оленя» Йоргоса Лантимоса (2017 г.)

Кадр из х/ф «Убийство священного оленя»

Это даже не фильм про миф, а, собственно, почти пересказ мифа. «Ифигения в Авлиде» Еврипида рассказывает о мучениях отца по поводу необходимости принести в жертву дочь ради победы войска в войне. По мифу, дочь была заменена на лань богиней Артемидой в последний момент, а саму Ифигению услали служить жрицей в метафорическую жертву богам.

В центре фильма Лантимоса история об убийстве отрока отцом — жертвоприношение. Так бы, по-Тарковски, я озаглавила этот фильм.

Отцу приходится принести в жертву собственного сына. Это как будто не история про Эдипа, убивающего отца, а изнанка истории Эдипа. Это точка зрения отрока: почему бы он убил своего отца.

Принесение отрока в жертву — многочисленный и повторяющийся в истории и в культуре человечества ритуал. На костях младенцев строили реальные дома, закладывая кости для долговечности строения. Жертвы младенцев богам считались самыми угодными, когда это был единственный ребёнок или самый любимый.

Краеугольным камнем, на котором воздвигнута религия иудейско-евразийской культуры, была история о принесении Богом в жертву сына.

Главный герой фильма попадает, как Эдип, в замкнутое пространство рока, когда выбора нет. Опять рок.

И про рок можно говорить много с точки зрения психоанализа. Что-то управляет нами, но не мы. Что-то имеет силу и власть над нами, и мы это пытаемся подчинить себе, смирить это. Можно назвать это бессознательным. Можно назвать это, пользуясь лексикой нейробиологов, программами поведения. Но что-то в нашей жизни проносит нас по вехам, по этапам, обогнуть которые невозможно.

Итак, история неумолима, а мировой порядок, как в первоистории об Эдипе, страдает. В мифе об Эдипе нам известно, что люди в городе гибнут, и это решение богов. Они будут гибнуть, пока мировой порядок не будет восстановлен.

Точно такую историю разворачивает перед нами сюжет из «Убийства священного оленя». Пострадал порядок бытия: отец ненарочно, ненамеренно, точно как Эдип в свое время,  убил «чужого» отца. Неважно, что чужого. Теперь будут умирать люди, пока порядок не будет восстановлен. Отцу приходится убить собственного сына, чтобы род смог продолжить свою жизнь, чтобы «мор прекратился». Сын устраняется для того, чтобы семья жила. Это ли не повод возненавидеть отца будущим сыновьям! Не для того ли записывается, заучивается и передаётся история в поколениях, чтобы сыны помнили её?

В истории человечества, запечатленной в других мифах и в религиозных обрядах, отец потенциально требовал жертвы от своих сыновей в обряде обрезания, дабы сыновья не посягали на имущество старшего в роду. Можно согласиться, что обряд заменил существовавшее ранее реальное оскопление или даже убийство. Эта жертва — жертва послушания.

Намекая тем самым на само право убить, отец как будто говорит: я здесь закон, я здесь порядок, и никто больше. Отец всегда готов принести отрока в жертву ради будущего рода, чтобы сохранить мать, имущество, власть и право продолжения рода себе единолично. «Убьем отрока, — говорит жена главного героя в фильме. — Мы ведь живы, сможем родить нового». В этом зерно Эдипова конфликта. Отец даёт жизнь, и отец как будто (!) имеет право её отнять. Кому принадлежит жизнь ребёнка? Родителям или ребёнку?

Вся история человечества про этот выбор. Сынов всю жизнь слали на жертву ради спасения отчизны. Каждый сын «помнит» это. В истории Авраама, убивающего своего сына, — начало религии о готовности отца к жертве сына и о принесении этой реальной  жертвы впоследствии в новозаветной истории.

Сейчас в истории отдельной семьи будущих детей приносят в жертву ради благосостояния семейной пары.

Мир построен на костях своих детей. Эту метафору недавно предложил Ларс Фон Триер в своем сенсационном фильме «Дом, который построил Джек».

Этой же метафорой заканчивается фильм «Нелюбовь», где женщина, потерявшая сына (а, фактически, сделавшая всё так, чтобы он погиб) в символичном костюмчике от Боско с надписью на груди «Russia» шагает на тренажере под новость о разворачивающемся конфликте в Донецкой области. Возникает ассоциация «мать, посылающая на смерть своих детей»… Это финальная сцена фильма.

И жертвоприношение не надуманная жертва, она происходит в каждом человеке в процессе его взросления. Принести в жертву свои желания во имя порядка, во имя разума, во имя своего будущего — не с этим ли выбором мы сталкиваемся ежедневно много раз. Эдипов конфликт — не только конфликт отдельного человека, человечество в целом его проживает постоянно.

P.S. Истории о прохождении Эдипова конфликта женщинами потребуют отдельного рассказа, но самые яркие фильмы про это, на мой вкус:

  • «Орландо» — яркий фильм о негативном разрешении конфликта  «в тело», а именно в гендерный вопрос.
  • «Алиса в стране чудес» — в версии Тима Бёртона. Это совершенно другой талантливый рассказ про «тело» девочки, волшебный пирожок и трансформацию в большую «Я» в Эдипальной истории.
  • Классическая история про итальянскую мафию с Анастасией Кински «Крестная мать» — версия с мужским типом конфликта в исполнении женщин, где опять отрока приносит в жертву сам рок.
Обложка: The Illinois State University School of Theatre and Dance «Oedipus» (2017)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

psyобзоркинопсихологияФрейд

Похожие статьи

что это такое, его признаки и как избавиться?

Тёплые объятия, поцелуи и искреннее слова: «Мама, я тебе люблю» — всегда греют сердце. Но иногда это, как кажется, переходит границы. Ребёнок в возрасте 4 лет хочет спать в одной кровати и желает жениться. Это проявления Эдипового комплекса и является этапом при нормальном развитии малыша. Но иногда такое поведение может затянуться дольше, иногда намного дольше, чем обычно. Давайте разбираться.

Что такое Эдипов комплекс?

Эдипов комплекс — это сексуальное влечение к родителю противоположного пола и чувство ревности к представителю своего пола. Был назван, описан известным психоаналитиком Зигмундом Фрейдом в честь мифа об Эдипе, который убил своего отца-царя и женился на своей матери.

Сын испытывает сексуальное желание и сильную любовь к матери. К отцу же агрессивные чувства, ревность. Стремится отодвинуть его в сторону, чтобы занять место отца. Пытается вести себя, как мужчина, насколько это входит в детские несформированные понятия. Также дочка хочет стать на место матери. Иногда для этого выделяют специфическое название – комплекс Электры.

Фрейд утверждал, что комплекс Эдипа характерный для всех детей от 3 лет – время становления отдельной личности, отдельного «Я». И должен в норме пройти до 6-7 лет. Если этого не происходит, то стоит говорить о нарушении развития и его надо исправлять.

Пройти тест на тип личности

Психология комплекса Эдипа.

Не все психологи спокойно приняли фрейдовскую трактовку легенды и оформление теории. Некоторые вообще её не воспринимали и интерпретировали по-другому. Адлер утверждал, что так проявляется желание господствовать над обоими родителями.

Юнг говорил, что стремление сына быть ближе к своей матери – это ни что иное, как желание вернуться в лоно. Там было тепло, уютно, обволакивало постоянное чувство защиты и любви. От тебя ничего не требовалось, как сейчас в 3-4 года.

Фромм утверждал, что так проявляться желание ребёнка свергнуть патриархальный режим в семье. Райх добавил: Эдипов комплекс не будет постоянным элементом развития. Когда в будущем поменяются роли в семье, он может исчезнуть. Так психологи и не дошли до одной точки зрения, современные эксперименты не могут прийти к одному умозаключению.

Ещё Фрейд предполагал, что именно с возникновением этого комплекса связано наличие запретов морали, религии и культуры в виде инцеста. Поскольку сексуальное желание со стороны ребёнка имеет воплощение в реальной жизни.

Основные признаки.

В зависимости от того, какой тип воспитания в семье, какие взаимоотношения между членами, основные симптомы могут отличаться. К основным относятся:

  1. Капризное поведение. Ребёнок пытается обратить на себя внимание родителя противоположного пола. Поэтому пытается это сделать не только хорошим поведением, но и капризами, истериками.
  2. Стрессовое состояние психики. Находятся в постоянном напряжении и раздражении, поскольку испытывают новые ощущения, которые не понимают. Также, вокруг постоянно находится соперник, за которого надо быть лучше.
  3. Чувство собственности. Сложно отпустить маму/папу на целый день, если уходит на работу, в гости, по магазинам. Ребёнок грустит, скучает, пока не вернётся родитель.
  4. Отсутствие друзей. Отказывается от общения и проведения времени со своими сверстниками. Отдаёт предпочтение и внимание только маме/отцу.
  5. Сновидения. Если расскажет о своих снах, то часто можно услышать эротический подтекст относительно одного из родителей.

Последствия нарушения развития.

Комплекс должен пройти до 6-7 лет. Если же нет, то это отпечатается на личности подростка, а потом и взрослого человека. Парень будет несамостоятельным, поскольку привык всегда быть возле мамы, которая решает за него все вопросы и проблемы. Отсюда выплывает и неуверенность в своих действиях. Также и относительно тандема дочка-отец.

Дети обретают черты родителей с противоположным полом. Девочки имеют сильный и упрямый характер, целеустремлённые, иногда даже агрессивные. Такие личности привлекают мужчин, ими интересуются. Но сложно построит отношения, к ним часто не могут найти правильный подход.

Относительно сына, то ситуация хуже. Поскольку слабо характерный, женоподобный мужчина мало кого привлекает. И как следствие, вовсе не складываются отношение с противоположным полом. Становится замкнутым, усиленное чувство одиночества. Может со своей стороны разочароваться в женщинах, поскольку они не похожи на его идеальную Маму.

Пройти тест на темперамент

Как избавится от комплекса Эдипа?

Фрейд утверждал, что сын начинает бояться, что отец может его кастрировать за желание переспать с его женой. Поэтому комплекс сам собой отпадает во время появления этого страха. Он должен адекватно пройти, а не исчезнуть из виду и запрятаться в бессознательное. Чтобы потом не вылилось в другие комплексы.

Поэтому, если не проходит самостоятельно, нужно помнить о внимании к ребенку. Оно должно быть направлено от обеих родителей в равной степени. Отношения между ними должны быть благополучными, во взаимопонимании, без громких ссор. Чтобы дети видели маму с отцом как отдельную пару, которым хорошо вдвоём.

Не пускать спать с собой в постель и ванную комнату, когда принимается душ. Ребёнок должен чувствовать границы, испытывать стыд. Если лезет целоваться в губы, то нужно мягким, но уверенным движением отстранить и объяснить, что так делать нельзя. Что есть партнёр, которого любят как взрослого. А ребёнка тоже, только по-другому.

С ребёнком нужно много общаться. Особенно, когда он так активно познаёт мир, и много вопросов остаются не отвеченными. Поэтому стоит самому расспрашивать, что интересует, что объяснить. Показать детям, что это нормально – спрашивать, и за это даже хвалят. Возможно, поделится своими чувствами и переживаниями.

Ребёнок должен общаться с другими детьми и даже взрослыми вне семейного круга. Чтобы внимание не акцентировалось исключительно на родителях. Если понравилась сверстница противоположного пола, то это положительный признак, что проблема исчерпана.

Комплекс Эдипа – это естественные этап развития личности в раннем возрасте. После его прохождения ребёнок берёт на себя черты родителя своей стати, формируется для вхождения во взрослую жизнь. Если этого не произошло, то есть советы, как направить в нужном направлении.

Пройти тест на психологический возраст

Эдипов комплекс: 6 признаков, что он есть у вашего ребенка

Воспитание

Фото
Vasyl Dolmatov/Getty Images/E+

детский психолог

Родом из Древнего мира

Согласно древнегреческому мифу, оракулы предрекли фиванскому царю Лаю, что он погибнет от руки собственного сына. Поэтому Эдип был брошен на верную смерть в пустыне, но подобран и воспитан чужими людьми, которых считал родителями. Повзрослевшему Эдипу каким-то образом открылось касавшееся его пророчество, и он покинул дом, не желая, чтобы оно сбылось. Судьба столкнула его с незнакомцем — Лаем, которого он и убил в результате завязавшейся ссоры. А затем неподалеку от города Фивы уничтожил чудовище, наводившее ужас на горожан. Фиванцы провозгласили Эдипа царем, и он женился на вдове Лая, не ведая, что это его родная мать.

«Кого ты больше любишь, меня или папу?», «Я хочу спать вместе с вами», «Когда я вырасту — выйду замуж за папу». Вы уже слышали эти фразы от своих детей? Ну что ж, значит, об эдиповом комплексе вы знаете не понаслышке! На самом деле на этом этапе речь идет об эдиповой ситуации и эдиповом конфликте — типичной практически для всех детей стадии развития. Если же конфликт в определенном возрасте остается неразрешенным, тогда уже говорят об эдиповом комплексе как о некотором психологическом неблагополучии, отражением которого станут трудности во взаимоотношениях с другими людьми и другие сложности.

Как это происходит?

Ситуация, о которой пойдет речь ниже, возникает в возрасте 2–3 лет, когда малыш постепенно «отделяется» от мамы и начинает воспринимать себя членом тройственного союза, в котором ему отныне предстоит найти свое место. Как правило, вступая в эдипову стадию, ребенок испытывает активно собственнические, очень нежные чувства к родителю противоположного пола и стремление утвердиться и соперничать с родителем своего пола. Обычно чувства ребенка довольно сильные и противоречивые, но при этом для него — это шаг в сферу новых, волнующих переживаний.

Не правда ли, необыкновенно приятно, когда ваш маленький сын смотрит на вас с таким обожанием! Как на всемогущую и прекрасную богиню. А каково в этот период положение отца в семье?

Олег, папа трех мальчиков, говорит об этом со знанием дела: «Я был не в восторге от сложностей, возникающих между моей женой и сыновьями. Я чувствовал себя полностью исключенным из происходящего. Когда нашему младшему сыну исполнилось три года, он взял за привычку под утро залезать к нам в постель. В полусне он устраивался между мамой и мной и засыпал как ангелочек. Его маму это так умиляло, что она не протестовала против вторжения на нашу территорию. Однажды я не выдержал и попытался запретить ему забираться к нам в кровать, но у этого хитрюги оказалось немало способов убедить нас, что он просто не может спать один. Жене с трудом удалось убедить его спать в своей кроватке».

И мальчики, и девочки в своем развитии проходят две фазы эдипова комплекса. Так называемую негативную фазу, во время которой ребенок испытывает влечение к родителю своего пола и соперничает с родителем противоположного пола. И позитивную, где ребенок переживает влюбленность в родителя противоположного пола и чувство соперничества с родителем своего пола.

Ребенок, вошедший в эдипову стадию, хочет безраздельно владеть одним из родителей, быть для него единственным. Другой же родитель воспринимается как противник. Ребенок испытывает к нему сильную ревность, но одновременно бессознательно идентифицируется с ним. Таким образом, мальчик «присваивает» себе мужественные черты отца, его авторитетность и властность, а девочка становится женственной, как мама. Соперничество с одним из родителей приносит малышу немало переживаний: он колеблется между желанием не видеть папу и маму вместе и чувством вины за плохие мысли. Порой это так влияет на ребенка, что ему могут начать сниться пугающие сны, в которых «обиженный» им родитель может предстать в виде людоеда или злой колдуньи. Подобные образы выдают страх ребенка перед наказанием со стороны родителя-соперника за его притязания.

Фото
Getty Images/Westend61

Уже началось?

Маленькие дети могут быть очень изобретательными в проявлениях соперничества и любви. Вот некоторые из типичных признаков:

  • Возросшая агрессивность во время игр с мамой или папой, периодически вам «как бы случайно» пребольно достается.

  • Капризы, постоянные споры и непослушание при появлении родителя-соперника. Что неудивительно, он ведь нарушил идиллию.

  • Обожаемое дитя так и льнет к возлюбленному родителю, а поцелуи часто попадают в губы.

  • Малыш плачет, бушует и обижается, когда родители уединяются. Это его способ разрушить пару.

  • Он просачивается в супружескую постель под предлогом, что ему не спится, он не может быть один или ему приснился страшный сон.

  • Малыш писает в кроватку по ночам. Он же не может спать на мокром?! И вот он уже в вашей постели. В общем, у маленького хитреца найдется в запасе немало способов добиться своего.

Что делать?

В этот период родителям бывает довольно трудно выбрать правильную линию поведения. И родитель, ставший объектом влюбленности ребенка, и родитель-соперник оказываются в одинаково непростом положении, столкнувшись с проявлениями детской сексуальности и агрессивными реакциями. В любом случае ваши ответные проявления не должны быть слишком сильными. Не стоит реагировать бурной встречной агрессией на враждебность ребенка и интенсивно отвечать на его любовные притязания. Избегайте и другой крайности — игнорирования чувств ребенка. Малыш будет переживать из-за отказа родителей замечать происходящие в нем перемены. В этот, порой непростой период важно помнить, что ребенок учится устанавливать более зрелые отношения, а также регулировать проявление влечений и импульсивное поведение.

Родитель, ставший объектом обожания, на первый взгляд находится в более «выгодном» положении, но и его ответственность за сохранение правильной расстановки сил в семье очень велика. Например, если мама слишком потворствует сыну, ситуация только усугубится. Очень важно, чтобы отец не самоустранялся от решения вопроса, а иллюзии сына не подпитывались и не получали подтверждения. Нельзя позволить ребенку поверить, что его родитель может стать впоследствии его мужем или женой.

Возможно, многие задумаются о том, как быть, если у малыша только один родитель. Будет ли он в этом случае переживать эдипову стадию? Да, будет, важно, чтобы отсутствующий родитель продолжал существовать в мыслях ребенка. Для этого надо чаще говорить о нем, не слишком идеализируя и посвящая ребенка в то, как его отец или мать отнеслись бы к тем или иным вещам. Таким образом, малыш будет проживать эдипову фазу столь же полноценно, как и ребенок из полной семьи.

Как правило, эдипова стадия заканчивается к 5–7 годам. Все дети проходят этот путь по-разному. Некоторые пытаются безраздельно завладеть маминым вниманием и чувствами и агрессивно реагируют на отца. Другие довольно спокойно проживают этот период и очень быстро переключаются на новую фигуру — воспитательницу или папиных друзей. Впрочем, в любом случае для родителей это прекрасная возможность в легкой, но очень четкой форме сформулировать запрет на инцест. «Ты никогда не сможешь жениться на маме или выйти замуж за папу. Когда ты станешь взрослым, ты сможешь жениться на ком-то другом, и у вас будут дети». С одной стороны, это сильно разочарует ребенка, но с другой — будет способствовать укреплению его чувства реальности.

Больше полезных и интересных материалов о семейной психологии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Наталия Богданова

эмоциональное развитие | Определение, примеры, дети и подростки

Связанные темы:
развитие человека эмоция психологическое развитие

См. весь связанный контент →

эмоциональное развитие , появление опыта, выражение, понимание и регулирование эмоций с рождения, а также рост и изменение этих способностей в детстве, подростковом возрасте и взрослой жизни. Развитие эмоций происходит в сочетании с нервным, когнитивным и поведенческим развитием и возникает в определенном социальном и культурном контексте.

Младенчество

Выражение эмоций в младенчестве способствует переходу от полной зависимости к самостоятельности. Выражение интереса способствует исследованию и когнитивному развитию. Социальные (преднамеренные) улыбки и другие выражения радости способствуют социальному взаимодействию и здоровым отношениям привязанности с основными опекунами. Выражение грусти побуждает к сочувствию и помогает, а выражение гнева сигнализирует о протесте и дискомфорте. Уникальная склонность младенцев испытывать и выражать определенные эмоции, а также порог выражения этих эмоций обычно называют их темпераментом или характерной эмоциональностью.

Исследователи в целом согласны с тем, что неонатальные (непреднамеренные) улыбки присутствуют при рождении и что социальная улыбка и выражение эмоционального интереса появляются уже в шестинедельном возрасте. К четырем-пяти месяцам младенцы выборочно улыбаются знакомым лицам и другим младенцам, и их опекуны начинают обмениваться с ними положительным эмоциональным обменом.

Исследователи расходятся в своих объяснениях развития и времени возникновения дискретных негативных эмоциональных проявлений. В соответствии с мнением о том, что младенцы выражают негативные эмоции в раннем младенчестве, ученые показали, что младенцы по-разному воспринимают и реагируют на негативные эмоциональные выражения (например, грусть, гнев) других в возрасте четырех месяцев.

В течение вторых шести месяцев жизни, по мере того как младенцы приобретают рудиментарные когнитивные способности и память, они начинают выражать определенные эмоции в зависимости от контекста. Эмоции начинают проявляться динамично по мере того, как младенец начинает играть более непосредственную роль в эмоциональном обмене с опекунами. Эмоциональная связь с опекуном становится все более важной, поскольку младенцы ищут поддержки для исследования и ищут сигналы опасности.

Ясельный возраст и раннее детство

В период ясельного возраста в сочетании с быстрым созреванием лобных долей и лимбического контура в головном мозге возникает осознание себя. В результате малыш стремится стать более независимым, и в этой борьбе за автономию усиливается выражение гнева и неповиновения. Способность отличать себя от других также способствует базовому эмпатическому поведению и моральному пониманию. К концу второго года жизни малыши реагируют на негативные сигналы от других и имеют специфические эмоциональные реакции на собственные негативные действия. Эмоции, возникающие при рудиментарном представлении о себе, часто называют эмоциями самосознания и включают стыд, смущение, вину и гордость. Некоторые самосознательные эмоции, такие как гордость и вина, не проявляются до тех пор, пока малыши и маленькие дети не научатся концептуализировать интернализированные стандарты поведения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Когда дети поступают в дошкольные учреждения, они начинают обозначать свои эмоции и полагаться на разговоры об эмоциях в семье, чтобы облегчить свое понимание основных эмоций. Маленькие дети сначала отличают счастье от отрицательных эмоций, а затем начинают отличать отрицательные эмоции, такие как печаль, гнев и страх, друг от друга. Они начинают распознавать эти эмоции по выражению лица, а затем, в среднем детстве, начинают понимать ситуационные детерминанты эмоций. Понимание эмоциональной субъективности также развивается по мере того, как дети узнают, что то, что делает одного ребенка счастливым, может не заставить другого ребенка чувствовать то же самое.

Появление эмоциональной саморегуляции особенно важно в раннем детстве и происходит в контексте отношений в семье и со сверстниками. Открытое выражение положительных эмоций и теплые поддерживающие отношения между родителями и детьми способствуют эффективной эмоциональной саморегуляции. С другой стороны, частое выражение негативных эмоций в семье и жесткие карательные дисциплинарные меры усиливают переживания тревожных и нерегулируемых эмоций, которые могут привести к психопатологии. Соответствующие отношения со сверстниками, характеризующиеся совместной игровой деятельностью, также важны для развития эмоциональной регуляции в раннем детстве. Дети приобретают эмоциональное понимание и способность к сопереживанию и помогающему поведению благодаря хорошо отрегулированному эмоциональному обмену со сверстниками.

Среднее и позднее детство

В среднем и позднем детстве формируются устойчивые представления о себе, основанные на типичных эмоциональных переживаниях ребенка. Благодаря повышенной способности к саморефлексии дети начинают понимать свои сознательные эмоции. В результате постоянное переживание паттернов самосознательных эмоций оказывает влияние на самооценку ребенка. Например, склонность испытывать стыд, а не вину в ответ на негативные проступки, влияет на зарождающуюся самооценку ребенка и может стимулировать склонность реагировать агрессией или насилием.

Также в среднем и позднем детстве дети начинают понимать, что одна ситуация или событие может привести к возникновению множества смешанных эмоций. Например, дети старшего возраста понимают, что прощальная вечеринка для брата или сестры, который уезжает в колледж, может быть как радостным, так и печальным событием для ребенка и его брата или сестры. Эта способность, вероятно, возникает вместе с когнитивной способностью понимать несколько аспектов ситуации, называемой децентрацией.

Дети также изучают правила проявления эмоций по мере продвижения в среднем и старшем детстве. Например, ребенок учится выглядеть счастливым, даже если он расстраивается, когда друг или член семьи делает ему нежелательный подарок. Использование правил отображения имеет тенденцию к увеличению, поскольку дети начинают задумываться о том, какие последствия их действия могут иметь для других. Правила демонстрации используются разумно, и вероятность подавления негативных эмоций зависит от ряда факторов, включая пол ребенка, вероятных получателей выражения, конкретного контекста и культурной среды ребенка.

развитие младенцев и малышей | Британика

развитие младенцев

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Бенджамин Спок Т. Берри Бразелтон
Похожие темы:
теория привязанности здоровье младенцев и малышей младенчество ползать педиатрия

Просмотреть весь связанный контент →

развитие младенцев и детей ясельного возраста физический, эмоциональный, поведенческий и умственный рост детей в возрасте от 0 до 36 месяцев.

Различные вехи характеризуют каждую стадию развития младенцев (от 0 до 12 месяцев) и малышей (от 12 до 36 месяцев). Хотя большинство здоровых младенцев и детей ясельного возраста достигают каждой вехи в течение определенного промежутка времени, существует множество различий в том, насколько широким может быть это промежуток времени. Например, культура, окружающая среда, социально-экономический статус и генетические факторы могут влиять на то, когда младенец или малыш начнет ползать, ходить или говорить. Дети, страдающие от недоедания, лишенные социальных стимулов или не имеющие доступа к надлежащему медицинскому обслуживанию, могут развиваться медленнее, чем дети в более богатой среде. Беспокойство по поводу развития младенцев или малышей возникает, когда вехи отсутствуют или значительно задерживаются, поскольку такие ситуации могут сигнализировать о лежащем в основе физическом или психическом состоянии. Выявление проблем на раннем этапе развития жизненно важно для здоровья ребенка. Хотя родители часто первыми заявляют о своих опасениях, учителя и воспитатели могут заметить проблемы, которые родители не замечали или боялись признать. Они также могут быть в состоянии выявить детей, подвергшихся жестокому обращению или безнадзорных, которые демонстрируют аномальное развитие.

В начале 20-го века специалисты по детскому развитию начали понимать, что дети — это не просто «маленькие взрослые», а личности с уникальными личностями и особыми потребностями. В 1920-х и 30-х годах швейцарский психолог Жан Пиаже разработал теорию, согласно которой когнитивные способности детей развиваются в четыре стадии. Согласно Пиаже, сенсомоторная стадия характерна для первых двух лет жизни, в течение которых ребенок также осознает постоянство существования объектов в его или ее окружении. Работа российского психолога Льва С. Выготского, дошедшая до англоязычной аудитории примерно в то же время, что и исследование Пиаже, позволила понять, как дети думают и развивают речь.

В 1933 году в Соединенных Штатах было создано Общество исследований детского развития (SRCD) для применения новых концепций детского развития для улучшения жизни детей страны. Первоначально общество сосредоточилось на понимании того, как бедность и социальные лишения влияют на развитие, с целью использования этих знаний для разработки политики и программ, направленных на смягчение негативных последствий бедности. В 1964 г. президент США. Линдон Б. Джонсон начал свою «Войну с бедностью», а в 1965 г. Конгресс США учредил Программу Head Start, которая способствует «подготовке к школе» детей от рождения до пяти лет. Программа фокусирует свои усилия на детях из малообеспеченных семей и предлагает медицинскую, продовольственную и социальную поддержку зарегистрированным детям и семьям.

Через несколько часов после нормального рождения большинство младенцев приходят в себя и начинают реагировать на окружающее. Несмотря на незрелость, все системы организма работают. У младенцев есть способность глотать, сосать, давиться, кашлять, зевать, моргать и выделять отходы. Слух хорошо развит, но для того, чтобы зрение достигло взрослого уровня, требуется несколько лет. Исследования, проведенные на новорожденных, показывают, что новорожденные уже могут отличать формы лица от прямых линий. Рефлекс испуга также очевиден, и новорожденные реагируют на внезапные неожиданные движения и громкие звуки. Хватательный рефлекс позволяет даже самым маленьким младенцам держаться за чей-то палец. Обоняние и вкус также очевидны, и младенцы будут отворачиваться от неприятных запахов и отдавать предпочтение сладким вкусам горьким.

Физически головы большие по сравнению с остальным телом. Средний вес при рождении варьируется от 2,5 до 4,5 кг (от 5,5 до 10 фунтов), а длина варьируется от 45,7 до 53,3 см (от 18 до 21 дюйма). Потеряв от 5 до 7 процентов веса при рождении, младенцы начинают прибавлять в среднем от 142 до 170 граммов (от 5 до 6 унций) в неделю. В течение следующих нескольких дней у младенцев вырабатываются собственные паттерны, чередующиеся от сна к плачу, к бодрствованию и возвращению ко сну. Маленькие дети спят в позе эмбриона; при размещении на спине снижается вероятность синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Многие младенцы спят от трех до четырех часов между кормлениями, что первоначально требует от 6 до 10 кормлений в день.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Плач и суета — основные формы общения младенцев. Исследования показывают, что младенцы хорошо реагируют на «детскую болтовню», которая считается необходимой для развития речи. Младенцы реагируют на прикосновение и поворачиваются на голос, особенно на голос матери, и ищут грудь или бутылочку. Им нравится, когда их держат близко к сердцу, а плотное заворачивание в одеяло (пеленание) часто успокаивает. Расстроенного младенца также можно успокоить шикающими звуками, которые напоминают ему звуки, слышимые в утробе матери.

Между двумя и тремя месяцами у новорожденных начинают исчезать рефлексы. Если этого не происходит, это может быть признаком неврологических проблем. На этом этапе младенцы меньше плачут и начинают улыбаться в обществе. Они развлекаются, обнаруживая собственные пальцы рук и ног. Любимые игрушки — мобили и погремушки, а детям нравятся такие игры, как «пока-пока» и «пирожок». Привязанность к родителям и основным опекунам – это нормально. Примерно в восемь-девять месяцев появляется тревога разлуки, и дети возражают против того, чтобы их не было рядом с родителями или опекунами.

К четырем месяцам зрение улучшается, и младенцы обращают внимание на яркие предметы, предпочитая основные цвета, особенно красный. В одном исследовании младенцы, которым показывали как симметричные, так и асимметричные лица, отдавали предпочтение симметричным лицам, которые взрослые считали «привлекательными». Однако в возрасте от пяти до восьми месяцев младенец предпочитал асимметрию. Младенцы раннего возраста, предпочитавшие согласные музыкальные тона, к восьми месяцам реагировали на изменения ритма. Дети учатся, подражая, и то, насколько хорошо младенцы и малыши учатся подражать другим, является жизненно важным ключом к отслеживанию здорового развития. Одним из первых признаков детской имитации является реакция на улыбку улыбкой. Позже младенцы учатся имитировать другие выражения лица и звуки.

По мере роста нормальных младенцев окружность головы и грудной клетки становятся относительно равными. Младенцы учатся переворачиваться с одного бока на другой в положении лежа. Они переходят к одиночному сидению и ползанию. Потянув за чьи-то руки или мебель, следует стоять в одиночестве. К концу первого года многие малыши делают свои первые шаги. После воркования в раннем младенчестве дети старшего возраста произносят простые звуки и начинают произносить такие слова, как дада , мама и пока-пока . Теперь младенец может брать маленькие кусочки еды и манипулировать ложкой и детской чашкой. Младенцы пытаются расчесывать собственные волосы и перелистывать страницы книг. Им нравятся песни и стишки, они могут попробовать танцевать и петь. На этом этапе дети очень общительны и любят участвовать в семейной жизни. Они понимают одобрение и присоединятся к аплодисментам. Некоторые младенцы также проявляют независимость, сопротивляясь, пиная или крича. В некоторых культурах такая независимость строго не приветствуется, в то время как другие считают ее нормальной.

Эдипов комплекс Значение и обзор

Также называемый эдиповым комплексом, Эдипов комплекс — это термин, используемый Зигмундом Фрейдом в теории психосексуальных стадий развития. Эта концепция, впервые предложенная Фрейдом в 1899 году и официально не использовавшаяся до 1910 года, относится к влечению ребенка мужского пола к родителю противоположного пола (матери) и ревности к родителю того же пола (отцу).

Согласно противоречивой концепции, дети рассматривают однополых родителей как соперников. В частности, мальчик испытывает потребность конкурировать с отцом за внимание матери, или девочка будет конкурировать с матерью за внимание отца. Последняя концепция была названа «комплексом Электры» бывшим учеником и сотрудником Фрейда Карлом Юнгом.

Споры вокруг теории о том, что ребенок испытывает сексуальные чувства к родителю. Фрейд считал, что хотя эти чувства или желания подавлены или бессознательны, они все же оказывают значительное влияние на развитие ребенка.

Комплекс назван в честь царя Эдипа — персонажа трагической пьесы Софокла. По сюжету царь Эдип по незнанию убивает своего отца и женится на своей матери.

Согласно теории Фрейда, психосексуальное развитие в детстве происходит поэтапно. Каждая стадия представляет собой фиксацию либидо на разных частях тела. Фрейд считал, что по мере того, как вы растете физически, определенные части вашего тела становятся источниками удовольствия, разочарования или того и другого. Сегодня эти части тела обычно называют эрогенными зонами, когда речь идет о сексуальном удовольствии.

По Фрейду, стадии психосексуального развития включают:

  • Оральный . Этот этап происходит между младенчеством и 18 месяцами. Он включает в себя фиксацию рта и удовольствие от сосания, лизания, жевания и кусания.
  • Анал . Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до 3 лет. Он фокусируется на удовольствии опорожнения кишечника и развитии здоровых привычек приучения к туалету.
  • Фаллический . Этот этап длится от 3 до 5 лет. Считается, что это самый важный этап психосексуального развития, когда у мальчиков и девочек вырабатываются здоровые заменители их влечения к родителю противоположного пола.
  • Задержка . Эта стадия происходит в возрасте от 5 до 12 лет или в период полового созревания, во время которого у ребенка развиваются здоровые дремлющие чувства к противоположному полу.
  • Генитальный. Эта стадия длится с 12 лет, или периода полового созревания, до взрослой жизни. В это время происходит созревание здоровых сексуальных интересов, поскольку все остальные стадии интегрируются в разум. Это обеспечивает здоровые сексуальные чувства и поведение.

Согласно Фрейду, первые пять лет жизни важны для формирования и развития нашей взрослой личности. Он считал, что за это время мы развиваем нашу способность контролировать свои сексуальные желания и направлять их в социально приемлемое поведение.

Согласно его теории, Эдипов комплекс играет важную роль в фаллической стадии, которая происходит примерно в возрасте от 3 до 6 лет. На этом этапе либидо ребенка сосредоточено на гениталиях.

Симптомы и признаки эдипова комплекса не так откровенно сексуальны, если вообще таковы, как можно было бы представить, основываясь на этой противоречивой теории. Признаки Эдипова комплекса могут быть очень тонкими и включать в себя поведение, которое не заставит родителя дважды подумать.

Ниже приведены некоторые примеры, которые могут быть признаком комплекса:

  • мальчик, который ведет себя как собственник по отношению к своей матери и говорит отцу не трогать ее
  • ребенок, который настаивает на том, чтобы спать между родителями
  • девочка, которая заявляет, что хочет выйти замуж за своего отца, когда вырастет надеется, что родитель противоположного пола уедет из города, чтобы занять их место

Комплекс Электры называют женским аналогом комплекса Эдипа. В отличие от Эдипова комплекса, который относится как к мужчинам, так и к женщинам, этот психоаналитический термин относится только к женщинам. Он включает в себя обожание дочери отца и ее ревность к матери. В комплексе также есть элемент «зависти к пенису», когда дочь обвиняет мать в том, что она лишила ее пениса.

Комплекс Электры был определен Карлом Юнгом, одним из пионеров психоанализа и бывшим сотрудником Фрейда. Он был назван в честь греческого мифа об Электре. В мифе Электра убеждает своего брата отомстить за убийство ее отца, помогая ей убить ее мать и ее любовника.

Согласно Фрейду, ребенок должен преодолевать конфликты на каждой из сексуальных стадий, чтобы иметь возможность развивать здоровые сексуальные желания и поведение. Когда Эдипов комплекс не удается успешно разрешить на фаллической стадии, может развиться и остаться нездоровая фиксация. Это приводит к тому, что мальчики зацикливаются на своих матерях, а девочки зацикливаются на своих отцах, заставляя их выбирать романтических партнеров, которые во взрослом возрасте напоминают их родителей противоположного пола.